Александр митта — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Митта

Родился 28 марта 1933 года в семье инженера. Настоящая фамилия будущего режиссера — Рабинович. В 1937 году мать Александра была арестована по доносу сослуживцев и провела десять лет в лагерях. Ребенку это время казалось «счастливым»: теперь отец не задерживался на работе, а читал ему по вечерам книжки.

В 1930-1940-е годы были арестованы практически все братья и сестры родителей Митты, мужчин расстреляли. Режиссер вспоминал, что «дом ударников» в Москве, где он вырос, можно было смело называть «домом сирот» — настолько плотно репрессии коснулись его окружения. Отца Митты спас от ареста директор завода ЗИС Иван Лихачев.

Мать режиссера, вернувшись из лагеря, была вынуждена поселиться под Тулой, в разлуке с семьей. Она умерла в 43 года. Во время войны сам Александр Наумович жил в детском доме в Саратове.

После возвращения в Москву некоторое время он учился в ЦХШ, но откуда его исключили за увлечение абстрактной живописью. Воспитанием мальчика занималась тетя. Двоюродные братья и сестры Митты по окончании учебы были сосланы как члены семей врагов народа.

По совету родственников, Митта поступил в Архитектурный институт, чтобы иметь в лагере «выгодную» специальность. Он учится на курсе архитектора Константина Мельникова.

Угроза разделить судьбу члена семьи репрессированного миновала после смерти Сталина. Перед студентом открылись невозможные ранее пути. Окончив институт в 1955 году, Митта поступает на режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Александра Довженко, который говорил студентам: «Стыдно делать „среднее“ кино»).

Затем переходит в мастерскую Михаила Ромма, учится вместе с Андреем Тарковским и Василием Шукшиным. Во время учебы он работает иллюстратором в разных изданиях, рисует карикатуры для журнала «Крокодил».

Именно там редактор предложит ему работать под псевдонимом, потому что «карикатурист Рабинович — это уже слишком». Будущий режиссер берет фамилию одного из родственников со стороны матери. В 26 лет Митта женится на Лилии Майоровой, художнике-графике, изобретателе книжек-«раскладушек» для детей.

В браке рождается сын Евгений, снявшийся в детстве в нескольких картинах отца, а затем избравший карьеру художника.

Митта вспоминает учебу во ВГИКе в конце 1950-х как время надежд. Студенты увлечены итальянским, французским, американским новым кино, и хотят осовременить кино отечественное. После многолетнего застоя для режиссеров-дебютантов выходит фильм Марлена Хуциева «Весна на Заречной улице», и вскоре сам Митта, как и другие его однокурсники, играет в эпизоде нового фильма Хуциева «Застава Ильича».

В 1961 году Митта вместе с Алексеем Салтыковым снимает ленту «Друг мой, Колька!». Картина стала одним из первых советских фильмов о конфликте подростков с взрослыми и учителями, а также внутри школьного коллектива — теме, столь важной для советского кино последующих лет.

Дебют режиссеров заметили на Международном фестивале в Лондоне. Через год выходит детская приключенческая комедия «Без страха и упрека», на этот раз полностью снятая Миттой. Он выступает одним из авторов альманаха «Большой фитиль», а в 1965 году ставит «Звонят, откройте дверь» по сценарию Александра Володина.

Фильм, в котором маленькая девочка играет взрослую драму неразделенной любви, кроме советской публики, оценила и европейская критика: Митта получил «Золотого льва» на фестивале детского кино в Венеции. Приз чрезвычайно престижный, но режиссеру уже тесно в рамках «подросткового кино».

Он вернется к нему только один раз: спустя семь лет снимет фильм «Точка, точка, запятая».

В 1966 году Митта вновь снимается у Хуциева в «Июльском дожде». Хуциев же сыграет в следующей картине режиссера, «Гори, гори, моя звезда» (1969).

Митта впервые сам пишет сценарий к своему фильму — трагикомедии о театральном режиссере, который пытается привлечь к новому искусству жителей украинского городка в годы Гражданской войны.

Лента под названием «Комедия об Искремасе» посвящалась памяти Мейерхольда, а прототипом художника, персонажа Олега Ефремова, был Марк Шагал. Ни того ни другого нельзя было упоминать в советском кино. Первый вариант фильма был закрыт, чему способствовал и спор Митты с Роланом Быковым, изначально приглашенным на главную роль.

Поскольку сценарий был утвержден, Митта смог возобновить съемки, на этот раз с Олегом Табаковым в роли Искремаса. По словам режиссера, цензоры забыли, что разрешенное новое название фильма «Гори, гори, моя звезда» — из русского романса, который был запрещен в первые годы советской власти как «белогвардейский».

Митта сознательно соглашается, насколько это возможно, с советскими чиновниками ради воплощения своего замысла.

«И в том же фильме „Гори, гори, моя звезда“ мне запрещали одно, запрещали другое, а я делал то же самое, но вроде бы на их языке, и им справиться со мной было невозможно», — вспоминал режиссер.

Он говорил, что некоторые его коллеги — Элем Климов, Александр Аскольдов, прежде всего Тарковский — идти на компромиссы не хотели и «оставались без работы». Митта противопоставлял свою стратегию максималистскому «мессианству» современников.

«Вот у кого удивительно сочеталось рациональное начало с каким-то спонтанным, каждый раз неожиданным творческим выплеском, — вспоминал Армен Медведев. — В нем работал именно архитектор, конструктор, он свои решения конструировал и не стеснялся этого совершенно». В 1970-е годы режиссеру становится тесно в рамках определенного жанра.

После экспериментов в детском и авторском кино, он обращается к жанру мелодрамы, который безоговорочно презирало его окружение во ВГИКе. Советско-японский фильм «Москва, любовь моя» рассказывал о краткой влюбленности и смерти балерины из Японии в России.

Когда картина с грандиозным успехом прошла в Японии, Митта узнает от режиссера Сацуо Ямамото понятие «формула успеха» — фактор, приносящий популярность тому или иному фильму, независимо от таланта съемочной группы или затраченных усилий.

С тех пор Митта утверждается во мнении, что отечественному кинематографу недостает фильмов, рассчитанных на кратчайший эмоциональный отклик, зрительское узнавание и любовь. «Сказ про то, как царь Петр арапа женил» (1976) соединял черты мелодрамы и приключенческого исторического фильма.

Расчет на зрителя оправдался: роль Арапа осталась одной из самых известных в фильмографии друга Митты, Владимира Высоцкого. При этом сочиненные им песни в картину не вошли. Начиная с этого фильма Митта постоянно работает с композитором Альфредом Шнитке.

Триумф у зрителя принесла режиссеру картина «Экипаж» (1979), первый советский фильм-катастрофа. Лента сильно пострадала от цензуры.

Митта считал, что мелодраматические истории из жизней двух пилотов и бортинженера во второй части фильма превращались в сказочную историю, где персонажи, «как три богатыря», противостоят стихии хаоса, уничтожающей самолет, подобно огнедышащему дракону.

Госкино рассчитывало увидеть не «сказку», а фильм о трудовом подвиге советских летчиков. Митту уговорили вырезать финал фильма с умирающим старым командиром, героем Жженова — это могло бы не понравиться престарелому Брежневу. О не увидевшем свет финале режиссер впоследствии жалел.

Под ножницы попала и одна из первых в советском кино эротических сцен. Все это никак не сказалось на небывалом ажиотаже зрителей: «Экипаж» в первый год проката посмотрело более 70 миллионов человек, фильм стал одним из самых кассовых фильмов в советской истории.

В 1980-е годы Митта снимает притчу «Сказка странствий» с Андреем Мироновым и второй в своей биографии советско-японский фильм «Шаг» — драму на медицинскую тему. Режиссер продолжает пробовать себя в разных жанрах, но эти фильмы не были так популярны у публики, как предыдущие.

В 1990 году Митта вместе с Эдуардом Володарским пишет сценарий фильма «А в России опять окаянные дни» о сталинских лагерях. В том же году сам режиссер ставит фильм «Затерянный в Сибири», драму об английском археологе, по ошибке захваченном советскими спецслужбами в Иране и отправленном в лагерь «за шпионаж».

Советско-британский фильм был номинирован на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке, но оказался не оценен на родине. Позднее Митта жалел, что не сделал главного героя евреем, как хотел первоначально, что придало бы фильму дополнительную актуальность.

С ним согласен Андрей Плахов, назвавший Митту «нашим Спилбергом», который вынужден был перестать снимать. Митта уходит из кино на десять лет. В 1991-1993 годах он преподает в Гамбургской киношколе и читает лекции по всему миру. В 1999 году выходит его книга «Кино между адом и раем: кино по Эйзенштейну, Чехову, Шекспиру, Куросаве, Феллини, Хичкоку, Тарковскому…

». Книга о драматургии кино и тонкостях производства выдержала несколько изданий, став неофициальным учебником сценаристов. Вернувшись в Россию, Митта открывает киношколу, где существуют курсы сценаристов, режиссеров, актеров и операторов.

В 2001 году Митта, первым из известных советских режиссеров, снимает телесериал. Восьмисерийный фильм «Граница. Таежный роман» с большим успехом идет по государственным каналам. Режиссер сравнивал сериальную форму с романом, поскольку она позволяет делать развернутые высказывания.

«Мы придем к пониманию, что вся история кино — это была история рассказов и новелл, а вот пошла настоящая литература в кино, пошло длинное кино. Сейчас — стадия становления», — говорит режиссер. В 2000-е годы выходят еще два сериала Митты: «Раскаленная суббота» и «Лебединый рай».

В это же время он делает документальные фильмы о Леониде Филатове, Олеге Ефремове, Евгении Леонове и других артистах, с которыми сотрудничал в течение нескольких десятков лет.

В 2013 году режиссер ставит фильм «Шагал — Малевич» — осмысление короткого периода сотрудничества двух художников после революции, возвращаясь к авторскому кино и отчасти продолжая тему картины «Гори, гори, моя звезда». Митта смог открыто показать самого Шагала и его живописный мир на экране, а также показать жизнь еврейской общины в России.

В 2016 году режиссер одобрил новую версию фильма «Экипаж», снятую Николаем Лебедевым, и сыграл в фильме эпизодическую роль. Митта продолжает преподавать в киношколе и планировать новые картины.

Среди замыслов — фильм о Куликовской битве и о 1920-х годах.

Он считает, что «нельзя снимать старое кино» и скептически относится к тому, что в киновузах преподают режиссеры, десятки лет не создававшие ничего заметного.

 Андрей Гореликов

Источник: https://chapaev.media/faces/174

Александр Митта: биография, фильмография, личная жизнь

Искусство и развлечения 9 февраля 2016

Александр Митта – видный деятель российского киноискусства. Его фильмы смотрит вся страна, а начинающие режиссеры стремятся перенять богатый опыт Александра Наумовича, посещая уроки Митты в его авторской школе-студии. Как же начиналась карьера знаменитого режиссера? И какие фильмы Митты пользуются наибольшим успехом у публики?

Биография Александра Митты

Настоящая фамилия Митты – Рабинович. Для своей творческой деятельности Александр взял псевдоним, позаимствовав фамилию одного из родственников.

Александр Митта – коренной москвич. Он появился на свет в 1933 г. В 2013-м режиссер отпраздновал свой 80-летний юбилей.

Митта не сразу понял, что его привлекает мир кино. Высшее образование он получал на инженерно-строительном факультете университета имени Куйбышева. Затем Александр Наумович устроился на работу карикатуристом сразу в несколько юмористических изданий.

После того как Митта закончил ВГИК (его художественным руководителем был советский кинорежиссер М. Ромм), он скооперировался с Алексеем Салтыковым («Сибирячка») и снял свой первый фильм «Друг мой, Колька!» Эта картина на лондонском кинофестивале получила премию, а перед Миттой открылись двери в мир большого кино.

Актерские работы

Александр Митта не всю свою творческую жизнь провел в режиссерском кресле. В начале своей карьеры он получил и актерский опыт работы в кино.

В 1966 г. на советские экраны вышел фильм Марлена Хуциева «Июльский дождь». Речь в картине идет о молодой женщине Елене в исполнении Евгении Ураловой, которая пытается выстроить отношения с перспективным ученым Владимиром. Пройдя через ряд каких-то коллизий, эта пара в конце концов распадается. Александру Митте поручили в ленте роль занудного всезнайки Владика.

Фильм был плохо воспринят кинокритиками, которые посчитали драматургию «Июльского дождя» довольно слабой, натянутой и надуманной.

Впоследствии Митта появлялся еще несколько раз в кадре, но уже в тех проектах, съемками которых занимался сам. Речь идет о сериалах «Граница: Таежный роман», «Слава Богу, ты пришел!» и фильме «Раскаленная суббота».

Читайте также:  Ирена понарошку - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Видео по теме

Режиссерские работы

Фильмография Александра Митты насчитывает 18 работ. Из них особой популярностью пользуются только четыре картины.

Киноповесть «Звонят, откройте дверь» была снята режиссером в 1965 г. В этом фильме впервые на экране появилась Елена Проклова, которая впоследствии стала известной актрисой. Сюжет ленты завязан на светлом чувстве, которое испытывает школьница Таня Нечаева по отношению к пионервожатому.

Девочка пытается угодить предмету своего воздыхания: помогает организовывать пионерский сбор, ищет для выступлений интересных людей. Но ничего не помогает: молодой человек не замечает Таню, а на ледовом катке она его встречает с различными девушками.

В конце концов Нечаева понимает, что Петя – не герой ее романа, и разочаровывается в пионервожатом.

В Венеции картина «Звонят, откройте дверь» завоевала главный приз – «Льва Святого Марка».

В 1976 г. Митта снял исторический фильм под названием «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Сценарий ленты был создан на основе произведения Александра Пушкина. Ибрагима Ганнибала в картине сыграл легендарный Владимир Высоцкий. После съемок этого фильма между Высоцким и Миттой завязалась дружба.

Митта также является автором первого советского фильма-катастрофы под названием «Экипаж». По сюжету советский пассажирский самолет приземлился в аэропорту вымышленного города нефтяников.

Там произошло землетрясение, взлетная полоса оказалась разрушенной. Но именно сейчас экипажу Ту-154 нужно во что бы то ни стало поднять самолет в воздух, ведь вскоре всё вокруг должна залить кипящая лава.

Фильм постоянно держит зрителя в напряжении, ведь неизвестно, удастся ли героям спастись?

Из последних киноработ режиссера наиболее известным считается сериал «Граница. Таежный роман», который повествует о трагической развязке любовного треугольника между медсестрой Мариной, капитаном Голощекиным и лейтенантом Столбовым. В картине снялись такие знаменитости, как Ольга Будина, Марат Башаров, Алексей Гуськов, Рената Литвинова и многие другие.

Александр Митта: личная жизнь

Александр Наумович свою нынешнюю жену Лилию Майорову увел у другого мужчины. В 2017 г. Александр Митта и его жена отпразднуют бриллиантовую свадьбу. У пары всего один ребенок – сын Евгений, который работает художником.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Александр Калягин: биография, фильмография, личная жизнь

Бабс Баберлей, Чичиков, Александр Александрович Любомудров, Жуковский, Сэм — это далеко не весь перечень актерских работ трудолюбивого и мудрого человека. Александра Александровича Калягина. Он сыграл более 60 р…

Искусство и развлечения
Александр Тютин — биография, фильмография, личная жизнь

Александр Тютин — известный российский киноактер. Благодаря своему таланту и мастерству он сумел завоевать любовь широкой зрительской аудитории. Персонажи, которых он изображает на экране, приковывают к себе внимание….

Искусство и развлечения
Александр Лойе — биография, фильмография, личная жизнь

Зритель полюбил его в качестве Вовы Сидорова – озорного весёлого мальчишки из рекламы. Теперь Александр Лойе вырос и стал перспективным актёром, сыгравшим во многих фильмах и сериалах. Творческий путь его очень …

Искусство и развлечения
Александр Баширов: биография, фильмография, личная жизнь

Александр Баширов относится к разряду тех актеров, к личности которых нельзя оставаться равнодушным. Его или любят, или ненавидят — другого просто не дано. Такое неоднозначное отношение к себе Александр Николаевич зас…

Новости и общество
Актер Коршунов Александр Викторович: биография, фильмография, личная жизнь и интересные факты

Коршунов Александр Викторович – талантливый актер, который редко снимается в кино и сериалах. Своей известностью он обязан ролям, сыгранным на сцене Малого театра. «Не могу сказать «прощай»», «…

Искусство и развлечения
Александр Никитин, актер: биография, фильмография, личная жизнь

«Дьявол из Орли» — исторический сериал, который сделал звездой такого талантливого человека, как Александр Никитин. Актер, биография которого уже около 10 лет находится в центре внимания общественности, к …

Искусство и развлечения
Фильмография Александра Михайлова. Биография и личная жизнь актера

Александр Михайлов — настоящий русский актер, привлекательный мужчина и любимец женщин. Хотите узнать, где он родился и какой вуз окончил? Вас интересует фильмография Александра Михайлова? Вся необходимая информация с…

Искусство и развлечения
Актер и режиссер Кобзарь Александр: биография, фильмография, личная жизнь

Кобзарь Александр — знаменитая фигура в театральной среде Украины. К сожалению, за пределы родной страны его популярность не распространяется. Но на Родине Кобзаря называют новым Богданом Ступкой. В каких фильмах сним…

Искусство и развлечения
Актриса Линда Фиорентино: биография, фильмография, личная жизнь

«Люди в черном», «Догма», «За пределами закона», «После работы», «Больше, чем жизнь» — картины, благодаря которым зрителям запомнилась Линда Фиорентино. К 59…

Искусство и развлечения
Актриса Лорен Джерман: биография, фильмография, личная жизнь

Лорен Джерман – американская актриса, которая любит сниматься в триллерах и ужасах. Она исполнила роль загадочной Хлои Деккер в популярном сериале «Люцифер». Впервые Лорен удалось заявить о себе благ…

Источник: http://monateka.com/article/124270/

Александр Митта

Александр Наумович Рабинович родился 28 марта 1933 года в Москве. Митта – древняя еврейская фамилия семьи Александра Наумовича по материнской линии, происходящая от еврейского слова «мита», означающего национальное приспособление для переноса покойников, некое подобие носилок.

Александр никогда не скрывал своего еврейского происхождения и родился в семье, до глубины души преданной идеалам Октябрьской революции. В 1937 году, однако, революция обернулась против своих горячих последователей: большинство родственников Рабиновича, в том числе и мать, были репрессированы, многие из них – расстреляны.

После окончания школы Александр Наумович решает стать художником, поступает в художественный вуз. Однако из него Митту отчисляют: его таланту оказалось слишком тесно в узких рамках социалистического реализма. После этого Александр поступает в архитектурный. В 1955 году Митта окончил архитектурный факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева.

Учил будущего режиссера архитектуре великий конструктивист Константин Мельников. Однако по окончании университета увлечения Митты вновь изменились.
Настоящая фамилия Александра Митты — РабиновичОпыт художественного вуза позволяет Александру устроиться на работу карикатуристом сначала в «Крокодил», потом – в «Веселые картинки».

Этот опыт оказался впоследствии бесценным для Митты-режиссера – следуя принципам построения карикатуры, в своих фильмах Александр Наумович делает акцент на контрапункте картинки и текста, некоего действия и комментирующего действие монолога, диалога, закадрового голоса.

Одновременно с работой в журналах Митта решает получить второе высшее образование, на этот раз твердо решив связать свою жизнь с кинематографом. В 1961 году он оканчивает факультет режиссуры ВГИКа. Учителем Митты во ВГИКе был кинорежиссер, сценарист, театральный режиссер М. Ромм.

Дипломная работа Александра Митты и его однокурсника Алексея Салтыкова была поставлена на студии «Мосфильм» в 1961 году. Основой картины «Друг мой, Колька!» послужила одноименная пьеса драматурга А. Хмелика, одного из создателей детского киножурнала «Ералаш».

Неожиданно для всех дипломная мелодрама, проецирующая «взрослое» кино на детские проблемы и реалии школьной жизни, вошла в двадцатку самых популярных фильмов 1961 года. В общей сложности с мая по декабрь 1961 года фильм посмотрело почти 24 млн советских зрителей. Следующий фильм, первая самостоятельная режиссерская работа Митты «Без страха и упрека» вышел на экраны в 1962 году.

Митта продолжает подростковую тему – в кадре снова оказываются обычные мальчишки и девчонки, столкнувшиеся со взрослыми реалиями.

Собственный режиссерский стиль Митты начинает формироваться с третьей картины Александра Наумовича – «Звонят, откройте дверь» (1965, сценарий А. Володина). Увлеченно черпая вдохновение в, казалось бы, изъезженной к тому времени «детской», «пионерской» теме, режиссер раскрывает ее совершенно по-иному – небанально, без навязчивой идеологии, и, что самое главное – пронзительно жизненно. В 1966 году фильм получил международное признание – картина была удостоена главного приза кинофестиваля детских фильмов в Венеции – гран-при «Золотой лев Святого Марка».

Режиссер-хулиган Митта к 80 годам пережил кризисВ 1969 году Митта дебютировал как актер. Он сыграл в фильме своего друга Марлена Хуциева «Июльский дождь» роль одинокого интеллектуала Владика.

Следующий фильм Митты-режиссера «Точка, точка, запятая…» вышел на экраны в 1972 году и продолжил «подростковую» тему Александра Наумовича. Этот фильм также стал своего рода дебютом – Митта выступил не только в роли режиссера, но и написал сценарий к картине.

Как и в предыдущих лентах, мастерство Александра в при работе с юными актерами, тонкое психологическое чутье и мастерская прорисовка персонажей сделали фильм выдающейся лентой в истории советского кинематографа.

В 1973-1974 годах картина собрала большое количество наград и премий, в том числе на Московском, Алма-Атинском кинофестивалях, «Параде детских фильмов» в Белграде, международном детском кинофестивале в Салерно и др.

С 1969 года Митта отходит от привычной ему детско-подростковой темы и пробует себя в различных жанрах – мелодраматическом («Москва, любовь моя», 1974), сказочном («Сказ про то, как царь Петр арапа женил», 1976), трагикомедийном («Гори, гори, моя звезда», 1969), новом для советского кинематографа жанре фильма-катастрофы («Экипаж», 1979).

О картине «Экипаж» стоит упомянуть отдельно. Александр Наумович впервые в истории советского кино снимает фильм-катастрофу. Конечно, в современном понимании этого термина фильм не столь катастрофичен, однако в то время в советском кинематографе лента устроила чуть ли не переворот. После того, как в министерстве отказались выделять на картину средства, посчитав ее неинтересной, ненужной, Митта не отступился от своего проекта. При полном отсутствии бюджета режиссер начал изыскивать альтернативные источники средств.

Фильмография Александры Митты очень богатаВ стране, где отсутствовали рыночные отношения, Митте удалось невозможное – он нашел спонсора («Аэрофлот») и снял картину полностью за небюджетные деньги. Фильм собрал беспрецедентную зрительскую аудиторию по всему Советскому Союзу и за его пределами и стал лидером проката за всю историю советского кинематографа. Картина, сочетающая в себе элементы киноромана и фильм-катастрофу, собрала большое количество советских и международных кинонаград. Жанр, типичный для западного кинематографа, оказался чрезвычайно удачно адаптированным под советскую действительность. Несмотря на то, что «Экипаж» был, по сути, коммерческим фильмом, никакого дохода Митта не получил. Следующим этапным фильмом для Митты стала снятая в 1982 году картина «Сказка странствий» с Андреем Мироновым в главной роли. Эта музыкальная сказка-аллегория, снятая совместными усилиями кинематографических команд Советского Союза, Чехословакии и Румынии, впервые воплотила в себе, по словам Митты, идеи Станиславского и Эйзенштейна одновременно. Митта долгое время не мог решить для себя, к какой кинематографической школе Советского Союза относить свое творчество. Поиск своей «ниши» в отечественном кино привел к идее совмещения разноплановых, зачастую противоположных творческих идей в одной киноленте.

Читайте также:  Руслан алехно - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 90-х годах Миттой была снята одна картина – «Затерянный в Сибири» (1991). В 1990 году Митта написал также сценарий для кинодрамы Владимира Василькова «А в России опять окаянные дни». «Затерянный в Сибири» — совместная советско-британская картина, повествующая об английском археологе, по ложному обвинению сосланном в сталинские лагеря.

После съемок «Затерянного в Сибири» Митта на долгое время пропал из поля зрения кинокритиков. Молчание продолжалось почти десять лет – за это время Александр Наумович успел побывать в Штатах, перенять опыт западного кинематографа и поделиться собственными знаниями, преподавая режиссуру в Гамбурге и собственной режиссерской студии в Москве. Александр Митта – председатель жюри нескольких кинематографических конкурсов и народный артист РФ. В начале двухтысячных имя режиссера вновь стало популярным – после десятилетнего перерыва Митта повторно ворвался в отечественное кино нашумевшим сериалом «Граница. Таежный роман». За этот сериал Митта получил в 2002 году Государственную премию Российской Федерации. В 2002 году Митта, постоянно находящийся в творческом поиске и пробующий себя в различных жанрах, выпускает в прокат криминальную драму «Раскаленная суббота», а двумя годами позже на телеканале НТВ транслируется его второй сериал «Лебединый рай». В настоящий момент Александр Наумович завершает работу над художественным фильмом о витебском периоде жизни художника Марка Шагала. Рабочее название фильма – «Миракль о Шагале», а в прокат фильм выйдет предположительно в октябре 2013 года под названием «Шагал – Малевич».

Источник: http://book-face.ru/personage/aleksandr-mitta

Александр Митта — биография, личная жизнь, фильмография, слухи и последние новости

Настоящая фамилия известного кинорежиссёра Александра Митты – Рабинович. Он родился в марте 1933 года в интеллигентной московской еврейской семье, где и родители, и бабушки с дедушками были глубоко преданными идеалам Октября.

И почти все пострадали в период репрессий после 1937 года. Трагична судьба матери Александра Наумовича. Она отбывала наказание в сибирских лагерях, и жизнь её закончилась рано.

Сына ставил на ноги отец, только в преклонные годы нашедший себе вторую половинку.

Александр Наумович был мальчиком одарённым: он хорошо разбирался в живописи, сам рисовал и мечтал стать художником. Но и киномир влёк и манил Сашу Рабиновича с детских годов.

Окончив школу, Александр Рабинович отнёс документы в художественный вуз. Но вскоре его оттуда отчислили: таланту Саши было очень тесно в узком пространстве соцреализма. Непризнанный художник решил продолжить образование в другом столичном институте – инженерно-строительном.

Его наставником был знаменитый конструктивист и архитектор Константин Мельников. В 1955 году Александр окончил вуз, но работать архитектором не захотел.

Опыт короткого пребывания в художественном вузе позволил Рабиновичу получить заказы на карикатуры в легендарном «Крокодиле», а потом на иллюстрации в детском журнале «Весёлые картинки».

Однажды художник принёс в «Крокодил» свои карикатуры. Они очень понравились редактору, но тот, немного замявшись, отказался брать работу, сказав что «Рабинович в «Крокодиле» – это уже перебор».

В 1955 году Александр стал Миттой. Кстати, молодой человек не скрывал и не стыдился еврейского происхождения.

И в качестве псевдонима даже взял древнееврейскую фамилию кого-то из родственников по маме.

Александр Митта: фильмы

Кинематографическая биография Александра Митты началась в 1961 году с дипломной работы. Александр и его однокурсник Алексей Салтыков поставили на студии «Мосфильм» свою дипломную ленту «Друг мой, Колька!».

В её основу легла одноимённая пьеса создателя киножурнала «Ералаш» Александра Хмелика. Никто не ожидал, что дипломная мелодрама о детских и школьных проблемах войдёт в двадцатку наиболее популярных картин 1961 года.

С мая по декабрь «Друг мой Колька! » увидели без малого 24 миллиона зрителей СССР.

Подростковая тема, так удачно обыгранная в дипломном фильме, поднималась ещё не раз. В 1962 году Александр Митта уже самостоятельно выпустил картину «Без страха и упрёка». Третья картина режиссёра Митты под названием «Звонят, откройте дверь» стала интересна нарождающимся стилем молодого режиссёра.

Здесь не было надоевшей идеологии и оторванности от жизни. Наоборот – пронзительно жизненно раскрывались детские и юношеские проблемы. Эту ленту интересно смотреть и детям, и взрослым. В 1966 году картина получила главный приз Венецианского фестиваля детских фильмов «Золотой лев Святого Марка».

В 1969 году творческая биография Александра Митты пополнилась новой страничкой: молодой режиссёр впервые стал актёром. Митта сыграл интеллектуала Владика в картине Марлена Хуциева под названием «Июльский дождь».

Подростковая тема оказалась настолько близкой для Митты, что он опять продолжил её в своей очередной картине «Точка, точка, запятая…», вышедшей на экраны в 1972 году. Причём для этой ленты Александр Митта сам написал сценарий. Мастерство молодого режиссёра стало общепризнанным. Вначале 1970-ых кинофильм получил великое множество разных наград, в том числе и международных (в Солерно).

От привычной подростковой темы Александр Митта отошёл в своих лентах «Москва, любовь моя» (мелодрама), «Сказ про то, как царь Пётр арапа женил» (сказка), «Гори, гори, моя звезда» (трагикомедия) и, конечно же, совершенно новом для отечественного кинематографа того времени жанре фильма-катастрофы.

Именно в нём была снята картина-легенда «Экипаж ». Во время, когда о компьютерной графике никто ничего не слышал, пришлось для правдоподобия по-настоящему сжечь несколько самолётов.

Кстати, средства для этого дорогостоящего проекта Александр Митта искал самостоятельно, так как министерство отказалось давать деньги для «ненужной» и «неинтересной» ленты. Спонсора режиссёр всё-таки нашёл — им стал «Аэрофлот». Это был полностью коммерческий фильм, отснятый за внебюджетные средства.

«Экипаж» стал лидером проката всей истории советского кинематографа. Но сам Митта не получил от успешного проекта практически ничего. Зато стал практически легендой.

Следующим новым этапом в работе режиссёра Митты стала музыкальная сказка-аллегория под названием «Сказка странствий», в которой главную роль сыграл Александр Миронов.

Картина интересна тем, что снимая её, Александр Наумович решал для себя, какая же из двух кинематографических школ ему ближе – Эйзенштейна или Станиславского.

Картина получилась неким «гибридом» разных творческих идей, блестяще совместив несовместимое.

Ещё один фильм, после которого Александр Митта сделал долгую десятилетнюю паузу в работе – «Затерянные в Сибири».

Это совместная британо-советская картина об английском археологе, сосланном в сталинские лагеря.

В эти годы Митта не снимал новых картин, но зато он побывал в США и многих европейских странах, где не только перенимал опыт, но и преподавал режиссуру (в Гамбурге и своей Московской студии).

В двухтысячных Митта снова громко напомнил о себе сериалом «Граница. Таёжный роман ». За эту ленту Александру Наумовичу в 2002 году была вручена Государственная премия Российской Федерации. Вскоре режиссёр выпустил ещё два фильма разных жанров – криминальную драму «Раскалённая суббота» и сериал «Лебединый рай».

Одной из последних работ Александра Митты стал художественный фильм об известном художнике Марке Шагале в период его жизни в Витебске. Лента «Шагал – Малевич» вышла в прокат в 2013 году.

Александр Митта: личная жизнь

Личная жизнь Александра Митты была бурной. Свою возлюбленную Лилию Майорову Митта увёл из семьи. Муж Майоровой Игорь был корреспондентом «Правды». И всё у супругов было замечательно, пока в издательстве не появился карикатурист Саша Рабинович. О романе поползли слухи.

Муж Лили пришёл к Александру в коммуналку, чтобы «разобраться по-мужски». Но, увидев комнатушку, где стояли пять столов, заваленные бумагами, и маленький продавленный диванчик, пожалел соперника. Да и ростом Александр Митта был намного ниже Игоря. Мужчины поговорили.

Муж Майоровой решил, что проблема этим разговором исчерпана, и Лиля вскоре выкинет из головы бедного карикатуриста. Но этого не случилось – жена окончательно ушла в коммуналку к Митте.

Два года муж не давал развода Лиле, хотя в это время у Митты и Майоровой уже родился сын Евгений.

Со временем пара получила собственную квартиру на Малой Грузинской. Получить её помог Александру Наумовичу его друг Владимир Высоцкий. Он с Мариной Влади часто гостил у режиссера.

Александр Митта: фильмография

  • Друг мой, Колька!
  • Без страха и упрёка
  • Звонят, откройте дверь
  • Гори, гори, моя звезда
  • Точка, точка, запятая…
  • Сказ про то, как царь Пётр арапа женил
  • Экипаж
  • Затерянный в Сибири
  • Граница. Таёжный роман
  • Лебединый рай
  • Шагал — Малевич

Александр Митта: фото

14 фотографий: Александр Митта →

Больше информации по теме: http://m.24smi.org

Источник: http://mymylife.ru/biografii-znamenitostej/123391-aleksandr-mitta-biografiya-lichnaya-zhizn-filmografiya-slukhi-i-poslednie-novosti

Александр Митта (Aleksandr Mitta): фильмография, фото, биография. Актер, Автор, Режиссер, Продюсер, Сценарист

Александр Наумович Митта родился в Москве 28 марта 1933 года. Его настоящая фамилия – Рабинович. Псевдоним, под которым актер стал известным, он взял на основе фамилии одного из родственников со стороны матери.

Детство актера и режиссера не было безоблачным – его мать репрессировали в 37-м году, когда юному Митте было всего 4 года, поэтому он ее совсем не помнит. Ему пришлось несколько лет провести в детском доме до тех пор, пока в 1945 году не вернулся с фронта его отец.

В 1955 году Александр Митта окончил инженерно-строительный факультет МИСИ имени В. Куйбышева. Там его учителем был знаменитый советский архитектор Константин Мельников.

Позже Митта работал в качестве графика-карикатуриста в юмористических и литературно-художественных журналах.

В 1960 году Александр Митта окончил режиссерский факультет ВГИКа, где учился в мастерской Михаила Ромма. Год спустя Митта выпустил свой первый фильм «Друг мой, Колька!». Лента, в которой Митта показал свое видение «лица» советской школы, стала скандальной и вызвала резонанс. За первый год выхода картины ее просмотрели более 23 миллионов зрителей.

В 1979 году на экраны вышел фильм Александра Митты «Экипаж». Драма о катастрофе на борту советского самолета вскоре стала лидером проката. Начиная с 1987 года, Александр Митта участвовал в съемках документальных фильмов таких, как «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», «Как уходили кумиры», «Борис Чайковский.

Читайте также:  Александр яценко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он жил у музыки в плену», «Великие комбинаторы», «Всегда ваш, товарищ Сухов» и многих других.

В 2006 году Митта снял документальные фильмы, посвященные актерам Олегу Ефремову, Борису Барнету, Владимиру Басову, Леониду Филатову, а также двухсерийный документальный цикл про Евгения Леонова («Евгений Леонов. Исповедь», «Евгений Леонов.

А слезы капали…»). Среди известных фильмов с участием Александра Митта как актера есть две картины режиссера Марлена Хуциева: киноповесть о молодежи 60-х годов «Мне 20 лет» («Застава Ильича») 1965 года и драма «Июльский дождь» 1966 года.

Александр Митта женат на художнице Лилии Майоровой. У них есть сын Евгений, также художник владеет одной из известных столичных галерей. В 2011 году был снят документальный фильм «Александр Митта и Лиля Майорова/Наказание праздником». В настоящее время Митта преподает в немецком городе Гамбург и «Школе-студии Александра Митты» в Москве.

  • 2002 Раскаленная суббота
  • 1966 Июльский дождь Смотреть онлайн
  • 2013 Шагал – Малевич Смотреть трейлер
  • 2002 Раскаленная суббота

Источник: https://www.ivi.ru/person/aleksandr_mitta

«Александр Митта. О любви, компромиссах и предчувствиях». Документальный фильм

«Выдающийся кинорежиссер, строгий воспитатель, озорной выдумщик» — с такой формулировкой всеми любимого Александра Наумовича Митту награждали призом «За вклад в кинематограф». «Неисправимый оптимист», как он сам себя называет, автор буквально взорвавшего киноэкраны страны «Экипажа» празднует 85-летие.

За его плечами популярные киноленты и сериалы, навсегда вошедшие в историю отечественного кино: «Друг мой, Колька!», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Звонят, откройте дверь», «Москва, любовь моя», «Граница. Таежный роман».

В нашем фильме Александр Митта рассказывает, как проходили съемки «Экипажа», почему отказался сниматься в «Экипаже» Олег Даль, как взрывались и горели настоящие самолеты в Домодедове, как его обвинили в съемках слишком откровенных сцен, как он получал добро на фильм от министра транспорта и как в результате сам не попал на премьеру собственного фильма, только за первый год собравшего в кинотеатрах миллионы зрителей.

Впервые Митта говорит о своем детстве: как была арестована мама, как в годы войны маленький Саша оказался в эвакуации в детском доме, как пытался побороть сохранившийся на долгие годы страх оказаться за решеткой. Александру Наумовичу почти 85, но до сих пор, вспоминая подробности своего детства и юности, неизменно бодрый и оптимистичный Митта еле сдерживает слезы.

Митта первым в СССР решился на съемки необычайно сложной картины. И стал не только родоначальником советского фильма-катастрофы, но и автором пронзительной мелодрамы, снискавшей еще и славу первого эротического фильма в Советском Союзе.

В непростые времена Митта опять решился на грандиозный проект, и на телеэкраны страны вышел один из самых знаменитых отечественных многосерийных фильмов — «Граница. Таежный роман». Этот сериал до сих пор популярен и любим зрителем.

Так же, как и саундтрек к нему. Песню «Ты неси меня, река» режиссер рискнул написать сам, не будучи музыкантом. Благодаря студентам Александра Наумовича сохранился уникальный видеоматериал со съемок сериала «Граница. Таежный роман».

Эти записи вы увидите в нашем фильме.

«Кино — это машина по производству эмоций», — говорит режиссер. И именно этому он учит теперь студентов в своей киношколе, учит их «манипулировать зрителем», вызывать зрительские слезы, смех и ужас и держать в напряжении от самого пролога до конца. Авторы фильма побывали на занятии в мастерской Митты.

Для своих студентов Митта написал книгу, ставшую классикой режиссуры, — «Кино между адом и раем». По ней занимаются и студенты Гамбургского университета — там у Митты тоже есть своя мастерская.

Талантливый Митта талантлив во всем. И не только в профессиональном плане, но и в личной жизни. А личная жизнь для Митты — это настоящая, вечная любовь. Любовь к неординарной женщине, художнице Лилии Майоровой. Их судьбы уже много десятилетий сплетены в одно целое. Вместе они уже 60 лет. Ему — 85, ей — 90! И Митта по-прежнему каждый день бежит покупать своей Лилии свежий букетик цветов.

Энергетика и темперамент Митты помогали ему творить и преодолевать все препятствия, но уговорить жену раскрыть зрителю подробности их взаимоотношений — вот что действительно непросто! Жена режиссера убеждена, что счастье должно быть тихим и скрытым от посторонних глаз. Не сдающемуся ни перед какими сложностями и препятствиями Митте пришлось покорно смириться с решением женщины, о чем он нам поведал в интервью.

Александр Наумович, с начала своей карьеры (в качестве художника-карикатуриста) и до сегодняшних дней, время от времени делает наброски-карикатуры, являющиеся для него своеобразным «дневником жизни». В нашем фильме вы увидите как с помощью мультипликации рисунки Митты. Каждый из них — определенный момент жизни замечательного режиссера: съемки, любовь, взлеты, падения…

Источник: https://www.1tv.ru/-/xsvla

Александр Митта: «Без жены до 80 лет я бы не добрался»

Александр Митта и Лилия Майорова всю жизнь вместе. О любимой жене Александр Наумович готов говорить часами. «Она очень скромный человек, притом что очень большой художник, основоположник целого жанра книжки-игрушки, — говорит наш собеседник. — У нее в год выходило до 3 миллионов экземпляров книг и альбомов. Продавалось это в 40 странах, переводилось на 26 языков».

С любимой женой

«У меня были задумки с Высоцким, но…»

— Лилия Моисеевна была еще и первая модница?

— Она была идеологом московских стиляг. Тогда все надо было придумывать самим, а у нее фантазия работала прекрасно. Большой минус в моей жизни, что я не смог дисциплинировать себя так, чтобы стать пропагандистом ее идей, а их у нее море.

— Вы столько лет вместе, у вас прекрасный сын, внуки. Можете сказать, что и в жизни, и в работе главный стержень — любовь?

— Ну любовь — это очень красиво. Я не люблю таких слов, как «любовь», «творчество». Есть слова «жизнь», «работа». Мы поддержка друг другу. Жена, может, выжила бы в любой ситуации, а то, что я не добрался бы без нее до своих 80 лет, это точно.

Внуки — самоебольшое счастье!

— В вашем доме всегда было очень много друзей.

— Да, это так. В прежние годы заработки были совсем небольшие, на скромную зарплату режиссера жить было трудно. Тем более что я не снимал из картины в картину. Сам писал сценарии. А жена зарабатывала столько, что дома мы могли держать такое «непрерывное домашнее кафе».

Так что вечером всегда на огонек приходил народ, было весело, интересно. Был у нас коллективный друг: театр «Современник», Олег Павлович Табаков как персональный друг мой и жены. И Олег Николаевич Ефремов, человек, на которого я всю жизнь смотрел снизу вверх, не потому что он высокий, а потому, что он был очень мной почитаем.

У нас были друзьями и актеры «Современника», и актеры Таганки.

Володя Высоцкий, у которого моя жена была в числе самых близких друзей. Он вообще был очень общительным, и многие считают себя его друзьями, кстати, не без основания. Он был очень внимателен ко всем. В число тех 4−5 человек, которые могут действительно назвать его своими друзьями, входит Лиля.

Она была его доверенным лицом, он с ней советовался. Конечно, самый близкий друг Володи Сева Абдулов. Когда приезжала Марина Влади из Франции, своих детей она скидывала нам. И на их с Володей бракосочетании были мы с Лилей.

Лиля устроила им короткое и очень скромное торжество на Фрунзенской набережной, где они снимали квартиру. А уж потом Зураб Церетели повез их в Грузию и там уже весь Тбилиси поставил на уши. Я, правда, не смог поехать из-за работы. К тому же Володя был наш сосед по дому. Лет девять все праздники отмечали у нас.

Володя посвятил Лиле песню, но я не запомнил, какую именно. Мы вообще тогда относились к этому с преступной беспечностью.

— Когда вы решили ставить фильм «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», сразу предложили роль Высоцкому?

— Так это снималось для него. Ведь на какие-то роли руководство Госкино его не утверждало. Он написал песни для этой картины, и они стали ее сердцем, но пришло распоряжение их вырезать…

Для фильма «Сказ о том, как царь Петр арапа женил» Высоцкий написал несколько песен, но их вырезали из картины. Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемках фильма

— Дружба не мешала работе?

— Нет, на работе это не отражалось. Он же был высокий профессионал с огромным будущим. А то, что он так рано ушел из жизни, — это большая драма. Может, Володя не писал бы уже такое количество песен, но он вырастал как актер. Что бы ему режиссер ни предлагал, Высоцкий всегда становился хозяином поведения своего персонажа.

К тому же с ним невозможно было спорить, он готов был принять любое ваше предложение и улучшить его. Фантазия была безгранична. У меня и еще были задумки именно с ним, но… Так жалко, что талант ушел на взлете. И не только актерский. Он собирался быть режиссером, хотел в Одессе ставить фильм.

Володя даже просил проконсультировать режиссерский сценарий. Но было уже поздно…

Филатов и Высоцкий жили на преодоление

— Один из ваших знаковых фильмов — «Экипаж». И судьба распорядилась так, что Леонид Филатов тоже очень рано ушел из жизни.

— Филатов — фантастически талантливый человек. И когда я писал сценарий, хотел позвать его на пробы. Но тогда надо было приглашать сразу нескольких актеров, и кого-то из них должны были утвердить сверху. Я пробовал Олега Даля. Леня узнал и сразу отказался, потому что он несколько раз пробовался с Далем, и всегда брали Олега.

И я утвердил Даля, но тому врач-невролог сказал, что надо сделать передышку на три месяца — лечь в больницу. Мы должны были остановить картину, но это невозможно. И я сказал Лене, что роль освободилась. Леня позвонил Далю, выяснил, что тот действительно не может, и только после этого согласился.

И Леня, и Володя отдавали себя без остатка работе.

«Леонид Филатов сжигал себя. И Володя сжигал». (Кадр из фильма «Экипаж»)

— В январе у Владимира Высоцкого 80-летний юбилей. Вы можете его представить таким?

— Конечно. Высоцкий в 70 лет — это Жан Габен, только круче. Жан Габен был в молодости не так ярок, как Высоцкий, например, в сериале «Место встречи изменить нельзя». Но при той жизни, которую он вел, он сжигал себя. И Филатов сжигал. Высоцкий просто работал на износ, убежденный, что жизнь бесконечна. Оба жили на преодоление.

— И вам пришлось немало преодолеть!

— Да, и я прошел через переломные моменты. И очень жаль, что рядом нет тех, с которыми еще столько можно было бы сделать. Но надо уметь дружить и после того, как человек уходит.

Источник: https://lisa.ru/zvezdy/73993-aleksandr-mitta-bez-zheny-do-80-let-ya-by-ne-dobralsya/

Ссылка на основную публикацию