Динара асанова – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Динара Сатжан: биография

Известная телеведущая, журналист, успешная бизнесвумен, счастливая мама и просто красивая женщина Динара Сатжан — живое воплощение целеустремленности. Она зарабатывает немалые деньги и при этом успевает жить. Какой путь она прошла, читайте в биографии.

Динара Сатжан: биография телеведущей

Будущая звезда экрана родилась 21 сентября 1982 года в небольшом городке Атасу в Карагандинской области. Позже родители, она и два младших брата перебрались в Джезказган, где жили до начала 1990-х.

В то время отец Динары Жанабай Сатжан оставил работу госслужащего и открыл собственное дело. Видимо, пример отца и заложил в девочке деловитую основу. Мама Акмарал Токанова всегда поддерживала дочь в поиске собственного «Я».

Родители в одном из интервью рассказывали, что Динара всегда была ответственным ребенком. В семь лет ее отправляли за продуктами и давали карманные деньги. Из накопленных средств она делала маме и папе подарки. В двенадцатилетнем возрасте девочка присматривала за младшими братьями.

Глядя, как дочка играет во дворе, родители заметили ее организаторские способности и тягу к коммуникации. Динара легко собирала детей для совместных игр, проводила импровизированные концерты.

Дома с выступлениями тоже не было проблем. Конкурсы, тосты за распитием чая — обычное дело. Девочка никогда не стеснялась публики и сцены. Именно поэтому привыкнуть к видеокамере не составило труда.

Учеба и первый профессиональный опыт

Когда пришло время выбирать профессию, Динара отдала предпочтение журналистике. Она училась в Казахском национальном университете имени аль-Фараби (КазНУ). Девушка прониклась этим видом деятельности. Принципы журналистики для нее не пустой звук.

В журналистике, как в медицине, главное — опыт. Уяснив это, Динара уже на первом курсе стала работать на телеканале «Шахар». О высоких заработках на то время, естественно, речи не шло.

Первое время поддерживали родители. Отец говорил: «Ты, главное, нарабатывай опыт, а мы тебе поможем». Тогда Динара составила план своей карьеры: до 30 лет работать на имя, чтобы в дальнейшем оно работало на нее.

Карьера журналиста

После вуза Динара Сатжан работала на телеканале «Казахстан». Конечно, место ведущей ей сразу не предложили. Пришлось начинать с низов. Позже молодая журналистка устроилась в телерадиокомпанию «Шахар». Там она вела музыкальную передачу Music Station.

В 2003-м в карьере наметился серьезный подъем: Динара начала работать в новостях на канале «Южная столица». Она была выездным журналистом: посещала хоспис, опрашивала людей без определенного места жительства.

Через три года ей предложили стать ведущей новостей на канале «Астана». Там она проработала до 2009 года. Затем перешла на ту же должность на ТРК «Хабар», где проводила новостные обзоры вплоть до 2012-го.

Интересный факт: Динару признали самой красивой на конкурсе «Миссис Казахстан-2009», а в 2016-м она была ведущей на этом мероприятии.

Собственные проекты на телевидении и бизнес

За десять лет работы на телевидении Динара устала от того, что не всегда могла следовать принципам журналистики. Особенно ее огорчало, что во время интервью с каким-либо чиновником можно было задавать только согласованные вопросы. Поднимать острые темы удавалось редко.

Поэтому Сатжан решила отправиться в вольное плавание и запустить собственный проект. Передача получила название Status QUO. Сегодня она пользуется небывалой популярностью.

Неудобные вопросы стали главной фишкой проекта. Динаре за 45 минут удается несколько раз поставить человека в неловкое положение. Это не самоцель, ведь человек за такое время нет-нет, но начинает говорить откровенно. Ведущая часто спрашивает, о чем не принято: кто подарил часы; на какой машине ездите; какой доход.

Источник: https://www.nur.kz/1694292-dinara-satzhan-biografiya.html

Кинорежиссер и актриса Асанова Динара Кулдашевна — биография, фильмы и интересные факты

Новости и общество 1 ноября 2017

Режиссеру Динаре Асановой было всего лишь сорок два, когда ее не стало. Она не успела снять, что хотела. Не успела она вырастить и ее единственного ребенка. Но, несмотря на это, ее кинокартины, очень непростые, и сейчас будоражат умы. До сих пор они вызывают ожесточенные споры.

По большому счету, ее фильмы были неким срезом чувств того поколения. Она имела поистине уникальную в те времена внутреннюю независимость. Быть может, поэтому она ушла из своей жизни чересчур рано. Список фильмов Динары Асановой не такой огромный, как ей когда то хотелось, но каждая картина, определенно, достойна внимания.

Мы рассмотрим самые значимые ее работы, а также поговорим о том, как сложилась жизнь Динары Асановой.

Военное детство

Динара Асанова появилась на свет в середине осени 1942-го в столице Киргизии. В том же году в дом Асановых пришла похоронка на ее отца. Мама будущего режиссера трудилась ткачихой, и поэтому воспитанием девочки начала заниматься бабушка. Именно от нее маленькая Динара смогла научиться общаться с различными людьми.

Несмотря на то что ее считали тихоней, ей удавалось найти общий язык с ровесниками из дворовой и школьной компании. Она была очень увлекающейся девочкой. Она наравне со всеми играла в футбол, рисовала афиши для местного кинотеатра и даже смогла организовать библиотеку во дворе. Причем новую книгу можно было почитать только после того, как пересказать сюжет предыдущего произведения.

Кроме того, она устраивала т. н. «уроки радости». Она стала организатором «игры в школу». Динара была маленькой «учительницей» и тем самым прививала детям тягу к знаниям.

В стенах вгика

Когда Динара Асанова, биография которой была очень не простой, получила аттестат зрелости, ее мама надеялась, что дочь, как и сама она, начнет трудиться на текстильном предприятии.

Но та попыталась найти любую работу на студии «Киргизфильм». Она занималась с реквизитом и даже приняла участие в съемочном процессе кинокартины «Зной». Режиссером фильма была Лариса Шепитько.

Также она снялась в ленте под названием «Девушка из Тянь-Шаня».

Руководство киргизской киностудии порекомендовало ее к поступлению во ВГИК. Таким образом, Динара отправилась в столицу. К сожалению, в этом году и в следующем будущий режиссер не смогла попасть в вуз.

И только на третий раз она все-таки стала студенткой. Она училась на режиссерском отделении. А ее наставниками были великие М. Ромм и Г. Столпер.

На курсе она училась со Станиславом Говорухиным и Сергеем Соловьевым.

Группа была очень сильной и жесткой. Постоянно шла борьба за лидерство. Но от этого Динара специально отстранялась, равно и от шумного студенческого веселья. При этом в ее окружении были любимец 60-х Б. Окуджава и поэтесса Б. Ахмадулина.

Тогда же прозвучал для нее первый и очень тревожный звоночек – произошла остановка сердца. К счастью, подругам по общежитию удалось своевременно вызвать скорую помощь.

Режиссерский дебют

Получив диплом, Асанова отправилась жить в северную столицу. Как режиссер, она дебютировала в 1970-м. По сути, это была дипломная работа. Она выбрала произведение известного российского прозаика Валентина Распутина. Оно называется «Рудольфио».

Эта книга рассказывала о сложных взаимоотношениях девочки-подростка и взрослого мужчины. К сожалению, великолепная игра Ю. Визбора и неординарное раскрытие основной темы не спасли кинокартину от опалы. Руководство «Ленфильма» обвинило режиссера в подражании набоковской «Лолите».

Кроме того, на целых пять лет ей запретили вообще снимать фильмы.

Несмотря на это, режиссер Динара Асанова считала, что вынужденная пауза стала очень плодотворным и важным периодом ее жизни. В конце концов, именно в эти времена она вышла замуж. Ее избранником был Николай Юдин.

Он работал графиком. В 1971-м у четы родился первенец – сын. Его назвали Анваром. Впоследствии для единственного ребенка она начала сочинять сказки и оформляла их в самодельные книжки.

К слову, в дальнейшем Анвар неоднократно снимался в лентах мамы.

После молчания

Безработица Асановой закончилась раньше, чем ожидалось. На студии сменилось руководство, и режиссеру разрешили все-таки работать.

В результате в 1974-м фильмография Динары Асановой пополнилась долгожданной лентой «Не болит голова у дятла». В сюжетной канве фильма – взросление обыкновенного мальчика. Он увлечен джазом, который любила сама Динара.

Лента абсолютно лишена воспитательной риторики, но зато совершенно неожиданно раскрывает тему одиночества в подростковом возрасте. Главный герой испытывает муки первой любви и пытается обрести себя. По большому счету, эти идеи получили развитие и в очередной работе Асановой.

Эта культовая картина называлась «Ключ без права передачи». Фильм вызвал оживленную дискуссию. А немногим позднее он получил престижную премию.

Тяжелые времена

В 1977-м вышла в прокат очередная картина режиссера. По сути, это был государственный заказ, который поддерживал антиалкогольную компанию Советского Союза.

В этом мрачном и пессимистичном фильме под названием «Беда» Асанова рассказывала историю нравственной деградации некого Вячеслава Кулагина. Он был подвержен влиянию приятелей – алкоголиков.

В результате эта работа была встречена более чем прохладно.

Через два года к Динаре обратился за помощью ее друг Виктор Аристов. Он был сценаристом. Он просил ее, чтобы она показала руководству «Ленфильма» его сценарий «Жена ушла». Изначально она планировала, что работать над картиной будет сам Аристов. Но случилось так, что ей пришлось все-таки снимать этот фильм.

Первоначально в картине был задействован Владимир Высоцкий. Однако однокурсник Асановой Станислав Говорухин смог переманить барда и актера в свой фильм. Он назывался «Место встречи изменить нельзя».

Тогда Динара была вынуждена утвердить на роль Валерия Приемыхова, с которым ее связали долгие годы совместного творчества и дружбы.

Для Динары наступали поистине тяжелые времена. Ее последние картины, а именно «Никудышная» и «Что бы ты выбрал?», оказались очень неудачными. Из очевидного творческого кризиса ее могло спасти настоящее чудо.

И это чудо, в действительности, случилось. Она возобновила творческие отношения с Юрием Клепиковым. Он был сценаристом и работал в свое время над фильмом Асановой. Именно они начали снимать новую ленту.

И называлась она «Пацаны».

Фурор

Фильм вышел в прокат в 1983-м. Картина рассказывала о жизни в лагере для трудных подростков. Причем на съемочной площадке были вовлечены в работу сами дети из данного учреждения. Заметим, работа над лентой изменила и самих актеров. Они обрели свою некую внутреннюю свободу. Между прочим, до последнего Асанова старалась следить за их судьбой.

Как бы то ни было, спустя 2 года это произведение получило очередную премию. Правда, сама Динара об этом уже не знала.

В 1984-м она сняла очередной фильм, который назывался «Милый, дорогой, любимый, единственный». Кстати, картина получилась очень камерной. Практически все действие ленты происходило в кабине машины. Разумеется, в ленте звучала джазовая музыка.

В этом же году вышла ее очередная работа – телевизионный спектакль «Дети раздоров». Он продолжил тему взаимоотношений поколений. Ее работа в очередной раз затронула вопрос о разводе в семьях с детьми.

Последняя работа

В 1985-м Асанова готовилась приступить к съемкам нового фильма. Его рабочее название было «Незнакомка». Говорят, она предчувствовала свою кончину. Во всяком случае, она неожиданно смогла раздать все долги.

Кроме того, в дальнейшем она собиралась экранизировать книгу Андрея Платонова «Джан». Также Динара Асанова, фильмы которой быстро находили своего зрителя, хотела продолжить работу в оказании помощи трудновоспитуемым детям и детдомовцам.

Причем в некой более конкретной форме.

Но в том же году ее не стало. Как и в студенческом общежитии, ее сердце остановилось. Ее нашли в гостинице в своем кресле.

Наследник

Когда Асанова умерла, ее сыну было всего лишь тринадцать. Теперь у него начиналась новая жизнь, без любимой мамы. Сперва сын Динары Асановой отправился к родственникам, а когда повзрослел, вернулся к отцу в северную столицу. Он не нашел себя в профессии и начал жить на окраине Петербурга. Он жил незаметной и тихой жизнью…

Источник: fb.ruНовости и общество
Кинорежиссер Михаил Калик: биография, фильмы, личная жизнь и интересные факты

Людям, рожденным в послереволюционное и революционное время, было очень сложно жить, а тем более становиться знаменитыми личностями. Кинорежиссер Михаил Калик, еврей по национальности, прошел все круги ада, чтобы доби…

Новости и общество
Актриса Дженнифер Карпентер: биография, фильмы, личная жизнь и интересные факты

Дженнифер Карпентер – актриса, которую многие зрители запомнили как Дебру Морган из сериала «Правосудие Декстера». Конечно же, это далеко не единственная яркая роль 36-летней звезды. На ее счету съем…

Новости и общество
Актриса Дана Дилэйни: фильмы, биография, личная жизнь и интересные факты

Дана Дилэйни известна многим по своим скандальным ролям. В кино и сериалах она играет сильных женщин с очень сложным характером. А какая она сама?БиографияРодилась Дана в Нью-Йорке в английской семье. …

Искусство и развлечения
Пани Моника – актриса Ольга Аросева. Биография, фото и интересные факты

Средства массовой информации в СССР всегда были под сильным контролем партии, поэтому изобиловали пропагандистскими темами и прочими выгодными руководству страны произведениями. Телевидение не было исключением, и появ…

Читайте также:  Hugh jackman - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Искусство и развлечения
Американский кинорежиссер Роджер Корман: биография, фильмография и интересные факты

С начала 1950-х годов известный независимый продюсер и режиссер Роджер Уильям Корман (Roger Corman), фильмография которого насчитывает сотни малобюджетных лент, сомнительных как в отношении художественности, так и вку…

Искусство и развлечения
Кристин Бауэр: биография, фильмография и интересные факты об актрисе

Многие знают Кристин Бауэр как вампиршу Пэм из сериала «Настоящая кровь», но для кого-то она добрая злодейка Малефисента из «Однажды в сказке». Но кто же Кристин на самом деле?Биография…

Искусство и развлечения
Актриса Кристен Риттер: биография, фильмография и интересные факты

Кристен Риттер – талантливая американская актриса, запомнившаяся зрителям в первую очередь как Джессика Джонс из одноименного сериала. Ее кинематографическая биография началась в достаточно юном возрасте, и к 34…

Искусство и развлечения
Актриса Бергюзар Корель в “Великолепном веке”: биография, роль и интересные факты

Сериал «Великолепный век», который с триумфом демонстрировался на телеэкранах более 50 стран, был восторженно встречен российскими поклонниками мыльных опер. И даже многие из тех, кто с презрением относятс…

Искусство и развлечения
“Анатомия страсти”, Мередит Грей: актриса, биография, фото и интересные факты

Мередит Грей, главная героиня телесериала “Анатомия страсти”, одна из пяти центральных персонажей, наряду с Алексом Каревым (Джастин Чамберс), Джорджем О'Мэйли (Теодор Найт), Иззи Стивенс (Кэтрин Хэйгл) и Кристиной Ян…

Искусство и развлечения
Актриса Светлана Крючкова: биография и интересные факты из жизни

Светлана Николаевна Крючкова – великая женщина, известная по всей России и полюбившаяся зрителям актриса театра и кино. В 1983 году получила почетное звание заслуженной артистки Российской Федерации, а уже в 199…

Источник: http://monateka.com/article/256480/

Динара Асанова

Динара Асанова – военный ребенок. Она родилась 24 октября 1942 года в столице Киргизии, городе Фрунзе (теперь Бишкек). Отец Динары, Кулдаш Асанов, погиб на фронте в этом же году. Мать работала ткачихой и воспитанием девочки занималась преимущественно бабушка.

От нее Динара научилась умению общаться с людьми. Девочка-тихоня находила общий язык со всеми своими сверстниками, могла играть в футбол с мальчишками, организовывала дворовую библиотеку и рисование афиш для кинотеатра.

Мать настаивала, чтобы после окончания школы Динара получила надежную и высокооплачиваемую работу на текстильной фабрике, но выпускница отправилась на студию 'Киргизфильм' и попросила принять ее хотя бы уборщицей.

Она заведовала реквизитом, работала в съемочной группе фильма 'Зной' режиссера Ларисы Шепитько, и благодаря своему изяществу и милому восточному лицу даже снялась в фильме 'Девушка из Тянь-Шаня' (1960 г.).

Киностудия рекомендовала Динару Асанову к поступлению во ВГИК. Первая попытка была неудачной, но девушка не отступила. Только после третьего раза она поступила на режиссерский факультет, в мастерскую Г. Столпера и М. Ромма.

В группе, где учились также Сергей Соловьев и Станислав Говорухин, шла достаточно жесткая борьба за лидерство, от которой Асанова отстранялась, также как и от шумного веселья в студенческих компаниях, однако среди ее многочисленных друзей были и такие звезды шестидесятых, как Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.

И в это же время прозвучал первый тревожный звонок – во время отдыха у Динары остановилось сердце, но соседки по общежитию успели вовремя вызвать 'скорую'.

После окончания ВГИК Динара Асанова переехала в Ленинград. В 1970 году был снят ее первый самостоятельный фильм. Для своей дипломной работы Асанова выбрала новеллу В.

Распутина 'Рудольфио', рассказывающую о сложных взаимоотношениях взрослого мужчины и девочки-подростка.

Выразительная игра легендарного Юрия Визбора, импровизация, переосмысление первоисточника, и наконец, необычное раскрытие главной темы последующего творчества Асановой – становления личности подростка – не спасли режиссерский дебют от опалы.

Фильм был обвинен в подражании 'Лолите', а Асанову на целых пять лет лишили возможности снимать. В это время она вышла замуж за Николая Юдина, художника-графика, а в 1971 году родила Анвара, своего единственного ребенка, который впоследствии не раз появлялся в ее картинах.

Жизнь на острие

Смена руководства 'Ленфильма' покончила с творческим простоем Динары Асановой. В 1974 году вышел ее первый полнометражный фильм со странным названием – 'Не болит голова у дятла'.

Рассказ о взрослении мальчика, увлеченного джазовой музыкой, которую очень любила и сама Асанова, был напрочь лишен воспитательной риторики и с неожиданной точки зрения раскрывал темы внутреннего одиночества подростка, его первой любви и попыток обретения себя.

Эта традиция получила дальнейшее развитие и в культовом 'Ключе без права передачи' (1976 г.).

Импровизационная манера игры, когда экранные герои становились как бы продолжением самих юных актеров, документальная достоверность эпизодов об отношениях между детьми и взрослыми, неоднозначный сюжет – все это вызвало бурную дискуссию вокруг фильма. Через год он был награжден премией Ленинского комсомола.

Следующая работа Асановой, фильм 'Беда', рассказывающий историю моральной деградации алкоголика, был встречен зрителями прохладно; не вызвали особого интереса также телефильм 'Никудышняя' и кино этюд 'Что бы ты выбрал?'

Новым открытием для зрителей стал фильм 'Пацаны' (1983 г.). В фильме о лагере для трудных подростков снимались дети с непростой судьбой.

Съемки изменили и их самих, позволив обрести внутреннюю свободу и оценить радость созидания; Асанова продолжала следить за их судьбой и после окончания работы над фильмом. Через два года эта работа получила Государственную премию, но режиссер об этом так и не узнала.

В 1984 году она сняла камерную драму 'Милый, дорогой, любимый, единственный', а также телеспектакль 'Дети раздоров', продолжающий тему взаимоотношений взрослых и детей.

А в следующем году Динары Асановой не стало. На съемках фильма 'Незнакомка' в номере гостиницы у нее остановилось сердце – как когда-то в студенческом общежитии.

Асанова не успела ни снять все, что запланировала, ни вырастить сына. Однако после нее остались непростые фильмы, которые и через сорок лет будоражат умы и сердца.

Источник: http://biozvezd.ru/dinara-asanova

Лучшие фильмы о советском детстве. Динара Асанова

6 независимых кинокартин о воспитании

О Динаре Асановой вспоминают и говорят незаслуженно мало, а её фильмы, за исключением разве что «Пацанов», так и не стали каноном советского кино.

Однако те, кто про неё знают, легко смогут описать её работы — узнаваемый почерк, общее проблемное поле, одни и те же актёры.

Настроение этих фильмов и впечатление от них тоже всегда примерно одно — оно называется «щемящая грусть», более подходящего словосочетания пока не придумано.

Важнейшее, наверно, свойство асановской поэтики — это полифоничность. Основная материя её фильмов — это разговоры и монологи (а также их отражения — неловкие паузы и умалчивания).

Асанову причисляют к ленинградской школе кино — выпустившись из ВГИКовской мастерской Михаила Ромма, она 12 лет, до своей смерти, была режиссёром на «Ленфильме».

 При этом она всегда стоит особняком, и оценивают её работы по-разному: то ли авторское кино, притворяющееся советским, то ли советское, притворяющееся авторским; то ли гуманистическое и полемическое, то ли лишённое нравственной оценки.

Многие фильмы Асановой так или иначе касаются темы детства, её интересовала точка зрения ребёнка на мир взрослых.

К тому же Асанова была известна как режиссёр-воспитатель, который уж если нашёл ребёнка-актёра, то отпускать не захочет — после первого фильма позовёт в следующий.

Главным её актёром в этом смысле оказался собственный сын Анвар — он снимался во всех пяти фильмах из нашей подборки.

Не болит голова у дятла (1975)

Дебютный, но уже совершенно самостоятельный полнометражный фильм Асановой. Картина о том, что музыка нас окружает всюду, а вот любимые — нет; они так и норовят пропасть из нашей жизни, уехать то на время, а то и навсегда. 

Главный герой — Сева Мухин по кличке Муха, семиклассник с дурным характером, барабанщик-любитель (дятел-профессионал — по версии соседей), которого заботят только музыка, желательно джаз, и одноклассница Ира.

Поначалу джаза всё время не хватает (мухино увлечение барабанами вызывает активное сопротивление со стороны родственников и соседей), а Иры чрезвычайно много, и от этого всем смешно и хорошо. А в конце всё выходит наоборот, и от этого становится ужасно грустно, но ничего уже не поделаешь.

Только не подумайте, что тут все поют и плачут, вовсе нет. В основном тут гуляют и говорят —причём говорят так много, что постоянно что-то не договаривают.

Если вы не любитель советских фильмов с большим акцентом на музыку (а в большинстве своём они и впрямь скучные, наивные и приторные), сделайте для Асановой исключение.

Здесь музыка сосредоточена не в показательных номерах, а в окружающей действительности, в самом воздухе, которым приходится дышать зрителю. Она одновременно навязчивая, как подобает тренировочной игре на барабане, и вдохновляюще свободная, как подобает импровизации. Идеальная метафора подростковой любви.

Ключ без права передачи (1976)

Фильмы об учителях, которые меняют мир

История про границы профессиональной этики на примере группы десятиклассников и их молодой классной руководительницы Марины Максимовны.

Ученики постоянно ошиваются на квартире учительницы, общаются с ней на любые темы и по-настоящему заботятся о ней, как и она — о них.

Коллеги и родители Марину Максимовну не одобряют — устроила, мол, «трактир для учащихся». А школьники открыто не одобряют их.

Да-да, «Общество мёртвых поэтов» придумали в нашем отечестве, и называлось оно «Ключ без права передачи» (имеется в виду ключ к ученикам, которые одни и вправе решать, кому его отдать).

Из всей подборки это самый простой, легковесный и доходчивый фильм Асановой, при этом от своего стиля и подхода к искусству она не отказывается.

Какими мы традиционно представляем советские фильмы о школе? Трогательные, идеалистические, забавные. И конец такой, что хочется поплакать. Тут всего этого в достатке.

Хороша, например, сцена квартирной вечеринки, на которой всеобщее веселье и задушевный разговор перерастают в допрос учителя с пристрастием. А потом, чтобы снять напряжение, все поют Окуджаву. Не фильм, а на душу бальзам.

Что бы ты выбрал? (1981)

Советские документальные фильмы о космосе

Погружение Асановой в жизнь граждан младшего школьного возраста получилось не хуже, чем с подростками и старшеклассниками. А может, даже и лучше.

В отличие от предыдущих, «Что бы ты выбрал?» практически лишён сюжета в традиционном его понимании. Это не фильм-повествование, а скорее лирическая зарисовка. 

Болтовня обо всём и ни о чём здесь возведена в абсолют, и особенно удачна, потому что героям-третьеклассникам по статусу приходится отрабатывать за двоих — они высказывают собственные мысли, но одновременно с великой серьёзностью воспроизводят мысли, фразы и поведение окружающих взрослых.

На фоне этих разговоров время от времени звучат внутренние монологи: мальчика Володи и музыканта, чью таинственную квартиру, полную удивительных вещей (органов, варганов и прочих флейт), дети исследуют аж треть фильма.

На выходе получается самый литературный и медитативный фильм Асановой, а также, должно быть, лучшее высказывание о детском опыте за всю историю отечественного кинематографа.

Пацаны (1983)

Самый известный фильм Асановой и своеобразная веха в советском кино. Исследование быта трудных подростков в трудовом спортивном лагере. Честный взгляд на их жизнь — почти без прикрас (разве что без мата) и почти без надежды.

Часть воспитанников совсем уже взрослые, часть — совсем ещё дети, хотя курят, пьют и дерутся как взрослые. Но все без исключения — эти самые ленинградские «пацаны», жертвы и проводники культуры насилия, которые спустя десять лет после выхода фильма станут главными героями эпохи.

Актёрский состав «Пацанов» — вовсе даже не актёрский. Для фильма подбирали подростков и юношей из спецшкол, то есть большинство актёров играли попросту самих себя.

То же самое и с сюжетом. Это фильм в жанре «сцены из жизни», с некоторой, можно даже сказать, антропологической нотой. В общем, документ эпохи.

Дети раздоров (1984)

7 фильмов об учителях: от классики до странности

Последний законченный фильм Асановой — картина, снятая в жанре мокьюментари, то есть псевдодокументалистики. Это серия интервью, которые некий журналист берёт у двух супругов, решивших развестись.

Камнем преткновения оказывается их ребёнок, девятилетний Алёша. Отец не хочет отдавать сына матери, уверяя, что та постоянно устраивает скандалы. Мать в свою очередь утверждает, что отец специально настраивает сына против неё. За ложью и манипуляцией начинает забываться, что у Алёши есть свои переживания, что он вынужден быть вечным свидетелем родительской распри.

Читайте также:  Михаил евдокимов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Интервью разбиваются на множество коротких и мучительно достоверных сцен, особенно когда вместе с отцом присутствует сын, который говорит журналисту именно то, что нужно папе:

— Помнишь, когда я уезжал в командировку, я тебе говорил, что тебе надо встретиться с мамой. Просил я тебя, чтобы ты с ней встретился?

— Не просил, — отвечает мальчик, как на автомате, глядя в пустоту.

— Ну вспомни, как же не просил, — отец говорит это, смотря пристально на сына.

— А нет, просил, я забыл только, — отвечает Алёша, так же механически, не меняясь в лице.

— Ну, вот видишь.

Фильм снят очень просто, это почти телеспектакль. Его музыкальный лейтмотив — печальный скрип качелей во дворе. Качелей, на которых никто не катается.

Динара Асанова на съёмках

Динара Асанова скончалась в возрасте 42 лет во время съёмок очередной картины, так и оставшейся незаконченной (а в дальнейших планах значились экранизация Андрея Платонова и сериал о подростках). Уже после смерти её наградили госпремией СССР за «Пацанов», а фильм «Милый, дорогой, любимый, единственный…» был показан в Каннах.

Судьбы многих детей-актёров также оказались трагическими, многие умерли в молодом возрасте. Андрей Лавриков, сыгравший в «Ключе без права передачи», покончил с собой ещё до премьерного показа фильма. Александр Богданов из того же фильма был убит. Александр Жезляев из «Не болит голова у дятла» провалился под лёд.

Тут остаётся разве что сказать, что кино будет вечным, по крайней мере, если его будут продолжать смотреть. Надеемся, что вас заинтересуют фильмы из этой подборки.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://newtonew.com/movie/luchshie-filmy-o-sovetskom-detstve-dinara-asanova

Динара Асанова: «Ради кино мне пришлось забыть о себе»

Никто и предположить не мог, что тихая, скромная, едва приметная Динара Асанова — будущий классик кинематографа.

«Я хотела делать кино»

Она родилась 24 октября 1942 года в городе Фрунзе (теперь Бишкек). Отец Динары, Кулдаш Асанов, погиб на фронте в этом же году. Мать работала ткачихой и воспитанием девочки занималась преимущественно бабушка.

От нее Динара научилась умению общаться с людьми. Девочка-тихоня находила общий язык со всеми своими сверстниками, могла играть в футбол с мальчишками, организовывала дворовую библиотеку и рисование афиш для кинотеатра.

Мать настаивала, чтобы после окончания школы Динара получила надежную и высокооплачиваемую работу на текстильной фабрике, но выпускница отправилась на студию «Киргизфильм» и попросила принять ее хотя бы уборщицей: «Я не знала, что такое режиссер, ну, разделение профессий — что есть режиссер. Я хотела делать кино. Так оно и получилось». Она заведовала реквизитом, работала в съемочной группе фильма «Зной» режиссера Ларисы Шепитько, и благодаря своему изяществу и милому восточному лицу даже снялась в фильме «Девушка из Тянь-Шаня».

Киностудия рекомендовала Динару Асанову к поступлению во ВГИК. Первая попытка была неудачной, но девушка не отступила. Только после третьего раза она попала на режиссерский факультет, в мастерскую Столпера и Ромма. Асанова отстранялась от шумного веселья в студенческих компаниях, однако среди ее многочисленных друзей были и такие звезды шестидесятых, как Булат Окуджава и Белла Ахмадулина.

«С Динарой мы учились вместе во ВГИКе, — вспоминал Сергей Соловьев. — Она была первое время не просто скромным человеком, а наглухо закрытым. Мы даже не знали, о чем она думает. Она страшно стеснялась показывать свои работы. Это было мучительно преодолеваемое стеснение. Но потом она постепенно оттаивала на наших глазах».

Однако в это же время прозвучал первый тревожный звонок. Динаре был 21 год, когда зимой 1963 года у нее остановилось сердце и наступила клиническая смерть. Ее спас случайно оказавшийся рядом однокурсник Витя Титов. В течение 3-4 минут решалось — жить Динаре или умереть. После этого случая она часто стала повторять: «Я умру рано.

Такие, как я, долго не живут».

В 1970 году был снят ее первый самостоятельный фильм. Для своей дипломной работы Асанова выбрала новеллу В.

Распутина «Рудольфио», рассказывающую о сложных взаимоотношениях взрослого мужчины и девочки-подростка.

Потом Асанова вышла замуж за Николая Юдина, художника-графика, а в 1971 году родила Анвара (Владимира), своего единственного ребенка, который впоследствии не раз появлялся в ее картинах.

«Я не очень люблю свою профессию»

Сама Асанова рассказывала: «Так вышло, что после ВГИКа я долгое время не имела постановки — и не потому, что я такая привередливая и разборчивая, а потому что мне ее никто не давал. И лишь с приходом на “Ленфильм” нового директора мне была доверена работа над полнометражной картиной.

Юрий Клепиков долго сомневался, стоит ли ему отдавать сценарий в мои неопытные руки, но, посмотрев мои вгиковские работы, все же дал свое согласие.

Сценарий его был решен в комедийном ключе, меня же неумолимо влекло в лирику, и на этой почве начало нашего сотрудничества было трудным, нервным, но все же, в конце концов, мы сумели понять друг друга».

В 1974 году вышел полнометражный фильм «Не болит голова у дятла». Людмила Кривицкая, участвовавшая в съемках, рассказывала: «В отличие от других знакомых мне постановщиков Динара вместе с работниками режиссерской группы принимала самое активное участие в поисках детей — исполнителей ролей в фильме.

Ходили по школам — смотрели на ребят во время перемен или после уроков, на представления, где много детей, на выступления детских коллективов, просмотрели много детских музыкальных ансамблей, посетили все музыкальные школы. Долго не могли найти героиню фильма.

И однажды Динара привела на студию Лену Цыплакову, с которой познакомилась в гостях».

Рассказ о взрослении мальчика, увлеченного джазовой музыкой, которую очень любила и сама Асанова, с неожиданной точки зрения раскрывал темы внутреннего одиночества подростка, его первой любви и попыток обретения себя.

Эта традиция получила дальнейшее развитие и в культовом «Ключе без права передачи».

Импровизационная манера игры, когда экранные герои становились как бы продолжением самих юных актеров, документальная достоверность эпизодов об отношениях между детьми и взрослыми, неоднозначный сюжет – все это вызвало бурную дискуссию вокруг фильма.

Следующая работа Асановой, фильм «Беда», рассказывающий историю деградации алкоголика, был встречен зрителями прохладно; не вызвали интереса также телефильм «Никудышняя» и киноэтюд «Что бы ты выбрал?».

Новым открытием для зрителей стал фильм «Пацаны» (1983 год), где была показана жизнь подростков, состоящих на учете в милиции, и малолетних преступников, отправленных не в тюрьму, а в спортивно-трудовой лагерь.

В этой картине создал яркий, запоминающийся образ начальника летнего спортивно-трудового лагеря для трудных подростков, Паши, еще одна звезда кинематографа, которую раскрыла Динара Асанова — Валерий Приемыхов.
Актеров для своих работ Асанова часто искала в школах и на улице.

Трудные подростки в «Пацанах» в реальной жизни действительно были проблемными детьми. С ними Динара продолжала общаться даже после окончания съемок. Но жизнь и творчество Асановой связаны были и с реальными трагедиями, происходившими вне съемок.

Так, например, Александр Богданов, снявшийся в фильмах «Не болит голова у дятла» и «Ключ без права передачи», погиб в 1985 году. Пара его знакомых – парень и девушка ударили Богданова молотком, потом зашили в мешок и на санках вывезли к канаве, где стали жечь. Он пришел в сознание, но его все равно убили.

Трагически сложилась жизнь другого исполнителя роли в фильме «Не болит голова у дятла» — Александра Жезляева. Потом работал на заводе по ремонту вертолетов в поселке Горелово под Санкт-Петербургом. Там же, в Горелово и жил. Он трагически погиб в декабре 1992 года. Похоронен в Петербурге на Южном кладбище.

Вот что говорила легендарный режиссер об этом: «Кино — это жизнь, которая течет со мной вместе. Но я не могу сказать, что кино это счастье и радость.

Кино — это та кровь, которая дается мне жизнью других людей. Поэтому я не очень люблю свою профессию — она использует других — это очень грустно. Но от кино я никуда не уйду.

Я посвятила себя этому делу, и ради этого мне пришлось забыть о себе».

«Спасибо! Все, что я могу сказать за всю мою жизнь»

Асановой было всего 42 года, когда ее не стало. Во время подготовительного периода к съемкам фильма «Незнакомка» она уже необъяснимо предчувствовала свою смерть, хотя никаких видимых причин для подобных прогнозов не было. Говорила об этом легко, стараясь не пугать близких. Раздала все долги.

В набухших тетрадях громоздились еще далекие планы — экранизация повести «Джан» Андрея Платонова, революционный по форме полудокументальный телесериал о подростках «17-25» («Я ищу тебя»), киноскетч «Интерны» — о взаимоотношениях детей, закованных в медицинские корсеты, полнометражная «Импровизация» — о стареющих участниках лихой некогда джаз-банды.

Кроме того, она хотела помогать детдомовцам и трудновоспитуемым детям уже в какой-то более конкретной форме, чем просто работа на съемочной площадке, — но, к сожалению, ее планам не дано было осуществиться. Не выдержало сердце, уже давшее однажды, в студенческом общежитии, осечку.

Ситуация на удивление повторяла ту, давнишнюю: Динара сидела, расслабившись, в своем кресле — как будто просто заснула. В номере мурманской гостиницы, в день ее скоропостижной смерти, рядом с ней нашли записку: «Спасибо! Все, что я могу сказать за всю мою жизнь. Очень вас всех люблю! Д.

Асанова».

«Если бы рядом оказался хоть кто-нибудь, кто мог бы оказать ей помощь, она была бы жива, – уверена актриса Лора Умарова, снимавшаяся в нескольких фильмах Асановой.

– Динара в 21 год пережила клиническую смерть, тогда ее спас молодой человек, который вовремя сделал массаж сердца. После этого она заговорила о смерти, предчувствовала, что долго не проживет, торопилась жить.

В 42 года у нее повторилась остановка сердца, но рядом никого не оказалось. Динара в этот день выпивала. Нет, она, конечно, несильно пристрастилась, но срывы иногда случались. Бывало, что несколько дней пила, но ее спасала работа.

Кино она безумно любила, посвятила ему всю жизнь, забыв о себе. Умерла Динара во время съемок фильма “Незнакомка”. Говорила, что это ее итоговая работа и будет лучшей из ее картин. Но, увы, зрители никогда не увидят этот фильм».

Ее сыну Анвару было всего 13 лет. Теперь ему предстояла совсем другая жизнь: без матери и без кино. Сначала он отправился к родственникам, а потом, уже взрослым, вернулся к отцу в Санкт-Петербург.

Так и не найдя себя в профессии, он переберется на окраину города, где будет жить под опекой знаменитой «крестной матери “Ленфильма”», режиссера арт-кастинга Галлы Капицкой. Его хижина сгорит, и домом Анвару станет машина «скорой помощи», стоящая на обочине дороги дачного поселка без колес.

«У Динары была трешка в центре Санкт-Петербурга, она ее получила от “Ленфильма”. В этой квартире Асанова жила с сыном и мужем Николаем. После смерти там остался жить только супруг, а Анвара забрали родственники. Через несколько лет он вернулся к отцу, но оказался ему обузой, – объясняет Лора Умарова, которая была дружна с Динарой.

– Последние годы с Юдиным была некая девушка по имени Юля. В 2008 году Коля умер. И квартиру эта девица как-то переписала на себя, картины Николая тоже ей достались. Вот так Анвара и оставили ни с чем».

Впрочем, на большее он и не рассчитывал. Его не было даже на похоронах отца. Ни разу Анвар не приезжал и на могилу Юдина. «Все проблемы – ерунда. Я съездила к Анвару и поняла, главное – у него есть вера, – уверяет сестра Динары Клара Асанова. – Он сейчас крестится, в церковь иногда ходит. Вот только жаль очень, что на могиле у мамы в Бишкеке не был уже 30 лет».

Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Чтобы помнили», Centrasia.ru, Peoples.ru, TvKultura.ru, Sb.by

Источник: http://yagazeta.com/lichnost/dinara-asanova-radi-kino-mne-prishlos-zabyt-o-sebe/

Сестра легендарного режиссера Динары Асановой: Ее муж даже на порог сына не пустил

Сын знаменитого режиссера Динары Асановой и известного художника-мистика Николая Юдина Анвар стал бомжом. Не так давно сожгли и его последнюю обитель – маленькую хижину в лесу.

Читайте также:  Захар прилепин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Теперь Анвар Асанов вынужден жить в нерабочей машине скорой помощи, спать на топчане, есть вместе с кошками и подрабатывать на стройке. Трехкомнатная квартира в центре Санкт-Петербурга принадлежит мачехе Анвара Юлии Юдиной.

Она никогда не общалась с журналистами…

Динары Асановой не стало в 1985 году. На ее счету фильмы, которые не теряют зрительского интереса и спустя десятки лет. «Не болит голова у дятла», «Ключ без права передачи», «Пацаны», «Милый, дорогой, любимый, единственный…» – эти картины навсегда вошли в золотой фонд советского кино. Асанова открыла таких актрис, как Ольга Машная, Елена Цыплакова, Марина Левтова, Елена Проклова.

Сердце легендарного режиссера остановилось в Мурманске во время съемок фильма «Незнакомка», который так и не увидели зрители. Мужем Асановой был художник Николай Юдин.

Он создал мистический цикл картин арканов таро (древние знания в виде символов). В 1971 году у творческой пары родился ребенок, назвали его Владимиром. Малыш подрастал, и режиссер Асанова понимала, что это имя ему не подходит.

Она стала называть сына персидским – Анвар, что в переводе означает «лучезарный».

– Анвар вырос с мамой на съемочной площадке, они никогда не расставались. С трех лет она снимала его в своих фильмах, – говорит актриса Лора Умарова. – Он остался без мамы в 13 лет. Мне кажется, что своего отца он с рождения не принимал, отношения были натянутые.

– Отец даже не пускал Анвара на похороны мамы. Мы насилу отбили ребенка. Так нельзя, он должен был проводить ее в последний путь, – вспоминает старшая сестра Динары Асановой Клара.

После смерти матери Анвара забрала на воспитание бабушка в Киргизию.

– Он не захотел у нас жить, ведь его родина – Санкт-Петербург, там все родное, – продолжает Клара Асанова. – Приехал в Питер к родному отцу, а тот его даже на порог не пустил.

У них всегда были непростые отношения. Вы знаете, Динара вообще собиралась разводиться с Николаем, но не успела…

После смерти моей мамы мы продали ее квартиру в пригороде Бишкека и деньги – 7 тысяч долларов – отдали Анвару.

Так сын режиссера Динары Асановой оказался после смерти мамы выброшенным на улицу. Анвар сильно переживал ее кончину и предательство отца. Не выдержав напряжения, подросток даже угодил в психиатрическую больницу.

А после выписки решил уйти от людей подальше – в лес. Среди животных и деревьев ему было спокойней. Уже 20 лет он живет в одном из дачных поселков в Ленинградской области.

Трехкомнатная квартира в центре Санкт-Петербурга, которую получила Динара Асанова от «Ленфильма», досталась мачехе Анвара Юлии.

Клара Асанова / Предоставлено посольством Киргизии

Вдовец Динары Асановой снова женился спустя пять лет после ее похорон. Выбор художника пал на украинку Юлию. Прожили вместе 18 лет.

Все эти годы двери их квартиры были закрыты для Анвара – единственного сына Николая Владимировича. Юлия неоднократно спрашивала мужа, мол, в чем причина вражды, и даже пробовала примирить стороны. Но оба были непреклонны.

Один уверен, что отпрыск бросил его, другой до сих пор считает родного отца предателем.

Умер Николай Юдин в 2008 году от рака печени. Последние месяцы жизни лежал без движения, мучился от сильных болей, перенес несколько сложных операций. Все это время за художником-мистиком ухаживала вторая супруга Юлия.

Юдин составил завещание на свою благоверную, оставив ей квартиру и картины, которые при его жизни пользовались огромным успехом у бизнесменов. Единственный сын оказался ни с чем. Впрочем, на большее Анвар и не рассчитывал. Его не было даже на похоронах отца.

Ни разу он не приезжал и на могилу Юдина на Украине.

Родственники рассказывают, что обиженный сын даже никогда не называл Николая отцом. А когда тот был парализован, Анвар пришел к нему и заявил: «Коля, давай делить квартиру!» «Как же так! Ты что, не видишь, что отец тяжело болен? Мы не сможем переехать», – возмущалась Юля.

Николай Юдин / РИА “Новости”

Именно тогда и появилось завещание, по которому все имущество Юдина отошло к молодой супруге. К слову сказать, доходов от проката фильмов покойной матери Анвар тоже не получает.

– Все средства идут «Ленфильму», – сообщила нам актриса Лора Умарова.

Смерть Динары Асановой перевернула жизнь ее единственного и до бесконечности любимого сына. Ему прочили неплохую актерскую карьеру, с самого детства он привык к камере и раскованно чувствовал себя в кадре. Возможно, сейчас он бы блистал на красных дорожках международных кинофестивалей…

А вместо этого вынужден жить в нечеловеческих условиях. Неделю назад у него в гостях побывала старшая сестра Динары Асановой Клара. Она специально прилетела из Бишкека в Санкт-Петербург, чтобы проведать родного племянника.

Она сейчас чуть ли не единственный человек, которого заботит судьба Анвара.

– Условия, конечно, у него ужасные. Спит в машине скорой без колес на топчане. Там у него живут восемь кошек. Антисанитария полная. Мы с внуком останавливались в питерской гостинице.

Анвар мне вечно обещает, что наконец-то построит дом. Нет, стройка действительно началась, он мне показывал. Но там еще огромный объем работы, боюсь, хоть бы к зиме успел.

Недавно у него сняли номера с машины, так как он нигде не прописан. Теперь он не может подвозить стройматериалы…

Анвар Асанов в фильме «Никудышная» / kino-teatr.ru

Несколько лет назад домом Анвару Асанову служила маленькая хижина, а потом случилась беда.

– Племянник думает, что ее кто-то из дачников поджег… Недоброжелателей хватает.

На жизнь зарабатывает по-разному: кому дров напилит, кому с ремонтом поможет, кому огород вскопает. Соседи говорят – руки у Анвара золотые. Он по хозяйству умеет делать все.

– Сейчас ему деньги нужны, стройка много забирает. Я пенсионерка, коплю и высылаю ему из Киргизии когда 500, а иногда и 1000 долларов раз в два-три месяца.

2 сентября этого года сын режиссера Динары Асановой отпразднует свое 43-летие. Наверное, как всегда, в одиночестве…

– Все проблемы – ерунда. Я съездила к Анвару и поняла, главное – у него есть вера, – уверяет Клара Асанова. – Он сейчас крестится, в церковь иногда ходит. Вот только жаль очень, что на могиле у мамы в Киргизии не был уже 30 лет.

Анвар Асанов в фильме «Лес, в который ты никогда не войдешь» / kino-teatr.ru

Динара предчувствовала свою смерть

Динара Асанова родилась 24 октября 1942 года в Киргизии, в городе Фрунзе. С детства мечтала быть режиссером. В семье Асановых никто не имел ни малейшего отношения к кино. Родители хотели, чтобы дочь стала педагогом. Но Динара была настойчива и после окончания школы устроилась на киностудию «Киргизфильм» реквизитором, затем стала ассистентом режиссера.

Уехала учиться в Москву, окончила режиссерский факультет ВГИКа. Ее учителями были знаменитые советские кинорежиссеры Михаил Ромм, Александр Столпер. Диплом Динара защитила в 1970 году, поставив по рассказу Валентина Распутина короткометражную картину «Рудольфио».

Первая дебютная полнометражная лента «Не болит голова у дятла», вышедшая на экраны страны в 1975 году, привлекла к Асановой особое внимание зрителей и критиков.

Динара умерла в 42 года от остановки сердца. Мало кто знает, что в 21 год она пережила клиническую смерть, но рядом оказался мужчина, который смог реанимировать Динару. После этого женщина часто говорила о смерти и будто бы спешила жить.

Работала на износ, одновременно создавала несколько фильмов. В 29 лет Динара стала мамой, родился Анвар. В детстве Динару воспитывала бабушка-ведунья, от который ей передался уникальный дар. Режиссер предчувствовала смерть, в том числе свою.

Когда в гостиничном номере нашли ее тело, рядом лежала записка «Очень всех вас люблю».

Николай изучал законы Вселенной

Николай Владимирович Юдин – художник-мистик. С детства обучался изобразительному искусству под руководством отца. В 11 лет поступил в Московскую среднюю художественную школу для одаренных детей. Окончил ее в 1958 году.

В 1960 году поступил учиться на художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. В 1963 году ушел из института и вскоре переехал в Ленинград.

Занимался графикой, живописью, работал в дизайне, кино и книжной иллюстрации.

Наследие художника Юдина включает в себя и созданный за двадцать лет творчества цикл картин арканов таро. Это система символов, которые изображают основные законы Вселенной и пути внутреннего развития человека.

Анвар Асанов в фильме «Никудышная» / kino-teatr.ru

Личная жизнь

Первая жена – режиссер Динара Асанова

Сын – Анвар Асанов

Вторая супруга – Юлия Юдина

Анвара воспитали в Киргизии

Владимир (Анвар) Николаевич Асанов родился 2 сентября 1971 года в Санкт-Петербурге. Отец – художник Николай Юдин, мать – кинорежиссер Динара Асанова. С 3 лет снимался в кино в фильмах мамы.

Анвару Асанову было 13 лет, когда скоропостижно скончалась его мать. Мальчика забрали к себе родственники в Киргизию. Потом Анвар вырос и приехал к отцу, художнику Николаю Юдину, в Петербург. Но оказался фактически никому не нужен.

Сейчас стал отшельником, живет в лесу в Ленинградской области.

Фильмография Анвара Асанова:

1974 – «Не болит голова у дятла»

1976 – «Ключ без права передачи»

1978 – «Лес, в который ты никогда не войдешь»

1980 – «Никудышная»

1981 – «Что бы ты выбрал?»

1983 – «Пацаны»

1986 – «Дети раздоров»

Источник: https://sobesednik.ru/skandaly/20140713-sestra-legendarnogo-rezhissera-dinary-asanovoy-ee-muzh-dazhe

Причина смерти Динары Асановой

Одной из самых сильных страстей советского режиссёра Динары Асановой была любовь к кино. Она загорелась этим чувством ещё в юности и настояла на своём выборе, устроившись работать на студию «Киргизфильм». Однако деятельной и умеющей работать с людьми девушке, мало было простого участия в фильме в качестве актрисы. Она мечтала стать режиссёром и поступила во ВГИК в 1968 году.

В 1973 Динара стала режиссёром киностудии «Мосфильм», где сняла многие свои фильмы. У Асановой был свой собственный творческий стиль, отличавшийся смелыми поисками новых тем и изобразительных средств, который не всегда приносил удачу, но говорил о Динаре, как о человеке, неравнодушном к окружающей жизни и пытающемся запечатлеть её честно и правдиво.

Причиной смерти Динары Асановой стала остановка сердца.

Она родилась в 1942 году, в городе Фрунзе. В детстве была общительной и одновременно – скромной девочкой, умеющей слушать и увлекать сверстников интересной затеей. Она организовала общественную библиотеку для детей  своего двора, устраивала игры «в школу» и гоняла футбольный мяч наравне с мальчишками.

Захотев работать в кино, Динара пришла на студию и попросила взять ей «хоть дворником», сменила несколько профессий от реквизитора до ассистента режиссёра, а потом, с завидным упорством, несколько лет штурмовала ВГИК, пока не стала студенткой.

По воспоминаниям режиссёра Сергея Соловьёва, бывшего однокашника, Динара старалась быть незаметной в их сугубо мужской группе, но отличалась, при этом, особой глубиной и силой.

Дипломным фильмом Асановой стала малометражка «Рудольфио» по рассказу Валентина Распутина, в которой проявились вся специфика её творческого метода: неровность режиссуры, делающая действие живым и естественным, использование предметных и портретных планов, приёмов тайной и документальной съёмки, актёрской импровизации.

В 1974 году Асанова выпустила драму «Не болит голова у дятла», покоривший зрителей-подростков и многих коллег своей искренностью и новизной. Через два года вышел ещё один фильм Динары – «Ключ без права передачи», получивший в 1976 году Премию ленинского комсомола.

Лучшая драма Динары Кулдашевны, посвящённая проблемам воспитания подростков, — «Пацаны» с Валерием Приёмыховым в главной роли, принесла ей успех и всеобщее признание. За этот фильм Динара  была посмертно удостоена Государственной премии СССР 1985 года.

Последний фильм Асановой «Милый, дорогой, любимый, единственный…» участвовал в Каннском кинофестивале.

В юности у неё однажды остановилось сердце, но её спасли друзья, начав делать массаж. Когда на съёмках незаконченного фильма  н вновь произошло подобное – рядом с ней никого не было – вот почему умерла Динара Асанова, весной 1985 года, на 43-м году жизни.

Её сыну было всего 13 лет и он потерялся в жизни без материнской поддержки. Динара всегда переживала за судьбы своих юных актёров, но об её сыне – отшельнике почти некому печалиться.

Он тихо и незаметно живёт на окраине Питера под присмотром коллеги мамы Галлы Капицкой.

Она похоронена в родной Киргизии.

Источник: http://tizer42.ru/news/smert_dinary_asanovoj/2017-03-10-309

Ссылка на основную публикацию