Ия арепина — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ия Арепина — звезда 60-х потухла отказав влюбленному режиссеру

Ее называли культовой актрисой 60-х и, безусловно, одной из самых красивых женщин Советского Союза. После того как на экраны вышла картина «Капитанская дочка», где Ия Арепина сыграла Машеньку Миронову, все мужчины страны были влюблены в нее. Казалось, при ее-то данных мир должен пасть к ее ногам! Но, увы, Ия Арепина повторила историю многих актрис с несчастливой судьбой.

Необычное имя Ия, что с греческого переводится как фиалка, девочке досталось от выдумщика-отца. Малышка росла в многодетной крестьянской семье в Мордовии. На долю маленькой Ии выпало много бед — и голод, и нужда. В годы войны девочке приходилось питаться «подножным кормом» — шелухой от картошки, травой, кореньями.

Фиалка-провинциалка

«Помню, как мы подходили к матери, — вспоминала Арепина военное детство, — и говорили: «Мама, мы есть хотим», на что она нам отвечала: «Плывите за речку и там паситесь». Но даже в тяжелые времена маленькая Ия не переставала мечтать о кино. В родной деревне иногда показывали фильмы, и девочка никогда их не пропускала. Деньги на билет зарабатывала сама, торгуя зеленью.

Однажды Ия собрала деревянный чемоданчик и в чем была отправилась покорять столицу. Переступив порог ВГИКа, Ия тут же услышала смешки с разных сторон.

Во взглядах абитуриентов, которые уставились на нее с нескрываемым чувством превосходства, читалось: «и ЭТА тоже приехала в артистки поступать?» Волосы, небрежно завязанные в два нелепых хвостика, толстые шерстяные носки на худеньких ножках и широкий папин пояс поверх свитера выдавал в Ие неотесанную провинциалку. Однако приемную комиссию Арепина покорила другим… своими бровями.

Натуральная блондинка от природы, Ия всю юность мечтала о выразительных черных как смоль бровях. Перед поступлением девушка решила наповал сразить комиссию и поверх своих бесцветных бровей размашисто нарисовала черным карандашом две черные дуги.

Выйдя на сцену перед преподавателями, Ия гордо подняла подбородок и начала читать монолог Павла Власова из романа «Мать» Горького: «Мы — социалисты, а это значит, что мы враги частной собственности!» Комиссия давилась со смеху, пока один из преподавателей не спросил: «У тебя же брови должны быть белые, а не черные! Где они?!» «Ну и что, — будто защищаясь, ответила девушка. — У всех есть брови, а мне что, нельзя?» Арепину таки приняли. После чего за ней в институте твердо закрепилось прозвище «непосредственность номер один». Чтобы избавиться от налета провинциальности, Ие понадобилось немало времени. «Я целый километр от института до общежития топала пешком, — вспоминала Ия Алексеевна, — не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла «большая булка»… Но, несмотря на это, меня все любили».

Клеймо скандалистки

Вскоре Ию Арепину полюбило и кино. Самой удачной за всю актерскую карьеру Арепиной стала роль Маши Мироновой в фильме «Капитанская дочка». После ошеломительного успеха актриса снялась еще в десяти картинах. Пока однажды просто не исчезла с экрана… навсегда.

За роль Тони в фильме «Большая семья» Ия Арепина получила приз Каннского фестиваля как лучшая актриса.

Это случилось мгновенно. Мало кто знает, что Арепина ушла из кино со скандалом. По слухам, как-то на съемках очередного фильма актриса получила от молодого режиссера «неприличное» предложение.

Мужчина намекал Арепиной на радужные перспективы в кино, главные роли, высокие гонорары, если она станет его любовницей. Но молодая актриса, считавшая эту «роль» оскорбительной для себя, решила проучить мерзавца.

У всех на глазах Ия отказала молодому режиссеру и, хлопнув дверью, покинула съемочную площадку с гордо поднятой головой. Тогда Ия еще не знала, что это за ней захлопнулась дверь… советского кинематографа.

Уверенная в своей правоте, Арепина без обиняков изложила весь инцидент в объяснительной записке, но в ответ получила лишь… выговор за срыв съемок. После этой «постельной» сцены за актрисой прочно закрепилась дурная слава скандалистки. В 70—80-х режиссеры фактически перестали ее снимать.

Потеряла веру в мужчин

Личная жизнь красавицы Ии Арепиной не сложилась, хоть актриса и была замужем дважды. Ей всегда нравились мужчины-красавцы, высокие, статные. На других она и не смотрела. Таким был ее первый муж — кинооператор Юлий Кун.

Они познакомились на съемках картины «Степные зори» в 1954 г. Оба были хороши собой, но при этом горячие и гордые. У них родился сын Юлий, но вскоре брак распался.

Вторым мужем известной актрисы стал синхронный переводчик Вадим Мильштейн. Они мечтали родить ребенка, но 6 лет попыток ни к чему не привели. Пара разошлась. Ия Алексеевна разочаровалась в мужчинах. Их она любила без оглядки, они же не отдавали ей себя целиком. «Я очень сильно любила, настолько сильно, что на мое чувство невозможно было ответить так же», — признавалась Арепина.

Несмотря на это, она мечтала о дочери. Ей было уже за тридцать, выходить замуж актриса не собиралась. Она нашла мужчину намного младше себя и выбрала его на роль отца. Появившуюся на свет дочь Ладу Арепина растила сама.

«На самом деле я очень несчастная… С плохим характером… Неуживчивым… Очень гордая. Это мне так мешало в личной жизни… Так что я предпочитаю все время играть и не показывать, какая я.

Так мне легче», — как-то призналась Арепина в интервью.

Непростая судьба, выпавшая Арепиной, со всеми ее взлетами и падениями, не могла не отразиться на здоровье. В 1991—1992-м годах актриса пережила два инфаркта, потом заболела астмой. Летним утром 2003 г.

она почувствовала недомогание, пошла на кухню за лекарствами и, не успев дойти, упала. Этот сердечный приступ она уже не пережила.

На похороны забытой советской актрисы пришло чуть более десятка человек…

Источник: http://novaya.com.ua/?/articles/2010/10/15/104537-16

Источник: http://she-win.ru/kino/889-iya-arepina

Ия Арепина – биография, личная жизнь

Ия Арепина – потрясающая жемчужина советского кинематографа, обворожительная, мягкая и чуткая актриса.

Она – представитель плеяды тех профессионалов своего дела, которые могли сыграть самые тонкие нюансы психологического портрета своих героев, не внеся ни капли лжи и неестественности в передаваемый образ.

Детство и юность

Ия родилась в июле 1930-го года, в напряженнейшее время для Советского Союза. Ее родина – город Ардатов, составляющий ныне часть Республики Мордовия, во время войны переживший тяжелые испытания голода и всеобщего дефицита.

Ия с детства росла в окружении многочисленных родных сестер и братьев. Она – седьмой ребенок, познавший и тяжесть нехваток, и радость взаимопомощи.

Возможно, желание выделиться было ответом на детскую потребность в особенном к себе отношении, поскольку Ия признавалась, что желание стать актрисой возникло у нее еще в самом юном возрасте и не оставляло все годы.

Ия рисковала даже подачей себя, но ее порыв и огненное желание пробиться на сцену пленили комиссию, и в 1954-ом году Ия с блеском оканчивает училище.

Профессиональная деятельность актрисы

Огромную часть своей карьеры Ия посвятила Театру-студии киноактера. Выбрав данный театр Ия таким образом обеспечила себе сдвоенное амплуа: она могла играть продолжительные спектакли на сцене, и чувствовать себя комфортно отрабатывая одну сцену за другой под светом кинопрожекторов.

Не каждый советский актер мог полностью открывать многогранность своего таланта на двух поприщах. Но Ия Арепина могла, и за это ее любили зрители. Она была естественна как на театральных подмостках, так и на голубом экране.

Также ее блестящим успехом стала экранизация “Капитанской дочки” и воссоздание актрисой образа Маши Мироновой. Картина была широко распространена за рубежом, и о талантливой женщине узнал весь мир. Также наиболее признанными и любимыми публикой ее работами стали картины “Красные листья”, “Борец и клоун”.

Личная жизнь

Личная жизнь актрисы была сложна и противоречива. Первой ее любовью, о которой официально узнало советское общество, стал Ю.М. Кун, разделявший с Ией ее кинематографическое поприще. От большой любви родился сын Юлий.

Дочку Ладу Ия родила уже во втором браке с Вадимом Мильштейном, работавшим переводчиком-синхронистом. По собственным признаниям актрисы, с распадом второй семьи она утратила веру в мужчин, в возможность нахождения гармонии с ними и их мужским самолюбием.

Один из них предложил Ие стать его любовницей – взамен ей было обещано стремительное продвижение по карьере. Ия демонстративно отказалась и сорвала съемки, уверенная в своей правильной женской позиции. Но советская конъюнктура отказалась разбираться в тонкостях произошедшего и обвинило Ию в недостатке профессионализма и срыве картины.

Конец карьеры

С подачи вышестоящих властей режиссеры стали опасаться брать актрису на роли в своих картинах. Закрепившаяся за ней ремарка была лживой и удивительно краткой “скандальная особа”. Почему никто не хотел узнать истинную причину произошедшего – остается загадкой до сих пор.

Так, многогранная и пылкая звезда Арепиной погасла, так и не успев отогреть своим теплом людские сердца. Те немногие работы, оставшиеся после нее, свидетельствуют о недюжинном потенциале, который режиссерское сообщество так и не смогло раскрыть.

К великому сожалению, Ия не была реабилитирована как совестливая и честная советская актриса в глазах общественности, которая с недоумением переживала ее уход с большой сцены.

Но боязнь режиссерского коллектива противопоставить свое мнение навязанному свыше стало объективной причиной, погубившей талант и дарования Арепиной на самом пике восхождения ее славы.

Жизнь Ии Арепиной оборвалась в июне 2003 года, похоронили ее на Николо-Архангельском кладбище Москвы.

Источник: https://askonline.ru/iya-arepina-biografiya-lichnaya-zhizn/

Ия Арепина

            
   

   Ия Арепина родилась 2 июля 1930 г. в г. Ардатове Мордовской автономной области в крестьянской семье. Отец её был человеком начитанным и к тому же с фантазией. Своих восьмерых детей он назвал так: Мария , Ана, Любовь, Елена, Иов, Ида, Ия и Ира. ( Ия была предпоследним ребёнком в большой семье. В переводе с греческого её имя означает «фиалка»).

Читайте также:  Билли боб торнтон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

С началом войны семье пришлось узнать и голод, и нужду. Будущая звезда кино вместе с родными ела лепешки из картофельных очистков, траву, коренья. «Помню, как мы подходили к матери, — рассказывала Ия Алексеевна, — и говорили: «Мама, мы есть хотим», на что она нам отвечала: «Плывите за речку и там паситесь». Мы так и делали.

Переплывали с сёстрами на другой берег и ели ту же траву, которой питались поросята». Часто она проводила время в лесу, выискивая там «подножный корм». Лес был спасителем. Поэтому она полюбила его на всю жизнь…
    Кино было её мечтой с детства. «Я старалась смотреть всефильмы ,которые крутили у нас в Ардатове, хотя деньги на это было выпросить непросто.

Обычно я их зарабатывала, торгуя укропом…» Была у неё и другая мечта — стать художницей. Но педагог по рисованию сказал ей, что всё это детский лепет, что рисует она плохо и что лучше уж её учиться «на артистку».
     В 17 лет она отправилась в Москву поступать во ВГИК.

В толстых шерстяных носках на тонких ножках, перепоясанная широким поясом, перед приёмной комиссией ВГИКа предстала странная маленькая блондинка. Причёска — два нелепых хвостика, вместо светлых бровей — жирно нарисованные чёрные дуги. Она встала прямо, подняла подбородок и грозно начала читать: «Мы — социалисты, а это значит, что мы враги частной собственности!..

» Это был монолог Павла Власова из Горького. Комиссия от смеха держалась за животы. Но это было ещё не всё. Вторым номером она выступила со стихотворением Некрасова «Суров ты был, ты в молодые годы учил рассудку страсти подчинять…

» Василий Васильевич Ванин, озадаченный увиденным, поинтересовался: «У тебя же брови должны быть белые, а не чёрные! Где они?!» «Ну и что, — чуть не заплакала девушка. — у всех есть брови, амне что, нельзя?» Не станет же она признаваться, что выщипала их до единого волоска ради «новых».

 Приёмная комиссия опять покатилась со смеху, и на этой волне приняли её в институт, где она училась в мастерской В. Ванина и В. Белокурова.    На экзаменах другие абитуриентки взирали на неё свысока: «Ты только посмотри на неё, и эта приехала в артистки поступать!» Да и потом, уже во время учёбы, им было над чем посмеяться.

«Я целый километр от института до общежития топала пешком, — вспоминала Ия Алексеевна, — не зная, что можно доехать на трамвае, а по дороге жевала батон, который называла «большая булка»… Но, несмотря на это, меня все любили. «Непосредственность номер один» , — так меня звали во ВГИКе. «Непосредственностью номер два» была моя подруга Нина Крачковская. Мы действительно были яркими индивидуальностями — ни на кого не похожие и жутко провинциальные».

    Во время учёбы Ия Арепина сыграла свои первые роли в спектаклях «Снегурочка» А. Островского (Снегурочка), «Егор Булычёв и другие» М. Горького (Шурка). Окончила она ВГИК в 1954 г.

    В кино Ия Арепина дебютировала в фильмах «Степные зори» (Варя) и «Большая семья» (Тоня). Первый — «Степные зори» — рядовой, типично советский фильм, сделанный по канонам «теории бесконфликтности» и борьбы хорошего с лучшим, о передовой комсомольской полеводческой бригаде в которую приезжает по распределению девушка — молодой специалист. Зато «Большая семья» Иосифа Хейфица о семье Журбиных стала событием в советском кинематографе. Эта картина поломала привычные рамки советского производственного киноромана. На первый план вышли обыкновенные человеческие чувства. В этом фильме Арепина сыграла Тоню Журбину. В фильме также снимались такие мастера, как Борис Андреев, Алексей Баталов и Клара Лучко.

   С 1954 года Ия Арепина — актриса театра-студии киноактёра киностудии «Мосфильм». Она снялась в 27 художественных фильмах.

Самой большой удачей стала роль Маши в фильме «Капитанская дочка», где она сыграла вместес Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. Эта картина сделала актрису известной на весь мир.

Ия Алексеевна до самой смерти гордилась, что на сегодня она единственная русская «капитанская дочка».

    Конец 50-х начало 60-х — это было время расцвета славы актрисы. Прекрасные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме «Красные листья», Мими в драме «Борец и клоун», Аленушка в фильме-сказке «Илья Муромец».

   Потом об Ии Арепиной надолго забыли. Из большого кино актриса исчезла в один миг в середине 60-х. На съёмках очередного фильма она пошла на конфликт с молодым режиссёром, который хотел, чтобы она стала его любовницей. Это был её принцип: карьера через постель не делается.

А, учитывая, что Ия Алексеевна — одна из самых красивых актрис русского кино, можно себе представить, сколько ей поступало подобных предложений. Тем более что (и это не секрет) многие её коллеги ими не гнушались. А она гордилась,что все роли ей достались путём кинопроб, в честной конкуренции.

После того инцидента её «уволили» с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссёра, закрепилась слава скандалистки.

   Личная жизнь тоже не сложилась. Первым мужем Ии Арепиной был оператор кино Юлий Кун. От него она родила сына, тоже Юлия. Он — журналист-международник. Брак развалился. Потом она вышла замуж за синхронного переводчика Вадима Мильштейна. Хотела родить, но шесть лет ничего не получалось, и они расстались, правда, не по этой причине. И в первом, и во втором случае, как признавалась сама Ия Алексеевна, всему виной был её характер: взрывной, неуживчивый. Если любила наотмашь, требовала того же от мужчин. «Я очень сильно любила, — говорила она. — Настолько сильно, что на моё чувство невозможно было ответить так же.» Всю жизнь ей нравились исключительно красавцы, других она не признавала. А ведь за такими персонажами нужен «особый уход». Она желала «ухода» и за собой.

   В 1968 г. она родиладочку Ладу от человека намного младше себя, осознанно выбрав его на роль отца ребёнка. Даже в этом проявился её максимализм. Дочь она растила одна.

   В 1991-м и в 1992-м годах Ия Арепина пережила инфаркт. Ещё через пару лет заболела астмой. Любой медик скажет, что эти диагнозы напрямую связаны со стрессами. Ия Алексеевна свою жизнь всегда ощущала как один огромный стресс. Так уж она была устроена. И до конца дней жила ожиданием, что ещё сыграет серьёзные роли. Иногда её звали на «Мосфильм» играть старушек или на озвучивание.    За свою работу она при жизни не получила ни званий, ни наград. После «Капитанской дочки» ей предложили «заслуженную артистку», но она отказалась, сочтя, что еще не достойна. Больше не предлагали…

   Последние лет пятнадцать Ия Алексеевна почти каждый день гуляла в лесу по нескольку часов одна или с собакой. А когда дочь Лада родила ей внукаАртема, то гуляла с ним. Она очень любила его, баловала. Из-за очень давнего конфликта со старшим сыном она не всегда имела возможность общаться с его двумя детьми, отчего сильно страдала. Поэтому всю любовь бабушки она реализовывала на Артёме.

     Ей предложили обучать детей азам актерского мастерства. Она с радостью согласилась, хотя и были сомнения. Но, увы… Не успела. Скончалась Ия Арепина 24 июля 2003 г.    …У людей должна быть удобная возможность посетить могилу любимой актрисы — решили родные Ии Арепиной. Поэтому её тело кремировали, как она хотела, а затем похоронили на Николо-Архангельском кладбище. Место, по мистическому совпадению, оказалось на некотором возвышении, обособленном от всех похороненных. Там растут сосны и берёзы. Все так, как было в её жизни. На чёрном мраморе строки из Лермонтовского «Мцыри»:»Пускай в раю,В святом, заоблачном краюТвой дух найдёт себе приют..Страданье спитВ холодной, вечной тишине…»

Фильмография:

1. Степные зори («Государственный глаз») — 1953 — Варя
2. Большая семья — 1954 — Тоня3. Земля и люди — 1955

4. Илья Муромец — 1956 — Алёнушка

5. Борец и клоун — 1957 — Мими6. Всего дороже — 19577. Хождение за три моря («Афанасий Никитин») — 1957

8. Капитанская дочка — 1958 — Маша

9. Красные листья — 1958 — Стася10. На дорогах войны — 195811. Под стук колёс — 195812. Хмурый Вангур — 195913. Когда разводят мосты — 196214. Происшествие, которое никто не заметил — 1967

15. Война мир — 1965-67 — эпизод

16. Мальчишки — народ хороший — 197217. Калина красная — 1973 18. Предварительное расследование — 1978

19. Что-то с телефоном — 1979 — мать

20. Не забудь оглянуться — 1988

Использованные материалы:»Столица С»,  №563, статья О.Рябининой Сайт»Актёры советского и российского кино»Сайт «Праздники.ру»Еженедельник «Вечерняя Москва», №5, 1996Газета «Маяк» (г.Ардатов), №30, 2004 Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия Фотографии предоставлены Сергеем Лепешкиным, из коллекций Евгения Каштанова и Владимира Молчанова, из Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия

, с сайта «Peoples.ru».

Источник: http://proekt-wms.narod.ru/zvezd/arepina.htm

Ия Арепина

Ия АРЕПИНА — одна из культовых актрис 60-х годов. Зрители старшего поколения наверняка помнят ее по фильмам «Красные листья», «Большая семья», «Борец и клоун», «Когда разводят мосты», «Калина красная».

Но известной на весь мир актрису сделала роль в знаменитом фильме «Капитанская дочка», где она сыграла главную роль — Маши. Ее популярность и востребованность длились недолго. После чего об Ие Арепиной надолго забыли.

Читайте также:  Владимир гусев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Для нее это было разрушающим стрессом на долгие годы. Она пережила два инфаркта…

Летом прошлого года Ия Алексеевна умерла. Незадолго до смерти ей исполнилось 73 года.

— ОТКУДА, ласточка, вы знаете, что я люблю ромашки? — удивленное лицо прикрыл букет цветов. — Ну, ладно, пойдем прогуляемся по Кузьминскому парку. Там я расскажу тебе о своей жизни. А погодка-то какая!..

Это начало интервью, которое Ия Алексеевна Арепина дала мне девять лет назад. Одного из немногих больших и откровенных, данных ею за всю жизнь. Почему? Так сложилась ее судьба. И таков был ее характер.

Сначала, пока горела звезда Ии Арепиной, жанр интервью еще не был востребован. А затем, когда после катастрофически долгого забвения о ней начали вспоминать, она уже сама не желала общаться с прессой.

«Так хочется, чтобы всегда была весна!»

— МНЕ было три-четыре года. В семье знали, что гостей развеселить смогу только я.

Мама говорила: «Ну, Иенька, как ты поешь?» Я важно так встану и затягиваю куплет: «Жили у бабуси два веселых гу-уся…» Детская такая песенка, помнишь? Потом в школьные годы я занималась в драмкружке, играла в спектаклях по пьесам Островского. Папа был начитанным, веселым, играл на балалайке, гитаре. Мама была неграмотной.

Окончив школу, белокурая красавица, у которой не было отбою от ардатовских женихов (Ардатов — маленький город в Мордовии. — О. Р.), упаковала деревянный чемодан, перетянутый большими ремнями, и отправилась в Москву.

На внутренней стороне чемоданной крышки были наклеены две фотографии любимых актрис того времени: наша Любовь Орлова и голливудская звезда Одри Хепберн, на которую, как считала сама Ия, а потом и ее поклонники, она была похожа внешне.

Все получилось, как в известном старом фильме, когда провинциалка впервые приехала в столицу: «Все вокруг идут в затылок друг другу, и никто не здоровается…». Ия вышла из вагона на перрон, поставила чемодан на асфальт и встала, не зная, куда дальше идти. Долго так стояла, пока онемевший язык «не оттаял» и она не спросила у кого-то, как проехать по нужному ей адресу.

Документы она отправляла во все театральные вузы Москвы, но вызов ей пришел только из ВГИКа. Там она предстала перед приемной комиссией в самовязаных шерстяных носках, вязаной же кофте, подпоясанной нелепым широким поясом. На голове — два «хвостика», перетянутых резинками.

«А что это у вас такое на лице?» — громко спросил один из членов комиссии, давясь от смеха. Там вместо бровей были нарисованы две черные толстые дуги. «Вы же блондинка!» Девушка вспыхнула и возмутилась: «А что тут такого? Просто мне захотелось брови, как у всех.

Мне что, нельзя?!»

Она прочла монолог Павла Власова из Горького. Громко, сдвинув к переносице свои нарисованные брови и выставив вперед одну ногу. Комиссия от смеха чуть не сползла под стол: девушка изо всех сил старалась казаться серьезной и взрослой. И грозной! А еще эти брови…

— Когда я уже стала учиться, нас поселили в общежитии, которое находилось в Подмосковье, куда надо было добираться на электричке.

А то, что от института до станции можно было доехать трамваем, я не знала и не догадывалась. И топала каждый день по несколько километров, жуя на ходу батон, который называла «большой булкой».

Потом мне девчонки все объяснили. Вот такая я была, из глухой провинции. (Смеется.)

Она вела что-то вроде дневника, куда иногда записывала свои мысли и ощущения.

«Так хочется, — писала Ия, — чтобы всегда была весна! Во всем и везде!» Она искренне верила, что в мире нет зла, грязи, жестокости и подлости.

И не была готова к тому, что когда-нибудь судьба обязательно столкнет ее с этими темными сторонами жизни. За свой идеализм и максимализм, причем во всем, Ия Арепина потом всегда и страдала. И в работе, и в любви.

Разочаровалась в любви

«ВЕДЬ если я люблю, и люблю сильно, почему ко мне могут относиться в полсилы?» — недоумевала молодая Ия. Ей казалось, что в любви всегда должны царствовать романтика и полная отдача друг другу… Увы, в жизни все гораздо прозаичнее. Тем более когда рядом оказываются две творческие личности с амбициями и страстями.

Ия Арепина, в которую после успеха «Капитанской дочки», по словам Стриженова, «была влюблена вся Россия», первый раз вышла замуж за кинооператора Юлия Куна. Они познакомились на съемках картины «Степные зори» в 1954 году.

Оба были молоды и хороши собой, но при этом оба горячие и гордые. У них родился сын, которого тоже назвали Юлием. Через несколько лет брака любовь разбилась, красивая и знаменитая пара развелась.

С сыном отношения у Ии не сложились, он рано ушел из дому…

Вторым мужем Ии Алексеевны стал Вадим Мильштейн, синхронный переводчик. Тоже красавец, как и первый муж. На обычных мужчин актриса и не глядела, ей нравились исключительно красивые и высокие.

Вначале все было прекрасно. Они очень хотели ребенка, однако зачать его никак не получалось, и в конце концов семья распалась. Но не потому, что не было детей.

Так же, как и в первом браке, всему виной — сложные характеры.

— Мой первый муж сделал мне много неприятностей и даже хотел помешать моей карьере. Но ему это, к счастью, не удалось. Второй брак тоже не состоялся. Теперь коротаю свой век, дожидаясь внуков от дочери дочери Ладе на момент интервью было 26 лет. — О. Р.).

Когда Ие Арепиной было тридцать с хвостиком, она, гостя у родных в Ардатове, познакомилась с молодым мужчиной. Еще раз выходить замуж она, разочаровавшаяся в мужчинах, не собиралась, а родить еще одного ребенка очень хотелось. Так на свет появилась дочка Лада, будущий юрист.

«Жить помогали «отдушины»

ПОЧЕМУ ее звезда так быстро погасла? Однажды на съемках очередного фильма, который снимал молодой режиссер, произошел типичный для кинематографических кругов случай. Этот режиссер пожелал, чтобы холодная красавица Ия Арепина стала его любовницей.

Он раскинул перед ней красивые карьерные перспективы в случае, если она согласится. Но девушка, вместо того чтобы воспользоваться ситуацией, как сделали бы многие на ее месте, вдруг отказала. И не просто отказала, а во всеуслышание.

Потому что даже представить себе не могла, что успеха можно добиться через постель. Свои роли она получала на общих основаниях, проходя через все этапы кинопроб, чем очень гордилась. Ия собралась и самовольно уехала в Москву (съемки проходили где-то в провинциальном местечке. — О. Р.).

Вышестоящему руководству она написала объяснительную, рассказав в ней о причине своего внезапного отъезда. В ответ получила… строгий выговор за срыв съемок.

Режиссер не простил Ие ее выпада, тем более — ее заявления с рассказом о происшедшем. И вышло так, что после ЧП другие режиссеры перестали приглашать «упрямую скандалистку» даже на пробы.

Одной из последних картин, в которых снялась Ия Алексеевна, была эпизодическая роль в знаменитом фильме Василия Шукшина «Калина красная». Она очень давно любила его как режиссера и артиста, мечтала у него сняться. И однажды ее мечта исполнилась, он предложил ей в «Калине красной» роль родной сестры главного героя, которого играл сам. Ия Арепина была на седьмом небе от счастья.

Потом было еще несколько маленьких ролей, и… все стихло. Больше никто никуда ее не приглашал. Она стала играть только в Театре киноактера, иногда ездить на гастроли со спектаклями. И так — много лет подряд. Молчало кино, молчали СМИ. Жить помогали «отдушины»: дочь, собака и лес.

«Могу умереть в любую минуту…»

ИЯ АЛЕКСЕЕВНА жила неподалеку от Кузьминского парка, куда последние лет 15 почти каждый день ходила гулять.

— Я люблю бродить по этому лесу. Особых занятий у меня нет. Собачку свою возьму, что старушке еще надо? Видишь пруд? (Мы шли по парку. — О. Р.

) Вот на нем меня и хватил первый инфаркт… Я перенесла два инфаркта подряд, в 91-м и в 92-м годах. Так что могу умереть в любую минуту.

Врач сказал, что это эмоциональный стресс… Да, мы, актеры, — группа риска. Это же бесконечные нервотрепки, напряжение.

В 94-м актриса заболела астмой. Она боялась, что не успеет дождаться внуков от дочери. Ей очень хотелось, чтобы Лада родила. Потому что так, увы, сложилось — с внуками от старшего сына она почти не общалась.

Около трех лет назад то, о чем Ия Алексеевна молилась, сбылось. Лада, наконец, родила — сына Артема. Поэтому последние годы жизни Ии Арепиной были наполнены радостью общения с внуком. Счастливая бабушка сажала в коляску Артема, брала пса Чипа и отправлялась с ними в свой любимый лес.

…В течение жизни Ия Алексеевна иногда общалась с подругами-актрисами: Валентиной Телегиной, известной по фильмам «Степные зори», «Павел Корчагин», «Три тополя на Плющихе» (ее уже давно нет в живых), Тамарой Носовой («Молодая гвардия», «Карнавальная ночь», «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Антониной Максимовой (роль матери в «Балладе о солдате»). Ию Алексеевну очень любила Любовь Соколова, с которой они созванивались и изредка встречались.

— Правда, у меня нет подруги, которой бы я могла позвонить среди ночи… Нет… Даже сама не знаю, почему так получилось.

«Я очень несчастная»

АКТЕРОМ быть нелегко. Сегодня ты популярен, а завтра нет. Правда, можно поспорить, что лучше: ярко вспыхнуть и остаться в памяти многих или «тлеть» всю жизнь никому не известным заштатным актером какого-нибудь театра? И Ие Арепиной, можно сказать, даже повезло. Ведь она очень ярко засветилась. Но потом поддалась отчаянию, считая, что жизнь ее очень несчастна, что ей не повезло.

Читайте также:  Tony braxton - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Большинство актрис — очень одинокие люди. Это, как говорится, неоригинально. Потому что в силу своей профессии в житейском общении они от людей требуют особого взаимопонимания, но не находят его. Оно бывает крайне редко. На сцене или в кино легко — там ты играешь другой характер и себе не принадлежишь.

А в жизни… Не будешь же ты с каждым человеком играть. Чтобы быть актрисой, нужно не иметь никакого самолюбия. Не человеческого достоинства, а именно самолюбия. В каком смысле? Чтобы играть человеческие образы, нужно почти полностью отречься от себя.

Вот поэтому моя сестра из Минска спрашивает меня часто: «Ийка, ты когда-нибудь собой бываешь?» А я сама собой бываю, только когда одна или со своей собакой…

— А какая вы на самом деле?

— Какая? (Долгая пауза) Даже грустно говорить. (Вновь пауза и вдруг — слезы на глазах) На самом деле я очень несчастная… С плохим характером… Неуживчивым… Очень гордая. Это мне так мешало в личной жизни… Так что я предпочитаю все время играть и не показывать, какая я. Так мне легче.

«Моя жизнь — сплошная череда трагедий»

ПОСЛЕДНИЕ лет пять к ней стали часто обращаться журналисты, режиссеры рекламных роликов. Но она всем говорила: «Раньше надо было вспоминать. А теперь поздно». На роли бабушек в «домиках в деревне» и прочих сюжетов она рекомендовала взять своих приятельниц из театра, давала номера их телефонов.

Лишь однажды, года два назад, одному журналисту и теледеятелю удалось-таки уговорить ее на участие в вечере, посвященном актерам прошлых лет, который проходил в Доме кино Союза кинематографистов. В нем приняли участие многие из тех, кого называли «актерами одной-двух ролей».

Сыграв свои роли, сделавшие их знаменитыми, они затем по разным причинам ушли в тень.

И хотя Ия Арепина часто повторяла: «Моя жизнь — сплошная череда трагедий», — в целом на нищенское и ужасное существование она пожаловаться не могла, в том числе благодаря заботе и помощи дочери.

И тем трагичнее однажды оказалась ситуация с упоминанием Ии Алексеевны в телепрограмме «Серебряный шар».

Ведущий Виталий Вульф в одном из недавних выпусков, говоря о бедственном положении звезд прошлых лет, сказал, что блистательная актриса Ия Арепина последние годы провела на паперти и вот так там и умерла, всеми забытая…

Он, Вульф, был прав лишь в одном. Да, об Ие Арепиной, может быть, и забыли. Но те, кто знал Ию Алексеевну, скажут, что никогда в жизни ее характер не позволил бы унижаться, прося милостыню. Ей проще было умереть с голоду, чем протянуть руку за подаянием.

«Твой дух найдет себе приют…»

…ОНА умерла под утро. Летом. В августе. Ночью ее в очередной раз душила астма. Она, видимо, сначала долго терпела, не выходила из своей комнаты на кухню за лекарствами, потому что боялась разбудить внука и дочь. А потом, когда стало невтерпеж, пошла, но по дороге случился внезапный сердечный приступ. Смерть наступила мгновенно.

На похороны Ии Арепиной пришли чуть более десятка человек. В основном родственники и две пожилые актрисы Театра киноактера. Ия Алексеевна еще при жизни хотела, чтобы после смерти ее кремировали, а затем либо похоронили на родине, в Ардатове, либо развеяли прах над морем.

Но дочь Лада решила, что для всех, кто пожелает навестить могилу, будет удобнее, если захоронение состоится в Москве. Поэтому место ее нынешнего обитания — Николо-Архангельское кладбище.

На надгробии выгравированы строки из поэмы Лермонтова «Мцыри», которую она очень любила:

«Пускай в раю, в святом заоблачном краю

Твой дух найдет себе приют.

Страданье спит в холодной вечной тишине…»

Источник: http://biozvezd.ru/iya-arepina

Ия Арепина

Детство Ия Алексеевна Арепина родилась 2 июля 1930 года в Мордовии крестьянской семье. Ия была предпоследним ребенком в большой семье: восемь девочек и один мальчик. Она была подростком, когда началась война.

Будущая звезда кино вместе с родными ела лепешки из картофельных очистков, траву, коренья. Часто проводила время в лесу, выискивая там «подножный корм». Лес был спасителем. Поэтому она полюбила его на всю жизнь…

ВГИК

В 17 лет она отправилась в Москву поступать во ВГИК. В толстых шерстяных носках на тонких ножках, перепоясанная широким поясом, перед приемной комиссией ВГИКа предстала странная невысокая блондинка. Прическа — два нелепых хвостика, вместо светлых бровей — жирно нарисованные черные дуги.

Она встала прямо, подняла подбородок и грозно начала читать: «Мы — социалисты, а это значит, что мы враги частной собственности!..» Это был монолог Павла Власова из Горького. После паузы раздался дружный хохот членов комиссии.

Потом один из них спрашивает: «У тебя же брови должны быть белые, а не черные! Где они?!» «Ну и что? У всех есть брови, а мне нельзя?» — возмутилась девушка. Не станет же она признаваться, что выщипала их до единого волоска ради «новых». Все снова засмеялись, и на этой волне приняли ее в институт, где она училась в мастерской В. Ванина, В.

Белокурова Во время учебы Ия Арепина сыграла свои первые роли в спектаклях «Снегурочка» А. Островского (Снегурочка), «Егор Булычев и другие» М. Горького (Шурка). ВГИК она окончила в 1954 году.

Расцвет популярности

В кино Ия Арепина дебютировала в фильмах «Степные зори» (Варя) и «Большая семья» — (Тоня). Первый — «Степные зори» — рядовой, типично советский фильм, сделанный по канонам «теории бесконфликтности» и борьбы хорошего с лучшим, о передовой комсомольской полеводческой бригаде в которую приезжает по распределению девушка — молодой специалист.

Зато «Большая семья» Иосифа Хейфица о семье Журбиных стала событием в советском кинематографе. Эта картина поломала привычные рамки советского производственного киноромана. На первый план вышли обыкновенные человеческие чувства. В этом фильме Арепина сыграла Тоню Журбину. В фильме также снимались такие мастера, как Борис Андреев, Алексей Баталов и Клара Лучко.

С 1954 года Ия Арепина — актриса театра-студии киноактера киностудии «Мосфильм». Она снялась в 27 художественных фильмах. Самой большой удачей стала роль Маши в фильме «Капитанская дочка», где она сыграла вместе с Олегом Стриженовым и Вячеславом Шалевичем. Эта картина сделала актрису известной на весь мир.

Ия Алексеевна до самой смерти гордилась, что на сегодня она единственная русская «капитанская дочка».

Конец 50-х начало 60-х годов — это было время расцвета славы актрисы. Прекрасные роли в известных фильмах: Стася в историко-революционном фильме «Красные листья», Мими в драме «Борец и клоун», Аленушка в фильме-сказке «Илья Муромец».

«Карьера через постель не делается»

Потом об Ии Арепиной надолго забыли. Из большого кино актриса исчезла в один миг в середине 60-х. На съемках очередного фильма она пошла на конфликт с молодым режиссером, который хотел, чтобы она стала его любовницей. Это был ее принцип: карьера через постель не делается.

А, учитывая, что Ия Алексеевна — одна из самых красивых актрис русского кино, можно себе представить, сколько ей поступало подобных предложений. Тем более что (и это не секрет) многие ее коллеги ими не гнушались. А она гордилась, что все роли ей достались путем кинопроб, в честной конкуренции.

После того инцидента ее «уволили» с площадки, и с тех пор за ней, не без стараний того режиссера, закрепилась слава скандалистки. Ее перестали приглашать на пробы, это длилось долго…

Личная жизнь

Личная жизнь тоже не сложилась. Первым мужем Ии Арепиной был оператор кино Юлий Кун . От него она родила сына, тоже Юлия. Он — журналист-международник. Брак развалился. Потом она вышла замуж за синхронного переводчика Вадима Мильштейна.

Хотела родить, но шесть лет ничего не получалось, и они расстались, правда, не по этой причине. И в первом, и во втором случае, как признавалась сама Ия Алексеевна, всему виной был ее характер: взрывной, неуживчивый. Если любила наотмашь, требовала того же от мужчин.

Всю жизнь ей нравились исключительно красавцы, других она не признавала. А ведь за такими персонажами нужен «особый уход». Она желала «ухода» и за собой. В 1968 году она родила дочку Ладу от человека намного младше себя, осознанно выбрав его на роль отца ребенка.

Даже в этом проявился ее максимализм. Дочь она растила одна.

Навсегда в памяти

В 1991-м и в 1992-м годах Ия Арепина пережила инфаркт. Еще через пару лет заболела астмой. Любой медик скажет, что эти диагнозы напрямую связаны со стрессами. Ия Алексеевна свою жизнь всегда ощущала как один огромный стресс. Так уж она была устроена. И до конца дней жила ожиданием, что еще сыграет серьезные роли. Иногда ее звали на «Мосфильм» играть старушек или на озвучивание. Арепина Ия Алексеевна скончалась 24 июля 2003 года в Москве. Похоронена на Николо-Архангельском кладбище. …У людей должна быть удобная возможность посетить могилу любимой актрисы — решили родные Ии Арепиной. Поэтому ее тело кремировали, как она хотела, а затем похоронили на Николо-Архангельском кладбище. Место, по мистическому совпадению, оказалось на некотором возвышении, обособленном от всех похороненных. Там растут сосны и березы. Все так, как было в ее жизни.

Источник: http://HitMuzik.ru/persons.php?id=82375

Ссылка на основную публикацию