Михаил врубель – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Михаил Врубель Биография Врубеля

Январь 14, 2012

Имя Михаила Врубеля окружено легендами, которые начали складываться еще при его жизни. Его образ полностью соответствует романтическим представлениям: художник, одержимый Демоном, живущий только ради творчества, и как расплата за это, — одиночество, безумие и гибель.

Автопортрет

1904; 35,5х29,5 смбумага, уголь, сангинаГосударственная Третьяковская галерея

Москва

Михаил Врубель родился 5 марта 1856 года в Сибири, в Омске, третьим ребенком в семье. Его отец, Александр Михайлович, поляк по происхождению, был военным юристом.

Долг его службы требовал частых перемещений: Михаил закончил гимназию в Одессе, побывав в Астрахани, Петербурге и Саратове.

Мать художника, Анна Григорьевна, по отцу была дальней родственницей декабриста Басаргина, по матери — датчанка. Она умерла, когда мальчику исполнилось три года.

Через некоторое время отец женился вторично на Елизавете Христиановне Вессель, серьезной пианистке. Благодаря ей любовь и понимание музыки осталось во Врубеле на всю жизнь.

В семье была культурная и уютная обстановка; хотя появились свои дети, мачеха заботливо относилась к четырем детям от первого брака мужа.

Но теплые дружественные отношения Врубель сохранил на всю жизнь лишь со старшей сестрой Нютой — Анной Александровной Врубель, ставшей педагогом.

Врубель рос слабым и хрупким ребенком, начал ходить только в три года. И впоследствии, в зрелом возрасте, он был небольшого роста, с непропорциональной фигурой, не любил физических упражнений.

Художественные способности Врубеля проявились рано: по воспоминаниям сестры, «элементы живописи, музыки и театра стали с ранних лет его жизненной стихией».

На долгое время рисование оставалось только увлечением.

Окончив гимназию с золотой медалью, Врубель в 1874 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Летом 1875 года он совершил первую заграничную поездку в Швейцарию, Германию и во Францию с семьей, где служил гувернером.

Михаил Врубель в академии

Талант и призвание наконец взяли свое: после отбытия воинской повинности, осенью 1880 года Врубель поступил в петербургскую Академию художеств. Имея университетское образование, он был начитан, владел иностранными языками (в том числе латинским), неплохо разбирался в философии, увлекался Кантом, хорошо знал литературу, особенно любил Гете.

На третий год пребывания в Академии Врубель поступил в мастерскую Павла Петровича Чистякова, заурядного художника, но прекрасного учителя, в совершенстве владеющего секретами передачи объема и пространства на плоскости.

В этот год он подружился с Валентином Серовым и Владимиром фон Дервизом, познакомился с Ильей Репиным, который оказал на него сильное влияние.

По совету репина Врубель начал самостоятельную работу, нацеленную на изучение натуры.

Врубель и Серов увлекаются техникой акварели. Втроем с Дервизом они снимают мастерскую, где пишут обнаженную модель. Врубель усердно занимается акварелью, считая, что именно в этой технике рисунок и живопись неразрывны. В академические годы Врубель рисует с натуры по 12-14 часов в день. Эта суровая школа воспитывает твердую руку и поразительную зрительную память.

Киевский период Врубеля

Счастливая случайность прервала пребывание Врубеля в стенах Академии художеств. В 1884 году археолог и историк искусства, профессор Адриан Прахов обратился к Чистякову с просьбой указать ему ученика для выполнения монументальных живописных работ в Кирилловской церкви (XII век) в Киеве. Чистяков порекомендовал Врубеля, тот сделал эскиз — и был приглашен Праховым.

В Киеве Врубель погружается в новую для него стихию религиозной живописи. Недавний ученик Академии всего за один год создает монументальные росписи «Оплакивание» и «Сошествие Святого Духа» в Кирилловской церкви, пишет, имитируя мозаику, одного из ангелов в барабане Софийского собора.

В 1884 году Врубель был отправлен в Венецию для изучения памятников византийского и ренессансного искусства. В Венеции Врубель пишет четыре иконы (маслом на цинковых досках) для иконостаса Кирилловской церкви; лучшая среди них — «Богоматерь». В этом образе отразилось глубокое и безответное чувство художника к Эмилии Львовне, жене Прахова.

Еще осенью 1884 года, отправляя Врубеля в Венецию, Прахов обещал ему участие в росписях интерьера Владимирского собора. Но когда художник вернулся, дело росписи уже было передано в руки прославленного живописца Виктора Васнецова. Врубель воспринял это как страшное вероломство, был глубоко уязвлен как человек и как художник. Он не смог оставаться в Киеве и уехал в Одессу.

В 1887 году Врубель вернулся в Киев и, остыв от обиды и возмущения, исполнил несколько эскизов к отдельным композициям («Надгробный плач», «Воскресение»). Они были отклонены строительным советом собора. Участие художника в росписи Владимирского собора ограничилось написанием орнаментов (в боковых нефах), которые уже тогда приводили в изумление свободой творческой фантазии.

В Киеве Врубель окончательно сформировался как художник, впервые обратился к изображению Демона, но полностью реализовать свои возможности он не смог. Нестабильности его материального положения способствовал и его характер.

Спокойный, но легко увлекающийся, Врубель беспечно относился к деньгам, никогда не торговался с заказчиками и покупателями, отдавая свои шедевры за бесценок, часто уничтожал и переписывал завершенные вещи.

Итог его неустроенной киевской жизни подвел отец, навестивший сына в 1886 году.

Врубель в Москве

Уезжая летом 1889 года из Киева, Врубель не думал, что покидает его навсегда. Попав в Москву, художник остался в ней практически на всю жизнь. Здесь Врубель оказался среди крупных промышленников-меценатов и молодых, ищущих новых путей живописцев, артистов, литераторов.

Серьезную поддержку Врубель нашел в семье Саввы Мамонтова, крупного промышленника и мецената, владельца Русской частной оперы. Быстрому сближению художника с Мамонтовым и его художественным кружком способствовали Серов и Константин Коровин, работавшие в московском доме «русского Медичи» и его загородном имении Абрамцево.

1890-е годы были счастливейшими в жизни и творчестве художника.

В мамонтовском кружке Врубель увлекся идеей возрождения русского искусства и создания нового синтетического стиля, проникнутого «музыкой цельного человека».

В Москве он нашел многочисленных заказчиков, для которых создавал картины и панно, скульптуры и майолику, архитектурные проекты и чертежи для мебели, росписи балалаек и рисунки для обоев.

Портрет Н.И.Забелы-Врубель
в стиле ампир

124х75,7 смхолст, маслоГосударственнаяТретьяковская галерея

Москва

На репетиции оперы Гумпердинка «Гензель и Гретель» в конце 1895 года Врубель познакомился с солисткой Русской частной оперы молодой певицей Надеждой Ивановной Забелой, был покорен ее голосом, талантом, красотой и вскоре сделал ей предложение. Летом 1896 года они обвенчались в Женеве.

Тем же летом в Нижнем Новгороде открылась Всероссийская промышленная выставка, для художественного отдела которой Мамонтов заказал Врубелю два огромных панно.

Панно «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович» стали поводом для «всероссийского скандала» в художественной среде, а Врубель был широко ославлен в газетах как декадент.

Жюри Академии художеств признало вещи «нехудожественными», и Савва Иванович «в пику Академии» выстроил для них специальный павильон, куда «валом валил народ».

Нижегородский скандал неожиданно принес художнику известность, а наличие на выставке кроме панно портретов, скульптур и театральных эскизов мастера осветило разные грани его таланта.

В конце 1896 года, после нижегородского происшествия, и в последующие два года отношения четы Врубелей с Мамонтовым были особенно дружескими.

В этот период Врубель стал постоянным декоратором Частной оперы, его жена — солисткой театра, исполнительницей главных партий в операх Николая Римского-Корсакова и романсов композитора. Театр в это время стал вторым домом для художника.

С 1900 года художник начинает экспонировать свои работы — сначала на выставках новаторского петербургского объединения «Мир искусства», потом группы «36-ти художников». Публика и даже художники не принимают его творчества. Со своими московскими коллегами, кроме друзей по кружку Мамонтова — Серова, Коровина, Ильи Остроухова, Василия Поленова — Врубель мало общается и редко посещает выставки.

Тяжелые испытания

В 1901 году Врубель работал над своим заветным Демоном; Надежда Ивановна ждала ребенка.

По воспоминаниям ее сестры, „Михаил Александрович готовился к этому событию очень весело, и ему, и жене казалось, что рождение ребенка не может помешать их элегантной и веселой жизни”.

Первого сентября родился сын, которого назвали Саввой. Личико ребенка было изуродовано «заячьей губой», что глубоко поразило Врубеля, увидевшего в этом какой-то недобрый знак.

Художник целиком уходит в работу над «Демоном», душевная тревога и эмоциональное напряжение достигают крайнего предела и провоцируют сильнейший приступ психического расстройства. Художника помещают в клинику.

В 1903 году, как только состояние здоровья Врубеля стабилизировалось, он вместе с семьей переезжает в Украину. Именно в Киеве случилась трагедия, которая окончательно подорвала душевное здоровье художника: умер его сын. Потерявший рассудок Врубель вновь попадает в клинику.

В краткие моменты просветления мастер создает поистине выдающиеся произведения, отмеченные хрупкой, какой-то неземной красотой…

Признание пришло к Врубелю слишком поздно. Когда он уже был безнадежно болен, его творчество, наконец, было оценено по достоинству.

О художнике и его картинах взахлеб писали символистские журналы «Весы» и «Золотое руно», Петербургская академия художеств присвоила ему звание академика.

В 1906 году на русской выставке в Париже, организованной Сергеем Дягилевым, работам Врубеля был отведен целый зал.

В том же году художника перевезли в Петербург, в известную лечебницу доктора Бари. Чтобы быть ближе к мужу, Надежда Ивановна поступила на службу в Мариинский театр.

Врубель стремительно терял зрение, и это положило конец его художественной карьере.

Теперь только музыка могла скрасить жизнь мастера: жена ежедневно приходила в клинику и, не скрывая слез, исполняла фрагменты из его любимых оперных партий…

После пяти мучительных лет душевной болезни и слепоты 1 апреля 1910 года Врубель умер в петербургской клинике доктора Бари.

Он убил себя сознательно, открыв в сильный мороз окно: простуда осложнилась воспалением легких, которое перешло в скоротечную чахотку, повлекшую летальный исход. Похороны художника состоялись 3 апреля на кладбище Новодевичьего монастыря в Петербурге.

Из академической церкви к последнему приюту мастера гроб с его телом несли студенты Академии художеств. Церемонию прощания открыл поэт Александр Блок…

Надежда Ивановна ненадолго пережила мужа: вечером 20 июля 1913 года в концерте она исполнила «с каким-то особенным подъемом три романса Римского-Корсакова», а в полночь скоропостижно скончалась.

(1856-1910) Михаил Врубель

Поделиться ссылкой в социальных сетях

Источник: http://www.filoli.ru/artists/077-wrobel/wrobel-biography.php

Михаил Врубель

Биография Врубеля стандартна для гения: недоумение и неприятие при жизни, сменившиеся яркой славой после смерти. На похоронах художника Александр Блок говорил о нем, как о «вестнике иных миров», да и позднее многие считали, что своим талантом Врубель и впрямь обязан мистике и одержимости. Но его реальная жизнь не содержала никаких особых тайн.

Предки Михаила Врубеля со стороны отца были прусскими поляками, но сам художник родился в российском городе Омске, где на момент его появления на свет – 5 марта 1856 года – служил Александр Михайлович Врубель, строевой офицер, участник Крымской кампании.

В 1859 году семья переехала в Астрахань, на новое место службы отца, и в тот же год Анна Григорьевна, жена Александра Михайловича, умерла, оставив мужу четырех малолетних детей.

В 1863 году Врубель женился снова, на пианистке Елизавете Христиановне Вессель, которая не только заменила мать его осиротевшим детям, но и родила еще троих.

Александр Михайлович к тому времени уже сменил строевую службу на поприще военного юриста, и ему не раз приходилось менять место жительства. Но переезды составляли единственное неудобство в жизни Врубелей. Отношения в этой большой семье всегда складывались вполне благополучно.

Хотя выросший Михаил сохранил тесную дружбу только со старшей сестрой Анной, в детстве он прекрасно относился ко всем своим родственникам и любил мачеху, сумевшую привить ему любовь к музыке.

Мальчик отличался веселым и живым нравом, отлично учился, интересовался историей, латынью, театром, а рисовать начал еще в пять лет.

Во время пребывания в Санкт-Петербурге отец водил его в рисовальный класс при Обществе поощрения художников. С зимы 1864 года Врубели жили в Саратове, и Миша брал уроки у местного художника.

По воспоминаниям Анны Александровны, дважды увидев в церкви копию «Страшного суда» кисти Микеланджело, девятилетний мальчик дома сумел очень похоже воспроизвести картину.

В 1867 году семья вновь оказалась в столице, и там юный гимназист в ущерб искусству увлекся естествоведением и даже сформовал из мела систему кристаллов.

Оканчивал гимназию Миша уже в Одессе, и в последние годы учебы с огромным энтузиазмом занимался изучением римских классиков и истории, а на темы античности и средневековья писал сочинения сверх заданной нормы. Однако никакой мистичности ни в мальчике, ни в подростке Врубеле не наблюдалось – это был обыкновенный гимназист из обеспеченной семьи, разве что не по годам образованный, чрезмерно впечатлительный, а порой ленивый и несобранный.

Рисование Миша не оставлял никогда – в подростковом возрасте уже писал масляными красками и однажды сделал четыре копии с картин Айвазовского («Закат на море»), Жерара Дове («Читающая старушка») и Гильдебранта («Восход солнца» и «Старик, рассматривающий череп»).

Сам мальчик отлично понимал, что до профессионализма ему далеко, но копия «Восхода солнца» попала в местный художественный магазин, где ее продали за целых двадцать пять рублей.

Читайте также:  Группа «сектор газа» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Родные были в восторге, да и сам Миша остался очень доволен, хотя тщательно скрывал свою радость.

Одесскую Ришельевскую гимназию Михаил Врубель окончил с золотой медалью в 1874 году. Отец желал сыну успешной карьеры и надежного будущего, а потому сразу после гимназии юноша лет поступил на юридическое отделение Петербургского университета.

Первый год своего студенчества он прожил у Николая Веселя, брата мачехи, и увлекся его педагогическими теориями настолько, что даже занялся репетиторством. Лето 1875 года Михаил провел в родовом имении композитора Глинки, с семейством сенатора Вера, репетируя сыновей сенатора в алгебре и латыни и обучая грамоте крестьянских детей.

Видимо вместе с этой семьей Врубель и совершил тем летом свою первую заграничную поездку, побывав во Франции, Швейцарии и Германии.

Очень часто в студенческие годы Врубель посещал дом Валуевых, где всегда было много молодежи, устраивались ночные пирушки, ставились любительские спектакли – и в этой богемной жизни Михаил чувствовал себя своим, но словно в другом мире, который, впрочем, ему очень нравился. Главной частью этого «другого мира» являлся, пожалуй, композитор Мусоргский, воплощавший в своей личности и в своей музыке нечто абсолютно противоположное тому положительному порядку и безупречной гармонии, которая окружала Михаила  в университете, и среди родных.

Надо заметить, что юридические науки Врубеля нисколько не привлекали. Все его увлечения лежали вне университета – он всерьез заинтересовался философией Канта, посещал оперу и влюблялся в актрис, обожал споры об искусстве и, конечно, много рисовал.

В эти годы он относился к живописи уже не дилетантски и начал посещать вечерний класс в Академии художеств, где вел занятия Павел Петрович Чистяков, учитель Репина, Васнецова, Серова и Сурикова.

Искусство захватывало Михаила все больше и больше, превращаясь в жизненную необходимость. Все впечатления, особенно литературные, неизбежно выливались в рисунки.

Выдающийся талант Врубеля был несомненным уже в те годы: сохранились иллюстрации, сделанные им к произведениям Тургенева и Льва Толстого, в том числе – рисунок знаменитого свидания Анны Карениной с сыном.

Несмотря на полное равнодушие к юриспруденции, Михаил учился прекрасно и в 1879 году окончил университет, получив золотую медаль. Отбыв воинскую повинность, он стал бомбардиром запаса, не имея и мысли о военной карьере, и некоторое время служил юристом в Управлении военного суда.

В 1880 году Врубель все же решил, что его истинное призвание – живопись, и стал студентом Академии художеств Санкт-Петербурга. На третьем году учебы он попал в класс Чистякова, где познакомился с Репиным, Серовым и фон Дервизом. Именно по совету Ильи Репина Михаил принялся изучать натуру.

Трое друзей – Валентин Серов, Владимир фон Дервиз и Михаил Врубель сняли мастерскую и начали писать обнаженные модели. Михаил особенно усердно занимался акварелью, полагая, что именно эта техника делает неразрывными живопись и рисунок.

В те годы он по двенадцать, а то и по четырнадцать часов рисовал с натуры, воспитывая таким суровым образом твердость руки и свою и без того удивительную зрительную память.

Именно в то время Врубелю начала помогать сестра, и моральной поддержкой, и материально. С той поры и на всю жизнь Анна Александровна оставалась его добрым гением, и, по мнению биографов художника, вполне возможно, что без ее помощи жизнь Михаила сложилась бы совершенно иначе. Сам же Врубель иногда говорил, что связь с сестрой кажется ему мистической…

Поступив в Академию, Врубель существенно изменил свой образ жизни и очень гордился отсутствием «суетных развлечений», говоря, что все это ему заменяет работа. Но при действительной способности к отрешению аскетизм его все же мучил, и отдушину художник находил в доме Валентина Серова.

Атмосфера этой семьи, где жили и гостили очаровательные женщины, напоминала Михаилу атмосферу тургеневских или толстовских романов. Здесь много шутили и часто играли, и Врубель с упоением отдавался этим играм, выступая во время импровизированных представлений в амплуа фокусника.

Он угадывал, какие вопросы написаны на бумажках, сложенных в цилиндр, и отвечал на них, крайне удивляя зрителей. По воспоминаниям обитателей дома Серовых, повадки фокусника смотрелись в его исполнении очень естественно – Михаил обладал пластичностью движений, легкой, пружинистой походкой и привычкой прищелкивать во время ходьбы пальцами.

Больше всего зрителям нравился номер, в котором Врубель пел итальянскую песню «Санта Лючия», в картинной позе итальянского гондольера и имитируя жестами аккомпанемент на гитаре.

Его кумиром в те годы стал Рафаэль, а вот о современной живописи Врубель не раз высказывал весьма критические отзывы. Критиковал он и Репина и даже говорил ему самому, что рисовать Репин попросту не умеет.

Михаил вообще заслужил репутацию человека высокомерного и неудобного – и в то же время многие говорили о его скромности и даже стеснительности. Интересно, что воспоминания о Врубеле очень противоречивы – образ художника в них буквально двоится. Достаточно странно уже его отношение к собственной внешности и смена стилей одежды.

Двойственность проявлялась и в общении – в окружении Врубеля можно было встретить и совершенных снобов-аристократов, и цирковых артистов, и бедняков…

Учебу Врубеля в Академии прервал случай: в 1884 году Адриан Прахов, профессор истории искусства и археологии, попросил Чистякова указать ему студента, способного выполнять монументальные живописные работы. Чистяков посоветовал ему Михаила Врубеля, Врубель сделал эскиз и получил приглашение.

Приехав в Киев, Врубель погрузился в абсолютно новую для него стихию – религиозную живопись. Менее чем за год он создал в Кирилловской церкви монументальные росписи «Сошествие святого духа» и «Оплакивание», а также написал в виде имитации мозаики ангела в Софийском соборе.

Здесь Врубель впервые начал получать за свой талант деньги, что очень обрадовало его отца, уже потерявшего надежду, что сын обретет самостоятельность. В деловых разговорах Михаил выказал твердую уверенность в своих силах и возможностях – ни следа ложной скромности. Однако к деньгам он относился очень беспечно, никогда не умел торговаться ни с заказчиками, ни с покупателями.

Без пиетета относился он и к собственным творениям – спокойно выбрасывал, забывал и всю жизнь отдавал за бесценок.

Осенью 1884 года Прахов отправил Михаила в Венецию, чтобы изучить памятники искусства Византии и Ренессанса. В Венеции художник написал на цинковых досках маслом четыре иконы для Кирилловской церкви. Лучшей из них считается «Богоматерь», в которую Врубель вложил свое первое глубокое чувство – безответную любовь к жене профессора, Эмилии Львовне Праховой.

Эта женщина, эксцентричная, резкая, непредсказуемая, не только покорила его сердце, но и поддерживала художника в непрерывном состоянии «стремления души».

Перед отъездом в Италию Михаил заехал к родителям и очень удивил их очередными переменами в своем духовном и даже физическом облике – одет был в поношенную одежду, рассуждал о преимуществах простоты перед изысканностью.

Когда Врубель вернулся из Венеции, роспись, обещанную ему в интерьере Владимирского собора, уже передали в другие руки – ей занялся прославленный живописец Васнецов. Михаил счел это страшным вероломством, уязвившим в нем и художника, и человека.

Не менее жестокий удар нанесла ему и любимая женщина, порезавшая все письма, присланные ей Врубелем из Венеции – Эмилия Львовна оставила от этих посланий только рисунки. После таких жестоких разочарований остаться в Киеве он не мог.

Его натура требовала изменить все – и Врубель отправился в Одессу.

Крах надежд надолго закрепил в художнике внутреннюю неустойчивость и предчувствие очередных падений.

Одесская жизнь не сложилась тоже – хотя именно здесь в 1885 году он впервые начал рисовать своего Демона.

Для культуры того времени, тяготевшей к мифотворчеству, это было естественно – образом лермонтовского Демона увлекались тогда многие, но Врубель ощущал уход за грань обыденного как глубоко личную идею.

Два года спустя возмущение остыло, а обиды улеглись, и художник вновь прибыл в Киев.

Несколько его эскизов, сделанных для отдельных композиций («Воскресение» и «Надгробный плач»), строительный совет Владимирского собора отклонил, так что участие Врубеля в росписи ограничилось лишь написанием в боковых нефах орнаментов, изумляющих полетом фантазии.

И все же этот период стал для него счастливым – творческая репутация упрочилась, появились новые покровители в лице киевских меценатов и с ними – новое общение. Дом известного коллекционера Василия Тарновского заменил ему дом Праховых: здесь тоже обожали искусство и постоянно устраивали праздники и застолья.

Пришло и новое чувство – к одной из дочерей Тарновского. Друзья часто насмехались над влюбчивостью Михаила, но состояние влюбленности было художнику необходимо – лишь в нем он обретал душевное равновесие. Причем невзаимная любовь в каком-то смысле удовлетворяла его даже больше счастливой, ведь неразделенное чувство подтверждало Врубелю, что он – изгой, не такой, как все.

Драгоценное (и столь же ненавидимое) изгойство подчеркивалось и полным равнодушием к быту, житейской неприспособленностью – скупая меблировка, минимум одежды.

Словно подтверждая это, Михаил увлекся цирком, где балаган соседствовал с гротеском, а сама жизнь циркачей словно издевалась над благопристойностью, разрушала все «нормальное и положительное».

В этой среде он неожиданно и, в общем-то, закономерно почувствовал себя куда свободнее, чем в компании интеллигентов.

В 1889 году его вызвали в Казань, где жили тогда родители: тяжело заболел отец, только что назначенный председателем в военно-окружном суде. Однако стоило Александру Михайловичу оказаться вне опасности, как Врубель бежал от семьи, от родительской щедрости, приземленности и непонимания.

Но дорога в Киев лежала через Москву, и в Москве Михаил задержался на всю оставшуюся жизнь. Сначала случайно встретил друзей из цирка, заканчивающих гастроли, потом знакомого художника – Константина Коровина, с которым подружился около трех лет назад, наконец, сошелся с компанией молодых художников Москвы.

Окончательно привязало его сближение с кружком Саввы Мамонтова – известного мецената.

В доме Мамонтова, где Врубель поселился в 1890 году, царила атмосфера бесконечных идей и проектов, воплощающих радость и творчество. И эта жизнь для обитателей дома была не праздничным отступлением от нормы, а самой нормой.

Получалось, что Михаил прибыл на желанный берег, и к нему пришло не только убеждение, что стремиться больше некуда, но даже мысли о женитьбе. Однако для семейной жизни нужна была не только невеста, которую Врубель быстро наметил, но и деньги.

И Михаил всерьез принялся рисовать своего «Демона сидящего», в процессе работы о женитьбе позабыв.

Идею картины не понимал даже сам Мамонтов – об этом говорит уже то, что «Демона» он не купил. Но в то же время, помимо картины, несомненно обещавшей скандал, Врубель сделал не менее скандальные иллюстрации для собрания сочинений Лермонтова, вышедшего в свет в 1891 году.

Эти иллюстрации были настолько необычны, что их назвали «дикими». Последовали разгромные отзывы критиков, но на стороне Врубеля уже имелась сильная партия, и даже родственники в письмах говорили об успехе издания. Высоко оценила иллюстрации молодежь – а это было самым главным.

В 1899 году умер Александр Михайлович Врубель, но Михаил, побывавший у родителей в самом начале болезни отца, на похороны не поехал – скорее всего, не желая предаваться горю. Тогда он уже боролся с наступающим мраком, хотя симптомы будущей болезни казались пока переменами характера – художник стал холоден, надменен, сух, чересчур нервен и эгоцентричен.

С 1992 года Врубель занимался оформлением спектаклей Частной оперы – детища Саввы Мамонтова, а в конце 1895-го вместе с оперной труппой уехал в столицу на гастроли. Там, на репетиции оперы «Гензель и Гретель» на сцене Панаевского театра, он и познакомился с женщиной, в которой увидел свой идеал.

Певица Надежда Забела была на десять лет моложе Михаила и абсолютно не похожа ни на одну из его прежних пассий. Мгновенно превратившись в ее тень, художник столь же мгновенно получил ответное чувство – их головокружительный роман развернулся за считанные недели во время гастролей и привел к свадьбе.

Состоялась она 28 июля 1896 года.

Жене Врубель буквально поклонялся – причем не только как женщине, но и как своей музе. Брак показался ему счастливым завершением многолетних скитаний в поисках самого себя. Вдобавок к обретенному душевному покою Врубель получил и уверенность в будущем, да и его материальное положение уже было вполне устойчивым.

В сентябре 1901 года у Михаила и Надежды родился маленький Савва, но эта радость была омрачена врожденным пороком мальчика – «заячьей губой». Врубель усмотрел в этом «испорченную кровь» и «роковую наследственность», и с той поры стал задумчив и рассеян.

Это состояние души отвратило его от всех творческих замыслов и вернуло к образу Демона – уже через два месяца после рождения сына он начал картину «Демон поверженный».

Работа над этой картиной продолжалась год, прервавшись лишь на короткое время преподавания стилизации студентам Строгановского училища. Но надолго уйти от «Демона» Врубель не сумел.

Картину он писал как одержимый – порой по 20 часов в стуки, поддерживая себя вином. Лицо Демона он менял, даже когда картина уже попала на выставку «Мира искусства» – и это лицо становилось все более страшным.

Читайте также:  Джон хэмм - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После окончания работы болезнь восторжествовала над художником.

В апреле 1902 года Врубеля положили в московскую клинику Свавей-Могилевича. Галлюцинации, меняющие друг друга мании величия – психическая болезнь, которую врачи признали неизлечимой. Но в марте 1903-го художник относительно пришел в себя, и его выписали – но ненадолго.  В мае умер сын Врубеля, а в сентябре Михаил вновь попал в клинику.

Страшные недели забытья и бреда сменялись часами сравнительного успокоения – и тогда Врубель рисовал, правда, по требованию врачей, только с натуры, ничего фантастического.

И эти рисунки уже сумасшедшего человека тоже были шедеврами – мастер в нем продолжал жить. Летом 1904 года Михаил снова вернулся к почти нормальному существованию.

Через полтора года начал писать свою последнюю картину – портрет Валерия Брюсова, но закончить ее не успел. Зимой 1906 года художник ослеп.

Последние годы жизни Михаил Александрович Врубель провел в клинике Бари, на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, где и умер 1 апреля 1910 года от простуды, обернувшейся скоротечной чахоткой. К тому времени его имя уже было прославлено – причем едва ли не во всех жанрах и видах изобразительного искусства: графика, живопись, декоративная скульптура.

Смерть стала для Врубеля избавлением. Возможно – избавлением от одержимости его вечным Демоном.

Источник: http://people-archive.ru/character/mihail-vrubel

Михаил Врубель, биография, жизнь, творчество

Предвестник кубизма, яркий представитель символизма, человек, который отлично совмещал в себе талант к графике и живописи в равной степени.

Детство

Михаил Александрович родился в Омске в 1856 году в этом же городе были рождены его младшие брат и сестра которые не дожили до юности. По причине частых родов и ослабленного здоровья в 1859 году скончалась мать мальчика. Пока овдовевший отец пытался справиться со всеми хлопотами, которые лежали на его плечах, мальчик проводил свои будни за рассматриванием картинок в детских книжках.

В 1863 году отец Михаила взял в жены Е. Х. Вессель которая была из знатного рода, что помогло ему в продвижении по службе. Новая мама для семейства оказалась настоящим сокровищем, она целыми днями занималась воспитанием всех детей.

В 1867 году семейство переехало в Саратов где у отца мальчика было новое назначение по службе. Вопреки любящей атмосфере, которая царила в доме Михаил и его сестра Анна всегда проводили время вместе и не были особо заинтересованы в дружбе с новыми родственниками.

Юность

Уже в юном возрасте Врубель проявил себя как человек творческий и самостоятельный. Настоящая страсть к рисованию проснулась у юноши, когда в Саратов на выставку завезли «Страшный суд» Микеланджело.

Это произведение настолько запало в душу юному дарованию что он позже исполнил его точную копию по памяти, со всеми мельчайшими деталями и нюансами. Во время обучения в гимназии Врубель рисовал под покровительством ОПХ.

После перевода отца в Одессу и смены учебного учреждения Врубель на время прекратил активную творческую деятельность и больше уделял внимания естественным наукам. Обучение в целом, у юноши не отнимало много времени, он был лучшим учеником пока это было ему интересно.

В один момент его жизни Михаил сильно загорелся идеей актерской карьеры, но оставил эту затею с поступлением в университет.

Юридический университет

Родителями Врубеля было принято решение отправить его на юридический факультет. Возможно, на это повлияла способность мальчика быстро запоминать сложные тексты или знание нескольких языков. В конечном итоге мысли о творческих начинаниях отошли на второй план.

Обучение шло медленно и трудно, в конечном итоге юноша больше заинтересовался философией и совершенно забросил юридическое дело. Рисование хоть и присутствовало в жизни художника, но играло отнюдь не ведущую роль.

В период обучения в университете им были нарисованы несколько иллюстраций к популярным в то время литературным произведениям.

Начиная с 1875 года Врубель активно начал развивать актерские таланты, но это требовало больших капиталовложений и ему приходилось подрабатывать репетитором. Для юного дарования стали находкой его знания латыни и юридического дела.

Начало художественного развития

Такой образ жизни привел Михаила в семью Папмелей, которые нуждались в его репетиторских навыках. Отзывчивая семья приняла молодого человека как своего сына, и он надолго поселился у них в поместье. Именно после переезда в их имение Врубель начал активно рисовать.

Эстеты Папмели поддерживали его высоко оценивая любую его работу. Не только любовь к искусству привили ему его новые знакомые, любовь к вину, которого было всегда много на столе гостеприимных знакомых, накрепко засела в жизни Врубеля.

Начиная с 1880 года, художник начал посещать курсы в Академии искусств где познакомился с Чистяковым и стал частым гостем в его студии. Наставник стал хорошим другом для молодого гения, о чем сам Врубель неоднократно упоминал в письмах к сестре.

Работа над оттачиванием пластики форм и передачи живости светотени до конца жизни чувствовалась в работах живописца.

Творческие эксперименты

Несмотря на своенравную манеру исполнения, далеко идущую от традиционного академизма, Чистяков поощрял творческие эксперименты своего ученика. Одной из немногих работ, которые художник пытался изобразить во всей строгости академизма является зарисовка «Пирующие римляне».

Будучи человеком целеустремленным, Михаил не оставил попыток совмещать свое творчество с развитием своего бизнеса. С помощью своих давних знакомых Пампелей он нашел заказчика, который предложил гонорар в 200 рублей за любое его полотно на выбор.

Темой для его картины стали «Гамлет и Офелия», но успехом эта затея не увенчалась, и художник перешел на другую более реалистичную задумку. Для работы над полотном «Натурщица» была приглашена известная и подготовленная Агафья которая позировала для многих художников того времени.

Знакомые художника помогли раздобыть предметы декора, которые использовались как фон в постановке. После окончания картины его пригласили в Киев для работы над восстановлением фресок Кирилловской церкви. Наиболее ярким моментом в его работе над фресками стало изображение «Сошествие Святого Духа на апостолов».

После завершения работы над этим проектом художник отправился в Италию для пополнения своих творческих знаний. Во время его проживания в Венеции город так сильно вдохновил его что Врубель закрылся в себе и целыми днями писал иконы и полотна повседневной тематики. После выхода из творческого наплыва художник начал ощущать жажду общения и недостаток любви.

По возвращению в Киев художник делает предложение жене своего покровителя Прахова. Однако женщина высмеяла его чувства и указала на очевидное обстоятельство отказа, ее замужество. После отказа у Врубеля начался кризис, он практически не рисует, а если и начинает полотно, то забрасывает его.

Единственное завершенное произведение — это «Девочка на фоне персидского ковра» сделанное по заказу владельца ссудной кассы.

Проблемы с психическим здоровьем

В 1890 году художник переехал в Москву. Здесь у него начался период депрессии, которая отразилась на цикле работ «Демон». Мрачные краски и трагические сюжеты можно увидеть во всех его последующих работах. С 1890 года художник увлекся керамикой и сделал множество ярких заказов для богатых домовладений России.

Вплоть до 1896 года художник путешествовал по Италии, где работал в различных гончарных мастерских. По возвращению в Москву художника пригласили создать декорации для театра где он встретил свою будущую жену Надежду Забел. Их встреча была такой же внезапной и полной эмоций, как и вся жизнь художника.

Решение о свадьбе было принято на следующей же неделе после знакомства. С приходом любви в жизнь художника пришло и вдохновение. Он творил целыми днями и именно тогда окружающие впервые заметили его психический недуг. В 1900 году он, вдохновленный театральными постановками, пишет «Царевна-Лебедь».

Это полотно примечательно тем что художник создал его за сутки, на холсте, предназначенном для портрета любимой жены, что делает произведение довольно символичным. Осложнения в душевном состоянии художника стало заметно в период его возвращения к циклу работ «Демон».

«Демон летящий» и «Демон поверженный» стали дополнением к мрачному хороводу демонического творчества.

Последние годы жизни

Все чаще у художника случались срывы, которые практически не прекращались после рождения сына в 1901 году. Стресс и давление, которое испытывал на себе рисовальщик, проявлялось в депрессии и буйном поведении. Жена с ребенком не могли находиться в такой атмосфере и уехали в Рязань к родственникам.

Такое поведение привело к его принудительному заключению в клинику для психически больных. В 1903 году после выписки из клиники и возвращения домой художник потерял сына. Это событие в конец подкосило как физическое, так и психическое состояние живописца. Его поместили в клинику для душевно больных где он, несмотря на частые галлюцинации продолжал писать картины.

«Жемчужина» и «Видение пророка Иезекииля» стали последними работами художника. У Врубеля начались приступы агрессии, которые чередовались с апатией, не редки были и галлюцинации. Художник утверждал, что он стал пророком и точно знает, что ему уготовано.

В последний день своей жизни на него сошло просветление, он был бодрым и веселым, привел себя в порядок и к удивлению врачей, уснул во фраке. Той же ночью 14 апреля 1910 года художник скончался.

Интересные факты:

  • Сильное и устойчивое воздействие Врубеля испытали почти все крупные русские художники 20 века. Его манера писать «разноцветными кубиками» иной раз трактовалась как преддверие кубизма. Однако Врубель, доказавший своим творчеством, что глубинное постижение натуры закономерно предполагает переход по ту сторону ее внешних видимостей, стоит у истоков не одного какого-то направления, а практически всех авангардных поисков русского искусства 20 века.
  • В 1902 году знаменитый психиатр Владимир Бехтерев поставил Врубелю диагноз – острое душевное расстройство. Неизлечимая болезнь загнала художника в клинику, ему оставалось жить восемь лет. Доктор Федор Усольцев, лечивший Врубеля, вспоминал, что даже в болезненном возбуждении, спутанности мыслей и чувств, Врубель творил – лепил из глины странные фигуры, рисовал.
  • Врубель автомизировал реальность в живописи, расщеплял мир и видел в нем второе дно, непостижимое и демоническое. Картины Врубеля почти всегда тревожат душу, хотя глаза его Демона и Царевны-Лебеди прекрасны и одухотворены. Эти персонажи живописи Врубеля, которой в Третьяковке отдан целый зал, – пожалуй, самые известные. Художник-символист любил сказочные, мифические образы, их молчание и тайну, многозначность.
  • На протяжении всего творчества Врубель неоднократно обращается к теме пророчеств, в моменты болезни – тема становится почти навязчивой. В 1904 году он создает «Шестикрылого Серафима» — последнее большое полотно художника, созданное в минуты просветления. Художник был уверен, что талант и призвание творца подобны миссии пророка. И как в ветхозаветной притче Серафим очищает от грехов пророка Исайю, тем самым подготавливая к пророческому служению, так и Азраил Врубеля предстает, чтобы окончательно утвердить художника в роли провидца, знающего свою судьбу.

Награды:

  • Золотая медаль Парижской всемирной выставки (1900 год)
  • Вторая серебряная медаль Академии художеств (1883 год)

Источник: http://ThePerson.pro/mihail-vrubel/

Врубель Михаил Александрович: биография, карьера, личная жизнь

Будущий художник появился на свет 17 марта 1856 года. Местом его рождения стал Омск. Отец Михаила был офицером, прошел Крымскую войну. Впоследствии он сделал карьеру военного юриста. Предки Михаила Врубеля со стороны отца перебрались в Россию из Польши. Когда мальчику было всего три года, его мать умерла. Через четыре года отец снова женился.

Служба отца предполагала постоянные переезды. В итоге Врубелю довелось пожить в Омске, Астрахани, Саратове, Петербурге, Одессе.

В 1874 году Врубель успешно окончил гимназию и стал студентом юридического факультета университета в Петербурге. В те же годы Михаил посещал Академию художеств, вечерние классы.

Университет Врубель окончил с отличием. Это было в 1879 году. После этого будущему художнику пришлось отбывать воинскую повинность. Он дослужился до чина бомбардира и ушел в запас.

Ближе к концу 1880 года Врубель становится вольнослушателем Академии художеств. Академические рисунки художника «Обручение Марии с Иосифом» (1881) и «Натурщица в обстановке Ренессанса» (1883), выполненные в технике акварели, выделяются на фоне работ других слушателей.

В 1884 году Михаил уходит из Академии и переезжает в Киев, где учится реставрировать церковные росписи.

В 1884 году Врубель совершает паломничество в Венецию. Поездка нужна ему для написания иконостаса. Он не имел практического опыта работы в таком жанре, однако уже через год написал для Кирилловской церкви несколько композиций. Некоторые из его эскизов остались только в проектах.

Читайте также:  Иван переверзев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1889 году Врубель приезжает в Москву. Здесь он свел знакомство со знаменитым меценатом Саввой Мамонтовым и вошел в состав абрамцевского художественного кружка.

В этот плодотворный период своего творчества Михаил Александрович создает станковые произведения, среди которых особо выделяются «Испания» и «Гадалка», созданные в 1894-1895 гг.

Врубель принимал участие в создании оформления опер Римского-Корсакова «Царская невеста», «Садко», «Сказка о царе Салтане». Он также сделал ряд эскизов архитектурных элементов для абрамцевской керамической мастерской и даже выступил в роли архитектора при осуществлении проекта фасада дома Саввы Мамонтова в Москве.

Одной из любимых тем в творчестве Врубеля стал образ Демона. Эту серию начал «Демон сидящий», созданный в 1890 году; потом она нашла продолжение в иллюстрациях к одноименному сочинению Лермонтова. Завершилась тема «Демоном поверженным» в 1902 году.

Врубель известен как иллюстратор сочинений Пушкина, Шекспира, Гёте, Анатоля Франса, Эдмона Ростана. В его работах также отражены мотивы древней мифологии и былинного эпоса.

В 1902 году у художника была обнаружена душевная болезнь. Ему довелось пройти лечение в психиатрических клиниках. В периоды, когда болезнь отступала, он создает серию рисунков и ряд портретов знаменитых личностей.

Врубель состоял в браке. Его женой стала певица Надежда Ивановна Забела, обладавшая великолепным сопрано. В 1901 году в семье художника на свет появился сын Савва, который в 1903 году умер от воспаления легких.

К 1906 году художник почти полностью ослеп. Последние годы жизни Врубель провел в клинике на Васильевском острове Петербурга. Он покинул этот мир в апреле 1910 года.

Источники:

  • Биография Михаила Врубеля

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957932-vrubel-mihail-aleksandrovich-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Михаил Врубель: биография, картины, личная жизнь художника

Михаил Врубель увлекся рисованием еще в детстве. По настоянию отца он должен был стать юристом, однако позже оставил это поприще, чтобы поступить в Академию художеств.

Михаил Врубель писал иконы и фрески, работал с мозаикой и рисовал эскизы театральных костюмов, создавал декорации и огромные живописные полотна.

Он стал автором «демонического цикла» — серии работ из картин, иллюстраций и скульптуры с главным героем Демоном.

«Действительный студент» Михаил Врубель

Михаил Врубель родился 17 марта 1856 года в Омске. Его отец Александр Врубель служил военным юристом. Мать была дочерью астраханского губернатора, известного картографа и адмирала Григория Басаргина.

В 1859 году мать будущего художника умерла от чахотки. Через четыре года Александр Врубель женился снова: его второй супругой стала петербурженка Елизавета Вессель.

У детей сложились добрые отношения с мачехой: она занялась их воспитанием, развитием и даже укреплением здоровья: от рождения Михаил Врубель был слабым и болезненным, даже ходить начал только в три года.

Уже взрослым он с иронией вспоминал «диеты сырого мяса и рыбьих жиров».

Занимались детьми и родственники Елизаветы Вессель. Ее сестра Александра учила их музыке, а брат Николай, педагог, опробовал на детях новые методики — развивающие игры. К десяти годам Михаил Врубель увлекался музыкой, театральным искусством и рисованием.

Однако по настоянию отца он поступил на юридический факультет Петербургского университета. Все расходы за проживание и учебу взял на себя Николай Вессель. В студенческие годы Врубель увлекался философией и театром, создавал иллюстрации к литературным произведениям.

Одна из самых известных работ того времени — графическая иллюстрация «Свидание Анны Карениной с сыном», выполненная черной тушью на коричневой бумаге.

Учеба на юридическом факультете не особенно привлекала Врубеля: он два года учился на втором курсе и не смог защитить дипломную работу, из-за чего получил низшую ученую степень — действительный студент.

Иконописец и реставратор

В университетские годы будущий художник подрабатывал гувернерством и репетиторством. Так он попал в семью сахарозаводчиков Папмелей: стал репетитором их сына, с которым вместе учился.

Папмели поддерживали увлечение Михаила Врубеля рисованием. Его познакомили со студентами Академии художеств, вскоре Врубель стал посещать там вечерние классы и в 1880 году поступил в Академию.

Будущий художник попал в мастерскую Павла Чистякова, а параллельно занимался в акварельной мастерской Ильи Репина.

Он изучал основы рисунка и живописи, осваивал акварель и особую методику Чистякова: выстраивать на холсте объем, подобно архитектору.

Осенью 1883 года Павел Чистяков порекомендовал Врубеля историку искусства Адриану Прахову — он искал художника для реставрации старинной Кирилловской церкви в Киеве. После окончания учебного года Врубель переехал в Киев. Он создавал эскизы для реставрации старых фресок, сам расписывал стены церкви и даже написал четыре иконы.

В 1885 году художник уехал в Италию — знакомиться с византийской и позднеримской живописью. В Равенне и Венеции он изучал средневековые витражи и мозаики в итальянских церквях. Во время путешествия Михаил Врубель много работал: делал эскизы, рисовал акварели, за одну ночь создал стофигурную композицию «Орфей в аду».

В Венеции Врубель познакомился с Дмитрием Менделеевым, который был женат на ученице Павла Чистякова. Ученый посоветовал художнику писать иконы не на холсте, а на цинковых пластинах, чтобы уберечь их от влаги. За следующие полтора месяца Врубель создал три такие иконы — «Святой Кирилл», «Святой Афанасий» и «Христос Спаситель».

После возвращения из Италии Врубель ненадолго съездил в Одессу, а потом вновь перебрался в Киев. Он писал картины на заказ, участвовал в реставрации Владимирского собора, давал уроки рисования. Тогда же появились первые наброски, связанные с его будущей легендарной темой Демона.

«Дивная патетическая симфония» Врубеля

В 1889 году Врубель переехал в Москву.

В эти годы он вместе с известными художниками — Ильей Репиным, Иваном Айвазовским, Иваном Шишкиным — работал над иллюстрациями к Собранию сочинений Михаила Лермонтова. Среди них были рисунки к поэме «Демон».

А параллельно художник писал большое полотно «Демон сидящий». Позже художник создал целый «демонический цикл», состоящий из рисунков, скульптуры и живописных полотен.

В этот период стал вырабатываться особый стиль художника: полотна он писал филигранными угловатыми мазками, напоминавшими мозаику.

Вскоре Врубель переехал из Москвы в Абрамцево — имение Саввы Мамонтова. Он стал участником абрамцевского кружка, оформлял сказочные оперы Николая Римского-Корсакова. В имении Мамонтова художник возглавил майоликовую мастерскую, создавал гипсовые скульптуры и декоративные панно на заказ, несколько раз ездил в Италию — сначала с самим Мамонтовым, затем с его сыном Сергеем.

В начале 1896 года Михаил Врубель познакомился со своей будущей женой — оперной певицей Надеждой Забелой. Он сделал предложение едва ли не в тот же день, и Забела согласилась.

К моменту женитьбы у Врубеля практически не было денег, и он стал создавать на заказ театральные костюмы и декорации. В то же время художник писал картины на сказочно-мифологические сюжеты — «Царевна-Лебедь», «Пан», «Богатырь».

В 1900 году художнику присудили золотую медаль на Всемирной выставке в Париже за изразцовый камин «Вольга Святославич и Микула Селянинович».

В 1901 году у художника родился сын, Надежда Забела оставила сцену, и содержание семьи полностью легло на плечи Михаила Врубеля. Это ухудшило его душевное состояние: он стал замкнутым, вспыльчивым, страдал бессонницей. В эти годы он вновь писал демонов.

Работа над «Демоном поверженным» буквально кипела: вместо обычных трех-четырех часов художник иногда работал по 14 часов в день. В 1902 году Врубеля поместили в психиатрическую лечебницу — с этого момента начался период его угасания. В моменты просветления художник узнавал окружающих, общался с ними, пытался рисовать.

Уже во время болезни он создал полотна «Шестикрылый серафим», «Роза в стакане», «Жемчужина».

В 1904 году художник ослеп. Последние годы жизни он провел на попечении жены и старшей сестры. Врубель почти постоянно был погружен в собственные галлюцинации. Он умер 14 апреля 1910 года, так и не узнав, что ему присудили звание академика.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8229/mikhail-vrubel

Михаил Врубель: картины, биография, творчество

История жизни гения живописи и художественного мастерства Михаила Врубеля полна трагедии. Талант, ярко проявляющийся во всем, чего касался художник, одновременно являлся проклятием мастера.

Врубель вошел в историю под именем мастерского портретиста, умельца декоративно-прикладного искусства. Неординарная личность художника проявлялась во всем с ним связанным.

Михаил Врубель по праву находится среди величайших живописцев мира.

Годы жизни Врубеля Михаила Александровича

17 марта 1856. Омск. В семье штабного адъютанта рождается второй ребенок (сын Михаил). Слабый, болезненный ребенок, рано потерявший мать: она умерла после продолжительной чахотки. Вместе с отцом и сестрой, Анной, Михаил все детство переезжал: Астрахань, Харьков, Саратов.

Маленький Миша рано увлекся рисованием, питал интерес к музыке и театру. Казалось, судьба гения была предопределена с ранних лет. Ярко поразила юного Врубеля копия работы Микеланджело – «Страшный Суд». Увидев изображение, подросток позже воспроизвел его детально (по памяти).

11-летний Михаил поступил в гимназию Петербурга, увлекшись естествознанием, языками. Три года спустя, он вынуждено переехал вслед за семьей в Одессу. Биография художника пестрит частой сменой географии. Понемногу будущий мастер осваивал живопись (это упоминалось в письмах сестре), первоначально копируя маслом знаменитые полотна русских художников. Но куда сильнее его увлекал театр.

Закончив гимназию, Михаил отправляется обратно в Петербург. Ему предначертана карьера юриста «по семейной традиции», о художественном поприще молодой человек даже не думал.

Студенческие годы – период богемной жизни творца. Он сильно увлекается философией, эстетикой, изучает труды Канта, Гегеля.

Михаил пробует себя на поприще иллюстраций к художественным произведениям: детальные, скрупулезные графические работы в эстетике романтизма.

1880 год. Переворот в жизни Врубеля. Окончив университет без особых заслуг, он поступает в Академию художеств (сначала вольнослушателем, затем – полноправным студентом).

Одновременно с этим Михаил начинает частные занятия в мастерской известного живописца исторического жанра, Павла Чистякова, знакомится с художником Серовым.

У Врубеля возникает родство взглядов на искусство и эстетику с этими людьми.

Психологический портрет Михаила Врубеля меняется под влиянием Серова: художник мечется между строгой аскезой и разгульной жизнью. Академию он не заканчивает. Его ждет новый переезд в Киев.

Творчество приобретает сильные религиозные мотивы. Из Киева он отправляется в Москву: сначала временно, но, как оказалось, надолго. Здесь Михаилу суждено провести последние здоровые годы жизни.

Встречает свою жену и музу, Надежду Забелу.

Забела, популярная в то время оперная певица, поражает Михаила настолько, что он зовет ее замуж практически в самом начале знакомства. Венчаются возлюбленные скоропостижно: через полгода общения. Михаилу 40, Надежде – 28.

Именно отношения с Надеждой открывают новый этап жизни и творчества Врубеля: он работает над театральными костюмами и декорациями для выступлений жены, вдохновленный ее образами.

1902. Врубелю ставят первый диагноз. Сумасшествие художника из-за сифилиса развивается стремительно (так же, как и его творчество). Надежда, забрав сына, бежит от мужа. Он отправляется за ней.

Госпитализация, тяжелейшая депрессия – творец угасал. Мания величия сменялась периодами бредового самоуничижения. Надежда вернулась к нему. Горе поразило семью Врубелей в 1903 году.

Смерть сына Саввы окончательно подкосила художника.

Лето 1904. Незначительное улучшение состояния Михаила давало надежду на выздоровление. Уже в 1905 году болезнь вернулась с утроенной силой. В начале 1906-го Врубель стал жаловаться на ухудшение зрения. Он успел написать последнюю картину («Видение пророка Иезекииля»), прежде чем ослеп навсегда. Умер гениальный художник 14 апреля 1910 года.

Творчество художника Врубеля

Художественному пространству творца всегда сопутствовала двойственность: сочетание реализма, романтизма создавали нечто уникальное. Яркая неоднозначность творческой натуры Врубеля откровенно проявлялась в его работах. Он испробовал себя во многих жанрах: классическая живопись, иконопись, фресковая роспись, театральные декорации, декоративная скульптура, прикладное искусство.

Символизм Михаила Врубеля – «новый русский Ренессанс». Мастер стремился к творцам эпохи Возрождения, сочетая в произведениях острую религиозность, многогранную образность, скрывающую под собой авторское «Я» во всей его беспокойности.

Посетив Италию, Михаил Александрович увлекся готическим искусством, стремился передать своими работами великолепие витражей той эпохи.

Серьезное влияние на колористическую палитру творчества художника оказали итальянские мастера раннего Ренессанса.

На заре карьеры художник работал над росписями соборов, церквей, однако его эскизы нередко вызывали у заказчиков вопросы и претензии. Стилистические решения Врубеля шли вразрез с канонической традицией православной художественности. Слишком экспрессивными, наполненными неподдельной скорбью, истинными эмоциями показались акварельные эскизы Михаила настоятелям Владимирского собора.

Произведения Врубеля Михаила Александровича московского периода его жизни – самые яркие, в полной мере демонстрирующие гениальность творца. Его живопись приобретает узнаваемые черты. Нельзя забывать о центральной теме творческих исканий художника – образе Демона, ставшего олицетворением сложных душевых переживаний Михаила.

Картины Михаила Врубеля с названиями

«Царевна Лебедь», 1900

Царевна Лебедь

«Демон и Тамара», 1891

Демон и Тамара

«Демон летящий», 1899

Демон летящий

«Принцесса Греза», 1896

Принцесса Греза

«Снегурочка», 1890

Снегурочка

«Сирень», 1900

Сирень

«Цветы в синей вазе», 1886

Цветы в синей вазе

«Натурщик», 1882

Натурщик

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова, «Русалка», 1891

Иллюстрация к стихотворению Лермонтова, «Русалка»

«Жемчужина», 1904

Жемчужина

Источник: http://surzhyk.org/vrubel-mihail-aleksandrovich-biografiya/

Ссылка на основную публикацию