Микаэл таривердиев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вдова Микаэла Таривердиева Вера Гориславовна: «Музыка как будто спускалась к Микаэлу свыше»

15 лет назад ушел из жизни известный советский композитор

Еще при жизни Микаэл Таривердиев стал знаменит. Его полюбили сразу, когда в конце 1960-х годов на экраны вышел музыкальный фильм «Король-олень». Когда же были написаны знаменитые мелодии к «Семнадцати мгновениям весны» и песни к новогоднему фильму «Ирония судьбы…», Таривердиев был уже на вершине славы.

Ему нравилось работать только по ночам, поэтому рядом с музыкальной студией он оборудовал фотолабораторию, запечатлевая лишь то, что любил в жизни больше всего: солнце, траву, голубое небо и… женщин. В жизни Микаэла Леоновича было много романов, но любовь к хрупкой блондинке Вере стала для него последней. Они прожили вместе 13 лет.

Таривердиев ласково называл ее «моя Верочка» и был благодарен за то, что она понимала его обуреваемую страстями восточную душу.

— Наверное, второго Таривердиева так и не родилось на нашем постсоветском пространстве. Сложно представить себе композитора, чью музыку вспоминаешь уже в момент произнесения его фамилии. Микаэл Леонович ощущал при жизни свою уникальность?

 — «Разве не видно, что я — единственный?» — это фраза самого Микаэла Леоновича. Правда, произносил он ее в связи с тем, что у него не было братьев и сестер, он рос единственным ребенком в семье. Хотя, мне кажется, ощущение своей отдельности как человека и музыканта сопровождало его на протяжении всей жизни.

— Он часто вспоминал свое детство?

 — Его связь с детством, атмосферой Тбилиси, где он родился, никогда не прерывалась. У него были особые отношения с мамой — Сато Григорьевной. «Всему хорошему, чему я научился, я научился у мамы», — говорил он.

Сато Григорьевна была удивительной женщиной, до безумия любящей сына. Но однажды, когда она увидела, что Микаэл с мальчишками во дворе поджаривает жука, она засунула его палец в огонь, сказав, что жуку так же больно, как и ему.

Юный Таривердиев навсегда запомнил этот урок.

Мне впервые пришлось приехать в Тбилиси 15 лет назад, уже после ухода Микаэла Леоновича, по приглашению Марка Рудинштейна, вместе с «Кинотавром». Нужно было выйти на сцену трехтысячного зала и что-то сказать. Я вспомнила историю, которую слышала от Микаэла Леоновича.

В юности ему хотелось приехать в Тбилиси на «Мерседесе», в котором сидела бы Лолита Торрес (аргентинская певица, популярная в 1960-е годы. — Авт.). В Тбилиси меня поняли с ходу. С этого момента для меня он стал своим городом. Кстати, Микаэл Леонович со временем таки приобрел «Мерседес».

И с Лолитой Торрес тоже познакомился.

— Ведь именно в Тбилиси Таривердиев получил свой первый гонорар…

 — Да в 1949 году, когда состоялся его дебют как композитора. Микаэл написал две балетные сцены, которые поставили в Театре оперы и балета имени Палиашвили. Это было первое публичное появление композитора Таривердиева. И ему выплатили гонорар. Время было голодное. Отец мужа тогда сидел в лагере… И как вы думаете, на что Таривердиев потратил свой гонорар?

— На еду?

 — Нет! Он купил шляпу! У него есть даже фотография в этой шляпе. Это очень по-тбилисски, в духе «Мерседеса» и Лолиты Торрес.

— Известно, что Микаэл Леонович был очень спортивным, даже состоял в сборной Грузии по плаванию.

 — Это так. Кстати, муж никогда особо не поддерживал физическую форму. Он просто увлекался спортом: верховой ездой, велогонками, боксом, плаванием. Впрочем, философией, фотографией, микробиологией и астрономией тоже. И всегда много читал.

Мы приезжали в Сухуми, который он любил с детства, в Дом композиторов, он брал, например, собрание сочинений Бальзака и прочитывал от и до. Спорт для него был не вопросом формы, а нечто другое. Например, Микаэл Леонович получил права на вождение катера и одним из первых в СССР увлекся виндсерфингом.

Более того, он и Родион Щедрин, его товарищ по Сухуми и спорту, пошли на обучение в сборную Союза по виндсерфингу. И стали кандидатами в мастера спорта!

— Несмотря на любовь к спорту, Таривердиев так и не расстался с курением.

 — Это не было его слабостью — Микаэл просто курил. В тот день, когда начался наш роман, лично я курить бросила. Но он мне сказал: «Не надо бросать, надо курить». У него даже есть такой монолог на стихи Людвига Ашкенази: «Не отнимайте у женщин сигареты…»

— Правда, что одно время Таривердиеву пришлось разгружать вагоны, чтобы прожить?

 — Это было в период учебы в Гнесинке. Мужу тогда предлагали и более легкий заработок — играть на пианино в ресторане. Но для него такой хлеб был неприемлем. Микаэл предпочел разгружать вагоны на Рижском вокзале. Кстати, он часто поступал вопреки общепринятому мнению. Например, был одним из немногих композиторов, кто ездил со съемочными группами в экспедиции.

Там Микаэл как бы погружался в процесс создания фильма. Был даже случай, когда во время съемок одного из его первых фильмов — «Юность наших отцов» (по роману Фадеева «Разгром») он толкал тележку с камерой. Потому что только он в тот момент знал, какая музыка сопровождает эту сцену. Она звучала у него в голове. А ритм музыки должен соответствовать движению в кадре.

Одним из самых любимых фильмов Таривердиева был «До свидания, мальчики» Михаила Калика. И, конечно же, «Король-олень», «Ирония судьбы…» Эльдар Рязанов был дорог Микаэлу своим ощущением поэтического слова. Представьте, середина 1970-х.

И вдруг — «Ирония судьбы…» со стихами и музыкой на стихи Цветаевой, Пастернака, Ахмадуллиной, Евтушенко! Конечно, Таривердиев был счастлив!

— Знаменитую «На Тихорецкую состав отправится» Микаэл Леонович написал ведь еще задолго до «Иронии…»

 — «Тихорецкая» была написана для спектакля Ролана Быкова в театре МГУ в начале 1960-х. Потом вошла в оперу «Кто ты?», поставленную Борисом Покровским в учебном театре ГИТИСа. На нее ходили театрами, компаниями шестидесятники. Кстати, эту песню пел Володя Высоцкий. Оттуда знал ее и Рязанов. Правда, даже не догадывался, кто ее написал. Потом был чрезвычайно удивлен.

Кстати, это Микаэл Леонович познакомил Сергея Никитина с Рязановым, приведя его на «Иронию судьбы…». Потом возникли проблемы с выбором певицы, и Микаэл вспомнил о Пугачевой, которую записывал для «Короля-оленя». Она сделала 33 дубля на песню «Мне нравится, что вы…» Зато какой результат!

— И тем не менее с Рязановым Таривердиев больше не работал.

 — Эльдар Александрович был предан композитору Андрею Петрову. Просто во время съемок «Иронии…» Петров был занят на фильме «Синяя птица». Таривердиев стал композитором «Иронии судьбы…» по иронии судьбы. А потом все вернулось на круги своя.

Рязанов работал с Петровым. А Микаэл Леонович до конца жизни все ждал, что тот его вновь позовет. Рязанов обратился к музыке Таривердиева лишь в 1999 году для фильма «Тихие омуты». Но это было уже после ухода из жизни Микаэла Леоновича.

— Алла Пугачева признавалась, что «на сцену ее вывел Таривердиев».

 — Микаэл познакомился с Аллой, когда ей было всего 19 лет. Она только окончила училище имени Ипполитова-Иванова и ее утвердили на партию Анджелы в фильме «Король-олень». Таривердиев тогда был уже легендой 60-х.

Алла Борисовна вспоминала, что каждое воскресенье она слушала передачу «С добрым утром» и однажды услышала песню Таривердиева «Я такое дерево», с тех пор буквально заболев этой песней.

Она называла Таривердиева своим «прародителем», заставившим ее запеть.

Он же называл Пугачеву ребенком из благородных мещан. Она была тогда худенькой тростиночкой, застенчивой. В общем, именно такая певица нужна была Микаэлу Леоновичу для озвучивания «Короля-оленя» и «Иронии судьбы…»

— Говорят, трагическая история, произошедшая с Таривердиевым и актрисой Людмилой Максаковой, натолкнула Рязанова на сюжет фильма «Вокзал для двоих».

 — Максакову назвали вы, не я. Я имен оглашать не хочу. Микаэл действительно попал в неприятную историю. Он с любимой женщиной ехал на машине, причем она была за рулем. Дорогу им неожиданно перебежал человек, потом оказалось, что  он был пьян.

Мужчина не выжил. Микаэл взял вину на себя, пересев за руль авто. Судебное разбирательство длилось два года, его осудили, но вскоре он попал под амнистию.

Ни о каком романе уже речи быть не могло, для Микаэла эта история оказалась страшнейшей душевной травмой.

— Музыка к фильму «Семнадцать мгновений весны» принесла ему славу и… сумасшедшую зависть коллег.

 — Поработать в картине Микаэлу предложила сама режиссер Татьяна Лиознова. Он, правда, долго думал.

Потому что уже работал над «Ошибкой резидента» с Вениамином Дорманом, и ему не хотелось еще одной шпионской истории. Но, когда нашел в картине свою тему, согласился.

Лиознова потом признавалась, что Таривердиев был ее удачей. Как и Вячеслав Тихонов, из-за которого она сломала свою женскую судьбу.

— Уже после выхода «Семнадцати мгновений весны» с музыкой Таривердиева был связан большой скандал. Его обвинили в плагиате.

 — Глупо, бессмысленно. Микаэлу это все стоило большого здоровья. Но он выстоял. Наверное, благодаря своей правоте, непричастности к зависти коллег. В конце концов, оказалось, что все обвинения в плагиате были кем-то заранее спланированы…

— Помните момент, когда впервые услышали музыку будущего супруга?

 — Мне было 13 лет, я гостила в пионерском лагере «Артек». Как-то сидела на поляне — даже не знаю, почему оказалась одна и именно в этом месте. Из репродуктора услышала песню «Маленький принц».

Сразу после сообщения о смерти Льва Кассиля, книги которого я читала и любила, и зазвучала песня. Это одно из острых воспоминаний моего детства.

Я не знала, что это Таривердиев, но хорошо помню, что ощутила сжимающую сердце тоску.

Когда Микаэлу Таривердиеву было уже за 60, его все называли одним из секс-символов России. Говорят, женщины были от него без ума.

 — Странно, если бы это было не так. Он был умен, красив, обаятелен и умел в себя влюблять…

— Вы были сразу очарованы знаменитым композитором?

 — В то время я, будучи обозревателем «Советской культуры», общалась со многими известными людьми: Георгием Свиридовым, Валерием Гаврилиным. Микаэла Леоновича я не очень себе представляла.

Но уже первая встреча с ним, первое соприкосновение создало ощущение чего-то важного, необычного, неординарного. Он признавался, что представлял меня толстой теткой. А оказалось, на интервью к нему пришла худенькая девушка.

Потом мы встретились случайно на музыкальном фестивале. Казалось, что судьба нас свела сама.

Микаэл Леонович ухаживал очень красиво: цветы, подарки, стихи. Только музыку для меня не сочинял. Он ее не сочинял вообще ни для кого. Как будто она спускалась к нему свыше. И петь не мог терпеть. Начал это делать только потому, что музыку, которую он писал, не мог никто исполнить. «Я такое дерево» или сонеты Шекспира. Он проживал песни. Но петь стал не от хорошей жизни.

— Рассказывают, что Таривердиев был большим гурманом.

 — Он обожал мясо! Мог есть его на завтрак, обед и ужин. Большие компании любил в начале карьеры. Тогда киношники сидели по ресторанам. А в конце уже их не выносил. И дни рождения не праздновал. Убегал от юбилеев. Говорил: «Нет ничего глупее, чем сидеть на собственных юбилеях».

Самый лучший праздник получился у него на 50-летие, когда с Родионом Щедриным они ушли в море на серфингах. Взяли с собой по маленькой бутылочке коньяка и в открытом море выпили. Для него главным было, что рядом родной человек. Муж любил комфорт. Но не в общепринятом смысле.

Он не мыслил себя без своего большого дивана, где отдыхал, сидя в углу. Шутил, что это его родина.

В одежде был очень консервативен. Таривердиеву была присуща врожденная элегантность. Костюмы от «Москвашвея» на нем сидели, как костюмы от Диора.

— Он часто признавался вам в любви?

 — Вообще не признавался. Он в ней жил! Мы оба жили в любви… Знаете, в последние годы его жизнь была разделена на два этапа — до и после поездки в Чернобыль. Он попал туда сразу после аварии.

Поехал выступать, получил дозу радиации… Чернобыль напоминал ему Апокалипсис. Он чувствовал, что это надо осознать всем, не только ему. Тогда он и создал симфонию для органа «Чернобыль». Потом у мужа начались проблемы с сердцем.

В 1990 году ему сделали операцию в Лондонском Королевском госпитале, поставив аортальный клапан.

— Как вы думаете, Микаэл Леонович предчувствовал свою смерть?

 — Он о ней знал. Предвидел то, что случится… За несколько месяцев до смерти муж однажды проснулся ночью и сел за рояль. К тому времени он уже давно пользовался лишь звукозаписывающей аппаратурой у себя в студии. Я спросила, что случилось.

А он ответил: «Прощаюсь со своим роялем»… Лето 1996 года мы провели в его любимом Сочи. В это время как раз проходил «Кинотавр». Мы жили в Доме творчества «Актер» и 25 июля утром улетели в Москву.

Помню, накануне отъезда мужу не спалось, он вышел на балкон и сказал, что здесь есть все, что он любит: голубое небо, зеленая трава, море… А вечером его не стало…

— Микаэл Леонович вам снится?

 — Очень редко. Лишь когда предупреждает о чем-то опасном. Но я часто думаю о Микаэле и шепчу перед сном строчки из вокального цикла мужа на стихи Семена Кирсанова:

Читайте также:  Екатерина горина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: https://fakty.ua/137091-vdova-mikaela-tariverdieva-vera-gorislavovna-muzyku-mikael-ne-sochinyal-voobcshe-ni-dlya-kogo-kak-budto-ona-spuskalas-k-nemu-svyshe

Мгновения Микаэла Таривердиева

slavikap — 15.08.2016

Мгновения Микаэла Таривердиева

По происхождению армянин, он родился 15 августа 1931 года в Тбилиси, а профессиональную жизнь прожил в Москве. И на всех отрезках этой удивительной жизни его имя вызывало интерес. Как жизнь складывается из мгновений, так портрет создают детали.

Рассказ о Микаэле Таривердиеве начну с личных воспоминаний о маэстро бывшей солистки харьковской оперы Виктория Хохловой. Меня эта история поразила:

— Представьте начало 90-х, в филармонии не топят, самоотверженных ценителей искусства в холодном зале – единицы. Директор ставит артистам условие: «Либо придумываете программу, на которой можно заработать, либо распускаемся». Идем с аккомпаниатором в нашу библиотеку, смотрим, на чем бы заработать. И вдруг – моноопера «Ожидание» от автора музыки к «Штирлицу». Как и всё, созданное Таривердиевым, талантливо до боли душевной. Играем мы с аккомпаниаторшей эти ноты и ревем в два ручья. Наверно, и слушателей так же тронет музыкальная история о женском одиночестве, поделилась я тогда с подругой из Союза композиторов. Только бы несколько вопросов по нотам прояснить. «Какие проблемы, – поддержала подруга. – Звони маэстро и спрашивай, что не ясно». И тут же нашла домашний телефон композитора. Дрожащими от волнения руками набрала я его номер, боясь, что знаменитость и слушать не станет. Но мне даже не пришлось объяснять, кто я такая. Узнав, когда премьера, Таривердиев сказал: «Я приеду». И через месяц был на моем концерте: утром – с поезда, вечером – на поезд, даже не заикнулся о гостинице – не хотел никого заботами обременять. Нужна ему была какая-то 25-летняя дебютантка из Харькова! Такой это был человек…

Кстати, Таривердиев просил молодую певицу хорошенько подумать, уезжать ли в Америку. «Легкой жизни не жди», — сказал на прощание. Много раз эмигрантка вспоминала его слова – прав оказался Микаэл Леонович на 200%!

На вопрос в конце жизни, почему он сам в сложные времена не уехал из страны, Таривердиев ответил: «Я люблю свой диван…».

Диван для сочинителя музыки был не только лежанкой (у него никогда не было кровати), но и полноценным рабочим местом. Здесь он и трубку курил, и виски пил, и «Мгновения» придумывал. По жизни он был свободным художником и никогда не имел трудовой книжки. Но когда однажды врач  заметил, что у него «руки рабочего человека», Таривердиев ответил, что он и есть «рабочий человек».

Работы он сделал много: четыре балета и четыре оперы, три органных концерта и симфония для органа, десять хоралов и пять вокальных циклов, фортепианное трио и несколько фортепианных пьес, концерты для скрипки и альта, больше сотни романсов и музыка к 132 фильмам, среди которых – «Семнадцать мгновений весны» и «Ирония судьбы…», «Король-Олень» и «Мой младший брат», «Человек идёт за солнцем» и «Старомодная комедия»,  «Любить» и «До свидания, мальчики!».

Музыку к кино Таривердиев в последние годы не только сочинял дома, но и записывал. В его домашней студии были музыкальные инструменты и пульты звукозаписи, магнитофоны и компьютеры. А еще – личная фотолаборатория (он серьезно занимался фотографией) и бесконечно разбухавшая нотная библиотека, которую частично пришлось выставить в совместную с соседями прихожую.

Жил Таривердиев в типовой московской многоэтажке, но преобразил свое творческое пространство так, что люди говорили: «Это не жилье, а декорации « Мосфильма». Дизайнеры киностудии действительно приложили к нему руку, но не из «Мосфильма», а из студии им. Горького.

На гонорар за музыку к телесериалу «Семнадцать мгновений весны» композитор снес перегородку, расширив гостиную, и обил парчой стены. Уют для него означал порядок. Он не мог работать, если вещи лежали не на своих местах. Совершенство формы ему было важно и в музыке, и в окружающем мире.

Он даже в гостинице мебель переставлял, хотя мог провести в номере лишь  несколько часов. Гармония была условием его творчества и правилом жизни. Он никогда не обедал на кухне – за стол садился только в гостиной. Пил лишь из «правильных» бокалов. К любимым вещам привязывался, как ребенок к игрушке. Даже в поездки брал с собой трубку, фотоаппарат и подзорную трубу.

Импозантно одевался и красиво говорил. А еще – красиво поступал.

Именно благородный поступок Таривердиева лег в основу фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих». Не случайно главный герой там – пианист.

У музыканта был роман с актрисой Людмилой Максаковой. Ночью они ехали в машине, под колеса из темноты кинулся человек, женщина не успела затормозить… Вину за случившееся Таривердиев по-рыцарски взял на себя – сказал прибывшей милиции, что за рулем был он.

Два года длилось разбирательство, дело передавалось по инстанциям, композитор ходил на допросы и суды, ожидая приговора за решеткой. Таривердиева осудили, и когда решалась его судьба, любимая женщина не поддержала – она даже уехала из города.

От тюрьмы Микаэла Леоновича спасла амнистия, но подавленность от разочарования в женщинах осталась надолго. Его музыка была наполнена ностальгией по идеалу, а внутренний камертон искал созвучную душу.

Таривердиев говорил, что всему хорошему научился у матери, а все плохое в нем – то, чему не смог у нее научиться.

Мать будущего композитора Сато была одной из шестерых дочерей землевладельца и торговца Гришо Акопова. Замуж она вышла за приехавшего из Баку уроженца Карабаха и выпускника финансовой академии Леона Таривердиева.

Микаэл был их единственным сыном, и мать его очень любила. Он отвечал ей взаимностью и в 12-летнем возрасте принес на работу в статуправление подарок к 8 Марта – зеленые трусы.

Трусы маме не понравились, но подарок растрогал: сын выстоял за ними длинную очередь.

Мика рос спортивным мальчиком и восторженно пробовал все новое: прыгал с вышки с парашютом, преодолевал барьеры на лошади, участвовал в гонках  на мотоцикле, боксировал и плавал на дальние дистанции (входил даже в сборную Грузии). А вот музыкой занимался только ради мамы. Спасибо маме!

В 43-й школе у Таривердиева была кличка Бутылка (так его прозвали за форму долговязого тела). Мика не играл после уроков в футбол и не участвовал в драках, потому что спешил в другую школу – музыкальную. Это не нравилось одноклассникам, и они обзывали Мику трусом.

Мика нападки игнорировал, но от сверстников дистанцировался. Он жил в мире творчества, а это – особое состояние.Признание пришло после того как Мика написал школьный гимн, который до сих пор поют на встречах выпускников. Но сам Таривердиев до выпускного бала не дотянул.

Вступился на собрании за одноклассника и сына учительницы, потерявшего слух от удара… директора. Мика раскритиковал руководителя школы за его непедагогичные методы воспитания и получил предложение покинуть школу.

Доучивался Таривердиев в вечерней школе, что не помешало ему поступить в Тбилисское музучилище и окончить его за год.

После ареста в 1949 году отца, директора грузинского Центробанка, сын с матерью скитались по разным углам и голодали.

Чтобы заработать на хлеб,  Микаэл давал частные уроки музыки и тогда же написал два балета, которые шли на тбилисской сцене. Это был первый творческий заказ, первый успех и первый гонорар, на который композитор купил свою первую шляпу.

Из Ереванской консерватории Микаэл Таривердиев сбежал уже через пару лет. «Розовый город» его не принял, хотя он очень старался и даже выучил армянский язык. В Москву Таривердиев уезжал с большими надеждами, и они сбылись.

Микаэл с честью выдержал экзамен авторитетнейшей комиссии музыкальных светил и поступил в класс Арама Хачатуряна в знаменитой Гнесинке. Конкурс был 7 человек на место, и только одна отличная оценка (пять с плюсом!) – у Таривердиева.

Окрыленный юноша писал отбывавшему срок отцу, что в Москве его носят на руках. Даже соперники по вступительной борьбе высказываются о его творчестве в превосходных степенях. Ему непривычно отсутствие зависти, которое так угнетало в Ереване и Тбилиси.

На Кавказе в нем душили всё хорошее, а в Москве – развивают и лелеют. «Счастливым и удовлетворенным я буду только здесь», — написал Микаэл родителям, пообещав их тоже забрать со временем в столицу.

Со студенческих лет Таривердиев пишет музыку для кино и из творческого любопытства ездит со съемочной группой в экспедиции. Он даже осваивает профессию звукорежиссера. Именно для фильмов композитор стал писать музыку в новом жанре, который назвал «третьим направлением».

Это его фирменная «поэзия мелодии», где музыка сливается с качественными стихами. Лучшие поэты страны становятся его ближним кругом: Микаэл Таривердиев, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадуллина, Евгений Евтушенко – с 60-х годов это была одна компания.

Потом к перечисленным именам добавились Михаил Светлов и Леонид Мартынов, Роберт Рождественский и Семен Кирсанов. «Он был изящной нотой в нашу бетонную эпоху», — сказал о друге Андрей Вознесенский. Поэт назвал Микаэла Леоновича элитарным композитором, который прививал вкус к изысканности массовой культуре.

Оглушительная слава пришла к композитору в 1973 году, после выхода «Семнадцати мгновений весны». Юлиан Семенов сделал композитору подарок – подписанный Юрием Андроповым пропуск-разрешение «Без права остановки». Написанное  относилось к инспекторам ГАИ, а владельцу документа разрешалось парковаться хоть у Мавзолея.

Чем Таривердиев однажды ради интереса и воспользовался, остановив автомобиль на Красной площади. Его действительно никто не тронул.

Омрачала триумф лишь некрасивая история с обиженным Татьяной Лиозновой Муслимом Магомаевым. Певец записал для фильма песни Таривердиева и уехал на стажировку в Милан, где его ждали в «Ла-Скала», а задним числом узнал, что его версии не подошли, и песни перезаписали с Иосифом Кобзоном. Магомаева обидело, что Кобзон взял на вооружение его прочтение мелодии.

Было ясно, что Лиознова ознакомила Иосифа Давыдовича с записями Муслима Магометовича. Магомаев возмутился, а Таривердиев занял его сторону, наступив на те же грабли, которые больно ударили его по лицу в детстве. Тогда его записал в личные враги директор школы, а теперь – режиссер Лиознова.

Она не включила композитора в список получателей Госпремии и больше не приглашала его писать музыку к своим фильмам…Более того, вскоре началась травля Таривердиева в Союзе композиторов. Кто-то из недоброжелателей прислал телеграмму якобы от Франсиса Лея, уличавшего автора «Мгновений» в плагиате.

Когда разобрались, обнаружилось, что зарубежный коллега и слыхом ни о чем таком не слыхивал, но здоровья у Таривердиева эта история отняла немало.

Редкий концерт обходился без ехидного вопроса из зала: правда ли, что он украл чужую музыку, а государство заплатило автору из казны, чтобы замять скандал? Из-за жестокости публики композитор стал избегать выступлений и, в конце концов, прекратил давать концерты вообще.

Дальше была операция на сердце и второе дыхание после встречи с последней любовью Верой (музыковед). «У меня было много женщин, осталась одна, — говорил Микаэл Леонович о своей третьей жене. — Впервые я стал не одинок».

Их счастье продлилось 13 лет. 25 июля 1996 года супруги после отдыха должны были уезжать из Сочи в Москву. Накануне упаковали вещи, и весь вечер проговорили о счастье.

Сошлись на том, что самое счастливое время – рассвет: небо голубое, а трава зеленая. Микаэл Таривердиев умер на рассвете.

Закурил трубку и вышел на балкон номера в Доме творчества – навстречу счастью, небу и траве…

Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы его могли прочитать ваши друзья! 😉

© Вячеслав Капрельянц, 2016

Архив записей в блогах:

Продолжаем: На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию. Если « …

Как известно, в России голод. Тиски европейских санкций душат страну. За хамон и пармезан на черном рынке люди отдают последнее. Сегодня доели последнего ежа. Пытаясь дотянуть до весны, всем семейством рванули в огородный погреб, в надежде найти хоть что-то. Нашлись картошка, …

Источник: https://yablor.ru/blogs/mgnoveniya-mikaela-tariverdieva/5719919

Микаэл Таривердиев: трагический случай из жизни знаменитого композитора, который был экранизирован

Великий композитор Микаэл Леонович Таривердиев написал музыку почти к сотне фильмов. В его биографии был один случай, который разделил его жизнь на «до» и «после». Позже, эта неприятность, которая произошла с маэстро, легла в основу знаменитой картины Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».

Teleprogramma.pro предлагает узнать некоторые подробности того происшествия.

Кадр из фильма

Великий Таривердиев приехал в Москву из Тбилиси в 1953 году. В столице его ждала блестящая музыкальная карьера. Его талант лирического композитора был замечен и оценён по достоинству многими советскими кинематографистами, с которыми Микаэл Леонович начал тесное сотрудничество практически сразу после переезда.

Одним из самых близких приятелей и соратников Таривердиева был режиссёр Эльдар Рязанов. В 1983 году на экраны вышла его картина «Вокзал для двоих». Главный герой этого фильма, пианист Платон Рябинин, роль которого сыграл Олег Басилашвили, попадает в тюрьму, взяв вину своей супруги на себя.

Читайте также:  Маккензи дэвис - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дело в том, что эта ситуация не была придумана Рязановым и Брагинским – нечто подобное произошло с Таривердиевым в реальной жизни. Рязанов очень проникся этим фактом самопожертвования своего коллеги и положил его в основу сценария ленты.

Этим самым он очень огорчил Таривердиева, так как сам композитор очень не любил вспоминать об этом случае и категорически не желал ни с кем делиться подробностями пережитого. Тем не менее, фильм был снят и после премьеры стал настоящим хитом советского проката.

Микаэл Таривердиев был очень обаятельным человеком – он нравился очень многим женщинам. Сам же он любил всегда без оглядки, всем сердцем, практически не оставляя в отношениях ничего для себя.

Это случилось в 60-е годы. Тогда Таривердиев влюбился в Людмилу Максакову и между ними разыгрался бурный роман. Максакова – очень свободолюбивая, независимая и своенравная женщина. Микаэл Леонович был просто очарован её красотой и приложил все усилия, чтобы понравится актрисе и, в конце концов, добился взаимности.

Однажды Таривердиев и Максакова ехали на автомобиле композитора по Ленинградскому проспекту. За рулём тогда находилась Людмила Васильевна. Внезапно на проезжую часть прямо под колёса машины выбежал человек и был сбит их «Волгой».

Результаты экспертизы впоследствии показали, что погибший был нетрезв — Максакова, по существу, в его смерти была абсолютно не виновата. Однако сразу после случившегося Таривердиев поступил как настоящий мужчина — он пересел с пассажирского места за руль.

Его осудили на два года, но за решётку он не попал, так как судебное разбирательство продолжалось ровно два года и композитор, в конце концов, был освобождён по амнистии. Он очень тяжело переживал каждое заседание, так как ему приходилось находиться на скамье подсудимых.

Максакова свела их общение во время разбирательств на нет. Таривердиев решил разорвать эти отношения. Актриса на протяжении какого-то времени пыталась его вернуть, но Микаэл Леонович был твёрд во всех своих решениях. Впоследствии он очень не любил вспоминать об этом случае и, как уже было отмечено выше, совсем не обрадовался идее Рязанова экранизировать данный эпизод его жизни.

Источник: https://teleprogramma.pro/cinema-stop/231892/

Таривердиев Микаэл Леонович — Биография

Микаэ́л Лео́нович Тариверди́ев (арм. Միքայել Թարիվերդիև; 15 августа 1931, Тифлис — 25 июля 1996, Сочи) — советский и российский композитор армянского происхождения. Народный артист РСФСР (1986).Лауреат Государственной премии СССР (1977).

Родился в армянской семье. Учился в музыкальной школе-десятилетке при Тбилисской консерватории по классу фортепиано, в музыкальном училище Тбилиси по классу композиции профессора Шалвы Мшвелидзе.

С 1953 по 1957 учился в Московском музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных (класс композиции А. И. Хачатуряна), а дебютировал композитор в Большом зале Московской консерватории, где его романсы исполнила Зара Долуханова.

В 1958 году дебютировал в кинематографе, в фильме «Юность наших отцов».

В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблён в Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулём. Внезапно из кустов под колёса выскочил пьяный человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулём был он.

Его осудили на два года. Поскольку следствие длилось тоже ровно два года, после суда его освободили. Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания уехала с друзьями. После этого он решительно прекратил роман с ней. В фильме «Вокзал для двоих» экранизирован этот эпизод его жизни.

В 1993—1996 годах Являлся художественным руководителем Благотворительной программы «Новые имена». Основатель и президент Гильдии композиторов кино Союза кинематографистов России.

Умер в сочинском санатории «Актёр», похоронен на Армянском кладбище Москвы.

Автор 4 опер, в том числе «Кто ты» (для театра Б. Покровского, 1966), «Граф Калиостро» 1983, «Ожидание» 1985, 4 балетов (балет «Девушка и смерть» (по М.

Горькому, 1975), музыки для органа — три концерта для органа, 10 хоралов «Подражание старым мастерам», симфония для органа «Чернобыль» (1988), фортепианного трио, цикла пьес для фортепиано «Настроения», вокальные циклы на стихи Л. Н.

Мартынова, А. А. Вознесенского, Б. А. Ахмадулиной, М. И. Цветаевой и многого другого.

Написал музыку к фильмам «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», «Мой младший брат», «Король-Олень», «Человек идёт за солнцем», «До свидания, мальчики!», «Старомодная комедия», «Любить». Всего — к 132 фильмам, более 100 романсов, инструментальные концерты. Его музыка использована в фильме «Исаев».

В 1997 году вышла книга композитора «Я просто живу».

Личная жизнь

  • Первая жена: Елена Андреева
  • Вторая жена: Таривердиева Вера Гориславовна — музыковед, президент Благотворительного Фонда Микаэла Таривердиева, автор книги «Биография музыки» (о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева), Арт-директор Международного конкурса органистов имени Микаэла Таривердиева
  • Сын: Карен Микаэлович, выпускник Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища, майор, участвовал в войне в Афганистане на различных должностях в подразделениях спецназа ГРУ, награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен.
  • Отец: Леон Таривердиев (родом из Нагорного Карабаха)
  • Мать: Сатеник Акопова (родом из Тифлиса)

Творческая деятельность

Имя Микаэла Таривердиева больше знают по музыке к популярным фильмам, таким как «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы».

Но помимо того, что он написал музыку к 132 кинофильмам, он ещё и автор камерных вокальных циклов, четырёх балетов, четырёх опер, органной музыки.

Ученик Арама Хачатуряна (закончил класс композиции Государственного педагогического института имени Гнесиных в 1957 году), он дебютировал как композитор в Большом зале Московской консерватории — его романсы исполнила прославленная камерная певица Зара Долуханова.

С его оперы «Кто ты?» начинался Камерный театр Бориса Покровского. А комическая опера «Граф Калиостро» вот уже пятнадцать лет остаётся одной из самых репертуарных опер этого знаменитого театра и с успехом показывалась им на гастролях в разных странах.

В последние годы Микаэл Таривердиев много работал в области инструментальной музыки.

Им написаны три концерта для органа («Кассандра», «Полифоническая тетрадь»), «Десять хоральных прелюдий», Симфония для органа «Чернобыль», в которой нашли отражение впечатления от поездки в Чернобыль вскоре после аварии.

Среди сочинений Таривердиева также два концерта для скрипки с оркестром и «Концерт в романтическом стиле для альта и струнного оркестра», написанный композитором по заказу альтиста и дирижера Юрия Башмета.

Его музыку обычно узнают с первых тактов. Независимо, в каком жанре она написана — будь то музыка в кино, театре, опера или романс. Композитор всегда находился в постоянном движении, придумывал для себя всё время что-то новое, ставил какие-то новые задачи.

В 1960-е годы, после оглушительного успеха романсов, исполненных З. А. Долухановой, он провозглашает третье направление. Это вызов академизму с одной стороны, а с другой — массовой культуре. Но когда это направление подхватывается другими, он возвращается к академическим жанрам.

Таривердиев обращается к классической опере-буфф, барочному полифоническому органному концерту.

Микаэл Таривердиев является лауреатом восемнадцати международных премий, в том числе премии Американской академии музыки (1975), премии японской звукозаписывающей фирмы «Виктор» (1978). Возглавлял со дня основания гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России, был художественным руководителем Международной благотворительной программы «Новые имена».

Премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр» (учреждена в 1998 году)

Международный конкурс органистов имени Микаэла Таривердиева (проходит раз в два года с 1999 года в Калининграде).

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage15549/biography

Биография Микаэла Таривердиева и подробности личной жизни

Микаэл Леонович Таривердиев — автор музыки к 132 фильмам, более 100 песен и романсов, нескольких опер, балетов, симфоний, музыки для органа и скрипки. Он написал знаменитые композиции к фильмам «17 мгновений весны» и «Ирония судьбы, или С легким паром!».

Микаэл Таривердиев: биография (кратко)

15 августа 1931 года в грузинском городе Тбилиси родился Микаэл Таривердиев. Мальчик стал единственным ребенком в семье, поэтому с детства был окружен вниманием. У него сложились очень близкие отношения с матерью (Сато Григорьевна).

Микаэл даже позже писал, что все хорошее, что он знает и умеет, он узнал от матери. Биография отца Микаэла Леоновича Таривердиева начиналась в Баку. Здесь он окончил финансовую академию. После переезда в Грузию Леон Таривердиев познакомился с будущей женой.

В Тбилиси он стал директором крупного банка.

Несмотря на творческую натуру, мальчик состоял в местной банде, которая, правда, занималась только тем, что выясняла отношения между собой. Получение начального образования для Микаэла проблем не создавало. Учился он хорошо.

Когда молодому человеку исполнилось 18, отца его арестовали. Они с матерью были вынуждены скитаться практически без денег. В это время Микаэл начал подрабатывать, давая частные уроки музыки.

Музыкальный талант

Музыкальная биография Микаэла Таривердиева началась в возрасте 6 лет: мальчика отдали в музыкальную школу. Обучение давалось ему легко, к 8 годам он написал несколько пьес, а в 10 — симфонию.

Окончив школу, молодой человек не стал останавливаться на достигнутом и поступил в музыкальное училище. В это время он познакомился с балетмейстером театра оперы и балета Геловани и быстро смог заслужить его уважение и признание. По просьбе нового товарища он написал два балета, которые еще долго ставили на сцене театра.

После окончания училища Микаэл Таривердиев, биография и творчество которого развивались стремительно, поступает в консерваторию, но не заканчивает ее и уезжает в Москву. Здесь он поступает в институт имени Гнесиных.

Первые серьезные работы

Когда молодому человеку исполняется 22 года, его отца отпускают на свободу. В это время молодой студент живет достаточно скромно в общежитии. Не отказывается он и от возможности дополнительно заработать.

Поэтому, получив предложение написать курсовую работу для композитора, Микаэл с радостью согласился. Это была его первая удача – композиция для фильма «Человек за бортом».

Вскоре последовали и другие серьезные работы.

В это же время он пишет первые вокальные циклы, а также выступает на сцене столичной консерватории.

Новое направление в творчестве

В 60-е годы творческая биография Микаэла Таривердиева получает новое направление. Он хочет донести до слушателя поэзию просто, тихим поставленным голосом. Исполнителей подходящих не нашлось, и Таривердиев начинает реализовывать свою идею, читая самостоятельно знаменитые произведения.

Вскоре он оставил свое «третье направление», но желание донести до слушателя суть осталось с ним навсегда.

В начале 60-х Микаэла Леоновича пригласили преподавать во ВГИКЕ. У него спрашивали советы и прислушивались к ним. Комфортнее всего композитору работалось с М. Каликом. С их совместной работой связан первый публичный успех композитора. А позже, из-за того, что композитор отказался поехать без своего коллеги на кинофестиваль во Францию, ему на много лет закрыли выезд за границу.

«Семнадцать мгновений весны»

Биография Микаэла Таривердиева стремительно развивалась. Фильм «Семнадцать мгновений весны» принес Таривердиеву неизменно растущую популярность и признание. Несмотря на успех картины, работа далась композитору нелегко. Тяжело было ему найти контакт с Татьяной Лиозновой, в конечном итоге их отношения были надолго испорчены.

Это стало причиной того, что композитора не выдвинули на получение Государственной премии. А вот с Иосифом Кобзоном работать композитору было приятно. Он легко схватывал информацию и воспроизводил ее.

Уроки, которые Кобзон получил в то время, он смог пронести через все свое творчество, а исполнение песен с годами нисколько не изменилось.

Картина получила огромный успех. Музыка из фильма стала хитом того времени, ее узнавал каждый. Мелодии исполнялись не только на телевидении, но и по радио. Во время фестиваля «Песня-73» обе композиции заняли первые места и премии.

Но вместе с успехом пришли и неприятности. В одно прекрасное утро Таривердиев получил телеграмму из посольства Франции, где говорилось, что мелодия из фильма украдена у Франсиса Лея.

История росла, как снежный ком.

Композитор сначала просто смеялся, потом пытался объяснить, что он написал композицию значительно раньше, и похож лишь первый интервал, но вскоре ему и пришлось отправиться на поиски самого Лея.

Композитор Микаэл Таривердиев, биография которого насчитывала множество препятствий на пути, смог добиться опровержения информации о краже. Лей официально подтвердил, что телеграмму он не писал, к тому же посольство Франции не имело понятия, как это могло произойти, ведь они ничего не пересылали.

После оглушительной премьеры фильма на композитора просто обрушилась популярность. Было в этом и много положительных моментов. Например, ему выдали пропуск, по которому он имел право парковаться где угодно. В один день Микаэл Леонович решил испытать его и остановился на Красной площади. И ему позволили это сделать.

«Ирония судьбы, или С легким паром!»

Еще одним ярким пятном в творчестве композитора стала работа над мелодиями фильма «Ирония судьбы или с легким паром!». Стихи Цветаевой и Ахматовой так гармонично вошли в фильм, что песни стали напевать на каждом углу. За эту работу Таривердиеву вручили заслуженную награду.

Продолжение карьеры композитора

В 1986 году композитор получает звание народного артиста. Таривердиев Микаэл Леонович, биография которого развивалась очень стремительно, никогда не шел на поводу у зрителя. Он не любил писать шлягеры и сделал это лишь однажды – на спор. Это была работа над фильмом «Большая руда».

Читайте также:  Стефани майер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он старался не стоять на месте. Таривердиев писал не только музыку к фильмам. Это были и вокальные произведения, и опера, и балет, и инструментальные произведения. Работал он чаще всего ночью. Вдохновение всегда приходило неожиданно. Он просто садился и играл композицию от начала и до конца.

Бывало, что музыка снилась композитору.

В 1988 году была создана премия за лучшую музыку имени композитора.

Микаэл Таривердиев: биография, личная жизнь

Таривердиев был человеком очень обаятельным, он притягивал к себе людей. В середине 60-х годов у композитора случился бурный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Она была необычайно красива и свободна. Однако отношениям их не было суждено длиться долго.

После автомобильной аварии, когда Максакова сбила пьяного человека, Таривердиев взял всю вину на себя. Судебный процесс убил отношения окончательно. Композитора приговорили к 2 годам лишения свободы, но он был отпущен по амнистии.

Это событие оставило неприятный отпечаток в памяти Микаэла Леоновича.

Друзей у известного композитора было всегда много. Среди них были Эльдар Рязанов, Белла Ахмадуллина, Василий Аксенов, Андрей Вознесенский и другие.

Несмотря на это, лишнее внимание Таривердиев не любил, даже свой день рождения предпочитал отмечать без шумихи. Праздники семья отмечала в узком кругу. Так, по его словам, лучшим стал день рождения, когда он вместе с другом ушел на серфах в море, и там, на волнах, они выпили сувенирную бутылочку коньяка.

Виндсерфинг был увлечением композитора. Он одним из первых начал им заниматься и даже стал кандидатом в мастера спорта.

Еще одним хобби Таривердиева стала фотография. Он увлекся ею еще в студенческие годы. Фотографирование настолько захватило композитора, что стало продолжением его творчества.

Микаэл Леонович очень любил технику и всегда с удовольствием пользовался новинкой, оттачивая свое мастерство. Апогеем этой любви стала собственная музыкальная студия, где он смог играть ночи напролет.

Композитор очень любил уединение и свой дом. Свою квартиру он обставлял и ремонтировал очень тщательно, ведь уют для Таривердиева был очень важен. Композитор любил порядок во всем. Он никогда не разбрасывал вещи и соблюдал чистоту и порядок.

Любовь

Микаэл Леонович был трижды женат. С третьей своей супругой Таривердиев познакомился в 1983 году. Она работала музыкальным обозревателем в местной газете и имела скандальную репутацию. Отношения их складывались постепенно и вскоре оба поняли, что это любовь. В браке у них родился сын Карен.

Другие направления деятельности

Биография Микаэла Таривердиева насчитывала огромное количество музыкальных работ. Помимо этого, он возглавлял гильдию композиторов кино Союза кинематографистов России. Параллельно он работал в должности художественного руководителя Международной благотворительной программы «Новые имена».

В 1987 году на сцене Большого театра должна была состояться премьера балета Микаэла Леоновича, но ее отменили. В произошедшем композитор видел и свою вину. Он никогда не шел на поводу у других, а в этот раз пренебрег своими принципами.

Последние годы жизни

Биография Микаэла Таривердиева была очень красочной, но в последние годы жизни он стал часто болеть.
Причиной стало слабое сердце композитора. В 1990 году он перенес операцию на сердце.

Ему поставили новый клапан. Большую часть времени композитор предпочитал проводить в стенах родного дома. В 1996 году Таривердиева не стало.

Похоронили знаменитого композитора на армянском кладбище в Москве.

В следующем, 1997 году вышла книга композитора под названием «Я просто живу».

Источник: http://4u-pro.ru/iskusstvo-i-razvlecheniya/biografiya-mikaela-tariverdieva-i-podrobnosti-lichnoj-zhizni

Микаэл Леонович Тариверидиев

25 июля 1996 года наша страна потеряла ещё одного гения. Композитор, написавший музыку к 132 фильмам, в том числе и к культовому сериалу «Семнадцать мгновений весны» и мегапопулярной комедии «Ирония судьбы, или с лёгким паром», Микаэл Леонович Тариверидиев, умер от сердечной недостаточности и закупорки сосудов, вызванной многолетним курением.

Курение убивает. Это мы все слышали. И было бы наивным предполагать, что люди, подобные Микаэлу Леоновичу, об этом не знали. Знали! Ведь не зря же Таривердиев неоднократно пытался завязать?! Но не завязал.

Постоянное напряжение, сопутствующее любому представителю творческой профессии, требовало никотиновой подпитки, а собственных усилий композитора не хватало на то, чтобы отказаться от табака раз и навсегда.

Таривердиев прекрасно отдавал себе отчёт в том, что курение табака приводит к самым драматичным последствиям. Но, как и подавляющее большинство курильщиков в мире, отказаться от вредной привычки так и не смог.

До тех пор, пока его не начали мучить нестерпимые головные боли, Таривердиев курил для того, чтобы обрести некое «вдохновение» и снискать благосклонность музы.

Не знаю, помогала ли ему сигарета в его творческих поисках, но стать неотъемлемым атрибутом жизни композитора ей удалось.

В последние годы жизни Микаэл Леонович стал прибегать к сигарете как к некоему обезболивающему. Когда у него начинались страшные головные боли и повышалось давление, он искал спасения в сигарете.

Облегчение он получал всего на несколько секунд, после чего боли вновь возвращались. Таривердиев стал курить ещё больше.

А тем временем табак продолжал своё смертоносное дело, всё стремительней разрушая его сердце и методично загромождая всяким хламом просветы коронарных сосудов и сосудов головного мозга…

Все мы, кто поддался табачной моде или агрессивной рекламной кампании табачных корпораций, по сути дела, начинаем затяжной ритуал самоубийства.

Надо честно признать, что никто нас силой не заставлял начинать курить.

Созданный и постоянно модернизируемый имидж курильщика, как человека состоятельного или же просто принадлежащего к тому или иному классу, непрестанно играет на человеческих эгоистичных чувствах.

В нашем представлении курево становится непременным атрибутом жизни моряков, профессиональных водителей, военных, писателей, художников и, конечно, композиторов и музыкантов.

И, в общем-то, естественное желание человека приобщиться к той или иной субкультуре или классу порой становится одной из главных причин курения.

Ну, ни странно ли, что мы, которые постоянно критикуем рефлекс толпы, пропагандируем образ жизни «не такой, как все», сами поддаёмся этому рефлексу и становимся как раз такими же, как все.

Ну, или как большинство. И курить мы начинаем по той же самой причине, что и это пресловутое большинство. Как правило, каждый из нас знает о вреде курения задолго до того, как решается попробовать первую сигарету. Мы знаем, что курение смертельно опасно для нас, но всё равно начинаем курить. Мы попросту не верим в то, что чаша страданий и мучительной смерти нас не минует…

Мы умираем от табачного дыма. Таривердиев стал ещё одной его жертвой. Скольких наших соотечественников мы должны ещё потерять, чтобы, наконец, объявить курению войну? Крупномасштабную войну на уничтожение.

Источник: https://ne-kurim.ru/necrology/mikael-tariverdiev/

Вдова композитора Микаэла Таривердиева: «Он чувствовал свой уход и попрощался с роялем»

— Вера Гориславовна, в июле исполнится 16 лет со дня смерти Микаэла Леоновича. В одном из своих интервью вы признавались, что с тех пор в квартире вы даже не меняли обстановку. Изменилось ли что-то в вашей творческой и личной жизни?

— Я не люблю слово «смерть», в каком-то смысле его не принимаю. 25 июля, в день ухода Микаэла Леоновича, мы собираемся с близкими людьми на Армянском кладбище, заказываем панихиду. А менять что-то зачем? Я хочу, чтобы все было так, как оно было.

Дома поменяла только компьютер. В личной жизни? Для меня личная жизнь — это жизнь с Микаэлом Леоновичем. Она продолжается, потому что жить без него не хочу. Семнадцать лет я работала в газете. Теперь занимаюсь только наследием мужа.

Это и есть моя глубоко личная жизнь.

— Часто ли вы задумываетесь над тем, что было бы, если бы в ту роковую ночь в сочинском санатории с Микаэлом Леоновичем ничего не случилось? Правда, что он предчувствовал свою смерть, хотя ему было не так и много — 64 года ?

— Я точно знаю, что Микаэл Леонович следовал своей судьбе. И я принимаю ее такой, какая она есть. Смерть свою он чувствовал. Его последние произведения — произведения ухода. Они мистические и пронзительные. А со мной он не прощался. Месяца за три до своего ухода попрощался лишь со своим роялем.

— Микаэл Леонович написал музыку к 132 фильмам, но все вспоминают мелодию из «Семнадцати мгновений весны». Выделял ли он это произведение?

— Этот фильм вспоминают чаще, чем другие, наряду с «Иронией судьбы». Но не могут же все фильмы быть культовыми, как эти. А вспоминают еще «До свидания, мальчики», «Любить», «Адам женится на Еве», «Король-олень».

— Кстати, в продолжении «Иронии» тоже звучит музыка Таривердиева. Предлагали ли вам осовременить его мелодии: сделать ди-джинглы, ремейки?

— К «Иронии судьбы. Продолжение» отношусь хорошо. Но не идеально. В аранжировках все зависит от таланта создателей. Вот, например, в Японии сделали интересный проект с музыкой Микаэла Леоновича. Или то, что делает «Терем-квартет» — это просто потрясающе! А есть ужасные «упрощения», «опрощения», которое можно было бы назвать «творческим иждивенчеством».

— Ваш муж дружил с Евтушенко. Ахмадулиной, Тарковским, Ефремовым. Все они часто бывали у вас дома. Чем запомнились вам эти неформальные посиделки?

— Когда Микаэл Леонович общался с ними, мы были еще незнакомы. Активное общение закончилось в конце 60-х. На то были причины. И внутренняя необходимость. Но это не значит, что они перестали быть друзьями.

Ахмадулина, Вознесенский — это небытовые связанности. Вознесенский даже посвятил Микаэлу Леоновичу стихотворение «Серебряннейший композитор, брат мой» — вот они братья. Только в другом неземном смысле.

И то, что было создано на их стихи, — это связанность в бесконечности.

— Таривердив один из первых разглядел талант Аллы Пугачевой, написав музыку к песне «Мне нравится», которую она спела в «Ирония судьбы». После этого сотрудничества поддерживали ли они отношения?

— Микаэл Леонович никогда не писал для определенного исполнителя. Он писал ту музыку, которую слышал. И искал те голоса, те таланты, в исполнении которых он эту музыку слышал внутри себя. А Пугачеву он попросил после «Иронии» больше не исполнять свою музыки.

— Какие из периодов вашей совместной жизни были для вас самыми сложными и самыми счастливыми?

— Счастливой была каждая минута жизни. Мне с ним совершенно не было трудно. Трудно жить без него. А самое сложное — болезни, его переживания по тому или другому поводу. По пустякам он не переживал. Хотя нет. Если ломался усилитель со звукозаписывающей студии, он очень переживал, пока его не починят.

— Вряд ли из современных пар найдутся такие, которые, как вы обращались бы друг к другу на вы. Не смущала ли вас 26-летняя разница в возрасте?

— Нет. Его немного смущала. Он понимал, что мне придется жить одной. Ему было меня жаль. В этом смысле.

— Ваш супруг признавался, что женщины играли в его жизни большую роль, но если женился, то всегда ненадолго. Как вам удалось приручить главного плейбоя СССР?

— Микаэл Леонович терпеть не мог выражений «плейбой» или «светский человек». Ругался, когда его так называли. Он просто не мог жить с чужими людьми. Как очень благородный человек, выросший в Тбилиси, он считал иногда, что обязан жениться. Кстати, когда отношения уже его напрягали. Ну, наверное, он ждал меня (смеется).

Это шутка, в которой есть доля правды. Конечно, он прямо так не ждал. Но ему нужен был человек, который принимал бы его. И не на уровне каких-то совместно установленных правил, а на уровне органики. Мы — органичны друг для друга. Наши природы, понимание, происхождение и воспитание, взгляды и реакции. Думаю, это моя судьба.

И я в нее попала не по ошибке.

— Каким из подарков мужа вы больше всего дорожите? Вообще часто ли баловал вас какими-то сюрпризами?

— Из музыки он ничего мне не посвящал. Мне кажется, это дистанцирует людей, создает какую-то внешнюю игру между ними. А мы были очень близкими люди. И это было бы неестественно. Он меня чувствовал в своей музыке, я себя чувствую в его музыке. А дарить подарки любил. И получать тоже. Какие-нибудь аппараты, инструменты…

Из материальных подарков самый дорогой — жемчужное ожерелье, кольцо и серьги, которые он привез мне из Индии. Я никогда не носила никаких других украшений, кроме этих. Но на 40 день после ухода Микаэла Леоновича у меня из сережек и кольца вдруг выпал жемчуг. Я пыталась починить. Но жемчуг все выпадал. И я положила их в коробочку.

С тех пор больше ничего, кроме обручального кольца, не ношу.

— Коллеги вашего мужа говорили, что он был таким франтом, любил красиво и дорого одеваться, но якобы за этим скрывалась неуверенность в себе. В чем она проявлялась?

— Микаэл Леонович был очень красивый, умел одеваться. Самая простая одежда на нем смотрелась, как дорогая. Он собой просто ее украшал. Я это знаю, потому что знаю, где и что ему покупала. В нем был врожденный аристократизм.

Но если была возможность, он, конечно, любил элегантную одежду. Неуверенный человек никогда не совершит таких поступков, человеческих, музыкантских, какие совершал он.

Он был тонким, ранимым, эмоциональным, но всегда умел скрывать это за хорошими манерами.

— А некоторые, наоборот, представляли его человеком, который делал только то, что хотел, разбрасывался деньгами, не интересовался бытом.

— Так мог сказать человек, который никогда с Микаэлом Леоновичем не общался. Он был свободным человеком в лучшем смысле этого слова. Но это не означает, что он распущенный или грязнуля. Просто в нем не было такого, когда мерой вещей становится быт или материальное. Он работал, как шахтер на шахте.

Только на своей. 137 фильмов. 4 оперы, органные сочинения, инструментальные концерты, более ста романсов, 3 балета. Партитура только одного балет «Девушка и смерть» весит 17 килограммов! Он уважал свой и чужой труд. Каждое утро у нас начиналось с уборки квартиры.

Все всегда должно было быть в идеальном порядке.

Источник: https://www.segodnya.ua/interview/vdova-kompozitora-mikaela-tariverdieva-on-chuvctvoval-cvoj-ukhod-i-poproshchalcja-c-rojalem.html

Ссылка на основную публикацию