Николай крючков – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Николай Крючков: биография, фильмы, личная жизнь актера

Много-много лет назад, когда автор этих строк был еще совсем молодым, а Николай Афанасьевич Крючков — уже очень старым, редакция одного технического журнала попросила меня организовать заметку о войне и военных шоферах за подписью великого актера. Что-нибудь такое — прочувствованное, эмоционально сильное. Ведь Крючков переиграл множество водителей легковых, грузовых машин и даже танков, а уж после фильма «Горожане», где он сыграл таксиста, стал культовой фигурой у всех, кто сидел за рулем.

Я приехал к Николаю Афанасьевичу домой, в тихие приарбатские переулки. Сидел в гостях, наверно, часа два. Пили чай. Крючков говорил много, но совершенно не о том, что требовалось.

Ему была интересна рыбалка, и он рассказывал о каких-то удочках, блеснах, лицензиях на рыбную ловлю в Чехословакии, где рыбка водится знатная. Больше ничего не помню.

Ну, разве что матерился Николай Афанасьевич знатно.

Разумеется, текст я написал сам. Позвонил Крючкову, прочитал. Он расчувствовался, даже заплакал: «Спасибо, старик!» Хотя стариком тогда был он, а не я.

К чему я это вспомнил? Наверно, к тому, что Крючков в жизни был очень похож на Крючкова экранного. И если пересмотреть сегодня все роли великого артиста, легко разглядеть его самого. Простого и простодушного. Азартного. Искреннего. В чем-то наивного.

Известна история о том, как молодой артист Крючков явился на премьеру своего первого большого фильма «Окраина» в кинотеатр «Ударник».

Контролеры категорически отказывались пропускать парня в резиновых тапочках с мокрыми после купания в Москве-реке волосами.

Контролеры, как и зрители той поры, и представить не могли, что киногерой, кинозвезда может выглядеть как обычный парень с рабочей окраины.

Крючков и был обычным парнем из рабочего района — с московской Трехгорки. Самое что ни на есть заурядное и очень трудное детство: в 9 лет переболел тифом. Выжил, но долгое время после болезни ходил с постоянно склоненной в одну сторону головой, за что получил у сверстников кличку Колька Кривой.

Дальше — фабрично-заводское училище, профессия гравера-накатчика, самодеятельность. Он умел играть на гармони, петь и бить чечетку. Последнее делал особенно лихо. Увлекся театром и попал в студию легендарного московского ТРАМа (Театра рабочей молодежи), где выходил на сцену в эпизодах.

На репетиции в ТРАМе его, отплясывающего вприсядку вдоль и поперек, увидел режиссер Борис Барнет. Он и пригласил молодого Крючкова на главную роль в фильм «Окраина».

Кстати, потом все эти залихватские танцевальные коленца Крючков продемонстрировал в фильме «Трактористы», который окончательно утвердил новую советскую кинозвезду.

Крючков — звезда особая. Фантастическое обаяние, энергетика, талант — все это было и у других советских кинознаменитостей.

В случае с Крючковым, как мне кажется, срабатывало то, что для зрителей во всех ролях он прежде всего был Николаем Крючковым, а уж потом — трактористом, шахтером, партизаном, матросом, колхозником, а впоследствии — генералом.

В начале жизненного пути — бесшабашным, наглым, дерзким, лихим, нередко хулиганистым. В последних ролях — мудрым стариком, в глазах и молчании которого всегда считывались прожитые и пережитые годы.

И в жизни, и в кино он все делал лихо, по-молодецки. Надо было сесть за руль трактора или мотоцикла — садился. Надо было на съемках фильма «Фронт» лечь под танк — ложился. Не совсем, кажется, осознавая степень риска. 12 раз ломал на съемках руки и ноги, обжигал глаза. Кино было для него чем-то вроде богатырской забавы, развлечением для настоящих мужиков.

Он и пил так же бесшабашно и безбашенно. Говорят, на спор выпивал какое-то немыслимое количество спиртного и не пьянел. Ходили легенды о молодецких загулах троицы друзей — Крючкова, Бориса Андреева и Петра Алейникова.

И теперь уже не узнаешь, где правда, а где вымысел в историях о том, например, как «три танкиста, три веселых друга» заночевали в витрине мебельного магазина.

Крючков был всегда самим собой. Он, конечно, был прекрасным актером, но это тот редкий случай, когда человеческая индивидуальность естественным образом трансформировалась в актерскую органику.

У его героев не было среднего возраста. После ролей парней и молодых крепких мужиков он вдруг как-то резко постарел и стал таким, каким увидел его я. И снова в экранных героях Николая Афанасьевича проглядывало что-то несравнимо большее, чем полагалось по роли.

Роль таксиста Бати в «Горожанах» стала исповедальной. А в «Осеннем марафоне», появившись всего в паре эпизодов, сказав всего несколько реплик, он рассказал, кажется, всё — и о поколении, и о самом себе.

Постаревшем, деликатном, осознавшем конечность и непрерывность жизни.

Кинокритик Александр Колбовский

Источник: https://www.culture.ru/persons/8769/nikolai-kryuchkov

Четыре любовных драмы Николая Крючкова

ТАСС

Николай родился в 1910 году, в Москве, в семье рабочих. Сам он, рассказывая о детстве, любил называл себя хулиганом и травить байки о проделках. Но знакомые вспоминают: у Крючкова и детства-то почти не было.

От каторжной работы на Трехгорной мануфактуре рано умер его отец. Лет в десять мальчишка уже отправился на посильную работу, на ту же мануфактуру, а в 14 получил профессию гравера-накатчика высшего разряда. Отныне главным кормильцем в семье стал он.

Пока учился и работал, веселил народ: Крючков ловко бил чечетку, плясал, играл на баяне и душевно пел. Свободное время мальчишка проводил в заводской художественной самодеятельности, где его заметило начальство. Именно руководители замолвят за парня словечко в театре рабочей молодежи, в школу-студию которого он скоро смог поступить.

Мать обижалась на новое увлечение сына — боялась, что, уйдя в актеры, тот перестанет тащить домой копейку. Но Николай все успевал: не бросая работы, он играл в спектаклях и по-прежнему продолжал поддерживать семью финансово.

Кинозвезда

Ему было 20, когда в театр пришел знаменитый кинорежиссер Борис Барнет. Он подбирал актеров для своего нового фильма «Окраина». Отсмотрел всю труппу, но внимание обратил только на Крючкова. Так юный артист попал в кино.

Ленту заметили, но приняли не так горячо, как снятый через год фильм того же Барнета «У самого синего моря», в котором главную роль снова сыграл Крючков. После нее на актера посыпались предложения.

Но только спустя восемь лет и 11 фильмов он смог повторить успех — в пырьевских «Трактористах».

Пока актер играл главную роль в этом фильме, съемки сыграли главную роль в его жизни. Именно на них он познакомился со своей первой супругой — студенткой ГИТИСа Марией Пастуховой. Известно, что актер хотел сыграть скромную свадьбу и пригласил всего пару друзей. А вот невеста не могла не угостить своих приятелей. На свадьбу уже признанного мэтра пришел почти весь Машин курс!

Война

На границе (1938)

Когда в стране началась война, Николай Афанасьевич не отходил от военкомата — жаждал уйти на фронт. Со знаменитым артистом вызвался поговорить сам военком. Объяснил, что своими фильмами в эти нелегкие годы поможет стране ничуть не меньше, чем в строю. И смог уговорить.

После этой беседы Крючков с головой окунулся в работу. За четыре военных года он снялся в десяти кинофильмах, часть из которых была посвящена военному времени и для целого поколения, пережившего страшные годы, стала настоящей отдушиной.

Во время съемок одного из самых знаменитых кинофильмов того периода — «Парень из нашего города» — Крючков попал в больницу с сильнейшим нервным и физическим истощением. Он так много работал в тот период, что организм дал сбой. Едва встав на ноги, актер буквально сбежал на съемочную площадку.

Еще одно кино военных лет — «Небесный тихоход» — снова поменяло судьбу артиста. На тех съемках он познакомился со студенткой Щукинского училища, сыгравшей одну из главных ролей, Аллой Парфаньяк.

В тот же год — 1945 — супруга Крючкова подала на развод, оставив сына Бориса у себя. Вернувшись со съемок, Крючков женился на Алле.

В близком кругу актеров считалось, что Пастухова узнала об интрижке мужа и не стала его удерживать.

Трагедия

Счастливый рейс (1949)

В конце 40-х съемки шли уже не так активно. В послевоенные годы все силы были брошены на восстановление страны, в кинематографе наблюдался застой.

Зато в 50-х Крючков снова начинает блистать.

В некоторые годы он снимался в трех-четырех лентах одновременно, но большого успеха они ему не приносили — за исключением «Дела Румянцева» и «Жестокости», встреченных зрителями очень тепло.

Новый триумф пришелся на конец 50-х, сразу после разрыва со второй женой, которая ушла от него к Михаилу Ульянову, забрав сына Николая. После развода Крючков живет один — в 11-метровой квартирке, в центре столицы, в которую смог переехать после общежития, выделенного ему еще на самой первой его работе гравером-накатчиком.

На очередных съемках — кинофильм «Домой» — актер познакомился с мастером спорта, лыжницей Зоей Кочановской. Они поженились, еще снимаясь в этом фильме, буквально через несколько месяцев после знакомства. Их совместная жизнь могла быть счастливой, но…

Последние кадры досняли в Ленинграде и уже уезжали в столицу — там сыгравшим свадьбу актерам пообещали дать новую квартиру, попросторней. В центре Ленинграда Зоя увидела очередь. Узнав, что продают помаду, попросила задержать машину и подождать ее.

Купив обновку, уже спешила обратно в объятья супруга. Выскочила на дорогу и была сбита невесть откуда взявшимся военным автомобилем. На глазах Крючкова и еще нескольких актеров девушка упала на асфальт. Умерла Зоя Николаевна на руках мужа. Вместе они прожили всего три месяца.

В Москву Крючков летел на грузовом самолете — с гробом любимой.

Его последняя любовь

Спортивная честь (1951)

Он долго не мог оправиться после трагедии. Друзья даже начали опасаться, как бы Николай Афанасьевич чего не натворил. Кроме прочего, он был известен легкомысленным отношением к алкоголю. На съемках «Трактористов» на спор выпил десять стопок водки подряд, а с других съемок его показательно выгнали за то, что он неоднократно находился «не в форме».

Постепенно боль затихла, а через два года мужчина решился пригласить вместе пообедать ассистента режиссера — 30-летнюю Лидию Николаевну, которая позднее в одном из интервью будет рассказывать об их первой встрече лично.

Она тогда отказалась, сославшись на то, что навалилось много работы. А «доброжелатели» немедленно просветили актера: так, мол, и так, у нее есть ухажер.

Узнав об этом, Лидия связалась с Николаем Афанасьевичем и рассказала, что все это небылицы. Тот обрадовался и пообещал обязательно встретиться с девушкой.

Отношения завязались быстро, скоро влюбленные сыграли свадьбу. В этом браке родилась дочь Крючкова — Эльвира.

Марка

Поэт (1956)

В 70-х его уже называли легендой. К знаменитости относились очень тепло, почти все режиссеры старались хоть в эпизоде, но снять актера. Он по-прежнему ездил на гастроли, был занят в нескольких спектаклях в Театре киноактера, снимался в кино.

К жене относился с трепетом. Всегда спрашивал, в чем она нуждается, предлагал нанять помощницу по хозяйству, считал, что даже на рынок она должна ездить на служебной машине.

Супруга поддерживала его до самого конца жизни. К 80 годам они вместе перебрались за город. В это время он уже почти перестал разговаривать — от курения у актера развилась опухоль в горле.

Говорят, семья жила в бедности, если не сказать — в нищете. Перед самой смертью полюбил дневной сон. Когда его будили, просил не мешать, ведь он уходит в другой мир.

В честь великого актера в 2001 году сделали почтовую марку с изображением Николая Афанасьевича Крючкова.

Друзья из табора (1938)

Любовь и ненависть (1935)

Ночь в сентябре (1939)

Трактористы (1939)

Щедрое лето (1950)

Яков Свердлов (1940)

Источник: https://www.GoodHouse.ru/stars/zvezdnye-istorii/chetyre-lyubovnyx-dramy-nikolaya-kryuchkova/

Николай Крючков: личная жизнь

Николай Афанасьевич Крючков родился в самой столице, городе Москве, в декабре 1910 года. Когда ему исполнилось 14 лет, парень начал обучение на гравера-накатчика, параллельно занимался ще и художественной самодеятельностью.

В 1928 году Крючков поступил на обучение в школу актерского мастерства при театре рабочей молодежи. Учился он довольно успешно, что неоднократно было отмечено преподавателями. Параллельно с учебой трудился на фабрике.

Старшее поколение знает и помнит актера Николая Крючкова по многим работам, в которых снялся знаменитый актер. Всего на его счету числится 120 сыгранных ролей в кино, однако дебют состоялся в картине «Окраина», где впервые сыграл молодой Николай Крючков.

В своей жизни знаменитый артист был женат четырежды. При этом первые его две жены были коллегами – тоже актрисами. Первая из них, Мария Пастухова, познакомилась с Николаем во время съемок фильма «Трактористы». От этого брака у них есть сын Борис.

Однако семья распалась в 1945 году.

Второй супругой Крючкова стала Алла Парфаньяк. Их знакомство также произошло в рабочей обстановке, когда шли съемки фильма «Небесный тихоход». Через некоторое время после свадьбы у них родился сын Николай.

Однако в 1957 году супруги приняли решение расстаться.

Интересно, что и первая, и вторая жена Николая на момент знакомства с ним были еще студентками, в то время как наш герой уже имел за плечами некоторый опыт работы в кино.

В третий раз Николай Крючков вступил в законный брак с Зоей Кончановской, которая была заслуженным мастером спорта. Однако судьба ее сложилась весьма трагически: она погибла прямо на глазах у своего супруга под колесами автомобиля. Несчастный случай произошел в Ленинграде и Николай сам занимался перевозкой тела в Москву самолетом.

Через два года после гибели супруги Николай Крючков женился в четвертый раз – последний в своей жизни. Жена была значительно моложе его, на тот момент ей исполнилось всего тридцать лет.

Лидия Николаевна Крючкова была ассистенткой режиссера, их знакомство произошло во время очередных съемок. Знаменитый актер умер, состоя в этом браке с любимой супругой.

Также в этой семье появился замечательный ребенок: дочка Эльвира, подарившая им впоследствии внучку Екатерину. В 1997 году у Николая Крючкова родилась правнучка Анфиса от дочки Екатерины.

Что касается сына Николая, то с ним сложились довольно сложные отношения, которые со временем вовсе прекратились. Родные люди перестали общаться и забыли о своих родственных связях.

Источник: http://lichnaya-zhizn.ru/blog/nikolaj_krjuchkov_lichnaja_zhizn/2016-05-18-1382

Был ли Советским образцом мужчины актёр Николай Крючков?

Был ли Советским образцом мужчины актёр Николай Крючков?kolybanovJune 20th, 2017Не знаю, как для кого, а для меня самым красивым актёром всегда был и сейчас остаётся (хотя его давно нет с нами) Николай Афанасьевич Крючков.

Читайте также:  Федор добронравов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Парень с рабочей Окраины (кстати один из первых фильмов, где он сыграл и назывался ОКРАИНА), красивый как СОВЕТСКИЙ БОГ, (сейчас бы сказали брутальный, образец мужской сексуальности) сильный, с мужественным лицом прекрасно поющий и танцующий (а тогда это было часто – актёры и пели и танцевали в кино) Николай Афанасьевич Крючков.

У нас в школе учителем трудового воспитания работал Пётр Владимирович, мастер на все руки, приучивший нас маленько и гвозди забивать и рубанок держать. Вот он был очень сильно похож на этого актёра. И для нас это не было каким-то далёким и непонятным. Моя бабушкаЗоя Васильевна 1909г.р., а Н.А. 1910. То есть большую часть моей жизн и он вообще довольно активно играл.

К огромному сожалению конечно не видел всех фильмов где он снялся, но уж самые яркие запомнились (не всем запомнились одни и те же фильмы, их было больше 120). Всего показать невозможно. Но хоть ссылками. ТРАКТОРИСТЫ (1939), Марш советских танкистов

Танец там очень лихойЕстественно Николая Крючкова просто безумно тогда любили женщины (и он их тоже любил).

На ТРАКТОРИСТАХ он первый раз женлся на актрисе Марии ПастуховойПАРЕНЬ ИЗ НАШЕГО ГОРОДА (1942)А это уже НЕБЕСНЫЙ ТИХОХОД 1945 (со второй женой Аллой Парфаньяк, которую у Крючкова увёл тогда молодой и ранний Михаил Ульянов)ЗВЕЗДАЗАБЛУДШИЙ 1966 (кстати инициатором съёмок был сам Н.А.

там у него замечательный дуэт с Лидией Смирновой (там ушедший из семьи муж, приводит обратно маленьких детей от другой жены, кстати именно в этом фильме заметно, что Н.А. ЛЕВША, он там плотника играет. Да – лет до 60 Н.А. был любитель маленько принять на грудь, но после как отрезало.

Сказал, как отрезал – СВОЮ ЦИСТЕРНУ Я УЖЕ ВЫПИЛ)
Третья жена Крючкова – Зоя Кочановская (которую сбила машина и она умерла на руках у него, здесь есть кое-какие фотографии)
Н.А. В малоизвестном фильме ДАЛЕКО НА ЗАПАДЕ (1968, он играет заключённого в концлагерь советского полковника, руководителя восстания против гитлеровцев)1975ОСОБО ВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ 1980Н.А.

с 4-ой женой Лидией Николаевной, с которой познакомился тоже на съёмкахВообще у Крючкова  трое детей (2 сына и дочь, все от разных браков, внучка Екатерина и правнучка Анфиса).Крючков всю жизнь страстно увлекался рыбалкой (самое мужское увлечение). При чём ловил рыбу на всех съёмках (если находил водоём). И кормил рыбой всю съёмочную группу.

Он даже сам себя сыграл в фильме ТАЙНЫ МУДРОГО РЫБОЛОВА (1958)Конечно Н.А. старел, но продолжал и в зрелости и старости оставаться привлекательным,красивым мужиком, который нравился женщинам.  Ушёл он от нас в 1994г. Последние годы он тяжело болел и с трудом говорил. Но был образцом мужества и стойкости. А мы всё там ищем Пол Ньюман, Харрисон Форд, Брюс Уиллис. Да честно говоря, куда им до нашего, насколько я знаю, не окончившего театрального института, Николая Афанасьевича Крючкова

Был ли Советским образцом мужчины актёр Николай Крючков?

1 Да, именно таким и представлялся советский герой

18(78.3%)

2 Нет, были и другие более красивые мужчины

4(17.4%)

3 Не могу дать однозначный ответ

1(4.3%)

4 Другое в комментариях

(0.0%)

Источник: https://kolybanov.livejournal.com/17299971.html

Николай КРЮЧКОВ

Этого артиста зритель помнит по ролям красивых и обаятельных героев. Однако Крючков и в обычной жизни был таким же, поэтому девушки не давали ему проходу смолоду. Крючков отвечал им взаимностью, однако подолгу ни с одной из своих поклонниц не «романил». А уж если кто-нибудь из девушек заводил разговор о женитьбе, то отношения с ней заканчивались еще быстрее.

В холостяках Крючков проходил почти до 30 лет. А свою первую жену повстречал летом 1938 года, когда снимался в фильме «Трактористы». Это была юная студентка ГИТИСа Мария Пастухова, которая должна была играть в картине роль молоденькой девчонки Франи.

Правда, ее игра почему-то не понравилась Пырьеву, и в итоге он взял вместо Пастуховой другую актрису. Но Мария особенно не расстраивалась, поскольку те съемки дали ей больше – она повстречала Крючкова. Тот был женихом завидным: играл главную роль плюс разъезжал повсюду на собственном мотоцикле.

Причем Марию Пастухову сначала заприметил он, но их первая встреча, увы, закончилась казусом.

Как-то вечером Крючков проезжал мимо избы, где в компании подруг коротала время Мария, и решил поразить воображение девушки своим виртуозным вождением мотоцикла. Он стал лихо раскатывать на нем туда-обратно, но в разгар езды, видимо, чересчур увлекся, на какую-то долю секунды утратил контроль над своим «железным конем» и… упал носом в песок.

Девушки так и прыснули от смеха. Но Крючков не обиделся и в тот же вечер назначил Марии свидание. Так начался их роман, который продолжался от силы пару недель. Потом Мария вернулась в Москву, а Крючков остался работать в «Трактористах».

Перед отъездом он взял у девушки телефон и, едва вернулся в столицу, немедленно с ней связался (Мария тогда жила в студенческом общежитии).

Спустя какое-то время Крючкову предстояло ехать в Киев на досъемки «Трактористов», и он предложил Марии составить ему компанию: мол, я тебе и город покажу, и с нужными людьми познакомлю.

Именно в Киеве Николай и сделал Марии предложение руки и сердца. Назад они вернулись уже в статусе мужа и жены.

Свадьбу сыграли в коммуналке Крючкова на Трехгорке. В числе приглашенных был весь курс невесты – 25 человек. Крючков уже тогда хорошо зарабатывал, поэтому свадебный стол буквально ломился от всевозможных яств.

А потом наступили будни семейной жизни. Бывало всякое: и хорошее, и плохое. Крючков, например, весьма любил «заложить за воротник».

Причем страсть к алкоголю проснулась в нем довольно рано – на Трехгорке он еще подростком учился пить наравне со взрослыми: поначалу просто подражал старшим товарищам, бравировал своим умением выпить много и не опьянеть, но постепенно баловство переросло в привычку.

Мария увлечения мужа спиртным активно не принимала, но они жили вместе с матерью Крючкова, а та как раз оказалась на стороне сына. Перед обедом она всегда ставила на стол «чекушечку», а на недовольные возгласы невестки отвечала: «Коля хочет пить, и пусть пьет, все русские люди пьют. Ничего страшного в этом нет».

Когда Мария окончила театральный институт, весь ее курс направили в Брестский областной театр. Мария уехала, а Крючков остался в Москве.

А спустя несколько месяцев началась война. Целый месяц Мария с однокурсниками добиралась из Бреста обратно в Москву… Потом вместе с мужем они отправились в Алма-Ату, где Крючков начал сниматься в фильмах «Парень из нашего города» и «Русские люди». В последнем главную женскую роль исполняла и Пастухова.

Причем первоначально ее роль предназначалась актрисе Валентине Серовой, но потом режиссер Пудовкин предпочел взять в картину жену Крючкова. Когда же к нему прибежал возмущенный муж Серовой Константин Симонов, Пудовкин отшил его одной фразой: «Не хочу ваших стертых пятаков, мне нужно свежее лицо».

Позже супруги совместно снялись еще и в фильме «Малахов курган».

О том, каким Крючков был в быту, рассказывает Мария Пастухова: «Что касается быта, то в этом смысле он был просто золотой человек. Мог съесть целую сковородку котлет. Обычно еще с порога говорил: «Мать, жрать!» Съедал все, что дашь, и всегда был благодарен. Мог, конечно, и гвоздь забить, но об этом ему обязательно нужно было напомнить. Мог и в магазин сходить…

После съемок муж приносил большую сумму денег и просто говорил: «Мать, смотри, я кладу их сюда, в шкаф». Он никогда не требовал отчета, на что и сколько денег я потратила… И подарки дарил постоянно. Николай подарил мне мою самую первую шубу. Из белки. Она была серо-голубая и удивительно красивая. Мы вместе с ним ездили ее заказывать…

А вот в любви Коля мне не признавался. Мог прийти с букетом роскошных цветов, мог бросить под ноги коробку шоколадных конфет, поцеловать, но слов «Я тебя люблю» не говорил…

Он меня, по-моему, не ревновал, а вот я это делала часто. У него же было море поклонниц! Иногда они звонили по телефону и говорили мне разные гадости. Я бросала трубку и плакала…»

Брак Крючкова и Пастуховой продержался почти семь лет. Потом ему суждено было закончиться, поскольку все эти годы Крючков являл собой далеко не самый лучший образец семьянина. Он периодически крутил романы на стороне, продолжал сильно выпивать. Собутыльники у актера были сплошь и рядом именитые. Самым главным среди них был Василий Сталин, который Крючкова просто обожал.

В 41-м году, когда Николай согласился сниматься в роли прохвоста Кузьмы в комедии «Свинарка и пастух», Василий в пьяном виде явился к нему домой и потребовал, чтобы артист отказался от этой роли: дескать, нечего похабить прежние образы, любимые народом. Но Крючков совету влиятельного друга не внял.

Правда, на следующий день, протрезвев, Василий позвонил и извинился за свою выходку.

Жена Крючкова долго мирилась с недостатками своего знаменитого мужа, но однажды твердо сказала: «Баста!» Вот как она сама вспоминает об этом: «Коля мог по три дня не приходить домой. И где его искать, было неизвестно. Мы с его матерью обзванивали все морги, все больницы… А потом выяснялось, что он был в какой-то части то ли у летчиков, то ли у танкистов…»

Мария Пастухова ушла от Крючкова в 1945 году. Он за это сильно на нее обиделся и потом при встречах если и здоровался, то крайне сухо.

Говорили, что чашу терпения женщины переполнил очередной роман актера: на съемках фильма «Небесный тихоход» он увлекся студенткой Театрального училища имени Щукина Аллой Парфаньяк, которая играла в фильме одну из главных женских ролей – корреспондентку газеты. Говорили, видимо, не зря: вскоре после выхода фильма на экран Крючков и Парфаньяк поженились. В 1946 году у них родился сын Николай.

Этот брак популярного артиста продлился чуть дольше первого – 10 лет. В 1955 году он распался: Николай ушел жить в общежитие, а Алла с сыном остались в двухкомнатной квартире на Кутузовском проспекте. (В 1957 году Парфаньяк вышла замуж за Михаила Ульянова.)

Крючков же вскоре после развода переехал в однокомнатную квартирку (11 метров) на первом этаже дома в центре Москвы. Туда же он привел и свою третью жену, которая не имела никакого отношения к миру искусства: была заслуженным мастером спорта. Звали ее Зоя Кочановская.

Крючков познакомился с нею в 1959 году, когда снимался в фильме «Домой». После свадьбы им обещали дать новую квартиру, однако въехать в нее молодоженам было не суждено – помешала трагедия. Рассказывает А. Аршанский:

«Мы возвращались из экспедиции в Ленинград, ехали втроем в «газике». В центре города Зоя попросила остановить машину – захотела купить губную помаду.

Перешла улицу, купила помаду, а когда стала возвращаться обратно, ее прямо на наших глазах, буквально в трех метрах от нас сбил военный «Студебекер». Умерла Зоя на руках у нас с Крючковым.

Спустя два дня мы летели домой в грузовом самолете. Только мы с ним – и гроб…»

Крючков после этой трагедии очень долго и с большим трудом приходил в себя. Его друзья всегда были рядом с ним, и постепенно боль утихла.

Спустя два года после этого актер встретил свою последнюю любовь – на съемках очередного фильма он познакомился с 30-летней ассистенткой режиссера с «Мосфильма» Лидией Николаевной. Вот как она сама вспоминает об этом:

«Однажды во время обеда он пригласил меня за свой столик. Я отказалась, потому что было много работы.

Читайте также:  Татьяна мингалимова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Оказывается, уже тогда Крючков хотел выразить мне свою симпатию, но нашлись «доброжелатели», которые сказали Николаю Афанасьевичу, что я занята, и даже назвали ему фамилию «моего» мужчины из съемочной группы.

Сам Крючков был человеком прямым, откровенным и потому всем верил. Когда позже я обо всем этом узнала, то решила объяснить, что его, мягко говоря, ввели в заблуждение. К счастью, мне это удалось.

Вскоре Николаю надо было уезжать на съемки в Сочи, но перед отъездом он успел сказать, что я ему нравлюсь и что он обязательно ко мне вернется. Накануне он решил устроить застолье. Я считала, что это может повредить его здоровью, но Николай стоял на своем.

Тогда я в знак протеста на проводы не пошла. Позднее Крючков разыскал меня и сказал: «Этот вопрос мы потом отрегулируем, дело в другом. Сделай так, чтобы, когда я вернусь, не было разговоров, ранящих мою душу».

Я ответила, что если он будет все время только со мной, то так и будет…

Он приехал, как и обещал, на мой день рождения, сделал мне предложение и… снова уехал на съемки. Перед ноябрьскими праздниками 62-го он возвращался в Москву из Сочи, а я – из Канева. Наши поезда не совпадали по расписанию на два часа. Он оказался дома раньше.

Когда я при-ехала, Николай позвонил и сразу сказал: «Мы с тобой завтра встречаемся и никогда больше не расстаемся». Предупредил также, что, если я его обману, это будет его самым большим огорчением.

По его словам выходило, что во мне он нашел то, что давно искал…

Когда мы решили пожениться, это не понравилось лишь моей сестре, ведь он был старше меня на девятнадцать лет (в 62-м Крючкову был 51 год. – Ф. Р.).

А мама мне доверяла, она всегда считала меня достаточно серьезным человеком. Брат любил Крючкова просто как актера. При первой же встрече все мои родные были им очарованы.

Он излучал столько обаяния, что разница в возрасте абсолютно не чувствовалась…

У Николая была однокомнатная квартира на первом этаже, у меня – своя комната. Мы съехались, когда поженились…»

Вскоре у них родилась девочка, которую назвали редким именем Эльвира.

О том, каким Крючков был в повседневной жизни, рассказывает его жена Лидия Крючкова:

«Он всегда считал, что на рынок и обратно я должна ездить только на машине, а не на троллейбусе. Я могла пригласить кого-то помочь убрать в квартире, постирать белье. Он всегда говорил, что если мне тяжело, то надо нанять кого-то. Всегда спрашивал, в чем я нуждаюсь. Однажды случился смешной эпизод.

На вопрос Николая Афанасьевича, что мне требуется, я ответила, что, мол, уж об этом-то я его точно не попрошу. Он: «Почему?» – «Да хлеб мне нужен». Он: «Принесу».

Я удивилась: «Что, ты сам в булочную пойдешь?» Муж: «Почему? Я сейчас приду в театр, любого молодого актера попрошу, и он мне хоть десять батонов принесет».

По магазинам он не ходил. Когда заказы давали, всегда их домой приносил. Холодильник он не открыл ни разу, чайник тоже ни разу не поставил. Но зато и не предъявлял никаких претензий. Если меня нет, то он лучше подождет. И на все у него был один ответ: «Не имеет значения». Нет обеда – будет спокойно смотреть телевизор или читать газету, то есть ждать меня…

Любимым хобби для него было дарить мне часы. Я обеспечила его часами всех своих родственников и подруг. Свои тоже менял без конца. Стоило кому-то сказать: «Какие у вас хорошие часы!» – как он тут же снимал их с руки и протягивал собеседнику. Однажды подарил даже золотые часы с браслетом. Самые ценные подарки он всегда делал просто так, без всякого повода…

До меня личная жизнь у Николая Афанасьевича не складывалась. Трижды был женат и каждый раз – неудачно. А ведь ему немного было надо! Он просто хотел каждый раз возвращаться туда, откуда ушел.

Знать, что его ждут, что ничего не изменилось… Например, на банкетах он ничего не ел. Посидит немного, чаю попьет – и быстрее домой.

А дома сразу садился за стол и говорил: «Ну, мать, а теперь покушаем!» Очень домашнюю пищу любил…»

Из всех детей Крючкова больше всего забот доставлял ему сын Николай (от брака с Аллой Парфаньяк). Дело в том, что в середине 60-х парень стал диссидентом и, поссорившись на этой почве с матерью, стал жить отдельно (в 1962 году родители купили ему кооперативную квартиру).

В феврале 1974 года, когда из страны выслали Солженицына, Николай написал гневное письмо Брежневу, после чего его упрятали в психушку. Правда, примерно через месяц отпустили, рассчитывая, что он возьмется за ум. Но… Николай продолжал в том же духе.

Летом 1974 года, перед самым приездом в Москву президента США Ричарда Никсона, Крючкова-младшего снова упекли в психушку, опасаясь, что он может учудить что-нибудь экстраординарное. В последующие годы сын Крючкова имел еще несколько конфликтов с властями, и каждый раз эти инциденты стоили его родителям новых седых волос.

Так, в 1989 году он в очередной раз отказался от гражданства СССР, за что его снова поставили на психиатрический учет. Но три года спустя он все же уехал в Германию.

Рассказывает Алла Парфаньяк: «Сын Николай – моя беда и боль. Я не знаю, что с ним делать. Не хочется говорить, что с ним не все в порядке, но он… очень странный. Я не раз говорила ему: «Коля, я дам тебе столько денег, сколько нужно.

Несмотря на наши грошовые зарплаты, я выкручусь и помогу тебе». Но он всегда говорит, что ему ничего не надо. Слава богу, я нашла пути, чтобы помогать его 22-летнему сыну (моему внуку Игорю), который остался в Германии. Подбрасываю время от времени денег.

Но разве в этом дело? Не приведи Господь Бог кому-нибудь таких детей…»

Однако вернемся к Крючкову-старшему.

Всю свою жизнь актер был заядлым рыболовом (впервые взял удочку в руки в 6 лет), однако в последние месяцы перед смертью он почти не вставал с постели.

Поэтому в их дачном поселке Икша за него рыбачила его жена Лидия Николаевна, а он, когда мог, просто сидел рядом с ней. Много говорить он уже не мог, от постоянного курения в горле у него развилась опухоль.

Пить, правда, он бросил еще в 1970 году – раз и навсегда.

О последних днях своего мужа вспоминает Лидия Крючкова: «Месяц он провел в больнице: температура поднялась и никак не падала. Я приходила к нему каждый день: мы шутили, даже пели… В последнюю неделю он начал днем засыпать на полчасика.

Я его будила, а он говорил: «Ты мне не мешай. Я ухожу в другую жизнь». Когда он просыпался, я его спрашивала: «Как там, в другой жизни?» Он отвечал: «Не приняли. Сказали – рано». В свой последний день он был веселым.

Когда я уходила, он сказал мне вслед: «Мать, я люблю тебя». Это были его последние слова…»

Николай Крючков скончался 13 апреля 1994 года. Ему шел 83-й год.

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/85061

Николай Афанасьевич Крючков

Тургенев Иван Сергеевич

Иван Сергеевич Тургенев — русский писатель-реалист, поэт, публицист, драматург, переводчик.

Создан: 2014-03-28

Лев Николаевич Толстой

Граф Лев Николаевич Толстой (28 августа (9 сентября) 1828 — 7 (20) ноября 1910) — один из наиболее широко известных русских писателей и мыслителей.

Создан: 2010-07-05

Создан: 2014-01-30

Создан: 2014-05-13

Чайковский Пётр Ильич

Пётр Ильич Чайковский — русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.

Создан: 2014-04-30

Николай Афанасьевич Крючков
Дата рождения: 24 декабря 1910 (6 января 1911)
Место рождения: Москва, Российская империя
Дата смерти: 13 апреля 1994 (83 года)
Место смерти: Москва, Российская Федерация
Страна: Российская империяСССРРоссийская Федерация
Профессия: Актёр театра и кино
Карьера: 1927—1993
Направление: Социалистический реализм
Награды:

Николай Афанасьевич Крючков (1910/1911—1994) — выдающийся советский актёр театра и кино.

Народный артист СССР (1965). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941). Герой Социалистического Труда (1980). Член КПСС с 1953 года.

Биография

Н. А. Крючков родился 24 декабря 1910 (6 января 1911 год)а в Москве. В 14 лет поступил в ФЗУ, где учился на гравера-накатчика, там же начинает выступать в художественной самодеятельности.

Театральный дебют состоялся в 1927 году в постановке «1905 год». Первую роль в кино актёр сыграл в фильме Б. В. Барнета «Окраина», исполнив роль сапожника Сеньки. За свою жизнь он сыграл более 120 ролей. Н. А. Крючков умер 13 апреля 1994 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Личная жизнь

У Николая Крючкова было четыре брака. Первые две жены Крючкова были актрисами. С первой, Марией Пастуховой, актёр познакомился на съёмках «Трактористов» (сын Борис) и развелся в 1945, со второй, Аллой Парфаньяк, на съёмках «Небесного тихохода» (сын Николай) (развелись в 1957). Обе на момент знакомства с Крючковым были ещё студентками.

Третья жена Крючкова, заслуженный мастер спорта Зоя Кочановская, погибла на глазах у мужа. Её сбила машина. Трагедия произошла в Ленинграде и Крючков сам перевозил гроб в самолёте в Москву. Спустя два года Крючков женился в последний раз.

Его избранницей стала тридцатилетняя ассистентка режиссёра Лидия Николаевна Крючкова, с которой он познакомился на очередных съёмках. Они прожили вместе до самой смерти актёра. У них родилась дочь Эльвира.

Зятем Крючкова был известный советский хоккеист Борис Александров.

Награды и премии

  • Сталинская премия первой степени (1941) — за исполнение роли Клима Ярко в фильме “Трактористы” (1941).
  • Герой Социалистического Труда (1980).
  • народный артист СССР (1965).
  • народный артист РСФСР (1950).
  • заслуженный артист РСФСР (1942).
  • два ордена Ленина.
  • орден Октябрьской Революции.
  • три ордена Трудового Красного Знамени (в том числе и за исполнение роли Тарасова в фильме «На границе» (1938) (указ 1.2.1939).
  • орден Красной Звезды.

Память

В 2001 году была выпущена почтовая марка России, посвященная Крючкову.

Фильмография

  • 1932 — Горизонт — Партизан
  • 1933 — Окраина — сапожник Сенька Кадкин
  • 1933 — Частный случай — Андрей Журба
  • 1935 — Любовь и ненависть — Миша, шахтер, муж Веры
  • 1935 — У самого синего моря — Алеша
  • 1937 — Возвращение Максима — Солдат в вагоне
  • 1937 — За Советскую Родину — Юкка
  • 1937 — Глюкауф — Сенька Прудников
  • 1937 — Черемыш, брат героя — Климентий Черемыш
  • 1937 — Два командира
  • 1937 — Тайга золотая — друг Мраморова
  • 1938 — Выборгская сторона — Погромщик винного склада
  • 1938 — Комсомольск — Андрей Сазонов
  • 1938 — На границе — Тарасов
  • 1938 — Человек с ружьём — Сидоров
  • 1939 — Трактористы — Клим Ярко
  • 1939 — Член правительства — Никита Соколов
  • 1939 — Станица Дальняя — казак Михаил
  • 1939 — Щорс — Эсер
  • 1939 — Большая жизнь
  • 1939 — Ночь в сентябре — Степан Кулагин
  • 1940 — Яков Свердлов — Трофимов
  • 1941 — В тылу врага
  • 1941 — Свинарка и пастух — Кузьма Петров
  • 1941 — Салават Юлаев — Хлопуша
  • 1942 — Антоша Рыбкин — Командир подразделения
  • 1942 — Котовский — Кабанюк и Загари
  • 1942 — Парень из нашего города — Сергей Луконин
  • 1943 — Во имя Родины — Сафонов
  • 1943 — Фронт — Сергей Горлов
  • 1944 — Малахов курган — Лихачев
  • 1945 — Небесный тихоход — Булочкин
  • 1947 — Свет над Россией — Александр Рыбаков
  • 1948 — Три встречи
  • 1949 — Звезда — Мамочкин
  • 1949 — Сталинградская битва — полковник Иванов
  • 1949 — Счастливый рейс — Синичкин
  • 1950 — Огни Баку
  • 1950 — Щедрое лето — Назар Проценко
  • 1951 — Спортивная честь — тренер команды “Турбина”
  • 1952 — Максимка — боцман Матвеич
  • 1953 — Садко — Омельян Данилович
  • 1954 — Море студёное — Алексей Химов
  • 1954 — Тревожная молодость — Сергушин
  • 1954 — «Богатырь» идет в Марто — Плошкин, старший матрос
  • 1955 — Дело Румянцева — диспетчер Корольков
  • 1956 — Бессмертный гарнизон — Кухарьков
  • 1956 — Сорок первый — комиссар Евсюков
  • 1957 — Всего дороже
  • 1957 — Удивительное воскресенье
  • 1957 — Поэт — Царев
  • 1957 — Ленинградская симфония
  • 1958 — Матрос с «Кометы»
  • 1958 — Над Тиссой — Скибан
  • 1958 — Юность наших отцов
  • 1959 — Баллада о солдате — Генерал
  • 1959 — Жестокость — Начальник угрозыска
  • 1959 — Майские звёзды — Сержант
  • 1959 — 1961 — Поднятая целина
  • 1960 — Домой — Председатель
  • 1960 — Яша Топорков
  • 1961 — Алёнка — директор совхоза Роман Семёнович
  • 1961 — Годы девичьи
  • 1962 — Гусарская баллада — Иван
  • 1962 — Суд — Семён Тетерин
  • 1962 — Капроновые сети — Иван Захарович, отец Бориса
  • 1963 — Большой фитиль — Председатель колхоза
  • 1964 — Весенние хлопоты (фильм, 1964) — Начальник
  • 1964 — Женитьба Бальзаминова — Неуеденов
  • 1964 — Жили-были старик со старухой — Директор совхоза
  • 1964 — День счастья — отец Риты
  • 1964 — Ко мне, Мухтар! – Генерал милиции
  • 1965 — Комэск — комэск
  • 1965 — Дайте жалобную книгу — Николай Иванович
  • 1966 — По тонкому льду — Пароконный
  • 1966 — Дядюшкин сон — Москалев
  • 1967 — Гнезда — Евсей
  • 1967 — Доктор Вера — Наседкин
  • 1968 — Далеко на западе — Иван Захаров
  • 1968 — День ангела — Старпом
  • 1968 — Служили два товарища – Взводный командир
  • 1969 — Золото — Лесник
  • 1971 — Морской характер — Помпей Ефимович
  • 1971 — Телеграмма — Генерал
  • 1971 — Большие перегоны — Касьян Кузьмич, машинист
  • 1973 — Адрес вашего дома — Панас Байда
  • 1975 — Когда наступает сентябрь — подполковник Иванов
  • 1975 — Горожане — шофёр Батя
  • 1976 — Семьдесят два градуса ниже нуля — Иван Гаврилов
  • 1977 — Ты иногда вспоминай — Герасим Васильевич
  • 1978 — Мой друг дядя Ваня — дядя Ваня
  • 1978 — Бархатный сезон — Бур, капитан теплохода
  • 1979 — Осенний марафон — дядя Коля
  • 1981 — Цыганское счастье
  • 1982 — Без году неделя — капитан Яруга
  • 1983 — Особо важное задание — Панченко
  • 1983 — Дамское танго — Платон
  • 1985 — Битва за Москву — Старик
  • 1986 — Верую в любовь
  • 1986 — Досье человека в «Мерседесе» — отец Светланы
  • 1987 — Первая встреча, последняя встреча — Пристав
  • 1989 — Сталинград — Старый капитан
  • 1991 — Царь Иван Грозный
  • 1993 — Ангелы смерти — Старый капитан
  • 1993 — Трагедия века — Старый капитан
Читайте также:  Игорь саруханов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Создан: 2016-07-13

Врангель Пётр Николаевич

Барон Пётр Николаевич Врангель (15 (27) августа 1878, Новоалександровск, Ковенская губерния, Российская империя — 25 апреля 1928, Брюссель, Бельгия).

Создан: 2010-08-17

Создан: 2012-01-02

Леонид Николаевич Андреев

Леонид Николаевич Андреев (9 (21) августа 1871, Орёл, Российская империя — 12 сентября 1919, Нейвола, Финляндия) — русский писатель.

Создан: 2011-02-18

Источник: http://www.encyclopaedia-russia.ru/article.php?id=553

Крючков николай афанасьевич

?1969ja (1969ja) wrote,
2011-01-06 05:44:001969ja
1969ja
2011-01-06 05:44:00
06.01.1911, Москва – 13 апреля 1994, Москва

Народный артист СССР (1965)Герой Соц. Труда (1980)

Лауреат Государственной премии СССР (1941 – за исполнение роли Клима Ярко в фильме “Трактористы”) .

Родился  6 января 1911 года,

в Рождественский сочельник, наверное, это тоже сыграло свою роль. Во всяком случае, какая-то невидимая сила хранила его всю жизнь. И в подростковом возрасте, когда Николай не раз и не два выяснял отношения с помощью кулаков, и чуть позже, когда после нескольких лет отнюдь не примерного поведения, вдруг резко «взялся за ум».

Кстати, у него была такая черта в характере: сказал, как отрезал! Так, например, в 1970 году, когда стало пошаливать сердечко, врач одной из московских больниц посоветовал актеру: «Завязывайте Вы с этим делом, Николай Афанасьевич, иначе «мотор» может не выдержать!» «Завязывать, говорите? – переспросил Крючков.

– А что: плевое дело!» С тех пор он не выпил ни капли спиртного…                      Москвичи, да и не только они, слышали, наверняка, о фабрике Трехгорной мануфактуры. Именно там Крючков постигал азы рабочей специальности, и был ни много ни мало – гравером! От него требовались зоркий глаз и твердая рука.

И с ним нельзя было пошутить, мол, у тебя обе руки левые. Дело в том,что Крючков от рождения был левшой.
               А по вечерам он бегал на репетиции в фабричный клуб и не гнушался никакой работы. Надо бить чечетку – пожалуйста, спеть – какие проблемы! А уж сыграть в самодеятельном театре – вообще милое дело.

Кого он только не переиграл, разве что на старуху-процентщицу из Достоевского «Преступления и наказания» не замахивался. Ну, скажите, у какого Родиона Раскольникова на такуюдюжую бабульку рука поднимется?

                      Очень много дали Николаю занятия в Театре рабочей молодежи (знаменитом ТРАМе).

Именно здесь его заметил режиссер Борис Барнет, который приступил к съемкам фильма «Окраина». Это был один из первых советских фильмов, награжденный специальным призом Венецианского кинофестиваля.

А 20-летний Николай Крючков в роли Сашки-сапожника стал узнаваем.

               Потом были и другие фильмы Барнета, но звездным часом для Николая должна была стать роль начальника пограничной заставы в фильме Михаила Ромма «Тринадцать». Но не стала.

В один их съемочных дней оказалось, что после вчерашнего вечера «начзаставы» пребывает, мягко говоря, не в форме. Ромм выстроил всех артистов в шеренгу, прошелся вдоль нее и задумчиво произнес: «Будем считать, что командир погиб в самом начале фильма.

Никто же дотошно не станет считать, сколько вас человек: двенадцать или тринадцать…»

               Но даже такой неприятный случай в биографии актера не повлиял на его приглашение в другие фильмы. Когда Ивану Пырьеву предложили снимать кинокартину

«Трактористы»

он без колебания пригласил на одну из главных ролей Николая Крючкова. Его партнерами по фильму должны были стать уже популярный к тому времени Петр Алейников и Борис Андреев. И на фоне этих богатырей должна была блистать супруга режиссера – Марина Ладынина.

                Пырьев, конечно, слышал о том, что Крючков иногда «срывается», но первое время актер держался, пока не поспорил с Алейниковым и Андреевым, мол, выпью 10 стопок водки без закуски и не опьянею! Поспорили.

Крючков, действительно, опрокинул в себя десять стопок (как минимум, литр водки), поклонился коллегам и пошел спать.
             Но сам фильм удался на славу.

Весь квартет главных героев стал очень популярным в довоенном СССР, а песня «Три танкиста» превратилась в настоящий гимн этого вида войск.

(по книге Константина Симонова) и «Небесный тихоход»

 
Первый снимался в 1942 году и стал как бы «продолжением» «Трактористов». Все тот же бравый парень, опять танкист, вне всяких сомнений – герой. Фильм – один из самых популярных в период Великой Отечественной войны. А вот «Небесный тихоход» был посвящен летчикам (наверное, не без влияния Василия Сталина, с которым Крючков был дружен). И песня из этого фильма с задорными словами: «Первым делом, первым самолеты, ну а девушки? А девушки потом…» долгое время наряду с маршем «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» считался неофициальным гимном авиации. 
    
Кстати, именно на съемках этого фильма Николай Афанасьевич познакомился с 20-летней Аллой Парфаньяк, игравшей одну из главных ролей. И хотя между ними была немалая разница в возрасте (13 лет), а также брак Крючкова с Марией Пастуховой,
(С первой женой Марией Пастуховой)влюбленных это не остановило. Вскоре Крючков и Пастухова (исполнительница роли Надежды Константиновны Крупской в фильме «Рассказы о Ленине») расстались, а Аллочка родила Николаю Афанасьевичу сына.
              Но быть женой Крючкова для Аллы Парфаньяк оказалось непосильной ношей. Ее можно понять: Николай Афанасьевич часто встречался с друзьями, и эти встречи обычно заканчивались застольями. В 1957 году она, забрав сына, ушла от знаменитого актера, к менее известному Михаилу Ульянову. Кстати, это был очень рискованный шаг: будущий киношный «маршал Жуков» тоже не был ангелом, когда за столом начиналась выпивка. Но Михаил Александрович сумел побороть себя, у них оказалась дружная семья, вскоре родилась дочь, словом, Парфаньяк удалось сделать из него «человека».                     Через два года Крючков познакомился на съемках фильма «Домой» с Зоей Кочановской, заслуженным мастером спорта. Их взаимная симпатия закончилась официальным браком. Но счастье молодоженов оказалось очень коротким. Однажды Крючков с супругой и другом возвращались домой из поездки. Зоя попросила остановить «газик» на минутку и побежала купить губную помаду. Когда она возвращалась к машине, ее сбил невесть откуда взявшийся «студебеккер». Она скончалась на руках у мужа…
После этого Николая Афанасьевича некоторые время опекали друзья, боялись, что с ним может что-то случиться. А вернула его к жизни новая любовь – 30-летняя ассистент режиссера Лидия. Этот последний брак и оказался для Николая Афанасьевича самым счастливым. Лидии Николаевне тоже было достаточно трудно с народным артистом СССР. Достаточно сказать, что в быту он был своеобразным человеком: по словам супруги ни разу холодильник не открыл и чайник не поставил. А если жена задерживалась, то спокойно ожидал ее прихода перед телевизором.
Не сделав себе даже бутерброд.

             А в остальном у них все было в полном порядке. Николай Афанасьевич души не чаял в дочке Эльвире, много снимался, накануне нового, 1981 года, ему в честь предстоящего 70-летия было присвоено звание «Герой Социалистического Труда». Помимо этого он был награжден тремя орденами Ленина, тремя орденами Трудового Красного Знамени и орденом Красной Звезды.

                    В 1985 году Елена Михайлова сняла продолжение фильма «Парень из нашего города», рассказав о том, кем стали главные герои картины 40 лет спустя. Естественно, на центральные роли были приглашены все те же Николай Крючков и Лидия Смирнова. И хотя

фильм «Верую в любовь» не повторил такого успеха, но был достаточно тепло встречен зрителями.В конце жизни у Крючкова развилась опухоль в горле, он почти перестал говорить. Но в кинофильмах он так и остался Парнем из нашего города.
Таким надежным и таким родным…

Умер  13 апреля 1994, Москва

Николай Крючков учился боксу у режиссёра Бориса Барнетта, вылетел со съёмок за пьянство у Михаила Ромма, мечтал догнать Габена по количеству ролей, был четырежды женат, сыграл солдат всех званий — от рядового до генерала, на съёмках скакал на лошадях, работал на тракторе, летал на «кукурузнике», играл на баяне, пел, плясал, ложился под танк, лез в ледяную воду, 12 раз ломал руки и ноги, обжег глаза, потерял зубы, заработал ревматизм… Казалось, он прожил не одну, а семь жизней.

Николай Крючков. Парень из нашего города

Роли в кино .  фильмография

1952    Максимка

1955 Дело Румянцева

1963 Большой фитиль
1975 Горожане
1979 Осенний марафон

Биография – Актеры советского и российского кино

Николай Крючков. Парень из нашего города

Л. Крючкова: «Николай сказал мне:
«Встретимся в раю»

РЕЖИССЕР Сергей Соловьев сказал об этом актере: «Кругом было столько вранья! И как ему удалось сыграть больше ста ролей и не сказать ни одного фальшивого слова с экрана!» 13 апреля — 10 лет, как не стало известного советского артиста Николая КРЮЧКОВА, сыгравшего в к/ф «Трактористы», «Парень из нашего города», «Свинарка и пастух», «Небесный тихоход»…
Об актере вспоминает его супруга,
Лидия Николаевна КРЮЧКОВА,

Источник: https://1969ja.livejournal.com/169291.html

Ссылка на основную публикацию