Сирано де бержерак — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Две жизни Сирано де Бержерака

Человек пламенного темперамента, проживший короткую, но чрезвычайно бурную жизнь, полную опасных приключений, поединков и сражений, Сирано де Бержерак еще при жизни был очень знаменит. Но драматург Эдмон Ростан сделал его легендой.

Жизнь парижской богемы

Савиньен Сирано де Бержерак родился в Париже 6 марта 1619 года. Он вовсе не был выходцем из дворянской семьи: его дед, еще в середине XVI века поставлявший рыбу в аббатство Сен-Дени и даже ко двору французского короля, в 1582 году купил в долине Шеврез несколько поместий, позволивших ему присоединить к своей фамилии желанное де Бержерак.

Его дети стали законными наследниками значительного состояния. Хотя старший сын Абель никогда не славился умением вести дела, женился он вполне удачно – его избранницей стала дочь казначея Эсперанца Белланже. Она родила ему шестерых детей, среди которых был и Савиньен.

Отец его к тому времени был уже в почтенном возрасте, он ведь связал себя узами брака лишь в 47 лет, а уж последний его ребенок родился, когда Абелю было уже за шестьдесят.

Первыми воспитателями Сирано стали священники, которые напрочь отбили у него тягу к зубрежке. Мальчика отдали в закрытую школу, потом он отправился учиться в колледж Бове, который и окончил в 1637 году.

Наряду с превосходным знанием древних языков и литературы Сирано вынес оттуда и непреодолимое отвращение к схоластике. По окончании коллежа юноша попадает в среду парижской литературной богемы.

Кабачки и таверны Латинского квартала, где проводит почти все свое время молодой Сирано, оказываются для него своеобразной школой философии. Здесь слышит он впервые имя Томмазо Кампанеллы, замечательного итальянского философа, доживавшего в ту пору свою жизнь во Франции.

Сирано знакомится с его произведениями; ему открывается увлекательный мир дерзких мечтаний о некоем прекрасном государственном устройстве.

Демон храбрости

Увы, мечтами сыт не будешь. Отец Сирано, весьма недовольный его образом жизни, грозит лишить сына денежной поддержки, и двадцатилетний философ вынужден вступить в королевскую гвардию.

Для него, бедного дворянина, военное поприще было не только средством к существованию: в случае удачи оно открывало перед ним блестящие перспективы.

Однако карьеры Сирано не сделал — он оказался отважным солдатом, не раз проявлял истинные чудеса смелости, чем заслужил себе прозвище Демон храбрости (demon de la bravoure), но независимый характер и острый язык помешали ему снискать благорасположение начальства.

Ничего, кроме тяжелых увечий, военная служба ему не принесла. В битве при Аррасе он был тяжело ранен в лицо и горло. И, выйдя в двадцать два года в отставку, Сирано возвращается к прежней жизни завсегдатая кабачков Латинского квартала.

Только знаменитый его длинный нос, и раньше бывший предметом постоянных насмешек, после ранения кажется еще длиннее, и самолюбивый Сирано то и дело был вынужден требовать сатисфакции у дерзких остряков, напоминающих ему об его уродстве.

Среди своих современников он по праву слывет записным дуэлянтом, дерзким забиякой, лихим картежником. Долгое время все занятия литературой у Сирано сводились к написанию картелей – вызовов на дуэль. Сам он, кстати, вовсе не так часто затевал ссоры, больше выступал как секундант.

При этом дуэли во Франции в то время были строго запрещены, но никакие официальные меры не останавливали тех, кто считал себя оскорбленным и требовал сатисфакции. «Грудь колесом, ноги циркулем, плащ через плечо, шляпа до бровей, клинок длиннее голодного дня», — писал о таких Теофиль Готье.

Многие из них дрались, получая за это определенную плату, но Сирано не относился к таким людям. Он считался преданным другом, а потому обнажал свою шпагу, лишь защищая справедливость.

Один случай из жизни Сирано позднее пересказывали из уст в уста. Однажды поэт Франсуа Линьер, автор множества злых и метких эпиграмм, чрезвычайно разозлил одного вельможу. Тот решил разделаться с обидчиком, наняв сразу несколько десятков головорезов.

Линьер не испугался и решил встретиться с противниками лицом к лицу, с собой он взял только лишь Сирано де Бержерака. Дуэль произошла у Нельской башни, ее итогом стали двое убитых и семеро тяжело раненых наемников. Остальные поняли, что с такими противниками, как Сирано и его друг, лучше не связываться, а потому попросту сбежали.

Бержерака с тех пор прозвали Неустрашимым, а само сражение Сверхъестественным.

Вольнодумец и безбожник

Но у такого бретера, игрока и острослова, как Сирано, была и другая жизнь — наполненная углубленными занятиями философией и науками, серьезными раздумьями и напряженным литературным творчеством.

В ту пору в доме богатого откупщика Люилье собирался небольшой кружок молодых людей, изучавших философию. Желая дать своему побочному сыну, впоследствии поэту Шапелю, хорошее образование, Люилье взял его из коллежа и устроил для него и ближайших его друзей своеобразную школу на дому, пригласив в качестве наставника одного из передовых мыслителей эпохи, философа-материалиста Пьера Гассенди.

Узнав о лекциях Гассенди, Сирано де Бержерак, который был знаком с Шапелем, добился права присутствовать на них.

Согласно легенде, добивался он этого весьма решительно: явившись незваным в дом Люилье, он будто бы обнажил шпагу, грозя пустить ее в ход, если его желание не будет немедленно удовлетворено.

Как бы там ни было, Сирано оказался одним из наиболее прилежных и способных членов этого кружка.

Подобно многим поэтам XVII века, Бержерак был активным участником Фронды, в лагере восставших против королевской власти из рук в руки передавались его полные ядовитого сарказма, мятежные «мазаринады».

Однако потом Сирано отошел от Фронды, но все свои чувства, связанные с этим периодом жизни, он выразил в трагедии «Смерть Агриппины», написанной с точным соблюдением всех правил классицизма. Главный герой пьесы — римский полководец Сеян, стоящий во главе заговора против императора Тиберия.

Но своего героя Сирано сделал не только политическим бунтарем; этот «солдат-философ», как называет его один из приближенных императора, одновременно смелый мыслитель, автор наделил его собственными атеистическими взглядами, которые Сеян бесстрашно проповедует в пространных монологах.

С помощью герцога д'Арпажона Сирано удалось однажды поставить свою трагедию, но она, не принеся автору ни славы, ни денег, лишь укрепила его репутацию опасного вольнодумца и безбожника.

Во время представления враги поэта не без основания усмотрели в речах Сеяна непочтительное отношение к религии и ее служителям, в зале поднялся свист, представление пришлось прервать, и пьеса никогда больше не ставилась.

А вот комедия Сирано «Осмеянный педант» имела скандальный успех, так как он вывел в ней под его собственным именем своего бывшего наставника, директора парижского коллежа Бове, аббата Гранже. Известный всему Парижу почтенный аббат был изображен законченным тупицей, а вся пьеса зло и остроумно высмеивала схоластическую педагогику.

Мечты о полете на Луну

Сирано не только пробовал свои силы в трагедии и комедии. Он явился создателем совершенно нового в ту пору жанра. Его знаменитая книга «Иной свет, или Государства и империи Луны» может быть по праву названа первым в европейской литературе научно-фантастическим романом.

Здесь у Сирано не было предшественников, не было и соперников — расцвет этого жанра в Европе приходится на значительно более поздние времена. Бержерак жил в те времена, когда идея полета на Луну могла быть лишь дерзновенной мечтой.

Но, рассказывая о своем фантастическом путешествии на Луну, Сирано даже этим фантастическим измышлениям стремится придать видимость правдоподобия, создать иллюзию достоверности, черпая свою «научную» аргументацию из арсенала естественнонаучных представлений, доступных образованному человеку XVII столетия.

Автор романа поднимается на Луну с помощью сложной машины с металлическими крыльями, снабженной системой летучих ракет, постепенно сгорающих во время полета. Эта фантастическая машина совсем не похожа ни на будущий самолет, ни на современные ракетные установки.

Сирано мечтает не только о летательных аппаратах; его герой обнаруживает на Луне любопытные «книги», являющиеся прообразом звукозаписывающих и звуковоспроизводящих аппаратов наших дней. Чтобы «прочитать» такую книгу, надо лишь поставить стрелку на определенную главу, и тогда из этой маленькой машины начинают литься разнообразные звуки.

Есть на Луне также передвижные дома, снабженные сложнейшими механизмами. Сирано мечтает и о многих других усовершенствованиях, которые могли бы сделать жизнь человека легкой и прекрасной.

Замысел романа-утопии родился у Сирано под влиянием различных утопических трактатов, а также книги английского епископа Френсиса Гудвина «Человек на Луне, или Рассказ о путешествии туда, совершенном Доминго Гонсалесом», за два года до появления романа Сирано переведенной на французский язык. Герой Гудвина кастилец Доминго Гонсалес, оказавшись в результате всяческих приключений на острове Св. Елены, занялся дрессировкой диких лебедей, которые перенесли его в конце концов на Луну, откуда после ряда приключений с помощью тех же дрессированных птиц он вернулся на Землю. Но если у Гудвина рассказ о путешествии на Луну – всего лишь басня, то Сирано сделал свою книгу одой остроумию. И, конечно же, не случайно своих «лунных обитателей» Бержерак наделил большими носами, называя это признаком учтивости, приветливости и благородства.

Триумф Ростана

Читайте также:  Илья яшин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Разгульная молодость, в конце концов, привела Сирано к катастрофе: в 26 лет он заболел сифилисом, вскоре изменившим весь образ жизни писателя. Отошли в прошлое веселые попойки, дуэли, любовные приключения, исчезли понемногу прежние друзья-собутыльники.

Больной, с каждым днем все более слабеющий, Сирано становится домоседом; теперь он почти целиком отдается литературному творчеству. Болезнь и жестокая нужда заставляют его искать себе знатного покровителя.

Для независимого и гордого поэта это было тяжким, унизительным шагом. Скрепя сердце, он посвящает свои сочинения герцогу д'Арпажону, который принимает услуги «своего поэта» с обидным снисхождением.

Однажды, когда Сирано шел к д'Арпажону, со стропил строившегося дома на него свалилась балка. Несколько месяцев спустя Бержерак скончался.

Есть подозрение, что этот несчастный случай был делом рук иезуитов, боявшихся опасного влияния вольнодумца Сирано на умы современников. Но Бержерак оставался верен себе до последних мгновений — он отказался примириться с церковью и умер, как и жил, убежденным атеистом.

Прошло много лет, и как-то в конце декабря 1897 года парижский театр «Пор-Сен-Мартен» объявил об очередной премьере. Автором был никому не известный Эдмон Ростан, а пьеса называлась просто – «Сирано де Бержерак».

В ней можно было увидеть множество героев, бывших современниками знаменитого вольнодумца, а уж остроумие Сирано Ростан передал просто блестяще.

Но нужно помнить, что драматург, писавший романтическую пьесу, неизбежно должен был наделить своего Сирано высокими чувствами, достойными романтического героя, и облечь их в соответствующие романтические одежды.

Так, от начала до конца выдумана Ростаном вся история самоотверженной любви Сирано к его кузине. В действительности Бержерак никогда не испытывал нежных чувств к своей двоюродной сестре Мадлене Робино — особе на редкость безобразной, а в старости превратившейся к тому же в отъявленную ханжу.

Ростан даже не думал, что его пьеса будет иметь успех, перед премьерой он даже просил прощения у артистов за то, что втравил их в абсолютно безнадежное дело. Но после представления зал взревел от восторга.

Несколько дней в Париже было только и разговоров, что о новой пьесе, которую тут же издали книгой, ставшей настоящим бестселлером.

Так знаменитый дуэлянт и вольнодумец Сирано де Бержерак начал жить новой жизнью – литературного героя, история которого до сих пор волнует людей.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам [link=http://www.Biografia.ru]Biografia.ru[/link], [link=http://www.peoples.ru]People’s History [/link]

Источник: http://yagazeta.com/lichnost/kumiry/dve_zhizni_sirano_de_berzheraka/

Сирано де Бержерак. Подробная биография

Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак – французский драматург, философ, поэт и прозаик, один из предшественников научной фантастики, гвардеец – родился 6 марта 1619 года в Париже.

Дед будущего знаменитого драматурга был успешным торговцем рыбой, даже поставлял продукцию ко двору Франциска I. Преуспев в торговом деле, старик приобрел 2 поместья в нынешнем пригороде Парижа – Шеврезе. Тогда же (в 1639) и получил дворянскую приставку «де» к фамилии.

В 12 лет Сирано отправляется на учебу в Париж. Посещал коллеж Бове, потом вместе с Мольером посещал учебные занятия философа Гассенди.

Однако столичный коллеж тоже не пришелся по душе Сирано, хотя отец старался дать юноше достойное образование, даже распродавая родовое имущество. Сильнее, чем науки, юного де Бержерака привлекали трактиры и кабаки.

В 26 лет коллеж был окончен, и с уверенными знаниями древних языков, а также литературы Сирано отправился на воинскую службу.

Поступив на военную службу, участвовал в составе королевской гвардии в осаде Музона (1639) и в осаде Арраса (1640), под которым был ранен, и хотя излечился, но 15 лет спустя умер именно от последствий этой раны. В 1645 из-за проблем со здоровьем оставил военную службу.

В годы Фронды Сирано написал семь «Мазаринад» (Masarinades, 1649), представляющих собой резкие памфлеты, где финансовой политике кардинала Мазарини противопоставлены идеи эгалитаризма.

В дальнейшем, однако, Сирано изменил точку зрения и в «Письме против фрондёров» ( contre Les Frondeurs, 1651) выступил как апологет абсолютизма.

Кроме того, Сирано де Бержерак — автор «Сатирических писем» (Lettres satyriques, 1654), адресованных реальным лицам, в том числе Скаррону.

Трагедия «Смерть Агриппины» ( d’Agrippine, 1653) вызвала обвинения в атеизме, в результате чего покровитель Сирано, герцог д’Арпажон, прекратил отношения с ним.

«Проученный педант» (Le Pédant joué, 1654) — одна из первых на французском языке прозаических комедий — получила отрицательную оценку критиков.

Между тем она представляет интерес: используя сюжетную схему комедии дель арте, Сирано уделяет основное внимание речевой характеристике персонажей (в частности, впервые на французской сцене приводит образец диалектальной речи). Два эпизода «Проученного педанта» были заимствованы Мольером в его «Проделках Скапена».

Сирано женился незадолго до смерти, связав жизнь с баронессой де Невильет.

Сирано де Бержерак умер 28 июля 1655 года в Саннуа.

Наиболее знаменитое сочинение Сирано де Бержерака — опубликованная посмертно романная дилогия под общим названием «Иной свет» (L’Autre monde): «Иной свет, или государства и империи Луны» (Histoire comique des États et Empires de , 1650, опубл.

в 1657) и «Иной свет, или государства и империи Солнца» (Histoire comique des États et Empires du Soleil, 1662), где Сирано описывает от первого лица воображаемое путешествие на Луну и Солнце и жизненный уклад тамошних аборигенов.

Издатель существенно обеднил оригинальный текст писателя — лишь в XX веке он был восстановлен по обнаруженной рукописи.

Произведения:
1649 – «Мазаринады»
1651 – «Письмо против фрондёров»
1650 – «Иной свет, или Государства и империи Луны»
1653 – «Смерть Агриппины»
1654 – «Сатирические письма»
1654 – «Проученный педант»
1662 – «Иной свет, или Государства и империи Солнца»

Биография

Произведения

  • Иной свет, или Государства и империи Луны

Критика

Ключевые слова: Сирано де Бержерак, Cyrano de Bergerac, биография Сирано де Бержерака, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, французская литература 17 в, жизнь и творчество Сирано де Бержерака

Источник: http://md-eksperiment.org/post/20180914-biografiya-sirano-de-berzheraka

Личности 24/2010

За историей его трагической любви, его лихих гасконских эскапад и безгранично вольных мыслей, его пронзительных стихов и безвременной смерти мы готовы следить снова и снова: в исполнении самых разных актеров в гриме с разнообразными накладными носами, в самых разных режиссерских трактовках. При этом можно и не знать, что Сирано де Бержерак – историческая личность, что он жил, дрался на дуэлях, воевал, любил, писал стихи, драмы и фантастические романы на самом деле

«Открыв ящик, я нашел в нем какой-то металлический непонятный предмет, похожий на наши часы. В нем была масса пружин и еле видимых машинок. Это книга несомненно, но книга чудесная; в ней не было ни страниц, ни букв; одним словом, это такая книга, что для изучения ее совершенно бесполезны глаза, нужны только уши.

 Поэтому тот, кто хочет читать, заводит при помощи огромного количества разного рода мелких ключей эту машину; затем он ставит стрелку на ту главу, которую желает слушать, и тотчас же из книги выходят, как из уст человека или из музыкального инструмента, все те отдельные разнообразные звуки, которые служат знатным жителям Луны для выражения своих мыслей.

Когда я подумал об этом изумительном изобретении, я перестал удивляться, что в этой стране молодые люди в шестнадцать или восемнадцать лет обладают большими знаниями, чем у нас старики; они выучиваются читать одновременно с тем, как выучиваются говорить, и всегда могут читать в комнате, во время прогулки, в городе, во время путешествия, пешком, верхом на лошади; всегда они могут иметь у себя в кармане или привешенными к луке седла штук тридцать этих книг, и им стоит завестипружину, чтобы услышать одну главу или несколько глав, или же целую книгу, если им это вздумается. Таким образом, здесь вас всегда окружают великие люди, живые и умершие, которые с вами как бы беседуют. Более часа я занимался этим подарком, наконец, повесив эти книги себе на уши в виде серег, я пошел в город, чтобы погулять».

Нет, это не стилизация современного автора, отлично знакомого и с плеером, и с компьютером, под провидческую фантастику начала прошлого века. Это написано в первой половине XVII века нашим героем – в его книге «Иной свет. Государства и империи Луны».

Авторы абсолютного большинства статей, разведок и исследований, посвященных Сирано де Бержераку, ставят перед собой одну и ту же цель: как можно четче разграничить историческое лицо, о котором доподлинно известно не так уж много, и литературного героя, сценический персонаж, близкий многим и знакомый всем. Подход, в общем, понятный, но вовсе не единственно верный. Червоточина, изъян, системная ошибка кроется уже в том, чтобы объявить того, ростановского Сирано «ненастоящим» – романтизированным, преувеличенным во всех проявлениях его натуры, подогнанным под стандарты драмы ХІХ века.

Читайте также:  Дарья егорова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И далее – сеанс разоблачения: а на самом-то деле все было совсем не так! Скучнее, проще, будничнее? Ростановская пьеса и сама по себе – немалая загадка. Успешный и плодовитый поэт и драматург при жизни, Эдмон Ростан остался в живом, актуальном театре автором одного-единст- венного произведения.

Даже его «Орленок», в котором блистала великолепная Сара Бернар, и «Принцесса Греза», в свое время популярная вплоть до нарицательного имени, сегодня интересны разве что теоретикам литературы и драматургии. А «Сирано де Бержерака» ежегодно ставят в десятках театров, экранизируют, переосмысливают снова и снова.

То есть мы имеем тут не закономерное и ровное наследие гения, а одиночную вспышку, точное попадание, яркую удачу пусть безусловно талантливого, но не великого драматурга.

И этой удачей стал для Ростана его герой, персонаж, который оказался во многом сильнее и жиз- неннее самого автора, – Сирано де Бержерак. Самый что ни на есть настоящий, рожденный, как все гасконцы, с солнцем в крови.

Литературным героем он сделался еще до Эдмона Ростана: в начале ХІХ века о Сирано де Бержераке, давно позабытом поэте, драматурге и мыслителе века XVII-го написали пространные эссе Шарль Нодье и Теофиль Готье, автор «Капитана Фракасса».

Практически все яркие эпизоды биографии Сирано, изложенные у Готье (который, в свою очередь, опирался в основном на архив друга де Бержерака Анри Ле Бре, подготовившего к посмертному изданию его произведения) вошли и в пьесу Ростана.

Правда, у драматургии свои законы, сцена «спрессовывает» время, сме- щая события и превращая десятилетия в дни и часы: в ростановском персонаже сливаются черты и юного Сирано, задиры и бретера, и отважного гвардейца, героя осады Арраса, и того писателя, ученого и философа, каким он стал ближе к концу своей жизни, немного не дотянув до роковой для поэтов отметки «37». Возможно, потому этот образ и получился настолько многогранным, многослойным и парадоксальным – однако он ничуть не грешит против истины.

Разоблачений не будет. Все, что написал о Сирано де Бержераке Эдмон Ростан и воплотили на сцене и киноэкране множество замечательных режиссеров и артистов, – правда. Высокая правда искусства, которая ни в чем не уступает правде жизни. Другое дело, что эта правда – еще далеко не вся…

Полную версию читайте в журнале Личности №24

Источник: https://persons-journal.com/journal/395/401

Бержерак Сирано

Биография Сирано де Бержерак, Савиньен

В 1619 году, 6 марта, в Париже родился будущий французский поэт, драматург, писатель и философов — Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак, тот самый человек, ставший прототипом Сирано де Бержерака в пьесе Э. Ростана. Приставка Сирано в фамилии Эркюля, которую он добавил в 1639 г. — это название родового поместья.

Образование получал в колледже Бове, также проходил обучение у философа Гассенди, где обучался и Мольер.

1639 год — военная служба в гвардии короля, получил ранение, принимая участие в осаде Музона.

1640 год — получил ранение, принимая участие в осаде Арраса, спустя 15 лет умер от последствий этого ранения.

1645 год — оставляет гвардейскую службу по состоянию здоровья.

1649 год — сатирические памфлеты на правление кардинала Мазарини, принесшие известность. Написаны семь «Мазаринад», в форме резкой критики на установленную экономическую систему Мазарини, которая противопоставляется идее полного равенства в обществе.

1650 год — написано произведение «Государства и империи Луны» (опубликовано посмертно в 1657 г). В этом же году написано «Государства и империи Солнца» (опубликовано посмертно в 1662 г).

В этих сочинениях, как повествует биография Сирано де Бержерака, автор становится предшественником научной фантастики в литературе Франции. Живо описывая от первого лица захватывающее путешествие на Луну и Солнце, где путешественник знакомится с традициями и укладом жизни инопланетян.

Издатель существенно откорректировал текст автора и только в двадцатом веке был восстановлен авторский вариант благодаря найденной оригинальной рукописи этих сочинений.

До Сирано тему путешествий на Луну, уже ранее развил англичанин Френсис Годвин, написавший роман в 1638 году «Человек на Луне», с главным героем романа, Гонсалесом, которого позаимствовал Сирано де Бержерак для своего сочинения «Государства и империи Луны». Уже позже с его дилогии брали пример Вольтер в «Микромегасе» и Свифт в «Путешествиях Гулливера».

1651 год — сатирическое «Письмо против фрондёров», показывает изменение в умонастроении автора. От идей всеобщего равенства Сирано де Бержерак переходит к идеям абсолютизма, поддерживая монархическое устройство Франции.

1653 год — написана «Смерть Агриппины» трагедия, закончившаяся разрывом отношений с герцогом д'Арпажон, оказывавшим Сирано де Бержераку покровительство и поддержку. Трагедия была обвинена в отрицании божественной сущности бытия.

1654 год — написана комедия «Проученный педант», которая также получила негативную оценку критиков того времени.

Позже драматургия в «Проученном педанте» вызвала интерес, так как в ней впервые используется диалектальная речь французского народа. Автор уделяет особое внимание наречию и диалекту своих персонажей.

Этим приемом позднее воспользовался Мольер, позаимствовав несколько эпизодов из пьесы «Проученный педант» для своей пьесы «Проделки Скапена».

В этом же году написаны «Сатирические письма», направленные на реальных людей, в том числе и Скаррону.

Произведение, принесшее славу автору, было издано посмертно — это дилогия, объединившая два сочинения по одному замыслу, под названием «Иной свет». Философский подтекст «Иного света» явно прочитывается между строк произведения.

Дилогия повествует о жизни на планете Луна, где автор выражает свое мнение о взаимосвязи Вселенной и человека, полностью отвергает космологическую модель, предложенную еще в древности Птоломеем, даже высмеивает ее несостоятельность.

Отрицает догмат о бессмертной душе, а также демонстрирует свое неверие в чудеса.

В этом романе отображаются разные религиозные взгляды Сирано де Бержерака. От атеистических идей и показного отрицания божественной сущности мироздания до идей гностицизма, вызывавших раскол в христианстве. Также прослеживается заинтересованность автора теософией, натурфилософией, алхимией и даже средневековой мистикой. Он был последователем традиций утопии Томаса Мора, а также Рабле.

Имя Сирано де Бержерака стало известным и нарицательным, как литературный персонаж, благодаря одноименной пьесе Эдмона Ростана.

Персонаж Ростана, мужчина с нереально большим носом, имеет характер лиричного поэта и вспыльчивость дуэлянта.

Ростан использовал в пьесе миф о Сирано де Бержераке, якобы всегда выходившим победителем в дуэлях, а однажды даже успешно справившимся с сотней противников.

Луи Галле написал книгу «Капитан Сатана или Приключения Сирано де Бержерака», где прототипом является Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак.

Умберто Эко написал роман «Остров накануне», один из персонажей Сен-Савьен также придуман, под впечатлением от личности Эркюля Савиньена Сирано де Бержерака. Фразы героя романа Умберто Эко были взяты из сочинений автора.

Филлип Фармер отобразил личность Сирано, как одного из своих главных героев в книге «Мир Реки».

Александра Казанцев написал научно-фантастический роман-трилогию «Клокочущая пустота», где один из главных героев — Сирано де Бержерак.

Роберт Хайнлайн в научно-фантастической романе «Дорога славы» в 15 главе включает безымянного героя-фехтовальщика, напоминающего Сирано де Бержерака.

Умер в 1655 году 28 июля в Саннуа.

Источник: http://biblioman.org/authors/bergerak/

Сирано де Бержерак

Спектакль «Сирано де Бержерак» один из самых поэтичных спектаклей театра.

Прекрасная Роксана влюблена в красавца Кристиана, а в нее беззаветно влюблен обладатель огромного носа столь же огромного поэтического дара гвардеец Сирано.

Внешнее несовершенство заставляет Сирано скрывать свою любовь и помогать воссоединению Роксаны и Кристиана. Определенно, это спектакль про любовь, с дуэлями — словесными и на шпагах, и, конечно, с прекрасной дамой…

Про то, как появился спектакль, рассказывает Михаил Левшин, художественный руководитель театра «Комедианты»:

Ю. Г. Каменев в роли Сирано

Появление идеи поставить такой спектакль было своеобразным. В начале нашего пути с нами был такой артист, Юрий Григорьевич Каменев, ныне заслуженный артист РФ, и это звание он получил как раз в театре «Комедианты».

Читайте также:  Гюстав курбе - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он был видный, красивый, мужественный, и, когда мы только начинали работать, он стал говорить, что мечтает сыграть Сирано де Бержерака. Идея настолько захватила его, что мне захотелось помочь. Конечно, я перечитал пьесу и был впечатлен.

Так из разговора с артистом возник спектакль.

Это тоже один из первых спектаклей театра, который до сих пор живет и мы этому обстоятельству очень рады. Зрители его очень любят.

У пьесы есть второе название, как мне говорили, — Поэт. О том какой крест нести на себе такой дар, нести в себе такое сердце.

Пьеса написана стихами, и с исполнителем главной роли у нас была творческая борьба, так как он склонен был эти стихи петь, а я боролся, чтобы они лились сами, естественно и без пафоса. Именно этим мы и проложили дорогу к сердцам зрителей. Стихи со сцены стали звучалть живо и естественно.

Пьесу мы немного перестроили — там все же довольно много текста, и, очевидно, это нам удалось, потому все происходящее воспринималось без лишних тяжестей и длиннот. Вот мы еще и такую работу проделали.

А сейчас играет Андрей Шимко, артист, тоже очень дорогой нашему театру. Когда мы его вводили, все говорили, ну зачем вы так рискуете, он еще не совсем окреп, а я говорил: «это ему на вырост». И не прогадал — он набирал и набирал, все время мы обсуждали с ним какие-то нюансы, и сейчас у него этот драматически-поэтический стал настолько естественным, что за ним бесконечно интересно наблюдать.

А. Шимко и Ю.

Бурцева

Причудливо одет,
Как фейерверк блестящ и остроумен,
Забавен, эксцентричен, шумен;
На шляпе ухарской его — тройной султан,
И о шести полах его цветной кафтан;
Плащ сзади поднялся, поддерживаем шпагой,
Как петушиный хвост, с небрежною отвагой,
А белоснежный воротник
Как можно туже накрахмален.
А нос! Не только он велик,
Он прямо ненормален!..

Андрей Шимко, исполнитель главной роли Сирано де Бержерак:

Конечно, трудно входить в роль, которая сочинена не тобой, но здесь ситуация в том, чтобы этот образ и этот рисунок себе присвоить — вот это задача.

Самое главное в Сирано — это быть поэтом и быть влюбленным, а быть влюбленным поэтом — это самый великий дар и счастье. Для меня рождать эти тексты, делать их своими, как бы присваивая их себе, будто бы эти стихи рождаются сейчас, а не написаны Ростаном в конце 19 столетия, — это одновременно и огромное удовольствие и большая сложность этой роли.

Каждый раз, когда я выхожу на сцену я для себя открываю недра смыслов, чувственности, эмоциональности, для меня этот образ — глоток такого полета и уход от быта, от повседневности. Ведь в наше время такого Сирано больше нет, поэтому люди приходят сюда и тянутся к этому, чтобы увидеть, что так возможно, так можно красиво говорить, высоко мыслить.

Мне не нравится, когда в театре мне показывают «жизнь», да я вижу ее каждый день. Хочется увидеть то, к чему можно стремиться, то, чему я хочу научить своего сына. Для меня это возможность подарить людям другой образ мысли, любви, боли — поэтический.

Когда я отыграю спектакль и произнесу весь этот текст, у меня появляется ощущение, как будто я себя спас в этот день, а может и не только себя.

Сирано, возможно, больше любит не Роксану, а свою любовь к ней и очень дорожит ей. Роксана дорога для него как образ, я даже не уверен, что, если бы он добился ее, он мог бы любить ее плотски. И, мне кажется, в этом страдание и счастье Сирано — он не обладал Роксаной и он смог пронести ее чистый образ в своем воображении через всю жизнь.

Когда человек относится к женщине с трепетом, боится к ней прикоснуться, вот это проявление настоящей любви, а не влюбленности. Вот Сирано такой.

Я играю Сирано лет семь, это большой срок, все мы растем куда-то и, надеюсь, мудреем. И мое отношение к этому образу меняется. Конечно, когда я начал играть эту роль, я уже был не мальчик, но я хочу сказать, что каждая роль навырост, вот для меня так точно, не знаю как для других.

Я обретаю роль не в первые дни и не считаю это анти-профессиональным качеством, я считаю это — как рождение ребенка. Ребенок не может сразу встать на ноги, пойти, заговорить.

Поэтому я не люблю ходить на первые премьеры, когда все еще вспоминают, нервничают, не притерлись к друг другу и все только-только сложилось. Интересно, когда люди уже начинают получать удовольствие, от того, что они делают. Тогда происходит тот самый «вырост».

Как у меня сейчас «взрослеет» Несчастливцев в спектакле «Лес», хотя я его играю уже год, а я с каждым спектаклем открываю для себя все новые и новые просторы.

Так что я в этой роли «подрос» и уже чувствую, что перерастаю, что мне не хватает этой «мальчиковости».

Кристиан любит так, как никто не любит: по-своему, по-простому, по-мальчишески. И Сирано так воспламенен этой Роксаной, что пишет ей безостановочно, несколько раз на дню. Вот так надо любить, так полыхать этой любовью.

Кто сейчас в наше время по несколько стихов на дню пишет своей любимой женщине? Вот уровень любви и желание быть любимым. Понимаете? Поэтому люди ходят на эту пьесу и будут ходить, сколько бы веков не прошло.

Ростан и его герой Сирано будут всегда актуальны, и этого всегда будет не хватать.

В кого же влюблен Сирано?

Она? Она? Сама весна.
Ее очей глубоких ясность
Несет смертельную опасность.
Сама не ведая того,
Она — натуры торжество,
Ловушка дивная природы,
Мой ум лишившая свободы, —
Мускатной розы пышный цвет,
Амура хитрого засада.
В ее улыбке — солнца свет.

Малейшим жестом, негой взгляда
Блаженство рая, муки ада
Сулит она душе моей.
Походкой легкою своей
Она проходит, молодая,
Очарованьем красоты
Богини образ воскрешая,
В Париже, полном суеты.

Ей не хватает лишь колчана,
Чтоб все сказали: «Вот Диана!…»

Юлия Бурцева, исполнительница роли Роксаны, рассказывает о своей героине:

Это умная, взрослая женщина, которая живет сама по себе, светская львица, «Диана», но в душе она обыкновенная слабая женщина, мечтающая о истинной любви. Я пытаюсь показать героиню, женщину, которая полюбила красоту и красоту внешнюю перенесла на красоту внутреннюю.

Кристиан не глуп, он абсолютно нормальный мужчина, вояка. Но как порой мы заблуждаемся… Мы влюбляемся и наделяем человека желаемыми нами качествами, которые, как нам кажется, должны быть, а на самом деле, все совсем не так.

Мы — жертва своих собственных иллюзий, вот она и стала жертвой своей иллюзии — и в этом ее слабость.

Сирано боится своей собственной любви. Она своим влюбленным сердцем не чувствует того, что здесь обман — она принимает желаемое за действительное. Она готова любить красивого мужчину, который говорит красивые слова. В этом отношении Кристиан становится для нее идеалом.

Через пятнадцать лет Сирано раскрывает ей, что это он был автор этих красивых строк.

В чем трагедия этой женщины? Она жила письмом любимого и воспоминаниями, что любила такого прекрасного человека — поэта, красивого, умного, то есть встретила своего идеального мужчину и вдруг внезапно она осознает, что обманывалась.

Сирано, пытаясь сделать хороший поступок, боясь любить, боясь быть собой и быть отвергнутым, по сути, ломает всю ее жизнь, и в финале еще и рушит ее иллюзии об этой жизни. То есть, невольно именно он своей любовью привел мою героиню к трагедии.

«Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад» — как это про женщин. Неужели она не видела, что Сирано ее любит? Не догадывалась, что это его стихи, ведь он знаменитый на весь Париж поэт.

Но ее желание любить самой, видимо, было для нее важнее. Она сама себя обманула. Если вы хотите любить, примите человека таким, как он есть, а не придумывайте его из своих иллюзий и желаний, такая вот простая истина.

И не бойтесь любить.

Источник: http://journal.komedianty.com/sirano-de-berjerak/

Ссылка на основную публикацию