Стендаль — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Стендаль — биография, личная жизнь, фото

Стендаль – известный французский писатель, один из основоположников психологического романа. В своих произведениях Стендаль мастерски описывал эмоции и характер своих героев.

В биографии Стендаля было много интересных фактов, о которых мы расскажем прямо сейчас.

Итак, перед вами краткая биография Стендаля.

Биография Стендаля

Мари-Анри Бейль (псевдоним Стендаль) родился 23 января 1783 г. в Гренобле, Франция. Он рос в семье юриста Шерюбена Бейля.

Мать будущего писателя, Шерюбена Бейля, умерла, когда ему едва исполнилось 7 лет. После этого воспитанием мальчика занимались отец и тетя.

Интересно, что отношения с ними у Стендаля так и не сложились. Больше всего Анри любил дедушку, который серьезно повлиял на становление его личности.

Дед был очень грамотным и эрудированным человеком. Интересен факт, что однажды он даже общался с Вольтером, когда посещал город Ферней.

Именно он дал внуку прекрасное начальное образование, благодаря чему Стендаль проучился в школе только 3 года.

Детство и юность

С самого детства Стендаля интересовала философия, логика, история искусств и точные науки. Кроме этого он восхищался полководцем и политиком Наполеоном Бонапартом.

В юном возрасте Стендалю пришлось познакомиться с иезуитом Райяном, который побуждал мальчика читать священные книги католиков. Однако узнав Райянома ближе, Стендаль начал испытывать недоверие и даже отвращение к церковным служителям.

Когда Стендалю исполнилось 16 лет, он отправляется в Париж, чтобы поступить в Политехническую школу.

Однако вдохновленный Великой французской революцией и действиями Наполеона, он решает вступить в ряды армии.

В скором времени, не без посторонней помощи, Стендаля переводят служить на север Италии. Оказавшись в этой стране, он был очарован ее красотой и архитектурой.

После этого он посетил Австрию и Германию. Где бы ни находился писатель, он делал подробные заметки о тех местах. Через несколько лет в биографии Стендаля происходит переломный момент.

Он все чаще разочаровывается в действиях Наполеона, которого не так давно считал кумиром. В результате он решает покинуть службу и вернуться обратно домой.

Приехав во Францию, Стендаль активно занялся изучением философии и филологии.

Творческая биография Стендаля

После того, как Наполеон был отстранен от власти, на французском престоле оказались представители Бурбонов. Не желая признавать их власть, Стендаль переезжает из Франции в Италию, где поселяется в Милане.

Именно там Стендаль пишет первые в своей биографии произведения. Стоит заметить, что он написал множество работ об итальянских достопримечательностях.

Позже литератор представил книгу «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио», в которой подробно описал биографии великих композиторов.

Все свои произведения он публикует под псевдонимом Стендаль.

Вскоре Стендаль знакомится с тайным обществом карбонариев, члены которого критиковали действующую власть и пропагандировали идеи демократии.

В связи с этим ему приходилось быть очень осторожным.

Со временем начали появляться слухи о том, что Стендаль состоит с карбонариями в близких связях, в связи с чем он был вынужден срочно вернуться во Францию.

Произведения Стендаля

В 1822 г. Стендаль опубликовал книгу «О любви», непохожую на его предыдущие произведения.

Через 5 лет в свет вышел роман «Арманс», написанный в стиле реализма.

После этого писатель представил повесть «Ванина Ванини», рассказывающую о любви богатой итальянки к арестованному карбонарию.

В 1830 г. он пишет один из самых известных романов в своей биографии – «Красное и черное». На сегодняшний день он входит в обязательную школьную программу. По мотивам данного произведения было снято много фильмов и сериалов.

В том же году Стендаль становится консулом в Триесте, после чего работает в Чивитавеккии (город в Италии) на той же должности.

К слову сказать, здесь он проработает до самой смерти. В этот период он пишет автобиографический роман «Жизнь Анри Брюлара».

После этого Стендаль работает над романом «Пармская обитель». Интересен факт, что данное произведение ему удалось написать всего за 52 дня.

Личная жизнь

В личной жизни Стендаля было не все так гладко, как на литературном поприще. И хотя у него было множество любовных романов с разными девушками, в конечном счете, все они прекращались.

При этом стоит заметить, что Стендаль, в общем-то, и не стремился вступить в брак, поскольку свою жизнь он связывал только с литературой. В результате он так и не оставил после себя потомства.

Смерть

Последние годы жизни Стендаль провел в тяжелой болезни. Врачи обнаружили у него сифилис, поэтому ему было запрещено покидать город.

Со временем он настолько ослаб, что уже не мог самостоятельно держать перо в руках. Для написания произведений Стендаль пользовался помощью стенографистов.

За несколько дней до смерти ему разрешили съездить в Париж, чтобы попрощаться с близкими людьми.

Стендаль умер 23 марта 1842 года во время прогулки. Ему было 59 лет. Официальной причиной смерти был указан инсульт, который был уже вторым по счету.

Писатель похоронен в Париже на кладбище Монмартр. Интересен факт, что незадолго до своей кончины, Стендаль попросил написать на его надгробии следующую фразу: «Арриго Бейль. Миланец. Писал, любил, жил».

Если вам понравилась краткая биография Стендаля – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/stendal/

Стендаль биография

Анри Мари Бейль (1783-1842), более известный под псевдонимом Стендаль – выдающий французский писатель, один из родоначальников литературного жанра «реалистический роман».

Изучая непростую, во многом противоречивую биографию Стендаля, становится ясно, что он был мужественным, стойким и страстным человеком.

Анри Мари Бейль появился на свет в Гренобле – прекрасном городе на юге-востоке Франции. Это событие в семействе юриста Шерюбена Бейль и его жены Аделаиды-Генриетты Бейль произошло 23 января 1783 года.

К сожалению, когда мальчику минуло 7 лет, его мать скоропостижно скончалась. Воспитание легло на плечи отца и родной тёти будущего писателя. Однако, по признанию самого Стендаля, главным человеком в его жизни был дедушка – Анри Ганьон. Только ему он был обязан своим воспитанием, образованием, обширными знаниями и, самое главное – способностью мыслить.

Получив достаточное домашнее образование, Стендаль пошёл учиться в местную Центральную школу. Там он пробыл недолго – всего три года, и после его отпустили в столицу Франции для поступления в Политехническую школу. Но стать студентом ему было не суждено. Осуществлению его планов помешал переворот 18 брюмера.

Вдохновленный смелостью и героизмом молодого Наполеона Бонапарта, который возглавлял тот заговор, он поступил на военную службу. В драгунском полке Стендаль прослужил два года и ушел в отставку с намерением вернуться в Париж и заниматься исключительно образованием и литературной деятельностью.

Французская столица встретила его благосклонно и подарила три года для получения настоящего образования. Он изучал английский язык, философию, историю литературы, много писал и читал. В этот же период он стал убежденным врагом церкви и всего, что связано с мистикой и потусторонним.

В 1805 году Стендаль вынужден был восстановиться на военную службу. С 1806-1809 года он участвовал во всех европейских сражениях наполеоновской армии. В 1812 году добровольно, по собственному побуждению отправился на войну с Россией. Он пережил Бородинское сражение, своими глазами наблюдал гибель Москвы и вместе с остатками некогда великой наполеоновской армии бежал через Березину.

Французский писатель всегда справедливо восхищался духом и доблестью русского народа. В 1814 году он переехал в Италию.

В Милане писатель прожил семь лет. В краткой биографии Фредерика Стендаля отмечено, что именно в этот период он написал свои первые серьезные работы: «Жизнеописания Гайдна, Моцарта и Метастазио», «История живописи Италии», «Рим, Неаполь и Флоренция» и многие другие. Там же, в Италии, впервые его книги начали публиковаться под псевдонимом «Стендаль».

В 1821 году из-за царящей  в Италии политики насилия и запугивания он вынужден был бежать на родину. В Париже, переживая сложное материальное положение, он работал в качестве литературного и художественного критика. Это не облегчало его участи, но помогало держаться на плаву.

В 1930 его назначили  на государственную должность – французским консулом в Триесте. В этот же год в свет вышел самый известный его роман – «Красное и чёрное».

23 марта 1842 года классик французской литературы умер. Это случилось на улице во время прогулки.

  • Буквально за пять месяцев до своей кончины он написал в дневнике, что, скорее всего, смерть настигнет его во время прогулки. Так и произошло.
  • На следующий день после ухода из жизни французского писателя газеты написали, что состоялись похороны неизвестного в широких кругах немецкого поэта Фридриха Стендаля.
  • В Италии Стендаль близко общался с великим английским поэтом Байроном, творчеством которого, задолго до их знакомства, он безмерно восхищался.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/s/stendal-stendhal

Стендаль. Биография и обзор творчества

Стендаль. Биография и обзор творчества

Под именем Стендаль вошел в литературу замечательный французский писатель Анри Мари Бейль, который родился 23 января 1783 г. в Гренобле в семье адвоката. Стоит заметить, что при жизни Стендаль не был известен как романист, однако был очень популярен как автор книг о достопримечательностях Италии.

Мама писателя умерла, когда ему было семь лет, поэтому его воспитанием занимались тетя и отец, с которыми у мальчика были очень тяжелые отношения.

Он искренне любил своего деда, который был поклонником писателей эпохи Просвещения и познакомил маленького Анри с произведениями Вольтера и Дидро. В своей автобиографии Стендаль позже писал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном.

Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…».

С юности увлекался искусством, литературой, но мечтал стать математиком и собирался поступить в Политехническую школу Парижа, куда и направился в 1779 г. Однако бурные исторические события во Франции привели Стендаля в армию Наполеона, куда он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк.

Его влиятельные родственники использовали все свои связи, чтобы отправить его служить на север Италии, которую писатель любил до конца своих дней. В 1802 г. он разочаровывается в политике Наполеона и подает в отставку. Живет некоторое время в Париже, изучает философию, английский язык и литературу. В 1805 г.

он возвратился на службу в армию и, будучи военным чиновником, объездил полмира — Италия, Германия. Австрия. В 1812 г. он стал участником русской кампании Наполеона, побывав в Смоленске, Вязьме, стал свидетелем битвы при Бородино и видел пожар Москвы. Он был крайне впечатлен русским народом: «В России я увидел патриотизм и настоящее величие.

Я поражен тем, что деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно*.

В 1830-е гг. он вновь возвращается на военную службу в должности консула в Триест, а затем — в портовый городок Чивитавеккья, где и проработал консулом до самой своей смерти.

В маленьком городке Стендалю было очень скучно, а бумажная волокита совсем не оставляла времени для творчества. В 1832 г. он начинает работу над «Воспоминаниями эгоиста», а в 1834 — над романом «Люсьен Левен», который он забросил, так и не окончив.

А с 1835 г. увлеченно пишет автобиографическую книгу — «Жизнь Анри Брюлара».

С 1836 по 1839 гг. Стендаль попросил длительный отпуск и переехал в Париж. Это было очень плодотворное время. Он написал «Записки туриста» и свой последний роман «Пармская обитель».

В юности Стендаль заразился сифилисом, который тогда не умели лечить. В дневнике он писал, что принимает препараты ртути (побочных эффектов от которых намного больше, чем пользы) и йодистую соль калия.

Постепенно он становился так слаб, что ему было трудно держать перо, и он диктовал свои тексты, работая до самого последнего дня. 22 марта 1842 г. он потерял сознание на улице и скончался спустя 2 часа, предположительно от аневризмы аорты.

В своем завещании он попросил написать на могильной плите: «Арриго Бейль. Миланец. Писал. Любил. Жил.» Писатель похоронен на кладбище Монмартра.

Стендаль стал связующим звеном между Просвещением XVIII в. и реализмом XIX в., став первым писателем-реа-листом.

Первые книги Стендаля появились в 1815 г., во время его пребывания в Италии в должности отставного офицера армии Наполеона, и были посвящены музыке и живописи. Лишь в 1820-е гг., когда Стендаль возвращается в Париж и включается в борьбу романтиков за новую литературу, он обращается к художественной прозе.

Публикует трактаты; «О любви» в 1822 г. и «Расин и Шекспир» в 1823 г. В этих; своих творениях он боролся за истинный романтизм, т. е. реализм.

Однако, стараясь защитить настоящее современное искусство, Стендаль создает абсолютно новую, реалистичную эстетику, которая нашла свое отражение в его бессмертном произведении — романе «Красное и черное».

«Красное и черное»

. Второе название произведения — «Хроника XIX столетия». Именно в данном романе сосредоточено стремление Стендаля не просто рассказать о судьбах разных героев, об их жизненных перипетиях, но и описать саму эпоху, в которой происходит действие романа.

Читайте также:  Шолом-алейхем - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Через судьбу одного лишь главного героя писатель передает нам жизнь целой страны в эпоху Реставрации.

Стендаль не акцентирует внимание читателей на подробностях общественной жизни, а старается как можно более досконально описать внутренний мир героя, его характер и мотивацию поступков.

Жюльен Сорель — сын простого плотника, постепенно поднимается по карьерной лестнице: вначале он становится гувернером, после — семинаристом, секретарем маркиза де ля Моля и наконец прекрасным офицером гвардии, женихом дочери маркиза. Жизнь главного героя наполнена разнообразными приключениями и проходит на фоне красочных событий.

Он очень близок по духу романтическому герою: он энергичен, горд, обладает великолепными способностями, сильной волей и пылким воображением. Такая бешеная концентрация выдающихся природных качеств в одном образе вполне объясняется историческими и политическими особенностями того времени.

Стендаль демонстрирует нам, какая мощь была выпущена из низших слоев Великой революцией. В любом окружении его герой оказывается выше всех присутствующих, благороднее и ярче. Все прочие герои романа смотрят на Жюльена как на революционера. И даже он сам ощущает в себе эти силы, ведь его кумиром является не кто иной, как Наполеон.

Однако в те времена человек с таким низким происхождением, как Жюльен, несмотря на все его способности и внутренний потенциал, не мог рассчитывать на карьеру маршала наполеоновских войск. Осознав это, а также остро чувствуя всю полноту несоответствия между своими талантами и своим положением,.

Жюльен принимает решение добиться продвижения по карьерной лестнице, чего бы ему это ни стоило.

Непомерное честолюбие, обуревающее героя, толкает его на низменные, недостойные поступки. Глубоко ненавидя окружающих, Жюльен вместе с тем заставляет себя потакать им и выполняет все, что от него требуют люди рангом выше, люди, которых он считает сильными мира сего.

В семинарии он успешно играл роль глубоко верующего человека, на службе у маркиза он становился республиканцем и выполнял все задания партии.

Постепенно, целенаправленно продвигаясь к своей цели, он убивает в себе все то хорошее, что было в нем вначале, — честность, великодушие, доброту, искренность.

Он воспитывает в себе те качества, которые, по его мнению, нужны для того, чтобы преуспеть, — эгоизм, лицемерие, умение подчинять людей своей воле. Это и есть основа всего произведения: борьба истинного благородства с низменными чертами, навязанными духом времени.

Даже в любви он становится на тот же путь внутренней деградации. Вступив в связь с госпожой де Реналь, он лишь стремился доказать сам себе, что может одержать вверх над аристократкой, будучи выходцем из самых низов.

Однако, пусть на очень короткое время, но истинная страсть все же поглощает Жюльена, и он искренне отдается своим чувствам к Луизе, в то время как в его отношениях с Матильдой присутствует лишь холодный расчет.

Они оба стремятся побольнее укусить и уязвить друг друга, тем самым крепче связав.

Стендаль очень чутко изобразил, как по мере продвижения по карьерной лестнице умирает и черствеет душа героя. Кульминацией гибели его души является момент, когда письмо, написанное Луизой, лишает его шанса жениться на Матильде, и он, одержимый яростью и жаждой мести, стреляет в женщину, погубившую его карьеру, в церкви.

Этот чудовищный поступок — выстрел в женщину в церковных стенах — возвращает Жюльену способность ясно мыслить, он постепенно возвращается к самому себе, сбросив лицемерные одежды. Сидя в безансонской тюрьме и ожидая казни, он вспоминает об искреннем и светлом чувстве к госпоже де Реналь, о свидании с ней накануне казни.

Он вспоминает то время, когда был гувернером ее детей, как самое светлое и лучшее время своей жизни. На суде он не пытается оправдаться и бросает вызов обвинителям, говоря, что в нем судят «плебея, который посмел поднять бунт против общественного порядка».

Естественно, что после такого политического заявления ни о каком оправдательном приговоре не может быть и речи, несмотря на все старания его невесты Матильды.

Главный герой с достоинством выслушивает смертный приговор, ведь та жизнь, о которой он мечтал, жизнь в качестве мужа Матильды, теперь потеряла для него всякий смысл и лишилась былой привлекательности. Теперь он осознал свои ошибки и сполна доказал себе свои способности. Только собственной смертью сможет он искупить свою вину и признать свое окончательное поражение.

Смерть главного героя одновременно становится его победой над всеми, кто судит его, над своими же слабостями. Изначально Стендаль с большой иронией отнесся к своему персонажу, наградив его чрезмерным честолюбием и даже пафосом, однако в конце произведения Жюльен Сорель вырос не только в глазах читателей, но и в глазах автора.

Стендаль потрясающе изобразил Францию эпохи Реставрации и ее влияние на человеческое сознание. Описывая этапы карьерного роста главного героя, он смог раскрыть перед читателями панораму всех социальных слоев общества.

Однако основным художественным интересом Стендаля является глубинный мир человеческой души, психология героев романа: Жюльена, Луизы и Матильды. Он сам писал в своем дневнике: «Мне важно одно — картина человеческого сердца. Вне этого я нуль.

Для более подробного и точного описания характеров героев он использует особый литературный прием — он выражает свое личное отношения к людям и событиям, перемежая свое мнение с мнениями самих героев о тех же самых вещах.

Так автор позволяет читателям загля-нуть-в самые потаенные уголки души своих героев.

Источник: http://www.winstein.org/publ/25-1-0-997

Фредерик Стендаль: биография и творчество писателя

Фредерик Стендаль (настоящее имя — Анри Бейль, 1783-1842) родился в Гренобле. Его мать умерла, когда мальчику было всего семь лет. Отец был известным и состоятельным адвокатом, имел обширную практику, не оставлявшую времени для общения с сыном. Образованием и воспитанием Анри занимался католический священник.

Видимо, педагогом он был неважным, и вместо интереса к религии у будущего писателя появились к ней лишь презрение и ненависть. Зато его привлекали труды философов-просветителей Дени Дидро и Поля Гольбаха.

Знакомство с ними совпало по времени с Великой французской революцией (1789-1799), и это стало подлинной школой его интеллектуального взросления.

Настало время учиться в Париже, и Анри отправился в знаменитый колледж Эколь Политекник. Однако уже в Париже его мнение относительно своего жизненного поприща резко изменилось, и в 1805 году Анри Бейль поступил на военную службу.

Он был готов идти в огонь и в воду за императором Наполеоном, однако воевать ему не пришлось. Поначалу будущий писатель служил в штабе, а позже — интендантом. Он подробно описывал в толстых тетрадях, что приключалось с ним во время походов. Судьба привела его в Москву.

Возможно, именно здесь он впервые задумался над исторической справедливостью, видя, как красивый старинный город горит, не желая повиноваться захватчикам. С Москвы началось падение Наполеона, и прежде убежденный бонапартист впервые почувствовал, что теряет доверие к императору.

Позже он писал в записках о Наполеоне: «Главное стремление Наполеона было унизить гражданское достоинство человека…»

После низложения Наполеона и возвращения к власти династии Бурбонов Стендаль переезжает в Италию. Во Франции с тех пор он бывал только наездами. Военной пенсии не хватает на достойную жизнь, и Бейль старается выхлопотать консульскую должность. Однако это удалось ему не сразу.

В 1821 году в нескольких городах происходят восстания революционеров-карбонариев. Стендаля выслали из австрийских владений Суеверной Италии. Только в 1881 году он становится французским консулом в Чивитавеккье, папских владениях близ Рима.

Во Франции в это время начал править король Луи Филипп, которого, несмотря на полученную от него консульскую должность, Стендаль называл «королём шулеров».

В Италии Стендаль изучал искусство, музыку, писал романы и новеллы. Здесь были задуманы «История живописи в Италии», «Рим. Флоренция. Неаполь», «Прогулки по Риму», новеллы «Итальянские хроники».

Роман «Пармская обитель» также был задуман и частично написан в Италии. Читатели обратили внимание на трактат «О любви» (1822), в котором любовь — всего лишь объективно изучаемое явление. Раз так, проявления любви можно классифицировать.

Стендаль выделил четыре вида: любовь-страсть, любовь-влечение, физическая любовь и любовь-тщеславие.

Знаменитый роман «Красное и черное» был опубликован в 1830 году. При жизни Стендаль не пользовался известностью.

Отчасти так получилось из-за того, что у него была страсть к псевдонимам: сегодня выявлено более ста псевдонимов, под которыми скрывался Анри Бейль! Однако псевдоним Стендаль навсегда останется подлинным именем великого французского писателя. В 1840 году Бальзак написал «Этюд о Бейле».

Он называл Стендаля замечательным художником и утверждал, что понимать его способны только самые возвышенные и утончённые умы. Сам Стендаль сознавал, что время его популярности ещё не пришло, и часто говорил, что оно наступит в конце XIX века (в 80-х годах) или в 30-х годах XX века.

До конца жизни писатель напряжённо работал. Умер в Париже от апоплексического удара.

Источник: Ланин Б.А. Русский язык и литература. Литература: 10 класс / Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова, В.М. Шамчикова. — М.: Вентана-Граф, 2016

Источник: http://classlit.ru/publ/zarubezhnaja_literatura/stendal/frederik_stendal_biografija_i_tvorchestvo_pisatelja/97-1-0-2131

Биография Фредерика Стендаля – ранимый интроверт, создающий ярких персонажей

Фредерик Стендаль (Анри Мари Бейль) родился в Гренобле в 1783 году, всего за несколько лет до Великой Французской революции. Семья Бейль была состоятельной. Отец будущего писателя была адвокатом. Мать скончалась, когда ему было всего 7 лет.

Воспитанием мальчика занимался его дедушка Анри Ганьон. Будучи образованным человеком, месье Ганьон стремился дать образование и своему внуку. Именно дед приучил маленького Анри Мари к чтению.

Любовь к книгам породила любовь к сочинительству, которым мальчик начал заниматься тайком от всех в очень раннем возрасте.

Все члены семьи Бейль были ярыми монархистами. Казнь французского короля стала настоящим кошмаром для родных Анри. Только будущий писатель радовался этой смерти и даже плакал от восторга.

В 1796 году Анри Мари отдали в школу. Любимым предметом мальчика была, как ни странно, математика, а не литература или родной язык. Позже писатель, вспоминая своё детство, признавался, что больше всего ненавидел в людях лицемерие. Математику он полюбил потому, что это точная, а значит, не предполагающая лицемерия наука.

Юность, молодость, зрелость

В конце 1790-х годов Стендаль переехал в Париж. В столице он планировал поступить в Политехническую школу. Однако вместо школы будущий писатель поступил на военную службу, чему содействовал его влиятельный родственник.

До 1812 года Наполеон был кумиром Стендаля. Вместе с войсками Бонапарта будущий писатель посетил Италию. Удалось ему побывать и в России, где Стендаль чуть не погиб.

Несмотря на то, что русские были врагами, писатель не испытывал к ним ненависти, восхищаясь их патриотизмом и героизмом.

Вернувшись домой, Стендаль увидел свою родину разорённой. Он винил Наполеона в разорении Франции. Больше Стендаль не считал Бонапарта своим кумиром и искренне стыдился своей национальности. Когда Наполеона отправили в изгнание, писатель тоже решил покинуть страну и переехал в Италию, считая её более свободолюбивой.

В те годы в Италии широкое распространение получило движение карбонариев, боровшихся за освобождение своей родины от австрийского господства. Стендаль принял активное участие в освободительном движении, за что дважды приговаривался к смертной казни. Писателю доводилось жить и в Англии. Его жизнь за границей зависела от случайных заработков.

С 1820-х годов Анри Мари Бейль впервые стал подписываться своим псевдонимом.

Стендаль решил вернуться на родину в 1830 году, чтобы поступить на государственную службу. В том же 1830 году его назначили на должность консула и отправили в Триест.

Однако австрийских властей беспокоило «тёмное» прошлое нового консула, в связи с чем писателя перевели в Чивитавеккью.

Жалование было более чем скромным, но Стендаль не хотел вновь покинуть полюбившуюся ему страну и остался в должности консула до конца своих дней.

Слабое здоровье нередко вынуждало писателя возвращаться на родину, взяв длительный отпуск. Один из отпусков продлился 3 года (1836-1839).

Последние годы жизни Стендаля были особенно тяжёлыми: сифилис, которым писатель заразился в юности, проявлялся в виде невозможности полноценно работать и слабости. В 1841 году писатель в очередной раз приехал в Париж, где у него случился инсульт.

Не имея возможности записывать самостоятельно, Стендаль диктовал свои произведения, продолжая сочинять до самой смерти в марте 1842 года.

Личность и характер

Люди, близко знавшие Стендаля, говорят о нём как о человеке скрытном и любящем уединение и одиночество. Писатель обладал ранимой и тонкой душой. Одной из отличительных черт его характера была ненависть к тирании.

При этом писатель сомневался в любом освободительном движении. Он искренне сочувствовал и даже помогал карбонариям, но не верил, что их усилия дадут положительные результаты.

Между угольщиками не было единства: одни мечтали о республике, другие хотели видеть в своей стране монархию.

Италия стала для великого французского писателя второй родиной. Он полюбил итальянцев, считая их, в отличие от своих соотечественников, более искренними.

Интроверту Бейлю намного ближе была итальянская необузданность и решительность, чем характерные для Франции XIX века сдержанность и лицемерие.

Читайте также:  Инесса арманд - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Итальянских женщин писатель находил более привлекательными и пережил с ними не одно любовное приключение. Даже на своём могильном камне Стендаль хотел видеть надпись: «Энрико Бейль, миланец».

Эстетические требования

Стендаль начал свою литературную деятельность в очень раннем возрасте. За многие годы упорной работы над своим стилем, писатель смог выработать свои собственные концепции, которым стремился следовать, работая над очередным романом.

Страстный характер

Видный персонаж в центре

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

В центре каждого произведения должен стоять яркий, «страстный» образ. Этот персонаж предпочитает быть в оппозиции, не соглашаясь с несправедливостью и насилием. Главный герой непременно должен любить, иначе вся его борьба становится просто бессмысленной.

Сам автор не считает своих персонажей романтиками, несмотря на наличие явных признаков романтического героя. По мнению Стендаля, созданные им литературные образы являются исследователями и деятелями. Романтик же не способен ни на что, кроме «благородного гнева».

Точность и простота

Произведения великого французского писателя отличаются простотой и лаконизмом. Любовь Стендаля к математике в школьные годы отразилась во всех его романах. Писатель полагал, что читатель должен видеть в книге не пафос и непонятные ему описания внутреннего мира персонажа, а точный анализ, благодаря которому любой человек сможет понять происходящее с главным героем.

Концепция историзма

Для Стендаля неприемлемо изображение человека вне обстоятельств, как у писателей-романтиков, или человека вообще, как у писателей-классиков. Читатель должен знать, в какую эпоху живёт главный герой, и какое место он занимает среди своих современников.

Персонажей нельзя «вырывать» из исторического контекста. Все они – люди своего времени. Эпоха, которой они принадлежат, сложила их характер.

Только имея представления об историческом контексте, читатель может понять, что именно движет главным героем, становится мотивом его действий.

Красное, чёрное, белое

Имя Стендаля традиционно связано с романом «Красное и чёрное». Роман был создан в 1830 году на основе реальных событиях.

Литературоведы долгое время не могли понять, почему автор дал роману именно такое название. Оба цвета напоминают о трагедии, кровопролитиях и смерти.

А сочетание красного и чёрного ассоциируется с обивкой гроба. Само название настраивает читателя на трагический финал.

Через 5 лет после написания своего первого гениального романа Стендаль создаёт произведение с похожим названием – «Красное и белое». Сходство названий не случайно. Кроме того, заглавие и содержание нового романа в некоторой степени объясняют заголовок предыдущего.

Под чёрным цветом, скорее всего, подразумевалась не смерть, а низкое происхождение главного героя Жюльена Сореля. Белый цвет указывает на элиту, выходцем из которой был Люсьен Левен, главный герой второго романа.

Красный цвет – символ нелёгкого, тревожного времени, в которое приходится жить двум главным героям.

Источник: https://r-book.club/zarubezhnye-pisateli/frederik-stendal/zhiznenniy-put.html

Стендаль

(настоящее имя — Анри Мари Бейль)

(1783-1842) французский писатель

Анри Бейль родился в провинциальном французском городе Гренобле в семье нотариуса. Его отец был роялистом и во время Реставрации стал помощником мэра города. Мать писателя умерла, когда Анри был еще ребенком, и его воспитанием занимались отец и тетя, которые были сторонниками консервативного религиозного воспитания. Стендаль рано разошелся с семьей в политических взглядах.

Выбранный отцом в качестве гувернера аббат Райан лишь усилил отвращение мальчика к религии и монархии. Большое влияние на формирование взглядов будущего писателя оказал его дед — энциклопедист Анри Ганьон, который воспитывал своего внука на идеалах просветителей XVIII века.

В 1796 году Стендаль поступил в Центральную школу Гренобля, где проявил большие способности к математике. В 1799 году он окончил школу со специальным призом по математике, что давало ему преимущество при поступлении в Политехническую школу в Париже.

Однако, приехав в Париж, Стендаль неожиданно отказывается поступить в Политехническую школу. В течение нескольких месяцев он находится в состоянии депрессии. Ему помогает его кузен Пьер Дарю, служащий в военном министерстве.

Стендаль поступает на службу в военное министерство, а в мае 1800 года уже вместе с армией Наполеона участвует в итальянском походе. Италия произвела на него неизгладимое впечатление.

Позднее он возвращался туда несколько раз и называл ее своей «родиной по выбору».

В 1802 году наступил перерыв в его военной карьере. Выйдя в отставку, Стендаль жил в Париже в тяжелейших материальных условиях. В течение нескольких лет он изучал философию, литературу, психологию. В эти годы Стендаль начал писать свои первые произведения: трагедии, комедии, драмы. Однако ни одно из них не было поставлено в театре, ни одно не было опубликовано.

Лишенный средств к существованию, он вновь поступает на военную службу в 1806 году. С армией Наполеона участвовует в войнах против Пруссии и Австрии. Будучи интендантом, по делам службы он был в различных странах Западной Европы. В качестве адъютанта генерала Мишо участвовал в походе Наполеона на Россию.

Стендаль относился к армии Наполеона как к революционной, а наполеоновские войны воспринимал как продолжение революционной борьбы против монархии и феодального мира.

Поэтому, став свидетелем поражения императора в 1814 году, он был глубоко потрясен крахом Наполеона и реставрацией династии Бурбонов. После Реставрации Стендаль, которого события 1814 года застали в Италии, отказался вернуться в Париж.

Он участвовал в движении карбонариев — тайной революционной организации, боровшейся за освобождение страны от австрийского владычества. Впоследствии писатель отразил эти события в повести «Ванина Ванини» (1829).

В эти же годы Стендаль познакомился с революционными итальянскими романтиками и написал свои первые очерки по истории искусства, среди них — «История живописи в Италии» и «Рим, Неаполь и Флоренция» (1817).

В 1821 году Стендаль, заподозренный в участии в организации карбонариев, был вынужден покинуть Италию и вернулся в Париж. Он приехал во Францию в разгар споров между поэтами-романтиками и поэтами-классицистами. Период с 1822 по 1830 годы — это время активной публицистической деятельности Стендаля.

Живя в Париже, он написал трактат «О любви» (1822), свою важнейшую работу по эстетике «Расин и Шекспир» (1823—1825), «Жизнь Россини» (1824). Поддержав романтиков, Стендаль по существу выступил с манифестом писателя-реалиста. В «Расине и Шекспире» он провозгласил принципы нового искусства.

Их можно свести к следующим тезисам: нет вечного искусства; искусство, как и понятие прекрасного, создается эпохой; нет единых понятий красоты для всех времен и народов, как утверждали классицисты; искусство должно стоять на уровне больших исторических проблем своего времени и отвечать эстетическим запросам людей определенной исторической эпохи. «Нам нужна не литература, созданная для двора, а литература, созданная народом».

Политические и эстетические взгляды писателя наиболее полно воплотились в его лучшем романе «Красное и черное» (1831). Роман был написан в период острой политической борьбы накануне Июльской революции 1830 г. , положившей конец эпохе Реставрации. Он имеет подзаголовок «Хроника XIX века».

«Красное и черное» — это картина эпохи Реставрации, эпохи несправедливости, абсурда, трусливой злобы и подлости.

В основе сюжета романа был материал судебной хроники, прочитанный Стендалем в газете в 1827 году: семинарист Антуан Бертье был отправлен на гильотину за то, что стрелял в церкви в свою бывшую любовницу.

Однако из судебной хроники писатель заимствовал простое происхождение героя, мотив преступления из ревности и суть приговора. Частному случаю писатель придал широкий, обобщающий смысл. В центре романа — талантливый плебей, сын крестьянина Жюльен Сорель, погубленный условиями французской действительности.

Основной конфликт между героем романа и правящими классами эпохи Реставрации разворачивается в широкую картину современного писателю французского общества.

Приговор эпохе Стендаль произносит устами Сореля в заключительной речи на суде, где герой расценивает свой смертный приговор как месть всем простолюдинам, посмевшим попытаться завоевать себе место в обществе, достойное их ума и способностей.

Июльская революция 1830 года принесла Стендалю жестокое разочарование. В марте 1831 года в качестве французского консула в Триесте он вновь едет в Италию.

Участвует в итальянском национально-освободительном движении, надеясь на осуществление своих идеалов в этой стране и теряя надежду на скорые перемены на родине.

В Италии он продолжает работать над романом «Люсьен Левен» (не окончен), романом «Жизнь Анри Брюлара» и «Итальянскими хрониками».

В 1838 году в период пребывания в Париже Стендаль написал свой последний большой роман — « Пармская обитель» — за 53 дня. Это был своеобразный гимн настоящей любви, свободе, борьбе итальянцев за национальное освобождение.

В 1842 году, вновь приехав из Италии в Париж, Стендаль скоропостижно умер.

Источник: http://biografiivsem.ru/stendal

Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля, биография

Фредерик Стендаль, биография

«Жизнь и творческий путь Фредерика Стендаля»

(1783-1842)

Настоящее имя писателя – Анри Мари Бейль. Он родился в Гренобле на юге Франции в семье адвоката. Когда писателю было 7 лет, он потерял мать. Отец был весьма черствым и грубым человеком, поэтому нежная натура мальчика тянулась к дедушке по материной линии, который прививал мальчику идеалы просвещения: тягу к знаниям и служению своей Родине, любовь к искусству и литературе.

В 13 лет мальчика отправили учиться в центральную школу Гренобля, где ему пророчили будущее инженера, т.к. были явно выражены способности к матиматике и прочим точным наукам.

Большое влияние на юного Анри оказала личность Наполеона, который выбился из низов общества, этот пример сыграл главную роль в том, что юноша вступил в армию Наполеона, с которым прошел множество стран: Германию, Польшу, Австрию, Россию.

После падения Наполеона начался период Реставрации: аристократы вернули себе власть, пытались возобновить старые порядки, т.е. свои привилегии. Они преследовали единомышленников Наполеона, поэтому Стендаль был вынужден покинуть Родину и эмигрировать в Италию, где и началась его литературная деятельность, сначала он писал книги об искусстве Италии.

Хотя для Бейля эта страна и была чужой она стала для него еще одной Родиной, мало того в Италии происходит действие его крупнейших романов. Он был попросту восхищен этой страной: итальянская опера, музыка Чимарозы и живопись Корреджо. Стендаль был в восторге от итальянцев и их темперамента, считал его более естественным, нежели французский.

Италия, в особенности Рим и Милан, так полюбились ему, что он даже предложил высечь на своем могильном камне слова: «Enrico Beyle, Milanese» («Энрико Бейль, миланец»). А еще он любил итальянских женщин, с этого времени вся его жизнь это просто мемуары любовных приключений в Италии.

Вернувшись во Францию, начинает писать художественные произведения: «Арманс», «Ванина Ванини», «Красное и черное». В 1830 г. Он вновь едет в Италию, уже как французский консул, в городок Чивита-Веккия, где продолжает писать роман «Пармский монастырь». Внезапная смерть от сердечного приступа 22 марта 1842 года помешала дописать два романа «Люсьен Левен» и «Ламьель».

Однако писатель не сразу стал известным и любимым, путь на вершину литературы был долгим и тернистым. Стендаль говорил, что пишет для единиц, и что слава придет к нему лишь после 1880. И оказался прав. Скорей всего основная его проблема была в несоответсвии стериотипам того литературного времени и жанра в которых он творил.

Страсть к личностям ставящим себя в абсолют, типа Наполеона не соответствовала канонам того времени, но и романтистом его нельзя было назвать. Стендалю недоставало эпического размаха Гюго равно сентиментальности Ламартина.

И только когда эти гении пера ушли со сцены стало явно видно, в чем состояла особенность произведений Стендаля, его коньком был психологический-реализм.

В творчестве Стендаля можно проследить две тематические линии:

  1. Современная французская действительность после Великой Французской Революции (произведения: «Арманс», «Люсьен Левен», «Красное и черное».
  2. Италия (книги об искусстве «Ванина Ванини», «Пармский монастырь»).

Возможно кроме биографии Стендаля Вас также заинтересует:

По писателю: Стендаль Фредерик

Источник: https://goldlit.ru/stendhal-biography

Стендаль

Стенда́ль (настоящее имя и фамилия Анри-Мари Бейль; фр. Henri-Marie Beyle, псевдоним Stendhal) — французский писатель.

Анри-Мари Бейль (псевдоним Фредерик де Стендаль) родился 23 января 1783 г. в небольшом французском городке Гренобле в семье адвоката Шерюбена Бейля. Генриетта Бейль, мать писателя, умерла, когда мальчику исполнилось семь лет. Поэтому его воспитанием занимались тетка Серафи и отец.

С ними отношения у маленького Анри не сложились. Тепло и внимательно к мальчику относился лишь его дед Анри Ганьон. Позже в своей автобиографии «Жизнь Анри Брюлара» Стендаль вспоминал: «Я был всецело воспитан моим милым дедом, Анри Ганьоном.

Этот редкостный человек в свое время совершил паломничество в Ферней, чтобы повидать Вольтера, и был им прекрасно принят…» Анри Ганьон был поклонником просветителей и познакомил Стендаля с Вольтером, Дидро и Гельвецием. С тех пор у Стендаля зарождается отрицательное отношение к клерикализму.

Из-за того, что Анри в детстве столкнулся с иезуитом Райяном, который заставлял его читать Библию, он всю жизнь испытывал ужас и недоверие к священнослужителям.

https://www.youtube.com/watch?v=QD_XhCIg1-g

Учась в гренобльской Центральной школе, Анри следил за развитием революции, хотя вряд ли понимал важность ее значения. Он проучился в школе всего три года, освоив, по его собственному признанию, только лишь латынь. Кроме того он увлекался математикой, логикой, занимался философией, изучал историю искусств.

Читайте также:  Василий жуковский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1799 г. Анри отправился в Париж с намерением поступить в Политехническую школу. Но вместо этого, вдохновленный переворотом Наполеона, поступает на службу в действующую армию. Он был зачислен сублейтенантом в драгунский полк.

Однако в 1802 году он подает в отставку и живет на протяжении последующих трех лет в Париже, занимаясь самообразованием, изучая философию, литературу и английский язык. Затем он находится на торговой службе в Марселе, а в 1805 году возвращается на службу в армию. В качестве военного чиновника наполеоновской армии Анри побывал в Италии, Германии, Австрии.

В походах он находил время для размышлений и писал заметки о живописи и музыке. Он исписывал своими заметками толстые тетради. Часть этих тетрадей погибла при переправе через Березину.

В 1812 г. Анри принял участие в российской кампании Наполеона. Побывал в Орше, Смоленске, на Вязьме, был свидетелем Бородинского сражения. Видел, как горела Москва. В России, по его словам, увидел «патриотизм и настоящее величие». Он был поражен тем, что «деспотизм русского самодержавия совсем не принизил народ духовно».

После падения Наполеона Анри, негативно воспринимающий Реставрацию и Бурбонов, подает в отставку и уезжает на семь лет в Италию, в Милан. Именно здесь он подготавливает к печати и пишет свои первые книги: «Жизнеописание Гайдна, Моцарта и Метастазио» (1815), «История живописи в Италии» (1817), «Рим, Неаполь и Флоренция в 1817 году».

В Италии Анри сближается с республиканцами-карбонариями, заводит дружбу с Байроном. Здесь же он пережил безнадежную любовь к Матильде Висконтини, которая рано умерла, но навсегда оставила след в его памяти. В 1820 году в Италии начинается преследование карбонариев, в том числе друзей Стендаля. Вспыхивает террор.

Поэтому Стендаль решает вернуться на родину.

В 1822 Анри возвращается во Францию, в которой по-прежнему у власти Бурбоны. Париж встретил писателя неприветливо, так как сюда добрались слухи о его сомнительных итальянских знакомствах. Ему приходится быть очень осторожным. Он печатается в английских журналах, не подписывая свои статьи.

Лишь спустя сто лет был определен автор этих статей. В 1822 году он публикует книгу «О любви» в различные исторические эпохи. В 1823 и 1825 гг. Стендаль публикует в Париже свои литературные памфлеты «Расин и Шекспир». В 20-е годы Стендаль создает несколько произведений, сведетельствующих о развитии реалистического дарования писателя.

Издает свой первый роман «Арманс» (1827), новеллу «Ванина Ванини» (1829). В том же 1829 году ему предлагают создать путеводитель по Риму, он откликается, и так появляется книга «Прогулки по Риму», представляюшая собой рассказ французских путешественников о поездке в Италию. В 1830 году выходит в свет роман «Красное и черное».

Эти годы были достаточно тяжелыми в жизни писателя, не имеющего постоянного заработка. Он рисовал пистолеты на полях своих рукописей и писал многочисленные завещания. После установления 28 июля 1830 года Июльской монархии во Франции, Фредерик Стендаль поступает на государственную службу.

Он был назначен французским консулом в Триесте, а затем в Чивита-Веккию (в качестве консула он проработает до самой смерти). В 1832 году он начал писать воспоминания эгоиста, в 1834 году занялся романом «Люсьен-Левен». С 1835 по 1836 был увлечен написанием автобиографического романа «Жизнь Анри Брюлара».

В 1838 году в Париже были опубликованы «Записки туриста», а в 1839 году вышла последняя напечатанная при жизни книга «Пармская обитель».

В последние годы жизни писатель все чаще пребывал в мрачном настроении. 8 ноября 1841 г. писатель записал в дневнике: «Ничего нет смешного в том, что я могу умереть на улице». И он действительно умер 23 марта 1842 г.

на улице во время прогулки, сраженный апоплексическим ударом. На следующий день во французских газетах появилось сообщение о том, что на кладбище Монмартр погребен «малоизвестный немецкий стихотворец Фридрих Стиндаль».

Источник: https://www.livelib.ru/author/180846-stendal

Стендаль — краткая биография

Фредерик Стендаль — литературный псевдоним Мари-Анри Бейля, известного французского писателя, являющегося одним из основоположников жанра психологического романа, входящего в число самых выдающихся писателей Франции XIX в.

При жизни он снискал славу в меньшей степени беллетриста и в большей — как сочинитель книг, рассказывающих об итальянских достопримечательностях. Появился на свет 23 января 1783 г. в Гренобле.

Отец его, состоятельный адвокат, рано потерявший жену (Анри Мари было 7 лет) не уделял достаточно внимания воспитанию сына.

Будучи воспитанником аббата Ральяна, Стендаль проникся антипатией к религии и церкви.

Увлечение сочинениями Гольбаха, Дидро и других философов-просветителей, а также Первая французская революция оказали огромное воздействие на формирование взглядов Стендаля.

Всю дальнейшую жизнь он сохранял верность революционным идеалам и защищал их так решительно, как не делал никто из его собратьев по перу, живших в XIX в.

На протяжении трех лет Анри учился в Центральной школе Гренобля, а в 1799 г. уехал в Париж, собираясь стать учащимся Политехнической школы. Однако переворот Наполеона произвел на него столь сильное впечатление, что он записался в действующую армию. Молодой Анри оказался на итальянском Севере, и эта страна навсегда осталась в его сердце. В 1802 г.

, преисполнившись разочарования в политике Наполеона, он подал в отставку, обосновался на три года в Париже, много читал, превратившись в завсегдатая литературных салонов и театров, грезя при этом карьерой драматурга. В 1805 г. он снова оказался в армии, но на этот раз в качестве интенданта. Сопровождая войска в военных походах до 1814 г.

, он, в частности, принимал участие в сражениях наполеоновской армии в России в 1812 г.

Негативно относясь к возвращению монархии в лице Бурбонов, Стендаль после поражения Наполеона уходит в отставку и на семь лет переезжает в итальянский Милан, где появляются первые его книги: «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио» (опубликована в 1817 г.), а также исследования «Рим, Неаполь и Флоренция» и двухтомник «Истории живописи в Италии».

Начавшееся в стране в 1820 г. гонение на карбонариев заставило Стендаля возвратиться во Францию, однако слухи о его «подозрительных» связях сослужили ему недобрую службу, вынуждая вести себя чрезвычайно осторожно. Стендаль сотрудничает с английскими журналами, не подписывая своим именем публикации.

В Париже появляется целый ряд произведений, в частности, опубликованный в 1823 г. трактат «Расин и Шекспир», ставший манифестом французских романтиков. Эти годы в его биографии были достаточно тяжелым.

Писатель преисполнился пессимизма, его материальное положение зависело от эпизодических заработков, он не раз за это время писал завещание.

Когда во Франции установилась Июльская монархия, в 1830 г. Стендаль получил возможность поступить на госслужбу.

Король Луи назначил его консулом в Триест, но неблагонадежность позволила ему занять эту должность лишь в Чивита Веккии.

Ему, имеющему атеистическое мировоззрение, сочувствующему революционным идеям, сочинявшему произведения, проникнутые духом протеста, было одинаково непросто проживать и во Франции, и в Италии.

С 1836 по 1839 г. Стендаль находился в Париже в длительном отпуске, в течение которого был написан последний его знаменитый роман — «Пармская обитель». Во время очередного отпуска, на этот раз короткого, он буквально на несколько дней приехал в Париж, и там с ним случился инсульт.

Произошло это осенью 1841 г., а 23 марта 1842 г. он скончался. Последние годы жизни были омрачены тяжелым физическим состоянием, слабостью, невозможностью полноценно работать: так проявил себя сифилис, которым Стендаль заразился в юности.

Не в состоянии писать сам и диктуя тексты, Анри Мари Бейль продолжал сочинять до самой смерти.

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_stendal.html

Стендаль

СТЕНДАЛЬ (Stendhal; псевд., наст. имя – Анри Мари Бейль, Beyle) (1783–1842), французский писатель. Родился 23 января 1783 в Гренобле в семье среднего достатка. Впечатления детских лет позже отозвались в воззрениях и парадоксах зрелого писателя.

Во всех основных романах Стендаля присутствует тема заговора молодых, полных жизни людей против тупых и деспотичных старцев. При этом Бейль не был демократом, чурался простонародья, искал общества принцев, кардиналов и герцогинь, а в качестве псевдонима использовал фальшивый титул («барон де Стендаль»).

Правильнее всего назвать его революционером-аристократом, снобом с республиканскими убеждениями.

В школе Бейль усиленно занимался геометрией, видя в этом единственную возможность уехать из Гренобля и вырваться из-под власти отца. В шестнадцать лет ему удалось добиться разрешения поступить в парижскую Политехническую школу.

В мае 1800 записался добровольцем в армию. Участие в итальянской кампании 1800–1802 оказало на него определяющее влияние.

Юность, свобода, любовь, опасности и музыка вызвали в нем прилив энтузиазма, а страстную привязанность к итальянскому народу он сохранил до конца своих дней.

Во время наполеоновских походов Бейль занимал должность офицера интендантской службы и, несомненно, преувеличивал пережитые им ужасы.

Он принимал чаще всего косвенное участие во многих крупных сражениях, в том числе в Бородинском, и при отступлении из Москвы выказал мужество и твердость духа. Однако по внутреннему своему складу он не годился ни для воинской службы, ни для чиновничьей карьеры.

Когда в 1814 Наполеон отрекся от престола, Бейль едва ли не с радостью отправился в Италию, чтобы заняться литературным трудом.

Книга Рим, Неаполь и Флоренция (Rome, Naples et Florence, 1817) вышла под псевдонимом Стендаль и обнаружила его восторженный дилетантизм; путевые впечатления перемешаны здесь с легковесной социальной и эстетической критикой.

Однако позже, в трактате О любви (De l'amour, 1822), проявилась склонность Стендаля к самоанализу.

Как и в его великих романах, откровенная мечтательность сопровождается здесь сухим разоблачительным анализом безумной склонности к мечтам.

Вынужденный покинуть Милан по настоянию австрийской полиции, которая справедливо подозревала его в связях с карбонариями, Стендаль вернулся в Париж и стал зарабатывать на жизнь работой в газетах и журналах.

Он выпустил памфлет в защиту романтиков Расин и Шекспир (Racine et Shakespeare, 1823); написал на скорую руку биографию Дж.

Россини (также изданную в 1823); составил путеводитель Прогулки по Риму (Promenades dans Rome, 1829) и целую серию обзорных статей, появившихся без имени автора во французских и английских журналах (в переводе).

Первой его попыткой в беллетристике стал роман Арманс (Armance, 1827). Следующий роман, Красное и черное (Le rouge et le noir, 1831), полностью раскрыл его писательские возможности.

Прототипом Жюльена Сореля был молодой провинциал Антуан Берте, который в 1827 был осужден и казнен за убийство своей любовницы.

Эпизод уголовной хроники предстал у Стендаля трагедией талантливой личности, не нашедшей применения своим способностям и энергии в эпоху Реставрации (время действия в книге – примерно 1826–1830).

Июльская революция 1830 избавила Стендаля от финансовых затруднений: ему удалось вновь поступить на государственную службу. Свободное время он всецело отдавал творчеству.

Задуманный в трех томах роман был оставлен после двух первых книг; сатира на французских политиков, исповедующих принцип «золотой середины», получила название Люсьен Левен (Lucien Leuwen, 1834–1836; опубл. полностью в 1929) – по имени главного героя. Ламьель (Lamiel, 1839–1842; опубл.

полностью в 1928), комический роман о воспитании чувств замечательной девушки, также не был завершен, осталось несколько его редакций.

Стендаль издал множество Итальянских хроник (Les chroniques italiennes, 1837–1839) на основе ренессансных рукописей и памфлетов, найденных им в Риме (Виттория Аккорамбони, Семья Ченчи, Герцогиня ди Паллиано и другие); написал ряд автобиографических книг, из которых лучшая – Жизнь Анри Брюлара (Vie d'Henri Brulard, 1835; опубл.

в 1890); во время своих многочисленных отпусков путешествовал по Франции и впоследствии опубликовал размышления о родной стране под названием Записки туриста (Memoires d'un touriste, 1838). Наконец, в чудесном порыве вдохновения, он за 52 дня создал свой шедевр – Пармскую обитель (La Chartreuse de Parme, 1839).

Одним из величайших открытий романа стали батальные сцены. Битва при Ватерлоо увидена глазами почти случайного ее участника, неискушенного, растерянного юноши, неспособного связать и осмыслить ее отдельные эпизоды. Новое видение войны у Стендаля и свою зависимость от него отмечали и Л.Н.Толстой, и Э.Хемингуэй.

Толчок сюжету романа дали итальянские хроники, описывавшие ранние годы А.Фарнезе, позднее папы Павла III, а также некоторые обстоятельства жизни скульптора и писателя Б.Челлини. Однако это глубоко современный роман (его действие завершается в начале 1830-х годов), рисующий послереволюционное возрождение деспотии. О.Бальзак написал о романе восторженную статью, особенно высоко оценив единственную в творчестве Стендаля батальную сцену. Умер Стендаль в Париже 22 марта 1842.

IGDA СТЕНДАЛЬ
Литература

Виноградов А.К. Стендаль и его время. М., 1960 Прево Ж. Стендаль: Опыт исследования литературного мастерства и психологии писателя. М. – Л., 1960 Стендаль. Библиография русских переводов и критической литературы на русском языке. 1822–1960. М., 1961 Фрид Я.В. Стендаль: Очерк жизни и творчества. М.

, 1969 Реизов Б.Г. Стендаль: Философия истории. Политика. Эстетика. Л., 1974 Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. Л., 1978 Андриё Р. Стендаль, или Бал-маскарад. М., 1985 Мюллер-Кочеткова Т.В. Стендаль: Встречи с прошлым и настоящим. Рига, 1989 Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1–18. М.

, 1993

Стендаль. Собрание сочинений, тт. 1–5. М., 1995

Энциклопедия Кругосвет

Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/s/stendal.html

Ссылка на основную публикацию