​светлана алексиевич — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Светланы Алексиевич

Светлана Александровна Алексиевич родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. После демобилизации отца из армии семья переехала в Белоруссию.

В 1972 году окончила отделение журналистики Белорусского государственного университета.

В 1960-х годах Алексиевич работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, а также в редакции газеты в городе Наровле Гомельской области.

После окончания университета с 1972 по 1973 год трудилась в газете «Маяк коммунизма» в городе Береза.

В 1973-1976 годах работала в республиканской «Сельской газете» в Минске.

В 1976-1984 годах — корреспондент, заведующая отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» — органа Союза писателей Белоруссии. Литературную деятельность начала в 1975 году. Первой книгой Алексиевич стал сборник очерков «Я уехал из деревни», в который вошли монологи людей, покинувших родные места.

В 1983 году она написала книгу «У войны — не женское лицо», которая пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. В 1985 году произведение почти одновременно вышло в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура» и «Советский писатель», общий тираж составил два миллиона экземпляров.

В 1985 году вышла вторая книга Алексиевич «Последние свидетели (сто недетских рассказов)». Следующая книга «Цинковые мальчики» (1989) — о советских солдатах на афганской войне. В 1993 году вышла ее книга «Зачарованные смертью», в 1997 году была опубликована книга «Чернобыльская молитва».

В 2013 году была издана книга «Время second-hand (Конец красного человека)».

С начала 2000-х годов Алексиевич жила в эмиграции — в Италии, Франции, Германии.

Последние два года живет в Белоруссии.

Книги писательницы издавались в 19 странах — США, Великобритании, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др.

По произведениям Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны — не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985).

Она является лауреатом премии Ленинского комсомола (1986), удостоена Литературной премии имени Николая Островского (1985), Литературной премии имени Константина Федина (1985), а также премии «Триумф» и премии имени Андрея Синявского (1998).

Среди ее иностранных наград — премия Курта Тухольского (Шведский ПЭН, 1996), немецкая премия «За лучшую политическую книгу» (1998), австрийская премия имени Гердера (1999), Премия мира Союза немецкой книготорговли (2013), польская премия «Перо Свободы» (2013), польская премия Рышарда Капустинского (2015) и др.

В 2014 году Алексиевич получила звание офицера французского ордена Искусств и литературы.

8 октября 2015 года Светлане Алексиевич присуждена Нобелевская премия по литературе.

Писательница была среди номинантов на Нобелевскую премию в 2013 и в 2014 годах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://weekend.rambler.ru/items/31567913-biografiya-svetlany-aleksievich/

Светлана А. Алексиевич — краткая биография

Светлана Александровна Алексиевич (1948) — советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Детство

Родилась Светлана Алексиевич 31 мая 1948 года в городе Станиславе Западной Украины (ныне Ивано-Франковск). Мать ее была украинкой, а отец белорусом. Все свое детство Светлана провела в селе в Винницкой области. Позже они переехали в Белоруссию.

Бабушка по линии отца и дедушка по линии матери погибли на фронте, также двое братьев отца Светланы пропали без вести в годы войны. Ее отец был единственным, кто вернулся с фронта. Родители Светланы Алексиевич были учителями в сельской школе.

Светлана окончила школу в селе Копаткевичи Петриковского района Гомельской области в 1965 году.

Журналистская деятельность

Журналистская биография Светланы Алексиевич начинается в 1972 году, после окончания университета (БГУ, факультет журналистики), когда она становится сотрудником районной газеты «Маяк коммунизма» в Брестской области. С 1973 по 1976 годы — работает журналистом в белорусской «Сельской газете», а с 1976 по 1984 годы — руководителем отдела очерка и публицистики журнала «Нёман».

Творчество

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

Первая книга Светланы Алексиевич «Я уехал из деревни» была подготовлена в печать в 1976 году. Книга представляла собой собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город.

Однако книга эта так и не вышла в печать, по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии БССР набор книги был рассыпан. Писательницу обвинили в критике жесткого паспортного режима и «непонимании аграрной политики» партии.

Позднее сама Алексиевич сочла свой труд чрезмерно «журналистским» и отказалась от публикации.

С 1983 года — член Союза писателей СССР.

В 1983 году была написана документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участницами Великой Отечественный войны «У войны не женское лицо», принесшая Алексиевич известность. В 1985 году повесть была опубликована, это была первая опубликованная книга Светланы Алексиевич.

Книги Алексиевич образуют цикл, который она сама определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека».

Художественно-документальный цикл книг «Голоса Утопии.

• «У войны не женское лицо» (опубликована в 1985 году) • «Последние свидетели» (1985) • «Цинковые мальчики» (1989) • «Чернобыльская молитва» (1997)

• «Время секонд-хэнд» (2013)

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.

Документальные фильмы по сценариям Светланы Алексиевич.

• «Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979), режиссёр Ричард Ясинский • «У войны не женское лицо» (совместно с Виктором Дашуком) — цикл из семи документальных телефильмов (1981—1984, Беларусьфильм), режиссёр Виктор Дашук.

«Родительский дом» — (Белорусское телевидение, 1982), режиссёр Виктор Шевелевич • «Портрет с георгинами» — (Белорусское телевидение, 1984), режиссёр Валерий Басов • «Солдатки» — (Белорусское телевидение, 1985), режиссёр Валерий Басов • «Говорю о времени своём» — (Белорусское телевидение, 1987), режиссёр Валерий Жигалко • «Прошлое ещё впереди» — (Белорусское телевидение, 1988), режиссёр Валерий Жигалко • «Эти непонятные старые люди» (Беларусьфильм, 1988), режиссёр Иосиф Пикман • Цикл «Из бездны» (сценарий совместно с Мариной Голдовской), режиссёр Марина Голдовская (OKO-media, Австрия-Россия) • «Люди войны» (1990) • «Люди блокады» (1990) • Афганский цикл — документальные кинофильмы по книге «Цинковые мальчики» (сценарий совместно с Сергеем Лукьянчиковым), режиссёр Сергей Лукьянчиков, Беларусьфильм • «Стыд» (1991) • «Я из повиновения вышел» (1992) • «Крест» — (1994, Россия). Режиссёр Геннадий Городний • «Дети войны. Последние свидетели», режиссёр Алексей Китайцев, сценарий Людмилы Романенко по книге «Последние свидетели». В фильме принимает участие Светлана Алексиевич. Студия МБ Групп, Москва, 2009. Фильм награждён специальным призом Открытого конкурса документального кино «Человек и война» (Екатеринбург, 2011). • Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич • «На руинах утопии» (1999, Германия) • «Россия. История маленького человека» (2000, NHK, Япония), режиссёр Хидея Камакура. • «Дверь» (Ирландия, 2008), режиссёр Хуанита Уилсон — короткометражный фильм по мотивам книги «Чернобыльская молитва».

• «Голоса Чернобыля» — драматический фильм по книге «Чернобыльская молитва».

Театральные постановки

Спектакль по книге «Чернобыльская молитва», Женева, 2009

Жизнь и работа за рубежом

С 2000 по 2013 год начинается новый этап в биографии Светланы Алексиевич: она переезжает в Италию, позднее живет и работает над своими книгами во Франции и Германии. В 2013 году она снова вернулась на родину и в настоящее время живет в Беларуси.

Награды

Среди многочисленных наград, ореденов и премий Светланы Алексиевич — Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984), Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984), Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание, Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). А также награждена Нобелевской премией по литературе (2015) — «за её многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время»

Книги Светланы Алексиевич как документальную прозу, литературную журналистику, документальные монологи, романы-оратории, репортаж, романы-свидетельства. САма же писательница определяет жанр, в котором пишет как «историю чувств».

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, немецкий, польский, французский, шведский, китайский, норвежский и другие языки. Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров.

Читайте также:  Юлия агафонова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_svetlana_aleksievich.html

Светлана Алексиевич. Новости, биография и интервью на «ГОРДОН»

Родилась 31 мая 1948 года в Ивано-Франковске в семье белоруса и украинки. После демобилизации отца семья переехала в Беларусь, где ее родители работали сельскими учителями.

В 1965 году окончила среднюю школу в поселке Копаткевичи Гомельской области, а в 1972 году – факультет журналистики Белорусского госуниверситета.

Во время учебы работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах, журналистом газеты «Припятская правда» в Наровле.

После получения высшего образования писала в районную газету «Маяк коммунизма» в Брестской области, белорусскую «Сельскую газету», с 1976-го по 1984 годы руководила отделом очерка и публицистики журнала «Неман». В 1983 году Алексиевич приняли в Союз писателей СССР.

Литературную деятельность начала в 1970-х. В 1976 году к печати была подготовлена первая книга Алексиевич «Я уехал из деревни» – собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город.

Однако книгу запретил отдел пропаганды ЦК Компартии Белорусской ССР, поскольку в ней критиковался паспортный режим и политика партии.

Позже Алексиевич отказалась от публикации книги, считая ее излишне «журналистской».

Первая опубликованная книга – «У войны не женское лицо» – была написана в 1983 году и основывалась на интервью с советскими женщинами, участвовавшими в войне.

Часть сведений была вычеркнута из книги цензорами и восстановлена в более поздних изданиях.

В 1985 году произведение почти одновременно вышло в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая литература» и «Советский писатель», общий тираж составил 2 млн экземпляров.

Позже вышло еще пять книг писательницы: «Последние свидетели» (1985), «Цинковые мальчики» (1989), «Зачарованные смертью» (1993),  «Чернобыльская молитва» (1997), «Время секонд хэнд» (2013). Алексиевич также пишет киносценарии и театральные пьесы.

С начала 2000-х годов жила в эмиграции – в Италии, Франции, Германии, в 2013 году вернулась в Беларусь.

Книги Алексиевич переведены на английский, французский, немецкий, шведский, польский, китайский, норвежский языки.

Она стала лауреатом множества иностранных литературных премий и наград, а в 2015 получила Нобелевскую премию по литературе с формулировкой «за многоголосое звучание ее прозы и увековечивание страдания и мужества».

Алексиевич стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе.

О личной жизни писательницы почти ничего не известно. В одном из интервью рассказывала, что ее дочь преподает в минском колледже немецкий язык, есть внучка.

Источник: https://gordonua.com/tags/svetlana-aleksievich.html

Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь и творчество. Нобелевская премия Светланы Алексиевич

Совсем недавно Нобелевский комитет вынес решение о присуждении премии по литературе. Лауреатом ее стала писательница Светлана Алексиевич, биография которой мало известна современным читателям.

Поговорим сегодня более подробно о жизни и творческой судьбе этой подвижницы на литературной ниве.

Краткие биографические сведения о рождении и детстве

Будущая писательница родилась на Западной Украине (город Ивано-Франковск) в 1948 году. Отец ее был белорусом, а мать — украинкой. Жизнь ее семьи опалила война.

Семьи и матери, и отца сильно пострадали во время оккупации украинских и белорусских земель. Отец прошел войну и демобилизовался только после победы.

Тогда же он перевез свою жену и маленькую дочь в белорусское село в Гомелевской области. Отец и мать писательницы работали учителями.

Много повидала на своем веку Светлана Алексиевич, биография ее тому подтверждение.

Успешно окончив школу, Светлана поступила на факультет журналистики в престижный по советским меркам Белорусский государственный университет. По окончании университета перепробовала массу профессий: работала воспитателем, учителем и журналисткой. Первыми ее газетами стали издания «Припятская правда» и «Маяк коммунизма».

Зрелые годы

Писательским трудом Светлана увлеклась еще в молодости, ее очерки и небольшие рассказы стали печатать в советской прессе, тогда же она была удостоена чести быть принятой в Союз советских писателей (состоялось это событие в 1983 году).

До сих пор ее причисляют к творцам белорусской литературы, что отразилось и в формулировке Нобелевской премии: «Белорусская писательница Светлана Алексиевич».

Биография, личная жизнь ее состоялась именно в Белоруссии, отсюда и истинность подобных формулировок.

В годы перестройки писательница выпустила несколько книг, которые наделали много шума и причислили ее к разряду диссидентов (об этих изданиях мы поговорим несколько позже). В 2000-е гг. Алексиевич переехала в Европу, жила и работала во Франции, Германии и Италии. Недавно вернулась в Белоруссию.

Светлана Алексиевич: личная жизнь

Вопрос о женской судьбе писательницы всегда интересовал поклонников ее творчества, однако в данной области известно очень мало.

В своих работах Светлана Александровна рассказала очень много сугубо женских историй, но для всех журналистов, которые брали у нее интервью, тема «Светлана Алексиевич: личная жизнь» являлась закрытой.

Писательница посвятила себя литературе как главному призванию всей жизни, во всех анкетах она указывает, что является незамужней женщиной.

Известно, что долгое время она воспитывала свою племянницу – дочь рано умершей сестры.

Хотя нельзя сказать, что обделенным человеком является Алексиевич Светлана. Семья ее состоит из ее книг, сценариев к фильмам и журналистских работ.

Первые литературные опыты

Писательница Светлана Алексиевич всегда интересовалась полемическими темами в истории нашей страны.

Первая ее книга «Я уехал из деревни», подготовленная к печати в 1976 году, была посвящена теме постепенного угасания русской деревни.

Автор справедливо указывала, что подобный массовый исход крестьянства из деревень был спровоцирован властями с их неразумной и антигуманной политикой всеобщей коллективизации.

Естественно, что подобные интервью (а сама книга построена на этих интервью) не вызвали восторга в среде тогдашних советских чиновников, поэтому книга не была издана в СССР.

Вторая книга писательницы была выпущена в свет в 1983 году и наделала много шума. Называлась она «У войны не женское лицо». В этой работе писательница собрала воспоминания множества советских женщин, которые участвовали в Великой Отечественной войне.

Часть воспоминаний была вырезано цензурой (позже автор вставила их в постсоветские издания). Алексиевич фактически развенчала тот образ, который был создан до нее в книгах о войне.

В ее работе женщины рассказывают не о подвигах и победах, а о страхе, страданиях, погубленной молодости и о жестокости войны.

Такой же полемичной стала работа «Последние свидетели: книга недетских рассказов» (1985 г.). Она была посвящена воспоминаниям детей о страшных событиях Великой Отечественной войны. Печальные детские истории поведала читателям Алексиевич Светлана, семья которой сама оказалась в оккупации во время войны.

Известные работы писательницы

Много шума наделала работа «Цинковые мальчики» (1989), посвященная печальным для нашей страны событиям афганской войны. Здесь Алексиевич рассказывает об огромном горе матерей, потерявших своих сыновей и не понимающих, за что погибли их дети.

Следующая книга – «Зачарованные смертью» (1993) — рассказывала о практике массовых самоубийств людей, которые потеряли веру в прежние идеалы после крушения СССР.

Широкую известность приобрела работа писательницы «Чернобыльская молитва» (1997), которая рассказывала о печальных событиях катастрофы. Автор собрала в своей книге интервью с еще живыми участниками ликвидации последствий данной катастрофы.

Как мы видим, за свою долгую писательскую жизнь много книг создала Светлана Алексиевич, отзывы об этих книгах самые разные. Кто-то из читателей чтит талант автора, а кто-то проклинает Алексиевич, обвиняя в популизме и спекулятивной журналистике.

Жанровое своеобразие и идейное содержание книг писательницы

Писательница сама определяет жанр своей прозы как художественно-документальный. Ее привлекает как художественный вымысел, так и журналистская документалистика.

Так как темы ее книг волнуют очень многих людей, творчество писательницы является объектом пристального внимания со стороны критиков. И они расходятся в своих оценках.

Так, часть современных западных деятелей литературы считает, что Светлана Алексиевич, биография и творчество которой напрямую связаны с Советским Союзом, как никто другой может рассказать правду о том, чем был СССР для его граждан.

Получается, что СССР был настоящей империей зла, которая не жалела свой народ ради достижения призрачных политических целей.

Людей массово уничтожали в ГУЛАГе, гнали на убой на полях Второй мировой войны, не жалея ни детей, ни женщин, советское правительство ввергло страну в пучину афганской войны, допустило Чернобыльскую катастрофу и прочее.

Читайте также:  Юрий цурило - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Другие критики, относящие себя к традиционному «русскому миру», наоборот, упрекают писательницу в том, что она умеет видеть лишь негативные стороны советской и русской действительности, не замечая ее положительных сторон. Эти критики обвиняют автора в фактическом предательстве интересов своей Родины.

Они говорят о том, что Светлана Алексиевич, биография которой напрямую связана с Белоруссией, Россией и Украиной, за всю свою жизнь ни сказала ничего доброго о важности единства этих трех стран.

Эти критики считают, что автор сознательно искажает в своих работах реальные факты, создавая для западного и русского читателя образ «злой и коварной России».

Политические взгляды писательницы

Тема «Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь» привлекает внимание журналистов, однако больший их интерес прикован к политическим взглядам писательницы.

Дело в том, что Светлана является последовательной сторонницей западнических взглядов, она неоднократно выступала с критикой политической позиции как президента Белоруссии А. Лукашенко, так и президента России В. Путина. Того и другого автор обвиняет в создании империи секонд-хенда (последняя книга писательницы так и называется — «Время секонд хенд» (2013 г.)).

Алексиевич полагает, что Путин и Лукашенко хотят воскресить страшный и античеловечный советский проект, поэтому в своих публичных выступлениях писательница осуждает все действия нынешнего белорусского и российского лидеров. Она осуждает присоединение Крыма к России, возрождение военной мощи Российской Федерации, считает Путина виновником гибели людей на Донбассе и т.

д.

Нобелевская премия: история присуждения

Писательницу выдвигали на Нобелевскую премию дважды: в 2013 и в 2015 гг. В 2013 году премия была присуждена другому автору из Канады.

В 2015 году Нобелевский комитет принял решение выдать эту премию Светлане Алексиевич. Сразу же после оглашения этого решения многие стали интересоваться такой личностью, как Светлана Алексиевич. Нобелевская премия была ей присуждена не просто так, и это вызывает еще больший интерес.

Данная премия уже достаточно давно не присуждалась русскоязычным писателям. Более того, ее часто использовали как инструмент в политической борьбе между Россией и Западом: за всю свою историю премия присуждалась, как правило, тем, у кого были явные расхождения во взглядах с официальными властями Советской России (например, Александру Солженицыну, Борису Пастернаку, Ивану Бунину).

Краткий обзор нобелевской речи писательницы

По традиции лауреат Нобелевской премии по литературе выступает с благодарственной речью, в которой подводит своеобразные итоги своего творчества.

Выступила с такой речью и Светлана Алексиевич. Нобелевская премия по литературе дается один раз в жизни, поэтому писательница создала один из своих лучших текстов.

Темой выступления Алексиевич стал образ «красного человека», то есть человека с советской психикой, который до сих пор живет в сознании русских людей и заставляет их принимать те или иные решения. Этого человека Алексиевич осуждает как продукт тоталитарной эпохи.

Русских людей автор называет «рабами Утопии», возомни
вших, что у них есть «особый русский путь», особая духовность, отличающаяся от духовности западных стран. Спасение нашей страны писательница видит в отрицании этого вечного рабства и обращении русских людей к ценностям западной цивилизации.

Источник: http://4u-pro.ru/novosti-i-obshestvo/svetlana-aleksievich-biografiya-lichnaya-zhizn-i-tvorchestvo-nobelevskaya-premiya-svetlani

Странный нобелевский лауреат С. Алексиевич — ОдигитриЯ

Русский писатель Александр Зиновьев в одном из своих интервью рассказал самым подробным образом, как Запад реализовывал программу по созданию «пятой колонны» среди интеллигенции Советского Союза.

Итогом такой деятельности было появление таких нобелевских лауреатов как Пастернак и Солженицын, обладавших лишь одним достоинством — непомерной самовлюблённостью.

Похожая картина наблюдается и с очередным нобелевским лауреатом от литературы — Светланой Алексиевич. Подавляющее большинство жителей бывшего Советского Союза (а на Западе практически все) узнали о существовании такого литератора только после присуждения ей премии.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко очень точно объяснил, что Светлана Алексиевич удостоилась нобелевской премии за то, что смогла «ушат грязи вылить на свою страну».

На обвинения Лукашенко Алексиевич заявила, что о белорусском народе она ничего плохого не говорила, а критиковала только политические решения президента: «Народ ждет реформ, в народе накопилась энергия. А у нас вообще никакой идеи. Только бы удержать власть. Если это оскорбление белорусского или русского народа, то я не знаю, где и в каком времени мы живем».

Для того, чтобы убедиться, что Светлана Алексиевич откровенно лукавит, достаточно прочитать несколько её интервью, которые она дала за рубежом. Приведу несколько еёвысказываний, прозвучавших на украинском телеканале «Еспресо.TV» в программе «Вечер с Николаем Княжицким» об энциклопедии «красной жизни».

О том, откуда у россиян ненависть и агрессия

Я не знала времен ГУЛАГа и коллективизации. Я думаю, это было страшнее, чем в Германии, потому что Гитлер не обходился так с собственным народом. Он евреев поставил за границу, но с собственным народом так не обходился и не вел такую длинную, бесчеловечную гражданскую войну со своим народом, как Сталин.

Я думаю, то, что представлял собой Сталин — это было самое страшное время. А сейчас меня и вас, как интеллигентных людей, пугает то, как быстро исчезает та прежняя жизнь, те прежние люди, те прежние поездки в Грузию на фестивале писательские, в Украину, в частности.

И эти разговоры, вдруг приходишь, начинаешь читать и в страхе оказываешься: сколько ненависти.

Когда писала эту книгу, у меня было предчувствие, что что-то будет. Я, конечно, не могла предположить, что украинцы будут воевать с россиянами, но такая злость, такая ненависть гуляла по России, я ее слышала.

Эта бедность, несправедливая дележка, потому что вместо коммунистов, которые делали какой-то вид и «расшаркались» перед гегемоном, перед маленьким человеком, то здесь, как говорит один олигарх, «если у тебя нет миллионов, пошел ты…». Вместо коммунистов вышла мафия, пришел такой латиноамериканский вариант.

Воспитание было советское, интернациональное, люди жили в мире и вдруг такая тьма. И, конечно, в страшной жестокости. И было только непонятно, куда эта ненависть направлена. В голову бы не пришло, что это будет в сторону Украины.

И как менялось телевидение: эти «Старые песни о главном» о Сталине, фильмы про чекистов, огромное количество книг о Сталине, о Берии, что они любили, каких женщин, вина, сигареты. Их пытались сделать «людьми», их возвращали к нам в жизнь. Не случайно, нормальные люди в России читают эти книги о том, как зарождался фашизм в Германии».

Обратите внимание на тот факт, что нобелевский лауреат оправдывает действия Гитлера по уничтожению граждан Германии еврейской национальности. И где же возмущённые возгласы поборников демократии всего «цивилизованного» Западного мира?

О «бандеровцах», которые спасли ей жизнь

«Я все своё детство провела в украинском селе, в Винницкой области. Я когда сюда ехала, меня одна женщина-профессор спросила: «Как ты можешь к этим бандеровцам ехать?». Я говорю, что знаю бандеровцев, она удивляется.

Говорю, что эти бандеровцы спасли мне жизнь, когда мне было больше годика, мы жили в Ивано-Франковске, тогда ничего не продавали советским офицерам, отец, он — летчик, их стояла авиационная часть и его товарищи каким-то образом бросили его через стены в женский монастырь.

Он пришел к этой настоятельнице, стал перед ней на колени и сказал, что «ты можешь со мной все, что хочешь сделать, но спаси моего ребенка!». Ну и рассказал, что я умираю от рахита (это 50-е годы).

Она сказала, чтобы жена приходила и каждый день она будет получать пол-литра козьего молока. Так что бандеровцы спасли мне жизнь.

Читайте также:  Тимур родригез - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Конечно, я помню, что очень трудно жили родители. Отец был военный, потом долго сельским учителем. Я помню запах волос, пыли, эти долины. Бабушку помню очень красивую, с прекрасным голосом, как дом белили, как хлеб пекли. Это очень сильно помню. Я всегда говорю, что горжусь, что у меня украинская кровь».

Подобные высказывания Алексиевич Владимир Григорян в своей статье назвал типичным случаем «майдана головного мозга»…

Источник: http://www.odigitria.by/2015/10/29/strannyj-nobelevskij-laureat-svetlana-aleksievich/

Светлана Алексиевич

Светлана Алексиевич — белорусская писательница, журналист.

Родилась 31 мая 1948 в Ивано-Франковске (Украина) в семье военнослужащего. Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца из армии семья переехала на его родину — в Беларусь. Жили в деревне. Отец и мать работали сельскими учителями.

После окончания школы работала корреспондентом районной газеты в Наровле, ещё в школе писала стихи и газетные заметки. В 1967 стала студенткой факультета журналистики Белорусского государственного университета в Минске. Во время учёбы несколько раз была лауреатом республиканских и всесоюзных конкурсов научных студенческих работ.

После университета была направлена на работу в Брестскую обл. — в районную газету. Работая в газете, одновременно преподавала в сельской школе.

Через год её взяли на работу в Минск, в редакцию республиканской «Сельской газеты».

А ещё через несколько лет она стала корреспондентом, а затем и заведующей отделом очерка и публицистики литературно-художественного журнала «Неман» (орган Союза писателей Беларуси).

Алексиевич пробовала себя, свой голос в разных жанрах — рассказы, публицистика, репортажи. Решающее влияние на её выбор оказал известный белорусский писатель Алесь Адамович и его известные книги «Я — из огненной деревни» и «Блокадная книга».

Написаны они не им одним, а в соавторстве с другими писателями, но идея и разработка этого нового для белорусской и современной русской литературы жанра принадлежала ему.

Адамович называл этот жанр по-разному, все время искал точную формулировку: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ, сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т. д. Всегда она называла его своим главным Учителем.

В 1983 была написана книга «У войны не женское лицо». Два года она лежала в издательстве и не печаталась, автора обвиняли в пацифизме, натурализме, в развенчании героического образа советской женщины. Такие обвинения в те времена считались серьёзными. Тем более, что за Светланой тянулась давняя слава антисоветчицы и дисседентски настроенной журналистки.

Но грянули новые времена.

В 1985 книга «У войны не женское лицо» вышла почти одновременно в московском журнале «Октябрь», белорусском издательстве «Мастацкая лiтаратура», а затем в «Советском писателе», в «Роман-газете» и т. д.

И в последующие годы она переиздавалась многократно — общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров. Книгу приветствовали известные писатели-фронтовики: Кондратьев, Бакланов, Гранин, Окуджава и многие другие.

В том же году вышла и вторая книга, которая тоже около года ждала своего часа — «Последние свидетели». Эта книга также много раз издавалась, отмечена многочисленной критикой, которая называла обе книги «новым открытием военной прозы».

В 1989 вышла книга «Цинковые мальчики». Чтобы написать эту книгу, Алексиевич четыре года ездила по стране, встречалась с матерями погибших солдат и бывшими воинами-афганцами. Сама побывала на войне, летала в Афганистан.

После выхода книги, которая произвела в обществе эффект разорвавшейся бомбы, многие не простили автору развенчание героического военного мифа. На неё обрушились военные и коммунистические газеты. В 1992 в Минске был организован политический суд над автором и книгой «Цинковые мальчики».

Но в защиту поднялась демократическая общественность, многие известные интеллектуалы за рубежом. Суд был приостановлен.

В 1993 вышла новая книга — «Зачарованные смертью». Это был рассказ о самоубийцах — о тех, кто покончил с собой или пытался покончить с собой, не выдержав исчезновения социалистических идей, социалистического материка. Те, кто уравнял себя с идеей, сжился с ней намертво. Кто не нашел в себе силы принять новый мир. Новую историю и новую страну.

В 1997 Алексиевич закончила и опубликовала книгу «Чернобыльская молитва». Она сначала была опубликована в журнале «Дружба народов», а потом в издательстве «Остожье».

Книги Светланы Алексиевич издавались не только в России, но и за рубежом — в Америке, Германии, Англии, Японии, Швеции, Франции, Китае, Вьетнаме, Болгарии, Индии и т. д. Всего в 19 странах мира. Она — автор сценариев 21 документального фильма. И трёх театральных пьес. Во Франции, Германии, Болгарии ставились спектакли по её книгам.

Сейчас писательница завершает работу над книгой под названием «Чудный олень вечной охоты». Это рассказы о любви: мужчины и женщины разных поколений рассказывают свои истории.

«Мне подумалось, — говорит автор, — что я до сих пор писала книги о том, как люди убивали друг друга, как они умирали. Но ведь это не вся человеческая жизнь. Теперь я напишу, как они любили… Любят… И опять мои вопросы — кто мы, в какой стране живём — через любовь…

Через то, ради чего мы, наверное, и приходим в этот мир. Мне хочется любить человека. Хотя любить человека, трудно. Всё труднее».

Источник: http://bookinistic.narod.ru/soviet_biography/belarus/aleksievich.htm

«За» и «против» Светланы Алексиевич

Нобелевскую премию по литературе в этом году получила журналистка, советская и белорусская писательница Светлана Алексиевич. Она стала первым с 1987 года русскоязычным писателем, удостоенным Нобелевской премии по литературе. Тогда премию вручили Иосифу Бродскому. Женщина, пишущая по-русски, не награждалась вообще никогда.

Награда вручена с формулировкой «за ее многоголосное творчество — памятник страданию и мужеству в наше время». Санкт-Петербург.ру рассказывает о том, кто такая Светлана Алексиевич, о чем она пишет и главное — что пишут о ней.

 

До того, как стать Нобелевским лауреатом

 

Белорусская писательница родилась на Украине, отец — белорус, мать — украинка. Позже семья переехала в Белоруссию. За свою жизнь Алексиевич сменила несколько смежных профессий — работала воспитателем, учителем истории и немецкого языка в школах, журналистом в разных изданиях. Имеет высшее образование по журналистике, окончила Белорусский государственный университет.

Светлана Алексиевич нередко дает интервью и касаемо своей политической позиции (например, «Новой газете»). Она была против политики президента Александра Лукашенко. Государственные издательства Белоруссии прекратили выпуск ее книг после прихода Лукашенко к власти. Также писательница критикует и оппозицию за то, что в ней «нет политиков», а есть «культурологи, мечтатели и романтики».

В 2013 году Алексиевич претендовала на Нобелевскую премию по литературе, букмекеры всего мира предсказывали, будто премию получит именно она. Однако «нобелевку» тогда ранее заработала канадская писательница Элис Манро.

С начала 2000-х годов Светлана Алексиевич жила в Италии, Франции, Германии. В последние два года снова живет в Белоруссии.

 

«За» писательницу

 

Светлане Александровне — 67 лет, наибольшую известность писательнице принесли книги, посвященные жизни последних лет существования СССР и постсоветской эпохи, написанные в жанре художественно-документальной прозы.

Она затрагивает тему Чечни, Чернобыля, а также Второй мировой войны. Книги Алексиевич чаще всего представляют собой набор личных историй совершенно разных людей.

Причем писательница максимально убирает из текста автора-рассказчика.

У многих, даже мало интересующихся литературой, на слуху такие названия книг, как «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва» и «Время second-hand». Упомянутые произведения переведены на многие языки мира. Множество экспертов признают талант Алексиевич и называют ее настоящим знатоком слова.

 

Источник: http://Saint-Petersburg.ru/m/culture/rubina/341515/

Ссылка на основную публикацию