Тамара макарова – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Инна Макарова: биография и творчество

Легенда советского кинематографа, народная артистка СССР, девушка, пережившая все тяготы войны и ставшая в послевоенное время любимицей всего советского народа. Она – пример того, как из обычной провинциальной девушки можно стать звездой отечественного кино. Все это об Инне Макаровой, актрисе, биография которой очень яркая и насыщенная событиями.

Будущая актриса Инна Владимировна Макарова появилась на свет в небольшом городке в Кемеровской области теплым июльским днем 1926 года. Некоторые источники утверждают, что год рождения актрисы – 1928-й, но в различных интервью сама актриса говорила, что родилась в 1926-м.

Родители девочки имели непосредственное отношение к искусству (вероятно, от них Инна унаследовала творческую натуру). Отец работал диктором, а мать руководила литературной частью театра. С детства будущая актриса проводила много времени за кулисами.

Учась в школе, Инна Макарова посещала драматические кружки, участвовала в различных театральных постановках. Ее первый выход на сцену состоялся в спектакле по произведению Александра Пушкина.

Когда девчушке было всего 15 лет, началась война. Инна вместе с товарищами по театру ездила по госпиталям и участвовала в спектаклях перед ранеными и больными, отвлекая их от страшной реальности. Девочка видела радостные лица и улыбки людей и уже тогда поняла, что хочет связать свою жизнь именно с актерской профессией.

После школы Инна выбрала театральный институт, куда с легкостью и с первого раза поступила. Мало того, вскоре она стала лучшей студенткой курса.

Правда, спустя некоторое время ВГИК был эвакуирован в Алма-Ату, где всем студентам и пришлось доучиваться. До конца учебы дошло всего 13 студентов, и все они стали известными актерами.

Надо сказать, что наставниками актрисы и руководителями ее курса в институте были великие С. Герасимов и Т. Макарова.

На пути к успеху

Дебютным для актрисы в институте стал спектакль «Кармен», где Макарова удачно создала образ страстной испанки. Эту ее работу увидел писатель Александр Фадеев, который настоял, чтобы в экранизации его романа «Молодая гвардия» роль Любы Шевцовой отдали Инне Макаровой.

В девушке было все, что нужно для успешной актерской карьеры: харизма, стойкий характер, темперамент, привлекательная внешность. Вскоре актрису заметили и другие режиссеры. Ей начали предлагать яркие роли. А спустя некоторое время специально для нашей героини был написан сценарий фильма «Дорогой мой человек».

Рекомендуем: Нонна Мордюкова: биография знаменитой актрисы

Макарова считала себя драматической актрисой. Такими и были ее роли. Ее работу можно увидеть в таких кинолентах, как:

  • «Высота».
  • «Девчата».
  • «Вас вызывает Таймыр».
  • «Капитанские дети».
  • «Лермонтов» и других.

Вплоть до начала 90-х годов фильмы с участием актрисы показывали по телевидению чуть ли не ежедневно.

Инна Владимировна была одной из самых популярных актрис в стране, ею восхищались, воспринимали ее как самого родного человека.

Особенно это чувствовалось в послевоенное время, когда народ, уставший от войны и восстановления хозяйства, уходил в иное пространство и сопереживал героям кинофильмов.

В конце 80-х годов актриса сыграла роль в фильме «Сороковой день», а затем на протяжении 15 лет Макарову можно было увидеть лишь в эпизодах небольших картин. На экраны актриса вернулась лишь спустя большое количество времени, уже в 2005 году, и буквально поразила зрителя. Она снялась сразу в нескольких фильмах, в одном из которых – сериале «Капитанские дети» – сыграла главную роль.

Рекомендуем: Татьяна Самойлова: биография и личная жизнь

Видимо, классика все же близка женственной натуре Макаровой, и вскоре она сыграла в фильме «Пушкин. Последняя дуэль». С этой работы начался новый взлет в кинокарьере актрисы. Профессиональный успех сопутствовал ей в фильмах:

  • «Тайна вольных каменщиков».
  • «Большая любовь».
  • «Посмертный дебют».

Одна из последних на сегодняшний день работ Макаровой – роль феи в киноленте «Тайна Снежной Королевы». Кстати, там актриса снялась вместе со своей внучкой.

Мужчины в жизни легенды советского кино

Личная жизнь актрисы характеризует ее как сдержанную и постоянную натуру. В жизни Инны Владимировны было немного мужчин, и все они были любимы и достойны легенды советского кино.

Первая любовь Инны Макаровой – актер и режиссер Сергей Бондарчук. Молодые люди познакомились, будучи студентами.

Между ними завязались романтические отношения, но узаконить свой союз пара решила лишь после рождения дочери Натальи. Брак просуществовал всего семь лет. Причиной развода стала измена супруга Инны.

Тогда он ушел к актрисе Ирине Скобцевой, с которой, кстати, прожил до конца своих дней.

Рекомендуем: Валентина Матвиенко: биография и политическая карьера

После краха своего первого брака актриса долгое время жила одна и не желала начинать новые отношения.

Ее любовь к бывшему супругу была очень большой и искренней, а его измена разбила сердце молодой женщины. Но вскоре Инна Макарова встретила свою судьбу.

Ее вторым мужем стал человек, далекий от актерской среды, – профессор Михаил Перельман. Их союз продлился более 40 лет, вплоть до кончины супруга.

Дочь Инны Владимировны, Наталья Бондарчук, известна благодаря своей работе в фильме Тарковского «Солярис». Не секрет, что и внуки актрисы выбрали творческую профессию. Сегодня молодых актеров можно часто увидеть в кино и на сцене театра.

Сегодня

Инне Макаровой 91 год. Близкие актрисы признаются, что в последнее время она начала терять память. Родственники всемерно опекают ее, кто-то из них постоянно находится рядом с ней. Инна Макарова долго не могла согласиться с этим, но все-таки признала, что помощь ей необходима, и уже не сопротивляется родным.

Однако, несмотря на все трудности, связанные с возрастом, актриса продолжает выходить на сцену театра, чем неизменно радует зрителей и поклонников. Она признается, что театральные подмостки дают ей заряд бодрости и позитива.

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/inna-makarova.html

Тамара Макарова

Народная артистка СССР (1950) Лауреат Сталинской премии СССР (1941, за роль Аграфены Шумилиной в фильме «Учитель») Лауреат Государственной премии СССР (1947, за участие в фильме «Клятва»)

Герой Социалистического Труда (1982)

Детство

Тамара Макарова родилась 13 августа 1907 года в Санкт-Петербурге в семье военного врача. В связи с этим ее детство протекало в романтической атмосфере русских военных традиций. Все изменилось после революции.

Октябрь 1917 года принес в их семью гибель отца и тяжелое материальное положение.

Тем не менее, Тамара и в этих условиях продолжала учиться в школе и одновременно заниматься в балетной студии (на этом поприще девочка подавала большие надежды).

В 14-летнем возрасте Тамара Макарова, увлеченная театром, создала собственную труппу, собрав соседских ребят. Очень скоро дворовый театр уже радовал окрестных жителей своими спектаклями, а чуть позже районный отдел народного образования зарегистрировал их. Ребята даже стали получать за свои выступления хлебный паек.

Дебют в кино. Встреча с Сергеем Герасимовым

В 1924 году Тамара Макарова окончила трудовую школу и поступила в актерскую мастерскую Форрегера – МАСТАФОР.

Именно здесь она впервые встретилась с Сергеем Герасимовым, будущим блестящим кинорежиссером и ее мужем.

Герасимов обратил внимание на начинающую актрису во время ее выступления – Макарова танцевала чарльстон в эстрадной миниатюре «Модистка и лифтер». Тогда их отношения ни во что серьезное не вылились.

Новая встреча Макаровой и Герасимова произошла в 1926 году на съемках фильма «Чужой пиджак». А попала Тамара Макарова в эту картину случайно. Однажды она проходила мимо «Ленфильма», и ее остановила ассистентка режиссеров Г. Козинцева и Л. Трауберга с традиционным вопросом: «Не хотите ли сняться в кино?» Тамара естественно согласилась.

В картине, ставшей для Макаровой дебютом в кино, она сыграла роль машинистки. Ее героиня была настоящей женщиной-вамп, соблазняющей всех вокруг. Сергей Герасимов же снялся в роли агента Скальковского. Именно тогда между ними вспыхнула любовь, а спустя год Макарова и Герасимов сыграли свадьбу.

На пути к признанию

В 1927 году Тамара Макарова по совету мужа поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. А Сергей Герасимов решил заняться режиссурой, его взял к себе в ассистенты Г. Козинцев.

В 1930 году Тамара Макарова окончила институт и уже в этом же году снялась в драме Владимира Шмидтгофа «Счастливый Кент». Спустя некоторое время последовали ее работы в картинах «Дезертир» Всеволода Пудовкина и «Конве

йер смерти» Ивана Пырьева.

К этому периоду относятся и первые режиссерские работы Сергея Герасимова.

В 1930 году вышла его комедия «Двадцать два несчастья», в которой снялись Софья Магарилл и Янина Жеймо (картина, к сожалению, не сохранилась).

Затем Герасимов снял бытовую драму «Лес», в которой выступил так же и в роли автора сценария. А в 1933 году он впервые снял в своей картине Тамару Макарову. Она сыграла главную роль в фильме «Люблю ли тебя?».

Всесоюзная слава

В 1935 году Сергей Герасимов приступил к съемкам фильма «Семеро смелых», рассказывающем о стойкости и смелости молодых полярников, отправившихся на Крайний Север на поиски олова. Сценаристом картины выступил молодой писатель Юрий Герман, для которого это была первая работа в кино.

На главные роли Герасимов пригласил Олега Жакова, Петра Алейникова и Тамару Макарову. Съемочная группа много ездила во время съемок в экспедиции, стремясь воссоздать реальную среду происходящих в фильме событий.

Актеры поднимались на ледники Эльбруса, жили на островах Баренцова моря среди непуганых птиц, осваивали лыжный и парашютный спорт в Хибинах.

Фильм вышел на экраны в 1936 году и имел оглушительный успех у зрителей. Этому способствовали и блестящие актерские работы, и то, что Герасимову в этой картине удалось соединить достижения немого кино с возможностями звукового кино.

Тамаре Макаровой (как и Петру Алейникову с Олегом Жаковым) фильм «Семеро смелых» принес сумасшедшую популярность. Воодушевленный успехом Герасимов начинает снимать фильмы один за другим, и во всех главные роли исполняет Тамара Макарова. В 1938 году выходит оптимистическая драма «Комсомольск» (о строительстве на берегах Амура нового города), в 1939 году – киноповесть «Учитель».

В «Учителе» Тамара Макарова очень ярко сыграла роль Аграфены Шумилиной. Спустя два года ее работа была отмечена Сталинской премией.

Следующей совместной работой Тамары Макаровой и Сергея Герасимова была картина «Маскарад». Макаровой в ней естественно отводилась роль Нины, а Арбенина сыграл известный актер Николай Мордвинов.

Тамара Макарова вспоминала: «Эта картина оставила во мне глубокий след. Я и не подозревала, что способна играть трагедию. А потом и сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами.

Что-то обязательно случалось вокруг премьерных показов “Маскарада” – на сцене и в кино. Мистика витает рядом с Ле

рмонтовым».

Съемки фильма начались весной 1941 года и были закончены в рекордные сроки – в ночь на 22 июня. А наутро создатели картины узнали о начале Великой Отечественной войны…

Годы войны

С началом войны Тамара Макарова и Сергей Герасимов не спешили покидать Ленинград. Макарова принимала активное участие в обороне города – работала инструктором в Политуправлении фронта, сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.

В 1942 году Сергей Герасимов совместно с Михаилом Калатозовым сняли фильм о защитниках Ленинграда – драму «Непобедимые». Тамара Макарова вновь сыграла одну из главных ролей – инженера с Ижорского завода.

В 1943 году супруги эвакуировались в Ташкент, где в то время находился весь цвет кинематографического искусства Советского Союза. Именно там в их семье появился сын. Правда, не родной (детей у Тамары Макаровой так и не было), а приемный.

Дело в том, что родную сестру Макаровой репрессировали вслед за мужем, и их сын Артур остался один. Вот тогда Тамара Макарова с согласия мужа и решила его усыновить. Фамилию Артур взял от приемной мамы, а отчество – от приемного отца.

До конца войны Сергей Герасимов снял еще одну картину – драму «Большая земля», посвященную подвигу советских людей в глубоком тылу.

Тамара Макарова сыграла в ней главную роль Анны Свиридовой – простой деревенской труженицы, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы.

В этой картине вместе в ней снялись такие звезды отечественного кино, как Петр Алейников, Марк Бернес, Вера Алтайская и другие.

Послевоенные годы

Первой послевоенной работой Тамары Макаровой стала роль Хозяйки Медной горы в киносказке режиссера Александра Птушко «Каменный цветок». Главную мужскую роль в фильме сыграл Владимир Дружников. В 1946 году эта картина заняла первое место в прокате, собрав 23 миллиона зрителей.

В том же году «Каменный цветок» получил премию жюри на международном кинофестивале в Канне. В составе нашей делегации была и Тамара Макарова.

В Италии один из американских продюсеров, восхищенный игрой русской актрисы, предложил ей сыграть Анну Каренину в экранизации бессмертного произведения Льва Толстого. Однако в те годы для советских актеров путь на Запад был закрыт.

С мечтой сыграть Анну Каренину пришлось распрощаться, о чем Тамара Федоровна впоследствии вспоми

нала с сожалением.

1946 год для Макаровой стал знаменателен и тем, что она получила свою вторую Сталинскую премию. Так высоко была оценена ее работа в откровенно пропагандистской пафосной драме «Клятва».

В 1947-48 годах Тамара Макарова снялась сразу в нескольких картинах: героической драме ее мужа Сергея Герасимова «Молодая гвардия», драме Сергея Юткевича, Всеволода Пудовкина и Александра Птушко «Три встречи», героической драме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке» и детской картине Ильи Фрэза «Первоклассница».

В «Первокласснице» Тамара Макарова сыграла учительницу, а главную детскую роль исполнила юная Наталья Защипина. Фильм получился неплохим, но уж через чур образцовым (что, собственно говоря, не удивительно для того времени). Соответственно и героиня Тамары Макаровой выглядела в картине очень правильной – мудрой и чуткой.

«Молодая гвардия»

О картине «Молодая гвардия», вышедшей на экраны в 1948 году стоит рассказать отдельно. Дело в том, что с 1945 года Тамара Макарова занялась преподавательской деятельностью во ВГИКе.

На их совместном с Сергеем Герасимовым курсе учились студенты, ставшие впоследствии замечательными актерами.

Вот их-то (а также других молодых ВГИКовцев) Герасимов и решил определить на главные роли в свою будущую картину.

Прежде чем приступать к съемкам «Молодой гвардии» Герасимов поставил спектакль на сцене Театра-студии киноактера, где и обкатал молодых актеров.

Сергей Гурзо появился в образе Сергея Тюленина, Инна Макарова сыграла Любовь Шевцову, Людмила Шагалова – Валю Борц, Вячеслав Тихонов – Володю Осьмухина и т.д.

Тамаре Макаровой Герасимов отвел роль Елены Николаевны Кошевой, матери знаменитого краснодонца Олега Кошевого.

Процесс создания фильма был нелегким – картина неоднократно подвергалась переделкам. В 1948 году «Молодая гвардия» наконец вышла на экраны, где ее ждал огромный зрительский успех. Фильм стал настоящим памятником юным героям войны, а имена молодогвардейцев вошли в сознание поколений.

Не обошла вниманием картину и официальная власть. В 1949 году «Молодая гвардия» была удостоена Сталинской премии. А через год Макарова и Герасимов получили еще одну награду – звания народных артистов СССР.

50-е – 80-е годы

В последующие годы Тамара Макарова снималась гораздо реже. В 50-е годы она появлялась в главных ролях в оптимистической драме ее мужа Сергея Герасимова «Сельский

Читайте также:  Анастасия гребенкина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

врач», драме Яна Фрида «Дорога правды» и героической киноповести Татьяны Лиозновой «Память сердца». Однако эти картины большого успеха не имели.

В 70-е – 80-е годы Макарова снималась преимущественно в фильмах своего мужа. Стоит отметить ее роли в киноромане «Люди и звери» (врач Анна Андреевна), социальной мелодраме «Журналист», мелодраме «Дочки-Матери» (Елена Алексеевна Васильева), исторических драмах «В начале славных дел» и «Юность Петра» (Наталья Кирилловна, мать Петра).

Все эти годы Тамара Федоровна преподавала во ВГИКе (в 1968 году она стала профессором).

Среди ее учеников такие известные актеры, как: Наталья Аринбасарова, Наталья Белохвостикова, Жанна Болотова, Наталья Бондарчук, Сергей Бондарчук, Наталья Гвоздикова, Людмила Гурченко, Николай Еременко-мл.

, Дилором Камбарова, Зинаида Кириенко, Алла Ларионова, Марина Левтова, Клара Лучко, Наталья Фатеева, Лидия Федосеева-Шукшина и многие-многие другие.

Последняя работа Сергея Герасимова и Тамары Макаровой

В 1984 году Сергей Герасимов поставил биографический фильм «Лев Толстой», рассказывающий о последних днях жизни великого русского писателя.

Роль гения и бунтаря, писателя, философа, моралиста, «мужицкого графа» Льва Николаевича Толстого сыграл сам Герасимов, а его жену, Софью Андреевну, – Тамара Макарова. Замечательный фильм сопровождала музыка Листа, Шопена, Рахманинова.

В том же 1984 году картина была удостоена приза «Хрустальный глобус» на международном кинофестивале в городе Карловы Вары.

Этот фильм оказался последней работой, как Сергея Герасимова, так и Тамары Макаровой. 28 ноября 1985 года Сергей Аполлинариевич скончался. Тамара Федоровна до конца своих дней больше в кино не снималась.

В последние годы своей жизни Макарова мало появлялась на публике. В мае 1995 года, к 90-летию Сергея Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний «Послесловие». Умерла Тамара Федоровна в 1997 году.

Приемный сын Герасимова и Макаровой Артур Макаров стал киносценаристом.

По его сценариям были поставлены: знаменитый детский приключенческий фильм «Новые приключения Неуловимых» (совместно с Эдмондом Кеосаяном), детективы «Золотая мина» и «Колье Шарлотты», приключенческая лента «Пароль «Отель Регина» и другие картины.

На 64-м году жизни Артур Макаров погиб при загадочных обстоятельствах. Его нашли в собственной квартире связанным с кинжалом в груди. Виновников смерти следствие не установило

Источник: http://facecollection.ru/people/tamara-makarova

Инна Макарова биография личная жизнь, дети, фото

Инна Макарова родилась в Кемеровской области 28 июля 1926 года, выступать начала в Великую отечественную войну, затем окончила ВГИК, играет в кино и служит в театре.

Актриса Инна Макарова – биография и личная жизнь, фото

Отец актрисы, Макаров Владимир Степанович – член Союза писателей, мама – Анна Ивановна Герман, наполовину полячка, литературный редактор.

Артистические способности у Инны Владимировны проявились уже в раннем возрасте, а когда ей исполнилось пятнадцать лет, грянула Великая отечественная война, и девушка с товарищами по драматическому кружку выступала перед ранеными в госпиталях.

В 1943 году она поступила во Всероссийский государственный институт кинематографии (ВГИК) в мастерскую Тамары Федоровны Макаровой и Сергея Аполлинариевича Герасимова.

А в 1948 году, выпустившись из института, она попала на службу в Театр-студию киноактера (ныне – Государственный театр киноактера), предназначавшегося специально для того, чтобы профессиональные киноактеры могли играть на сцене, когда были свободны между съемками, в труппе которого она служит по сей день.

Инна Макарова, биография, личная жизнь – у человека, родившегося в творческой семье, с детства проявлявшего способности к игре на сцене, и супружеская и семейная жизнь должна быть насыщенной и интересной. Первым супругом актрисы был народный артист СССР Сергей Бондарчук, актер, режиссер, сценарист и педагог. Вторым мужем, в браке с которым детей не было, стал Михаил Израилевич Перельман – доктор медицины, профессор.

Дочь артистки Инны Макаровы

Инна Макарова, биография, личная жизнь, дети – в брачном союзе с режиссером Бондарчуком Макарова родила дочку – Наташу, ставшую, как и мать, актрисой и кинорежиссером, и знакомую зрителям по киноленте «Солярис».

В одном из интервью Наталья Сергеевна рассказала: «Учителя и одноклассники всегда проявляли любопытство, им хотелось заглянуть в замочную скважину – как же живут «тот самый Бондарчук» и его дочка».

А отец оставил семью, когда дочери было всего 8 лет, и во второй раз она встретилась с ним уже определившись со своей будущей профессией и поступив во ВГИК.

Инна Макарова: дети и внуки

Инна Макарова, биография, личная жизнь – фото дочерей и внуков Инна Владимировна хранит с их самого детства. Дочь подарила актрисе двух внуков – ныне ставшего композитором и арт-директором «Золотого Витязя» (Международного форума кино, театра и боевых искусств) – Ивана, и Марию, выбравшую профессию бабушки и мамы – она тоже актриса.

Работа Макаровой отмечена целым рядом государственных наград – почетными званиями заслуженной артистки РСФСР, народной артистки РСФСР и СССР, орденами и медалями.

Источник: https://diwis.ru/inna-makarova-biografiya-lichnaya-zhizn-deti-foto/

Друг легенды советского кино: После убийства сына хотели расправиться и с ней

Друг актрисы Тамары Макаровой рассказал Sobesednik.ru о ее семейных трагедиях и о том, что с ней было перед смертью.

80 лет назад, 4 марта, на экраны вышел художественный фильм Сергея Герасимова «Семеро смелых», главную роль в картине сыграла его жена Тамара Макарова.

Эта кинолента принесла ей бешеную популярность, ее даже стали называть первой леди советского кинематографа.

Близкий друг актрисы, 83-летний бывший слесарь Николай Ларин рассказал о полувековой дружбе с артисткой, трагических событиях в ее жизни и последних днях.

Николай Яковлевич из простой семьи, всю жизнь работал слесарем, жил с матерью и братом в крохотной комнатушке в подвале. Парню удалось не только познакомиться со многими советскими и зарубежными актерами, но и подружиться с ними. С народной артисткой СССР Тамарой Макаровой он дружил 50 лет и был с нею рядом до последнего дня ее жизни.

Друг актрисы Николай Ларин / архив редакции

– Вообще меня подбил на знакомство с Макаровой мой приятель, с которым мы жили в одном дворе. В то время вышел фильм «Семеро смелых», где снялись Тамара Федоровна и Петр Мартынович Алейников. Мне эти актеры очень нравились.

Всегда было интересно – какие артисты в жизни. Приятель сказал, мол, чего страдаешь, узнай, где живет Макарова, и сходи к ней за автографом. Мы обратились в справочную службу, нам сказали улицу, номер дома.

Перед тем как к ней идти, я зашел в парк и нарвал черемухи, так как цветы в то время были очень дорогими. Наверное, раза три к ней приходил, но дома Макаровой не оказывалось, поэтому просил ее домработницу передать ей букет «от Коли».

Однажды я ее застал: в очередной раз принес черемуху, а она в это время приехала домой на обед.

«Семеро смелых» (1936) / архив редакции

Когда я увидел Тамару Федоровну, то обомлел от ее красоты: у нее была высокая прическа, шерстяное зеленое платье. Она спросила меня с порога: «Ты Коля?», я от неожиданности молчал, она продолжила: «Времени мало, мой руки и садись за стол, поговорим за обедом».

Я замялся, но согласился. Когда зашел в обеденную комнату, то поразился роскоши. Все стали есть, а я исподтишка наблюдал, как нужно брать столовые приборы, но выходило смешно. Я парень из рабочей семьи, роскоши никогда не видел, тем более столового этикета никогда не знал.

Вдруг Тамара Федоровна сказала, что у нее очень много фотографий и их нужно рассортировать, а ей некогда этим заниматься. И тут я сообразил: «Я вам с удовольствием помогу!» Четыре года я занимался созданием семейного архива Герасимова и Макаровой.

Так наши отношения стали практически родственными.

Тамара Федоровна и Сергей Аполлинариевич были вместе 59 лет. Смерть супруга стала для актрисы сильнейшим ударом.

Актрису называли «американкой» из-за холодной улыбки и изогнутых бровей / архив редакции

– Когда я отдыхал в Пицунде, шел на пляж, то встретил Сергея Аполлинариевича. Я видел, что ему уже не очень хорошо.

Мы сели на скамейку, и он меня буквально огорошил тем, что назвал «братом». Я спросил, как он себя чувствует, его ответ напугал меня: «Плохи у меня дела. Снаряды ложатся все ближе и ближе». Герасимов это очень вкрадчиво произнес, словно предчувствуя свой скорый уход.

Как будто он говорил о смерти, которая в него целилась. В ноябре 1985-го в возрасте 79 лет он умер после операции на сердце в больнице. Из-за плохого самочувствия врачи запретили Тамаре идти на похороны мужа.

Но она все равно пришла проститься с ним, еле держась на ногах, подошла к автобусу с телом любимого, помахала ему в окошко…

Через десять лет после смерти Сергея Аполлинариевича трагически погиб их приемный сын Артур.

– Своих детей у них не было. Все как-то было им не до того.

Тамара Макарова и Сергей Герасимов / Archive Sovexportfilm / Global Look Press

Артур – сын сестры Тамары Макаровой Людмилы.

Сотрудники НКВД арестовали отца мальчика Адольфа, так как он был немцем, Людмилу хотели отправить в ссылку, как жену «врага народа», а сына отдать в детский дом. Это все творилось во время сталинских репрессий.

Тогда Сергей Аполлинариевич и Тамара Федоровна усыновили мальчика. Он стал носить отчество приемного отца. Артур стал писателем, вел богемный образ жизни.

Дружил со многими творческими людьми, в том числе с Андреем Тарковским, Владимиром Высоцким, Василием Шукшиным, который пригласил его в «Калину красную» на роль вора в законе. Потом женился на тезке своей мамы Людмиле. Отношения их были достаточно холодные, детей у них не было, сложно сказать, что вообще их держало вместе.

Тамара Федоровна очень любила своего приемного сына / Archive Sovexportfilm / Global Look Press

Артур был достаточно влюбчивым и не смог устоять перед красавицей-актрисой Жанной Прохоренко, в глаза которой влюбился с первого взгляда. Актриса развелась с мужем, режиссером Евгением Васильевым, от которого имела дочь, и стала жить в гражданском браке с Артуром.

Людмила особо не настаивала на разводе, так как жила на деньги мужа, и ее устраивало, что, находясь официально в браке с ней, муж фактически живет с другой. После перестройки Артур занимался бизнесом по производству специальных гвоздей с серебряными шляпками для реставрации редкой антикварной мебели.

Еще он был заядлым охотником, и у него имелась уникальная коллекция редкого оружия.

Артур Макаров / архив редакции

3 октября 1995 года Артура Сергеевича убили. Известно, что с утра он должен был поехать в свою фирму. Когда водитель Артура поднялся к нему в квартиру, дверь никто не открыл. Тогда он отправился в соседний дом, где жила дочь Жанны Прохоренко, которая в этот момент находилась в деревне под Псковом.

У нее были ключи от квартиры мамы. Когда они открыли дверь, то увидели Артура, лежащего на полу со связанными руками, его убили ударом ножа в сердце. Коллекцию оружия преступники вынесли и вскрыли потайной сейф.

Расследование дела об убийстве Артура Макарова длилось несколько лет с перерывами, в итоге дело почему-то закрыли, так и не найдя виновных.

– Смерть Артура стала для Тамары Федоровны страшным ударом. Это ее сильно подкосило, – продолжает Ларин. – Знаете, после кончины Артура в ее квартире постоянно раздавались звонки, якобы он кому-то должен деньги, ей говорили, что если она их не вернет, то с ней тоже могут расправиться. Тамара Федоровна написала заявление в милицию, но никого не нашли.

Может, какие-то долги были у него… У них же были две квартиры в доме на одной площадке. У Герасимовых четырехкомнатная, а в двухкомнатной жила сестра Макаровой с сыном Артуром и дочерью Эммой. Квартиры решили соединить между собой, чтобы жить всем вместе. Однажды у меня были гости, и в квартире раздался звонок.

Это была Тамара Федоровна: «Николаша, ты не мог бы ко мне приехать?! Очень нужно».

Артур Макаров часто задумывался о жизни / архив редакции

Я сказал, что у меня гости. А она: «Тогда я сейчас возьму стул, сяду в прихожей и буду тебя ждать». Я все бросил и примчался. Меня поразило то, что дверь, которая соединяла две квартиры, была замурована.

Оказывается, Артур переехал жить на дачу, а из двухкомнатной квартиры хотел сделать офис. И чтобы Тамару Федоровну не волновать, они заложили кирпичами дверь, которая соединяла квартиры. Не мог понять, почему Артур не живет с матерью.

Она старалась не говорить на эту тему, но однажды обмолвилась: «Они живут на даче, у них две собаки…» Я недоумевал: «Им что, собаки дороже, чем вы?!» Тамара Федоровна предложила пожить у нее, пока не найдется домработница. Я убирал квартиру, готовил ее любимые оладьи, потом она все-таки нашла домработницу.

Несмотря на то, что вокруг нее были друзья, знакомые, ей все равно было одиноко без Сергея Герасимова, которого она безумно любила, ведь они всегда были вместе – и на работе, и дома.

Тамара Макарова пережила сына всего лишь на два года, в 1997 году ее не стало.

Жанна Прохоренко скончалась пять лет назад от рака пищевода / Archive Sovexportfilm / Global Look Press

– Она чувствовала себе все хуже и хуже. Я ее уговаривал лечь в больницу, она ни в какую – боялась там умереть, была напугана смертью Герасимова, так как он умер именно в больнице.

Людмила (законная супруга Артура. – Авт.) часто приходила к Тамаре Федоровне, навещала ее. Когда мы звонили Макаровой, то Людмила постоянно не звала ее к телефону, мол, актриса не может говорить. Я разозлился. Купил ее любимые сиреневые гвоздики и пришел к ней.

Макарова лежала с закрытыми глазами, еле-еле дыша.

Артистка всегда одевалась стильно и с иголочки / Archive Sovexportfilm / Global Look Press

Я испугался, увидев ее абсолютно беспомощной. Домработница сказала ей: «Тамара Федоровна, посмотрите, кто к вам пришел!» Она открыла глаза, произнесла мое имя и отключилась. Тут я понял, что самого страшного не миновать.

Через неделю я позвонил ей, но трубку снова не передали. Я не находил себе места и снова отправился к ней. Когда подошел к двери, то увидел носилки… Мне вмиг стало нехорошо, ноги чуть не подкосились, – вспоминает Николай Яковлевич. – Санитары выносили Макарову на простыне. Они попросили меня подержать двери.

Так мы с ней, можно сказать, простились.

Источник: https://sobesednik.ru/kultura-i-tv/20160311-drug-legendy-sovetskogo-kino-posle-ubiystva-syna-hoteli

Биография Инны Макаровой

Инна Макарова – звезда советского кинематографа, любимая героиня миллионов зрителей, родилась в маленькой городке Кемеровской области Тайга 28.07.1926 года.

Детство

Отец будущей звезды имеет польские корни. Дед Инны был сослан после революции в Тайгу за участие в польском восстании. Там он встретил ее мать, тоже переселенку, женился на ней и очень скоро в семье родилась очаровательная малышка. Жизнь в Тайге с ребенком была слишком сложной, и в поисках лучшей участи семья перебралась в Новосибирск.

Там отцу удалось устроиться диктором на местное телевидение. А мать, получившая филологическое образование, работала в театре «Красный факел» в качестве заведующей литчастью. Она нередко брала малышку с собой на работу и той очень нравилась театральная атмосфера. Возвращаясь домой, Инна устраивала целые дворовые спектакли, приглашая на них соседей.

Читайте также:  Eminem - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Когда ей исполнилось пять, она попросила маму отвести ее в театральный кружок. Поначалу из-за возраста малышку не хотели принимать. Но когда она исполнила несколько стихов и спела, то все сомнения развеялись. Наравне со старшими ребятами она принимала активное участие практически во всех постановках.

Безоблачное детство закончилось, когда грянула война. И хотя семья Макаровых находилась далеко от линии фронта, за Урал потянулись бесконечные эшелоны с ранеными и эвакуированными. Казалось, Новосибирск превратился в город-госпиталь. Их небольшой театральный коллектив начал давать выездные концерты перед ранеными солдатами.

Вот тогда Инна впервые поняла, что такое великая сила искусства. Когда она видела, как изможденные лица озарялись искренними улыбками, она поняла, что ее призвание – дарить радость людям. Гастрольная география переездной театральной бригады расширялась, и вскоре агитпоезд оказался в далекой Алма-Ате, где решилась судьба будущей артистки.

Учеба

В 1943 Инна узнала, что в Алма-Ате как раз находится эвакуированный ВГИК, которые тем не менее, продолжает подготовку актеров. В этом году к себе на курс студентов набирал знаменитый режиссер и талантливый педагог Сергей Герасимов. Он увидел девушку на одном из концертов и пригласил ее на прослушивание.

Яркая и уверенная в себе, Инна очень понравилась Герасимову, и он записал ее в число студентов. Инна успевала еще попасть домой, чтобы сообщить об этом родителям, и собрать кое-какие вещи. Но к началу учебного года ВГИК уже вернулся в Москву, где и начала обучение Инна.

Более половины студентов Герасимов отчислил уже в течение первого года. Зато из оставшихся большая часть стала настоящими звездами. Среди них был будущий муж Макаровой – Сергей Бондарчук, славная «козачка» Клара Лучко, выдающийся комедийный актер Евгений Моргунов и другие.

Карьера

Темпераментная и экстравагантная, Макарова стала любимицей Герасимова и с первого же года обучения начала исполнять небольшие эпизоды на профессиональной сцене. К третьему курсу она уже стала любимицей театрального бомонда, сыграв главные женские роли в спектаклях «Кармен» и «Идиот». Для юной артистки это был ошеломляющий успех.

Но он был очень скромным в сравнении с той славой, которая буквально обрушилась на актрису после съемок в экранизации военно-патриотического романа Фадеева о комсомольцах-подпольщиках «Молодая Гвардия».

Герасимов отдал ей роль Любки, даже не представляя в этом образе другой актрисы. И она воплотила его очень ярко и естественно, тем более, что характером как две капли воды походила на свою героиню.

Поскольку к моменту окончания ВГИКа Инна успела стать настоящей звездой и даже получить Сталинскую премию за роль Любки, ее в свою труппу после дипломного спектакля позвали сразу несколько театров. Но она выбрала театр киноактера, так как ей очень понравился процесс киносъемок, и она хотела продолжения именно этой карьеры.

Следующей работой Макаровой стала главная женская роль в драме «Сельский врач», в котором воплотила роль молодого специалиста, попавшего в российскую глубинку, где поначалу никто не воспринимал ее серьезно. Затем последовали еще три драматических фильма, прошедших на экранах с меньшим успехом.

И вот новый триумф – роль вульгарной, разбитной, но очень искренней в душе монтажницы в ленте «Высота». Лента с Николаем Рыбниковым в главной роли, музыку для которой написал талантливый композитор Родион Щедрин, получила главный приз на московском фестивале и была представлена в Карловых Варах, где тоже завоевала гран-при.

Эта роль закрепила за актрисой амплуа драматической артистки и специально под нее был написан сценарий психологического фильма «Дорогой мой человек». Партнером Макаровой по площадке стал советский секс-символ Алексей Баталов. Драма вошла в золотой фонд советского кинематографа.

Следующей ролью Макаровой, которую запомнили и полюбили зрители, стала Надя в комедии «Девчата» с Рыбниковым и Румянцевой в главных ролях. Прекрасно воплотила Инна роль Дуньки в драме «Любовь Яровая», а также жены героя комедии «неисправимый лгун», которого замечательно сыграл выдающийся комедийный актер Георгий Вицин.

Всего же в фильмографии актрисы более 50 киноролей. А вот на театральную сцену она практически не выходила, исполнив свою мечту и став звездой кино. Свою последнюю роль она исполнила в возрасте 78 лет, снявшись как Фея Времени в сказке о Снежной Королеве. Примечательно, что в этой ленте она работала на одной площадке с собственными внуками.

Личная жизнь

Первым мужем и первыми серьезными отношениями Макаровой стал Сергей Бондарчук, который, вернувшись с фронта, восстановился во ВГИКе и оказался ее однокурсником. Сблизились они во время съемок «Молодой гвардии».

Первый муж — Сергей Бондарчук

И, хотя разница в возрасте у них была всего шесть лет, но прошедший войну и умудренный жизнью Бондарчук показался ей слишком взрослым и даже старым, поэтому она долго не воспринимала его ухаживаний всерьез.

Когда Сергей сделал ей предложение, Инна испугалась и не приняла его. Но к этому времени он успел завоевать ее сердце, поэтому они все-таки стали жить вместе. Расписались только после рождения дочери Натальи, впоследствии продлившей семейную династию и ставшей известным режиссером, снявшим такие фильмы как «Солярис» и «Звезда пленительного счастья».

После 10 лет совместной жизни супруги все-таки развелись, сохранив нормальные отношения. Поскольку они были одной из самых знаменитых пар советского кино, развод не был только их личным делом. Тем более, что внешне они до последнего сохраняли видимость благополучия. Инну даже вызывали в партийные органы, призывая сохранить семью. Но она была непреклонной.

Причиной развода стало практически постоянное раздельное проживание супругов. Инна много снималась, Бондарчук много снимал, но при этом не слишком заботился о верности, постоянно находясь в окружении молодых актрис, жаждущих его внимания. Инна устала от измен и решила покончить с этим браком.

С Михаилом Перельманом

Разочаровавшись в семейной жизни, она оставалась одна более 10 лет, не отвечая на ухаживания многочисленных поклонников. И только в конце 70-х она обрела настоящее женское счастье с выдающимся хирургом Михаилом Перельманом, с которым она вместе уже четвертый десяток лет.

Источник: https://star-magazine.ru/inna-makarova/

Тамара Макарова – первая леди советского кино

Искусство и развлечения 2 декабря 2015

Ее роли вызывали желание подражать у миллионов советских женщин. Образы, воплощенные ею на экране, заставлял чаще биться сердца многих мужчин, но ее любовь была отдана только одному Сергею Герасимову. Она была рядом с ним и в жизни, и в мыслях, и в творчестве.

Первая леди советского кино Тамара Макарова

Советской Гретой Гарбо называли Тамару Макарову современники. Ее образ вдохновлял к новым творческим свершениям гениального режиссера С. Герасимова.

После съемок в картинах «Каменный цветок» и «Маскарад» она была приглашена в Голливуд на роль главной героини в фильме «Война и мир», но отказалась от съемок.

Актрисам СССР не пристало сниматься на Западе, да и ни к чему, ведь она – актриса, жена и соратница – очень часто получала главные роли в картинах гениального режиссера С. Герасимова.

Тамара Макарова. Биография

Будущая звезда советского кино родилась в Санкт-Петербурге в 1907 году в семье русского военврача.

С детства в девочке развивали творческие наклонности, и уже в подростковом возрасте Тамара Макарова всерьез увлекалась балетным искусством и театром. В 1924 г.

после окончания школы поступает в творческую Мастерскую Фореггера, позже называющуюся мастерской ГИТИСа №2. Именно здесь она знакомится с Сергеем Герасимовым, с которым и будет связана вся ее дальнейшая жизнь.

Дебют в кино состоялся в 1927 году, Макарова получает роль машинистки Дудкиной в фильме «Чужой пиджак». На съемочную площадку она попала буквально с улицы благодаря знакомству с ассистенткой режиссера.

Но, видимо, это был счастливый случай, и именно здесь она второй раз в жизни пересекается с Сергеем Герасимовым, который тоже снимается в этой картине. Молодые люди полюбили друг друга, так образовался брачный и творческий союз двух великих людей – Т. Макаровой и С.

Герасимова. Вся последующая жизнь молодой актрисы была посвящена мужу.

К моменту появления в картинах Герасимова Тамара Макарова-актриса была уже состоявшимся в профессии человеком. Она успела поработать с выдающимися режиссерами того времени И. А. Пырьевым и В.И. Пудовкиным, очень часто снималась в кино вместе с супругом.

Первая их совместная работа как режиссера и актрисы появилась на экранах страны 1934 г. Это была кинокартина «Люблю ли я тебя?», к несчастью, не сохранившаяся до наших дней. Настоящий же фурор произвела лента «Семеро смелых» в 1936 году.

В военные годы Тамара Макарова работала медсестрой, сандружинницей и инструктором Политуправления, оставаясь до 1943 года в Ленинграде.

Видео по теме

Тамара Макарова. Личная жизнь звезды

В 1943 году семья Макаровой и Герасимова была эвакуирована в Ташкент. Здесь у них появляется приемный сын Артур, который впоследствии получает от приемных родителей фамилию матери, а отчество – от отца. Артур был племянником актрисы, его родители были репрессированы. Родных детей у супругов не было.

Внешне семья выглядела вполне благополучной и счастливой парой. Великолепная актриса и талантливый режиссер, оба преподаватели ВГИКа, лауреаты множества премий, выдающиеся общественные деятели, Народные артисты СССР.

Но друзья и знакомые пары утверждают, что за экранной маской сдержанной светской дамы часто умело скрывались обиды, разочарования и слезы. Увлекающийся Герасимов с необузданным нравом нередко давал поводы для ревности.

Перед ним не могли устоять ни его студентки, ни актрисы, снимающиеся в его фильмах. Но Тамара Макарова была мудрой женщиной и никогда эмоции не выносила на публику. Все это так и осталось на уровне сплетен и пересудов. Они всегда держались плечо к плечу.

Позже, уже после смерти супруга, Тамара Макарова написала в своей книге «Послесловие»: «Все прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможно, я вновь бы все повторила и замуж за Герасимова вышла… »

Педагогическая деятельность

С 1944 г. Макарова работает во ВГИКе, а в 1968 году становится профессором. Многие выдающиеся актеры нашего времени вспоминают Тамару Макарову как выдающегося педагога с неисчерпаемым личным обаянием и чувством такта.

Десять выпусков ВГИКа, где Макарова была профессором, считают ее и Сергея Герасимова своими вторыми родителями. Среди их студентов были Инна Макарова, Наталья Белохвостикова, Людмила Гурченко, Евгений Жариков, Лидия Федосеева-Шукшина, Сергей Никоненко, Жанна Болотова, Сергей Бондарчук, Наталья Фатеева, Николай Ерёменко-младший.

Все они впоследствии стали знаменитыми актерами и всегда с теплотой и любовью вспоминают своих наставников.

Выпускница курса Макаровой народная артистка России Л. Лужина говорит, что Тамара Федоровна пеклась о своих студентах не только в стенах института, но и за их пределами.

Руководители творческой мастерской всегда заботились, чтобы у их студентов была работа, а очень часто забота проявлялась не только в творческих вопросах, но и в бытовых.

Тамара Федоровна тратила свое время на походы со студентками по магазинам, помогая сделать выбор в одежде или обуви, и частенько еще сама и расплачивалась за покупки.

Память на кинопленке

В фильмографии великой актрисы около тридцати ролей. Последней совместной работой творческой четы стал фильм «Лев Толстой» (1994 г.), где роль Толстого сыграл С. Герасимов, а Тамара Макарова воплотила образ жены великого писателя и мыслителя. На международном кинофестивале в г. Карловы Вары лента была удостоена приза “Хрустальный глобус”.

Герасимов умер в 1985 году, и Тамара Макарова больше нигде не снималась. Она предпочитала меньше бывать на публике и вела практически затворнический образ жизни. Скончалась великая актриса 20.01.1997 года.

Источник: fb.ruНовости и общество
Тамара Чернова: незаслуженно забытая звезда советского кино

Одной из самых красивых советских актрис многие любители кино называют Тамару Чернову. Внешность была не единственной яркой чертой звезды фильмов и театральной сцены: она была очень талантлива и влюбляла в себя зрител…

Искусство и развлечения
Владимир Ивашов, актер советского кино

Наш сегодняшний герой – Владимир Ивашов (актер, муж Светличной Светланы). Вы знаете, в каких кинолентах он снимался? Вам известна причина его смерти? Если нет, то рекомендуем прочесть статью от первого до послед…

Искусство и развлечения
Народный артист СССР Константин Степанков – легенда советского кино

22 июля 2004 года ушёл из жизни актёр Константин Степанков, чья колоритная внешность не позволяет забыть его героев, многие из которых были историческими персонажами. Сыграв более ста киноролей и имея всесоюзную славу…

Искусство и развлечения
«Путёвка в жизнь». Актёры первого звукового советского фильма

Социальная драма, созданная режиссёром Николаем Экком в 1931 году, заслуженно считается классикой советского кинематографа. «Путёвка в жизнь» (актёры первого плана: Н. Баталов, Й. Кырла, М. Джагофаров и М….

Искусство и развлечения
Биография Юрия Соломина. Актеры советского кино

Коллеги отзываются о нем как о замечательном человеке и талантливейшем актере. В храме Мельпомены он всегда служит с полной самоотдачей, являясь образцом для подражания. Настоящий профессионал своего дела – знам…

Искусство и развлечения
Романова Елена: звезда советского кино

Романова Елена — актриса советского кино и театра. В профессии Елена состоялась, в ее творчестве множество интересных ролей, артистка всегда была востребована. А вот личная жизнь ее сложилась лишь на 20 лет, а з…

Искусство и развлечения
Владимир Тихонов – маленький принц советского кино

Этот молодой и очень красивый мужчина родился в такой семье, что не возникало даже мысли о том, что в его жизни могут быть какие-то трудности, беды и горести. Ему, казалось, были предначертаны долгие годы счастливой ж…

Искусство и развлечения
Ольга Жизнева – аристократка из советского кино

В советском кино было насколько актрис, олицетворявших собой «уходящую натуру». Их лицо, манеры, речь подходили для воплощения героинь из высшего общества, графинь и цариц. Да и советской женщине на экране…

Искусство и развлечения
Лучшие сказки-фильмы: список от советского кино до “Гарри Поттера”

Сказки – это то, что делает реальность любого ребенка волшебной и яркой. Они учат, что добро всегда побеждает, а за любовь и дружбу следует сражаться. Чтобы малыш вырос умным, любознательным, добрым, смелым и от…

Искусство и развлечения
Пожаров Александр: актер советского кино, музыкант новой России

Биография этого человека весьма интересна. В своем творчестве он сумел воплотить два совершенно разных образа. Кто такой народный артист России Александр Пожаров, и чем ему обязано развитие отечественного шансон-напра…

Источник: http://monateka.com/article/125677/

Макарова Тамара

Автор: Федор Раззаков
Источник информации: кн.”Секс-символы России”, “Звездные пары”.

  Тамара Макарова родилась в Санкт-Петербурге в семье военного врача. Кроме нее, в семье было еще двое детей: младшие брат и сестра.

Их детство было неразрывно связано со службой отца в гренадерском полку, в атмосфере военных традиций и некоторого романтизма. Уже с детских лет наша героиня была жутко влюбчивой.

Например, в пятилетнем возрасте она была влюблена в некоего поручика Данилевского и, когда в их доме устраивались вечеринки, цеплялась за него обеими руками и не давала ему ни с кем танцевать.

  После переворота в октябре 1917 года Макаровы остались без главы семейства: он погиб. Кругом царили голод и разруха. Однако Тамара даже в такое время успевала учиться в школе и одновременно заниматься в балетной студии.

(Стоит отметить, что Макарова подавала большие надежды в балете и одно время собиралась поступать в балетную школу Мариинского театра. Однако отец запретил ей это делать.

Читайте также:  Jose mourinho - биография знаменитости, личная жизнь, дети

) Иногда она в составе студийной бригады участвовала в различных концертах и спектаклях и получала за это продуктовый паек, помогая своей семье.

  А в 1921 году Тамара решила создать собственный театр прямо во дворе своего дома. Собрав всю окрестную ребятню, она стала терпеливо обучать ее премудростям актерского ремесла.

Вскоре дворовый театр порадовал окрестную детвору премьерой спектакля, и районный отдел народного образования принял решение зарегистрировать детский дворовый театр как штатную единицу и разрешил ему ставить выездные спектакли.

За свою работу юные актеры регулярно стали получать хлебный паек.

  В 1924 году, после окончания трудовой школы второй ступени, Макарова подала документы в МАСТАФОР – актерскую мастерскую Фореггера. Экзамены она сдала блестяще: опыт сценической деятельности у нее был к тому времени солидным. Именно там наша героиня впервые встретилась с 20-летним студийцем Сергеем Герасимовым.

Произошло это после того, как Макарова блестяще станцевала чарльстон в эстрадной миниатюре “Модистка и лифтер”, и Герасимов подошел к ней, чтобы выразить свое восхищение. В то время он был уже достаточно знаменит благодаря ролям в немых фильмах Г. Козинцева и Л. Трауберга. Поэтому его расположения добивались многие девушки.

Однако в тот раз их отношения ни во что серьезное не вылились. Но довольно скоро состоялась новая встреча.

  Т. Макарова жила рядом с “Ленфильмом” и часто проходила мимо его стен. И однажды, когда она в очередной раз шла домой привычным маршрутом, к ней внезапно подошла незнакомая женщина. Как оказалось, это была ассистентка Г. Козинцева и Л. Трауберга.

Остановив нашу героиню, ассистентка внезапно спросила ее: “Девушка, хотите сниматься в кино?” Ответ Макаровой был короток: “Конечно, хочу”. Так в 1926 году она попала на съемочную площадку фильма “Чужой пиджак”. Ей досталась роль машинистки-вамп, сердцеедки, которая всех соблазняет. А в роли агента Скальковского был занят Сергей Герасимов. По словам самой Т.

Макаровой, “Герасимов был элегантным актером. Он был из дворян. Козинцев и Трауберг сделали его звездой экрана, респектабельным плейбоем. Мы с ним тогда встречались главным образом в клубах, на танцах. Я танцевала отлично, и он любил танцевать. Тогда были модными чарльстоны.

Они были настолько модными, что мы вместе с друзьями – Кузьминой, Костричкиной, Жеймо, Герасимовым – создали маленький ансамбль и даже выступали в филармонии…
  Ухаживание Герасимова за мной длилось около года, после чего мы поженились…”

  В первые годы молодожены жили очень скромно. У них была одна комнатка в два окна, на которых не было даже занавесок. По словам Макаровой, занавески в то время были пределом ее мечтаний.

  По совету своего мужа Макарова поступила учиться на киноотделение Ленинградского техникума сценических искусств, который вскоре был преобразован в институт. С. Герасимов в то же время решил перейти в режиссуру – Г. Козинцев взял его к себе ассистентом.

Однако в самом начале режиссерской карьеры С. Герасимова внезапно призвали в армию. Уходить туда ему не хотелось, да и со здоровьем было не все в порядке. Некоторое время назад во время съемок С. Герасимов упал с лошади и серьезно повредил себе колено. Т.

Макарова рассказывала: “Вот и говорит он мне: “Если меня освободят от призыва, я куплю тебе шторки…” Сижу я как-то в одиночестве на окне – и вдруг радость: идет Сережа! Его освободили, и не на какой-то срок, а совсем.

И принес муж две циновки на окна, первое богатство нашей семейной жизни…”

  В начале 30-х годов Макарова снялась сразу в нескольких фильмах: “Счастливый Кент” (1931), “Дезертир” и “Конвейер смерти” (оба – 1933). В это же время осуществились и первые режиссерские работы С.

Герасимова: “Двадцать два несчастья” (1930), “Сердце Соломона” (1932). В 1933 году С. Герасимов начал работу над фильмом “Люблю ли тебя?” и на главную роль в картине пригласил свою жену – Т. Макарову.

  Между тем настоящая всесоюзная слава к Макаровой и Герасимову пришла в 1936 году, когда на экраны страны вышел фильм “Семеро смелых” (Герасимов снял его в 1935 году по книге известного полярника Константина Званцева). Успех картины у зрителей был огромным, и все молодью актеры, снявшиеся в нем (Т. Макарова, П. Алейников и др.), тут же стали знаменитыми.

После этого совместные фильмы Герасимова и Макаровой последовали один за другим: “Комсомольск” (1938), “Учитель” (1939, Сталинская премия в 1941 г.), “Маскарад” (1941). Последний фильм создавался Герасимовым в рекордные сроки – за три с половиной месяца, так как надо было успеть к столетнему юбилею М. Ю. Лермонтова. Роль Нины в картине сыграла Макарова.

Картина была завершена в ночь на 22 июня 1941 года. Когда утром режиссер и его жена счастливые пришли на “Ленфильм”, чтобы отрапортовать о проделанной работе, их внезапно одернули: “Слушайте радио!” А по радио в это время транслировали выступление В. Молотова, который сообщил о начале войны.

И все же, несмотря на это, копии “Маскарада” успели отпечатать и разослали по всей стране. Т. Макарова рассказывала: “Эта картина оставила во мне глубокий след. Я и не подозревала, что способна играть трагедию. А потом и сам фильм сопровождался трагическими житейскими и социальными обстоятельствами.

Что-то обязательно случалось вокруг премьерных показов “Маскарада” – на сцене и в кино. Мистика витает рядом с Лермонтовым”.

  Несмотря на то что многие ленинградцы с приближением фронта поспешили покинуть город, Макарова отправилась в Смольный и попросила дать ей возможность участвовать в обороне города. Отказать ей не посмели.

Так она стала сначала инструктором в Политуправлении фронта, затем работала сандружинницей в одном из госпиталей, медсестрой.

Работала она в сложном месте – в нейрохирургическом отделении, где лежали больные с пролапсом мозга.

  Не остался в стороне и Герасимов. Вместе с Михаилом Калатозовым они начали работу над полудокументальным фильмом “Непобедимые” – об эвакуации и тех, кто остался в городе на Неве. Роль инженера с Ижорского завода в нем исполнила Т. Макарова.

Как сама она рассказывала много лет спустя: “Однажды этот фильм мы показывали где-то на Урале, и в момент, когда на экране проходили ополченцы, вдруг закричала женщина – среди ополченцев она увидала мужа. Меня поразил ее крик: “Володя!” Она подбежала к нам, стала расспрашивать.

А что мы могли рассказать о солдатах? Где они сражались и погибали?..”

  В 1943 году Макарова и Герасимов все-таки покинули Ленинград и перебрались в Среднюю Азию, в Ташкент, где тогда находились в эвакуации все кинематографические кадры страны. Там они оба вступили в ряды КПСС, и там же в их семье произошло важное событие – они усыновили сына родной сестры Макаровой Артура.

Вот что рассказывает об этом сама актриса: “Артур был сыном моей родной сестры Людмилы. История ее семьи поистине драматическая. Ее муж, отец Артура, был в Смольном, когда убили Кирова. Как и всех, кто в тот день посетил Смольный, его арестовали и надолго сослали. Потом арестовали и Люсю…

Мы пережили большие семейные катаклизмы. Когда мы находились в Ташкенте, Артур был с нами. Люся, у нее родилась дочка Эмма, не возражала, чтобы мы с Сергеем усыновили Артура.

Идем мы в загс, чтобы все оформить, а 12-летний Артур говорит шутя: “Ну хорошо, я стану Макаровым, А отчество у меня будет Тамарович?” – “Нет, дорогой, – сказала я, – ты будешь Сергеевичем…”

  Между тем в 1944 году Герасимов снял фильм “Большая земля”, посвященный подвигу советских людей в глубоком тылу. Роль простой деревенской труженицы Анны Свиридовой, вставшей к станку на заводе вместо мужа-фронтовика, сыграла Макарова. По мнению большинства кинокритиков, это была одна из лучших ролей актрисы в 40-50-е годы.

  В 1945 году Т. Макарова впервые за долгие годы снялась в фильме у другого режиссера. Речь идет о картине Александра Птушко “Каменный цветок”, который вышел на экраны страны в 1946 году и тут же занял 1-е место в прокате. С этой картиной Макарова впервые выехала за границу- в Италию.

Там ей внезапно было сделано заманчивое предложение, о котором она вспоминает так: “Один американский продюсер говорил мне, что он постарается осуществить свой проект- снять “Анну Каренину”, а я буду ее играть. Вернувшись домой, я рассказала об этом. Слух дошел до нашего друга Михаила Калатозова.

Будучи заместителем министра кинематографии (в 1945- 1948 годах он возглавлял Главное управление по производству художественных фильмов. – Ф. Р.), он высказал мне свое официальное возмущение: “Как вы могли дать повод подумать, что вы поедете куда-то сниматься?” Проекту не суждено было осуществиться. Хотя я чувствую, что могла бы сыграть Анну.

Я ее очень понимаю, хотя эта женщина вопреки моим идеалам. Не люблю таких порабощенных своей страстью женщин”.

  В том же 1946 году Макарова снялась в первом своем официозном фильме – “Клятва” Михаила Чиаурели. Картина рассказывала о клятве Сталина, данной им народу после смерти Ленина. Через год фильм был удостоен Сталинской премии. В жизни нашей героини это была вторая подобная награда (первую она получила в 1941 году за фильм “Учитель”).

  В 1947 году Макарова снялась сразу в нескольких разных по жанру картинах: в “Первокласснице” Ильи Фраза, в “Повести о настоящем человеке” Александра Столпера, в “Трех встречах” Всеволода Пудовкина, А. Птушко и С.

Юткевича и, наконец, в “Молодой гвардии” у своего мужа Сергея Герасимова. В последнем фильме нашей героине досталась роль Елены Николаевны Кошевой – матери Олега Кошевого, руководителя Краснодонского подполья. В 1949 году эта картина была удостоена Сталинской премии.

А через год Макарова и Герасимов получили еще одну награду-звания народных артистов СССР.

  В 50-е годы фильмов с участием Макаровой вышло гораздо меньше, чем десятилетие назад. Зритель увидел ее в картинах: “Сельский врач” (1952), “Дорога правды” (1956), “Память сердца” (1958).

Когда в 1956-1957 годах Герасимов снимал картину “Тихий Дон”, роли для его жены в нем почему-то не нашлось. Эта картина в 1958 году стала лидером проката в СССР – 1-е место, 47 млн. зрителей.

В том же году она была удостоена международных призов: в Брюсселе, на кинофестивалях в Москве, Карповых Варах, Мехико.

  В 60-80-е годы Макарова активно преподавала во ВГИКе (в 1968 году она стала профессором) и снималась в кино. В те годы она в основном снималась в картинах собственного мужа: “Люди и звери”, “Журналист”, “Любить человека”, “Юность Петра”, “В начале славных дел”.
  В 1982 году Макарова была удостоена звания Героя Социалистического Труда.

  Что касается личной жизни двух выдающихся деятелей нашего кинематографа, то стоит отметить, что в 1983 году они отметили 55-летие своего совместного брака. В связи с этим приведу слова актрисы А. Вертинской: “Скажем, в браке Сергей Герасимов – Тамара Макарова было ясно, что Тамара Федоровна была всепрощающим женским началом.

Одно дополняло другое – ему надо было ее опекать, защищать, он был человеком сильным. А она, наверное, просто не боролась с ним никогда – судя по ее потрясающим чертам лица, которые сохранились до глубокой старости. Там не было страшных носогубных складок, хищного выражения глаз, губ и отпечатка сожранных людей на лице.

Потому что она не боролась за собственного мужа”.

  В 1984 году у “звездной” четы случилась беда – сгорела часть их дачи. Невольным виновником этого происшествия стала домработница, которая топила печку и забыла завернуть газовый кран. Газ вспыхнул, и огонь довольно быстро уничтожил верхнюю половину дома. Когда Макарова узнала об этом по телефону, она горько рыдала.

  Между тем в том же году на экраны страны вышел фильм “Лев Толстой”, в котором Герасимов (он же был и режиссером картины) и Макарова сыграли главные роли – Л. Толстого и его жены Софьи Андреевны. Картина рассказывала о последних днях жизни великого русского писателя. Так получилось, что этот фильм оказался последним и в жизни С. Герасимова. 28 ноября 1985 года он скончался.

  В последние годы своей жизни Макарова, так же как и многие ее коллеги-кинематографисты, мало появлялась на публике. В мае 1995 года, к 90-летию С. Герасимова, она выпустила книгу воспоминаний “Послесловие”. В июле того же года в “Московском комсомольце” появилось одно из немногих интервью с ней.

В нем она рассказывала: “Сергей украшений мне не дарил. Я сама себе дарила. Он приносил цветы. Из-за границы привозил вкусные духи…   Как и всякая женщина, я часто влюблялась. Сергей меня ревновал. Я тоже его ревновала. Дома иногда выговаривала. Но чаще в душе таила ревность.

Ведь ревновать можно не только к человеку, но и к обстоятельствам, к прошлому, к привычкам. Ревность – понятие обширное…   Самым романтическим впечатлением в нашей жизни была поездка на Урал, где Сергей родился. На озеро близ Челябинска.

Там открывался его юношеский облик, о котором никто не догадывался: он быстро ходил по лесу, восторгался каждой невидали, посвистывал, напевал из опер или казачьи песни. Находил только ему ведомые места, где росли маслята или белые. Он сбрасывал годы и какие-то вериги, которые нес по обязанности разного рода. С ним никогда я не скучала…

  Машина у нас когда-то была. Но однажды я въехала в березу, стукнула машину и сказала себе: “Но па-саран”. Герасимов не водил – не мог, слишком углублялся в себя, выпускать его на дорогу было бы опасно…   Я сохранила устойчивость в быту: все стоит, висит на тех же местах, даже книжки те же перечитываются.

Остались старые привычки, только, к сожалению, я одна в них участвую… Я люблю быть одна – быть собой. Мне не скучно. Кстати, не люблю вспоминать и возвращаться к прошлому. Люблю жить сегодняшним днем и как-то думать о том, что станет со мной в ближайшем будущем…

  Я не могу принять жалобы: “Все плохо!” Все плохо быть не может. Солнце заходит – появляется луна. Одни цветы отцветают – другие раскрываются. Если перестанешь сопоставлять и видеть движение, тебе конец. Нужно уметь замечать ростки нового. А если каждое утро встречать стоном, а вечером не благодарить Бога за прожитый день, а только жаловаться и причитать, – это же с ума можно сдвинуться…

  Я не могу сказать, что была беспощадна к своим врагам. Но людей, которые были моими недоброжелателями, я просто не замечала и не замечаю, если они до сих пор еще сохранились. Я о них никогда не помню. Это очень утомительно – разжигать в себе злость…

  Все прожитое мне интересно. Если бы чудо было возможным, я вновь бы все повторила и замуж за Герасимова вышла…”

  Книга воспоминаний “Послесловие” завершается “Неотправленным письмом” Т. Макаровой своему мужу С. Герасимову. В нем она пишет: “Я благодарю тебя за все! И уверена, что мы непременно встретимся. Там”.

Источник: http://www.allabout.ru/a11058.html

Ссылка на основную публикацию