Урсула ле гуин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ле Гуин Урсула Крёбер: биография, карьера, личная жизнь

Урсула Крёбер Ле Гуин появилась на свет в Портленде (штат Орегон, США) 21 октября 1929 года. Ее родители были видными специалистами в области антропологии. Отец будущей писательницы не раз участвовал в археологических экспедициях, его глубокие исследовательские работы имели успех в научном сообществе. Мать Урсулы стала известной после публикации книги о племени Яхи.

В семье каждый день обсуждались новости науки и литературы. С юных лет Урсула пристрастилась к чтению, в 7 лет она уже пробовала сочинять стихи. Первый фантастический сюжет девочка создала в возрасте 9-ти лет.

Урсула росла в большой и очень дружной семье: у девочки было три сводных брата от прежних браков ее родителей.

В 1951 году девушка окончила женский колледж в Кембридже и стала обладательницей степени бакалавра искусств, а уже через год стала магистром в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В последующие годы она занималась изучением средневековой литературы во Франции, однако не стала защищать диссертацию.

Вернувшись из Франции в США, Ле Гуин преподавала французский язык, а также литературу в университетах штатов Айдахо и Джорджия.

Мужем Урсулы стал Чарльз Ле Гуин, историк по профессии. Супруги воспитали двух дочерей и сына.

В литературную деятельность Урсула окунулась в 60-е годы. В основном она создавала сочинения в жанре фэнтези, много внимания уделяла и научной фантастике. Книги Ле Гуин переведены на четыре десятка языков.

Известность Урсуле принес «Хайнский цикл», который составили несколько романов, повесть и сборник рассказов. Свое название цикл получил по имени придуманной автором планеты Хайн, ставшей центром объединений цивилизаций.

В области фэнтези центральное место в творчестве Ле Гуин занимает знаменитый цикл про Земноморье. Начало цепочке связанных между собой книг положил увлекательный рассказ «Слово освобождения» (1964). Впоследствии появилось еще несколько романов и рассказы.

Урсула Ле Гуин выпустила также несколько книг для детей и подростков. Среди них – повесть «Далеко-далеко отовсюду» (1976). Последней книгой Урсулы – из тех, что изданы при жизни – стал сборник эссе «Нет времени для отдыха». Здесь она познакомила читателя с размышлениями о волнующих ее вопросах.

На русском языке произведения Ле Гуин были изданы в 1980 году в виде сборника «Планета изгнания». В него вошли «Хайнский» цикл и ряд рассказов, не вошедших в циклы.

Некоторые сочинения Урсулы Ле Гуин были экранизированы. Наибольшую известность получил фильм «Резец небесный» (1980) и сериал 2004-го года  «Волшебник Земноморья». Литературные достижения писательницы не раз отмечены премиями и другими наградами в области научной фантастики.

Урсула Ле Гуин ушла из жизни 22 января 2018 года, ей было 88 лет.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957602-le-guin-ursula-kreber-biografiya-karera-lichnaya-zhizn

Урсула Ле Гуин ушла в историю литературы

В Портленде, США, на 90-м году жизни скончалась Урсула Кребер Ле Гуин, всемирно известный писатель, автор знаменитых фантастических произведений.

Казалось бы, она с рождения обязана была стать гуманитарным светилом – дочь ученого-антрополога и писательницы из калифорнийского Беркли, одного из американских интеллектуальных центров. Но многие рождаются в подобной среде, однако писатели уровня Ле Гуин – великая редкость.

Аристократическая фамилия у нее от мужа – американского историка и литературоведа французского происхождения Чарльза Ле Гуина, за которого она вышла замуж в Париже. Да и сама она в Гарварде специализировалась на средневековой романской литературе. Наверное, отсюда некоторая торжественная размеренность ее стиля.

Ранние вещи писательницы не были фантастикой, а относились к так называемому «руританскому жанру»  – приключения в вымышленном европейском королевстве. Но с начала 60-х годов Ле Гуин начинает приобретать известность, как автор фантастики, заняв свое законное место в плеяде великих англоязычных мастеров того времени.

С тех пор ее произведения были переведены на множество языков, она получила практически все самые престижные премии для фантастов. Но «легкость» жанра не мешала ей оставаться автором высокоинтеллектуальной прозы.

Погружая героев в антураж искусно сконструированных вымышленных миров, Ле Гуин поднимает в своих книгах глубочайшие вопросы мира реального.

Фантдопущения, например, двуполость обитателей планеты Зима, позволяют писательнице пускаться в изощренные и рискованные психологические и философские эксперименты.   

Но о чем бы она не писала, в центре ее произведений – всегда человек, взаимодействующий со вселенной. Противостояние и соработничество макро- и микрокосма, мужского и женского начала, позитива и негатива отразились в рефрене ее самого знаменитого романа «Левая рука Тьмы»:

Свет – рука левая тьмы,

Тьма – рука правая света.

Двое – в одном, жизнь и смерть,

И лежат они вместе.

Сплелись нераздельно,

Как руки любимых,

Как путь и конец.

ИА FederalCity попросило нескольких российских писателей-фантастов прокомментировать уход из жизни их великой коллеги.

Сергей Чекмаев, писатель, сценарист, литредактор (Москва):

– Братья Стругацкие устами своего героя Леонида Горбовского одной фразой описали главный постулат гуманистической фантастики: «Из всех возможных решений выбирай самое доброе.

Не самое обещающее, не самое рациональное, не самое прогрессивное и, уж конечно, не самое эффективное – самое доброе!» Не знаю, читала ли Урсула Кербер АБС, но, думаю, и она, и ее герои подписались бы под этими словами.

Ведь в романах Ле Гуин почти нет эпических сражений, а экспансия ведется самыми мирными и гуманными методами.

Могущественный, но молчаливый Гед в «Волшебнике Земноморья», этнолог Роканнон в «Планете Роканнона», посланец Лиги Миров Дженли Аи в «Левой руке Тьмы» побеждают не столько оружием или магией, сколько невероятной силой духа, гуманизмом и личным примером необыкновенного мужества.

Каждый из них прошел невероятно тяжелый путь, потеряв во время странствий немало близких друзей, каждый пожертвовал очень многим ради эфемерных и призрачных, но великих идеалов.

Во времена крепкой, грубой, «мужской» фантастики 60-70-х годов века, когда даже Элис Мэри Нортон пришлось брать гендерный псевдоним, это был свой особый путь, по которому Урсула Ле Гуин шла до конца.

Говорят, астрономическое сообщество уже не первый год собирается назвать в ее честь малую планету в Поясе. Думаю, этого мало. Надеюсь, со временем самый богатый и процветающий остров Земноморья будет назван Урсулой. Она заслужила.

Татьяна Алексеева-Минасян, писатель, журналист (Санкт-Петербург):

– Жанр фэнтези принято считать чем-то легкомысленным, несерьезным, и Урсула Ле Гуин – одна из тех писателей, благодаря которым эту точку зрения можно опровергнуть. Ее книги по глубине и психологичности превосходят многие реалистические произведения, они ставят перед читателем множество сложных вопросов, над которыми он может долго размышлять уже после того, как дочитает последнюю страницу.

У книг Ле Гуин были миллионы поклонников по всему земному шару. Ее удивительные истории об удивительных мирах вдохновили на творчество огромное число других писателей, среди которых немало почти таких же известных, как она. В этом смысле автор «Волшебника Земноморья» и «Левой руки Тьмы» продолжает жить – частичка ее души осталась в каждом ее произведении и в каждой книге ее последователей.

Андрей Скоробогатов, писатель (Екатеринбург):

–  Ле Гуин была большим мастером конструирования мира – и в географическом, и в социальном плане. Помню, как прочтение «Волшебника Земноморья» подстегнуло меня к занятию фантастической географией. Мне было лет 12 или 13, я сел, пролистал еще несколько раз от начала до конца всю трилогию, отыскивая описания географии, и попытался на большом листке А3 формата воссоздать все Земноморье.

Тогда еще не было доступа в Интернет, и когда я через лет семь нашел карту от автора, оказалось, что получилось достаточно близко к оригиналу. Позже рисовал другие карты и миры – и к своим произведениям, и просто так. Но, видимо, во многом именно благодаря Урсуле Ле Гуин многие мои последующие взрослые вещи вышли «географо-центричными», – то есть, первичны в них мир и общество.

Григорий Неделько, писатель (Москва):

– Сегодня ушла из жизни величайшая писательница Урсула Ле Гуин. Знаю, сам терпеть не могу громкие названия и имена, так как зачастую они яйца выеденного не стоят, но Ле Гуин заслужила имя мастера фантастики, причем сделала это честно.

Вообще, сейчас на гениев малый урожай и еще меньший спрос, что не может не огорчать. Когда-то, допустим, в 60-е – 70-е годы, зарождались целые «волны», и «волны» те несли на своих гребнях целый сонм гениев. В фантастике это были Дик, Эллисон, Хайнлайн, Ле Гуин… Продолжать можно долго – дополните сами.

Что же мы имеем сегодня? От силы десяток-два сильных авторов и сотни-тысячи пытающихся, многие из которых до сих пор не выползли со дна литературного моря. Такое отнюдь не радует, и тем горше потеря знаменитых и премированных разряда и уровня Ле Гуин. Светлая ей, как говорится, память и, разумеется, долгой и счастливой жизни ее бессмертным творениям.

Павел Ганипровский, писатель, публицист (Санкт-Петербург):

– Урсула Ле Гуин сопровождает меня с детства. Мне было лет десять, когда я прочитал короткий рассказ «Апрель в Париже». Современный историк, специалист по Франсуа Вийону, волею некоего средневекового алхимика «проваливается» во времена жизни предмета своих исследований.

С Вийоном он не встречается, но у него завязывается дружба с алхимиком, и профессор XX века с удовольствием остается в веке XV.

Я понятия не имел тогда, ни кто такой Вийон, ни что рассказ переведен выдающейся переводчицей Норой Галь, да и имя автора – Урсула Ле Гуин – ничего мне не говорило.

Тем более я не знал, что главный герой рассказа списан с ее мужа, исследовавшего творчество забытого французского поэта XV века Жеана Ле Мэре де Бельж. Но рассказ врезался в память и остался со мной навсегда. Он какой-то… звенящий, радостный, исполненный безумной, но истинной надежды.

Потом мне открылся «Волшебник Земноморья» – чуть грустный, почти гомеровский эпос о мудрых магах, величавых драконах и безднах, разверстых в человеческих душах. Еще позже – Хайнский цикл, среди которого бриллиантом сверкает «Левая рука Тьмы», один из лучших, на мой взгляд, романов XX века, и не только жанра космической фантастики.

Писательница не поставила точку ни в одном из этих циклов. Но их продолжения уже, увы, не будет. Вместе со своим автором эти сложные и великолепные миры заняли вечное место в истории мировой литературы.

И несколько десятилетий спустя для новых поколений читателей Урсула Ле Гуин станет лишь ярким именем в величественной чреде классиков. Но мы будем гордиться, что застали то время, когда она жила и творила.

Источник: http://federalcity.ru/index.php?newsid=2456

Урсула Ле Гуин как пророк Страны чудес

Умерла Урсула Ле Гуин, лауреат премий «Хьюго», «Небьюла» и «Локус». «Горький» попросил Николая Караева рассказать краткую биографию писательницы.

22 января в Портленде, штат Орегон, скончалась в возрасте 88 лет женщина, чьи заслуги перед фантастикой и — шире — литературой неоценимы. Достаточно сказать, что Урсула Ле Гуин стала единственным фантастом США, которого удостоили чести при жизни войти в пантеон авторов элитной «Library of America». Прежде там издали Филипа К. Дика и Курта Воннегута, обоих — спустя годы после смерти.

В России Ле Гуин была популярна не менее, чем на Западе, несмотря на то, что главных ее книг советским людям пришлось ждать аж до перестройки.

Последнюю четверть века в российском фэндоме писательницу ласково и уважительно именовали «старушкой Ле Гуин», подразумевая, что старушка-то она старушка, но, так сказать, «всё еще».

Многие помнят, что ее стихи звучат в песне «Аквариума»: последний куплет «Кад Годдо» из альбома «Дети декабря» — переложение сочиненного самой Ле Гуин эпиграфа к ее «Волшебнику Земноморья». Вот этот эпиграф:

Только в молчании — слово, Только во тьме — свет, Только в смерти — жизнь: Светел полет сокола

В пустом небе.

Это дань древнекитайской «Книге о Пути и Силе», фундаменту даосизма с его вроде как враждующими, но вечно перетекающими друг в друга первоосновами бытия, инь и ян.

Самые знаменитые книги Ле Гуин — «Волшебник Земноморья», первый роман фэнтезийной серии о Земноморье с его магией истинных имен, драконами и школой волшебников, а также «Левая рука Тьмы» и «Обделенные» из условного Хайнского цикла о космической Ойкумене — были безусловной классикой не всегда. «Волшебник» вышел в 1968 году, «Левая рука» — в 1969-м, и эпоха к такого рода текстам располагала: в те годы «новая волна» британской и американской фантастики активно вводила в основательно протухший с точки зрения контркультурных революционеров жанр джойсовскую разноголосицу стилей, неевропейские мифы и легенды, психологию (в основном в юнгианском изводе), эволюцию духа и тела, разноплановый секс, экологию, феминизм и то благородное неприятие расизма, которое ныне слишком многие через губу именуют мультикультурностью.

Всё это у Ле Гуин так или иначе есть. Волшебник Гед — темнокожий. Позорным образом обе экранизации историй земноморского цикла, телесериал Sci-Fi Channel и аниме Горо Миядзаки этот момент упустили, за что были обруганы писательницей нещадно.

Читайте также:  Людмила касаткина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Левая рука Тьмы» повествует об инопланетянах, которые в основном асексуальны, а в период половой активности могут становиться как мужчинами, так и женщинами — смотря как сложится с партнером.

«Обделенные» — «двуликая» или «двусмысленная утопия» — исследует возможности общества анархии в противоположность капитализму (и социализму тоже).

Еще один, куда более масштабный, труд того же плана — огромный роман «Всегда возвращаясь домой», чье название перекликается с поговоркой из «Обделенных»: «Истинное путешествие есть возвращение». Это «опыт археологии будущего», смелая попытка этнографически всестороннего описания народа, живущего по принципам, сильно отличающимся от наших. Примеры можно множить.

Похоже, что для Ле Гуин, дочери антрополога, истина, если о ней вообще можно говорить, заключалась именно в разнообразии: пусть расцветают сто цветов, путь все миры идут своими путями — но так, чтобы не ограничивать ничью свободу. Юнг здесь и правда смыкается с Лао-цзы, а антропология и этнография — с лингвистикой и экологией.

Один из рассказов Ле Гуин закамуфлирован под статьи из «Журнала ассоциации теролингвистов» о языке и искусстве муравьев, пингвинов, мхов и ромашек.

Подчинение и даже слияние не выход; только в процессе взаимоизучения и взаимовлияния множества различных культур (вспомним Земноморье — архипелаг, каждый остров которого имеет свое лицо) можно что-то понять о себе и о других.

Эти или похожие мессиджи так или иначе прослеживались в американской фантастике 1960-х — взять хоть «Дюну» Фрэнка Герберта, хоть «Князя Света» Роджера Желязны, хоть «Пересечение Эйнштейна» Сэмюэля Дилейни, хоть цикл Майкла Муркока о Джерри Корнелиусе.

Однако далеко не все книги хулиганствующих кропоткинистов «новой волны» выдержали испытание временем. Урсула Ле Гуин — одна из тех, кто, как Алиса, оказался больше сказки битников и хиппи 60-х. Когда в 1970-е наступил экономический кризис и Страна чудес развалилась, верность анархии сохранили немногие.

Ле Гуин была среди них, пожалуй, первой среди выживших.

Конечно, ей и в страшном сне не могло присниться, что формулу «Свет — это левая рука Тьмы, Тьма — это правая рука Света» можно выхолостить и нивелировать до условного мира Дозоров, в котором (по меткому замечанию героини Пелевина) «добро дает кормиться злу за то, что зло дает кормиться добру, и так далее».

Трансформация Страны чудес 60-х с ее светлой мечтой а-ля «Imagine» в «Будущее» Леонарда Коэна, лишенное каких бы то ни было моральных императивов (раз уж Свет и Тьма настолько взаимозаменяемы), была, видимо, логичной, но вряд ли приемлемой для Ле Гуин, которая каждой книгой доказывала: любое общество обязано выработать «правила внутреннего пользования», иначе — ничего хорошего.

С другой стороны, если посмотреть на нас со стороны, — разве не в мире по Ле Гуин мы с вами живем? Стало общим местом утверждать, что человечество застряло в киберпанке, но ведь одна из черт, характеризующих киберпанк, — это именно поликультурность, точнее, полисубкультурность: мы предпочитаем идентифицировать себя по бесчисленным субкультурам, каждая из которых отличается структурой, законами, традициями — и все взаимодействуют со всеми. Земноморье, Ойкумена, далее везде.

В какой мере Урсула Ле Гуин описала наш мир, а в какой его сотворила — вопрос, разумеется, открытый.

Источник: https://gorky.media/context/ursula-le-guin-kak-prorok-strany-chudes/

Урсула Ле Гуин: творческий путь писательницы

Урсула Ле Гуин (Крёбер), американский писатель, автор книг в жанре научной фантастики и фэнтези, родилась 21 октября 1929 г. Местом ее рождения является Калифорния, город Беркли.

Урсула – дочь известного во всем мире ученого-антрополога и писательницы. В 1951 году писательница завершила обучение в колледже и получила диплом бакалавра. На следующий год после окончания колледжа ею была защищена диссертация в Колумбийском университете. Тема диссертации: «Романтическая литература Средних веков и Возрождения».

Детство

Детство Урсулы было очень интересным. Она наблюдала за работой своих родителей и всему у них училась. Ее любимым занятием было чтение рассказов в жанре научной фантастики. Родители проводили с дочерью много времени, посвящая ее в таинства мироустройства. Биография писательницы очень интересна и включает в себя много ярких событий.

Творчество

До того как Ле Гуин начала писать романы, она увлекалась поэзией. Ею было написано немало стихотворений. Однако ни одно из них не было опубликовано. Потом автор начала писать рассказы о стране, которую придумала сама. Писательница дала этой стране название Орсиния. В 70-х годах были опубликованы:

  • Сборник «Рассказы об Орсинии» (1976).
  • Роман «Малафрена» (1979).

Самой популярной книгой Урсулы является «An die Musik», опубликованная в 1961 г. А через год один из известнейших журналов напечатал захватывающий рассказ под названием «Апрель в Париже».

Урсула Ле Гуин сумела стать одним из популярнейших, самых востребованных, ярких, самобытных авторов в жанре фантастики. Ее библиография включает большое количество интереснейших сочинений.

Огромную популярность ей принесли произведения из так называемого «Хайнского цикла».

Хайн представляет собой предполагаемую сверхцивилизацию, якобы способствовавшую зарождению разума во Вселенной и давшую начало развитию человечества.

Рекомендуем: Маргарет Митчелл: история известной писательницы

Представительница американской научной фантастики создала свою собственную Галактическую федерацию, имя которой – Лига Миров (Экумена).

Работая над этим проектом, писательница положила в его основу не коммерческие, технологические или политические принципы, а гуманистические, исключающие любое насилие. По ее концепции, Лига не управляет развитием цивилизации, а осуществляет его мониторинг.

Путь к прогрессу Урсула видит в индивидуальном контакте индивидуумов, их философий, культур и психологий личности.

Миры Урсулы Ле Гуин заключены в шести томах, содержащих многочисленные повести и рассказы о будущем. Время действия охватывает несколько тысячелетий начиная с 23 века.

В своих книгах Ле Гуин повествует о построении будущего порядка во Вселенной, подробно прорабатывая детали, сюжетные линии, «оживляя» образы героев.

В произведениях автора отчетливо переданы особенности личности каждого персонажа, вся глубина их характеров и психологии.

Урсула Ле Гуин стала лауреатом множества премий. Изучению ее творчества посвящены книги, монографии, коллективные сборники. В 2010 году Ле Гуин выпустила книгу, которая включала ее эссе, рассказы, статьи и стихотворения. Этот сборник Урсула назвала «80! Memories & Reflections on Ursula K. Le Guin», так как она ее опубликовала в честь своего восьмидесятилетия.

Рекомендуем: Франсуаза Саган: биография

Основным направлением творчества Урсулы всегда была фантастика, но, несмотря на это, она писала о человеке. Миры Урсулы Ле Гуин являются невероятно гармоничными, все нюансы в них продуманы и описаны до мелочей. Эти миры населены различными героями. Писательница тонко передает индивидуальность каждого персонажа, особенности его мышления и уникальные человеческие черты.

Основная цель автора заключается в описании самого героя, его внутреннего мира, его рассуждений, процесса его взросления, понимания им самого себя, преодоления себя, восприятия им другой культуры. Герои Ле Гуин находятся в постоянном поиске самих себя, ищут ответы на важные вопросы.

Цикл о Земноморье стал классикой фантастического жанра. Эти произведения повествуют о взрослении личности, о долгожданной встрече с чем-то иным, новым, непознанным, о жизни, о смерти, о понимании самого себя.

Библиография

Библиография писательницы включает в себя огромное количество книг. Среди них самыми популярными являются:

  • «Глоток воздуха».
  • «Вымышленное путешествие».
  • Трилогия о Земноморье.
  • «Воображаемые страны».
  • «Взросление в Кархайде».
  • «Вода широка».
  • «Волновой кот».
  • «Вдогонку».
  • «Вещи».
  • «Белый ослик».
  • «Апрель в Париже».
  • «Восхождение на северную стену».

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/ursula-le-guin.html

Биография писательницы Урсулы Ле Гуин

ТАСС-ДОСЬЕ. 22 января 2018 года в Портленде (шт. Орегон, США) на 89 году жизни умерла американская писательница Урсула Ле Гуин.

Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли (шт. Калифорния, США) в семье Алфреда Луиса Крёбера (1876-1960) и Теодоры Кракау (1897-1979). Родители были учеными-антропологами, мать получила известность за свою книгу об Иши – последнем представителе индейского племени Яхи.

В 1951 году Урсула Кребер получила степень бакалавра искусств в женском Рэдклифф-колледже (Кембридж, шт. Массачусетс), в 1952 году – степень магистра искусств в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1953-1954 годах, получив грант по программе Фулбрайта, изучала во Франции средневековую литературу, однако защищать диссертацию не стала.

В середине 1950-х вернулась в США, работала преподавателем французского языка и литературы в Мерсеровском университете (Мейкон, шт. Джорджия) и университете штата Айдахо (г. Москоу).

Литературное творчество

Урсула Ле Гуин начала профессиональную литературную деятельность в 1960-х. Преимущественно она работала в жанрах научной фантастики и фэнтези, ее книги переведены более чем на 40 языков.

Широкую известность в качестве автора научно-фантастических произведений ей принес “Хайнский цикл”, получивший название по вымышленной планете Хайн – центру межпланетного объединения цивилизаций Лига Миров.

Цикл включает в себя романы: “Планета Роканнона” (1966), “Планета изгнания” (1966), “Город иллюзий” (1967), “Левая рука Тьмы” (1969), “Обделенные” (1974), “Толкователи” (2000), повесть “Слово для леса и мира – одно” (1972), сборник “День рождения мира” (2002).

Основное место в фэнтезийном направлении творчества Урсулы Ле Гуин занимал цикл “Земноморье”. Начало ему положил рассказ “Слово освобождения” (1964), за которым последовали романы “Волшебник Земноморья” (1968), “Гробницы Атуана” (1971), “На последнем берегу” (1972), “Техану” (1990), “На иных ветрах” (2001). Также в цикл включены несколько рассказов.

Урсула Ле Гуин являлась автором ряда произведений, не входивших в эти две серии. В их числе: романы с утопическими мотивами “Резец небесный” (1971), “Глаз цапли” (1978) и “Всегда возвращаясь домой” (1985), квазиисторический роман “Малафрена” (1979), повесть для подростков “Далеко-далеко отовсюду” (1976) и др.

Писательница выпустила ряд детских и поэтических книг, а также несколько сборников статей. В 2017 году была издана последняя прижизненная книга Урсулы Ле Гуин: сборник эссе No Time to Spare: Thinking About What Matters (“Нет времени для отдыха: размышления о значимом”), в котором изложила свои взгляды на культурное восприятие фэнтези, старение, повседневную жизнь и др.

Первым отдельным русскоязычным изданием произведений Урсулы Ле Гуин стал сборник “Планета изгнания”, выпущенный в 1980 году в серии “Зарубежная фантастика” московским издательством “Мир”. Он включал в себя произведения из “Хайнского цикла” и внецикловые рассказы.

Экранизации

По произведениям Урсулы Ле Гуин сняты телефильм “Резец небесный” (1980, режиссеры Фред Барзик и Дэвид Локстон, США), мини-сериал “Волшебник Земноморья” (2004, Роберт Либерман, США), анимационная картина “Сказания Земноморья” (2006, Горо Миядзаки) и др.

Семья

Был замужем за историком Чарльзом Ле Гуином. Имела дочерей Элизабет (род. 1957) и Каролину (род. 1959), а также сына Теодора (род. 1964).

Награды, признание

За свои произведения Урсула Ле Гуин была неоднократно отмечена наиболее престижными литературными премиями в области научной фантастики – “Хьюго” (1970, 1973, 1974, 1975, 1988) и “Небьюла” (1970, 1975, 1991, 1996, 2009).

В 2003 году удостоена мемориальной премии “Гроссмейстер фантастики” им. Деймона Найта, в 2014 году – медали “За выдающийся вклад в американскую словесность”.

Жизни и творчеству писательницы посвящены одноименные книги Барбары Бакнелл (1981) и Шарлотты Спивак (1984) “Урсула Ле Гуин” (Ursula K.

Le Guin), Бернарда Селинджера “Ле Гуин и идентичность в современной художественной литературе” (1988, Le Guin and Identity in Contemporary Fiction), Элизабет Камминс “Понимая Урсулу Ле Гуин” (1990, Understanding Ursula K. Le Guin), Уоррена Рочелла “Сообщества сердца.

Риторика мифа в художественных произведениях Урсулы Ле Гуин” (2001, Communities of the Heart. The Rhetoric of Myth in the Fiction of Ursula K. Le Guin) и др.

Источник: https://tass.ru/info/4897790

Умерла Урсула Ле Гуин: причина смерти, чем была известна, биография писательницы

22 января 2018 года известная американская писательница, лауреат многочисленных премий и один из столпов жанра фентези умерла в возрасте 88 лет в своем доме в Портленде. Печальную новость мировому сообществу рассказал сын писательницы Тео.

Родственник Ле Гуин не назвал причину смерти матери, отметив только, что в последние месяцы Урсула тяжело болела.

Напомним, что Урсула Ле Гуин является автором популярных книг в жанре фентези, особенно известны и любимы ее книги «Хайнского цикла», в который входит 21 произведение, написанные с 1974 по 1999 год и «циклу о Земноморье», который насчитывает 7 книг, написанных с 1964 по 2001 годы.

Ее роман «Левая рука Тьмы» 1969 года получил самые престижные премии мира фантастики — Хьюго и Небьюла, сюжет ее романов стал основой для нескольких фильмов.

Также Урсула Ле Гуин является детским писателем, поэтом и переводчиком.

Литературные награды и премии Урсулы Ле Гуин

— Премия «Хьюго» — 6 наград (в т.ч. 1973 г. — роман «Левая рука тьмы», 1974 г. — повесть «Слово для леса и мира одно», 1975 г. — роман «Обездоленные») — Премия «Небьюла» — 7 наград (в т.ч. 1969 г. — роман «Левая рука тьмы», 1971 г. — роман «Резец небесный», 1974 г.

— роман «Обездоленные», 1990 г. — роман «Техану. Последнее из сказаний о Земноморье») — Премия «Локус» — 21 награда.

— Национальная книжная премия США — Премия Джеймса Типтри-младшего — 3 награды — Всемирная премия фэнтези за заслуги перед жанром — Премия «Пилигрим» — Премия «Прометей» — 3 награды — Премия Джанет Хайдингер Кафки — Всемирная премия фэнтези за лучший роман — Всемирная премия фэнтези за лучшую повесть — «Живая легенда Библиотеки Конгресса» — Grand Prix de l’Imaginaire — Премия Маргарет Эдвардс — Премия «Индевор» — 2 награды

и другие.

Биография Ургсулы Ле Гуин

В 1929 году в калифорнийском городке Бекрли в семье ученого-антрополога и писательницы родилась будущая звезда мира фентези — Урсула Кребер. Ее отец Альфред Кребер изучал восточные культуры, а мать Теодора Кребер писала книги и с детских лет родители развивали в своем чаде любовь к литературе и культурологии.

Окончив Кемриджский колледж, Урсула в 1952 году защитила в Колумбийском университете диссертацию по теме «Романтическая литература Средних веков и Возрождения».

Получив степень по филологии, Ле Гуин работала в университетах США, Англии и Австралии, а также вела курсы научной фантастики, которой увлекалась по протяжении почти всей свое жизни.

В 1951 году Урсула познакомилась с Чарльзом Ле Гуином и практически сразу влюбленные сыграли свадьбу. У пары трое детей — сын и две дочери. С 1958 года семья проживает в штате Орегон, город Портленд.

Самое первое творение писательницы — рассказ «Умирающий музыкант», повествующий о бытовых проблемах, стоящих на пути гения к осуществлению его мечты, был написан в 1961 году.

Первой публикацией стал рассказ «Апрель в Париже», который вошел в состав сборника «Фантастика-1962».

Отдельный сборник рассказов Урсулы Ле гуин был опубликован в 1963 году и на тот момент в ее творчестве уже появился уникальный стиль повествования, свойственный этой писательнице.

Самый знаменитый цикл романов, сделавший Урсулу Ле Гуин знаменитой на весь мир — «Цикл о Земноморье» начался, как ни странно, с рассказов, которые были опубликованы в сборнике «Фантастика-1964». Это были два рассказа: «Освобождающие заклятие» и «Правило имен».

Эти два произведения дали толчок к созданию более сложного и увлекательного мира Земноморья, над которым Ле Гуин работала всю оставшуюся жизнь.

Первый роман цикла — «Волшебник Земноморья» — вышел в 1968 году и сразу же был удостоен премии издательского дома Boston Globe-Horm Book, а через несколько лет получил премию имени Льюиса Кэрролла.

Последний роман о Земноморье, который называется «На иных ветрах» был опубликован в 2001 году, в 2002 книгу удостоили Всемирной премии фэнтези. Всего в цикл входит 5 романов и несколько рассказов:

  • Волшебник Земноморья,
  • Гробницы Атуана,
  • На последнем берегу,
  • Техану,
  • Истории Земноморья,
  • На иных ветрах,
  • другие рассказы

Хайнский цикл Урсулы Ле Гуин

В этот цикл входит 21 книга с сюжетом, связанным или не связанным с другими произведениями цикла. Многие из этих книг получили престижные международные премии и являются одними из самых любимых у миллионов читателей во всем мире:

  • За день до революции (The Day Before the Revolution, 1974)
  • Обделённые (The Dispossessed, 1974)
  • Слово для «леса» и «мира» одно (The Word for World Is Forest, 1972)
  • Мир Роканнона (Rocannon’s World, 1966)
  • Обширней и медлительней империй (Vaster Than Empires and More Slow, 1971)
  • Планета изгнания (Planet of Exile, 1966)
  • Город иллюзий (City of Illusions,1967)
  • Левая рука тьмы (The Left Hand of Darkness, 1969)
  • Король планеты Зима (Winter’s King, 1969)
  • Взросление в Кархайде (Coming of Age in Karhide, 1995)
  • Толкователи (The Telling, 2000)
  • Рыбак из Внутриморья (A Fisherman of the Inland Sea, 1990—1994)
  • История «шобиков» (The Shobies Story, 1990)
  • Танцуя Ганам (Dancing to Ganam, 1993)
  • Еще одна история, или Рыбак из Внутриморья (Another Story, or A Fisherman of the Inland Sea, 1994)
  • Невыбранная любовь (Unchosen Love, 1994)
  • Законы гор (Mountain Ways, 1996)
  • Дело о Сеггри (The Matter of Seggri, 1994)Одиночество (Solitude, 1994)
  • Четыре пути к прощению (Four Ways to Forgiveness, 1995)
  • Старая Музыка и рабыни (Old Music and the Slave Women, 1999)

Похожие записи

Какая сейчас Луна растущая или убывающая, фазы Луны сегодня…Солянка сборная мясная классическая: лучшие рецептыКалендарь всех православных постов на 2019 годЛунный календарь на 14 ноября 2018Гороскоп на неделю 12-18 ноября 2018 года для всех знаков Зодиака…

Источник: http://ladiesvenue.ru/umerla-ursula-le-guin-prichina-smerti-chem-byla-izvestna-biografiya-pisatelnicy/

Умерла Урсула Ле Гуин писательница-фантаст: причина смерти, последние новости, биография. книги

Известная американская писательница Урсула Крёбер Ле Гуин скончалась на 89-м году жизни в США, сообщает издание New York Times со ссылкой на ее сына Тео.

Умерла Урсула Ле Гуин писательница-фантаст: причина смерти

Сообщается, что Ле Гуин скончалась в понедельник в своем доме в Портленде, штат Орегон. Сын писательницы не назвал причину смерти матери, однако заявил, что она плохо себя чувствовала в последние несколько месяцев.

Ле Гуин вошла в историю литературы как автор и фэнтези, и фантастики. Ее цикл о Земноморье стоит в одном ряду по влиянию на жанр с «Властелином колец», «Нарнией» и «Хрониками Эмбера».

В фантастике одними из наиболее известных книг Ле Гуин стали произведения «Хайнского цикла», описывающие будущее человечества, нашедшего свое место во взаимодействии разумных рас Вселенной (одной из связующих нитей цикла является цивилизация Хайна, избежавшего войн в своей истории).

Отличительными чертами творчества Ле Гуин являлась его гуманитарная составляющая: в ее книгах, будь то фэнтези или фантастика, на первый план выходили не магия или технология, а психология героев.

При этом собственно фантастические черты всегда работали именно на раскрытие образов персонажей, как это происходило в одной из наиболее известных книг «Хайнского цикла» — «Левой руке тьмы», в которой жители планеты Зима меняли пол в разные периоды своей жизни.

Урсула Ле Гуин: краткая биография

Писательница родилась 21 октября 1929 года в семье известного антрополога Алфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер.

Свой первый рассказ она написала в возрасте 11 лет. Закончила Гарвардский и Колумбийский университеты, специализировалась на средневековой романской литературе. Ее муж, Чарльз Ле Гуин — профессор истории в Университете штата Орегон. У них трое детей.

Известность пришла к ней в 1969 году после выхода романа “Левая рука тьмы”, который получил обе высших премии англоязычной фантастики — “Хьюго” и “Небьюла”.

Всего ею было написано более 20 книг и свыше ста рассказов.

Самые известные ее книги — Хайнский цикл и цикл о Земноморье — литературоведы и поклонники называют глубокой философской фантастикой, которая стерла грань между фантастикой и “большой литературой”.

Помимо фантастики, Ле Гуин писала детские книги, а также занималась поэзией и переводами.

За свою писательскую деятельность она была удостоена медали Джона Ньюбери — наивысшей награды США в области детской литературы, а также медали Национального книжного фонда за выдающийся вклад в американскую словесность.

В 2000 году Библиотека конгресса США провозгласила ее живой легендой за ее вклад в американское культурное наследие.

Отдавая дань ее таланту, писатель Стивен Кинг назвал ее у себя в “Твиттере” не просто писателем-фантастом, но иконой литературы.

В центре прозы Ле Гуин всегда оставался человек.

Романы Хайнского цикла (история о галактической сверхцивилизации, основанной на принципах гуманизма) рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур, информирует сайт C-ib. Эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор побуждает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты.

В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты ее книг, часто находится внутри героя.

Это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

“Создание ли проистекает из небытия,

Конец ли — из начала,

Кто знает наверняка?

Единственное, что нам известно — дверь между ними,

которую мы проходим поодиночке”

(Урсула Ле Гуин. “Техана”)

Хайнский цикл

Повести

  • «Планета Роканнона» (Rocannon’s World), 1966
  • «Планета изгнания» (Planet of Exile), 1966
  • «Город иллюзий» (City of Illusions), 1967
  • «Левая рука тьмы» (The Left Hand of Darkness), 1969 (отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла»)
  • «Обделённые» (The Dispossessed: An Ambiguous Utopia), 1974 отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла»)
  • «Слово для леса и мира одно» (The Word for World is Forest), 1976 (отмечен премией «Хьюго»)
  • «Глаз цапли» (The Eye of the Heron), 1978 (по словам автора, повесть может быть частью Хейнского цикла).
  • «Толкователи» (The Telling), 2000

Рассказы

  • Сборник «Четыре пути к прощению» (Four Ways to Forgiveness), 1995
  • Сборник «День рождения мира» (The Birthday of the World), 2002

Цикл Земноморья

Повести

  • «Волшебник Земноморья» (A Wizard of Earthsea), 1968
  • «Гробницы Атуана» (Tombs of Atuan), 1971
  • «На последнем берегу» (The Farthest Shore), 1972 (отмечен национальной книжной премией США)
  • «Техану» (Tehanu), 1990 (отмечен премией «Небьюла»)
  • «На иных ветрах» (The Other Wind), 2001

Рассказы

  • «Освобождающее заклятье» (The Word of Unbinding), 1975
  • «Правило имен» (The Rule of Names), 1975
  • Сборник «Земноморские рассказы» (Tales from Earthsea), 2001

Легенды Западного Побережья

  • «Проклятый Дар» (Gifts), 2004
  • «Голоса» (Voices), 2006
  • «Прозрение» (Powers), 2007

Другая проза

Повести

  • «Резец небесный» (The Lathe of Heaven), 1971
  • «Малафрена» (Malafrena), 1979
  • «Порог» (The Beginning Place), 1980
  • «Всегда возвращаясь домой» (Always Coming Home), 1985
  • «Лавиния» (Lavinia), 2008

Сборники рассказов

  • «Двенадцать румбов ветра» (The Wind’s Twelve Quarters), 1975
  • «Рассказы об Орсинии» (Orsinian Tales), 1976
  • «Роза ветров» (The Compass Rose), 1982
  • «Бизон девицы, и другие духи животных» (Buffalo Gals, and Other Animal Presences), 1987
  • «Морская дорога» (Searoad), 1991
  • «Рыбак из Внутриморья» (A Fisherman of the Inland Sea), 1994
  • «Отворяя воздух» (Unlocking the Air and Other Stories), 1996
  • «Смена миров» или «Пересадка» (Changing Planes), 2003

Детские книги

Кошкокрылые

  • «Кошкокрылые» (Catwings), 1988
  • «Кошкокрылые возвращаются» (Catwings Return), 1989
  • «Чудесный Александр и Кошкокрылые» (Wonderful Alexander and the Catwings), 1994
  • «Как Джейн осталась одна» (Jane on Her Own), 1999

Другие

  • «Далеко-далеко отовсюду» (Very Far Away from Anywhere Else), 1976
  • «Уха» (Fish Soup), 1992
  • «На рыжей кобыле» (A Ride on the Red Mare’s Back), 1992

Критика, эссе

  • «Ребенок и тень». Эссе 1974
  • «Язык ночи» (The Language of the Night), 1979, 1992
  • «Танцы на краю мира» (Dancing at the Edge of the World), 1989
  • «У штурвала ремесла» — о ремесле писателя (Steering the Craft), 1998 (about writing)
  • «Волна Мысли» (The Wave in the Mind), 2004

Поэзия

В поэтических сборниках Урсула Ле Гуин описывает наблюдения разных проявлений повседневной жизни. При этом зачастую образы отходят на второй план, пропуская вперёд подробные описания, вплоть до мелких деталей жизни.

Поэтические произведения полны проницательности, юмора, не без свойственного ле Гуин философского оттенка. Встречаются среди них и стихи-протесты, стихи-манифесты в защиту жизни, с резкой критикой бездарности, политической близорукости, культурного упрощения высокой литературы в угоду массам.

С 1974 по 2006 год Урсула ле Гуин выпустила семь поэтических сборников:

  • «Дикие ангелы» (Wild Angels), 1974
  • «Трудные слова» (Hard words), 1981
  • «Дикий овес и огнецветы» (Wild Oats and Fireweed), 1988
  • «„Выходной с павлинами“ и другие стихотворения» (Going Out with Peacocks and Other Poems), 1994
  • «Близнецы, Сон, Два Голоса: Las Gemelas, El Sueno, Dos Voces» (The Twins, the Dream, Two Voices) в соавторстве с Дианой Беллесси, 1996
  • «„Под шестьдесят“, новые стихи» («Sixty Odd» New Poems), 1999
  • «„Изумительная удача“, новые стихи» (Incredible Good Fortune; New Poems), 2006

Переводы

  • «Дао Дэ Цзин», перевод и комментарии, 1997
  • Анхелика Городишер. «Кальпа Империи». Перевод с исп. (Kalpa Imperial), 2003
  • Габриэла Мистраль. Избранное. Перевод с исп. (Selected Poems of Gabriela Mistral).

Источник: http://100city.ru/umerla-ursula-le-guin-pisatelnica-fantast-prichina-smerti-poslednie-novosti-biografiya-knigi/

В портленде на 89 году жизни умерла американская писательница урсула ле гуин

Реклама

Двадцать второго января умерла писательница Урсула Кребер Ле Гуин — автор романа «Левая рука тьмы». По словам ее сына она скончалась в понедельник в своем доме в Портленде, штат Орегон, сообщает РИА «Новости» со ссылкой на местные СМИ.

Ле Гуин — автор романов, стихов, детских книг, публицист. Наибольшую известность получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези.

Книги Ле Гуин отмечены интересом к межкультурному взаимодействию и конфликтам, даосизму, анархизму и коммунизму, феминизму, психологическим и социальным темам.

Она является одним из наиболее авторитетных фантастов, обладательницей нескольких высших наград в области научной фантастики и фэнтези («Хьюго», «Небьюла», «Локус»).

Урсула Крёбер Ле Гуин википедия: биография американской писательницы

Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли (шт. Калифорния, США) в семье Алфреда Луиса Крёбера (1876-1960) и Теодоры Кракау (1897-1979). Родители были учеными-антропологами, мать получила известность за свою книгу об Иши — последнем представителе индейского племени Яхи.

В 1951 году Урсула Кребер получила степень бакалавра искусств в женском Рэдклифф-колледже (Кембридж, шт. Массачусетс), в 1952 году – степень магистра искусств в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1953-1954 годах, получив грант по программе Фулбрайта, изучала во Франции средневековую литературу, однако защищать диссертацию не стала.

В середине 1950-х вернулась в США, работала преподавателем французского языка и литературы в Мерсеровском университете (Мейкон, шт. Джорджия) и университете штата Айдахо (г. Москоу).

Урсула Крёбер Ле Гуин википедия: Популярность ей принес роман «Левая рука тьмы» опубликованный в 1969 году

Наибольшую известность Ле Гуин получила как автор романов и повестей в жанрах научной фантастики и фэнтези. Популярность ей принес роман «Левая рука тьмы», который был опубликован в 1969 году. Благодаря этой книге писательница получила сразу две престижные премии в области научной фантастики — Hugo и Nebula.

Среди других наиболее известных романов Урсулы Кребер Ле Гуин- «Планета Роканнона», «Планета изгнания», а также серия повестей о вымышленном мире Земноморье.

Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию.

Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединённых темой культурного взаимодействия планет далёкого будущего.

Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые», снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме.

Несмотря на фантастические детали книги автора — всегда о человеке. Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур.

Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях.

Как пример можно привести глубокое исследование влияния пола на личность, жизнь и восприятие человека в книге «Левая рука тьмы», герой которой — человек на планете, населённой в основном бесполыми разумными существами, периодически приходящими в состояние, позволяющее им размножаться. Это состояние, придуманное Ле Гуин, позволяет жителям планеты менять пол, так что одно и то же существо в течение жизни может быть и матерью, и отцом.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты.

В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990) — могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла — «На последнем берегу» — Горо Миядзаки снял анимационный фильм «Сказания Земноморья».

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам о ней.

Источник: http://c-ib.ru/novosti-dnya/191634.html

Умерла американская писательница Урсула Ле Гуин

Автор романов в жанрах фэнтези и научной фантастики умерла в понедельник в своем доме в Портланде, штат Орегон, после продолжительной болезни, сообщил ее сын.

В книгах Ле Гуин причудливо сплетались драконы, волшебники и космические корабли, через которые решались ключевые проблемы миропорядка.

Романы писательницы были переведены на многие языки и доныне продаются миллионными тиражами.

За несколько десятилетий своей творческой деятельности Ле Гуин получила несколько высших наград в жанрах научной фантастики и фэнтези (“Хьюго”, “Небьюла”, “Локу”).

Писательница родилась 21 октября 1929 года в семье известного антрополога Алфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер.

Свой первый рассказ она написала в возрасте 11 лет. Закончила Гарвардский и Колумбийский университеты, специализировалась на средневековой романской литературе. Ее муж, Чарльз Ле Гуин – профессор истории в Университете штата Орегон. У них трое детей.

Известность пришла к ней в 1969 году после выхода романа “Левая рука тьмы”, который получил обе высших премии англоязычной фантастики – “Хьюго” и “Небьюла”.

Всего ею было написано более 20 книг и свыше ста рассказов.

Самые известные ее книги – Хайнский цикл и цикл о Земноморье – литературоведы и поклонники называют глубокой философской фантастикой, которая стерла грань между фантастикой и “большой литературой”.

Помимо фантастики, Ле Гуин писала детские книги, а также занималась поэзией и переводами.

За свою писательскую деятельность она была удостоена медали Джона Ньюбери – наивысшей награды США в области детской литературы, а также медали Национального книжного фонда за выдающийся вклад в американскую словесность.

В 2000 году Библиотека конгресса США провозгласила ее живой легендой за ее вклад в американское культурное наследие.

Отдавая дань ее таланту, писатель Стивен Кинг назвал ее у себя в “Твиттере” не просто писателем-фантастом, но иконой литературы.

В центре прозы Ле Гуин всегда оставался человек.

Романы Хайнского цикла (история о галактической сверхцивилизации, основанной на принципах гуманизма) рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур.

Эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор побуждает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях.

Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты.

В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты ее книг, часто находится внутри героя.

Это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.

“Создание ли проистекает из небытия,

Конец ли – из начала,

Кто знает наверняка?

Единственное, что нам известно – дверь между ними,

которую мы проходим поодиночке”

(Урсула Ле Гуин. “Техана”)

Источник: https://ru.delfi.lt/misc/culture/umerla-amerikanskaya-pisatelnica-ursula-le-guin.d?id=76980405

Урсула Ле Гуин

Ле Гуин, Урсула — американский писатель, чье имя стало известно в 1969 году. Известна созданием собственных литературных миров, а также тем, что ее произведение «Волшебник Земноморья» стало предтечей романов о «Гарри Поттере».

Биография

Родилась в 1929 году в Беркли, штат Калифорния, в семье известного антрополога Альфреда Крёбера и писательницы Теодоры Крёбер. Первый рассказ написала в возрасте 11 лет (журнал Astounding Science Fiction вернул рассказ автору, отказавшись печатать его).

Обучалась в Рэдклифф-колледже Гарвардского университета и в магистратуре Колумбийского университета, специализировалась на средневековой романской литературе. Во время поездки во Францию по программе Фулбрайт, познакомилась с историком Чарльзом Ле Гуином из штата Джорджия, американцем французского происхождения, за которого вышла замуж в Париже в 1953 году.

Ранние произведения, действие которых происходит в вымышленной центральноевропейской стране Орсинии, не принадлежат к жанру фантастики. Эти рассказы вышли в печать уже после того, как Ле Гуин достигла славы на поприще фэнтези и научной фантастики. Они вошли в сборник «Орсинианские повести» (1976).

Действие романа Ле Гуин «Малафрена» (1979) тоже происходит в Орсинии. Рассказ «Отворяя воздух», дополняющий этот цикл, опубликован в одноимённом сборнике рассказов (1996).

С начала шестидесятых Ле Гуин регулярно публикует фантастические рассказы и повести. Известность пришла к ней в 1969 году с выходом романа «Левая рука тьмы», который получил обе высших премии англоязычной фантастики — «Хьюго» и «Небьюла».

У Ле Гуин две дочери и сын. С 1958 г. она проживает в городе Портленд, штат Орегон. Её муж, Чарльз, является профессором истории в Университете штата Орегон.

Отношение критики

Библиография

Цикл о Земноморье

«Освобождающее заклятье» (The Word of Unbinding, другие варианты перевода — «Освобождающее заклятие», «Слово Освобождения», «Слово освобождения», «Магическое слово»), 1964 «Правило имён» (The Rule of Names, другие варианты перевода — «Правила имен», «Похититель сокровищ», «Укравший имя»), 1964 «Волшебник Земноморья» (A Wizard of Earthsea, другие варианты перевода — «Маг Земноморья», «Колдун архипелага»), 1968 «Гробницы Атуана» (Tombs of Atuan, другой вариант перевода — «Могилы Атуана»), 1971 «На последнем берегу» (The Farthest Shore, другие варианты перевода — «Дальний берег», «К дальнему брегу», «Самый дальний берег»), 1972 «Dreams Must Explain Themselves», 1973 «Техану: последняя книга о Земноморье» (Tehanu: The Last Book of Earthsea), 1990 (отмечен премией «Небьюла») Сборник «Земноморские рассказы» (Tales from Earthsea, другой вариант перевода — «Сказания Земноморья»), 2001

«На иных ветрах» (The Other Wind), 2001

Хайнский цикл

«Планета Роканнона» или «Мир Роканнона» (Rocannon’s World), 1966 «Планета изгнания» (Planet of Exile), 1966 «Город иллюзий» (City of Illusions), 1967 «Левая рука тьмы» (The Left Hand of Darkness), 1969 (отмечен премиями «Хьюго» и «Небьюла») «Обделённые» или «Обездоленные» (The Dispossessed: An Ambiguous Utopia), 1974 отмечен премиями «Хьюго», «Небьюла» и «Юпитер») «Обширней и медленней империй» (Vaster Than Empires and More Slow), повесть, 1971 «История Шобиков» (The Shobies story), повесть, 1971 «Слово для леса и мира одно» (The Word for World is Forest), 1972 (премия «Хьюго») «Уходящие из Омеласа» (The ones who walk away from Omelas), 1973 «За день до революции» (The day before the Revolution), 1974 «Танцуя Ганам» (Dancing to Ganam), 1993 «Рыбак из Внутриморья» (A Fisherman of the Inland Sea), повесть, 1994 «Четыре пути к прощению» (Four Ways to Forgiveness), роман-сборник, 1995

«Толкователи» (The Telling), 2000

Прочие

«Резец небесный» (The Lathe of Heaven), 1971 «Двенадцать румбов ветра» (The Wind’s Twelve Quarters), 1975 «Рассказы об Орсинии» (Orsinian Tales), 1976 «Кошкокрылые» (Catwings), 1988 «Кошкокрылые возвращаются» (Catwings Return), 1989

«День рождения мира» (The Birthday of the World), 2002

Экранизации

Волшебник Земноморья / Earthsea — США (2004) по книгам «Волшебник Земноморья» и «Гробницы Атуана»
Резец небесный / The Lathe of Heaven (Дэвид Локстон / David R. Loxton, Фред Барзук / Fred Barzyk) [1980, США, Германия ] Сказания Земноморья / Gedo senki / Tales From Earthsea — Япония (2006) — аниме

Источник: http://www.conciseli.ru/uncategorized/ursula-le-guin.html

Ссылка на основную публикацию