Вирджиния вулф — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вирджиния Вулф

Вирджиния Вульф (урожденная Вирджиния Эделин Стефенс) (1882-1941) — английская писательница, критик, литературовед, переводчик, одна из основательниц издательства «Хогарт Пресс».

Первой в мировой литературе 20 века решилась привлечь внимание к своеобразию социального опыта женщин, помогая им становиться «видимыми» в обществе и реализовать возможность психологической откровенности, доселе бывшую запретной для них.

Родилась 25 января 1882 года в Лондоне, в фешенебельном районе английских аристократов — Кенсингтоне.

Отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы, а мать, — леди Джулия Дакворт — светской дамой, подругой Мериам Хариетт, дочери Уильяма Теккерея.

Дом Стеффенсов был известнейшим литературно-художественным салоном артистического Лондона.

В нем говорили об импрессионистах, о теории американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие «поток сознания»; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга, в нем бывали писатели Дэвид Герберт Лоуренс, Генри Джеймс. Четверо детей Стефенсов воспитывались в среде, где все «имели свободный доступ к большой библиотеке, где никакие книги ни от кого не прятались».

Все это благополучие рухнуло, когда Вирджнии исполнилось 13 лет. Сначала она пережила попытку изнасилования со стороны ее кузенов, гостивших в доме. Это положило начало стойкой неприязни к мужчинам и к физической стороне отношений с ними на протяжении всей жизни Вирджинии.

Вскоре после этого от воспаления легких скоропостижно скончалась ее мать. Нервная, впечатлительная девочка от отчаяния попыталась покончить с собой. Ее спасли, но глубокие, затяжные депрессии стали с тех пор частью ее жизни.

Она страдала от ощущения незащищенности: братья, с которыми было проведено детство, поступили в Кембриджский университет, она же осталась дома вместе с сестрой.

Когда в 1904 году скончался ее отец, Вирджиния с сестрой Ванессой и братьями приняла решение продать дом и переехать из Кенсингтона в квартал, где проживала лондонская богема — Блумсбери.

Новый дом ей хотелось сделать началом новой жизни — по примеру матери Вирджиния основала нечто вроде литературного салона. С 1905 года она регулярно писала для «Литературного приложения» к газете «Таймс», и очерки ее пользовались популярностью.

Новая смерть — ее брата Тобиаса в 1906 году — стала новым страшным ударом и ввергла ее в очередные разочарования.

После того, как в 1907 году сестра Вирджинии вышла замуж и уехала из дома в Блумсбери, Вирджиния со вторым братом, Эдриеном еще раз поменяла квартиру. В новом месте, на Фитцрой-сквер, она стала душой так называемой «блумсберийской группы».

Сформировавшись как коллектив свободно объединившихся поэтов (Томас Элиот), литературоведов (Роджер Фрай), писателей (Эдуард М.

Форстер), философов (Бертран Рассел), а также экономистов и искусствоведов-единомышленников (большинство из них были гомосексуалами), группа эта возникла с круга знакомств, которые братья Вирджнии приобрели во время учебы в Кембридже. Находясь под влиянием идей философа Г. Е.

Мура, они исходили из того, что идеалы дружбы, любви и взаимной притягательности являются главенствующими и что процветать они могут лишь в том случае, когда искренность и свобода превалируют над притворством и жеманностью. Внимание людей друг к другу превозносилось группой в качестве высшей цели, девизом были слова писателя Э. Форстера «Ничто не заменит общения».

В 1912 году среди членов «блумбергской группы» появился выпускник Кембриджа критик Леонард Вульф. В том же году — честно заявив о том, что ей противна телесная близость с мужчиной — Вирджиния вышла за него замуж. Брачные узы, объединившие Вирджинию и Леонарда на 29 лет, стали образцом взаимоуважения и эмоциональной поддержки.

Леонард активно поддерживал в своей жене тягу к литературному творчеству. Благодаря ему она и состоялась как писательница. Вдвоем с мужем Вирджиния учредила издательство «Хогарт Пресс», занималась переводами, издав в Англии и русских классиков: Ивана Сергеевича Аксакова, Льва Николаевича Толстого, Ивана Сергеевича Тургенева.

Работая над своим первым романом «Путешествие», Вульф пережила еще один серьезный нервный срыв, доведший ее в 1915 году до новой попытки самоубийства. Однако она оправилась, и в 1919 году опубликовала написанное. Успех «Путешествия» стал основанием для продолжения литературной деятельности: в том же году вышел роман В.

Вульф «Ночь и день», далее последовали «Комната Якоба» (1922) и «Миссис Делоуэй» (1925). У «обыкновенных» женщин вехами жизни становились в это время любовные связи и рождение детей, у Вирджинии в такие вехи превращались ее книги.

Она писала много, неутомимо, помимо романов выпустив в 1925-1940 годах несколько трудов по литературной критике, в том числе литературно-критические: эссе «Обычный читатель», «Обычный читатель: часть вторая» и «Смерть мотылька» (вышла после ее смерти, в 1942 году).

Литературное наследие Вирджинии включает также десятки эссе, тысячи писем, пять тысяч страниц дневниковых записей и, конечно, рассказы… В.

Вульф стала создательницей новой манеры письма — где сюжет может оборваться на полуслове, где вместо привычного мира действия присутствует «тайнопись души», где авторское письмо движимо более чувствами и схоже с акварельными зарисовками.

Новаторские в способах изложения преходящей мирской суеты, отображения внутреннего мира героев, описания множества путей преломления сознания, произведения Вирджинии Вульф вошли в золотой фонд литературного модернизма и принимались с восторгом многими современниками. Признание и слава, однако, не радовали Вирджинию, и лишь поддержка мужа и сестры заставляли ее продолжать заниматься писательским ремеслом.

Она всегда была эмоционально более привязана к женщинам: к сестре Ванессе (любимой «чуть ли не до мысленного инцеста»), подругам (М. Ван, В. Дикинсон, Э. Смит). Влюбившись в 1922 году в Викторию (Виту) Сэквилл-Уэст, Вирджиния оказалась вовлеченной в отношения, продолжавшиеся почти 20 лет.

В 1928 году Вульф отобразила свою подругу в романе «Орландо» — фантасмагорической биографии, где жизнь эфемерного главного героя, становящегося то мужчиной, то женщиной, продолжается в течение трех веков. Сын Виктории назвал это произведение «самым очаровательным любовным письмом в истории литературы».

Эмоционально-откровенные письма и произведения Вирджинии Вульф дают основания для вывода о нетрадиционной сексуальной ориентации писательницы — следствии пережитой в детстве трагедии, страха, который она испытывала перед мужчинами и их обществом.

Она влюблялась в женщин — но при этом питала отвращение ко всем формам близости, в том числе и с ними, не выносила объятий, не позволяла даже рукопожатий.

Романы с женщинами Вульф переживала в воображении, поэтому включение Вульф в круг «самых известных лесбиянок мировой истории» (а имя ее часто упоминается в справочниках именно в таком контексте) представляется неверным.

Новаторские произведения Вирджинии Вульф являли современницам писательницы пути протеста против патриархальных устоев. Знаменитое эссе Вирджинии «Собственная комната» (1929), а также роман «Три гинеи» (1938) по сей день считаются основополагающими произведениями феминистской литературы.

Давая ответ на вопрос «А что бы, скажем, было, если бы у Шекспира была не менее одаренная, чем он, сестра?» — Вульф придумала мини-роман («Собственная комната») — историю о том, что случилось бы, если бы Шекспир был женщиной, как бы эта женщина прожила и трагически завершила свою жизнь — не имея возможности быть оцененной, оставшись оскорбляемой и угнетаемой мужчинами. Со страниц романа Вульф призывала своих современниц не довольствоваться «своим углом в общей комнате» (как миллионы женщин прошлого), но «обживать свои комнаты, развивая в себе привычку свободно и открыто выражать мысли, признав, наконец, факт, что опоры — нет, мы идем одни…»

Страдая из-за того, что она не состоялась как мать, Вирджиния страстно привязывалась к детям — прежде всего к многочисленным племянникам. Любимым из них был Джулиан — подающий большие надежды поэт.

И она сама, и муж Леонард относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 1938 году повергла семью Вульфов в новое море отчаянья.

Писательница опять попыталась с головой уйти в работу, вновь и вновь обосновывая самоценность женской жизни как таковой.

В замыслах Вирджинии Вульф был новый, масштабный роман «Между актами», который она начала писать уже в состоянии тяжелой депрессии, мучимая галлюцинациями, ночными видениями, кошмарами.

Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике: ночная бомбардировка Лондона в начале 1941 года, во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж, — окончательно расстроили ее нервную систему. Вирджиния и Леонард Вульф переехали в город Родмэлл в графстве Сассекс.

Находясь в глубокой депрессии от всего связанного с войной и будучи психически истощенной, Вирджиния стала жаловаться домашним на то, что все время «слышит голоса птиц, поющих на оливах Древней Греции».

Не желая, чтобы остаток своей жизни муж провел в заботах, связанных с ее помешательством, она 28 марта 1941 года исполнила то, что не раз описывала в своих произведениях и что не раз пыталась осуществить на практике — покончила с собой, утопившись в реке Оус.

Имя Вирджинии Вульф стало известно в России вместе с обнаружившимся во времена политической «оттепели» начала 1960-х интересом к модернизму в литературе.

Интерес к ее творчеству особенно оживился после создания американским драматургом Эдвардом Олби пьесы под названием «Кто боится Вирджинии Вульф?» (1966), по которой был снят одноименный фильм. Экзальтированную и глубоко несчастную героиню — киноаналог Вульф — сыграла в нем молодая Э. Тейлор.

И пьеса, и фильм имели весьма отдаленное отношение к реальной биографии писательницы, зато были наполнены острейшим драматизмом и психологизмом, доходящими до душевного эксгибиционизма, столь свойственными произведениям романистки и эссеистки Вирджинии Вульф, покончившей с собой за четверть века до создания пьесы. В 2002 году на мировой экран вышел новый кинофильм, рассказывающий о странной и трагичной жизни Вульф — «Часы», в котором роль писательницы сыграна Н. Кидман.

Энциклопедия «Кругосвет»

Источник: http://bookinistic.narod.ru/in_biography/w/wulf.htm

Вулф Вирджиния

Вирджи́ния Вулф (англ. Virginia Woolf, 1882—1941) — британская писательница, литературный критик. Ведущая фигура модернистской литературы первой половины XX века. Входила в группу Блумсбери.

В межвоенный период Вулф была значительной фигурой в Лондонском литературном обществе и являлась членом кружка Блумсбери.

К наиболее известным её работам относят романы: «Миссис Дэллоуэй» (1925), «На маяк» (1927), «Орландо» (1928) и рассказ «Своя комната», содержащий известный афоризм: «У каждой женщины, если она собирается писать, должны быть средства и своя комната». Её романы считаются классическими произведениями «потока сознания».

Родилась в Лондоне в семье известного литературного критика сэра Лесли Стивена и Джулии Дакуорт (в 1866 её писал Бёрн-Джонс, известен её фотопортрет работы Джулии Маргарет Камерон, 1867).

Вирджиния была третьим ребёнком Лесли и Джулии (в семье было трое детей Джулии от первого брака, дочь Лесли от брака с Минни Теккерей и четверо младших Стивенов: Ванесса, Тоби, Вирджиния и Адриан). Когда Вирджинии было 13 лет, она пережила смерть матери, что стало причиной первого нервного срыва писательницы.

После смерти Джулии сэр Лесли упивается жалостью к себе. Больше всех переживает смерть матери Вирджиния.Старшая сестра Стелла в течение некоторого времени выполняет роль хозяйки дома, но вскоре умирает.

Ванесса — следующая по старшинству — вынуждена заниматься домом, но в отличие от своей старшей сестры, даёт отпор отцу, который постепенно превращается в деспота. После смерти отца молодые Стивены перебираются в Блумсбери, где их дом становится цитаделью всего прогрессивного, молодые умы собираются для обсуждения, часто осуждения современного общества.

Сестры Вирджиния и Ванесса были очень близки, в детстве они поклялись никогда не выходить замуж и жить вместе. Сообщение о том, что Ванесса принимает в 1907 предложение Клайва Белла, сильно обидело Вирджинию. Это случилось через несколько дней после смерти её любимого брата Тоби — он заразился тифом во время совместного путешествия по Греции.

Она осталась вдвоём с братом. В 1909 году неожиданно принимает предложение Литтона Стрейчи, который открыто заявлял о своей нетрадиционной ориентации. Но брак не состоялся. В это время Вирджиния начинает издавать свои критические статьи в журналах, продолжая дело отца. Идёт работа над первым романом.

В 1912 она выходит замуж за Леонарда Вулфа, писателя, журналиста. Брак стал союзом уважающих друг друга людей. В 1917 году супруги основывают издательство «Хогарт Пресс», откуда вышли в свет все произведения писательницы. Вирджиния сама набирала, редактировала тексты. Издательство, поначалу не приносившее прибыли, стало надёжным источником доходов семьи Вулф. Леонард создал идеальные условия для работы им обоим, он всячески поддерживал Вирджинию.

Головные боли, голоса, видения не оставляли Вирджинию, она пыталась убить себя несколько раз. Писательница была очень требовательна к себе и своим работам, переписывала романы десятки раз.

Она прекращала вести дневник только во время болезней, дневники вышли отдельным изданием в 4 тома, также вышло 5 томов писем Вирджинии, которые она писала друзьям, сестре, Леонарду и, конечно же, Вите Сэквилл-Уэст. Они познакомились в 1922 году, Вита сначала очень не понравилась Вирджинии, именно Вита искала встречи с писательницей.

Впоследствии их объединяет нежная дружба, со стороны Вирджинии — любовь. Это чувство вместе с обидой, нанесённой изменами Виты, стали основой романа «Орландо», в котором главный герой превращается в женщину.

Романы Вирджинии издавались не только в Англии, но и в Америке.

С началом Второй мировой войны страх за мужа, который был евреем, стал причиной возвращения приступов и головных болей. Их лондонский дом был разрушен во время бомбёжки. После завершения работы над манускриптом последней (посмертно опубликованной) новеллы Между актами / Between the Acts, Вулф впала в глубокую депрессию.

Посчитав, что больше не может мучить Леонарда и что без неё ему будет легче, Вирджиния Вулф, оставив письмо мужу и сестре, 28 марта 1941 года — надела пальто, наполнила карманы камнями и утопилась в реке Оуз, неподалёку от их дома в Суссексе. Тело нашли дети через две недели после трагедии 18 апреля 1941. Муж писательницы похоронил ее кремированные останки под вязом в саду дома в Суссексе.

В предсмертной записке мужу Вирджиния написала: «Мой дорогой, я уверена, что снова схожу с ума. Я чувствую, что мы не сможем пережить это заново. И на этот раз я не поправлюсь. Я начинаю слышать голоса. Я не могу сосредоточиться. Поэтому, я приняла единственно верное решение и делаю то, что кажется мне наилучшим. С тобой я была счастлива абсолютно.

Ты был для меня всем, о чем я только могла мечтать. Не думаю, что два человека могли бы быть счастливее, чем были мы, пока не пришла эта страшная болезнь. Я больше не в силах бороться. Я знаю, что порчу тебе жизнь, что без меня ты мог бы работать. И ты сможешь, я уверена. Видишь, я даже не могу подобрать нужных слов. Я не могу читать.

Читайте также:  Тынис мяги - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Я просто хочу, чтобы ты знал — за все счастье в моей жизни я обязана тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Все это знают. Если кто-нибудь и мог бы спасти меня, это был бы ты. Все ушло. Все оставило меня, кроме уверенности в твоей доброте. Я просто не могу больше портить твою жизнь.

Я не думаю, что в этом мире кто-то был бы счастливеe, чем были мы.»

Источник: http://fb2.net.ua/publ/v/vulf_virdzhinija/3-1-0-137

Чего боялась Вирджиния Вульф? Писательницу довели до самоубийства воспоминания о детстве

Вирджиния Вулф, одна из основоположниц жанра «потока сознания», покончила с собой в 1941 году в возрасте 59 лет. Ее трагическая и необычная судьба впечатляла многих. О ней писали пьесы и снимали фильмы. Но никто так и не смог полностью разгадать ее тайну.

Английская писательница Вирджиния Вулф прожила сравнительно долгую жизнь благодаря постоянной любви и заботе своего мужа Леонарда. Если бы не его доброта и терпение, Вирджиния наверняка ушла бы из этого мира гораздо раньше.

У семейного очага

«Я точно чувствую, что снова схожу с ума. Я чувствую, мы не сможем пережить еще одно из этих ужасных времен. И я не выздоровею в этот раз. Я начала слышать голоса и не могу сосредоточиться. Поэтому я делаю то, что, как мне кажется, будет лучшим. Ты дал мне величайшее из возможного счастья. Ты был во всех смыслах всем, чем кто-либо может быть.

Я думаю, что два человека не могли бы быть более счастливы, чем были мы с тобой до тех пор, пока не началась эта ужасная болезнь. Я больше не могу сражаться. Я знаю, что разрушаю твою жизнь, что без меня ты сможешь работать. И ты будешь работать, я знаю. Ты видишь, я даже не могу написать это должным образом. Я не могу читать.

Что я хочу сказать — это то, что я обязана всем счастьем моей жизни тебе. Ты был безмерно терпелив со мной и невероятно добр. Я хочу это сказать, все это знают. Если кто-то и мог спасти меня, это был бы ты. Я потеряла уверенность во всем, кроме твоей доброты. Я не могу разрушать твою жизнь дальше.

Я думаю, два человека не могли бы быть более счастливы, чем были мы».

Это текст предсмертной записки, которую писательница оставила своему терпеливому и заботливому мужу Леонарду. Своим непростым жизненным путем Вирджиния Вулф обязана детству. Хотя она провела его в большой и дружной семье.

Вирджиния появилась на свет в 1882 году. Ее отцом был литературный критик, историк и альпинист Лесли Стивен — бунтарь, атеист и агностик. Матерью — Джулия Дакуорт, красивая женщина аристократического происхождения, известная благотворительница. Для обоих этот брак был вторым.

Лесли был до того женат на дочери писателя Теккерея. Дочь его от первого брака была психически ненормальной и жила в семье Лесли и Джулии. Джулия перед встречей с Лесли потеряла любимого мужа, от которого у нее осталось трое детей. Потом в семье родилось четверо общих малышей.

Третьей из них была Вирджиния.

Дом был многолюдным: кроме родителей и восьми детей, в нем обитали еще и праздные пожилые род-ственницы-приживалки. Все восхищались матерью семейства. Джулия была прекрасна особой утонченной красотой.

Она много успевала: занималась не только собственным многочисленным потомством, но и помощью нуждающимся. Только вот дети ее от второго брака вкусили недостаточно материнской любви. И не только потому, что Джулия была чрезвычайно занята.

Всю жизнь женщина хранила память о безвременно ушедшем первом супруге. Второго мужа она любила далеко не так сильно. И это прохладное отношение сказывалось на детях, рожденных от него.

По всей видимости, именно дефицит материнской любви стал причиной психического расстройства, которое то исчезало, то появлялось у Вирджинии, иногда захватывая ее, подобно черным волнам.

Лесли, по всей видимости, также чувствовал, что жена не может забыть своего первого супруга. И это сделало его очень эгоцентричным.

Он, как маленький, требовал к себе внимания, чем совершенно измучил супругу и детей. Но в то же время семья жила в высшей степени интеллектуальной жизнью. Дом посещали лучшие умы той эпохи.

Занятия отца и домашние разговоры приблизили детей к миру искусства и литературы.

Как за каменной стеной

Когда Вирджинии исполнилось 13, неожиданно умерла ее мать. Отец после кончины жены впал в депрессию. И стал еще больше капризничать и требовать внимания к себе. У Вирджинии случился первый чудовищный нервный срыв: ей мерещились странные образы, она постоянно слышала голос матери…

Вскоре скончалась и старшая сестра — Стелла. Этот удар еще больше помрачил рассудок Вирджинии… Теперь она с сестрой Ванессой вела хозяйство и выслушивала хамские придирки отца. Через семь лет умер и Лесли.

В 1904 году у Вирджнии опять случился приступ помешательства. Из этого состояния она вышла кое-как.

А жизнь тем временем стала меняться к лучшему: они с сестрой стали организовывать вечеринки для друзей брата Тоби.

Однажды на огонек зашел политический писатель и социалистический активист Леонард Вулф — милый человек, жаждавший социальной справедливости, выходец из простой еврейской семьи. Вирджинии было почти 30.

В 1912 году безумие опять охватило женщину. И тут она поняла, каким особенным человеком стал для нее тихий Леонард Вулф. Он терпеливо, как нянька, выхаживал временно помешавшуюся Вирджинию.

До этого он семь лет прослужил чиновником на Цейлоне, утверждая там власть британской короны. Жизнь вдали от родины сделала этого страстного человека твердым и сильным. Любовь к Вирджинии заставила его подать в отставку.

В августе 1912 года они наконец поженились, несмотря на то, что невеста призналась Леонарду в том, что он не привлекает ее как мужчина.

Детей они решили не заводить. На этом настаивал уже Леонард, по всей видимости, понимая, что его миссия — опекать жену в периоды ее полного помешательства и ребенок может стать для обоих серьезной обузой.

В 1915 году Вирджиния сошла с ума на целых два года. После написания своего первого романа «По морю прочь» она стала сомневаться в собственной писательской состоятельности. И эти мысли ввергли ее опять в пучину безумия.

Леонард, со свойственной ему спокойной решительностью, увез жену в глушь — подальше от суетного Лондона. Вулф ввел четкий распорядок дня. Размеренная жизнь и спокойствие постепенно вернули Вирджинию в нормальное состояние.

Призраки прошлого

Она опять стала писать. Леонард заметил, что его жена чувствует себя душевно здоровее, когда увлеченно работает. Именно поэтому он в 1917 году приобрел печатный станок. Окружающие восприняли это как очередную блажь странной парочки. Из-за того, что супруги теперь жили вдали от столицы, им пришлось

разбираться с техникой с помощью инструкции. Но оба отличались трудолюбием, поэтому они справились. Вскоре Вулфы выпустили первую брошюру, в которой было всего два рассказа: его и ее.

Дело пошло. Постепенно супруги превратились в хозяев небольшого издательства «Хогарт пресс», которое вполне выдерживало конкуренцию с другими подобными предприятиями.

Не следует думать, что Вулфы вели отшельнический образ жизни. Наоборот — они много общались, в основном с представителями интеллектуальной элиты общества. Только в периоды «затмений» Вирджинии они оставались один на один — Леонард терпеливо ждал, когда жене станет лучше.

Вирджиния, когда была здорова, помогала супругу в его политической деятельности. И даже стала участником суфражистского движения. Миссис Вулф, хранимая любовью мужа, в 1925 году выпустила роман «Миссис Деллоуэй», в 1927 -роман «На маяк». Эти книги сделали ее выдающейся писательницей. Премии и звания буквально посыпались на женщину.

Но Вирджиния сторонилась шумной известности. Деньги, пришедшие со славой, позволили супругам переехать обратно в Лондон. Успех благотворно сказался на психике Вирджинии.

До начала Второй мировой войны все шло более-менее гладко. Но, когда Европу начала поглощать «коричневая чума», а фашисты принялись бомбить любимый Вирджинией Лондон, так тщательно организованная Леонардом для семьи стабильная реальность покачнулась.

Супруги в страхе перед бомбардировками переехали в загородный дом. Там Вирджинию начали посещать видения из прошлого: ссоры с отцом, голос матери, умершие брат и сестра.

18 марта 1941 года Вирджиния Вулф, по всей видимости, пыталась утопиться. Она пришла с прогулки насквозь мокрая, но соврала, что упала в канаву. Через 10 дней она осуществила свой замысел: утопилась в реке, оставив мужу трогательное письмо.

Леонард пережил жену на 28 лет. Не пытался уйти от мира. Занимал видные должности в СМИ и даже был влюблен в замужнюю женщину. Но новой семьи так и не создал. Умер бездетным в возрасте 88 лет, в 1969 году.

Мария Конюкова

Источник: http://parallelnyj-mir.com/2/woman-in-history/13867-chego-boyalas-virdzhiniya-vulf-pisatelnicu-doveli-do-samoubiystva-vospominaniya-o-detstve.html

Вирджиния Вулф: интересная биография, цитаты и отзывы

Вирджиния Вулф – известная английская писательница, первая женщина – прозаик и литературный критик. Она сумела кардинально изменить направление развития художественной литературной прозы первой половины ХХ в. Получила широкое признание, как одна из первых женщин – прозаиков, в мировом бомонде.

Пользовалась вниманием и любовью мужчин, готовых оказывать ей помощь и содействие в карьерном росте. Наибольшую преданность и самоотверженность Вирджиния Вулф получила от своего второго мужа – Леонардо Вулфа. Известного в Англии публициста, прославившегося в журналистской и литературной деятельности.

незаурядный талант литератора Вирджиния Вулф получила по наследству от своего аристократичного отца. Сэра Лэсли Стивена знали, как знаменитого литературного критика Великобритании, пользовавшегося благосклонностью и покровительством королевской семьи.

Вирджиния Вулф – ранний надлом

Своего отца – владельца респектабельного Кенсингтона, Вирджиния Вулф глубоко любила, почитала. И в тоже время, столь же рьяно ненавидела за его сложный и деспотичный характер. Эта гамма противоречивых эмоций зародилась в нежном детском возрасте и сохранилась на всю жизнь.

Когда Вирджиния Вулф достигла 13-летнего скоропостижно скончалась её мать. Старшей сестре Стелле пришлось взять на себя заботу о младших детях: четырёх сестрах и брате.

Будучи совсем юной с мягким характером, она не совсем умело распоряжалась домом. Не всегда дипломатично разбиралась с притязаниями старших сводных братьев. Близко к сердцу принимала проявления трудного характера отца.

Поэтому она совсем ненадолго пережила свою мать.

Тем временем отец превратился в настоящего семейного деспота. В дальнейшем жизнь продолжалась при поддержке следующей по старейшинству сестры Ванессы, тоже имеющей жесткий нрав. Она содержала дом и давала отпор отцу. А Вирджиния Вулф старалась не участвовать в семейной войне. Она продолжала развиваться. Заимствовала у отца силу художественного слова.

А между тем её донимали интригами и сексуальными домогательствами значительно старшие по возрасту, сводные братья. В феврале 1904 года дети сэра Л. Стивена остались круглыми сиротами. Их отец умер от рака. В доме разразились новые распри между наследниками.

Поэтому Вирджиния Вулф, её родные два младших брата Тоби и Андриан, а также старшая сестра Ванесса покинули родительское поместье.

Блумсбери. Вирджиния Вулф – центральная фигура интеллектуального кружка

Никто из детей не горевал по этому поводу, одна Вирджиния Вулф трудно переживала утрату. С одной стороны, её мучили не высказанные обиды и сожаления. С другой – ей не хватало дорогого и родного отца. Она решила продолжить его дело, стала писать статьи и эссе. Публиковаться в изданиях, где ранее высоким рейтингом пользовались материалы её родителя Л Стивена.

Заметим, что в начале ХХ века женщин не допускали к литературной деятельности. В то время действовал особый фильтр. Сегодня в церквях священники тоже не впускают женщин в Алтарь или Святая Святых Храмов.

Преодолеть подобное сопротивление было не просто, а Вирджиния Вулф была очень смелой девушкой. Её характер закалился в спорах с консервативным отцом.

Поэтому встречая сопротивление общества или испытывая творческие муки, она всегда продолжала вести мысленный диалог с отцом.

Где-то его ругала и осуждала, как лицо, принимавшее активное участие в дискриминации женщин.

Где-то сожалела, что не может получить профессионального совета и поддержки, в которых очень нуждалась.

Выбравшись из семейного гнезда, дети сэра Л. Стивена поселились в очень недорогом Блумлери. Это был не богатый район Лондона, где тусовалась английская интеллектуальная богема. Героиня нашего рассказа — Вирджиния Вулф сразу вписалась в новое общество.

Легко нашла общий язык со всеми. Научилась спорить. Отстаивать своё мнение и прислушиваться к другим. В стремительном ритме Вирджиния Вулф быстро сформировала свою программу взглядов.

Сменило старое и закостенелое эстетическое восприятие мира на новые веяния в культуре.

Начало карьеры. Писательница – прозаик Вирджиния Вулф

Начиная с 1905 года Вирджиния Вулф много работает в «Таймс». Она пишет рецензии на книги современных авторов или на темы классической литературы. Её публикации пользуются вниманием. В то же время один из её братьев – Тоби серьёзно занимается математикой. Его успехи отмечают преподаватели. Со своей стороны, Вирджиния Вулф возлагает на брата большие надежды.

Однако судьба распорядилась по-своему. Когда Тоби исполнилось всего 26 лет, он вместе с сёстрами и братом предприняли увлекательное путешествие в Грецию. Печальное событие омрачило радость молодых вояжёров.

Тоби в Греции заразился тифом. В Лондон он вернулся совершенно больным и после непродолжительной болезни умер. На следующий день после похорон, Ванессе объявила, что выходит замуж за К. Белла.

Вирджиния Вулф осталась вдвоём с младшим братом Андрианом.

В сильнейшем смятении духа она рассказывает историю своей семьи в «Воспоминаниях», изданной в 1907 году. По замыслу писательницы, книга была написана в дар первому племяннику – сыну Ванессы. А по факту, она являлась исповедью глубоко травмированного человека, попыткой исцелить свою раненую душу.

Замужество – союз с интеллектуальным уклоном

Леонардо Вулф – активный участник клуба Блумсбери, известный лондонский журналист и публицист. В клубной среде рождается его привязанность к первой женщине – прозаику.

Она построена на бесконечных клубных спорах относительно культурных, политических и гендерных вопросов современности. Им хорошо вместе.

Поэтому в 1912 году он делает предложение писательнице стать леди Вирджиния Вулф. Она принимает его с восторгом.

Однако их прочный профессиональный союз не послужил благодатной почвой для семейных отношений и физической страсти. Вирджиния Вулф не смогла преодолеть холодности, зародившейся в ней к мужчинам ещё в детские годы.

Между супругами осталось уважение и интерес к писательской деятельности. Леонардо, как свойственно еврейским мужчинам, обеспечивал жене превосходные условия.

Читайте также:  Паулина андреева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он всегда оставался преданным редактором, экспертом и советчиком.

При этом сама Вирджиния Вулф продолжала жить в своём прошлом. Всеми силами стремилась доказать, что не хуже мужчин. Её аналитический труд, вылился в роман «Прочь по морю» в 1915 году. Через два года на полках магазинов появляется следующий роман «На маяке», где автор в образах четы Рэмзи в деталях пытается восстановить отношения между отцом и матерью.

Феминистический настрой и образ сэра Лэсли Стивена

Зародившийся в подростковом возрасте гнев, вызванный тираний в семье. Различиями в материальном довольствии и уровнем образования между сыновьями и дочерями. Ненавистный патриархальный уклад семейных и общественных отношений. Вот гамма чувств, которые Вирджиния Вулф передавала в своих феминистических произведениях.

В 1938, когда общество озабочено угрозой II Мировой войны, писательница публикует разгромный критический материал. «Три гинеи» раскрывают пороки мужчин, сформированные патриархальным укладом, жестоким образованием.

В таких условиях развиваются жестокие, склонные к беспощадной конкурентной борьбе люди, такие, каким она знала своего незабвенного отца. В записках 1940-го года Вирджиния Вулф написала, что с точки зрения дочки она его осуждает.

Однако с позиции женщины, достигшей 58 лет, хорошо понимает.

Демоны прошлого и Вторая мировая война

Анализируя ситуации, заметим, что в своём сознании Вирджиния Вулф постоянно вела войну с демонами прошлого. В творчестве она подражала отцу. В уме пыталась доказать и убедить, что лучше и достойнее его. Когда над Великобританией нависла угроза вторжения германских войск, её психика стала давать серьезные сбои. Переживать две войны одновременно она не могла.

События достигли особого накала, когда лондонский дом Леонардо и Вирджиния Вулф разбомбила авиация. Огонь уничтожил редчайшую семейную библиотеку. Потеря рассматривалась, как полный развал цивилизации.

Большой резонанс в психике женщины дало опасение за судьбу мужа – еврея по национальности. В случае вторжения войск его ожидала фатальная участь.

Чета приняла решение при подобных обстоятельствах, не терпеть унижения, а самостоятельно вдвоём уйти из жизни.

Психическое напряжение переросло в депрессивное маниакальное состояние. В результате 28 марта 1941года Вирджиния Вулф, ушла из жизни, бросившись в реку. В предсмертной записке она написала мужу, что он был единственным источником её счастья.

Источник: https://lunanews.net/virdzhinija-vulf-interesnaja-biografija-citaty-i-otzyvy/

Вирджиния Вульф

Главная » Статьи на *LADY forever* » Известные женщины мира
Вирджиния-Эделин Стефенс — Вульф родилась 25 января 1882 года в Лондоне, фешенебельном районе аристократических особняков — Кенсингтоне. Ее отец, Лесли Стефенс, был популярным, преуспевающим писателем и критиком, философом и историком литературы,а мать, — леди Джулия Дакворт — блистательной светской дамой из семьи потомственных, гордых и замкнутых аристократов. Она была близкой подругой первой жены Лесли Стефенса — Мериам Хариетт, дочери знаменитого Уильяма Теккерея. Мериам умерла рано, в 1878 году, оставив мужу в наследство дом, обширные светские и литературные связи, и… подругу Джулию.Жизнь среди богемыДом Стеффенсов стал известнейшим литературно — художественным местом среди артистического, «богемного» Лондона. Кто только не бывал на знаменитых коктейлях мисисс Дакворт: поэты,художники, музыканты, критики! В основном все они были начинающие.Здесь свободно и непринужденно говорили и о выставке импрессионистов, недавно открывшейся в Лондоне, и новых книгах американского психолога Уильяма Джойса, с легкой руки которого в обиход вошло понятие » поток сознания»; зачитывались работами Зигмунда Фрейда и Карла Юнга: Начинающий писатель Дэвид-Герберт Лоуренс, позже — автор знаменитых романов: «Сыновья и любовники», «Леди Чаттерли» вспоминал впоследствии, что ему как, новичку, впервые попавшему на столь «интеллектуальный» прием, пришлось необычайно трудно: необычайно сложная и в то же время тонкая нить разговора все время ускользала от него, сосредоточиться было довольно трудно.Но потом он привык, а вскоре заметил с удивлением, что ему не хватает бесед в «умном» салоне именно миссис Дакворт, а не где-либо еще…Четверо детей Стефенс таким образом воспитывались в среде, где искусство и разговоры о нем создавали особую атмосферу. Книги и мольберт или альбомы рисования были для сестер Ванессы и Вирджинии, как и для двух старших мальчиков — Тобиаса и Эндриена — более привычны, чем куклы и любые другие игрушки. Ее крестным отцом был поэт Джеймс Рассел Лоуэлл, партнером в крикетной игре — будущий знаменитый романист Генри Джеймс.Девочкам, помимо уроков рисования, преподавали языки, музыку, рукоделие и домоводство. Большего трудно было требовать для молодых леди в те времена, хотя мистер Стефенс с гордостью считал себя человеком передовых взглядов на воспитание детей!Леди Джулия (вся прислуга в доме называла ее именно так), напротив, считала, что муж слишком потакает слабостям Вирджинии зачитываться по ночам книгами, и не особенно тщательно следит за тем, что она читает. А вдруг это что — то неприличное для благовоспитанной девицы?! Впрочем, на этом недовольства миссис Стефенс — леди Дакворт мужем по поводу воспитания дочерей обычно заканчивались. Она была более озабочена тем, кого из знаменитостей следует пригласить на прием в очередной раз, какими цветами украсить гостиную, как вникнуть в смысл очередной статьи Карла Юнга об архетипах. Дети читали, рисовали, оглашали гостиную и холл взрывами дружного хохота, носились по лужайкам за крикетным мечом. Все четверо были очень привязаны друг к другу.Можно было бы сказать, что детство и раннее отрочество Вирджинии протекало безмятежно и счастливо, если бы не….Попытка изнасилованияВ возрасте 13 с небольшим лет Вирджиния была едва не изнасилована своими двумя изрядно подвыпившими кузенами, гостившими в доме тетушки Джулии. Молодые лорды приехали поступать в столичный университет, но не корпели над книгами, а почти каждый вечер пропадали в ночных клубах и ресторанах. Что взбрело им в голову при виде 13-летней девочки в ночной сорочке, рассеянно выбиравшей книгу в библиотеке — Бог ведает!На дикий крик Вирджинии в библиотеку сбежалась вся прислуга,отец, мать, братья. Рассвирепевший мистер Лесли вышвырнул беспутных племянников из дому, к Вирджинии, бывшей в глубоком шоке, вызвали домашнего врача. Тот осмотрел девочку, нашел, что она не пострадала физически — спас шум поднятый ею!- но вот душевное состояние! Однако, родители Вирджинии повели себя более чем странно.Миссис Стефенс, наотрез отказалась показать девочку психиатору и очень долгое время проводила с ней «нравственные» беседы, во время которых запретила дочери не только рассказывать кому — либо из близких, но даже вспоминать об этом досадном происшествии. Она потребовала от очевидцев строго хранить «семейную тайну» и, более того, многократно обвинила Вирджинию в том, что произошло! Нечего было той бродить по дому в неприличном (?!) виде в столь позднее время.Отец, пряча глаза, вообще не желал слушать о происшедшем, раздражался, нервно кусал кончик трубки и — что не бывало раньше! — повышал на Вирджинию голос. Девочка пугалась, плакала и затихала.Постепенно у нее развился комплекс вины, она впала в тяжелейшую депрессию.Первая попытка самоубийстваА когда той же осенью, простудившись в театре, от воспаления легких умерла ее мать, девочка в первый раз попыталась покончить с собой. Но ее спасли. Вирджиния долго и мучительно приходила в себя, осознавая потерю, и то, что так и не смогла простить матери ее предательства. Она замкнулась в себе, отказалась поступать в университет. Много и увлеченно читала, вела дневник в котором записывала свои впечатления о книгах. Было и еще несколько попыток самоубийства, очень тяжелых. Обширные дневники Вирджинии Вульф не были переведены на русский, поэтому приходится пользоваться лишь косвенными свидетельствами.В 1904 году умер отец Вирджинии. Ей было двадцать два года. Вместе с братьями и сестрой она перебралась в новый дом на Гордон-Сквер.Самостоятельная жизнь. Проба пераВанесса, Тобиас и Эндриен часто приглашали на чаепития и коктейли знакомых молодых людей — литераторов и журналистов, приходили «на огонек» старые друзья семьи. Вирджиния начала понемногу выбираться из своей скорлупы, общаться с молодыми людьми и пробовать писать. Ее первая литературная рецензия была опубликована в газете «Гардиан», в декабре 1904 года.А в 1905 году она уже довольно регулярно работала для «Литературного приложения» в газете «Таймс».Ее критические очерки и обзоры пользовались популярностью.Здесь надо сказать, что литературно-критическая деятельность — не просто эпизод в творческой биографии писательницы. Она сотрудничала с «Таймс» более тридцати лет, за это время из — под ее пера вышли более сотни рецензий, статей и эссе. Одни были кратки, другие развернуты и обстоятельны, как бы служили воплощением давно увлекавшей ее мысли. Но каковы бы они не были по форме, их всегда отличал высокий профессионализм, превосходное знание предмета.Далеко не все критическое наследие Вирджинии Вульф собрано, а тем более переведено на другие языки, в том числе, русский. Известно, что только последнее английское издание составляет пять обширных томов!Позже Вирджиния Вульф вспоминала:» Своей техникой письма, умением обращаться с формой, я обязана тому, что в течение стольких лет писала для «Литературного обозрения» в «Таймс». Я научилась быть лаконичной, научилась делать свой материал доступным и интересным, научилась внимательно читать».Э. Форстер позднее говорил, что в своих статьях В.Вульф — больше внимательный читатель, чем критик. В этом была ее особая манера — встав на позицию обычного читателя, его глазами взглянуть на произведения английской и мировой литературы.Однако, вернемся к обстоятельствам биографии начинающей писательницы.Новый удар судьбыЗлой рок по — прежнему преследовал семью Стефенс. В 1906 году внезапно умер от сердечного приступа Тобиас. Его смерть повлекла за собой новую глубочайшую депрессию и попытку самоубийства. Вирджинию спасла Ванесса. Впоследствии все впечатления и малейшие нюансы своего душевного состояния в то горькое время Вирджиния Вульф опишет в романе «Волны».Они были очень дружны с Ванессой и когда в 1907 году та вышла замуж за критика-искусствоведа Клайва Белла, Вирджиния признавалась ей в письме, что «будто осиротела». Ванесса обладала незаурядным талантом художника — карикатуриста, писала акварелью и позже не раз мастерски иллюстрировала романы и рассказы сестры, успехами которой очень гордилась.А над ее шутливыми карикатурами на Вирджинию хохотали все, включая и саму героиню!Общество БлумсбериОставшись вдвоем с Эндриеном, Вирджиния еще раз переменила адрес и дом и основала общество серьезных и весьма образованных молодых людей , получившее название «блумсберийской группы» (Блумсбери — район Лондона где жили представители искусства, художественная элита, «богема»). Своей высшей ценностью они провозгласили дружеское общение, поиски новых форм во всех видах искусства, борьбу с отжившим и ветхим, вообщем, ниспровержение авторитетов!Тогда, в начале двадцатого века, только начинал утверждаться в искусстве авангардизм, во всех его формах. Все искали новых путей. Старые традиции мешали, надоедали.Сдержанных, консервативных британцев пугало, что молодые люди — «блумсберийцы» столь раскованны в общении, обсуждают в разговорах любые темы, в том числе интимного характера! Среди членов общества были: поэт Томас Стернс Элиот, литературовед Роджер Фрай, романист Эдуард Морган Форстер, философ Бертран Рассел и журналист — критик Леонард Вульф, который в 1912 году стал мужем Вирджинии Стефенс.ЗамужествоОни прожили вместе 29 лет. Их союз друзья называли «образцом душевного взаимопонимания и эмоцианальной поддержки». Многие из них всерьез считали, что только благодаря Леонарду, его чуткому вниманию и заботе, Вирджиния состоялась, как писательница. Любой эпизод написанного рассказа или романа, Вирджиния в первый раз показывала только мужу и никому другому. Если он что — то мягко критиковал она садилась и переделывала. Вообще, была очень требовательна и взыскательна к себе.По признанию Леонарда Вульфа, Вирджиния «писала почти все время. Если какое -то впечаление или событие волновало ее, она записывала его, позже возвращалась к отрывкам, обрабатывала и получался рассказ, эпизод романа».Редкий дар Вирджинии ВульфВирджиния Вульф обладала мощнейшим даром не только воображения, но перевоплощения. Она полностью погружалась в мир своих героев, в их жизни, внешний облик,а, главное, в их души.Попытка раскрыть душу, уловить ее тончайшие переливы, тайные муки и метания, всю ее скрытую от внешнего мира жизнь- вот что такое творчество Вирджинии Вульф. В ее романе «Миссис Делоуэй»(1925 г) описан всего один летний день августа 1923. В этом произведении есть тонко выписанный, акварельно — пейзажный внешний фон: зеркало витрин, шум улицы, пение птиц в парке, шум дождя, голоса детей, но в там мало говорят. Больше думают. Мы слышим внутренний монолог героев, погружаемся в их воспоминания, тайные мысли и переживания, в их печали и сны. Миссис Делоуэй, преуспевающая светская дама , несчастна почти всю жизнь, она не состоялась как личность и как мать, но осознает это лишь в один летний день, спускаясь по лестнице в Риджент — парке и повстречав случайно Питера Уэлша, старого знакомого, неосознанную, запрятанную, задавленную первую любовь…А Питер, потерявший в жизни многое: любимую женщину, друзей, идеалы, растерянно делает шаг навстречу миссис Клариссе. Роман заканчивается фразой: «И он увидел ее» — все обрывается на полуслове, сон души окончен, жизнь героев только начинается и все еще может быть. Это только мы с Вами закрыли книгу.Многие романы Вирджинии Вульф написаны именно так. В манере тайнописи души, потока сознания, в манере молчания.О романе «Миссис Делоуэй » сама писательница говорила: «Я принялась за эту книгу, надеясь, что смогу выразить в ней свое отношение к творчеству. Надо писать из самых глубин чувства, — так учит Достоевский. » Судя по восторженным и недоуменным откликам прессы и читателей, Вирджиния выполнила свою задачу.Ее считали и считают трудной для восприятия, слишком «интеллектуальной писательницей». Это не так. Надо только отрешиться от суеты, привычного «мира действия» и погрузится в мир мысли. Огромной популярностью пользовались рассказы Вирджинии Вульф, которые по форме напоминают лирические стихотворения в прозе или пейзаж акварелью. («Понедельник ли, вторник», «Дом с привидениями», «Вместе и порознь», «Душа», «Лапин и Лапина»). Вульф называли создательницей новой манеры письма. Сейчас она общепризнана в литературе, ей следуют едва ли не все. А тогда все это было, ново, пугающе, вызывало яростную полемику в газетах. Признание и слава доставляли Вирджинии больше горечи, чем удовлетворения. Если бы не поддержка мужа и семьи сестры, то трагедия ухода из жизни случилась бы много раньше.Дружба с женщинами или… нечто большее?Будучи женщиной ярких и сильных чувств, необычайно привлекательной внешности, Вирджиния привлекала внимание многих, но искренной привязанностью, настоящей любовью отвечала лишь своему мужу Леонарду. Она высоко ценила чувство дружбы и часто бывала искренне увлечена своими подругами. С последней из них, Викторией Секвилл-Уэстт, она продружила двадцать лет, написала ей множество прекрасных проникновенных писем, почти на грани любовных признаний, посвятила замечательный роман-фантазию «Орландо», действие которого происходит паралельно в двух веках, 18 и 20, тонкий и поэтичный роман о любви и перевоплощении душ. Она вообще многие свои романы проживала в душе, фантазируя и доверяя лишь бумаге. Многие ее эмоционально-откровенные письма дали повод многочисленным исследователям делать вывод о том, что у писательницы была «нетрадиционная ориентация». Действительно, трагедия пережитая ею в детстве, оставила глубочайший след в душе, она долгое время испытывала страх перед обществом мужчин. Но с годами все это сгладилось. Подруги замечали лишь, что Вирджиния необычайно сдержанно говорила об интимных отношениях между мужчиной и женщиной. Может быть, это дало повод к столь странным заявлениям?Новые удары судьбы. Душевная болезньСвоих детей у Виржинии и Леонарда никогда не было. Вирджиния, страдая из-за несостоявшегося материнства, страстно привязалась к многочисленным племянникам, детям сестры Ванессы. Особенно к Джулиану, молодому, подающему большие надежды, поэту. Они с Леонардом относились к нему как к сыну. Гибель Джулиана в Испании в 38-ом году повергла семью Вульфов в отчаянье. Писательница едва оправившись от горя, ушла с головой в работу.Писала новый, масштабный роман «Между актами» несмотря ни на подорванное здоровье, ни на начавшуюся войну, ни на бомбежки, ни на гибель друзей. Ее все чаще мучали галлюцинации, ночные видения, кошмары. Врачи настаивали на лечении в психиатрической клинике.Вирджиния отмахивалась, потерянно улыбаясь, уходя в себя. Словно ждала чего то… Последнего аккорда? Последней капли горя? Ею стала ночная бомбардировка Лондона во время которой был разрушен дом писательницы, сгорела библиотека, едва не погиб любимый муж.Последняя страницаНе желая, чтобы остаток своей жизни он провел в заботах о сумасшедшей жене в психиатрической лечебнице и словно сознавая, что ее собственная душа не выдержит дальнейших ударов судьбы, вскоре после всего пережитого она покончила с собой, утопившись в реке Оутс, в предместье Лондона.Это случилось 28 марта 1941 года. Чтобы не всплыть на поверхность, доиграть свой «последний аккорд», «дописать последнюю страницу», она положила в карманы пальто несколько больших камней…
Категория: Известные женщины мира | Добавил: lady-foreve (02.02.2009) W
7600 | Рейтинг: 4.8/6
Читайте также:  Matthew bellamy - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://lady-forever.ru/publ/izvestnie_zhenshini_mira/7-1-0-553

Вирджиния Вулф — Женщины

«Вирджиния Вулф»

(1882-1941)

Английская писательница и литературный критик. Автор романов «Миссис Дэллоуэй» (1925), «К маяку» (1927), «Волны» (1931) и др.

В судьбе и творчестве Вирджинии Вулф словно скрестились два столетия, создав разряд необычной гибельной силы, гибельной для души, несущей противоречия двух противоположных эпох, гибельной для человека, парадоксально вместившего в свой характер викторианские нравы «старой, доброй Англии» и рафинированность пороков декадентства. С недоумением можно читать о перипетиях биографии Вирджинии Вулф — как же не взорвалась эта женщина раньше, как смогла терпеть шесть десятков лет, снедаемая таким острейшим душевным раздвоением. И за что, за какие грехи именно ей выпала сомнительная «честь» селекционирования «особи» XX века.

Леди Вулф, урождённая Стивен, происходила из элитарного, аристократического семейства Великобритании. Её отец — фигура заметная в общественной и литературной жизни Англии: радикал, вольнодумец, атеист, философ, историк, литературовед.

Первым браком Лесли Стивен был женат на младшей дочери Теккерея, Харриет Мириэм. Она умерла молодой в 1878 году, и Лесли женится во второй раз — его избранницей стала близкая подруга Харриет, Джулия Дакворт.

Вирджиния стала третьим ребёнком Лесли Стивена и Джулии.

Искусство для Вирджинии Стивен было такой же повседневностью, как для какого-нибудь ребёнка — шалости и игры.

«Вирджиния Вулф»

Она выросла среди постоянных разговоров и споров о литературе, живописи, музыке. В доме её отца получали благословение начинающие писатели, ниспровергались общепризнанные авторитеты.

И хотя Вирджиния, согласно незыблемым викторианским принципам отца, получала сугубо домашнее образование, возможности иметь таких учителей, какие наставляли нашу героиню, могут позавидовать и оксфордские студенты.

Однако если интеллектуальное воспитание в доме Стивенов стремилось к высшему уровню, то с душевным благополучием дело обстояло весьма тревожно.

В своём самом значительном романе «На маяк» Вирджиния до некоторой степени обнажает обстановку собственного детства — нервный резкий мистер Рэмзи, похожий на Лесли Стивена, несёт в себе постоянное напряжение, поминутно ищет к чему бы придраться, проводит время в учёных разговорах.

Этот холодный мир абстракций, логических построений, нетерпимости и самоутверждения, с одной стороны, стимулировал интеллектуальное совершенствование детей в семье, с другой — убивал живую душу, подавлял чувственность.

Впечатлительной, талантливой Вирджинии отцовский рационализм стоил такого внутреннего напряжения, что она расплатилась за него душевным здоровьем и постоянными нервными срывами.

За фасадом внешней аристократической благопристойности скрывались, по-видимому, ещё и более сложные проблемы, с которыми столкнулась маленькая Вирджиния.

«Вирджиния Вулф»

По одной из версий, с шестилетнего возраста она подвергалась сексуальным домогательствам своих взрослых дядюшек. Эти детские впечатления принесли в мир нашей героини болезненный страх к физической любви.

Во всяком случае, когда Литтон Стрэчи, один из близких друзей Вирджинии по литературному братству, сделал ей предложение, то она не посмотрела на то, что он слыл отъявленным гомосексуалистом, и согласилась.

Правда, на следующий день новоявленный жених с ужасом отказался от свадьбы, но сама возможность вступить в брак с человеком, который нравился ей лишь за остроумие и интеллект, выдавала подлинное отношение Вирджинии к сексу с мужчинами.

И если не известно ни одного романа Вулф с представителями противоположного пола, то слухами о любви к женщинам пополнились многие рассказы и воспоминания о нашей героине. Уже в шестнадцатилетнем возрасте Вирджиния была увлечена своей подругой, близкой ей по литературным вкусам.

А в двадцать страстный эпистолярный роман связывал девушку с тридцатисемилетней особой из аристократического дома. «Когда ты просыпаешься ночью, ты всё ещё чувствуешь, я надеюсь, как я тебя обнимаю», — поверяла Вирджиния подруге весьма интимные фантазии.

Но всё-таки этот роман был только платоническим, хотя и продолжался целых десять лет.

После смерти отца семья переехала в Блумсбери — район в центре Лондона, где по традиции селились художники, музыканты, писатели.

«Вирджиния Вулф»

Этому месту суждено было сыграть немалую роль в истории английской культуры XX века. Дети Лесли Стивена сохранили дух эстетских разговоров и интеллектуального соревнования, царивший при жизни отца.

Сыновья, Тоби и Андриан, дочери, Ванесса и Вирджиния, составили ядро кружка, или салона, который получил название «Блумсбери». В доме Стивенов собирались молодые люди, которые до хрипоты, засиживаясь за полночь, спорили об искусстве.

Одно лишь перечисление имён — завсегдатаев салона — говорит об уровне этих встреч: поэт Томас Элиот, философ Бертран Рассел, литературовед Роджер Фрай, романист Эдуард Форстер…

Новичку, впервые попавшему сюда, бывало не по себе. Молодому Дэвиду Лоуренсу, впоследствии классику английской литературы XX века, показалось, что он сходит с ума от нескончаемых бесед, вписаться в которые оказалось не так легко. В этом салоне почитали пророком Фрейда и изучали теорию архетипов Карла Юнга.

По этим новым учениям получалось, что область подсознательного не менее важна, чем сфера сознательного, — здесь скрыты импульсы, неосуществлённые желания, сексуальные проблемы, здесь бытуют некие неизменные модели поведения и мышления, которые роднят современного человека с его древними предками.

Все эти идеи брались на заметку молодыми литераторами, переплавлялись в художественные открытия.

«Вирджиния Вулф»

В салоне «Блумсбери» созревало творческое кредо молодой Вирджинии.

Её первые напечатанные рассказы вызвали взрыв недовольства критики, недоумение читателя и неуверенность автора. «Дом с привидениями», «Понедельник ли, вторник…», «Пятно на стене», «Струнный квартет» трудно даже было назвать рассказами за полным отсутствием сюжета, временной и географической определённости.

Герои, как тени, скользили на периферии словесной конструкции. Это походило на стихотворения в прозе, заготовки для будущих произведений, лирическое эссе, и скорее описывало психологическое состояние автора, раскрывало анатомию мышления, чем представляло собой рассказ в классическом понимании слова.

Вирджиния Вулф стояла у истоков той прозы XX века, которая сегодня получила претенциозное название: «поток сознания».

Она писала рассказы всё время. Если какое-нибудь событие или впечатление привлекали её внимание, она тотчас же записывала их. Потом не раз возвращалась к наброскам, и получалось законченное произведение, но из-за чрезвычайной закомплексованности и боязни критики она достаточно долго не отдавала свои вещи в печать, постоянно что-то переделывая, совершенствуя.

Пристрастным отношением к собственному труду объясняется и тот факт, что Вирджиния достаточно поздно опубликовала и свой первый роман, после написания которого она впала в тяжелейшую многомесячную депрессию со слуховыми галлюцинациями и принуждена была лечиться в психиатрической клинике.

«Вирджиния Вулф»

К тому времени она уже была замужем за Леонардом Вулфом, мужчиной из круга «Блумсбери».

Наверное, обывателю трудно будет поверить, что, несмотря на отсутствие сексуального влечения друг к другу, эта семья прожила в гармонии почти тридцать лет. Леонард, как никто другой, понимал свою «трудную» жену.

Когда после первой брачной ночи муж почувствовал, что Вирджиния испытывает мучительное отвращение к физической близости с ним, он навсегда прекратил с ней интимное общение, а писательница всю жизнь была благодарна ему за это.

Не зря в предсмертном послании она написала: «Мне кажется, что два человека не смогли бы прожить более счастливую жизнь, чем прожили мы с тобой».

И всё же порой Вирджиния завидовала тем, кто своим талантом не обязан был в отличие от неё самой оплачивать самое простое женское благополучие. Она с тоской смотрела вслед родной сестре Ванессе — роскошной женщине с кучей ребятишек. О себе Вирджиния однажды сказала: «Я ни то, ни другое. Я не мужчина, и не женщина».

Сначала она мечтала о материнстве, любви, страсти, о чём ей постоянно напоминал цветущий вид Ванессы, но Вирджиния так и не смогла избавиться от отвращения к сексу.

«Этот туманный мир литературных образов, похожий на сон, без любви, без сердца, без страсти, без секса — именно этот мир мне нравится, именно этот мир мне интересен».

И всё-таки у Вирджинии были любовные связи.

«Вирджиния Вулф»

В сорокалетнюю Вирджинию влюбилась тридцатилетняя Вита Сэквил-Уэст. Это чувство стало взаимным. Вита неплохо писала и происходила из аристократической семьи. Их любовная связь продолжалась 5 лет.

В жизни Вулф эта сердечная привязанность была, пожалуй, единственной, в которой присутствовал элемент секса. Леонард по этому поводу не имел возражений, так как связь между двумя женщинами не представляла угрозы браку.

В письме Вите Вирджиния написала: «Как всё-таки хорошо быть евнухом, как я». Именно в годы связи с Витой Вирджиния написала лучшие свои книги.

Роман «Миссис Дэллоуэй» принёс известность Вулф в литературных кругах. Как и все её произведения книга писалась с невероятным напряжением сил, с множеством набросков и этюдов, переросших позже в рассказы.

Вирджиния панически боялась оказаться просто формалисткой, которую могут обвинить в игре со словом. Она слишком трагически воспринимала своё миросуществование, чтобы кокетливо играть с литературными образами.

«Я принялась за эту книгу, надеясь, что смогу выразить в ней своё отношение к творчеству… Надо писать из самых глубин чувства — так учит Достоевский. А я? Может быть, я, так любящая слова, лишь играю ими? Нет, не думаю.

В этой книге у меня слишком много задач — хочу описать жизнь и смерть, здоровье и безумие, хочу критически изобразить существующую социальную систему, показать её в действии…

«Вирджиния Вулф»

И всё же пишу ли я из глубины своих чувств?.. Смогу ли я передать реальность? Думаю о писателях восемнадцатого века. Они были открытыми, а не застёгнутыми, как мы теперь».

О чём роман? Да в общем-то, об одном-единственном июньском дне 1923 года. Светская дама, Кларисса Дэллоуэй, весь этот день проводит в хлопотах о предстоящем вечернем приёме. Её муж, Ричард, член парламента, завтракает с влиятельной леди Брути и обсуждает важные политические новости. Их дочь, Элизабет, пьёт чай в кафе с очень несимпатичной учительницей истории, давно ставшей её подругой.

Литературоведческая традиция не включила Вирджинию Вулф в число авторов, нарисовавших в своих произведениях драматический портрет «потерянного поколения». Но ощущение бессмысленности жизни, безумие, захлестнувшее мир накануне Второй мировой войны, находят в лице писательницы своего верного исповедника.

Самоубийство сумасшедшего героя романа «Миссис Дэллоуэй» — Септимуса — метафора трагедии её поколения, раздавленного гигантскими потрясениями двух эпох. Для неё, как для англичанки, воспитанной в традиционном викторианском духе, особенно остро ощущается потеря дома-крепости. Значение дома Вирджиния понимает широко.

Дом как материальный носитель жилища, и дом как хранитель души его обитателей.

Книги Вулф — предугадание сегодняшних женских судеб, а потому отчасти и предостережение.

Мы не найдём у неё ответа на вопрос «Что делать?». Да Вирджиния в начале XX века и не представляла себе размаха феминистского движения и его возможных потерь. Но писательница была наделена даром слышать внутренние голоса своих героинь, а потому стоит вслушаться в её заветы.

Уж она-то, своими душевными муками спалённая в огне, предназначенном для женщины, которая в силу обстоятельств отлучена от мужчины, от семьи, и в конечном счёте — от дома, знала, о чём говорила.

Вулф говорила, что женщине надо быть мужественной, помнить, что брак — это каждодневный духовный подвиг, что отношения супругов очень хрупки, а потому надо учиться взаимной терпимости. И ещё: хотя XX век — век интеллекта, Вирджиния предостерегала от восприятия разума как панацеи.

Чаще более действенной может стать красота. Вулф была художницей, вечно стремившейся и в жизни, и в творчестве к обретению гармонии, которую она так никогда и не почувствовала.

Но не стоит делать вывод, что Вирджиния была мрачной, меланхоличной женщиной. Наоборот, она в любой компании становилась центром внимания.

Остроумная, оживлённая, всегда в курсе всех литературных и политических событий, наконец, просто красивая женщина, она производила впечатление сильного, цельного человека.

Мало кто знал, как страдает она от депрессий и галлюцинаций, как мучают её страхи, и как она терроризирует своих домашних.

Все те, кто знал Вирджинию по литературным салонам, были потрясены её уходом. Самоубийство так не вязалось с её обликом женщины, ненасытно любившей жизнь.

Как шекспировская Офелия, она бросилась в реку, да ещё, заказав себе путь назад, положила в карманы платья камни.

  Рейтинг — 6330, Статистика — 1

Источник: http://the100.ru/womens/virginia-woolf.html

Ссылка на основную публикацию