Жан де лафонтен – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жан де Лафонтен – биография, информация, личная жизнь

Жан де Лафонтен (фр. Jean de La Fontaine). Родился 8 июля 1621 года в Шато-Тьерри – умер 13 апреля 1695 года в Париже. Знаменитый французский баснописец.

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.

В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе.

Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцатилетней девушке, Мари Эрикар.

Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его.

В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара (d’Hervart), который предложил ему поселиться у него.

«Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

Версия о том, что в 1659—1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и др.

; только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых.

Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.

Первое опубликованное сочинение Лафонтена — комедия «Евнух» (Eunuque, 1654), представлявшая собой переработку одноименного сочинения Теренция.

В 1658 году Лафонтен преподнёс своему покровителю Фуке поэму «Адонис» (Adonis), написанную под влиянием Овидия, Вергилия и, возможно, Марино. Став на время «официальным» поэтом Фуке, Лафонтен взялся за описание принадлежавшего министру дворца в Во-ле-Виконт.

Поскольку пришлось описывать ещё не завершённый архитектурно-парковый ансамбль, Лафонтен построил свою поэму в форме сновидения (Songe de Vaux). Однако из-за опалы Фуке работа над книгой была прервана.

В 1662 году поэт позволил себе вступиться за своего покровителя в адресованной королю оде (l’Ode au Roi), а также в «Элегии к нимфам Во» (L’elégie aux nymphes de Vaux). Этим поступком он, по-видимому, навлёк на себя гнев Кольбера и короля.

«Сказки» начали выходить с 1664 года. В первый сборник вошли две сказки – «Джокондо» (Joconde) и «Побитый и довольный рогоносец»; первая из них, основанная на одном из эпизодов поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», вызвала оживленную литературную полемику.

Последующие выпуски «Сказок» публиковались в 1665, 1671 и 1674 годах. Сюжеты их Лафонтен черпал из Боккаччо и сборника «Сто новых новелл». В представлении Лафонтена важнейшей особенностью жанра должно было стать стилистическое и сюжетное разнообразие.

Из всех сказок наиболее фривольный характер носили «Новые сказки», которые спровоцировали многочисленные упреки в непристойности и сразу же оказались под запретом.

Интересно, что одновременно со сказками Лафонтен работал над сочинениями благочестивого характера, отчасти отмеченными влиянием янсенизма, в том числе над «Поэмой о пленении Св. Малха» (Poème de la captivité de saint Malc, 1671).

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра; кроме того, Лафонтен черпал из «Панчатантры» и некоторых итальянских и латинских авторов Возрождения).

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de La Fontaine). Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А.

Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис», Le Corbeau et le Renard) и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха», La Cigale et la Fourmi).

Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу.

Уже Руссо, а за ним и Ламартин, выражали сомнение: насколько полезны басни Лафонтена детям, не приучают ли они читателя к неизбежности порока в неведающем жалости мире? Особенно категорично на этот счёт высказался В. А. Жуковский: «Не ищите в баснях его морали — её нет!».

Иногда мораль «Басен» сравнивают с заветами Эпикура: необходимость умеренности и мудро-невозмутимого отношения к жизни.

Самые известные басни Лафонтена:

Волк и Пес Волк и Цапля Волк и ягненок Волк, Коза и Козленок Волк-пастух Ворон и лисица Воры и осёл Голубка и муравей Два Козлика Два осла Две крысы, яйцо и лиса Дуб и Тростинка Заяц и черепаха Козёл и лисица Конь и осел Коршун и соловей Крольчонок, Ласка и Кот Кузнечик и муравей Купец, дворянин, пастух и королевский сын Лебедь и повар Лев и комар Лев и Мышь Лис и Козел Лис и Цапля Лисица и виноград Лошадь и осёл Любовь и безумие Лягушка и крыса Молочница и кувшин Море и пчела Мышь, превращённая в девушку Ничего сверх меры Обезьяна и дельфин Обезьяна и кот Обезьяна и леопард Оракул и безбожник Орлица и жук Откупщик и сапожник Пастух и лев Пастух и море Паук и ласточка Петух и жемчужина Подагра и паук Полевой мышонок в гостях у городского Рыбы и баклан Учитель и ученик Священник и покойник Скупой и курица Смерть и умирающий Собака с хозяйским обедом Совет мышей Старик и трое молодых Фортуна и мальчик Шершни и пчёлы

Школьник, наставник и хозяин сада

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Lafonten.php

Жан де Лафонтен : краткая биография

Жан де Лафонтен – французский поэт, писатель, прославленный баснописец, член Французской академии – родился в провинции Шампань, в Шато-Тьерри 8 июля 1621 г.

Отец его был государственным лесничим, поэтому детство будущей знаменитости прошло на природе. Жан получил первоначальное образование в деревенской школе, затем в реймском коллеже. Позднее изучал в парижской ораторианской семинарии право, т.к.

отец видел его в будущем священником, однако поэзия и философия увлекали Лафонтена гораздо больше.

В 1647 г. Лафонтен возвращается в Шампань, занимает должность отца и по его настоянию в возрасте 26 лет женится на совсем молоденькой Мари Эрикар.

Однако вовсе не это становится переломным моментом в его биографии.

Служебные и семейные обязанности оставляют его равнодушным, и уже скоро Лафонтен отправляется в столицу, где планирует вести совершенно другой образ жизни, заниматься только литературной деятельностью.

Его расчет оказался верным: он быстро обрел покровителей среди знати, сумел добиться славы на литературном поприще, нашел себе друзей, в том числе среди очень известных людей, в частности, принца Конде, мадам де Лафайед, Ларошфуко и др. Знаменитый министр Фуке сделал его обладателем большой пенсии.

В то же время Людовик XIV не слишком жаловал поэта: ему не нравились выходившие из-под его пера новеллы слишком фривольного содержания, кроме того, ему не импонировали безответственность, легкомысленность литератора, который не хотел признавать каких-либо обязанностей. По понятным причинам не одобряла его творчества и церковь.

Одно время король даже препятствовал тому, чтобы Лафонтена избрали членом академии. Это событие стало несколько запоздалым, произошло лишь в 1684 г.

Образ жизни литератора был сугубо светским, он не отказывал себе в удовольствиях, которые делало доступными его положение, в том числе в любовных связях, а его общение с семьей, оставшейся в имении, сводилось в основном к редкой переписке с женой. Только друзья заставляли его хоть иногда наносить короткие визиты на родину. Собственные дети интересовали поэта очень мало, однажды он даже не узнал своего сына, который успел сильно повзрослеть после последней встречи с отцом.

В большую литературу Лафонтен вошел в 1654 г., когда ему было уже 33 года. Из-под его пера выходили произведения самых разных литературных жанров, например, мадригалы, баллады, оды, послания, пьесы, эклоги. И лишь в 1668 г.

Лафонтен впервые выступил в амплуа баснописца, принесшем ему мировую славу: в этом году было опубликовано первое издание «Басен Эзопа, переложенных на стихи г-ном де Лафонтеном», состоявшее из шести книг. Во втором издании, увидевшем свет в 1678 г., было уже 11 томов, в 1694 г.

были опубликовано последнее издание в 12 книгах. Опираясь на наследие античных авторов, используя их внешние фабулы, Жан де Лафонтен, по сути, выступил создателем нового жанра и тем самым обеспечил себе достойное место в истории литературы.

Басни сделали его одним из великих народных национальных поэтов, были переведены на самые разные языки мира.

В последние годы жизни под воздействием общения с мадам де Саблиер Лафонтен переосмыслил взгляды, стал более благочестивым и отказался от фривольных произведений. В 73-летнем возрасте он скончался 13 апреля 1695 г. в Париже.

Биография из Википедии

Отец его служил по лесному ведомству, и Лафонтен провёл детство среди лесов и полей.

В двадцать лет он поступил в братство ораторианцев для подготовки к духовному званию, но больше занимался философией и поэзией. По его собственному признанию, увлекался «Астреей» Д’Юрфе.

Именно либретто оперы Коласса «Астрея» оказалось последним сочинением Лафонтена (постановка 1691 года обернулась полным провалом).

В 1647 году отец Лафонтена передал ему свою должность и убедил его жениться на четырнадцатилетней девушке, Мари Эрикар.

Он очень легко отнесся к своим новым обязанностям, как служебным, так и семейным, и вскоре уехал в Париж, где прожил всю жизнь среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта; о семье своей он забывал целыми годами и лишь изредка, по настоянию друзей, ездил на короткое время на родину.

Сохранилась его переписка с женой, которую он делал поверенной своих многочисленных романтических приключений. На своих детей он так мало обращал внимания, что, встретившись в одном доме со своим взрослым сыном, не узнал его.

В Париже Лафонтен имел блестящий успех; Фуке назначил ему крупную пенсию. Жил он в Париже сначала у герцогини Бульонской, потом, когда последняя умерла, и он вышел из её дома, он встретил своего знакомого д’Эрвара (d’Hervart), который предложил ему поселиться у него.

«Я как раз туда и направлялся», гласил наивный ответ баснописца.

Версия о том, что в 1659—1665 годах Лафонтен поддерживал приятельские отношения с Мольером, Буало и Расином, выглядит сомнительной. В числе друзей Лафонтена определённо были принц Конде, Ларошфуко, мадам де Лафайет и др.

; только к королевскому двору он не имел доступа, так как Людовик XIV не любил легкомысленного, не признававшего никаких обязанностей поэта. Это замедлило избрание Лафонтена во Французскую академию, членом которой он стал только в 1684 году. В ходе «спора о древних и новых» Лафонтен не без колебаний встал на сторону первых.

Под влиянием мадам де Саблиер Лафонтен в последние годы жизни преисполнился благочестия и отрёкся от наиболее легкомысленных своих сочинений.

В середине декабря 1692 года Лафонтен тяжело заболевает. Он совершенно падает духом и теряет вкус к жизни и мирским утехам.

Вспомнив своё увлечение теологией в молодости, он принимается за Евангелия и перечитывает их многократно. Лафонтену не дает покоя вопрос существования рая и ада.

Автор фривольных рассказов задумывается, грозит ли ему вечное наказание, выражает раскаяние за свои рассказы.

Творчество

Ранние произведения

Дворец Во-ле-Виконт. Современный вид

Читайте также:  Света (певица) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Первое опубликованное сочинение Лафонтена — комедия «Евнух» (Eunuque, 1654), представлявшая собой переработку одноименного сочинения Теренция.

В 1658 году Лафонтен преподнёс своему покровителю Фуке поэму «Адонис» (Adonis), написанную под влиянием Овидия, Вергилия и, возможно, Марино. Став на время «официальным» поэтом Фуке, Лафонтен взялся за описание принадлежавшего министру дворца в Во-ле-Виконт.

Поскольку пришлось описывать ещё не завершённый архитектурно-парковый ансамбль, Лафонтен построил свою поэму в форме сновидения (Songe de Vaux). Однако из-за опалы Фуке работа над книгой была прервана.

В 1662 году поэт позволил себе вступиться за своего покровителя в адресованной королю оде (l’Ode au Roi), а также в «Элегии к нимфам Во» (L’elégie aux nymphes de Vaux). Этим поступком он, по-видимому, навлёк на себя гнев Кольбера и короля.

«Сказки»

«Сказки» начали выходить с 1664 года. В первый сборник вошли две сказки — «Джокондо» (Joconde) и «Побитый и довольный рогоносец»; первая из них, основанная на одном из эпизодов поэмы Ариосто «Неистовый Роланд», вызвала оживленную литературную полемику.

Последующие выпуски «Сказок» публиковались в 1665, 1671 и 1674 годах. Сюжеты их Лафонтен черпал из Боккаччо и сборника «Сто новых новелл». В представлении Лафонтена важнейшей особенностью жанра должно было стать стилистическое и сюжетное разнообразие.

Из всех сказок наиболее фривольный характер носили «Новые сказки», которые спровоцировали многочисленные упреки в непристойности и сразу же оказались под запретом.

Интересно, что одновременно со сказками Лафонтен работал над сочинениями благочестивого характера, отчасти отмеченными влиянием янсенизма, в том числе над «Поэмой о пленении Св. Малха» (Poème de la captivité de saint Malc, 1671) .

Публикация «Басен»

Значение Лафонтена для истории литературы заключается в том, что он создал новый жанр, заимствуя внешнюю фабулу у древних авторов (в первую очередь — Эзопа и Федра; кроме того, Лафонтен черпал из «Панчатантры» и некоторых итальянских и латинских авторов Возрождения).

В 1668 году появились первые шесть книг басен, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном» (Fables d’Esope, mises en vers par M. de La Fontaine). Именно в первый сборник вошли знаменитые, переложенные впоследствии И. А.

 Крыловым «Ворона и Лисица» (точнее, «Ворон и Лис», Le Corbeau et le Renard) и «Стрекоза и Муравей» (точнее, «Цикада и Муравьиха», La Cigale et la Fourmi).

Второе издание, включавшее уже одиннадцать книг, вышло в 1678 году, а третье, с включением двенадцатой и последней книги — в конце 1693 года. Первые две книги носят более дидактический характер; в остальных Лафонтен становится всё более свободным, соединяет дидактику с передачей личного чувства.

Своеобразие дидактизма

Лафонтен менее всего моралист и, во всяком случае, мораль его не возвышенная; он учит трезвому взгляду на жизнь, уменью пользоваться обстоятельствами и людьми, и постоянно рисует торжество ловких и хитрых над простоватыми и добрыми; сентиментальности в нём абсолютно нет — его герои те, кто умеет устроить свою судьбу.

Уже Руссо, а за ним и Ламартин, выражали сомнение: насколько полезны басни Лафонтена детям, не приучают ли они читателя к неизбежности порока в неведающем жалости мире? Особенно категорично на этот счёт высказался В. А. Жуковский: «Не ищите в баснях его морали — её нет!».

Иногда мораль «Басен» сравнивают с заветами Эпикура: необходимость умеренности и мудро-невозмутимого отношения к жизни.В басне “Гороскоп” — сатире на астрономов — Лафонтен утверждает, что движение планет, сияние солнца, смена времен года совершаются по своим, не зависящим от человека законам. Подобные мысли встречаются у Франсуа Бернье.

Утверждая божественное происхождение мира, философ вместе с тем не отрицает наличие реальных естественных причин, обусловливающих явления.

Поэтика

Художественному значению басен Лафонтена способствует также красота поэтических вступлений и отступлений Лафонтена, его образный язык, особое искусство передавать ритмом движения и чувства и вообще удивительное богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена написаны в большинстве случаев вольным стихом; в XVII веке сам по себе стихотворный характер этого жанра приветствовался не всеми — басня воспринималась прежде всего как назидание. Также он усложнил отношение между сюжетной частью и моралью.

Ю.Б.

Виппер, намечая моменты становления классицизма в XVII веке и некоторые тенденции в его будущем развитии, пытается определить предшественников Лафонтена и те идеологические и поэтологические черты, которые разовьются и выразятся у него в формах, совершенных и специфичных для его творчества: демократизм Шаррона (противопоставленный аристократизму Дю Вера), влияние которого сказалось в первой книге лафонтеновских басен 1668 г.; «esprit gaulois» , «дар тонкого комплимента, игривой шутки», ирония и художественный такт chansons и мелких стихотворений Филиппа Депорта ; восходящая к Клеману Маро и к анакреонтике Плеяды эпикурейская традиция поэзии Пьера Мотена, продолженная в Contes ; художественная манера сатир Ренье, сказавшаяся в лирике Лафонтена. В вопросе об отношении к традиции – прообразе спора о «древних» и «новых» – Лафонтен также наследует Ренье, который (в противоположность Малербу, «пренебрегавшему национальным» и считавшему, что сочинения, чтобы быть доходчивыми, «пленять […] чистотой […] и ясностью легких фраз» (Н. Буало), должны содержать minimum античной мифологии) предпочитал «гармоническое решение», синтез: следуя принципу имитации древних образцов, учитывал и национальную традицию

«Любовь Психеи и Купидона»

А. Ван Дейк. Амур и Психея. Ок.

 1638

Данью галантной литературе стало прозаическое произведение Лафонтена — повесть «Любовь Психеи и Купидона» (Les amours de Psyché et de Cupidon, 1662), являющаяся переработкой четвёртой и пятой книг романа Апулея «Золотой осёл».

Хорошо известный тогдашнему читателю сюжет Лафонтен изложил в изысканной форме, напоминающей оперную постановку. Книга произвела большое впечатление на русского писателя И. Ф. Богдановича, создавшего свою поэму «Душенька» (1773) на основе того же сюжета.

«Поэма о хинном дереве»

Лафонтен пробовал свои силы в жанре естественнонаучной поэмы, популярном в эпоху Возрождения и восходящем к Лукрецию. Его «Поэма о хинном дереве» (Poème du Quinquina, 1682) читается как своеобразная реклама нового лекарственного средства (завозить кору в Европу начали именно в середине XVII века при содействии Людовика XIV).

Комедии

Во второй половине 1680-х Лафонтен пишет в сотрудничестве с актером Шарлем Шевийе де Шанмеле комедии «Раготен» [1684] на сюжет Скаррона, «Флорентиец» [1685] и «Волшебный кубок» [1688] на сюжет Ариосто. Исследователи отмечали, что Лафонтен пробовал себя в различных жанрах, в т.ч. чуждых его таланту, и объясняли это потребностью в разнообразии.

По свидетельству Дюбо, «…когда Лафонтен вздумал сочинять комедии, они шли под непрерывный свист партера; судьба его опер тоже всем известна».

Комедия “Волшебный кубок” была переведена на русский язык, и этот анонимный перевод был напечатан в 1788 году Николаем Новиковым без указания авторства.

Пушкин и Лафонтен

В стихотворении «Городок», отзываясь о своих любимых книгах, Пушкин в шутливом тоне пишет и о французском писателе. Лафонтен для него — прежде всего автор басен, которые входили в программу лицейского обучения. Здесь заметно также восприятие Лафонтена сквозь призму поэзии рококо:

Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/zhan-de-lafonten

Биография Жана де Лафонтена

Жан де Лафонтен (Jean de La Fontaine) родился 8 июля 1621 года во французском городке Шато-Тьерри, что в Шампаньи, где отец его, Шарль де Лафонтен, служил лесничим.

В школе юный Лафонтен не проявил своих ярких способностей. Двадцати лет, прочитав несколько книг духовного содержания, он решил поступить в Сен-Маглуарскую семинарию, но пробыл там всего около года.

Его примеру последовал брат Клод, который окончил курс с успехом и стал священником.

Когда Жану минуло двадцать шесть лет, отец женил его и передал обязанности лесничего. Демон поэзии на тот момент еще не посещал Лафонтена.

Как-то Лафонтену пришлось слышать декламацию одной из од; это произвело впечатление на будущего поэта: он прочёл всего Мальэрба и пытался подражать ему.

Но Мальэрб один мог бы и испортить вкус Лафонтена, если бы друзья его Пентрель и Макруа не посоветовали ему прочесть образцы других авторов, имеющих большее значение в литературном мире.

Из древних авторов Платон и Плутарх вскоре сделались его любимцами; ему приходилось читать их в переводе, так как греческого языка Лафонтен не знал. Он увлекался также Горацием и Вергилием, которых в состоянии был понимать в подлиннике. Из современных ему авторов он предпочитал Рабеле, Маро, Де-Перье, М.Ренье и Урфе.

Брак не изменил его переменчивых вкусов.

Мария Эрикар, на которой родители заставили его жениться в 1647 году, была женщина красивая, неглупая; но природа не одарила её твёрдым характером, любовью к порядку и труду; вообще у неё не было тех качеств, которые могли бы оказать дисциплинирующее влияние на мужа. В то время, как она зачитывалась романами, он грезил собственными стихами и произведениями его любимцев. Семейное счастье молодых супругов длилось недолго.

После смерти своего отца Лафонтен, по собственному выражению, «проел» полученное от него наследство, приданого жены хватило также не надолго. Волей-неволей семье приходилось довольствоваться содержанием, которое Лафонтен получал в качестве лесничего. Никакого другого занятия он себе не выбрал.

Есть основания предположить, что Лафонтен-лесничий ограничивался продолжительными прогулками по лесу, отдаваясь своей природной склонности к мечтательности. Действительно, делом он, по-видимому, занимался очень мало, так как после многолетней службы он не имел некоторых элементарных понятий о лесном хозяйстве и технике.

Его очаровывала поэзия; первые попытки его ограничивались небольшими стихотворениями, написанными по поводу различных случаев жизни; в Шато-Тьеррском обществе вещицы эти пользовались большим успехом.

Лафонтен задумал тогда написать комедию, но, за недостатком изобретательности, он заимствовал интригу у одного из своих любимых классиков, изменил имена действующих лиц, и следил за текстом подлинника в подражательной форме.

Но выбранная пьеса не подходила к французскому театру, автор не пытался добиться постановки её на сцену, но выпустил её в свет; этим произведением, с недурною версификацией, Лафонтен обратил на себя внимание. Ему было 32 года.

В ту пору родственник Лафонтена, советник короля, Жаннарт, представил его суперинтенданту Фуке, покровительствовавшему литераторам.

Фуке предложил ему сделаться постоянным поэтом, назначив ему содержание в тысячу ливров. Каждую четверть года Лафонтен представлял своему патрону по одному стихотворению.

О годах, проведённых Лафонтеном в роскошной обстановке дворца Фуке, Лафонтен вспоминал впоследствии с особым удовольствием.

С того времени, как Фуке впал в немилость, Лафонтену пришлось проводить большую часть времени в своей семье; но, как и раньше, он тяготился обязанностями семьянина. Даже сын, родившийся у него, не в состоянии был привязать его к семье.

Шато-Тьерри казался ему могилою. Он последовал в Лимож, за своим родственником Жаннартом, высланным вместе с мадам Фуке, делами которой он управлял. Но в Лиможе ему пришлось пробыть не долго. По возвращении оттуда он делил своё время между Шато-Тьерри и Парижем, куда он первое время приезжал с женой, потом – один.

Жизнь двумя домами расстраивала его и без того сильно пошатнувшиеся дела; но, благодаря свойственной ему беспечности и немалой доли эгоизма, это его беспокоило очень редко.

С этого времени начинается его дружба с Расином, с которым Лафонтен познакомился через Мольера. Расин был дружен с критиком Буало, а Мольер – с литератором Шапелем.

Образовался дружеский кружок, весело проводивший часы досуга в беседах. Лафонтен был душой этой компании.

Лафонтену, между тем, минуло уже сорок лет, а он всё ещё считался салонным поэтом. В эту пору его пригласила в качестве личного секретаря герцогиня Орлеанская, вдова Гастона, брата Людовика XIII. При маленьком Люксембургском дворе, где Лафонтен был любезно принят, он вскоре сумел приобрести всеобщую симпатию.

Герцогиня Бульонская предложила Лафонтену применить свой талант для подражания Ариосто и Бокаччо. Совет этот пришёлся на руку литератору. Лафонтен дебютировал «Жокондою». Рассказ этот, представляющий свободное подражание Ариосту, вызвал полемику.

Но, как бы то ни было, «Жоконда» имела успех, и Лафонтен написал ещё несколько новелл в том же роде.

Однако характер этих последних произведений не понравился Людовику XIV и Кольберу (французский государственный деятель). Притом и падение Фуке ещё не было забыто.

Монарх обещал вернуть Лафонтену свою милость, если он даст слово «исправиться» — изменить характер своих произведений. Лафонтен дал слово. Он решил поработать на пользу обучения и развлечения начинавшего своё образование дофина.

Это был почётный способ для поправления своей репутации в глазах монарха и его приближённых. Лафонтену явилась мысль подражать Федру и Эзопу, и он принялся за работу.

Первый сборник басен, состоявший из шести книг, вышел в свет в 1668 году, под скромным заглавием: «Басни Эзопа, переложенные в стихах Ж. де-Лафонтеном», он был посвящён дофину.

По смерти герцогини Орлеанской Лафонтену оказала покровительство мадам де Ла Саблиер, собиравшая в своём салоне учёных и литераторов.

Читайте также:  Сергей галицкий - биография знаменитости, личная жизнь, дети

До 72-летнего возраста Лафонтен оставался другом дома мадам де Ла Саблиер, где вращался в обществе наиболее выдающихся людей Франции того времени. Двадцать лет он прожил в доме мадам де Ла Саблиер, не зная никаких забот.

При таких условиях он отдался вполне демону поэзии, который не покидал его до самой смерти.

Первые басни Лафонтена встретили хороший приём, имели всеобщий успех; дальнейшие – поддерживали его реноме. Урывками был написан им роман «Психея», в котором проза местами прерывается небольшими стихотворениями.

Впоследствии Корнейль и Квино переделали этот роман в оперу, музыка была написана Люлли. Попытки Лафонтена в области драматической литературы оказались менее успешными.

На сцену была поставлена только небольшая пьеса его «Флорентинец», в которой есть сцены, достойные Мольера.

Поэтические произведения Лафонтена нисколько не умаляют его значения; как баснописец же Лафонтен стал бессмертным. Басня, в той форме, которую ей придал Лафонтен – одно из счастливейших творений человеческого ума.

Басни его завораживают своей жизненностью; иллюзия полная: басня была пережита автором, а потому очаровывает и читателя. Лафонтен действительно видит то, что описывает.

Собственно говоря, басни Лафонтена не читаешь и не запоминаешь: их смотришь и слышишь.

Не следует полагать, что до Лафонтена у французов не было басни: одно из лучших произведений этого рода – «Роман Лисицы» представляет действительную историю из жизни средневековых феодалов; действующие лица – животные, аллегорически изображающие людей.

Лафонтен же непосредственно пользовался древними оригиналами: Эзоп, Федр, Бидпаи – вот обычные его образцы. Оригинальность Лафонтена не исчерпывается складом его ума и воображения, она проявляется и в его языке. Слог его изящный, естественный, своеобразный.

После выхода в свет второго сборника басен, который Лафонтен преподнёс Людовику XIV, баснописец был избран в члены Парижской Академии. Заседания Академии его очень интересовали, и он аккуратно посещал их.

Во время тяжкой болезни Лафонтена, когда со дня на день ожидали его смерти, умерла в уединении его патронесса, мадам де Ла Саблиер. По выздоровлению Лафонтена, один из его друзей, Гервар, предложил ему поселиться в его отеле на улице Платриер.

В этих роскошных покоях, украшенных произведениями кисти Миньярда, Лафонтен провёл последние два года своей жизни. Он посещал ещё Академию, но чаще стал ходить в церковь; он переложил в стихотворную форму несколько псалмов, продолжал писать басни.

Кроме того, он принимал деятельное участие в воспитании молодого герцога Бургундского. До самой смерти Лафонтен сохранил свежесть ума и любезность общения.

Лафонтен мирно скончался 13 февраля 1695 года, после нескольких месяцев крайней слабости, на 74 году жизни. Когда его старинный друг Макруа получил известие о смерти его, он написал трогательные строки: «Мой дорогой и верный друг, господин де Лафонтен, умер.

Мы были с ним друзьями более пятидесяти лет, и я благодарю бога, что до самой старости ни одно облачко не омрачало нашей дружбы, и что я одинаково нежно любил его до самого конца.

Я не знал человека более искреннего и правдивого, чем Лафонтен: не знаю, солгал ли он хоть раз в жизни».

Адаптация текста: Ирис Ревю

Источник: http://DetskiyChas.ru/persons/biografiya_la_fontain/

Жан де Лафонте́н – французский поэт и баснописец

ПодробностиКатегория: Басни и притчиОпубликовано 23.03.2017 19:16Просмотров: 885

Свое басенное творчество он начал переводами Эзопа и стал знаменитым баснописцем Нового времени (XVII в.). 

Творческое наследие Лафонтена богато: стихи, поэмы, сказки и рассказы в стихах, проза), но в мировой литературе он остался прежде всего баснописцем, развившим и обогатившим басенный жанр. 

Из биографии

Жан де Лафонтен (1621-1695) родился 8 июля 1621 г. в городке Шато-Тьерри провинции Пикардия. Его отец Шарль был управляющим королевской охотой и главным лесничим герцогства Шато-Тьерри.Сначала Лафонтен готовился к духовному званию, но потом начинает изучать право в Париже, одновременно посещая кружок молодых поэтов.В 1647 г.

он по настоянию отца женится на молоденькой Мари Эрикар, которой было всего 14 или 15 лет. Но к супружеству и дальнейшей семейной жизни Лафонтен относится весьма легкомысленно, не занимаясь воспитанием своего единственного сына и живя в Париже отдельно от семьи, среди друзей, поклонников и поклонниц его таланта.В 1649 г.

он получил диплом адвоката и должность в Высшем суде в Париже. Но вскоре переехал в Шато-Тьерри, где получил руководящую должность в лесничестве герцогства. Здесь он много читает, часто выезжает в Париж для встреч с друзьями.Первое сочинение Лафонтена – комедия «Евнух» – было опубликовано в 1654 г. и не имело успеха.В 1658 г.

один из родственников Лафонтена знакомит его с Николя́ Фуке́ – суперинтендантом финансов Франции в ранние годы правления Людовика XIV, одним из самых могущественных и богатых людей Франции. Фуке становится покровителем Лафонтена. В последующем у Лафонтена будут другие весьма влиятельные покровители.

Творчество Лафонтена развивается, он публикует одно произведение за другим. Популярность его растёт. Но первый сборник басен вышел только в 1668 г.

Он назывался «Басни Эзопа, переложенные на стихи г-ном де Лафонтеном». Позже вышло ещё несколько томов басен, и этот жанр становится довольно популярным.

Значение Лафонтена для истории литературы

Оно заключается в том, что он создал новый жанр басни, заимствуя у древних авторов лишь внешнюю фабулу. Его басни не столько философские, сколько лирические, обусловленные индивидуальным характером Лафонтена.
Художественному значению басен Лафонтена способствует красота поэтических вступлений и отступлений, его образный язык, богатство и разнообразие поэтической формы.

Басни Лафонтена

Мораль басен Лафонтена своеобразна. Он не поучает, а констатирует факт, что хитрые и ловкие обычно берут верх над добрыми и простыми людьми. Он убеждает читателя в том, что бедным и бесправным не стоит бороться с обстоятельствами и несправедливостью, а нужно всего лишь приспосабливаться к той жизни, в которой они вынуждены жить, и примириться с обстоятельствами.

Лафонтен                                                      

Лягушка и Вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:Она завистлива былаИ ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» -Подруге говорит.

– «Нет, кумушка, далёко!»«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.Ну, каково?Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего».«Ну, как теперь?» – «Все то ж».

Пыхтела да пыхтелаИ кончила моя затейница на том,Что, не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

Пример такой на свете не один:И диво ли, когда жить хочет мещанин,Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин.

(Перевод И. Крылова. Содержание басни заимствовано у Федра)

Его герои – это те, кто умеет устроить свою судьбу. В. А. Жуковский, сам переводивший басни Лафонтена, говорил о них так: «Не ищите в баснях его морали – её нет!».

А Руссо и Ламартин вообще выражали сомнение в полезности басен Лафонтена детям, т.к. они трактуют порок как неизбежность и не развивают у детей чувство жалости.

Но в его баснях выражены сочувствие к простым людям и осуждение праздности.

Лафонтен

Земледелец и его Сыновья           

Работайте, насколько хватит силы,Не покладая рук! В работе – тот же клад.Один крестьянин, будучи богатИ стоя на краю могилы,Позвал детей своих, и так им говорит

Он без свидетелей, на смертном ложе:

«В наследственной земле богатый клад зарыт,Продать ее – оборони вас Боже!Не знаю сам я, где он скрыт;Но вы, при помощи работы и терпенья,Его найдете без сомненья.Вы в августе, окончив умолот,Немедленно перепашите поле:Пускай соха везде пройдет,Копайте, ройтесь там на воле,Малейший в поле уголок

Пройдите вдоль и поперек».

Он умер. Сыновья все поле перерыли,Искали там и сям. На следующий годОно дало двойной доход,Но клада так в земле и не открыли.Отец на свой особый лад

Им показал, что труд – есть тот же клад.

(Содержание басни заимствовано у Эзопа)

Он высмеивает спесь, тщеславие и наглость аристократии, её подлость, скупость, мелочность и трусливость, защищая тем самым общечеловеческие духовные ценности. Басни Лафонтена наполнены оригинальной и нестандартной философией автора.

Лафонтен

Безумец и Мудрец

Безумец раз бросал каменья в Мудреца,Преследуя его; Мудрец ему на это:«Мой друг! ты в поте своего лицаТрудился; вот тебе за то монета:Труд по заслугам должен быть вознагражден.

Взгляни, вот человек проходит, онБогат безмерно,И щедро за твои дары воздаст наверно».

К прохожему Глупец направился, спешаНанесть ему удар, в надежде барыша;Но воздаяния дождался он иного:Прохожий слуг созвал, и те спешат скорей

Избить Глупца и прочь прогнать едва живого.

Таких безумцев видим мы вблизи царей:Чтоб господина позабавить,Они на смех поднять готовы вас всегда.Не стоит трогать их, чтоб замолчать заставить.Притом же, если вы не в силе, то тогда,Как вы ни гневайтесь, вам это не поможет;

Направьте их к тому, кто отплатить им может.

(Перевод Н. Юрьина)

При этом нравоучительная мораль в его баснях отходит на второй план. Гораздо важнее автору было высказать собственные мысли и чувства. Для его басен характерны философские размышления, многочисленные лирические отступления.

Лафонтен

Лев и Мышь

У Льва просила Мышь смиренно позволеньяПоблизости его в дупле завесть селеньеИ так примолвила: «Хотя-де здесь, в лесах,Ты и могуч и славен;Хоть в силе Льву никто не равен,И рев один его на всех наводит страх,Но будущее кто угадывать возьметсяКак знать? кому в ком нужда доведется?И как я ни мала кажусь,

А, может быть, подчас тебе и пригожусь».

«Ты! – вскрикнул Лев. – Ты, жалкое созданье!За эти дерзкие словаТы стоишь смерти в наказанье.Прочь, прочь отсель, пока живаИль твоего не будет праху».Тут Мышка бедная, не вспомняся от страху,

Со всех пустилась ног – простыл ее и след.

Льву даром не прошла, однако ж, гордость эта:Отправяся искать добычи на обед,Попался он в тенета.Без пользы сила в нем, напрасен рев и стон,Как он ни рвался, ни метался,Но все добычею охотника остался,И в клетке на показ народу увезен.Про Мышку бедную тут поздно вспомнил он,Что бы помочь она ему сумела,Что сеть бы от ее зубов не уцелела

И что его своя кичливость съела.

Читатель, истину любя,Примолвлю к басне я, и то не от себяНе попусту в народе говорится:Не плюй в колодец, пригодится

Воды напиться.

(Перевод И. Крылова. Содержание басни заимствовано у Эзопа)

Язык басен Лафонтена отличается живостью и оригинальностью, иногда он близок к фольклорному. Басни Лафонтена похожи на маленькие комические пьесы.
У Лафонтена учились и русские баснописцы Сумароков, Хемницер, Измайлов, Дмитриев и даже знаменитый Крылов. Путь Крылова-баснописца и начался с перевода в 1805 г. двух басен Лафонтена: «Дуб и трость» и «Разборчивая невеста».

Источник: http://ency.info/slovesnost/basni-i-pritchi/683-zhan-de-lafonte-n-frantsuzskij-poet-i-basnopisets

Жизнь Лафонтена. Литература. Смысл жизни

Жан де Лафонтен родился в 1621 году в провинции Шампань. Его отец заведовал лесным хозяйством. Оба его родителя были из высшего провинциального среднего класса, хотя и не считались дворянами. Отец будущего баснописца был довольно богат.

Жан де Лафонтен, портрет

Жан, как старший сын, был отправлен на учебу в коллеж (средняя школа) Реймса, и по окончании учебы, вступил в братство ораторианцев в мае 1641 года и в семинарию Сен-Маглуар в октябре того же года. Однако после непродолжительного пребывания там, понял, что ошибся с выбором профессии. Далее он переключился на изучение права и был принят в число адвокатов/юристов.

Семейная жизнь Лафонтена

Лафонтен рано получил доступ к отцовскому наследству. В 1647 году его отец передал сыну свою должность и устроил для него брак с Мари Эрикар, 14-летней девушкой, принесшей ему 20 000 ливров и «большие перспективы» на будущее. Она оказалась и красивой, и умной, но оба супруга плохо ладили друг с другом.

С ее поведением был связан какой-то надуманный скандал, который не имел под собой абсолютно никаких оснований, но еще долго раздувался за счет слухов и личных врагов Лафонтена.

Единственное, что можно точно сказать против нее, так это то, что она была небрежной домохозяйкой и имела пристрастие к чтению романов. Сам Лафонтен при этом постоянно отлучался подолгу из дома, не был верным мужем и настолько плохо вел дела, что они пришли в запустение и вышли из-под контроля.

Разделение имущества супругов состоялось в 1658 году. Это была дружеская сделка, выгодная для семьи.

Постепенно, без всякой видимой ссоры, супружеская пара перестала просто жить вместе, и большую часть оставшихся сорока лет своей жизни Лафонтен прожил в Париже, в то время как его жена проживала в Шато Тьерри, куда он, однако, часто наведывался. От этого брака у них родился один сын в 1653 году. Воспитание и забота о нем легла целиком на плечи матери.

Читайте также:  Дарья друзьяк - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Слава Лафонтена

Лафонтен стал одним из самых знаменитых баснописцев и одним из самых читаемых французских поэтов 17-го века. Прежде всего, он прославился своими баснями, которые послужили образцом для последующих баснописцев по всей Европе и бесчисленных альтернативных версий тех же басен в самой Франции на местных французских наречиях.

Согласно Флоберу, Лафонтен был единственным французским поэтом, кому удавалось понимать и справляться со структурой французского языка до Виктора Гюго. В 1995 году, к 300-летней годовщине смерти поэта, во Франции даже была выпущена целая серия марок, прославляющих Лафонтена и его басни.

Источник: http://alinec.ru/literatura/zhan-de-lafonten.html

Жан де Лафонтен: биография, твторчество

Искусство и развлечения 22 декабря 2015

В мировой литературе среди самых известных баснописцев можно назвать два имени: Эзоп и Жан де Лафонтен. Первый жил в Древней Греции, и данные о его жизни имеют скорее сказочный характер. Второй – во Франции, во второй половине XVII века. И именно о французском авторе небольших нравоучительных произведений пойдет речь в этой статье.

Биографические данные

Детство великого баснописца прошло вблизи живописных лесов и полей. Жан де Лафонтен был сыном служащего лесного ведомства. Происходил он из древнего богатого рода. Отец готовил сына к духовной карьере, которая вовсе не прельщала будущего баснописца.

Но и о нравоучительных произведениях он задумался уже в зрелом возрасте. С юных лет его интересовала превыше всего философия.

Также Лафонтен был поклонником поэтических произведений, что и подтолкнуло его к созданию поэм, которые, впрочем, успеха ему не принесли.

В двадцать шесть лет Жан де Лафонтен женился. Однако к семье своей он относился чрезвычайно легко. Большую часть жизни Лафонтен провел в Париже, вдали от родных. Долгое время единственным источником доходов для него было литературное творчество.

По воспоминаниям современников, вел французский поэт жизнь веселую и легкомысленную. Годами мог не видеться с семьей. И однажды, встретив своего уже взрослого сына в одном знатном доме, даже не узнал его.

Раннее творчество

В жанре поэзии и драматургии создавал свои первые произведения Жан де Лафонтен. Басни появились в поздний период творчества. Первое произведение, которое удалось опубликовать, являло собой перевод древнеримского автора Теренция. Последующие творения были также созданы под влиянием античной драматургии.

Видео по теме

«Сон в Во»

Находясь под покровительством Фуке, Лафонтен создал поэму, прославляющую загородный дворец. Уцелели лишь три отрывка из этого произведения. В них присутствует смешение разнообразных литературных форм, и просматривается влияние античных, средневековых авторов. Но особое влияние на поэтику Лафонтена оказала ренессансная поэзия.

Сказки

Вдохновение черпал в произведениях не только античных писателей, но и авторов эпохи Возрождения Жан де Лафонтен. Биография этой личности складывалась под влиянием его характера. А нрав его был весьма беспечный и легкомысленный, что и преграждало ему долгие годы доступ ко двору.

Только лишь в последние годы жизни он отрекся от беспечного образа жизни, что положительно повлияло и на его творчество. В семидесятые годы XVII века Жан де Лафонтен опубликовал две сказки, отличавшиеся от предыдущих произведений стилистическим и сюжетным разнообразием.

На написание этих произведений его подтолкнуло творчество Джованни Бокаччо.

Став постоянным посетителем одного из модных салонов Парижа, Лафонтен попал под покровительство независимо настроенных философов и ученых.

Их взгляды импонировали поэту, который отличался вольнодумством и нежеланием поддерживать образ мыслей, одобренный католической церковью.

Лицемерный аскетизм стал предметом сатиры в «Сказках», но позже автор этого сборника почувствовал необходимость взглянуть критически и на прочие человеческие пороки.

Басни

Но не в качестве автора комедий и сказок известен сегодня Жан де Лафонтен. Биография этого поэта интересует современных людей, поскольку она принадлежит создателю нового литературного жанра.

Заимствовав сюжет у античного автора, он создал целый ряд басен, которые впоследствии переводили поэты и на другие языки. Именно взяв за источник творение Эзопа, написал Жан де Лафонтен «Лисица и виноград» – басню, которую впоследствии перевел на русский язык Иван Крылов.

Многие другие проивзедения русского поэта также являются хотя и очень талантливыми, но все же переводами с французского.

Литературный стиль Лафонтена

Уникальным литературным стилем обладал Жан де Лафонтен. Басни его вряд ли вошли в мировую литературу, если бы не своеобразный дидактический жанр, благодаря которому его произведения передают читателю довольно трезвый взгляд на жизнь.

О педагогической пользе от чтения нравоучений Лафонтена спорили Руссо и Ламартин. Лафонтена нельзя назвать моралистом, так как в его баснях слишком явно присутствует уверенность в неизбежности человеческого порока.

Его творчеству близка философия Эпикура, который уверял, что к жизни необходимо относиться невозмутимо и уметь видеть ее без прикрас.

Поэтика

Структура произведений Лафонтена включает основную часть, вступление и отступления. Каждая из басен обладает разнообразием поэтических форм. Стихотворная форма принималась в XVII веке не всеми, поэтому написаны они в вольном стиле. Назидательному характеру, по мнению автора и его современников, более подходил вольный стих.

Баснописец Жан де Лафонтен – автор, о котором сложилось мнение, что творил он от случая к случаю, исключительно по вдохновению. Все же творческое наследие его включается в себя творения, созданные в разнообразных жанрах. Среди них –мифологические поэмы и комедии. Кроме того, Лафонтен стал основателем научно-описательного жанра.

В его творчестве встречаются также лирические оперы. Однако в мировую литературу он вошел благодаря изданию с весьма скромным названием – «Басни Эзопа, переложенные стихами Лафонтена». Его творчество – высокое достижение французской литературы.

А художественные открытия Лафонтена предопределили развитие жанра басни в литературах других стран.

Источник: fb.ruИскусство и развлечения
Жан-Клод Паскаль: биография и творчество

Говорят, что талантливый человек может стать выдающимся во всем. Эти слова полностью подтверждает популярнейший человек Жан-Клод Паскаль. Благодаря своему творчеству он смог прославиться далеко за пределами Франции. В…

Искусство и развлечения
Жерар де Вилье: биография, творчество, отзывы

Французский писатель и журналист Жерар де Вилье хорошо известен российскому читателю. Мировую славу ему принесли остросюжетные романы, главным героем которых является австрийский аристократ, внештатно работающий на ам…

Искусство и развлечения
Пьер де Ронсар. Биография

Пьер де Ронсар – французский поэт XVI века, который попал в мировую историю как глава объединения под названием “Плеяда”. Хотите узнать о данном писателе, его жизненном пути и творческой деятельности поподробнее? Чита…

Искусство и развлечения
Жан-Кристоф Гранже: биография, творчество, фото

Жан-Кристоф Гранже – французский сценарист и писатель. Большой промежуток своей жизни он работал с различными изданиями в качестве внештатного журналиста. Полученный опыт пригодился ему позднее в написании роман…

Искусство и развлечения
Ги де Мопассан: биография краткая и творчество, фото

Один из самых известных французских писателей, автор мировых шедевров, популярность которых неподвластна времени, – Ги де Мопассан. Биография этого персонажа, как и судьбы его героев, полна жестокости и правдивости. Э…

Искусство и развлечения
Оноре де Бальзак: биография и творчество кратко

Один из величайших прозаиков XIX века – О. де Бальзак. Биография этого писателя ничем не уступает бурным приключениям героев, которых он создал. До сих пор мир интересуется его личной жизнью.Горькое детство

Новости и общество
Николь де Бур: биография, фильмография, личная жизнь

Канадская актриса Николь де Бур завоевала большую известность благодаря телесериалу “Звездный путь: Дальний космос девять”, где сыграла Эзри Дакс, а фанаты фильмов ужасов знают ее по психологическому хоррору “Куб”. Ка…

Новости и общество
Дизайнер Жану Луи Денио: биография и фото

Новой звезде дизайна интерьеров Жану-Луи Денио подвластно многое, его работы завораживают и заставляют думать, он отдает дань классике, но его проекты всегда ультрасовременны. Он сознательно выбрал сферу роскоши и раб…

Новости и общество
Клео де Мерод: биография, карьера, личная жизнь

Даже спустя много лет после смерти многих выдающихся деятелей культуры часто вспоминают и в наше время. Талант – это то, что не пропадает с годами, а память живет вечно. Клео де Мерод – невероятно популярн…

Новости и общество
Жанна де Фюнес – история мудрой женщины

Все знают знаменитого комедийного актера Луи де Фюнеса, он стал настоящим эталоном юмористического жанра. У актера были свои взлеты и падения, но никто не знает, смог бы этот мужчина добиться таких высот без одной хру…

Источник: http://monateka.com/article/125256/

Лафонтен жан де

Лафонтен жан де – французский пи­са­тель, член Французской ака­де­мии (1684 год).

Вы­хо­дец из про­вин­ци­аль­ной бур­жу­аз­ной се­мьи. В 1641 году по­сту­пил в Сен-Маг­лу­ар­скую се­ми­на­рию в Па­ри­же, но не до­учил­ся, об­ра­тив­шись к литературному твор­че­ст­ву. Пи­сать сти­хи на­чал в 1643 году, под­ра­жая Ф. Ма­лер­бу, позд­нее ув­лёк­ся ан­тич­ны­ми ав­то­ра­ми, пре­имущественно рим­ски­ми.

В 1645-1647 годах изу­чал пра­во в Па­ри­же, под­дер­жи­вал зна­ком­ст­во с А. Фю­реть­е­ром, Ж. Ша­п­ле­ном, В. Кон­ра­ром и др. В 1647 году отец пе­ре­дал Лафонтена свою долж­ность смот­ри­те­ля вод и ле­сов Ша­то-Тьер­ри.

Пер­вое опуб­ли­ко­ван­ное сочинение Лафонтена – ко­ме­дия «Ев­нух» («L'eunuque», 1654 год), пе­ре­ра­бот­ка од­но­именной пье­сы Те­рен­ция, – ус­пе­ха не име­ло.

Пе­ре­ехал в Па­риж в 1657 году, по про­тек­ции род­ст­вен­ни­ка же­ны по­пал в чис­ло ли­те­ра­то­ров, поль­зо­вав­ших­ся по­кро­ви­тель­ст­вом Н. Фу­ке; пре­под­нёс ему по­эму «Адо­нис» («Adonis», 1658 год), в ко­то­рой, по­ми­мо под­ра­жа­ния Ови­дию, ощу­ти­мо влия­ние Дж. Ма­ри­но.

В не­окон­чен­ной ал­ле­го­ричной по­эме «Сон в Во» («Songe de Vaux», 1558-1561 годы) опи­сал ар­хи­тек­тур­но-пар­ко­вый ан­самбль зам­ка Фу­ке в Во-ле-Ви­конт; в эле­гии «К ним­фам Во» («Aux nymphes de Vaux», 1662 год) и «Оде Ко­ро­лю…» («Ode au roi…

», 1663 год) про­сил Лю­до­ви­ка XIV о снис­хо­ж­де­нии к сво­ему опаль­но­му по­кро­ви­те­лю. В 1663 году со­про­во­ж­дал вы­слан­но­го из Па­ри­жа в провинцию Ли­му­зен Ж.

 Жан­на­ра, дру­га Фу­ке; литературный от­чёт об этой по­езд­ке под названием «Опи­са­ние од­но­го пу­те­ше­ст­вия из Па­ри­жа в Ли­му­зен» («Relation d’un voyage de Paris en Limousin», 1663 год) на­пи­сан в фор­ме пи­сем же­не, где про­за че­ре­ду­ет­ся со сти­ха­ми.

Боль­шую по­пу­ляр­ность сни­ска­ли сборники Лафонтена «Сказ­ки…» («Contes…», 1664, 1665, 1671, 1674 годы), со­дер­жа­щие пе­ре­ло­же­ния под­час весь­ма фри­воль­ных сю­же­тов, за­им­ст­во­ван­ных из фаб­льо, а так­же из про­из­ве­де­ний Дж. Бок­кач­чо, Л. Арио­сто, Н. Ма­киа­вел­ли, Ф. Раб­ле, Мар­га­ри­ты На­варр­ской и др.

Раз­ра­бо­тан­ный Лафонтеном жан­ро­вый ка­нон сти­хотворной но­вел­лы («сказ­ки») был в даль­ней­шем ис­поль­зо­ван Ж. Б. Ж. Вил­ла­ром де Гре­ку­ром, Ж. Вер­жье, Воль­те­ром и др. Все­мир­ную из­вест­ность по­лу­чи­ли «Бас­ни» Лафонтена («Fables», книги 1–-2, 1668-1694 годы), в ко­то­рых он ис­поль­зо­вал сю­же­ты Эзо­па,Фед­ра, К. Ма­ро, М.

 Ре­нье и др.

Лафонтен раз­вил счи­тав­ший­ся «низ­ким» жанр бас­ни, ос­ла­бив его ди­дак­тическую на­прав­лен­ность и при­дав ему ув­ле­ка­тель­ный ха­рак­тер. Опи­сав раз­но­об­раз­ные ти­пы ли­це­ме­ров, щё­го­лей, льсте­цов, пе­дан­тов, об­ман­щи­ков, скуп­цов, не­вежд и др.

и вос­соз­дав мно­же­ст­во жиз­нен­ных си­туа­ций, Лафонтен в ду­хе клас­си­циз­ма рас­кри­ти­ко­вал че­ло­ве­че­ские по­ро­ки с точ­ки зре­ния ра­зу­ма и здра­во­го смыс­ла.

По­весть Лафонтена «Лю­бовь Пси­хеи и Ку­пи­до­на» («Les amours de Psyché et de Cupi­don», 1669 год), на­пи­сан­ная на сю­жет из ро­ма­на Апу­лея «Ме­та­мор­фо­зы», по­свя­ще­на гер­цо­ги­не Буй­он­ской, у ко­то­рой Лафонтен жил в Па­ри­же; древнегреческий сю­жет, под­све­чен­ный ал­лю­зия­ми на со­вре­мен­ность, ста­но­вит­ся по­во­дом об­су­дить во­про­сы ис­кус­ст­ва.

Лафонтен на­пи­сал так­же от­ме­чен­ную влия­ни­ем ян­се­низ­ма ре­лигиозную «По­эму о пле­не­нии Свя­то­го Мал­ха» («Poème de la captivité de saint Malc», 1671 год); ди­дак­тическую по­эму «Хи­на» («Quinquina», 1682 год) о ле­че­нии ли­хо­рад­ки и др. В со­ав­тор­ст­ве с ко­ме­дио­гра­фом Ш. Ш.

де Шан­ме­ле Лафонтен соз­дал ко­ме­дии «Ра­го­тен, или Ко­ми­че­ский ро­ман» («Ragotin, ou le Roman comique», 1684 год; по мо­ти­вам «Ко­ми­че­ско­го ро­ма­на» П. Скар­ро­на), «Фло­рен­ти­ец» («Le flo­rentin», 1685 год) и «Вол­шеб­ный ку­бок» («La coupe enchantée», 1686 год), а так­же либ­рет­то опе­ры «Ас­т­рея» («Ast­rée», 1691 год; музыка П.

 Ко­лас­са) по мо­ти­вам од­но­именного ро­ма­на О. д’Юрфе.

В Рос­сии твор­че­ст­во Лафонтена ши­ро­ко из­вест­но с XVIII века. В жур­на­лах пуб­ли­ко­ва­лись пе­ре­во­ды не­ко­то­рых «ска­зок», но из­вест­ность Лафонтена  как «фри­воль­но­го ав­то­ра» за­тми­ли его бас­ни. Их пе­ре­во­ди­ли и пе­ре­ра­ба­ты­ва­ли В. К.

Тре­диа­ков­ский, А. П. Су­ма­ро­ков, Д. И. Фон­ви­зин, И. И. Хем­ни­цер, И. И. Дмит­ри­ев, Д. И. Хво­стов, К. Н. Ба­тюш­ков, В. А. Жу­ков­ский, И. А. Кры­лов и др. По­весть «Лю­бовь Пси­хеи и Ку­пи­до­на» вы­шла в переводе Ф. И.

Дмит­рие­ва-Ма­мо­но­ва (1769 год), с со­хра­не­ни­ем про­зи­мет­ри­че­ской струк­ту­ры ори­ги­на­ла, но без «об­рам­ляю­щей» ис­то­рии че­ты­рёх дру­зей в Вер­саль­ских са­дах; И. Ф.

 Бо­гда­но­вич соз­дал её пол­но­стью сти­хотворное пе­ре­ло­же­ние в ма­не­ре ро­ко­ко («Ду­шень­ка. Древ­няя по­весть», 1783 год).

Сочинения

Œuvres diverses. P., 1958

Лю­бовь Пси­хеи и Ку­пи­до­на. М.; Л., 1964

 Œuvres com­pletes. P., 1991; Бас­ни. М., 1999.

Литература

  • Collinet J. P. Le monde littéraire de La Fontaine. Gen.; P., 1989
  • Dandrey P. La Fon­taine ou les métamorphoses d’Orphée. P., 1995
  • Bury E. L’esthétique de La Fontaine. P., 1996
  • Darmon J. Ch. Philosophies de la fable: La Fon­taine et la crise du lyrisme. P., 2003

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/lafontien_zhan_die

Ссылка на основную публикацию