Жан кальвин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Конец мифам о Кальвине: обзор книги А. Макграта «Жизнь Жана Кальвина»

Об авторе и его методе

Алистер Макграт — один из самых известных современных специалистов по истории протестантизма. За его плечами лежит огромный опыт преподавания богословия и истории на самом высоком академическом уровне.

Его перу принадлежит огромное количество публикаций, в том числе более 40 книг.

Русскоязычному читателю Макграт знаком по таким трудам как «Богословская мысль Реформации» (Одесса: Богомыслие, 1994); «Введение в христианское богословие» (СПб: Библия для всех, 1998); «Понимание Троицы» (Одесса: Богомыслие, 1995); «Кто изобрел Вселенную?» (М.: АСТ, 2016).

Макграт, А. Жизнь Жана Кальвина / Пер. с англ. — Минск: Евангелие и Реформация, 2016. — 416 с.

«Жизнь Жана Кальвина» — далеко не единственная биография женевского реформатора, написанная в XX веке. Но, к сожалению, большинство из них недоступны русскоязычному читателю. Исключением можно считать лишь книгу Уиллистона Уокера «Жан Кальвин: реформатор, теолог, пастор» (Харьков: Бiблос-Альфа, 2010).

Особенность подхода Макграта состоит в том, что он не ограничивается изложением общеизвестных фактов о жизни Кальвина, но также пытается отследить влияние экономико-политической обстановки в Женеве и мировоззренческих установок ее населения на мышление реформатора (10).

Свою задачу Макграт видит в том, чтобы «определить природу и масштабы» наследия Кальвина и продемонстрировать, как его религиозные идеи оказали влияние на западную цивилизацию (12).

Русскоязычный читатель найдет особенно любопытными (и возможно, несколько странными), параллели между Кальвином и Лениным, которые порой выстраивает автор, желая обозначить масштаб влияния женевского реформатора (напр.: 33, 169, 262).

Исторические данные о Кальвине

В книге двенадцать глав, в конце расположены два приложения. Первая глава представляет собой введение в исторический, социальный, политический и религиозный контекст Европы в начале XVI века.

Здесь же автор рассматривает самые большие трудности, с которыми сталкиваются историки в исследовании жизни Кальвина: практически полное отсутствие автобиографического материала об обращении и становлении (34); редкое упоминание о личной жизни в трудах Кальвина (36); наличие «идейных» недоброжелателей и клеветников (37).

Следующие две главы знакомят читателя с тремя городами и тремя университетами, которые оказали существенное влияние на будущего реформатора. Вторая глава начинается с досконального исторического исследования жизни Кальвина в Париже.

Макграт показывает, где, вероятнее всего, обучался Кальвин, на какой улице располагалась школа, какой дорогой студенты ходили на занятия, и как выглядело обучение. Здесь следует особенно выделить информацию о распространении лютеранских идей в Париже и возможном знакомстве Кальвина с основными идеями лютеранской Реформации (80-84).

Говоря в третьей главе об учебе Кальвина в Орлеане и Бурже, Макграт рассказывает о знакомстве Кальвина с движением гуманистов и о влиянии, которое оно оказало на Кальвина.

Четвертая глава знакомит читателя с доступной информацией об обращении Кальвина. Макграт отмечает, что Кальвин всячески опасался культа личности и поэтому практически не писал о своем обращении (110). Несмотря на эти трудности, Макграт проявляет искусство исторической реконструкции и на основании доступных данных мастерски выстраивает наиболее вероятный сценарий развития событий.

Кальвин — диктатор Женевы?

Пятая и шестая главы повествуют о служении Кальвина в Женеве. Эта информация особенно актуальна в связи с тем, что именно роль Кальвина в Женеве нередко подвергается искажениям. Какими только эпитетами не выражаются люди при описания этой роли: «женевский Папа», диктатор, приверженец теократии и т. п.

Алистер Макграт помогает читателю оценить роль Кальвина не с помощью эмоциональных и необоснованных утверждений, а с помощью обращения к историческим фактам.

Для того, чтобы читатель мог реалистичнее представлять себе роль Кальвина в Женеве, он знакомит его с исторической обстановкой до приезда Кальвина.

По его мнению, знакомство с жизнью города существенно помогает понять мышление реформатора, ведь Женева оказала на него «определяющее влияние» (125).

Макграт описывает переезд Кальвина в Женеву, его встречу с Фарелем, пути реформ и отношение к этим реформам со стороны городского совета. Здесь же читатель узнает об обстоятельствах изгнания реформатора из Женевы в 1538 и о возращении Кальвина в Женеву в 1541, что так же демонстрирует, что Кальвин был весьма далек от обладания властью «Папы» и не имел статуса «неприкасаемого».

Источник: https://r500.ua/konets-mifam-o-kalvine-obzor-knigi-a-makgrata-zhizn-zhana-kalvina/

Жан Кальвин. Jean Calvin – Французский богослов

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. Он получил образование в лучших учебных заведениях Парижа и Орлеана, изучая теологию, искусство и право.

    Первый теологический трактат был написан им в 1534 году, а уже в 1536 году он опубликовал свое основное произведение «Наставления в христианской вере», в котором дал систематическое изложение теологического обоснования Реформации.

В своих теологических изысканиях Кальвин в отличие от духовных лидеров ранней Реформации переносил центр внимания с Нового на Ветхий Завет. Он разработал учение об абсолютном предопределении, согласно которому все люди по непознаваемой божественной воле делятся на избранных и осужденных.

Вместо заботы о спасении души Кальвин предлагал придерживаться нравственно-этических принципов мирского аскетизма, что позволяло человеку и даже обязывало его в земной жизни все свои силы посвящать трудовой деятельности.

    В Женеве Кальвину удалось провести церковную реформу на основе выдвигаемых им идей. Он добивался, чтобы новая Церковь следила за религиозными и общественными нравами жителей города, а светские власти неукоснительно выполняли соответствующие церковные предписания.

    Борьба между протестантскими фракциями в женевском магистрате вынудила Кальвина в 1538 году покинуть Женеву на 3 года, но уже в 1541 году Кальвин возвращается, и с удвоенной энергией берется за строительство новой Церкви.

Он добивается строгого и неукоснительного соблюдения религиозно-нравственных предписаний, создает диктатуру реформатской консистории и подчиняет ей городской магистрат.

С этого момента начинается эволюция Кальвина к догматизму и крайней нетерпимости в отношении идейных и политических противников.

    К 1555 году Кальвин физически уничтожает, подчиняет или изгоняет из города оппозицию и становится непримиримым «женевским папой» Реформации.

Он ввел строгую дотошную регламентацию религиозной, общественной и даже личной жизни горожан. Нарушение дисциплины каралось различными мерами наказания вплоть до смертной казни.

Были запрещены многие светские развлечения, громкий смех на улице, введены ограничения в еде и одежде.

    В 1559 году Кальвин основал в Женеве университет, в котором начали готовить протестантских теологов-проповедников для всех европейских стран. Благодаря деятельности Кальвина Женева превратилась в духовный центр и оплот европейской Реформации. Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости.

    Умер Жан Кальвин 27 мая 1564 года в Женеве, Швейцария.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/zhan-kalvin

Иделетта де Бюр – Жена Кальвина | Кальвин сегодня

10
Январь
2010

Дж.Х. Александер

Многие годы члены семьи Александер были известны как авторы христианской литературы. Дж.Х. Александер стала знаменитой, благодаря своей книге «Больше чем идея» – почти христианская классика! Данная статья была взята из книги «Дамы Реформации», которая, возможно, являлась ее последним трудом, так как зрение автора постепенно ухудшалось.

Какое почетное место предоставлено благочестивым женщинам в Новом Завете! Во всей истории Божьей церкви хорошо прослеживалась преемственность женщин, жизнь и свидетельство которых были ярким примером.

Мы помним тех, кто ради Христа принял мученическую смерть; помним жен и матерей, которые посвятили свою жизнь Христу, а также тех, чей поэтический дар всегда являлся огромным благословением для других.

Период Реформации был отмечен жизнью многих выдающихся женщин, которых Господь воздвиг на служение.

Слово «дамы» (а не «женщины») особенно применимо к названию книги, так как многие из женщин были титулованными дамами, имеющими королевское или другое благородное происхождение.

Мы помним, как известная графиня Хантингдон, ссылаясь на отрывок Писания: «не много [из вас] благородных» (1 Кор. 1:26), говорила: «Я благодарна Богу, что там не сказано «нет среди вас».

Страсбург в 30-х годах XVI столетия был чрезвычайно интересным и оживленным городом, уступающим только Виттенбергу, в котором председательствовал Лютер со своими учениками. Последние десять лет Страсбург стал убежищем для многих преследуемых евангельских верующих, убегавших, в основном, из Франции.

Они первыми вынуждены были бежать из страны, в которой начался рассвет евангельской веры. Протестантские пасторы Буцер и Капитон, рискованный ход Реформации, перевод Библии, труды Лютера и других протестантов являлись повседневно обсуждаемыми темами в университете и на рынке.

Почти ежедневно проводились открытые диспуты и лекции для общественности.

Джон Стордер был одним из заурядных граждан, которых привлекали подобные мероприятия. Вместе со своей женой, Иделеттой де Бюр, он переехал жить в Страсбург ради Евангелия.

Неизвестно, были ли они беженцами или какие именно обстоятельства вынудили их переехать туда, но они были образованными людьми и известны как «люди просвещенного и пылкого благочестия».

Муж и жена были связаны с анабаптистами, которые вначале представляли собой ответвление протестантских церквей, но позднее изменили реформатской вере.

Однажды городом пронеслась новость, что Джон Кальвин приглашен на пасторское служение во французскую общину Страсбурга, (Кальвин был французом).

Всех жителей заинтересовала эта новость, так как этот человек был известен во французских кругах общества, и у многих граждан были копии его небольшой книги «Институции», в которой в то время было только шесть глав.

Он написал эту книгу для того, чтобы прояснить путаницу в умах протестантов и папистов относительно доктрин Реформации и причин смерти мучеников.

Они также знали, что Кальвин и Фарель недавно были изгнаны из Женевы, и все граждане с нетерпением ожидали приезда этого молодого человека. Буцер и Капитон добились для него этого назначения, хотя собственным желанием Кальвина было посвятить себя учебе в Базеле. Городской совет также пожаловал ему должность профессора богословия в университете.

Кальвин прибыл в сентябре 1538 года и немедленно вступил в должность. Прошло не так много времени, как слава о его красноречии разнеслась по всему городу, и Джон Стордер вместе со своей женой отправились послушать его.

Они были очарованы его проповедью- сдержанной, и в то же время абсолютно ясной и понятной. Он очень умело толковал Писание, но наиболее привлекательным было его лицо, которое излучало свет любви к божественному Слову.

На них также произвела неизгладимое впечатление его твердая убежденность в богодухновенности Писания. Вскоре они оставили собрание анабаптистов и перешли во французскую церковь.

В обязанности Кальвина также входили ежедневные лекции по Писанию в университете и проповедь в церкви четыре раза в неделю. Стордер и Иделетта посещали все собрания, когда только могли (у них было двое маленьких детей), и глубокие доктрины Библии, истолкованные этим человеком Божьим, вошли в их сердце. «Они утвердились в них и приняли их».

Супруги пригласили Кальвина к себе домой и с этого времени между ними завязались теплые дружеские отношения. Они узнали о двух удивительных годах, которые Джон Кальвин и Вильям Фарель провели в Женеве, отстаивая свои взгляды в церкви и в государственных учреждениях.

Реформатские служители верно поддерживали их руки, но непокорные горожане при каждом удобном случае возбуждали раздор и ссоры. Великий принцип Кальвина в церковном управлении заключался в том, что нельзя давать святыни нечестивым людям, а также, что христианская вера должна идти плечом к плечу с христианским образом жизни.

Этот принцип принес бы большую чистоту в церковь, а также нравственность и свободу в государственное управление. Многие, с кем он говорил, соглашались с ним, но также находилось немало людей, которые не могли смириться с осуждением своей жизни или с каким-либо лишением свободы действий.

В конце концов, Кальвин и Фарель были изгнаны из этого порочного, воистину непокорного города, во многом отличающегося от Страсбурга, где имела влияние французской интеллигенции.

Кальвин с головой погрузился в работу: он серьезно отнесся к исполнению пасторских обязанностей, читал лекции в университете, увеличил число глав в книге «Институции» с шести до семнадцати, и издал ее.

Так как Кальвин имел ясное понимание и здравое богословие, а также способность четко излагать свои аргументы во время диспутов, он был избран депутатом от Страсбурга на нескольких конференциях, на которых обсуждалось политическое единство (они были созваны императором), а также религиозное единство (профинансированы представителями Папы Римского).

В обоих случаях обсуждения заходили в тупик. Ничто не могло объединить папство и реформатскую веру. Единственной радостью на первой конференции для Кальвина была его встреча с Филиппом Меланхтоном. Для обоих мужей Божьих эта встреча принесла огромную радость.

Кальвину очень мало платили (городской совет выделил ему небольшую стипендию только в третий год его пребывания в городе!), и, без сомнения, французские беженцы едва ли могли чем-либо ему помочь. Он получал небольшой доход от поместья своего отца, но, к сожалению, вынужден был продать несколько книг для того, чтобы иметь средства на пропитание.

Гостеприимство Стордеров, должно быть, оказалось очень кстати для Кальвина, хотя он никогда не говорил о деньгах. Ему приятно было вспоминать о них, как о своих учениках, и он восхищался их знанием и любовью к истине, а также «простотой и святостью их жизни».

Прошло два года этой счастливой дружбы, прежде чем горе ворвалось в их дом. Чума! Ужасное слово. И Джон Стордер стал ее жертвой. Болезнь протекала три дня и на исходе первой недели Иделетта стала вдовой с маленькими детьми на руках. Находился ли Кальвин с ними, когда беда постучалась в их дом? Мы не знаем.

Читайте также:  Mao zedong - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Возможно, болезнь не носила характер эпидемии, так как нет упоминания о том, чтобы заболели другие родственники или знакомые. Дом был «очищен», и жизнь в нем вернулась в свое русло. Молодой служитель продолжал навещать свою добрую хозяйку, находя покой у ее домашнего очага.

Она готовила ему пищу, слушала рассказы о его несчастьях и приходила на вечерние богослужения.

Когда его положение упрочилось и приобрело уважение, в Страсбург приехали гости, чтобы специально встретиться и поговорить с Кальвином. Это были его друзья, которые считали, что ему пора жениться и приобрести себе дом. (Возможно, он жил в очень скромных условиях.

) Кальвин уже сам задумывался над этим, и он написал своему другу письмо о том, какой он хотел бы видеть свою жену. «Единственным очарованием, которое может завоевать мою душу, является женщина целомудренная, не пренебрежительная, бережливая, терпеливая и проявляющая интерес к моему здоровью».

Когда он обсуждал свою женитьбу с одной женщиной, живущей далеко, он написал своим друзьям: «Если она такова, как о ней говорят, то ее личностные качества будут намного ценнее, чем любое приданое». (Однако ожидания по отношению к этой даме не оправдалась, и дальнейшая переписка Кальвина с ней резко оборвалась.

) Все это время он продолжал посещать дом Иделетты, обедать с ней за одним столом, видеть ее нежное отношение к своим малышам и наслаждаться общением с ней. Похоже, что именно в то время, когда Кальвин решил жениться, друзья спросили его: «А что ты думаешь относительно великодушной Иделетты?», и его глаза открылись на ее ценность.

Иделетта была приблизительно одного с ним возраста, миловидна, добродушна и очень разумна. Кальвин начал ухаживать за ней, и через несколько месяцев они поженились. Все друзья разделили с ними эту радость. Свадьба была отпразднована очень весело, но, в то же время, торжественно и скромно, что соответствовало обычаям тех времен.

Отсутствует упоминание о том, что новобрачные поселились в новом доме. Скорее всего, Кальвин переехал жить в дом Стордеров. У них был очень счастливый брачный союз.

Не прошло и шести месяцев с их свадьбы, как пришло первое из трех настойчивых приглашений Кальвину вернуться в Женеву. Четверо самых влиятельных синдика (глав местного самоуправления), которые изгнали его и Фареля, покинули свои должности – один был повешен, другой умер своей смертью и еще двое были отправлены на войну.

Город, который начал ощущать на себе нравственное преимущество реформатской системы религиозного управления, переживал теперь сильные волнения и мог утратить свободу, если бы папская партия захватила власть.

Все понимали, что необходим призыв сильной личности, который прозвучал бы с церковной кафедры и из палаты городского совета, и только изгнанный Кальвин был именно тем человеком. «Но я боюсь, – писал Кальвин Фарелю, – бросаться с головой в этот опасный водоворот».

Несколько месяцев подряд приходили письма от двух протестантских служителей и многих жителей Женевы с просьбой вернуться. В конце концов, Буцер, несмотря на сильное нежелание видеть, как Кальвин покидает Страсбург, сказал ему, что тот обязан уехать. Кальвин уступил его просьбе именно потому, что Буцер считал это его обязанностью.

Он сообщил о своем согласии, и Женева немедленно выслала конную охрану для его сопровождения. «Обремененный почестями магистрата», он неспешно покинул город, на некоторое время остановившись в Нофшато, чтобы получить поддержку у своего верного друга Фареля. Неделю или две спустя, экипаж, запряженный тремя лошадьми, был послан за Иделеттой, детьми и мебелью. Они также ехали в сопровождении охраны.

На Rue des Chanoines (улице Каноников) им был предоставлен дом с маленьким садом и очаровательным видом на озеро Леман и Юрские горы с одной стороны и Альпы – с другой. Кальвин получал зарплату в размере 500 женевских франков (приблизительно 120 английских фунтов), двенадцать мер кукурузы и два бочонка вина. По прибытии он получил отрез материи для мантии.

Источник: http://calvin.reformed.org.ua/?p=620

Краткая биография Жана Кальвина самое главное

Имя Жана Кальвина известно каждому из учебников, мало кто не знает лидера европейской Реформации, которая изменила всю Европу. Родился в 1509 году. Учился на юриста и теолога. В 1533 году власти Парижа выгнали его из города за поддержку протестантизма. Он представлял угрозу для власти, ведь за короткое время сумел стать почитаемым проповедником и богословом.

В 1536 году уехал на постоянное место жительства в Женеву. Вскоре у него сформировались определенные взгляды на протестантизм и его теорию, по многим вопросам, разошлась с теорией основоположника протестантизма М. Лютером. Таким образом образовалась новая ветвь протестантизма, названная кельвинизм.

Кельвинизм предполагал: во-первых, простое, на сколько это возможно, устройство церкви; во-вторых, власть должна не только контролировать деятельность церкви, но и находится под её контролем; в-третьих, труд-это главная деятельность, по которой возможны прощения грехов, а деятельность и жизнь человека уже заранее предопределена; в-четвертых, Кельвин был сторонником жестоких нравов и быта.

Учение Кельвина было популярно в Женеве и еще в нескольких уголках Швейцарии. Но в 1538 году противники его теорий и учения смогли выгнать Кельвина из Женевы, но на короткий промежуток времени и уже в 1541 году народ Женевы просил Кельвина вернуться обратно и поставить их на «путь истины».

Кельвин завершил реформу, превратив Женеву в столицу своего учения и установив диктатуру своей идеологии. В Женеве жестоко корался и запрещался даже громкий смех и выход «в народ» в яркой одежде.

Кельвин жестоко расправлялся со своими противниками, к примеру в 1553 году был сожжен испанский врач и мыслитель Сервет.

К концу жизни у Кельвина была огромная армия последователь практически во всех уголках Западноевропейских государств. Он сумел написать произведение «Наставление в христианской вере».

Последователи Кельвина были в таких мощных государствах, как: Франция, Нидерланды и даже Англия. Кельвинизм стал одним из самых популярных направлений в протестантизме.

Скончался Кельвин в мае 1564 года уже, по факту, в своей вотчине в городе Женева.

В заключение хочется сказать, что Кельвин сумел встать в один ряд с Лютером и основать еще одно течение в протестантизме, тем самым придав развитие протестантизму и сделав его практически государственной религией в Швейцарии и в особенности в Женеве.

Интересные факты и даты из жизни

← Булычев Кир↑ БиографииПлеханов Георгий Валентинович →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/kalvin-zhan

Жан Кальвин

В духовной семинарии Кальвин сразу же оказался в числе первых учеников, учителя хвалили его за сосредоточенность и прилежание. Но одноклассники им не очень-то восхищались и за манеру Кальвина всех обвинять подарили ему ироническую кличку 'винительный падеж'.

Жан Кальвин не раз сражался за свои убеждения, всю жизнь боялся только одного человека — своего отца. Надо сказать, что у папаши Жерара, синдика соборного капитула в Нуайоне (Пикардия), вечно не было времени, чтобы следить за сыном. Наверное, впервые он по-настоящему обратил на него внимание, когда все вокруг заговорили о необыкновенных способностях Жана.

Тогда отец решил, что сыну было бы неплохо посвятить себя духовному званию — из робкого, замкнутого мальчика мог бы выйти неплохой священник. В духовной семинарии Кальвин сразу же оказался в числе первых учеников, учителя хвалили его за сосредоточенность и прилежание.

Но одноклассники им не очень-то восхищались и за манеру Кальвина всех обвинять подарили ему ироническую кличку 'винительный падеж'.

Когда духовная семинария была позади, отец неожиданно переменил свое решение и отправил сына в Париж заниматься юриспруденцией. Кальвин не привык ему перечить.

Париж напоминал тогда огромный бурлящий котел. Повсюду только и говорили, что об учении Лютера. Памфлеты Лютера тайно ходили по рукам. Кальвину пришлась по душе эта атмосфера. Он даже в комментарии к трактату Сенеки 'О кроткости' смело намекал на недостатки правосудия и злоупотребления администрации. Но все изменилось с началом так называемой 'борьбы с еретиками'.

Став лидером протестантской церкви в Женеве, Кальвин получил возможность на практике применить свою теорию о неоспоримой предрасположенности. Это учение гласило, что Бог лишил людей выбора и заранее предопределил тех, кто попадет в рай, а кто – в ад. Изменить свою роль в этом мире человек не в силах. Но человек своим трудом и смирением может доказать, что достоин божьей благосклонности.

Если на его долю выпали тяжелые испытания, он не должен предаваться отчаянию — Бог тем самым проверяет силу его веры. Известный историк Мишле отметил, что предопределение Кальвина переместила многих грешников в разряд мучеников.

Так, если в какой-либо европейской стране требовались публичные мучения, или же планировалась какая-либо прилюдная казнь в назидание, то в Женеве уже был согласный на все человек-мученик. Он по собственной воле шел на казнь, распевая псалмы и отвешивая земные поклоны Господу. Большинство первых миссионеров, поехавших покорять Новый Свет, исповедовало кальвинизм.

Много последователей веры Кальвина было в Шотландии, Англии, Франции, Венгрии, Польше. Так Женева обрела статус столицы новой религии, а Жан Кальвин – звание 'женевского папы'.

Чтобы увидеть великого учителя, в город стекались тысячи паломников. Население Женевы поделилось на две части: одни с напряженным вниманием слушали с кафедры проповеди Кальвина, другие же его люто ненавидели. За время своего женевского правления он запретил все, что привносит в жизнь хоть сколько-нибудь удовольствия.

Под запретом оказались увеселения, театры, народные гуляния, игры и танцы, удивительно, но и на бег на коньках Кальвин смотрел косо. Запрещена была любая другая одежда, кроме самой простой, почти монашеской. Мужчины не могли более иметь длинные волосы, причесанные на прямой пробор, а женщины – создавать оригинальные прически.

Запрещалось ходить в трактир и произносить тосты. Запрещалось поддерживать связь с родственниками за границей, запрещалась живопись, скульптура, стихотворчество и т.д. Всем гражданам предписывались строжайшие правила. За их исполнением следили. Действовал принцип: 'Кто не работает, тот не достоин есть'.

Праздных людей принуждали к работе, иностранцев, проживающих в городе без дела, прогоняли из Женевы.

Система наказаний была довольно жесткой. Так, трех кожевников, съевших по три дюжины пирожков, приговорили к трем дням тюрьмы.

А одного гравера, который во фразе: 'Отче наш иже еси на небесах да святится имя твое' — слова 'иже еси на небесах' поставил в запятые, приговорили к сожжению, поскольку он якобы усомнился в существовании Бога. Но особенно жесток Кальвин был к идейным врагам.

Кальвин был единственным в протестантской Европе, кто возвел в принцип суровое преследование еретиков. Женева содрогалась от репрессий… А неистовый тиран, мнение которого с одной стороны имело огромную силу во всем протестантском мире, ощущал себя в столице своего учения на осадном положении.

Полна испытаний была и семейная жизнь. В середине XVI века Кальвин женился на вдове своего бывшего прихожанина Идетге Штор-дер. Идетта вполне соответствовала его представлениям об идеале женской красоты. Она была нищей и имела троих сыновей от первого мужа.

Она и Кальвину родила еще тройню, но каждому из них было суждено умереть спустя некоторое время после рождения. Кальвин воспринял это как знак свыше. Спустя несколько лет от тяжелой болезни скончалась и Идетта. Временами на Кальвина накатывало полное изнеможение. Врачи предсказывали ему скорую смерть.

Но после этого он прожил больше 10 лет. Назло всем.

Многие поражались, откуда этот тщедушный, тяжело больной чахоткой человек черпал свои силы. Он нашел утешение в работе.

А в теле его, пожалуй, нельзя было отыскать ни одного здорового органа: мигренью, он мучился еще с юного возраста, боли в желудке, камни в желчном пузыре, ревматизм, колики, недержание мочевого пузыря, подагра, нервные судороги. Горько сетуя, он писал: 'Моя жизнь подобна непрерывному умиранию'.

И тем не менее, когда Кальвин лежал при смерти, весь город молился о его выздоровлении. Тысячи людей пришли проститься с ним. 'Когда смерть заглянула в его окна, — писал один из современников, — вместе с ушедшим в закат солнцем ушло и самое яркое светило нашей церкви'. Даже после кончины этот 'великий аскет' остался верен себе.

Согласно завещанию, его похоронили просто – закопали без каких-либо приличествующих церемоний, без надписи и даже креста на могиле. Месторасположение захоронения Кальвина скоро забылось, и лишь с недавнего времени величественный черный камень отмечает место, где, по предположениям историков, покоится истлевшее тело великого реформатора Женевы.

Источник: http://facecollection.ru/people/zjan-kalvin

Краткая биография Жана Кальвина

>> Все биографии >> Деятели Христианства

Кальвин (Ковен) Жан (1509—1564), один из вождей европейской Реформации, основатель кальвинизма.

Родился 10 июля 1509 г. в городе Нуайон (Северная Франция). В Орлеане и Париже получил образование теолога и юриста.

В 1533 г. был изгнан из французской столицы за приверженность протестантизму. Вскоре после этого Кальвин прославился как протестантский проповедник и богослов.

Читайте также:  Вячеслав иваньков (япончик) - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1536 г. он обосновался в Женеве (Швейцария). К этому времени сформировались основы кальвинистского вероучения. Кальвин по ряду вопросов разошёлся с М. Лютером — признанным лидером Реформации.

Во-первых, он отвергал сложное, многоуровневое устройство Церкви. Последняя виделась Кальвину как союз общин во главе с выборными пасторами. При этом светская власть не только не имеет права вмешиваться в дела Церкви, но должна быть подчинена ей.

Во-вторых, Кальвин не допускал того, что веры человека в Бога достаточно для отпущения грехов. По мысли основателя кальвинизма, при грехопадении человек лишился свободы воли.

Всё происходящее с людьми, в том числе их посмертная судьба, заранее предопределено Господом по Его неисповедимому промыслу (догмат об абсолютном предопределении). Человек ничего не в силах здесь изменить, и единственный признак, по которому он может судить о своём избранничестве, — успех в мирских делах.

Труд — высшая форма служения Всевышнему; доход от труда должен не копиться, а пускаться в дело. Всё лишнее, мешающее трудовой деятельности (роскошь, развлечения) Кальвином осуждалось.

Он проповедовал крайнюю строгость нравов и быта. Его учение находило отклик среди женевских буржуа. В 1538 г. противникам Кальвина удалось было изгнать его из Женевы, но в 1541 г. богослова уже умоляли вернуться.

Возвратившись, Кальвин завершил начатую реформу, превратив Женеву в столицу кальвинистской Реформации и установив здесь ничем не ограниченную церковную диктатуру. С этого времени он стал известен как «женевский Папа». Яркие одежды, чревоугодие, театральные представления, даже громкий смех в публичных местах строго запрещались и сурово карались.

Противники Кальвина были изгнаны или казнены. В 1553 г. по обвинению в ереси был сожжён на костре в кальвинистской Женеве испанский мыслитель и врач М. Сервет.

К концу жизни Кальвин возглавлял мощную и многочисленную партию приверженцев из многих западноевропейских стран. Свои воззрения он изложил в главном сочинении «Наставление в христианской вере». Кальвинизм распространился во Франции, Нидерландах, Англии, Шотландии и стал одним из ведущих направлений протестантизма.

Умер Кальвин 27 мая 1564 г. в Женеве.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-zhana-kalvina

Жан Кальвин (Jean Calvin) Биография

Жан Кальвин (фр. Jean Calvin, ср.-франц. Jean Cauvin, лат. Ioannes Calvinus; 10 июля 1509, Нуайон — 27 мая 1564, Женева) — французский богослов, реформатор церкви, основатель кальвинизма.

Рождение и детство

Жан Кальвин родился 10 июля 1509 года в городе Нуайон во французской провинции Пикардия. В возрасте 14 лет был отправлен отцом, адвокатом Жераром Ковеном, в Парижский университет для изучения гуманитарных наук и права.

Образование

В Париже изучал диалектику. Владел (?) церковным приходом, в котором в возрасте 18 лет выступал с проповедями. По совету отца вернулся в Париж и начал учиться на юриста.

Из Парижа Жан переезжает в Орлеан, где работает под руководством известного юриста Пьера Стеллы, а затем переезжает в Бурж, где миланский юрист Альциати читал лекции в Буржском университете. Под руководством Альциати изучал римское право.

У Мельхиора Вольмара начал изучать гуманитарные науки. После смерти отца, он бросает занятия юриспруденцией. Вольмар посоветовал Кальвину изучать теологию.

Кальвин изучает Библию, труды реформаторов, включая Мартина Лютера. Кальвин не выходит из католической церкви, проповедует идеи очищения церкви. Окончил курс наук со степенью лиценциата.

Летом 1531 года уезжает в Париж, где продолжает самостоятельное образование. Получал незначительные доходы от двух церковных приходов.

Весной 1532 года публикует на собственные средства свой первый научный труд — комментарии к трактату Сенеки «О кротости». В 1532 году получил в Орлеане докторскую степень.

Протестант

Во второй половине 1532 года становится протестантом. Кальвин познакомился с купцом Этьеном Делафорже, лавка которого использовалась для встреч протестантов. Кальвин читает проповеди в лавке.

В октябре 1533 года Кальвин пишет речь «О христианской философии» для Николя Копа — ректора университета. После произнесения речи ректор был вынужден сбежать в Базель. Против Кальвина, как автора речи, также начато преследование, и он в крестьянской одежде покинул Париж. Под чужим именем скрывался на юге Франции.

В мае 1534 года отказался от своих приходов. Некоторое время жил при дворе Маргариты Наваррской. Написал свой первый теологический труд «Сон душ». Кальвин планировал вернуться в Париж, но после скандала с распространением протестантской пропаганды в королевском дворце 29 января 1535 года в Париже были сожжены шесть протестантов.

Кальвин окончательно покидает Францию.

В Базеле

Кальвин поселяется в Базеле, где жили многие французские эмигранты. Живёт под чужим именем. Принимает участие в переводе Библии на французский язык, заканчивает свой труд «Наставление в христианской вере».

«Наставление в христианской вере» впервые было издано в 1536 году в Базеле.

Основные идеи, изложенные в сочинении: каждая церковная община должна пользоваться самоуправлением в делах веры, самостоятельно организовывать свое церковное управление, охранять свою веру.

Весной 1536 года Кальвин посещает город Феррара, живёт при дворе герцогини Феррарской Рене, дочери короля Людовика XII. Кальвину удалось склонить герцогиню к Реформации; их переписка продолжалась до его смерти. Из Италии Кальвин вернулся в Нуайон, планирует переехать в Базель. Из-за войны поехал в Базель через Женеву.

В Женеве

В Женеве светская и духовная власть была сосредоточена в руках епископа. Епископ избирался соборным капитулом. Епископу подчинялся Совет, также избираемый из членов соборного капитула. Совету подчинялся суд. Исполнительная власть принадлежала Савойскому графу (позднее герцогу). Городская община пользовалась широкими правами самоуправления.

Город был крупным торговым центром, привлекавшим большое количество иностранцев. С октября 1532 года в Женеве вёл свою деятельность реформатор Гийом Фарель. В 1536 году Женева добилась независимости при условии соблюдения нейтралитета. С 1535 года протестантизм был признан господствующей религией в Женеве, а Собор Святого Петра из католического стал реформатским.

В июле 1536 года Кальвин остановился на одну ночь в гостинице Женевы. Старые парижские друзья Кальвина сообщили Г. Фарелю, что в городе появился автор «Наставления в христианской вере». Фарель просит Кальвина остаться в городе и принять участие в организации новой церкви. Кальвин уезжает в Базель, но в конце августа возвращается в Женеву.

В Женеве Кальвин начинает читать лекции в соборе Святого Петра о Новом Завете, отказываясь от официальных должностей. Постепенно Кальвин приобретает авторитет в городе, получает должность проповедника и жалование.Кальвин пишет «Катехизис» — краткое изложение своих взглядов на реформацию.

В 1537 году Катехизис единогласно был принят городским советом, и граждане Женевы начали приносить присягу новой формуле веры. В городе устанавливаются строгие порядки, у Кальвина и реформаторов появляется оппозиция.

3 февраля 1538 года состоялись выборы нового совета; в совет попало большое число противников реформации. 23 апреля Генеральное собрание требует изгнания из Женевы Кальвина и Фареля в 3-х дневный срок.

Кальвин и Фарель уезжают в Берн, выступают на Швейцарском синоде в Цюрихе. Берн безуспешно пытался убедить совет Женевы вернуть проповедников. Кальвин и Фарель принимают решение ехать в Базель.

Фареля пригласили проповедником в Невшатель, а Кальвина — в Страсбург.

В Страсбурге

В Страсбурге Кальвина назначили лектором при академии и проповедником при французской церкви Святого Николая. На лекции Кальвина приезжало много слушателей из Франции и Англии. В Страсбурге, как и в Женеве, Кальвин вновь попытался установить строгие церковные порядки. В Страсбурге Кальвин близко знакомится с немецкими теологами.

В 1539 году были опубликованы второе издание «Наставления в христианской вере», толкование «Послания к Римлянам» и «Небольшой трактат о Святом причастии». Летом 1539 года Кальвин принял страсбургское гражданство, записавшись в цех портных. В сентябре 1540 года Кальвин женился на вдове Иделетте Штордер.

В отсутствие Кальвина католическая церковь предприняла попытку вернуть своё влияние в Женеве, а политические противники Кальвина были казнены или погибли.

21 сентября 1540 года совет Женевы принимает решение просить Кальвина вернуться в Женеву. Совет пишет несколько писем Кальвину, посылает делегатов, и летом 1541 года Кальвин принимает решение вернуться в Женеву и 13 сентября возвращается в город.

Идеи Кальвина

Если Мартин Лютер начал протестантскую Реформацию церкви по принципу «убрать из церкви всё, что явно противоречит Библии», то Кальвин пошёл дальше — он убрал из церкви всё, что в Библии не требуется.

Протестантская Реформация церкви по Кальвину характеризуется склонностью к рационализму и часто недоверием к мистицизму. Центральная доктрина кальвинизма, из которой рационально следуют все остальные доктрины — суверенитет Бога, то есть верховная власть Бога во всём.

С точки зрения Кальвина, от человека не зависит, принять дар благодати или противиться ему, так как это совершается помимо его воли.

Вероятно, из лютеровских посылок он сделал вывод о том, что раз одни принимают веру и обретают ее в своей душе, а другие оказываются не имеющими веры, то из этого следует, что одни от века Богом предопределены к погибели, а другие от века Богом же предопределены ко спасению. Это учение о безусловном предопределении одних к погибели, а других ко спасению.

Предопределение, по этому учению, совершается в Совете Божием, на путях Промысла Божия вне зависимости от волеизъявления человека, его образа мыслей и жизни.

Реформы Кальвина

В Женеве Кальвин представил проект устава церкви, который был утверждён 20 ноября Генеральным собранием граждан. Устав предусматривал избрание 12 старейшин, которые должны были надзирать за жизнью членов общины. В руках старейшин концентрировалась судебная и контролирующая власть.

Всё государственное устройство Женевы получило строгий религиозный характер. Постепенно вся городская власть концентрируется в малом совете, на который Кальвин имел неограниченное влияние.Широко применялась смертная казнь. Только в 1546 году в Женеве было принято 58 смертных приговоров и 76 декретов об изгнании из города[1].

Самым известным актом расправы над неугодными является казнь антитринитария Мигеля Сервета.В 1555 году были разгромлены последние противники Кальвина — либертины. За время жизни Кальвина в Женеве в городе постепенно установился режим, напоминавший теократическую диктатуру. Его так и называли — «Женевский папа».

Тем не менее организация Кальвинистской церкви сохранила сравнительно демократический характер.Кальвин, несмотря на идею об угодности зажиточного человека Богу, не считал достойным подчеркивать свою зажиточность. Это требование он распространил на всю паству.

Постепенно в Женеве не осталось ни одного театра, зеркала разбивались за ненужностью, изящные прически подвергались всеобщей обструкции. Наставление в христианской вере, Женева, 1559Женева превратилась в центр реформации.

Реформаторские идеи Кальвина не только получили широкое распространение в Швейцарии, но вскоре стали популярны во многих странах мира. В 1559 году Кальвин открыл Женевскую академию — высшее богословское заведение для подготовки проповедников. Кальвин ведёт активную церковную деятельность.

Переписывается с европейскими аристократами, продолжает читать лекции и проповедовать. 6 февраля 1564 года Кальвин из-за болезни не смог завершить свою лекцию.Жан Кальвин умер 27 мая 1564 года в 8 часов вечера. Он был похоронен без церемоний, без памятника на могиле. Вскоре место его захоронения было утеряно.

После смерти Кальвина старшиной женевских церквей стал Теодор Беза.

Сочинения

Кальвин оставил большое количество трудов: комментарии почти ко всем книгам Библии, полемические сочинения, политические памфлеты и научно-богословские трактаты. Было издано большое количество проповедей, записанных последователями. Около 3 тысяч рукописных проповедей и лекций хранится в библиотеках Швейцарии. Известно около 1300 писем на различные темы.

Большая часть писем адресована Г. Фарелю. Многие книги были посвящены правителям государств, что было поводом для завязывания отношений. Например, комментарий к апостолам Кальвин посвятил датскому королю Кристиану, комментарий к 12 малым пророкам посвящён Густаву Вазе Шведскому.

А в начале своего opus magnum — главного труда — «Наставление в христианской вере» реформатор написал обращение королю Франции Франциску I.

Особое место в учении Кальвина занимала идея божественного предопределения.

Влияние идей Кальвина

Идеи Кальвина положили начало широкому развитию индивидуализма, содействовали в различных странах приобретению политической независимости:

  • Освобождение Нидерландов от власти Филиппа II
  • Национальная пресвитерианская церковь Шотландии основана учеником Кальвина Джоном Ноксом,
  • Английская революция XVII века.

В Великом княжестве Литовском и Польше Кальвин вёл переписку с приверженцами реформации, в том числе с князем Радзивиллом и краковским воеводой Тарновским. Кальвин предлагал королю Сигизмунду II Августу стать во главе реформации. В Англии Кальвин переписывался с герцогом Сомерсетом — регентом и воспитателем Эдуарда VI, а также с архиепископом Кранмером.

Литература

  • Кальвин, Жан // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Жан Кальвин. Наставление в христианской вере. Полный текст
  • Виппер Р. Ю. Церковь и государство в Женеве в эпоху кальвинизма. — СПб., 1893.
  • Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. — М., 1991. — С. 61—272.
  • Bouswa W. J. John Calvin. A sixteenth-century portrait. — Cambridge, 1984.
  • Павленков Ф. Овчинников В. Биографическая библиотека Ф. Павленкова: Жизнь замечательных людей: В 3 т. — М.: Олма. — ISBN 5224031214
  • Д. Б. Порозовская. Иоган Кальвин. Его жизнь и реформаторская деятельность. — СПб.: Типография Ю. Н. Эрлих, 1891.
Читайте также:  Джек лауден - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://encyclopedia.christian.by/xristianskie-deyateli/162-zhan-kalvin-biografiya.html

Жан Кальвин. Реформация

Категория: Новое время 17.11.2014

После военного поражения Цюриха центр реформаторского движе-ния в Швейцарии переместился в юго-западную часть страны, в город Женеву. В начале XVI века у власти в Женеве находились прогрессивные бюргерские круги.

Женева занимала особое положение в Швейцарском союзе: 1) это город французский, здесь жило много переселенцев из Франции; 2) на протяжении нескольких веков Женева была имперским городом; 3) в XVI веке имперские свободы сокращаются – Женева попала под влияние епископа;

4) во второй трети XVI столетия она стала центром кальвинизма.

Кто же такой Жан Кальвин (1509- 1564)? Жан Кальвин латинизированное имя от французской фамилии Ковен. Он родился в Пикардии (Северная Франция) в семье юриста. Отец служил юристом у местного епископа в Нуайоне. Будущий реформатор окончил университет в Бурже, знал многие языки (в том числе латынь и греческий). Т.Н.

Грановский полагал, что из Пикардии вышло немного людей «строгой, неумолимой диалектики» (в том числе лидеры французской буржуазной революции конца XVIII столетия). Национальный характер пикардийца хорошо показан в романе А. Дюма «Три мушкетера», хитрый Планше, слуга де Артаньяна был из Пикардии.

Исследователи считают, что в протестантизм Кальвин перешёл в 1534 году, хотя эта дата в известном смысле условна. Дело в том, что уже в 1529 году, слушая в Париже лекции по истории права и богословия, он обратил на себя внимание неосторожной смелостью, с какой проповедовал в Париже протестантское учение (в университете он получил прозвище accusatives – «обвинительный» падеж).

Через некоторое время Кальвин вынужден был бежать из Парижа, побывал во многих местах. Некоторое время провел в Ферраре (Северной Италии), позднее встречался со многими представителями французского правящего дома. Даже «сестра короля (Франца I) Маргарита Наваррская не отказала ему в своем участии», – читаем в лекциях Грановского.

В 1536 году Жан Кальвин прибыл в Швейцарию, в Базеле вышел его основной теолого-философский труд «Наставление в христианской вере». В этом же году, поехав погостить по предложению своего друга Фареля в Женеву на один день, Кальвин остается там на всю жизнь, хотя были перерывы. В первые годы (1536-1537) в  городе Женеве было  неспокойно.

У  власти в Женеве в это время  находились реформаторы, однако Женева стала ареной политической борьбы между сторонниками умеренной бюргерской реформы, смешанного лютеранско-цвинглианского толка, с одной стороны, и анабаптистами – с другой. Кальвин в должности «лектора Священного Писания» вмешался в борьбу на стороне первых.

Но, был не понят! Женевские бюргеры были недовольны теократическими идеями Кальвина и выгнали непоседливого француза. В 1538-41гг. Жан Кальвин провел в изгнании в Страсбурге, в 1541 с триумфом был возвращен в Женеву и окончательно возглавил новое протестантское вероучение – кальвинизм. Под давлением Кальвина женевский магистрат утвердил новую церковную организацию.

Методы, которыми насаждался кальвинизм, были в духе инквизиции, главным методом «женевского папы» (такое прозвище имел Кальвин) стало насилие. Кальвин добился мелочного и придирчивого надзора за гражданами. Все противники его учения подвергались изгнанию, наказанию, даже смертной казни. В 1547 году протестанты подали католикам дурной пример, за ересь был казнен Ж.

Грюэ, (он назвал Кальвина комедиантом, который хочет занять место папы). Через 6 лет, в 1553 году был сожжен на костре испанский врач Мигель Сервет. Этот поступок Кальвина не подлежит оправданию. В 1559 году для экспорта своего учения за границу Кальвин создает в Женеве специальную академию для подготовки кальвинистских священников.

В целом деятельность Кальвина и его сторонников способствовала распространению кальвинизма во Франции, Англии, Нидерландах, части Германии, Венгрии, Польши. Впоследствии кальвинизм стал знаменем ранних буржуазных революций в Нидерландах и Англии. Что собой представляло новое вероучение? Выше уже отмечалось, что Лютер в первую очередь теолог, Цвингли – гуманист.

Кальвин соединяет теологию с политикой. Некоторые отечественные историки полагают, что Кальвин – теократ, и в своем основном труде «Наставление в христианской вере» он не выдвинул принципиально новых идей, а лишь систематизировал идеи Лютера, Цвингли и других реформаторов.

Можно согласиться с общепринятым положением отечественной историографии, что кальвинизм с момента своего возникновения наиболее полно выражал потребности бюргерства в дешёвой церкви. Вместе с тем он был лишён родимых пятен лютеранства – умеренности и компромисса, а также терпимости и общей гуманистической направленности Цвингли.

Общины кальвинистов – это не только молельные дома, но и политические клубы, где молодая, энергичная буржуазия вырабатывала свои требования политического характера. В дальнейшем они будут написаны на знаменах первых буржуазных революций. В основе кальвинизма лежат два догмата: догмат об абсолютном предопределение и догмат о Божественном невмешательстве в закономерности мира.

«Абсолютное предопределение» Кальвина опиралось на лютеровский тезис «об оправдании верой» и цвинглианский «верю, чтобы знать». И знаменитый саксонец, и житель Цюриха разрабатывали концепцию Божественного провидения. На базе этой концепции и строится абсолютное предопределение Жана Кальвина.

Что представлял собой этот догмат? Согласно абсолютному предопределению, Бог еще до сотворения мира предопределил людей: одних к спасению, других – к гибели; одних – к райскому блаженству, других – к вечным мукам ада. И этот приговор Бога абсолютно неизменим. Но! Самое интересное! Люди не знают волю Бога.

Так как никто не знает, куда он попадет после смерти, то все обязаны терпеливо трудиться, чтобы ока-заться достойными своего возможного спасения, если оно произойдет. Однако здесь Кальвин делает первую оговорку: хотя человек и не знает о своей судьбе после смерти, но по отдельным признакам, он может догадаться о ней.

Кальвин говорит, что удача в жизни – это верный признак того, что человек предопределен Богом к спасению. Неудачник же – это человек, от которого Бог отступился. Таким образом, догматом о предопределении Кальвин заключает: «Всякое богатство есть благо. Для Бога должны вы работать, чтобы разбогатеть». Так молодая религия освящала дела и чаяния не менее молодой буржуазии.

По Библии веками проповедовалась неоспоримая истина, устраиваю-щая простых людей: «легче верблюду пройти через игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное». Из-за нее средневековые тол-стосумы, страшась смерти, завещали церкви все, что накопили за жизнь. Но! Это было ранее. Кальвину своим первым тезисом удалось протащить верблюда через игольное ушко, а богача – в царствие небесное, т.е. рай. Предприниматели и купцы охотно верили Кальвину, ибо чувствовали себя избранниками Бога. Однако это учение могло не понравиться бедным и несчастным. Здесь женевский реформатор делает вторую оговорку: и для бедного человека открыта та же дорога, по которой идут богачи. Если бедняк будет работать не за страх, а за совесть, то он сам будет преуспевать и станет богатым. Если не сможет стать богатым и Бог не отметит его в мирской жизни, то уже хоть чуть-чуть вознаградит в загробной. Эта оговорка должна была увеличить усердие и послушание страждущих. И она оказалась намного долговечнее самого Кальвина.

В духе первого догмата Кальвин проповедовал «мирской аскетизм», крайнюю бережливость на грани со скопидомством, сокращение числа религиозных праздников и выходных дней. Католикам запрещалось работать 120 дней в году, именно столько занимали религиозные праздники и воскресенья. У Кальвина, кроме воскресных дней, всего шесть праздников в году.

В период первоначального накопления, когда размеры капиталов были относительно невелики, а главный доход зависел от скорости оборота прибыли, до праздников ли было? Максимальная капитализация прибавочной стоимости и минимальные личные расходы в духе раннего капитализма. А пословица «живи бедно, но умри богатым» в духе Кальвина и кальвинизма.

Второй тезис о «божественном невмешательстве в закономерность мира», т.е. в земную жизнь. Что это значит? Это означало, что жизнь общества идет по земные законам и Бог прямо и непосредственно в эту жизнь не вмешивается, поэтому человек многое может решить, сделать, создать сам. Человек – творец, хотя и не свободен об божественного предопределения.

Как видим, это положение весьма противоречиво. Второй тезис скорее дополнял и разъяснял первый, чем был самостоятельным. Так, Кальвин писал, купец, его жизнь, его труд – это мирское призвание (а не божественное), это мирской долг. Но если он от своего мирского долга отказывается, не использует свои возможности разбогатеть, то он совершает грех. (Тут уже пошли оговорки).

В свете установок кальвинизма благородство происхождения, знатность, титулы – все теряло свое значение. Главным оставалось одно богатство человека – его действия, его труд по умножению своего состояния, а князь он, или раб – это не имеет значения. Таким образом, молодая буржуазия получила обоснование своих прав на руководящее экономическое и политическое положение в обществе.

И не только буржуазия. Не будем следовать жесткой марксистской схеме. Богу угоден любой человек труда. Нужно относиться к труду, к профессии, как к призванию. Макс Вебер считал, что это положение протестантской трудовой этики встречается уже у Лютера, Кальвин же его дополняет и уточняет. Кальвин не только идеолог, но и политик.

С 1541 года в Женеве под его руководством перестраивается вся жизнь и быт горожан. Правилом жизни женевцев стал призыв: «молись и работай». Последователи Кальвина объявили войну театру, праздникам, художественной литературе, искусству. Они носили темные одежды, избегали украшений. Один из английских пуритан-кальвинистов писал, что «пение и танцы – это шаг на пути к адской бездне».

За всеми предписаниями кальвинизма зорко следила созданная реформатором церковь. Какая же церковь Жана Кальвина? Сначала женевский реформатор не хотел создавать специальную церковную организацию, но борьба с католической оппозицией, а также боязнь анабаптистов заставила Кальвина пойти на создание церкви.

При этом великий реформатор стремился лишить простого обывателя, рядового человека всякого права на собственное мнение. «Лучше невежество верующего, чем дерзость мудрствующего», считал великий реформатор. Формально церковь, созданная Кальвином, строилась по республиканскому принципу и имела определенные черты «демократического централизма».

Давайте посмотрим, как выглядела ее структура? Согласно «Церковным установлениям» управлять церковными делами должны были проповедники, учителя, пресвитеры (старшины) и дьяконы. Дьяконы заведовали благотворительной частью. Главная роль в церковном управлении принадлежала проповедникам.

Они должны были «возвещать слово Божье, учить, увещевать народ, раздавать причастие и вместе со старшинами налагать церковные наказания». Проповедник представлялся городскому совету коллегией проповедников (конгрегацией) и был лицом духовного звания. Совет имел право одобрить выбор духовенства или отвергнуть его.

Далее церковная община могла (в теории) не согласиться с той или иной кандидатурой, однако на практике все сводилось к простому одобрению. Другого положения Кальвин просто не допустил бы. Важнейшим звеном учреждений Кальвина была консистория, или коллегия старшин.

Это было учреждение и светское и духовное, нечто среднее между инквизиционным трибуналом и судебной инстанцией, ярко воплотившее в себя теорию Кальвина о тесной связи между церковью и государством. В нее входили проповедники и старшины (12 человек). Старшины были людьми светскими и избирались из среды членов малого городского совета.

Если возникали какие-либо недоразумения по догмам кальвинизма, тогда собирались на свои съезды-собрания проповедники. Эти съезды назывались сначала конгрегациями, позднее синодами, здесь проводились консультации по догматике кальвинизма. У такой церковной организации было одно преимущество – она действительно была дешёвой.

«Республиканский принцип» и так называемый «демократический централизм» эволюционировали в формальное право свободного выбора пастора и жесточайшую дисциплину, и беспрекословность подчинения низших церковных структур высшим. Об этом с насмешкой говорил великий Вольтер: «Кальвин открыл двери монастырей не для того, чтобы выгнать оттуда монахов, а для того, чтобы вогнать туда весь мир». Женева времен Кальвина действительно напоминала монастырь, где властвовал деспотичный реформатор. Французы не зря прозвали Кальвина «женевским папой». Так же как и римский папа, Кальвин не признавал чужих взглядов, был нетерпим к инакомыслию. Отсюда его реформаторское учение имело немало контрреформаторских последствий.

Это отразилось на политических взглядах женевского реформатора. Как же он мыслил себе оптимальный государственный строй? Кальвин считал, что «государство также необходимо человеку, как воздух». Какие формы государства знала Западная Европа времен Реформации? Их немного: монархия и республика.

Долгое время Кальвин, француз по национальности, надеялся на то, что французский король поддержит гугенотов (французских кальвинистов) против католиков. Когда же его надежды не оправдались, Кальвин порицает монархию, называя ее тиранией. Он даже полагал, что тиран и его правительство понесут наказание от Бога, что противоречило его второму тезису о божественном невмешательстве в земные дела.

Выбор невелик, остается республиканский строй. Но республика предполагает наличие демократических органов. Жан Кальвин отрицательно относился к демократии: невежественная толпа не способна разумно управлять государством. А поэтому лучше всего доверить управление небольшой группе избранных и просвещенных людей. Кем они избраны? Вероятно, аристократией.

Значит, Кальвин отдает предпочтение республике, республике аристократической. Собственно на этих принципах и строилась политическая власть в Женеве.

Источник: http://vladhistory.com/zhan-kalvin-reformaciya/

Ссылка на основную публикацию