Афанасий никитин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Афанасия Никитина

Что известно о А. Никитине

Афанасий Никитин (рожд. неизвестно, смерть возможно 1475 г.) — мореплаватель, торговец, купец. Первый из европейцев, кто побывал в Индии.

Он открыл Индию за 25 лет до Васко да Гамы и других португальских мореплавателей. Совершил путешествие в 1468—1474 гг. по Персии, Индии и Турецкому государству.

В своих путевых записках «Хождение за три моря» он в подробностях описывает быт и политическое устройство восточных стран.

Загадочная личность купца

В российской истории немало загадочных личностей. И, возможно, самая загадочная из них – личность тверского купца Афанасия Никитина.

Да и купцом ли он был? А кем, если не купцом? То, что был путешественник и писатель – это понятно: совершил свое «Хождение за три моря» еще и описал его, да так, что и по сей день, через более 500 лет, читать интересно.

А вот чем торговал этот купец – неизвестно. Почему сам ехал на одном корабле, а товары вез на другом? И почему брал с собой книги – целый сундук? Есть и еще вопросы…

Записки путешественника

Записки Афанасия Никитина приобрел в 1475 г. Василий Мамырев, дьяк великого князя московского Ивана III, у неких купцов, пожаловавших в Москву.

«Обретох написание Офонаса тверитина купца, что был в Ындее 4 годы, а ходил, сказывают, с Василием Папиным» – так надписал обретенные «тетрати» путешественника дотошный чиновник, уточнив при этом, что вышеназванный посол ездил тогда к Ширван-шаху (то есть к правителю Азербайджана) с партией кречетов (известных ловчих птиц русского Севера), которые предназначались в дар восточному властителю, а позже принимал участие в Казанском походе, где и был убит татарской стрелой. Уже такое предисловие говорит о пристальном интересе высшего кремлевского чиновника к этому документу (дьяк – должность, соответствовавшая статусу министра).

Путешествие Афанасия Никитина

А документ в действительности прелюбопытный. Вот что из него следует. Когда в 1466 г.

великий князь Московский Иван III отправил своего посла Василия Папина ко двору шаха страны Ширван, купец из Твери Афанасий Никитин, который собирался в торговую поездку на Восток, решил присоединиться к этому посольству.

Подготовился он основательно: достал проезжие грамоты от великого князя Московского и от князя Тверского, охранные грамоты от епископа Геннадия и воеводы Бориса Захарьевича, запасся рекомендательными письмами к нижегородскому наместнику и таможенному начальству.

В Нижнем Новгороде Афанасий узнал, что посол Папин уже прошел мимо города к низовьям Волги. Тогда путешественник решил дождаться ширванского посла Хасан-бека, возвращавшегося ко двору своего государя с 90 кречетами – подарком Ивана III.

Товары свои и вещи Никитин разместил на малом судне, а сам со своей походной библиотечкой устроился на большом корабле с другими купцами. Вместе со свитой Хасан-бека, кречетниками и Афанасием Никитиным в Ширванское царство ехали больше 20 русских – москвичей и тверичей.

Чем хотел Афанасий торговать, он нигде не уточняет.

Путешествие Афанасия Никитина в Индию

В низовьях Волги караван ширванского посла сел на мель. Там на него напали лихие люди астраханского хана Касима. Путешественников ограбили, убили одного из русских и забрали у них маленькое судно, на котором были все товары и имущество Афанасия.

В устье Волги татары захватили еще корабль. Когда мореплаватели двигались вдоль западного берега Каспия к Дербенту, налетела буря – и еще судно разбило у дагестанской крепости Тарки.

Кайтаки, местное население, разграбили грузы, а москвичей и тверичей увели с собой в полон…

Плавание продолжил единственный уцелевший корабль.

Когда, в конце концов, прибыли в Дербент, Никитин, найдя Василия Папина, попросил его и ширванского посла, чтобы они помогли в освобождении русских, угнанных кайтаками.

Его послушали и отправили скорохода в ставку государя Ширвана, а тот направил посла к предводителю кайтаков. В скором времени Никитин повстречал освобожденных земляков в Дербенте.

Ширваншах Фаррух-Ясар получил драгоценных русских кречетов, однако пожалел нескольких золотых монет, чтобы помочь раздетым и голодным людям возвратиться обратно на Русь. Товарищи Никитина опечалились «да и разошлись кои куды».

Те, у кого не было долгов за товары, взятые на Руси, побрели домой, другие пошли работать в Баку, а некоторые остались в Шемахе.

Куда же отправился Афанасий Никитин, ограбленный, без товаров, денег и книг? «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку, а из Баку пошел за море…» Зачем пошел, почему, на какие средства? Об этом не упоминается…

1468 год — он оказался в Персии. Где и как он провел целый год – опять ни слова. Впечатлений от Персии, где он прожил еще один год, у путешественника совсем немного: «из Рея пошел к Кашану и тут был месяц.

А из Кашана к Найину, потом к Йезду и тут жил месяц…» Покинув Иезд, тверской купец добрался до населенного купцами-мореходами города Лара, правители которого зависели от государя могущественной Белобаранной Туркменской державы.

«Из Сирджана к Таруму, где финиками кормят скотину…»

«И тут есть пристанище Гурмызьское и тут есть море Индейское», – написал путешественник весной 1469 г. в своей «тетрати».

Здесь, в Ормузе на берегу Персидского залива, ограбленный Афанасий вдруг оказался владельцем породистого жеребца, которого собирался выгодно продать в Индии.

В скором времени Никитин вместе со своим конем был уже на парусном корабле без верхней палубы, перевозившем через море живой груз. Спустя шесть недель корабль бросил якорь в гавани Чаул на Малабарском берегу, на западе Индии. Перевоз обошелся в 100 рублей.

Индия занимает в дневниках Никитина значительное место. «И тут есть Индейская страна, и люди ходят все наги, а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны. Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…» – с удивлением записывал странник.

Карта путешествия Никитина

Около месяца ехал на своем коне Афанасий Никитин в город Джуннар (Джунир), делая, как видно, частые остановки в пути. Он указывал в дневнике расстояния между городами и большими селениями. Джуниром, который входил, возможно, в состав мусульманского государства, правил наместник Асад-хан, который, как написал Афанасий, имея много слонов и коней, тем не менее «ездил на людях».

Купец продолжил свое путешествие. Прибыв в город Бидар, столицу мусульманского государства Декан, где торговали рабами, конями, золотистыми тканями. «На Русскую землю товара нет», – с огорчением записал мореплаватель. Как оказалось, Индия не так богата, как думали о ней европейцы.

Осматривая Бидар, он описывал боевых слонов деканского султана, его конницу и пехоту, трубачей и плясунов, коней в золотых сбруях и ручных обезьян. Ему бросилась в глаза роскошная жизнь индийских «бояр» и нищета сельских тружеников.

Знакомясь с индийцами, путешественник не скрывал, что он русский.

На каком языке мог общаться Никитин с местным населением? Персидским и татарским языками он владел превосходно. Как видно, легко давались ему и здешние наречия.

Индийцы сами вызвались проводить Никитина к храмам Шрипарваты, где его поразили огромные изображения бога Шивы и священного быка Нанди.

Беседы с молящимися у кумирен Шрипарваты дали Афанасию возможность в подробностях описать жизнь и обряды поклонников бога Шивы.

В это время в дневнике Никитина появился путеводитель с указанием расстояний до Каликута, Цейлона, царства Пегу (Бирмы) и Китая. Никитин записывал, какие товары вывозятся через индийские порты Камбай, Дабул, Каликут. Перечислялись самоцветы, ткани, соль, пряности, хрусталь и рубины Цейлона, яхонты Бирмы.

Памятник Афанасию Никитину (в Твери и Феодосии)

Обратный путь

…1472 год, весна — купец твердо решил, во что бы то ни стало, возвращаться на Русь. 5 месяцев провел он в городе Кулуре, где находились известные алмазные копи и работали сотни мастеров ювелирного дела.

Побывал и в Голконде, которая уже в то время славилась на весь мир своими сокровищами, в бывшей столице Декана Гульбарге и вышел на берег моря в Дабуле. Капитан беспалубного парусника, отправлявшийся в Ормуз, взял с путешественника два золотых. Спустя месяц Афанасий Никитин вышел на сушу. Это была Эфиопия.

Здесь странник пробыл около недели, еще три недели он провел на острове Ормузе, а потом пошел на Шираз, Испагань, Султанию и Тавриз.

В Тавризе Афанасий посетил ставку Узун-Хасана, государя Белобаранной Туркменской державы, который властвовал тогда почти над всем Ираном, Месопотамией, Арменией и частью Азербайджана.

Что могло связывать могущественного восточного правителя с тверским путешественником, о чем беседовал с ним Узун-Хасан, дневники умалчивают. В гостях у туркменского царя он пробыл 10 дней.

На Русь он отправился новым путем, через Черное море.

Новые испытания ждали Афанасия Никитин у турок. Они перетрясли все его пожитки и унесли их в крепость, к наместнику и коменданту Трапезунда.

Роясь в вещах мореплавателя, турки искали какие-то грамоты, может быть, принимая тверского купца за московского посла ко двору Узун-Хасана.

Неизвестно, кстати, где, когда и как могли исчезнуть вышеупомянутые грамоты, полученные им в Москве и Твери перед отправкой в Ширван.

Где умер?

Через третье по счету море отправился странник к городу Кафе (ныне это Феодосия), колонии генуэзских купцов, где и высадился в ноябре 1472 г. Однако конец путешествий Афанасия Никитина не очень ясен. «Сказывают, что, до Смоленска не дошед, умер», – сообщается в предисловии к «Хожению за три моря», обретенному дьяком Мамыревым.

Также неясно, что делал любопытный купец, пребывая 4 года в Индии. И почему, в конце концов, некоторые строки и страницы дневника написаны не по-русски, хотя и русскими буквами. Была выдвинута даже версия, что это некие зашифрованные тексты. Но переводы с персидского и татарского языков показали, что на этих языках написаны размышления Афанасия о Боге, о постах и молитвах…

Одно несомненно: кем бы ни был Афанасий Никитин – купцом, разведчиком, проповедником, послом или просто очень любознательным странником, – но писателем он был талантливым и человеком, без сомнения, обаятельным. Иначе как бы он мог сходить за три моря?

Рекомендуем документальный фильма: Путешествие Афанасия Никитина.

Н. Дорожкин

Источник: https://salik.biz/articles/36672-biografija-afanasija-nikitina.html

Краткая биография Афанасия Никитина самое главное для 5 класса

К сожалению, сохранилось мало сведений о рождении и детских годах русского исследователя, знатного купца и летописца, Афанасия Никитина. Предположительно, время его появления на свет – 1440-ые годы.

Афанасий Никитин известен, как создатель первой художественной книги ” Хождение за три моря”, в которой великий исследователь новых земель красочно описывает свое путешествие к берегам далёкой Индии.

Афанасий Никитин является первым русским человеком, достигшим берегов Индии, задолго до открытия этого морского пути купцом из Португалии Васко да Гама.

Нагрузив корабли русским товаром, Афанасий Никитин из Твери пустился в путь, ожидая получить большую прибыль, сбыв товары жителям Каспийского поселения. К несчастью, в пути путешественник подвергся нападению разбойников из Астрахани.

Возможности вернуться назад у купца не было, так как украденный товар был взят им под долговое обязательство. Чтобы рассчитаться за товар, Никитин решает тронуться в путь в чужедальние страны. Много лишений пришлось испытать отважному русскому путешественнику, прежде чем он добрался до берегов Индии.

С великим трудом Никитину пришлось освобождать из плена своих соотечественников, испытывал он и финансовые затруднения. Самым большим испытанием для него стала опасность, когда чунерский хан попытался обратить его в магометанскую веру. Благодаря знакомству с высокопоставленными людьми, по предположению некоторых историографов, Афанасию Никитину удалось избежать ханского повеления.

В своей книге, богатой содержанием, Никитин с документальной точностью и художественным описанием, доносит до потомков жизнь и быт заморских стран, их политические взгляды, экономическое и культурное развитие.

Большое место автор уделяет описанию красот экзотической чужеземной природы, богатому невиданными зверями животному миру.

Оставшись без какого – либо товара и почти без денег, Никитину приходится очень трудно на чужой земле, он испытывает огромную тоску по родимой Руси, по родному христианству.

Три долгих года прожил путешественник в Индии, побывал во многих индийских городах, но никакой наживы ему так и не удалось приобрести.

Бесконечным был путь Никитина домой. На обратном пути в Крым, путешественник заглянул в Эфиопию, пересёк Трапезунд и Аравию, посетив Иран и Турцию, добрался до черного моря.

Ослабленный организм требовал отдыха, и Никитин принял решение отправиться в дальнейший путь с приходом весны. Во время ожидания теплых дней, Никитин завязывает дружеские отношения с именитыми купцами из Москвы. Весной, создав один великий караван, соотечественники отправляются в дорогу.

Расшатанное здоровье не позволило добраться до родины. Предположительно, в 1475 году великий русский путешественник и летописец умер и был предан земле вблизи Смоленска.

Биография Афанасия Никитина о главном

Афанасий Никитин родился в крестьянской семье, год его рождения однозначно неизвестен, поэтому исследователи не выдвигают даже примерных предположений.

Вообще о детских годах путешественника известно очень мало – он родился в городе Тверь, отца Афанасия звали Никита, поэтому часть ученых говорят, что «Никитин» является отчеством.

Тем не менее, многие исследователи считают, что это фамилия, образованная от имени – Афанасий сын Никиты, получается Афанасий Никитин.

Афанасий Никитин известен как купец, торговец, мореплаватель и один из первых российских путешественников, однако в последнее время все чаще некоторые его регалии подвергаются сомнениям. Так, например, до сих пор достоверно, не доказано был ли данный персонаж купцом и чем конкретно он торговал.

Прославился благодаря своему путешествию по Индии, Турецкому государству и Персии, которое совершил в период с тысяча четыреста шестьдесят восьмой по тысяча четыреста семьдесят четвертый годы.

Результаты были оформлены в путевых заметках «Хождение за три моря», в котором путешественник подробно описывает политическое устройство посещенных государств, быт местных жителей и особенности.

Афанасий Никитин стал первым европейцем, побывавшим в Индии и совершил это за 25 лет до того момента, когда Васко да Гама официально представил это государство.

В российской истории путевые записки стали первым коммерческим путешествием и не имели паломнической цели, сам путешественник именовал его «грехом».

Путешествие Никитина оказалось крайне длительным и наконец, он отправился в обратный путь. До дома мореплаватель так и не добрался и в тысяча четыреста семьдесят четвертом году умер под Смоленском. Благодаря друзьям Никитина, купцам также принимавшим участие в путешествии, его рукописи были переданы московскому дьяку Василию Момыреву.

Для детей 2, 5, 7 класса, кратко по плану

Интересные факты и даты из жизни

← Амундсена Руальда↑ БиографииЧаплин Чарли →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/nikitin-afanasij

Афанасий Никитин

Родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И.

 Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия в книге «Хожение за три моря».

Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

Никитин отправился в путь из Нижнего Новгорода, будучи в свите ширванского посла.

Ограбленный астраханскими татарами в устье Волги, Никитин решил не возвращаться восвояси с пустыми руками, поскольку задолжал, и решил пробраться в Индию где надеялся выгодно продать жеребца, и, купив нужных на Руси товаров, возвратиться домой.

Неизвестно, откуда он взял средства на последующее путешествие, так как Ширваншах не пожертвовал и двух монет, чтобы помочь пострадавшим от морских разбойников. Никитин пишет: «А я пошёл в Дербент, а из Дербента в Баку». Однако он ошибся в расчёте:

Обманувшись в надеждах относительно торговых выгод, Никитин вдобавок подвергся и большой опасности:

В своей книге Никитин описывает и красоту южной природы, и богатство землевладельцев и вельмож, пышность дворцов их, и бедность сельского населения, и нравы, и облик жителей Индии:

Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:

В связи с присутствием в «Хожении» арабско-персидской лексики и мусульманских молитв (в частности, заключительного текста из Корана), обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий в Индии ислам. Ряд исследователей (например, Г.

Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С.

 Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае, если бы он был обрезан во время своих скитаний, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

Наконец Никитин выбрал путь домой — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию). До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1474 года.

В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, и текст её был внесён в Летописный свод 1489, продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранились записки Никитина в Троицком сборнике XV века.

Текст, вошедший в летопись, подвергнут был сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.

В новое время записки были обнаружены Н. М. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкого сборника. Карамзин опубликовал отрывки в 1818 году в примечаниях к VI тому «Истории государства Российского». Полностью сочинение опубликовал П. М. Строев в 1821 году в издании Софийской II летописи.

В 1955 в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник Никитину (скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров, бронза, гранит).

В 1958 году вышел фильм «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

Афанасий Никитин в названиях

  • набережная Афанасия Никитина — Россия, Тверь.
  • переулок Афанасия Никитина — Автономная Республика Крым, Феодосия.
  • улица Афанасия Никитина — Автономная Республика Крым, Феодосия.
  • теплоход «Афанасий Никитин».
  • «Афанасий Никитин» — фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД».
  • «Афанасий Никитин» — Airbus A320 ОАО Аэрофлот-Российские Авиалинии бортовой номер VP-BQU
  • «Афанасий Никитин буги» — песня группы Аквариум

Источник: http://people-archive.ru/character/afanasiy-nikitin

Александр Никитин

 

Став востребованным актером, Александр Никитин подходит избирательно к выбору новых ролей, благодаря чему снимается только в интересных кинопроектах. Никитина всегда органично входит в образ, привлекая к своему герою внимание зрителей, за что его любят режиссеры.

В его творческой биографии есть немало работ и в театре, где он сыграл запоминающиеся роли.

Начало актерской карьеры

Александр родился в 1971 году в небольшом городке Скрунда, находящемся в Латвии. Его родители не принадлежат к актерскому миру. Отец был военным человеком, поэтому семье часто приходилось уезжать по месту его службы. В 1983 году будущий актер с родителями переехал на Украину, где прошли его юношеские годы.

После окончания школы Саша решил получить актерскую профессию, интерес к которой начал проявлять уже старших классах. Образование и первые азы этой профессии он получил в стенах института искусств имени Котляревского в городе Харькове. Свою деятельность начинающий актер начал с работы в театрах Харькова и Донецка.

В 2000 году он уехал в Киев, где пять лет играл на сцене Национального театра русской драмы имени Леси Украинки.

Съемки в кино

Его первое появление на экране состоялось в 2001 году, когда Никитин сыграл в мелодраме «Если я не вернусь». В 2003 году ему посчастливилось попасть на съемки картины «Овод», которую снимали при совместном производстве Украины и Китая.

В этом проекте Александру досталось создать образ главного героя, с чем он блестяще справился.

Начиная с 2006 года его карьера пошла в гору, причем, все последующие работы имели большой успех у зрителей: Александр из сериала «Женские истории», русский эмигрант Дмитрий Овсянников из исторической ленты «Дьявол из Орли.

Ангел из Орли», следователь Михаил Дорохин из фильма «Осенний детектив», авантюрист Анатолий из детективной картины «Закрытая школа». Броская внешность и мужественная фигура Никитина (рост – 195 см, вес – 90 кг) всегда привлекали режиссеров, которые с удовольствием приглашали его на роли главных героев.

Кадр из фильма “Амазонки”.

В его фильмографии немало работ и в мелодрамах, таких как «Только любовь», «Катина любовь», «Земский доктор. Возвращение», «Между нами, девочками», «Другая семья» и других. В 2016 году на экраны вышла мелодрама «Парфюмерша», где актер вместе с Марией Куликовой сыграли влюбленную пару.

Этот проект имел продолжение, поэтому в 2017 году зрители смогли вновь насладиться игрой любимых актеров. Приятной неожиданностью для поклонников Александра стало известие о том, что в 2018 году выйдет второй сезон лирической комедии «Между нами, девочками».

Помимо этого проекта зрители оценят его работу еще в шести новых картинах.

Личная жизнь

В отличие от карьеры, личная жизнь Никитина складывалась непросто. Несмотря на то, что в 1998 году первая жена родила ему сына Илью, этот брак распался. Во время работы в сериале «Дьявол из Орли» он познакомился со своей будущей женой, актрисой Надеждой Бахтиной. По сюжету картины их герои сыграли свадьбу, однако, сами влюбленные смогли пожениться лишь через два года.

На фото актёр Александр Никитин. Инстаграм sashanikitin71.

Создав семью, супруги редко проводили время вместе, так как постоянно были на съемках в разных городах.

Они мечтали о детях и крепких семейных отношениях, но сложная актерская работа не позволяла сделать этого. В 2012 году в их отношениях назрел кризис, после чего они приняли решение расстаться.

После развода со второй женой Александр еще больше погрузился в работу, оставляя мало времени на полноценный отдых, а также общение с родными и друзьями.

Источник: https://family-showbiz.ru/aleksandr-nikitin/

Афанасий Никитин

Никитин Афанасий (ум. 1475, ок. Смоленска) – тверской купец, путешественник. В 1466 отправился с товаром в “Ширванскую землю” на Сев. Кавказе. Под Астраханью караван Никитин Афанасий был ограблен ногайскими татарами. Не желая, вернувшись домой, стать за долги холопом, Никитин Афанасий “от многыя беды поидох до Индеи”, куда добрался после многих тягот в 1469.

Часто без средств и с риском для жизни три года путешествовал по стране, рассказав о ее управлении, хоз-ве, религии, быте, природе в сочинении “Хождение за три моря”, ставшем не только точным источником сведений об Индии, но и памятником древнерус. лит-ры, переведенным на многие языки. Обстоятельства смерти Никитин Афанасий на обратном пути на родину неизвестны.

Об Афанасии Никитине нет других биографических сведений, кроме того, что он был купцом из города Твери. Совершил путешествие в Персию, Индию (1466-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат, Турцию. Путевые записки “Хожение за три моря” (точное название дневника) – ценный гео

графический документ и литературно-исторический памятник. В них автор рассказывает историю своих странствований по Кавказскому побережью Каспийского моря, Персии, Индии, Турции, Крыму и югу России.

Летом 1466 года купцы из Твери на двух судах отправились для заморской торговли в далекое плавание:

вниз по Волге за море “Дербенское”, или “Хвалынское” – так в старину называли Каспийское море.

Главой каравана избрали Афанасия Никитина. Караван плыл мимо Калязина, Углича, Костромы, Плёса. Короткие строки дневника говорят, что путь по Волге Никитину был знаком. В Нижнем Новгороде – длительная

остановка. Плыть по Волге в то время было небезопасно: нападали татары.

В Нижнем Новгороде русские купцы присоединились к возвращавшемуся из Москвы на родину ширванскому посольству во главе с Хасанбеком.

Караван плыл “сторожко и с опаской”. Благополучно миновали Казань и другие татарские город

а, но в дельте Волги на них напал отряд астраханского хана Касима. Купцы взялись за оружие. Татары “застрелили у нас человека, а мы у них двух застрелили”, сообщает Никитин. К несчастью, одно судно застряло на рыболовном езу, а другое село на мель. Татары разграбили эти суда и захватили в плен четыр

ех русских.

Уцелевшие два судна вышли в Каспийское море. Меньшее судно, на котором было “6 москвичь да 6 тверичь”, во время бури разбило и выбросило на прибрежную мель близ Тархы (Махачкалы). Жители побережья кайтаки разграбили товар, а людей захватили в плен.

Афанасий Никитин с десятью русски

ми купцами, находясь на посольском судне, благополучно добрался до Дербента. Прежде всего, он начал хлопотать об освобождении пленных. Хлопоты его увенчались успехом: через год купцы были освобождены. Но товар кайтаки не вернули.

Никитин был из тех купцов, что брали товар для заморской торговли в

долг, и утрата товара грозила ему на родине не только позором, но и долговой ямой.

В сентябре 1468 года Никитин из Баку отплыл в прикаспийскую персидскую область Мазандеран, а затем, перевалив горы Эльбурс, двинулся на юг. Путешествовал не торопясь, иногда по месяцу жил в каком-нибудь селении, з

анимаясь торговлей. Весной 1469 года он добрался до “пристанища Гурмызьского”, так он называет Ормуз – большой и оживленный порт, где пересекались торговые пути из Малой Азии, Египта, Индии и Китая. Товар из Ормуза доходил и до России, особенно славились “гурмыжские зерна” (жемчуг). Узнав, что отсюд

а вывозят в Индию лошадей, которые там “не родятся” и очень дорого ценятся, тверяк купил хорошего коня и из Гурмыза “…пошел есми за море Индейское…” 23 апреля 1471 года Никитин сел на судно и через шесть недель прибыл в индийский город Чаул.

Индия поразила его. Даже не сама земля, столь не по

хожая на его родные места, а люди – темнокожие, нагие, босые. Лишь у тех, кто побогаче да познатнее, на голове да бедрах фата – кусок материи, но у всех, даже и бедных – либо золотые серьги, либо браслеты на руках и ногах, а вокруг шеи – украшение тоже из золота. Никитин недоумевал: если есть золото

, отчего же они не купят хоть какую одежду, чтобы прикрыть свою наготу? Но в Чауле ему не удалось выгодно продать коня, и в июне он отправился через Западные Гаты в глубь страны, за 200 верст от моря, на восток, в небольшой городок в верховьях Сины (бассейн Кришны), а оттуда на северо-запад, в Джунн

ар – крепость, стоящую на высокой горе, к востоку от Бомбея. Асад-хан, наместник Джуннара, соблазнился превосходным конем и повелел силой забрать его. Вдобавок, узнав, что жеребец принадлежал иноверцу, Асад-хан вызвал русина к себе во дворец и посулил вернуть жеребца и отвесить тысячу золотых в прид

ачу, если чужеземец согласится перейти в магометанскую веру. А нет, так не видать тому жеребца, да и самого продаст в рабство.

Хан отвел на размышление четыре дня. Никитина спас случай – помог своим ходатайством случайно встреченный старый знакомый Мухаммед. Хан показал, что может быть милостив:

не стал понуждать менять веру и вернул жеребца.

Никитин шел в Индию в надежде взять товар на Русь, “ано нет ничего на нашу землю”.

Дождавшись, как подсохнут дороги после сезона дождей, в сентябре, повел жеребца еще дальше, за 400 верст, в Бидар, столицу бесерменского (мусульманского) государст

ва Бахмани, владевшего тогда почти всем Деканом до реки Кришны на юге,- “город большой, многолюдный”. Затем пошел он дальше – в Алланд, где открывалась большая ярмарка и где он надеялся выгодно продать жеребца. Только напрасно на это рассчитывал: тысяч двадцать коней собралось на ярмарке, и Никитину

продать своего жеребца не удалось.

Только в Бидаре, в декабре 1471 года продал он, наконец жеребца. В 1472 году из Бидара Афанасий направился в священный город Парват, на правом берегу Кришны, куда богомольцы шли на праздник ночи, посвященный богу Шиве (Сиве). Путешественник отмечает, что этот г

ород для индийцев-брахманов так же священен, как для мусульман Мекка, для православных Иерусалим. На этот большой праздник собиралось до 100 тысяч человек.

Из Парвата Афанасий Никитин снова вернулся в Бидар, который оставил в апреле 1473 года. Пробыв пять месяцев в одном из городов “алмазной” обл

асти Райчур, решил возвращаться “на Русь”.

Никитин был разочарован результатами путешествия: “Меня обманули псы-басурмане: они говорили про множество товаров, но оказалось, что ничего нет для нашей земли… Дешевы перец и краска. Некоторые возят товар морем, иные же не платят за него пошлин. Но н

ам они не дадут провезти без пошлины. А пошлина большая, да и разбойников на море много”Из краткого вступления к его “Хожению…”, включенному в “Львовскую летопись” под 1475 год, видно, что он, “Смоленска не дойдя, умер [в конце 1474 – начале 1475 года], а писание своей рукой написал, и его рукопис

ные тетради привезли гости [купцы] в Москву…”Тетради, исписанные рукою Никитина, попали в Москву, к дьяку великого князя Василию Мамыреву. Тот сразу же понял, какую ценность они представляют – ведь до Никитина русские люди не были в Индии. В XVI-XVII веках “Хожение…” неоднократно переписывалось:

Источник: http://facecollection.ru/people/afanasiy-nikitin

Александр Никитин — биография

Александр Никитин

Имя: Александр Никитин (Alexandr Nikitin)

Отчество: Геннадьевич

День рождения: 30 ноября 1971 (46 лет)

Место рождения: г. Скрунда, Латвия

Рост: 195 см

Вес: 90 кг

Знак Зодиака: Стрелец

Восточный гороскоп: Кабан

Деятельность: актер

Александр Геннадьевич Никитин – российско-украинский актер, которого зрители знают по фильмам и сериалам «Овод», «Ангел из Орли» (и его продолжению «Дьявол из Орли»), «Женские истории», «Закрытая школа», «Между нами девочками», «Неизвестный» и многим другим.

Александр появился на свет в небольшом латвийском городке Скрунда, в семье военнослужащего. По роду службы отца семья довольно часто меняла место жительства, соответственно детство Саши прошло в постоянных переездах.

Когда парню исполнилось 12 лет, отца перевели на Украину. Семья Александра осела в городе Харькове, где он закончил школу и поступил на актерский факультет местного института искусств.

Саша сам не ожидал, что ему с такой легкостью удастся стать студентом, поскольку не мог определиться с правильным выбором профессии до выпускного класса.

Сначала он хотел быть военным и продолжить семейную династию, потом начал увлекаться журналистикой и видел себя репортером новостного агентства.

Но поступив в институт, Никитин сразу осознал, что чутье его не подвело и он правильно избрал свой дальнейший жизненный путь.

Успешно получив образование в институте, молодой актер стал работать в харьковском театре имени Пушкина, позднее его можно было увидеть на подмостках Киевского и Донецкого драмтеатров.

Однако не театральная сцена сделала его известным. Широкую популярность и почитание зрителей харизматичному актеру принесли роли в сериалах, количество которых уже близко к сотне.

Его актерским дебютом был эпизод в украинской картине «Я не вернусь» 2001 года.Спустя 2 года актеру предложили главную роль в совместном китайско-украинском кинопроекте «Овод». Оригинальная трактовка образа главного героя романа Войнич в исполнении Никитина не осталась без внимания кинокритиков и заслужила большое количество положительных отзывов.

Об актере начали говорить за пределами Украины, начали поступать заманчивые предложения от российских режиссеров, и в скором времени Александр переехал в Москву. В 2006 году Никитин снялся сразу в 6 картинах.

В сериале «Ангел из Орли» и его продолжении «Дьявол из Орли» он отлично воплотил на экране образ благородного аристократа, которму пришлось эмигрировать во Францию после Октябрьской революции.

Запутанный детективный сюжет в духе Агаты Кристи, а также виртуозная игра актеров (партнершей Александра была прекрасная актриса Ольга Кабо) вызвали широкий зрительский интерес.

Его главные роли в фильмах «Женские истории» и «Между нами, девочками» полностью покорили трепетные сердца многочисленной женской аудитории. Также не прошло незамеченным участие артиста в сериале «Закрытая школа», которая стала мощной стартовой площадкой для многих молодых актеров.

В 2013 году Александру поступило предложение воплотить на экране образ азербайджанского лидера Гейдара Алиева. Актер с воодушевлением взялся за эту работу, но фильм, увы, не был закончен.

Добавило известности Александру также и участие в украинском телевизионном проекте «Танцую для тебя». Совместно с партнершей Екатериной Тришиной актер отчаянно боролся за победу ради большой мечты 10-летней певицы Вики Литвинчук. Пара прошла в финал и заняла 2-е место, а Александр, никогда ранее не занимавшийся танцами, овладел сразу несколькими танцевальными стилями.

Актер 2 раза был женат. Первая жена родила ему сына Илью, однако брак оказался недолгим и в скором времени распался.

Со второй избранницей, актрисой Натальей Бахтиной, Александр первый раз встретился на съемочной площадке «Дьявола из Орли». Их экранная лав-стори довольно быстро превратилась в реальную, и спустя 2 года влюбленные поженились. Однако и этот союз через 5 лет закончился разводом.

В прошлом году Александра Никитина можно было наблюдать в продолжении сериала «Парфюмерша» с Марией Куликовой в главной роли. Помимо этого, актер сыграл роль мужа-тирана в фильме «Ни за что не сдамся».

Также актер был утвержден в сериалы «Березка», «Неженское дело», «Парижанки», «Потеряшки», «Приставы», «Сфинксы северных ворот», а также в картину украинского производства «Сестры по наследству».

Источник

Источник: http://www.elentur.com.ua/aleksandr-nikitin-biografiya/

Афанасий Никитин

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Афанасий Никитин

Памятник Афанасию Никитину в Твери

Афана́сий Ники́тин (умер, вероятно, в 1474, близ Смоленска) — русский путешественник, писатель, тверской купец, автор знаменитых путевых записей, известных под названием «Хожение за три моря».

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Афанасий Никитин в названиях

Биография

Родился в семье крестьянина Никиты (таким образом, «Никитин» — отчество Афанасия, а не фамилия). Совершил путешествие в 1468—1474 (датировка Л. С. Семёнова, ранее И. И.

 Срезневским датировалось 1466—1472 годами) по Персии, Индии и Турции; составил описание этого путешествия — книгу «Хожение за три моря».

Это было первое в русской литературе описание не паломничества, а коммерческой поездки, насыщенное наблюдениями о политическом устройстве, экономике и культуре других стран.

Памятник А. Никитину в Твери (вид с противоположного берега Волги)

Отправившись из Нижнего Новгорода в свите ширванского посла, Никитин был ограблен астраханскими татарами в устье Волги.

Он не захотел с пустыми руками возвращаться обратно, где у него были долги, и решился пробраться в Индию с дорогим жеребцом, которого он надеялся выгодно продать там, и, купив нужных на Руси товаров, возвратиться домой.

Неизвестно, откуда он взял средства на последующее путешествие, так как Ширваншах не пожертвовал парой монет, чтобы помочь пострадавшим от морских разбойников. А он пишет: «А я пошел в Дербент, а из Дербента в Баку». Однако он ошибся в расчёте:

«Налгали мне псы бусурманы, наговорили, что всякого нашего товара там много, а вышло, что нет ничего на нашу землю, все товар белый на бусурманскую землю, перец да краски — это дешево, но зато пошлины большие да на море разбойников много».

Памятник А. Никитину в Феодосии

Кроме обманутых надежд относительно торговых выгод Никитин подвергался большим опасностям:

«В Чунере хан взял у меня жеребца и, узнавши, что я не бусурманин, а русский, стал говорить: „И жеребца отдам, и тысячу золотых дам, стань только в нашу веру магометанскую; а не станешь в нашу веру, то и жеребца возьму, и тысячу золотых на голове твоей возьму“ — и сроку дал 4 дни, в госпожинки на Спасов день. Но Господь Бог смиловался на свой честный праздник, не отнял от меня, грешного, своей милости, не повелел погибнуть в Чунере с нечестивыми; накануне Спасова дни приехал Магмет Хоросанец; я к нему с челобитьем, чтоб похлопотал обо мне, и он поехал к хану и отпросил меня, чтоб в свою веру меня не обращали, и жеребца моего у хана взял. Таково Господне чудо на Спасов день! Братья русские христиане! Кто хочет идти в Индейскую землю, тот оставь веру свою на Руси, закричи: Магомет! — и ступай в Индостанскую землю». Отсюда вероятно, что у Афанасия были влиятельные знакомые в Индии и Персии.

Никитин описывает красоту южной природы, пышность владельцев и вельмож, великолепие дворцов их, бедность сельского населения, легкую одежду жителей Индии, их легкие нравы.

«Познакомился я со многими индейцами, — говорит Никитин, — и объявил им о своей вере, что я не бусурманин, а христианин, и они не стали от меня скрывать ни об еде своей, ни о торговле, ни о молитвах и жен своих от меня не прятали; я расспросил все об их вере, и они говорят: веруем в Адама, а Бут — это Адам и род его весь.

Вер в Индии всех 84 веры, и все веруют в Бута, а вера с верою не пьёт, не ест, не женится». Индия заняла в его записках особое место: «И тут есть Индейская страна, и люди все ходят наги а голова не покрыта, а груди голы, а власы в одну в одну косу заплетены, а все ходят брюхаты, а дети родятся на всякий год, а детей у них много. А мужики и жонкы все нагы, а все черны.

Яз куды хожу, ино за мною людей много, да дивуются белому человеку…»

Тяжело стало Никитину на чужой дальней стороне среди 84 вер:

«О благоверные христиане! Кто во многие земли часто плавает, тот во многие грехи впадает и веры лишается христианской.

Мне, рабу Божию Афанасию, сгрустнулось по вере: уже прошло четыре Великих поста, четыре Светлых воскресенья, а я, грешный, не знаю, когда Светлое воскресенье, когда пост, когда Рождество Христово и другие праздники, ни середы, ни пятницы; книг у меня нет: когда меня пограбили, то и книги у меня взяли; я с горя пошёл в Индию, потому что на Русь мне было не с чем идти, не осталось товару ничего. Уже прошло четыре Светлых воскресенья в бусурманской земле, а христианства я не оставил: дальше Бог ведает, что будет. Господи, Боже мой! На тя уповах, спаси мя! Пути не знаю, как выйти из Индостана; везде война! А жить в Индостане — все истратишь, потому что у них все дорого: я один человек, а по два с половиною алтына в день издерживаю, вина и сыты не пью».

В связи с наличием в «Хожении» арабско-персидской лексики и мусульманских молитв (в частности, заключительного текста из Корана) обсуждался вопрос о том, не принял ли Афанасий в Индии ислам. Ряд исследователей (например, Г.

Ленхофф) считали его «отступником», в то время как Я. С.

 Лурье полагал, что следует доверять собственным словам Никитина о сохранении им православия; в случае, если бы он был обрезан во время своих скитаний, он едва ли отправился бы домой на Русь, где ему угрожала бы смерть за перемену веры.

Как купец Афанасий Никитин не имел успеха: единственная торговая операция, описанная в «Хожении» — перепродажа жеребца — обошлась ему в убыток (наложил на нём 68 футунов, то есть «остался в накладе»).

Наконец Никитин выбрал путь — через Персию и Трапезунд к Чёрному морю и далее в Кафу (Феодосию). До дома он, однако, так и не добрался, а умер в дороге под Смоленском (на территории Великого княжества Литовского) осенью 1475 года.

В 1475 году его рукопись оказалась у московского дьяка Василия Момырёва, её текст был внесён в Летописный свод 1489, был продублирован в Софийской II и Львовской летописях. Также сохранился в Троицком сборнике XV века.

Текст, вошедший в летопись, подвергся сокращению; более полный текст (но сильнее отредактированный составителем) имеется в Троицком сборнике.

Записки были обнаружены Н. И. Карамзиным в архиве Троицко-Сергиевского монастыря в составе Троицкой летописи и опубликованы им в 1817.

В 1955 в Калинине (ныне Тверь) был поставлен памятник Никитину (скульпторы С. М. Орлов, А. П. Завалов, архитектор Г. А. Захаров, бронза, гранит).

В 1958 году вышел фильм под названием «Хождение за три моря» (производство киностудии Мосфильм), роль Афанасия Никитина сыграл Олег Стриженов.

Афанасий Никитин в названиях

  • Афанасий — торговая марка пива выпускаемого тверской пивоваренной компанией Афанасий.
  • набережная Афанасия Никитина — Россия, Тверь.
  • переулок Афанасия Никитина — Украина, Крым, Феодосия.
  • улица Афанасия Никитина — Украина, Крым, Феодосия.
  • теплоход «Афанасий Никитин».
  • «Афанасий Никитин» — фирменный пассажирский поезд ОАО «РЖД».
  1. Документ

    хiх века.(1859) 150 лет Тургенев Иван Сергеевич «Дворянское гнездо» – роман.

  2. Литература

    Твен «Приключения Тома Сойера» Желаем приятного чтения, интересных встреч с героями произведений!

  3. Урок

    Цель: Углубить знания детей по истории. Расширить представления учащихся о великих географических открытиях, изучая путешествие Афанасия Никитина в страну Индию.

  4. Урок

    «Поидох от Спаса святаго златоверхого и съ его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго,и от владыки Генадия Тверскаго».

  5. Урок

    обучать умению анализировать текст, отдельные языковые явления; показать единство взглядов авторов «Хожения» и «Слова о полку Игореве» на Русь, на русский народ.

Источник: https://refdb.ru/look/2163845.html

Биография Афанасия Никитина: русский Васко да Гама

Опубликовано: 25.07.2013 – 19:00

Афанасий Никитин (род. в 1433 г. – ум. около 1474 г., близ Смоленска) — русский путешественник, тверской купец, писатель.

Жизненный путь

Считается, что Афанасий происходит из крестьянской семьи. Отметим, что «Никитин» — это отчество, а не фамилия.

С 1468 по 1474 год Афанасий Никитин путешествовал по Индии, Персии и Турции. Благодаря этим странствиям появились знаменитые путевые записи, известные под названием «Хожение за три моря».

Эти записи стали первым в русской литературе описанием коммерческой поездки. В данном произведении можно найти много интересных наблюдений об экономике, политическом устройстве и культуре восточных стран.

Кроме того, Никитин описывает красоты природы, пышность дворцов, нравы и облик местных жителей.

Никитин отправился в путешествие из Твери. Он вез русские товары, надеясь выгодно продать их на берегах Каспийского моря. Но уже в устье Волги его ограбили астраханские татары. Несмотря на это, он решил продолжить свои странствия. Кроме того, товар был взят в долг.

Тверской купец отправился в заморские земли, чтобы заработать достаточно средств для возвращения долгов. Сначала он отправился в Баку, затем перебрался на юг, где торговал и занимался изучением языков. Около 1469 г.

Никитин добрался до Ормуза – крупного порта, который находился на пересечении торговых путей из Малой Азии, Индии, Египта и Китая. Затем он несколько лет путешествовал по Индии.

В «Хожении» можно найти много мусульманских молитв и арабско-персидской лексики, поэтому некоторые ученые выдвигали мнение, что в Индии Афанасий принял ислам.

Но сам путешественник в своих записях всегда это опровергал. Отметим, что как купец Афанасий не имел успеха. На родину Никитин возвращался через Персию и Трапезунд. Также он посетил Кафу (Феодосию).

Но домой Никитин так и не добрался, скончавшись под Смоленском.

В 1475 г. рукопись Никитина оказалась у Василия Момырёва, московского дьяка. Впоследствии ее текст внесли в Летописный свод 1489 г. и продублирован в Львовской и Софийской летописях. Кроме того, записки Никитина сохранились в Троицком сборнике 15 в.

Позднее в Троицко-Сергиевском монастыре записки Никитина обнаружил Н. Карамзиным. Именно он опубликовал их отрывки в 1818 г. в примечаниях к 6-му тому «Истории государства Российского». А в 1821 г. полный текст записей Никитина опубликовал П.

Строев в издании Софийской летописи.

Память о великом русском путешественнике

В 2008 г. Феодосии сооружен памятник А. Никитину. Кроме того, в этом городе существует улица и переулок, названные в его честь.

В Твери есть набережная Афанасия Никитина. В 1955 г. здесь был сооружен памятник Никитину (скульпторы А. Завалов и С. Орлов).

Именем Афанасия Никитина названа вершина горного массива, который расположен в водах Индийского океана (недалеко от экватора).

Имя Афанасия Никитина носит теплоход, фирменный пассажирский поезд «РЖД» и Airbus A320 VP-BQU (Российские авиалинии).

Группа «Аквариум» написала песню «Афанасий Никитин буги».

С 1994 в Твери производится пиво «Афанасий». На его этикетке изображен купец.

В 1958 г. вышла кинокартина «Хождение за три моря», роль Никитина сыграл О. Стриженов.

Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya_afanasiya_nikitina_russkii_vasko_da_gama

Афанасий Никитин. Биография, открытия, путешествие в Индию

Афанасий Никитин – тверской купец средней руки, стал первым европейцем, изучившим и описавшим средневековую Индию за четверть века до прихода туда португальских колонизаторов.

Его записки «Хождение за три моря» стали ценнейшим литературно-историческим памятником, в котором многосторонность наблюдений сочетается с веротерпимостью и преданностью к родной земле.

Биография Афанасия Никитина. Начало пути

Когда начинается биография Афанасия Никитина, неизвестно. Фактом является то, что он – сын крестьянина Никиты, а это означает, что Никитин его отчество, а не фамилия. Каким образом он стал купцом тоже неведомо.

Сейчас мы знаем только то, что русский путешественник Афанасий Никитин к середине 1460 годов уже был достаточно состоятельным человеком, торгующим мехами с заграницей.

К этому времени он стал уже бывалым купцом, успевшим побывать в Византии, Молдавии, Литве и Крыму. И везде ему сопутствовала удача.

Судя по всему, грамотный купец всегда заручался соответствующими документами (грамотами) от тверского князя. Большая география торговых поездок путешественника Афанасия Никитина косвенно указывает на то, что он знал ряд тюркских языков и фарси.

Кроме того, не следует упускать из виду, что Тверское княжество тогда входило в состав большого и мощного татарского государства Золотая Орда, что позволяло русским купцам беспрепятственно торговать со многими мусульманскими странами.

Самое известное путешествие в биографии Афанасия Никитина также начиналось вполне гладко.

Маршруты Никитинского «хождения»

Точную дату начала выхода купеческого каравана сейчас установить невозможно. Некоторые историки датируют его 1466 годом, другие сдвигают на 1468. Опуская точные даты и опираясь на конкретные факты, можно утверждать следующее.

Поездка, давшая миру открытия Афанасия Никитина, началась весной. Тогда группа русских купцов снарядила караван судов для торговой поездки на Нижнюю Волгу и Северный Кавказ. Караван имел два судна, груженые, в том числе, и «мягкой рухлядью», т.е.

мехами, хорошо ценившимися в тех краях.

Великий князь Тверской Михаил Борисович дал Никитину грамоту, разрешавшую ему начать широкую торговлю на юге Золотой Орды возле Астрахани. Для большей безопасности караван планировалось присоединить к русскому посольству Василия Папина, однако оно ушло раньше. Тогда караван дождался татарского посольства Ширвана Хасан-бека, вместе с которым и отправился на Нижнюю Волгу.

Увы! Прикрытие купцам не помогло. Вблизи Астрахани на караван судов напали местные разбойники, даже не посмотревшие на посольское прикрытие, и отняли весь купеческий товар.

Возвращение назад без денег и без товара влекло за собой грозные последствия, поэтому разоренные купцы разбрелись кто куда. Никитин направился на юг в Баку, входившего тогда в состав Персии, и дальше в Мазандеран.

Так начались географические открытия Афанасия Никитина.

Путь в Индию и обратно

В Персии Никитин прожил свыше двух лет, пытаясь как-то восполнить добро, потерянное под Астраханью. Узнав, что в Индии породистые жеребцы стоят хороших денег, он направился туда. Путешествие Афанасия Никитина в Индию началось в 1471 году, когда он с купленным в Персии конем загрузился на судно, направлявшееся к индийскому порту Чаул.

К сожалению, сразу продать животное по пристойной цене у купца не получилось, и тогда путь Никитина пролег по индийским городам.

В столице государства Бахмани Бидаре он наконец-то продал своего коня и отправился в Парват, священный город, в котором прожил полтора года.

Оттуда маршрут Афанасия Никитина пролег в «алмазную» провинцию Райчур, где он провел еще полгода, зарабатывая средства на обратную дорогу.

Три года путешествий Афанасия Никитина по Индии разочаровали его. Для своей родины он не увидел там почти ничего полезного. Дешевый товар без пошлины вывезти не давали, да и разбойников на море было много, что крайне усложняло торговлю. Не особо преуспев в индийской торговле, русский путешественник стал собираться домой.

Этот маршрут Афанасия Никитина пролег через Аравийский и Сомалийский полуострова, Ормуз, Тебриз, Трабзон.

Здесь, заподозрив в нем туркменского шпиона, у него арестовали все товары, оставив Никитину только его записки.

Из Трабзона он добрался до Кафы, где перезимовал, дожидаясь русского купеческого каравана. В Кафе он сошелся с московскими купцами, с которыми весной 1475 года и отправился домой.

К сожалению, ослабленное годами путешествий здоровье подвело Никитина, и неподалеку от Смоленска он внезапно умер. Его же записки были привезены в Москву и впоследствии прославили купца

Источник: http://puteshestwenniki.ru/15-vek/afanasiy-nikitin

Ссылка на основную публикацию