Антон макаренко – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Антон Макаренко

Антон Макаренко – преподаватель, вошедший в четверку специалистов, определивших способ педагогического мышления в XX веке. Правда, заслуги мужчины признали уже после смерти талантливого учителя. Впрочем, для самого Макаренко это не играло большой роли.

Портрет Антона Макаренко

Нашедший собственное призвание, Антон Семенович посвятил большую часть жизни перевоспитанию трудных подростков. Бывшие ученики, испытавшие на себе новаторские методы Макаренко, добились заметных успехов и написали немало книг, посвященных деятельности педагога.

Детство и юность

1 апреля 1888 года в семье работника железнодорожной станции, расположенной в городе Белополье Сумского уезда, родился первенец. Счастливые родители назвали ребенка Антоном. Вскоре после сына у супругов Макаренко появились еще один мальчик и девочка. Увы, младшая дочь умерла еще в младенчестве.

Антон Макаренко в детстве

Старший Антон тоже рос болезненным. Хилый мальчик не участвовал в общих дворовых забавах, предпочитая проводить время с книгами, которых в доме Макаренко было достаточно. Несмотря на должность разнорабочего и маляра, отец будущего педагога любил читать и привил эту особенность детям.

Замкнутость и близорукость, заставляющая Антона носить очки, сделали мальчика непопулярным среди ровесников. Над мальчиком часто и жестоко издевались. В 1895 году родители отдали ребенка в двухклассную начальную школу, учеба в которой давалась Антону легко. Образ всезнайки не прибавил ребенку в глазах сверстников авторитета.

Молодой Антон Макаренко в армии

Когда мальчику исполнилось 13, семья перебралась в город Крюков, чтобы дети Макаренко могли продолжить образование. Антон поступил в Кременчугское 4-классное городское училище, которое закончил с отличием и похвальными грамотами.

В 1904 году Антон впервые задумывается о будущей профессии и поступает слушателем на педагогические курсы, после окончания которых получает право преподавать в начальной школе.

Педагогика

Первыми учениками Макаренко стали дети города Крюкова. Но почти сразу Антон осознает, что знаний для работы недостаточно. В 1914 году молодой человек поступает в Полтавский учительский институт. Параллельно с приобретением новых знаний Антон много времени посвящает писательской деятельности. Первый свой рассказ – «Глупый день» – Макаренко отправляет Горькому.

Максим Горький и Антон Макаренко

В ответ писатель присылает Антону письмо, где безжалостно критикует произведение. После провала Макаренко 13 лет не предпримет попыток написать книгу. Но отношения с Горьким педагог будет поддерживать на протяжении всей жизни.

Развивать собственную систему перевоспитания мужчина начал в трудовой колонии для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалевке, расположенном рядом с Полтавой.

Макаренко внедрил методику, при которой трудные подростки делились на группы и самостоятельно обустраивали быт.

Своеобразная коммуна привлекла внимание властей, но новость об избиении детей (Макаренко один раз ударил воспитанника) лишила педагога должности.

Педагог Антон Макаренко

Найти новую работу преподавателю помог Горький. Писатель посодействовал переходу Макаренко в колонию, расположенную рядом с Харьковом, и посоветовал вновь попытаться создать литературное произведение.

В новом заведении Антон Семенович быстро установил уже проверенные порядки. Под руководством мужчины трудные подростки стали изготавливать фотоаппараты «ФЭД». Параллельно с новостями о новаторских методах Макаренко в свет выходят три произведения педагога: «Марш 30 года», «ФД — 1» и «Педагогическая поэма».

Антон Макаренко с воспитанниками

И снова представители власти, внимательно следящие за педагогом, прекратили преподавательские эксперименты. Макаренко перевели в Киев на должность помощника начальника отдела трудовых колоний.

Осознав, что вернуться к любимому делу уже не позволят, Макаренко посвящает себя написанию книг. Нашумевшая «Педагогическая поэма» обеспечила мужчине место в Союзе советских писателей. Спустя год на имя бывшего преподавателя приходит анонимка. Макаренко обвинили в критике Сталина. Антон Семенович, предупрежденный бывшими сослуживцами, успел перебраться в Москву.

Книги Антона Макаренко

В столице мужчина продолжает писать книги. В соавторстве с женой Макаренко заканчивает «Книгу для родителей», где подробно описывает собственный взгляд на воспитание детей. Антон Семенович утверждает, что ребенок нуждается в коллективе, который поможет адаптироваться в социуме. Не менее важна для человека возможность свободной реализации.

Следующим условием гармоничного развития стала трудовая деятельность – воспитанники Макаренко самостоятельно зарабатывали на собственные нужды. Позже произведение, как и многие остальные творения Антона Семеновича, экранизируют. Уже после смерти педагога на экраны выйдут фильмы «Поэтическая поэма», «Флаги на башнях» и «Большие и маленькие».

Личная жизнь

Первой любовью Макаренко стала Елизавета Федоровна Григорович. К моменту встречи с Антоном женщина уже была замужем за священником. К тому же возлюбленная была старше избранника на 8 лет. Знакомство молодых людей организовал муж Елизаветы.

Антон Макаренко и Елизавета Григорович

В 20 лет Антон плохо ладил со сверстниками и даже помышлял о самоубийстве. Чтобы спасти душу юноши, священник вел с Макаренко долгие беседы и также привлек к разговорам Елизавету. Вскоре молодые люди поняли, что влюблены. Новость ошарашила всех. Старший Макаренко выгнал сына из дома, но Антон не бросил возлюбленную.

Как и Макаренко, Елизавета получила педагогическое образование и вместе с любимым работала в колонии имени Горького (колония в селе Ковалевке). Роман продолжался 20 лет и закончился по инициативе Антона. В письме брату педагог заявил, что в Елизавете проснулись «атавизмы старой поповской семьи».

Антон Макаренко и его жена Галина

Женился Макаренко в 1935 году. С будущей женой педагог познакомился на работе – Галина Стахиевна работала инспектором Наркомнадзора и приехала в колонию с проверкой. Женщина воспитывала сына Льва, которого Антон Семенович усыновил после регистрации брака.

Отдавая все свое время воспитанникам, Макаренко так и не стал отцом. Зато заменил родителя пасынку и племяннице Олимпиаде – дочери младшего брата. Виталий Макаренко, с юности служивший в белогвардейском полку, вынужден был бежать из России. На родине осталась беременная жена. После рождения племянница полностью перешла под опеку педагога.

Смерть

Умер Макаренко 1 апреля 1939 года при странных обстоятельствах. Мужчина, возвращавшийся из Дома отдыха писателей в Подмосковье, опаздывал на электричку. Антона Семенович ждали в издательстве с новыми готовыми статьями о принципах воспитания. Вбежав в вагон, Макаренко упал на пол и больше не очнулся.

Могила Антона Макаренко

Официальная причина смерти – сердечный приступ. Ходили слухи, что в Москве Макаренко должны были арестовать, поэтому педагог не выдержал напряжения. Вскрытие показало, что сердце талантливого воспитателя повреждено необычным образом. Орган принимает подобный вид, если в организм попал яд. Но подтверждение отравления найдено не было.

Макаренко похоронили на Новодевичьем кладбище. Советские газеты разместили на страницах некролог, где упомянули Антона Семеновича как заслуженного писателя. О педагогической деятельности мужчины не напечатали ни слова.

Библиография

  • 1932 – «Мажор»
  • 1932 – «Марш 30 года»
  • 1932 – «ФД-1»
  • 1935 – «Педагогическая поэма»
  • 1936 – «Методика организации воспитательного процесса»
  • 1937 – «Книга для родителей»
  • 1938 – «Честь»
  • 1938 – «Флаги на башнях»
  • 1939 – «Лекция о воспитании детей»

Цитаты

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/7360-anton-makarenko.html

Антон Макаренко – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Антон Семёнович Макаренко. Родился 1 (13) марта 1888 года в Белополье (ныне Сумская область, Украина) — умер 1 апреля 1939 года в Голицыно Московской области. Советский педагог и писатель.

Антон Макаренко родился 1 (13 по новому стилю) марта 1888 года в городе Белополье Сумского уезда Харьковской губернии в семье рабочего-маляра вагонных железнодорожных мастерских.

По национальности русский. Об этом писал в своей книге его брат Виталий в своей книге «Мой брат Антон Семёнович»: «несмотря на своё украинское происхождение Антон был 100 % русским».

Брат Виталий (1895—1983) – поручик царской армии, участник Брусиловского прорыва, получивший там ощутимые ранения и отмеченный за храбрость наградой. Позже некоторое время помогал А. С. Макаренко – именно он предложил ввести, в частности, элементы игры в военизацию в занятия старшего брата.

После Октябрьской революции 1917 г., как белый офицер, вынужден был оставить родину и ушёл с белогвардейцами за границу. Остаток жизни провёл во Франции, где его в 1970 г. разыскали западноевропейские биографы Макаренко Г. Хиллиг (ФРГ) и З.

Вайц (Франция) и убедили его оставить о старшем брате воспоминания.

Была младшая сестра, умерла в детстве.

В 1897 году поступил в начальное железнодорожное училище.

В 1901 году с семьёй переехал в Крюков, (в настоящее время район города Кременчуга Полтавской области).

В 1904 окончил четырёхклассное училище в Кременчуге и одногодичные педагогические курсы (1905).

В 1905 году работал там же учителем в железнодорожном училище, затем на станции Долинская.

В 1914—1917 годах — учёба в Полтавском учительском институте, который он окончил с золотой медалью. Тема диплома — «Кризис современной педагогики».

В 1914 или 1915 году написал первый рассказ, послал его Максиму Горькому, но тот признал рассказ слабым в литературном отношении. После этого Макаренко в течение тринадцати лет писательской деятельностью не занимался, но вёл записные книжки.

В 1916 был призван в армию, но по слабости зрения демобилизован.

В 1917—1919 был заведующим железнодорожной школой при Крюковских вагонных мастерских.

В 1919 году переехал в Полтаву.

По поручению Полтавского Губнаробраза создал трудовую колонию для несовершеннолетних правонарушителей в селе Ковалёвка, близ Полтавы, в 1921 году колонии было присвоено имя М.

Горького, в 1926 году колония была переведена в Куряжский монастырь под Харьковом; заведовал ею (1920—1928), с октября 1927 года до июля 1935 года был одним из руководителей детской трудовой коммуны ОГПУ имени Ф. Э.

Дзержинского в пригороде Харькова, в которых продолжил на практике воплощать разработанную им воспитательно-педагогическую систему. М.Горький интересовался воспитательной и педагогической деятельностью А. Макаренко, оказывал ему всяческую поддержку.

Выдающиеся достижения в области воспитания и перевоспитания молодёжи (как из числа бывших беспризорников, так и из семей), подготовки к её дальнейшей успешной социализации, выдвинули Макаренко в число известных деятелей русской и мировой культуры и педагогики.

Переписка Горького и Макаренко продолжалась с 1925 по 1935 год. После посещения колонии для несовершеннолетних Горький посоветовал Макаренко вернуться к литературной работе. После книг о коммуне имени Ф. Э. Дзержинского «Марш 30 года» (1932) и «ФД — 1» (1932) было закончено главное художественное произведение Макаренко — «Педагогическая поэма» (1925—1935).

Член Союза советских писателей с 1934 года.

С 1 июля 1935 года переведён в Киев, в центральный аппарат НКВД УССР, где работал на должности помощника начальника отдела трудовых колоний до ноября 1936 года. Некоторое время — до переезда в марте 1937 года из Киева в Москву, руководил педагогической частью трудовой колонии № 5 в Броварах под Киевом.

В последние годы жизни Макаренко продолжил работу как над художественными произведениями — «Флаги на башнях» (1938), так и над автобиографическими материалами — повесть «Честь» (1937—1938), роман «Пути поколения» (не закончен). Кроме того, он продолжал активно разрабатывать методику педагогической деятельности и воспитания в целом, публиковал ряд статей.

В 1936 году вышла его первая крупная научно-педагогическая работа «Методика организации воспитательного процесса». Летом-осенью 1937 года выходит в свет первая часть «Книги для родителей». В произведениях Макаренко выражены его педагогический опыт и педагогические взгляды.

Читайте также:  Дмитрий шевченко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему».

После переезда в Москву занимался в основном литературной деятельностью, публицистикой, много выступал перед читателями, педагогическим активом. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1939 г. награждён орденом Трудового Красного Знамени. Незадолго до кончины, в феврале 1939 года подал заявление о принятии его кандидатом в члены ВКП(б).

Скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно 1 апреля 1939 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Авторы надгробного памятника скульптор В. Цигаль, архитектор В. Калинин.

Антон Макаренко (документальный фильм)

Личная жизнь Антона Макаренко:

Жена — Галина Стахиевна Макаренко (Салько) (1891—1962).

Приёмная дочь (дочь брата Виталия) — Олимпиада Витальевна Макаренко (7.08.1920 — 22.07.1983).

Приёмный сын — Лев Михайлович Салько.

Внучатая племянница А. С. Макаренко — Екатерина Васильева, советская и российская актриса, родилась в семье поэта Сергея Васильева и Олимпиады Витальевны Макаренко.

Внучатый племянник — Антон Сергеевич Васильев-Макаренко (р. 15 июня 1953 года) — кинорежиссёр, сценарист, поэт.

Библиография Антона Макаренко:

«Мажор» (1932; пьеса); «Марш 30 года» (1932); «ФД—1» (1932; очерк); «Педагогическая поэма» (1925—1935); «Книга для родителей» (1937; художественно-теоретическое сочинение); «Честь» (1937—1938; повесть); «Флаги на башнях» (1938); «Флаги на башнях»; «Методика организации воспитательного процесса»;

«Лекции о воспитании детей»

Экранизации произведений Антона Макаренко:

1955 – Педагогическая поэма 1958 – Флаги на башнях

1963 – Большие и маленькие

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Makarenko-Anton.php

Антон Макаренко биография

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – выдающийся советский педагог и писатель. Благодаря своим успешным педагогическим разработкам вошел в историю как один из лучших специалистов в этой области.

Биография Макаренко Антона Семеновича служит прямым доказательством того, как любовь к своей работе может не только привести к успеху, но и изменить судьбы многих людей.

В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.

Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».

Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.

Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.

Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому, но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.

В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних.

В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта.

Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».

Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.

Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.

Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.

Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.

Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».

Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.

Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/makarenko-anton.html

Олимпиада Витальевна Макаренко: творчество и личная жизнь

Родилась эта замечательная женщина в Кременчуге 7 августа 1920 года в довольно трудное постреволюционное время, когда страна раздиралась гражданской войной, в которой бесследно исчез ее родной отец Виталий Семенович, поручик одного из подразделений Белой гвардии, возглавляемого Деникиным.

В результате этого трагического события Олимпиада Витальевна Макаренко была воспитана Антоном Семеновичем Макаренко, знаменитым педагогом советского времени, который удочерил племянницу, воспитывая ее, как родную дочь и всегда считая ее самым близким своим человеком.

Мало того, Олимпиада Макаренко была единственным ребенком Антона Семеновича, ведь обучая родителей всей страны воспитанию детей, своих собственных он так и не заимел.

Примечательно, что спустя много-много лет выяснилось, что Виталий Семенович, родной отец Олимпиады, не умер, а был вынужден бежать в Европу, так как его ждала расправа Красной армии, поэтому нетрудно представить себе удивление родных и близких, когда бывший поручик Белой Гвардии вышел с ними на связь. В итоге Олимпиада, уже будучи взрослой, начала активно переписываться с отцом, притом что переписка эта была очень бурной и эмоциональной.

В итоге эта связь прервалась, так как Олимпиада рассорилась с Виталием Семеновичем из-за разногласий политического характера. Чуть позже в своих воспоминаниях об отце женщина поведала, что он чувствовал беду и свою скорую эмиграцию, утверждая, что большевики все разрушат не построив ничего нового взамен.

Что же касается Антона Семеновича, то о нем племянница вспоминала с особой теплотой, рассказывая, что он все время что-то читал, расклеивая по стенам дома портреты русских классиков.

Кроме того, нельзя не отметить, что братья не были особо дружны между собой и постоянно конфликтовали по любому вопросу, будь то религия, взгляды на семейный уклад, бытовые вопросы, притом что Антон грозился никогда не жениться и не заводить семью.

Что касается личной жизни самой Олимпиады Витальевны, то она сложилась довольно удачно, ведь женщине довелось выйти замуж за известного советского поэта Сергея Васильева, которому она родила двух детей – Екатерину (15 августа 1945 года) и Антона (15 июня 1953 года).

Чуть позже дочь Олимпиады Витальевны Екатерина Васильева, уже будучи известной советской артисткой, попыталась восстановить утраченную связь со своим родным дедом Виталием Семеновичем, начав с ним переписку.

На тот момент бывший поручик проживал в небольшом французском городке Йер, однако советская власть не выпускала артистку в Европу, чтобы она наконец-то смогла увидеться с родным дедом.

Позже эту инициативу перехватил родной брат Екатерины Васильевны Антон, однако и ему не удалось проведать старика, который так и умер в полном забвении в одном из французских домов престарелых, лишь чуть-чуть не дожив до окончательного падения режима.

И Екатерина, и Антон всегда интересовались у матери ее жизнью в семье знаменитого на весь мир педагога, который несмотря на все свои угрозы все-таки женился на девушке из семьи священнослужителей.

Так, актриса подчеркивала, что Макаренко никогда не был верующим, хотя и антирелигиозной пропагандой он также не занимался, предпочитая обходить этот вопрос стороной.

Примечательно, что сама Екатерина, несмотря на атеизм обоих своих родителей, в более зрелом возрасте ударилась в религию и даже стала крестной матерью известного российского актера Владислава Галкина, который трагически погиб в 2010 году.

При этом нельзя сказать, что Олимпиада Витальевна восприняла выбор дочери враждебно, ведь до этого Екатерине пришлось пройти все круги ада, включая алкоголизм, бесконечные трагедии в личной жизни, потери детей на ранних стадиях беременности и прочие несчастья, и немудрено, что долгожданное остепенение и смирение актрисы вызвало огромную радость и облегчение у ее родных.

Мало кто знает, что у Олимпиады Витальевны есть внук – Дмитрий Рощин, которого она фактически полностью воспитала, так как его мать Екатерина Васильева постоянно снималась, а когда юноше исполнилось 20 лет, внезапно ушла послушницей в Толгский женский монастырь.

Уже спустя три года дочь Олимпиады Витальевны вернулась из монастыря к мирской жизни, став совершенно другим человеком. В этом же году она успешно возвратилась в кинематограф и занялась своей семьей, поэтому остальные годы племянница знаменитого Макаренко прожила в полной любви и гармонии со своими близкими и родными.

Источник: http://www.known.ru/section/biografiya/biografiya-olimpiady-vitalevny-makarenko/

Семейная тайна Антона Макаренко. Какую загадку оставил после себя великий педагог?

kulturologia.ru

Антон Семёнович Макаренко

В 1926 году под Харьков свезли малолетних преступников и беспризорников. От повышенной концентрации опасного социального элемента можно было ожидать чего угодно, но только не примерного поведения. Однако на практике все оказалось иначе.

Вчерашние кандидаты в уголовники вдруг стали вести себя по-советски безупречно. Не вдруг, конечно, а постепенно. Но все же. Они построили два завода и начали производить сначала электромеханические инструменты, а затем фотоаппараты ФЭД.

Хай-тек того времени.

Парадокс, головоломка, которую всему миру загадал выдающийся отечественный педагог — Антон Семенович Макаренко.

Человек, которого в 1988 году ЮНЕСКО признает одним из четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления в XX веке.

Еще раньше методы воспитания, разработанные Макаренко, возьмут на вооружение в Германии и Японии, а принципы его работы с коллективом получат широкое признание на Западе.

ku

Антон и Виталий Макаренко

Впрочем, это была не единственная загадка, которую оставил после себя знаменитый учитель. На протяжении многих лет его семья хранила тайну, о которой долгое время не знали даже известные внуки Макаренко — режиссер, преподаватель ВГИКа Антон Васильев и актриса Екатерина Васильева.

Оказалось, что родной брат Макаренко был белогвардейским офицером, который воевал в армии Деникина и на исходе Гражданской войны был вынужден эмигрировать за рубеж. Ни одно из советских биографических изданий об этом факте не упоминало.

Как не упоминали они и о том, что образцовый советский патриот Макаренко и белоэмигрант Виталий Макаренко сохранили теплые отношения и состояли в переписке. Бывший деникинский офицер писал с берегов Ниццы.

Виталий был младше Антона на 8 лет. Он окончил Чугуевское военное училище и стал офицером царской армии. В Первую мировую войну он был сначала прапорщиком, а затем подпоручиком и поручиком. Принимал участие в Брусиловском прорыве.

За время, проведенное на войне, Виталий был контужен и получил несколько ранений. Последний раз — в бою под Луцком, на реке Стоход.

Читайте также:  Архип куинджи - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Солдаты вынесли его с поля боя, а за проявленную храбрость офицера наградили орденом Святого Владимира IV степени.

kulturologia.ru

Антон и Виталий Макаренко

Демобилизовавшись, Виталий вместе с братом работал в школе — преподавал физкультуру и военное дело. Кстати, именно тогда он, сам того не зная, стал соавтором будущей педагогической системы Макаренко. А именно младший брат посоветовал будущему классику мировой педагогики ввести в его методику воспитания элементы игры и военизации.

В 1919 году, в разгар Гражданской войны, пути братьев разошлись, однако политическим и идеологическим распрям было не суждено разорвать родственную и дружескую связь Антона и Виталия.

В конце июня к городу Кременчугу Полтавской губернии, где на тот момент жили и работали братья, подошла Добровольческая армия под командованием генерала Деникина. Виталий, как бывший офицер царской армии, решил вступить в ряды белогвардейцев.

Из-за четырех ранений, полученных на полях сражений Первой мировой, воевать ему не дали — зачислили в состав контрразведки.

Такое положение дел не устроило мужественного военного, и вскоре — в ноябре 1919 года — он самовольно оставил службу и поступил пулеметным офицером на бронепоезд «Генерал Марков». И снова оказался на поле боя. Воевал как против петлюровцев, так и против войск Красной армии.

kulturologia.ru

Антон Семёнович Макаренко

Но долго воевать ему не пришлось. Белые вели отступление. В декабре 1919 года Виталий оказался в Крыму, а в ноябре 1920 года в составе Армии Врангеля покинул Россию. Первым пристанищем за рубежом стал на тот момент греческий город Галлиполи.

Как известно, белогвардейцы разбили там лагерь и сохраняли боеспособность еще почти три года после эвакуации из Крыма. Когда надежды на победу белых окончательно исчезли, Виталий уехал сначала в Болгарию, а затем во Францию.

Там он работал чернорабочим на металлургическом заводе и в судоремонтной мастерской, а позже стал фотографом и открыл собственное фотоателье.

Связи с братом Виталий не терял. Братья вели активную переписку. Но в 1928 году они такой возможности лишились. О смерти старшего брата в 1939 году Виталий узнает из парижской газеты.

kulturologia.ru

Антон Васильев, внук Виталия Макаренко, режиссёр, преподаватель ВГИКа

Антона и Виталия связывало многое. В том числе жена и дочь Виталия, которые остались на попечении Антона. Несмотря на то, что Макаренко был женат дважды, собственных детей у него не было. Он воспитывал дочь брата Олимпиаду и приемного сына Льва.

В будущем Олимпиада выйдет замуж за советского поэта Сергея Васильева, известного, в частности, тем, что он сочинил сатирическую поэму «Без кого на Руси жить хорошо».

Опубликована она не была, зато была не раз прочитана в московском Союзе писателей под громкий хохот подвыпивших слушателей.

В браке Олимпиады и Сергея родились Антон Васильев и Екатерина Васильева, хорошо известные российскому телезрителю. До девяти лет Антон был уверен, что знаменитый педагог Макаренко — его родной дед, в честь которого он получил свое имя.

Только в 1962 году родственники получили известие о том, что Виталий Макаренко жив, а дети Васильевых узнали, что Антон Семенович приходится им не родным, а двоюродным дедом. Антону Васильеву удалось посетить Францию только в 1988 году, через пять лет после смерти Виталия Макаренко.

Невероятно, но дочь Олимпиада, никогда не видевшая отца, умерла с ним в один день — 22 июля 1983 года. Находясь за тысячи километров от него.

kulturologia.ru

Екатерина Васильева, внучка Виталия Макаренко, актриса

Незадолго до смерти Виталий Макаренко написал книгу воспоминаний о старшем брате — «Мой брат Антон Семенович».

На написании мемуаров настояли немецкие и французские педагоги и приверженцы системы Макаренко.

Один из них — Гётц Хиллиг, основатель лаборатории по исследованию наследия Антона Семеновича в Марбургском университете и Международной макаренковской ассоциации. Живет и работает до сих пор.

Что касается смерти Антона Семеновича, то, возможно, она стала следствием одного драматического эпизода в жизни знаменитого педагога. Дела на предприятиях, построенных бывшими беспризорниками под руководством Макаренко, шли хорошо.

Даже слишком хорошо. Вчерашние хулиганы-подростки не только полностью обеспечивали себя, но и могли содержать выпускников воспитательной и производственной коммуны, если те поступали в университет.

Заработок выходил чуть ли не в три раза больше, чем у взрослых рабочих.

ku

Антон Семёнович Макаренко со своими воспитанниками

Все это не могло не заинтересовать НКВД. Однажды на пороге кабинета Макаренко появилось двое интеллигентных молодых людей. Они вежливо объявили, что предприятие переходит в собственность ведомства, а все коммунары становятся наемными рабочими со стандартной зарплатой. Так на успешном педагогическом эксперименте был поставлен крест, а выдающийся педагог лишился любимого дела.

Через два года Макаренко переехал в Москву и вступил в союз писателей. К тому времени — шел 1935 год — уже была написана «Педагогическая поэма» — произведение, в котором Макаренко рассказывает о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей. Конечно, Антон Семенович не сидел сложа руки.

Он читал лекции, вел передачу на радио и работал над сценарием фильма. Но все-таки без главного дела жизни ему было трудно. 1 апреля 1939 года он умер в вагоне пригородного поезда на станции Голицыно под Москвой. На похороны Макаренко пришло много его учеников.

В прошлом — малолетних преступников, во взрослой жизни ставших инженерами, врачами и педагогами. Благодаря своему учителю.

Источник: https://rep.ru/articles/17383-semejnaya-tajna-antona-makarenko-kakuyu-zagadku-ostavil-posle-sebya-velikij-pedagog/

Воспитательные идеи и биография Антона Семеновича Макаренко

Антон Семенович Макаренко – выдающийся отечественный педагог и писатель. Его научные труды посвящены методике организации воспитательного процесса, основным требованиям к личности учителя. Родился Антон Макаренко 1 марта 1888 года.

Местом его рождения является небольшой городок Белополье в Харьковской губернии. Воспитывался Антон в семье простого рабочего, где кроме него было еще двое детей. Доход маляра был сравнительно небольшим, поэтому семье жилось довольно трудно.

Однако родители твердо решили дать сыну хорошее образование.

В 1895 году Антон поступает в Белопольскую школу, а затем в Кременчугское училище, которое оканчивает с отличием. В 1905 году Антон Семенович получает документ об окончании педагогических курсов и звание учителя начальных училищ. В этом же году он уезжает из Белополья в посад Крюков и начинает работать учителем.

Несмотря на полную занятость, Антон решает продолжать педагогическое образование и поступает в Полтавский учительский институт. В 1916 году ему пришлось прервать учебу, Антона зачислили в царскую армию.

Однако по причине близорукости его уволили, и Антон Семенович вернулся в институт. Его кругозор и большое желание учиться, позволили окончить институт первым по успеваемости. Педагог получил золотую медаль.

После окончания Полтавского учительского института Антон Семенович Макаренко назначается на должность директора школы в Крюкове, затем принимает руководство детской колонией имени Горького под Полтавой.

С 1928 года переходит на работу в детскую коммуну имени Дзержинского в Харькове. В июле 1935 года Макаренко становится помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД УССР.

Через три года он переезжает в Москву, где начинается его общественно-политическая и литературная деятельность.

Антон Семенович Макаренко становится знаменитым благодаря своему сочинению “Педагогическая поэма”, которое является классикой для многих педагогов.

Его перу принадлежат несколько трудов по методике воспитательной работы, организации труда и отдыха детей: “Флаги на башнях”, “Книга для родителей”.

За заслуги в педагогической деятельности Антон Семенович была награжден орденом Трудового Красного знамени.

Педагогическая деятельность Макаренко часто подвергалась критике как со стороны общественности, так и со стороны советских властей. Ему нередко приписывали рукоприкладство, что в дальнейшем стало причиной его увольнения из детской коммуны и отстранения от педагогической практики. 

Незадолго до смерти, Антон Семенович начинает работу над сценарием к фильму “Флаги на башня”. Однако киностудия имени Горького отказалась принять сценарий. Это сильно сказалось на здоровье писателя. В апреле 1939 года Макаренко скоропостижно скончался в вагоне пригородного поезда. Как известно, он ехал в Дом творчества с переработанным сценарием к своему фильму.

Работа в детской трудовой колонии имени Горького дала Антону Семеновичу возможность по-другому взглянуть на процесс воспитания и образования детей. Он считал, что каждый ребенок должен воспитываться в коллективе, у него должно быть несколько любимых предметов. Ребенок не может быть развит во всем, но любимые предметы он станет изучать с удовольствием.

Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима. Он считал, что дети должны содержаться без каких-либо рамок и ограничений. В своей педагогической практике он придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.

Учение Макаренко шло в разрез с утвердившейся командно-административной системой управления. Его взгляды противоречили сталинскому пониманию образования. Идеи Сталина базировались на воспитании человека, подчинявшегося требованиям государства. Макаренко же выступал за воспитание самостоятельной и деятельной личности. 

Антон Семенович считал, что огромную роль в воспитании детей играет семья, поэтому написал сочинение для родителей, в котором обосновал некоторые требования к семейному воспитанию. В “Книге для родителей” Макаренко давал советы, как воспитывать ребенка в труде, помогать детям в учебе, укреплять их дружбу с товарищами.

В настоящее время воспитательные идеи Макаренко стали классикой в современной педагогической науке.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953617-vospitatelnye-idei-i-biografiya-antona-semenovicha-makarenko

Макаренко Антон Семенович

(1888-1939) советский педагог и писатель

Для современного читателя имя Макаренко Антона Семеновича, связано с определенным периодом нашей истории — тридцатыми годами, когда организовывались первые советские колонии для малолетних преступников. Именно тогда и были написаны основные книги Макаренко.

Он родился в семье мастера-железнодорожника в украинском городке Белополье, неподалеку от Харькова.

После школы Антон поступил в одногодичную учительскую семинарию в Кременчуге, а после ее окончания в 1905 году начал работать учителем начальных классов в железнодорожных школах.

Там ему приходилось преподавать практически все предметы, а также заниматься воспитанием учеников, поскольку иногда случалось, что в одном классе оказывались учащиеся разного возраста, требовавшие индивидуального подхода.

Девятилетняя работа учителем оказалась хорошей школой, о которой Антон Макаренко с благодарностью вспоминал всю жизнь. Однако он вскоре понял, что имеющихся у него знаний недостаточно, и поступил в Полтавский учительский институт. Там он проучился три года и в 1917 году, когда начались революционные события, вновь стал преподавать.

После Октябрьской революции, Антон Макаренко стал директором школы в городке Крюков на Днепре, а через год перебрался в Полтаву, где также стал заведовать школой. В 1920 году его судьба резко меняется.

Началась борьба с детской беспризорностью, и Макаренко получил задание организовать колонию для перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей. Она находилась в деревне Куряж, неподалеку от Полтавы.

Поскольку среди направленных в колонию подростков было много правонарушителей, а также уголовных преступников, Антону Макаренко пришлось разработать систему достаточно жесткого казарменного воспитания.

Она основывалась на принципах коллективной педагогики. Единственным инструментом воздействия он считал воспитание коллективного начала, которое и являлось основным средством подавления личности.

Этот принцип в середине двадцатых годов подвергся жестокой критике со стороны специалистов-педологов.

Однако в связи с укреплением авторитаризма в конце двадцатых — начале тридцатых годов система Макаренко была признана образцом новой педагогики и получила официальное одобрение.

Литературной работой Антон Семенович занялся в начале века.

Но в то время он практически писал для себя, только в начале двадцатых годов прислал один из своих очерков Максиму Горькому, который приветствовал педагогические изыскания Антона Макаренко, но весьма прохладно отозвался о его литературных способностях.

Тем не менее Макаренко продолжал писать и в 1932 году выпустил свою первую книгу — сборник очерков «Марш тридцатого года». Он рассказал в нем историю перевоспитания нескольких беспризорников, а также описал свою систему воспитания.

Книга была послана Горькому в Италию, и после его благожелательного отзыва, Макаренко создал свое основное произведение — «Педагогическую поэму». По форме это автобиографический роман, в котором главный герой занимается перевоспитанием беспризорников. Книга Антона Семеновича Макаренко соединяет черты литературного произведения и научного труда.

Любопытно, что начиная с первого издания она выходила с большими цензурными сокращениями, поскольку издатели старались смягчить жесткую систему воспитания, предлагаемую Макаренко.

Критика со стороны специалистов-педологов привела к тому, что в 1927 году он был отстранен от руководства колонией, однако благодаря контакту с ОГПУ переехал в Харьков, где организовал коммуну им. Ф. Дзержинского, в которой продолжал развивать свою систему воспитания.

Важно заметить, что во время путешествия по СССР в 1928 году Горький посетил колонию Антона Макаренко, а также открытую им к тому времени Полтавскую колонию беспризорников. Писатель пришел в восторг и стал решительным сторонником его педагогических методов.

Читайте также:  Кристина дзюба - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К тому времени необходимость в этой системе оказалась настолько насущной, что власти практически закрывали глаза на то, что предлагаемая Макаренко теория и практика воспитания — не что иное, как развитие взглядов Троцкого, в свое время раскритикованных еще В. И. Лениным.

Антон Семенович Макаренко соблюдал внешние приличия и говорил о том, что нужно перевоспитывать через труд, поэтому в колонии было организовано производство, в частности, выпускались фотоаппараты ФЭД.

Правда, с 1937 года он уходит с педагогической работы «переезжает в Москву. Там он целиком посвящает себя литературе и в том же году выпускает «Книгу для родителей», в которой предлагает ввести разработанную им систему семейного воспитания.

Она основывалась на жестком контроле, а сама семья рассматривалась как одна из форм коллектива. Другие отношения не признавались.

Примечательно, что книга Макаренко явилась одним из средств обоснования широко применявшегося в те годы принципа обоюдной ответственности детей и родителей.

В последующие годы Макаренко опубликовал еще одну повесть — «Флаги на башнях» (1938), в которой рассказал о жизни своих воспитанников уже в юношеском возрасте, а также после их выхода из колонии. В отличие от «Педагогической поэмы», в этой книге Антон Макаренко дал сильно идеализированное изображение своих воспитанников.

Последние три года своей жизни он тяжело болел туберкулезом, но продолжал работать до последнего дня: выступал с лекциями, публицистическими статьями в газетах, писал киносценарии по своим произведениям. Последнее из них — автобиографический роман «Пути поколения», в котором он рассказал о своем детстве и юности, — осталось незавершенным.

Еще до Великой Отечественной войны, произведения Антона Макаренко были переведены на немецкий язык, а в начале восьмидесятых годов в Западной Германии было опубликовано полное собрание сочинений писателя без цензурных изъятий и купюр.

Источник: http://biografiivsem.ru/makarenko-anton-semenovich

Великий педагог макаренко!

Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением.

Макаренко Антон Семенович!

Родился 1 марта 1888 году в городе Белополье в Харьковской губернии в семье рабочего-маляра. В 1904 окончил 4-классное училище в городе Кременчуге, затем учительские курсы.

В 1905–1914 годах преподавал в железнодорожных училищах. В 1916–1917 годах служил ратником в действующей армии, затем был демобилизован в связи с близорукостью.

В 1917 году с золотой медалью окончил Полтавский педагогический институт.

В то время считалось, что человек либо от рождения склонен к порокам, или же от рождения порядочен. Несмотря на это, Макаренко считал, что правильное воспитание является главным условием для формирования достойного человека.

Когда он заведовал различными учреждениями для малолетних правонарушителей, то добивался там беспрецедентных успехов. В основе его успехов лежало то, что Макаренко использовал огромную воспитательную силу работы в коллективе. Школьное обучение сочеталось с производительным трудом в команде, где объединялись требовательность, доверие и дух игры.

Заведовал колонией на Украине, которая имела славу притона самых неисправимых воров и беспризорников. Там Макаренко добился феноменальных успехов – трудные подростки не только перевоспитывались, но и работали с очень хорошими результатами.Колония давала прибыль государству и окупала сама себя.

Тогда же Макаренко разработал проект управления детскими колониями Харьковской губернии. Но после того, как его система воспитания была объявлена «несоветской», он подал заявление об уходе с работы.

Макаренко написал «Педагогическую поэму» – уникальную книгу, в которой он показал путь воспитания личности. Он основан на уважении к личности и её активной деятельности в коллективе.Это труд принес ему всемирную известность и стал новой страницей в истории педагогики.

Педагогическая поэма 1955 г. Макаренко:

В 1935 году Макаренко был переведен в Киев помощником начальника отдела трудовых колоний НКВД Украины.

В 1936 году А. С. Макаренко переехал в Москву. В 1937 году он завершил работу над «Книгой для родителей».

В начале 1939 году Макаренко был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Активная деятельность Макаренко в Москве была прервана скоропостижной смертью в вагоне пригородного поезда 1 апреля 1939.

Основные идеи и уникальный практический опыт Макаренко в воспитании подростков, особенно трудных, находят отклик у многих педагогов разных стран вплоть до наших дней.

Всемирная слава Макаренко связана с эффективностью его педагогической деятельности, прежде всего — в деле ликвидации детской беспризорности. Благодаря этому замечательному педагогу тысячи детей, которые были обречены на жалкое существование, состоялись в жизни.

Своей практикой он подтвердил свои слова:

Решением ЮНЕСКО Макаренко признан одним из четырёх педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.

Основные положения

Макаренко нашел самый мощный рычаг воспитания — он действовал через создание коллектива, перед которым ставились ответственные задачи.

Система эта основана на трех взаимосвязанных принципах:

Макаренко отмечал: необычайно быстро, за считанные месяцы перевоспитываются трудные подростки. У них появляется осознание границ своих полномочий и ответственности.

В то же время он писал, что воспитание — это длительный процесс как в целом, так и в его отдельных частях.

Военизированный характер воспитания в колонии был продиктован тем, что подобный антураж был привлекательным для подростков того времени. Дисциплина выражалась в ее неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы. Ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было унизительным. Самое суровое – бойкот – применялось крайне редко.

Макаренко о воспитании

  • «Наши дети всегда граждане. И чем больше гражданский долг связывается с их ростом и воспитанием, тем более полноценные воспитываются из них люди».

  • «Я не верю в то, чтобы были морально дефективные люди. Стоит только поставить в нормальные условия жизни, предъявить ему определённые требования, дать возможность выполнить эти требования, и он станет обычным человеком, полноценным человеком, человеком нормы».

  • «Я повторяю, что если из человека выходит хулиган, то в этом виноват не он, а виноваты педагогические методы».

  • «Я имею право утверждать, что работа по воспитанию — очень легкая работа. Легкая не в том смысле, что можно поработать, потом пойти погулять, потом почитать, отдохнуть и т. д. Нет, времени она берет много, но она легкая по типу напряжения.

    Последние годы у меня было 600 коммунаров… и мне было легко работать, настолько легко, что с 1930 г. я работал без обычной в интернатах должности воспитателя. Были учителя в школе, были инженеры на заводе, но детский коллектив в 600 человек жил, в известном смысле, самостоятельно.

    И утром, когда я слышал сигнал «вставать» и знал, что в моем коллективе нет ни одного взрослого человека, я не беспокоился.

    (…) Я сначала поражался, зная, как трудно встать вовремя, натереть полы, когда за тобой никто не следит, а потом перестал удивляться и увидел, что это нормальное коллективное действие, нормальный человеческий поступок, а нормальный человеческий поступок и есть самый простой и самый легкий поступок».

  • «Наша методика воспитания должна основываться на общей организованности жизни, на повышении культурного уровня, на организации тона и стиля всей работы, на организации здоровой перспективы, ясности, особенно же на внимании к отдельному человеку, к его удачам и неудачам, к его затруднениям, особенностям, стремлениям».

  • «Хорошее в человеке приходится проектировать, и педагог это обязан делать».

  • «Чтобы, решая сегодняшние дела, все воспитанники никогда не забывали о задачах завтрашнего дня, о перспективах учреждения, о планах…»

  • «Мы имеем дело только с отрядом. Мы с личностью не имеем дела. Такова официальная формулировка. В сущности, это есть форма воздей­ствия именно на личность, но формулировка идет параллельно сущно­сти. На самом деле мы имеем дело с личностью, но утверждаем, что до личности нам нет никакого дела».

Каким образом это получается? Мы не хотели, чтобы каждая отдель­ная личность чувствовала себя объектом воспитания. Я исходил из тех соображений, что человек 12–15 лет живет, он живет, наслаждается жизнью, получает какую-то радость жизни, у него есть какие-то жизнен­ные впечатления.

Для нас он объект воспитания, а для себя он живой человек, и убеж­дать его в том, что ты не человек, а только будущий человек, что ты яв­ление педагогическое, а не жизненное, было бы мне невыгодно.

Я старал­ся убедить, что я не столько педагог, сколько я тебя учу, чтобы ты был грамотным, чтобы ты работал на производстве, что ты участник произ­водственного процесса, ты гражданин, а я старший, который руководит жизнью при твоей же помощи, при твоем же участии.

Меньше всего я старался убедить его, что он только воспитанник, т. е. явление только педагогическое, а не общественное».

Макаренко о коллективе

Макаренко о наказаниях

Макаренко о семье

«Воспитательный процесс – процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон нельзя придумать и искусственно поддерживать. Общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением».

Макаренко о труде

«Труд без идущего рядом образования, без идущего рядом политического и общественного воспитания не приносит воспитательной пользы, оказывается нейтральным процессом.

Вы можете заставить человека трудиться сколько угодно, но если одновременно с этим вы не будете его воспитывать политически и нравственно, если он не будет участвовать в общественной и политической жизни, то этот труд будет просто нейтральным процессом, не дающим положительного результата».Источник-1 Источник-2

Путёвка в жизнь (1931):

По теме: 

В России около 5 миллионов беспризорников. Почему Медведев распорядился помочь иранским беспризорникам? 18+

Коллективизм и индивидуализм

Что такое Советская власть

Почему советская школа была лучше нынешней

Воспитание в Советском Союзе: «Что такое хорошо, что такое плохо»!

Актуально! Ленин о роли образования

Роль отца в воспитании сына

Отвергая отца… Очень глубокая и полезная всем статья!

СССР — это прекрасная страна, в которой мы жили счастливо!

Психологические эксперименты в СССР. Научно-популярный фильм — «Я, и другие».

ПИСЬМО О ПАТРИОТИЗМЕ

Ольга Четверикова: ЗА РЕФОРМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ РФ СТОЯТ СПЕЦСЛУЖБЫ США

СЕРГЕЙ КАПИЦА: КАК РОССИЮ НАМЕРЕННО ПРЕВРАЩАЮТ В СТРАНУ ДЕБИЛОВ

ПРЕДСТАВИТЕЛЬ МИРОВОГО БАНКОВСКОГО ФАШИЗМА В РОССИИ ГРЕФ: РОССИЮ СПАСЕТ ОТКАЗ ОТ ОБРАЗОВАНИЯ!

Очередной удар по образованию. Людмила Вербицкая: Исключить «Войну и мир» из школьной программы по литературе!

Юрий Дроздов: Всё ужасное для России только начинается.

(Visited 3 593 times, 1 visits today)

Источник: http://artyushenkooleg.ru/wp-oleg/archives/5024

Ссылка на основную публикацию