Архип куинджи – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Архип Куинджи: биография и личная жизнь художника, разбор картин

Слава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели.

Однако он стал одним из самых известных художников эпохи, его полотна покупали коллекционеры и члены императорской семьи, а на выставках выстраивались очереди.

В Москве проходит выставка Куинджи — в Третьяковской галерее можно посмотреть пейзажи одного из самых ярких отечественных художников XIX века. Читайте биографию живописца и готовьтесь к походу в музей.

Непризнанный художник Куинджи

Архип Куинджи родился в 1841 году в Мариуполе в семье сапожника. Мальчик рано лишился родителей, его воспитывали дядя и тетя по отцовской линии. Куинджи обучался греческой грамматике у учителя-грека, позже посещал занятия в городском училище. Его товарищи вспоминали, что учился Куинджи плохо, но с юных лет любил рисовать. Он рисовал везде: на обрывках бумаги, заборах и стенах.

Семья была бедна, поэтому мальчику с детства приходилось много работать. Он то пас гусей, то служил у подрядчика, то подрабатывал у торговца хлебом.

Именно хлеботорговец посоветовал Архипу Куинджи поехать в Крым и поступить в ученики к Ивану Айвазовскому. Юноша дошел в Феодосию пешком и пробыл там все лето.

Однако Айвазовский так и не оценил талант ученика — поручал ему лишь красить забор и толочь краски.

Первые уроки живописи Архип Куинджи получил от молодого родственника Айвазовского — Адольфа Фессера, который в то время гостил у живописца. Вернувшись из Феодосии, начинающий художник стал работать в фотостудиях ретушером — сначала в Мариуполе, затем в Одессе, а в 1860-е годы — в Таганроге.

В 1865 году Архип Куинджи приехал в Санкт-Петербург поступать в Академию художеств. Однако стать вольнослушателем ему удалось только с третьей попытки, когда он написал полотно «Татарская сакля в Крыму».

Куинджи — передвижник

В Академии художеств Куинджи познакомился с Ильей Репиным, Иваном Крамским и другими передвижниками.

Увлеченный их идеями, в 1870-е годы Куинджи создал мрачноватые полотна «Осенняя распутица», «Забытая деревня», «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они стали отражением основных художественных принципов передвижников — без прикрас показывали неприглядную действительность. На выставках картины имели большой успех, после «Осенней распутицы» Куинджи получил звание классного художника.

Молодой художник Куинджи любил проводить лето на острове Валаам на Ладожском озере, сюда же после свадьбы в 1875 году он привез молодую супругу Веру Кетчерджи. Остров стал для художника источником вдохновения — он посвятил природе Валаама множество этюдов, рисунков и полотен. Среди известных пейзажей — «На острове Валааме» и «Ладожское озеро».

О картине «На острове Валааме» Илья Репин говорил: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге». Это полотно стало первой работой Куинджи, которую приобрел для своей коллекции Павел Третьяков.

С картиной «Ладожское озеро» был связан громкий скандал.

В 1883 году художник-маринист Руфин Судковский написал полотно «Мертвый штиль», после чего Куинджи обвинил его в плагиате своей картины «Ладожское озеро».

В эту историю вмешались и другие художники — одни были на стороне Судковского, другие утверждали, что его работа «прямо заимствована» у Куинджи. Творческое сообщество оставило победу за Архипом Куинджи.

В 1875 году Куинджи приняли в Товарищество передвижников. На ежегодной выставке он представил картину «Степи», а через год — полотно «Украинская ночь». Темный пейзаж со светящимися под луной украинскими хатками приводил публику в восторг. Эта работа стала началом «романтического периода» творчества Куинджи.

В 1878 году живописец участвовал во Всемирной выставке в Париже. Самобытный стиль его полотен отметили многие французские критики.

К концу 1879 года Куинджи окончательно разорвал отношения с передвижниками — поводом стала анонимная статья, в которой художника обвиняли в однообразии.

Позже стало известно, что автором публикации был Михаил Клодт, Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества, а затем объявил о своем выходе из сообщества.

Исследователи полагают, что конфликт стал для Куинджи только поводом: он давно мечтал идти собственным творческим путем, а принципы Товарищества очень ограничивали его.

Затворничество на пике славы

В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». Чтобы эффектно преподнести полотно, художник плотно задрапировал окна в выставочном зале и осветил картину лучом электрического света. Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность.

Чтобы увидеть картину, посетители выстраивались в очередь, некоторые заглядывали за полотно — искали там источник дополнительного света. «Лунную ночь на Днепре» мечтали купить многие коллекционеры, но Куинджи продал картину великому князю Константину Константиновичу, который отправился с ней в кругосветное путешествие.

Художник выставлял свои работы еще на нескольких выставках, а на пике славы стал затворником. Он продолжал работать, но двадцать лет никому не показывал свои полотна. За эти годы он создал примерно 500 эскизов и полноценных живописных полотен и около 300 графических работ.

В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. В летние месяцы художник возил учеников в Крым в свое небольшое имение Сара Кикенеиз, где они проходили летнюю практику на пленэре.

В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща».

В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.

Архип Куинджи ушел из жизни в июле 1910 года. Весь свой капитал он завещал Обществу имени Куинджи, которое основал в 1908 году вместе с пейзажистом Константином Крыжицким для поддержки художников.

На его могиле на Смоленском православном кладбище установили бронзовый бюст и надгробие по проекту архитектора Алексея Щусева.

В 1952 году прах художника и надгробие перенесли на Тихвинское кладбище Александро-Невской лавры.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8240/arkhip-kuindzhi

Архип и Вера Куинджи

Двенадцать лет прошло с момента знакомства Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой, прежде чем они обвенчались. Для художника это были трудные годы, но его вдохновляли слова Веры: «Я люблю вас и буду ждать».

Они встретились в родном для обоих Мариуполе. Вера была дочерью богатого купца, Архип – начинающим живописцем без гроша в кармане. Случайно оказавшись в доме Шаповаловых и увидев Веру, Архип попросил у девушки разрешения написать её портрет. С того дня началась их дружба.

Отец Веры, недовольный тем, что дочь проводит много времени с нищим художником, спросил её, не собралась ли она за него замуж? Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Для Архипа это была неподъёмная сумма.

Он решил ехать в Петербург на заработки. Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется.

В столице художник провёл три года. Вернувшись в Мариуполь, вручил Шаповалову сумму, которую тот требовал. Но упрямый купец поставил новое условие: заработать ещё больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург.

Жил впроголодь, много работал. И спустя ещё девять лет в 1875 году свадьба Архипа и Веры состоялась. После венчания Куинджи написал портрет жены. Её лицо на картине светилось любовью.

А счастливый Архип Иванович с того времени творил один шедевр за другим.

Жили супруги скромно, хоть могли позволить себе многое: слава о Куинджи уже гремела по всему миру. Но они сознательно отказались от роскоши ещё во время свадебного путешествия.

Тогда, по дороге на остров Валаам, корабль, на котором они плыли, едва не утонул, попав в шторм и напоровшись на подводную скалу. Пассажиры прямо с борта прыгали в спасательные шлюпки.

Уже на берегу супруги пришли к выводу, что раз Господь сохранил им жизнь, они должны все свои силы направить на благие дела.

Чета Куинджи занялась благотворительностью. Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным ценам, купил три дома в Петербурге и селил в них своих друзей. Разумеется, бесплатно. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств. Отправлял деньги неимущим и больным. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал.

Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. Сама стирала, мыла посуду, готовила, убирала. На вопросы знакомых, почему она – прекрасная пианистка – не бережёт руки и не нанимает прислугу, отвечала, что заниматься хозяйством вовсе не означает калечить руки. Вера Леонтьевна жалела только об одном: в семье не было детей.

И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.

Куинджи написал завещание, которое шокировало многих его друзей. По их мнению, Вере Леонтьевне назначалась весьма скромная пенсия, а на благотворительность были пожертвованы огромные суммы. Архип Иванович даже стал сомневаться, верно ли он поступил? Но Вера Леонтьевна развеяла его сомнения, напомнив мужу, что все решения они принимали вместе.

Куинджи скончался в 1910 году. Супруга пережила его на десять лет. Она умерла в революционном Петрограде. В холодном и голодном городе её согревало воспоминание полувековой давности – момент первой встречи с Куинджи: распахнутая дверь и ворвавшийся в комнату поток солнечного света, в котором стоял мужчина, ставший её единственной любовью.

(9

Источник: https://radiovera.ru/arhip-i-vera-kuindzhi.html

Штрихи к портрету: 6 забавных историй об Архипе Куинджи

Покрасить забор Айвазовского, накормить питерских ворон, вскарабкаться на самую высокую сосну в округе и смертельно обидеть Шишкина одним единственным словом — Архип Куинджи поспевал всюду.В 15 лет Архип Куинджи отправился учиться к Айвазовскому.

В Феодосию он прибыл в рубахе, цветастом жилете, клетчатых, пузырящихся на коленях панталонах, и в соломенной шляпе. Кроме того, Архип был застенчив и толст.

Юный Куинджи изрядно повеселил Ивана Константиновича и (особенно) его дочь Елену, они вдоволь посмеялись над его наивной деревенской мазней и вечно пунцовой физиономией.

В течение двух месяцев Архип жил под навесом во дворе, в мастерскую его не пускали.

В конце «обучения» мэтр доверил Куинджи покрасить свой забор (впрочем, несколько дельных советов он все же получил — от ученика Айвазовского Адольфа Фесслера).

Этот урок Куинджи усвоил на всю жизнь. И сам никогда никому ни в чем не отказывал.

В молодости Архип Куинджи был страшно упрям. Не пасовал ни перед чем. Всюду видел вызов. Был готов прошибать стены лбом или, по словам Репина, «буравить землю насквозь». Касалось это не только творчества. Однажды, оказавшись на катке, он натянул коньки (которые видел впервые в жизни), вскарабкался на гору, скатился вниз кубарем и, конечно, сильно расшибся.

Но тотчас встал на ноги и принялся карабкаться обратно. В другой раз Куинджи зашел к Крамскому и, застав его сыновей за уроком математики, потребовал, чтобы репетитор объяснил и ему. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возражал Крамской. Но Куинджи, ни разу не видевший ни одного уравнения, не унимался: «Позвольте! Я — человек и потому все могу понять!».

Просидел всю ночь и к утру все же решил.

Или был такой случай. В деревне Дубки, куда питерские пейзажисты часто ездили на этюды, кто-то указал на огромную сосну, заметив, что на такую было бы решительно невозможно взобраться. «Что? Нельзя?» — оживился Куинджи и через несколько минут уже сидел на самой верхушке. «Упадешь, слезай», — кричали ему снизу.

«Нет, — отвечал Архип Иванович. – Здесь хорошо. Питер видно».

Архип Куинджи был гениальным промоутером. Его картины «продвигались на рынок» в полном соответствии с законами маркетинга и рекламы, в те годы еще не сформулированными.

Написав свою знаменитую «Лунную ночь на Днепре», Куинджи показывал ее публике в своей мастерской — всего по два часа в день. Однажды в мастерскую зашел «молоденький офицер», желавший купить картину, о которой от кого-то слышал.

«Ведь вы все равно не купите — она дорогая», — улыбнулся Куинджи, и назначил цену «тысяч в пять». «Молоденький офицер» оказался великим князем Константином Константиновичем, картину он, разумеется, купил.

Эта история тотчас попала в газеты, и ажиотаж поднялся еще до открытия выставки в Обществе поощрения художеств. Куинджи первым устроил «выставку одной картины». Он впервые использовал искусственное освещение. Пресса неистовствовала, публика валила валом.

Впрочем, Куинджи не подозревал о том, что он гениальный промоутер. Великого князя он попросту не узнал, лампы использовал, так как боялся, что при солнечном свете здание из красного кирпича напротив даст «не тот рефлекс». Это был прямой и бесхитростный человек. Деньги и слава его не слишком интересовали.

У гениальности Куинджи было научное объяснение. Многие художники теряли покой, пытаясь повторить его палитру, достичь той достоверности, с которой Куинджи рисовал тени и свет. Говоря о картине «Украинская ночь», Крамской писал в письме Репину: «Я — совершенный дурак перед этой картиной.

Я вижу, что самый свет на белой избе так верен, так верен, что моему глазу так же утомительно смотреть на него, как на живую действительность: через пять минут у меня глазу больно, я отворачиваюсь, закрываю глаза и не хочу больше смотреть».

Читайте также:  Tommy hilfiger - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Между тем, секрет «куинджевских красок» был проще, чем казался.

Однажды Куинджи (преподававший в то время в Академии художеств) пригласил в класс своего приятеля — Дмитрия Менделеева. И тот принес прибор, позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам. Куинджи сильно опередил по этому показателю своих молодых студентов. Он видел иначе.

Не в плане творческой позиции, а в самом буквальном физиологическом смысле.

Архип Куинджи обожал птиц. Считал себя «птичьим избранником», рассказывал, что птицы понимают его речь, легко даются ему в руки. Обычно немногословный Архип Иванович делался чрезвычайно словоохотлив, когда речь заходила о птицах. Он часами просиживал на крыше своего дома, «беседуя» с голубями и воронами.

Ежемесячно на прокорм пернатых друзей он закупал 60 французских булок, до 10 кг мяса и 6 кулей овса. Он без устали лечил птицам поломанные крылья и лапки и даже собственноручно сделал какой-то несчастной трахеотомию.

Однажды иллюстратор Павел Щербов опубликовал карикатуру, на которой Куинджи ставит птице клизму.

Говорят, не отличавшийся особым чувством юмора Архип Иванович страшно обиделся.

У Архипа Куинджи был весьма непростой характер. Он был отзывчив, добр, щедр и вместе с тем порывист, вспыльчив, категоричен в суждениях. Когда Куинджи преподавал в Академии, стена в стену с его мастерской располагался класс Ивана Шишкина. Как-то раз Шишкин пришел к Куинджи с предложением прорубить в стене дверь.

«Соединим их, — с воодушевлением говорил Шишкин, — ты будешь учить их колориту, а я рисунку!». Для Куинджи это предложение символизировало все те стереотипы, которые он пытался изжить в Академии — он не разделял живопись на рисунок и колористику. Дипломатом Куинджи не был и долго объяснять не любил. Он просто буркнул: «Никогда».

Шишкин после этого почти не разговаривал с Куинджи и вскоре покинул Академию.

  • Архип Куинджи на фото 1870 года.
  • Архип Куинджи на фото 1907 года.
  • Иван Крамской. художника Архипа Ивановича Куинджи, 1870-е, Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств (Дом-музей Куинджи), Санкт-Петербург
  • Виктор Васнецов. художника Архипа Ивановича Куинджи,1869, Третьяковская галерея, Москва

Источник: https://artchive.ru/publications/1520~Shtrikhi_k_portretu_6_zabavnykh_istorij_ob_Arkhipe_Kuindzhi

Художник Архип Куинджи: биография, творчество, благотворительность :

Обрусевший грек, сын сапожника, который провалился при поступлении в Академию искусств в Петербурге.

Наверно, ему было суждено стать величайшим мастером пейзажной живописи, сквозь полотна которого мы и сегодня восхищенно смотрим на украинскую действительность конца девятнадцатого века и горные пейзажи Кавказа. А.

Куинджи стал очень состоятельным человеком, но продолжал жить скромно, активно поддерживая молодых и бедных художников.

Биография Куинджи – история жизни человека, для которого творчество всегда оставалось на первом месте. В юности он учился у Ивана Айвазовского и даже ненадолго стал отшельником, чтобы полностью отдаваться любимому делу.

Архип Куинджи совершенно по-новому раскрыл возможности пейзажа, открыл множество новых цветовых решений и добился необычайной интенсивности красок. Он стал прекрасным преподавателем и оберегал своих учеников от подражания признанным мастерам.

Куинджи завещал всю свое состояние Обществу художников, которое после смерти основателя стало носить его имя.

Тайна происхождения и рождения Куинджи

Принято считать, что художник родился 27 января (15-го по старому стилю) 1841 года. Но эта дата рождения является очень приблизительной, так как в архивах хранится три паспорта Архипа Куинджи. Согласно одному документу, художник появился на свет в 1841-м, другому – в 1842-м, а в третьем паспорте указан 1843 год рождения.

Неоднозначно все и с фамилией мастера пейзажной живописи. Он был сыном Ивана Еменджи и происходил из семьи обрусевших греков, коих на берегах Азовского моря достаточно. Правда, мальчику, судя по всему, досталась фамилия деда – известного в тех краях ювелира – Кумюджи. Позже фамилию записали в неправильной транскрипции, и сейчас весь мир знает Архипа Куинджи.

Сиротское детство и бедность

Архип родился в семье обычного сапожника в январе 1841-го в Мариуполе. Мальчик жил в полнейшей бедности и остался без отца в четыре года, через некоторое время умерла и мать. Архип стал сиротой. Родственники позаботились о том, чтобы мальчик получил хотя бы начальное образование.

Где-то до десяти лет он посещал греческую школу недалеко от дома, но продолжить учебу не мог – Архипу нужно было работать, чтобы прокормить себя. Будущий художник Куинджи нанимался на несложную работу с раннего детства. Он пас гусей и коров и помогал соседям по хозяйству.

В одиннадцать лет мальчик поступил к подрядчику на постройку церкви, где вел учет кирпича. Затем Архип служил богатому зерноторговцу.

Знакомство с Айвазовским и юность

Во время службы хлеботорговцу мальчик начал интересоваться живописью. Он постоянно рисовал: на обрывках бумаги, на земле и заборах, стенах зданий. Зерноторговец (а по другой версии – друг работодателя Архипа) заметил склонность мальчика к живописи и посоветовал ему отправиться в Феодосию, чтобы учиться у Ивана Айвазовского. Подросток послушался совета.

В четырнадцать лет Архип Куинджи отправился в Феодосию из Мариуполя. Он все-таки добрался до места, где жил Айвазовский, однако художник не оценил таланта подростка, доверив ему красить забор и толочь краски.

Небольшую помощь в освоении мастерства оказал Архипу только молодой родственник Айвазовского, который пока только копировал картины известного художника. Архип Куинджи пробыл в Феодосии пару месяцев и отправился домой.

Он был очень расстроен.

Куинджи, биография которого только начиналась, удалось устроиться ретушером у одного из местных фотографов в Мариуполе. Позже он отправился в Одессу и Таганрог. Занимался Архип Куинджи все тем же – ретушировал фотографии. Он подумывал открыть собственное фотоателье, но не смог собрать необходимую сумму.

Провал при поступлении и звание свободного художника

В 23 года юноша решил во что бы то ни стало поступить в Императорскую академию художеств в Петербурге. После двух провалов Куинджи так и не удалось стать учеником этого заведения.

Тогда он написал и выставил на академической выставке картину, которая, к сожалению, не дошла до наших дней. «Татарская сакля в Крыму» была написана под очевидным влиянием творчества Ивана Айвазовского, но подражание признанным мастерам – далеко не редкость для молодых художников.

После выставки Совет решил, что Архип Куинджи может стать свободным слушателем Императорской академии искусств, и удостоил юношу звания свободного художника. Позже ему разрешили сдать экзамены по специальным предметам, чтобы претендовать на получение диплома.

Вольнослушателем он стал только с третьей попытки. Это был первый успех на пути к славе мастера пейзажной живописи.

Увлечение идеями передвижников

В академии художник Куинджи познакомился со многими передвижниками (представителями Товарищества передвижных художников), которые значительно повлияли на его мировоззрение. Он стал общаться с Иванов Репиным и Иваном Крамским, что положило начало более реалистичному восприятию им действительности.

Передвижниками называют объединение мастеров кисти, возникшее в последней трети девятнадцатого века. Такие художники активно противопоставляли себя академической живописи и вдохновлялись идеями народничества – «сближения» интеллигенции с простым народом. Передвижники организовывали передвижные выставки и вели активную просветительскую деятельность.

Под влиянием этого объединения Архип Куинджи, биография которого на этот момент уже прочно была связана с искусством, напишет такие работы, как «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе». Позже «Чумацкий тракт…» появился на выставке в Париже, где снискал внимание посетителей.

Картины были написаны в темных тонах, хотя последняя выделялась более яркой цветовой гаммой, что немного снимало ощущение тяжести и уныния. При написании этих полотен художник стремился выразить свои гражданские чувства, был движим социальной идеей.

Полотна имели успех, и Куинджи, поверив в свои силы, вскоре перестал посещать занятия в Императорской академии.

Расцвет творчества Архипа Куинджи

В семидесятые годы художник уже отошел от идей передвижников и начал писать в собственном неповторимом стиле. Своеобразным прорывом в пейзажной живописи стали две его картины.

Куинджи написал «На острове Валааме» и «Ладожское озеро» в 1973 году. Полотна выделялись очень реалистичной передачей природы с нотками романтизма, изящности.

Работа «На острове Валааме» выставлялась в Вене, затем ее приобрел для своей коллекции знаменитый московский меценат П. Третьяков.

А вот со второй картиной Куинджи, которая стала символом расцвета его творчества, все не так однозначно. Художник использовал эффект каменистого дна озера, просвечивающегося через прозрачную воду. Этот прием позаимствовал Р. Судаковский.

И когда через десять лет появилась его картина «Мертвый штиль», разразился настоящий скандал. Куинджи обвинил друга в плагиате, а петербургские художники разделились на два лагеря – одни поддерживали Судаковского, другие встали на сторону Куинджи.

В итоге победа осталась за последним.

Женитьба и череда творческих успехов

В 1875 году Архип Куинджи посетил Париж, где его заметили за выбором свадебного цилиндра. Мастер живописи готовился связать себя узами брака с девушкой, которую полюбил еще в подростковом возрасте. Из Франции Куинджи отправился в Мариуполь, где женился на дочери богатого купца – Вере Кетчерджи-Шаповаловой.

Романтический период в жизни художника ознаменовался подобными веяниями в творчестве. «Степь» и «Украинская ночь» вызвали восхищение публики. Он ввел в творчество яркие цвета, начал пользоваться приемом уплощения предметов, чтобы усилить глубину пространства картин, создал оригинальную декоративную систему.

Архип Куинджи стал наслаждаться жизнью и отражать это в своих полотнах, он уже не стремился истолковать все с точки зрения передвижников и отказался от их идей.

Моновыставки и затворничество

После «Украинской ночи» были еще трилогия «Березовая роща», «Север», «После дождя» и «Вечер на Украине», над которой художник трудился практически четверть века.

А вот «Лунную ночь на Днепре» Куинджи удостоил моновыставки. Он задрапировал окна плотной тканью и направил луч света на полотно. Моновыставка вызвала настоящий ажиотаж.

«Лунная ночь на Днепре» для Куинджи стала пиком творческой карьеры.

Правда, краски, которые использовались при создании картины, были очень специфичны. Они начинали разлагаться и темнеть при воздействии солнечного света и воздуха. Впоследствии это сыграло злую шутку.

Картину мечтали приобрести многие коллекционеры, но Куинджи продал ее князю Константину. Тот взял полотно в кругосветное путешествие.

Под влиянием морского воздуха и солнечного света краски потемнели, и полотно утратило былое великолепие.

После моновыставки художник «замолчал» на долгие двадцать лет. Архип Куинджи, биография которого недавно сделала резкий поворот, решил уединиться в мастерской и не показывать никому свои шедевры. Скорее всего, он просто устал. Критики считали, что живописец исчерпал себя, но это было не так. Художник продолжал создавать картины, которые потом стали известными.

В 1886 году А. Куинджи купил участок в Крыму. Со временем там, где поначалу был лишь небольшой шалаш, возникло имение. Дача Куинджи в Крыму неоднократно принимала учеников живописца в годы его жизни.

Имение и сейчас является базой для летней практики студентов-художников.

В шестьдесят лет живописец Куинджи сделал исключение и показал публике несколько своих последних картин – оконченный «Вечер на Украине», третий вариант «Березовой рощи», нового «Христоса в Гефсиманском саду» и «Днепр утром». О художнике снова заговорили.

Работа профессором-руководителем мастерской

Архип Куинджи работал профессором всего три года, но за это время он успел научить основам живописи многих молодых студентов и даже стал наставником нескольких известных сегодня художников.

Он был великолепным преподавателем. Куинджи ревностно оберегал молодых дарований от подражательства.

Он стремился развить в каждом из студентов самобытность и собственное видение действительности, учил их не оглядываться на идеи других.

На памятной табличке, которая находится при входе в поместье Куинджи в Алупке, даже есть запись о том, что его называли «учителем жизни». Архип Куинджи «воспитал» Н. Рериха – непревзойденного мастера, А. Рылова – певца русской природы, К. Богаевского – певца Крыма и других.

Благотворительность

Куинджи не только писал, но и активно продавал свои полотна коллекционерам и «сильным мира сего». На своем творчестве живописец заработал целое состояние, но продолжал жить скромно, делал значительные пожертвования.

При церкви, в которой когда-то крестили маленького Архипа, во взрослом возрасте он открыл школу.

Куинджи пожертвовал сто тысяч рублей Академии искусств в Петербурге, организовал кассу взаимопомощи для студентов и проспонсировал Общество поощрения художников.

Картины живописца продавались по немыслимо огромным ценам. Один из знаменитых художников, П. Чистяков, даже позволил себе однажды язвительно высказаться на эту тему. Он сказал, что Куинджи – это деньги. Вполне возможно, что коллега «по цеху» был бы не так циничен, если бы знал, куда эти средства расходуются.

Тяжелая болезнь и смерть художника

Почти в семьдесят лет Куинджи заболел воспалением легких. Художник находился в Крыму, затем жена перевезла его в Санкт-Петербург. Но на состоянии здоровья живописца сказалось и больное сердце. Надежда на выздоровление с каждым днем была все меньше и меньше. Архип Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года. Похоронен художник на Смоленском православном кладбище.

Память

В память о выдающемся художнике было открыты несколько музеев: Музей Куинджи в Санкт-Петербурге, Мариупольский музей имени А. Куинджи, музей-квартира в Алупке. В честь него называли улицы и проспекты во многих российских городах, устанавливали памятные доски, бюсты. Общество художников, основанное живописцем, до сих пор носит его имя. Живописью Куинджи восхищаются современники.

Читайте также:  Юсуф чим - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: https://www.syl.ru/article/341788/hudojnik-arhip-kuindji-biografiya-tvorchestvo-blagotvoritelnost

Архип Куинджи: биография и творчество

Куинджи родился в 1842 году в Мариуполе. Мальчик рано лишился родителей, и его воспитывали дядя и тетя с отцовской стороны. Семья жила очень бедно, Архип с раннего детства был вынужден наниматься на работу.

Тем не менее, ему удалось получить начальное образование. Учился он не очень охотно, но уже тогда начал проявлять необычайную любовь к рисованию.

За неимением материалов мальчик оставлял рисунки на стенах, заборах и обрывках бумаги.

В возрасте 13 лет по совету своего работодателя хлеботорговца Аморетти он решился отправиться в Феодосию, где в то время жил и творил Иван Константинович Айвазовский.

Но попытки поступить к нему в ученики окончились неудачей: великий русский художник не признал таланта юноши.

Два года Архип служил в подмастерьях Айвазовского, растирая краски и выполняя хозяйственные поручения, но так и не получил ни одного урока живописи.

Последующие годы Архип Куинджи работал ретушером в Мариуполе, Одессе и Таганроге. Лишь в 1868 году он смог осуществить свою мечту: после нескольких неудачных попыток ему удалось стать вольнослушателем Санкт-Петербургской Академии художеств. В это время он знакомится И. Крамским, И. Репиным и другими известными художниками.

Под влиянием идей передвижников Куинджи пытается акцентироваться на реалистичном отражении окружающего мира. Он пишет картины «На острове Валааме», «Забытая деревня», «Осенняя распутица», «Ладожское озеро»,  и другие.

  В работах преобладают приглушенные сероватые оттенки, однако посредством игры света, эффекта дымки и  сумеречного неба природа показана в романтичном, таинственном ключе.

В 1875 году Куинджи женился на Вере Леонтьевне Кетчерджи-Шаповаловой – дочери мариупольского купца, которую полюбил еще в юности. После свадьбы муж и жена отправились на остров Валаам, где художник продолжил работу над новыми картинами – «Степи» и «Украинская ночь».

  В этих работах художник отступает от  передвижнических идей, с которыми, возможно, никогда не был до конца согласен.

Теперь в его живописи преобладает стремление отражать окружающий мир без критической оценки, непосредственно и радостно, как это делал бы ребенок – восхищаясь цветом и светом, не задерживаясь на деталях, в простой, почти аппликативной манере.

В эти годы художник пишет картины «Березовая роща», «После дождя», «Север» и другие. Все эти работы имели успех: Куинджи поражал современников оригинальностью и новаторством, небывалыми идеями передачи пространства и световоздушной среды. Наибольший успех имела работа «Лунная ночь на Днепре».

Смелый экспериментатор,  при создании этой картины Куинджи применил битум – темный материал, способный отражать свет. Картина была выставлена в зале с затемненными окнами, а сверху на нее был направлен электрический свет.

Благодаря этим приемам картина имела необычайный успех: при просмотре зрители были поражены эффектом света, который, казалось, исходил от луны, изображенной на картине.

В 1881 состоялась выставка двух работ Куинджи, после которой мастер на многие годы ушел в затворничество. Около 20 лет он не показывался на публике и не знакомил никого, даже учеников, с результатами своей творческой деятельности.

До сих пор неизвестны мотивы, побудившие художника на это. По некоторым предположениями, причиной стала невосприимчивость к критике, ведь далеко не все его работы имели оглушительный успех – некоторые встречались прохладно и скептически.

Кроме того, стремление к эффектности подачи некоторые критики считали дешевым ходом, игрой на публику.

В эти годы художник побывал в Крыму и на Кавказе, написал множество картин, занимался благотворительностью и преподавательской деятельностью. Среди его учеников было много известных впоследствии художников, в частности Н.К. Рерих.

Последние две выставки художника состоялись в 1901 году. Как и прежде, картины имели успех, но художник снова ушел с публики, прекратив выставочную деятельность. Архип Куинджи умер в 1910 году в Санкт-Петербурге.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-953715-arhip-kuindzhi-biografiya-i-tvorchestvo-

Архип Куинджи

Архип Куинджи родился в Мариуполе в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Рано лишился родителей и жил в большой бедности, пас гусей, служил у подрядчика по постройке церкви, потом у хлеботорговца; выучился у учителя-грека грамоте по-гречески, затем некоторое время посещал городское училище.

В 1877 г. Куинджи становится членом Товарищества передвижников; в 1878 г. выставляет «Лес» и «Вечер на Украине», возбудивший массу споров и создавший много подражателей.

В 1879 г. он выставляет «Север», «Берёзовую рощу», «После грозы»; в том же году Куинджи покинул выставки товарищества. В 1880 г. он устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Ночь на Днепре»; выставка эта имела огромный успех.

В 1881 г., также в «сольном» режиме, Куинджи выставил «Берёзовую рощу», имевшую столь же шумный успех, а в 1882 г. представил «Днепр утром» вместе с «Берёзовой рощей» и «Ночью на Днепре». После этой выставки до самой своей смерти Куинджи нигде больше картин своих не выставлял, а до 1900-х годов никому и не показывал.

С 1894 по 1897 г. Куинджи был профессором-руководителем высшего художественного училища при Академии Художеств. Когда Куинджи на заседании в Академии услышал, что И.Бродскому, как еврею, отказано в казённой субсидии для поездки за границу, он стукнул рукой по столу, и покинул заседание.

Слова, что никогда еврей за казенный счет не поедет в Италию, работники нынешнего музея приписывают президенту Академии Художеств в то время — Познеру. Хотя Бродский имел полное право на бесплатную, за казённый счет (то есть за счет Академии Художеств) поездку на работу в Италии, как закончивший с отличием курс в Академии.

И Куинджи помог Бродскому выехать-таки за границу и впоследствии — стать известным художником.

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 г. в Санкт-Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Благотворительность

В 1904 году Архип Иванович Куинджи принёс в дар Академии 100 000 рублей для выдачи 24 ежегодных премий. В 1909 году пожертвовал обществу русских художников (впоследствии имени Куинджи) 150 000 рублей и своё имение в Крыму.

В том же 1909 году пожертвовал Императорскому обществу поощрения художеств 11 700 рублей для премии по пейзажной живописи.

По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны».

Сегодня же в коллекции Художественного музея Таганрога кроме этих работ хранится еще две: «Море ночью» и «Забытая деревня».

Адреса в Санкт-Петербурге

1860-е – меблированные комнаты Мазановой – В.О., 5-я линия, 16 1897 — 11.07.1910 года — дом Елисеева — Биржевой переулок, дом 1/10, квартира 11 (исторический адрес: Биржевая линия, дом 18)

Выдающиеся люди о А. И. Куинджи

Творчество Куинджи

  • «Море. Крым.» (1898-1908)
  • «Радуга» (1900—1905)
  • «Ночь на Днепре»(1880)
  • «Эльбрус. Лунная ночь» (1890—1895)
  • «Пятна лунного света в лесу. Зима»
  • «Ладожское озеро» (1873)
  • «Вечер на Украине» (1878)
  • «Ночное» (1905—1908)
  • «Берёзовая роща» (1879)
  • «Берёзовая роща» (1901)

Ученики:

К.Ф. Богаевский, Н.К. Рерих, А.А Рылов, А.А. Борисов, В.-К. Е. Пурвит, К. Х. Вроблевский, Я.Бровар, Г.О. Калмыков, Н. П. Химона, Е. И. Столица, В. И. Зарубин, М.П Латри, Ф. Э.Рушиц, А.А. Чумаков, М.И. Педашенко, П.Н. Вагнер, А.И. Кандауров, В.А. Бондаренко.

Память

  • Именем А. И. Куинджи названа детская художественная школа в Мариуполе.
  • В Таганроге по адресу Петровская, 82 висит памятная доска о проживании А.И. Куинджи в этом доме.
  • Именем А. И. Куинджи назван Выставочный Зал открытый в 1972 г. Теперь (с 2004г.) – Центр  Современного Искусства и Культуры.

Библиография

  • Архип Иванович Куинджи: Альбом / Составитель альбома и автор вступительной статьи Н. Новоуспенский. — М.-Л.: Гос. изд-во изобразительного искусства, 1961. — 40 с. — (Мастера русского искусства). — 27 500 экз. (обл.)
  • Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, Семен Илюшин; [Худож. И. А. Галюченко], 268 с ил., 5 л. цв. ил., Донецк Донбасс 1983
  • Свет Куинджи : Роман / Виктор Шутов, 462,[2] с., [1] л. портр. 22 см, Киев Дніпро 1990
  • Шутов В. В., Илюшин С. В. Юность Куинджи.:Повесть. — Донецк: Донбасс, 1977.
  • “Лунная дорожка в вечернем море” рассказ. Сборник “Были-небыли Таганрога” Иг. Пащенко. Таганрог 2010 г.

Источник: http://people-archive.ru/character/arhip-kuindzhi

Архип Куинджи

Опубликовано пользователем сайта

Я очень люблю удивительный талант Архипа Ивановича Куинджи. Я не знаток живописи, не искусствовед, а просто зритель. Но его работы всегда поражают меня своей красотой и глубиной, дают какое-то особое ощущение полноты и чистоты жизни. 

Когда я познакомилась с его биографией, поняла, что глубина и красота его произведений связана с красотой его личности. Предлагаю сегодня поговорить о жизненном и творческом пути этого выдающегося художника.

Про жизнь

Художник Архип Иванович Куинджи родился в Мариуполе. Его отец был сапожником, греком по происхождению с татарской фамилией Еменджи.

Позднее художник поменял фамилию на Куинджи, что в переводе на русский язык означает золотых дел мастер: это была профессия его деда.

Большинство биографов годом рождения художника считают 1842 год, но прямых доказательств этого нет. В дореволюционных архивных источниках указываются различные даты начала 1840-х годов.

В возрасте шести лет мальчик остался сиротой. Ему приходилось быть подпаском, мальчиком на побегушках. Позднее он заведовал у подрядчика приемкой кирпича на постройке. Мальчик с детства любил рисовать.

Из-за недостатка денег на карандаши и бумагу, он рисовал где и чем только было можно. Затем Архип устроился ретушером у фотографа, и это занятие долго оставалось главным источником его существования. Еще в юном возрасте будущий художник ушел пешком в Крым, к Айвазовскому.

Вероятно в его школе Куинджи получил основы художественной грамотности.

В Петербург Куинджи прибыл в середине 1860-х годов. По некоторым сведениям Архип Иванович пытался поступить в Академию художеств, но не выдержал вступительных экзаменов.

В 1868 году Куинджи представил Совету Академии свою картину «Татарская деревня при лунном освещении на Южном берегу Крыма», за которую ему было присвоено звание неклассного художника.Однако это звание было присвоено художнику не сразу.

По действовавшему в то время уставу Академии, Архип Иванович для получения документа о звании должен был выдержать еще экзамен по одиннадцати предметам. Для курсанта Академии данная программа не была очень сложной, но для провинциала с ограниченным общим образованием она представляла трудности.

В порядке исключения Совет Академии 3 декабря 1869 года принял решение об освобождении Куинджи от экзамена по неспециальным предметам.

Таким образом, выдержав испытания по истории искусств, анатомии, архитектуре и перспективе, Архип Иванович 22 сентября 1870 года получает свидетельство о присвоении ему звания неклассного художника. Это имело большое значение в дальнейшей судьбе художника: вместе с этим званием Куинджи перешел из податного сословия в положение свободного художника и освободился от воинской повинности.

Про живопись

В ранний период творчества Куинджи находился под влиянием школы Айвазовского, придерживаясь академических канонов, но в начале 1870-х годов художник постепенно уходит от традиций академической школы. В 1875 году Архип Иванович становится членом Товарищества передвижных художественных выставок.

На выставке в Академии художеств в 1872 году Куинджи выставляет картину «Осенняя распутица».Уже в этом произведении проявились особенность художественного выражения живописца, которая характерна большинству его полотен – стремление к иллюзорному воспроизведению состояния природы. Свою романтическую настроенность художник передает в картинах «На острове Валааме»

и «Ладожское озеро», написанных в 1873 году.

В 1874 году Куинджи впервые принял участие в выставке Товарищества передвижников: на Третьей передвижной выставке была представлена его реалистическая картина «Забытая деревня».

В 1875 году художник пишет картину «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Это полотно овеяно грустным лирическим настроением, что не свойственно творчеству Куинджи. Со второй половины 1870-х годов в его произведениях преобладает восхищение светлой яркой красотой природы. Это проявилось в полотне «Степь в цвету», написанном в 1875 году.

Архип Иванович Куинджи постепенно вырабатывает отличную от других художников, декоративную манеру написания пейзажей, которая так полюбилась его современникам после Пятой передвижной выставки.

Особое внимание стоит уделить воспроизведение художником лунного и солнечного света и тех превращений, которые он производит в природе. Новая манера письма никого не оставила равнодушным, вызвала бурю споров. Однако все возражения и недоумения захлебнулись в волне всеобщего признания.

В данной манере написаны его знаменитые произведения — «Украинская ночь» (1876), «Вечер на Украине» (1878).

В 1879 году Куинджи в последний раз принимает участие в выставке Товарищества передвижников. Тогда были представлены три его большие картины: «Север», «После грозы»и «Березовая роща».Затем художник выходит из Товарищества, сохранив при этом дружеские отношения со многими передвижниками.

Читайте также:  Группа «пикник» - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1880 году Архип Иванович впервые в России организовывает необычную художественную выставку, на которой была представлена только одна картина — «Лунная ночь на Днепре».Успех картины превзошел все ожидания. Чтобы увидеть знаменитое произведение, люди часами простаивали в очереди на улице.

Журналы и газеты, не только художественные, считали долгом поместить статьи, посвященные картине. В этом полотне Куинджи с высочайшим художественным мастерством передал эффект лунного освещения и спокойного сияния самой луны.

Некоторые посетители выставки были настолько поражены увиденным, что искали какой-нибудь фокус вроде спрятанной за холстом лампы.

В 1882 году прошла последняя публичная выставка работ Куинджи. После этого, закрывшись в мастерской для творческой работы, Архип Иванович продолжал вести активную общественную жизнь. В 1892 году художник удостаивается звания профессора Академии художеств, а в 1894 году становится руководителем пейзажной мастерской.

Ученики любили и уважали Куинджи. Среди его учеников были Н.К. Рерих, А.А. Рылов, К.Б. Богаевский, А. Борисов. Однако после того, как в 1897 году Архип Иванович поддержал студенческую стачку, его сняли с должности профессора.

Тем не менее художник продолжал заниматься с учениками в частном порядке и даже организовал им за свой счет поездку за границу.

С 1882 года Куинджи никогда не показывал свои новые произведения не только широкой публике, но даже друзьям. Исключение было сделано только один раз для нескольких учеников.

Возможно, это неожиданное решение было вызвано тем, что художнику для новых открытий требовалось глубокое творческое экспериментирование в своей мастерской.

Однако эта работа затянулась на двадцать лет, и на новую прижизненную выставку Куинджи так и не решился.

В 1900-1908 годах живописец пишет ряд новых произведений, среди которых наиболее известные «Ночное»,«Дубы», «Закат в степи».

Всего же художественное наследие Архипа Ивановича Куинджи составляет более 500 работ, большинство из которых – маленькие этюды. Это свидетельствует о том, что художник находился в постоянном поиске новых решений, композиций, сочетаний красок. В 1909 году было создано Художественное общество, носившее его имя, целью которого было помощь русским художникам и их объединение.

Про любовь

Двенадцать лет прошло с момента знакомства Архипа Куинджи и Веры Шаповаловой, прежде чем они обвенчались. Для художника это были трудные годы, но его вдохновляли слова Веры: «Я люблю вас и буду ждать».

Они встретились в родном для обоих Мариуполе. Вера была дочерью богатого купца, Архип – начинающим живописцем без гроша в кармане. Случайно оказавшись в доме Шаповаловых и увидев Веру, Архип попросил у девушки разрешения написать её портрет. С того дня началась их дружба.

Отец Веры, недовольный тем, что дочь проводит много времени с нищим художником, спросил её, не собралась ли она за него замуж? Девушка ответила: «Если не за Архипа, то только в монастырь». Шаповалов поставил Куинджи условие: принесёшь сто рублей золотом – Вера твоя. Для Архипа это была неподъёмная сумма.

Он решил ехать в Петербург на заработки. Тогда-то Вера и дала ему слово ждать, сколько потребуется.

В столице художник провёл три года. Вернувшись в Мариуполь, вручил Шаповалову сумму, которую тот требовал. Но упрямый купец поставил новое условие: заработать ещё больше денег. Куинджи снова уехал в Петербург.

Жил впроголодь, много работал. И спустя ещё девять лет в 1875 году свадьба Архипа и Веры состоялась. После венчания Куинджи написал портрет жены. Её лицо на картине светилось любовью.

А счастливый Архип Иванович с того времени творил один шедевр за другим.

«Радуга» (1900—1905),

«Дарьяльское ущелье. Лунная ночь» (1890—1895),

 “После дождя” 1879г.

” Красный закат на Днепре” 1905-1908гг.

“Закат” 1976-1890гг.

Жили супруги скромно, хоть могли позволить себе многое: слава о Куинджи уже гремела по всему миру. Но они сознательно отказались от роскоши ещё во время свадебного путешествия.

Тогда, по дороге на остров Валаам, корабль, на котором они плыли, едва не утонул, попав в шторм и напоровшись на подводную скалу. Пассажиры прямо с борта прыгали в спасательные шлюпки.

Уже на берегу супруги пришли к выводу, что раз Господь сохранил им жизнь, они должны все свои силы направить на благие дела.

Чета Куинджи занялась благотворительностью. Архип Иванович, чьи картины продавались по баснословным ценам, купил три дома в Петербурге и селил в них своих друзей. Разумеется, бесплатно. Помогал коллегам и своим ученикам, когда стал преподавать в Академии художеств. Отправлял деньги неимущим и больным. Полмиллиона рублей завещал Обществу художников, которое основал.

Вера Леонтьевна, равнодушная к бриллиантам и нарядам, поддерживала мужа во всём. Сама стирала, мыла посуду, готовила, убирала. На вопросы знакомых, почему она – прекрасная пианистка – не бережёт руки и не нанимает прислугу, отвечала, что заниматься хозяйством вовсе не означает калечить руки. Вера Леонтьевна жалела только об одном: в семье не было детей.

И с материнской заботой относилась к ученикам мужа.

Куинджи написал завещание, которое шокировало многих его друзей. По их мнению, Вере Леонтьевне назначалась весьма скромная пенсия, а на благотворительность были пожертвованы огромные суммы. Архип Иванович даже стал сомневаться, верно ли он поступил? Но Вера Леонтьевна развеяла его сомнения, напомнив мужу, что все решения они принимали вместе.

Куинджи скончался в 1910 году. Супруга пережила его на десять лет. Она умерла в революционном Петрограде. В холодном и голодном городе её согревало воспоминание полувековой давности – момент первой встречи с Куинджи: распахнутая дверь и ворвавшийся в комнату поток солнечного света, в котором стоял мужчина, ставший её единственной любовью.

Источники: Art19.info, Azbyka.ru.

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/156125_arkhip-kuindzhi

Почему художника Архипа Куинджи называли кудесником южной ночи?

Картина «Лунная ночь на Днепре», размещенная в нарочито темном помещении, под направленным на нее электрическим лучом казалась окном в необычный мир, где под таинственным светом луны искрится спокойная река, протекая мимо спящего украинского хутора. Эффект от картины был потрясающий.

Зрители пытались заглянуть за неё, чтобы убедиться, что там нет искусно спрятанного фонаря. Даже И. Н. Крамской, признанный в художественных кругах авторитет, не скрывал эмоций: «Какую бурю восторгов поднял Куинджи! Эдакий молодец — прелесть». К художнику пришла заслуженная слава.

Но путь его к этому успеху был долгим.

О детстве художника известно очень немного. Родился он примерно в 1842 году в предместье Мариуполя в семье сапожника со странной фамилией Куюнджи, что по-турецки означает «золотых дел мастер».

Возможно, его предки когда-то были ювелирами. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался в семьях брата и сестры отца. Ему даже удалось несколько лет посещать школу, но успехами в учебе он явно не блистал.

Зато постоянно рисовал, используя для этого все, что придется.

С 1854 года для него началась трудовая жизнь. Он трудился на строительстве католического храма в Мариуполе, был подручным у крупного хлеботорговца, который оказывал помощь талантливому подростку. В 1855 году Куинджи перебрался в Феодосию, чтобы учиться живописи у И.К. Айвазовского.

Есть сведения, что определенное время он проработал в мастерской мариниста, но не столько учился азам мастерства, сколь выполнял различные подсобные работы.

Тем не менее, Академия художеств учла его обучение у известного мастера, и после появления на академической выставке его картины «Татарская сакля в Крыму» выдала любопытный документ «ученику школы профессора Айвазовского Архипу Куинджи в том, что он за хорошие познания в живописи пейзажей советом Академии в собрании от 15 сентября сего 1868 года признан достойным звания свободного художника, которое он получит, когда выдержит словесный экзамен». А это означало признание мастерства художника, который, по большому счету, был самоучкой, так как систематического художественного образования не получил. Все его попытки поступить в Академию были безуспешными, но теперь ему представилась возможность стать вольнослушателем. Формально Академию он закончил в 1872 году, когда за картину «Осенняя распутица» получил звание классного художника.

Об этом периоде его жизни известно очень немного. Воспоминаний он не оставил, письма писать не любил.

Отрывочные сведения, больше почерпнутые из воспоминаний и писем его знакомых и друзей, свидетельствуют, что на жизнь он зарабатывал трудом ретушера в фотоателье, стараясь выкраивать время для занятий живописью.

Картины, написанные им в это время, были во многом подражательными, в них явно ощущалось влияние Айвазовского. Но, как свидетельствовали современники, они были выдержаны в духе академических канонов и отличались тщательностью исполнения.

Постепенно картины художника стали продаваться. Он смог бросить ретушь и всецело посвятить себя живописи. Появилась возможность съездить за границу, «поучиться мастерству» у старых мастеров.

Особенно привлекал Куинджи Мюнхен с его Пинакотекой, но он также побывал в художественных центрах Берлина, Кельна, Лондона, Парижа, Вены.

Стоит отметить, что французское искусство оставило его равнодушным, Куинджи посчитал его мишурным и салонным.

Заграничная поездка много дала молодому живописцу. Он как будто новыми глазами увидел родную русскую природу, ее обаяние, суровую красоту и лиричность. Одной из лучших картин этого периода его творчества стало полотно «На острове Валаам».

Появление этой картины на академической выставке было встречено с интересом, а Репин, увидев ее, информировал Третьякова: «Всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской — он от нее в восторге».

Эта работа стала первым произведением художника, которое приобрел для своей коллекции Третьяков.

В начале 70-х годов творчество Куинджи «вышло» за пределы России. В 1873 году он показал в Вене свою картину «На острове Валаам». А в 1874 г. на международной выставке в Лондоне картина «Снег» была удостоена бронзовой медали.

В этот год он впервые принял участие в выставке товарищества передвижников, показав «Забытую деревню». На следующий год на выставке товарищества он представил две работы: «Степь» и «Чумацкий тракт». В 1876 г.

 на передвижной выставке зрители увидели знаменитую «Украинскую ночь», ставшую переломным этапом в его творчестве.

«Украинская ночь» показала, что в русской живописи появился пейзажист-романтик, которого с этого времени в публикациях стали называть поэтом пейзажа и кудесником южной ночи. Через год эту картину, а также «На острове Валаам» и «Чумацкий тракт» увидели посетители всемирной выставки в Париже.

В 1877 г. Куинджи стал членом товарищества передвижников, но пробыл в нем всего несколько лет. Последней работой мастера, показанной на передвижной выставке, стала знаменитая «Березовая роща», выставленная в 1879 г.

О подлинных причинах разрыва можно только гадать, а поводом послужила анонимная статья в газете, в которой говорилось, что Куинджи не умеет правильно подбирать цветовую гамму и «перезеленяет» свои картины. Намек делался на «Украинскую ночь» и «Березовую рощу». Художник посчитал, что автором статьи является М. К.

Клодт, и потребовал исключения его из членов товарищества. Естественно, что большинство представителей передвижничества не посчитали поступок Клодта, если он и был в действительности, достойным исключения. Тогда из товарищества вышел сам Куинджи.

Возможно, ему просто стало тесно в рамках передвижничества, что и продемонстрировали его работы, написанные на рубеже 80-х годов.

Выйдя из товарищества, он устроил выставку одной картины. Успех «Лунной ночи на Днепре» был небывалый. Через год снова выставка одной картины — «Березовой рощи». И опять оглушительный успех.

В следующем году прошла последняя публичная выставка работ мастера, зрители увидели всего три работы. К двум уже прославившимся полотнам добавилась картина «Днепр утром».

Больше Куинджи свои работы на суд публики не выставлял, а до начала нового века даже не показывал их собратьям по творчеству.

С конца 80-х годов Куинджи стал активно сотрудничать с Академией художеств, подключившись вместе с Шишкиным к подготовке молодых пейзажистов. Его утвердили в звании профессора, доверили возглавить пейзажную мастерскую.

Ученики Архипа Ивановича вскоре стали замечательными художниками, это К. Ф. Богаевский, Н. П. Крымов, В. Г. Пурвит, Н. К. Рерих, А. А. Рылов, Е. И. Столица. Сегодня их работы можно увидеть во многих музеях и галереях мира.

В последние годы жизни Куинджи активно занялся благотворительностью. Он неоднократно выделял очень значительные суммы денег на поддержку нуждающихся студентов академии, в премиальные фонды выставок, а в 1909 году пожертвовал полумиллионный капитал для названного его именем общества художников, основным направлением деятельности которого стала поддержка талантливых живописцев.

Архип Иванович Куинджи ушел из жизни 11 июля 1910 года. Но осталась память о прекрасном мастере, остались его ученики и остались его картины, которые продолжают поражать зрителей.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/13946/

Ссылка на основную публикацию