Эль греко – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Эль Греко

Опубликовано: 21.02.2018 – 13:39

Эль Греко, или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите.

Его произведения не пользовались успехом у современников, лишь некоторые из них могли оценить прекрасные картины живописца. И только в XX веке ценители искусства обратили внимание на его яркие и оригинальные работы.

О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса.

Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Его полотна характеризуются вытянутыми фигурами, искаженными пропорциями и нереальными фрагментами.

Детство и юность

О первых 25 годах жизни Доменико известно немногое. Он появился на свет приблизительно в 1541 году. Отцом будущего живописца Георгиос был сборщиком налогов, благодаря ему мальчик смог получить достойное образование. О его матери не известно ничего, кроме того, что она родилась в Греции.

Сын Теотокопули был любознательным, увлекался чтением. Позднее он начал общаться с известными учеными, собрал библиотеку из 130 книг. Художник владел испанским, итальянским и греческим языками, читал и говорил на латыни. Еще в школьном возрасте он начал рисовать.

Искусствоведы предполагают, что мастерству живописи Греко учился у иконописцев острова. В 1560 году он перебрался в Венецию, где стал учеником Тициана. Почти через десять лет художник переехал в Рим, чтобы изучать архитектуру. Там он увлекся маньеризмом, изучал работы Микеланджело, Тинторетто и Бассано.

Творческий путь

За несколько лет юноша успел научиться масляной живописи, в его картинах присутствовали черты венецианского колоризма. Примечательно, что он часто скептически высказывался в адрес других художников, хотя и был подвержен их влиянию. Свои полотна живописец подписывал полным именем, однако при встрече представлялся людям «Эль Греко» для удобства.

В Риме Доменико встретил Джулио Кловио. Люди искусства быстро подружились, новый приятель даже отправил запрос кардиналу Алессандро Фарнезе, чтобы тот позволил Греко остаться в городе. Правитель был восхищен работами художника, он предложил тому пожить при дворе.

В общей сложности Теотокопули провел в Риме 7 лет. В 1572 он стал членом Академии святого Луки, подружился с местными теологами. В том же году он открыл студию вместе с другими живописцами. Но у них не было заказов, картины не пользовались спросом. Из-за разногласий между коллегами студию пришлось закрыть.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Чуть позднее художник познакомился с испанцами, которые уговорили его переехать в Мадрид. Там он хотел получить работу при дворе короля Филиппа II, но эта затея не увенчалась успехом. Еще в 1573 он предоставил правителю эскиз полотна «Мученичество святого Маврикия», но тот не был впечатлен. Король передал заказ Ромуло Чинчинатто, отказавшись от услуг Эль Греко.

Последние годы

В 1577 г. живописец отправился в Толедо, где и прожил до конца своей жизни. Там его ждал успех, начавшийся со знакомства с деканом собора Диего де Кастилья. Священнослужитель попросил Теотокопули расписать алтарь. Эта работа принесла ему известность среди дворян.

Эль Греко не смог выдержать искушение популярностью. С 1585 года он начал бездумно тратить все заработанные деньги. Художник брал в аренду дворцы у маркизов, требовал огромные суммы за свои полотна, вел себя крайне вызывающе.

В 1607 г. живописец узнал о том, что он тяжело болен. На лечение ушло много денег, постепенно Доменико обнищал. Его имя часто упоминалось в финансовых документах, художник брал взаймы у друзей и знакомых.

С 1609 по 1611 год он не мог платить за аренду квартиры, в итоге лишился ее. Эль Греко умер седьмого апреля 1614 года в Толедо, его похоронили в монастыре Сан-Торквато.

Позднее здание было разрушено, а останки живописца — навсегда утеряны.

Художник никогда не был женат, но ходили слухи о его отношениях с Жеронимой де лас Куевас, она даже жила вместе с Теотокопули. В 1578 г. девушка родила сына Хорхе Мануэля, который также стал художником. Впоследствии именно ему досталось все имущество живописца.

Источник: http://stories-of-success.ru/el-greko

Эль Греко: произведения, биография, факты и видео

Приветствую вас, мои дорогие читатели! В статье «Эль Греко: произведения, биография, факты и видео» — о жизни испанского живописца, скульптора, архитектора.

Эль Греко: биография

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 г. на о. Крит. Долгое время он жил в Испании, где стал представляться как Эль Греко. Но подпись на своих произведениях пишет по-гречески, указывая настоящее имя.

До 25 лет о его биографии практически ничего не известно. Отец — сборщик налогов, мог дать сыну хорошее образование. Позже Эль Греко подружился с известными учеными. В его домашней библиотеке было более 130 рукописей по разным сферам науки на пяти языках. Факт, который может сказать о многом.

В архивах 1566 г. обнаружены документы, где его величают «мастер Доменико Теотокопули». Сохранились работы того периода, где его произведения в традициях икон Византии. Хотя это, конечно, выглядит достаточно странно, потому что семья мастера посещала римскую католическую церковь.

В 1568 г. мастер на пару лет перебрался в Венецию. Некоторые архивные документы указывают на то, что он обучался у великого Тициана.

Эль Греко провел в Риме 5-6 лет. Он познакомился с живописцем Дж. Кловио, по просьбе которого кардинал Фарнезе поселил его в своем дворце.

В 1572 г. художник был принят членом гильдии св. Луки и периодически наведывался в Венецию, где познакомился с видными религиозными деятелями. Служащий кардинала Орсини, купил у мастера семь больших картин. Но больше выгодных заказов не поступало. Это стало главной причиной отъезда в Толедо.

Толедо

Здесь дела быстро наладились. В 1577 г. он завершил «Успение Богородицы», и приступил к созданию образа «Снятие одежд с Христа». Это полотно, представленное на суд зрителя в 1579 г., стало так популярно, что мастер долгое время писал с него копии, которые быстро раскупались.

«Совлечение одежд с Христа». 1577–1579 . Толедский собор, Толедо, Испания

В Толедо мастер женился на Иерониме де лас Куэвас. Брак не был зарегистрирован в мэрии и по этой причине в городе ходили всевозможные догадки и невероятные слухи.

Одни говорили, что иностранец не получил нужные для заключения брака документы. Другие шепотом рассказывали, что он женат, но оставил семью на произвол судьбы. Однако личная жизнь мастера остается тайной.

Имя живописца встречается во многих архивах по поводу его договоров на исполнение заказов. Но в архивах не удалось найти ни одного письма самого мастера.

“Вид Толедо перед грозой” 1610-1614. Метрополитен-музей Нью-Йорк

Как пишут его современники в своих личных воспоминаниях, Эль Греко был умным человеком, но часто гордился тем, что создает величественные произведения искусства. Иногда это было похоже на высокомерность.

Творчество Эль Греко

С 1585 г. мастер, чтобы поддержать привычный уровень жизни, даже арендовал одно крыло дворца у маркиза де Вильены. Покупателям называл огромную сумму, в которую оценивал свои произведения. Это несколько раз заканчивалось судебными процессами между мастером и заказчиками.

Случались и другие неприятности. Служители церкви неоднократно высказывали претензии к картинам мастера. Они настаивали, чтобы произведения, исполненные по заказу церкви, соответствовали традиционным ортодоксальным принципам изображений.

Но слава мастера росла с каждым днем, и он продолжал получать большие заказы от богатых клиентов. В это время Толедо был известен далеко за пределами Испании, но хороших живописцев здесь было мало.

Эль Греко, со своей стороны пытался всеми силами привлечь к себе внимание не только местных горожан, но и сеньоров со всей Испании. Особенно он мечтал обратить внимание на свои творения могущественного Филиппа II, слывшего ценителем живописи.

Король подыскивал мастеров для росписи интерьеров дворца, который был возведен вблизи Мадрида. Закладка фундамента прошла в 1563 г. Приезд мастера связан с его стремлением поучаствовать в оформлении интерьеров. Сюда прибыло много мастеров, в т.ч. и великий Тициан.

Но мечты не сбылись. Эль Греко выполнил грандиозное полотно «Мученичество св. Маврикия». Но королю творение мастера не понравилось, и он отдал заказ Чинчиннато. Как утверждал очевидец этих событий, полотно не вызвало у короля «религиозного трепета».

«Мученичество святого Маврикия». 1580-1582, Монастырь де Эль Эскориал, Мадрид

Главную сцену сюжета Эль Греко «удалил» вглубь полотна, на переднем плане написал св. Маврикия с друзьями, когда они единодушно решают отдать жизнь за истинную веру. Получилось, что традиционное толкование сюжета художник принес в жертву своему стилю.

«Кающаяся Магдалина» 1594, Национальный музей изобразительных искусств, Будапешт

Последние годы жизни

Эль Греко возвратился в Толедо навсегда. Он активно работал в 1597 — 1607 годах, когда началась массовая перестройка храмов. И это открыло для него огромное поле деятельности. Слава мастера пересекла границы Испании и ему стали поступать заказы из соседних европейских стран.

В 1603 г. он принял заказ на создание алтарного образа для госпиталя в окрестностях Толедо. Вновь последовало разбирательство об оплате, которое мастер проиграл.

В конце жизни для живописца наступила черная полоса. Возникли проблемы со здоровьем, мучили финансовые проблемы. Его осаждали многочисленные кредиторы, он не мог оплатить аренду жилья.

Эль Греко скончался в 1614 г. и был похоронен в храме Санто-Доминго. Но церковные дрязги продолжились. Сын вынужден был перевезти прах отца в монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь подвергся разрушению в XIX в. Могила художника не была найдена, но память об этом величайшем живописце пережила века.

Видео

Эль Греко: произведения и жизнь художника

Источник: https://damy-gospoda.ru/el-greko-proizvedeniya-biografiya/

Эль Греко от А до Я: жизнь, смерть и жизнь после смерти

Нынешний 2014 объявлен Годом Эль Греко в Испании и Греции: 7 апреля исполнится 400 лет со дня смерти художника, который родился на Крите, а стал одним из самых знаменитый испанцев. Обе его родины по этому случаю подготовили массу интересных вернисажей.

А мы — словарь-путеводитель по жизни и творчеству Эль Греко и ключевым событиям года. Ведь наша энциклопедия на 1614 (год смерти художника) не заканчивается. Фокус в том, что лучшим периодом в жизни скончавшегося 400 лет назад мастера были последние 120 лет.

«Доменикос Теотокопулос, критянин сделал» — выдающийся испанский художник подписывал работы настоящим именем, нередко ставя напоминание о своем происхождении прямо в центр полотна, рядом с лицом портретируемого аристократа или ликом Христа. Эль Греко (то есть Грек) — прозвище, которое дали Теотокопулосу испанцы.

И они, похоже, знали толк в нейминге и брендинге. Любой маркетолог скажет: история искусств и публика могли бы и проигнорировать незаурядный талант критянина, не имей он, кроме непроизносимого подлинного имени, еще и лаконичного, звучного псевдонима.

(Он часто звучит в этом году — календарь главных событий Года Эль Греко в Испании мы подготовили также отдельным материалом).В 1919 г. Лондонская национальная галерея приобрела «Гефсиманскую молитву» («Моление о чаше») Эль Греко.

Арт-критик Роджер Фрай, описывая впечатление, произведенное новинкой на публику, отмечает, что она была будто «поражена электрическим током»: у полотна собирались толпы, кто-то приходил в восторг, кто-то в ярость.

Музейщики умолчали о сенсационной сумме, выложенной за полотно, так что ажиотаж вокруг картины, чей автор скончался три столетия назад, поначалу показался Фраю необъяснимым.

Но сам Фрай объяснение и нашел: зрители хвалили и ругали «Молитву» так, будто Эль Греко — их современник, с которым можно спорить или соглашаться, а не легендарный мастер из прошлого, единственная позволительная реакция в чей адрес — вялое почтение. И не просто современник — новатор даже по меркам ХХ века.

Ираклион — город на Крите, здесь Доменикос Теотокопулос родился, прожил до 26 лет и стал неплохим иконописцем.
Венеция — тут он учится в мастерской Тициана и вдохновляется работой Тинторетто, который оказал на него едва ли не наибольшее влияние.
Рим — в этом городе Теотокопулос впитывает эстетику маньеристов и пишет религиозные сюжеты по заказу кардинала.
Мадрид — Доменикос Грек пытается стать придворным художником короля Филиппа II, но они не сходятся ни характерами, ни художественными вкусами.

Толедо — в древней испанской столице он живет с 1577 до самой смерти, становится Эль Греко и создает свои лучшие полотна, среди которых редкая для него вещь — пейзаж «Гроза в Толедо». Более 60 картин из 29 городов мира прибудут в марте 2014 в Толедо на крупнейшую выставку работ Эль Греко в истории.

Нью-Йорк

 — музеи города располагают внушительной коллекцией Эль Греко. Даже «Гроза в Толедо» хранится в нью-йоркском Метрополитен Музее.

Эль Греко высоко ценил свое творчество, выставлял заказчикам нескромные счета, а если те начинали торговаться — шел в суд. Так было с картиной «Эсполио» (известна также как «Снятие одежды с Христа» и «Совлачение риз»).

Художник запросил за огромное плотно, написанное для алтаря Кафедрального собор в Толедо, 900 дукатов (корова тогда стоила 20). Но церковные чины узрели нарушение норм иконографии и согласились заплатить только 227. Отсудить тогда, правда, удалось лишь 350.

«Эсполио» и по сей день в Толедо, а ее версии — в английском городе Банбери и в Мюнхене. Она пользовалась такой популярностью, что Эль Греко сделал 17 (!!!) ее копий. Многие его картины существуют в разных вариантах. Иногда художник искал идеал. Иногда — всего лишь средства к существованию, и призывал на помощь подмастерьев.

Например, упоминавшаяся выше «Гефсиманская молитва» сейчас выставляется в Лондонской Национальной галерее с табличкой «Мастерская Эль Греко». И, надо признать, копии у художника случались разного качества.

Что ж, он ценил качество жизни и любил роскошь. Жил в огромном доме, собирал библиотеку (книги с рукописными пометками художника будут показаны в Музее Прадо в апреле-июне 2014) и друзей на застолья. Умер — в нищете и долгах. Зато нынешним ценам на свои работы порадовался бы. В июле 2013 г.

 был установлен рекорд для работ Эль Греко: «Молитва Святого Доминика» на Sotheby’s в Лондоне ушла за 14 миллионов долларов.Сергей Эйзентштейн назвал Эль Греко предтечей киномонтажа: многие его картины написаны сразу с нескольких ракурсов.

Это отдельные фигуры и объекты у Эль Греко плоские (3D-эффектов он не любил и объемных персонажей на работах художников итальянского Возрождения презрительно называл раскрашенными скульптурами), а вот сами картины не просто многомерны, но и наполнены внутренним движением.

А многочисленные режиссеры, операторы, и художники-постановщики с момента изобретения кинематографа и по сей день пытаются передать многообразие красок, чувств и смыслов в 50 оттенках серого, подсматривая их у Эль Греко.

На рубеже XIX — ХХ веков Эль Греко объявили основоположником модернизма, а среди его учеников оказались Сезанн и Ван Гог, Делакруа и Мане, Кокошка и Пикассо.

Читайте также:  Стив бушеми - биография знаменитости, личная жизнь, дети

У Пикассо, к слову, помимо деликатных цитат и реверансов в сторону гениального арт-предка, есть и буквальное подражание — «Портрет неизвестного в стиле Эль Греко». С 24 июня по 5 октября 2014 г. выставка «Эль Греко и модернизм», на которой будут представлены работы художников в диапазоне от Сезанна до Поллока, пройдет в Музее Прадо в Мадриде.

Солнечный свет Эль Греко не любил — говорил, что он мешает его внутреннему свету, и подолгу сидел в абсолютно темной мастерской. Зато неестественного, мистического света много на его картинах, которые без труда можно разглядеть даже в плохо освященных храмах и выставочных залах.

Полотна Эль Греко лучатся загадочным перламутровым светом, происхождение которого — вполне «техническое», хоть и уникальное.
Сначала он покрывал холст белилами, поверх клал жженую умбру — чтобы сквозь тончайший коричневый слой просвечивали белила (такая тонировка грунта называется имприматура).

После этого снова белилами намечались фигуры — в этот момент на полотне и рождалось уникальное жемчужное свечение, которого невозможно было добиться, смешав краски просто на палитре. Оттеночные краски наносились тончайшим слоем, часто Эль Греко обходился одними только полупрозрачными лессировками, не прибегая к основному цвету.

Эль Греко охотно писал зажиточных горожан и церковных чинов — за это хорошо платили. Одинаковые черные одежды и гигантские гофрированные воротники, непроницаемые, невозмутимые лица — удивительно, что вместо пресных близнецов у него при этом получались живые, «увлекающие» характеры.
Собственного лица Эль Греко не оставил.

Однако исследователи его творчества считают, что один из безымянных портретов — это и есть художник (заглавное фото в материале). Также Эль Греко можно найти и на самом знаменитом его полотне — «Похороны Графа Оргаса». Среди мужчин в черном лишь один смотрит не на небо, а на зрителя — это, по всей видимости, автор.

А мальчик в черном в нижнем левом углу — это сын художника, Хорхе Мануэль: он тоже освоит кисть и будет делать копии отцовских работ.

Женат Эль Греко не был. Матерью его единственного ребенка стала аристократка Херонима де Куэвас. Почему художник не женился — неясно: то ли из-за того, что не имел титулов, то ли из-за дурного нрава и патологической независимости.

Как выглядела его возлюбленная, тоже неизвестно. Долгое время считалось, что она — красавица с картины «Дама в мехах». Но сейчас специалисты по живописи Возрождения склоняются к тому, что ее написал какой-то итальянец. Так что черты Херонимы если уж где искать, то на картинах Эль Греко с мадоннами.

Руку Эль Греко всегда легко определить — по рукам его героев.Какую бы его картину вы не рассматривали, ваше внимание привлекут руки. Или даже целые узоры, хороводы рук. Длинные тонкие пальцы. Кисти — всегда расслабленные, даже если держат младенца или несут крест. Скупые жесты, которые в тысячу раз красноречивее отрешенных лиц.

Эль Греко стал по-настоящему знаменитым через 300 лет после смерти. При жизни у него не было ни школы, ни одиночных последователей. Мастер долго пребывал в забвении, оставаясь «непонятным» художником. Еще при жизни он озадачивал публику, не считаясь с ее вкусами.

Так, на пейзаже «Вид и план Толедо» Эль Греко изобразил юношу с картой города в руках, а на карте написал пояснение, с какой художественной целью нарисовал некоторые здания вовсе не там, где они стоят на самом деле. Зритель эпохи Возрождения ценил реалистичность, а не оригинальность.

«Полотна отступившего от правил грека высятся перед нами как вертикали скалистых берегов далеких стран. Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир, — писал испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет.

— Суровый критянин бросает дротики презрения с высот своих скалистых берегов; он добился того, что к его земле столетиями не причаливает ни одно судно. Сегодня эта земля стала людным торговым портом».

Более того, сегодня творивший в XVI веке художник — не только признанный великий мастер, но и вовсе поп-звезда! Названные его именем отели можно встретить на Крите и в Геленджике, и даже ресторан во Львове. В меню — не только греческий салат, но и итальянский десерт панакота (эдакий поклон итальянским учителям Эль Греко).

Эль Греко знаменит, потому что узнаваем. Непропорциональные, парящие в воздухе фигуры, с вытянутыми аскетичными лицами и телами, похожие не то на языки пламени, не то на подтаявшие свечи — не спутаешь ни с чем.
Попытки понять Эль Греко были отчаянными.

Долговязость персонажей пытались списать то на косоглазие и астигматизм, то на марихуану, то на общее безумие, традиционно ассоциирующееся с гениальностью.

Думали, особая манера письма — результат наложения на византийскую технику иконописи, которой художник овладел еще на родине, приемов, которым он обучился в Италии. И не принимали во внимание то, что теперь представляется очевидным. Эль Греко пытался уловить и изобразить внутреннее устройство человека и человечества. И легко жертвовал внешней достоверностью в погоне не за фактами, а за чувствами, смыслами, сутью — как земного, так и космического, божественного.

Эль Греко — художник, которого модной индустрии, конечно, не так легко переварить и усвоить, как, скажем, Пита Мондриана. Однако дизайнеры бренда Peter Pilotto умудрились найти вдохновение для своей коллекции сезона осень-зима 2013 именно в его полотнах. Правда, узнать стиль Эль Греко на платьях и пальто не так просто.

Модельеры Кристофер де Вос и Питер Пилотто говорят, что позаимствовали у Эль Греко динамичные, яркие, спорящие друг с другом краски, чтобы сделать из них абстракции и узоры уже по своему вкусу.Всюду, где только мог, Эль Греко говорил на родном греческом. Но дело не в этом, а в том, что на каком бы языке он ни говорил, — грек бывал язвителен и несносен.

Впрочем, испанцы должны быть этому только рады, да и все мы тоже. Будь Доминикос Теотокопулос поделикатнее да потактичнее, он вполне мог бы стать еще одним итальянским, а не великим испанским художником. Наша заключительная история как раз об этом.

Когда будущий Эль Греко был в Риме, там бурно обсуждались срамные фигуры, изображенные на фреске «Страшный Суд». Идея закрасить алтарную стену Сикстинской капеллы не казалась пришлому греку кощунственной. Он утверждал, что написал бы все заново — не хуже и к тому же целомудреннее.

А про покойного уже Микеланджело и вовсе выдал: «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел». Говорят, местные художники ему этого не простили. И Доминикосу Теотокопулосу пришлось держать путь из итальянца в Эль Греко.

Источник: https://artchive.ru/publications/80~El_Greko_ot_A_do_Ja_zhizn_smert_i_zhizn_posle_smerti

Эль Греко

(настоящее имя — Доменико Теотокопули)

(1541-1614) испанский художник

В течение почти трех столетий творчество Эль Греко совершенно не признавалось даже художниками и теоретиками искусства. Оно оставалось чуждым художественным идеалам этих эпох. Среди романтиков XIX века лишь единицы, подобные Делакруа, видели в Эль Греко блестящего мастера.

Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей.

Его яркая индивидуальность, изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры.

Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия. Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы.

Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу.

Не удивительно поэтому, что в описи имущества, составленной после смерти Эль Греко, среди немногочисленных личных вещей художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами.

Эль Греко сам совершенно точно указал место своего рождения. Подобно каждому, пусть даже добровольному изгнаннику, он и на чужбине оставался верен родине.

Картины художник всегда подписывал греческими буквами, часто добавляя к подписи слово «критянин». В конце жизни в одной из своих картин Эль Греко изобразил св.

Павла, крепко зажавшего в руке письмо, адресованное Титу, первому епископу Крита.

Эль Греко, как и всякий ребенок, непосредственно воспринимавший те образы, которым молился, сохранил в памяти неподвижные фигуры святых, возвышающихся над алтарем, их удлиненные глаза, точно избегающие человеческого взгляда, графичность застывших складок их одежд. Именно от критских художников Эль Греко узнал тайны их живописи. Критская школа оказала влияние и на технику его творчества.

В церковной школе он научился писать по-гречески с подчеркнутым изяществом. Написанные им буквы кажутся выгравированными на меди.

Он был обязан Криту и своей культурой скорее ученого, нежели человека с художественным призванием, для которого прежде всего существует зримый мир, культурой юноши с разносторонними интересами, из зажиточной семьи, который на досуге занимается чтением и имеет возможность покупать себе любимые книги.

Крит уже с 1211 года находился под властью Венецианской республики. В XVI столетии Кандийское королевство (так называли Крит венецианцы) приходило во все большее запустение и упадок.

Искусство, развивавшееся в монастырях и обращенное в прошлое, приобрело консервативный, застойный характер. Многие критские художники покидали родину и уезжали в Венецию.

Поэтому Эль Греко тоже отправился в Венецию, где прожил несколько лет.

Он начинает свой творческий путь во второй половине XVI столетия и заканчивает его в самом начале XVII века. Ему было двадцать лет, когда умер Микеланджело, но отсвет его искусства лежит и на произведениях Эль Греко.

Он — младший современник Тициана, Тинторетто, Веронезе. Эль Греко несколько старше Шекспира и почти ровесник Сервантеса.

Вместе с тем ему было суждено пережить Караваджо и еще работать в то время, когда создают свои первые произведения молодой Рубенс и молодой Франс Хальс.

Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин», и «Исцеление слепого». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.

Он овладел техникой масляной живописи, которая открыла ему такие возможности, о которых он и не подозревал. Она познакомила его с совершенно новым ритмом творческой работы. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением.

Однако только в Риме он смог обогатить свое представление о художественной эпохе в целом, почувствовать ее масштабность.

Находясь в Вечном городе, изучая его бесценные сокровища, молодой живописец необычайно расширил свой кругозор. Но, может быть, ничто не оставило такой глубокий след в его памяти, как встреча с искусством Микеланджело.

Эль Греко непрестанно совершенствовал свое мастерство, стремясь достигнуть разнообразия живописных средств, встать наравне с виртуозами искусства Запада.

Он не хотел ждать, когда жизнь утвердит его собственные творческие открытия.

Сознание ценности собственного таланта несомненно пробудилось в нем в тот момент, когда он впервые взялся за кисть. Он гордился своим призванием. Ничто и никогда не могло поколебать творческие убеждения Эль Греко, даже если они превосходили его реальные возможности.

Трудно сказать, почему он уехал из Рима, так как жизнь его в этом городе складывалась вполне благополучно. Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика.

Римский период завершает ранний этап его творчества, но ни одно из созданных им в Италии произведений еще не раскрыло его подлинного художественного своеобразия. Почву для развития своего искусства он нашел в Испании.

Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо.

Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление.

Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых.

Эту работу очень высоко оценили и специалисты, и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.

Эволюция искусства мастера представляет собой единый путь, в котором каждое значительное произведение являлось определенным этапом в развитии, усложнении и обогащении его творческого метода. Вместе с тем этот путь не был однолинейным.

В 1578 году от связи с доньей Иеронимой у художника родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности.

Он признал его своим ребенком с момента его рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию.

В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака! Но известность Эль Греко спасла его от преследований.

В год рождения сына художник получил заказ на картину для собора. Творчество Эль Греко развивалось стремительно. В 1586—1588 годы он создал произведение, которое ознаменовало высший расцвет его искусства. Это была огромная (4,80 х 3,60) картина «Погребение графа Оргаса», заказанная толедской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.

В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой выразил желание быть погребенным, большие сокровища.

После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города.

Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться, и приходили от нее в восхищение.

Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Он был знаменитым художником в Толедо, и у него не было отбоя от заказчиков. Художник и сам полюбил этот город.

Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения.

Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью.

На склоне лет Эль Греко не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его позднейших произведениях. Но звучание их значительно шире. Художник как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Силы оставили его неожиданно, и удар, сразивший художника, оказался последним. Смерть наступила 7 апреля 1614 года.

Читайте также:  Robert zemeckis - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Он умер так, как умирал каждый набожный толедец, и был похоронен как всякий зажиточный испанец. Смерть Эль Греко произвела глубокое впечатление на его современников.

Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».

Источник: http://biografiivsem.ru/el-greko

Эль Греко краткая биография

Эль Греко краткая биография средиземноморского художника изложены в этой статье.

Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году около городка Кандии, средиземноморской столицы острова Крит. Точных записей о месте и дне рождения будущего художника, к сожалению, не сохранилось.

Что касается первых 25 лет жизни, то о них практически ничего не известно. Его отец — сборщик податей, поэтому Доменико должен был получить прекрасное образование.

Существуют факты, что он дружил с учеными людьми, а личная библиотека живописца, которую описали после его смерти, состояла из 131 книги по литературе, истории, живописи, философии и архитектуре на латинском, греческом, испанском и итальянском языках.

Данный факт свидетельствует о том, что Эль Греко был образованным, начитанным человеком, владеющий многими языками.

Имя Эль Греко в официальных документах впервые упоминается в 1566 году, где он вспоминается как «мастер Доменико Теотокопули, художник».  Несколько работ, которые сохранились за этот период, показывают, что художник писал в стиле византийской традиционной иконописи.

В 1568 году Греко появляется в Венеции и живет там предположительно до 1570 года. В ноябре этого года он переезжает в Рим и обитает в городе 5-6 лет.

Здесь живописец подружился с Джулио Кловио, местным художником, который отослал запрос кардиналу Алессандро Фарнезе с просьбой разрешить чужестранцу пожить в Риме.

Кардинал предложил ему пожить во дворе, а его картины впечатлили местных ценителей искусства.

В 1572 году Эль Греко приняли в члены  Академии святого Луки. Он заводит дружбу с римскими теологами и учеными.

Не получив ни одного большого заказа в Риме, художник отъезжает в Испанию. В хрониках Толедо упоминается 2 июля 1577 года. В этом же году он завершает свой большой проект — алтарный образ под названием «Успение Богородицы».

Несмотря на то, что личная жизнь живописца находится под занавесом тайн, его имя часто появляется в финансовых сделках. История не сохранила и его личных писем.

С 1585 года он стал жить, как говориться, на широкую ногу – арендует дворцы у маркизов, требует высокой оплаты за свои картины и портреты, ведет себя очень вызывающе.

Король Испании Филипп II заказал ему оформление монастыря-дворца Эскориала. Оно началось в 1563 году.

Но его полотно под названием «Мученичество святого Маврикия» не пришлось по вкусу королю, и свой заказ он передал другому художнику — Ромуло Чинчиннато.

С 1607 года началась черная полоса в жизни Греко. Здоровье художника пошатнулось, и начались финансовые затруднения. Он стал брать взаймы деньги у друзей, а в 1611 году у него уже была 2-летняя задолженность по аренде жилья.

Умер Эль Греко 7 апреля 1614 года в Толедо. Его останки утеряны вместе з разрушением монастыря Сан-Торквато, в котором он был похоронен.

Источник: https://kratkoe.com/el-greko-kratkaya-biografiya/

Эль Греко (1541-1614)

Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Кандии (теперь это город Ирак-лион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. В 1582 году он сам сообщил о том, что родился на Крите, а в 1606 году объявил о своем шестидесятипятилетии.

К этому времени он жил в Испании, где его настоящее имя было слишком сложным для произношения. Поэтому живописец стал называть себя Доменико Греко, или просто Эль Греко (Грек). Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами, иногда добавляя в подписи гордое «Кге»» (Критянин). Нам мало что известно о первых 25 годах его жизни.

Отец Эль Греко был сборщиком податей, поэтому можно предположить, что его сын смог получить неплохое образование. Позже художник водил дружбу со многими учеными, а его личная библиотека, описанная после смерти, включала в себя 131 книгу по истории, литературе, философии, живописи и архитектуре на греческом, латинском, итальянском и испанском языках. Этот факт говорит о многом.

В официальных документах имя Эль Греко впервые упоминается 6 июня 1566 года, и там его называют «мастером Доменико Теотокопули, художником». Несколько сохранившихся работ этого периода показывают, что в это время стиль художника оставался в рамках традиционной византийской иконописи.

Само по себе это несколько странно, ибо семья Эль Греко принадлежала к римской католической, а не к греческой православной церкви.

Около 1568 года Эль Греко появился в Венеции и оставался там, скорее всего, до 1570 года. Переезд Эль Греко с острова на материк не должен вызывать удивления. Остров Крит был владением Венеции, начиная с 1204 года, и играл ключевую роль в венецианской торговле. Венецианская школа живописи переживала в те годы эпоху расцвета. Есть сведения, что Эль Греко учился у Тициана.

В ноябре 1570 года художник оказался в Риме, где прожил следующие пять или шесть лет. Здесь он подружился с художником Джулио Кловио, который обратился к своему покровителю, кардиналу Алессандро Фарнезе, с просьбой приютить чужестранца на первых порах.

В этом письме Кловио упоминал об автопортрете Эль Греко, произведшем огромное впечатление на всех римских художников». Кардинал Фарнезе внял этой просьбе, предложив художнику жить в его дворце. О жизни Эль Греко в Риме, кроме того, известно, что в 1572 году он стал членом Академии святого Луки и что он ненадолго возвращался в Венецию.

Благодаря своей близости к кардиналу Фарнезе, Эль Греко свел знакомство со многими римскими учеными и теологами. Библиотекарь кардинала и один из образованнейших людей своего времени, Фульвио Орсини, приобрел семь картин художника.

И все-таки Эль Греко так и не получил в Риме ни одного большого заказа, что, видимо, и послужило причиной его отъезда в Испанию. 2 июля 1577 года его имя впервые упоминается в хрониках Толедо. В Толедо дела художника очень скоро пошли в гору.

В 1577 году он закончил свою первую большую картину, алтарный образ «Успение Богородицы», и тогда же приступил к одной из самых знаменитых своих работ – полотну «Снятие одежд с Христа» для Кафедрального собора в Толедо. Эта картина, увиденная публикой в 1579 году, пользовалась такой популярностью, что Эль Греко не успевал писать копии с нее для коллекционеров живописи.

Вскоре после приезда в Толедо художник познакомился с Иеронимой де лас Куэвас, ставшей спутницей его жизни и матерью его сына, Хорхе Мануэля, родившегося в 1578 году. То, что официальный брак они не заключили, породило немало романтических легенд. Так, говорили, что Эль Греко, будучи иностранцем, не смог добыть необходимые для этого документы.

Еще утверждали, что художник уже был женат и бросил свою первую, не оставившую никакого следа в истории, семью то ли на Крите, то ли в Италии. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. При этом имя Эль Греко появляется в сотнях документов, но все эти упоминания связаны исключительно с его финансовыми сделками. Не сохранилось и личных писем живописца.

Правда, мы знаем, что он обладал острым умом и гордым сознанием того, что занимается великим делом. Последнее, впрочем, иногда граничило с элементарным высокомерием. С 1585 года Эль Греко, чтобы ничем не уронить себя, старался жить на широкую ногу, арендовав часть дворца у маркиза де Вильены, а от заказчиков требовал непомерно высокой оплаты своих трудов.

Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам. Были в жизни Эль Греко и разбирательства другого рода. Церковные власти порой выражали недовольство картинами художника, настаивая на том, чтобы выполненные для церкви работы более соответствовали сложившейся традиции и ортодоксальным взглядам.

Но слава Эль Греко столь выросла, что даже это не мешало ему по-прежнему получать престижные заказы. Да и то сказать – Толедо был одним из славнейших испанских городов, но настоящими художниками оказался обделен. Вместе с тем Эль Греко стремился к тому, чтобы раздвинуть узкие рамки местного признания, обращая при этом взоры на всесильного Филиппа II, короля Испании.

Филипп II, большой ценитель искусства, искал в то время художников для оформления Эскориала, большого монастыря-дворца, расположенного неподалеку от Мадрида.

Строительство Эскориала началось в 1563 году, и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было связано с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан). Но надежды эти не оправдались. В 1580-82 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия».

Королю оно откровенно не понравилась, и он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато. По мнению современника Эль Греко, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета».

Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Таким образом, традиция оказалась принесена в жертву стилю, чего не смог принять Филипп II, любивший религию больше, чем живопись.

После этого Эль Греко вернулся в Толедо, и уже навсегда. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. В эти годы в городе началась перестройка многих церковных зданий, что открыло перед художником необозримое поле деятельности. Поступали ему заказы и из других мест. Один из них стал для Эль Греко роковым.

В 1603 году он согласился написать алтарный образ для церкви госпиталя в Ильескасе, городке, расположенном приблизительно в 20 милях к северу от Толедо. Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.

Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного им жилья.

Эль Греко умер в Толедо 7 апреля 1614 года и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Ангигуо. Неприятности не оставили великого художника и после смерти. Разногласия, возникшие с местным клиром, вынудили Хорхе Мануэля перевезти тело отца в ближайший монастырь Сан-Торквато. Этот монастырь в XIX веке был разрушен, и останки Эль Греко оказались утеряны.

Источник: https://www.art-spb.ru/article/97

Эль Греко: жизнь и творчество художника

Эль Гре́ко (настоящее имя Доменикос Теотокопулос, встречается также вариант Доменико Теотокопули; 1541—1614) великий испанский художник. По происхождению — грек родом с острова Крит.

Эль Греко не имел последователей-современников, и его гениальность была заново открыта почти через 300 лет после его смерти — мастер занял почётное место в ряду важнейших представителей европейского маньеризма.

Содержание

Грек по происхождению. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. В 1567-1570 жил в Венеции, возможно, был учеником или последователем Тициана, испытал влияние Тинторетто, Я.

Бассано, посетил Парму, где высоко оценил Корреджо. В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Луки.

Пребывание в Риме чрезвычайно расширило кругозор молодого художника, связанного с гуманистической средой кардинала Алессандро Фарнезе и пережившего сильное влияние Микеланджело и поздних маньеристов. С 1577 жил и работал в Испании.

Творчество Греко

Расцвет творчества Эль Греко наступил в Испании, куда он отправился в 1577 году. Не получив признания при дворе в Мадриде, он поселяется в Толедо, где в скором времени получает заказ на сооружение главного алтаря в монастыре Санто-Доминго эль Антигуо.

Благодаря алтарным картинам «Троица», «Воскресение Христа» и др. художник приобрел широкую известность.

ТроицаВоскресение ХристаКоронация Девы Марии

В 1579 г. для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»).

Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Тяжбу художник выиграл.

Впоследствии мастер сделал 17 повторений картины («Снятие одежд с Христа»).

Эль Греко был выдающимся портретистом. В Толедо он создал целую портретную галерею своих знаменитых современников: кардинала Таверы, ученого А. де Коваррубиаса, поэта И. де Себальоса. Один из самых знаменитых — портрет инквизитора Ниньо де Гевары.

Свою красавицу-жену, аристократку Иерониму де Куэвас, художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». На многих картинах изображен их единственный сын Хорхе Мануэль.

Художника занимают мотивы мученичества святых («Мученичество св. Маврикия»), тема «святого семейства» («Святое семейство»), сюжеты из жизни Иисуса Христа («Несение креста», «Моление о чаше»).

Особое место в искусстве Эль Греко занимают образы святых; художник нередко изображает их беседующими друг с другом («Св. Иоанн и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел»). В творчестве Эль Греко нашли отражение местные предания, связанные с христианской верой и христианской церковью («Погребение графа Оргаса»).

Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые, ирреальные формы, не были поняты современниками.

Последней значительной работой Эль Греко стал пейзаж «Вид Толедо». Тяжело больной, почти лишенный возможности передвигаться, Эль Греко до последнего дня продолжал творить. Скончался художник 7 апреля 1614 г. и был похоронен в церкви Санто-Доминго эль Антигуо, украшенной его первыми живописными произведениями.

Техника живописи художника

Эль Греко учился в мастерской Тициана, но, однако, техника его живописи существенно отличается от техники его учителя. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.

Читайте также:  Лидия арефьева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Большинство его произведений исполнены следующим образом: линии рисунка наносились на поверхность белого клеевого грунта, который затем покрывался имприматурой коричневого цвета — жжёной умброй.

Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.

Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, и полутона при этом приобретали удивительный, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре.

В тенях коричневая подготовка часто оставалась совершенно нетронутой. Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Местами он состоит практически из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт и имприматуру.

Важную роль в технике живописи Эль Греко играет крупнозернистый холст, который активно формирует фактуру живописной поверхности.

Колорит картин Эль Греко чрезвычайно богат и насыщен — на красочной поверхности вспыхивают оранжевые, красные, розовые мазки различных оттенков; переливаются и мерцают оливковые, жёлтые, зелёные и фиолетовые одежды, выполненные лессировками. Благодаря таланту художника всё это соединяется в единой цветовой гармонии.

Библиография

  • Киплик Д. И. Техника живописи старых мастеров // Техника живописи. — М.; Л. : Искусство, 1950.
  • Фейнберг Л. Е. Секреты живописи старых мастеров / Л. Е. Фейнберг, Ю. И. Гренберг. — М. : Изобразительное искусство, 1989.
  • Долгополов И. Эль Греко // «Огонек» — 22.12.1979, № 52, с 8-9

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.

wikipedia.org

Эль Греко: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эль Греко: жизнь и творчество художника

5 (100%) 1 голос(ов)

Источник: https://allpainters.ru/greko-jel.html

Эль Греко: аскет эпохи Возрождения – Православный журнал “Фома”

Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580. Предположительно автопортрет Эль Греко

В этом году исполнилось 400 лет со дня кончины Эль Греко.Про великого мастера эпохи Возрождения со странным именем, наверное, слышали все.

Его портреты и работы на религиозные темы можно найти во всех учебниках по искусству Ренессанса. И сегодня, глядя на его гениальные холсты, трудно понять, почему мировая слава пришла к нему лишь спустя три столетия после его смерти.

Что он был за человек? Почему носил такое прозвище? В чем видел смысл своего творчества?

О художнике рассказывает историк, богослов Тимофей Китнис.

Триста лет забвения

У Эль Греко есть очень известная работа — «Портрет старика», 1604 года. Она считается автопортретом мастера, так что, рассмотрев ее, можно представить себе, каким он был.

Но вместе с тем, если вглядеться в лица героев его работ последнего десятилетия — например, апостола Павла или евангелиста Луки, то станет очевидно, что они похожи на «Портрет старика», а значит, и на самого Эль Греко.

Личности апостолов по какой-то внутренней причине были для него особенно значимы.

Почему так произошло? Тому есть несколько причин. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни в одну из школ. В живописи он был, если можно так сказать, аристократом, далеко не всякий мог его понять и воспринять.

Во-вторых, из-за своих независимых взглядов он так и не стал придворным художником короля Филиппа II, который, кстати, очень ценил некоторые его работы. Так или иначе, имя Эль Греко три столетия не вспоминали.

В этом смысле его судьба схожа с участью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению — до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала в руки Мендельсону и он фактически заново не открыл этого гения. Точно так же в XIX уже веке два испанских исследователя пролили современникам свет на творчество Эль Греко.

Ученые увидели его работы из апостольского цикла, были поражены уровнем мысли и мастерства — и принялись за изучение. В результате холсты Эль Греко стали высоко цениться и дорого продаваться — конечно, вполне заслуженно.
Имя этого художника сегодня занимает одно из ключевых мест в истории живописи. Слава Богу, что так.

Его работы можно увидеть в лучших музеях Европы. И, пожалуй, именно эти холсты могут теперь, по прошествии стольких лет, наиболее полно рассказать нам об этом фантастическом мастере, ни на кого не похожем. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.

Между Западом и Востоком

Апостолы Пётр и Павел. 1592

Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год. Условной — потому что в 1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. От этого события и отсчитали время его появления на свет, но проверить данный факт уже вряд ли возможно.

Крит в то время принадлежал Венецианской республике. Там сосуществовали две христианские общины — католическая и православная. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына в своей традиции.

Однако он с ранних лет, как только взял в руки кисть, находился под особым обаянием Критской иконописной школы, возникшей внутри греческой православной культуры. В то время — в XVI веке — она переживала свой расцвет.

К его первым учителям относят иконописца Михаила Дамаскиноса, косвенное влияние оказал на него Феофан Критский. Некоторые исследователи творчества Эль Греко придерживаются мысли, что он до конца жизни сохранял верность тем основам, которые были в него заложены на Крите. Что, в общем-то, справедливо.

К примеру, у него осталось то особое ощущение света и пространства, особый символизм, которые были в иконографическом искусстве того времени. Кроме того, Эль Греко присуща тонкость и точность ликов, что тоже перекликается с критской традицией.

Однако на Крите он провел только часть жизни. К 26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне и профессионально расти. Чтобы развиваться как живописец, он в 1567 году переехал в Венецию. В его работах очевидны следы пребывания там: он учился в мастерской Тициана и одно время находился под сильным впечатлением от его творчества.

Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Однако вряд ли это справедливо. Талант Эль Греко настолько самобытен, что если он когда-то кого и копировал, то только самого себя. Со временем он внутренне разошелся с Тицианом. Эстетика великого венецианца все же была ему чужда, хотя он и считал его гениальным живописцем, мастером рисунка.

Но сам Эль Греко склонялся к более глубоким исследованиям человеческой натуры. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным — скорее внешним, чем внутренним. Эль Греко же был в своих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Кроме того, огромное влияние за время пребывания в Венеции на него оказал Тинторетто.

Многие приемы — игру света и тени, мазки, тему и стиль позднего маньеризма он взял у этого итальянского художника.

Он свободно владел четырьмя языками — греческим, латынью, итальянским, позднее и испанским. Постоянно собирал библиотеку, которая в свое время была одной из самых блестящих в Толедо, куда он со временем перебрался на постоянное место жительства. Она включала 131 том только наиболее ценных экземпляров на разных языках, не считая прочих книг.

Путь к апостолам

В связи с этим художником часто возникает вопрос, почему же он, грек по происхождению, более склонялся к живописи, чем к иконописи? Дело в том, что Эль Греко вырос в среде римо-католиков, иконопись и западная живопись были ему равно близки. При этом он был человеком Ренессанса.

И хотя, безусловно, он всю жизнь находился под впечатлением от Критской иконописной школы, она была не единственной, оказавшей на него влияние. В искусстве он пошел своим самобытным путем.Здесь нужно отметить одну важную деталь: творчество Эль Греко во многом загадочно, в своей манере письма оно не имеет предшественников, хотя следы и Тициана, и Тинторетто там определенно есть.

Не осталось у него и учеников. В некотором смысле Эль Греко можно сравнить с Ван Гогом — тот тоже был абсолютно самобытен и лишь условно связан с предшественниками и современниками. Как и в случае с Ван Гогом, Эль Греко многие не понимали. К примеру, когда он уже жил в Толедо, к нему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления.

Они, оба люди эпохи Возрождения, беседовали об искусстве, философии, богословии… И гость был поражен нестандартностью мыслей Эль Греко, который сначала полностью раскритиковал Аристотеля, а затем принялся за Микеланджело: дескать, он, конечно, был хорошим человеком, но дурным живописцем. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять.

Кстати, Эль Греко позже вступил в соревнование с Микеланджело — когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати». Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело в Сикстинской капелле — речь в обоих случаях идет о конце времен.У Эль Греко была возможность пожить в Риме: он перебрался туда в 1570 году, когда покинул Венецию.

Город оказал на него огромное воздействие. Он ходил мимо благородных руин, описывал, срисовывал, как и положено, значимые античные объекты… Но там он долго не задержался. С 1575 года и до конца своих дней — до 1614 — он прожил в Толедо. Именно этот город стал для него в определенном смысле второй родиной.

Толедо и сейчас — один из самых блестящих городов Испании, а в то время… Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату.

Эль Греко поселился в «мистическом» доме — в поместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Художник прожил в его доме до конца своих дней. Там, в мастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.

К этому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Он стал зрелым художником и при этом был полон сил, энергии. В это время он создал один из самых известных своих холстов — «Апостолы Петр и Павел». Конечно, у него были и другие весьма значимые работы, и немало.

Но тема учеников Христа проходит через всю его жизнь, в конце которой он создал целый апостольский цикл. Сейчас он находится в Толедо. Можно сказать, этот цикл подвел черту в художественной биографии Эль Греко.

И, пожалуй, символично, что на этих холстах изображены люди, посвятившие себя проповеди Христа.

Записала Алла Митрофанова

«Благовещение»

В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль о том, что в лице Богородицы человечество сделало Богу… приношение. Ведь в деле спасения людей участвует не только Господь, но и мы сами — это соработничество.

Потребовалось много тысяч лет, прежде чем человечество, ценой серьезных внутренних усилий и подвига отдельных людей, смогло произвести на свет такое чистое Дитя. И как только это произошло, стало возможно пришествие в мир Спасителя — Бог вышел навстречу человеку.

Архангел Гавриил, каким мы видим его на холсте Эль Греко, понимает это и не может удержаться от движения к Божией Матери.

«Христос исцеляет слепого

К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им в Италии. Самый известный — тот, который сейчас находится в Парме (1570–1575). Вообще, Эль Греко на протяжении всей своей жизни обращался к образу Христа, Он был для мастера центральной фигурой. Это хорошо видно в «Исцелении слепого».

На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Слева — человек, который куда-то показывает и призывает следовать за собой. А Христос пребывает как будто отдельно от них. В этой композиции проявляется важная черта живописи Эль Греко — его глубокая внутренняя религиозность и понимание сути христианства.

Мастер подчеркивает, что Спаситель, с одной стороны, остается в нашем мире, но с другой — миру не принадлежит. И Его Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом с Ним. На глазах у них происходит чудо — человеку даруют зрение. Но каждый из них в этот момент находится внутри себя, они видят Христа — но в то же время не видят.

Как Понтий Пилат, который спрашивал, что есть истина, в тот момент, когда Истина в лице Христа стояла перед ним.

«Несение креста»

В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. На холсте мы видим Спасителя в благородном алом одеянии. В сочетании с окружающим мраком это выглядит — наверное, правильно будет сказать — мистически. Вообще, многие искусствоведы, кто занимался творчеством Эль Греко, отмечали, что в Испании к нему пришел именно мистический настрой.

И эта внутренняя настроенность явно отразилась в его работах. Чем ближе мастер к концу жизни, тем более иррациональным становится его творчество.
В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает к Небесному Отцу и молится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает.

(Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции.) И это всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Но при этом Христос, опять же, и вместе с людьми — и как бы вне их.

Видно, что Он Человек, Он страдает как человек: видны следы крови от тернового венца, глаза полны слез… Но Сам Он при этом светел. Как это возможно?.. Наверное, только в том случае, если Он Сам — источник этого света.

«Поклонение имени Христа»

Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. В «Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд.

И все люди, умершие и живые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них и Карл V, отец Филиппа II) — время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В этой работе совмещены сцены рая и ада, небесного и земного.

Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, а тех, кто Его отверг, поглощает пасть ада.

«Снятие одежд с Христа»

Уже будучи в Толедо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд с Христа», или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят к распятию. И вновь фигура Христа здесь — центральная.

Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями и делами. Некоторые из них застыли в своих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом.

Однако это не вполне справедливо — все же он абсолютно самобытный, стоящий вне какой бы то ни было школы художник. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. От Него исходит Божественная благодать, она изливается на всех людей, которые Его окружают.

При этом видно, что Господь в молитве обращается к Богу-Отцу. Как и в сюжете с исцелением слепого, Он, находясь среди людей, пребывает в постоянном общении с Отцом Небесным. С богословской точки зрения это очень точная мысль.

Источник: https://foma.ru/el-greko-asket-epoxi-vozrozhdeniya.html

Ссылка на основную публикацию