Елена метелкина – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Елена Метёлкина

Опубликовано пользователем сайта

Про звездBelochkina 51 9 декабря 2014, 08:51

Елена  Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве.

Среди своих сверстников девочка с раннего детства выделялась необычной внешностью, хрупкостью, лебединой шеей, огромными глазами, смотревшими на мир с чистой и застенчивой улыбкой.

Лена была нелюдимой, мечтательной, и потому шумным компаниям и детским играм предпочитала уединение и постоянное чтение книг. У неё не было друзей. Её единственными друзьями детства были книги. Она была не такой, как все. 

Окончив школу, Лена выбрала скромную и незаметную профессию библиотекаря.

Но на глазах происходило чудо, из вчерашней худощавой, нескладной школьницы в огромных очках Елена превращалась в очаровательную женщину, в создание воистину неземное.

Необычайная внешность Елены, раньше вызывавшая удивление, неприятие и даже насмешки, теперь вызывала восхищение и зависть, и вполне закономерно привлекла внимание дизайнеров моделей одежды.

Так Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей.

Но когда в 1973 году она успела в считанные секунды промелькнуть в эпизоде лирической кинокомедии «Берега» режиссёра Екатерины Сташевской, она не думала ни о какой славе и известности, тем более о славе кинематографической.

Среди стайки подружек, пытающихся привлечь внимание молодого офицера, её героиня, не произносящая в кадре ни единого слова, выделяется не столько внешностью, сколько глазами, смотрящими с экрана с робким, почти затаённым восторгом.

Год 1976 стал переломным в жизни Елены. Она вышла на подиум главного магазина страны – ГУМа, вскоре став там одной из ведущих демонстраторов одежды. Елена считалась очень перспективной моделью, и во второй половине 1970-х годов блистала не только на показах ГУМа. Её фото украшали обложки и страницы модных журналов и альбомов, издаваемых в Москве, Риге и других городах.

Но никто, даже она сама, ещё не подозревал, что самое главное в её жизни событие ещё впереди…

В 1978  году режиссер Ричард Викторов приступил к работе над новым фильмом, получившим название «Через тернии к звездам». Соавтором сценария нового фантастического фильма стал советский писатель-фантаст Кир Булычев. 

Художник-постановщик фильма Константин Загорский в образе инопланетянки изобразил «портрет» тонкой, хрупкой девушки абсолютно пропорциональное сложение, длинная шея, маленькая лысая голова, красивое, но необычное лицо, огромные глаза и, что немаловажно, почти без половых признаков.

Поиски главной героини продолжались долго и мучительно. Даже в газете «Московский комсомолец» была опубликована заметка-объявление: «Вы знаете инопланетянку?»

И вдруг ассистенты режиссёра, просматривая журнал мод, случайно нашли фотографию Елены, сразу узнав в ней нарисованную инопланетянку! Прочтя сценарий, Лена почувствовала, что должна будет сыграть саму себя. Что с неё не только «заочно» срисован эскиз, вся роль списана с её жизни… И, чтобы сыграть её, не имея кинематографического опыта, она решила просто полностью довериться режиссёру.  

«Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – вспоминала потом Елена.

«Актриса внешне сдержанна, но внутренне кипит, вся в порыве, динамике. Ее необычная внешность тотчас приковывает к себе внимание, ее поведение в кадре удивительно гармонично и естественно», – писалось в одной из газетных рецензий на четвёртый день после выхода фильма на экраны Москвы.

Необычная внешность Елены, её видимая и не всем понятная неземная красота и своеобразная пластика, её глаза, способные вместить всё, от нежной и робкой любви до пугающей космической бездны, ее старательное следование замыслам режиссёра и сценариста, ее внутренний мир, который не раскроешь на подиуме, позволили показать на экране истинное воплощение представлений о неземном существе. 

Фильм «Через тернии к звёздам» вышел на экраны Москвы в день 20-летия полёта Гагарина, 12 апреля 1981 года, в тот же день окупив затраты на его съёмки. Всего за год кинодилогия Ричарда Викторова собрала 20 500 000 зрителей.

А никому прежде неизвестная Елена Метёлкина заняла четвертое место в списке наиболее популярных актёров года, опередив даже самого Иннокентия Смоктуновского.

Не говоря о том, что актёрская традиция высшим признанием считает отождествление зрителем актёра с его персонажем…

В 1980 году, во время съёмок в Крыму, Елена повстречала человека из Запорожья. Для неё это была настоящая любовь. Для него – всего лишь даровая возможность получить квартиру в Москве и московскую прописку. Сын Елены – Александр родился в 1982 году уже после того, как брак был признан недействительным…

В 1982 году, на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.

В том же году создателям фильма «Через тернии к звёздам» была присуждена государственная премия СССР, однако Елены в числе награждённых не было. Кинематографисты восхищались ею, но сниматься не приглашали.

За Еленой укрепился образ «инопланетянки», но фантастических фильмов тогда почти не снимали….

Только в 1984 году Елена исполнила роль Полины – сотрудницы Института Времени в детском телевизионном фильме «Гостья из будущего», поставленном режиссёром Павлом Арсеновым по повести Кира Булычёва.

Писатель исключительно ради Елены вместо Николая Николаевича ввёл в сценарий образ Полины. Несмотря на фантастичность сюжета, Полина во многом неожиданна. Это уже не испуганная и одинокая девушка из пробирки.

За очарованием, женственностью и хрупкостью, мягким, никогда не повышающимся голосом стоит сложный, жёсткий характер, сила которого видна и в быстрой, решительной и изящной походке, и иногда в холодном, проницательном, подчёркнуто прямом взгляде. Только во всём остаётся нечто от иного мира, пусть не иного пространства, так иного времени.

Можно сказать, что и Полина во многом списана с Лены, успевшей не только выдержать испытание славой, но и познать на себе зависть, подлость, предательство…

Кадры из фильма “Гостья из будущего” (1984 год), с 1 мин 31 сек.

В том же году один из партнёров Елены по «Гостье из будущего» – актёр Евгений Герасимов уже как режиссёр ставит лирическую комедию «Очень важная персона». Как не похож на Полину лирический образ молодой учительницы музыки Иры, угодившей по распределению в сельскую местность, тихой, столичной, прячущейся за огромные очки и разговаривающей едва не вполголоса.

Словно ещё одна грань дарования актрисы, отражающая свет под совсем иным углом… Однако, к сожалению, больше предложений от режиссёров для Лены не поступало.

Её приглашали в Государственный институт театрального искусства, но в артистической среде Лена почувствовала себя чужой.

Еще тогда, на съемках, гримеры и костюмеры ей говорили: «Почему ты решила, что будешь нарасхват в кино? Возвращайся в Дом моды и работай манекенщицей».

Она вернулась в ГУМ, где проработала ещё десять лет. Её фото снова стали появляться в модных журналах и альбомах, в выдержавшей пять изданий только в Москве книге Маргариты Максимовой «Азбука вязания», пользовавшейся невероятной популярностью у рукодельниц. 

В начале 1990-х годов Елена устроилась на работу секретаршей к бизнесмену Ивану Кивелиди (руководителю Росбизнесбанка).

Из интервью Елены ЭГ, 2013 г.:

– Кивелиди коварно убили в 1995 году. Нанесли на телефонную трубку яд (по некоторым данным, полоний). Кроме него, погибла моя коллега — секретарь Зара, а позже — эксперт, который вскрывал их тела. Бог меня тогда спас. Окружающие думали, что у меня с женатым Иваном роман, хотя ничего такого не было.

Ему нравилось, что все так считают, с супругой у них были свободные отношения. Случалось, босс подвозил меня на своей машине. Однажды попросила у Ивана крупную сумму, и он без проблем дал. Не пересчитывая, протянул пачку банкнот. Потом я все до копейки вернула.

Так получилось, что я последней поговорила с его секретаршей Зарой по телефону. Повесив трубку, она потеряла сознание, и ее уже не смогли спасти. То же произошло и с Кивелиди. Когда я увидела по телевизору сообщение об их смерти, упала на колени, долго не могла прийти в себя.

Меня потом в милицию вызывали, спрашивали про окружение Ивана, но я ни про кого дурного слова не сказала…

После гибели шефа работала уборщицей в храме Московского подворья Валаамского монастыря и в Лиге кооператоров, воспитателем в школе-интернате для больных детей, манекенщицей и продавщицей в магазине одежды, продавщицей в обувном магазине. 

Елена в программе “Модный приговор”

Елена с сыном Александром

Из интервью Елены ЭГ, 2013 г.:

“Саша окончил экономический институт. С 16 лет подрабатывал автослесарем. И так полюбил это дело, что до сих пор восстанавливает раритетные машины. Сейчас хочет попробовать себя и в чем-то другом. Жаль, что в 31 год Саша пока не женат и не обзавелся детьми. Прошу сына влюбиться!”

Елена с “Алисой” – Натальей Мурашкевич (в девичестве – Гусевой, 42 года)

“Антикризисная коллекция Вячеслава Зайцева”, 2009 год

В настоящее время Елена работает менеджером по работе с клиентами в образовательном центре изучения иностранных языков.

Оставьте свой голос:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/102440_elena-metyolkina

Елена Метёлкина – биография

Елена Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве.

Отец — Владимир Дмитриевич Метёлкин, по образованию военный инженер, он прошёл всю войну, был участником Сталинградской битвы. Мать — Клавдия Андреевна Метёлкина, работала продавцом в магазине, затем стала домохозяйкой. Елена была в семье единственным ребёнком.

Окончив школу, работала библиотекарем. В 1973 году в 20-летнем возрасте снялась в коротком эпизоде в фильме «Берега». В 1974 году попала на подиум, за неделю освоив профессию «демонстратора одежды». Работала моделью в ГУМе.

Елена Метёлкина

В 1979 году Кир Булычёв и Ричард Викторов, просматривая журнал мод, наткнулись на её фотографию и поняли, кто может сыграть инопланетянку Нийю в их будущем фильме «Через тернии к звёздам».

В 1979 году летом фильм снимали в Крыму, в 1980 году в Таджикистане (пейзаж планеты Десса), зимой 1981 года было озвучивание и к 12 апреля, к 20-летию полёта Гагарина, фильм вышел на экраны. За год фильм собрал 20,5 миллионов зрителей.

По итогам года Елена Метёлкина заняла 4-е место по уровню популярности среди киноактёров.

В 1982 году на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль в научно-фантастическом фильме.

Елена Метёлкина (Полина) и Наталья Гусева (Алиса Селезнёва). Кадр из фильма «Гостья из будущего»

В 1983 году Елена играла дочь в семье иностранцев в короткометражном фильме Александра Майорова «Золотые рыбки» по рассказу Кира Булычёва. Однако все эпизоды с иностранцами были вырезаны по требованию редакционного совета.

В 1984 году Елена Метёлкина исполнила роли учительницы музыки Ирины в фильме Евгения Герасимова «Очень важная персона» и сотрудницы института времени Полины в детском многосерийном телефильме «Гостья из будущего» режиссёра Павла Арсенова. После съёмок вернулась к работе моделью.

Вне кинематографа

В начале 1990-х годов устроилась на работу секретарём-референтом к бизнесмену Ивану Кивелиди.

После гибели руководителя работала уборщицей в храме Московского подворья Валаамского монастыря и в Лиге кооператоров, воспитателем в школе-интернате для больных детей, манекенщицей и продавщицей в магазине одежды, продавщицей в обувном магазине, менеджером по работе с клиентами в образовательном центре «Интенсив», в учебном центре «Лингвист» и в «ВКС-International House». В настоящее время работает в хоре приходской церкви в Москве.

Личная жизнь

Свою первую любовь она встретила в Крыму, где оказалась в 1980 году, снимаясь в ленте «Через тернии к звездам». Парень из Запорожья произвел на девушку неизгладимое впечатление, поэтому она быстро согласилась стать его женой.

Вскоре оказалось, что муж женился на ней исключительно ради московской прописки, в результате актриса через суд добилась признания брака недействительным. Однако не жалеет об этой ошибке молодости, так как от брачного афериста она родила своего единственного сына Александра.

Во второй раз замуж Елена так и не вышла.

– Однажды на пляже, где я отдыхала вместе с коллегами, ко мне подошел молодой человек познакомиться. Через какое то время я получила от Сергея предложение и вышла за него замуж. Вскоре я забеременела. Ребенок не был желанным для мужа.

А вскоре узнала, что у мужа есть другая семья. При разводе он предъявил права на дачу, машину, квартиру… Все это принадлежало моей семье. И только Верховный суд признал незаконность этого союза, – вспоминала Елена Метёлкина.

ФИЛЬМОГРАФИЯ

1973 — Берега — эпизод 1981 — Через тернии к звёздам — Нийя 1984 — Очень важная персона — Ирина, учительница музыки 1984 — Гостья из будущего — Полина, сотрудница Института времени 1992 — Прикосновение — Ольга Мальцева, сестра Марины 2002 — Война — эпизод

2013 — Простое женское счастье (короткометражный) — мама Ники

Источник: https://1838.life/article/elena-metyolkina-biografiya/

Сайт Елены Метёлкиной – Биография Елены

Источник: http://elenametelkina.ru/index/biografija/0-11

Популярная советская актриса Елена Метелкина рассказала о своей трагической судьбе и пути к Богу

Судьба иногда совершает такие повороты, что приходится кардинально менять сферу деятельности. Поклонники Елены Метелкиной, которые привыкли видеть ее в образе Нийи в фильме «Через тернии к звездам», не узнали бы ее в образе Полины в фильме «Гостья из будущего».

А фанаты актрисы-инопланетянки никогда бы не узнали, что продавщица в церковной лавке тоже она.

Елена Метелкина с самого детства была для окружающих инопланетянкой. В школьные годы у нее не было друзей, многие считали ее странной, им не нравилась ее внешность, манера общения, поэтому Елена предпочитала читать книги. Именно поэтому после школы она выбрала профессию библиотекаря.

Но вскоре те насмешки одноклассников в ее адрес стали предметом зависти. Для работы манекенщицей высокий рост и худощавое телосложение оказались подходящими.

Елена всегда мечтала быть актрисой, но из-за неудачных попыток поступить в театральный, она все-таки решила попробовать стать манекенщицей.

И знаете, у нее получилось! Она стала одной из самых востребованных и красивых моделей 1970-х гг.

Ее фотографии украшали обложки советских журналов. Метелкина устроилась на работу в Общесоюзный дом моделей одежды, и уже совсем скоро стала ведущей манекенщицей в демонстрационном зале ГУМа. Благодаря ее необычной внешности, на нее обращали внимание все в том числе и заграница: «На ней можно сделать миллионы, но не в СССР».

Благодаря своим фотографиям, красовавшихся на обложках в журналах мод, Елена попала в кино. Девушка понравилась режиссеру фантастического фильма «Через тернии к звездам». Метелкина с успехом прошла пробы и ее утвердили на роль инопланетянки Нийи.

Хоть она была и непрофессиональной актрисой, но с ролью справилась на “Ура”. «Режиссер просил быть совершенно несексуальной. Быть послушной и делать то, что он просит. Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – так позже актриса объясняла секрет своего успеха.

Фильм сразу стал культовым, который вышел на экраны в 1981 г. и . Он принес актрисе неслыханную популярность: за год картину посмотрели больше 20 млн человек. А в 1982 г. на международном фестивале научно-фантастических фильмов в Италии Елену Метелкину наградили за лучшую женскую роль специальным призом жюри «Серебряный астероид».

На съемках картины «Через тернии к звездам» актриса подружилась с Киром Булычевым, спустя 3 года она снялась в экранизации его романа «Гостья из будущего». Ее героиня Полина казалась неземным существом, как будто и правда прибыла из другого времени за Алисой Селезневой.

Елена оставила работу манекенщицы ради съемок в картине «Через тернии к звездам», на этом ее успешная карьера закончилась. Позже она сыграла еще несколько эпизодических ролей, но такого успеха как в начале 1980-х гг не было.

Поэтому Метелкина снова устроилась работать манекенщицей в московский Дом моделей. В 1994 г. демонстрационный зал ГУМа был закрыт, и Елена потеряла работу.

Елена не отчаивалась и стала изучать азы новой профессии. Она окончила курсы секретарей-референтов и устроилась на работу к бизнесмену Ивану Кивелиди.

Но в 1995 г. бизнесмена отравили сильнодействующим ядом, которым была обработана телефонная трубка. Вторая секретарша тоже умерла, а Елена чудом осталась жива, потому что в этот день она была в другом офисе.

После трагического случая она пересмотрела взгляды на жизнь и обратилась к Богу. Она ездила в паломничество по святым местам, а затем стала работать уборщицей – сначала в храме Московского подворья Валаамского монастыря, затем в Лиге кооператоров.

Потом снова устроилась секретарем в Общество ветеранов войны и инвалидов, затем стала воспитателем в интернате для детей-инвалидов.

Личная жизнь Елены тоже была с драмами. Во время съемок в Крыму в 1980 г. она встретила молодого человека, за которого через некоторое время вышла замуж.

Но он оказался брачным аферистом, желающим заполучить с ее помощью московскую прописку. Елена родила от афериста сына, а в 1982 г. ей пришлось через суд добиваться аннулирования брака.

Елена всего один раз пыталась вернуться к работе манекенщицы, но прекрасная инопланетянка больше не была востребована публикой, да и возраст уже был не тот. В 46 лет она стала работать продавцом-консультантом.

Спустя время Елена устроилась на должность менеджера по работе с клиентами в центр изучения иностранных языков. Сейчас она поет в церковном хоре одного их храмов Москвы и работает в иконной лавке, скоро Елене исполнится 64 года.

Возможно человеку нужно многое попробовать в жизни, поработать в разных сферах, чтобы найти что-то действительно по душе.

Источник: https://obaldela.ru/eto-uzhasno-populyarnaya-sovetskaya-aktrisa-rasskazala-o-svoej-sudbe-a-vy-pomnite-inoplanetyanku-iz-80-h/

Зигзаги судьбы Елены Метелкиной. Вот чем занимается сейчас «советская инопланетянка»!

Советский человек знает Елену Метелкину как известную российскую киноактрису и манекенщицу. Но уже много лет о ней ничего не слышно. А всё потому, что звездный час женщины был недолог. Сегодня мы расскажем вам, как сложилась судьба той, которая когда-то блистала на экранах и обложках журналов.

Елена Метелкина с детства была необычным ребенком. В школе она ни с кем не дружила, была очень тихой. В свободное время читала книги. Не странно, что девушка пошла учиться на библиотекаря.

Ее интересная внешность и манера общения удивляла всех. Но потом выяснилось, что ее стройные ноги и высокий рост как нельзя лучше подходят для работы фотомоделью.

В итоге она стала одной из лучших моделей 70-х годов. Ее лицо украшало страницы журналов. Иностранные издательства приглашали Метелкину поработать за границей.

«Она может принести огромные деньги, но не здесь», — говорили продюсеры.

После Метелкину взяли работать в Общесоюзный дом моделей одежды. Далее карьера начала развиваться еще стремительней: она стала главной манекенщицей в демонстрационном зале ГУМа.

Затем Елена попала в мир кино. Сначала они играла инопланетянку Нийю в фильме «Через тернии к звездам». Его, кстати, посмотрело более 20 миллионов человек. Несмотря на то, что она не училась на актрису, роль у нее получилась отменной. За эту художественную картину ее наградили призом жюри «Серебряный астероид» на фестивале научно-фантастических фильмов в Италии.

На съемках фильма актриса познакомилась с Киром Булычевым. Он предложил ей попробоваться на роль в экранизации его романа «Гостья из будущего». Фильм с ее участием имел огромный успех.

Но, к сожалению, карьера Елены как актрисы не сложилась. Кроме нескольких успешных фильмов у нее были еще короткие роли, но они не принесли ей славы.

Елена решила продолжать работать манекенщицей, но в 1994 году демонстрационный зал ГУМа закрылся, и она стала безработной.

Метелкиной пришлось обучиться на секретаря. После этого ее взял на работу бизнесмен Иван Кивелиди. Спустя год его и еще одного секретаря отравили ядом, которым обработали телефонную трубку. Елене повезло, что в тот день ее не было в офисе.

После этого случая Елена решила обратиться к Богу. Сначала ездила по святым местам, потом убирала в храме за скромную плату. Далее снова решила попробовать себя в качестве секретаря, после – воспитателя в интернате для детей-инвалидов.

Личная жизнь бывшей манекенщицы и актрисы также не сложилась. В 80-х она познакомилась с мужчиной, который позвал ее замуж. Вскоре оказалось, что он аферист.

Женитьба ему была нужна, чтобы получить московскую прописку. Также он желал отнять у нее квартиру, к покупке которой не имел никакого отношения. Через некоторое время они развелись.

От этого мужчины Метелкина родила сына, который сейчас работает автослесарем.

Елена успела еще поработать продавщицей и менеджером по работе с клиентами. Сейчас бывшей звезде 63 года, она поет в хоре и работает в иконной лавке.

Слава, молодость и карьера могут быть быстротечными, как в этом случае. Стоит помнить, что ничто не вечно под луной, и ценить каждый момент жизни!

Источник: https://ronin.ru/zhizn/zigzagi-sudby-eleny-metelkinoj-vot-chem-zanimaetsya-sejchas-sovetskaya-inoplanetyanka.html

Как сегодня живет и выглядит “инопланетянка” советского кино Елена Метелкина

Ее судьба так часто делала крутые повороты, что ей приходилось кардинально менять сферы деятельности.

Поклонники Елены Метелкиной, которые привыкли видеть ее фото в советских журналах моды, не узнали ее в образе Нийи в фильме «Через тернии к звездам» и Полины в фильме «Гостья из будущего».

А фанаты актрисы-инопланетянки никогда бы не догадались, что продавщица из церковной лавки – это тоже она.

Манекенщица Елена Метелкина на подиумеМанекенщица Елена Метелкина на подиуме

Инопланетянкой для всех окружающих Елена Метелкина была с самого детства.

В школе у нее не было друзей, одноклассники потешались над ее внешностью и манерой общения, а она все свое свободное время предпочитала проводить за книгами.

Поэтому ни для кого не было удивительным, что после окончания школы она выбрала профессию библиотекаря.

Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976-1977Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976-1977Елена Метелкина в советских журналах мод, 1976-1977

Но вскоре то, что вызывало насмешки ровесников, стало предметом их зависти.

Высокий рост и худощавое телосложение оказались идеальными для работы манекенщицы. На самом деле она мечтала об актерской профессии, но после неудачных попыток поступить в театральные вузы решила попробовать себя в роли манекенщицы.

И стала одной из самых востребованных моделей середины 1970-х гг. Ее фотографии украшали обложки советских модных журналов и каталогов вязаной одежды. Метелкину приняли на работу в Общесоюзный дом моделей одежды, а вскоре она стала ведущей манекенщицей в демонстрационном зале ГУМа.

На модель с необычной внешностью обращали внимание и за границей, о ней говорили: «На ней можно сделать миллионы, но не в СССР».

Кадр из фильма *Через тернии к звездам*, 1980Постер к фильму *Через тернии к звездам*, 1980

Благодаря своим фотографиям в журналах мод Елена попала в кино. На девушку обратили внимание создатели фантастического фильма «Через тернии к звездам». Метелкина успешно прошла пробы и была утверждена на роль инопланетянки Нийи.

Несмотря на то, что она была непрофессиональной актрисой, роль ей удалась. «Режиссер просил быть совершенно несексуальной. Быть послушной и делать то, что он просит. Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше.

Я слушалась, и все получилось», – так позже актриса объясняла секрет своего успеха.

Фильм вышел на экраны в 1981 г. и сразу стал культовым. Он принес актрисе невероятную популярность: за год картину посмотрели больше 20 млн человек. А в 1982 г. на международном фестивале научно-фантастических фильмов в Италии Елену Метелкину наградили специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.

На съемках фильма «Через тернии к звездам» актриса подружилась с Киром Булычевым, и через 3 года она снялась в экранизации его романа, получившей название «Гостья из будущего». Ее героиня Полина действительно казалась неземным существом, прибывшим за Алисой Селезневой из другого времени.

Кадр из фильма *Гостья из будущего*, 1984Кадр из фильма *Гостья из будущего*, 1984

Читай продолжение на следующей странице

Источник: https://skverweb.ru/2017/10/11/kak-segodnya-zhivet-i-vyglyadit-inoplanetyanka-sovetskogo-kino-elena-metelkina/

Ссылка на основную публикацию

“Я видел лилию, плавающую в черной болотной воде. Все вокруг прогнило, а лилия оставалась чистой, как ангельские одежды. В темном пруду появилась рябь, она покачивала лилию, но ни пятнышка не появилось на ней.”

Из записей Александры Феодоровны Романовой, Царицы и Мученицы.

Елена Владимировна Метёлкина родилась 23 октября 1953 года в Москве. Среди своих сверстников девочка с раннего детства выделялась необычной внешностью, хрупкостью, лебединой шеей, огромными глазами, смотревшими на мир с чистой и застенчивой улыбкой.

Лена была нелюдимой, мечтательной, и потому шумным компаниям и детским играм предпочитала уединение и постоянное чтение книг. У неё не было друзей. Её единственными друзьями детства были книги. Она была не такой, как все. Среди коллектива подобное определение порой может означать едва не приговор.

Но стоит задуматься, ведь и Господь создавал человека не таким, какимчеловек впоследствии стал по собственной воле… Наверное, чувствуя это, Лена ещё тогда перестала бояться, что в мире этом её будут воспринимать, как минимум, странной. Она жила в мире этом, но не принадлежала ему и не сдавалась ему.

Окончив школу, Лена выбрала скромную и незаметную профессию библиотекаря. Но на глазах происходило чудо, из вчерашней худощавой, нескладной школьницы в огромных очках Елена превращалась в очаровательную женщину, в создание воистину неземное.

Необычайная внешность Елены, раньше вызывавшая удивление, неприятие и даже насмешки, теперь вызывала восхищение и зависть, и вполне закономерно привлекла внимание дизайнеров моделей одежды.

Так Лена стала демонстратором одежды Московского Дома моделей. Но когда в 1973 году она успела в считанные секунды промелькнуть в эпизоде лирической кинокомедии «Берега» режиссёра Екатерины Сташевской, она не думала ни о какой славе и известности, тем более о славе кинематографической.

Среди стайки подружек, пытающихся привлечь внимание молодого офицера, её героиня, не произносящая в кадре ни единого слова, выделяется не столько внешностью, сколько глазами, смотрящими с экрана с робким, почти затаённым восторгом. Год 1976 стал переломным в жизни Елены.

Она вышла на подиум главного магазина страны – ГУМа, вскоре став там одной из ведущих демонстраторов одежды. Елена считалась очень перспективной моделью, и во второй половине 1970-х годов блистала не только на показах ГУМа. Её фото украшали обложки и страницы модных журналов и альбомов, издаваемых в Москве, Риге и других городах.

Даже Запад, со своей поставленной на поток индустрией моды, мечтал о Елене. Хотя стоит признать, что профессия демонстратора одежды, или, в просторечии, манекенщицы, тогда считалась малопрестижной, едва ли не неприличной. Елену знали по показам и журналам, но мало кому было известно её имя.

Но никто, даже она сама, ещё не подозревал, что самое главное в её жизни событие ещё впереди.Совпадение, как известно, высшее проявление закономерности.

В те же самые годы в Советском Союзе вышла на экраны научно-фантастическая кинодилогия известного кинорежиссёра Ричарда Викторова: «Москва – Кассиопея» и «Отроки во вселенной».

Мастерство режиссёра (впервые в своём творчестве обратившегося к научной фантастике), серьёзность подхода к специфике жанра, добротность литературного материала, тщательность подхода не только к художественной, но и к технической стороне создали в этих фильмах свою, неповторимую атмосферу.

Не похожую ни на западные безжалостные и бессюжетные фантастические боевики с суперменами, космическими войнами и пришельцами-монстрами, ни на напыщенное «светлое коммунистическое завтра» «Туманности Андромеды», больше напоминающее то ли всеобщий откат к эллинизму, то ли поголовное обращение человечества в восточный мистицизм, ни на угрюмую серьезность и замкнутость «Соляриса». Оба фильма имели колоссальный успех. У касс выстраивались длинные очереди, в которых наравне с детьми стояли взрослые. Но Ричард Николаевич мечтал о расширении сферы кинофантастики в советском киноискусстве, хотел сделать фантастику не самоцелью, но средствами фантастики говорить о более сложных, насущных проблемах, в том числе и о тех, которые появятся в будущем.

В 1978 году он говорил: «Сегодня молодежь не удовлетворяется просто сказками, ее интересует, что будет с миром завтра, и кинофантастика призвана говорить об этом. Проблема и в том, что человек чувствует малые размеры Земли, ее непрочность. А многие прогнозы будущего человечества не всегда оптимистичны. И фантастика обретает поэтому особенно важное звучание».

В том же году Ричард Викторов приступил к работе над новым фильмом, получившим название «Через тернии к звездам». Соавтором сценария нового фантастического фильма стал известный, а может быть, и лучший советский писатель-фантаст Кир Булычев.

Будущий фильм прежде всего затрагивал традиционную и никогда не устаревающую тему контакта с внеземной жизнью.

Гений Кира Булычёва создал неповторимый центральный образ не традиционного всесильного пришельца, прилетевшего а «летающей тарелке» учить грешных землян космическому уму-разуму, а хрупкую, одинокую беззащитную девушку, появившуюся на свет из пробирки («in vitro») и саму нуждающуюся в помощи, найденную в глубинах вселенной земными космонавтами и доставленную ими на нашу планету. Но возникла проблема: кто сможет воплотить этот образ на экране? Нужна была в прямом, а не в переносном смысле неземная красота.

Художник-постановщик фильма Константин Загорский в образе инопланетянки изобразил «портрет» тонкой, хрупкой девушки абсолютно пропорциональное сложение, длинная шея, маленькая лысая голова, красивое, но необычное лицо, огромные глаза и, что немаловажно, почти без половых признаков.

Как тут не вспомнить слова преподобного Максима Грека: «…премудрый Создатель имел ввиду умножение нашего рода другим каким-либо способом, более высоким и превышающим ум человеческий способом, приличным существу, созданным по образу и подобию Божию…» Поиски главной героини продолжались долго и мучительно.

Даже в газете «Московский комсомолец» была опубликована заметка-объявление: «Вы знаете инопланетянку?» Пока ассистенты режиссёра, просматривая журнал мод, случайно не нашли фотографию Елены, сразу узнав в ней нарисованную инопланетянку. Прочтя сценарий, Лена почувствовала, что должна будет сыграть саму себя.

Что с неё не только «заочно» срисован эскиз, вся роль списана с её жизни… И, чтобы сыграть её, не имея кинематографического опыта, она решила просто полностью довериться режиссёру.

«Я не могла охватить сразу всю роль, потому что была маленькой и глупой, а он видел дальше. Я слушалась, и все получилось», – вспоминала потом Елена. «Актриса внешне сдержанна, но внутренне кипит, вся в порыве, динамике.

Ее необычная внешность тотчас приковывает к себе внимание, ее поведение в кадре удивительно гармонично и естественно», – писалось в одной из газетных рецензий на четвёртый день после выхода фильма на экраны Москвы.

Необычная внешность Елены, её видимая и не всем понятная неземная красота и своеобразная пластика, её глаза, способные вместить всё, от нежной и робкой любви до пугающей космической бездны, ее старательное следование замыслам режиссёра и сценариста, ее внутренний мир, который не раскроешь на подиуме, позволили показать на экране истинное воплощение представлений о неземном существе. Сделать то, чего по сей день невозможно добиться никакими многомиллионными спецэффектами. Елену с полным правом можно назвать одним из авторов фильма, ибо Нийя в исполнении любой другой актрисы, пусть даже красивой и гениальной, всё равно осталась бы актрисой, играющей роль. Что во многом свело бы на нет замысел, талант и усилия сценариста и режиссёра, да и само восприятие фильма. Не будем останавливаться на сюжете и художественных достоинствах самого фильма, у каждого, кто его видел, он оставляет яркое, незабываемое впечатление. Но всё же хотелось бы в очередной раз сделать отступление.

Читайте также:  Сати казанова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Научная фантастика по своей природе всегда была подчёркнуто безбожна. Да и фильм, фантастический или реалистический, с прямым призывом к Богу в то время не только бы не вышел на экраны, его просто не позволили бы снять. Следовательно, приходилось говорить иносказательно, начинать издалека, например, в образе инопланетного показывая неземное.

А когда это неземное на глазах по собственной воле вочеловечивается, то невольно вспомнишь и задумаешься: а ведь и сам человек в принципе есть явление неземное и сверхъестественное, сотворённое по образу и подобию… Фильм «Через тернии к звёздам» вышел на экраны Москвы в день 20-летия полёта Гагарина, 12 апреля 1981 года, в тот же день окупив затраты на его съёмки.

Всего за год кинодилогия Ричарда Викторова собрала 20 500 000 зрителей. А никому прежде не известная Елена Метёлкина заняла четвертое место в списке наиболее популярных актёров года, опередив даже самого Иннокентия Смоктуновского. Не говоря о том, что актёрская традиция высшим признанием считает отождествление зрителем актёра с его персонажем.

…В 1980 году, во время съёмок в Крыму, Елена повстречала человека из Запорожья. Для неё это была настоящая любовь. Для него всего лишь даровая возможность получить квартиру в Москве и московскую прописку.

Сын Елены – Александр родился в 1982 году уже после того, как брак был признан недействительным… В 1982 году, на ежегодном международном кинофестивале научно-фантастических фильмов в Триесте (Италия) Елена была награждена специальным призом жюри «Серебряный астероид» за лучшую женскую роль.

В том же году создателям фильма «Через тернии к звёздам» была присуждена государственная премия СССР, однако Елены в числе награждённых не было. Кинематографисты восхищались ею, но сниматься не приглашали. За Еленой укрепился образ «инопланетянки», но фантастических фильмов тогда почти не снимали.

Только в 1984 году Елена исполнила роль Полины – сотрудницы Института Времени в детском телевизионном фильме «Гостья из будущего», поставленном режиссёром Павлом Арсеновым по повести Кира Булычёва. Писатель исключительно ради Елены вместо Николая Николаевича ввёл в сценарий образ Полины.

Несмотря на фантастичность сюжета, Полина во многом неожиданна. Это уже не испуганная и одинокая девушка из пробирки.

За очарованием, женственностью и хрупкостью, мягким, никогда не повышающимся голосом стоит сложный, жёсткий характер, сила которого видна и в быстрой, решительной и изящной походке, и иногда в холодном, проницательном, подчёркнуто прямом взгляде. Только во всём остаётся нечто от иного мира, пусть не иного пространства, так иного времени.

Можно сказать, что и Полина во многом списана с Лены, успевшей не только выдержать испытание славой, но и познать на себе зависть, подлость, предательство. Став только сильнее. Никогда не сетуя на пережитое, но воспринимая его как должное: Господь не даёт не по силам креста.

В том же году один из партнёров Елены по «Гостье из будущего» – актёр Евгений Герасимов уже как режиссёр ставит лирическую комедию «Очень важная персона».

Как не похож на Полину лирический образ молодой учительницы музыки Иры, угодившей по распределению в сельскую местность, тихой, столичной, прячущейся за огромные очки и разговаривающей едва не вполголоса.

Словно ещё одна грань дарования актрисы, отражающая свет под совсем иным углом… Однако, к сожалению, больше предложений от режиссёров для Лены не поступало. Её приглашали в Государственный институт театрального искусства, но в артистической среде Лена почувствовала себя чужой.

Она вернулась в ГУМ, где проработала ещё десять лет. Её фото снова стали появляться в модных журналах и альбомах, в выдержавшей пять изданий только в Москве книге Маргариты Максимовой «Азбука вязания», пользовавшейся невероятной популярностью у рукодельниц. Но начинались пресловутые «лихие 1990-е».

В самом их начале Лена появляется на несколько секунд в эпизоде фильма ужасов «Прикосновение». Развал страны, коллапс экономики, катастрофические последствия «реформ» коснулись и главного магазина Москвы: в 1994 году демонстрационный зал был закрыт. В кино образы и крестьянки, и инопланетянки оказывались в равном положении перед образами «интердевочек».

Елене пришлось окончить курсы секретарей-референтов, и она устроилась на работу к руководителю Росбизнесбанка, крупному бизнесмену Ивану Кивелиди.

Но 1 августа 1995 года тот был смертельно отравлен своим заместителем с применением уникального, не существующего в природе боевого отравляющего вещества, которым была обработана телефонная трубка. Вместе с шефом погибла также его секретарь Зара Исмаилова.

Лену спасло только то, что в момент покушения она находилась в другом офисе… «Это меня Боженька спас», – говорила она впоследствии.Испытание, по словам Лены, заставило её изменить свою жизнь. Кому, как не ей, дано прочувствовать и понять: всё, что даёт Господь – во благо. Как бы оно не воспринималось греховной человеческой природой.

Не ища славы, не боясь унижений и грязной, низкооплачиваемой работы, она стала уборщицей – сначала в храме Московского подворья Валаамского монастыря, затем в Лиге кооператоров.

Потом снова работала секретарём, но теперь уже не в коммерческом банке, а в Обществе ветеранов войны и инвалидов – организации, в те годы самой едва сводящей концы с концами. Была воспитателем в интернате для детей-инвалидов, где её теплота, открытость, умение расположить к себе нашли отклик даже у детей, которые и словами, может быть, не способны передать своих чувств. Но от предложения снова попытать счастья в кино Лена отказалась.

Только однажды, встретив объявление о наборе демонстраторов в магазин одежды «Мона Лиза», она решила вернуться на подиум. Однако это был уже далеко не подиум ГУМа, да и просуществовал он недолго. Хозяин магазина девочкам-манекенщицам вскоре недвусмысленно, со всей коммерческой прямотой заявил: «Вы – балласт».

И Лена стала продавцом, сначала в том же магазине, затем в магазине немецкой обуви, подойдя творчески и к этой профессии. С покупателями она говорила о любви, искусстве и науке, а те дарили ей цветы… Сейчас Елена Метёлкина менеджер по работе с клиентами в центре изучения иностранных языков. Несмотря на прошедшие годы и выпавшие испытания, она всё так же прекрасна, изящна и неземна.

Как сказал Святитель Николай Сербский: плоть – это символ пребывающего в ней духа.

ДМИТРИЙ БОГОЛЮБОВ ДЛЯ САЙТА http://elenametelkina.ru/