Елизавета никищихина — биография знаменитости, личная жизнь, дети

ДНИ.РУ — Почему звезда «Покровских ворот» умерла в одиночестве

Талантливая актриса Елизавета Сергеевна Никищихина сломала свою жизнь, пристрастившись к спиртному. Она скончалась нелепо, с надломленным здоровьем и психикой.

Стать знаменитой Лиза мечтала с детства. Отец не разделял ее желания пойти в артистки. Однако это не помешало упорной девушке окончить студию при Театре имени Станиславского и играть в нем.

В начале 60-х в театр пришел режиссер Борис Львов-Анохин. Посмотрев труппу, он назвал Никищихину полной бездарностью. Но Лиза, наплевав на гордость, пошла просить за себя. Режиссер поверил ей и не разочаровался.

Ради сцены молодая артистка пожертвовала рождением ребенка, сделав аборт от виолончелиста Алексея Познанского, с которым у них был роман. Врачи сказали Елизавете, что детей у нее больше не будет, сообщает «Российская газета».

В кинематографе она играла эпизодические роли —  учительница, продавщица, соседка. Однако зрители ее запоминали. На съемках в 1971 году она познакомилась с музыкальным критиком Агамировым и вышла за него замуж, но брак быстро распался. Тогда-то и начался ее новый «роман» – с алкоголем. С помощью спиртного Никищихина пыталась справиться с тягостными мыслями о не сложившейся личной жизни.

И вдруг у нее появился солидный и импозантный поклонник из публики, врач-психиатр Эрнест Лейбов, за которого она вышла замуж. Вскоре судьба сделала Елизавете подарок – долгожданного ребенка. Дочку назвали Катей. Однако тихая семейная жизнь в четырех стенах стала тяготить актрису. Прогрессировала и ее зависимость от алкоголя.

Муж-психиатр настаивал на лечении, но супруга отказывалась. Брак через три года распался. Маленькая Катя очень переживала не только развод родителей, но и то, что происходило с матерью.

  

Однажды на сцене шел детский спектакль «Робин Гуд», где Никищихина играла Маленького Джона. По роли Джон должен был отхлебнуть из бутылки. И на весь зал раздался детский крик: «Мама, не пей! Ты мне обещала!»

Еще один шанс судьба дала актрисе с режиссером Евгением Козловским, который в 70-е поставил один из выпусков безумно тогда популярного «Кабачка «13 стульев», а в перестроечное время был главным редактором известного журнала «Компьютерра». В 1980-х у Евгения начались крупные неприятности.

Его фамилия все время мелькала в самиздатовской литературе, а в 1982-м его повесть вышла в журнале «Континент», издававшемся так называемой эмиграцией третьей волны. Козловский попал в «Лефортово», а Елизавету вызывали на Лубянку. Через семь месяцев Евгения выпустили.

Казалось бы, жизнь вновь дала шанс Никищихиной: Елизавета прекрасно сыграла Нину Орлович в «Покровских воротах», «самую обаятельную Кикимору СССР» в сказке «Там, на неведомых дорожках…», появилась, пусть и в эпизодах, но в очень знаковых советских фильмах – «Чародеи», «Торпедоносцы», «Мертвые души», «Противостояние». В 1984 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР.

Однако болезнь давала все громче о себе знать. Муж любил актрису и как мог боролся с ее болезнью. Однажды Никищихину удалось закодировать почти на год, но потом она сорвалась. Козловский развелся. А дочь Катя не смогла простить матери, что та сначала лишила ее родного отца (Лейбов эмигрировал в США), а затем и отчима.

Свою новую однушку Никищихина обменяла на коммуналку. С соседями она почти не общалась, часто днями напролет лежала, отвернувшись к стене. Из жизни она ушла нелепо, подавившись кусочком яблока. Поскольку дверь она почти не открывала, труп ее обнаружили не сразу. А когда обнаружили, то увидели 56-летнюю артистку посреди бутылок и окурков. 

Источник: https://www.dni.ru/culture/2017/11/27/385811.html

Памяти Елизаветы Сергеевны Никищихиной (1941-1997)/ Elizaveta Nikischikhina

Е. Кузьмина © http://cinemotions.blogspot.com/
Новость о смерти актрисы на вебсайте Коммерсантъ просто без даты. В других интернет-источниках даты смерти разнятся: чаще всего указывают 27 [иногда 28] ноября, реже — 28 октября. Но на фотографии у могилы видно: 28.X.1997; не могли же похоронить на месяц раньше смерти…

В любом случае, дата, очевидно, довольно условна: актриса жила одна, её тело не сразу обнаружили соседи по коммуналке… Родилась 17 мая 1941 г….В далеком 1948 году Никищихина-старшего отправили в ГДР восстанавливать разрушенное войной хозяйство новой дружественной республики. Сергей Никищихин мог взять с собою семью. И он взял всех, кроме 7-летней дочери.

Девочку на шесть лет оставили в Ярославле, с бабушкой Натальей Федоровной… Маленькая Лиза была уверена: родители просто нашли предлог, чтобы избавиться от неё.Желание стать актрисой станет местью семье за годы невнимания к ней.

Шестнадцатилетняя Лиза объявила родителям, что худрук Театра Станиславского прославленный мхатовец Михаил Яншин берет ее, еще школьницу, в актерскую студию при театре:«Отец ужасно возмутился и категорически запретил идти в театральный. Долго кричал про мою невзрачную внешность, а потом предупредил: «Уйдешь в артистки – выгоню из дома! Выбирай – или семья, или театр!».

Тогда, в 1957 она не раздумывая скажет: «Выбираю театр!» В ответ – пощечина от отца. Соседями Никищихиных по коммуналке была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна. В момент семейной сцены сын артиста Лева вышел в коридор покурить в компании товарищей – это были молодые В. Высоцкий и А. Тарковский. Они и защитили девушку от разъяренного родителя.С 1958 г.

работает в Московском драматическом театре им. Станиславского.Актриса острой, смелой характерности в сочетании с глубоким, трепетным лиризмом, играла в основном острохарактерные и трагические роли. В 1966 году, когда Никищихиной было двадцать с небольшим, режиссёр Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по Жану Аную.

Сложнейшую трагическую роль, символ женской стойкости и бескомпромиссности. Французская пьеса на сюжет древнегреческой трагедии была удивительно созвучна ситуации морального выбора, перед которым вставал всякий мыслящий человек в советскую эпоху. И молодая актриса справилась, да ещё как! Сыграла в паре с Евгением Леоновым; дуэт получился блистательный.

Сыграв главную роль в «Антигоне», на которую ломилась вся Москва, двадцатилетняя Лиза стала восприниматься театралами как актриса с очень широким творческим и жанровым потенциалом. «Антигона» стала «бомбой», взорвавшей театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва сдерживала толпу на подступах к театру.

В исполнительницу главной роли публика влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному.

– Лизе многие завидовали, – считает актриса Майя Менглет. – Говорили, неопытная, мол, да некрасивая, такая-рассякая. Но иная красавица на сцене, как кувалда, а Лиза, играя, расцветала, становилась недосягаемой.

И за успех свой, кстати сказать, она заплатила полной мерой – на мой взгляд, это как раз тот случай, когда роль оказала воздействие и на характер, и на жизнь актрисы: после такого взлета найти достойную роль было трудно, планка оказалась чересчур высокой. Лиза немало из-за этого пострадала, оказываясь в вынужденных простоях…

«Для неё театр был светской формой религии, — писали об актрисе друзья и коллеги. — Не раз, особенно незадолго до смерти, она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала «депрессивного» театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями». Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях: артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие передавалось залу.Елизавета Никищихина была одной из «звёзд» в замечательном созвездии артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского М. Яншиным и Б. Львовым-Анохиным. Для неё не существовало невозможного, ей были одинаково подвластны и трагические, и характерные роли. Она с блеском играла Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова, Герду в сказке Андерсена, гоголевскую Агафью Тихоновну.В историю мирового театра вошла как исполнительница заглавной роли в спектакле 1978 года «Первый вариант „Вассы Железновой“» Анатолия Васильева.
(кадры из телеспектакля по произведениям О. Генри, Е. Никищихина в роли Тильди, «Дебют Тильди»). Елизавета Никищихина дебютировала в кино в 1961 году эпизодической ролью в фильме «Совершенно серьёзно». В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры эксплуатировали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» (1987) вполне можно считать центральным. Заслуженная артистка РСФСР (1984).Критики называли Елизавету Никищихину мастером эпизода и даже лучшей характерной актрисой России. Среди десятков картин, в которых она сыграла, актриса всегда выделяла фильмы для детей. «Особым счастьем» называла она работу в «Приключениях Электроника», «Расмусе-бродяге», «Пеппи-Длинный Чулок». В воплощении героинь Никищихиной в фильмах «Шла собака по роялю», «Покровские ворота», «Чародеи», «Торпедоносцы», «Противостояние» профессионалы отмечали «неизменную точность рисунка». Никищихина никогда не играла «вообще», «приблизительно», а создавала обдуманный рисунок, читавшийся поверх текста и дававший образу объем и воздух.«Высокие! высокие отношения!» — эта фраза, с придыханием произнесенная дамой из «Покровских ворот», стала крылатой. Энтузиастку духовного фронта сыграла большая театральная актриса Елизавета Никищихина. – Проблемы с алкоголем? Да, в последнее время они у Лизы были, но я абсолютно не согласна с людьми, называющими её алкоголичкой! – горячится Майя Менглет. – Несколько последних лет жизни она вынуждена была работать в театре только по договору, но не путайте причину со следствием: выпивка была результатом невостребованности, а не наоборот! …1970-е подарили Никищихиной ещё несколько интересных театральных работ: Луизу в «Коварстве и любви», Вассу в нашумевшей постановке Васильева «Первый вариант «Вассы Железновой», Машу («Прощание в июне»), Лиззи («Продавец дождя»). Чуть позже она с успехом сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе». Ну, а кино… Увы, с кино не ладилось, найти «своего» режиссёра Никищихиной так и не посчастливилось. Нереализованность, конечно, мучила, однако мало ли нереализованных талантливых актёров! Кому-то удаётся адаптироваться и вне профессии… Но для Елизаветы Сергеевны этот вариант исключался: ничто, кроме творчества, её не занимало и не интересовало. – Я воспринимала её как Гамлета в женском обличье, человека с содранной кожей, – вспоминает актриса и режиссёр Оксана Мысина. – Любую несправедливость, для кого-то вовсе неприметную, она переживала как вселенское горе. Перед бытовыми неурядицами терялась. Но, если дело касалось искусства, загоралась моментально, начинала говорить монологами, вдохновляясь, увлекаясь. Было видно: внутри всё кипит!..
(кадрый из фильма И. Авербаха «Голос», 1982 год) А вот кинематограф практически не замечал ее дара трагической актрисы. Из-за неправильного личика, способного в любую минуту состроить презабавную гримаску, Никищихину чаще всего приглашали в комедии, где ей доставались небольшие роли; она играла во множестве детских картин. Правда, изредка случались съемки в классике — скажем, в роли жены Собакевича в «Мертвых душах» или невесты в «Скверном анекдоте» по мотивам произведений Достоевского.
(кадры из фильмов с Е. С. Никищихиной) Но даже в театре, где ей как-никак доставались очень крупные драматические роли, Никищихина задыхалась от отсутствия серьезного содержательного материала; между значимыми постановками зияли убийственно длительные паузы. А уж в кино рассчитывать на подарки в виде больших драматических работ и вовсе не приходилось. Кинематографу не понадобилась вторая Инна Чурикова — актриса с наружностью клоунессы и темпераментом и личностным масштабом трагической героини. Да и второго Глеба Панфилова, готового продвигать уникальную индивидуальность Никищихиной, не нашлось. А сама Елизавета Сергеевна была слишком искренним человеком, чтобы прагматически искать себе мужа-режиссера. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулась отчасти на её собственную человеческую судьбу. В жизни она дорого платила за то сияние, что излучала на сцене и на экране. После того как из Театра Станиславского ушел режиссер Анатолий Васильев, чрезвычайно авторитетный в театральной среде (это в его знаменитом спектакле Никищихина сыграла Вассу Железнову), работы в театре было мало. А, как известно, большинство актеров в отсутствие работы потихоньку спиваются… Кстати, сказать, Васильев хотел взять Никищихину на Таганку, но в самом фрондерском театре страны ему сказали, что не могут позволить себе такой роскоши — принять в труппу жену диссидента. (Третий муж актрисы литератор Евгений Козловский публиковался на Западе, за что его преследовала госбезопасность). …В сорок лет закрыты все три спектакля с её участием, ролей в кино нет… Неудачи творческого характера сказывались на всём – даже на отношениях с дочерью.
(на фото — с дочерью Катей) – В середине 80-х у мамы начались срывы, которые были связаны с её бедами и переживаниями, – говорит Екатерина Никищихина. – Ко мне эти срывы отношения не имели, но так или иначе меня затрагивали. К сожалению, я воспринимала всё слишком лично, тем более что с детства привыкла видеть маму другой – весёлой, изящной, искрящейся, с потрясающим чувством юмора… Многие наши ссоры сегодня больно вспоминать. В какой-то момент отношения с дочерью разладились совсем. Катя рано вышла замуж, родила сына. Решено было разменять квартиру – и Елизавета Сергеевна переехала в однокомнатную на «Петровско-Разумовской». Потом обменяла её на коммуналку в центре, на улице «Правды», говорила, что хочет перебраться поближе к театру. Ей было безразлично, где, в каких условиях жить. Главное – ради чего. А работы всё не было. Режиссеры эксплуатировали «пьяное» амплуа: «Играю саму себя», — горько шутила она…

Читайте также:  Gucci mane - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1990-е сценариев предлагали достаточно, но актриса говорила:

«Это такой ужас: мат, человеческая деградация, уродство. Не могу, устала. Не хочу этим заниматься. Даже если бы мне нечего было есть и не в чем ходить. Мне сейчас многие из тех, кто меня любит, говорят: пожалей себя, относись к этому как к шутке. Ну, плюнула через левое плечо, пошла и сыграла. Но так ничего не получится. Мы, как священники, — работаем настоящей энергетикой. Хотя сейчас, мне кажется, это никому не нужно». Ёжилась, вспоминая развешанные питерском гастрономе у вокзала рекламные фото Фрейндлих и Басилашвили: «В нашем магазине…». Снова и снова ругала себя дурой за эту раздвоенность, но изменить в себе ничего не могла… Придя в отчаяние, порой опускала руки: «Нет-нет, да и подумаешь: а кто я, в конце концов, такая? Плюнь да выброси. Товарищи мои, кто работал на износ, все давно в земле лежат. Одни сами с жизнью рассчитались, у других сердце разорвалось. Потому что профессия такая: требует затрат. Я по-другому ее не понимаю». Елизавету Никищихину нашли мертвой в один из осенних дней 1997-го. Ей было 56 лет. Хотя она и жила тогда в коммуналке, вызвать «скорую» оказалось некому. Смерть актрисы пришлась на те годы, когда об уходе народных любимцев не трубили с экранов, когда теле-падальщики еще не научились превращать похороны известных людей в шоу, забираясь с камерой едва ли не под крышку гроба. Так что праздные соглядатаи ничего не знали о прощании с актрисой. Возможно, это и к лучшему: многолюдные прощания неизбежно превращаются в фарс. А фарс, как известно, низкий жанр. Отношения же Елизаветы Сергеевны Никищихиной с жизнью, с профессией, а значит, и со зрителем всегда оставались высокими. И это — без шуток.Похоронена в Москве на Востряковском кладбище.

Несмотря на пошлость его названия, могу порекомендовать документальный фильм, посвященный памяти Елизаветы Сергеевны: «Разбитые мечты актрисы Никищихиной».

Фильмография:

Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIIIй. Фильм 2. Завещание императрицы (2000) … Камер-фрау Крамер (Премьера последнего фильма состоялась через три года после смерти актрисы.)

Любовь (1997) телевизионный спектакль режиссёра Владимира Мирзоева по одноимённой повести Людмилы Петрушевской — мама

Принцесса на бобах (1997)— торговка в переходе
Я свободен, я ничей (1994) — секретарь
Провинциальный бенефис (1993)
Раскол (1992) – Вера Засулич
1000 долларов в одну сторону (1991)– соседка
Женщина для всех (1991) — инспектор детского дома
Самоубийца (1990)— Серафима Ильинична
Очарованный странник (1990)
Село Степанчиково и его обитатели (ТВ) (1989) — Перепелицына
Светик (1989)
Женщины, которым повезло (сериал) (1989)
Во бору брусника (1989)
Дикарь (1988)
Цвет корриды (1987)
Испытатели (1987)
Время летать (1987)
Клуб женщин (1987) – специалист-диетолог
Виктория (Бумажный патефон) (1987) — директор школы
Без солнца (1987)
Обида (1986)
Противостояние (сериал) (1985) — Щукина, соседка Петровой, биолог
Пеппи-Длинный-чулок (ТВ) (1984) — фру Лаура• Мертвые души (телесериал) (1984) — жена Собакевича
Букет мимозы и другие цветы (1984) — Анна, мать Алёны
Там, на неведомых дорожках… (1983) — Кикимора Кикиморовна Болотная
Торпедоносцы (1983)
Солнечный ветер (1982) — Ада Владимировна Трегубович
Чародеи (ТВ) (1982) — член комиссии
Просто ужас (1982) — Анна Борисовна, учительница английского
Покровские ворота (ТВ) (1982) — Нина Андреевна Орлович

Не было печали (1982) — мамаша во дворе

Голос (реж. Илья Авербах, 1982) — Анна Викторовна, ассистент режиссера; яркая роль Никищихиной, о которой почему-то почти не упоминают. • Крупный разговор (1981) • Единственный мужчина (ТВ) (1981) • Нора (1980)
Гражданин Лёшка (1980)
Комедия давно минувших дней (1980) — ассистент режиссёра Зина
Фрак для шалопая (1979) — мама Вовика
Соседи (ТВ) (1979) — Мирониха
Приключения Электроника (ТВ) (1979) — Маша, ассистент профессора Громова
Шла собака по роялю (1978) — Елизавета Сергеевна Канарейкина
Иванцов, Петров, Сидоров (1978) — Люся
Расмус-бродяга (1978) — Фрекен Хёк• И это все о нем (1977) — Елизавета Игнатьевна, воспитательница детского сада

А у нас была тишина… (1977) — Антонина Лабутина

Ну, публика! (1976)

Капитанская дочка (ТВ) (1976) — Палашка

Всё дело в брате (1976)

Ералаш (детский юмористический журнал, 1976)
Рассказы о Кешке и его друзьях (сериал) (1974) — продавщица мороженого
Человек на своём месте (1972)
Хозяин (1971)
Расскажи мне о себе (1971)
Минута молчания (1971) — Клава

Месяц август (1971) — Лиза

Шаг с крыши (1970) — Мадлена
Вас вызывает Таймыр (ТВ) (1970) — певица, в титрах не указана

Расплата (1970) — Рита

Только три ночи (1969)
Про Клаву Иванову (ТВ) (1969)
Вчера, сегодня и всегда (ТВ) (1969) — продавщица в магазине тканей
Любить (1968) — дворник• Скверный анекдот (1966) — невеста Пселдонимова
Похождения зубного врача (1965) — студентка Завальнюк
Полустанок (1963) — продавщица Зойка
Крыса на подносе (1963)
Чудак-человек (1962) — секретарша Ирочка
Командировка (1961) — парикмахерша
Приятного аппетита! (новелла в киноальманахе «Совершенно серьёзно», 1961) — посетительница ресторана (дебютная роль в кино)

источники: 1, 2, 3, 4, 5

Источник: http://cinemotions.blogspot.com/2012/11/1941-1997-elizaveta-nikischikhina.html

Kwoman.ru: Никищихина Елизавета: биография, личная жизнь, фильмы | Интересные статьи за 10.10.2018 (Октябрь 2018 год)

Принято считать, что артистка должна быть обязательно красавицей, поскольку даже у самых талантливых дурнушек нет шансов заполучить главные роли. Однако известная актриса Никищихина Елизавета смогла доказать, что это не так.

В начале своей сценической карьеры, несмотря на невзрачную внешность, она была любимицей публики и, казалось, впереди ее ждет великое будущее. Но этому не суждено было сбыться.

Почему же не сложилась карьера у этой замечательной актрисы?

Родители актрисы и отношения с ними

Никищихина Елизавета Сергеевна родилась в мае 1941 г. Судьба была благосклонна к ней с самого рождения: ее отец вернулся с войны живым и невредимым, и у девочки была полноценная любящая семья.

Однако все изменилось, когда юной Лизоньке исполнилось 6 лет. Сергей Никищихин был на 7 лет отправлен в рабочую командировку в ГДР. С собою он имел возможность забрать свою семью и поступил так, взяв собою супругу и сына. А вот Елизавета на все это время была оставлена жить у бабушки в Ярославле. Почему отец актрисы поступил так — неизвестно.

Возможно, он вынужден был оставить одного ребенка на родине, в качестве своеобразного гаранта того, что он не сбежит с семьей в ФРГ. Как бы то ни было, его дочь так и не простила ему это поступка, сочтя его предательством. И хотя после возвращения в Москву родители забрали Лизоньку жить к себе, отношения с ними у девочки так и не наладились.

Возможно, именно для того, чтобы причинить боль родителям, шестнадцатилетняя Елизавета Никищихина (фото ниже) решила податься в актрисы. Узнав о том, что дочь поступила учиться в студию при Театре им.

Станиславского, отец закатил огромный скандал и даже собирался применить силу к своей строптивой дочери, однако на крик сбежались соседи по коммуналке и защитили девушку. Среди защитников оказались молодые Андрюша Тарковский и его гость – Володя Высоцкий.

Парни забрали расстроенную девушку с собою на дачу, где их актерская компания праздновала Новый год. Вернувшись на следующий день домой, Лиза собрала вещи и ушла.

Елизавета Никищихина: биография студенческих лет

Уйдя на вольные хлеба, девушка начала жить самостоятельно, однако это давалось ей нелегко. Стипендии едва хватало на одежду и пропитание. Часто Лизе приходилось жить впроголодь. Из-за московской прописки у нее были проблемы с получением общежития, иногда девушке приходилось ночевать прямо в гримерке или в костюмерной. Однако она не сдавалась, веря, что однажды станет великой актрисой.

К счастью для нее, через несколько месяцев отец оттаял и уговорил дочь вернуться жить домой. А после получения диплома Никищихина Елизавета получила приглашение работать в Театре им. Станиславского, который стал ее домом на долгие 34 года.

Первые роли в театре

Став артисткой столь уважаемого заведения, девушка начала добиваться крупных ролей. И довольно скоро заполучила их. Она дебютировала в пьесе «Машенька» в главной роли, дальше была Герда из «Снежной королевы» и девушка-гид из «Энциклопедистов».

С появлением в театре нового режиссера — Бориса Львова-Анохина — над карьерой молодой актриса нависла серьезная угроза. После просмотра работы молодой артистки он остался недоволен ей и вообще назвал бездарной.

Режиссер предложил ей добровольно уволиться из его театра. Однако Никищихина Елизавета убедила Львова-Антохина оставить ее на испытательный срок, на протяжении которого смогла доказать, что способна на многое.

Впечатленный ее профессиональным ростом и каторжной работой над собою, в скором времени режиссер доверил ей роль в «Журавлиных перьях», а после нее предложил сыграть главную героиню в «Антигоне».

Первая любовь и «Антигона»

Получив шанс проявить себя во всей красе, молодая актриса поначалу со всем усердием взялась работать над ролью, ведь, кроме всего прочего, ее партнером был сам Евгений Леонов. Однако вскоре все стали замечать, что она изменилась: стала рассеянной и халатной.

Ответ на такое поведение был очень простым – Никищихина Елизавета влюбилась. Ее возлюбленным был талантливый молодой виолончелист Алексей Познанский. Несмотря на то что актриса обладала весьма скромными внешними данными, а ее избранник был писаным красавцем, Алексей ответил на чувства Никищихиной, и дело шло к свадьбе.

Но молодым людям нужно было дождаться возвращения жениха из армии. Вот только во время несения службы в танковых войсках Познанский из-за несчастного случая сломал позвоночник и вернулся домой калекой.

Вопреки этому влюбленная невеста не отказалась от него. Она старалась совмещать работу и уход за больным женихом, но после того как актриса получила главную роль в новой постановке, это стало невозможным.

Последней решающей каплей стала беременность Елизаветы Никищихиной. Теперь перед ней стал непростой выбор: выйти замуж за любимого и родить ему ребенка или сыграть Антигону.

Скрепя сердце актриса выбрала театр и, расставшись с Познанским, сделала аборт.

Премьера «Антигоны» стала настоящим событием в театральном мире Москвы. В одну ночь никому не известная Никищихина Елизавета превратилась в звезду. Смотреть спектакль приходила вся столица, а билеты на него можно было достать с большим трудом. Молодою артистку засыпали цветами, караулили у выхода из театра и просили автографы. Это был настоящий успех.

Работа в кино

После триумфальной «Антигоны» новоявленную звезду стал приглашать играть в кино. До этого она снималась в эпизодических ролях кинофильмов «Совершенно серьезно», «Крыса на подносе», «Чудак-человек», «Похождения зубного врача» и прочих.

Однако по-настоящему разглядеть ее потенциал режиссеры смогли лишь после роли греческой девушки в прославленном спектакле. Благодаря ей Елизавета Сергеевна получила большую роль в ленте «Скверный анекдот».

Но из-за негативной реакции критиков картина 20 лет пылилась на полке.

Параллельно начались проблемы и в театре. Борис Львов-Анохин был отстранен от руководства, а новый режиссер отменил все пьесы, в которых играла Никищихина. Для актрисы, любящей всем сердцем театр и пожертвовавшей ради него своим счастьем, это стало настоящим ударом.

К счастью, в кино ее не забывали. И хотя предлагали играть совсем небольшие однотипные роли, она была очень востребованной и подчас работала одновременно над 2-3 проектами.

В тот же период она познакомилась с критиком Анатолием Агамировым, между ними завязался роман. Об этой странице в судьбе актрисы известно мало. По одним сведениям, Елизавета и Анатолий поженились, но их скороспелый брак так же быстро распался. По другим – их отношения довольно скоро исчерпали себя, и влюбленные мирно расстались.

Читайте также:  Бергюзар корель - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Но вскоре судьба предоставила ей новый шанс.

Замужество и перспективы в карьере

Вскоре после разрыва с Агамировым познакомилась с психиатром из Ленинграда Эрнестом Лейбовым Елизавета Никищихина. Личная жизнь ее с тех пор стала по-настоящему счастливой.

Дело в том, что после аборта 1965 г. актрисе объявили, что из-за операции у нее не будет больше детей. Но вскоре после начала отношений с Лейбовым она забеременела.

Вскоре пара сыграла свадьбу, но тут случилось нечто очень серьезное.

Режиссер ее театра — Владимир Кузенков — предложил ей сыграть Катерину в «Грозе». Эта роль во все времена относилась к одной из самых желанной со стороны любой актрисы.

Однако, узнав о деликатном положении Елизаветы Сергеевны, режиссер поставил ее перед выбором: либо роль, либо ребенок. На этот раз выбрала семью и счастье материнства Елизавета Никищихина.

Дочь же, которая родилась у нее спустя 9 месяцев, получила имя Катерина, в честь той несыгранной роли.

В рекордно короткие сроки после рождения малышки актриса вернулась в театр.

Однако по-настоящему хороших ролей ей не доставалось, и хотя в кино она была все так же востребованной («Рассказы о Кешке и его друзьях», «А у нас была тишина…», «Расмус-бродяга», « Капитанская дочка» и т. п.

), тоска по сцене не оставляла ее, и актриса начал понемногу пить. Вскоре ей досталась главная роль в спектакле «Первый вариант Вассы Железновой», которая стала наивысшим достижением в ее театральной карьере. Казалось, все налаживается.

Третий муж, спад карьеры и прогрессирующий алкоголизм

Брак с Эрнестом Лейбовым продлился всего 3 года, после чего супруг решил эмигрировать в США. Он хотел взять с собою и жену с дочерью, но Никищихина Елизавета отказалась переезжать в другую страну и вместе с Катей осталась в СССР.

Вскоре ей снова посчастливилось встретить хорошего мужчину, за которого она вышла замуж. Ее новым избранником был писатель-диссидент Евгений Козловский. Он стал любящим супругом для актрисы и заботливым отцом для ее Катеньки. Казалось бы, чего еще надо для счастья, но новые проблемы на работе разрушили эту идиллию.

Дело в том, что режиссер Анатолий Васильев, давший Никищихиной главную роль в пьесе «Первый вариант Вассы Железновой», был уволен из театра и перешел в другой. А человек, занявший его кресло, относился к актрисе не так хорошо. И если и давал Елизавете Сергеевне играть в спектаклях, то лишь крохотные роли.

Ходили слухи, что причиной этой дискриминации был ее новый супруг, находившийся из-за своих произведений в опале у власти. Так, из-за этого за все годы их совместной жизни квартиру пары трижды обыскивали, а саму Никищихину не раз приглашали на допросы.

Несмотря на это, в кино продолжала быть невероятно востребованной Елизавета Никищихина. Фильмы с ее участием заставляли смеяться до слез миллионы зрителей по всей стране.

Однако главных ролей в кинокартинах так и не доставалось актрисе, и это очень печалило ее.

Но она продолжала надеяться, что, может быть, вскоре ей предложат большую роль, которая вновь сделает ее известной, как раньше. Но ее мечтам не суждено было сбыться.

Нереализованность творческих амбиций сильно отражалась на Елизавете Сергеевне, и чтобы справиться с наступающей депрессией, она вновь начала пить. И много.

Дочь и супруг пытались помочь женщине избавиться от пагубной привычки и даже уговорили ее лечиться, но это не помогло. Вскоре за Никищихиной закрепилась репутация пьяницы, способной в любой момент сорваться. Из-за этого режиссеры стали бояться давать ей важные роли, а это только усугубляло состояние артистки.

Через некоторое время они с мужем развелись. Настоящей причины этого никто точно не знает. Одни утверждают, что это произошло из-за желания Козловского обезопасить жену от проблем из-за его скандальной славы. Другие же называют в качестве причины алкоголизм актрисы, с которым она уже не могла справиться.

Болезнь и последние годы

Оставшись вдвоем с дочерью, продолжала много пить Елизавета Никищихина. Фильмы с ней продолжали регулярно выходить, и это давало возможность семье хоть как-то держаться на плаву. Однако с началом девяностых ситуация изменилась.

Нет, ее не перестали приглашать сниматься. Наоборот, Никищихина стала одной из немногих актрис, которые были фантастически востребованными и после распада СССР.

Вот только роли, которые ей предлагали, противоречили ее убеждениям, и она отказывалась от них, часто рискуя остаться без гроша.

Все эти проблемы не могли не сказаться на взаимоотношениях с дочкой, которая, стараясь вырваться из этого всего, рано вышла замуж. А когда у нее родился сын, чтобы оградить его от зрелища часто выпивающей бабушки, Катя переехала с мужем в другую квартиру.

Оставшись одна, актриса очень горестно переживала разрыв с дочкой. По свидетельствам ее коллег, она часто была на грани самоубийства, и лишь их поддержка останавливала ее от этого ужасного шага.

Из-за немногочисленных крохотных ролей в театре и кино она жила очень бедно и невероятно отощала. Однажды по пути домой на нее напал неизвестный грабитель и травмировал горло. Этот случай стал фатальным в ее судьбе.

Болезнь горла, которая развилась вследствие травмы, не поддавалась лечению, и теперь актрисе приходилось есть только пищу, разделенную на маленькие кусочки, так как любая твердая еда могла застрять в горле и стать для нее гибельной. Кроме того, после нападения у Никищихиной развился страх оставаться одной.

Поэтому она обменяла свою однокомнатную квартиру на комнату к коммуналке, чтобы всегда быть среди людей.

Елизавета Никищихина: причина смерти и место захоронения

Однако новое жилище не спасло актрису. Одним ноябрьским днем 1997 г. обеспокоенные ее отсутствием соседи вызвали милицию. Стражи порядка, приехав, обнаружили в комнате тело Никищихиной.

Вскрытие показало, что умерла она, подавившись куском яблока, которые ей нельзя было есть в целом виде.

Была ли эта трагическая случайность, или Елизавета Сергеевна решила покончить с собой – никому уже не дано узнать.

Для ее друзей-актеров стало ударом известие о ее кончине. Многие из них пришли на похороны, чтобы отдать последнюю дань уважения своей талантливой коллеге, коей, без сомнения, всегда была Елизавета Никищихина.

Могила актрисы, стараниями близких и друзей, была размещена на Востряковском кладбище в г. Москве (17 участок).Там же установили небольшой памятник, к которому и сегодня многие поклонники ее таланта могут прийти и принести цветы.

Наиболее известные кинокартины с участием актрисы

Несмотря на многочисленные проблемы, выпавшие на судьбу Никищихиной, после себя она оставила огромное количество прекрасных работ в кино. За свою карьеру она сыграла в более чем 60 картинах, и каждая ее роль, какой бы маленькой она ни была – это всегда было нечто яркое и незабываемое, не зря актриса носила негласный титул «королева эпизода».

Среди наиболее выдающихся ролей — помощница профессора Громова, Маша из кинокартины «Приключения Электроника». Елизавета Никищихина смогла создать в этой ленте удивительно многогранный образ.

С одной стороны, Маша – весьма комичная в своей наивности и рассеянности особа; но с другой – она являет собою идеал заботливой женщины-друга, способной всегда прийти на помощь даже в самую трудную минуту.

Еще одной значимой ролью в фильмографии актрисы является интеллигентка Нина Орлович из «Покровских ворот», покорившая зрителей своей фирменной фразой: «Высокие отношения!».

А Кикимора Болотная в исполнении актрисы в сказке «Там, на неведомых дорожках… » была признана самой очаровательной Кикиморой за всю историю советского кино.

Среди других известных работ — «Чародеи», «Торпедоносцы», «Мёртвые души», «Пеппи Длинныйчулок», «Противостояние», «Очарованный странник» и «Принцесса на бобах» . Последний кинофильм с актрисой («Тайны дворцовых переворотов. Россия, век XVIII») вышел уже после ее смерти.

Елизавета Сергеевна Никищихина была удивительно одаренной актрисой, способной сыграть абсолютно любую роль.

К сожалению, как это часто бывает с талантливыми людьми, она не смогла справиться со всеми проблемами, с которыми ей довелось столкнуться, и стала жертвой пагубного пристрастия.

Но, несмотря на это, она оставила зрителям целую плеяду ярчайших героинь, которые и сегодня никого не оставляют равнодушными.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/nikishihina-elizaveta-biografiia-lichnaia-jizn-filmy.html

Елизавета Никищихина

Елизавета Никищихина

..

Когда шестнадцатилетняя Лиза объявила родителям, что худрук Театра Станиславского прославленный мхатовец Михаил Яншин берёт её, ещё школьницу, в актёрскую студию при театре, отец так и взвился: «Ты что — хочешь стать проституткой?» Едва дочь попыталась возразить, папаша ничтоже сумняшеся отправил её в нокаут. Соседями Никищихиных по коммуналке была семья знаменитого эстрадного чтеца Сурена Кочаряна.

В момент семейной разборки сын артиста Лева вышел в коридор покурить в компании товарищей — Володи Высоцкого и Андрея Тарковского, тогда ещё совсем мальчиков. Увидев побоище, ребята нейтрализовали расходившегося родителя и успокоили юную соседку.

А потом взяли её с собой на дачу — на ёлке, возле которой играли дети, было тепло и пахло пирогами (случилось это 31 декабря 1957 года). Лиза утешилась и встретив Новый год укрепилась в своём решении: пошла в театр, а вскоре сняла комнату.

Спустя полгода отец примирился и вернул начинающую артистку домой.

Елизавета Никищихина

Ещё на прослушивании Никищихину консультировал молодой, тогда не знаменитый Евгений Леонов. Для начала он ухохотался, когда Лиза, обливаясь слезами, продекламировала «Жди меня, и я вернусь…» А потом предупредил, поскольку её и в театр брали как комическую и гротесковую актрису: «Вы пройдёте. Только я Вам советую серьёзно подумать..

Учтите, у Вас будет очень трудная судьба». И как в воду глядел. То есть даже в театре, где ей как-никак доставались очень крупные драматические роли, Никищихина задыхалась в отсутствие серьёзного содержательного материала. Ведь между значимыми для нее постановками зияли убийственно длительные паузы.

А уж в кино рассчитывать на подарки в виде больших драматических работ и вовсе не приходилось.

Елизавета Никищихина

Родилась 17 мая 1941 г. С 1958 г. в Московском драматическом театре им. Станиславского. Актриса острой, смелой характерности в сочетании с глубоким, трепетным лиризмом. Елизавета Никищихина была одной из «звёзд» в замечательном созвездии артистов, собранных в своё время в театре имени Станиславского М.

Яншиным и Б.Львовым-Анохиным. Для неё не существовало невозможного, ей одинаково были подвластны и трагические, и характерные роли. Елизавета Никищихина с блеском играла Машеньку в одноимённой пьесе Афиногенова и Герду в сказке Андерсена, Вассу в «Вассе Железновой» Горького и гоголевскую Агафью Тихоновну.

Потрясающе играла Антигону в пьесе Ануя. «Для неё театр был светской формой религии, — писали об актрисе друзья и коллеги. – Не раз, особенно незадолго до смерти она отказывалась от ролей по принципиальным соображениям. Не признавала «депрессивного» театра, ибо полагала, что люди приходят в театр за положительными эмоциями».

В кино исполняла роли странноватых, эксцентричных особ, чаще всего добрых, но непонятых окружающими.

Наиболее интересные героини: Невеста (“Скверный анекдот”), Ляля (“Шла собака по роялю”), Маша («Приключения Электроника» История создания фильма), жена Орловича («Покровские ворота» История создания фильма), директор школы («Виктория»), Серафима («Самоубийца»). Елизавету Сергеевну отличало качество, уникальное даже в талантливых людях: артистизм, кураж. Она получала удовольствие от игры, и это удовольствие передавалось залу. В кино Никищихина сыграла много меньше, чем в театре. Кинорежиссёры использовали, в основном, типаж актрисы – чудаковатость, «улыбчивость», скороговорку. Она ни разу не сыграла главную роль, хотя образ немолодой, одинокой директрисы в картине «Виктория» вполне мог бы сойти за центральный.

Елизавета Никищихина

Среди других фильмов с её участием: «Полустанок», «А у нас была тишина…», «Расмус-бродяга», «Любить», «Голос», «Не было печали», «Торпедоносцы», «Клуб женщин», «Провинциальный бенефис».
Между тем, в жизни Елизавета Сергеевна была человеком закрытым и очень одиноким, несмотря на признание коллег.

Постоянно раздираемая противоречиями, мыслями о творчестве и жизни, она много пила, по этой причине её оставил любящий муж – известный музыкальный критик Анатолий Агамиров. Трагическая судьба Антигоны, которую она играла, перекинулось отчасти на её собственную человеческую судьбу.

В жизни она дорого платила за тот свет, что излучала на сцене и на экране.

Читайте также:  Павел погребняк - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отрывок из фильма «Покровские ворота»- Высокие отношения

В 20 лет покорила Москву
– Знакомство наше произошло во время съёмок фильма «Расскажи мне о себе» в конце 60-х в городе Пущино, – вспоминает первый супруг Никищихиной, музыкальный критик Анатолий Агамиров. – Моя мама работала хореографом на этой картине, с Лизой они подружились сразу.

А я приехал в гости. Мама сказала про Лизу: «Человек замечательный. Говорят, актриса гениальная, жаль, мы не видели её в театре». А потом, уже в Москве, как-то раз Лиза пришла ко мне в гости. Посидели, выпили, разговорились, увидели, что далеко за полночь и… решили больше не расставаться.

Прекрасное было время.

Елизавета Никищихина

Жили без телефона, никто нас не трогал, не мешал. Когда появлялись деньги, куролесили по всей Москве, друзей было множество, люди все интересные, творческие… Правда, Лиза тогда уже выпивала больше, чем следовало бы, только тогда это не казалось трагедией.

Каждый день я провожал её в театр, сажал на автобус и махал вслед, как ребёнок. сам Лизины спектакли долгое время не смотрел – боялся, вдруг не понравятся, надо же будет сказать правду! Но когда увидел наконец «Антигону», просто руками развёл.

Это было потрясающе!

Елизавета Никищихина

Ещё будучи школьницей, Никищихина стала играть в «настоящих» профессиональных спектаклях Театра имени Станиславского. Сразу после школы её взяли в труппу, не дожидаясь диплома о высшем образовании, да, собственно, и самого поступления в институт (ГИТИС она закончит позже).

Играла много, роли большей частью характерные, гротесковые. А в 1966-м, когда Никищихиной было 20 с небольшим, режиссёр Львов-Анохин доверил ей сыграть Антигону в одноимённом спектакле по Жану Аную. Сложнейшую трагическую роль, символ женской стойкости и бескомпромиссности.

И она справилась, да ещё как! Сыграла в паре с Евгением Леоновым. Блистательный получился дуэт. «Антигона» стала «бомбой», взорвавшей театральную жизнь Москвы. Случалось, в дни спектакля конная милиция едва сдерживала толпу на подступах к театру. В исполнительницу главной роли публика влюбилась сразу. Коллеги же, как водится, отнеслись по-разному.

– Лизе многие завидовали, – считает актриса Майя Менглет. – Говорили, неопытная, мол, да некрасивая, такая-рассякая. Но иная красавица на сцене, как кувалда, а Лиза, играя, расцветала, становилась недосягаемой.

И за успех свой, кстати сказать, она заплатила полной мерой – на мой взгляд, это как раз тот случай, когда роль оказала воздействие и на характер, и на жизнь актрисы: после такого взлета найти достойную роль было трудно, планка оказалась чересчур высокой.

Лиза немало из-за этого пострадала, оказываясь в вынужденных простоях…
Удивительная вещь: всё та же Антигона, правда, уже в другой постановке, стала и последней ролью Елизаветы Сергеевны. За несколько дней до смерти она в последний раз вышла на сцену именно в этом образе.

Источник: http://1001material.ru/11328.html

Жизненная драма и несбывшиеся мечты Елизаветы Никищихиной

У нее было мало ролей в театре , но каждая была событием, эта хрупкая маленькая женщина заставляла верить в созданные ею образы с первых секунд выхода на театральную сцену, а в кино ей доставались небольшие роли, впрочем и из них она делала маленькие шедевры. Ей пророчили звездные роли, но жизнь сложилась трагически…

Елизавета Никищихина родилась в 1941 году в обычной советской семье, отец воевал и вернулся с войны живым и здоровым, у Лизы был младший брат. И вот уже в возрасте 6 лет девочка впервые столкнулась с тем, что с ней поступили несправедливо.

Отец Лизы был отправлен в командировку за рубеж в ГДР, причем очень на долго на 7 лет, вместе с отцом поехала вся семья, но почему то Лизу оставили у бабушки в Ярославле. Дочь так и не простила родным этого поступка, хотя семья вернувшись забрала девочку обратно.

Напряженные отношения в семье усугубились тем, что Лиза решила стать актрисой, отец категорически запретил ей это делать, но строптивая дочь не послушалась и поступила в студию при театре Станиславского и при этом совсем ушла из дома. Так у нее началась самостоятельная жизнь, маленькой стипендии не хватало чтобы снять комнату, а общежитие не давали так как Лиза была местной и молодой студентке приходилось ночевать в гримерке или оставаться у друзей.

По окончании учебы Никищихина была приглашена в театр Станиславского, где уже совсем скоро получила несколько больших ролей, она играла главную роль в спектакле «Машенька».

Спустя некоторое время в театр пришел новый главный режиссер Борис Львов-Анохин, который с самого начала предъявил претензии актрисе признав ее работы халтурой и верхом непрофессионализма, а потом вообще предложил уволиться.

Никищихина уговорила режиссера дать ей испытательный срок, долго работала над собой и начала доказывать что способна играть на сцене, в конце концов актриса получила главную роль в спектакле «Антигона»,партнером выступил сам Евгений Павлович Леонов. Роль Никищихиной прогремела на всю театральную Москву, у актрисы появились преданные поклонники.

«Антигона»

Одним из таких поклонников был молодой музыкант, виолончелист Алексей Познанский, чувства оказались взаимными, Елизавета была влюблена.

Алексей ушел в армию, где произошел несчастный случай и парень получил травму позвоночника вернулся калекой в инвалидном кресле.

Однако Никищихина не отказалась от жениха и начала за ним ухаживать, потом она забеременела и перед молодой актрисой встал выбор между карьерой и семейной жизнью. Елизавета выбрала театр и сделав аборт рассталась с возлюбленным.

Карьера в кино так же начала набирать обороты , но это были в основном эпизодические роли чудаковатых барышень хотя и с ними Никищихина справлялась блестяще.

Вскоре главреж Львов-Анохин был отстранен от руководства, а пришедший новый полностью сменил репертуар и ролей у актрисы не стало, Никищихина начала решать возникшие проблемы как все русские люди с помощью водки.

В это же время у актрисы возник краткосрочный роман с музыкальным критиком Агамировым, они поженились но брак просуществовал недолго.

Вскоре после развода Никищихина знакомится с психиатром из Ленинграда Эрнестом Лейбовым, была создана семья, вскоре Лиза поняла что беременна, несмотря на уверения врачей что она не сможет иметь детей после аборта.

Одновременно с этим новый режиссер предложил Никищихиной главную роль Катерины в «Грозе» Островского, но узнав о беременности поставил перед выбором или роль или ребенок.

В этот раз Елизавета выбрала семью и на свет появилась дочка Екатерина.

Мать с дочкой Катей

Быстро восстановившись после родов актриса вернулась в театр, но «поезд ушел», ролей было мало и это были маленькие эпизоды и в кино и в театре, впавшая в депрессию Никищихина снова начала прикладываться к бутылке. Спасло актрису предложение режиссера Анатолия Васильева сыграть Вассу Железнову, в одноименном спектакле. Эта постановка стала вершиной в актерской карьере Никищихиной, билетов было не достать.

Электроника» ассистентка Маша» data-src=»https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/40456/pub_5aeab2543dceb76be76ef1f3_5aead5a02f578c0c7246a170/scale_600″ data-srcset=»https://avatars.mds.yandex.

net/get-zen_doc/40456/pub_5aeab2543dceb76be76ef1f3_5aead5a02f578c0c7246a170/scale_600 1x, https://avatars.mds.yandex.

net/get-zen_doc/40456/pub_5aeab2543dceb76be76ef1f3_5aead5a02f578c0c7246a170/scale_1200 2x» />

«Приключения Электроника» ассистентка Маша

Но отношения в семье стали разлаживаться, вскоре Лейбов решил эмигрировать в США, но жена категорически отказалась ехать и брак распался.

А следующим мужем актрисы стал писатель-диссидент Евгений Козловский, из за того что его преследовали власти у актрисы также начались проблемы ее вызывали на допросы, а в театре опасаясь за благонадежность совсем перестали давать роли.

В кино всё было более или менее ровно, все те же небольшие роли, но их было много, а Никищихина хотела больших, главных ролей, но предложений не было, что еще больше пристрастило актрису к алкоголю. Ни вмешательства супруга, ни уговоры любимой дочери не помогали, Никищихина все дальше скатывалась в бездну пьянства.

«Там на неведомых дорожках» Кикимора

В 90-х ролей стало вообще очень мало, актриса продолжает выпивать, вскоре дочь Екатерина вышла замуж и родила ребенка, а чтобы оградить сына от вида выпивающей бабушки предложила разменять квартиру.

Актриса очень переживала разрыв с дочерью, а тут еще случилось новое несчастье, на нее напали, грабитель схватил ее за горло и ударил по голове, из за этого у Никищихиной начались частые проблемы с дыхательными путями, она не могла глотать и ела только сильно измельченную пищу.

Страдая от одиночества актриса переехала в коммуналку чтобы быть ближе к людям.

Никищихина сильно похудела, ролей не было, актриса продолжала выпивать, периодически играя микро эпизоды в театре. Елизаветы Сергеевны не стало осенним ноябрьским днем, 28 ноября 1997 года ее нашли в собственной комнате в коммуналке, как показала экспертиза в дыхательных путях застрял кусок яблока. Ей было всего 56 лет, похоронили актрису на Востряковском кладбище Москвы.

Могила актрисы

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

1

Показы: 1 Охват: 0 Прочтений: 0

Источник: https://kinoistoria.ru/blog/43135058615

Елизавета Никищихина

Играла в Московском Драматическом театре им. К. С. Станиславского, в основном трагические и острохарактерные роли. Сыграла ряд небольших, но незабываемых ролей в кино, снималась в киножурнале «Ералаш» (1978 год, 16-я серия, «Царевна Несмеяна»).

Первым мужем актрисы стал Анатолий Агамиров — музыкальный критик. Они познакомились на съёмках фильма «Расскажи мне о себе», на котором работала хореографом его мать.

В начале 1970-х брак себя исчерпал, и Никищихина вышла замуж за питерского психиатра Эдуарда Лейбова, родила дочь Катю. Этот союз просуществовал три года. В 1975 году Лейбов эмигрировал в Америку, а уезжать вместе с мужем Никищихина не хотела.

Следующий брак с литератором Евгением Козловским счастья тоже не принёс. Евгений Козловский, известный своим романом «Мы встретились в раю», диссидентствовал и публиковался на Западе, за что и был преследуем КГБ.

В квартире было три обыска — вещи, вплоть до детских книг, трижды вывозились. Когда Козловского посадили, Никищихину стали таскать на допросы — на Лубянку.

На излёте своей короткой жизни актриса перемогала всевозможные вызовы судьбы в одиночестве, поскольку дочь рано вышла замуж и отношения с ней разладились.

В жизни она всегда оставалась человеком закрытым и одиноким, несмотря на признание коллег. Постоянно раздираемая противоречиями, мыслями о творчестве и жизни, болезнями, злоупотребляла спиртным в последние годы жизни.

Скончалась в полном одиночестве 28 ноября 1997 года в возрасте 56 лет в коммунальной квартире, где проживала последние годы. Похоронена на Востряковском кладбище в Москве.

В 2009 году телеканалом «Россия» снят документальный фильм об актрисе «Разбитые мечты актрисы Никищихиной».

Фильмография

  • 1961 — Совершенно серьёзно — эпизодическая роль посетительницы ресторана
  • 1961 — Командировка — парикмахер
  • 1962 — Чудак-человек — секретарша Ирочка
  • 1963 — Крыса на подносе
  • 1963 — Полустанок — продавщица Зойка
  • 1965 — Похождения зубного врача — молодой врач-практикант
  • 1966 — Скверный анекдот — невеста Пселдонимова
  • 1968 — Любить — дворник
  • 1969 — Только три ночи
  • 1970 — Расплата — Рита
  • 1970 — Шаг с крыши — Мадлена
  • 1970 — Вас вызывает Таймыр — певица
  • 1971 — Месяц август
  • 1971 — Расскажи мне о себе
  • 1972 — Человек на своём месте
  • 1974 — Рассказы о Кешке и его друзьях — продавщица мороженого
  • 1976 — Всё дело в брате — Елизавета Михайловна, учительница
  • 1977 — А у нас была тишина
  • 1978 — Иванцов, Петров, Сидоров…
  • 1978 — Расмус-бродяга
  • 1978 — Капитанская дочка (телеспектакль) — Палашка
  • 1978 — Шла собака по роялю
  • 1979 — Приключения Электроника — Маша, ассистент профессора Громова
  • 1979 — Фрак для шалопая — мама Вовика
  • 1980 — Комедия давно минувших дней — ассистент режиссёра
  • 1981 — Единственный мужчина
  • 1981 — Крупный разговор
  • 1982 — Голос — Анна
  • 1982 — Не было печали
  • 1982 — Покровские ворота — Нина Орлович
  • 1982 — Там, на неведомых дорожках… — Кикимора
  • 1982 — Чародеи — член комиссии
  • 1982 — Солнечный ветер — Ада Владимировна Трегубович
  • 1983 — Торпедоносцы — мама Шуры
  • 1984 — Букет мимозы и другие цветы — Анна, мать Алёны
  • 1984 — Мёртвые души — жена Собакевича
  • 1984 — Пеппи Длинныйчулок — фру Лаура
  • 1985 — Противостояние — Щукина, соседка Петровой, биолог
  • 1986 — Обида
  • 1987 — Виктория — Директор школы
  • 1987 — Без солнца
  • 1987 — Время летать
  • 1989 — Дикарь
  • 1989 — Во бору брусника — Татьяна
  • 1989 — Светик
  • 1989 — Село Степанчиково и его обитатели — Перепелицына
  • 1990 — Очарованный странник
  • 1990 — Самоубийца
  • 1991 — Женщина для всех
  • 1992 — 1000 долларов в одну сторону — соседка
  • 1993 — Провинциальный бенефис
  • 1993 — Раскол — Вера Засулич
  • 1994 — Я свободен, я ничей — секретарь
  • 1997 — Любовь — мама
  • 1997 — Принцесса на бобах — торговка в переходе
  • 2000 — Тайны дворцовых переворотов. Фильм 2. Завещание императрицы — Камер-фрау Крамер. Премьера последнего фильма состоялась через три года после смерти актрисы.

Награды

  • Заслуженная артистка РСФСР (1984)

Источник: http://people-archive.ru/character/elizaveta-nikischihina

Ссылка на основную публикацию