Франсуаза саган — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сын Франсуазы Саган Дени Уэстхофф: «У Саган было много романов с женщинами»

Спустя три с половиной года после смерти Франсуазы Саган во Франции вновь вспыхнул интерес к ее личности. Опубликованы две ее биографии, скоро на экраны выйдет художественный фильм о знаменитой писательнице.

И в книгах, и в киноленте, авторами которых являются женщины, впервые приоткрывается завеса над неизвестными сторонами жизни автора «Здравствуй, грусть!».

Единственный сын Франсуазы Саган — 45-летний фотограф Дени Уэстхофф рассказал парижскому корреспонденту «Известий» Юрию Коваленко об увлечениях матери наркотиками, алкоголем, рулеткой и особами своего пола…

вопрос: Сколько всего книг написала Франсуаза Саган?

ответ: Около сорока. Романы, рассказы, театральные пьесы, сценарии. Сняла она и фильм, оказавшийся очень неудачным. В середине 1950-х вместе с режиссером Роже Вадимом поставила балет, который без всякого успеха шел на сцене театра «Шанз Элизе». Словом, пробовала себя в разных сферах, но прежде всего, разумеется, была писателем.

в: Саган страдала от того, что не может создать шедевр. Признавала, что ей не написать таких книг, какие вышли из-под пера Стендаля, Достоевского, Пруста, Фолкнера, Сартра…

о: Надо сказать, что свои творческие возможности мама оценивала достаточно скромно и знала, что никогда не поднимется до уровня классиков. Но сегодня критики признают, что Саган писала совсем не так плохо.

в: Есть ли еще неизвестная Саган?

о: Издательство «Л' Эрн» начало издавать статьи, написанные мамой в течение ее жизни. Первым вышел сборник «Здравствуй, Нью-Йорк!».

В него вошли статьи того времени, когда она была репортером в журнале ELLE. Наконец, мы нашли в ее доме никогда не публиковавшуюся рукопись. Она работала над ней в самом конце жизни.

У мамы был ужасный почерк, который мы сейчас пытаемся разобрать.

в: Где хранятся ее архивы?

о: Они разбросаны повсюду. Мама никогда не была организованной женщиной, и во время ее многочисленных переездов многое было потеряно. Она не придавала значения ни вещам, ни предметам, ни своим трудам и щедро раздаривала свои манускрипты.

в: Наверное, у писательницы Саган не было времени заниматься сыном?

о: Она относилась ко мне очень внимательно. Но она не из тех матерей, которые штопают носки ребенку. , следила за моими оценками в школе, защищала меня от папарацци и от всяких сплетен, делала все, чтобы я получил хорошее образование, не подсел на наркотики, мало пил.

в: Почему не сложилась ее семейная жизнь с вашим отцом, американцем Бобом Уэстхоффом?

о: Отец мой был человеком очень легкомысленным. Сначала он служил в армии. Затем стал одним из первых моделей-мужчин в Соединенных Штатах и отправился на заработки в Европу. Там он и познакомился с моей матерью. У него не было никакой профессии, он ничего не умел делать и только весело проводил время в маминой компании.

в: Но он, кажется, стал скульптором?

о: Ему надо было придумать себе занятие, а поскольку он поселился на Монмартре — в мастерской, где стояла печь для обжига глины, то и называл себя скульптором. Правда, потом отец переводил книги Франсуазы Саган…

Когда мама забеременела, они поженились. И хотя они любили друг друга, мама решила развестись — ей не нравилось носить обручальное кольцо. Однако после развода они прожили вместе еще семь лет.

Отец умер от рака 17 лет назад и похоронен в одной могиле с мамой на ее родине в Каржаке.

в: Саган, пишут ее биографы, любила богемную жизнь…

о: В сущности так оно и было. Но это не более чем маска, которую маме пришлось носить после невообразимого успеха ее первого романа.

Когда она на свой первый гонорар купила себе «Ягуар», пошли разговоры о том, что Франсуаза сидит босиком за рулем и носится по дорогам со скоростью 200 километров в час.

Говорили, что Саган содержит целую банду прихлебателей, устраивает попойки в ночных клубах…

в: У вашей мамы была щедрая натура.

о: Она не придавала деньгам никакого значения и раздавала их налево и направо. Мама приглашала друзей в поездки, которые оплачивала. Помню, как в 1974 году целая компания поехала с ней в Нью-Йорк и поселилась в самой дорогой гостинице «Уолдорф-Астория»…

Когда она видела нищего на улице, часто отдавала все деньги, что были у нее при себе. Мама получала множество писем с просьбой прислать ту или иную сумму. Кто-то клянчил у нее сотню франков на утюг — старый сломался. И мама посылала чек.

Она повторяла, что деньги — это плохой хозяин, но хороший слуга.

в: И при этом всю жизнь ей везло в азартные игры. Она, смеясь, утверждала, что тяга к игре у нее от прабабушки, которая якобы была русской…

о: В день своего совершеннолетия мама впервые поехала в казино в Монте-Карло. Она была убеждена, что игра тем и хороша, что полностью обесценивает деньги, лишает их всякого смысла. Поэтому играла по-крупному. В рулетке выбирала одни и те же три цифры — 3, 8, 11.

Однажды в 1980-е годы 8 августа (а это восьмой месяц в году) она выиграла в казино 8 миллионов франков и на них купила себе дом в Нормандии. В другой раз она играла в Лондоне. После нескольких часов игры крупье показал ей листок с проигранной суммой — 3 миллиона фунтов.

Мама не смогла бы расплатиться, даже если бы продала все, включая квартиру. Но она отыгралась.

в: Как же она пристрастилась к наркотикам?

о: После страшной автомобильной катастрофы она чудом осталась жива. Но у нее были сломаны руки, ноги, ребра, и она страдала от ужасных болей. Ей стали давать лекарство — разновидность морфия. Видимо, она принимала его слишком долго и уже не могла без него обходиться.

в: Саган не только принимала всю жизнь кокаин, но и много пила.

о: Она считала, что алкоголь помогал находить общий язык с людьми, всегда быть в хорошем настроении. Когда у нее возникли серьезные проблемы с поджелудочной железой, врачи запретили ей пить — она могла умереть от алкоголя. И мама снова стала употреблять сильные наркотики. Мы с ней никогда не говорили на эту тему, это было табу.

в: Из-за наркотиков она едва не угодила в тюрьму.

о: Однажды полиция арестовала мелкого наркодилера, в записной книжке которого нашли имя Саган. И при обыске у нас дома обнаружили наркотики. Маму приговорили к условному тюремному заключению на месяц и штрафу в 600 тысяч франков.

в: Сегодня на все лады судачат о любовных романах Франсуазы Саган с Авой Гарднер, Жюльет Греко и ругими знаменитостями. Насколько я понимаю, она не афишировала свою бисексуальность?

о: Это правда. У нее было много романов с женщинами, но мне неизвестны никакие подробности. Мама была человеком сдержанным, деликатным и о своей личной жизни мне рассказывала мало. Я лишь однажды видел Аву Гарднер, был знаком с Жюльет Греко.

Но я хорошо знал Пегги Рош, которая долгие годы жила с нами. В свое время Пегги была манекенщицей, а потом дизайнером. Она была исключительно красивой и элегантной женщиной с властным характером. В какой-то мере она играла роль хозяйки дома.

Пегги прекрасно знала о всех маминых слабостях и пороках и умела держать ее в руках. Мать слушалась только ее. И когда Пегги говорила ей: «Франсуаза, сегодня вечером вы не пьете!», то мама повиновалась. Она и Пегги относились друг к другу с удивительной нежностью.

Да, они спали вместе, но это меня не касалось. Пеги умерла в 1991 году. Она похоронена в одной могиле с моими родителями, но на надгробном камне нет ее имени.

в: Что связывало Саган с президентом Франсуа Миттераном, который был известным волокитой?

о: Они как-то познакомились в аэропорту и стали друзьями еще до избрания Миттерана президентом. Мама часто приглашала его домой на ужин. И хотя Миттеран был известным сердцеедом, между ними ничего не было. Они относились друг к другу со взаимным восхищением.

в: Миттеран обожал окружать себя интеллектуалами.

о: Он приглашал Саган в свои поездки. Однажды она полетела с ним в Боготу, где ей стало плохо. Одни говорили, что причиной тому высота, на которой расположен этот город, другие — кокаин.

И когда горничная вошла в номер, то увидела мою мать лежащей на полу без сознания. Ее сразу отправили в военный госпиталь. Узнавший об этом президент отменил все свои визиты и поехал ее навестить. Осмотрев ее, президентский врач сказал, что Саган умирает.

Тогда Миттеран на своем самолете отправил маму во Францию и тем самым спас ей жизнь.

в: Как случилось, что Саган влипла в нефтяную аферу, которая ей так дорого обошлась?

о: В 90-е годы она встретилась с известным дельцом Андре Гельфи по прозвищу Деде-сардина. Тот знал, что у мамы хорошие отношения с Миттераном, и попросил ее организовать встречу с президентом.

Речь шла о поисках нефти в Узбекистане, которыми намеревалась заняться французская компания «Эльф-Акитэн». В итоге мама написала письмо президенту с просьбой принять высокопоставленного узбекского эмиссара.

Миттеран вначале отказался и написал маме: «Я и не знал, что вы выступаете в роли Маты Хари». Но потом встреча состоялась.

в: Тот же Андре Гельфи утверждал, что заплатил Франсуазе Саган за посреднические услуги несколько миллионов евро — если считать в нынешней валюте.

о: Через два месяца после избрания президентом Жака Ширака к маме явилась налоговая инспекция. В результате проверки оказалось, что она должна фиску миллион евро. У нее, разумеется, не было таких денег. Тогда налоговая служба блокировала все ее счета. Мама оказалась полностью разоренной. У нее забрали дом, мебель, деньги, которые она получала от разных издательств…

в: …В итоге Саган умерла нищей. Писатель Фредерик Бегбедер тщетно взывал к властям незадолго до ее кончины: «Франция убивает своего последнего литературного гения. Мне стыдно за мою страну. Когда Саган умрет, все явятся на ее могилу, чтобы поклониться ее праху. Невежественные правители! О Саган будут вспоминать, когда вас все давно забудут!»…

о: Увы, ничего не помогло. Несмотря на то, что она осталась должна фиску почти миллион евро, я согласился вступить в наследство и соответственно взять на себя ее долги. Сегодня я пытаюсь добиться от министерства бюджета отсрочки в выплате налогов.

Конечно, они никогда не будут списаны, но такая отсрочка дала бы мне возможность получать какие-то деньги за издание книг. Мне нужны средства для решения проблем, связанных с творческим наследием Франсуазы Саган. Пока же ситуация остается тупиковой. Я дважды писал президенту Николя Саркози и получил от него любезный ответ.

Я надеюсь на благоприятный исход. Так или иначе, на выплату налогов уйдут годы.

в: И чем вы займетесь, когда вам удастся решить налоговые проблемы?

о: Я собираюсь создать Фонд Франсуазы Саган. Он займется вопросами, связанными с изданием ее книг, с переводами, с экранизацией, с постановками пьес. Я также хочу учредить премию имени Саган, которая будет присуждаться молодым писательницам.

в: Вы оставались с мамой до самого ее конца?

о: Я все время находился с ней в клинике городка Онфлер, где она умирала. Причиной смерти стали отек легкого и множество других недугов. Всю свою жизнь она слишком изнуряла организм наркотиками и алкоголем. Просто чудо, что ей удалось дожить до 69 лет.

Источник: https://iz.ru/news/333094

Франсуаза Саган. Баловень Судьбы или неизбежность эпохи?

Когда ничего ещё не предвещало перемен в славном своими католическими устоями и традициями французском литературном мире, девочка, которая взбудоражит вскоре его своим появлением, уже жила на свете, и даже начинала первые пробы пера.

Училась эта девочка в элитарном католическом лицее. Несмотря на то, что родом она была из богатой семьи известного промышленника, она не усвоила ни болезненной страсти матери к светской жизни и роскоши, ни расчётливого благоразумия отца. Её мать, признанная красавица Мари Куарез, поражалась собственной дочери.

Мало того, что девочка не унаследовала её красоты и даже не стремилась хоть как-то компенсировать это нарядами, она ещё постоянно ходила в растянутых свитерах, неприглядных парусиновых юбках и потёртых брюках, кое-как причёсанная, но, тем не менее, без конца рассуждающая о литературе, поэзии и о новых веяниях в них, то и дело упоминая имена лидеров авангардных направлений — Камю, Пруста, Сартра и Элюара.

У мадам Куарез просто мигрень начиналась от всех этих разговоров и имён — Франсуаза всем своим существом вносила дисгармонию в её жизнь. Мать и дочь были совершенно разными людьми. Однако жизнь в доме богатых родителей дала Франсуазе блестящее книжное образование — она могла читать всё, что только хотела, и имела доступ ко всем новинкам книжного мира.

После окончания лицея, где немаловажными уроками были религиозные проповеди, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны и вздохнула, наконец-то, свободно в предвкушении новой, взрослой жизни.

Вот только ей, влюблённой в литературу чисто эмпирически, совсем не хотелось снова погружаться в прилежное ученье и зубрёжку… Став впоследствии признанной знаменитостью, Саган не раз признавалась, что всегда была лентяйкой и, если бы не необходимость, не часто бралась бы за перо.

…А самые первые её попытки публиковаться были ничем иным, как желанием как-то проявить себя в литературном мире.

С 14 лет Франсуаза уже рассылала свои рукописи по редакциям, но отказ приходил за отказом, пока, наконец, она не написала роман «Здравствуй, грусть!», ставший для неё судьбоносным. Писать этот роман она начала, будучи уже студенткой Сорбонны.

Но гораздо больше учёбы её привлекали богемные тусовки в уютных кафешках Парижа, где она встречалась со многими «звёздами» от мира искусства.

Вот там — среди свободных и неординарных людей — писателей, художников, поэтов и музыкантов, она чувствовала себя как рыба в воде, это была её компания! Может быть, именно в той среде, за увлекательными разговорами, она и услышала сюжет первого в своей жизни романа — такого необычного и неправдоподобного для её юности… Неправдоподобного той глубиной и сложностью, никак не вязавшихся с её возрастом в 19 лет!

Читайте также:  Галина щербакова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сюжет был переполнен изысканной эротикой и страстью, и читатели просто не могли поверить, что автор романа — несовершеннолетняя девушка. Тем не менее, это были исключительно вымышленные чувства.

Наряду с темой любви и чувственности, пронизывающей весь роман, в нём рассказывалось также об изощрённых интригах героини — юной Сесиль, сплетшей в буквальном смысле сети для своего отца и его подруги — её будущей мачехи, в которые они потом и попались неосмотрительно… Мачеха в результате психологического срыва погибла, разбившись на машине, а отец лишился любимой и любящей женщины…

Произведя в середине 50-х фурор в привычных приоритетах и взглядах на форму и содержание литературного произведения, Франсуаза Саган в одночасье стала и символом скандальности и символом современности. Та перемена в сознании, что назревала в людских умах, а тем более — в умах тогдашней молодёжи — отразилась и во всех остальных произведениях юной романистки.

Но когда ничего не подозревающая о скорой славе графоманящая студенточка (провалившая, кстати, сессию в университете) прислала это своё произведение в издательство, его глава Рене Жюйяр, прочитав роман и почувствовав в нём что-то стоящее, подумал, что автор — умудрённая жизнью, взрослая женщина.

Явившейся же на его приглашение тощенькой, большеглазой девице стоило немалых трудов убедить издателя в своей причастности к авторству рукописи под именем «Франсуаза Саган», выведенном круглым, детским почерком… Псевдоним Саган, кстати, был заимствован ею у героини обожаемого Пруста, принцессы Босон де Саган.

Когда произведение было издано, слава и деньги обрушились на голову юной дебютантки незамедлительно. Став в одночасье знаменитой и богатой, Франсуаза растерялась было, и пошла советоваться с отцом — как ей использовать 1,5 миллиона франков. «Потратить! И немедленно!» — был ответ родителя, так как в её возрасте, по его мнению, излишек денег ни к чему хорошему привести не мог.

Ага, так и послушалась солидного папочку своей подопечной Фортуна, стоявшая за худеньким плечом девушки… И они отправились в казино, где вся сумма, поставленная на кон, увеличилась до утра в пять раз! На следующее же утро Франсуаза совершила свою первую в жизни крупную покупку — шикарный старинный дом, освящённый некогда присутствием в нём великой Сары Бернар. После первой значительной покупки последовали ещё дома, виллы и яхты; меха, украшения и дорогие машины, сменяющие одна другую.

Если бы не образ жизни, вошедший в привычку юной знаменитости — кто знает, может, ей на всю жизнь хватило бы средств от публикации двух-трёх своих произведений.

Но она взяла себе за правило «прожигать жизнь», сорить деньгами, гонять на бешеной скорости на своих автомобилях, быть, вольно или невольно, в эпицентре скандала, а потому — часто нуждаться в деньгах.

Именно это и стало её движущей силой и мотивацией для написания очередных произведений. Когда у Франсуазы кончались деньги, она бралась за перо.

Публика с восторгом ждала всё новых и новых шедевров от полюбившейся писательницы. Все её произведения тут же становились бестселлерами и издавались миллионными тиражами на разных языках. «Саганомания» охватила Францию и выплеснулась далеко за её пределы.

А богемная, светская жизнь закружила молодую женщину в вихре танца.

И вот уже позади и неудачное, короткое замужество с издательским магнатом Франции Ги Шеллером, и рождение сына в 1962 году, а потом последовала страшная автоатастрофа, после которой она чудом выжила, ещё несколько странных замужеств и пристрастие к азартным играм.

«Я живу, как каскадёр» — часто повторяла Франсуаза Саган, и это было правдой.

Правдой было и то, что, несмотря на её благотворительную деятельность и горячее участие в общественной жизни, правоохранительные органы заподозрили её в хранении и распространении наркотиков, не говоря уж об их употреблении… Спасла писательницу от тюрьмы только близкая дружба с самим президентом Франции — Франсуа Миттераном. Но условный срок она всё же получила.

Миттеран же до самой своей смерти оставался в числе друзей именитой писательницы и, когда он приезжал к ней в гости, то Франсуаза собственноручно готовила его любимое жаркое и утку с апельсинами.

«Больше всего я боюсь нищеты и забвения» — сказала однажды Саган, словно предвидя, что именно этим она и закончит. В последние годы она уже ничего не писала и жила в одиночестве.

Денежные средства от её некогда огромных гонораров, иссякли, она заложила дом Сары Бернар, продала машины и яхты и была «в долгах, как в шелках»…

А 24 сентября 2004 года её не стало. Но остались её произведения — её проникнутые лёгкой грустью романы, пьесы, рассказы и повести, с такими лёгкими и точными названиями, как «Любите ли вы Брамса?», «Немного солнца в холодной воде», «Смутная улыбка», «Волшебные облака», и многие другие… И вряд ли они будут преданы забвению.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/28814/

Франсуаза Саган

В двенадцатом часу утра 21 июня 1935 года во французском департаменте Ло, в городке Кажарк, в роду потомственных фабрикантов и мелкопоместных дворян родилась девочка, которую позднее собратья по перу назовут «маленький очаровательный монстр», – Франсуаза Мари Анна Куарэ. Ее псевдонимом станет имя «Франсуаза Саган», которое, едва удостоившись появления на свет, превратилось в синоним ошеломительно раннего взлета и всемирного признания.

Отец ее, Пьер Куарэ, преуспевающий инженер, окончивший Индустриальный институт Севера, вел свое происхождение от испанских завоевателей, а пращуры матери, Мари Куарэ (в девичестве Лобард) ходили за Гробом Господнем, и герб их рода красуется в Версальском зале Крестовых походов.

Но сама Франсуаза – или Кики, как ее называли близкие – любила заверять, что ее бабушка по лини отца русская, да и по линии матери она потомок петербуржцев.

Ее стремление разыскать в своих истоках славянские «закваски» руководствовалось желанием объяснить «загадочностью русской души» собственную сумасбродность, склонность к авантюризму, к хмельному и к азартным играм.

С детства мучило будущую писательницу и обостренное чувство собственности по отношению к близким, страх потерять их – и, как следствие,  невероятная ревность, которая и саму Франсуазу ужасала. И все эти переживания она переносила на страницы своих романов.

Кажарк, родной город Франсуазы, был центром епархии и оплотом католической церкви, но по сути представлял собой большую деревню с населением едва превышающем тысячу человек, многие из которых на зиму покидали городок. Но Франсуаза, имевшая замашки сорванца-мальчишки, не была склонна к унынию.

В компании со старшими ребятами она играла в воров и полицейских, взбиралась на деревья и карабкалась по скалам – при этом всегда оказываясь впереди, ничего не боясь и неизменно ввязываясь в новые авантюры. Другой стороной ее натуры оказалась тяга к природе.

Созерцание окрестностей питало романтические фантазии Франсетты и с ранних лет стало для нее необходимостью. Она обожала собак и кошек, что всегда жили в доме Куарэ. С особой гордостью и нежностью Франсуаза всегда вспоминала таксу, превращенную Пьером Куарэ в собаку-самокат.

К старости у бедного животного отказали задние лапки, и ни один ветеринар не взялся лечить ее. Тогда Пьер Куарэ, сконструировал небольшую тележку, на которой бедняга смогла не просто передвигаться, но даже бегать по улицам. А после того как отец подарил Франсуазе лошадь по кличке Пулу, эти грациозные животные стали подлинной страстью Кики.

Однако помимо всего этого душой маленькой Франсуазы все больше и больше завладевал мир, который открывало перед ней чтение. Она втайне пробиралась на чердак, где стоял шкаф, набитый книгами, и пропадала там целыми днями, зачарованная неизведанными тайнами и чувствами.

С началом Второй мировой войны Пьер Куарэ будучи лейтенантом запаса инженерных войск отправляется на линию Мажино, где исправно служит десять месяцев. После его демобилизации в 1940-м году семейство Куарэ переезжает в Лион, а Кики идет в первый класс.

Девочку определили в школу «Ле Кур де ла Тур Питра», что расположилась в старом монастыре. Одновременно она брала уроки музыки. У бедной вдовы, обучавшей Франсуазу, не было фортепьяно.

Женщина использовала клавиатуру, нарисованную на картоне, и Франсетте приходилось разучивать на этом более чем странном приспособлении гаммы в полной тишине. Вот так она приобщилась к Моцарту и Баху, Бетховену и Брамсу.

Как ни парадоксально, но Кики влюбилась в классическую музыку и впоследствии достойно послужила ей: после выхода в свет четвертого романа Саган «Любите ли вы Брамса?» продажи записей ее любимых композиторов увеличились впятеро.

В период оккупации Франции семья Куарэ прятала у себя евреев. Как-то немецкий солдат перепутал этажи и постучался к Куарэ. Мать Франсуазы Мари очень вежливо ответила ему, а, закрыв дверь, едва не лишилась чувств.

В 1946 году семья Куарэ переезжает в Париж, и начинаются скитания Кики по привилегированным католическим школам не только столицы Франции, но и швейцарских курортов.

Однако «маленький очаровательный монстр» не вписывался в чопорные рамки пансионов, где основы воспитания составляли хорошие манеры и Библия, к учению которой Франсуаза, увлекшись в четырнадцатилетнем возрасте идеями Сартра, навсегда охладела. Пьер и Мари Куарэ не находили в поведении дочери ничего драматического.

Их дочку считают скандалисткой? Таким образом она проявляет свою личность. А столь раздражающая учителей бесцеремонность девочки вполне компенсируется ясностью оригинального мышления.

С 14 лет Франсуаза стала пробовать свои силы в прозе и отправлять первые произведения по издательствам и… везде получала отказ. Домашние не придавали значения попыткам дочери что-то писать.

Мари Куарэ впоследствии рассказывала, что Кики читала ей свои работы, перед тем как послать их в журналы, но мать лишь отметила для себя богатое воображение дочери. Выпускной экзамен Франсуаза так и не сдала, да и не стремилась.

Выйдя из пансиона в 1953 году, Кики с одобрения родителей поступила на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета. Однако хмелящее чувство свободы и предчувствие новых острых ощущений побуждали ее проводить большую часть своей жизни не в аудиториях и библиотеках, а за столиками литературных кафе.

Богема, точно водоворот, захватила ее целиком. Лишь среди писателей и художников, поэтов и музыкантов, в разговорах до полуночи она чувствовала себя в своей тарелке. Компания свободных, неординарных людей — это был ее мир! Как знать, не там ли она и услышала сюжет романа, сделавшего ее знаменитостью?

Начав свою книгу, Франсуаза, по ее собственным словам, испытывала чувство глубокой тоски. Утром она не осмеливалась перечитать написанное накануне – от страха почувствовать себя униженной, окажись это плохо.

Наброски романа она записывала в тетрадку. Из опасения, что в общежитии тетрадь кто-нибудь найдет, Франсуаза отдала рукопись на хранение своей подруге, которая закрыла драгоценность в сейф.

Но вскоре несчастная внезапно заболела и умерла, и труд начинающего автора бесследно исчез.

Фиаско на экзамене по английскому поставило девушку перед необходимостью забыть о Сорбонне. Теперь лишь литературные успехи могли успокоить уязвленную гордость, оправдать себя перед родными и друзьями. С огромным азартом Кики принялась восстанавливать утраченный текст и закончила роман за два с небольшим месяца.

6 января 1954 года Франсуаза отнесла его сразу в два издательства: «Жюйар» и «Плон». Пьер Жаве, литературный директор издательства «Жюйар», был крайне удивлен возрастом и видом Франсуазы Куарэ — ее вес был 49 килограммов, рост чуть больше полутора метров, она совершенно утопала в огромном плаще.

Бросив беглый взгляд на первые листки, Жаве тут же обнаружил совершенно новые, необычные нотки в манере повествования этой девушки, такой еще юной. Через пару десятков страниц текст пленил его окончательно.

Пьер Жаве ознакомил с находкой редактора Франсуа Ле Гри, и поутру на столе Рене Жюйара, главы издательского дома, появился отчет, что в этом романе «жизнь струится, точно ручей», а автор отважился отразить без ложной стыдливости психологию своих персонажей настолько живо, что вряд ли читатель сможет когда-нибудь их забыть.

При личной встрече Рене Жюйар строго спросил автора, читали ли книгу ее родители. Франсуаза ответила, отрицательно. У отца и без этого есть дела. Мать же попросту не одобрила бы такого. Жюайр пояснил ей, что подпись отца на контракте необходима, поскольку писатель еще несовершеннолетний.

В ходе длительной беседы Рене Жюйар поинтересовался и размером желаемого аванса. Франсуаза, бывшая полным дилетантом в издательской системе расчетов, рискнула назвать сумму в двадцать пять тысяч франков, но тут же смутившись, предположила, что это, вероятно, слишком много.

Жюйар предложил ей двойную сумму, но с условием, что первый тираж составит не три тысячи экземпляров, как это принято для первой публикации, а пять.

Пьер и Мари Куарэ согласились на публикацию романа дочери без особого энтузиазма и с непременным условием, что книга будет издана под псевдонимом. Они считали свою фамилию слишком известной, чтобы трепать ее «по пустякам». Франсуаза вспомнила роман «В поисках утраченного времени» Пруста, где упоминался князь Саган, и решила воспользоваться этим именем: по крайней мере, отчетливо и звучно.

Между тем издательство «Плон» тоже приняло положительное решение, однако потребовало внести изменения в текст рукописи и предложило переработать целые страницы. Саган категорически отказалась что-либо исправлять или выкидывать. Так это издательство упустило автора, чьи издания перекроют вскоре все рекорды продаж.

Роман «Здравствуй, грусть!» появился без предварительной рекламной компании, но ни у кого в издательстве не было и тени сомнения, что продажа будет вполне успешной. Действительность превзошла все ожидания: уже первые несколько дней после начала продаж показали, что необходимо готовить переиздание. Дополнительный тираж определили в три тысячи экземпляров.

Но вскоре потребовалось третье переиздание — уже в двадцати пяти тысячах экземпляров, вдогонку которым последовали еще пятьдесят… В течение года бестселлер вышел небывалым тиражом для Франции тех времен – триста пятьдесят тысяч экземпляров! А во всем мире общий объем выпуска книги, переведенной на тридцать языков, превысил миллион экземпляров.

Роман шел как горячие пирожки.

Читайте также:  Елена алексеева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Девятнадцатилетняя Франсуаза получила в качестве гонорара фантастические деньги – сто тысяч долларов. Даже Пьер Куарэ, считавшийся человеком с весьма солидными доходами, лишь за несколько лет смог бы заработать подобное состояние.

Когда Кики подошла к отцу с вопросом, как же ей поступить с таким количеством денег, тот на полном серьезе посоветовал потратить их без затей – потому что ее возрасте такой куш попросту опасен для не устоявшейся еще психики.

Вдвоем они заявились в казино, где удача вновь улыбнулась семье Куарэ, и вышли отец и дочь  уже с пятикратно увеличенной первоначальной суммой. Этого хватило на покупку целого особняка – и не какого-нибудь, а того, где когда-то жила великая Сара Бернар. Далее последовали машины и яхты, меха, украшения…

С этих пор и всю оставшуюся жизнь Франсуаза будет придерживаться принципа: деньги, когда они есть, нужно беззаботно тратить. И она щедро помогала людям. И покупала все только самое лучшее, самое дорогое… А когда вольготная жизнь заканчивалась, вновь бралась за перо.

Сюжет романа «Здравствуй, грусть!» был густо замешан на страсти и изысканной эротике. Читатели отказывались верить, что написала его несовершеннолетняя девушка. Действительно, трудно предположить, чтобы столь ярко выписанные чувства были бы исключительно вымышлены.

Однако, будь в романе только любовь и чувственность, буквально переполняющие всю работу, книга не имела бы такого успеха. Помимо дел сердечных в ней повествовалось также об изощренных интригах главной героини. Юная Сесиль искусно сплетает гибельные сети для своих отца и будущей мачехи — его возлюбленной.

В результате психологического срыва мачеха погибает, разбившись на машине.

И отец теряет свою последнюю любовь… Разумеется, для Франции с ее вековыми литературными традициями, опирающимися на глубокие католические устои, такой сюжет и, главное, сам финал романа – с кажущимся торжеством аморальности – вылился чуть ли не в культурный шок.

Дотошные журналисты подсчитали, что если бы Саган собирала все высказывания в прессе по поводу романа «Здравствуй, грусть!», то папка вырезок потянула бы на двенадцать с половиной килограммов. Но Франсуаза сохранила лишь три рецензии, действительно отражающие, по ее оценке, истину. Роман был действительно очень хорош и вполне закономерно завоевал «Премию критиков».

После такого успеха все ожидали от Саган следующего романа. Одни надеялись, что он будет лучше предыдущего. Другие были готовы побиться о заклад, что он будет провальным. Франсуаза понимала, что успех необходимо закрепить новым произведением, иначе ее славу признают случайной, и  это навсегда закроет ей дальнейший путь в литературе. Но работа не шла.

К тому же в тот период у нее вспыхнул бурный роман с фотографом Филиппом Шарпентье. Откровенно, почти напоказ выставляемые писательницей чувства шокировали публику. Для Филиппа же это была обыкновенная интрижка, и в скором времени он оставил Франсуазу. Саган погрузилась в депрессию, которую пыталась лечить алкоголем, но это отчаяние привело ее к новому роману – «Смутная улыбка» (1956 г.

), который был встречен новыми восторгами.

В апреле 1957 г. Франсуаза лишь чудом не погибла. Будучи в крепком подпитии она мчалась в машине на огромной скорости… Жандармы потом скрупулезно подсчитают, что ее «астон мартин» проехал по канаве двадцать с лишним метров, затем подпрыгнул и приземлился еще почти через четыре метра. Врачи сами удивлялись, как им удалось ее спасти.

Франсуаза долго пребывала в коме, а около нее в больнице все время находился мужчина, который был на двадцать лет старше писательницы, – Ги Шеллер, директор по спецпроектам издательства «Ашетт». 16 марта 1958 г. они поженились, но брак оказался недолгим. Франсуаза сама подала на развод: она не могла свыкнуться с тихими семейными буднями.

К тому же за время, проведенное на больничной койке, Кики пристрастилась к наркотикам. Зависимость она вскоре преодолела, но личная жизнь с тех пор так и не складывалась. Правда, Франсуаза оказалась все-таки не настолько эмансипированной, чтобы производить детей вне брака. Забеременев, она вышла замуж второй раз – за скульптора Боба Уэстхоффа.

В 1962 году у супругов родился сын Дени, но вскоре и этот брак был расторгнут.

Франсуаза Саган опубликовала около пятидесяти книг, многие из которых, такие как «Любите ли вы Брамса?» и «Немного солнца в холодной воде», стали мировыми бестселлерами.

Написала она и несколько пьес, которые пользовались успехом и до сих пор идут на мировых подмостках, в том числе и в России. Но, несмотря на огромные гонорары и славу Королевы французской литературы, последние годы писательница прожила в нищете и забвении.

Умерла она 24 сентября 2004 года в больнице нормандского города Онфлер – в возрасте шестидесяти девяти лет, от легочной эмболии.

Даже став зрелой женщиной, Франсуаза утверждала, что обожает ночь, игру и простоту отношений, а пишет едва ли не инстинктивно – так же, как дышит. Может быть, именно поэтому современным людям, увязшим в суете, обязательствах и серьезности, ее книги кажутся глотком воздуха в наших задымленных городах…

Источник: http://people-archive.ru/character/fransuaza-sagan

Франсуаза Саган — биография писательницы

Франсуа́за Сага́н (фр. Françoise Sagan, настоящая фамилия — Куаре (фр. Quoirez); 21 июня 1935, Кажар — 24 сентября 2004, Онфлёр, Нормандия) — французская писательница, драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.

Франсуаза Саган утверждала: «Моя бабушка со стороны отца была русская». Ей очень хотелось отыскать в своем роду русские корни. Уверяла, что ее французская семья (по материнской линии) когда-то выехала из-под Петербурга.

Великие русские писатели прошли через страсть к игре, и французская романистка в этой страсти им не уступала. Ее писательский дар вспыхнул мгновенно. В 18 лет она написала роман «Здравствуй, грусть». Франсуа Мориак, прочитав его, был поражен и весело воскликнул: «Маленький очаровательный монстр!».

Парадоксальный афоризм язвительного Мориака пошел гулять по Парижу и прилип к Франсуазе. Ее роман за год вышел миллионным тиражом — ну просто тиражный монстр. В этом году изысканной писательнице исполнилось бы 79 лет. Всего год не дожила она до своего семидесятилетия. Ее не стало в сентябре 2004 года.

…Когда внезапно, как ливень с небес, появился роман «Здравствуй, грусть», читающий Париж забурлил: не может быть, чтобы такой страстный роман написала 18-летняя девочка! Выдумывались самые невероятные предположения об авторстве. Но никакого обмана — это она, Франсуаза Куарез, провалив бакалаврский экзамен, взялась за перо.

Принцесса Саган

Для книги нужна была фамилия-символ. Юная особа позаимствовала псевдоним у великого Пруста — в его романе жила-была принцесса Саган. А чем она, Франсуаза, не принцесса! Это вполне ей подходило. Дочь состоятельных родителей, влюбленная в Артюра Рембо и Поля Элюара, открыла для себя соблазнительную радость — уйти с головой и сердцем в сочинительство. Сначала писала стихи.

Название романа ей подсказали строки из стихотворения Элюара:

Здравствуй, печаль, Любовь податливых тел, Неотвратимость любви.

Печаль она еще не познала, а вот грусть была знакома воспитаннице католического пансиона.

Зато один из последних своих романов Саган назовет точной строкой Элюара — «Прощай, печаль». Если уж французы были шокированы романом, то для русских читателей он стал откровением.

Мы были в восхищении от легкости и непринужденности рассказа, от ее героини Сесиль, начинающей познавать людей, любовь, предательство, разочарования.

Наброски романа Франсуаза записывала в тетрадку. Боясь, что ее кто-то в пансионе обнаружит, девочка отдала тетрадку на хранение своей подруге. Та закрыла ее в сейф, но внезапно заболела и умерла.

Тетрадь пропала. С еще большим азартом юная поэтесса восстановила утраченный текст. Судьба привела ее к чуткому издателю Жюйяру, он угадал в девочке незаурядный талант, издал роман, устроив ему рекламу.

Первый гонорар

На девочку свалился обвал мнений, самых разных, даже враждебных, но еще и огромный гонорар — в 1,5 миллиона франков. Отец посоветовал ей: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя большая беда».

Молодая романистка купила подержанный «Ягуар XK-140» — «великолепный, и я им гордилась», — признавалась Франсуаза. В этом романе всем вдруг открылось, что помимо родства душ и тел есть еще радость молчания, взглядов, жестов, даже смеха и сдержанного гнева.

Встретить такую близость с человеком — невероятное счастье. Мы все проходили через похожий опыт — от желания нравиться к желанию понять.

Ее героиня Сесиль, на удивление, вдруг вошла во вкус опьяняющего чувства сообщества не с кем-нибудь, а с самой собой. Она придумывала, воображала ситуацию и режиссировала ее в реальности.

Восхищалась собой до тех пор, пока ее опасная игра не обернулась трагедией — гибелью яркой и сильной личности Анны, на свое горе, пожелавшей осчастливить Сесиль и ее отца. Покинув злополучную виллу у моря, она на своей роскошной машине рухнула в отчаянии с 50-метровой высоты.

Сесиль испытывает мучительные угрызения совести: «Меня словно ударили — нанесли удар ниже пояса, — мне больно, я задыхаюсь от злости на самое себя».

Опыт любви

Только новый опыт любви излечивает израненную душу. Франсуаза, став знаменитой, перевела свою жизнь в галоп.

Любовные игры, влюбленности, путешествия, светские удовольствия, азартные игры… И однажды ее романный сюжет случился с ней самой: Франсуаза оказалась на волосок от гибели.

Вместе с лучшей подругой одну зиму она проживала в домике у мельницы, арендованном Кристианом Диором. В этот романтичный уголок любила заглядывать художественно-артистическая элита.

Однажды Франсуаза повстречала на своей машине прекрасную пару — Жюля Дассена с Мелиной Меркури. На обратном пути Франсуаза потеряла управление, и, перелетев в канаву, машина врезалась в откос. Пассажиров выбросило, а Саган оказалась бездыханной. 22-летняя писательница перенесла клиническую смерть.

Выздоровев, она комментировала ситуацию с юмором: «Пока Мелина, совсем обезумев, бежала по полю, взывая к Аиду, владыке царства мертвых, он пытался оживить меня дыханием рот в рот. Я единственная женщина, которую Жюль Дассен, неотразимый Дассен, в течение получаса целовал в губы на глазах у Мелины.

Но я находилась в коме, увы…»

В Париже ее спас хирург, выходил без операции, которая была для нее смертельно опасна. Вот там, в клинике, забинтованная, еле живая, Франсуаза приняла предложение своего издателя Ги Шёллера и без любви вышла за него замуж. Он был старше на 20 лет.

Саган была к нему справедлива и говорила позже: «…наша встреча с Шёллером в некоторых отношениях была подобна звукам виолончели на заднем плане моей жизни». Но однажды, придя домой вечером, она увидела его в кресле, читающим газету.

На нее повеяло такой непереносимой скукой, что она схватила свою собачку Юки, дорожную сумку и ушла от него к человеку, с которым ей тогда было хорошо: «И мы втроем — Жан-Поль, Юки и я — уехали на Юг. Таким ласковым оказалось Средиземное море для разбитых сердец».

Мужчины Фрасуазы

Светская хроника сто раз трубила о всех мужчинах, которых осчастливила своей любовью Франсуаза.

О некоторых она рассказывает, в том числе о журналисте Бернаре Франке: «В обращении с малышкой Саган он всегда был ироничен, но с первого дня — несколько любовных приключений не в счет — не покидал ее так же, как и она его».

Он, автор «Всемирной географии», был близко знаком с Сартром. Характерная для Саган оценка ситуации: «Мы часто жили вместе, насколько позволяли наши дома, наши разные браки».

Кстати, о Сартре. Сегодня мир отмечает 100-летие знаменитого философа. Великолепного экзистенциалиста Франсуаза прочла в 14 лет. И он стал для нее по сути учителем, она относилась к нему с восхищением. Ее очень обрадовало, что роман «Здравствуй, грусть» ему понравился. Однажды они нос к носу столкнулись в борделе на улице Бреа и церемонно раскланялись.

Что искал там и что обретал в этой среде философ, они об этом потом никогда не говорили. Ей всегда была дорога мудрость учителя: «Сартр сказал мне однажды, что очень умные люди не бывают злыми, злость предполагает ограниченность, априорную глупость». Она не хранила в душе зла даже на своих преследователей и клеветников: лучше жить в мажоре, в радости.

Похоже, что Франсуаза дарила своим героям собственные увлечения и страсти. Она любила в деревенском раздолье ходить босиком, в городе могла мчаться на машине со скоростью в 200 км в час. Играла в казино. Однажды на нее свалился невероятный выигрыш. И она вышла из игры. А наутро купила дом.

В эссе «Страницы моей жизни» Саган рассказывает о том, как именно в это время решила снять на месяц дом в Нормандии, остановила выбор на уединенном, запущенном. И весьма кстати везение в игре: «В последний день перед наймом я выиграла его в карты».

В 1998 году Саган писала, что этот дом — ее «единственная собственность на Земле, так же, как «Мерседес» 17-летней давности».

…»они придумали, что я наркоманка»

Ей часто приходилось разбивать сплетни и отстаивать правоту в суде: «О том, что я алкоголичка, здесь пишут уже 20 лет, но это неправда. Я пила вино, как все во Франции.

Потом десять лет соблюдала сухой закон, ничего не пила. Ни грамма. Журналистам это мешало… И они придумали, что я наркоманка… Арестовали торговца наркотиками.

Читайте также:  Александра табакова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Я была одной из ста человек, которые купили у него какую-то дозу кокаина» (из интервью с Ф. Медведевым).

До сих пор иные серьезные французы считают, что выпутаться из того судебного дела ей помог тогдашний президент Миттеран. Они действительно были дружны. История этой дружбы житейски очень симпатична. Встретились они на провинциальном аэродроме, в родных местах Миттерана, летели вместе в Париж.

Он — Франсуа, она — Франсуаза; он — президент, она — литературная звезда. Два ненадутых человека. Президенту хватило человечности и естества на дружбу с писательницей, чье имя не сходило со скандальных полос.

Саган поражало, что Миттеран — единственный государственный деятель, который не требовал освободить для него дорогу; обычно он говорил: «Не было причины выбираться из пробки».

Саган написала 22 романа, несколько пьес. Своих читателей она любила, даже тех, кто обрушивался на нее с критикой, кто был недоволен ее романами, и никогда не защищалась — считала их критику справедливой.

Саган пришлось быть ответчиком на нескольких несправедливых судебных процессах. Один из издателей хотел поживиться за счет Саган, чьи книги имели огромный успех, и подал на нее в суд, обвинив в плагиате. Истец явно блефовал: он не представил в доказательство вины Саган той самой вещи, которая якобы была первоисточником. В тот момент у Саган не оказалось денег, чтобы взять адвоката.

И первый суд решился в пользу истца. Помог ей случай. Вот что она рассказывала сама: «Я поехала на скачки в Отей: — чтобы посмотреть, как пробежит моя лошадь, ее звали Хэсти Флэк (до того времени просто кляча); приз в 250 тысяч франков, завоеванный Хэсти Флэк, ее поднимавшимися до ноздрей копытами, позволил мне нанять и оплатить адвоката, защититься, а значит, выжить — мне и моей семье».

В дни суда Саган принялась за роман «Женщина в гриме», первый ее толстый роман в пятьсот страниц. Другие не превышали и двухсот. Работала по пять-шесть часов в день и ложилась спать счастливая.

Жизнетворное нечто

В романах Саган растворено жизнетворное нечто, идущее от ее характера, от поэтического мышления. В них проскальзывают отголоски элюаровских строк: «Мы говорим «Любовь», и это было жизнью… Мы изобретали огонь всегда, лишь один огонь». Но ничто не проходит бесследно.

Один роман Саган называет «Синяки в душе», и, возможно, высказывание одной ее героини идет из глубины собственного авторского тайника: «Я никогда не буду знать достаточно, никогда, чтобы быть совершенно счастливой, никогда, чтобы мной овладела некая страсть, захватившая всю мою душу… Но эти минуты счастья, согласия с жизнью, если их правильно назвать, выполняют роль покрывала, лоскутно-утешительного одеяла, которое натягивают на обнаженное тело, загнанное и дрожащее от одиночества».

Недавно я с удовольствием прочитала роман «Са ва» Ирины Кудесовой. Он напомнил мне настроение романов Саган, ту атмосферу, в которой пребывает юная особа, желая быть свободной, независимой и, конечно, любимой. Искренняя и чистая вещь.

Автор живет в Париже, она переводчик французской литературы. В частности, перевела две пьесы Саган: «Заноза» и «Счастье, нечет и пас». Ирина переводила и стихи Саган. Она мне рассказала, что Франсуаза жестко оценивала супружескую жизнь: «Это спаржа с уксусом.

Есть ее немыслимо…» Все ее страсти — это вспышки факела настроений — и разрыв. От Ирины Кудесовой я узнала, что жизнь Франсуазы унес рак поджелудочной железы. Ее отпевали в маленькой хуторской церкви. На похоронах было человек двести.

Среди них — ее сын Дени Вестхофф и сестра Сюзанна. А еще давний друг Бернар Франк. Похоронена она в семейном склепе.

Больше всего Саган боялась забвения и нищеты. Несмотря на легенды о каких-то миллионах, якобы присвоенных Саган, умерла писательница в бедности. А забыть ее может лишь общество монстров.

Наталья Дардыкина.
Московский Комсомолец от 21.06.2005

Источник: http://she-win.ru/literatura/709-francoise-sagan-biography

Краткая биография Франсуазы Саган

>> Все биографии >> Писатели и поэты Франции

Франсуаза Саган (настоящее имя – Франсуаза Куарэ) родилась 21 июня 1935 г. в Кажаре.

Франсуаза воспитывалась в обеспеченной семье, получила прекрасное образование. Окончив школу, Франсуаза поступила на филологический факультет Сорбонны – Парижского университета. Но учиться было некогда.

Как хорошо было сидеть в маленьких уютных парижских кафе, знакомиться и встречаться с представителями парижской богемы: художниками, артистами, поэтами; влюбляться, спорить, напиваться, а ночами писать свою первую повесть.

Ее первый роман «Здравствуй, грусть», написанный в 1954 г., появился внезапно, как ливень с небес. Читающий Париж забурлил: не может быть, чтобы его написала 18 летняя девочка! Выдумывались самые невероятные предположения об авторстве. Но никакого обмана – это она, Франсуаза Куаре, провалив бакалаврский экзамен, взялась за перо.

Для книги нужна была фамилия символ. Юная особа позаимствовала псевдоним у великого Пруста – в его романе жила была принцесса Саган. Это вполне ей подходило. Дочь состоятельных родителей, влюбленная в Артюра Рембо и Поля Элюара ушла с головой и сердцем в сочинительство.

Название романа ей подсказали строки из стихотворения Поля Элюара:

Здравствуй, печаль, Любовь податливых тел,

Неотвратимость любви.

Читатели были в восхищении от легкости и непринужденности рассказа, от ее героини Сесиль, начинающей познавать людей, любовь, предательство, разочарования. В этом романе всем вдруг открылось, что помимо родства душ и тел есть еще радость молчания, взглядов, жестов, даже смеха и сдержанного гнева.

Встретить такую близость в человеке – невероятное счастье. Роман был переведен на 30 языков мира, а затем экранизирован. На девочку свалился обвал мнений, самых разных, и огромный гонорар – в 1,5 миллиона франков. Отец посоветовал: «Немедленно истрать их, ибо деньги для тебя большая беда».

Молодая романистка купила подержанный «Ягуар XK 140» – «Великолепный, и я им гордилась», – признавалась Франсуаза.

За этим произведением последовали и другие романы, рассказы, пьесы, повести «Любите ли вы Брамса?» (1959 г.), «Немного солнца в холодной воде» (1969 г.), «Потерянный профиль» (1974 г.), «Нарисованная леди» (1981 г.), «Уставшая от войны» (1985 г.) и др.

Саган написала 22 романа, несколько пьес. Своих читателей она любила, даже тех, кто обрушивался на нее с критикой, кто был недоволен ее романами, и никогда не защищалась – считала их критику справедливой.

Франсуа Мориак был поражен ее блестящей прозой, весело воскликнул: «Маленький очаровательный монстр!». О ее романе «На поводке» академик Пуаро Дельпеш написал, что впервые со времен Бальзака и Золя появилась книга, в которой с такой откровенностью и художественной силой показана власть денег в сфере чувств.

Франсуаза Саган дважды выходила замуж. В 1958 году за сорокалетнего издателя Гая Шуэллера, а затем в 1962 году – за молодого американца Боба Уэстхоффа, летчика, сменившего штурвал самолета на профессию модели. От второго брака у нее сын Дэни Уэстхофф.
Умерла Франсуаза Саган 24 сентября 2004 г. от легочной эмболии в больнице города Онфлер, Нормандия.

Источник: http://citaty.su/kratkaya-biografiya-fransuazy-sagan

Путеводитель по романам Франсуазы Саган

Ее жизнь была такой же яркой, как и ее книги: Сен-Тропе, дорогие автомобили, наркотики, случайные связи, швыряние денег на ветер.

В 18 лет она издала роман «Здравствуй, грусть!» об ученице монастырского пансиона, ведущей праздный образ жизни, и стала одним из самых известных и состоятельных авторов Франции.

Многие сочли книги Саган аморальными и безнравственными, другие нашли в них отражение эпохи и полюбили юную писательницу за простоту языка и мастерство психологического портрета.

Ее проза — о любви, одиночестве, потерянности, праздности и сексуальной свободе. Предлагаем вам подробнее изучить главные мотивы творчества французского автора.

Любовь

Любовь — главный двигатель сюжета в романах Саган. Она часто бывает неразделенной, как в «Смутной улыбке», где юноша Бертран страдает по студентке Сорбонны Доминике, а та в свою очередь тоскует по его дяде.

Страстная любовь с первого взгляда связывает героев «Сигнала к капитуляции» Люсиль и Антуана — молодых людей, существовавших до их роковой встречи на попечение состоятельных партнеров.

А вот в романе «Здравствуй, грусть!» читатель наблюдает первую любовь: его герои Сесиль и Сирил встретились во время каникул на средиземноморском побережье.

Саган редко называет любовь. Она, скорее, опишет ветер на коже, случайное прикосновение во время танцев в парижском ресторане, разговоры о Прусте — ведь и в реальной жизни мы редко говорим о чувствах во всеуслышание. Если герои Саган и признаются в любви, то, скорее всего, они просто прячут страх одиночества, тоску, скуку или жажду мести.

Одиночество

«Одиночество и любовь» — так называется книга интервью с Франсуазой Саган. Пожалуй, это название в полной мере описывает настроение ее романов. Герои погружены в одиночество. Их не понимают любимые.

Им скучно на богемных вечеринках. Они не разговаривают с мужьями. Изменяют. Засыпают в пустой постели. Бегут из города, чтобы пережить боль. Осознают, что их жизнь пуста и никчемна, но ничего с этим не делают.

В «Смятой постели» женщина возвращается к бывшему любовнику спустя 5 лет — хоть до конца и не понимает, зачем ей это нужно. Героиня «Любите ли вы Брамса?» от одиночества сходится с юношей, который на 15 лет младше ее. В «Волшебных облаках» девушка скучает в браке, изменяет своему мужу, но не решается уйти от него. Саган бесстрастно описывает одиночество в его худших проявлениях.

Сексуальная свобода

За Франсуазой Саган ходила скандальная слава: она меняла мужей, любовников, а по некоторым слухам — и любовниц. Она жила подобно героям своих романов, предпочитая сиюминутные наслаждения и редко задерживаясь с кем-то надолго.

Герои Франсуазы редко задумываются о чувствах других. Они изменяют. Любят втроем, а то и вчетвером. Выбирают тех, кто значительно младше, и тех, кто значительно старше. Они могут переспать от скуки или за деньги. Им не чужда однополая любовь.

Пошло? Мерзко? Отнюдь. Безнравственность в романах Саган — чувственная, нежная, хрупкая. Ее язык предельно чист.

Деньги

Многие осуждали ее за то, что в своих произведениях она описывала исключительно жизнь богатых избалованных людей. «Да, я люблю деньги, которые для меня всегда были хорошим слугой и плохим хозяином. Они всегда присутствуют в моих книгах, в моей жизни и в моих беседах», — говорила писательница, сколотив огромное состояние в 18 лет на бестселлере «Здравствуй, грусть!».

Ее герои избалованы деньгами. Они скучают в дорогих ресторанах, на виллах и в казино. Они покупают любовь молодых и продают свое тело за деньги. Они готовы уйти от любимого человека к более состоятельному любовнику. Им так удобно. Немного скучно, но удобно.

В каждом своем романе Франсуаза стремилась описать пустоту буржуазного общества с его альфонсами, кокотками и богатыми вдовами, и ей это удавалось.

Гедонизм

Герои Саган живут сегодняшним днем. Они не хотят работать и учиться. Они предпочитают пьянствовать, танцевать, проводить каникулы в Каннах, заниматься любовью на смятой постели. Они не верят в Бога и знают, что им дана одна жизнь. А потому посвящают ее сиюминутным удовольствиям. Короче, гедонизм в чистом виде.

В историях своих персонажей писательница воплотила настроение целой эпохи.

Франция

Саган описывает французское общество. Действие ее романов разворачивается в Париже, на Лазурном побережье, в Лимузене — бесконечные виноградники, горы, тихие улочки, шум моря, терпкое вино.

В «Смятой постели» давние любовники отправляются обедать в парижский пивной бар после ночи любви. Героиня «Слезинок в красном вине» тратит бешеную сумму в Летнем казино в Ницце.

А в романе «Прощай, печаль» персонаж болен раком; глядя на набережные у Парижского порта и загорающих под сентябрьским солнцем горожан у Сены, он едет к любовнице, чтобы сообщить о приближающейся смерти.

Саган воссоздает короткие зарисовки из жизни французов: они ужинают в уютных ресторанах Парижа, гуляют на Елисейских полях, а лето проводят у моря. Словно это и не книга, а легкая французская мелодрама со сменяющимися декорациями.

Смерть

Любовь в произведениях Саган часто приобретает трагические обороты. В романе «Немного солнца в холодной воде» героиня решает покончить с собой, узнав, что ее больше не любят.

«Здравствуй, грусть!» имеет похожий сюжет: юная Сесиль доводит до самоубийства подружку отца, спровоцировав его измену.

Неожиданный финал имеет «Прощай, грусть»: ее герой узнает, что болен раком, и прощается с жизнью, пока не узнает, что ему поставили ошибочный диагноз.

Даже в романах, где, на первый взгляд, отсутствует трагическая развязка, тень смерти накрывает героев. Отказ в любви для них зачастую сродни смерти. Как, впрочем, и согласие на любовь. Они бесконечно размышляют о смысле жизни, убегая от реальности. Мечтают о самоубийстве, измученные праздностью и бездельем. Занимаются саморазрушением, злоупотребляя наркотиками и алкоголем.

Произведения, которые можно почитать на русском (осторожно, спойлеры!)

«Здравствуй, грусть!» (1954)

Ученица монастырского пансиона Сесиль проводит летние каникулы на вилле отца на Лазурном побережье, крутит романы и мечтает избавиться от папиной подружки Анны.

«Смутная улыбка» (1956)

20-летняя студентка юридического факультета Сорбонны влюбляется в дядю своего бойфренда и проводит с ним каникулы в Каннах.

«Через месяц, через год» (1957)

В богемной парижской тусовке завязывается любовный многоугольник между актрисой, писателем, режиссером, литературным критиком, молодым медиком.

«Любите ли вы Брамса?» (1959)

49-летняя Поль стоит перед выбором: остаться с Роже, который изменяет ей уже много лет, или же уйти к 25-летнему красавцу Симону, потерявшему от нее голову.

«Волшебные облака» (1961)

Француженка Жозе замужем за ревнивым американцем Аланом; она изменяет супругу, но не решается уйти от него.

«Сигнал к капитуляции» (1968)

Люсиль живет на попечении у своего состоятельного любовника Шарля, но на одном из светских вечеров влюбляется в Антуана — бойфренда богатой дамы Дианы.

«Ангел хранитель» (1968)

45-летняя сценаристка Голливуда Дороти сбивает юношу Льюиса и забирает его к себе домой.

«Немного солнца в холодной воде» (1969)

Спасаясь от депрессии, журналист Жиль решает провести лето у сестры на юго-западе Франции; в Париж он возвращается с женой местного чиновника.

«Синяки на душе» (1972)

Элеонора и Себастьян — сестра и брат, которые ведут разгульный образ жизни за счет друзей и любовников; они по очереди спят с состоятельной женщиной за деньги.

«Потерянный профиль» (1974)

Беспечная Жозе уходит от наскучившего мужа к состоятельному покровителю Юлиусу, хоть и не способна ответить на его сильную любовь.

«Смятая постель» (1977)

Актриса Беатрис, привыкшая менять мужчин, встречает бывшего любовника, от которого ушла 5 лет назад, и решает снова закрутить с ним роман.

«И переполнилась чаша» (1985)

В разгар Второй мировой Жером приезжает со своей девушкой Алисой на виллу друга, чтобы та соблазнила его и убедила поддержать антифашистское движение.

«Рыбья кровь» (1987)

Престарелый режиссер русско-немецкого происхождения Костя фон Мекк снимает в оккупированной Франции фильм для Германии и спит с мальчиками и девочками.

«Поводок» (1989)

Музыкант Венсан женился на Лоранс по расчету, однако спустя 7 лет брака он внезапно становится богатым и задумывается о том, чтобы бросить супругу.

«Окольные пути» (1991)

Четверка аристократов в июне 1940 бежит из Парижа в Брюссель, но по дороге попадает под обстрел и вынуждена скрываться на близлежащей ферме.

«Прощай, печаль» (1993)

Матье узнает, что у него рак легких и жить ему остается недолго; он навещает любовниц и коллег, а позже приходит к жене, чтобы сообщить о скорой смерти.

«В туманном зеркале» (1996)

Журналист Франсуа решает переспать с 50-летней владелицей театра, чтобы добиться постановки пьесы, принадлежащей его возлюбленной Сибилле.

Источник: https://eksmo.ru/articles/putevoditel-po-romanam-fransuazy-sagan-ID14464378/

Ссылка на основную публикацию