Галина уланова – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Галины Улановой

Галина Уланова – великая балерина, в честь которой установлены памятники не только в родной стране, но и за рубежом.

Ее талант и удивительную пластику знают во всем мире. Еще при жизни она стала иконой русского балета.

Руководство страны одаривало ее наградами и почестями, а зритель бесконечно восторгался. Сама же танцовщица всегда оставалась скромной, самокритичной и никогда не переставала трудиться над собой.

Детские и юные годы балерины

Появилась на свет будущая звезда русского балета в 1910г, 8 января в Санкт-Петербурге.

Галина Уланова в детстве

Родители Галины Улановой работали в Мариинском театре. Глава семьи Сергей Николаевич сначала танцевал, а потом занял должность помощника режиссера. Мать Мария Федоровна была балериной. Кроме этого, она преподавала в Петроградском хореографическом училище.

Детство и юность Галины Улановой пришлись на тяжелые времена. В стране только отгремела революция, и родителям приходилось зарабатывать на краюшку хлеба, выступая в кинотеатрах перед сеансами. В любую погоду чета Улановых с ребенком на руках отправлялись в холодный и неуютный кинотеатр.

Там Мария надевала пуанты и, взяв волю в кулак, порхала по сцене. Маленькая девочка наблюдала за тем, как танец менял замерзших людей в зале. Прикоснувшись к прекрасному, они становились счастливее, несмотря на холод и голод.

Галина Уланова в молодости

Родители всегда брали Галю с собой. С ранних лет она видела закулисную жизнь артистов балета, знала, какие трудности и лишения они переносят. Именно поэтому девочка совсем не хотела идти по стопам родителей. Маленькую Галю тянуло на природу, она всегда говорила, что мечтает стать мальчиком-моряком.

Когда девочке исполнилось девять лет, Мария Федоровна отдала дочь в хореографическое училище. Там девочка и жила, и училась.

Основными учителями Галины Улановой стали сначала ее мать, а после – Агриппина Ваганова.

Жизнь в интернате казалась девочке невыносимой. Болезненная и слабенькая Галя приходила в ужас от постоянных тренировок, холодных залов и строгой диеты. Она много плакала и постоянно просила маму забрать ее домой. Мария Федоровна была непреклонной. Она говорила дочери, что необходимо трудиться не покладая рук. И маленькая Галя трудилась.

Сначала она занималась танцами только из чувства долга и самодисциплины, которые были привиты ей с ранних лет. Пройдет время и балет станет смыслом ее жизни, а упорство и талант сделают из Галины Улановой одну из лучших учениц в классе.

16 мая 1928г. ученица исполнила партию Сильфиды (балет «Шопениана») на выпускном спектакле. Через много лет именно в этом образе великая русская балерина последний раз ступит на сцену в прощальном спектакле. Ей будет пятьдесят.

Путь профессиональной балерины

После выпускных экзаменов Галину Уланову приняли на работу в Ленинградский театр оперы и балеты (сейчас Мариинский театр). Невероятная грация и музыкальность молодой балерины привлекли внимание критиков. В 1929г. Галина Уланова (ей было всего 19 лет) исполнила свою первую ведущую партию. Это была Одетта-Одиллия в «Лебедином озере».

Первые ее выступления отличались строгостью и правильностью, даже некоторой холодностью. Хотя дебютные выступления и прошли успешно, но сама балерина не испытала удовольствия. Она была очень самокритичной.

Важную роль в этот период в жизни Галины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Федор Васильевич Лопухов. Он сумел разглядеть огромный талант Улановой, не дал ей разувериться в себе, когда она испытывала отчаянье и растерянность. Он продолжал верить в нее и давать ей сложные партии.

Осознание того, что, создавая на сцене образ, нужно менять себя не только внешне, но и внутренне, пришло к Галине Улановой не сразу. Молодая балерина поняла это, когда трудилась над спектаклем «Жизель». Произошло это в 1932г. Главная партия в этом спектакле досталась Галине случайно: артистка, которая должна была исполнить эту роль, заболела и не смогла выступать.

Уланова сначала очень растерялась, она никогда не видела этот балет с участием известных балерин. Создавать образ главной героини ей пришлось, опираясь только на собственные чувства и интуицию. Галине Улановой удалось сделать свою Жизель неповторимой, балерина наполнила героиню особым величием и духовной силой.

Образ получился необычайно целостным. Критики и зрители были в восторге. Уланова тоже полюбила Жизель. Этот спектакль она танцевала в течение всей своей балетной карьеры.

Галине Улановой из-за ее природной скромности сложно было танцевать с партнером. Балерина смущалась и сковывалась. Но уже вскоре ей удалось встретить танцора, с которым они создали великолепный творческий дуэт. Им стал Константин Сергеев. Их Ромео и Джульетта стали эталонами балетного искусства. Но, к сожалению, во время войны их пути разошлись.

Начиная с 1942г и по 1944г, Галина Уланова работала в Казахском государственном академическом театре оперы и балета. В 1943г ей присвоили звание Народной артистки Казахской ССР.
Яркой и запоминающейся стала роль Улановой в спектакле «Бахчисарайский фонтан». Образ хрупкой, трогательно-печальной девушки Марии Галина смогла наделить магической внутренней силой.

https://www.youtube.com/watch?v=WSEHdKRKgfs

В 1944г. руководство СССР потребовало, чтоб талантливая балерина переехала в Москву. Там она выступала на сцене Большого театра до 1960г. Партнерами Улановой были такие артисты как Михаил Габович, Юрий Жданов.

Представители партии, в том числе и Иосиф Виссарионович, часто посещали ее концерты. Галина Уланова четыре раза была лауреаткой Сталинской премии первой степени (1941г, 1946г, 1947г, 1950г).

Первый раз за границей балерина выступила в столице Австрии летом 1945г. Ее партнером по сцене был В. Преображенский.

В 1951г талантливой балерине присвоили звание Народной артистки СССР.

1956г ознаменовался гастролями Большого театра в Лондоне. В Англии балерина исполнила партии в спектаклях «Жизель» и «Ромео и Джульетта». Выступление Галины Улановой имело ошеломляющий успех.

В следующем году артистка стала лауреатом Ленинской премии.

В 1960г блистательная Галина Уланова закончила свою карьеру. Но артистка не оставила искусство. До конца своих дней она работала балетмейстером в Большом театре. Она воспитала не одну звезду советского и российского балета. Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Малика Сабирова, Ирина Прокофьева, Николай Цискаридзе и другие – это все ученики Улановой.

Личная жизнь

Галина Уланова была человеком скрытным и не любила разговаривать о своей личной жизни. Для нее на первом месте всегда был балет.

Детей у балерины не было. Все ее мужчины были людьми искусства, значительно старше ее. Первым мужем Галины стал лысоватый учитель музыки Исаак Меликовский. Но брак продлился всего год. Уланова ушла к дирижеру Евгению Дубовскому. Отношения пара официально не оформляла.

Следующим супругом балерины стал актер и режиссер Юрий Завадский. Он был страстным поклонником балерины. В браке они прожили десять лет. Теплые же отношения сохранили на всю жизнь.

Юрий Завадский — второй муж Галины Улановой

Головокружительный роман случился у балерины с актером Иваном Берсеневым. Мужчина был женат, но это не помещало им быть вместе в течение двух лет. В 1951г. Ивана не стало. Галина тяжело переживала потерю.

Только спустя время Уланова смогла снова полюбить. Ее избранником стал художник Вадим Рындин. Он стал злоупотреблять алкоголем, и балерина выгнала его.

Галина Уланова и Вадим Рындин

В 70-летнем возрасте Галина Уланова познакомилась с журналисткой Татьяной Агафоновой, которую она воспринимала как дочь. Они делили кров. Татьяна умерла в 1994г.

Галина Уланова осталась одна. Сердце балерины не выдержало и 21 марта 1998г. ее не стало.

Источник: https://star-magazine.ru/galina-ulanova/

Галина Уланова

Галина Сергеевна Уланова — не просто выдающаяся, всемирно известная балерина, это целая эпоха в истории русского балета, его национальная гордость, его золотая страница.

Гениальная, великая, неповторимая Уланова, которую сравнивают с Венерой Боттичелли и Мадонной Рафаэля.

Трогательная, прекрасная и трагическая Принцесса-Лебедь — бессмертный образ, созданный Галиной Улановой, яркий, неповторимый, удивительно живой, который невозможно забыть.

Она покорила сердца зрителей своей Жизелью — таинственной, словно парящей в воздухе легкой тенью, вместе с тем наполненной огромной духовной силой.

Она заставила их всей душой сопереживать Марии из балета «Бахчисарайский фонтан», передав тончайшими пластическими штрихами всю ее судьбу — пленение, тоску неволи и внезапную смерть, она заставила многих поверить в то, что можно танцевать Бальзака, Пушкина и Шекспира.

Она принесла на сцену совершенно особую духовную атмосферу, сумев достичь удивительной гармонии внешней и внутренней пластичности.

Народная артистка СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии — Галина Уланова снискала на своем пути все возможные почести, стала живой легендой, но в жизни навсегда осталась такой же робкой и застенчивой девочкой, какой вступила когда-то впервые на театральные подмостки.

Галина Уланова родилась 8 января 1910 года в Петербурге в творческой семье, где хореографические традиции были фамильными.

Сергей Николаевич, отец Галины Улановой, был актером и режиссером балетной труппы Мариинского театра, а мать, Мария Федоровна, солисткой балета того же театра, а несколько позже — выдающимся педагогом классического танца.

На той же сцене зрители видели прекрасные партии в исполнении Петра Николаевича Уланова, дяди Галины Улановой.

С детских лет будущую балерину окружала атмосфера театра. Еще совсем девочкой она узнала, как прекрасен балет, и вместе с тем поняла, как трудна жизнь балетного актера.

«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине.

И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?» — вспоминала Галина Уланова.

Решение родителей отдать единственную дочь в балетную школу было обоснованным. Причина была совсем не в желании продолжить традиции семьи. Мария Федоровна и Сергей Николаевич не считали, что дочь балетных актеров обязательно должна стать балериной. Но Галина была рождена для этого — удивительно тонкая восприимчивость к прекрасному, врожденная музыкальность, мягкость и грациозность движений.

В сентябре 1919 года Галина Уланова поступила в Государственную хореографическую школу. Татьяна Вечеслова, в будущем — выдающаяся балерина и подруга Галины Улановой, которая поступала в училище вместе с ней, увидела юную Галю «хрупкой беленькой девочкой с челкой и большим бантом на голове.

На ней было платьице из тюль-малина в мелких воланах, обшитых розовыми лентами. Скуластая, с узкими светло-голубыми глазами, она немножко напоминала монголочку. Глаза смотрели сердито и недоверчиво. Припухлые губы редко раскрывались для улыбки. Девочка дичилась всех, никто бы к ней ни подходил».

Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна. Гале было девять лет, она была робкой и застенчивой девочкой, сильно переживала разлуку с родным домом, поэтому каждое утро, когда в класс входила ее мать, бросалась к ней со слезами на глазах.

Она совсем не хотела становиться балериной, всей душой ненавидела занятия. «Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что-то не получается в танце…

Сейчас думаю, как вообще жива до сих пор, не знаю!» — вспоминала впоследствии Галина Уланова.

Ей было очень тяжело еще и в силу своей природной застенчивости. Она терялась, когда приходилось выступать перед аудиторией — не только на сцене, но даже и на простом школьном уроке.

Она не чувствовала абсолютно никакой радости от того, что занимается танцем, а условная балетная пантомима ей вообще не давалась — по этому предмету самой частой ее оценкой была «единица». «Помню, как Галя каждое утро плакала, уткнувшись в колени Марии Федоровны, и просила взять ее домой.

Я смотрела на нее и думала: «И зачем она пошла в эту школу, если ей все так не нравится?»» — вспоминала Татьяна Вечеслова.

Галина первое время занималась балетом только лишь из чувства долга, которое было воспитано в ней с раннего детства. Ее мечтой было море — на традиционный вопрос старших о том, кем она хочет стать, маленькая Галя всегда отвечала, что хочет стать мальчиком-моряком. Любовь к природе она унаследовала от отца, который часто брал ее с собой на прогулки по лесу или на озеро.

Но чувство долга было сильнее, и она продолжала заниматься балетом, поражая всех своим упорством в достижении поставленной цели.

Начиная со второго года обучения в школе, ученицы иногда выступали на сценах академических театров. Галина Уланова к тому времени еще не успела полюбить балет, но уже начинала узнавать, что такое успех.

В классе она стала одной из первых учениц, уступая лишь Татьяне Вечесловой.

Мария Федоровна, которая занималась с дочерью на протяжении четырех лет ее обучения в училище, часто сомневалась в том, правильным ли было ее решение сделать дочь балериной.

Но однажды, на выпускном спектакле училища, в котором были заняты старшеклассницы, среди танцующих она сразу выделила одну фигурку, которая была особенно пластичной, выразительной и одухотворенной. Приглядевшись повнимательнее, она поняла, что это — ее дочь.

Больше Мария Федоровна уже не сомневалась в том, что она выбрала для дочери правильный жизненный путь.

Дебют Галины Улановой в качестве профессиональной танцовщицы состоялся 21 октября 1928 года. Она танцевала партию Флорины в «Спящей красавице».

Впоследствии сама балерина вспоминала, насколько тяжело ей было выйти на сцену, оказаться перед огромной аудиторией, которая теперь уже будет смотреть на нее не как на ученицу, а как на профессиональную балерину. «Я вышла на сцену ни жива ни мертва.

Читайте также:  Людмила полякова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Бархат ярусов, огни прожекторов, кулисы — весь мир бешено крутился и опрокидывался… Никаких мыслей, никакого иного ощущения, кроме страха и стремления сделать все только так, как тебя учили, даже никакого удовольствия от выступления я не испытала».

Улановой всегда была свойственна повышенная самокритичность. Большой успех, который принесли ей первые же выступления, не вскружил ей голову, а, напротив, заставил усиленно работать над собой, совершенствовать технику и актерское мастерство.

Она тренировалась так, что к концу занятий полотенце полностью пропитывалось потом, превращаясь в мокрую тряпку.

Предъявляя к себе максимальные требования, она никогда не пропускала занятий, всегда была пунктуальна и педантична, ни разу не нарушив режим.

С огромным успехом в 1929 году прошло ее первое выступление в «Лебедином озере», но сама она снова не испытала чувства удовлетворенности от своей работы.

Одетта-Одиллия в ее исполнении совершенствовалась от спектакля к спектаклю благодаря кропотливому и неустанному труду самой балерины.

В этом ей помогали не только систематические упражнения — в процессе работы над ролью Уланова много читала, импровизировала и размышляла над образами.

Это была уже ее собственная система, в основе которой лежало «обещание самой себе выполнить то-то и то-то. Это было моим принципом, основой всей моей жизни. Такое воспитание воли вошло в привычку и стало источником того, что называют моим успехом», — размышляла Галина Сергеевна.

Огромную роль в становлении балерины Улановой сыграл руководитель балетной труппы Кировского театра Федор Васильевич Лопухов.

Первые годы выступлений показались самокритичной балерине крайне неудачными — беспомощность, усталость, досада и разочарования.

На самом деле, неудачных партий было много, но Федор Васильевич продолжал верить в талант молодой Улановой, поручая ей самые разнообразные и сложные в техническом плане партии.

Когда-то он увидел ее «бледненькой девочкой с бесцветным лицом северянки, не отличающейся внешним темпераментом и красотой», и все же обратил на нее внимание, сумев разглядеть ту притягательную силу, которая исходила от Улановой, прелесть, которая и заключалась в ее стеснительности и замкнутости.

Постепенно балерина начинала понимать: чтобы успешно воплотить тот или иной образ на сцене, нужно искренне и глубоко перевоплощаться, не только внешне, но и внутренне.

Это осознание пришло к ней внезапно, когда после одной из репетиций «Жизели» она, пребывая в полной растерянности и отчаянии оттого, что не может понять своей роли, села в автобус и уехала в Царское село.

В полном одиночестве она сидела на скамейке, размышляя над образом «Жизели» и внезапно испытала момент озарения. Именно с этого момента цепочка неудач была прервана.

«Жизель» — совершенно особенный спектакль в творчестве Галины Улановой.

Впервые она станцевала главную партию в 1932 году, причем роль предназначалась не ей, а другой балерине, Елене Люком, которая из-за болезни не смогла принять участие в спектакле.

Ни разу в жизни не видевшая Жизель в исполнении таких прославленных балерин, как Анна Павлова или Тамара Карсавина, Галина Уланова была практически предоставлена самой себе и работала над созданием образа, доверяясь собственной интуиции.

В ее Жизели появились совершенно новые черты — огромная духовная сила образа, его удивительная целостность и величие — все то, чего не было раньше даже у самых лучших танцовщиц, которым довелось исполнять эту партию. Уланова полюбила свою Жизель — этот спектакль, за исключением некоторых небольших перерывов, она танцевала на протяжении всей своей творческой жизни.

К тому времени ее постоянным партнером на сцене Кировского театра был Константин Сергеев. О том, насколько великолепен был этот дуэт, сказано очень много.

Вершиной их совместного творчества стал балет «Ромео и Джульетта» — и этот же балет стал и его окончанием. После начала Великой Отечественной войны пути Улановой и Сергеева разошлись, однако каждый из них оставил теплые воспоминания о партнере.

Позже, на сцене Большого театра, партнерами Улановой были Михаил Габович и Юрий Жданов.

Образ Джульетты, как и другие образы в творчестве Галины Улановой, рождался постепенно. Жизнь героини пересекалась с жизнью самой балерины. Тот же самый момент озарения и душевного сдвига, который испытывает в одной из сцен спектакля Джульетта, стоя перед зеркалом, испытала и Галина Уланова.

Позже она часто вспоминала эпизод, произошедший в то время, когда она еще училась в школе. Уланова отдыхала вместе с друзьями на даче у одной из сокурсниц. Во время утренней прогулки по тенистой аллее она внезапно оказалась на просторе, залитом солнечным светом.

Потрясенная внезапной переменой, она закричала и бросилась бежать, не помня себя и не отдавая себе отчета в том, что с ней происходит.

Это странное и удивительное ощущение рождалось у нее снова и снова, уже во время спектакля, когда Уланова-Джульетта стояла перед зеркалом, тревожно всматриваясь в свое будущее.

В Джульетте Улановой много личного, непосредственно пережитого. Незадолго до того момента, когда балерина начала работать над образом Джульетты, она перенесла очень тяжелую болезнь. На врача, который спас ее от смерти, она смотрела, как на Бога, испытывая чувство безграничного обожания, беззаветной преданности — те же чувства, которые позже испытывала ее Джульетта к своему Ромео.

К тому времени, когда на сцене Кировского театра была осуществлена постановка балета «Бахчисарайский фонтан», Уланова уже обрела свою творческую индивидуальность, поэтому партия Марии создавалась с учетом особенностей исполнительницы.

Свою Марию, трогательную и бесконечно печальную, Галина Уланова наделила огромной внутренней силой, которая постепенно становится все более отчетливой за внешней покорностью и безответностью девушки.

Образ Марии развивался от спектакля к спектаклю — Уланова никогда не прекращала над ним работать, находя новые движения и выразительные средства для раскрытия душевного состояния своей героини.

Развитие творчества Галины Улановой напоминает постепенное движение от лирики к трагедии. Со временем ее Мария становилась все более непримиримой. И даже нежный образ Джульетты она сумела наполнить волей и страстью, став первой исполнительницей этой роли на сцене Кировского театра. Образ Джульетты — один из самых ярких и запоминающихся в творчестве Улановой.

Репертуар Улановой удивительно многообразен.

Юная, доверчивая и впечатлительная Золушка — настоящий, живой человеческий портрет, гимн беззаветного чувства, Параша — простая, скромная русская девушка, преданная и искренняя в своем чувстве, поэтичная Тао Хоа — маленькая героиня великого китайского народа, танец которой насыщен подлинным драматизмом.

Мария, Корали, Джульетта — сложные психологические образы, одухотворенные и живые характеры. «Я во всех своих ролях провожу какую-то единственную линию, придерживаясь какой-то большой глубины человеческих чувств, отношений, самопожертвования — ради большого, глубокого, чистого и светлого…»

Интересна определенная закономерность — самые удачные роли всегда были у нее в дни неблагополучия, когда ей приходилось бороться со страхом или волнением, заставлять себя отрешиться от жизненных проблем и сконцентрироваться на спектакле, а порой и превозмогать сильную физическую боль.

Балет, который она когда-то так не любила, стал ее судьбой. Жизнь Галины Улановой была отдана театру. До войны это был Кировский театр, после войны — Большой театр. От спектакля к спектаклю слава Улановой росла, но она продолжала оставаться такой же самокритичной и требовательной к себе.

«Я не помню случая, чтобы она позволила себе опоздать на репетицию или хотя бы перед ее началом, в последнюю минуту, подшивать ленты у туфель.

Если репетиция назначена в один час, Уланова стоит в час совершенно готовая, «разогретая», собранная, предельно внимательная», — вспоминал балетмейстер Леонид Михайлович Лавровский.

Ее требовательность к самой себе порой была просто беспощадной. В последние годы выступлений она сильно ограничила свой репертуар. Как-то ей задали вопрос о том, почему она перестала танцевать «Лебединое озеро», которое удавалось ей так замечательно.

Она ответила просто: «Я не могу танцевать хуже, чем Уланова». Из-за травмы она не могла больше выполнять некоторые технически сложные движения, которые прежде удавались ей, а заменить их другими, более простыми движениями, не посчитала достойным…

Ее творческое самоограничение — следствие повышенной самокритичности. Те немногие партии, которые Уланова оставила в своем репертуаре, перешагнув порог творческой зрелости, исполнялись ею так же совершенно, как и много лет назад.

Ее выпускным спектаклем, который она танцевала на сцене Кировского театра, была «Шопениана». Он же стал и ее последним спектаклем на сцене Большого театра спустя сорок с лишним лет.

Между двумя «Шопенианами» пролегла целая эпоха в истории русского балета. Шестнадцатого мая 1928 года она вышла на сцену робкой, стеснительной и неуверенной в себе девочкой.

Двадцать девятого декабря 1960 года она танцевала «Шопениану» прославленной балериной, чей путь был усеян почестями и славой.

И все же великая, гениальная Уланова, которую называли иногда «первой балериной эпохи», продолжала оставаться скромной, самокритичной, «неулыбчивой балериной», как назвал ее кто-то из балетных критиков, абсолютно лишенной даже тени кокетства и жеманности.

В 1960 году Галина Сергеевна начала свою деятельность в качестве педагога-репетитора. Ее ученики — Екатерина Максимова, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова. Каждая из них — яркая индивидуальность.

«Я не хочу повторения себя в учениках, — рассуждала Галина Уланова, — это в любой области искусства порочный метод. Учитель, да не повтори себя в ученике, сумей раскрыть его природные данные, его индивидуальность».

Эти слова — заповедь Улановой-педагога, которой она следовала свято.

«Она добра, бесконечно терпелива, но так же бесконечно требовательна к себе и к другим. Ничем не может быть нарушена ее строжайшая принципиальность. Она никогда и ничего не сделает против своего убеждения. Когда она входит в класс, мне кажется, что становится светлее.

И стены и самый воздух — все становится другим», — так отзывается об Улановой одна из ее учениц, Нина Тимофеева.

«Не только когда я танцую, я знаю: она смотрит на меня из ложи, и я танцую на пределе возможного: я живу, чувствуя на себе ее взгляд», — делится своими впечатлениями Екатерина Максимова.

Никто и никогда не видел Галину Уланову вялой, раздражительной. Ни один человек не засвидетельствовал ее небрежности или безответственности.

Ее жизнь — это напряженный труд, а талант всегда являлся для нее лишь подспорьем в работе. В жизни она всегда покоряла людей своей открытостью, добротой, вниманием и сердечностью.

Уланова — живая легенда балета, единственная балерина, которой еще при жизни установили памятники — в Стокгольме и в Санкт-Петербурге.

Галины Сергеевны Улановой не стало 21 марта 1998 года.

Источник: http://www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/publicall/2010-08-04-723129.html

Из мемуаров Каретниковой о любовнице Улановой журналистке Агафоновой: У Тани был роман с главредом газеты, зятем Хрущева, Аджубеем

РАССКАЗ “КОМПАНЬОН УЛАНОВОЙ ТАТЬЯНА АГАФОНОВА” ИЗ КНИГИ ИНГИ КАРЕТНИКОВОЙ “ПОРТРЕТЫ РАЗНОГО РАЗМЕРА”  

У Тани было три фамилии: Борисова – по отцу, который умер до ее рождения; Миловидова – по отчиму, известному московскому адвокату по уголовным делам, и Агафонова – по мужу-архитектору. Брак был очень короткий, Агафонов был на редкость глупый и неинтересный, но его фамилия стала ее профессиональным журналистским именем.

Mы познакомились, когда еще шла война. Москва вечерами была в полном затемнении, хотя бомбежки бывали редко. Я вернулась после двух лет эвакуации к своему отчиму, который из Москвы не уезжал.

https://www.youtube.com/watch?v=qCABTcyz1Vo

Таня и ее родственники тоже оставались в Москве.

Мне было тогда 12 лет. Таня была на пару лет старше. Мы учились в параллельных классах, но познакомились, когда она одним ударом возле школы свалила “хулигана”, который дернул меня за косы. Потом мы всегда ходили домой вместе.

Занятия заканчивались в семь вечера, когда темнело или было совсем темно. Но с Таней не могло быть страшно. Она была, как из истории для подростков, “сильной и смелой”. Высокая, стройная, мускулистая, светлые волосы и голубые глаза.

Но привлекательной она не была. Мешали зубы, которые кривовато теснились из-за нескольких лишних. Желание скрыть это исказило ее мимику и заслоняло улыбку. Хорошим был голос, его тембр.

Oна красиво читала стихи, и от нее всегда пахло дорогими духами ее мамы.

Таня сразу же рассказала мне о Виталике Каменеве: “Он мой любовник”. В том поколении в России это прозвучало ошеломляюще. Их отношения начались рано. Виталик и его мама, известная актриса Галина Кравченко, часто приходили к Миловидовым. Они играли в покер. А Виталика Галина укладывала спать в Таниной комнате, там было тепло.

Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам

Очень рано секс стал центром всех Таниных мыслей и переживаний, вытеснив интерес к музыке, искусству, книгам. Она мало читала. Ее необразованность и отсутствие любопытства, тогда и в дальнейшем, вызывали удивление.

Уроков она обычно не делала, я помогала, как могла, и с сочинениями, и с задачами по геометрии. Она была среди самых плохих учеников, но всегда находилось что-то, что это сглаживало: Таня выиграла первое место по конькам; Таня победила чемпионку другой школы; Таня протащила на своих руках соученицу, которая, катаясь на лыжах, сломала ногу.

В последнем классе появилась тема – она только и говорила, что хочет стать актрисой и выступать на сцене Московского художественного театра. Мы уговорили мою маму, которая хорошо знала одного из руководителей театра, попросить его помощи. Он велел Тане сразу же выбрать, с чем она хочет выступить на приемных экзаменах в театральную школу, и взять классы по декламации и движению.

У Тани началась новая жизнь. Ей наняли учителей, и для экзамена она выбрала крыловскую басню “Ворона и Лисица” и пушкинский “Памятник”. Декламировала она неплохо. Ее родители мало интересовались тем, что происходит, но все расходы без упреков оплачивали.

Читайте также:  Тарьей бе - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Таня была счастлива, однако продолжалось это недолго. В школу Художественного театра ее не приняли; Виталика, который был внуком бывшего вождя, а потом расстрелянного “врага народа”, Каменева, арестовали и отправили в сибирский концентрационный лагерь; ее отчим, Миловидов, умирал от нефрита.

К этому времени я как-то отошла от нее. Я поступила в Московский университет, и не только университетская занятость, но и другие люди, другие интересы, музыка, концерты, и мое очень раннее замужество отодвинули Таню.

Она поступила на вечернее литературное отделение университета, начала писать, пристраивала свои маленькие статейки о “героях труда”, футболе, собаках, юбилеях и прочее. Мы изредка говорили по телефону. Потом она вышла замуж за архитектора Агафонова: “Тебе он не понравится, мне тоже не нравится, но нужно было для разных практических дел”.

Писала она плохо, (типа: “В комнату вошел председатель колхоза Огурцов, с лицом Пьера Безухова”), но темы и людей находила ловко, устроилась репортером в одну из центральных газет, была первой советской журналисткой на Кубе.

У нее начался роман с главным редактором газеты, зятем Хрущева, Аджубеем. Агафонов, Танин муж увидел их, сильно выпивших, – совокуплялись ночью в подъезде Таниного дома. На следующее утро Агафонов прибежал в партийную организацию газеты жаловаться. Его выгнали, не слушая.

Таня сразу же подала на развод и уехала на Сахалин что-то о ком-то писать.

Вскоре она стала самой влиятельной журналисткой в своей газете. Время от времени она мне звонила, рассказывала о своих делах и как-то очень тактично понимала, что она мне не нужна. Иногда спрашивала: “А Ничуша (прозвище ее отчима) – помнишь, как сказал?”

Виталика она не вспоминала никогда. 

Ей нравилось поражать меня, рассказывая о веренице мужчин: “Никаких увлечений, понимаешь, никаких. Просто секс. А вчера была сразу с двумя! Одного из них ты хорошо знаешь”.

Когда я позвонила ей сказать, что мы уезжаем, ее это мало тронуло. “А моя новость вот какая, – произнесла она медленно. – Я сейчас презираю всех мужчин – эту потную свору, и боготворю мою возлюбленную. Она неземное существо. Спроси, кто это”. Я спросила. “Галина Уланова. Любовь с первого взгляда. У обеих!”

Источник: https://gordonua.com/publications/iz-memuarov-karetnikovoy–112613.html

Лучшая в мире балерина – Галина Уланова?

В свое время была известна издевательская песенка Ю.Визбора, в которой перечислялось все, чем мог гордиться Советский Союз:

Зато мы делаем ракеты,

Надо сказать, что первенство в области балета не было заслугой советского строя. Роскошный императорский балет достался большевикам нечаянным подарком и, к счастью, не был разрушен и выброшен на «свалку истории». К счастью не столько для страны, а для всех этих нежных и, в общем-то, слабых людей, артистов балета.

Спасибо наркому просвещения Луначарскому, их обеспечили неплохим пайком и разрешили заниматься любимым делом. Чуть попозже в Большой и в Мариинский театры начали привозить иностранцев. А еще позже козлы из ЦК и Совнаркома стали перебирать юных балерин в качестве любовниц. Любимец народа, пламенный революционер, товарищ Киров Сергей Миронович, этим тоже баловался.

За что Мариинскому театру присвоили его славное имя.

На самом деле вырастить труппу балетных артистов мирового класса – дело не простое, сродни выращиванию английского газона, который подстригают сто лет.

Российский императорский дом тоже более ста лет кормил и воспитывал актеров балета, пока они не достигли в своем искусстве высочайшего уровня. Точно так же в Вене за те же сто лет появился лучший в мире оперный театр.

Нет, итальянцы, конечно, природные певцы, но всемирно известными они стали благодаря придворному Венскому оперному театру.

Впрочем, вернемся на невские берега. И вспомним Галину Сергеевну Уланову (1910 —1998), которую можно назвать первой прославившейся на весь мир советской балериной.

Советской не по идеологии, а просто по месту жительства.

Ибо черт догадал Галину Уланову родиться с душою и с талантом в России, которой довольно скоро после ее рождения пришлось испытать превращение и стать Советским Союзом.

А родилась она в Петербурге в семье артистов балета прославленного Мариинского театра. Ее отец, Сергей Николаевич Уланов, сначала был танцором, а потом стал помощником режиссера. Мать, Мария Федоровна Романова, тоже была солисткой балета в течение двадцати лет.

 После революции родителям приходилось зарабатывать тем, что они танцевали перед сеансами на сцене в фойе кинотеатра. Поскольку маленькую Галю оставить было не с кем, ее брали с собой. Петроград – город большой, из одного конца в другой приходилось идти долго, с девочкой на руках.

И к тому же, как известно, Петроград – город  холодный…

Мария Федоровна преподавала в знаменитом хореографическом училище. Туда же в 1919 году приняли Галю. Но мама никак не выделяла дочь в классе и на занятиях.

Балет – дело тяжелое, и сначала Галя не хотела учиться, плакала. К тому же приходилось расстаться с домом. Девочка жила в интернате при школе. Это тоже было дополнительным испытанием. Но, как сказала Галина Уланова позже, жизнь балерины состоит поровну всего из двух слов: «должна» и «нельзя».  Они ломают себя всю жизнь, начиная с раннего детства и, собственно говоря, несчастны.

В выпускных классах девочкам преподавала знаменитая Агриппина Яковлевна Ваганова. Лучшей учительницы будущим Сильфидам и Одеттам представить было нельзя. Кстати, на выпускном спектакле в мае 1928 года Галя Уланова станцевала в балете «Шопениана» именно Сильфиду. А в пятьдесят лет в прощальном спектакле в Большом театре она вышла на сцену в той же роли, в роли прелестной феи воздуха.

Спектаклем, после которого о Галине Улановой заговорили, стал балет «Бахчисарайский фонтан» (1934). Спектакль оказался значительным событием в театральной жизни Ленинграда.

В следующем году его повезли в столицу. В Москве Уланову в роли Дианы в балете «Эсмеральда» увидел Сталин. Увидел, одобрил и дал оценку: «Уланова – это классика».

Так что всем прочим критикам оставалось поддержать это руководящее мнение.

Потом была Джульетта в балете «Ромео и Джульетта»  Сергея Прокофьева (1940), ставшая своеобразной театральной легендой. В одном спектакле сошлось все: знаменитая история, прекрасная музыка, два вдохновенных, молодых, любящих друг друга танцовщика, Уланова и Константин Сергеев.

Во время войны Галина Уланова жила в Алма-Ате и танцевала в Казахском театре оперы и балета. В 1944 году артистке настоятельно предложили возвращаться из эвакуации не в Ленинград, а в Москву. Уланова вспоминала, что это был почти приказ. Решение о переводе балерины в труппу Большого театра принимали на Политбюро.

Из Галины Сергеевны решили сделать образцово-показательную советскую балерину. Сформировали, так сказать, звезду. Награды и звания актрисе текли бурным потоком. Ни один праздничный концерт или спектакль не обходился без участия Улановой. Впрочем, она, насколько это было возможно, политики сторонилась.

И ей это было позволено.

Впервые Галина Уланова попала за границу в июле 1945 года, она выступала в Вене. А в 1956 году прошли первые гастроли Большого театра в Лондоне. Галина Уланова танцевала Джульетту и Жизель. Ее выступление было триумфальным. Газеты писали, что равной Улановой балерины здесь не видели со времени выступлений знаменитой Анны Павловой.

Артисты балета выходят на пенсию рано. Галина Уланова перестала выходить на сцену в 1962 году.  С 1960 года она перешла на преподавательскую работу. Была балетмейстером-репетитором в Большом театре. Здесь она воспитала целое поколение знаменитых танцоров.

Она признавалась, что ее ученики, «осыпанные» самыми высокими званиями, для нее – прекрасная замена дачи и автомобиля, которых у нее никогда не было. И своих учеников она ценила гораздо выше всех своих наград и званий.

В последние годы своей жизни, однако, Галина Сергеевна заметила, что поколение танцовщиков, следующее за поколением ее учеников,  просто перестало ее узнавать. Живую легенду балета, легенду Большого театра, уже не приветствовали в родных коридорах. Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними…

Для многих из тех, кто интересуется «звездной жизнью», самое интересное в жизни знаменитостей – мужья и партнеры.

Уланова официально была замужем только однажды, за Юрием Завадским. Прочие свои связи с мужчинами она официально не оформляла. Все мужчины, которых она избирала, были гораздо старше ее. Ей нравилось не опекать, а быть опекаемой.

Детей же у артистки никогда не было. По словам Галины Сергеевны, родить ребенка ей не позволили родители. Мать однажды сказала ей, что балерина иметь детей не должна.

Иначе – прости-прощай сценическая жизнь. Иногда, вероятно, не стоит быть слишком послушным ребенком.

Просто подумать, что придерживайся этой основательной теории ее родители, Галина Уланова и на свет бы не должна была появиться.

В  1951 году Уланова переселилась на Котельническую набережную, в одну из самых помпезных (и следует сказать, одну из самых красивых) «сталинских» высотных зданий.

Сейчас здесь находится музей Галины Улановой, попасть в который могут и москвичи, и гости столицы. Вот только надо связаться с музеем и заказать дату посещения заранее. Музей достоин посещения не только любителей балета.

Для многих это – идеальная возможность посмотреть «изнутри» в каких условиях жила элита советской культуры сталинской эпохи.

Как уже было сказано, балеринам завидовать не стоит. Жизнь у них тяжелая и не слишком счастливая. Даже в шикарном доме, под высоко возносящейся башней со шпилем, украшенным позолоченной звездой. Но судьба выделила для Галины Улановой несколько самых счастливых лет именно в этом доме.

Эти годы были связаны с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой. Девушка пробивная, с сильным, мужским характером, она была единственной из журналистов, которая в начале 1970-х годов смогла «прорваться» к Галине Улановой, чтобы взять у нее интервью.

В то время (да и раньше тоже) Галина Уланова избегала публичности. Была она нелюдимая и скрытная, душу открывала лишь немногим. Скорее всего, понимала свою судьбу: крепостная актриса в фаворе у барина. Птичка в золотой клетке…

Таких птичек в доме на Котельнической набережной набрался целый курятник.

Но столкновение с Татьяной Агафоновой изменило жизнь стареющей балерины. И жизнь Татьяны Агафоновой тоже. Так от столкновения двух атомов начинается термоядерная реакция.

Для Татьяны Агафоновой Уланова была богиней, не иначе. И вдруг оказалось, что богине нужно внимание, нужна забота и ласка. И любовь. Все это женщина, которая была лет на пятнадцать старше Галины Улановой, смогла ей дать в самом горячем и неподдельном состоянии.    

Присутствие рядом с великой балериной «приемной дочери» ни в какие каноны не входило, а посему вызывало и недоумение, и сплетни, и пересуды. Впрочем, то, как пережила Уланова в 1994 году безвременную кончину любимого человека, пожалуй все рассказы и россказни аннигилирует. Да и вообще, что мы знаем о любви?

Галина Уланова была одной из немногих женщин, удостоенных памятника еще при жизни. В 1990-х годах этот памятник был открыт по инициативе ЮНЕСКО в Стокгольме.

Почему ей? Да потому – был ответ – что Галина Уланова – самая высокая высота в искусстве.

Потому что она смогла показать всем прелесть простых и естественных человеческих чувств, которым, казалось бы, и места не должно быть в наш жестокий век.

Источник: https://eponim2008.livejournal.com/344456.html

Биография Галины Сергеевны Улановой (Galina Ulanova)

Биография Галины Сергеевны Улановой (Galina Ulanova)

Галина Сергеевна Уланова [26 декабря 1909 (8 января 1910), Санкт-Петербург – 21 марта 1998, Москва], русская балерина, педагог. Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Государственная премия СССР (1941, 1946, 1947, 1950). Ленинская премия (1957).

Премия “Золотая маска” в номинации “За честь и достоинство” (1995). Награждена международными наградами: премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1958), премия Оскара Парселли “Жизнь ради танца” (1988, Милан), Командорский орден за заслуги в области искусства и литературы (Франция, 1992).

Почетный член Американской Академии искусств и наук.

Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища, у нее и училась дочь первые шесть лет. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище (в выпускном классе занималась у знаменитой А. Я. Вагановой).

В том же театре (впоследствии сменившем название на Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М. Кирова) она впервые вышла на сцену.

Здесь же всего лишь в 19 лет в 1929 году станцевала свою первую ведущую партию – это была сложнейшая Одетта-Одиллия в “Лебедином озере”.

Притягательная сила творческой личности явила себя, едва юная балерина ступила на театральные подмостки. “Обыкновенная богиня”, – тогда же крылато назвал ее Алексей Толстой .

Читайте также:  Андреа бочелли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

https://www.youtube.com/watch?v=VRGXqV1byn4

В Кировском Уланова проработала до 1944 года. Среди других ее лучших ролей, исполненных на сцене этого прославленного театра: Жизель (“Жизель” Адана . 1932), Маша (“Щелкунчик” Чайковского .

1934), Мария (“Бахчисарайский фонтан” Б. В. Асафьева, 1934).

Но самым большим успехом Улановой стало создание пленительного и неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева “Ромео и Джульетта” (1940, балетмейстер Лавровский ).

В 1944-1960 годах Галина Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в “Лебедином озере”, “Ромео и Джульетте” (1947. в 1954 году был снят фильм-балет), “Бахчисарайском фонтане” (1944) и др.

Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия). Танец Улановой отличали удивительная слитность техники и высокой одухотворенности. Ей удалось создать неповторимые образы лирических героинь, полные женственности и силы характера.

Движения Улановой всегда были обусловлены внутреннем чувством, и в этом ей не было равных.

В 1960 году, в последний раз станцевав “Шопениану”, она закончила карьеру примы-балерины. С 1960 года и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Среди ее учеников – целая плеяда звезд: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Алла Михальченко, Надежда Грачева.

Искусство Улановой. Уланова – великая русская балерина, о ней написано очень много.

Однако по сей день остается неразгаданным: как удавалось ей столь гармонично сочетать возвышенные романтические идеалы с предельной правдивостью переживаний? Сложные “формулы” танца превращать в откровения души, близкие любому неискушенному зрителю, а простой жест, шаг, бег обращать в действо, потрясающее эмоциональной силой любого тонкого знатока?

Мир воспринимал Галину Уланову как возвышенный идеал, как прекрасную мечту о совершенстве и оказывал ей свои почести.

Единственной балерине – ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге (1984, скульптор М. К. Аникушин) и Стокгольме (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер).

В Голландии был выведен сорт тюльпанов “Уланова”. Во Франции знаменитый зал “Плейель” после реконструкции открывался представлением в ее честь.

Уланова – первая “звезда”, открывшая эру зарубежных турне советского балета.

Самые же знаменательные – первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где великая балерина танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой . В дальнейшем гастроли Большого неизменно открывались спектаклем во главе с Улановой.

Вне театра. Круг интересов Улановой замыкался искусством, как и ее личная жизнь. Она трижды была замужем, и все трое ее избранников – выдающиеся люди искусства: режиссер Юрий Завадский, актер и режиссер Иван Берсенев, художник Вадим Рындин.

У нее не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: “Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна”, – говорила балерина. Особенно она любила животных.

Была строга к себе. Ранним утром – целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет ее вес оставался тем же, что в артистические годы – 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Магическая личность, чье творчество составило целую эпоху в истории мирового искусства.

  • Ссылки на эту страницу

    Больше информации по теме: http://www.c-cafe.ru

  • Источник: http://mymylife.ru/biografii-znamenitostej/124538-biografiya-galiny-sergeevny-ulanovoj-galina-ulanova

    Уланова, Галина Сергеевна

    Запрос «Уланова» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

    Г.Уланова (Джульетта) и Ю.Жданов (Ромео) в балете «Ромео и Джульетта», 1.10.1954

    Гали́на Серге́евна Ула́нова (26 декабря 1909 [8 января 1910], Санкт-Петербург — 21 марта 1998, Москва) — русская советская балерина, балетный педагог.

    Народная артистка СССР (1951). Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980). Лауреат Ленинской премии (1957) и четырёх Сталинских премий первой степени (1941, 1946, 1947, 1950).

    Биография

    Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссёром; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища. К карьере балерины в детстве не стремилась.

    В 9 лет была принята в Петроградское хореографическое училище, где основными её педагогами стали её мать — Мария Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова.

    В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. После выпускного спектакля 16 мая 1928 Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С. М.

     Кирова, с 1992 года и ныне — Мариинский театр). Первые выступления Галины Улановой на сцене театра сразу же привлекли к ней внимание критиков.

    Здесь же в 1929 году в возрасте 19 лет Уланова станцевала свою первую ведущую партию — Одетту-Одиллию в «Лебедином озере».

    В Кировском театре Уланова проработала до 1944 года. Среди других её лучших ролей Жизель («Жизель» Адана, 1932), Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1934), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934).

    Но самым большим успехом Улановой стало создание неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Лавровский).

    По поводу перехода в Большой театр Уланова сказала: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли».

    В 1942 году прибыла в Алма-Ату, работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета в Алма-Ате, где исполнила партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б. В. Асафьева, Жизель в одноимённом балете А. Ш. Адана, а также выступала на концертах. В 1943 году ей было присвоено почётное звание «Народный артист Казахской ССР».

    В 1944—1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947), «Бахчисарайском фонтане» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия).

    Впервые Галина Уланова выступала в Вене в июле 1945 года. Исполняла седьмой вальс из «Шопенианы» и «Лебедя», «Вальс» Рубинштейна с партнёром В. Преображенским.

    Первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где Уланова танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времён Анны Павловой.

    В 1960 году, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру балерины. Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. С 1960 года и до конца своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором.

    Среди её учеников с 1960 по 1997 годы — целая плеяда звезд: Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Светлана Адырхаева, Нина Тимофеева, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Малика Сабирова, Марина Колпакчи, Ирина Прокофьева, Ида Васильева, Ольга Суворова, Алла Михальченко, Надежда Грачёва, Николай Цискаридзе.

    Уланова работала также с солистами Парижской «Гранд Опера», Гамбургского балета, Шведского Королевского балета, Австралийского балета, артистами балетных трупп Японии.

    В 1964 году была председателем жюри I Международного конкурса артистов балета в городе Варна (Болгария), а в 1969 году — I Международного конкурса артистов балета в Москве.

    Умерла 21 марта 1998 года в Москве на 89-м году жизни и похоронена на Новодевичьем кладбище (участок № 5).

    Личная жизнь

    Она трижды была замужем, и все трое её избранников — люди искусства: режиссёр Юрий Завадский, актёр и режиссёр Иван Берсенев, художник Вадим Рындин.

    По свидетельству Анатолия Стреляного последние свои годы проживала вместе с журналисткой «Комсомольской правды» Татьяной Агафоновой, которую называла своей «приемной дочерью».

    У неё не было какого-либо хобби, побочных от профессии занятий. Но, конечно же, были пристрастия: «Природа для меня то же, что и музыка. Так же загадочна», — говорила балерина. «Раньше в Петербурге ходили конки. На лошадей одевали шоры, чтобы ничто их не отвлекало.

    Вот в таких „шорах“ я и проходила почти всю свою жизнь. Чтобы ничто не мешало работать, думать о своей профессии. Самое комфортное для меня состояние — одиночество. Обычно я не подхожу ни к кому. Если подходят ко мне, начинают говорить о театре». Она любила животных.

    Была строга к себе. Ранним утром — целый час своя зарядка, в которую были включены и балетные па. И на склоне лет её вес оставался тем же, что в артистические годы — 49 кг. Она всегда была элегантна, отличалась легкой изящной походкой. Детей у неё не было.

    о Г. С. Улановой

    Награды и премии

    • Дважды Герой Социалистического Труда (1974, 1980)
    • Заслуженная артистка РСФСР (1939)
    • Народная артистка РСФСР (1940)
    • Народная артистка Казахской ССР (1943)
    • Народная артистка СССР (1951)
    • Сталинская премия первой степени (1941) — за выдающиеся достижения в области балетного искусства
    • Сталинская премия первой степени (1946) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Золушка» С. С. Прокофьева
    • Сталинская премия первой степени (1947) — за исполнение заглавной партии в балетном спектакле «Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева
    • Сталинская премия второй степени (1950) — за исполнение партии Тао-Хоа в балетном спектакле «Красный мак» Р. М. Глиэра
    • Ленинская премия (1957)
    • Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (1997)
    • Четыре ордена Ленина (1953, 1979, 1974, 1980)
    • Четыре ордена Трудового Красного Знамени (1939, 1951, 1959, 1967)
    • Орден «Знак Почёта» (1940)
    • Орден Дружбы народов (1986)
    • Орден «Кирилл и Мефодий» I степени (Болгария) (1968)
    • Командор ордена Искусств и литературы (Франция) (1992)
    • Орден Парасат (1995, Казахстан)
    • Медаль «За оборону Ленинграда»
    • Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    • Медаль «Для Финляндии» ордена Льва Финляндии (1958)
    • Премия и Золотая медаль ВДНХ (1971)
    • Премия Анны Павловой Парижской Академии танца (1958)
    • Премия Виотти (1959, Верчелли, Италия),
    • Премия Оскара Парселли «Жизнь ради танца» (1988, Милан)
    • Премия «Золотая маска» в номинации «За честь и достоинство» (1995)
    • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1959)
    • Почётный член Американской Академии искусств и наук (1961)
    • Почётный член зарубежных академий: Финляндия (1958), Бразилия (1986), КНР (1989), Венесуэла (1991)
    • Почётный гражданин Москвы (1997)

    Фильмография

    • 1947 — «Солистка балета» — балерина Синельникова
    • 1953 — «Мастера русского балета» (фрагменты балетов Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» и «Пламя Парижа», а также балета «Лебединое озеро» П. И.

       Чайковского)

    • 1954 — «Ромео и Джульетта» — Джульетта
    • 1956 — «Жизель» — Жизель (спектакль ГАБТа на музыку А. Адана в постановке Л. М. Лавровского, дирижёр Г. Н.

       Рождественский, запись The Bolshoi Ballet In The Royal Opera House, Covent Garden (London))

    • 1981 — «Мир Улановой» — документальный фильм, 1981 г., в 2-х сериях (1 ч 03 мин. и 1 ч.), режиссёры А. К. Симонов и В. В. Васильев.
    • 1998 — «Памяти Улановой» — документальный фильм, 1998 г., 39 мин., режиссёр Н. С.

       Тихонов

    • 2005 — «Уланова навсегда» — документальный фильм, 2005 г., 39 мин., режиссёр Н. С. Тихонов
    • 2009 — «Галина Уланова. Одиночество богини» — документальный фильм, 2009 г., 52 мин., режиссёр А. Коридзе

    Память

    Памятник на могиле Галины Улановой на Новодевичьем кладбище

    • Творчеству балерины посвящены документальные фильмы «Галина Уланова» (ЦСДФ, 1963 г., режиссёры Л. Кристи и М. Славинская), «Мир Улановой» (ТО «Экран» ЦТ, 1981 г., режиссёры А. Симонов и В. Васильев) и книги В. Богданова-Березовского «Галина Сергеевна Уланова» (Москва, 1961 г.), А.

      Кана «Дни с Улановой» (Москва, 1963 г.), Б. Львова-Анохина «Галина Уланова» (Москва, 1984 г.), С. Давлекамовой «Галина Уланова: „Я не хотела танцевать“» (Москва, 2005 г.), В. Гаевского «Галина Уланова» (Москва, 2010 г.).

    • В 1981 году в Париже в рамках организованного ЮНЕСКО торжественного вечера состоялась премьера балета «В честь Улановой» (хореография Владимира Васильева).
    • Единственной балерине — ей при жизни были установлены памятники в Санкт-Петербурге на Аллее Героев Московского парка Победы (1984, скульптор М. К.

       Аникушин) и Стокгольме перед Музеем танца (1984, скульптор Е. А. Янсон-Манизер).

    • В Голландии был выведен сорт тюльпанов «Уланова».
    • Во Франции знаменитый зал «Плейель» после реконструкции открывался представлением в её честь.
    • Квартира Улановой в Москве сделана мемориальным музеем.

    • Имя Галины Улановой присвоено ювелирному алмазу весом 164,70 карата, добытому в марте 1998 года на алмазной трубке «Удачная» в Западной Якутии. Алмаз «Галина Уланова» пополнил коллекцию из более 400 уникальных и знаменитых именных якутских алмазов, являющихся национальным достоянием России.

    • 12 июня 2003 года в Алматы, на фасаде здания по улице Богенбай батыра, 140 установлена мемориальная доска в память о пребывании Галины Улановой в Алма-Ате в период эвакуации.
    • 8 января 2004 года в Санкт-Петербурге, во внутреннем дворике Санкт-Петербургской Академии русского балета им. А. Я. Вагановой был установлен памятник Г. С.

       Улановой работы скульптора Е. А. Янсон-Манизер.

    • 26 марта 2008 года на стене дома 1/15-Б на Котельнической набережной, в котором балерина прожила 47 лет, была установлена памятная доска.
    • В России создан Фонд Г. С. Улановой.

    • 1 декабря 2009 года Центральный Банк России объявил о выпуске в обращение памятной серебряной монеты номиналом в 2 рубля посвящённую столетию со дня рождения Галины Улановой. Монеты выпущены тиражом 5000 штук и изготовлены из серебра 925 пробы, вес чистого металла 15,5 грамм (пол-унции). Несмотря на дату выхода на монетах проставлена дата 2010 год.

    • В честь столетия со дня рождения Галины Сергеевны Улановой были даны Гала-концерты: 8 января «Мона Лиза русского балета», прошедший в Мариинском театре и 16 января в Большом театре.
    • 21 июля 2011 года на фасаде дома 13/8 по Малой Морской улице (бывш. улица Гоголя) в Санкт-Петербурге, где Уланова проживала с 1926 по 1935 годы, была установлена мемориальная доска.
    • На монетах и почтовых марках
    • Реверс памятной монеты 2 рубля с портретом Улановой

    • Галина Уланова, марка России 2000 года

    • Астрономы Крымской Астрофизической Обсерватории Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлева назвали открытый ими 14 октября 1982 г. астероид N 5421 в честь Г. С. Улановой (5421) Ulanova.

    Источник: http://aforizmu.net/biography/Galina%20Ulanova

    Ссылка на основную публикацию