Геродот — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Геродот

У этого термина существуют и другие значения, см. Геродот (значения).

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.

) — древнегреческий историк, автор первого полномасштабного исторического трактата — «Истории», — описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов.

Как древнегреческая поэзия начинается для нас с Гомера, так практически историография — с Геродота; предшественников его называют логографами. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры. Цицерон назвал его «отцом истории».

Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.

Содержание

Биография

Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.

Родина Геродота, малоазийский Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса.

В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия.

Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э.

он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

«История»

Основная статья: История (Геродот)

Мир с точки зрения Геродота.

Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами.

Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным.

Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

Источник: http://aforizmu.net/biography/Gerodot

Геродот — краткая биография

Геродот — древнегреческий историк, «отец истории», по выражению Цицерона; вся античная культура испытала на себе влияние его трудов.

Родиной его был город в Малой Азии Галикарнас (отсюда и прозвище Геродота – Галикарнасский), где он появился на свет приблизительно в 484 г. до н. э.

Судя по всему, образование, полученное будущей знаменитостью, было очень хорошим для своего времени, тем более что родом он был из знатного и состоятельного семейства. Геродот, прекрасно зная ионийский диалект, преуспел в амплуа рассказчика.

В его биографии есть такой факт, как членство в партии, объявившей политическую борьбу тирану Лигдамиду. Геродот участвовал в ней, будучи молодым человеком. Поражение в борьбе и установившаяся в Геликарнасе тирания превратили бунтаря в изгнанника, отправившегося на остров Самос.

Оттуда Геродот впоследствии направился в путешествия по землям, о существовании которых было известно древним грекам. Будущему отцу истории довелось побывать в таких странах, как Египет, Персия, Сирия, Ливия, Вавилония, Фракия, Византия, Македония.

Добрался он и до Скифии, после чего по берегу Черного моря двигался в восточном направлении, дойдя до Дона.

Примерно в 446 г. до н. э. Геродот перебрался в Афины. Там он встретился с Периклом, лидером афинской демократии, и эти отношения заметно повлияли на политические воззрения Геродота. Известно, что Геродот устраивал публичные чтения, за что получал от благодарных столичных жителей внушительное денежное вознаграждение.

В 444 г. до н. э. Геродот оказался среди из участников создания Фурии — общеэллинской колонии, расположенной в Великой Греции, там, где кротонцы разрушили Сибарис. Не исключено, что он наносил визиты и в другие города Великой Греции. Там же, в Фуриях, Геродот умер. Точная дата смерти неизвестна; считается, что древнегреческий историк скончался примерно в середине 20-ых.

Творческое наследие Геродота представлено единственным трудом под названием «История».

Сейчас не представляется возможным установить, когда именно автор начал и закончил этот труд, однако принято за основу мнение, что, когда началась Пелопонесская война, «История» уже была представлена публике.

Считается, что Геродот написал эпический труд в период с 427 по 421 г. до н. э. Он состоит из девяти книг, но таким образом его разделили уже позднее александрийские ученые, причем каждая из частей получила имя одной из муз.

Центральное событие «Истории» — греко-персидские войны (500-449); последними описаны события, датируемые 478-ым, когда греки взяли город Сесту. Однако до основной темы своего повествования Геродот добирается только в пятой книге.

Его сочинение нельзя назвать историческим исследованием в современном понимании этого термина.

В масштабном полотне присутствуют описания истории некоторых стран, например, Мидии, Лидии, Египта, Персии; военных походов персидских правителей; межгосударственных взаимоотношений, религии, народных обычаев, политического и экономического устройства.

Отдельные места представляют собой настоящую энциклопедию, в которой можно найти самые разносторонние сведения, начиная этнографией и заканчивая литературой. В их основу легли самые разные источники: как письменные работы логографов, так и фольклор, собственные наблюдения и т.п.

Обилие фактов соседствует с художественным, «живым» слогом, сквозь эпическое полотно явственно поступает личность автора — человека любознательного, талантливого, начитанного, имеющего большой жизненный опыт.

Сложно назвать исторические взгляды Геродота научными и целостными: например, рационалистические объяснения событий соседствуют с указанием в качестве причин воли рока и богов.

И все же единство замысла, масштабность, историчность основной темы, новаторское для своего времени изложение делают обладание статусом отца истории совершенно справедливым.

Источник: http://www.wisdoms.one/biografiya_gerodot.html

Геродот

Геродот (годы жизни между 490 годом до н.э. и 425 годом до н.э.) – древнегреческий историк, прозванный “отцом истории”. Его основная заслуга состоит в том, что благодаря ему из

мифологии и землеведения логографов возникла историческая наука.

Геродот

Биография Геродота

Геродот родился в городе Галикарнас (современный Бодрум). Его родной город по своему местоположению был особенно пригоден для расширения его кругозора. Здесь, на окраине Карии, Геродот мог с ранней молодости познакомиться со всеми контрастами античного мира, с эллинами и варварами, дорическим и ионийским

характерами, демократией и тиранией.

Галикарнас был колонией Трезены, дорического города, и, хотя переселение в Галикарнас осуществлялось от имени дорического племени и сам Галикарнас долгое время принадлежал к малоазиатскому союзу дорических городов, Галикарнас был ионическим городом, о чем свидетельствуют надписи ионического наречия, которое употреблялось там официально

во времена Геродота.

Древний Галикарнас

Геродот также происходил из ионического
семейства, которое было весьма почитаемо в городе.

Он вырос с чувством глубокого уважения к Персидскому царству, которое в эпоху его рождения уже несколько поколений властвовало над его родным городом.

Стремлением к поэзии и знанием эллинских народных сказаний он был обязан своему дяде, Паниасию, человеку сведущему в понимании божественных предзнаменований и изречений

оракулов, и вместе с тем поэтом с самостоятельным и сильным умом.

Благодаря Панасию, Геродот научился от частного переходит к целому в осмыслении законов и явлений. Падение царства персов подтолкнуло

его к изучению общих законов развития государств.

Жизнь в Греции

Однако Геродоту не суждено было остаться простым созерцателем событий. Он был лично вовлечен в современную ему борьбу в его родном городе. В результате этой борьбы вожди народной партии (партия к которой принадлежал Геродот, и которая потерпела поражение в борьбе за власть в Геликарнасе) были изгнаны. Так он отправился в

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

свое первое путешествие и оказался в Греции в Самосе, где молодой человек

узнал греческую культуру в ее высшем развитии и еще более

укрепился в своих политических принципах.

Выступления Геродота перед афинянами

После того как тиран Геликарнаса был изгнан из города, Геродот вернулся на родину, но еще во время пребывания на Самосе его стало

тянуть в Афины — город, который был в то время центром греческой цивилизации.

Чем больше он как человек, который много странствовал и читал, был в состоянии сблизить разные страны и племена, тем яснее сознавал он, что деяния Афин превосходили своим величием и результатами

все, виденное Геродотом до сих пор.

Нет сомнения, что историк находился с Периклом в личных дружественных отношениях, так как ничто не могло доставить большего удовлетворения Периклу, как сознание, что политическая миссия родного города и вместе с тем и его собственная национальная политика признаны ионийцем, к тому же человеком с

таким острым умом, как у Геродота.

Перикл

Перикл желал, чтобы Геродот довел свой труд до конца, и именно в такой форме, чтобы притязания Афин на управление греческими делами являлись естественным следствием предшествовавших стадий развития, и, чтобы этот взгляд на историю получил величайшее распространение. Поэтому, по распоряжению Перикла, Геродот читал отрывки из своих первых книг,

которые он закончил в Афинах приблизительно в 446 году до н.э.. По

предложению одного афинянина, Анита, ему был присужден от имени

граждан почетный дар, состоявший из 10 талантов.

Но Геродот был слишком любознателен, чтобы успокоится на том, что ему уже удалось узнать, поэтому он с большим стремлением принял участие в основании колонии в Южной Италии. Сколько Геродот пробыл в Южной Италии, неизвестно. Он умер вскоре после Перикла в 429 году до н.э. по всей видимости, в Афинах, куда он вернулся,

чтобы закончить свой исторический труд.

Памятник Геродоту

Греция на карте

Источник: http://travels.co.ua/rus/greece/articles/gerodot.html

Геродот

Геродот, Herodotos, 485 – ок. 425 гг. до н.э., греческий историк. Родился в Галикарнасе, греческом городе в Карии, основанном дорийцами, который в середине V в. до н.э. подвергся сильному ионийскому влиянию. Близким родственником Геродота был поэт Паниасс. В юности Геродот принимал участие в восстании против Лигдама, тирана Галикарнаса.

После 450 г. он навсегда покинул родной город и долго жил в Афинах, тогдашнем культурном центре греческого мира. Здесь он публично прочел часть своего произведения, включавшую хвалу Афинам, что, по свидетельствам древних, принесло ему высшую награду в 10 талантов.

В Афинах же он познакомился с Софоклом и находился в близких контактах с окружением Перикла.

Когда в 444—443 гг. до н.э. афиняне основали в Южной Италии город Фурии, Геродот уехал туда и, по-видимому, оставался там до конца жизни. В разные периоды своей жизни Геродот совершил ряд путешествий.

Кроме Малой Азии и Греции, он объехал побережье Черного моря, страну скифов на территории нынешней Украины, продвинулся также в глубину персидского царства, достигнув Вавилона, а возможно, и Суз.

Он также посетил Египет, финикийские города на сирийском побережье и Кирену в Африке. Из стран западного бассейна Средиземного моря он был только на Сицилии и в Южной Италии (Кротон, Метапонт).

Даты и длительность этих путешествий вызывают споры у ученых.

Произведение Геродота под названием История ( Historiai ) в 9 книгах написано на ионийском диалекте. Разделение на книги (и названия книг по именам Муз) имеет более позднее происхождение и часто представляется механическим, поскольку разрывает единые отрывки текста. Основной идеей сочинения Геродота является извечный антагонизм Востока и Запада.

Переломным моментом в этом конфликте стали греко-персидские войны. Чтобы показать постепенное его нарастание, Геродот прослеживает все этапы формирования персидского царства. Персидские завоевания делают возможным изложение истории государств по мере их покорения персами.

Геродот излагает историю Лидии, Мидии, Вавилонии, завоеванных Киром, историю покорения Египта Камбизом, описывает поход Дария против скифов.

Ионийские восстания, первые в длинном ряду столкновений греков с персами, дают Геродоту возможность углубиться в историю Афин и Спарты, что, наконец, позволяет ему перейти к описанию греко-персидских войн Дария и Ксеркса, кульминационной фазы конфликта между персидским Востоком и греческим миром (сражения под Марафоном, Фермопилами, Саламином и Платеями). Композиция всего произведения Геродота чрезвычайно усложнена (основное повествование, экскурсы и отступления в рамках этих экскурсов), ибо Геродот не ограничивается политической историей, но, по образцу ионийских логографов (в основном Гекатея), приводит обширный географический и этнографический материал, формирующий малые монографии в составе произведения (описания Вавилонии, Египта, Скифии), не останавливается автор и перед свободным введением в свой рассказ повествований новеллистического и басенного типа. Создавая свое произведение, Геродот опирался на личные наблюдения, живую устную традицию и на литературные тексты. У него не было еще разработанной исторической методологии, он не умел анализировать источники, однако стремился создать по возможности объективную картину прошлого, приводил различные версии описываемых событий. Не раз он давал волю своим сомнениям, хотя вообще у него отсутствуют ссылки на собственное мнение. Цицерон не без основания назвал Геродота «отцом истории». В противоположность ионийским логографам, Геродот ограничил время повествования жизнью примерно двух поколений. В истории, помимо действия людей, Геродот видел божественный промысел, который определяет судьбы народов и отдельных людей, не допуская перехода определенных границ («зависть богов»). Значительную роль в произведении Геродота играют знамения и предсказания.

Читайте также:  Дженнифер гарнер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Геродот оказал влияние на Фукидида. Его охотно цитировали позднейшие географы, хотя часто и оценивали его критически. Яростнее всего нападали на Геродота Ктесий и Плутарх.

В период аттицизма Геродот был признан за образец в области стиля (простота, выразительность, эпическая торжественность) и стал автором для школьного чтения. В 1474 г.

Лоренцо Валла выполнил перевод Геродота на латинский язык с греческой рукописи, привезенной в 1427 г. из Константинополя.

Произведения можно отнести к таким жанрам:

Поделитесь своими впечатлениями с нашими читателями

Источник: http://velib.com/biography/gerodot_karijj/

Георгий Вицин: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото

В этой статье пойдет речь о выдающемся актере, которого полюбили миллионы людей. Георгия Михайловича Вицина давно нет в живых, но его талантом восхищаются и в наше время, а фильмы с его участием с удовольствием пересматриваются.

Про него говорили, что это человек без возраста. Ему удавалось сыграть и совсем мальчишку, и древнего старика. В основном, Вицину доставались роли пьяных людей. Актер великолепно вживался в роль, хотя в реальной жизни придерживался здорового образа жизни, занимался йогой. Нередко ему доставались и исторические роли. Так, он несколько раз исполнял роль Гоголя в разных картинах.

Рост, вес, возраст. Годы жизни Георгия Вицина

Личностью великого актера продолжают интересоваться даже спустя много лет. Он был удивительным человеком, который смог оставить после себя заметный след в истории кино. Фильмы с его участием до сих пор пользуются популярностью не только у старшего поколения, а и у более молодых людей.

Рост, вес, возраст, годы жизни Георгия Вицина – это далеко не полный список вопросов, на которые ищут ответы те, кто не до конца верит, что Георгию Михайловичу удавалось в зрелом возрасте играть восемнадцатилетних юношей.

Если верить более давним источникам, то на момент смерти актера, ему исполнилось восемьдесят четыре года. Однако более поздние источники утверждают, что Вицин родился на год позже.

Такая путаница могла произойти из-за его матери, которая, якобы специально, сделала сына на двенадцать месяцев младше, преследуя какие-то свои интересы.

Национальность Георгия Михайловича также иногда вызывает споры среди поклонников его творчества. Многие склонны думать, что у него в роду были евреи. На самом деле, его предки русские люди, поэтому эти предположения так и остаются лишь домыслами.

Биография и личная жизнь Георгия Вицина

Биография и личная жизнь Георгия Вицина всегда были наполнены ноткой юмора и легкости. Его даже отчислили с театрального училища, думая, что он слишком несерьезно относится к учебе.

Этот факт лишь укрепил намерения Георгия стать актером. Спустя год он поступил сразу в несколько театральных ВУЗов, но остановил свой выбор на учебном заведении имени Вахтангова.

  Проучившись там один учебный год, Вицин перевелся в студию МХАТ, где и получил диплом.

После окончания учебы, актер проработал в театре Н.П.Хмелева более тридцати лет.

Помимо кино и театра, Георгий Михайлович прекрасно разбирался в живописи, пробовал свои силы в скульптуре и великолепно рисовал карикатуры.

Фильмография: фильмы с участием Георгия Вицина в главной роли

Фильмография: фильмы с участием Георгия Вицина в главной роли практически всегда вызывали восторженные отзывы зрителей и критиков. Такие фильмы, как «Кавказская пленница», «Пес Барбос», «Операция Ы» — по праву можно считать золотым фондом российского кино.

Впервые Вицин дебютировал в фильме «Ну здравствуй, Москва». Роль юных, но застенчивых парней, актер сыграл в последующих фильмах «Запасной игрок» и «Она вас любит».

Фильмография Георгия Вицина насчитывает около ста картин. Среди них поклонники выделяют «Деловые люди», «Женитьба Бальзаминова», «Старая, старая сказка» и, конечно же «Джентльмены удачи».

Семья и дети Георгия Вицина

Семья и дети Георгия Вицина – это два фундамента, которые были главными вдохновителями актера с большой буквы. Официально он был в браке один раз, но до этого прожил двадцать лет с женщиной, намного его старше. Единственной наследницей является дочь Наталья.

Актер мечтал, что внуки пойдут по его стопам, но, к сожалению, эта мечта сбылась лишь наполовину. Наталья родила одного ребенка – сына Михаила.

Родители Георгия Михайловича проживали в Санкт-Петербурге, когда на свет появился маленький Жора. Когда мальчику едва исполнилось восемь месяцев, они приняли решение переехать в Москву. Здесь мама актера стала работать билетершей и частенько брала с собой на представления и своего сына.

Биографии других знаменитостей, рекомендуем!

Дочь Георгия Вицина – Наталья Вицина

Дочь Георгия Вицина – Наталья Вицина родилась в октябре 1954 года. На тот момент актеру уже исполнилось тридцать семь лет. Он очень любил дочь, баловал ее и уделял много времени ее воспитанию.

Наталья унаследовала от отца творческую жилку, став прекрасным художником-графиком. В свое время именно ее плакаты к фильмам «Ирония судьбы или с легким паром» и «Неоконченная пьеса для механического пианино», были развешены возле всех кинотеатров страны.

Наталья Вицина любит вспоминать, что в детстве ревновала отца к поклонникам. Актер обладал мягким характером, если его узнавали на улице и начинали задавать ему вопросы – он никогда не мог отказать, считал неприличным просто развернуться и пойти дальше.

Бывшая жена Георгия Вицина – Надежда Тополева

Бывшая жена Георгия Вицина – Надежда Тополева, как уже было написано ранее, была намного старше своего супруга, да еще и состояла в браке с Николаем Хмелевым на момент знакомства с Вициным. Первый раз они увидели друг друга, когда начинающего актера зачислили в труппу театра Ермоловой.

Между Надеждой и Георгием моментально вспыхнули чувства и длились на протяжении долгого времени. Наверно, это были действительно сильные чувства, так как бывший муж Тополевой, который являлся художественным руководителем Вицина, продолжал давать ему новые роли, не пытаясь как-то насолить бывшей супруге и ее новому мужу.

Жена Георгия Вицина – Тамара Федоровна

Жена Георгия Вицина – Тамара Федоровна была на восемь лет младше актера. Она работала костюмером при одном московском театре. В браке у них родилась единственная дочь Наталья.

Тамара Федоровна обожала супруга и, тем не менее, порой признавалась, что иногда с ним было невыносимо. Все из-за того, что Георгий Михайлович все ссоры или назревающие конфликты улаживал с помощью карикатур или смешных историй. После этого с ним и ругаться особо уже не хотелось.

Супруга Вицина до последнего была рядом с ним. Она умерла спустя восемь лет после смерти актера.

Причина смерти Георгия Вицина. Похороны актера

Причина смерти Георгия Вицина, похороны актера – эти данные интересны всем, кто хоть раз посмотрел на игру великого актера. Мало кто знает, что у Георгия Михайловича было хроническое заболевание сердца и печени. Именно это и стало причиной смерти заслуженного актера. Он был похоронен на Ваганьковском кладбище.

Свою жилплощадь в центре столице Вицин оставил дочери Наташе, а сам, вместе с супругой, переехал в обычную квартиру на окраину города. В последние годы он вел замкнутый образ жизни и не любил общаться с журналистами. По мнению Натальи Вициной, ее папа просто не воспринимал молодое поколение пера, считая, что порой они задают глупые вопросы.

Википедия Георгия Вицина

Википедия Георгия Вицина является одним из самых достоверных интернет источников, где можно найти полный перечень не только картин с участием актера, а и всех спектаклей, сыгранных им и озвученных картин и мультфильмов.

Георгий Михайлович был человеком скромным и никогда не принимал помощи от близких и друзей, считая, что нельзя брать последнее у людей. Он также всегда помогал своей бывшей супруге Тополевой – покупал продукты и медикаменты.

В его честь в нескольких городах России установлены памятники и мемориальные доски.

Источник: http://popbio.ru/georgij-vitsin-biografiya-lichnaya-zhizn-semya-zhena-deti-foto/

Биография Геродота

Привет всем читателям! Из этой статьи о Геродоте, Вы узнаете о том, кем он был, где путешествовал и какие открытия сделал. Прочтите статью и узнайте все его секреты…

Геродот (около 480 – около 428 г до н. э.) – выдающийся греческий географ, историк и путешественник древности.

Биография Геродота

Родился он в городе Галикарнасе, что на побережье Малой Азии. Он жил в ту эпоху, когда Греция воевала с Персией. Геродот решил написать историю греческо-персидских войн.

И рассказать в этой истории о жизни и о природе населения в странах, которые на то время находились под властью Персии. В 460 – 450 гг. до н. э. происходили путешествия Геродота.

Он посетил страны Балканского п-ова и города на побережье Малой Азии. К Скифии, южной области Украины, Геродот совершил длительное путешествие.

Несмотря на то, что греки вели торговлю со Скифией, она для них была мало известной до Геродота. Огромными пастбищами и равнинами удивила Скифия ученного.

Длящаяся несколько месяцев Скифская зима, показалась ему суровой. Он писал, что разлитая зимой вода в Скифии, не делает грязи, то есть замерзает. Так же и лето ему показалось холодным и дождливым.

Огромные реки Скифии впечатлили Геродота – Борисфен (Днепр), Танаис (Дон), Гипанис (Южный Буг) и другие. О том, что реки берут свое начало в горах, Геродот знал еще с детства, но в Скифии гор нет.

Ети реки, по его мнению, должны были начинаться в неизвестных больших озерах. Племена, заселяющие Скифию и соседние с ней территории, особенно заинтересовали Геродота. Скифы, обитающие в степной и частично лесостепной зонах, делились на скотоводов и земледельцев.

Про народы, которые жили на северо-востоке и севере от скифов, Геродот собрал очень интересные, местами даже полуфантастические ведомости.

Он узнал про охотников – тессагетов и ирков, которые населяли «каменистую и неровную земли» (по всей вероятности это вблизи Урала), и про густые леса, в которых водятся выдры, бобры и другие меховые звери. Далее проживали племена агрипеев, возле подножья высоких и недоступных гор.

У них было плоское лицо с большим подбородком и бритые головы. Геродоту стало известно, что еще дальше находятся поселения аримаспов – одноглазых людей.

Там много золота, но грифы его охраняют. Грифы – это похожие на львов с орлиными клювами и крыльями чудовища. За Скифией на Крайнем Севере, находятся незаселенные земли. Там очень холодно, постоянно лежит снег, и ночь стоит пол года.

На Черноморское побережье Кавказа Геродот отправился из Скифии. Он узнал от жителей Колхиды, что есть огромное море (Каспийское) за горами, а за морем – широкая равнина. Там живут масагеты – воинственные племена.

Каспий до Геродота греки представляли как затоку океана, и не знали, что находится дальше на востоке. После возвращения Геродота домой, через некоторое время он снова отправился в новое путешествие. Это путешествие было к Месопотамской низменности и к внутренним районам полуострова Малая Азия.

Геродот описал Вавилон с его роскошными садами на террасах, огромной библиотекой и большими каменными стерами. Про «самую отдаленную из Восточных стран», Геродот узнал много нового в Вавилоне.

Ему рассказали, что в Индии добывают много золота. А так же о том, что в Индии еще много удивительных растений: злак, зерна которого «варят и едят вместе со скорлупою» (рис), трость, бамбук, с одного колена которого, вроде как можно сделать лодку; деревья с плодами в виде клубка шерсти – с нее жители Индии делают для себя одежду.

В Египте Геродот провел много времени. Он побывал возле знаменитых Сфинкса и пирамид, в местных городах, поднялся по Нилу к Сиене (современный Асуан).

Читайте также:  Екатерина захарова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Особенности природы Египта Геродот так же выделил: отсутствие дождя и облачности, разлив и подъем воды Нила в самое жаркое время года, животных, неизвестных в Малой Азии и Греции (гиппопотамы, крокодилы, птицы, рыбы).

Города Северной Ливии (Африка), Геродот посетил после Египта. Там он собрал интересные ведомости о жителях оазисов в зоне пустынь и о жителях северной части Африканского материка.

Вот и все, это было самое интересное из жизни древнегреческого ученного. Заходите еще для поиска новеньких статей

Источник: https://o-planete.ru/geografitcheskie-otkrtiya-i-issledovaniya/biografiya-gerodota.html

Геродот : краткая биография

Геродот — древнегреческий историк, «отец истории», по выражению Цицерона; вся античная культура испытала на себе влияние его трудов.

Родиной его был город в Малой Азии Галикарнас (отсюда и прозвище Геродота – Галикарнасский), где он появился на свет приблизительно в 484 г. до н. э.

Судя по всему, образование, полученное будущей знаменитостью, было очень хорошим для своего времени, тем более что родом он был из знатного и состоятельного семейства. Геродот, прекрасно зная ионийский диалект, преуспел в амплуа рассказчика.

В его биографии есть такой факт, как членство в партии, объявившей политическую борьбу тирану Лигдамиду. Геродот участвовал в ней, будучи молодым человеком. Поражение в борьбе и установившаяся в Геликарнасе тирания превратили бунтаря в изгнанника, отправившегося на остров Самос.

Оттуда Геродот впоследствии направился в путешествия по землям, о существовании которых было известно древним грекам. Будущему отцу истории довелось побывать в таких странах, как Египет, Персия, Сирия, Ливия, Вавилония, Фракия, Византия, Македония.

Добрался он и до Скифии, после чего по берегу Черного моря двигался в восточном направлении, дойдя до Дона.

Примерно в 446 г. до н. э. Геродот перебрался в Афины. Там он встретился с Периклом, лидером афинской демократии, и эти отношения заметно повлияли на политические воззрения Геродота. Известно, что Геродот устраивал публичные чтения, за что получал от благодарных столичных жителей внушительное денежное вознаграждение.

В 444 г. до н. э. Геродот оказался среди из участников создания Фурии — общеэллинской колонии, расположенной в Великой Греции, там, где кротонцы разрушили Сибарис. Не исключено, что он наносил визиты и в другие города Великой Греции. Там же, в Фуриях, Геродот умер. Точная дата смерти неизвестна; считается, что древнегреческий историк скончался примерно в середине 20-ых.

Творческое наследие Геродота представлено единственным трудом под названием «История».

Сейчас не представляется возможным установить, когда именно автор начал и закончил этот труд, однако принято за основу мнение, что, когда началась Пелопонесская война, «История» уже была представлена публике.

Считается, что Геродот написал эпический труд в период с 427 по 421 г. до н. э. Он состоит из девяти книг, но таким образом его разделили уже позднее александрийские ученые, причем каждая из частей получила имя одной из муз.

Центральное событие «Истории» — греко-персидские войны (500-449); последними описаны события, датируемые 478-ым, когда греки взяли город Сесту. Однако до основной темы своего повествования Геродот добирается только в пятой книге.

Его сочинение нельзя назвать историческим исследованием в современном понимании этого термина.

В масштабном полотне присутствуют описания истории некоторых стран, например, Мидии, Лидии, Египта, Персии; военных походов персидских правителей; межгосударственных взаимоотношений, религии, народных обычаев, политического и экономического устройства.

Отдельные места представляют собой настоящую энциклопедию, в которой можно найти самые разносторонние сведения, начиная этнографией и заканчивая литературой. В их основу легли самые разные источники: как письменные работы логографов, так и фольклор, собственные наблюдения и т.п.

Обилие фактов соседствует с художественным, «живым» слогом, сквозь эпическое полотно явственно поступает личность автора — человека любознательного, талантливого, начитанного, имеющего большой жизненный опыт.

Сложно назвать исторические взгляды Геродота научными и целостными: например, рационалистические объяснения событий соседствуют с указанием в качестве причин воли рока и богов.

И все же единство замысла, масштабность, историчность основной темы, новаторское для своего времени изложение делают обладание статусом отца истории совершенно справедливым.

Биография из Википедии

Геродо́т Галикарна́сский (др.-греч. Ἡρόδοτος Ἁλικαρνᾱσσεύς, около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.

) — древнегреческий историк, по крылатому выражению Цицерона «отец истории» — автор первого сохранившегося значительного трактата «История», описывающего греко-персидские войны и обычаи многих современных ему народов. Труды Геродота имели огромное значение для античной культуры.

Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современных Украины, России и Казахстана.

Дошедшая до нашего времени биография Геродота основана на двух источниках: собственных текстах Геродота и более поздней византийской энциклопедии «Суда». Некоторые данные в источниках противоречат друг другу, однако в целом жизнь Геродота сводится к следующему.

Родина Геродота, Галикарнас, был основан дорийцами, рядом с городком представителей местного племени карийцев. Геродот родился здесь около 484 года до н.э. во влиятельной семье Ликса.

В молодости Геродот принадлежал к партии, боровшейся против тирана Лигдамида, подвергался изгнанию, жил на Самосе, а затем отправился в длительные путешествия.

Он объездил Вавилон, Ассирию, Египет, Малую Азию, Геллеспонт, Северное Причерноморье, Балканский полуостров от Пелопоннеса до Македонии и Фракии. Около 446 года до н. э.

он поселился в Афинах, где сблизился с кругом Перикла; к этому времени значительная часть «Истории» уже была написана, поскольку известно, что Геродот читал отрывки из неё афинянам. В 444 году до н. э. Геродот принял участие в основании общеэллинской колонии Фурии в Великой Греции на месте разрушенного кротонцами Сибариса. Скончался в 425 году до н. э.

«История»

Мир с точки зрения Геродота.

Сочинение Геродота — не историческое исследование в современном смысле слова, это — мастерское повествование человека богато одарённого, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и ещё больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Геродот не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э.

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами.

Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным.

Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

Память

В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Геродота кратеру на видимой стороне Луны.

Литература

Тексты и переводы

  • В серии «Loeb classical library» издана в 4 томах (№ 117—120).
  • В серии «Collection Budé» «История» Геродота издана в 11 томах (включая тома с введением и с указателем).

Русские переводы:

  • Повествования Иродота Аликарнасского. / Пер. А. Нартова. В 3 т. СПб., 1763—1764.
  • История Иродотова. Ч. 1-5. / Пер. И. И. Мартынова. СПб., 1826—1828. (на греч. и рус. яз.; включает в ч. 5 «Жизнь Гомера» Псевдо-Геродота)
    • Книги I, IV. / Пер. И. Мартынова в переработке М. Гаспарова. // Историки Греции. М., 1976. С. 27-166.
  • Геродот. История в 9 кн. / Пер., предисл. и указатель Ф. Г. Мищенко. В 2 т. М., 1885—1886.
    • 2-е изд., испр. 1888.
    • переизд.: М.: Эксмо. 2008.
  • Геродот. История. / Пер. и прим. Г. А. Стратановского. Статья В. Г. Боруховича. (Серия «Памятники исторической мысли».) Л.: Наука, 1972. 600 стр. 50000 экз.
    • переизд. неоднократно, например: (Серия «Классики исторической мысли»). М.: Ладомир — АСТ. 1999. 752 стр.

Кроме того, до революции в России выходило множество «школьных изданий» отдельных книг «Истории».

Исследования

  • Дьячан Ф. Н. Геродот и его музы. Ч. 1. — Варшава, 1877. — 237 с.
  • Клингер В. П. Сказочные мотивы в истории Геродота. — Киев, 1903. — 222 с.
  • Лурье С. Я. Геродот. — М.-Л., 1947.
    • переизд.: М.: URSS, 2009.
  • Доватур А. И. Повествовательный и научный стиль Геродота.

     — Л.: Изд-во ЛГУ, 1957. — 201 с. — 2300 экз.

  • Дитмар А. Б. От Скифии до Элефантины. Жизнь и путешествия Геродота. — М.: Географгиз, 1961. — 87 с. — 20.000 экз. (Серия: Замечательные географы и путешественники).
  • Борухович В. Г. Историческая концепция египетского логоса Геродота. // Античный мир и археология.

    Вып. 1. — Саратов, 1972.

  • Кузнецова Т. И., Миллер Т. А. Античная эпическая историография: Геродот. Тит Ливий. — М.: Наука, 1984. — 213 с. 5300 экз.
  • Суриков И. Е. Геродот. (Серия: Жизнь замечательных людей. Вып. 1374). — М.: Молодая гвардия, 2009. — 408 с.

     

Скифский рассказ Геродота:

  • Надеждин Н. И. Геродотова Скифия, объясненная чрез сличение с местностями. — Одесса, 1842. — 114 с.
  • Рыбаков Б. А. Геродотова Скифия: Историко-географический анализ . — М.: Наука. 1979. — 248 с. — 50 000 экз.
    • переизд.: М.: Эксмо; Алгоритм, 2010. — 272 с. — 4000 экз. (Древняя Русь) 
  • Доватур А. И., Каллистов Д. П., Шишова И. А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. Тексты, перевод, комментарий. — М.: Наука. 1982. — 5000 экз. (Древнейшие источники по истории народов СССР). (в издании подробнейшая библиография)
  • Нейхардт А. А. Скифский рассказ Геродота в отечественной историографии. — Л.: Наука. 1982. — 240 с.

Источник: http://worldofaphorism.ru/kratkie-biografii/gerodot

Геродот

Все, что узнал, ученый записал в книге: «Изложение событий». По первому слову этой книги, которое по гречески звучало: «История», она и получила свое название. До Геродота о прошлом узнавали лишь из сказок и мифов или из надписей царей, в которых они перечисляли свои деяния.

А он впервые подробно описал многие события далекого прошлого.

Книга Геродота и дала название новой науке — истории. Самого же Геродота часто называют «отцом истории». Ученый тщательно собирал сведения о разных событиях и странах и всегда отмечал, где и от кого он получил свою информацию.

Он записывал все, даже то, что казалось самому Геродоту выдумкой. За это многие современники называли его лжецом. Но археологические раскопки древних поселений и погребений всегда подтверждали удивительную точность Геродота. Самое интересное, что верным оказалось и многое из того, что сам историк считал выдумкой.

Например, он не верил, что на севере есть люди, которые могут по полгода спать, а полгода работать. Но теперь мы знаем о полярных дне и ночи, длящихся по полгода. И рассказ о необычных людях мог быть всего лишь переосмыслением, пересказом известий об этом явлении.

Не поверил Геродот и в существование реки Эридан, возле которой собирают янтарь. Сейчас уже точно установлено, что в древности так называлась река Западная Двина.

Но историк не только пересказывал известные ему факты.

Труд Геродота доказывал всем читателям его книги, что свободные, демократические и независимые греческие города неизбежно должны были победить деспотическую Персидскую державу.

Геродот — чрезвычайно важный источник по истории Великой Скифии, включая десятки античных народов на территории современной Украины и России.

Из девяти книг, на которые в настоящее время делится его сочинение, вся вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 году до н. э..

Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и других странах. Единство изложения достигается в известной мере и тем, что с первых слов и до конца историк имеет в виду проследить борьбу между варварами и эллинами.

Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным.

Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но тем не менее решительно вводящая в историографию новое начало.

За свой труд Геродот был удостоен лаврового венка. По предложению Перикла афиняне сделали его почетным гражданином их города. Умер Геродот в возрасте 42 лет в городе Фурии в Италии.

Если не высказаны противоположные мнения, то не из чего выбирать наилучшее.

Источник: http://domashnij-portal.ru/zitata-biografiyas/2870-gerodot.html

Геродот: ученый или поэт?

Геродот (484 г. до н. э. ‒ 426 г. до н. э.) ― первый историк в Греции и во всем западном мире.

Полностью до нас дошло одно его произведение ― «Истории», сочинение в девяти книгах, где Геродот подробно рассказал о войне Греции против всемогущей Персидской империи, которая закончилась победой греков над Дарием Великим и его сыном Ксерксом.

Геродотом зачастую движут нравственные и религиозные чувства в описании им истории, она часто перемежается описательными и этнографическими экскурсами в обычаи варварских народов, однако уже в древние времена работы историка были ценны своей новизной и новой информацией. Недаром Геродота назвали «отцом истории».

Геродот родился в Галикарнассе (ныне Бодрум, небольшой турецкий городок Азии). Дата его рождения неизвестна, но предполагается, что это 484 год до нашей эры.

К тому времени дорийская колония Галикарнаса находилась под персидским владычеством и управлялась тираном Лигдамисом.

 Следовательно, родители Геродота были гражданами Персидской империи, но в их жилах текла греческая кровь, и вполне вероятно, что семья принадлежала аристократии Галикарнаса.

https://www.youtube.com/watch?v=QD_XhCIg1-g

Когда Геродот был еще ребенком, его семья вынуждена была покинуть родину и переехать на остров Самос, так как в стране началось восстание против Лигдамиса, в котором умер Панаис, дядя или двоюродный брат будущего историка.

Здесь Геродот погружается в мир ионийской культуры. По мнению ученых, именно на Самосе он изучил ионийский диалект, где написал свою работу.

Однако современные исследователи доказали, что этот диалект также широко использовался в Галикарнасе.

Почти наверняка известно, что незадолго до 454 года до н. э. Геродот вернулся в Галикарнас, чтобы принять участие в свержении Лигдамиса (454 г. до н. э.), сына Артемисии, представителя тирании в Карии, которая в то время доминировала в политической жизни колонии.

Следующая известная дата из биографии Геродота ― основание в 444-443 до н. э. на месте разрушенного Сибариса колонии, которую назвали Фурии. Неизвестно, принимал ли Геродот участие в первой экспедиции, которой руководил Перикл, но он получил гражданство этой колонии.

Некоторые из его биографов сообщают, что в эти десять лет между падением Лигдамиса и прибытием в Фурию (444-454) Геродота приглашали в несколько греческих городов с предложением декламировать его произведения. Говорят даже, что он получил десять талантов за выступление в Афинах, что сейчас кажется маловероятным, хотя эта легенда свидетельствует о том, насколько добрый прием был оказан ему там.

Одним из сильнейших впечатлений политической и культурной жизни Афин для Геродота было пребывание в Афинах Перикла.

Там же Геродот мог встретить Протагора, основателя софистики, и Софокла, великого поэта-трагика, который мог оказать влияние на исторические работы Геродота.

Также еще до основания Фурий Геродот посетил города и страны, о которых он упоминает в своем труде: мы знаем, что четыре месяца он пробыл в Египте, а позже отправился в Месопотамию и Финикию. Еще одно путешествие привело его в страну скифов.

Все эти поездки были вдохновлены желанием Геродота расширять кругозор и насыщать свою тягу к знаниям, что характеризует его как человека любопытного, наблюдательного и всегда готового слушать.

И все эти качества сочетаются с большими энциклопедическими знаниями.

Паломничество Геродота окончилось в Фуриях, где он прожил, по меньшей мере, несколько лет, хотя очень мало известно об этом последнем этапе его жизни.

Аристофан написал пародию на труд Геродота, насколько это известно, около 425 г. до н. э. Последние события, упомянутые в истории Геродота о Греции, относятся к 430 г. до н. э. Считается, что историк умер в Фуриях между 426-м и 421-м годами до н. э.

«Истории» Геродота

Работа, благодаря которой Геродот Галикарнасский получил прозвище «отец истории», первоначально не имела заголовка и не была разделена на главы. На девять книг, каждая из которых озаглавлена именем одной из муз, ее поделили александрийские ученые.

В первых пяти книгах описываются подробности военного дела.

Остальные четыре книги ― это описание войны, кульминацией которой является вторжение в Грецию персидского царя Ксеркса и великие греческие победы на острове Саламине, у города Платеи и на мысе Микале.

Если попробовать упрощенно описать, какова основная тема «Историй», можно сказать, что это войны, а также отступления, рассказывающие об отдельных реалиях древнего мира.

Но конечно же, хроника Геродота сложна, и трудно однозначно определить, о чем она: автор преследует не одну цель повествования, использует самые разнообразные ходы для их достижения, части очень отличаются друг от друга, поэтому вначале трудно увидеть принцип, объединяющий их все.

В поисках историй Геродот много путешествовал по всему миру. Именно благодаря путешествиям он получил столько информации: в одних историях он описывает то, что увидел своими глазами; другие услышал от людей, которых встречал; многие истории ― его собственные исследования, а какие-то в результате его работы оказались противопоставленными устным традициям.

Геродот находил археологические останки и памятники, прибегал к помощи местных жрецов и ученых. Так, например, исследование мифа о Геркулесе привело его к финикийскому источнику.

Обратите внимание, как Геродот сопоставляет разные элементы и как пользуется источниками информации, даже когда, по его мнению, они ненадежны: «Мой долг ― сообщить обо всем, что сказано, но я не обязан верить всему этому в равной степени» (lib. 7, 152).

Собственно, с самого начала Геродот заявляет, что его задачасостоит в том, чтобы рассказать о событиях и достижениях людей и, более конкретно, о войне между греками и варварами.

Ядро истории ― это, конечно же, история военного столкновения Востока с Западом, но это приводит к тому, что Геродот вставляет многочисленные отступления на протяжении всей своей работы. Это позволяет читателю приблизиться к тем странным и далеким землям, которые так или иначе связаны с персами.

Таким образом, его повествование не является целостным, оно движется вслед за мыслью автора, часто ассоциативной: различные страны и регионы появляются в тот момент, когда они каким-то образом связаны с персами.

Надо заметить, что эти отступления чаще встречаются в первых книгах «Историй», а вот уже к середине труда их гораздо меньше, что свидетельствует о конфронтации между Грецией и Персией.

Затем начинается рассказ, гораздо более сжатый и объективный, с анализом и гораздо более тщательным исследованием данных.

Таким образом, в работе Геродота обнаруживается множество стилей, выбор которых зависит от источника, откуда взяты материалы: для описания экзотических стран взяты записи о его путешествиях и информация, полученная из вторых рук, как устная, так и записанная, например, логографами ― сочинителями-прозаиками. А вот рассказывая о войне, занимающей центральное место в истории, Геродот обращался к документам более доступным и надежным. Таким образом, Геродот сочетает в себе навыки великого рассказчика и историка, проясняющего реальную картину событий, пробираясь сквозь путаницу многочисленных источников.

Этнографические отсылки

Эта неоднородность материалов позволила выдвинуть гипотезы о происхождении сведений, отраженных в труде: внутренние и внешние характеристики исследований различных народов были посвящены главным образом персам, и этим можно объяснить, почему изначально автор сосредоточился на историческом и этнографическом описании Персидской империи. Но по ходу работы над повествованием Геродот увлекся захватывающими событиями военного конфликта с Грецией, которые имели значение для него и для его читателей.

После того, как все отрывки были соединены, их последовательность оказалась нелогичной: одни встали в нужное место, согласуясь с хроникой персидских завоеваний (например, рассказы афинян о Египте, к которому проявился большой интерес); повествования о других народах, например, о лидийцах, переместились туда, где они соответствовали теме; а третья группа рассказов, в конце концов, (например, случай с одним из ассирийцев), вообще никак не связана с хронологией. Таким образом, повествование сохранилось как собрание независимых пассажей, представляющих собой логосы или вступления, которые были предназначенные для чтения перед аудиторией.

Предшественники Геродота, именуемые логографами, просто интересовались исследованиями, систематизировали мифические истории о божественном и человеческом происхождении в генеалогии и хрониках, собирали новости о географических открытиях.

Естественно, Геродот по-прежнему очень близок к стилю и методам логографов ― легкое плавное повествование, присущее ионическому диалекту. В действительности, он отходит от мифологии, что дает ему больше возможностей для географических и этнографических описаний многочисленных путешествий.

Прежде всего, он интересуется всем тем, что показалось ему странным и необычным, и его описания, по существу, являются собранием случаев, которые произошли непосредственно с ним, или рассказов о народах и странах, услышанных им от других людей.

И поскольку Геродот приводит подробные конкретные и живописные примеры, не делая упора на важности каких-либо фактов, его работа местами приобретает очарование сказки.

Несмотря на архаичные черты исторического повествования, метод Геродота отличается критичностью: он знал, в какой последовательности происходили события, вести о которых поступали из Египта, или мог отличить события, свидетелем которых был он сам, от тех, которыми с ним поделился кто-то другой.

Фактически, термин «история» происходит от греческого слова ἱστορέω, которое означает «узнаю, ислледую, спрашиваю».

Тем не менее, Геродот лишен субъективности (обнаружены следы даже софистской школы), но нечасто позволяет себе высказывать собственное мнение и предпочитает позволить читателю судить самому.

Несомненно, Геродот периодически допускает ошибки, довольно грубые и даже невежественные; но неоднократные попытки историков доказать его недобросовестность как автора, потерпели неудачу.

Такое изложение событий характерно для обычного человека, которого не особо интересуют великие политические, социальные и экономические явления. События в государстве часто описываются как анекдотическая ситуация из биографии правителя или других важных героев.

Но Геродот, без сомнения, не игнорирует первопричины крупных событий, просто они отодвигаются на второй план, давая место личным переживаниям.

Также самые важные события, такие как битвы при Саламине и Платеях, переполнены подробностями об отдельных приключениях, о героизме, советах и ​​памятных фразах, и практически перекрывают собой сами исторические события.

Религиозная и этическая основа

Корни философии «Историй» Геродота ― в моральных и религиозных идеях старого ионического мира. Экспансия персов заканчивается катастрофой: он сравнивает персов с богами, завидующими процветанию и могуществу. Никакая сила в мире, никакое событие не спасут людей от зависти богов; таков их удел, подобный тем, что описаны в трагедиях Эсхила.

В изложении Геродота очевидна политическая линия: он осуждает тиранию и недвусмысленно поддерживает идеи свободы. Именно самодисциплина каждого отдельного человека дала возможность грекам устоять против восточного деспотизма.

Конечно, Геродот пристрастен, он часто выражает теплое сочувствие грекам в целом и афинянам в частности, вероятно, такое его отношение возникло в тот период, когда он виделся в Афинах с Периклом. Геродот подчеркивает этическое превосходство греческих гражданских свобод и героизм, в совершенстве проявленный его гражданами.

Также часто Геродот восхищается культурой народов, которые он называет варварами, к ним же он причисляет Персию, великих ее царей или замечательные факты из жизни солдат.

Хроника Геродота заканчивается похвалой персам, которые предпочли остаться бедными, отказавшись от доминирования, ― им достаточно того, что они живут в комфорте и служат другим.

Геродот хвалит в них то качество, которым обладают герои Марафона. Таковы детали, вполне уместные для финала истории описания греков и персов, написанной греком.

Все произведение проникнуто сочувствием Геродота, который умел достучаться до своего читателя.

Влияние Геродота

Несмотря на огромные успехи, достигнутые Геродотом, его труд подвергся критике более поздних историков. Они обвиняли его в том, что он искажает данные. Одним из его первых критиков был Фукидид, который считает, что его метод эфемерен и действует только одно мгновение, то есть пригоден только для чтения и наслаждения.

На самом же деле, сочинение Геродота стало важным источником для всех историков древнего мира, которые постепенно вносили изменения в знания о других странах, далеких и экзотических.

В период эллинизма работа Геродота приобрела большую актуальность благодаря новому прочтению некоторых его рассказов, пришедшихся по вкусу современникам.

Знаменитый ученый Аристарх провел обзор работ и доказал, что истории Геродота могут считаться точкой отсчета для модели познания мира.

Также ценили Геродота и римляне. Именно римский философ и оратор Цицерон назвал его «отцом истории». Многие римские историки использовали его в качестве источника, брали цитаты из историй.

В средние века, в период, когда греческий язык получил новый статус, Геродота продолжали читать, благодаря латинским историкам, которые включали в свои истории некоторые из его анекдотов.

Его звезда снова воссияла благодаря достижениям гуманизма: первым, кто решился перевести работу на латинский язык уже в начале XVI века (в 1520 году), был Альд Мануций.

Источник: http://history-doc.ru/gerodot-uchenyj-ili-poet/

Ссылка на основную публикацию