Мустафа ататюрк — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мустафа Кемаль Ататюрк и его вклад в жизнь турецкого народа

Сегодня имя Мустафы Кемаля Ататюрка знает без преувеличения каждый турецкий школьник. Его почитают как старшее, так и молодое поколение.

Именно этому человеку всего за 15 лет своего правления удалось создать сильную, развитую и современную Турцию – такую, какой мы знаем ее сегодня.

Давайте же поближе познакомимся с биографией этого великого турецкого реформатора и узнаем, какими делами он прославился на весь мир.

Гази-Мустафа Кемаль-паша родился в 1880 году в городе Салоники (сегодняшняя Греция) в небогатой семье. Точный день своего рождения Мустафа не знал и позже выбрал в качестве него 19 мая – дату начала борьбы за независимость Турции. Мать очень хотела, чтобы Мустафа воспитывался в традициях ислама и изучал Коран, а отец мечтал дать сыну современное образование.

В результате, так и не придя к согласию по этому вопросу, родители отдали Мустафу в ближайшую школу, а в 12 лет (через 4 года после смерти отца) Мустафа по собственному желанию поступил в подготовительную военную школу. Именно здесь за успехи в учебе ему дали второе имя – Кемаль, что означает «совершенство».

А вот фамилию Ататюрк («отец турок») Мустафа Кемаль получил намного позже – в 1934 году по предложению парламента.

Мустафа Кемаль в совершенстве владел немецким и французским языками, любил искусство во всех его проявлениях, но при этом с самого детства отличался строгим, своенравным и даже несколько упертым характером. Он привык добиваться своих целей и говорить правду в глаза, за что впоследствии нажил себе множество врагов.

Мустафа закончил военную школу в Македонии, Оттоманский военный колледж в Стамбуле и Оттоманскую академию генштаба. Сразу после окончания академии пережил арест и ссылку. Но это не сломило дух будущего реформатора и лишь напротив подвигло его на новые свершения.

Мустафа Кемаль служил в Сирии и Франции, а во время Первой мировой войны принимал активное участие в военных операциях – командовал турецкими войсками в битве на Чанаккале, препятствовал успеху британских сил при высадке в заливе Сувла, был предводителем 7-й армии и успешно оборонялся от атак английских войск. После окончания военных действий вернулся в Стамбул и поступил на работу в Министерство обороны.

Послевоенное время было самым тяжелым для Османской империи. В этот момент именно Мустафа Кемаль определил основные пути спасения отчизны. Одним из самых известных высказываний Ататюрка стало: «Полная независимость возможна только при экономической независимости». Именно этого он и старался добиться для граждан своей страны.

Для того чтобы рассказать обо всех реформах Мустафы Кемаля не хватит и двух статей. Но мы все же попытаемся хотя бы кратко познакомить вас с теми реформами, которые были произведены в Турции в годы правления Ататюрка.

За какие-то 15 лет в стране был упразднен султанат и провозглашена Республика, проведена реформа головных уборов и одежды, введена международная система времени и мер измерения, женщинам предоставлены равные с мужчинами права, принят новый Гражданский кодекс и осуществлен переход на светскую систему правления, принят новый турецкий алфавит, упорядочено университетское образование, введено поощрение частного предпринимательства в сельском хозяйстве и отменена устаревшая система налогообложения, создано огромное количество успешных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, построена обширная сеть дорог на территории всей страны и многое многое другое.

Сложно поверить в то, что один человек смог совершить такой колоссальный рывок в развитии всей страны и совершить преобразования абсолютно во всех сферах, создав сильную и единую страну. Так сложилось, что у Мустафы Кемаля не было своих детей, но у него было 10 приемных и 11-й ребенок – его Турция.

Ататюрк умер в возрасте 57 лет от цирроза печени. До последних дней он работал на благо страны, а часть своего наследства завещал турецким обществам лингвистики и истории. Великий реформатор был похоронен 21 ноября 1938 года на территории музея этнографии в Анкаре. А 15 лет спустя его останки были перезахоронены в выстроенном для Ататюрка мавзолее «Аныткабир».

Источник: https://arbathomes.ru/article/biography-of-mustafa-kemal-ataturk/

Кемаль Ататюрк — человек, повернувший историю Турции

Стр. 1/2

История современной Турции — история Кемаля Ататюрка.

До Ататюрка Турция именовалась Османской империей, а ее элита, гордые османы, презрительно называла «турками» необразованную чернь.

Осма́ны (тур. Osmanlı Hanedanı, Osman oğulları) — династия османских султанов и халифов, правившая в 1299—1924 годах. Основана Османом I Гази.

После ликвидации султаната (29 октября 1923 года) последний султан османов, Мехмед VI Вахидеддин (правил в 1918—1922), совершил побег из Турции. Халифом, по избранию Великого национального собрания Турции, стал принц династии османов Абдул-Меджид.

Когда 3 марта 1924 года халифат был упразднён, всех до единого членов Османской династии изгнали из страны.

Где-то между элитой и чернью застряла семья таможенника Али-Ризы из Салоник. Он и его жена Зюбейде-ханым были по крови турками, но среди их предков, как считают историки, могли оказаться и славяне, и греки, и даже евреи — население империи всегда было многонациональным.

Из-за плохого здоровья Али-Риза оставил должность и занялся торговлей лесом, но не преуспел: семья не голодала только благодаря помощи родственников.

Болезненность отца сказалась и на детях: из шести малышей выжили только Мустафа и его младшая сестра Макбуле. Будущий Ататюрк Мустафа выдумал себе не только фамилию, но и день рождения -19 мая 1881 года (в этот день он много лет спустя начал борьбу за независимость Турции).

Настоящая дата неизвестна: с архивами дела в стране обстояли неважно, как и со многим другим. Османская империя, прозванная «больным человеком Европы», все безнадежнее отставала от передовых держав, регулярно проигрывая войны и уступая куски своей территории то Англии, то Франции, то России.

Попытки отдельных султанов обновить государство кончались крахом из-за сопротивления знати и исламского . духовенства. К концу века «младотурки», молодые чиновники и офицеры, решили провести реформы любой ценой, ограничив власть султана и «разобравшись» заодно с нацменьшинствами — армянами, греками, арабами, которые все громче заявляли о своих правах.

Сочувствующий младотуркам Али-Риза хотел отдать сына в светскую школу, но Зюбей-де, как обычно, настояла на своем — мальчик должен вырасти благочестивым мусульманином.

Однако несколько лет зубрежки Корана в мусульманской начальной школе, мактабе. отбили у Мустафы всякий интерес к религии.

Он жадно читал книги об истории и великих людях — особенно о Наполеоне, на которого мечтал быть похожим.

Мальчишки пробовали задирать «ботаника», но быстро отступали, наталкиваясь на спокойный взгляд его необычных глаз — один карий, другой голубой. Друзей у него не было ни тогда, ни позже — только союзники или враги, причем первых во вторых могла превратить любая размолвка.

В 12 лет, когда отца уже не было на свете. Мустафа убедил мать отдать его в военную школу в Салониках, где скоро стал первым в классе. Учитель математики, восхищенный его успехами, дал ему второе имя Кемаль — «совершенный».

Потом было военное училище в Македонии, где 17-летний Мустафа впервые влюбился. Елена Каринти была из семьи богатого греческого купца, который запретил дочери видеться с «голодранцем» и вскоре выгодно выдал ее замуж.

Не выдавая никому своей обиды, юноша еще старательнее взялся за учебу. После окончания академии османского Генштаба в Стамбуле его ждала блестящая карьера, но помешал арест по обвинению в принадлежности к запрещенной организации «младотурок».

Мустафу отправили в отдаленный сирийский гарнизон, но он вновь отличился по службе и был переведен обратно в Македонию. Там он в 1908 году принял участие в младотурецкой революции против султана Абдул-Хамида и был награжден высокой должностью в Генштабе.

Его должность предполагала служебные командировки в европейские страны, побывав в которых Мустафа еще сильнее захотел сделать свою родину такой же передовой и процветающей. Но реформы буксовали, и вскоре итальянцы отобрали у империи Ливию.

Армия, которой командовал Ататюрк, одерживала победы над врагом, но их сводили на нет трусость и бездарность других командиров. Это повторилось в Балканских войнах с болгарами и сербами, а потом в Первой мировой, где османский режим встал на сторону Германии.

В 1915 году англо-французский десант высадился в проливе Дарданеллы, угрожая столице. Мустафа Кемаль во главе дивизии сумел задержать продвижение противника, а потом и отбросить его. Он не знал жалости ни к врагам, ни к своим — каждого, кто бежал, расстреливали на месте. «Я приказываю вам не победить, а умереть, — обращался он к солдатам. — Пока вы сражаетесь, к нам подоспеет помощь».

Зато он делил с подчиненными кров и еду, а часть своего жалованья отправлял семьям погибших. Став полковником, а затем генералом, он заслужил почетный титул «паша» и уважение всей армии.

Тем временем младотурки отыгрывались за военные неудачи на нацменьшинствах, устроив массовую резню армян.

Геноци́д армя́н (армянская резня) — геноцид, организованный и осуществлённый в 1915 году (по мнению некоторых источников, продлившийся до 1923 года) на территориях, контролируемых властями Османской империи.

Геноцид осуществлялся путём физического уничтожения и депортации, включая перемещение гражданского населения в условиях, приводящих к неминуемой смерти.

Геноцид армян проводился в несколько стадий: разоружение армянских солдат, избирательная депортация армян из пограничных районов, принятие закона о высылке, массовая депортация и убийства армян. Некоторые историки включают в него убийства 1890-х годов, резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

Кемаль-паша не одобрял этого, как и подчинения османских войск немецким советникам. В итоге слишком популярного генерала убрали подальше от столицы на восток — отбивать натиск русских. Потом отправили в Германию, где он подхватил грипп и долю лечился.

За это время войска империи были окончательно разбиты: англичане были на подступах к Стамбулу и наступали на Сирию. Встав во главе сирийской армии, Кемаль-паша смог остановить их, но nocлe капитуляции осенью 1918-го был отозван в Стамбул.

Когда-то союзники обещали черноморские проливы России, но теперь Англия, Франция, Италия и Греция решили поделить империю между собой, отдав часть ее независимым Армении и Курдистану.

Кемаль-паша всеми силами сопротивлялся этому, и новый султан Мехмед Вахидеддин, послушный англичанам, отдал приказ о его аресте. Кемаль бежал на восток, где в ноябре 1919-го объявил себя командующим новой национальной армией.

На его сторону встали генералы, герои войны Исмет-паша и и и многие другие. Появилась рядом с ним и женщина — его дальняя родственница Фикрие-ханым, на которую он заглядывался еще в Салониках.

Фикрие бросила богатого мужа и колесила вместе с Кемалем по фронтам.

Воевать пришлось с четырьмя противниками: греками на западе, армянами на востоке, занявшими Стамбул силами Антанты и султанским правительством. Оно в 1920-м подписало с союзниками Севрский договор, закреплявший раздел страны, но Кемаль объявил его незаконным.

Созвав в Анкаре новый парламент — Великое национальное собрание, он объявил этот захолустный городок новой столицей Турции — так теперь называлась бывшая империя. У Кемаля нашелся сильный союзник — Советская Россия, тоже враждующая с Антантой.

В ответ на просьбу о помощи большевики отправили туркам корабли с оружием и золотом. Москва заключила с Анкарой договор о дружбе, передав ей бывшие российские крепости Каре и Ардаган. За это Кемаль обещал посодействовать «мировой революции», а пока использовал полученное оружие против греческих войск, которые высадились на эгейском побережье и быстро продвигались на восток.

Весной 1921-го греков разбили при Инёню, а осенью — на реке Сакарья; после этой битвы Кемаль получил маршальский чин и почетное звание «гази» (борца за веру).

Через год прижатые к морю остатки греческой армии спешно эвакуировались из города Смирны, нынешнего Измира.

Богатый торговый город, населенный греками и армянами, был разграблен и сожжен турецкими солдатами, погибли десятки тысяч людей.

Турецкие историки до сих пор утверждают, что христиане сами подожгли город и что Кемаль-паша не произносил на его руинах знаменитую фразу «Отныне Турция свободна от неверных», но миллионы греков и армян бежали из страны, а оставшихся вынудили принять ислам.

Источник: https://obrmos.ru/news/n_t/ist/news_nt_ist_ataturk.html

Мустафа Кемаль Ататюрк

Возглавив после поражения (октябрь 1918) Османской империи в Первой мировой войне национально-революционное движение и «войну за независимость» в Анатолии, добился ликвидации марионеточного правительства султана и оккупационного режима, создал новое, основанное на национализме («суверенитете нации»), республиканское государство, провёл ряд серьёзных политических, социальных и культурных реформ, таких как: ликвидация султаната (1 ноября 1922), провозглашение республики (29 октября 1923), упразднение халифата (3 марта 1924), введение светского обучения, закрытие дервишских орденов, реформа одежды (1925), принятие нового уголовного и гражданского кодексов по европейскому образцу (1926), латинизация алфавита, отделение религии от государства (1928), предоставление избирательных прав женщинам, отмена титулов и феодальных форм обращения, введение фамилий (1934), создание национальных банков и национальной промышленности. Как председатель Великого национального собрания (1920—1923) и затем (с 29 октября 1923) как президент республики, переизбиравшийся на этот пост каждое четырёхлетие, а также как несменяемый председатель им созданной Народно-республиканской партии, приобрёл в Турции непререкаемый авторитет и диктаторские полномочия.

Читайте также:  Арсен павлов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Происхождение, детство и образование

  • Родители Ататюрка
  • Али Рыза — отец Ататюрка
  • Зюбейде — мать Ататюрка

Родился в 1880 или 1881 году (достоверных сведений о дате рождения нет; впоследствии Кемаль выбрал датой своего рождения 19 мая — день начала борьбы за независимость Турции) в квартале Ходжакасым оттоманского города Салоники (ныне Греция) в семье мелкого лесоторговца, бывшего таможенного служащего Али Рыза-эфенди и его жены Зюбейде-ханым; ему было дано распространённое тогда среди оттоманских мусульман имя Мустафа («избранный»). Его отец, видимо, был по происхождению албанцем, мать — возможно, македонкой (достоверных сведений нет); в семье говорили по-турецки и исповедовали ислам, хотя среди противников Кемаля в Османской империи было распространено мнение, что его отец принадлежал к иудейской секте дёнме, одним из центров которой был город Салоники. Он и его младшая сестра Макбуле Атадан были единственными детьми в семье, дожившими до взрослого возраста, остальные умерли в раннем детстве.

Мустафа был активным ребёнком и обладал вспыльчивым и чрезвычайно независимым характером. Общению со сверстниками или сестрой мальчик предпочитал одиночество и независимость.

Он нетерпимо относился к мнению окружающих, не любил идти на компромиссы и всегда стремился следовать выбранному для себя пути.

Привычка прямо высказывать всё, что он думает, принесла Мустафе в дальнейшей жизни немало хлопот, и с ней он нажил многочисленных врагов.

Мать Мустафы, ревностная мусульманка, хотела, чтобы её сын изучил Коран, но её муж, Али Риза, склонялся к тому, чтобы дать Мустафе более современное образование. Супруги никак не могли прийти к компромиссу, и поэтому, когда Мустафа достиг школьного возраста, его сначала определили в школу Хафиза Мехмет-эфенди, располагавшуюся в квартале, где жила семья.

Его отец умер в 1888 году, когда Мустафе было 8 лет. 13 марта 1893 года он, согласно своему устремлению, будучи 12-и лет, поступил в подготовительную военную школу в Салониках Sel?nik Asker? R??tiyesi in Sel?nik, где учитель математики дал ему второе имя Кемаль («совершенство»).

В 1896 году был зачислен в военную школу (Manast?r Asker? ?dadisi) в г. Битола в Македонии).

13 марта 1899 года поступил в Оттоманский военный колледж (Mekteb-i Harbiye-i ?ahane) в [[Стамбул], столице Османской империи. В отличие от прежних мест учёбы, где господствовали революционные и реформаторские настроения, колледж в Константинополе был под жёстким контролем султана Абдул-Хамида II.

10 февраля 1902 года поступил в Оттоманскую академию генштаба(Erk?n-? Harbiye Mektebi) в Стамбуле, которую окончил 11 января 1905 года. Тотчас по окончании академии, был арестован по обвинению в противозаконной критике абдулхамидовского режима и после нескольких месяцев под стражей был сослан в Дамаск, где в 1905 году создал революционную организацию Ватан («Родина»).

Начало службы. Младотурки

В 1905—1907 годах вместе с Лютфи Мюфит-беем (Оздешем) служил в 5-й армии, дислоцированной в Дамаске. В 1907 году Мустафа Кемаль был повышен в звании и получил направление в 3-ю армию в город Монастири.

Уже во время учёбы в Салониках Кемаль участвовал в революционных обществах; по окончании Академии примкнул к младотуркам, участвовал в подготовке и проведении Младотурецкой революции 1908 года; впоследствии, ввиду разногласий с лидерами младотурецкого движения, временно отошёл от политической деятельности.

В 1910 году Мустафа Кемаль был направлен во Францию, где присутствовал на пикардийских военных манёврах. В 1911 году начал служить в Стамбуле, в Генштабе вооружённых сил. На войне, начавшейся в 1911 году со штурма Триполи итальянцами, Мустафа Кемаль вместе с группой своих товарищей сражался в районе Тобрука и Дерне.

22 декабря 1911 года Мустафа Кемаль одержал победу над итальянцами в сражении под Тобруком, а 6 марта 1912 года был назначен на пост командующего османскими войсками в Дерне. В октябре 1912 года началась Балканская война, в которой Мустафа Кемаль принял участие вместе с военными подразделениями из Галлиполи и Болайыра.

Он сыграл большую роль в деле отвоевания Дидимотихона (Диметоки) и Эдирне у болгар.

В 1913 году Мустафа Кемаль был назначен на пост военного атташе в Софии, где в 1914 году он получил звание подполковника. Там Мустафа Кемаль прослужил до 1915 года, когда был направлен в Текирдаг для формирования 19-й дивизии.

Кемаль в Первой мировой войне

В начале Первой мировой войны Мустафа Кемаль успешно командовал турецкими войсками в битве за Чанаккале (см. Дарданелльская операция).

18 марта 1915 года англо-французская эскадра попыталась пройти пролив Дарданеллы, однако понесла тяжёлые потери. После этого командование Антанты приняло решение высадить десант на полуострове Галлиполи.

25 апреля 1915 года англо-французы, высадившиеся на мысе Арыбурну, были остановлены 19-ой дивизией под командованием Мустафы Кемаля. После этой победы Мустафа Кемаль был произведен в полковники.

6-7 августа 1915 года английские войска вновь перешли в наступление с полуострова Арыбурну.

Во время высадки войск Австралийского и Новозеландского корпуса и иных британских частей на Галлипольском полуострове в ходе Дарданелльской операции, в наиболее отчаянный момент сражений, утром 25 апреля 1915 года, в приказе дня для своего 57-го полка Кемаль написал: «Я не приказываю вам наступать, я приказываю вам умереть. Пока мы будем умирать, другие войска и командиры смогут прийти и стать на наши места.» Весь личный состав 57-го полка погиб к концу сражения.

6 — 15 августа 1915 года группа войск под командованием германского офицера Отто Сандерса и Кемаля сумела воспрепятствовать успеху британских сил при высадке в заливе Сувла. Затем последовали победа при Киречтепе (17 августа) и вторая победа при Анафарталар (21 августа).

После битв за Дарданеллы Мустафа Кемаль командовал войсками в Эдирне и Диярбакыре. 1 апреля 1916 года он был произведён в дивизионные генералы (генерал-лейтенант) и назначен командующим 2-й армии. Под его командованием 2-я армия в начале августа 1916 года сумела ненадолго занять Муш и Битлис, но вскоре была выбита оттуда русскими.

После краткосрочной службы в Дамаске и Халебе Мустафа Кемаль вернулся в Стамбул. Отсюда вместе с наследным принцем Вахидеттином эфенди отправился в Германию на линию фронта для проведения инспекции. По возвращении из этой поездки серьёзно заболел и был отправлен на лечение в Вену и Баден-Баден.

15 августа 1918 года вернулся в Халеб в должности командующего 7-ой армией. Под его командованием армия успешно оборонялась от атак английских войск.

После подписания Мудросского перемирия (капитуляции Османской империи) (30 октября 1918 года) был назначен на пост командующего группой войск быстрого реагирования. После роспуска этой армии Мустафа Кемаль 13 ноября 1918 года вернулся в Стамбул, где начал работать в Министерстве обороны.

Организация Ангорского правительства

Подписание Портой капитуляции заставило приступить к планомерному разоружению и расформированию Османской армии. 19 мая 1919 года Мустафа Кемаль в качестве инспектора 9-й армии прибыл в Самсун.

22 июня 1919 года в Амасье он обнародовал циркуляр (Amasya Genelgesi), который гласил, что независимость страны находится под угрозой, а также объявлял созыв депутатов на Сивасский конгресс.

8 июля 1919 года Кемаль уволился из османской армии; султанское правительство выдало ордер на его арест; впоследсвии он был приговорён in absentia к смертной казни.

23 июля — 7 августа 1919 года в Эрзуруме состоялся съезд (Erzurum Kongresi) шести восточных вилайетов империи, за которым последовал Сивасский конгресс, проведённый с 4 по 11 сентября 1919 года. Мустафа Кемаль, обеспечивший созыв и работу этих конгрессов, таким образом определил пути спасения отчизны. 27 декабря 1919 года Мустафу Кемаля с ликованием встретили жители Ангоры (Анкара).

После оккупации Стамбула войсками Антанты и роспуска оттоманского парламента (16 марта 1920 года) Кемаль созвал в Ангоре собственный парламент — Великое Национальное Собрание Турции (ВНСТ), первое заседание которого открылось 23 апреля 1920 года.

Сам Кемаль был избран председателем парламента и главой правительства Великого Национального Собрания, которое тогда не признавалось ни одной из держав.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с армянами на северо-востоке, с греками — на западе, а также — с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляций.

7 июня 1920 года ангорское правительство объявило недействительными все прежние договоры Оттоманской империи; кроме того, правительство ВНСТ отвергло и в конечном итоге, путём военных действий, сорвало ратификацию подписанного 10 августа 1920 года между султанским правительством и странами Антанты Севрского договора, который они считали несправедливым в отношении турецкого населения империи.

Турецко-армянская война. Отношения с РСФСР

Основные этапы турецко-армянской войны: взятие Сарыкамыша (20 сентября 1920 года), Карса (30 октября 1920 года) и Гюмри (7 ноября 1920 года).

Решающее значение в военных успехах кемалистов против армян, а также впоследствии греков, имела значительная финансовая и военная помощь, оказанная большевистским правительством РСФСР начиная с осени 1920 года вплоть до 1922 года.

Уже в 1920 году, в ответ на письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, содержавшее просьбу о помощи, правительство РСФСР направило кемалистам 6 тысяч винтовок, свыше 5 млн винтовочных патронов, 17 600 снарядов и 200,6 кг золота в слитках.

При заключении 16 марта 1921 года в Москве договора о «дружбе и братстве» было также достигнуто соглашение об оказании ангорскому правительству безвозмездной финансовой помощи, а также помощи оружием, в соответствии с которым российское правительство в течение 1921 года направило в распоряжение кемалистов 10 млн руб.

золотом, более 33 тысяч винтовок, около 58 млн патронов, 327 пулеметов, 54 артиллерийских орудия, более 129 тысяч снарядов, полторы тысячи сабель, 20 тысяч противогазов, 2 морских истребителя и «большое количество другого военного снаряжения».

Российское правительство большевиков в 1922 году выступило с предложением пригласить представителей правительства Кемаля на Генуэзскую конференцию, что означало для ВНСТ фактическое международное признание.

Письмо Кемаля Ленину от 26 апреля 1920 года, среди прочего, гласило: «Первое.

Мы принимаем на себя обязательство соединить всю нашу работу и все наши военные операции с российскими большевиками, имеющими целью борьбу с империалистическими правительствами и освобождение всех угнетенных из-под их власти » Во второй половине 1920 года Кемаль планировал создать подконтрольную ему турецкую коммунистическую партию — для получения финансирования от Коминтерна; но 28 января 1921 года всё руководство турецких коммунистов было ликвидировано с его санкции.

Греко-турецкая война

Согласно турецкой традиции считается, что «Национально-освободительная война турецкого народа» началась 15 мая 1919 года с первых выстрелов, данных в Измире по высадившимся в городе грекам. Оккупация Измира войсками Греции осуществлялась в соответствии с статьей 7-й Мудросского перемирия.

Основные этапы войны:

  • Оборона региона Чукуровы, Газиантепа, Кахраманмараша и Шанлыурфы (1919—20 годы);
  • Первая победа Инёню (6—10 января 1921 года);
  • Вторая победа Инёню (23 марта — 1 апреля 1921 года);
  • Поражение при Эскишехире (Сражение при Афьонкарахисаре-Эскишехире), отступление к Сакарье (17 июля 1921 года);
  • Победа в битве при Сакарье (23 августа—13 сентября 1921);
  • Генеральное наступление и победа над греками при Домлупынаре (ныне ил Кютахья, Турция; 26 августа—9 сентября 1922 года).

После победы при Сакарье ВНСТ пожаловало Мустафе Кемалю титул «гази» и звание маршала.

18 августа 1922 года Кемаль начал решающее наступление, 26 августа позиции греков были прорваны, и греческая армия фактически потеряла боеспособность. 30 августа был взят Афьон-Карахисар, 5 сентября — Бурса.

Остатки греческой армии стеклись в Измир, однако флота для эвакуации не хватало. Эвакуироваться сумели не более трети греков. Турки захватили 40 тысяч человек, 284 орудия, 2 тысячи пулемётов и 15 самолётов.

В ходе греческого отступления обе стороны творили взаимные жестокости: греки убивали и грабили турок, турки — греков. Около миллиона человек с обеих сторон осталось без крова.

9 сентября Кемаль, находясь во главе турецкой армии, вступил в Измир; греческие и армянские части города были полностью уничтожены пожаром; всё греческое население бежало либо было уничтожено.

Читайте также:  Владимир тарасенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сам Кемаль обвинял в сожжении города греков и армян, а также лично митрополита Смирнского Хризостома, в первый же день вступления кемалистов погибшего мученической смертью (командующий Нуреддин-паша выдал его турецкой толпе, которая умертвила его после жестоких истязаний. Ныне причислен к лику святых).

17 сентября 1922 года Кемаль направил телеграмму министру иностранных дел, которая предлагала следующую версию: город был подожжён греками и армянами, которых к тому побуждал митрополит Хризостом, утверждавший, что сожжение города — религиозный долг христиан; турки же делали все для его спасения.

То же Кемаль говорил французскому адмиралу Дюменилю: «Мы знаем, что существовал заговор. Мы даже обнаружили у женщин-армянок всё необходимое для поджога… Перед нашим прибытием в город в храмах призывали к священному долгу — поджечь город».

Французская журналистка Берта Жорж-Голи, освещавшая войну в турецком лагере и прибывшая вИзмир уже после событий, писала: «Кажется достоверным, что, когда турецкие солдаты убедились в собственной беспомощности и видели, как пламя поглощает один дом за другим, их охватила безумная ярость и они разгромили армянский квартал, откуда, по их словам, появились первые поджигатели».

Кемалю приписываются слова, якобы сказанные им послерезни в Измире]: «Перед нами знак того, что Турция очистилась от предателей-христиан и от иноземцев. Отныне Турция принадлежит туркам.»

Под давлением британских и французских представителей Кемаль в конце концов разрешил эвакуацию христиан, но не мужчин от 15 до 50 лет: они были депортированы во внутренние области на принудительные работы и в большинстве погибли.

11 октября 1922 года державы Антанты подписали с кемалистским правительством перемирие, к которому спустя 3 дня присоединилась Греция; последняя была вынуждена оставить Восточную Фракию, эвакуировав оттуда православное (греческое) население.

24 июля 1923 года в Лозанне был подписан Лозаннский мирный договор (1923), положивший конец войне и определивший современные границы Турции на западе. Лозаннский договор, среди прочего, предусматривал обмен населением между Турцией и Грецией, что означало окончание многовековой истории греков в Анатолии.

6 октября того же года кемалисты вступили в эвакуированный Антантой Стамбул.

Источник: http://people-archive.ru/character/mustafa-kemal-ataturk

Мустафа Кемаль Ататюрк — ОТЕЦ ТУРОК

Даже те, кто никогда не был в Турции, наверняка слышали имя одного из ее легендарных исторических лидеров Мустафы Кемаля Ататюрка.

Ну а те, кто регулярно прилетает на турецкие курорты, давно привыкли встречать его портреты буквально на каждом шагу: в полицейском участке, в почтовом отделении, помещении банка, магазинах и школах.

В честь Ататюрка в каждом городе, в каждой деревне Турции есть улица его имени, в честь него названы аэропорт, стадион, культурные центры, многочисленные площади, парки, учебные заведения. Практически все комнаты и номера гостиниц, в которых когда-либо останавливался Ататюрк, превращены в музеи.

Его изображение смотрит со всех денежных купюр, а размашистая узнаваемая подпись нарядным, почти геральдическим, вензелем красуется на даже на автомобилях, чашках, сувенирах и продается в виде наклеек для всех желающих отдать дань Великому реформатору.

ФАКТЫ:

  • Родился в 1881 г. в семье таможенного чиновника в городе Салоники (ныне Греция), на территории Османской империи.
  • Окончил военное училище и Академию Генерального штаба.
  • Зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником на фронтах турецкой армии и Триполи (1911- 1912 гг.), Второй Балканской (1913 г.) и Первой мировой войны.
  • В 1915 г. вынудил войска Антанты признать Дарданеллы неприступными.
  • В 1919 г. возглавил национально- освободительное движение против расчленения Турции войсками Антанты.
  • В 1920 г. собирает Великое Национальное Собрание Турции, провозгласившее себя правительством страны.
  • 1923 г. — окончательный распад Османской империи, образование Республики Турция, избрание Мустафы Кемаля президентом нового государства.

Выдающийся полководец, герой борьбы за независимость, Мустафа Кемаль был удостоен фамилии Ататюрк («отец турок») за блестящие военные победы и многочисленные реформы, проведенные в годы его президентства.

Он относится к числу тех деятелей, кто не только являлся активным участником исторических событий, но и был их непосредственным творцом, сумев доказать Турции и всему миру, что история страны не заканчивается с распадом империи.

Став в возрасте чуть более 40 лет полновластным правителем древней страны, Мустафа Кемаль занялся осуществлением очень трудной задачи — модернизацией турецкого общества, приобщением его к достижениям европейской цивилизации, культуры, науки и техники.

Он закономерно полагал, что лишь с такой Турцией будут считаться великие мировые державы.

Однако, несмотря на огромную популярность, принесённую ему военными и дипломатическими победами, действовать нужно было очень осторожно, так как нелегко заставить людей отказаться от прежнего образа жизни, освящённого религией и традициями.

Полное настоящее имя первого президента Турции — Гази Мустафа Кемаль-паша. Его военная карьера началась с детства: военная школа, в 20 лет — Высшее военное училище Генерального штаба, после — Османская военная академия в Стамбуле.

В годы военного обучения Мустафы Кемаля в стране утвердился жестокий, беспощадный к противникам режим Абдул-Хамида, который практически подавил конституционное движение, приказав умертвить автора первой турецкой конституции Мидхат-пашу, создал отлаженный механизм поголовной слежки, доносов и преследований прогрессивных слоев общества.

Экономический застой, политическое бесправие, засилье иностранного капитала, разложение режима порождали у прогрессивной молодежи, особенно курсантов военных училищ, стремление найти выход из создавшегося положения. Революционный настрой не давал покоя будущему президенту и его товарищам.

Еще во время обучения они основали тайное общество «Ватан» («Родина»), но после Мустафа Кемаль примкнул к младотуркам, главной целью которых была замена султанского самодержавия конституционным строем. Чтобы понять, как Мустафа Кемаль стал Ататюрком, нужно вспомнить, что собой представляла Османская империя к моменту его рождения.

В былые времена, в XV-XVI веках, особенно во времена Сулеймана Великолепного, она была сильнейшим государством в мире. К Турции и османским владениям относились, например, такие современные страны, как Ирак, Сирия, Ливан, часть Саудовской Аравии, Палестина, Иордания.

До падения Османской империи Турция была крайне многонациональной страной, в которой турки составляли меньшинство. Но с конца XVII она все чаще терпит поражения, территория Османской империи постепенно сокращается, ключевые районы начинают подвергаться ударам.

По иронии судьбы в год рождения Мустафы Кемаля Османская империя объявила себя финансовым банкротом.

К началу XX века, в период молодости Ататюрка, она уже успела потерпеть поражение в русско-турецкой войне, в результате которой независимость от османов получили Румыния, Сербия, Болгария.

И вот теперь оказалось, что у турок осталась территория, на которой основную часть населения составляют именно турки, но и на ней осуществлена военная интервенция греческих и английских войск. Именно на борьбу с этой интервенцией Мустафа Кемаль и поднял турецкий народ.

Основной непосредственной задачей кемалистов была борьба с оккупацией Антантой «турецких» земель и сохранявшимся де-факто режимом капитуляции. Приведя деморализованных солдат в боевую готовность, Ататюрк собирает войска по всей Турции, чтобы дать ин&тервентам отпор.

Харизма Мустафы Кемаля завораживает турок, и они готовы за него умирать. В результате борьбы за независимость Турции он не только возглавил турецкие войска, разгромил армию Антанты, но и фактически завершил историю Османской империи.

29 октября 1923 года на картах появилось новое государство — Республика Турция во главе с Мустафой Кемалем.

Сразу после войны Ататюрк принялся за осуществление реформ. На смену султанской монархии уже пришла президентская республика, но он понимал, что одной политической реформой не обойтись. Модернизация требовала изменения всего традиционного образа жизни, в конечном счете — менталитета турок.

Принято говорить, что главной заслугой Ататюрка стало строительство современного государства по западному образцу, что конечной целью было создание национального государства по передовым европейским стандартам.

Но не все буквально представляют, что стоит за этой расхожей фразой и через какие преобразования прошла молодая страна. Реформы, проводимые «отцом турок» сегодня можно назвать беспрецедентными, ни одному руководителю восточного государства фактически не удалось повторить их в подобном объеме.

Самого Мустафу Кемаля сравнивают разве что с Петром I по масштабу личности и роли в истории страны.

“Богатство человека состоит в нравственности его личности. Успехи в военной сфере не могут дать тех же результатов, как реформы в области экономики, быта и культуры”

Мустафа Кемаль Ататюрк.

О годах правления Ататюрка на­писаны книги и целые научные исследования, но даже беглый пе­речень изменений, военных и гражданских реформ, которые он успешно провел в стране, просто поразителен. После ликвидации Османской империи прежде все­го упраздняется халифат и шариат.

Вместо власти султанов и ша­риата, священного закона мусуль­ман, Мустафа Кемаль ввел правовую систему западного типа. В 1926 году принят новый Гражданс­кий кодекс, где устанавились либеральные светские принципы граж­данского права. Кодекс был пе­реписан с текста Гражданского кодекса Швейцарии, тогда — самого передового в Европе.

Так­же были введены итальянский Уголовный кодекс и германский Коммерческий кодекс.

Изменены положения частного права, касавшиеся брака, наследования и пр. Запрещено многоженство. Ислам стал частным делом каждого, ордена дервишей запрещены, введено равноправие мужчин и женщин, кстати, впервые в исламском мире.

Сим­волом приобщения народа вообще, и женщин в частности, к западной цивилизации он считал европейские танцы, которые сам очень любил. За какой-то десяток лет Турция изменилась, появились женщины-учителя, врачи, юристы и пр. В 1934 г.

турецкие женщины получили избирательные права, что было неслыханным делом для восточной страны. Старое судебное право было заменено новой Конституцией, новым Сводом законов.

Религия отделена от государства — Ататюрк считал необходимым, чтобы исламские религиозные деятели занимались исключительно делами веры и буквально “не лезли” в государственные дела. Государство также не должно вмешиваться в дела веры.

Земли, недвижимость, принадлежащие религиозным орденам и мусульманским монастырям, были изъяты и переданы государству. Ликвидированы религиозные школы, вместо них созданы государственные светские учебные заведения, где преподавание религии запрещалось. Образование стало подчиняться Министерству образования. Благодаря этим реформам Турция в короткий срок превратилась в настоящее светское государство.

Наглядную европеизацию Мустафа Кемаль начал с небольшой, но очень характерной вещи. Он ополчился на феску — головной убор, ставший к тому времени символом турок и исламской ортодоксальности. Сначала он отменил феску в армии, затем сам появился в шляпе, чем страшно потряс сограждан. В итоге Ататюрк объявил ношение фески преступлением.

Этой же цели насаждения нового патриотизма с нуля была подчинена и языковая реформа Мустафы Кемаля — он отменяет арабскую письменность и создает новый литературный турецкий язык и алфавит. Президент лично ездил по стране, обучая народ новой письменности, за что получил очередное прозвище — «первый учитель республики».

Именно языковую реформу, а не провозглашение республики или предоставление женщинам избирательных прав, некоторые исследователи считают «самым революционным преобразованием» Ататюрка. Благодаря введению единого языка все турки, вне зависимости от пола, происхождения или уровня доходов, впервые ощутили себя единой нацией.

Но Ататюрк идет дальше. Принимается закон, благодаря которому граждане страны получили фамилии. В это сложно поверить, но до 1934 года у каждого турка были только имя и связанное с должностью прозвище. Теперь же Ахмет-бакалейщик превратился в Ахмета Бакалейщика, а Ислам-почтальон стал Исламом Почтальоном.

Также можно было выбрать себе любую фамилию из списков, вывешенных в общественных местах.

Заслуги президента были оценены по достоинству, и в соответствии с Законом о фамилиях, 24 ноября 1934 года парламент присвоил Мустафе Кемалю фамилию Ататюрк, что значит «отец или предок турок», и специальным законом запретил носить эту фамилию любому другому гражданину страны.

Источник: http://posmotrim.by/article/atatyurk-otec-turok.html

Знакомьтесь — Мустафа Кемаль Ататюрк. Исламский взгляд

Персона Мустафы Кемаля Ататюрка вызывает ожесточенные споры среди мусульман. Одни считают, что он спаситель турецкой нации, другие обвиняют его в развале халифата и борьбе против Ислама. Попробуем разобраться, кем был Мустафа Кемаль на самом деле.

Как известно, Мустафа Кемаль родился в городе Салоники (ныне территория Греции) в 1880 или 1881 году. Точный год его рождения неизвестен. Салоники наряду со Стамбулом и Измиром был одним из самых космополитичных городов Османской империи.

Значительную часть его населения составляли иудеи и денме (иудеи, скрывавшие свою веру), этот факт в будущем будет способствовать появлению версии о еврействе самого Кемаля, однако, достоверные данные о том, что его родители относились к денме, отсутствуют.

Его мать Зубейде-ханум была религиозна, знала Коран наизусть и настаивала на религиозном обучении для сына, отец, как сообщают некоторые исследователи, не поддерживал устремлений матери и планировал дать Мустафе хорошее светское образование.

В конце концов, Мустафа был отправлен учиться в медресе, правда, там он пробыл недолго, и вскоре начал посещать светскую школу.

Читайте также:  Мишель пфайффер - биография знаменитости, личная жизнь, дети

После смерти его отца средств на обучение стало не хватать и Мустафа был вынужден не только покинуть школу, но и вместе с матерью сменить место жительства и перебраться из современного города в сельскую местность.

Зубейде-ханум хотела продолжить исламское обучение сына, но он сам сделал выбор, предопределивший и его жизнь, и жизнь десятков миллионов людей. Мустафа решил стать военным. Здесь необходимо отметить, что по причине непрекращающихся войн, которые вела Османская империя, армейское сословие имело особенную важность.

На армию расходуют огромные средства, лучшие военные инструкторы из Европы модернизируют османскую армию. Кроме прочего, поступить на службу это не только способ трудоустроиться, но также и возможность получить хорошее бесплатное образование. В военных образовательных учреждениях изучали не только военные дисциплины, но и иностранные языки, различные науки.

Для молодых людей из среднего класса армия становится возможностью сделать головокружительную карьеру.

В 1902 году он с отличными оценками (8-ой по успеваемости среди 459 кадетов) заканчивает Военную Академию. В 1905 году после окончания Османского военного колледжа поступает на службу в армию.

Еще будучи кадетом, молодой Ататюрк проникается идеями османских национал-либералов (младотурок), среди которых особое место занимало увлечение вульгаризированной версией материализма.

Вульгарный материализм представлял собой гремучую смесь популярных научных идей эпохи и дарвинизма.

Считалось, что это способно излечить Османскую империю — «больного человека Европы», чьи проблемы, по мнению «прогрессивных сил», были в излишней приверженности Исламу и отсутствии демократических прав и свобод по европейскому образцу.

Османская версия вульгарного материализма была еще большим упрощением идей преимущественно германских материалистов и особенно активно отрицала роль религии в османском обществе. Один из представителей вульгарного материализма Карл Фохт утверждал, что «мозг производит мысль так же, как печень — желчь»

Другим популярным трендом эпохи была вестернизация османского общества, или как писали тогда в османских журналах: «одеваться и жить, так как это делают европейцы», также упоминалось, что «традиции и законы, принятые в пустыне 1300 лет, назад потеряли былую значимость». Считалось, что если одеть европейский костюм и шляпу, начать целовать ручки дамам и закручивать усы, тотчас все изменится и начнется долгожданное национальное возрождение и возвращение в «цивилизованную семью народов».

Невозможно понять политику Ататюрка без осознания того факта что он принадлежал к образованному классу своего поколения, класса который принял науку в качестве панацеи от болезни целой нации. Люди этого класса видели в доктрине вульгарного материализма пособие для конструирования процветающего, рационально-мыслящего и нерелигиозного общества.

Одним из самых популярных журналов выпускаемых для османского читателя был журнал, по иронии названный «Иджтихад»1. В этом журнале нередко можно было увидеть статьи, оскорбляющие Ислам и его пророков, а также требования запретить медресе, суфийские обители и мусульманскую религиозную одежду, т.е. фески и хиджабы.

Позднее, уже в годы турецкой республики в 1925 году Ататюрк при личной встрече с редактором это журнала скажет,

«До сего дня вы имели возможность только писать, сейчас настало время сделать написанное реальностью».

Однако вернемся к годам армейской службы нашего героя.

Вплоть до начала Первой мировой войны, а точнее, знаменитой битвы при Чанаккале (Дарданелльская операция), о нем мало кто знал. Он не был среди талантливых выскочек вроде военного министра Энвера-паши, сумевших в ходе младотурецкой революции 1908 года добраться до самых высот политической власти в Империи, не был он и среди известных и узнаваемых в стране военных.

Как известно, Дарданелльская операция союзников по Антанте 1915-1916 гг. занимает в истории Первой мировой войны особое место, по праву считаясь примером полного и безоговорочного провала вывести Османскую империю из войны посредством прорыва через пролив Дарданеллы к Стамбулу силами одного лишь флота.

 Вместе с тем, основная заслуга в разгроме сил Антанты принадлежала германским генералам и офицерам, а никак не Ататюрку, который хоть и проявил себя очень хорошо, но не обладал полномочиями для планирования и проведения операций такого уровня.

«Назначение» Кемаля победителем битвы при Чанаккале, связано прежде всего с пантюркистской политикой поздних младотурок. Младотурки не желали делить победы с немецкими генералами и офицерами, им нужны были свои герои, и Мустафа Кемаль, действительно отличившийся в этом сражении, прекрасно подходил на эту роль.

Награды, почести и должности посыпались на него как из «рога изобилия», о нем стали слагать поэмы, ведущие журналы выходили с его портретом на главной странице. Сражающейся стране был нужен герой и она его получила.

Однако настоящий звездный час приходит с началом войны за независимость, уже после капитуляции османской армии после поражения в Первой мировой войне. Как известно, в 1920 году был заключен крайне жесткий для Османской империи Севрский договор.

Согласно этому договору, Анатолия (современная Турция) подлежала разделу, предусматривались: французская и итальянская зоны оккупации на юге Анатолии, уступка большой части Западной Анатолии Греции, а также создание двух независимых государств — Армении и Курдистана на востоке и юго-востоке, соответственно.

Стамбул, будучи одновременно резиденцией халифа и султана, должен был стать международным городом, а проливы, через которые планировалось введение свободного судоходства, передавались под контроль специальной международной комиссии. Усеченному Османскому государству позволялось иметь парадную армию без танков, тяжелой артиллерии и самолетов.

В этот исторический момент и появляется наш герой. Подобно В.И. Ленину несколькими годами ранее, он пользуясь своим авторитетом, подминает под себя стихийно возникшие местные советы.

Немаловажно, что низовое сопротивление греческому вторжению оказывали исламски-ориентированные повстанцы, сражавшиеся за сохранение своей религии.

Их настроения нужно было учитывать и кроме того, турецкому сопротивлению помогали мусульмане из-за границы, например, мусульмане Индии собрали огромную сумму (125 000 £) на освобождение халифа и всего халифата.

Кемаль, известный в своем кругу за насмешливое отношение к Исламу и мусульманам, вдруг перевоплощается, его панисламская риторика напоминает речи проповедника джихада, а не будущего секуляризатора и гонителя мусульман.

Историки подсчитали, что за время освободительной борьбы он часто употребляет такие слова как: Шариат, Ислам, Пророк Мухаммед, Мусульмане. Нередко «делает дуа» за победу, вместе со всеми «совершает намаз». Стоит ли говорить, что после победы дуа, намазы и пламенные речи в защиту Ислама сойдут на нет.

Будучи ловким маккиавелистом в политике, он как ласковый теленок «сосет двух маток». Большевики идут на тактический союз с турецкими националистами и накачивают восставших турок оружием, золотом и территориями. К Турции переходят три области: Карс, Ардаган и Артвин.

В решающем сражении при Сакарье (рядом с г. Анкара) в 1921 году греки терпят тяжелейшее поражение, а в следующем году турецкая армия в ходе контрнаступления прорывает греческую оборону и гонит греческую армию до самого Измира. 9 сентября 1922 года Ататюрк во главе турецкой армии вступает в освобожденный Измир.

Это триумф и … последние дни последнего халифата.

1 ноября 1922 года халифат и султанат отделяются друг от друга, а сам султанат упразднялся и провозглашалась республика. Причем халиф Вахеддин был низложен на основании фетвы, подписанной исламскими учеными. Его обвиняли в предательстве и разжигании смуты среди мусульман.

29 октября 1923 года была провозглашена республика с Кемалем во главе.

3 марта 1924 года будет упразднен и халифат, от которого впрочем остались одни декорации с печальным временно исполняющим обязанности халифа Абдульмеджидом II, проводившим свои дни за … рисованием голых женщин.

Покончив с халифатом, Кемаль начинает революционные преобразования, планируя опустить религию на самое дно, сделав ее прибежищем черни и простолюдинов. Для всех остальных – западный (в понимании Кемаля и его соратников) образ жизни, наука вместо религии, и турецкий национализм вместо Ислама и сошедшего с дистанции османизма.

Под руководством Кемаля проводятся реформы, призванные закрепить и сделать необратимым переход Турции в «цивилизованную семью народов».

Запрещается феска, традиционный головной убор популярный среди османских ученых, военных, политиков и общественных деятелей. Сам Ататюрк, как это видно по ранним фотографиям носил феску и это ему ничуть не мешало быть прогрессивным и цивилизованным, однако, он именно так объяснял причины ее запрета:

«Было необходимо запретить феску, которая сидела на головах нашего народа как символ невежества, небрежности, фанатизма, ненависти к прогрессу и цивилизации, и заменить её шляпой — головным убором, которым пользуется весь цивилизованный мир. Таким образом, мы демонстрируем, что турецкая нация в своём мышлении, как и в других аспектах, ни в коей мере не уклоняется от цивилизованной общественной жизни»

Нежелающих снимать вески и носить шляпы казнили…

30 ноября 1925 закрываются религиозные братства (решение об их закрытие действует до сих пор).

Отменяется свод законов, основанных на Шариате, на их место окончательно приходит светское право, даже семейные отношения более не регулируются Шариатом. И сейчас спустя 90 лет после провозглашения республики ни одна турецкая партия из тех, что считаются исламистскими, даже не ставит на повестку дня возвращение исламского права, хотя бы в части семейного законодательства.

Новая Турция переходит на григорианский календарь.

Исламский (лунный) календарь становится неформальным календарем для тех кто все еще сохраняет свою религию.

Послушные новым властям религиозные функционеры переучрежденные после запрета ведомства Шейх уль- Ислама в новую структуру — ДИАНЕТ (нечто вроде ДУМов в России), для услады ушей Кемаля постановляют перевести азан на турецкий язык. «Турецкий азан» будет звучат с мечетей вплоть до 1950 года.

1 ноября 1928 года вводится новый алфавит, основанный на латинице, или как тогда говорили – «международных буквах». Османский язык перестает существовать, уступая свое место новому турецкому языку, лишенному не только арабского алфавита, но и арабо-персидских грамматических заимствований.

Привычные народу слова заменялись нелепым лингвистическим новоделом или заимствованиями из других тюркских языков.

Так внуки потеряли связь со своими дедами, и сейчас редкий турок сумеет прочитать надгробия сделанные в османский период, а чтение османских текстов вообще требует долгих лет обучения.

Интеллектуальное наследие нации, накопленное веками, оказывается никому (кроме узких специалистов) не нужным хламом, пылящимся в музеях и архивах Турецкой республики.

Очень часто «адвокаты» Кемаля говорят, что у него не было выбора, ведь не проведи он реформ, то и Турции бы не было, время было такое, халифат устарел, нужно было заимствовать образ жизни Запада иначе не выжить.

Что тут можно сказать, даже во время не менее радикальных преобразований в шахском Иране, реформаторы не покусились на персидский язык, его не кастрировали, как турки османский и не перевели на «международные буквы», несмотря на начинания персидского реформатора армянского происхождения Мальком-хана в конце 19 века. В Великобритании королева и в наши дни без всяких отсылок к цивилизованности и прогрессу не только лидер государства, но и «глава англиканской церкви, защитница веры!».

Халифат, пусть и в усеченном виде с карикатурным Абдульмеджидом II во главе, вполне можно было сохранить, никто не требовал от турок уничтожать свою религию и культуру.

Они это сделали сами, без происков «проклятого Запада» и пресловутых масонов. Безусловно, культурную гегемонию последних никто не отменял, собственно об этом и настоящая статья.

Османский халифат проиграл битву за умы мусульман, вот в чем вся наша трагедия.

Поэтому для нас не должен стоять вопрос кем на самом деле был Ататюрк!

Очевидно, что мусульманин не смог бы сделать того, что сотворил Кемаль и его сообщники.

Гордиться реформами Ататюрка и превозносить его «достижения» может только манкурт, т. е. человек, утративший историческую память, духовные ценности и порвавший связь со своим народом. Впрочем, сам Ататюрк и пытался создать такую нацию, полностью утратившую связь со своим прошлым, со своими корнями и своей религией. Он как то изрек,

«Чтобы построить новое государство, о деяниях прежнего нужно забыть»

Таким образом, для нас его биография интересна прежде всего как ключ к пониманию современной нам Турции. Впрочем, о ней самой и ее роли в судьбе мусульман Северной Евразии мы еще поговорим.

Источник: https://golosislama.com/news.php?id=28032

Ссылка на основную публикацию