Нина симон — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Нина Симон

Опубликовано пользователем сайта

На мировых фестивалях начали показывать документальный фильм «What Happened, Miss Simone?» Лиз Гарбус о легендарной Нине Симон. Зимой этого года он открыл кинофестиваль в Санденсе, затем его представили на Берлинском фестивале в программе Panorama, 26 июня обещают выложить на Netflix, а в России, надеемся, его покажет Beat Film Festival.

Фильм рассказывает о звезде блюза, соула и джаза с момента ее первых уроков фортепиано в Северной Каролине в три года до смерти во сне в 2003 году.

40 альбомов за шестнадцать лет, а потом почти двадцать лет забвения, потерянные права на собственные песни и дочь, которую Симон вычеркнула из своего завещания — 100 минут хроники и редких интервью рассказывают, что же собственно происходило вокруг и внутри этой грандиозной женщины всю жизнь.

«Я так устала, но вы не понимаете, о чём я», — скажет женщина с ярко подведенными глазами на концерте во время знаменитого фестиваля в Монтрё. 1976 год, ее выводят на сцену под руку, зал рукоплещет.

На ней черное платье и простая короткая прическа, ее глаза слезятся, губы дрожат, а взгляд растерян — так смотрят по сторонам раздавленные люди, когда ищут, за что им зацепиться. Она как будто ждет, что зал подскажет ей, какую ноту брать дальше.

Кажется, еще минута, силы ее кончатся — и она просто рухнет на рояль.

Нина Симон начинает петь песню «Stars», запинается, а потом видит кого-то уходящего и три раза кричит в микрофон: «Сидеть!» — отчего в зале раздается громкий смех неловкости, растерянности и стыда: то ли за человека, который решил встать и уйти в самый неподходящий момент, то ли за суперзвезду, которая наорала на зрителя, как орут в очереди или на вокзале.

Другой концерт датирован 1969 годом и начинается с песни «Four Women» о четырех афроамериканках, их незавидной судьбе, усталости и глубоко скрытом гневе — песню лучше всего могли понять именно в этом месте и в это время: в Гарлеме через год после убийства Мартина Лютера Кинга.

Через полчаса взвинченная Нина Симон размахивает листком стихов Дэвида Нельсона: «Вы готовы убивать, если потребуется? Вы готовы разрушать белые вещи и сжигать здания, если потребуется? Вы готовы строить черные вещи?» — толпа радостно соглашается.

Через несколько лет Нина Симон, дававшая концерты едва ли не каждый день, не будет выступать вообще, а концерты в Гарлеме и Монтрё останутся как безусловные свидетельства крайностей, в которых легенда джаза и соула прожила свою жизнь — щемящего отчаяния и экстатической агрессии.

И ни один концерт, которых Нина Симон дала несколько тысяч за свою жизнь, не похож на другой, но в каждом было слишком много печали и часто ярости.

«Что случилось, мисс Симон?» — никто не осмеливался спросить публично у самой певицы, когда она исчезала и внезапно появлялась на публике, теряла голос, деньги и права на собственные песни.

В автобиографии «Я проклинаю тебя», которая вышла в 1992 году, Нина Симон много и подробно говорит о кратких влюбленностях, влиятельных друзьях и спонтанных решениях, о политических активистах 60-х и битве за свободу для всех, в которую она включилась без страха и сомнения.

Но о биполярном расстройстве — диагнозе, с которым Симон прожила большую часть жизни, не зная о нем и не леча его долгие годы — не было известно до 2004 года. Тогда близкие и коллеги певицы стали осторожно рассказывать в интервью о том, что скрывалось за сверкающим образом на сцене, колоссальным талантом, звучным голосом и борьбой за слабых.

В фильме Лиз Гарбус становится понятно, почему ее голос звучал «то как гравий, то как кофе со сливками». «Она сражалась с демонами вокруг себя и внутри себя» — так можно сказать о многих талантливых людях, но в случае с Симон демоны вокруг и внутри более чем очевидны и предстают во всём своем уродстве.

Первый демон Нины Симон — это расизм. Бытовой и ставший частью американской культуры, который не раздавил только очень стойких.

 Тот самый, с отдельными рукомойниками для людей с другим цветом кожи, с объявлениями «Черным, евреям и собакам вход воспрещен», раздельным обучением и автобусами для белых, куда нога афроамериканца не могла ступить под угрозой уголовной ответственности.

Урожденная Юнис Уэймон была сердцем большой семьи и целого комьюнити, когда начала играть госпелы в церкви и аккомпанировать матери во время богослужений.

Она вспоминает, как железнодорожные пути отделяли ее квартал кое-как перебивавшихся работяг от благополучного мира белых людей, куда Юнис отправляли учиться игре на фортепиано, и как белые руки наставницы были так не похожи на ее собственные.

Как она чувствовала себя чужой и непринятой среди белых детей, которые занимались с ней вместе. И как родителей Юнис во время концерта пересадили с первого зрительского ряда назад, когда в проходе нарисовалась белая пара. Юнис поднялась с места и в свои одиннадцать лет сказала, что не будет играть песню до конца, пока родителей не вернут на занятые ими места — именно этот эпизод Нина Симон будет вспоминать как начало своей личной борьбы за гражданские права.

В автобиографии Симон то и дело встречаются печальные и злые комментарии о себе: за слишком темную кожу, пухлые губы и широкий нос — которые чередуются с утверждениями о праве на собственную нестандартную красоту.

Стереотипы от враждебной среды пробуждали гнев, но укоренились в самооценке, и Нина Симон не хотела и не могла забыть грубости, с которыми сталкивалась Юнис Уэймон из той, другой, жизни в Северной Каролине и похожие на нее девочки, непоступление в престижный музыкальный колледж и привычку выпрямлять волосы по моде, чтобы выглядеть прилично.

Разобраться с расизмом Нина Симон нашла в себе силы у всех на глазах — в 1964 году она сочиняет «Mississippi Goddam» после политического убийства активиста Медгара Эверса и взрыва в алабамской церкви, где погибло четверо детей афроамериканского происхождения.

«Песня для шоу, которого еще не существует» была сыграна перед благополучной публикой Карнеги-холла, а потом и перед сорокатысячным шествием за равные права в городе Сельма — Нине Симон хватило храбрости сказать то, что писали на плакатах или кричали на улицах в основном афроамериканские мужчины: «Не надо жить со мной рядом, просто дайте мне мое равноправие!»

Нина Симон проводит 60-е с лучшими умами афроамериканского сообщества: Малкольм Икс становится крестным отцом ее дочери, а в гостиной проводят вечера драматург Лоррейн Хэнсберри и писатель Джеймс Болдуин.

Даже с женщинами Нина Симон не говорит обо всякой чепухе: «Мы никогда не обсуждали мужчин или одежду, только Маркса, Ленина и революцию — настоящий девичий разговор». В «Brown Baby» Нина Симон перепридумывает колыбельную: спи, моя радость, усни, ты будешь жить в лучшем мире, где нет этой боли и зла, и пойдешь по дороге свободы.

А в «22nd Сentury» дает обещания пронзительнее и невероятнее, чем в «Imagine», — про свободную перемену пола мужчин и женщин и освобождение животных от власти людей.

Вторым демоном для Нины Симон стал собственный муж: домашнее насилие не щадит не только безымянных домохозяек, но и верховную жрицу соула. Первый брак Нины Симон — с битником-зазывалой на улице — закончился стремительно, как и начался — и был связан с неуверенными шагами певицы в большом городе.

Юнис Уэймон только приехала в пригород Нью-Йорка и устроилась пианисткой в ночной клуб, поменяв имя — буквально, чтобы мама не узнала. Ниной, девочкой называл ее тогдашний латиноамериканский бойфренд, а француженка Симона Синьоре блистала в выпусках новостей вместе с мужем Ивом Монтаном.

Готовый псевдоним сложился в первом альбоме «Маленькая грустная девочка»: уже тогда Нина Симон понимала, что печальные песни удаются ей лучше прочих. Как известно, блюз — это когда хорошему человеку плохо.

В Атлантик-сити у девушки, мечтавшей о карьере классической пианистки, внезапно обнаружился собственный голос — чтобы люди приходили в заведение, нужно было не только играть, но и петь. Петь Юнис Уэймон поначалу невероятно боялась и перепевала чужие песни, которые остались с ней навсегда, — первый хит «I Loves You, Porgy» или та самая версия «I Put a Spell on You».

Еще до второго замужества Юнис Уэймон стала любимой певицей публики Ниной Симон в Гринвич-Виллидж, но именно мужу она была обязана народной популярностью, плотным графиком и новыми доходами.

 Остроумный, громкий и решительный Эндрю Страуд до встречи с Ниной Симон работал детективом в Гарлеме, но после романа с певицей уволился из полиции, женился на ней и стал ее менеджером.

Как выяснилось совсем недавно, взлет Нины Симон не обошелся без стимуляторов, которые она принимала, чтобы быть в форме и постоянно концертировать, и без пощечин от мужа, которыми он «приводил ее в чувство» перед выступлением или затыкал при долгих ссорах.

Дочка Нины Симон вспоминает, как папа мог дать затрещину маме посередине разговора, чтобы настоять на своем — таким же приемом спустя десять лет пользовалась Нина Симон в спорах с подросшей дочерью, когда стала воспитывать ее самостоятельно.

То, что теперь рассказывает на камеру дочь Лиз, выступающая на Бродвее под псевдонимом Симон, легко укладывается в спекулятивный заголовок желтой прессы: «пьяная, депрессивная, пугающий монстр вместо матери» — но в ее признаниях трудно усомниться, когда она начинает ерзать на стуле и глотать ком в горле перед оператором.

Развод для певицы стал не только личным крахом, но и карьерным — инициировав расставание, она была не в состоянии вести дела, постоянно выступать и договариваться о турах.

На Энди Страуде было завязано слишком много контактов, а болезнь Нины Симон не давала ей шанса взять ситуацию в свои руки.

Дневники певицы цитируются в документальном фильме и показывают, как в жертве насилия борются стыд, стремление оправдать обидчика, потребность в заботе и многолетний невроз. «Break down and let it all out» для экспрессивной, сложной и замученной артистки было единственным выходом.

За истериками последовала алкогольная зависимость и бегство из United Snakes of America (как называла родину сама певица) в африканскую Либерию, европейскую Швейцарию и Францию.

Энди Страуд никак не ответил за свои действия ни тогда, ни спустя много лет — его появление в «What Happened, Miss Simone?» обходит неудобный вопрос насилия и объясняет трудный и истеричный характер певицы.

Можно ли записать 40 альбомов за 16 лет без стимуляторов, угроз от мужа-менеджера и алкоголя? Нужны ли были эти 40 альбомов такой ценой — и друзья певицы, и сама она в дневниках теряется в ответах: «Да… Наверное… Может быть, по-другому и нельзя было… За что мне это?.. Я ненавижу его… Я презираю себя… Я сама не могу жить без насилия…»

Постоянная болезнь Нины Симон, которой она страдала примерно с 25 лет — ее главный демон, — косвенная причина невероятной одержимости музыкой и прямой исток многих драм в жизни певицы.

Пассивно-агрессивное поведение с близкими, желание жить на острие, бороться за справедливость через крайности, «тряхнуть аудиторию, чтобы она распалась на маленькие кусочки» — это аспекты маниакально-депрессивного психоза, который остается не до конца изученным и неизлечимым даже сейчас, не говоря о медицине тридцатилетней давности.

Мучать себя и окружающих, искать вслепую и гореть ярче — единственный выход, который остается больным, когда они не получают посторонней помощи и полагаются только на себя.

Близкий друг и постоянный гитарист Нины Симон Эл Шекман находит ее в Париже в опустившемся состоянии, играющей на пианино в затрапезном баре, чтобы прокормить себя: кто эта усталая женщина за роялем, в тогдашней Франции не знает никто.

Она почти сама забыла, кто она такая, и живет в долгах как в шелках — певицу впервые в жизни отправляют на принудительное лечение, которое нужно постоянно поддерживать и возобновлять.

Фестиваль в Монтрё, о котором написано выше, — это ее борьба за то, чтобы оставаться на сцене, которую почти невозможно выиграть. Нина Симон в очередной раз исчезает с радаров в начале 80-х.

Она стреляет в ногу соседского парня, который мешает ей сконцентрироваться, — так «Сидеть!» с концерта в Монтрё превращается в «Стоять! Руки вверх!». Она ходит голая с ножом по отелю и неудачно поджигает дом, после этого — оправдательный приговор и новые сеансы терапии.

В следующий раз Нина Симон возникнет из небытия, когда Ридли Скотт сниметрекламу Chanel № 5 c Кароль Буке в красном костюме на трассе среди каньонов.

Старомодная и легкая «My Baby Just Cares for Me» будет выбрана джинглом, а Нина Симон продаст все билеты в парижский концертный зал «Олимпия» за неделю в 1991 году, и в этот раз все парижане будут знать, кто выступает перед ними.

Но лечение от биполярного расcтройства оставило заметный след: во время терапии Нина Симон всё медленнее играла, всё труднее пела, всё сложнее концентрировалась на публике. К началу 90-х к биполярному расстройству добавился рак груди — Нина Симон умирает во сне в 70 лет на юге Франции, когда к терапии от МДП прибавляется химиотерапия.

Автобиографию «Я проклинаю тебя» переиздают, а близкие начинают понемногу откровенничать о болезни певицы и всех испытаниях, через которые она прошла.

В фильме «What Happened, Miss Simone?» бросается в глаза, как трудно подбираются слова и находятся объяснения неудобным ситуациям, порокам и трагедиям: жестокость, сегрегация, маниакально-депрессивный психоз, панические атаки, алкоголизм — всё это так сложно проговаривать вслух, не нарушая личных обещаний, клятв и тщательно хранимых секретов. Близкие расцветают, когда говорят о музыке и таланте, и теряются, когда надо рассказать о чём-то неотъемлемом, но больном, табуированном, проглоченном.

Читайте также:  Бенисио дель торо - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/107061_nina-simon

Биография Нины Симон

Жанр: Soul/Blues
Начало профессиональной деятельности: 1954
Первый успех: выпуск альбома “Little Girl Blue”
Самый громкий хит: “I Put a Spell On You”
Причина легендарности: родоначальница таких стилей, как “Soul”, “Blues”.

Юнис Кетлин Ваймон (настоящее имя певицы) родилась 21 февраля 1933 года в семье священника. Семья Ваймонов считалось одной из беднейших в округе. Единственной роскошью в их доме было большое старое пианино. Именно этот недетский предмет когда-то очень давно привлек внимание трехлетней Юнис.

Девчонке не исполнилось и 10 лет, когда она начала давать свои первые выступления в локальных церквях с репертуаров состоящим из классических госпел-хитов. Первый успех не заставил себя долго ждать. Уже в 1954-м будущую звезду приметил владелец одного из самых крупных ресторанов в Атлантик-Сити.

Предполагалось, что Юнис будет подрабатывать в данном заведении в качестве пианистки, но после того, как несколько людей услышали чарующий, неповторимый голос девушки – хозяину местечка пришлось пересмотреть свои планы. В том же году Юнис придумывает себе сценический псевдоним.

По словам самой артистки, “Nina” было её прозвищем, которым девушку наградил бывший парень (в переводе с испанского “nina” означает “маленькая девочка”), а “Симон” было заимствовано у любимой актрисы Юнис – кино-дивы начала прошлого века Симон Сигнарет.

Абсолютно уникальный стиль Нины, впитавший в себя самое лучшее от джаза, блюза, госпела и классической музыки с легкостью покорил местных меломанов. Спустя пару месяцев у Симон даже появились постоянные слушатели, стабильно посещавшие все публичные выступления артистки.

Но по-настоящему серьезным успехом для Нины стала запись песни “I Loves You, Porgy!”.

Данную композицию Нина позаимствовала из репертуара своей коллеги, легендарной певицы Билли Холидэй. Запись была высоко оценена музыкальными критиками и даже попала в TOP-40 знаменитого журнала “Billboard”.

Немного позже в свет выходит легендарный альбом, открывший Симон дорогу в большую музыку.

Речь идет о пластинке “Little Girl Blue”, ставший настоящей классикой блюза и вдохновением для множества современных исполнителей.

“My Baby Just Cares For Me”

“Love Me or Leave Me”

В 1959 году Нина заключает контракт с “Colpix Records”. К сожалению, как это часто случается в музыкальной индустрии, лейбл непрерывно навязывал Симон определенные идеалы, в буквальном смысле заставляя её записывать поп-музыку. После долгих споров и разногласий удалось достичь компромисса, по которому Нина стала “двойным агентом”.

Проще говоря, певица записывала материал угодный лейблу (зарабатывала деньги), но в то же время имела возможность работать над музыкой, которая ей действительно нравилась. Однако своенравная и непокорная Нина так и не смогла смириться с таким положением вещей и при первой же возможности сменила лейбл.

Данное знаменательное событие произошло в 1964-м, а спустя всего лишь год Нина выпускает, пожалуй, свой самый известный альбом – пластинку “I Put Spell On You”.

На ней присутствовали такие великолепные хиты, как “Ne Me Quitte Pas”, “Feeling Good” и конечно же одноименная “I Put a Spell On You”, до сих пор считающаяся одной из самых сексуальных и женственных песен современности.

“No Me Quitte Pas”

“Feeling Good”

“I Put a Spell On You”

Именно с выходом этой выдающейся работы началась эра легендарной музыки, эра свободы и музыки, эра настоящей Нины Симон!

Нина Симон всегда славилась своими романтичными балладами и трогательной лирикой. Но сегодня мало кто знает, что помимо музыки у певицы была ещё одна страсть, вернее, ещё один смысл жизни. Яростно и самоотверженно она боролась за права людей, темнокожих людей. И на это у нее были свои собственные причины.

С самого раннего детства Симон пришлось окунуться в ту несправедливую и зачастую агрессивную атмосферу Америки первой половины 20-го века. В одном из своих интервью певица поведала по-настоящему шокирующую историю: будучи девчонкой, Нина выступала в одной из церквей своего родного города.

В самый разгар “концерта” Нина заметила как её родителей, сидящих в первом ряду, просят уступить место белым людям и пересесть «на галёрку».

Обескураженная певица немедленно остановила выступление, заявив, что если её родители не вернутся на место – она больше не сыграет ни ноты! Столь возмутительный акт проявления расизма навсегда отпечатался в голове великой певицы, и она поклялась изменить эту ситуацию! «Социальная тематика» то и дело проскальзывала в творчестве Нины. Такие песни, как “Strange Fruit”, “Pastel Blues”, “Let It All Out” и в особенности “Four Women” были пропитаны темами унижения, неравноправия и дискриминации в отношении темнокожего населения Америки.

“Strange Fruit”

“Four Women”

За свою активную гражданскую позицию Нину Симон прозвали «Мартином Лютером Кингом в юбке». Позже певица получит сразу несколько благотворительных наград за всю свою деятельность.

В 1970-м году Нина приняла решение, повергшее в шок её коллег. На пике популярности певица покидает штаты. Её новым домом становится остров любви и свободы – государство Барбадос.

Столь внезапное решение привело в ярость менеджмент певицы, поскольку вместе с Ниной на Барбадос так же улетел их постоянный доход.

Помимо душевного спокойствия на новом месте жительства Нина сумела найти и новую любовь – барбадосского премьер-министра Эррола Барроу.

Но, как ни странно, певица так и не сумела обжиться на новом месте и в последующие годы она успела пожить в Либерии, Швейцарии и Нидерландах. Странствия закончились переездом во Францию, где Симон наконец-то нашла свое пристанище. Удивительно, но несмотря на свои бесконечные странствия, певица не прекращала выпуск новой музыки.

“Rich Girl”

“That’s All I Want from You”

“I Sing Just to Know That I’m Alive”

Вот лишь малая доля всех ее заслуг:

  • Портрет Нины Симон занимает почетное место в зале славы «Грэмми».
  • В 1990 году сразу несколько известных французских режиссеров сняли документальный фильм о жизни Симон. Его название – “The Legend”.
  • В 1974 году Нина Симон получила сразу две почетные степени и звание доктора искусств от Массачусетского Университета. В тот день отдать знаменитой певице собралось более десяти тысяч человек.
  • В 2003 году очередной почетной степенью Нину наградил знаменитый Кёртисовский Институт Музыки. Ирония этого события состоит в том, что именно это заведение когда-то отказалась принять Симон в качестве студентки.
  • В Северной Каролине установлен памятник в честь прославленной певицы.
  • Вот уже почти 60 лет музыка Нины Симон пользуется популярностью у меломанов со всего мира.

Нина Симон – больше, чем просто исполнительница и музыкант. Она – настоящая сила природы. Необузданная и непокоренная. Трудно поверить, но вот уже более полувека она остается гордостью нации и примером для подражания, оставляя позади более одаренных и миловидных соперниц.

Нина Симон научила нас любить красивую музыку, но что еще важнее она научила нас любить окружающих, вне зависимости от того, какого они цвета, ориентации или вероисповедания.

Надеемся, что вы по заслугам оцените талант этой великой исполнительницы, и ее песни смогут согреть вас холодными зимними вечерами.

“Baby It’s Cold Outside”

Источник: http://www.apelzin.ru/bio/nina-simone-biography.html

Нина Симон: интересные факты, лучшие песни, биография, слушать

Нина Симон

Эта легендарная женщина выступала как композитор, пианист и аранжировщик. Но больше всего публика запомнила ее в качестве певицы. Преданные фанаты даже дали ей необычное прозвище «жрица соула», именно в этом статусе она полюбилась и запомнилась им.

Краткая биография

В штате Северная Каролина 21 февраля 1933 года на свет появилась Юнис Кетлин Ваймон (это настоящее имя певицы). Ее отец был священником и семья жила крайне скромно. Практически единственной роскошью в доме Ваймонов был старый рояль, и маленькая девочка Юнис с удовольствием на нем музицировала с трех лет.

Кроме того, она вместе со своими сестрами пела в церковном хоре, а также брала уроки фортепиано. Девочка очень хотела стать талантливой пианисткой и выступать с гастролями. С десятилетнего возраста она уже настолько окрепла, как начинающий музыкант, что начала давать концерты.

Ее первое выступление состоялось в городской библиотеке.

Близкие друзья способствовали тому, чтобы маленькая Юнис получила музыкально образование. Она поступила в одно из самых престижных мест – музыкальный колледж Juilliard School of Music. Так как у ее родителей не было денег, чтобы оплатить обучение, то девочка вынуждена была начать работать, выступая в роли аккомпаниатора.

Появление Нины Симон

В 1954 году талантливую девушку заметил владелец ресторана Атлантик-Сити и предложил ей работу. Первоначально планировалось, что Юнис будет пианисткой, но публика была очарована ее голосом, поэтому совсем скоро ей пришлось переквалифицироваться в певицу.

В это же время будущая звезда решает взять себе псевдоним – Нина Симон. По ее словам, «Нина» — это своеобразное прозвище, именно так ее называл один бывший парень, что в переводе означает «маленькая девочка». «Симон» — было позаимствовано у популярной актрисы Симон Сигнарет.

С тех пор начинающая певица выступает только под вымышленным именем.

Стиль Нины Симон был уникальным, ведь он включал в себя все лучшее от джазовой музыки, блюза и классики. Ценители музыки были сразу же покорены, едва им стоило услышать ее пение, а уже спустя несколько месяцев у певицы появились почитатели ее творчества.

Запись композиции «I Loves You, Porgy!» из оперы Гершвина «Порги и Бесс» считается ее первым значительным успехом, после которого ее имя стало узнаваемым. Этот сингл мгновенно покорил хит-парады и занял 13 строку поп-чарта, разойдясь миллионным тиражом. Это был небывалый успех.

Вслед за этим Нина трудится над первым сольным альбомом, который получил название «Little Girl Blue». Записи эти были сделаны небольшой компанией King. Нина продолжает записывать свои композиции и до конца 50-х годов издает девять пластинок. Все они были исполнены в различных жанрах: джаз, блюз, поп.

Дорога в шоу-бизнес теперь была открыта и Нина тут же подписывает выгодный контракт с лейблом Colpix Records. Для этой компании она создала десять альбомов и четыре из них были концертными. Артистке нравилось пробовать себя в разных стилях и амплуа. Она искала свой образ и ей с легкостью удавалось проявлять свою многогранность.

Симон записывала народные песни, баллады из бродвейских мюзиклов, композиции Дюка Эллингтона, а также израильские народные песни.

В 1964 году она обратилась к компании Philips и стала записываться под их лейблом. Считается, что в этот период Нина Симон создала свои лучшие пластинки.

Альбом «I Put Spell On You» стал настоящей сенсацией, а одноименная песня из него и вовсе, до сих пор считается одной из лучших, женственных композиций. За три года ей удалось записать семь альбомов. Помимо этого, другие студии также продолжали сотрудничать с ней, выпуская пластинки.

Так, только в 1966 году тремя разными компаниями было издано пять ее альбомов, которые тут же разошлись с невероятным успехом.

«High Priestess of Soul» — одна из жемчужин этого периода.  Именно после исполнения «Верховной жрицы любви» Нина Симон получает прозвище от поклонников «жрица соула».

Покинув Америку, из-за процветающего расизма, она пробовала пожить в разных странах: Нидерланды, Швейцария, Англия и остановилась во Франции. Записи стали возникать все реже, а интерес публики к ее имени стал постепенно угасать. Немногочисленные концерты теперь уже проходили без особого ажиотажа, на них собирались лишь истинные ценители.

В 1987 году Нина Симон снова заявила о себе, правда связано это было с рекламным роликом.  Композиция «My Baby Just Cares for Me», созданная в ранний период творчества, была использована в рекламе духов известной марки Шанель. Сингл стал настолько востребованным, что быстро достиг вершины в хит-параде Великобритании.

В 1991 году певица выпускает свою автобиографию, которая сначала была опубликовала в Англии, затем в Америке и через год ее переводят еще на другие языки.

Внезапно к ее творчеству снова проявляет интерес широкая публика, благодаря фильму «Point of No Return».

Примечательно, что образ главной героини этой киноленты был списан с самой Нины, в связи с чем в фильме исполняется сразу несколько ее песен.

На волне обретенного успеха, Симон начинает сотрудничать с новым лейблом и записывает альбом «A Single Woman», который стал последним для нее.

Читайте также:  Афанасий никитин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Постепенно здоровье певицы ухудшалось, а в 1994 году она перенесла нервный срыв. Нине даже пришлось отменять свои выступления, а в студии она больше не могла работать.

В 2001 году Симон выступала в Карнеги Холл, но она уже не могла самостоятельно выйти на сцену без посторонней помощи. Последние 1,5 года своей жизни артистка уже не появлялась на широкой публике, предпочитая проводить время дома.

Умерла артистка 21 апреля 2003 года во Франции, недалеко от Марселя.

Интересные факты

  • Одним из самых ярких впечатлений детства был случай, произошедший на ее концерте. Нина вспоминала его позже в одном из своих интервью. Она выступала в своем городе в церкви, и на концерт пришли ее родители, которые всегда поддерживали дочку во всем. Где-то в середине выступления девочка заметила, что ее родных попросили освободить первые ряды и отправили в конец зала, так как нужно было уступить место белым гостям. Начинающая артистка тут же прервала выступление и потребовала, чтобы ее родителей вернули на место, иначе она не будет играть.
  • У Нины Симон было еще одно прозвище «Мартин Лютер в юбке» и связано оно было с тем, что артистка всегда активно выступала за права темнокожих и боролась с расовой дискриминацией. Даже в ее творчестве во многих песнях уловима социальная тематика.
  • 40 лет жизни Нина Симон посвятила своему творчеству. За это время она сумела записать и выпустить 170 альбомов и синглов. Всего в ее песенный каталог входит 320 композиций.
  • В 2015 году в прокат вышел фильм «Что случилось, мисс Симон?», который был посвящен жизни и творчеству легендарной певице.
  • В зале славы «Грэмми» есть портрет Нины Симон, который занимает почетное место.
  • В 1990 году вышла документальная картина, посвященная жизни певицы «The Legend», над которой трудилось несколько талантливых режиссеров.
  • Еще при жизни певицу наградили двумя почетными степенями и званием доктора искусств Массачусетского Университета.
  • Кертисовский Институт Музыки нагладил артистку почетной степенью в 2003 году, а ведь много лет назад это заведение не согласилось принять в свои ряды юную ученицу Нину Симон.
  • В Северной Каролине установили памятник в честь популярной исполнительницы.
  • В 2016 году вышла кинолента «Нина», посвященная ее жизненному пути. Картина подробно показывает ее пусть к славе. Главную роль исполнила Зои Салдана. Режиссер картины Синтия Морт.
  • Дочь Симоны Лиза Селеста (Лиза Симон Келли), родившаяся в 1962 году, пошла по стопам мамы. Сейчас она является звездой мюзикла Элтона Джона «Аида» и успешно выступает на Бродвее.
  • В 2010 году одна канадская певица Келли Эванс записала альбом, получивший название «Нина». В нем были собраны самые популярные синглы «жрицы соула».
  • В 1995 году Нина Симон была осуждена условно на 8 месяцев за нарушение спокойствия. Артистка выстрелила из дробовика в толпу шумных подростков, игравших рядом с ее домом. В том же году певицу оштрафовали на 5 тыс. долларов за то, что она скрылась с места ДТП.
  • Известная цитата Нины Симон: «Джаз – это белый термин для определения черных людей».

Личная жизнь

В 1958 году Нина Симон выходит замуж за Дональда Росса, но ее брак не продлился и год. Вскоре она знакомится со своим вторым супругом и выходит за него в 1961 году. Ее избранником на этот раз оказывается далекий от мира музыки человек – детектив Эндри Страуд.

Однако вскоре мужчина решил оставить свое дело и переквалифицироваться в музыкальные менеджеры. Он даже устроил для Нины контракт с лейблом RCA Record.

Кроме того, он активно пытался исполнять свою роль и даже влиял на выбор композиций для пластинок и творческий процесс.

В браке с Эндри Страудом у Нины Симон родилась дочка, но в 1970 году супруги решили развестись. После этого, артистка уезжает на остров Барбадос.

Ей нравилось там, а вот ее менеджеров это сильно злило, поскольку они не смогли больше зарабатывать на ее концертах.

Через некоторое время, Нина Симон знакомится с премьер-министром острова Эрролом Барроу и у них завязывается непродолжительный роман. Покинув Барбадос, Нина Симон продолжает путешествовать по миру.

Лучшие песни

Песня «Feeling Good» знакома многим любителям современной музыки. Кроме того, из всего репертуара певицы она является самой известной. Однако мало кто знает о том, как создавался этот сингл. Впервые он прозвучал в мюзикле, для которого его и написали британцы Лесли Брикасс и Энтони Ньюли.

Публика смогла познакомиться с этим сочинением 3 августа 1964 года во время премьеры спектакля. Причем песню исполнил Сай Грант. В 1965 году постановка была перенесена на Бродвей и партия досталась Гилберту Прайсу.

В этом же году Nina Simone записала свой оригинальный вариант и добавила его в знаменитый альбом I Put a Spell on You. Любопытно, что Стэнли Грин назвал этот сингл «резонансной песней эмансипации», именно так записав свое мнение о нем в «Энциклопедии театра мюзикла».

Исследователи творчества певицы неоднократно высказывали мнение, что манера исполнения Нины Симон, ее голос как нельзя лучше передали замысел авторов легендарной песни.

За время своего существования хит пережил несколько стремительных взлетов, благодаря рекламщикам. Так, в 1987 году, прозвучав в рекламном ролике кондиционера для белья, песня тут же стала вновь популярной, вернувшись в музыкальные чарты страны.

В 1994 году этот сингл в исполнении Nina Simone использовали в рекламе автомобилей Фольксваген, что вновь сделало его востребованным.

В последующие годы многие исполнители записывали этот хит, среди них дуэт Хафф и Херб. Их версия достигла 31 места в музыкальном чарте. Также ее исполняли Pussycat Dolls, Майкл Бубле, группа Traffic.

Джей-Зи и Канье Уэст использовали сэмплы из нее в своих треках.

«Feeling Good» (слушать)

«Ain't Got No, I Got Life» появилась на свет в 1968 году и вошла в альбом Nuff Said! Она представляет из себя попурри из мюзикла «Волосы». Стихи Джеймса Радо и Джерома Раньи, музыка американского композитора Galt MacDermot.

Исполненная Ниной Симон, композиция тут же приобрела небывалую популярность, достигнув вершин хит-парадов. Так, в Великобритании она оказалась на втором месте, а в Нидерландах на первом. Не обошли рекламщики стороной и этот хит, используя его во многих роликах.

В России она обрела новую волну популярности благодаря сериалу «Кухня», где использовалась в качестве саундтрека.

«Ain't Got No, I Got Life» (слушать)

«I Put a Spell on You» – это еще один шедевр, который стал визитной карточкой певицы. Написан он был в 1956 году Скримин Джей Хокинсом – талантливым блюзовым музыкантом. Любопытно, что композитор замыслил сделать свое сочинение в стиле любовной блюзовой баллады.

Однако в процессе записи планы изменились и возник несколько иной вариант. «Я понял, что могу делать разрушительные песни» — позднее признавался Хокинсом.

Как и ожидалось, новика пришлась по вкусу любителям музыки и быстро приобрела популярность, несмотря на то, что была под запретом в некоторых магазинах и радиостанциях.

Для того, чтобы усилить сценический эффект, Джей Хокинсом предложил добавить «безумное» звучание, усилив его соответствующим образом и фейерверками. В итоге получилось одно из первых выступлений в стиле «шок-рок» и позже оно обрело массу последователей.

Сама песня оставалась необычайно популярной и на нее было записано большое количество каверов. Одной из самых узнаваемых является композиция Нины Симон, которую она включила в одноименный альбом, выпущенный в 1965 году.

Позднее ее исполнили и многие другие зарубежные исполнители, включая Байан Ферри, Эстель, Джимми Барнс, Джо Кокер, Мэрилин Мэнсон и др. В различных вариантах она звучала во многих фильмах, мультфильмах, рекламах и сериалах.

«I Put a Spell on You» (слушать)

Песни Нины Симон в кино

 Фильм  Композиция
 «Барри» 2016 г.  «I Shall Be Released»
 «Рождение нации» 2016 г.  «Strange Fruit»
 «Сельский врач» 2016 г.  «Wild is the Wind»
«Большой Босс» 2016 г.  «Nobody Knows You When You're Down and Out»
 «Агенты А.Н.К.Л.» 2015 г.  «Take Care Of Business»
 «Чтo случилось прошлой ночью» 2014 г.  «Sugar in My Bowl»
 «Спаркл» 2012 г.  «Feeling Good»
 «Шерлок» 2012 г.  «Sinnerman»
 «Эта дурацкая любовь» 2010 г.  «Black Is The Color Of My True Love's Hair»

Многие песни Нины Симон сохраняют актуальность и в наше время. До сих пор публика в восторге от ее чарующего вокала, содержащего в себе душевное тепло, независимость, горячность и самые нежнейшие чувства.

А как известно, над настоящими чувствами время не властно.

Нина Симон была не похожа на многих звезд шоу-бизнеса, она не стремилась к мировой славе, она была слишком многогранной, эклектичной и категоричной для этого.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Видео: слушать Нину Симон

Источник: http://soundtimes.ru/dzhazovye-ispolniteli/nina-simon

Нина Симон – легендарная джазовая и блюзовая певица

Нина Симон (Nina Simone, наст. имя Eunice Kathleen Waymon, 21 февраля 1933 — 21 апреля 2003) — талантливая американская негритянская певица, пианистка, композитор, аранжировщица. Придерживалась джазовой традиции, однако использовала самый разный исполняемый материал, сочетала джаз, соул, поп-музыку, госпел и блюз, записывала песни с большим оркестром.

Нина Симон

(1933-2003)

За свою музыкальную карьеру выпустила 170 студийных и концертных альбомов и синглов, исполнила более 320 песен.

Подписи музыкантов

Дискография

Юнис Уэйман, будущая певица и пианистка Нина Симон, родилась в 1933 году в семье негритянской священницы. Она выросла в холмах Северной Каролины, в городке Троян, который был так провинциален, что белые и черные жили там вперемешку.

Когда городок узнал о музыкальных талантах маленькой дочки Уэйманов, богатая белая вдова миссис Миллер решила оплатить год ее обучения музыке. В качестве учительницы она выбрала англичанку, которая недавно появилась в городке вместе со своим мужем, российским художником. И потому носила непроизносимую фамилию Мазинович.

Все звали их мистер и миссис Мази. Шести лет от роду черная девочка Юнис Уэйман впервые переступила порог этого европейского дома. далее…

полная дискография

Настоящее имя Нины Симон — Юнис Кэтлин Веймон. Она родилась в Трионе (Северная Каролина) в феврале 1933 года, в многодетной семье музыкантов. Родители и привили ей любовь к музыке. В четыре года она уже играла на пианино, в семь — на органе. С детских лет она пела псалмы в местной церкви, подражая Мариан Андерсен.

Нина Симон получила классическое музыкальное образование в престижной нью-йоркской музыкальной школе Juilliard School. Обладая прекрасными музыкальными способностями, она играет все направления музыки, однако предпочтение отдает джазу и блюзу.
В 17 лет, окончив школу, она переезжает в Филадельфию.

Нина надеялась продолжить образование в музыкальном институте в Филадельфии, но не смогла сделать этого из-за расовой дискриминации. Она зарабатывает на жизнь уроками музыки и время от времени, в роли пианистки, появляется на сцене джазового клуба Атлантик-Сити.

Однажды публика требует, чтобы она спела — так родилась певица Нина Симон. В 1959 году Симон выпустила свой первый сингл — композицию «I Loves You, Porgy» из оперы Джорджа Гершвина «Porgy and Bess». Пластинка моментально стала хитом.

Нина Симон подписала совместный контракт с Columbia Pictures и стала выпускать альбомы, которые в полной мере раскрывали ее талант, душу и преданность музыке.

Такие ее альбомы, как «At Town Hall» (1959) и «At Newport» (1960), имели грандиозный успех благодаря как ее интерпретаторским способностям, так и прекрасному аккомпанированию на фортепиано. Пик славы Нины Симон пришелся на 60-70-е годы. далее…

Источник: http://znamus.ru/page/nina_simone

Симона Синьоре (Simone Signoret) биография, фото, личная жизнь и ее дочь

Симона Синьоре (полное имя Симона Анриэтта Шарлотта Каминкер) — француженка, но появилась на свет в Германии. Вскоре семья Симоны переехала в Париж, где будущая актриса провела детские и юношеские годы.

Во время оккупации Франции Германией во Второй мировой войне отец Симоны был в Лондоне, поэтому молодой девушке пришлось рано начать зарабатывать, чтобы прокормить себя и семью. Военное время — тяжелая школа. Симоне пришлось поменять десятки профессий.

Она занималась стенографией, журналистикой, преподавала английский и латынь.

Позже девушка поступила на драматические курсы С. Сикар, и только после их окончания на нее обратили внимание кинематографисты. Тогда Симона уже носила фамилию Синьоре, девичью фамилию своей матери. Стать Синьоре вместо Каминкер девушка была вынуждена из-за преследования евреев нацистами — слишком по-еврейски звучало тогда «Каминкер».

Читайте также:  Эдуард хиль - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кинематографический путь Симоны, как, впрочем, и большинства молодых артистов, начинался со съемок в массовых сценах. Первыми картинами Симоны стали «Вечерние посетители» и «Дети райка» Марселя Карне. В этих фильмах молодая актриса даже не упоминается в титрах. Вскоре Симону заметил Ив Аллегре, пригласив ее в свои ленты «Демоны зари», а затем «Деде из Антверпена».

Аллегре не только умело использовал в кинематографе «слегка вульгарную», по выражениям местной прессы, красоту, но и впоследствии стал ее первым мужем. Первая известность к ней пришла именно после участия в проектах Аллегре.

Следующие небольшие роли Симоны — эпизоды в «Очаровательном принце» и «Болеро». Оба фильма были сняты в 1941 году.

Тогда она уже пользовалась всенародным признанием во Франции. На международном уровне Симона Синьоре стала известной после 1950 года. Блестящее исполнение актрисой ролей разнообразного характера — от трагических и романтических до бытовых и комедийных — привело к тому, что ее все чаще стали приглашать на съемочную площадку.

Фактически, к тому времени Симона Синьоре стала одной из самых востребованных французских актрис.

В 1953 году Симона удивила всех своих поклонников. Ее пригласили поработать над картиной «Тереза Ракен». После окончания работы над фильмом зрители увидели на экранах совсем другую Симону. Перед ними предстала аскетичная, холодная женщина, всю себя посвящающая заботам о болеющем супруге.

Однако героиня Симоны встречает мужчину, который сумел пробудить в ней страсть и настоящие чувства. Симона Синьоре работала над картиной на фоне личной драмы: как раз тогда она развелась со своим мужем Ивом Аллегре и вскоре вышла замуж во второй раз. Очередным избранником великолепной француженки стал один из секс-символов эпохи — певец и актер Ив Монтан.

В паре с Монтаном актриса появилась на экранах в «Салемских колдуньях» 1956 года. Великолепно удалась актрисе роль суровой и нелюдимой Элизабет Проктор, жены фермера. За эту роль Симона получила премию на международном кинофестивале в Карловых Варах.

К тому времени актриса завоевала мировую популярность благодаря работам с режиссерами Ж.

Беккером («Золотая каска»), Л. Бунюэлем («Смерть в этом саду»), Дж. Клейтоном («Место наверху»). О последнем фильме стоит упомянуть отдельно. За роль в этой ленте Симона Синьоре собрала целую коллекцию наград — начиная от приза Каннского кинофестиваля и приза французской и английской киноакадемий и заканчивая «Оскаром».

Стоит заметить, что Симона Синьоре — одна из немногих французских киноактрис, сумевших завоевать эту самую престижную американскую кинонаграду.

К концу шестидесятых Симона Синьоре стала появляться на экранах в новом амплуа. Период ролей девушек, одолеваемых чувствами и страстью, отошел на второй план, уступив место более зрелым и искусным психологическим ролям. Среди киноработ этого периода творчества Симоны Синьоре стоит отметить «Смертельно опасное дело» и «Армию теней».

В первой картине Симона взяла на себя очень сложную роль пленницы нацистского концлагеря. Второй фильм запомнился зрителю по роли участницы движения Сопротивления, сыгранной Синьоре. В 1979 году Симона Синьоре впервые сыграла пожилую женщину в картине «Девушка-подросток», и эта роль удалась у нее блестяще.

Безграничное мастерство и гениальный, поражающий своей широтой диапазон ролей Симоны проявился также в лентах «Кот» П. Гранье-Дефера, «Чайка» С. Люмета. За роль в «Коте» Симона Синьора получила премию на западноберлинском кинофестивале в 1971 году.

Одной из лучших ролей гениальной французской актрисы стало участие в экранизации повести «Вся жизнь впереди» Р. Гари. В этой картине Симона Синьоре сыграла роль тети Розы. В образе тети Розы, пожалуй, более всего запомнилась зрителю поздняя Симона. Это был 1977 год.

В следующем году актриса собрала за эту роль коллекцию наград, сравнимую по своей значимости с коллекцией премий за «Место наверху». Работа в фильме «Вся жизнь впереди» стала последней крупной работой актрисы.

Первым мужем Симоны Синьоре стал режиссер Ив Аллегре, давший актрисе дорогу в «большой кинематограф». Брак был гражданским и счастье Симоны и Ива продлилось очень недолго. В браке, однако, у них родилась дочь Катрин. Когда Ив и Симона расстались, дочь осталась с матерью.

Второй брак актрисы достоин пера поэта.

Симона Синьоре познакомилась с певцом Ивом Монтаном 19 августа 1949 года в провансальском ресторане «Золотая голубка». Через два года они отпраздновали в этом же заведении свою свадьбу. Пабло Пикассо прислал молодым свадебный подарок — эскиз, наррисованный фломастерами. Фломастеры тогда еще были в диковинку.

Иву и Симоне было по 28 лет.

Счастливая семья однажды чуть не разрушилась — у Ива начался бурный роман с Мерилин Монро. Однако у Симоны хватило терпения не развестись с мужем — она понимала, что перед красотой легендарной Монро не может устоять никто. Несмотря на отношения с Монро, Ив продолжал любить Симону и вскоре вернулся к ней. У Симоны и Монтана не было детей.

Дочь актрисы от первого брака Катрин Аллегре стала актрисой. Внук Симоны Бенжамин Кастальди сейчас известный французский телерепортер. Симона Синьоре так и не смогла исполнить одно из своих заветных желаний — работать в Голливуде. Власти США неоднократно отказывали Симоне и ее мужу Иву Монтану в визах.

В последние десятилетия жизни Симона помимо актерской деятельности, занялась также написанием книг. Собрания мемуаров актрисы «Ностальгия уже не та» и «Будет ли завтра радостным?» увидели свет в 1976 и 1979 году соответственно. После их публикации Симона Синьоре занялась литературной деятельностью и села писать роман.

Книга была закончена и под названием «Прощай Володя» напечатана незадолго до кончины актрисы. Сюжет романа повествует о безрадостной жизни еврейской семьи в Украине. Помимо творческой деятельности актриса получила известность как активный общественный деятель.

Вместе с Ивом Монтаном Симона выступала против тоталитаризма и призывала к борьбе с ним в Чили, Чехословакии, Греции, СССР.

В последние годы Синьоре часто болела. Она по-прежнему любила Монтана и жила с ним. В восьмидесятых Симона пристрастилась к алкоголю и практически ослепла от прогрессирующей катаракты.

Ив заботился о ней и постоянно повторял, что хочет умереть раньше нее. Но судьба решила по-другому… Симона скончалась 30 сентября 1985 года в местечке Отёй-Антуй в Нормандии. Причиной смерти актрисы стал рак. Симоне Синьоре было 64 года.

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-simona-sinore.html

Нина Симон: почему ее называли «Голосом Черной революции» и «Верховной жрицей соула»?

Артистка много выступает, выпускает один альбом за другим, хиты известных певцов и композиторов в ее исполнении буквально обретают вторую жизнь, большим успехом пользуются также и ее собственные песни. В личной жизни тоже все ладится: в 1961 году певица выходит замуж за детектива Энди Страуда, а через год у нее рождается дочь.

Голос Черной революции

В 60-е, обретя как любовь неискушенной публики, так и уважение профессионалов, Нина Симон благодаря популярности получает возможность говорить и быть услышанной.

С помощью творчества она пытается донести до людей свои идеи и мысли.

Лейтмотивом становится тема дискриминации афроамериканцев в США, ведь Нина знает не понаслышке, как тяжело порой бывает, если твой цвет кожи темнее, чем это нужно.

В 1963 году после бомбежки церкви в Бирмингеме, в результате которой погибли четыре чернокожих ребенка, Нина Симон пишет «Mississippi Goddam». Эта композиция построена на контрасте: мелодия — легкая, веселая и подвижная, а вот текст — полон горечи, ярости, обвинений и вопросов.

Why don’t you see it? Why don’t you feel it? I don’t know, I don’t know. You don’t have to live next to me,

Just give me my equality.

Почему вы не видите этого? Почему вы не слышите этого? Я не знаю, я не знаю. Вы не обязаны жить рядом со мной,

Просто дайте мне мое равенство.

Якобы из-за словечка «goddam», что обозначает «проклятие», эта песня была запрещена в ряде южных штатов США, но наверняка причиной бойкота было ее политически острое содержание. Ведь Нина не стеснялась в выражениях.

Еще одну композицию Нины Симон, посвященную теме дискриминации, «Four women» (1966), также запретили на некоторых радиостанциях штатов, считая оскорбительной для чернокожих людей. В ней артистка рассказывает горькие истории четырех женщин: «смуглый», «черный», «желтый» и «шоколадный» — оттенки кожи героинь будто предопределяют их образ жизни и окружение. Они терпят унижение:

Whose little girl am I? Anyone who has money to buy…

My name is sweet thing.

Я маленькая девочка, но чья? Любого, кто готов купить меня…

Меня зовут «милашка»

,

испытывают боль и одиночество:

My back is strong, Strong enough to take the pain

Inflicted again and again.

Моя спина сильна настолько, Чтоб причиняемую боль

Выдерживать от раза к разу.

Наряду со Стокли Кармичелом, Джеймсом Болдуином и Ленгстоном Хьюзом Нина была духовным лидером борьбы за гражданские права в США. Своими песнями она заставила людей увидеть, насколько несовершенной была система США в те годы, почувствовать, что нужно что-то менять. Она призывала к человечности, терпимости и пониманию. Поэтому певицу и называли «Голосом Черной революции».

Верховная Жрица соула

Одним из знаковых альбомов Нины Симон в 60-х стал «High Priestess of Soul» (1966 г.), что переводится как «Верховная жрица соула» (по некоторым версиям, «любви»). Здесь артистка смело экспериментирует с музыкой: соул, блюз, поп, джаз — на стыке этих жанров рождены композиции пластинки. Записана она была с большим оркестром.

Лирические инструментальные импровизации соседствуют с резкими политическими обвинениями и беззаботными популярными композициями. Название альбома стало нарицательным для Нины Симон, потому что глубина и духовность — это то, за что ее боготворят поклонники и благодаря чему ее музыка до сегодняшнего дня актуальна.

К тому же эклектичность этого альбома характерна для творчества Нины в целом.

Однозначно сказать нельзя, кем Нина Симон была в большей степени: певицей, композитором или пианисткой — Бог щедро ее одарил. В отличие от других исполнителей и авторов, о ее музыке нельзя сказать «стиль» или «манера».

Особенность творчества артистки — музыкальный космополитизм: в своих выступлениях она, используя блюзовую мелодику, нашла место и для баховского контрапункта, и для африканских ритмов.

Нина смело использовала фольклорные мелодии разных народов, исполняла госпел, соул, песни варьете и вновь возвращалась к джазовым импровизациям. Как настоящий творец она не ограничивалась рамками традиций.

Несмотря на такую разноплановость творчества, артистку Нину Симон безошибочно узнаешь по энергии, которую она вкладывала в свою музыку, по искренности, которой она щедро делилась, по особой интонации.

Нина обладала своеобразным низким, «темным» — позволю себе такое сравнение — тембром голоса. Ведь, если, к примеру, Элла Фицджеральд — это майское яркое солнце, то Нина Симон, скорее, — осенний дождь. Ее проникновенный, глубокий, бархатистый голос передает все оттенки печали, тоски, душевного ненастья. Именно то, что в английском языке называется «blue» и «trouble».

Послушайте «Ne me quitte pas» в исполнении Нины — и вы кожей ощутите боль и мучительное предвкушение любовной разлуки, которыми буквально наполнен ее голос. Эта версия композиции мгновенно стала хитом и до сих пор любима многими меломанами, хотя изначально ее спел французский шансонье Жак Брель.

Альбом под аналогичным песне названием, выпущенный в 1965 году, стал самым успешным за всю музыкальную карьеру певицы. Именно на нем впервые появился хит «I put a spell on you», который исполняли и до Нины, и после нее.

Однако версия артистки неизменно пользуется огромной популярностью на протяжении многих лет. Нина Симон в этой песне создала яркий и очень притягательный образ сильной женщины, которая любит и чья любовь не терпит отказа.

I don’t care If you don’t want me… I love you, I love you, I love you,

Because you’re mine.

Плевать, что не хочешь меня, Ты — мой,

Потому что люблю тебя.

Многие другие работы артистки вдохновляют оптимизмом, вселяют веру в себя. Такова, например, «To Be Young, Gifted And Black» (1969) — гимн таланту и радости жизни. Или песня из мьюзикла «Волосы» «Ain't Got No» (1968), смысл которой таков: даже если у тебя нет ни друзей, ни образования, ни семьи, ни машины, ни туфель, у тебя есть язык, уши, руки, ноги. И самое главное — жизнь!

Нина Симон как никто другой могла выражать страдание, боль, но в то же время умела вселять надежду, пробуждать радость жизни, жажду любви.

Своей игрой на фортепиано и невероятным вокалом она завораживала слушателей и, словно древняя жрица, лечила — и лечит до сих пор — людские сердца.

Вот отзыв из блога одной ее поклонницы: «Музыка Нины Симон для меня лучшее лекарство от депрессии и плохого настроения».

Продолжение истории Нины Симон следует…

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/33808/

Ссылка на основную публикацию