Оскар фельцман — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Мемория. Оскар Фельцман — ПОЛИТ.РУ

18 февраля 1921 года родился композитор Оскар Фельцман

Личное дело

Оскар Борисович Фельцман (1921–2013) родился в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Фельцмана и Цили Фельцман.

В пятилетнем возрасте отец отвел его в знаменитую музыкальную школу Петра Столярского, где он  начал заниматься скрипкой, но впоследствии перешел в класс фортепиано.

«Через две недели занятий на скрипке я заявил: «Не хочу стоять – устал!» Столярский мгновенно отреагировал: «Садись за рояль». С тех пор играю сидя», — рассказывал Фельцман.

В 1939 году Фельцман окончил школу имени П.С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс Виссариона Шебалина, который от имени консерватории направил Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку ученика.

Во время войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарем Сибирского Союза композиторов.

В Новосибирске он писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, работал заведующим музыкальной частью Белорусского государственного Еврейского театра.

Здесь же в 1941-м он встретил студентку дирижерско-хорового факультета Московской консерватории Евгению Петровну Кайдановскую, на которой женился. В Москву он вернулся с женой в 1945 году.

Фельцман зарекомендовал себя как композитор крупных форм – сразу после войны на сценах периферийных театров появились его музыкальные комедии «Дочь фельдмаршала» (1946), «Чужая ночь» (1946), ставшая во многих городах аншлаговым спектаклем.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера его музыкальной комедии «Воздушный замок», через год появилась «Если сердце молодо» (1949). В 1952 г. состоялись ещё две премьеры: в Театре оперетты ‑ «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича‑Данченко ‑ «Шумит Средиземное море».Тогда же был написан концерт для скрипки с оркестром.

Параллельно Фельцман начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей в театре Натальи Сац.

В том же 52-м была написана и первая песня – «Теплоход». В 1954 году ее исполнил по телевидению Леонид Утесов. Настоящим же хитом стали «Ландыши», которые первой исполнила Гелена Великанова – и это несмотря на то, что в прессе песня была названа  мещанской и идеологически несостоятельной.

В 1973 году Оскар Фельцман написал музыку к опереттам «Тетка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет» – все они с большим успехом шли в Свердловском академическом театре музыкальной комедии. В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

Помимо эстрадных вещей, перу Фельцмана принадлежат и несколько камерных сочинений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».

Оскар Фельцман скончался от сердечной недостаточности 3 февраля 2013 года. Прощание состоялось в Доме Союза композиторов России. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Чем знаменит

Один из самых плодовитых песенных композиторов Советского Союза – всего Фельцманом написано порядка полутора тысяч песен. Самые известные из них –  «Теплоход», «Ландыши», «Черное море мое…», «Белый свет» («На тебе сошелся клином белый свет…»), «Огромное небо».

Практически никто из звезд советской эстрады «не избежал» исполнения песен Фельцмана. В числе исполнителей – Леонид Утесов, Марк Бернес, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, София Ротару, Анна Герман и многие другие. Любимой же своей исполнительницей Фельцман называл Эдиту Пьеху.

Фельцман сотрудничал со многими поэтами. В их числе  Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, Игорь Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Игорь Шаферан, Михаил Танич. А стихи для одной из самых известных песен «Четырнадцать минут до старта» (про пыльные тропинки далеких планет) написал Владимир Войнович.

Композитору присвоены звания заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской республики и РСФСР, народного артиста Дагестанской АССР и РСФСР

О чем надо знать

Удивительна история создания популярной песни семидесятых годов «Помнят люди». Стихотворение было написано поэтом-фронтовиком Евгением Долматовским на основе достоверного факта.

В оккупированной Белоруссии фашисты поймали советского разведчика, который был по национальности грузином, и повели на расстрел, не поверив, что он местный житель.

К ним бросилась деревенская девушка с криком: «Отпустите моего младшего брата!». Так она спасла незнакомого человека.

Фельцман написал на слова мелодию и отдал песню выдающейся и неповторимой Людмиле Зыкиной, которая  проникновенно исполнила эту балладу на «Песне-77». Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:

«Ничего о них мне больше не известно,

Но о брате и сестре сложили песню.

Может, в Грузии ту песню он услышит

И письмо ей в Белоруссию напишет».

И, как ни удивительно,  этот разведчик нашелся через год.  «Он жил в Тбилиси и услышал песню в исполнении любимой певицы. А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной», — рассказывал Фельцман.

Прямая речь

О родине: «Одесса – особенный город у Черного моря.  Он очень красивый, обладает своим неповторимым колоритом. Я бываю в разных странах и когда, отвечая на вопрос «где вы родились?», называю имя этого неповторимого города на Земле, – люди по особому улыбаются, показывая то, что место это широко известно и пользуется особой любовью и уважением».

О первой песне: «Когда закончилась война и я вернулся в Москву, то написал первую настоящую песню «Теплоход». Вы знаете слова: «Теплоход, теплоход уходит в море…». Этой песне уже 50 лет. Тогда я дал ноты Леониду Утесову. И он сказал, что через две-три недели вся страна будет ее петь. Так оно и получилось».

О музыке: «Вообще музыка бывает двух сортов – хорошая и плохая. Хорошая мелодия должна быть простой и содержать сильный эмоциональный настрой. Песни должны настолько легко запоминаться, чтобы их можно было вспомнить в нужный момент. Ведь песни – как друзья.
Должен вам сказать, что к нашему времени, и это закономерно, я отношусь критически.

Сейчас получила огромное развитие поп-индустрия, иначе говоря популярная музыка. Но я назвал бы это именно поп-индустрией, потому что она выпускает не всегда доброкачественную продукцию. Даже когда вы слушаете радио или смотрите центральное телевидение, вам никто не может гарантировать высокое качество.

Когда я только приехал в Москву и начинал свою карьеру, к творчеству предъявлялись более высокие требования. Раньше были художественные советы. Я был заместителем председателя художественного совета на фирме «Мелодия», наверное, лет двадцать, и через наш совет проходили все новые произведения легкого жанра, все песни, инструментальная музыка и т.д.

И мы предъявляли самые высокие требования к исполнительскому мастерству, творчеству. Теперь худсоветов в природе не существует, поэтому на радио вы можете услышать такие слова: «я беременна, но это временно». Понимаете? В мои молодые годы этого быть не могло.

Но я чувствую, что постепенно возвращаются, в хорошем смысле слова, «старые времена», и есть надежда, что музыка будет более высокого качества».

8 фактов об Оскаре Фельцмане

  • Отец композитора — специалист по костному туберкулезу и лучший одесский ортопед – до того, как стать врачом, был профессиональным пианистом. Про него говорили: «Боря Фельцман – лучший врач среди пианистов и лучший пианист среди врачей».
  • По эскизам отца композитора был построен детский санаторий «Люстдорф» под Одессой на 350 коек для больных костно-суставным туберкулезом, который он сам и возглавил.
  • Игре на рояле Фельцман обучался у профессора Берты Рейнгбальд, у которой также занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты
  • Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана «Осень» была им написана в шесть лет.
  • Во время учебы в Московской консерватории, Фельцман как лучший студент композиторского факультета получал сталинскую стипендию, что тогда было очень престижно.
  • В 1992 году Олег Нестеров с группой «Мегаполис» записал кавер-версию песни «Ландыши» с новым текстом на немецком языке под названием «Karl-Marx-Stadt»
  • Фельцман награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и Орденом Дружбы.
  • Сын композитора Владимир Фельцман стал известным американским пианистом.

Материалы об Оскаре Фельцмане

Статья об Оскаре Фельцмане в Википедии

Интервью с Оскаром Фельцманом на сайте Русский Дом.

Воспоминания Оскара Фельцмана о Николае Вилинском

Интервью с Оскаром Фельцманом

Источник: http://polit.ru/news/2016/02/18/feltsman/

Жена Оскара Фельцмана подтвердила, что ее муж скончался

Оскар Фельцман и жена Нина Васильевна

Композитор Оскар Фельцман скончался через сутки после госпитализации с острым инфарктом миокарда. Фельцман скончался на 92-м году жизни в Центральной клинической больнице Москвы.

Как передает Life News со ссылкой на медиков, Фельцман умер ночью в воскресенье, 3 февраля, в 2:45.

Первые сообщения о смерти народного артиста РСФСР начали поступать вечером того же дня, однако гражданская жена Оскара Фельцмана не подтверждала эти новости.

Нина Васильевна сообщила РИА «Новости» вечером 3 февраля, что ее муж находится в реанимации. По словам женщины, ей поступило много звонков, однако от врачей информации о кончине Фельцмана не поступало.

Лишь утром в понедельник, 4 февраля, Нина Васильевна подтвердила, что ее муж скончался. «Еще вчера мне никто ничего не говорил, но сегодня выяснилось, что Оскар Борисович действительно умер в ночь на воскресенье», — сказала супруга композитора.

По ее словам, 91-летний композитор перед смертью сильно мучился.

Оскар Фельцман скончался

Фельцман скончался спустя сутки после того, как его срочно госпитализировали в больницу. В клинике Оскара Борисовича поместили в реанимацию.

Врачи 2 февраля диагностировали у пожилого композитора инфаркт и повышенное давление. Состояние деятеля оценивалось как крайне тяжелое.

Врачи пытались спасти Фельцмана и стабилизировать его состояние, но их попытки не увенчались успехом.

Иосиф Кобзон, который исполнял песни на музыку Оскара Фельцмана, стал одним из первых, кто сообщил о смерти композитора. Исполнитель рассказал ИТАР-ТАСС, что разговаривал с композитором за неделю до его смерти.

По словам Кобзона, Фельцман чувствовал себя «неважно». «Сказал, что мы обязательно приедем его поздравить 18 февраля с очередным днем рождения. Увы, он не дожил до этого события», — сказал певец.

Он считает, что из жизни ушел настоящий «пример высокой музыкальности, творческой фантазии и великолепного неповторимого таланта»

Оскар Фельцман, композитор

Дата и место похорон Оскара Фельцмана пока что не определены. Как ожидается, эти вопросы решат в течение 4 февраля.

Жена Оскара Фельцмана говорит, что муж мечтал о том, чтобы его похоронили на Новодевичьем кладбище столицы, одном из самых популярных погостов у культурных деятелей.

Судя по именам тех, кто выражает соболезнования семье Фельцмана, просьба композитора, вероятно, будет исполнена.

Свои соболезнования родным Оскара Фельцмана, в частности, выразил глава Союза композиторов России Владислав Казенин.

По его мнению, смерть Фельцмана является «невосполнимой потерей для нашей музыкальной культуры». Казенин считает, что умер великий российский музыкант, умевший работать в разных музыкальных жанрах.

Казенин надеется, что песни Оскара Фельцмана займут достойное место в истории российской культуры.

Утром 4 февраля свои соболезнования выразили вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, который назвал смерть композитора «огромной потерей».

Также высказался мэр Москвы Сергей Собянин, который называет Фельцмана не иначе как «мастер».

«Созданные в разные годы, его произведения и поныне пленяют проникновенной мелодичностью, глубиной и красотой чувств», — сказал Собянин.

Фельцман Оскар Борисович

Композитор Фельцман написал первую фортепианную пьесу в шесть лет. Уже в зрелом возрасте он написал музыку к песням «Ландыши», «Венок Дуная», «Огромное небо».

Кроме того, Фельцман писал оперетты, такие как «Тетка Чарлея», «Оратории», «Пусть гитара играет». Песни на музыку Фельцмана исполняли Иосиф Кобзон, Эдуард Хиль, Лев Лещенко, Эдита Пьеха, Марк Бернес, Леонид Утесов.

Фельцман имел орден Дружбы и орден «За заслуги перед Отечеством». Звание народного артиста РСФСР он получил в 1989 году.
 

Источник: https://mr7.ru/articles/77019/

Композитор Оскар Фельцман

Фото: WWW.FELTSMAN.NAROD.RU

– Говорят, вы родились на той самой Малой Арнаутской улице, где, согласно «Двенадцати стульям», делается вся одесская контрабанда?– Это шутка Ильфа и Петрова.

На этой улице, неподалеку от квартиры Файнзильбергов (настоящая фамилия Ильи Ильфа. – «НИ»), находилась мясная лавка купца Остапа Бендера, чьим именем сатирики и наделили своего героя. А вообще это очень спокойная, хорошая улица. Как и сам город.

Одесса дала России, да и миру огромное число знаменитостей: писателей, актеров, певцов и музыкантов.

– Известно, что представители власти и чиновники от музыки в СССР травили вас за песню «Ландыши»…

– После первого же исполнения Геленой Великановой «Ландыши» запела Москва, а потом и весь СССР. А через две недели уже и Болгария с Японией. И тут ЦК объявил «Ландыши» примером пошлости. На периферии же по просьбе секретарей обкомов я исполнял именно «Ландыши». Вот вы смеетесь, а дошло до того, что меня обвинили в растлении малолетних, так как при поступлении в музыкальную школу на вопрос о самой любимой песне дети отвечали: «Ландыши». В том же 1957-м министр культуры Михайлов устроил мне экзекуцию за песню «Черное море мое» из фильма «Матрос с «Кометы». Ему вторил хор из партфункционеров и, к сожалению, известных композиторов. На защиту встал лишь Рубен Симонов. Но есть на свете Бог, помогающий тем, кто действительно работает. За два дня до запуска первого искусственного спутника Земли – 2 октября 1957 года – позвонили из редакции «Доброго утра», попросив срочно написать песню о космосе. Продиктовали стихи Владимира Войновича. Минут за пять я сочинил музыку, песню записали в исполнении Владимира Трошина. Запуск спутника стал мировой сенсацией, и все радиоэфиры сопровождались «14 минутами до старта». Потом Гагарин настоял на том, чтобы его выступления по радио и на телевидении сопровождались именно этой песней. Павел Попович и Андриян Николаев в августе 1962-го спели ее в космосе. И в довершение всего в день встречи космонавтов Хрущев с трибуны Мавзолея запел: «На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы». Много было абсурдного… Когда в 1948-м я вступил в Союз композиторов, большое внимание там уделялось изучению марксизма-ленинизма. Вот такой маразм. Так как я не проявлял в этом глубинных знаний, то был вызван на ковер к главному идеологу СК Дмитрию Кабалевскому. «Что вам непонятно в вопросах марксизма-ленинизма?» – спросил он. Не отдавая себе отчета в том, что говорю, я выпалил: «Мне непонятно все». К удивлению, я остался на свободе. Видимо, Кабалевский пожалел меня, хотя впоследствии запретил мои оперетты «Суворочка» и «Шумит Средиземное море» за «излишнюю серьезность» и «разрушение комедийного жанра». С 1952 по 1972 год музыкальные театры боялись сотрудничать со мной.

Читайте также:  Владимир гостюхин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– Редактор Всесоюзной студии грамзаписи Анна Качалина рассказывала, что вы специально прилетали в Варшаву ободрить попавшую в страшную аварию Анну Герман и подарить ей песню «Двое». Кому из сегодняшних исполнителей Фельцман может сам предложить песню?

– Отвечу так: в последнее время пишу только для Иосифа Кобзона. А «женских» песен, после смерти замечательной Валюши Толкуновой, пока не пишу. Ныне с ужасом смотрю на так называемых композиторов, которые даже клавир не могут написать – за них это делают другие, как в свое время Ян Френкель проделывал такую работу для узбекских и казахских акынов.

– Судьба какой вашей песни была самой удивительной?

– Навскидку, возможно, «Помнят люди». Поэт-фронтовик Евгений Долматовский создал стихотворение на основе достоверного факта. В оккупированной Белоруссии фашисты поймали нашего разведчика (грузина по национальности) и повели на расстрел. К ним бросилась местная девушка с криком: «Отпустите моего младшего брата!» Так она спасла незнакомого человека. Написав мелодию, я отдал песню выдающейся и неповторимой Людмиле Зыкиной, и она проникновенно исполнила эту балладу на «Песне-77». Зыкина буквально прожила каждый куплет и последние строки:«Ничего о них мне больше не известно,Но о брате и сестре сложили песню.Может, в Грузии ту песню он услышитИ письмо ей в Белоруссию напишет».И представляете, через год нашелся тот разведчик! Он жил в Тбилиси и услышал песню в исполнении любимой певицы. А спустя полгода откликнулась и женщина из Белоруссии… Наша общая встреча, состоявшаяся в Грузии, была радостной, трогательной и душевной.

– Вы родились при Ленине, пережили всех генсеков, видели трех президентов России…

– Вроде бы долго живу, но в то же время и мало. Я уже не раз говорил, что каждый день моей жизни трудный, а все вместе – прекрасные. После перестройки наша страна стала другой – более свободной и более интересной. Стало комфортнее работать. Но никто не ожидал, что будет полнейшая перестройка… Думаю, что я еще сделал немного и многое еще могу сделать. Есть творческие планы, но пока не хочу открывать секреты. Сегодня мне так же интересен каждый день. И радует, что Россия еще богата добрыми людьми.Нашли опечатку в тексте? Выделите её и нажмите ctrl+enterНовости Волгограда

Источник: https://newizv.ru/news/culture/18-02-2011/141218-kompozitor-oskar-felcman

Оскар Борисович Фельцман

Оскар Борисович Фельцман родился 18 февраля 1921 года в Одессе в семье хирурга-ортопеда Бориса Осиповича Фельцмана. Отец профессионально играл на фортепиано. Оскар Фельцман с раннего детства не пропускал ни одного концерта выступавших и гастролировавших в Одессе музыкантов.

В возрасте пяти лет Оскар Фельцман начал заниматься игрой на скрипке с известным педагогом Петром Столярским. Игре на рояле он обучался у Берты Рейнгбальд, у которой занимались Эмиль Гилельс, Татьяна Гольдфарб и другие известные пианисты. Первая фортепианная пьеса Оскара Фельцмана — «Осень» появилась через год, когда Оскару Фельцману было шесть лет.

В 1939 году О. Фельцман окончил школу имени П. С. Столярского, по классу композиции занимался у профессора Николая Вилинского. Затем поступил на композиторский факультет Московской консерватории в класс В. Я. Шебалина, который от имени Московской консерватории направил Николаю Вилинскому благодарственное письмо за мастерскую подготовку О.

Фельцмана как композитора.

Во время Великой Отечественной войны Фельцман был эвакуирован в Новосибирск, где в возрасте 20 лет стал ответственным секретарём Сибирского Союза композиторов.

В Новосибирске Фельцман писал музыку для филармонии, Ленинградского Александринского театра, Еврейского театра Белоруссии.

В тот же период Фельцман написал оперетту по пьесе Валентина Катаева «Синий платочек», которая была разгромлена в газете «Правда».

В 1941 году в Новосибирске Оскар Фельцман женился на студентке дирижёрско-хорового факультета Московской консерватории Евгении Петровне Кайдановской. В Москву он вернулся с женой в 1945 году. Временно поселились у родственников в Кривоарбатском переулке.

В 1948 году в Московском театре оперетты состоялась премьера музыкальной комедии «Воздушный замок». В 1952 году состоялись ещё две премьеры — в Театре оперетты — «Суворочка» и в Театре Станиславского и Немировича-Данченко — «Шумит Средиземное море». Фельцман также начал писать музыку к цирковым номерам, эстрадным представлениям, постановкам для детей Натальи Сац.

В 1952 году Оскар Фельцман написал «Концерт для скрипки с оркестром» в трех частях. Затем он написал несколько песен — первой из них стала песня «Теплоход» на стихи В. Ю. Драгунского и Л. Н. Давидович для пародийного театра «Синяя птичка». Позднее песня вышла на эстраду, и её неоднократно исполнял Леонид Утёсов.

Большую популярность получила песня «Ландыши», написанная на стихи Ольги Фадеевой и впервые исполненная Геленой Великановой. В советской прессе песня была признана мещанской, идеологически несостоятельной. Из-за этой песни Фельцман оказался в опале на 23 года. Тем не менее его песни постоянно звучали на радио и в концертах.

В песенном творчестве Оскар Фельцман сотрудничал с разными поэтами, среди которых Андрей Вознесенский, Расул Гамзатов, Евгений Долматовский, Михаил Матусовский, И. Кохановский, Марк Лисянский, Лев Ошанин, Роберт Рождественский, Владимир Харитонов, И. Шаферан, Михаил Танич, В. Орлов, Наум Олев, Михаил Рябинин.

Песни Фельцмана исполняли мастера советской и российской эстрады: Леонид Утёсов, Марк Бернес, Владимир Трошин, Эдита Пьеха, Валентина Толкунова, Вероника Круглова, Иосиф Кобзон, Муслим Магомаев, Эдуард Хиль, Юрий Гуляев, Георг Отс, Михаил Чуев, Лев Лещенко, Капиталина Андреевна Лазаренко, Олег Анофриев, Мария Пахоменко, Леонид Серебренников, Ирина Аллегрова, София Ротару, Леонид Екимов и многие другие.

Наибольшую популярность имели и имеют песни Фельцмана в исполнении Эдиты Пьехи: «Огромное небо», «Белый свет», «Венок Дуная», «Манжерок», «Ничего не вижу» и др. Фельцман называет Э. Пьеху своей любимой исполнительницей.

В 1973 году Оскар Фельцман написал музыку к спектаклям «Тётка Чарлея», «Старые дома» и «Пусть гитара играет». В середине 1980-х годов Фельцман организовал для своих авторских концертов инструментальный ансамбль «Огни Москвы» с солисткой Ириной Аллегровой.

В 1987 году Оскар Фельцман написан вокальный цикл «Песни былого», музыку к нескольким еврейским народным песням по тексту книги «Песни былого. Из еврейской народной поэзии» (в переводе Наума Гребнева — М., 1986). Исполнил цикл этих песен Иосиф Кобзон.

В конце 1990-х годов Фельцман написал 12 песен на стихи Юрия Гарина. Композитор исполнял их в Одессе на авторском концерте в дни празднования 200-летия города. Эти песни исполняют в том числе Алла Иошпе и Стахан Рахимов, Клара Новикова.

Оскар Фельцман написал также ряд камерных произведений: «Десять романсов на стихи Инны Лиснянской», «Цикл романсов на стихи Марины Цветаевой», «Цикл песен на стихи Хаима Бялика».

В октябре 2011 года принял участие в подготовке издания книги из серии «Автограф века».

Сын Оскара Фельцмана — известный американский пианист Владимир Оскарович Фельцман.

Избранные песни

  • «Белый свет» (?На тебе сошелся клином белый свет…?) (сл. И. Шаферана и М. Танича) — исп. Эдита Пьеха и ансамбль «Дружба», Иосиф Кобзон, Фрида Боккара, Капиталина Лазаренко, Ольга Воронец, Ирина Аллегрова
  • «Остров детства» (автор слов Михаил Рябинин) исполняет Михаил Боярский
  • «Где ты время находишь?» (автор слов Михаил Рябинин) исполняет Михаил Боярский
  • «Посадите дерево» (автор слов Симон Осиашвили) исполняет Михаил Боярский
  • «Поверь в себя!» (автор слов Наталья Шемятенкова) исполняет Михаил Боярский
  • «Бюро погоды» (автор слов Наум Олев) исполняет Николай Караченцов
  • «За пол часа до весны» исполняет ансамбль Песняры, солист — Владимир Георгиевич Мулявин
  • «Манжерок» (О.Фельцман — Н.Олев) — в исполнении Эдиты Пьехи

Награды и звания

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (2011)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2006)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2001)
  • Орден Дружбы (1996)
  • Заслуженный деятель искусств Чечено-Ингушской республики
  • Народный артист РСФСР (1989)
  • Народный артист Дагестанской АССР (1975)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1972)

Источник: http://people-archive.ru/character/oskar-borisovich-felcman

Не стало легендарного композитора и автора всенародно любимых шлягеров Оскара Фельцмана. Новости. Первый канал

«Ландыши», «Белый свет», «Венок Дуная», «Черное море моё». С ним сотрудничали лучшие поэты, его песни исполняли звезды советской эстрады, и каждая тут же становилась хитом. В последнее время Оскар Борисович тяжело болел. До 92-го Дня Рождения он не дожил всего 2 недели…

Вместе с Оскаром Фельцманом песню «Ландыши» более полувека пели люди всего мира. Ее перевели на японский, немецкий и испанский языки. Ей сделали новую аранжировку, и до сих пор на модных дискотеках «Ландыши» звучат как самый любимый шлягер.

А танцующая по него молодежь даже не представляет, что человек, который написал такую зажигательную мелодию — родился через четыре года после октябрьской революции. Одаренный одесский мальчик, сын знаменитого хирурга уже в 5 лет подавал большие надежды.

Как и всех способных к музыке одесских детей, его отвели к профессору Столярскому. А через 2 недели маленький Оскар сделал легендарному скрипачу заявление.

«Я через два-три урока пришел к нему и говорю: Петр Соломоныч, я больше у вас учиться не хочу. Он моей маме говорит: мадам Фельцман, я что, плохо учу вашего ребенка? Я сказал, нет, Петр Соломоныч, я не играть стоя, я хочу играть сидя. Ну, он говорит, тогда идите к Берте Михайловне Рейнбальд, она будет учить мальчика играть на рояле», — рассказывал о себе композитор Оскар Фельцман.

Как мог почувствовать маленький одессит, что композитор должен творить именно за роялем, инструментом, заменяющим целый оркестр, Оскар Борисович удивлялся потом всю жизнь. Но его будто вела какая-то неведомая сила.

Однажды в войну двадцатилетним юношей он попал в театр оперетты на «Сильву» Кальмана. И вдруг понял, что будет работать только в легком жанре. С тех пор, мелодии его песен и оперетт неслись из всех репродукторов страны.

И как бы партийные работники не пытались принизить блестящего композитора, народная любовь брала свое.

«Когда принимали этот фильм, то в Министерстве сказали: как могли столько денег потратить на фильм, когда главная песня не запоминается! А тогда был ремонт на улице Куйбышева, и девушки пели «самое синее в мире» еще до выхода картины», — рассказывал композитор Оскар Фельцман.

Сегодня немногие вспомнят даже название этих фильмов, но знаменитые песни пропоет любой.

Песни Оскара Борисовича исполняли лучшие певцы страны. Кобзон, Магомаев, Пьеха… А он обладал особым чутьем, кому доверить очередной хит.

«Я чувствовал слова какой песни кому больше всего подходят. И скажу вам по секрету, когда я писал эту песню, передо мной стоял образ этого артиста. Я не ошибался, когда я предлагал певцу песню, он мне говорил: ой, это для меня. Творчество дело тонкое очень», — отмечал композитор Оскар Фельцман.

И в этом тонком деле Фельцман был волшебником. Его называли живым классиком, и он признавался, что действительно пишет хорошую музыку. Потому что по-другому не может, так чувствует, так дышит, так живет…

Источник: https://www.1tv.ru/news/2013-02-04/76574-ne_stalo_legendarnogo_kompozitora_i_avtora_vsenarodno_lyubimyh_shlyagerov_oskara_feltsmana

Оскар Фельцман біографія композитора, фото, його дружина

Ім’я: Оскар Фельцман

Дата народження: 18 лютого 1921 р.

Знак Зодіаку: Водолій

Східний гороскоп: Півень

Місце народження: р. Одеса, Україна

Дата смерті: 3 лютого 2013 р. (92 роки)

Діяльність: композитор

Біографія Оскара Фельцмана

Дитячі роки, дитинство і родина Оскара Фельцмана

Батьківщина композитора – місто Одеса. Його батько був відомим у місті ортопедом. Він з юності чудово грав на фортепіано, тому і сина з раннього дитинства почав привчати до музики. Кожного єврейського хлопчика в Одесі обов’язково показували в юному віці Столярскому.

Відвели до нього і п’ятирічного Оскара. З цього часу він почав вчитися грі на скрипці.<\p>

Минуло два тижні, і хлопчик оголосив, що не хоче займатися стоячи. З тих пір він сів за фортепіано, його вчила Берта Рейнбальд. Як згадував композитор, ще в тому віці він відчував потребу писати музику.

У шість років з’явився його перший твір – «Осінь». Музика займала хлопчика. Зі школи він біг додому, щоб швидше сісти за інструмент. Разом з батьком вони захоплювалися музикою у всіх проявах.

У двадцятих-тридцятих роках в Одесі постійно виступали світові гастролери, і батько з сином намагалися не пропустити жодного концерту.

Коли Оскар підріс і опанував нотною грамотою, попросив батька зробити йому дошку, на якій він збирався записувати свої музичні твори. Незабаром батько приніс йому красиву дошку, зроблену з червоного дерева. Вона все життя залишалася з композитором, саме на ній з’являлися вперше всі його твори.

По закінченню школи Столярського, талановитого учня занесли на дошку пошани. Щоб продовжити освіту, молодий чоловік відправився в Москву і без праці вступив до консерваторії, потрапивши в клас Ст. Шебаліна. Студентом він вже отримував Сталінську стипендію.

Початок кар’єри композитора Оскара Фельцмана

Коли почалася війна, композитора-початківця відправили в евакуацію, він жив в Новосибірську. Будучи двадцятирічним юнаком, він зайняв посаду секретаря Спілки композиторів Сибіру. У той період ним були написані твори для Александрінського театру міста Ленінграда, для Єврейського Театру Білорусії, для філармонії.

Читайте также:  Ян гэ - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Лариса Давидович. Композитор Оскар Фельцман «Повернення романсу» Важлива для подальшої творчості зустріч відбулася в тому ж Новосибірську. Туди прибув Б.

Володимирський, який в ті роки був начальником музичних установ Союзу. Йому представили Фельцмана, як надзвичайно обдарованого молодого композитора.

Разом вони поїхали в місто Сталінськ, де в той час перебував в евакуації Московський театр оперети.

Знайомство Фельцмана з оперетою

Коли вони прибули, в театрі йшла «Сільва». Побачена оперета справила на Оскара сильне враження. Як він сам згадує, що саме тоді прийшло відчуття, що вся його життя тепер буде пов’язана з оперетою і легким жанром. Так він зрозумів, якою буде його життєва мета.

Театр замовив композитору оперету з назвою «Синий платочек». Він виконав цей термінове замовлення всього за два тижні. Однак і автора п’єси, і Фельцмана розгромили в «Правді». Так відбулося перше знайомство з радянською критикою.

Робота Оскара Фельцмана в легкому жанрі

Після війни він з дружиною жив у знайомих у Москві. В той період Він прийняв для себе рішення присвятити життя легкого жанру. Треба сказати, що кілька років йому доводилося дуже непросто.

Був момент, коли він хотів продовжувати творити в Спілці композиторів, і його навіть взяли туди. Однак він отримав запрошення Іллі Рубінштейна працювати спільно.

Оскар дав згоду і відразу приступив до роботи.

Його музичні комедії спочатку з’являлися в периферійних театрах, часто стаючи там аншлаговими. Такою стала і комедія «Чужа ніч». У 1948-му його «Повітряний замок» поставили в столичному театрі оперети. Незабаром він почав писати музику для циркових номерів і дитячих постановок.

Згодом композитор познайомився з режисерами, артистами, драматургами та поетами. Піснею ж він не цікавився ніколи, йому вона здавалася чимось несерйозним, не вартим уваги. Багато його колеги писали для естради. Вони-то і запропонували Оскару кілька пісенних текстів.

Він написав став популярним «Теплохід», який був виконаний Леонідом Утьосовим.

Такий успіх окрилив композитора, він з азартом поринув у новий для нього музичний світ. Він створив знамениті «Конвалії», пісню знав кожен, її наспівували скрізь, але функціонери протягом чверті століття вважали її прикладом вульгарності в мистецтві.

Кроки на естраді були дуже швидкими. Цьому сприяли артисти старшого покоління, які вважали його перспективним. Він почав співпрацювати з видатними співаками. Поети, які співпрацювали з композитором – це і Р.

Газматов, і Р. Різдвяний, і М. Матусовський. Співпрацювала з талановитим композитором і О. Фадєєва, яка в ті роки спеціалізувалася на написанні текстів пісень.

Разом вони написали «Мій Вася» і пісню «Пісенька листоноші».

Оскар Фельцман — Чорне море моє У творчому житті був ще один період роботи в опереті. У 1973-му він написав музику до комедії «Тітка Чарлея», а пізніше з’явилася комедія «Старі будинки».

У середині вісімдесятих для авторських концертів був створений інструментальний ансамбль. Він отримав назву «Вогні Москви». Виконувала соло в ньому Ірина Аллегрова.

Останні роки життя Оскара Фельцмана

Наприкінці вісімдесятих він почав багато складати на єврейську тему. «Пісні колишньої» — цілий вокальний цикл, який був виконаний Йосипом Кобзоном. За цим пісням навіть був знятий фільм, який не міг залишитися непоміченим телеглядачами.

В кінці дев’яностих років композитор написав балет «Булочка», перебуваючи в місті Ноябрьске. У 2000-му він написав балет «Венера Ильская». Ювілейний концерт композитора відбувся у 2001-му році. На ньому прозвучало багато нових творів. В останні роки життя їм був виданий диск «Єврейське щастя».

Особисте життя Оскара Фельцмана

Одружився композитор в 1941-му році, перебуваючи в Новосибірську. Його дружиною стала Євгенія Кайдановская, яка в ті роки була студенткою столичної консерваторії.

У композитора є син Володимир. Він теж музикант-піаніст. Мешкає і працює в Америці.

Смерть Оскара Фельцмана

Не доживши до 92-х років кілька днів, Він помер. Його поховали в Москві.

Источник: https://bestfacts.com.ua/znamenitosti/oskar-feltsman-biografiya.html

Фельцман Оскар Борисович

(род. в 1921 г. ) российский композитор

Биография Фельцмана началась в Одессе. Хотя его родители не были музыкантами, они заметили способности сына, когда тому исполнилось три года. Отец был врачом по специальности и прекрасно играл на рояле.

С четырех лет Оскар начал заниматься у известного музыкального педагога П. Столярского. Большие физические нагрузки привели к тому, что Столярский посоветовал родителям сменить инструмент, и вместо скрипки Оскар Фельцман начинает играть на фортепиано, правда уже у другого педагога.

Когда мальчику исполнилось семь лет, он поступил одновременно в обычную и музыкальную школы, его педагогом становится Б. Рейнбальд. Под ее руководством Фельцман прекрасно осваивает искусство игры на рояле и пробует сочинять музыку. Согласно одной из семейных легенд, свою первую песню Оскар написал в пятилетнем возрасте, сочинив грустную мелодию под названием «Осень».

Заметив, что у мальчика есть очевидные композиторские наклонности, Рейнбальд познакомила его с композитором Н. Вилинским. Он вел подготовительный класс в Одесской консерватории. Вилинский начал индивидуальные занятия с Оскаром Фельцманом и научил его начальным приемам композиторского мастерства.

В 1938 году Оскар заканчивает с отличием музыкальную школу и поступает в класс Вилинского в Одесскую консерваторию.

Наставник познакомил его с приехавшим в Одессу на гастроли Дмитрием Шостаковичем. Прослушав студенческие работы Фельцмана, Шостакович сказал, что юноше необходимо полноценное композиторское образование, и посоветовал переходить в Московскую консерваторию, где в то время набирал свой класс В. Шебалин.

Закончив первый курс в Одессе, Оскар Борисович Фельцман последовал совету Шостаковича. В 1939 году он приезжает в Москву и становится студентом композиторского класса В. Шебалина.

Его курсовая работа «Соната для виолончели и фортепиано» была признана лучшим сочинением года и исполнена на концерте в Малом зале консерватории виолончелистом В. Козолуповым. Оскар Борисович Фельцман был отмечен Сталинской стипендией.

В 1941 году он заканчивает консерваторию по композиторскому отделению. Поскольку по состоянию здоровья его не взяли на фронт, в конце 1941 года Оскар Фельцман вместе с консерваторией эвакуируется в Новосибирск. Там он живет до конца войны.

В 1942 году Оскар Фельцман становится секретарем Сибирского отделения Союза композиторов. Он много пишет для местного радио и эвакуированных в город театров. Первой его большой работой стала музыка к спектаклю «Накануне» по пьесе А. Афиногенова, поставленному труппой Ленинградского театра имени Александра Пушкина.

К пятидесятилетию Новосибирска Фельцман пишет композицию для хора «Хлеб». В 1943 году она прозвучала по местному радио, а через несколько недель и во всесоюзном эфире.

После окончания войны он возвращается в Москву и начинает сочинять оперетты, которые идут на сценах театров страны.

В Московском театре оперетты ставят «Воздушный замок», в Театре имени Константина Станиславского — «Шумит Средиземное море», в Одесском театре музыкальной комедии — «Суворочка» и «Чужая дочь», в Свердловском — «Прекрасная мельничиха» и «Тайна тети Даши». Фельцман начинает выступать как дирижер с различными инструментальными ансамблями.

В начале пятидесятых годов композитор впервые обращается к эстрадной музыке. Он пишет несколько сюит, в которых стилизует народные мелодии в современных ритмах.

Песенное творчество Оскара Фельцмана началось после сотрудничества с Михаилом Матусовским, обратившимся к композитору с просьбой написать песню на его стихи.

Так появился цикл, посвященный рабочей молодежи, — «Встречайте бригадира», «Хорошо поют девчата», «В городке, где мы живем», «Признание». Песни Оскара Фельцмана прозвучали в программах Всесоюзного радио и вскоре разошлись по всей стране в грамзаписях.

Композитор признается, что именно тогда, во второй половине пятидесятых годов, впервые осознал, что песня может не уступать по популярности сочинению крупной формы.

Правда, в то время он писал в основном песни гражданского содержания. «Огни Варшавы», посвященная фестивалю молодежи и студентов, прошедшем в Польше в 1957 году, получила первый приз на конкурсе молодежной песни.

Несмотря на подобную творческую удачу, Оскар Борисович Фельцман не считал песню основным жанром своего творчеств, хотя в его жизни были периоды, когда на другую работу просто не оставалось времени.

Одним из первых композитор попытался ввести в современную песню ритмы джазовой музыки. Первым опытом подобного рода стала песня «Огромное небо», написанная на стихи Р. Рождественского. Ее впервые исполнила Э. Пьеха с ансамблем «Дружба». Впоследствии Фельцман написал на слова Рождественского ряд песен в жанре баллады («Баллада о красках», «Баллада о бессмертии»).

Он начинает сотрудничать и с кинематографистами. Песня «Черное море», написанная на стихи М. Матусовского, прозвучала в кинофильме «Матрос с «Кометы». Ее припев — «Самое синее в мире Черное море мое» — разбирался в многочисленных комиссиях как недопустимый для исполнения текст. Однако народная популярность пришла к песне независимо от решения комиссий.

Композитор вспоминал, что однажды на заседании коллегии Министерства культуры его обвинили в том, что он насаждает ритмы, чуждые советскому народу. Одновременно с заседанием строители ремонтировали фасад здания и пели песню «Черное море».

Иногда песни Оскара Фельцмана запрещали и по другим причинам. Еще до полета Гагарина он написал песню «Четырнадцать минут до старта» на стихи В. Войновича. Когда через несколько лет писатель эмигрировал, слова были изъяты из песни, мелодия стала существовать независимо от текста.

Но композитор старался не реагировать на несправедливую критику, полагая, что время все расставит по своим местам. Фельцмана неоднократно обвиняли в том, что он разрушает советскую музыку, прививает слушателям дурные вкусы.

Одна из подобных историй связана с песней «Ландыши», прозвучавшей в исполнении Г. Великановой. Песня была написана на заказ и прозвучала на открытии сада «Эрмитаж». Она сразу же разошлась в грамзаписях, но композитора обвинили в разложении общества пошлыми песенками.

Однако произведения Оскара Борисовича Фельцмана продолжали звучать не только в СССР, но и за пределами страны. Почти половина его песен переведена на иностранные языки, они звучат в концертах разных ансамблей. Так, песня «Ландыши» получила немецкий текст и стала популярной под названием «Карл-Маркс-Штадт».

Песни «Жеребенок», «Остров детства» вошли в репертуар И. Кобзона и В. Толкуновой. Песни композитора исполняли также Л. Зыкина, Л. Лещенко, Э. Пьеха.

В девяностые годы он создает меньше песен, чем раньше, поскольку современные исполнители предпочитают ритмовые, а не мелодические композиции.

В 1995 году Оскар Фельцман закончил балет по произведениям Пушкина, он идет на сцене Музыкального детского театра.

Композитор сочинил ряд романсов, в 1997 году написал вокальный цикл из шестнадцати романсов на стихи И. Леснянской. В его планах — создание аналогичного цикла на стихи Беллы Ахмадуллиной.

Заслуги Оскара Борисовича Фельцмана были отмечены и именной звездой на «Площади звезд» перед ГЦКЗ «Россия». Примечательно, что во время торжеств его называли и летописцем страны.

Сын Фельцмана Владимир закончил Московскую консерваторию как пианист. Он живет в США, где преподает и выступает с концертами. Поскольку его отец слывет заядлом путешественником, семья часто встречается в Нью-Йорке, где живет Владимир. Свою супругу Фельцман считает и своей музой.

Источник: http://biografiivsem.ru/felcman-oskar-borisovich

Стало известно о возможных причинах смерти Оскара Фельцмана

«Сусанна, добрый день! От имени Александра Покидченко и его ансамбля приглашаю Вас на наш концерт в честь дня рождения замечательного композитора Оскара Борисовича Фельцмана. 18 февраля в Доме Музыки мы отметитим 92-летие маэстро.

В гости соберутся любимые друзья-артисты, исполняющие песни Оскара Борисовича: актриса Екатерина Гусева, заслуженный артист РФ Леонид Серебренников, актрисы и певицы Ирина Апексимова, Ирина Богушевская, джазовые исполнительницы Анна Бутурлина и Нина Щацкая, эстрадный певец Евгений Головин, актер мюзиклов Игорь Портной и многие другие. В программе прозвучат как ранее не исполнявшиеся или забытые песни, так и признанные шлягеры — «Ландыши», «Огромное небо», «Угол Малой Арнаутской», «Старые слова» и другие.

Мы приглашаем Вас присоединиться к нашим поздравлениям и посетить концерт в честь дня рождения Оскара Борисовича. Очень надеемся, что состояние его здоровье не помешает ему лично присутствовать в Доме Музыки в этот вечер.

Начало концерта в 19:00. В случае Вашей заинтересованности нашим мероприятием прошу прислать сообщение…»

Да, мы собирались на этот концерт! Перезванивались в преддверии. Через неделю, ближе к мероприятию, я собиралась сделать рассылку одесситам, живущим в Москве. Все очень надеялись, что Оскар Борисович будет.

Пришел же он в январе прошлого года в театр «Апарте» на вечер, посвященный знаменитым одесситам, где Саша — заслуженный артист России Александр Покидченко — ученик Оскара Борисовича и молодые музыканты пели его песни. Фельцман с женой Ниной Васильевной не досидели до конца концерта — ему уже было тяжело.

Но уже то, что появился, что можно было подойти, поздороваться, спросить как дела, просто лишний раз на него посмотреть, пожать руку…

И вот за две недели до празднования дня рождения — тяжелые вести, причем, самые противоречивые: Умер… В реанимации… Словно сама жизнь противилась его уходу. Но его не стало. Концерт никто не станет отменять — мне подтвердили. Но это уже будет не только день рождения, но и день памяти… И все мы уже точно знаем, что Фельцман не придет…

Почему всю ночь с воскресенья на понедельник агентства не могли точно сообщить об уходе Оскара Борисовича — Иосиф Кобзон сказал о факте смерти, жена — не подтвердила, рассказал мне Юрий Каннер — президент РЕК (Российского еврейского конгресса):

— Кобзону позвонил я. Иосиф Давидович находился в Лондоне, и мы сообщили ему печальное известие. А информация о реанимации…Кто-то попросил  жену — Нину Васильевну, чтобы она  преждевременно никому не говорила.

Но мы созвонились, и я сказал, что никому говорить не стану, но Иосиф Давидович — особенный человек, и будет неправильно, если он узнает информацию не из первых рук.

Читайте также:  Анастасия чернобровина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Поэтому Кобзону я позвонил, уже находясь рядом с женой — я как раз был у них.

— Но Оскар Борисович действительно был накануне в реанимации? Это правда?

— Он несколько дней плохо себя чувствовал. И он очень не любил больницы. Вызывали скорую. Несколько раз реанимация приезжала домой. Потом его убедили ехать в больницу. Но там он находился менее суток. Там перепутали больницы — его прикрепили к клинике управделами президента, и он умер в ЦКБ на Рублевке, а не в Семашко, как писали в информационных сообщениях.

Его здоровье, конечно, сильно подорвал московский смог два с половиной года назад. Однако многие пожилые люди не смогли перенести это время, а он еще пожил. Он раньше жил в Переделкино, а я живу в «Лесных далях», и последние лет 10 он снимал на лето в «Лесных далях» номер. Мы близко дружили семьями. Они бывали у нас, мы — у него.

Вместе ездили отдыхать, когда он был помоложе. И на юг, и на восток — бывали в разных местах. Мы дружили с тремя поколениями семьи Фельцманов. Внуку Дане уже 30 лет. Его мама — Анна Фельцман — написала очень интересную книгу. Из нее можно подумать, что она до сих пор замужем за Володей (Владимир Фельцман — музыкант, пианист живет и работает в США — прим. С.А.) .

А они не живут вместе уже лет 20. У Володи жена — кореянка. Они летят сейчас в Москву из США. Прилетят 5-го февраля. С Даней мы постоянно на связи. Вот сейчас он в больнице — решает вопросы. То, что Даниил живет в Москве — может быть, отчасти на это дед повлиял. Года 4 назад он приехал сюда и занимается бизнесом. Хотя в музыке разбирается очень хорошо.

Мы вместе ходим на мероприятия в синагогу.

…Про Фельцмана не успели снять на Первом канале программу «ДОстояние РЕспублики». Мы все время обсуждали, почему так? — вот кто действительно «достояние»… Но, видимо, авторы программы уже думали о том, что ему будет трудно высидеть долгий съемочный вечер. Все же — за 90. А между тем, какие песни могли бы там прозвучать.

Моя любимая «Колыбельная» (Спи, ночь в июне только шесть часов..), «Ландыши», «Черное море мое», «Огромное небо», «Взрослые дочери», «Манжерок». А ведь сама песня-заставка «Адресованная другу, ходит песенка по кругу» — она же тоже написана Оскаром Борисовичем… А какие гости могли бы прийти — от Ларисы Долиной до Аллы Пугачевой.

Исполнители считали счастьем петь то, что он написал. А какие истории могли бы быть рассказаны… Самая известная о том, как Фельцман мальчиком пришел в школу Столярского, и почему он выбрал не скрипку, а пианино. Потому что за роялем на сцене можно сидеть, а играя на скрипке, нужно стоять.

Я слышала эту историю, рассказанную со сцены и в кулуарах десятки раз и несколько раз в исполнении самого Оскара Борисовича.

А как же — жить в Одессе и не слышать его? Не ходить на его концерты? Не петь в компаниях его песни? Как можно было не купить его книжку, которая вышла в 1997 году «Костюм от Фишмана и другое», и не плакать, и не смеяться, читая ее. Вначале — его рассказы. Потом — истории того, как были написаны любимые всеми песни.

А в 2012-м ко мне в руки попала книжка Анны Фельцман «Черная Афиша». Анна, как написано выше — жена Владимира Фельцмана — сына Оскара Борисовича. Они эмигрировали в США.

Герои книги — Мстислав Ростропович, Альфред Шнитке, Наум Олев, Рональд Рейган, Михаил Горбачев и, конечно же -Оскар Борисович и его сын Володя. Можно только порадоваться, что дети Оскара Борисовича жили и живут такой интересной и насыщенной жизнью.

Но его жизнь — она была гораздо интереснее. И сам он — замечательный рассказчик — говорил обо всем так, что ни в какой книге не опишешь.

Читайте также Оскар Фельцман: Высокая поэзия мне придает силы

Впрочем, предоставим слово его ученику — Александру Покидченко, который много общался с ним в последние годы:

— Я всегда знал Оскара Борисовича как великого музыканта и человека, члена худсоветов, приемных комиссий и так далее. Но тесно работать мы начали, когда еще до 90-летнего юбилея делали вечер его песен. Юбилей — в феврале, а наш вечер — в октябре.

Потому что мне очень хотелось показать те песни Фельцмана, которые не столько популярны сейчас, но столь же велики, как те, которые все знают. Мы сделали много потрясающих песен, которые незнакомы широкой аудитории. Он вспоминал времена Броневицкого и группы «Дружба» и сравнивал наш исполнительский уровень. Хвалил.

Мы стали бывать у него дома — я приводил к нему молодых музыкантов, и мы работали над его музыкой. Они были счастливы поработать с таким автором. Потом Оскар Борисович попросил меня сделать его авторский юбилейный вечер в галерее Шилова.

И вот сейчас к новому дню рождения мы договорились с Домом музыки провести вечер в честь Оскара Фельцмана… Договаривались с ним, что он придет…

Фельцман до конца жизни оставался человеком острого ума, потому что он — одессит. Но, когда мы пели его песни, некоторые он действительно подзабыл, потому что они были написаны 50-40 лет назад и в последнее время не исполнялись.

И вдруг мы «вытаскиваем» песню, и он говорит: «Я поражаюсь — неужели это я написал? Это же на уровне Фрэнка Синатры! Как же это я так сообразил?» И он был счастлив, что его музыку сейчас исполняет молодое поколение.

Он всегда говорил нам так:

«Царица — это мелодия. Если вы хотите написать песню, то мелодия должна быть очень запоминающейся. Вы должны петь песню не по слогам и словам, а как мелодию, чтобы она из вашего сердца переходила в сердце зрителя».

И поэтому он в своем творчестве настолько разнообразен, что люди думают: неужели и это — Фельцман, и это — тоже он? Он написал столько совершенно разных по характеру песен. И во всех них царит мелодия. В этом он велик.

И поэтому Фельцман — композитор на века.

Отрывок из книги Оскара Фельцмана «Костюм от Фишмана и другое», где Оскар Борисович рассказывает, как писались его песни:

«С песней «Манжерок» связана просто смешная история. Комсомол организовал международный слет молодежи в географической точке с таким названием. Мне заказали музыку и попросили «организовать» слова для пеcни.

Все поэты отказывались писать стихи, так как для них слово «Манжерок» ничего не означало. Одни говорили, что это селение где-то на Урале, другие думали о Байкале… На карте ничего не значилось. Песня вообще не должна была состояться.

Отчаявшись, я сам стал фантазировать по поводу содержания песни.

Прошел день, другой. И вдруг я сообразил. Если никто не знает, что это за диковинка — Манжерок, почему бы песню не начать так: «Расскажи-ка мне, дружок, что такое Манжерок»?

Я позвонил поэту Науму Олеву, прочел две первые строчки, и мгновенно в телефонной трубке прозвучало: «Так это совсем другое дело! Все будет в порядке! Я уже пишу»! Так появилась песня с загадочным названием «Манжерок». Молодежь была довольна.

Мне рассказывали, что приехавший из Монголии Цеденбал в ЦК комсомола рассказывал, что у него на Родине песню поют все, а в Сочи на Международном фестивале песни очаровательная монгольская девушка за исполнение этой песни получила премию.

Вот, дружок, что такое Манжерок!

«Огромное небо» — это песня стала для меня событием, открывшим очень много нового, ранее неизведанного. Это, может быть, сказано чуть напыщенно, но это так.

Это была первая баллада, написанная на стихи Роберта Рождественского, открывшая для нас новые возможности поэзии и музыки.

Я помню: как-то утром, придя ко мне, Роберт прочел заметку, напечатанную в «Правде», в которой рассказывалось о героическом подвиге наших двух летчиков, спасших большой город от огромной беды. В воздухе отказали моторы.

Если бы самолет упал на жилые дома, многочисленных жертв было бы не избежать. Пилоты Янов и Капустин дотянули самолет до леса и ценой своей жизни спасли жителей города от беды. А в городе даже никто не подозревал, что в небе разыгралась такая трагедия. «А город подумал, а город подумал: ученья идут…»

Я Роберту сказал, что об этом можно и нужно написать песню-балладу. Почти все песни на слова Рождественского я писал в его присутствии. Его близость придавала мне дополнительные силы. Взвинчивала мои эмоции.

Оскар Фельцман: Иной шлягер стоит симфонии

«Огромное небо» было написано на одном дыхании. Здесь опять нужно сказать о содружестве с А. Броневицким и Э.Пьехой, которые с потрясающей силой исполнили эту песню. Народ ее принял мгновенно.

В Ленинграде организовали клуб «Огромное небо», который посвятил свою работу поиску героев нашего времени. Городом, который спасли от беды наши летчики, был Берлин.

Немцы до сих пор чтят память героев, и огромный камень в небольшом саду всегда будет напоминать о двух русских, погибших во имя жизни других.

Мы почувствовали, что работу над балладами о героизме нужно продлить, и на протяжении двух лет был создан цикл «Баллады о бессмертии», в который, кроме «Огромного неба», вошли «Баллада о красках», «Баллада о знамени» и другие. Еще раз скажу: создавая эти произведения, я мужал и становился человеком более целеустремленным и сильным.

«Я верю, друзья» на стихи Владимира Войновича. Эта песня прозвучала за два дня до запуска первого искусственного спутника Земли и по своему возвестила о начале нашей космической эпопеи. Потом слова этой песни в космос взял с собой Юрий Гагарин.

Попович и Николаев, летая на двух кораблях по космическим орбитам, вдали от Земли спели песню на два голоса. И что не менее необычно — Никита Сергеевич Хрущев запел «На пыльных тропинках далеких планет» с трибуны мавзолея на Красной площади.

Об этой песне можно подробно и не рассказывать. Вы о ней все знаете.

Небольшое отступление. Когда мой сын Володя был совсем маленьким, он, слушая каждую мою новую песню, задавал один и тот же прямолинейный вопрос. Он спрашивал: «Папа, ты умрешь, а песня эта останется?» Я всегда отвечал: «Наверное, нет». И только один раз робко сказал: «Я верю, друзья», может и останется. Может быть…»

Воспоминания

Народная артистка России Лариса Долина: — Очень печально, что не стало одного из самых ярких композиторов советской эпохи…Оскар Борисович, с присущим ему одесским оптимизмом, писал такие красивые и жизнеутверждающие песни, которые согревали сердце и давали надежду….

Мне думается, что Фельцман был самым лучшим мелодистом в те времена, и его песни хотелось петь всем. У Оскара Борисовича было чутье и прекрасный музыкальный вкус, разумеется, не говоря уже о музыкальной культуре и высочайшем образовании.

Песни Оскара Борисовича Фельцмана будут жить всегда, и петь их тоже будут всегда!

С глубочайшим сожалением и любовью к талантливейшему музыканту и композитоту.

Прямая речь

С Оскаром Борисовичем Фельцманом мы встречались и беседовали в его квартире в знаменитом «композиторском доме» в центре Москвы осенью 2010 года. Случилось так, что это интервью стало одним из последних в жизни великого композитора. Вот несколько неопубликованных фрагментов нашей беседы.

… Наша старая школа отличалась тем, что мы писали на самые серьезные темы, наша музыка требовала настоящей поэзии, поэтому и песни выходили не декларативными, а душевным. Я и сегодня стараюсь писать так.

В моей биографии был только единственный случай, когда стихи были написаны к уже сочиненной мной мелодии, и из этого вышла замечательная песня! Однажды я гостившему у меня Роберту Рождественскому сыграл один только что сочиненный мотив, а он ко мне на другой день пришел со стихами — «Три слова, будто три огня, придут к тебе средь бела дня…».

… Встреча с Рождественским определила всю мою жизнь и работу. Но для того, чтобы работать с большими поэтами, с ними нужно дружить в самом высоком смысле этого слова. Не просто встречаться, а дружить, помногу часов друг другу рассказывать о своей жизни, спорить, что-то утверждать, что-то ставить под вопрос.

…Вы спросили — моя жизнь счастливый ли случай? Должен сказать, что сейчас, когда я уже в солидном возрасте, то, вспоминая свою жизнь, могу вам сказать, что в целом я — счастливый человек. И моя жизнь — это долгогодичный счастливый случай.

… Я не так давно был в США, там со мной произошла смешная история. Я выступал на большом приеме и пел фантазию на тему своих песен: там было «Огромное небо» «Баллада о красках», «Черное море мое», «Венок Дуная», «Я верю, друзья».

Многие присутствующие в зале подпевали, а потом меня спросили — Оскар Борисович, вы что, уже давно здесь и выучили с нами все эти песни? Да, такая вот у нас щедрая страна, что песни нашей молодости передаются из поколения в поколение по всему миру. И надо стремиться к тому.

чтобы песня и дальше помогала нам, как раньше говорили жить, и строить нашу жизнь.

Андрей Васянин

Источник: https://rg.ru/2013/02/04/feltsman-site.html

Ссылка на основную публикацию