Петр фоменко – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Московская любовь: Петр Фоменко в 50-е

Иван Толстой: Рассказывает Аудроне Гирдзияускайте. Вильнюсская запись Ирины Петерс.

Ирина Петерс: Большая часть жизни Аудроне Гирдзияускайте, литовской писательницы, театрального критика, искусствоведа, автора шестнадцати книг, связана с Москвой, которой, в ее нынешних воспоминаниях, три – Москва детства, Москва студенческой молодости и Москва наших дней.

Аудроне Гирдзияускайте: Когда началась война, мне было три года. Я помню, как мы уезжали из Литвы на машине своей, потом эту машину отняли солдаты, уже в Белоруссии. Мой отец был министром здравоохранения. Мы уезжали в эвакуацию.

В ином случае нас или уничтожили бы белополяки, которые хотели вернуться и отнять Вильнюс опять, или немцы. Отец был в списках, кого надо уничтожить. Витаутас Гирдзияускас. Он был микробиолог. И мы уехали в Москву, а потом в Пермь. И он там преподавал микробиологию и создал кафедру.

Эта кафедра существует по сей день.

Вернулись в Москву уже под конец войны. Возле моей кровати всегда была карта, и на этой карте, как и многие люди, флажками помечали, куда идет фронт.

Я засыпала под то, что родители над моей постелью (а постель – это сдвинутые стулья, связанные), мы все ждали, когда вернемся в Литву. Культ Сталина.

Все люди думали тогда, что, если не Сталин, то никакой фронт никуда вообще не двинется, и никакой победы не будет. Такое было ощущение у меня, я не говорю за родителей, что они думали.

Я помню выставку, и не одну, подарков Сталину. Там было все: живопись, его портреты, вышивки, гобелены, витражи, письмо на зерне. Какие-то жуткие чудеса! И бесконечная толпа плыла. Мне было очень интересно, что же Литва могла подарить. Был, конечно, янтарь. Ощущение – очень жарко, очень долго, бесконечно, и понять нельзя – зачем? Куда можно положить все это? Абсурд и тяжесть.

В 1955 году я окончила школу в Вильнюсе, почувствовала надобность куда-то уехать на свободу. Многие литовцы ездили в Москву учиться. Поехала и я. Папа меня проводил на вокзал, подарил, когда уже был гудок поезда, лимон и конфету, и сказал: «Когда будет очень весело и хорошо, съешь этот лимон, а когда очень плохо – конфету». Поступила в ГИТИС. Был большой конкурс.

Ирина Петерс: На театроведческий?

Аудроне Гирдзияускайте: Да. До меня там была студия литовская, которую воспитывали супруги Орловы. Прекрасные педагоги, МХАТовцы. Система студий национальных – молдавская, таджикская – в республиках, в которых не было театров.

Люди, окончив эти студии, потом там создавали театры. Директор института тогдашний любил принимать людей скромных, не созревших, как смеялись уже старшекурсники – серых, чтобы было спокойно, легче руководить. Всякое бывает в таком возрасте.

В коридорах и по садику ходило много москвичей, которые удивляли своими знаниями, все спектакли знали, все театры. Мне казалось: Господи, какие фамилии! Например, Книппер, взрослый уже мужчина, хотел поступить. Самое странное, что эти как раз не попали.

Наш курс был очень молодой и очень интересный. Двое немцев, румынка, полька, латыш, я, всех не перечислишь.

Когда я вошла в первый раз в ГИТИС, вижу, во всю стену – фреска: Иосиф Виссарионович в белом кителе, со всеми своими регалиями и орденами, улыбающийся, принимал цветы из рук ребенка, кругом толпа, обожествляющая его. Когда я приехала через год, ее уже не было. Я подумала: закрасили или соскребли?

Ирина Петерс: У вас в семье были репрессированные?

Аудроне Гирдзияускайте: И не один. Дядя мой был в лагере – и в немецком, и в русском. До войны – в литовской армии. Таких уничтожали. Послали в конце войны на передовую. Между Лиепая в Латвии и Палангой, где происходили бои.

Было страшно! Там просто трупами лежали поля на стороне советской и на стороне немецкой.

Вернулся оттуда с мешком на плече, замученный совершенно, мама его не узнала в дверях! Жуткое зрелище было! Были репрессированные и из моих родственников более молодого поколения, один из них, будучи гимназистом, попал в лагерь за какие-то стихи.

Наши преподаватели, те, что солидного возраста, были самыми интересными, самыми сильными. Профессор зарубежной литературы Локс, Тарабукин, который работал с Мейерхольдом.

Я посещала режиссерский курс параллельно, там преподавал Николай Горчаков (это первое поколение после Станиславского).

Профессор Бояджиев, автор книг, по которым мы учились, был темпераментный – когда он заканчивал курс, всякий раз по традиции все вставали и аплодировали. Большое счастье слушать таких людей. Но были и другого сорта преподаватели – сталинисты.

Началась оттепель.. Приезжает Театр Брехта из Германии. Брехт только умер, но театр еще был очень свежий. При этом наша преподавательница говорила, что единственный театр в мире «правильный» и хороший – театр советский. И вот мы идем смотреть постановки Брехта.

Я просто поражена была, насколько это меня трогает. Как переживаешь! А нам говорили, что это рациональное, холодное искусство. Начали мы мыслить…

Пришли хрущевские времена, стало чуть свободнее все, и занавес железный, хотя он был еще тяжелый, все-таки местами прорывался, и мы стали видеть многое.

Судьба нашего курса была странная. Что там случилось, не знаю, но румынку отправили домой, польку отправили домой… По «профнепригодности» – был такой трафарет. Я тоже была исключена.

Комендантша наша была настоящим шпионом.

Женщина средних лет, очень сексуальная, она была вынуждена свои потребности удовлетворять, общаясь со студией казахской, а женщины европейские, которые дружили с европейскими мужчинами, ее жутко раздражали.

Как-то раз мой сосед по общежитию меня и еще одну девушку пригласил в ресторан на день рождения. Но ему не хватило денег расплатиться. Взяли паспорт у него, у нас не забрали, и мы были вынуждены пешком возвращаться в общежитие.

Мне приписали какое-то аморальное дело, вызвали для объяснений на комсомольский комитет, на котором обсуждали. Я подробно рассказала об этом вечере и сказала, что не вижу тут ничего, за что можно было бы вызывать. Им стало неловко.

После этой истории я больше в комсомольскую организацию уже не возвращалась никогда.

1957 год. Знаменитый фестиваль молодежи в СССР. Правительство постановило советских девушек поприличнее одеть: трех цветов костюмы, юбки клеш. Потому что это время рок-н-ролла. Можно было в ЦУМе купить эти юбки, кофточки, на которых слово «мир» на всех языках, такие пестрые, и косыночка. Были фиолетовые, желтые, синие. Я купила желтую.

Многие молодые девицы были так одеты. И вот началось общение, просто на улице с незнакомыми людьми ты мог разговаривать. Это было потрясающе! Мы познакомились с парнями. Три девушки. Я не помню, что мы там пили или ели, но это было минимально, как птицы, не было угощений таких, как сейчас. Энтузиазм невероятный, передать это невозможно, и непонятно – отчего.

Такой всплеск свободы!

Вспоминаю маленькую комнату в коммуналке… Одна моя сокурсница была помешана на танце, она нас пригласила к себе, поставила табуретку посередине этой комнатушки, мы все подогнули ноги на диване, и она танцевала на табуретке. Это было настроение!

Позже я встретила нашего профессора Бояджиева, он знал, что меня исключили и что написали «по профнепригодности». Сказал, что я должна подать заявление и вернуться в ГИТИС. Приняли назад, но только на заочное.

Я посещала режиссерский курс Андрея Гончарова, это один из самых тогда сильных режиссеров, прекрасный педагог, которой воспитал литовца Витаутаса Чибираса. И – Петра Фоменко. Уже этого одного достаточно.

Ирина Петерс: Вы упомянули Петра Фоменко. Может быть, расскажете?

Аудроне Гирдзияускайте: Сейчас о нем вышли две книги, одна за другой. Известный автор Михаил Левитин открыл уже самое нутро, препарировал характер и психологию, попробовал раскрыть эту противоречивость, не люблю я громких слов, но гениальность человека.

Ирина Петерс: Петр Наумович Фоменко (1932-2012), выдающийся советский и российский режиссер театра и кино, педагог, создатель шестидесяти спектаклей, отличавшихся яркой театральностью, музыкальностью, блестящими актерскими ансамблями. Его имя носит один из московских театров. Он также создал особый телетеатр, снимал художественные фильмы. Профессор Петр Фоменко – трижды лауреат Государственной премии России, а также премии «Триумф» и Премии имени Товстоногова.

Аудроне Гирдзияускайте: Мы с Петром познакомились в 1957 году в библиотеке ГИТИСа. Самое уютное место во всем институте! Там ты мог получить все, что хочешь. Прекрасные библиотекарши. Находиться в библиотеке было в удовольствие. Со стен, с полок наблюдали за нами знаменитые театралы русские, начиная с Волкова.

Лампы такие… Ты был, как дома. Там мы познакомились как-то молча, потом повстречались еще где-то. Могла бы его назвать своим учителем. Он уже был окончивший Институт Литературы, учился во МХАТе, откуда его выбросили в свое время за какое-то хулиганство. Он любил этот жанр. Очень хорошо знал музыку и изобразительное искусство.

Его мать была интеллигентным человеком, из украинской, довольно богатой среды, знала языки. С Петром и через него я познакомилась со многими людьми в Москве, которые очень близкими стали. Юрий Ряшенцев, Владимир Ревзин, архитектор, Юрий Зерчанинов был известным журналистом. Уже были взрослые люди, они работали.

И, в основном, это еврейская среда.

Через сокурсника Петра Феликса Бермана я познакомилась с компанией одесситов – «энциклопедистов». Собирались юристы, врачи, инженеры раз в месяц, и каждый из них рассказывал остальным , что нового в его области. Представляете? Школа настоящая.

Когда они беседовали, я сидела где-нибудь на диване, они – за столом все, а потом уже какая-нибудь жареная картошка, селедка и водочка. Второй акт бывал уже со мной вместе. Я была моложе их. Узнала настроения людей, быт. Помню, как мы всегда праздновали Старый Новый Год в Москве, Масленицу. Бывали блины с икрой.

Икра была в Елисеевском магазине, только нужно было иметь, на что покупать.

Ирина Петерс: Были такие вопросы: откуда ты? Литовка.

Аудроне Гирдзияускайте: В общем чувствовала себя хорошо. Была из того края, который в России многим казался более западным, культурным. Но однажды меня так ранило, когда в первый раз в жизни услышала слово «нацмен». Поразило, когда это я услышала в самом ГИТИСе по отношению к студиям не из европейской части. Вся «дружба народов» повисла на тонком волоске.

https://www.youtube.com/watch?v=AozbE29cgRM

В общежитии я жила жутчайшем. 11 корпусов. Бараки, ни удобств, ничего! Ледяная вода, железный кран один в умывальне, общий жуткий туалет. У меня над кроватью висел кусок штукатурки вот такой толщины, такая глыба. Папа приехал навестить и сказал: «Ты не клади голову в эту сторону». Я говорю: «Ты хочешь, чтобы мне на ноги это упало?»…

Ирина Петерс: Вернемся к Петру Фоменко.

Аудроне Гирдзияускайте: С ним было очень сложно. Он любил опаздывать. Ждешь его… Вы знаете, что такое в молодости ждать того, кто тебе очень дорог? И вот я хожу, комната небольшая, шесть метров, туда-сюда, жду, жду… Абсолютно выходишь из себя.

Проходит два-три часа, и он появляется, как будто ничего. А ты уже – как сумасшедшая. Он жил своей внутренней жизнью, почти никогда не делился впечатлениями. Бывали часто в музеях, он говорил полслова. Но для меня было все очень важно для формирования вкуса.

Он был критичный и, вместе с тем, очень любил классическую музыку, знал ее хорошо, любил бардов и сам сочинял песни. Любил петь «под Вертинского».

Часто, когда по Поварской от ГИТИСа мы шли к Площади Восстания, где я жила, он мог петь на улице громко, ему нравилось, что люди видят, мы танцевали на тротуаре в ритм какой-нибудь песни.

(Звучит песня Вертинского)

Аудроне Гирдзияускайте: В эти годы люди стали просачиваться за границу, привозить пластинки, потом кто-то переписывал на эти рвущиеся ленты записи американского джаза. Также мы часто слушали Окуджаву, чуть позже – Высоцкого. Идешь в воскресенье весной, и из каждого окна – эти записи.

Еще о Петре Фоменко. Я иногда не понимала его эмоциональных взрывов, сумасшедших поступков. И Левитин об этом пишет. Он все сводит к тому, что Петр очень переживал безотцовщину, хотя отец с ним общался до десяти лет. Легенды об отце Петр сочинял каждый раз новые. Фоменко – это ведь фамилия матери. Потом выяснилось, что отца звали Наум Элисон.

В наших с ним отношениях не надо ничего романтизировать и никаких сантиментов разводить. Было очень тяжело расставаться, но необходимо. И эта необходимость была понятна каждому из нас с самого начала. Отношения были очень драматичные и все время срывались на чем-то, потому что никто из нас не верил, что это может быть долго.

Я знала, что я никогда не останусь в Москве, что я могу жить только в Литве, я должна сделать все для Литвы, для моей родины. А он был настолько талантлив… Скажем, я никогда не видела, чтобы он сидел и учился так, как другие люди учатся. Всегда только листал легко, смотрел, думал… Таким я его и заметила в библиотеке тогда.

Он имел Сталинскую стипендию, она еще так называлась. Одни пятерки были.

Мама его, такая романтик, патетичный романтик. У меня были хорошие отношения с ней.

Но как-то за чаепитием… Пили крепкий чай, цейлонский, она любила с кагором, очень вкусно кагор в чай, сказала прямо и просто, что она много пережила в жизни всего, но одной вещи не переживет – если Петр уйдет из дома.

Безумно его любила, руководила им и держала очень твердо, хотя позволяла и прощала все. Это был ее путь – все сводилось на него. Он ведь осуществил себя, когда ему было уже пятьдесят с лишним, а до этого – мытарства, из-за характера.

Читайте также:  Повилас ванагас - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И из-за мамы был, как пишет Левитин, «порченый мальчик», в смысле психологическом. Мать, вот эта власть ее, и еще рядом была его няня, и эта няня у них жила всю жизнь. Ее звали все «тетя Варя». Жила на равных правах в одной комнатке, пятнадцать метров, они жили втроем.

Когда мы подали заявление в ЗАГС и я приехала в Москву, мне отказали в комнате, которую я снимала, в страхе, что кто-то придет жить сюда. Некуда было с поезда, когда я вышла, идти. Зима, темно, минус 25, стоим на перроне… Он позвонил подруге, учился вместе с ней, и спросил, не могут ли они принять меня. Приняли. Меня всегда все всюду принимали.

Я тогда была настолько глупая и молодая, что не понимала, что это тяжесть в доме. Потом мы ехали в метро, и я спросила: «А нельзя ли к тебе?». На следующий день была назначена регистрация. Он говорит: «Нет, это невозможно. Места нет». Я говорю, что могу и на полу спать. Он говорит: «Нет. Я не сказал матери». Я сказала: «Все. Свадьбы не будет».

Так и написала в телеграмме своим родителям.

Ирина Петерс: Когда ваш общий сын родился в 1965 году здесь, в Вильнюсе, он приезжал?

Аудроне Гирдзияускайте: Конечно. Он часто бывал в Литве. И после рождения сына тоже. На дни рождения его мама также приезжала. Петр часто обещал приехать еще и на каникулы, но не приезжал. Присылал телеграмму часто, что мама больная, мама заболела. Судьбы повторяются в семьях, они никуда не уходят…

Ирина Петерс: Бываете в современной Москве?

Аудроне Гирдзияускайте: Приезжаю очень редко, друзья почти все умерли. В последний раз я была на похоронах Петра в 2012 году. Тогда театр Фоменко меня опекал, встретили и проводили. Все было очень по-человечески.

Москва всегда полна всего! Вот Козихинский переулок (в прошлом улица Остужева) – приходишь к дому, куда ты ходил, жил, ел и пил: еще на окне висит та же штора, а людей уже этих нет. Очень дороги были люди – их открытость, простота, чего в Литве нет, скажем, между людьми, тут реже ты близок с кем-то, отношения другого сорта.

Еще о людях. Когда мы жили во время войны в Перми, к нам была приставлена семья , которая должна была следить за нами. Мой отец ходил во французском костюме. Родители вообще выглядели на фоне пермской публики просто как из западного журнала мод. К тому же мой отец был невероятной красоты мужчина.

Что за люди? Может, шпионы… Эта семья – сами потом рассказали, что были приставлены наблюдать . Он был инженером, она – редактором газеты. В результате мы подружились и переписывались потом всю жизнь, позже они приезжали в Литву, до конца были близкие отношения. А латышская семья такого же министра погибла.

Ее ссылали все дальше и глубже в Сибирь, кончилось тем, что никто не вернулся.

Ирина Петерс: Эти люди , получается, вас спасли?

Аудроне Гирдзияускайте: Не загубили, потому что подружились. Кстати, вот эти тарелочки – русский фарфор с незабудками – подарены ими…

Любая страна – это люди. Не власть! Только через отношения ты можешь узнать страну и понять ее. Я в Москве так много получила знаний и любви, понимания жизни и искусства. Благодарна людям, которые меня учили, всегда помогали.

Но то, что происходит там сейчас, – это совсем другая мелодия.

Источник: https://www.svoboda.org/a/27886846.html

Пётр Фоменко

Для режиссёрской манеры Фоменко характерны щедрость фантазии и парадоксальность мышления, построение спектакля по принципу иронического сопоставления контрастных эпизодов; его работы ярко театральны и музыкальны, отличаются блестящим актёрским ансамблем.

В ряде спектаклей конца 1970-х — начала 1980-х годов Фоменко экспериментировал в жанре трагического гротеска.

Телевизионным спектаклям режиссёра свойственны углублённый психологизм, точное следование авторской идее и стилю.

Биография

Окончил московскую школу № 9. Увлекался футболом: соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист Анатолий Ильин, а в младших классах учился Адамас Голодец; играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой.

Школьнику Петру Фоменко любовь к театру, музыке привила мама. По позднейшему признанию, в театр он пришёл именно через музыку. Окончил музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, училище М. М. Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Поступил в Школу-студию МХАТ, где быстро стал для консервативных преподавателей-академиков средоточием всего, что «глубоко противопоказано великой школе русского театра». С одарённым «изгоем», несмотря ни на что, продолжал заниматься Борис Ильич Вершилов, в прошлом коллега Евгения Вахтангова. Тем не менее, Фоменко был отчислен «за хулиганство» с третьего курса в 1953 году.

Поступил в Московский педагогический институт им. Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Пётр Фоменко сдружился с Юрием Визбором, Юлием Кимом, Юрием Ковалем. Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» А. С. Пушкина.

Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Н. Горчакова; среди педагогов А. А. Гончаров, Н. В. Петров), который окончил в 1961 году. Первый спектакль поставил в 1958 году.

Два спектакля Петра Фоменко в 1960-х годах были закрыты по цензурным соображениям: «Смерть Тарелкина» (театр им. Маяковского, 1966, после пятидесяти показов) и «Новая Мистерия-Буфф» (театр им. Ленсовета, 1969).

За эстетическую неблагонадёжность режиссёра театральная критика нарекает его «осквернителем праха русской классики». В это время Пётр Фоменко живёт без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога.

К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах.

Не найдя работы в Москве, уезжает в Тбилиси, где два сезона работает в Тбилисском театре им. Грибоедова.

В 1972-81 работает в Ленинградском Театре Комедии (с 1977 главный режиссёр), откуда ушёл после давно назревшего идеологического конфликта с горкомом КПСС под руководством Г. В. Романова.

Возвращается в Москву: с 1982 режиссёр в Театре им. Маяковского, с 1989 — в Театре им. Вахтангова.

С 1981 начинает преподавать в ГИТИСе по приглашению своего учителя, Андрея Александровича Гончарова (поначалу как педагог в мастерской Оскара Яковлевича Ремеза).

В 1992 году получает звание профессора Российской Академии театрального искусства (РАТИ).

В 2001 году выпустил последний курс студентов. В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.

Отзывы

Работы в театре

Ленинградский театр комедии (1972—1981)

  • 1978 — «Лес» А. Н. Островского
  • 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского
  • 1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова
  • 1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится»
  • 1980 — «Измена» Л. Г. Зорина
  • 1978 — «Пассаж в пассаже» С. В. Михалкова по Ф. М. Достоевскому
  • 1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова
  • 1974 — «Старый Новый год» М. Рощина
  • 1975 — «Муза» Г. М. Никитина
  • 1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина.
  • 1974 — «Родственники» Э. В. Брагинского и Э. А. Рязанова
  • 1975 — «Мизантроп» Мольера
  • 1979 — «Свадьба. Юбилей» по А. П. Чехову
  • 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду

Театр им. В. В. Маяковского

  • 1985 — «Плоды просвещения» Л. Н. Толстого (постановка)
  • 1966 — «Смерть Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина

Театр им. Евг. Вахтангова

  • 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
  • 1999 — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» М. Метерлинка
  • 1989 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (постановка)
  • 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского
  • 1991 — «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996)

  • 1984 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина
  • 1988 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина
  • 1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (постановка)
  • 1986 — «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой)

Московский театр «Мастерская П. Фоменко» (1993 — наст. время)

  • 2001 — «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого (автор инсценировки, постановка)
  • 2000 — «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину
  • 2004 — «Три сестры» А. П. Чехова
  • 2001 — «Безумная из Шайо» Ж. Жироду
  • 2008 — «Бесприданница» А. Н. Островского (постановка и режиссура)
  • 2009 — «Триптих» А.С. Пушкина по “Графу Нулину», “Каменному гостю” и “Сценам из Фауста” (постановка)
  • 2002 — «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и В. Я. Брюсова (постановка)
  • 1996 — «Таня-Таня» О. Мухиной (режиссёр-постановщик)
  • 2006 — «Как жаль» по пьесе «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса
  • 2008 — «Сказка Арденского леса» Ю. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится» (постановка)
  • 2006 — «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Ж. -Б. Мольера («соучастник-оппонент»)
  • 2004 — «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены)
  • 1996 — «Свадьба» А. П. Чехова
  • 2000 — «Семейное счастие» Л. Н. Толстого (автор композиции и режиссёр-постановщик)
  • 1998 — «Чичиков. Мертвые души, том второй», фантазия на тему позднего Гоголя

Постановки в других театрах

  • 1990 — «Калигула» А. Камю в театре им. Моссовета
  • 1968 — «Как вам это понравится» У. Шекспира в театре на Малой Бронной
  • 1965 — «Приключения желтого чемоданчика» С. Прокофьевой. Совместно с В. Ованесовым. Центральный детский театр.
  • 1971 — «Дорога цветов» В. П. Катаева в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
  • 1962 — «Микрорайон» по повести Л. В. Карелина в Московском театре драмы и комедии
  • 1974 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова, 2-я редакция спектакля, в «Театре Польском» (Вроцлав).
  • 1961 — «Один год» по Ю. П. Герману в театре на Малой Бронной
  • 1970 — «Татьянин день» Д. Урнова. Театр МГУ «Ленинские горы».
  • 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва в Малом театре
  • 2003 — «Лес» А. Н. Островского в Комеди Франсез
  • 1961 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Драматический театр, Ногинск.
  • 1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо в ЦТСА
  • 1967 — «Дознание» П. Вайса в театре на Таганке
  • 1960 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Дипломный спектакль актерского факультета ГИТИСА.
  • 1970 — «Свой остров» Р. А. Каугвера в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова
  • 1961 — «Даешь Америку!» по С. Ларионову в Московском театре драмы и комедии . (Спектакль не вышел, репетиции спектакля были прекращены из-за несоотвествия пьесы репертуарной политике.)
  • 1964 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку в ЦДТ
  • 1965 — «Павшие и живые» по стихотворениям военных лет в театре на Таганке. Постановка Ю. П. Любимова Режиссер П. Фоменко.
  • 1969 — «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому в обработке М. Г. Розовского в Ленинградском театер имени Ленсовета
  • 1965 — «Антимиры» А. А. Вознесенского в театре на Таганке. Постановка Ю. П. Любимова. Режиссер П. Фоменко.
  • 1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Театр-студия «Металлург» (Москва).
  • 1968 — «Человек, похожий на самого себя» З. Паперного. Театр МГУ «Ленинские горы».
  • 1994 — «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон»
  • 1958 — «Беспокойное наследство» К. Я. Финна в Московском драматическом театре

Работы в кино

Режиссёр

  • 1986 — Поездки на старом автомобиле, по сценарию Э. Брагинского
  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь, по повести «Спутники» В. Пановой
  • 1977 — Почти смешная история, по сценарию Э. Брагинского

Сценарист

  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (в соавторстве с Б. Вахтиным)

Актёр

  • 1988 — Чёрный монах (режиссёр И. Дыховичный)
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле
  • 1984 — Мой друг Иван Лапшин — камео

Работы на телевидении

Центральное телевидение (1967—1991)

  • 1969 — «Михаил Кольцов»
  • 1985 — Пиковая дама по А. С. Пушкину
  • 1966 — «Новеллы» по Д. Паркеру
  • 1991 — Гробовщик по А. С. Пушкину
  • 1971 — Семейное счастие по Л. Н. Толстому
  • 1981 — Повести Белкина. Выстрел по А. С. Пушкину
  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность по Л. Н. Толстому
  • 1967 — Новеллы о Ходже Насреддине
  • 1982 — Метель по А. С. Пушкину
  • 1969 — Пиковая дама по А. С. Пушкину

Школа Петра Фоменко

За годы преподавания в ГИТИСе Пётр Фоменко выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссёры и актёры: Сергей Женовач, Иван Поповски, Олег Рыбкин, Елена Невежина, Владимир Епифанцев, Василий Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Пускепалис, Николай Дручек, Марина Глуховская, сестры Ксения и Полина Кутеповы, Полина Агуреева, Максим Литовченко, Андрей Казаков и другие.

Отзывы

Признание и награды

  • Лауреат премии имени Георгия Товстоногова (2001), за выдающийся вклад в развитие театрального искусства.
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством IV степени» (1996)
  • Лауреат Государственной премии России (1994, за спектакль «Без вины виноватые»; 1997, за создание театра «Мастерская П. Фоменко»; 2001, за спектакли «Одна абсолютно счастливая деревня», «Семейное счастие», «Война и мир. Начало романа. Сцены»).
  • Лауреат премии «Золотая маска» (1995, за спектакль «Великолепный рогоносец»; 2002, за спектакль «Война и мир. Начало романа»; 2006, за спектакль «Три сестры»).
  • Золотая медаль имени А. Д. Попова (1978), за спектакль «Любовь Яровая».
  • Командор Ордена искусств и литературы Франции (2005).
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007)
  • Лауреат зрительской премии “ЖЖивой театр” (2010) в номинации “Режиссура: мэтры” за спектакль “Триптих” по А.С.Пушкину
  • Лауреат премии «Триумф» (2001), за спектакль «Война и мир. Начало романа. Сцены».
  • Лауреат премии Станиславского (сезон 1995—1996, за спектакль «Пиковая дама»; сезон 1999—2000, за спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня»).
  • Лауреат премии фестиваля «Московские сезоны», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
  • Лауреат премии Председателя Союза театральных деятелей Российской Федерации (сезон 2002—2003)
  • Приз московской критики «Гвоздь сезона», (сезон 1992—1993), за спектакль «Без вины виноватые».
  • Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством III степени» (2003)
  • Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1993, за спектакли «Без вины виноватые» и «Волки и овцы»; 1996, за спектакль «Пиковая дама»).
  • Лауреат премии «Чайка» (2002), в почётной номинации «Патриарх».
  • Лауреат Международной театральной премии имени К. С. Станиславского (1993).
  • Лауреат зрительской премии “ЖЖивой театр” (2009) в номинации “Режиссура: мэтры” за спектакль “Бесприданница” по А.Н.Островскому
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1987), за заслуги в области советского театрального искусства.
  • Заслуженный деятель искусств Польши (1979).
  • Народный артист Российской Федерации (1993).
  • Лауреат премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003), за выдающийся творческий и научный вклад в художественную культуру России.
Читайте также:  Людмила полякова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отзывы

Интересные факты

29 сентября 2004 года в московском театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Суер-Выер: комическое представление в 2-х действиях», посвящённого Петру Фоменко (режиссёр Михаил Левитин, по роману Юрия Коваля).

Список произведений

  • Фоменко П., Копылова Р. Приближаясь к Толстому // Телевидение и литература: Сб. ст. / Сост. Е. В. Гальперина. — М.: Искусство, 1983. — 217 с. — 10000 экз.
  • Фоменко П. Он воспитал наш пламень… // Неистовый Андрей Гончаров / Гл. ред. и сост.: В. Я. Дубровский. — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 278-292. — 319 с. — 1500 экз. — ISBN 5-462-00062-6

Библиография

  • Смехов В. Б.

Источник: http://people-archive.ru/character/ptr-fomenko

Петр Фоменко биография, фото, личная жена, его семья и жена

Петр Фоменко – это прославленный режиссер и театральный педагог, чей многолетний труд сформировал сам стиль и образ российского театра. Среди его учеников было множество звезд современного искусства.

Среди его театральных постановок – бессчетное множество шедевров. Именно поэтому в настоящее время Петра Фоменко, называют классиком российской сцены. Человеком, который стал образцом для многих десятков последователей.

Ранние годы, детство и семья Петра Фоменко

Пётр Фоменко появился на свет 13 июля 1932 года в городе Москва. В детстве он был самым обычным парнем, а потому, как и многие его сверстники, увлекался спортом.

В разные годы он занимался футболом, теннисом, хоккеем с мячом и традиционным хоккеем с шайбой. Некоторое время спустя в числе его увлечений появились также музыка и театр. Как отмечается в ряде источников, любовь к искусству парню привила мать.

Петр Фоменко — легендарный русский режиссер

Еще в детском возрасте наш сегодняшний герой окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, а затем еще и училище Ипполитова-Иванова (класс скрипки).

Некоторое время Петр Фоменко думал о том, что в будущем станет музыкантом, однако впоследствии все-таки поступил в театральный ВУЗ – в Школу-студию МХАТ.

Именно поэтому в своих более поздних интервью наш сегодняшний герой неоднократно признавался, что в театр его привела музыка.

Однако поступить в МХАТ, как известно, это еще полдела. И ярким примером тому является сам прославленный режиссер. Будучи ярким, живым и креативным, Петр Фоменко никогда не хотел развиваться в канве скупого и консервативного советского искусства. Его считали «одаренным изгоем», а потому он постоянно пребывал в немилости у местных педагогов.

Именно поэтому уже на третьем курсе Петра Фоменко отчислили, подыскав для этого какой-то сомнительный предлог.
После этого наш сегодняшний герой поступил на филологический факультет МГПИ имени Ленина, где стал учиться на заочном отделении.

В период учебы он сдружился со многими известными деятелями советский неформатной сцены. Он режиссировал «капустники» для Юрия Визбора, ставил некоторые музыкальные спектакли для Юрия Коваля. Некоторое время спустя он едва самостоятельно не поставил пушкинского «Каменного гостя».

Однако данный проект так и остался на стадии репетиций.

Моцарт и Сальери. Пародия «Петр Фоменко»

После окончания МГПИ Петр Фоменко снова взялся за учебу и поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. Именно здесь в 1958-м году он поставил свой первый спектакль.

Карьера Петра Фоменко: режиссер и педагог

После окончания ГИТИСа Петр Фоменко стал работать в театре Маяковского, однако и в этот раз мир «советского партийного искусства» крайне негативно принял молодого режиссера. Его постановка «Смерть Тарелкина» была запрещена после пятидесяти показов.

Его спектакль «Новая Мистерия-Буфф» и вовсе был не допущен к показу. В довершение всего в один прекрасный момент театральные критики Страны советов нарекли режиссера «осквернителем русской классики», после чего Петр Фоменко надолго остался без работы.

После этого наш сегодняшний герой долгое время жил случайными заработками. Он ставил представления в провинциальных театрах, иногда помогал режиссерам на телевидении. Некоторое время Петр Наумович даже работал филологом. Однако впоследствии талантливый «неформатный» режиссер все-таки нашел для себя подходящее место в мире театрального искусства.

Петр Фоменко: «Хорошее отношение к лошадям»

Оставив Россию, Петр Фоменко отправился в Грузию, где в течение двух лет проработал в Тбилисском театре Грибоедова.

В 1972-м году он вновь вернулся в РСФСР, где стал трудиться в качестве режиссера Ленинградского Театра Комедии.

Пять лет спустя наш сегодняшний герой стал главным режиссером данного театра, однако, несмотря на это, уже в 1981-м году вновь-таки был вынужден уйти из-за очередного «идеологического конфликта».

В том же году Петр Фоменко вернулся в Москву, где некоторое время спустя нашел работу в том самом Театре Маяковского. В 1989-м году режиссер перешел в Театр Вахтангова.

Параллельно с этим (начиная с 1981-го года) Петр Наумович преподавал в родном для себя ГИТИСе. Поначалу он работал лишь в качестве одного из педагогов студии Оскара Ремеза. Однако уже в 1992-м году получил звание профессора, а вместе с ним и право набрать свой собственный курс.

С тех пор в качестве преподавателя Петр Фоменко работал около двадцати лет. В разные годы его учениками были Сергей Пускепалис, Полина Агуреева, Миндаугас Карбаускис, Галина Тюнина, Марина Глуховская, и многие другие прославленные деятели театра.

В 2000-м году наш сегодняшний герой также работал педагогом в Парижской консерватории.

Параллельно с педагогической деятельностью, Петр Фоменко продолжал работать в качестве режиссера. С 1993-го года он работал в качестве руководителя Московского театра «Мастерская Петр Фоменко», а также ставил спектакли в других театрах. В разное время режиссером было поставлено порядка шестидесяти спектаклей в Москве, Тбилиси, Париже, Вроцлаве, Санкт-Петербурге и Зальцбурге.

Петр Фоменко умер в 2012 году, причиной смерти стал сердечный приступ

За свой выдающийся вклад в развитие театрального искусства наш сегодняшний герой получил огромное множество различных премий как в России, так и в странах Европы.

Так, в частности, в личной коллекции мастера есть «Золотая Маска», «Хрустальный Турандот», премии «Триумф» и «Чайка», французский орден искусств и литературы, а также звание Народного артиста России и Заслуженного деятеля культуры Польши.

Его путь в искусстве был прерван лишь смертью. Великий мастер умер в результате сердечного приступа девятого августа 2012-го года. Ныне могила Петра Наумовича находится на Ваганьковском кладбище.

Личная жизнь Петра Фоменко

В жизни режиссера было три брака. Первой его супругой была грузинка Лали Бадридзе, которая работала художником-постановщиком в тбилисском театре.

После этого наш сегодняшний герой долгое время состоял в любовных отношениях с литовской писательницей Аудроне Гирдзияускайте, которая фактически была его гражданской женой.

В рамках этого союза на свет появился внебрачный сын Петра Фоменко – Андрис.

Последней супругой режиссера была актриса Майя Тупикова. С ней Петр Наумович прожил до конца своих дней.

Источник:

Источник: http://volscreen.ru/biografii/petr-fomenko-biografiia-foto-lichnaia-jena-ego-semia-i-jena.html

Петр Наумович Фоменко биография режиссера и педагога

Петр Наумович Фоменко — российский режиссер, педагог, народный артист России[en](1993). Знак зодиака — Рак.

Петр Фоменко родился 13 июля 1932 года в Москве. Окончил московскую школу № 9.

Увлекался футболом: соперником по дворовым играм в то время был будущий знаменитый футболист — Анатолий Михайлович Ильин, а в младших классах учился будущий футболист и тренер Адамас Соломонович Голодец; играл в теннис, хоккей с мячом, хоккей с шайбой. Любовь к музыке ему привела мама. Окончил музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, училище Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова по классу скрипки.

Фоменко поступил в Школу-студию МХАТ, но с 3 курса был отчислен «за хулиганство». Поступил в МГПИ имени Владимира Ильича Ленина (филологический факультет), который окончил заочно в 1955 году. Здесь Петр сдружился с Юрием Иосифовичем Визбором, Юлием Черсановичем Кимом, Юрием Иосифовичем Ковалем.

Режиссировал знаменитые «капустники», делал попытки первых серьёзных постановок, в частности, репетировал «Каменного гостя» Александра Сергеевича Пушкина. Параллельно учился на режиссёрском факультете ГИТИСа (курс Николая Михайловича Горчакова; среди педагогов Андрей Александрович Гончаров, Николай Васильевич Петров), который окончил в 1961 году.

Первый спектакльпоставил в 1958 году. Два спектакля Петра Наумовича в 1960-х годах были закрыты из-за цензуры: «Смерть Тарелкина» (театр имени Владимира Владимировича Маяковского, 1966, после пятидесяти показов) и «Новая Мистерия-Буфф» (театр имени Ленсовета, 1969).

За эстетическую неблагонадёжность режиссёра театральная критика нарекла его «осквернителем праха русской классики». В это время режиссер жил без постоянной работы, перебиваясь случайными заработками на телевидении, в провинциальных театрах, драмкружках и даже частной практикой филолога.

К этому же периоду относится работа в студенческой студии МГУ на Ленинских горах. В Москве он работу не нашел, поэтому уехал в Тбилиси, проработав там два сезона в Тбилисском театре имени Грибоедова.

В 1972-1975 годах Петр Фоменко работал в Ленинградском театре комедии (с 1977 главный режиссер), с 1982 — в Московском театре имени Маяковского, с 1989 — в Московском театре имени Евгения Багратионовича Вахтангова.

В 2003 году оставил кафедру режиссуры в РАТИ (ГИТИС) и ушёл из официальной театральной педагогики, которой отдал более 20 лет жизни.

За годы преподавания в ГИТИСе Петр Фоменко выпустил четыре курса студентов, среди которых известные режиссёры и актёры: Сергей Васильевич Женовач, Иван Павлович Поповски, Олег Рыбкин, Елена Александровна Невежина, Владимир Георгиевич Епифанцев, Василий Георгиевич Сенин, Миндаугас Карбаускис, Сергей Витауто Пускепалис, Николай Дручек, Марина Витальевна Глуховская, сестры Ксения Павловна и Полина Павловна Кутеповы, Полина Владимировна  Агуреева, Максим Викторович Литовченко, Андрей Игоревич Казаков и другие.

Режиссер создал более 60 спектаклей в театрах Москвы, Ленинграда, Тбилиси, Вроцлава (Польша), Зальцбурга (Австрия) и Парижа (Франция).

Среди постановок Петра Наумовича: «Лес» Александра Николаевича Островского (1978, Ленинградский театр комедии), «Плоды просвещения» Льва Николаевича Толстого (1985, Московский театр им. Маяковского), «Калигула» (1990, Театр им. Моссовета), «Без вины виноватые» А. Н.

Островского (1993, Московский театр им. Евгения Вахтангова). Основатель (1993) и художественный руководитель московского театра «Мастерская П. Фоменко», созданного на основе выпуска Российской академии театрального искусства (б. ГИТИС). Государственная премия Российской Федерации (1994).

В 2000 в своем театре поставил спектакль «Одна абсолютно счастливая деревня» Бориса Борисовича Вахтина, удостоенный Международной премии Константина Сергеевича Станиславского.

Личная жизнь

Первая жена — художник-постановщик Лали Бадридзе;

Вторая жена (вдова) — актриса Майя Тупикова.

У Петра Фоменко остался внебрачный сын Андрюс, рождённый литовской писательницей и театральным критиком Аудроне Гирдзияускайте.

Творчество Петра Наумовича Фоменко

Работы в театре

Ленинградский театр комедии (1972—1981):

  • 1972 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова;
  • 1973 — «Троянской войны не будет» Ж. Жироду;
  • 1974 — «Старый Новый год» М. М. Рощина;
  • 1974 — «Родственники» Эмиля Вениаминовича Брагинского и Эльдара Александровича Рязанова;
  • 1975 — «Мизантроп» Ж.-Б. Мольера;
  • 1975 — «Муза» Г. М. Никитина;
  • 1978 — «Лес» А. Н. Островского;
  • 1978 — «Пассаж в пассаже» Сергея Владимировича Михалкова по Федору Михайловичу Достоевскому;
  • 1978 — «Опасно для жизни» А. Антохина;
  • 1979 — «Свадьба. Юбилей» по Антону Павловичу Чехову;
  • 1979 — «Добро, ладно, хорошо» В. И. Белова;
  • 1980 — «Измена» Л. Г. Зорина;
  • 1980 — «Тёркин-Тёркин» А. Т. Твардовского;
  • 1981 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по мотивам пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится».

Московский драматический театр (Театр на Малой Бронной):

  • 1958 — «Беспокойное наследство» К. Я. Финна;
  • 1961 — «Один год» по Ю. П. Герману;
  • 1968 — «Как вам это понравится» Уильяма Шекспира.

Московский академический театр имени Владимира Маяковского:

  • 1966 — «Смерть[en] Тарелкина» А. В. Сухово-Кобылина;
  • 1985 — «Плоды просвещения» Льва Николаевича Толстого (постановка).

Мастерская Петра Фоменко в ГИТИС-РАТИ (1981—1996):

  • 1984 — «Борис Годунов» А. С. Пушкина;
  • 1986 — «Игроки» Н. В. Гоголя (совместно с Р. А. Сиротой);
  • 1988 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина;
  • 1992 — «Волки и овцы» А. Н. Островского (постановка).

Государственный академический театр имени Е. Вахтангова:

  • 1989 — «Дело» А. В. Сухово-Кобылина (постановка);
  • 1991 — «Государь ты наш, батюшка» по «Детоубийце» Ф. Горенштейна;
  • 1993 — «Без вины виноватые» А. Н. Островского;
  • 1996 — «Пиковая дама» А. С. Пушкина;
  • 1999 — «Воскрешение, или Чудо святого Антония» Мориса Метерлинка.

Московский театр «Мастерская Петра Фоменко» (1993—2012):

  • 1996 — «Таня-Таня» О. Мухиной (режиссёр-постановщик);
  • 1996 — «Свадьба» А. П. Чехова;
  • 1998 — «Чичиков. Мёртвые души, том второй», фантазия на тему позднего Николая Васильевича Гоголя;
  • 2000 — «Одна абсолютно счастливая деревня», по Б. Б. Вахтину;
  • 2000 — «Семейное счастие» Л. Н. Толстого (автор композиции и режиссёр-постановщик);
  • 2001 — «Безумная из Шайо» Ж. Жироду;
  • 2001 — «Война и мир. Начало романа. Сцены» Л. Н. Толстого (автор инсценировки, постановка);
  • 2002 — «Египетские ночи», по произведениям А. С. Пушкина и Валерия Яковлевича Брюсова (постановка);
  • 2004 — «Он был титулярный советник» по «Запискам сумасшедшего» Н. В. Гоголя (мизансцены);
  • 2004 — «Три сестры» А. П. Чехова;
  • 2006 — «Прости нас, Жан-Батист» по «Мещанину во дворянстве» Жана Батиста Мольера («соучастник-оппонент»);
  • 2006 — «Как жаль» по пьесе «Любовная[en] отповедь сидящему в кресле мужчине» Г. Гарсиа Маркеса;
  • 2008 — «Бесприданница» А. Н. Островского (постановка и режиссура);
  • 2008 — «Сказка Арденского леса» Ю. Ч. Кима по канве пьесы У. Шекспира «Как вам это понравится» (постановка);
  • 2009 — «Триптих» А. С. Пушкина по «Графу Нулину», «Каменному гостю» и «Сценам из Фауста» (постановка);
  • 2012 — «Театральный роман (Записки покойника)» Михаила Афанасьевича Булгакова. Совместно с К.А. Пироговым.
Читайте также:  Kurt russell - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Постановки в других театрах:

  • 1959 — «Иркутская история» А. Н. Арбузова. Театр-студия «Металлург» (Москва);
  • 1960 — «Проводы белых ночей» Веры Федоровны Пановой. Дипломный спектакль актёрского факультета ГИТИСА;
  • 1961 — «Даешь Америку[en]!» по С. Ларионову в Московском театре драмы и комедии. (Спектакль не вышел, репетиции спектакля были прекращены из-за несоответствия пьесы репертуарной политике.);
  • 1961 — «Проводы белых ночей» В. Ф. Пановой. Драматический театр, Ногинск;
  • 1962 — «Микрорайон» по повести Л. В. Карелина в Московском театре драмы и комедии;
  • 1964 — «Король Матиуш I» по Я. Корчаку в ЦДТ;
  • 1965 — «Приключения жёлтого чемоданчика» С. Прокофьевой. Совместно с В. Ованесовым. Центральный детский[en] театр;
  • 1967 — «Дознание» П. Вайса в театре на Таганке;
  • 1968 — «Человек, похожий на самого себя или вечер Михаила Светлова» З. Паперного. Театр-студия МГУ «Ленинские горы»;
  • 1969 — «Татьянин день» Д. Урнова. Театр-студия МГУ «Ленинские горы»;
  • 1969 — «Новая Мистерия-Буфф» по В. В. Маяковскому в обработке М. Г. Розовского в Ленинградском театер имени Ленсовета;
  • 1970 — «Свой остров» Р. А. Каугвера в Тбилисском русском драматическом театре им. Александра Сергеевича Грибоедова;
  • 1971 — «Дорога цветов» Валентина Петровича Катаева в Тбилисском русском драматическом театре им. А. С. Грибоедова; В. П. Катаева
  • 1974 — «Этот милый старый дом» А. Н. Арбузова, 2-я редакция спектакля, в «Театре Польском» (Вроцлав);
  • 1976 — «Экзамены никогда не кончаются» Э. де Филиппо в ЦТСА;
  • 1977 — «Любовь Яровая» К. А. Тренёва в Малом театре;
  • 1990 — «Калигула» Альбера Камю в Театре им. Моссовета;
  • 1994 — «Великолепный рогоносец» Ф. Кроммелинка в театре «Сатирикон»
  • «Пиковая дама» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории;
  • «Каменный гость» А. С. Пушкина со студентами в Парижской консерватории;
  • 2003 — «Лес» А. Н. Островского в Комеди Франсез.

Произведения

  • Фоменко П., Копылова Р. Приближаясь к Толстому. Телевидение и литература: Сб. ст.  Сост. Е. В. Гальперина — М.: Искусство, 1983. — 217 с. — 10000 экз.
  • Фоменко П. Он воспитал наш пламень… Неистовый Андрей Гончаров. Гл. ред. и сост.: В. Я. Дубровский — М.: АСТ-Пресс Книга, 2003. — С. 278-292. — 319 с. — 1500 экз. — ISBN 5-462-00062-6.

Фильмография:

Режиссёр:

  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность;
  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (по повести «Спутники» В. Ф. Пановой);
  • 1977 — Почти смешная история (по сценарию Э. Брагинского);
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле (по сценарию Э. В. Брагинского).

Сценарист:

  • 1975 — На всю оставшуюся жизнь (в соавторстве с Б. Б. Вахтиным).

Актёр:

  • 1982 — Джентльмены из Конгресса (фильм-спектакль) — (режиссёры Вениамин Смехов, Марина Ишимбаева) — Сол Фицморис, член комиссии по ассигнованиям конгресса США — главная роль и исполнение песен в фильме;
  • 1985 — Поездки на старом автомобиле[en] — Чубуков в постановке Зои Павловны;
  • 1988 — Чёрный монах (режиссёр И. В. Дыховичный) — Песоцкий Егор Семёнович, отец Татьяны;

Работы на центральном телевидении (1967—1991):

  • 1966 — «Новеллы» по Д. Паркер;
  • 1967 — Новеллы о Ходже Насреддине;
  • 1969 — Пиковая дама по А. С. Пушкину;
  • 1969 — «Михаил Кольцов»;
  • 1971 — Семейное счастие по Л. Н. Толстому;
  • 1973 — Детство. Отрочество. Юность по Л. Н. Толстому;
  • 1981 — Любовь Яровая по К. А. Тренёву (совместно с Алиной Казьминой);
  • 1981 — Повести Белкина. Выстрел по А. С. Пушкину (совместно с Лидией Ишимбаевой);
  • 1983 — Этот милый старый дом по А. Н. Арбузову;
  • 1984 — Метель по А. С. Пушкину;
  • 1987 — Пиковая дама по А. С. Пушкину;
  • 1991 — Гробовщик по А. С. Пушкину;
  • 2001 — Таня-Таня по О. Мухиной;
  • 2003 — Одна абсолютно счастливая деревня по Б. Б. Вахтину;
  • 2004 — Волки и овцы по Александру Островскому;
  • 2012 — Триптих по А. С. Пушкину. (Википедия)

Петр Наумович Фоменко скончался 9 августа 2012 года в Москве от сердечного приступа.

Источник: https://test.golbis.com/pin/petr-naumovich-fomenko-biografiya-rezhissera-i-pedagoga/

Все жёны Николая Фоменко

Известный российский музыкант, радио- и телеведущий, актер Николай Фоменко за свою жизнь был женат 4 раза. Первой супругой стала Елена, дочь артиста Рэма Лебедева. Они прожили вместе 5 лет, женщина родила Фоменко первого ребенка – Екатерину. Сейчас девушка известная журналистка.

Содержание:

  • 1 Николай Фоменко: биография, личная жизнь
    • 1.1 Фоменко Николай и его новая жена — Кутобаева Наталия Владимировна
    • 1.2 Экс супруга Николая Фоменко — Мария Голубкина
    • 1.3 Людмила Гончарук – вторая жена
    • 1.4 Первая жена Фоменко — Елена Лебедева
  • 2 Семья
  • 3 Последние новости

Вторая супруга Николая Фоменко, Людмила Гончарук. Предположительно стала причиной развода. Фоменко был без ума от молодой танцовщицы, вместе они прожили 10 лет.

Причиной второго развода Николая и одновременно его третьей женой стала известная актриса Мария Голубкина. Скоро у пары родились дети: дочь Анастасия, сын Иван. Однако через 13 лет этот брак распался.

Снова из-за женщины.

Сейчас супруга Николая Фоменко – Наталия Кутобаева. Женщина руководит Пресс-службой Совета Федерации, вместе с мужем увлекается автогонками. В этом браке подрастает сын Василий.

Помимо четверых детей у актера есть две внучки и внук: Аглая, Маша, Ваня.

Николай Фоменко: биография, личная жизнь

Шоумен Николай Фоменко родился 30 апреля 1962 года в Ленинграде. Окончив школу, поступил в театральный институт ЛГИТИМИК. После ВУЗа Николай по распределению попал в Александрийский театр, один из самых престижных. Его режиссером был Игорь Горбачев.

Через 3 месяца после зачисления в штат молодой актер отправился на службу. Именно там Николай Фоменко запел – выступал в Ансамбле песни и пляски.

Вернувшись домой, парень вместе с друзьями создал группу «Секрет».

Николай Фоменко был вокалистом и бас-гитаристом. Множество хитов написаны его рукой.

За время существования коллектив выпустил 6 пластинок. Николай вышел из группы в 1996 году.

Фоменко стал ведущим, создателем почти 50 телепередач:

  • «Пан или пропал»;
  • «Слабое звено»;
  • «Золотой граммофон».

Николай Фоменко снялся в фильмах:

  • «Лунный папа»;
  • «Бешенные деньги»;
  • «Пизанская башня»;
  • «Скорость».

В течение многих лет Николай выступал на сцене театра имени Пушкина. Работал на Русском радио.

В 1994 году шоумен увлекся кольцевыми гонками. Основал команду Russian Age Racing и вывел ее на чемпионат FIA GT. Был президентом компании «Marussia Motors».

Фоменко Николай и его новая жена — Кутобаева Наталия Владимировна

Последняя супруга родилась в семье военнослужащего 9 августа 1975 года. Возраст Натальи Кутобаевой – 43 года, она на 13 лет младше мужа.

Женщина окончила школу телеведущих, затем ей предложили работу на телевидении. Вела новости на ТРК «Петербург», работала корреспондентом на НТВ. С 2004 года была пресс-секретарем Валентины Матвиенко, губернатора Санкт-Петербурга. С 2011 – руководитель пресс-службы Совета Федерации.

Наталия и Николай Фоменко поженились в 2008 году. В 2009-м у них родился сын Василий.

Говорят, что Николай Фоменко женился на женщине из-за ее влиятельной должности. Теперь с помощью супруги он может открывать практически любые двери. Тем более что до 2014 года шоумен занимал должность управляющего автогоночной компании Marussia Virgin Racing.

Хочется верить, что у Николая Фоменко и Наталья все-таки брак по любви, а не служебный роман для карьерного роста. Именно так злые языки называют его предыдущие женитьбы.

Экс супруга Николая Фоменко — Мария Голубкина

Третья бывшая жена шоумена – известная актриса Мария Голубкина. Девушка родилась в звездной семье. Ее мать Лариса Голубкина, отчим – Андрей Миронов. Творческая деятельность ее была предрешена с детства.

Девушка окончила Щукинское училище, работала в театре Сатиры, затем – им. Пушкина. Играла в фильмах, среди которых:

  • «Завтра. Любовь в запретной зоне»;
  • «Сыскное бюро Феликс»;
  • «Фундаго для мартышки»;
  • «Хоровод»;
  • «Афера».

Известность актрисе принесла роль Светы в картине Павла Голубкина «Свадьба».

Девушка познакомилась с Николаем Фоменко совсем молодой. Свадьбу сыграли сразу после окончания ею Щукинского училища. Для Николая Фоменко этот брак был уже третьим. У пары родились дети – девочка и мальчик.

Союз, который считался одним из образцовых, просуществовал 13 лет. Супруги никогда не выносили сор из избы, и вот, как гром среди ясного неба: о разводе сообщили на всю страну в эфире радиостанции.

«Мы на тот момент уже не жили вместе. Хотели, чтобы не было слухов. А получилось наоборот. Ажиотаж был нешуточным», – рассказала Мария.

Ради детей экс-супруги сумели сохранить хорошие отношения.

Причиной развода считается роман актера с Натальей Кутобаевой, нынешней его супругой. Но Мария признается, что это не основная причина. Когда в семье две сильные личности, не избежать конфликтов. Начались бои за лидерство. Мария ни в чем не уступала мужу.

Маша много работала, а когда Николай Фоменко увлекся автогонками, занялась еще и конным спортом. При этом растила двоих детей, посещала светские тусовки. На одном из мероприятий Николая Фоменко назвали «мужем Маши Голубкиной». Это стало последней каплей.

Людмила Гончарук – вторая жена

Этот брак просуществовал 10 лет. Людмила познакомилась с Николаем, когда он выступал в военном ансамбле. Фоменко был женат, у него подрастала дочь. Но это не остановило мужчину. Людмилу, впрочем, тоже.

Их брак пришелся на пик популярности группы «Секрет». Николай бросил первую супругу, а Гончарук полностью посвятила себя мужу. Она готовила, принимала гостей, пекла, стирала, убирала.

Впоследствии Людмила рассказала, что насколько бурным был роман с Николаем Фоменко, настолько некрасивым – расставание. По ее словам, когда страсть к ней остыла, он буквально выставил ее из дома. Она ушла совершенно одна, прихватив с собой небольшую сумку вещей.

Говорят, что на момент расставания Людмила была беременна. Достоверно известно, что в том же 1995 году женщина родила дочь Дашу. Является ли ее отцом Николай, неизвестно. Во всяком случае, он официально не признавал ребенка.

Вскоре после развода Людмила вышла замуж снова. Новый муж и воспитывал девочку.

Первая жена Фоменко — Елена Лебедева

Девушка училась с Николаем в одном институте и считалась завидной невестой. Она была дочерью известного актера Рэма Лебедева, имевшего хорошие связи с петербургскими властями и в театральных кругах.

Лебедева быстро попала под обаяние Николая Фоменко, приняла его предложение руки и сердца. Вместе супруги прожили 5 лет, у них родилась дочь Катя.

Для Николая первый брак оказался очень удачным. Знаменитый тесть во всем помогал ему, карьерные вопросы решались быстро и легко.

Когда пришло время служить в Армии, Рэм Лебедев приложил усилия, договорился, чтобы парень  попал в ансамбль военного округа.

Сейчас дочь Екатерина уже взрослая, у нее самой есть дети.

Николай Фоменко является дедом двух внучек и внука. Они прекрасно ладят с детьми шоумена от третьего и четвертого брака.

Семья

Николай Фоменко родился в обыкновенной семье. Его мать – бывшая балерина, преподавала в училище им. Вагановой.

Отец был известным физиком метеорологом. У шоумена нет родных братьев и сестер.

Дети Николая Фоменко

У артиста четверо детей. Первая жена Николая в 1981 году родила шоумену дочь Екатерину. Сейчас женщине 36 лет. Она не пошла по стопам своего знаменитого отца. Подалась в журналистику. Ее муж Андрей Гришковец – тоже журналист.

У Екатерины две дочки. Старшей Аглае 14 лет, младшей Машеньке – 13.

Наследница Фоменко и Марии Голубкиной, Анастасия, родилась в 1998 году. Сейчас девушке 20 лет. Она учится в Лондоне, а на каникулы приезжает домой. Девушка одинаково часто гостит как у матери, так и у отца. Но по ее признанию, с папой веселее.

Когда родители развелись, девочке было 9 лет. Она рассказала, что тяжело пережила расставание. «Я боялась, что родители создадут свои семьи, родят еще детей, и мы с Ваней (младший брат) станем им не нужны. Я устраивала маме скандалы, требовала, чтобы она не рожала больше детей».

Сейчас отношения Насти с родителями хорошие. Самостоятельная жизнь за границей заставила ее пересмотреть свои взгляды и научиться ценить то, что имеешь. «Наши отношения с мамой трудно назвать классическими отношениями. Но она для меня близка.

Я могу ей позвонить всегда, поболтать».

Сыну Голубкиной и Фоменко, Ивану, уже 15 лет. Мальчик тоже учится в Англии.

Младший сын Николая Василий родился от Наталии Кутобаевой в 2009 году. Сейчас парню 9 лет.

Николай Фоменко рассказывает, что со всеми детьми поддерживает отношения.

Он всегда звонит им первым: «Я сам был молодым. Понимаю, что детям как-то не до того, чтобы звонить родителям. Когда они поймут, что нужно поддерживать связь, скорее всего, меня уже не будет.

Это жизненный опыт. Поэтому я и звоню сам».

Певец вспоминает, что не был примерным отцом. Так, выбирая между днем рождения ребенка и выступлением на концерте, он предпочитал второе. Впрочем, сейчас шоумен уже не гонится за популярностью. Поэтому с радостью служит нянькой своим детям и внукам.

Последние новости

Два года назад старшая дочь Екатерина родила третьего ребенка – мальчика Ваню. Теперь Фоменко многодетный дед.

С возрастом Николай пересмотрел взгляды на воспитание: «Важно проводить больше времени с детьми. Если уж вы родили, будьте добры, окружите детей вниманием и заботой. Чаще обнимайте их. У меня четверо детей и трое внуков.

Я о каждом из них знаю все. Кто куда поехал, чем занимается… Мы всегда на связи».

Моя жизнь по-прежнему расписана по минутам. Все свободное время трачу не на хобби, а на то, чтобы побыть с семьей.

Других интересов у меня сегодня нет».

«Некоторые мои дети уже взрослые. Но для меня они все равно малыши. Когда проживаешь долгую жизнь, постепенно приходит осознание, что все эфемерно по большому счету. Главное – это дети. Они – наше будущее».

Источник: https://MuzhyaZheny.ru/womans/fomenko

Ссылка на основную публикацию