Полад бюльбюль-оглы – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Полад Бюльбюль-оглы

Композиторское творчество Полад Бюль-бюль оглы многообразно. В его творческом активе имеются крупные симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, мюзикл, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Особый успех принесли ему песни, которые исполняли как известные певцы страны, так и он сам.

Родился в 1945 году в Баку (Азербайджан) в семье великого азербайджанского певца, основоположника азербайджанского профессионального вокального искусства, ученого-музыковеда, профессора Бюль-бюля.

Творческий и профессиональный облик Полада Бюльбюль оглы формировался в Азербайджанской государственной консерватории имени Узеира Гаджибекова в классе композиции выдающегося композитора Кара Караева.

Еще в студенческие годы определились творческие наклонности музыканта – тяга к современной музыке, к ясности и благородству формы.

Многие годы он выступал как певец и композитор, активно пропагандируя азербайджанскую музыкальную культуру. Руководил эстрадными коллективами республики.

Как артист объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира.

Полад Бюль-бюль оглы создал целое направление в советской эстраде, соединив современные ритмы и гармонии с ярким национальным мелодизмом, что стало примером для подражания последующего поколения музыкантов.

Полад Бюль-бюль оглы снимался в главных ролях в кинофильмах, ставших необыкновенно популярными. Написал музыку более чем к 20 кинофильмам.

Благодаря участию в многочисленных музыкальных программах и телепередачах Полад Бюль-бюль оглы стал телезвездой первой величины.

И не случайно именно он стал единственным представителем азербайджанской культуры, в честь которого в феврале 2000 года была открыта звезда на “Площади звезд” в Москве.

Композиторское творчество Полад Бюль-бюль оглы многообразно. В его творческом активе имеются крупные симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, мюзикл, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям. Особый успех принесли ему песни, которые исполняли как известные певцы страны, так и он сам.

В течение нескольких лет Полад Бюль-бюль оглы являлся директором и художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии, проявив лучшие организаторские качества, отличное знание концертного дела. С 1988 года он – министр культуры Азербайджанской Республики.

Его бурная деятельность на столь ответственном посту завоевала признание и авторитет не меньше, чем на концертной эстраде. В 1995 году Полад Бюль-бюль оглы был избран депутатом Милли меджлиса (парламента) Азербайджана.

Масштаб личности Полада Бюль-бюль оглы, его жизнелюбие и профессионализм позволяют на современном уровне нестандартно решать многосложные проблемы развития национальной культуры.

В 1994 году Полад Бюль-бюль оглы избран Генеральным директором, созданной в 1993 году Международной организации ТЮРКСОЙ и являющейся Содружеством по развитию тюркской культуры и искусства. В 1997 и 2000 годах вновь переизбран на эту должность.

По роду деятельности, целям и задачам работы ТЮРКСОЙ близок к структуре ЮНЕСКО и призван играть объединяющую роль в рамках тюркоязычного региона.

Благодаря организации ТЮРКСОЙ и по инициативе Полада Бюль-бюль оглы изданы многочисленные книги классиков литературы тюркоязычных стран, календари и журналы, готовятся к изданию энциклопедии, посвященные памятникам культуры и искусства.

Полад Бюль-бюль оглы – доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики, почетный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства, действительный член Международной гуманитарной академии “Европа-Азия”. В 2000 году ему присвоено ученое звание профессора.

Источник: http://facecollection.ru/people/polad-bulbul-ogly

Мемория. Полад Бюльбюль-оглы – ПОЛИТ.РУ

4 февраля 1945 года родился Полад Бюльбюль-оглы, советский и азербайджанский певец, композитор, посол Азербайджана в России.

Личное дело

Полад Бюльбюль-оглы (настоящее имя Полад Мамедов, 70 лет) родился в Баку в семье народного артиста СССР певца Муртузы Мамедова, получившего за свой красивый голос прозвище Бюльбюль (Соловей).

В 1960 году впервые вышел на сцену в качестве аккомпаниатора отца. К семнадцати годам сочинил свои первые произведения: «Песня о Москве», «С добрым утром», «С первого свидания».

Кроме того, написал несколько композиций для своего друга детства Муслима Магомаева, с которым поехал в столицу для записи этих песен на радио.

Окончив музыкальную школу по классу фортепиано, поступил в Азербайджанскую консерваторию, где в 1963-1968 годах учился по классу композиции у выдающегося музыканта Кара Караева. В 1969 году стал членом Союза композиторов СССР и советского Союза кинематографистов.

Долгие годы выступал на сцене в качестве певца, сочинял музыку к эстрадным песням. В 1976 году возглавил Эстрадный ансамбль Азербайджанской ССР. Объездил с концертами весь Советский Союз, также побывал в более семидесяти странах мира.

Снялся в фильмах «Сказки русского леса», «Парк советского периода». В 1981 году получил главную роль в фильме «Не бойся, я с тобой», а в 2013 году сыграл в продолжении этого фильма.

В 1982 году получил звание Народного артиста республики Азербайджан. С 1987 года в течение нескольких лет являлся директором и художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии.

С 1988 по 2006 год был министром культуры Азербайджана. В 1987—1990 годах также избирался депутатом горсовета Баку. А в 1995 году был избран в Милли меджлис (Национальное собрание). В 2006 году оставил должность министра культуры, был назначен послом Азербайджана в России, переехал в Москву.

В свободное время продолжает заниматься музыкой. В январе 2010 года вышел его альбом азербайджанских народных песен под названием «Пел Бюльбюль».

К своему юбилею в январе 2015 года дал концерт в столичном зале имени Чайковского, где исполнил старые шлягеры, отрывки из последней большой работы — балета «Любовь и смерть», вперемешку с аранжированными для симфонического оркестра азербайджанскими народными песнями.

«Хорошо, что иногда в России бывает по нескольку выходных сразу — по три, по четыре дня. На Новый год, на Первое мая — эти паузы я использую для того, чтобы заниматься музыкой. А так в Москве очень бурная дипломатическая жизнь, поэтому, найти время для творчества очень сложно», — рассказал Бюльбюль-оглы телеканалу «Культура».

Музыкант был женат на оперной певице Бэле Руденко (родилась в 1933 году). У пары есть сын Теймур Полад оглы Бюльбюль (родился в 1975 году) —  заслуженный артист России, концертмейстер группы фаготов Большого симфонического оркестра им. Чайковского.

Чем знаменит

Полад Бюльбюль-оглы создал новое направление в советской эстраде, соединив современную музыку с яркими национальными мелодиями. Его исполнение отличается виртуозностью, сложными трелями, свободными верхними нотами. Голос певца — высокий лирический тенор.

Его песни вошли в репертуар таких певцов как Муслим Магомаев, Иосиф Кобзон, Лев Лещенко, Людмила Сенчина, Роксана Бабаян, ансамбля «Самоцветы». А композиция «Позвони» до сих пор популярна в странах бывшего СССР.

В 1981 году на экраны вышел фильм «Не бойся, я с тобой», одну из главных ролей в котором сыграл Полад Бюльбюль-оглы.

Бюльбюль-оглы написал музыку к более чем двадцати фильмам. У него имеются также и крупные симфонические произведения, камерно-инструментальные сочинения и вокальные циклы.

О чем надо знать

В начале карьеры Полад Бюльбюль-оглы занимался азербайджанской народной музыкой, и был известен лишь у себя в республике. Именно Муслим Магомаев ввел музыканта в круг столичной музыкальной богемы.

В дальнейшем многие годы между Магомаевым и Бюльбюль-оглы был негласный спор за звание главной музыкальной звезды Азербайджана. Творческое соперничество отражалось и на личных взаимоотношениях — музыканты много раз ссорились.

Когда в конце 1980-х Бюльбюль-оглы стал государственным чиновником, охлаждение между певцами только усилилось.

Прямая речь:

О Нагорном Карабахе («МК», ноябрь 2014 года): «Азербайджан будет бороться до тех пор, пока все оккупационные войска не будут выведены с территории Нагорного Карабаха.

Причем разговор идет не о гражданских людях, которые там живут — мы никоим образом не хотим их депортировать и предлагаем им автономию самого высокого уровня, какая только есть в мире, хотя более 200 тысяч азербайджанцев были депортированы из Армении».

О беспорядках в московском районе Бирюлево («Дождь», октябрь 2013 года): «Есть недовольство населения этой овощной базой. Зачем его привязывают к этой бытовой драме? Шел человек с девушкой, девушку задели, он ответил.

Я еще раз говорю: я ни в коей мере не хочу быть его защитником, если он совершил преступление, это будет доказано.

Я уже знаю, что его родители попросили извинения по интернету у родителей, родственников, семьи погибшего, я уверен, что и наша диаспора будет помогать, опекать, никто этого не хотел. Но раз это связано с именем азербайджанца, конечно, мы проявим некое участие в этом.

Но это бытовая проблема, которая в любом мегаполисе происходит ежесуточно, иногда ежечасно. Нельзя это переносить на национальный вопрос. И русский русского убивает, и французы французов убивают. Не должно быть этого, но, к сожалению, в нашей жизни это происходит».

О самом запоминающемся юбилее («Вечерняя Москва», февраль 2014 года): «Это было, когда исполнилось 50 лет. И этот день положил начало новой доброй традиции. В 1995 году в Баку было еще неспокойно. Время напряженное. Действовал комендантский час. В сентябре 94-го в Москве был юбилей у Махмуда Эсамбаева. Я приехал его поздравлять в зал “Россия”.

Столкнулись в коридоре с Иосифом Давыдовичем Кобзоном. Старый замечательный друг спросил: “Ты не забыл, что у тебя в феврале полтинник?” Я: “Какой полтинник?! Сейчас не до этого!” Он: “Полтинник один раз в жизни бывает!” Договорились созвониться.

https://www.youtube.com/watch?v=tfjxM9WtCWw

И где-то в январе звонит Иосиф Давыдович и говорит: “Вот сейчас график составляю: я, Лева Лещенко, Владимир Винокур и Валя Толкунова прилетаем третьего февраля, четвертого у тебя и пятого утром улетаем”. И вот так, как бы невзначай, собралась очень немалая группа. 45 человек.

Иосиф Кобзон, Борис Брунов, Вахтанг Кикабидзе, Нани Брегвадзе, Махмуд Эсамбаев, Евгений Дога, Валентина Толкунова, Лев Лещенко, Владимир Винокур, Заур Тутов, “На-На” с Бари Алибасовым и многие другие.

И вы представляете, в стране, которую на протяжении 5—7 лет трясло, это был первый творческий десант людей, которых все знали и любили в государстве, в котором мы жили раньше. Сегодня, когда прошло около 20 лет, легко все это рассказывать.

А тогда в 22:00 без специального пропуска нельзя было показаться на улице, я даже не представлял, как все будут разъезжаться по гостиницам. На вечер пришел наш незабвенный лидер Гейдар Алиевич Алиев. Концерт шел 6 часов 40 минут. Вели программу наши кавээнщики “Парни из Баку”».

4 факта о Поладе Бюльбюль-оглы:

  • Бюльбюль-оглы означает «сын Бюльбюля» или «Соловья» — так называли народного артиста СССР Муртузу Мамедова, ставшего основоположником азербайджанской вокальной школы. С отцом четырнадцатилетний Полад впервые вышел на сцену в качестве аккомпаниатора.
  • Первым настоящим шлягером Бюльбюль-оглы стала песня из фильма Юлия Гусмана «Не бойся, я с тобой» в исполнении автора. В роли певца Теймура Полад вернулся на экран через тридцать лет, исполнив свои новые песни.
  • В 2002 году стал председателем Совета по культурному сотрудничеству министров культуры стран СНГ. В 1994—2006 годах руководил Международной организацией тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). По инициативе Бюльбюль-оглы были изданы многочисленные книги классиков тюркоязычной литературы.
  • Бюльбюль-оглы — доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджана, с 2000 года имеет ученое звание профессора. В феврале 2000 года на «Площади звезд» в Москве была открыта звезда Бюльбюль-оглы.

Материалы о Поладе Бюльбюль-оглы:

Статья о Поладе Бюльбюль-оглы в Википедии

Биография на сайте «АиФ»

Справка на сайте Kino-teatr.ru

Биографическая справка РИА Новости

Источник: http://polit.ru/news/2015/02/04/polad/

Певец Полад Бюль-Бюль-оглы: биография, личная жизнь, творчество, политическая и общественная деятельность

О Поладе Бюль-Бюль-оглы, биография которого будет изложена ниже, у людей сложились два полярных мнения. Поэтому они будут представлены оба. Где именно лежит правда, нам установить не удалось. Это предстоит решить читателю, ознакомившись со статьей.

Официальная расхожая версия

Как и полагается, начнем биографию Полада Бюль-Бюль-оглы с его рождения в 1945 году в Баку. Семья была музыкальной: отец – певец, народный артист СССР, после окончания консерватории и стажировки в Италии основал национальную вокальную школу. Естественно, что и Полад окончил музыкальную школу, а затем – консерваторию.

С тридцати лет юноша был руководителем эстрадного ансамбля, в котором был и певцом, и композитором. Его гастроли проходили по всей стране и за рубежом.

Творческая деятельность

Уже в 20 лет молодой Полад Бюль-Бюль-оглы, песни которого становились все более популярными, приобрел всесоюзную известность. Повсюду звучат его «Долалай», «Вечерний Баку», «Ты и я», «Фиалки». А в 24 года артиста принимают в Союз композиторов СССР и Союз кинематографистов – головокружительная карьера!

Он сочиняет как симфонические, так и эстрадные произведения, пишет новые песни. Полад Бюль-Бюль-оглы исполняет их сам и отдает известным певцам. «Раздолье», «Азербайджан», «Позвони» звучат на эстрадных площадках и с пластинок. Полад пишет музыку ко многим кинофильмам. Особой популярностью пользуется вышедшая в 1981 году приключенческая комедия «Не бойся, я с тобой».

Читайте также:  Ирина скобцева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ее поставили братья Гусманы, а Полад играл главную роль и, конечно, пел. Самая известная его песня – «Как жили мы, борясь». Творческая биография Полада Бюль-Бюль-оглы текла гладко.

Общественная деятельность

После распада страны в жизни певца и композитора происходят удивительные изменения. Он становится депутатом городского совета Баку, возглавляя комиссию по культуре, а затем уже – министром культуры Азербайджана.

К этому времени он становится доктором искусствоведения, а также профессором Университета культуры республики. В 2006 году его назначают послом в РФ. Но музыку Полад Мамедов (так правильно звучат его имя и фамилия) не оставляет. Он и в Москве успевает заниматься музыкой, выпустив в 2010 году новый альбом, который состоит из четырнадцати популярных песен.

Взгляд с другой стороны

В Баку, в элитном квартале и доме, в прекрасной квартире пролетели детство и юность Полада. Их соседями, прямо через стенку, были Магомаевы. Муслим был на три года старше и во всех проделках, особенно в драках во дворе, участия не принимал. Полад же был заводилой, а потом стоял в сторонке, наблюдая за происходящим.

В школе Поладу Бюль-Бюлю дали отдельный кабинет из уважения к его отцу и всегда продвигали в пионерской и комсомольской организациях. А в музыкальной школе он занимался так лениво, что родители завели для сына репетитора. Однако ему удалось окончить даже консерваторию по классу композиции.

Карьера

Благодаря славе и связям отца, биография Полада Бюль-Бюль-оглы шла, как по маслу. У него появился свой эстрадный ансамбль в Баку, а затем Муслим Магомаев пригласил друга детства в Москву. Певец Полад Бюль-Бюль-оглы в столице не растерялся.

Магомаев ввел его во влиятельные столичные музыкальные круги. А на концертах к юноше пришла слава, а вместе с ней –самоуверенность и желание перепеть Муслима. Полад постоянно ссорился со своим бывшим покровителем, а мирил их Гейдар Алиев.

Тринадцать лет Полад Бюль-Бюль-оглы жил в Москве

Первая женитьба

Он стал ухаживать за оперной звездой Беллой Руденко, которая была на двенадцать лет старше его. Они поженились, и у них родился сын в 1975 году.

Теперь их Теймур – взрослый человек, музыкант, концертмейстер в группе фаготистов Государственного оркестра им. Чайковского. Сейчас у него свой бизнес.

Брак амбициозного и самолюбивого Полада быстро разрушился. Но он продолжал жить в Москве и с каждой проблемой обращался к Муслиму. Магомаев немало времени провел в разговорах с Алиевым, чтобы помочь другу с квартирой, званиями.

Отъезд из Москвы

После ухода Алиева Полад в сорок один год решил вернуться на родину и почти сразу стал министром культуры Азербайджана. Это произошло в 1987 году. Он цепко держался за это место восемнадцать лет.

Сколько бурь пролетело над Азербайджаном! Сменилось пять руководителей страны, изменился политический строй. Все рушилось и ломалось, только незыблемым, как скала, оставался министр культуры. Он был угоден всем. С каждым руководителем страны мог найти общий язык и выказать преданность.

Конфликт с Магомаевым

Муслим Магометович, будучи очень образованным человеком, с горечью следил, как разрушает культуру Азербайджана ее министр и не мог поехать на родину, пока во главе культурной жизни страны стоит некультурный человек. Он с печалью отказался в 2005 году от гражданства, не переставая любить Азербайджан всем сердцем.

В 2000 году произошла совсем некрасивая история. Полад Бюль-Бюль-оглы решил в своей квартире основать музей в память своего отца. Ему не хватило места, и он занял свободную четырехкомнатную квартиру Муслима Магомаева без его согласия и разрешения.

Директором музея он назначил свою престарелую мать, вдову музыканта, которая исполняла эти обязанности до 91 года. А проспект Кирова, на углу которого стоит дом, переименовали в честь отца Полада. Теперь это улица Бюльбюля. В 2012 году неподалеку от этого дома был установлен памятник ему.

Мы за неимением места рассказали далеко не все об отношении к Магомаеву, но упомянем, что в Дни культуры Азербайджана в Москве Полад Бюль-Бюль снял выступление как Муслима Магомаева, так и Галины Синявской. Вместо этого он пригласил супругов на свой сольный концерт в Москве, куда известная на всю страну пара, конечно, не пришла.

Когда Магомаев скончался в 2008 году, то проститься с ним пришли тысячи и простых, и именитых людей. Не было лишь Полада Бюль-Бюля.

Семейная жизнь посла

Второй раз он женился на послушной азербайджанке Гюльнаре Шихалиевой.

Счастлив ли Полад Бюль-Бюль-оглы? Личная жизнь его в этом плане от нас скрыта. Известно лишь, что в браке родилось двое ребятишек. Дети Полада Бюль-Бюль-оглы продолжили семейную традицию. Старшая дочь Лейла стала певицей, а младший сын Муртуза – музыкантом.

Вот как выглядит жизнь певца, музыканта, политического и общественного деятеля, если смотреть на нее с разных сторон. Мы предоставляем право читателю сделать собственные выводы об изложенных фактах, которые мы со своей стороны старались передать непредвзято.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/pevec-polad-bul-bul-ogly-biografiia-lichnaia-jizn-tvorchestvo-politicheskaia-i-obshestvennaia-deiatelnost.html

Полад Бюль-Бюль оглы – …я спою, а вы подпойте..

Он ворвался на эстраду 70-х стремительно как метеор – молодой, темпераментный, энергичный. Поющий о любви к женщине, к родине, к человечеству, но без пафоса, ккоторому мы так привыкли, а чувственно, солнечно и просто. Мы сразу полюбили его, а иначе и быть не могло.

На фоне статичных и одинаковых певцов он выглядел живым и выделялся своей яркой индивидуальностью. И когда западные мотивы шейка, твиста, и рок-н-ролла присутствовавшие в его музыке соединялись с глубоко народным голосом, тогда получалось нечто уникально-завораживающее, новое…

Как ему удалось уцелеть в то время с такими экспериментами остаётся загадкой. Но никто и никогда не обвинил Полада в том, что он протеже своего великого отца. Он сам был самобытен и талантлив во всех своих начинаниях, а в основном в эстрадной песне.

Он создал целое направление в популярной музыке, соединив современные ритмы и гармонии с ярким национальным мелодизмом, что стало примером для подражания последующего поколения музыкантов. Песни в его исполнении и поныне звучат задорно и жизнерадостно, хотя исполнителю уже далеко не 25.

Но кто знает, сколько его душе лет… Пусть она поёт на радость нам ещё долгие годы. Псевдоним Бюль-Бюль достался ему от отца, тоже певца. Его называли «соловьем», что по-азербайджански звучит как «бюль-бюль». А Бюль-Бюль оглы – это «сын соловья».

  Полад Бюль-Бюль оглы   родился 4 февраля 1945 года в Баку в семье певцаМуртузы Мешади Рза-оглы Мамедова. В 1960 г. Полад впервые вышел на большую сцену в качестве аккомпаниатора отца.

  В 1962 г. он окончил музыкальное школу по классу фортепиано и поступил в Азербайджанскую государственную консерваторию (класс композиции Кара Караева).  В 17 лет были сочинены первые песни, в числе которых были написанные для своего друга детства Муслима Магомаева.

  Полад Руководил эстрадными коллективами республики. Объездил с концертами весь Советский Союз, побывал более чем в 70 странах мира. Были и съёмки в кинофильмах, и музыка более чем к 20 фильмам.  Композиторское творчество Полад Бюль-Бюль Оглы многообразно.

В его творческом активе имеются крупные симфонические произведения, камерно-инструментальная музыка, мюзикл, вокальные циклы, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям.  Особый успех принесли ему песни, которые исполняли как известные певцы страны, так и он сам.

  В течение нескольких лет Полад являлся директором и художественным руководителем Азербайджанской государственной филармонии.

  В 1982 г. получил звание Народного артиста Азербайджана. С 1988 года он – министр культуры Азербайджанской Республики.

  В 1994 году избран Генеральным директором, созданной в 1993 году Международной организации ТЮРКСОЙ и являющейся Содружеством по развитию тюркской культуры и искусства.

  В 1995 году Полад Бюль-бюль оглы был избран в Милли меджлис Азербайджана.

  Масштаб личности Полада Бюль-Бюль Оглы, его жизнелюбие и профессионализм позволяют на современном уровне нестандартно решать многосложные проблемы развития национальной культуры.

  Полад Бюль-Бюль Оглы – доктор искусствоведения Национальной творческой академии Азербайджанской Республики, почётный профессор Азербайджанского университета культуры и искусства, действительный член Международной гуманитарной академии «Европа-Азия».

   В 2000 году ему присвоено учёное звание профессора.

  В феврале 2000 года была открыта звезда Бюль-Бюль Оглы на «Площади звезд» в Москве. В 2006 году Полад Бюль-Бюль Оглы оставляет должность министра культуры и переезжает в Москву, куда он был назначен послом Азербайджанской Республики в Российской Федерации.

  Награды:

* Орден «Независимость» (2005) «За большие заслуги в развитии азербайджанской культуры»

* Орден Дружбы (2005) «За большой вклад в развитие российско-азербайджанских культурных связей»

Источник: https://tunnel.ru/post-polad-byul-byul-ogly

Полад Бюль-Бюль оглы: Я верил Гараеву как Богу

наверх

«Вот в России «фанеру» так и не смогли запретить».

Посол Азербайджана в России, народный артист Азербайджана, известный певец и композитор Полад Бюль-Бюль оглы в преддверии своего 70-летия, отмечаемого 4 февраля, дал интервью российскому изданию «Труд».

Как сообщает Oxu.Az, рассказывая о своем отце, талантливом певце Бюль-Бюле, посол отметил, что «он так и не узнал, как я по-настоящему, не по-мальчишески, пою»: 

«Отец ушел из жизни, когда я учился в 9-м классе. Мне было тогда всего 15, но я чувствовал себя взрослым. Наверное, такая самостоятельность у меня в крови. Ведь мой отец уже в 7 лет был певцом, личностью».

По словам Полада Бюль-Бюль оглу, песня как любовь – нравится или нет:

«Насильно никого слушать себя не заставишь». 

Говоря о своих отношениях с другой легендой – Муслимом Магомаевым, посол говорит, что «Муслим был старше его на три года, но никакой разницы в возрасте никогда не чувствовалось»:

«Мы жили с Магомаевыми через стенку: подъезды разные, а квартиры соседние. И с Мусликом все время перестукивались, даже выработали для этого целый код. Оба учились в музыкальной школе.

И вот однажды Муслим как-то испуганно постучал мне: «Выйди на балкон!» Выглядываю – на Муслиме лица нет: «Кажется, у меня баритон. Голос пошел!» Я ему: «Пойдем к папе…

» Мой отец сел за рояль, Муслима послушал: «Да у тебя настоящий баритон! Учиться надо…».

Полад Бюль-Бюль оглу рассказывает, что он никогда не учился петь: 

«Я – профессиональный композитор. Мой наставник, выдающийся композитор и педагог Гара Гараев сказал мне: «Можешь, конечно, петь, только не превращай это в профессию.

Тебя не для того учили в консерватории. Ты – композитор, должен писать серьезные произведения…» Такая установка. За следованием которой строго следила мама, да и я верил Гараеву как Богу.

Людей такого масштаба не может быть много…

В сталинское время, когда Жданов и его камарилья обрушились на Шостаковича, досталось и его ученикам – Джевдету Гаджиеву и Гара Гараеву. В Азербайджане хватало желающих обвинить питомцев Шостаковича в «сумбуре вместо музыки».

Дескать, они в Москве учились и теперь не туда тащат азербайджанскую национальную музыку. А мой папа стал одним из тех редких людей, кто их защитил. Глава республики Багиров, доверенное лицо Берии, контролировал в Азербайджане все.

В 1946-м в Баку готовилась постановка оперы «Родина», написанной Гаджиевым и Гараевым. Однако кто-то накрутил Багирова: «Это ученики Шостаковича, того самого».

Последовала команда оперу не играть. А тут правительственный концерт, сам Багиров в зале. Выходит на сцену мой папа и поет арию Аслана из оперы «Родина». Без объявления, на бис! Аплодисменты – музыка-то прекрасная.

После концерта Багиров обращается к папе: «Слушай, что за красивую вещь ты исполнил?!» А тот ему: «А это из оперы Гараева и Гаджиева «Родина». Почему-то не разрешают ее поставить…». Не каждый в то время мог такое сделать, скажу я вам… В общем, Багиров велел оперу поставить.

Вскоре она получила Сталинскую премию, а Гараев и Гаджиев – путевку в большую композиторскую жизнь. 

Посол также рассказал о своем запрете фонограммы в Азербайджане, когда он был министром культуры: 

«Сейчас артисты меня благодарят: «Вы вернули нас к нормальной жизни». А что было? «Фанера» – это контрафакт, махинация. Но… Вот в России «фанеру» так и не смогли запретить. У меня же получилось.

Потому что все хорошие залы в Азербайджане в ведении Минкультуры. Я издал ведомственный приказ о запрете на фонограммы – и все, зажато! Даже минусовку объявил вне закона.

Половинчатое решение нельзя было принимать, понимаете? 

Был случай. Я в Турции, звонит Муслим: «Что ты напридумывал? Мне жалуется из Баку Валерий Леонтьев, у него концерт срывается». Оказывается, у Леонтьева минусовка, а наши наотрез отказываются ее ставить.

Валерий грозится концерт отменить… Скандал. Позвонил, разобрались. Оказалось, Леонтьев весь концерт поет живьем, лишь в одной песне у него техническая запись – звуков природы: Ну это не так страшно».

www.oxu.az

Источник: https://ru.oxu.az/culture/61135

Полад Бюль-Бюль оглы: «Привык чувствовать свою нужность»

Недавно в Москве с большим успехом прошли Дни культуры Азербайджана. И наиболее часто упоминаемым именем, конечно, было имя знаменитого композитора и исполнителя, многолетнего министра культуры Азербайджана, а ныне Чрезвычайного и Полномочного Посла Азербайджанской Республики в России Полада Бюль-Бюль оглы.

“Вечерка” не упустила повода устроить традиционное чаепитие в стенах редакции газеты, давним читателем и почитателем которой считает себя господин посол.- Когда я жил в Москве, “Вечерку” читал регулярно. Особенно внимательно – зимой. Чтобы утром машину завести, обязательно смотрел в “Вечерке” прогноз погоды на завтра.

Читайте также:  Salma hayek - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Так что вашу газету очень хорошо знаю, с огромным уважением к ней отношусь, и с удовольствием пришел к вам, как к старым друзьям.

– Полад Бюльбюлевич, вы ведь стали министром культуры примерно в тот же период, когда известные люди искусства – Раймонд Паулс, Юрий Соломин, Николай Губенко и другие – возглавили минкульты новых независимых государств. Но срок вашей службы оказался куда длительнее.

– Да, я оказался самым “долгоиграющим”. Восемнадцать лет на посту министра. Надо проверить, не гожусь ли я для Книги рекордов Гиннесса.

– По нашим подсчетам, вы возглавляли министерство при четырех президентах Азербайджана, а уж скольких премьер-министров пережили…

– Когда меня утверждали в очередной раз, при Гейдаре Алиевиче Алиеве, наши кавээнщики “Парни из Баку” запустили такую шутку: “В Азербайджане каждый новый президент приносит две клятвы: соблюдать Конституцию и не снимать с работы Полада Бюль-Бюль оглы”. А вообще я пережил не просто смену руководителей страны. На моих глазах менялась эпоха. Министром культуры меня назначили в 1988 году, когда наше азербайджанское министерство называлось союзно-республиканским. Окна моего кабинета выходили прямо на площадь, где в те дни бушевали миллионные митинги в связи с событиями в Карабахе. Мы все были еще советскими людьми и не могли поверить, что одна республика может выступить против другой и претендовать на часть ее территории. Надеялись, что появится какой-то очень большой начальник из Москвы и все быстренько уладит.Вместо этого наступил январь 90-го, ввод советских войск в Баку, который окончился трагедией. Восемь месяцев чрезвычайного положения, когда не работало ни одно учреждение культуры.Я даже собирался подать в суд на Министерство обороны СССР. Не позволили. А в 1992 году к власти пришел “Народный фронт”, и начался полный развал. И конечно, самый сильный удар пришелся по гуманитарной сфере: образованию, культуре, искусству.

– Говорят, тогда в вашем бакинском кабинете стоял рояль, а в нем лежал пистолет.

– Ну не в самом рояле, конечно, а в ящике письменного стола. А что вы хотите? Всевозможные “повстанцы” ходили по городу, врывались в кабинеты, все ломали, крушили. Это была уже другая страна. Потом 1993 год, возвращение к власти Гейдара Алиева – человека легендарного, с огромным опытом работы в Советском Союзе. Это была как бы третья революция в моей жизни.Страна не просто находилась на грани гражданской войны – война, по сути, уже началась: танки полковника Сурета Гусейнова стояли в 45 километрах от Баку.Гейдар Алиев предотвратил то, что могло стоить нам государственности, спас страну. Все это я рассказываю, чтобы было понятно, в каких условиях приходилось руководить достаточно большой отраслью. В системе Министерства культуры Азербайджана работало более 50 тысяч человек и более 9 тысяч организаций. Из них большинство бюджетных – при том, что в бюджете денег не было.Тем не менее, удалось сберечь практически все очаги культуры. Хореографическое училище, Академический театр оперы и балета, Симфонический оркестр, Государственный камерный оркестр, хоровую капеллу.Мы сохранили систему библиотек, музеев, домов культуры, начали налаживать международное сотрудничество. Приняли закон о культуре, по которому бюджет каждого следующего года должен быть не меньше предыдущего. Ничего не закрыли, ничего не распродали, не приватизировали.Вот так я дожил до того времени, когда в стране началось поступательное экономическое возрождение. В Азербайджане стабильная валюта, развивается частный бизнес, работают предприятия. Идет огромное строительство, благоустройство. Сегодня мы не испытываем проблем с инвестициями и кредитами. У нас большой валютный запас, нефтяной фонд.Увеличивается бюджет государства и, соответственно, его “культурная доля”. Сейчас одновременно реконструируется пять театров! Это, согласитесь, показатель.

– И как на этом фоне вы восприняли назначение послом?

– В последние годы своей работы министром я не раз задумывался: ну сколько можно? Честно говоря, очень устал, ведь в такие годы, как начало девяностых, можно год за три считать. Работал без отпусков, без выходных. Но при этом привык чувствовать свою нужность. Поэтому новой должности был рад. Тем более что опыт международной работы у меня большой.Я налаживал первые контакты в области культуры с ЮНЕСКО, с Советом Европы, был одним из создателей и 12 лет бессменным руководителем международной организации министров культуры тюркоязычных стран “ТЮРКСОЙ”. Кроме того, министр культуры в любой стране – это в большой мере представительская должность, так что и дипломатическая работа для меня не нова. В общем, когда президент Ильхам Алиев предложил поехать в Россию послом, я очень обрадовался.

– Какие указания дал высокопоставленный выпускник дипломатического вуза МГИМО – имею в виду вашего президента – новому послу?

– Напутствие было самым благожелательным. С Россией очень важно иметь хорошие, дружеские отношения, нужно выводить эти отношения на уровень стратегического партнерства. Ведь Азербайджан с Россией вместе не только 70 лет советской власти, а уже столетия. Конечно, Россия на постсоветском пространстве, если можно так сказать, обречена быть лидером – и территориально, и геополитически. Это объективный и непреложный факт.

– Итак, вы получили новое назначение – и почти сразу же на вашу долю выпала едва ли не самая печальная дипломатическая миссия…

– Да, к сожалению, это так. Только вручил копии верительных грамот в МИДе, только проводили мы 22 февраля президента России Владимира Владимировича Путина из Баку, где он находился с официальным визитом, как на следующее же утро обвалилась крыша Басманного рынка. Около 70 человек погибли, 47 гробов мы отправили в Азербайджан. Вот таким был мой дипломатический дебют.

– Как вы сегодня чувствуете себя в Москве?

– Ощущаю себя представителем дружественного государства и одновременно москвичом – ведь сколько лет здесь прожито и сколько всего пережито! Город знаю прекрасно – и как пешеход, и как водитель. Могу проехать за рулем любыми закоулками. Нет, вот тут я перехвалил себя – недавно где-то в районе Строгино запутался. Помахал рукой водителю “Жигуленка” – дескать, помоги разобраться, тот открывает окно – и я, к изумлению своему, вижу типичного азербайджанца. Он тоже ахнул: “Уважаемый Полад-муаллим, как вы сюда попали?” В общем, вывел он меня из лабиринта. Так что тесен мир.

– В Баку, насколько известно, очень часто можно слышать русскую речь, даже от азербайджанских детей. До сих пор русский в вашей стране – живой язык. Выходит, он вашу суверенность не ущемляет?

– Нет, нисколько. Я предполагал, что возникнет эта тема, и принес вам недавно вышедшую книгу – “Русский язык в Азербайджане”. Действительно, это, может быть, феномен, но русский язык в Азербайджане до сих пор занимает очень большое и достойное место. Даже существует такое понятие – “русскоязычный азербайджанец”. В вузах есть русские секторы. Практически не уменьшилось количество русскоязычных школ. Работает Русский драматический театр в Баку, русские труппы есть в ТЮЗе, Театре кукол, Театре музыкальной комедии. В оперном театре идут русские оперы. А как еще петь и слушать “Евгения Онегина”? Если в советское время у нас было 4 газеты на русском языке, то сейчас – около 20. И, что примечательно, среди них есть оппозиционные.Без пафоса скажу, что считаю большим благом и преимуществом хорошо знать русский язык. Читать в подлиннике Толстого и Достоевского, Пушкина и Лермонтова. Чего, к сожалению, наши дети уже не смогут, потому что мы перешли на латинский алфавит.

– А есть русские школы, которые спонсирует Россия?

– Насчет школ затрудняюсь сказать, по-моему, нет, но вот Юрий Михайлович Лужков прислал в подарок больше 100 тысяч книг для наших библиотек. Именно московское правительство первым стало выделять льготные квоты для обучения азербайджанской молодежи в Москве.Потом и федеральное правительство стало предоставлять такие места. Но, к сожалению, сейчас в России все больше ставят вопрос так: давайте переходить на рыночные отношения.Как человек, знающий этот процесс изнутри, я вижу в этом большую опасность. Тут требуется более пространное объяснение. В отличие от Белоруссии и Украины мы в прошлом году на газовый конфликт не пошли. Просто отказались покупать дорогой газ. А что значит – не покупать газ? Падает товарооборот, падает взаимный экономический интерес, уменьшается обмен специалистами. Естественно, уменьшается и гуманитарная составляющая наших взаимоотношений.Вот, например, у нас очень хороший Русский драматический театр в Баку. Знаменитый театр, он возник еще на заре советской власти. Чтобы поддерживать его, в России должны стажироваться режиссеры, актеры. Но нам говорят: заплатите – обучим. А у нашего Министерства культуры хоть и стало больше денег, но все равно на все не хватает. В частности, на стажировку кадров за границей. И получается, что какие бы мы ни проводили совместные Дни культуры, но если не будет регулярного гуманитарного взаимообмена, то следующие поколения послов с вами так свободно говорить по-русски, может быть, уже не будут.Убежден, что Россия должна ясно осознавать: вокруг нее существуют страны, в том числе Азербайджан, с которыми необходимо сохранить общее гуманитарное и языковое пространство, это и в наших, и в ваших интересах.

– Кроме России, у Азербайджана есть и другие соседи – Иран, к примеру. У вас ведь большая общая граница?

– Самая протяженная, порядка 1000 километров. 30 миллионов этнических азербайджанцев живут в Иране. Естественно, у многих из них родственники и друзья в нашей стране.

– Вы, конечно же, просчитывали последствия возможной атаки на Иран?

– Если, не дай бог, начнется операция “Укус”, в Азербайджан может хлынуть поток беженцев.Наш президент однозначно заявил, что мы за разрешение иранской проблемы исключительно мирным путем, мы никогда не поддержим военного давления на своих соседей. Соответствующее заявление сделало и наше Министерство обороны. Конечно, при военном ударе по Ирану, ракетном или бомбовом, для Азербайджана возникает очень большая опасность. Вы же понимаете, что происходит, когда бомбят соседнюю территорию… У войны нет границ.

– У нас в последние годы активно обсуждается тема защиты своих граждан за рубежом. Вашему посольству приходится каким-либо образом поддерживать граждан Азербайджана, проживающих в Москве, в России?

– Конечно, мы активно защищаем интересы наших граждан, при этом с большим пониманием относимся к желанию России навести порядок с миграцией. Естественно, государство должно регулировать эти процессы. Сейчас и в Азербайджане президент издал указ о создании миграционной службы. И российский опыт нам наверняка пригодится.Надо создать такую компьютеризированную миграционную службу, чтобы был полный контакт по противодействию террору, незаконному обороту наркотиков, торговле людьми. Те азербайджанцы, которые приезжают торговать на российские рынки, делают это не от хорошей жизни.Но социальное положение в Азербайджане улучшается. И постепенно этот поток будет уменьшаться: чем лучше будут жить у нас, тем меньше будут приезжать к вам и создавать проблемы миграционным службам. А пока, конечно, эти проблемы есть – у нас с Россией безвизовые отношения.Проблемы, надо сказать, порой возникают абсолютно неожиданные. Как-то пришла в посольство бабуля и положила на стол – только представьте – паспорт советского образца. Оказывается, все эти годы она жила в Тюмени у родственника, теперь решила уехать обратно в Азербайджан, но, понятное дело, с таким документом ее не пускают. Фантастика! Но оказалось, что таких людей немало. Наше консульство уже поменяло около 200 советских паспортов.

– Господин посол, на концертных подмостках мы вас почти не видим, только в дни ваших юбилеев, а вот на российском телеэкране вы периодически появляетесь. То в фильме “Парк советского периода”, где играете себя в молодости…

– Вот только на съемках пришлось надеть черный парик, чтобы в эту молодость вернуться.

– …то в повторах знаменитого фильма “Не бойся, я с тобой”. Кстати, в былые времена Азербайджан снимал хорошее кино. Ваша киноиндустрия вообще жива?

– Жива. Наша студия уже смогла осилить четыре фильма за год. Президент принял решение о полной модернизации студии. Ремонт начался, когда я был еще министром. А сейчас уже собираются закупать новое оборудование.

– Один из самых интересных кинофестивалей, по мнению критиков, проходит именно в Баку.

– Этот фестиваль – личная инициатива Рустама Имбрагимбекова. Но азербайджанское правительство его поддерживает. В самое тяжелое время выделяли деньги. Министерство культуры всегда предоставляло бесплатно залы, помогало разместить гостей. Этот фестиваль – своего рода киноклуб профессионалов, где нет красных дорожек и дорогих призов, но есть душевное общение и гостеприимная обстановка.Уж раз речь зашла о кино, скажу вам по секрету, что Юлий Гусман собирается снимать продолжение фильма “Не бойся, я с тобой”.Ко мне как-то друзья из Америки приезжали и рассказывали, что даже там кассета с этим фильмом идет нарасхват. А что тут удивительного? Фильм этот не конъюнктурный, не сиюминутный. Вечная история о любви, о добре, о порядочности, о том, что человек должен быть сильным, но не злым, уметь прощать обиды. Гонки, погони, все стреляют, но никого не убивают. И при этом еще поют.

Читайте также:  Иван кожедуб - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Помню, тогда специально для этого фильма я отрастил усы. И так до сих пор не сбрил – как чувствовал, что могут еще пригодиться. Так что, может быть, появится и вторая серия – 25 лет спустя!

Источник: https://news.day.az/culture/80360.html

Полад Бюль-Бюль оглы: «В детстве подражал не трелям соловья, а крикам Тарзана»

Знаменитому артисту исполняется 65 лет

Этот певец – ярчайшая звезда советской эстрады 1960–70-х годов. Он объездил с концертами весь Советский Союз, а также более 70 стран мира, мог выступить сразу в пяти городах за один день.

«Популярность нашла меня сама»

Полад Бюль-Бюль оглы родился 4 февраля 1945 года в городе Баку. У него на родине существует поговорка: имя предопределяет человеческую судьбу. «Что-то в этом есть, — говорит артист. – “Полад” означает “сталь”. “Бюль-бюль” – “соловей”.

Звучит романтично, правда, есть у этого имени недостаток: его практически невозможно написать правильно с первого раза. Приходится диктовать по буквам. Надо сказать, что я – “Бюль-Бюль” во втором поколении.

Первый “соловей” в нашем роду – мой отец, урожденный Муртуза Мамедов, гениальный вокалист, основатель профессиональной вокальной школы в Азербайджане. Его прозвали Бюль-Бюлем родные и соседи, потому что его прекрасный голос напоминал трели соловья.

Скоро все забыли настоящее имя отца, и, когда пришло время получать паспорт, мой дед записал его Бюль-Бюлем. Так прозвище стало именем. В 1961 году папы не стало, и я сделал свое отчество фамилией в его честь».

C одной стороны, как сыну великого певца, Поладу проще было пробиваться в мире эстрады. С другой — нужно было доказать, что природа на нем не отдохнула. «Я пою сколько себя помню, это для меня так же естественно, как дышать. Правда, я в детстве предпочитал подражать не птицам, а крикам Тарзана из популярного в те годы фильма.

Но как бы то ни было, я никогда не воспринимал свой голос как средство куда-то пробиться. Прежде всего, я — композитор, окончил Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова. Мне преподавал выдающийся композитор Кара Караев, ученик Дмитрия Шостаковича.

Раньше я много писал для Муслима Магомаева, Иосифа Кобзона, Леонида Сметанникова, Людмилы Сенчиной, для таких популярных в свое время групп, как “Самоцветы” и “Интеграл”.

Исполняю я только свои собственные песни. Мои концерты – это как бы разговор композитора со своими зрителями. И знаете, у меня никогда не было мыслей вроде: “сейчас я сяду за рояль и напишу шлягер, который запоет вся страна”.

Я просто выражал чувства, переполнявшие меня. Популярность нашла меня сама. В те годы было всего два телеканала и две популярные развлекательные передачи: “С добрым утром” и “Голубой огонек”.

Если в удачное время удавалось спеть удачную песню, на следующее утро ты просыпался знаменитым на весь Союз».

Фильм, где все стреляют, но никого не убивают

В 60-е годы Полад обратил на себя внимание не только оригинальным звучанием, но и ярким сценическим обликом: «Пожалуй, я и Муслим Магомаев выглядели тогда необычнее других исполнителей.

Мы оба любили необычные цвета и фасоны. К тому же я всегда хотел придать своим выступлениям национальный колорит. Еще мне очень трудно просто стоять на сцене без движения.

Я просил себе микрофон с длинным-длинным шнуром, чтобы можно было выходить в зал, пританцовывать, ничем не стеснять свои движения и охватывать все пространство сцены. Из-за этого меня часто вырезали из всяких “огоньков”. Мол, нельзя так много махать руками и бегать туда-сюда.

Но на сцене музыка настолько заполняет меня, что невозможно не выразить это танцем. Хотя я никогда не учился хореографии. И на вечеринках меня плясать не заставишь».

В 1976 году Полад Бюль-Бюль оглы был признан самым активно гастролирующим певцом на советской эстраде. По востребованности с ним мог конкурировать, пожалуй, лишь Муслим Магомаев, который был другом Полада.

Когда-то, ради шутки, Магомаев попробовал спародировать Бюль-Бюль оглы на сцене и спел: «Быть может, ты забыла мой номер телефона, быть может, ты смеешься над верностью моей».

И Поладу очень понравилось, он всегда считался человеком с хорошим чувством юмора.

В 1981 году на экраны вышел фильм «Не бойся, я с тобой», в котором певец сыграл роль отважного Теймура. «Как только я вспоминаю Полада, у меня возникает ощущение праздника, — рассказывает Лев Дуров – исполнитель роли каратиста Сан Саныча. — Конечно, помню съемки в фильме “Не бойся, я с тобой”, с каким азартом, порой авантюризмом мы все работали на картине. Ну а Полад меня уже тогда поразил.

Во время съемок он постоянно что-то напевал, в перерывах развлекал нас рассказами о своей стране, пел песни своего народа. И потом никогда меня не забывал, всегда на мой день рождения присылал телеграммы с поздравлениями, хотя мы вживую общались редко. Помню, когда отмечали двадцатилетие нашей кинокартины, Полад так лихо танцевал и метал ножи, что ему могли бы позавидовать даже молодые парни».

Бюль-Бюль оглы ради съемок в картине отрастил усы, а потом долго их не сбривал – все думал, что пригодятся для продолжения картины, если его решиться снимать режиссер. Друзья из Америки рассказывали Поладу, что даже там кассета с «Не бойся, я с тобой» идет нарасхват.

«А что тут удивительного? – говорит Бюль-Бюль оглы. — Фильм этот не конъюнктурный, не сиюминутный. Вечная история о любви, о добре, о порядочности, о том, что человек должен быть сильным, но не злым, уметь прощать обиды. Гонки, погони, все стреляют, но никого не убивают.

И при этом еще и поют!»

Пистолет в ящике стола

В 1988-м Полад ушел в административную деятельность, стал министром культуры Азербайджана: «В какой-то момент накопилась простая человеческая усталость от гастролей, изматывающих поездок по огромной стране, нескончаемых перелетов.

Это сейчас звезды летают в “бизнес-классах”, живут в “люксах”, мы же были в тех же условиях, что и все. В те годы, например, все рестораны закрывались в десять вечера, следовательно, после концерта надо было питаться всухомятку. Все это ерунда в молодости, но с годами сил поубавилось.

Кроме того, я тогда еще писал музыку для спектаклей и кинофильмов, в общем, долгое время работал на износ. Но к концу 80-х в республике сложилась ситуация, когда я понял, что нужен не только как “творческая единица”. Администратор нашей филармонии маэстро Ниязи, великий дирижер, ушел из жизни. Филармония, оставшись без хозяина, стала разваливаться.

И тогда министр культуры обратился ко мне с просьбой помочь. Он нашел во мне административные задатки. Я, честно говоря, тогда надеялся, что все это ненадолго».

Бюль-Бюль оглы возглавлял министерство при четырех президентах Азербайджана, а уж скольких премьер-министров пережил, не сосчитать.

«Когда меня утверждали в очередной раз, при Гейдаре Алиевиче Алиеве, наши кавээнщики “Парни из Баку” запустили такую шутку: “В Азербайджане каждый новый президент приносит две клятвы: соблюдать Конституцию и не снимать с работы Полада Бюль-Бюль оглы”, — рассказывает артист.

— А вообще я пережил не просто смену руководителей страны. На моих глазах менялась эпоха. Министром культуры меня назначили в 1988 году, когда наше азербайджанское министерство называлось союзно-республиканским.

Окна моего кабинета выходили прямо на площадь, где в те дни бушевали миллионные митинги в связи с событиями в Карабахе. Мы все были еще советскими людьми и не могли поверить, что одна республика может выступить против другой и претендовать на часть ее территории. Надеялись, что появится какой-то очень большой начальник из Москвы и все быстренько уладит.

Вместо этого наступил январь 90-го, ввод советских войск в Баку, который окончился трагедией. Восемь месяцев чрезвычайного положения, когда не работало ни одно учреждение культуры.

Я даже собирался подать в суд на Министерство обороны СССР. Не позволили. А в 1992 году к власти пришел «Народный фронт», и начался полный развал.

И конечно, самый сильный удар пришелся по гуманитарной сфере: образованию, культуре, искусству».

Говорят, тогда в бакинском кабинете Полада стоял рояль, а в нем лежал пистолет. «Ну не в самом рояле, конечно, а в ящике письменного стола, — уточняет артист. — А что вы хотите? Всевозможные “повстанцы” ходили по городу, врывались в кабинеты, все ломали, крушили. Это была уже другая страна. Потом 1993 год, возвращение к власти Гейдара Алиева. Это была как бы третья революция в моей жизни.

Страна не просто находилась на грани гражданской войны – война, по сути, уже началась: танки полковника Сурета Гусейнова стояли в 45 километрах от Баку. Гейдар Алиев предотвратил то, что могло стоить нам государственности, спас страну.

Все это я рассказываю, чтобы было понятно, в каких условиях приходилось руководить достаточно большой отраслью. В системе Министерства культуры Азербайджана работало более 50 тысяч человек и более 9 тысяч организаций. Из них большинство бюджетных – при том, что в бюджете денег не было.

Тем не менее, удалось сберечь практически все очаги культуры. Хореографическое училище, Академический театр оперы и балета, Симфонический оркестр, Государственный камерный оркестр, хоровую капеллу.
Мы сохранили систему библиотек, музеев, домов культуры, начали налаживать международное сотрудничество.

Приняли закон о культуре, по которому бюджет каждого следующего года должен быть не меньше предыдущего. Ничего не закрыли, ничего не распродали, не приватизировали».

Лет тридцать назад Полада можно было с уверенностью назвать символом национальной культуры Азербайджана. Есть ли такой человек сегодня? «К сожалению, пока на ум все же приходят имена старших поколений, — говорит Бюль-Бюль оглы. Например, знаменитый азербайджанский художник Таир Салахов. Его работы представлены в Третьяковской галерее.

Самая известная работа – портрет Шостаковича. Вообще сейчас стало гораздо труднее зажигать новые звезды. Раньше мы жили в одной стране, по единым правилам. Теперь мир открыт, и, чтобы преуспеть, надо вступать в конкурентную борьбу со всем миром, отдельно пробиваться во Франции, в Германии, в Америке и в России.

Все это пока – непомерно дорогое удовольствие для Азербайджана. Скажем, чтобы участвовать в “Евровидении”, нужно выплатить большой вступительный взнос. Так что нашей задачей больше было — сохранить достижения прошлых лет. Ну а широкомасштабного наступления Азербайджана на мировую арену пока не предвидится».

В последние годы Полад Бюль-Бюль оглы занят дипломатической деятельностью – он посол Азербайджана в России.

«Каждое время памятно своими песнями»

Когда-то Валентине Толкуновой постоянно приходилось выступать вместе с Бюль-Бюль оглы на различных концертах: «Мы всегда с радостью встречались с Поладом на съемках, на выступлениях.

Его тогдашней известности и тому, как его любили зрители, можно было позавидовать. Помню, народ постоянно интересовался: кто же мой муж – Лещенко, Магомаев, Кобзон? Однажды я на этот вопрос ответила так: “Да, мой муж – Лев Лещенко.

И сын у нас есть… Полад Бюль-Бюль оглы!” И надо же, кто-то даже поверил этой шутке!»

У самого Полада в действительности есть сын Теймур, который тоже стал музыкантом. Ведь даже его мама Бэла Руденко – известная артистка. Рассказывали, что на радостях после рождения сына Бюль-Бюль оглы с вертолета забросал родильный дом, где лежала Бэла, цветами, всегда присылал ей букеты на каждое ее выступление на сцене.

Несколько лет назад в серии «Звёзды не гаснут» на компакт – диске вышел альбом Полада Бюль-Бюль оглы с лучшими его песнями.

Маэстро заметил по этому поводу: «Вошедшие в альбом популярные песни написаны в замечательный период моей творческой биографии – период молодости и любви. Говорят, что каждое время памятно своими песнями.

Я счастлив и горжусь тем, что мои песни звучали и были любимы целыми поколениями».

Подготовила Лина Лисицына
По материалам «Вечерняя Москва» , Walrus-kay.sytes.net

Источник: http://yagazeta.com/lichnost/kumiry/polad_byul-byul_ogly-_v_detstve_podrazhal_ne_trelyam_solovya_a_krikam_tarzana/

Ссылка на основную публикацию