Туве янссон — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Туве Янсон. Часть 3. Личная жизнь

kavery — 11.08.2014 В комментариях к моим предыдущим постам меня спросили о том, как сложилась личная жизнь Туве Янсон. Попробую ответить, хотя специально об этом не планировала писать.

Открытка с фото Туве.

Там все не просто было на самом деле. Но судя по тому. что я читала о ней, вторую половину жизни она была счастлива, потому что действительно нашла свою половинку. Возможно у нее не было классической семьи, как это принято понимать, но это ли главное? Безусловно для Туве были важны семейные ценности. Не случайно прообразами семьи муми-тролля была ее семья.

После смерти мамы он перестала писать сказки о мумиках. Видимо тяжело ей было. Что же касается ее личной жизни, то позволю себе привести тут отрывок из статьи с ее биографией. Мне кажется что он вполне всеобъемлюще все объясняет.

«в конце 1930-х годах возлюбленным Туве Янссон был ее друг и наставник Сам Ванни. Когда их роман закончился, они остались друзьями.

Ванни в 1941 году женился, но Туве тоже не оставалась одна. Во время войны у нее была связь с художником Тапио Тапиоваара (Tapio Tapiovaara) (1908-1982), а ближе к концу войны и после нее, в середине 1940-х годов, девушка поддерживала романтические отношения с финским журналистом, философом-коммунистом и членом парламента Атосом Виртаненом (Atos Kasimir Wirtanen)(1906-1979).

Виртанен писал, в частности, для социал-демократических журналов Arbetarbladet и Ny Tid (и был главным редактором последнего в 1947-1953 годах). Туве Янссон ок. 1950 года (© Moomin Characters™)

Именно Виртанен с его вечной зелёной шляпой послужил прототипом для ведущего бродячую жизнь Снусмумрика — известного персонажа книг про муми-троллей.

Одно время Туве Янссон с Виртаненом даже были помолвлены. Отношения продолжались несколько лет. Любовники несколько раз обсуждали возможность замужества и рождения детей, но дальше разговоров дело не пошло.

По одной из версий, Туве Янссон сама была непреклонна в этом вопросе и отвергала семейную жизнь, по другой — ее оттолкнул Виртанен (когда Янссон спросила его о женитьбе, тот пренебрежительно ответил, что считал, что они и так женаты; политика для него всегда была на первом месте).

Так или иначе, эта связь стала последним романом Туве Янссон с мужчиной. После разрыва с Виртаненом она поддерживала близкие отношения исключительно с женщинами.

Столкновение с мужской черствостью или какие-то иные причины привели Туве «на секретную сторону»: она стала лесбиянкой.

В 1946 году, в период послевоенного оптимизма, Туве Янссон познакомилась с театральным режиссером Вивикой Бандлер (Vivica Bandler). Начался роман, который полностью изменил жизнь Янссон.

Туве была счастлива и хотела кричать о своей любви, но Вивика предупреждала ее, что они должны быть очень осторожны. Мало того что вплоть до 1971 года гомосексуальность была в Финляндии незаконной (а до 1981 года считалась заболеванием), так Вивика еще и была замужем.

Страстный, но короткий лесбийский роман, который продолжался 3 с небольшим недели, оборвался, когда Вивика уехала работать в Париж.

Туве с Вивикой

Свою тайную любовь к Вивике Туве выразила в своей третьей и самой успешной книге о муми-троллях, «Шляпа волшебника» (1948). Как раз в разгар романа с Вивикой были придуманы забавные персонажи Тофсла и Вифсла (заметьте сходство с реальными именами прототипов) — совершенно неразлучные существа, которые говорят на непонятном для остальных языке. Тофсла и Вифсла тайком овладевают гигантским рубином (символ любви), который они пытаются спрятать от злобной Морры (символ порицания окружающих). После окончания романа с Вивикой они продолжали дружить и вместе реализовали несколько театральных проектов. В 1951 году Туве и Вивика совершили совместное путешествие в Италию, Северную Африку и Париж.


Тофсла и Вифсла (© Moomin Characters™)

В 1955 году, в сложный застойный период изматывающей работы над комиксами о муми-троллях, Туве Янссон повстречала свою новую музу, которой суждено было стать ее спутницей на всю жизнь. Дело было на вечеринке ассоциации художников, где она познакомилась с художницей и графиком Тууликки Пиетиля (Tuulikki Pietilä) (1917-2009). Вскоре после этого Тууликки пригласила Туве к себе в гости послушать джазовые записи. Женщины пили вино, говорили о Париже. Между ними завязались романтические отношения. Янссон писала: «Я люблю тебя, околдована и… я в мире с собой, я не боюсь ничего, что нам предстоит».

Любовь к Тууликки возродила интерес Туве Янссон к теме муми-троллей и вдохновила на написание новой книги. Тууликки стала прототипом мудрой, практичной, трогательной и заботливой Туу Тикки в бретонском свитере и берете, впервые появившейся в повести «Волшебная зима» (Trollvinter) (1957).

Иллюстрации Янссон к повести «Волшебная зима» (© Moomin Characters™) (Открытки. с выставки к 100 летию Туве Этот персонаж стал родной душой Муми-троля, так же как Тууликки для Туве. Сходство с прототипом прослеживается и в имени, и в характере, и во внешнем облике персонажа. Тууликки очень гордилась тем, что подруга увековечила ее образ в книгах, и не раз говорила: «Вы знаете, что Туу Тикки — это я? Туве списала этот персонаж с меня». Повесть «Волшебная зима» — одно из лучших произведений Туве Янссон. Сама писательница признавалась: «Туути заставила меня написать эту книгу о том, каково бывает в трудные времена». Осенью 1959 года Тууликки и Туве отправились в свое первое большое совместное путешествие. Они путешествовали на поезде через всю Европу, затем отдыхали в Греции, а потом отправились на Рождество в Париж. Следующая поездка в Париж состоялась весной 1968 года, после того как Туве написала повесть «Дочь скульптора». Тогда же подруги отдыхали в небольшой деревушке в Бретани, наслаждались природой, гуляли вдоль побережья, собирали цветы, рисовали, навещали коллег и друзей.

В Хельсинки у Тууликки была мастерская на соседней улице, но они могли попасть друг к другу через чердак. Каждая художница сохраняла творческую независимость, что было очень важно для обеих; но лето они проводили вместе. Тууликки Пиетиля была постоянной спутницей жизни Туве Янссон на протяжении 45 лет.

Источник текста  тут и далее. где не указано иное : http://www.mishanita.ru/2014/04/10/22212/» Долгое время подруги скрывали истинную суть своих отношений и рассказали, что между ними больше чем дружба только в 1993 г. на пресс-конференции. На вопросы о семье и детях Туве отвечала,что не хочет их иметь по философским убеждениям. В кусочке интервью, которое мне удалось услышать она сказала, что не хочет отказываться от своего творчества,  а это было бы сложно ей совмещать с материнством. » Я стала бы или плохой художницей, или плохой женой». Кроме того она не хотела бы, чтобы в результате очередной войны ее детей убили бы.В середине 50-х британский менеджер агентства Associated Press Чарльз Саттон (Charles Sutton) предложил Туве рисовать комиксы о муми-троллях для Evening News. Туве согласилась. Это принесло ей большой доход и сделало героев ее книги популярными во всем мире.Но комиксы отнимали очень много сил. поскольку Туве была поставлена в жесткие рамки по времени выхода каждой новой серии. Популярность сказок росла. С одной стороны это приносило хороший доход, поскольку многие компании хотели использовать их изображения для своей продукции.

«Туве Янссон лично вела переговоры по поводу выдачи лицензий на ту или иную продукцию, связанную с муми-троллями. Хотя она признавалась, что ей трудно отказывать людям, иногда она это делала, если видела, что продукт не удовлетворяет ее требованиям.

Однажды она раскритиковала создателей японского мультфильма, в котором (обычно белый) муми-тролль изображен разноцветным. Она также отклонила, из соображений хорошего вкуса, предложение по производству гигиенических прокладок для девушек с изображением Малышки Мю на упаковке.

Отказала она даже самому Уолту Диснею, который хотел приобрести эксклюзивные права на муми-бренд.

Туве с подругой во время путешествия

В конце концов Туве Янссон нашла свой собственный рай на архипелаге Пеллинки (Pellinki) близ Порвоо. Эти места привлекали многих художников, и Туве была знакома с ними давно: как раз на этом архипелаге она отдыхала с родителями в детстве, снимая дачу. На этот раз они с Тууликки решили выбрать для себя еще более уединенное место, которым стал крошечный скалистый остров Кловхарун (Кловару, Хару) (Klovharun) в Финском заливе, в 30 минутах по воде от места прежней дачи. Остров КловхарунОстров Кловхарун Туве всегда мечтала владеть островом и быть смотрителем маяка. Остров Кловхарун был выкуплен Туве Янссон в 1962 году, когда благодаря коммерческому успеху книг о муми-троллях у нее появилось достаточно средств. В 1964 на году острове вырос небольшой деревянный дом. С тех пор Туве Янссон и ее спутница жизни Тууликки Пиетиля в течение почти 30 лет проводили лето, с весны до осени, на острове, живя простой жизнью, работая, любуясь бушующим морем. Подруги могли здесь плавать, придумывать разные забавы и играть в странные игры. Удаленный остров удовлетворил насущную потребность Туве в покое и одиночестве. Здесь можно было жить в тишине и гармонии с природой, укрывшись от назойливых почитателей и журналистов. Особая атмосфера этого места хорошо передана в повести «Летняя книга» (1972). Туве и Тууликки на островн Кловхарун (© Moomin Characters™)

Кроме того, в 1996 году Туве написала книгу «Записки с острова», в которой подробно описывает их с Тууликки жизнь на острове, тамошнюю природу и изменчивую погоду. По собственному признанию писательницы, эти пейзажи она любила больше всех остальных, и ни одно другое место так сильно не повлияло на ее творчество.

С бытовой точки зрения жизнь на острове была непростой. Приходилось заранее просчитывать необходимое количество продуктов, бороться с превратностями непогоды, обеспечивать себя отоплением… На острове не было ни электричества, ни туалета, ни водопровода, ни прочих привычных для городского жителя удобств. В начале 1990-х годов Туве и Тууликки, уже будучи пожилыми женщинами, решили, что настала пора покинуть остров. Решив уехать, они уже не хотели сюда возвращаться и даже об этом говорить. Вскоре у Туве был диагностирован рак. Она в первые в жизни перестала курить.»

Тууликки была главным мастером всех инсталляций на тему долины Муми-троллей.

«Туве Янссон не стало 27 июня 2001 года.  Последние 11 месяцев жизни она провела в больнице, где её ежедневно навещала Тууликки. В день смерти Туве она была рядом и позже сообщила журналистам, что Туве умерла счастливой. Она просто закрыла глаза и перестала дышать. Туве похоронена в Хельсинки в семейном склепе на кладбище Хиетаниеми.» (http://moomi-troll.ru/)

Через 8 лет умерла и Тууликки.

В 1995 году Туве передала остров Кловхарун и свой скромный коттедж в дар местному краеведческому обществу Pellinge Hembygdsförening. По определенному расписанию остров открыт для туристов в летний период, равно как и сам коттедж Туве Янссон. В остальное время коттедж сдаётся в аренду и для посетителей закрыт. По завещанию Янссон именно Пиетиля унаследовала недвижимость, которой владели женщины (две квартиры в Хельсинки и остров Кловхарун). Авторские права на книги перешли во владение племянницы Софии Янссон (дочери Ларса). София сейчас управляет и фирмой, которая выпускает фирменную продукцию с муми-троллями. Фильм на английском о Туве Долго выбирала открытки с фотографиями Туве. Остановилась вот на этих

Очень люблю это ее фото

И еще в качестве бонуса. Фотографии Туве и ее кошки Псипси

Источник: https://yablor.ru/blogs/tuve-yanson-chast-3-lichnaya-jizn/4592475

Kwoman.ru: Финская писательница Туве Янссон: биография, личная жизнь и творчество | Отдых и развлечения за 09.10.2018 (Октябрь 2018 год)

Сказочные существа муми-тролли живут в сказочной стране, путешествуют, но всегда возвращаются домой. Муми-тролль и его друзья принесли всемирную славу своей создательнице Туве Янссон. Биография писательницы представлена в этой статье.

Детство

Туве Янссон родилась в Хельсинки 9 августа 1914 года. В семье художницы Сигне Хаммарштен и известного скульптора Виктора Янссон Туве была старшим ребенком.

Два ее младших брата появились на свет с перерывом в 6 лет – в 1920 и 1926 годах. Лето дети проводили у бабушки в Швеции, недалеко от Стокгольма.

Читайте также:  Тарьей бе - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Писательница вспоминала, что море находилось рядом с домом, и если во время игр дети внезапно затихали, то до них доносился шум прибоя.

Учиться девочка не любила, и школьные годы стали нелегким временем для будущей писательницы. Больше всего она не любила математику, мать даже выхлопотала для нее освобождение от этого предмета.

Уроки рисования, которые заключались в перерисовывании в альбом предметов и животных, тоже не приносили особого удовольствия.

Школу она оставила в пятнадцатилетнем возрасте и поехала получать художественное образование в другую страну.

Туве Янссон и ее семья

Семейство Янссон жило скромно. В семье постоянно ощущалась нехватка денег. Доход скульптора зависел от многих причин. Виктор Янссон, конечно, мечтал о славе, но известным скульптором он не стал. После войны 1914 года его доходы, как и многих других, обеспечивались созданием памятников, монументов и скульптур в честь героев.

Время от времени семейству приходилось обращаться за помощью к состоятельным родственникам матери. Сигне говорила детям, что душа их отца, прошедшего через гражданскую войну, сломлена и неизлечима. Виктор все больше становился суровым и замкнутым и отдалялся от семьи.

Но Туве восхищалась отцом, и прислушивалась к его советам во всем, что касалось творчества.

Финская писательница Туве Янссон очень много пишет в своих воспоминаниях о матери, а вот об отце она говорит скупо. Действительно, временами их отношения были прекрасными, а иногда довольно натянутыми. Вероятно, это связано с тем, что их политические взгляды расходились. Отец считал коммунизм угрозой, одобрял действия Германии и Гитлера, откровенно ненавидел евреев.

Его антисемитизм глубоко ранил дочь, и она часто жаловалась на политические воззрения отца, от которых, со слов писательницы, «волосы вставали дыбом». Отцу же тяжело было мириться с ее привязанностями и окружением, которое придерживалось левых взглядов. Открытая связь Туве с А.

Виртаненом вызвала немало пересудов в обществе, а с отцом в это время отношения накалились до предела.

Самый близкий человек

Мать была для девочки центром вселенной. Отец частенько собирал в доме шумные компании друзей-художников и жил ночной жизнью. Мать же постоянно была с дочерью. Семья жила фактически на доходы Сигне, которая работала художником в типографии и сотрудничала с несколькими издательствами.

Ей приходилось много времени проводить в мастерской. Девочка начала рисовать, сидя на коленях матери. Уже в детстве она поняла, как рождается рисунок, и уже в подростковом возрасте Туве стала профессиональным иллюстратором.

В четырнадцать лет был напечатан ее первый рисунок, а спустя год она была уже достаточно известна как иллюстратор и сотрудничала с несколькими изданиями.

Братья Туве

С братьями у Янссон были прекрасные отношения. Шесть лет она была в семье единственным ребенком, и их появление изменило ее жизнь. На правах старшей сестры она всегда о них заботилась.

Братья, а потом и их жены, были неотъемлемой частью ее жизни. Все трое были талантливы: оба брата, как и сестра, прекрасно писали. Брат Ларс, как и сестра, прекрасно рисовал.

Именно он переводил комиксы Туве на английский и помогал с иллюстрациями, а потом иллюстрировал самостоятельно.

Второй брат, Пер Улоф, был блестящим фотографом. Он снимал работы сестры и был автором ее лучших фотографий. Поскольку Туве не любила позировать, ее сложно было уговорить сфотографироваться. Поэтому по ее просьбе снимки для различных проектов делал Пер Улоф.

Годы учебы

С разрешения родителей Туве в пятнадцатилетнем возрасте оставила школу и поехала в Швецию. В Стокгольме она поступила в Политехническую школу на специальность «Иллюстрация книг и рисунков». На первом году обучения они знакомились с видами изобразительного искусства. На втором – осваивали профессиональные секреты.

Туве, хотя и считала учебный процесс скучным, упорно выполняла все задания. По многим предметам она получила высокие оценки, к тому же преподаватель посоветовал ей поступать в Академию искусств.

Но после окончания курса Янссон не пожелала оставаться в Швеции и вернулась в Финляндию, где и продолжила образование в художественной школе при Обществе искусств.

У себя на родине как иллюстратор Туве Янссон была известна еще со школы. И вернувшись из-за границы, она продолжила работу иллюстратором и карикатуристом в различных изданиях. С 1933 по 1935 год Туве одновременно училась в классе живописи. В эти годы она написала такие картины, как «Мистический пейзаж», «Сказка», «Чужой город».

Живопись

Впервые за пределы Скандинавии писательница выехала в 1934 году, поехав к сестре матери в Германию. Тогда она приняла решение отправиться в путешествие по Европе. В 1938 году она отправилась в Париж, где брала уроки живописи в нескольких школах, в том числе в Эколь де Бозар и Ателье Доли.

После Парижа она поехала в Бретань, где написала свою известную картину «Голубой гиацинт». В апреле 1939 года Туве выехала в Италию. Над Европой уже нависла угроза войны, но Туве успела побывать в Риме, Венеции, Флоренции, на Сицилии и Капри. Перед войной Янссон принимала участие в бесчисленных выставках.

У молодой художницы Общество искусств приобрело одну из ее картин и обеспечило ей стипендию. Туве получила признание как художница.

Первая персональная выставка состоялась в самый разгар войны, в 1943 году, в Салоне искусств. В экспозицию вошло около пятидесяти картин. Выставка молодой художницы широко освещалась в прессе. Вторая выставка прошла лишь через восемь лет – в 1955 году. Свои коррективы внесла и война, и изменения в личной жизни.

Туве Янссон все эти годы создавала муми-страну. Янссон надеялась, что комиксы, над которыми она работала последние годы, помогут вернуть желание к живописи. Но, как писала писательница в своем дневнике, этого не произошло.

Среди работ Туве как художницы более всего известны фрески в здании хельсинской мэрии, настенные росписи в мэрии Хамина и в школе города Карья, роспись церковного алтаря в Теува.

Муми-мир

Всемирная известность пришла к писательнице благодаря книжной серии о муми-троллях. Иллюстрации к книгам выполняла сама Туве. В 50-е годы они били все рекорды по популярности и расходись многомиллионными тиражами.

Успех «Шляпы волшебника» привлек внимание издательства Associated Press, и Янссон предложили контракт. В сентябре 1954 года в лондонской газете Evening News появился первый комикс. Впоследствии он публиковался уже в 58 изданиях. В 1957 году агентство заказало писательнице комикс для взрослых.

Так появились «Муми-тролли на Диком Западе». Первоначально Туве рисовала комиксы сама, но вскоре ей это наскучило, и она передала эту работу брату Ларсу. Удивительно, но сама Янссон не относилась серьезно к писательской деятельности и говорила, что прежде всего она – художник.

Однако ее картины привлекали меньше внимания, чем занимательные истории Туве Янссон о муми-троллях.

Особенности письма

Несмотря на то что тролли были позаимствованы из шведских сказок, их образ был существенно изменен. Они хоть и ворчливы, но добродушны. В более поздних произведениях они взрослеют и понимают, что мир жестокий и равнодушный. Тем не менее писательница не стремится показать, что мир – это сплошные мучения.

Последняя книга Туве Янссон заканчивается тем, что Муми-тролль возвращается домой. Образ дома, в котором тебя ждут близкие, еда и теплая постель, лежит в основе художественного мира финской писательницы. Дом – это остров безопасности и любви, мысль о котором позволит преодолеть любые препятствия.

В книге «Комета прилетает» Муми-мама дожидается Муми-тролля с вкусным обедом.

Вторым важным мотивом в творчестве писательницы является свобода. Поскольку в своих выражениях свободна и сама природа, то каждый имеет право на самовыражение. Ограничить свободу может только сам герой, в соответствии со своим представлением о долге, но не имеет правда навязывать это другим.

В сказке Туве Янссон «Опасное лето» Снусмумрик отказывается добровольно от своих планов, когда необходимо позаботиться о детенышах-сиротах. И, конечно, писательница не могла не коснуться темы одиночества. В «Волшебной сказке» одиноки Муми-тролль и Снусмумрик. Воплощением этого одиночества стала непонятная и ледяная Морра.

Муми-тролль переживает вначале внутренние конфликты, но затем, в книге «Папа и море», персонаж взрослеет и учится быть один.

Муми-серия

Первая книга этой серии, «Маленькие тролли и большое наводнение», была опубликована в 1938 году. В 1946 и 1949 годах вышли «Погоня за кометой» и «Шляпа волшебника». Через год увидели свет «Мемуары Папы Муми-тролля». В 1954 году вышла в печать книга «Опасное лето».

Через три года была опубликована «Волшебная зима». В 1965 и 1970 годах появились «Папа и море» и «В конце ноября».

В эту серию вошли также книжки-картинки: «Кто утешит малютку?», «Что дальше?», «Жуткое путешествие», «Мошенник в доме муми-троллей», сборники комиксов «Муми-тролли», изданные в 1977 и 1981 годах, и сборник новелл «Дитя-невидимка».

Другие книги Туве Янссон

  • 1967 – автобиографическая повесть «Дочь скульптора».
  • 1974 – роман «Город солнца».
  • Повести: «Летняя книга», «Честный обман», «Каменное поле», «Записки с острова».
  • Сборники рассказов: «Путешествие налегке», «Умеющая слушать», «Честная игра», «Игрушечный дом», «Послания», «Письма Клары», «Серый шелк».

Личная жизнь

Нельзя не упомянуть здесь о встрече Самуила Беспрозванного и Туве Янссон. В биографии писательницы этот человек сыграл не последнюю роль. С ним Туве встретилась в 1935 году на выставке в Хельсинки. Беспрозванный очень сильно повлиял на Янссон в художественном отношении и стал ее кумиром.

Его опыт и авторитет художника были безусловны. Отец Янссон, знакомый с Самуилом, предложил ему заниматься с его дочерью живописью. Беспрозванный стал для Туве не только учителем, но и самой большой любовью. Но любовь двух творческих людей редко бывает беззаботной. Не стали исключением и они.

Туве и Самуил расстались, но до конца жизни оставались хорошими друзьями.

Туве не была готова к созданию семьи, но встреча с Атосом Виртаненом заставила пересмотреть ее свои жизненные принципы. В биографии Туве Янссон имя этого человека упоминается вскользь.

На самом же деле он долгие годы был рядом с ней. В феврале 1943 года писательница рассказывала в письме к подруге, что побывала на вечеринке у Атоса.

Тогда она еще и не подозревала, какую роль этот человек сыграет в ее судьбе.

Атос был видным журналистом своего времени. Годы, проведенные с ним, заставили Янссон перенаправить свой интерес на литературу. Именно Атос вдохновил ее на создание сказочных существ – муми-троллей.

Туве Янссон и Атос не скрывали своих отношений. Их незарегистрированный брак вызывал в обществе пересуды, но Атос не хотел связывать себя узами. Туве же, напротив, хотела и семью, и детей.

Но перед Рождеством 1946 года все изменилось.

Волшебная зима

Туве написала в письме своей лучшей подруге Еве, что она безумно влюблена в женщину. Объектом ее любви стала Вивика Бандлер.

Она была замужем, но в тот момент, когда между ней и Янссон завязались романтические отношения, муж был за границей. Туве тщательно скрывала от Атоса эти отношения, как и Вивика от своего мужа.

Неизвестно, по какой причине это случилось, но между Янссон и Вивикой в 1948 году произошел разлад.

Туве тяжело переносила этот разрыв. В отчаянье она сама предложила Атосу узаконить ее с ним отношения. Свадьба была назначена на весну 1948 года, но так и не состоялась. Тем не менее Атос еще несколько лет был рядом с Туве Янссон.

В биографии писательницы некоторые источники указывают, что после несостоявшейся свадьбы Туве поддерживала близкие отношения только с женщинами.

На самом деле ее сердце, как она писала, разрывалось между любовью к Атосу и нежными чувствами к Вивике.

В 1951 году Янссон отправилась в путешествие вместе с Вивикой, и Атос, испугавшись, что окончательно потеряет Туве, отправил ей письмо, в котором просил поскорее вернуться.

До 1956 года он не оставлял попыток связать свою жизнь с ней, но Янссон отказалась от этих отношений в пользу однополой любви.

В том же, 1951 году, в одном из ночных клубов Парижа, куда отправились Вивика и Туве, была и художница Тууликки Пиетиля, с которой они были шапочно знакомы со времен обучения в Атенеуме.

Зимой 1955 года они снова встретились на одной из вечеринок, где и началась история любви, длившаяся почти пятьдесят лет, до последних дней Янссон. Книга «Волшебная зима» была издана спустя год их совместной жизни. Туве говорила, что эта книга – полностью заслуга Тууликки, потому что именно она научила ее понимать зиму.

Читайте также:  Виктор христенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Умерла писательница в июне 2001 года, в возрасте 86 лет.

Источник

Источник: http://kwoman.ru/finskaia-pisatelnica-tyve-iansson-biografiia-lichnaia-jizn-i-tvorchestvo.html

Туве Янссон: книги и творчество

Туве Марика Янссон для своего времени удивительная женщина. Племянница отзывалась о ней так: «Я не уверена, что Туве когда-либо использовала слово «феминистка», но была ею во всех смыслах этого слова.

Она бросила вызов многим правилам и нормам, которые все еще существовали в обществе в отношении того, как женщины должны были жить в то время.

Туве бросила вызов нормам, и это сделало её совершенно исключительной»

Вся жизнь Туве соткана из смелых решений: шаржи на Гитлера и Сталина, отказ от брака и детей, нежелание продавать бренд муми-троллей Уолту Диснею, открытое признание в своей бисексуальности.

Туве Янссон была писателем, иллюстратором, дизайнером. Её писательская карьера длилась почти полвека. Произведения Янссон разошлись миллионными тиражами.

Творчество Туве Янссон – новая реальность, реальность муми-троллей, завоевавшая и детей, и взрослых по всему свету.

Взросление и становление

Туве Янссон выросла в творческой семье в Хельсинки, столице Финляндии. Её отец, финн Виктор, занимался скульптурой и был очень предан профессии, мать, шведка Сигне Хаммарштен, работала иллюстратором. «Мама» муми-троллей родилась 9 августа 1914 года, когда война уже накрыла Европу.

Страна погружалась в одно бедствие за другим, так что девочка часто посещала Швецию – родину матери. В целом финансовое положение семьи было шатким, каким оно обычно и бывает в семьях, посвятивших свою жизнь искусству, и в странах, участвующих в военных действиях.

Пока мама Туве работала, дочь сидела рядом, рисуя собственные картины. По многочисленным свидетельствам, Туве была очень близка с матерью. Отец же, отдалившийся после войны от семьи, разошелся с Туве во взглядах, её возмущали его нетерпимость и политические воззрения, отношение к её друзьям и матери.

Впервые своей мастерской Туве обзавелась в 1936 году, а окончательно съехала от родителей лишь в 27-летнем возрасте. За бытом в родительском доме следила экономка, поэтому когда девушка оказалась один на один с необходимостью решать каждодневные бытовые проблемы, она поначалу оптимистично верила, что все будет решаться само собой.

Каждый год, летом, семья отправлялась в путешествие по островам. Именно там Туве обрела друга на всю жизнь – Альберта Густафссона. А в шестидесятых открыла для себя островок Кловхару, в будущем арендованный ею, когда имя Туве Янссон стало известно на весь мир.

Краткая биография писательницы была бы неполной без упоминания её братьев – Пера Улофа и Ларса Янссонов. Пер Улоф – средний ребенок в семье, появился на свет в 1920 году, спустя шесть лет после Туве.

Он фотографировал работы сестры и трудился вместе с ней над книгой в восьмидесятых.

А младший брат практически полностью взял на себя с течением времени выпуск комиксов, в которых главными героями были выдуманные Туве существа.

Творчество

Биография Туве Янссон насквозь пропитана искусством и свободой. Молодая художница не остановилась на рисунках, к ним она добавляла истории. Девочка очень быстро научилась рисовать, в четырнадцать лет был напечатан первый рисунок Туве. Всего через год она уже иллюстрировала печатные издания.

И если с искусством у Туве было все в полном порядке, то о математике этого нельзя было сказать. Она не радовала родителей школьными успехами, а потом и вовсе попросила разрешения порвать со школой до получения аттестата.

Девушка уехала в Стокгольм, чтобы получить художественное образование. Этот поступок перекрыл ей пути к отступлению, но она вряд ли колебалась и поступила в Политехническую школу в столице Швеции, чтобы изучать искусство.

Рекомендуем: Астрид Линдгрен: биография

Туве продолжила свое образование в Атенеуме и Свободной школе искусств, придерживавшейся прогрессивных взглядов. Тогда сюжеты её картин были полны мистики, сказочности, загадок и волшебства. Через некоторое время Янссон посетила Париж (1938 год), Бретань и Рим (1939 год).

В молодости художница продавала свои картины, что позволяло в некоторой степени формировать бюджет, но гораздо больше она получала за иллюстрирование: рождественские и новогодние заказы, пасхальные открытки и открытки с животными. Журнал «Гарм» назвал её лучшим карикатуристом страны.

Чувство юмора не оставляло Туве даже во время войны: ей удавалось облечь в забавную форму ужас и страх, печаль и боль и тем самым смягчить их. Политические зарисовки Янссон поражали своей смелостью: она издевалась над Сталиным и Гитлером, изображала войну без прикрас, путая все карты военной пропаганде.

Как художник Туве не изменила своим вкусам. Большая часть ее работ и во время войны – натюрморты. При этом картины были красочны, жизнерадостны. Её привлекало также создание портретов и автопортретов. За годы войны Туве продала много картин, особенно в последний год – почти в два раза больше, чем в начале. А потом продажи резко сократились, наступили голодные времена.

Янссон создавала витражи для ресторанов и школ, работала над фресками завода в Питаянмяки, расписывала столовую в мэрии столицы. Янссон развивалась и как литератор, хотя относилась к этому скептически, поскольку наибольший успех сопутствовал как раз серии иллюстрированных книг.

Рекомендуем: Агата Кристи: биография «королевы» детективов

Эти книги были о муми-троллях – милых белых бегемотиках – и их друзьях, живших в особенной стране, где мотивы восточной философии выражены детским, непосредственным языком. Первые две книги вышли после Второй мировой, и в них слышатся отголоски тех страшных событий. Грохочущее небо в книге о комете – это оттуда.

Сама Туве Янссон рассказывала, что прототип муми-тролля появился в результате спора о Канте с одним из её братьев. Она набросала рисунок и подписала его «Кант». А в мир сказки она погрузилась затем, чтобы укрыться от отчаяния военных лет.

Не сразу её существа обрели тот облик, что известен миллионам. Сначала они выглядели довольно устрашающе: худые, черные, с горящими глазами и рожками на голове. Демоны, которые в ночи прячутся по углам.

Несколько позже мумики обрели свой милый, добрый облик, свою философию и особый мир. Ко многим сценам книг нарисованы рисунки.

То, что Туве была профессионалом в иллюстрировании, внесло большой вклад в успех книжной серии.

Прорыв ее как писательницы состоялся вместе со следующей, третьей по счету, книгой о муми-троллях, выпущенной в 1949 году. Скорее всего, прототипом героев стали сама Янссон и её подруга, Бандлер.

Гомосексуализм был в те времена под запретом, и их связь была тайной. Как и то, что лежало в чемоданчике героев книги, скрытое от посторонних глаз.

К концу истории содержимым чемодана оказался Король Рубинов – величайшее сокровище на земле.

Книги заметил лондонский агент Чарльз Саттон и предложил писательнице сделку – выпуск комикса по мотивам её серии книг для газеты “London Evening News”.

Комиксы задумывались для взрослых, нужно было держать читателей в постоянном напряжении, ситуации должны были разворачиваться быстро. Янссон согласилась на семилетнее сотрудничество с 1954 года.

Серия стала чрезвычайно популярной: десятки миллионов читателей, 120 газет по всему миру печатали её. Янссон часто высмеивала глупости и предрассудки, показывала жизнь с изнанки с юмором и добротой.

Когда к книгам Янссон пришла популярность, она все равно считала живопись главным делом для себя, пытаясь и дальше заниматься творчеством. Из-под её кисти выходили пейзажи, портреты, натюрморты. Правда, с картин исчезли фантастические мотивы, полностью переместившись в мир муми-троллей.

Библиография Туве Янссон насчитывает 15 книг о муми-троллях, из них некоторые являются сборниками на основе комиксов, а также множество рассказов и повестей для взрослых. Янссон не переставала развиваться как художник, особенно с того момента, когда контракт на комиксы прекратился – они выжали из неё все соки.

Туве интересовалась абстракционизмом в шестидесятых, пережила прилив сил в Париже в семидесятых. Много времени она посвящала иллюстрированию: к примеру, Янссон стала иллюстратором книг Кэрролла и Толкиена.

Любовь

Круг общения родителей обеспечил Туве знакомство с представителями богемы всех сортов. Среди её друзей было множество художников, писателей, артистов.

Благодаря Атосу Виртанену и политики вошли в число знакомых или друзей Туве. Вивика Бандлер помогла ей попасть в мир театрального закулисья.

Личная жизнь Туве Янссон бросала вызов обществу: не оформленное как брак длительное сожительство с мужчиной, отношения с женщинами, отсутствие детей.

Самой близкой подругой Туве Янссон была Ева Коникова – Кони. Среди наставников, возлюбленных и друзей Туве был Сам Ванни, с которым она познакомилась в 1935 году. Он долгое время являлся учителем и любовником молодой девушки.

В начале войны она увлеклась Тапио Тапиоваара – сокурсником в Атенеуме. Она самозабвенно заботилась о партнере, отодвигая на второй план свои желания. Тапио придерживался левых взглядов, именно он раскрыл перед Туве калейдоскоп социалистических мечтаний. После войны Тапио охладел к Туве и спокойно крутил интрижки на стороне.

Рекомендуем: Урсула Ле Гуин: биография

Для Туве такое поведение партнера стало болезненным опытом, художница все больше убеждалась, что с мужчинами будущее ей не построить. После неудачных отношений Туве Янссон хотела оставаться лишь художником, окончательно порвав с мечтой об обычной жизни женщины.

Самой серьезной связью с мужчиной стали отношения Туве с Атосом Виртаненом, политиком и литератором. У неё было желание остаться с ним навсегда, Янссон даже задумывалась о материнстве. Атос очень сильно повлиял на творчество Туве, его писательское мастерство подвигло и её заняться развитием своих историй уже не в образах, а в словах. Именно с ним она начала свою серию про муми-троллей.

Атос избегал обязательств, не торопился узаконивать их отношения, в конце концов Атос и Туве разошлись. С другой стороны, именно Атос участвовал в издании первой книжки о муми-троллях. Возможно, лишь благодаря ему эта история обрела начало и затем принесла всемирную известность Туве Янссон.

Еще не порвав до конца отношений с Атосом, Туве увлеклась Вивикой Бандлер. Общение с ней подарило Туве свободу, счастье, новое рождение, по словам писательницы. Так Янссон осознала свою бисексуальность.

Но Вивика была замужем, а подобные связи категорически осуждались обществом того времени. Гомосексуализм считался преступлением до начала семидесятых, психическим заболеванием – до 1981 года.

Вивика стала инициатором разрыва связи.

Последним увлечением Туве стала Тууликки Пиетиля. В 1955 году они встретились и через некоторое время вступили в отношения, чтобы не расставаться до самой смерти. Их объединили искусство и общие увлечения, они путешествовали, рыбачили, занимались видеосъемкой и создавали инсталляции.

Плоды и принципы

Её книги – попытка выразить то, что когда-то пугало и завораживало саму писательницу. Семейство, находящееся в центре повествования, принимает мир таким, какой он есть, и уживается со всеми его обитателями. В её произведениях доброта и свет постоянно контактируют с жестокостью и тьмой, темнота ярче всего рядом со светом. В центре историй – забота друг о друге.

Хотя Туве Марика Янссон со временем стала миллионером, её образ жизни мало соответствовал этому статусу. Она сама отвечала на корреспонденцию, ездила в автобусах, в ней не было помпезности, единственная прихоть, которую себе позволила известная писательница, – аренда острова.

Она советовала начинающим писателям говорить в своих произведениях о том, что им действительно хорошо знакомо. Работа занимала большую часть жизни Янссон, а любви было отведено второе место. Туве любила повторять: «В жизни все очень неопределенно, и это-то меня и успокаивает»

Читайте также:  Сон чжун ки - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://www.grc-eka.ru/biografii/tuve-yansson.html

Туве Янссон — Биография

Ту́ве Я́нссон (швед. Tove Jansson), финско-шведское произношение имени (инф.)); 9 августа 1914 — 27 июня 2001) — известная финская писательница, художница, иллюстратор. Обрела всемирную известность благодаря своим книгам о Муми-троллях. Писала на шведском языке.

Янссон родилась в богемной семье: мать — видная художница Сигне Хаммарштен, иллюстратор книг, приехавшая в Финляндию из Швеции; отец — признанный скульптор Виктор Янссон. Туве была первым ребёнком в семье. Её брат Пер-Улоф (р. 1920) впоследствии станет фотографом, а другой брат Ларс (1926—2000) — художником.

По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей.

Интересно, что Янссон, много и часто упоминавшая в книгах и интервью свою мать, очень мало говорила об отце. Много известно о её шведской родне и крайне мало о финских родственниках по линии отца.

В детстве каждое лето Туве проводила в Швеции у бабушки, в местечке Блиде, недалеко от Стокгольма.

«Прекрасней всего было то, что море находилось совсем рядом. И хотя с лужайки у дома, где мы с друзьями играли, его видно не было, если вдруг во время игр мы внезапно затихали, до нас долетал шум прибоя», — вспоминала Туве.

В 15 лет Туве Янссон уезжает учиться в Швецию, получив диплом факультета изящных искусств Шведской Художественной Академии, она проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии.

К этому времени у себя на родине она уже добилась определённого признания, поскольку чуть ли не с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала, главным редактором которого была хорошая знакомая родителей.

Завершив учёбу за границей, Туве возвращается домой и начинает иллюстрировать книги и рисовать карикатуры по заказу разных изданий.

Всемирная известность к Янссон пришла благодаря книжному сериалу о Муми-Троллях: очаровательных существах, обитающих в идиллической Муми долине.

Эти книги, иллюстрации к которым Янссон выполняла сама, били все рекорды по популярности в 1950-60-е годы. Они расходились многомиллионными тиражами и издавались по всему миру.

К примеру, одна только «Шляпа волшебника» была переведена на 34 языка, включая японский, тайский и фарси.

Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».

К обрушившейся на неё популярности Янссон испытывала двоякое чувство.

С одной стороны, её раздражала излишняя коммерциализация её творчества, с другой, именно огромные доходы, получаемые от всевозможной продукции с Муми-тематикой (майки, кепки, плакаты, значки) позволили ей арендовать, а затем выкупить в собственность остров Кловхарун в Финском заливе, на котором она часто укрывалась от журналистов и надоедливых почитателей.

Успех во всем мире «Шляпы волшебника» привлек к Янссон внимание агентства Associated Press, откуда она получила письмо со следующими словами: «Чудесные существа, созданные вами, могли бы стать героями комикса, который мы желали бы печатать».

Туве был предложен контракт на семь лет. Она с радостью согласилась: договор на публикацию комикса гарантировал ей стабильный доход. Окружение Янссон осудило её: все друзья посчитали, что она продала свой талант западной масскультуре.

Кроме того, рисовать детские комиксы считалось в богемной среде унизительным. Сама Туве считала, что бедность хуже любого унижения. Первый комикс появился на страницах лондонской газеты The evening news в 20 сентября 1954.

На пике популярности Муми-тематики комикс Янссон продавался в 17 странах и публиковался 58 изданиями.

Первоначально Янссон лично рисовала каждую полосу комикса, но вскоре эта работа ей наскучила и она передала её брату Ларсу, который без остановки придумывал и рисовал муми-комиксы на протяжении 20 лет, превратив их в очень доходный бизнес.

Поразительно, но сама Янссон всегда подчеркивала, что в первую очередь она — художник, и очень серьёзно к своей литературной деятельности не относилась. Однако её картины всегда привлекали гораздо меньше внимания, чем книжки о Муми-троллях.

Среди работ Янссон как художника самыми известными являются:

  • фрески в здании мэрии Хельсинки (1947)
  • настенная роспись в здании мэрии города Хамина (1952)
  • настенная роспись в здании средней школы города Карья (1953)
  • роспись алтаря в церкви города Теува (1954)

С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже учёных. По творчеству Янссон было защищено множество диссертаций, её сказки подвергались семиотическому и психоаналитическому анализу. В её книгах находят отголоски дзен буддизма и христианства, отсылки к философии Канта.

Празднование 80 дня рождения Янссон в 1994 превратилось в государственное мероприятие, по масштабу и пафосу сопоставимое с Днем Независимости. День рождения обожаемого автора страна отмечала фейерверками и праздничными шествиями. Янссон чествовали как национального героя.

В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг.

В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон — самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы и Сибелиуса».

Награды, которых была удостоена Туве Янссон:

  • «Премия Нильса Хольгерсона» лучшему детскому писателю года (1953)
  • Медаль Г-Х Андерсена за вклад в развитие детской литературы (1966)
  • Премия Шведской Академии Искусств (1972)
  • Золотая Президентская Медаль Финляндии (1976)
  • Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки (1978)
  • Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу (1993)
  • Звание Почетного Профессора Финской Республики (1995)
  • Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство (1996)

С 2002 года в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.

Помимо шведского и финского языков (которые были для неё родными), Туве Янссон свободно говорила на английском, французском, со словарём читала по-немецки.

Источник: http://pomnipro.ru/memorypage13681/biography

Туве Янссон, биография

Tove Jansson

Туве Марика Янссон родилась в Хельсинки в 11:55 в субботу 9 августа 1914 года в творческой семье. Её отец Виктор Янссон (1886-1958) — был скульптором, а мать Сигне Хаммарстен (1882-1970) художницей, переехавшей в Финляндию из Швеции после заключения брака.

Родители принадлежали к шведскому языковому меньшинству в Финляндии и семейное наследие — искусство, творчество и терпимость — позже отмечены в рассказах Туве, в которых она показала понимание богемного образа жизни и уважение к индивидуальности.

Родители Туве Янссон много работали, они отдавали всю свою жизнь искусству, но в то же время Виктор Янссон знал толк в вечеринках и их дом часто становился местом веселых встреч.

Откуда взялся Муми-тролль? По словам Софии Янссон, племянницы Туве, история появления Муми-тролля на свет такова. На острове, где семья Янссон проводила каждое лето, туалет находился не в доме, а на улице. Изнутри он был обит картоном.

На этом картоне все члены семьи любили рисовать и писать, там шла очень бурная переписка, например, с братьями они размышляли о философских проблемах. Однажды брат написал там какую-то историю о Канте. Туве не могла придумать что-то ему в ответ и нарисовала какое-то существо. Тогда она сказала, что это было самое некрасивое существо, какое только она могла придумать.

Это и был первый Муми-тролль. Впервые фигурка Муми-тролля, как личная эмблема-подпись Янссон, была опубликована на ее антигитлеровском плакате в конце 30-х годов.

Четыре месяца в году вся семья Янссон проводила в домике на острове в Пеллинки, что в 50 километрах от Порвоо. Они арендовали коттедж у местных рыбаков в конце мая и возвращались в город в начале сентября.

На этом острове живет около 300 человек.

Именно этот остров, уютный дом, где жила дружная семья, леса вокруг дома, море и крошечные острова послужили праобразом мира, впоследствии описанного Туве в книгах о мумии-троллях.

В возрасте пятнадцати лет Туве переезжает в Стокгольм (Швеция) где изучает изобразительное искусство в Tekniska Skolan, профессиональном институте с 1930 по 1933 год, а затем возвращается в Финляндию, где учится в школе рисования Финской Ассоциации Изобразительных Искусств «Атенеум» в Хельсинки с 1933 до 1936 года. В 1938 году она продолжала свою учебу в школе d’Аdrien в Париже.

Туве начал свою карьеру иллюстратора в возрасте 14 лет, когда ее рисунки были впервые напечатаны в детской секции журнала Аllas Kronika.

Политически либеральный сатирический журнал Garm, популярный в шведоязычных интеллектуальных кругах, начал публиковать рисунки Янссон в 1929 году и сотрудничество продолжалось до закрытия журнала в 1953.

Муми-тролль того времени выглядел, как белое существо с длинным узким носом и именовался Снорком.

Первая книга, озаглавленная Smatrollen och den stora oversvamningen (Mаленькие тролли и большое наводнение) появилась в 1945 году в Швеции, и только в 1991 году была переведена на финский язык.

Туве начала писать эту историю в 1939 году во время советско-финской Зимней войны, с тем чтобы избежать хоть на мгновение мрачность военного времени.

Но эта книга не имела большого успеха и была последней из всех историй о муми переведена на английский язык.

В 1946 году выходит книга Mumitrollet och kometen (Муми-тролль и комета), в 1948 книга Trollkarlens hatt (Шляпа Волшебника). И после этого к Туве приходит настоящий большой успех.

В 1947 году Атос Виртанен (Atos Wirtanen) — друг Туве Янссон и главный редактор шведской газеты «Ny tid» («Новое Время»), выходившей в Финляндии, предлагает ей сделать серию сатирических политических комиксов о муми.

Именно Атос Виртанен послужил праобразом Снусмумрика, он постоянно носил зелёную шляпу и считал её своим талисманом. 1 октября 1947 в статье о социалистической молодежи Чехословакии и деятельности финской народной демократической партии было напечатано изображение Mуми-тролля под зонтиком.

Два дня спустя на первой странице была опубликована первая полоса комиксов с анонсом предстоящих серий. На той же неделе вышла статья о Янссон. И так, начиная с 3 октября 1947 муми-комиксы будут публиковаться каждую пятницу вплоть до 2 апреля 1948. Каждая полоса состояла из шести ячеек. Всего же Туве нарисовала 26 полос.

Причиной прекращения публикаций явилась жесткая критика со стороны оппозиции, обвинившей Туве в распространении либерально-буржуазных идей.

Она говорит, что «Сначала работать было очень весело и легко. Я рисовала все, что мне приходило в голову. Со временем пришло критическое отношение к своей работе, а потом это стало просто тяжелым трудом.

Когда я узнала, что издательство согласилось расторгнуть со мной контракт, я была счастлива! Я пошла гулять в лес, забралась на дерево и там, на дереве, я вдруг почувствовала себя такой сильной и свободной, что мне вдруг захотелось написать еще одну книгу». Так родилась идея книги «Кто утешит малютку Кнютта?».

По словам Туве эта книга далось ей легче всех из произведений о муми-троллях, она буквально на одном дыхании сочинила и проиллюстрировала её.

Туве написала свою последнюю книгу о муми-троллях Sent i november (В конце ноября) в 1970 году после смерти ее матери. Семья муми-троллей не присутствует в ней, они исчезли и никто не знает куда. На этой книге закончилась серия повестей о муми-троллях, хотя Туве говорила, что была бы рада вернуться к работе с ними.

В целом все персонажи муми-книг имеют сильное сходство с собственной семьей Янссон — они были богемны, жили рядом с природой, были терпимы к окружающим их существам и любили то, что готовила для них мама.

Иногда персонажи Янссон были весьма зловещими, как, к примеру, Хемули, которые олицетворяли должностных лиц, или странные Хаттифнатты, которые движутся неизвестно откуда, куда и с какой целью — угрожающая толпа.

Прозаик Элисон Лурье охарактеризовал Морру — темное, холмообразное существо — как «своего рода ходячее проявление скандинавского мрака; всё, что она затрагивает умирает, и земля замерзает там, где она сидит.» (Guardian, 30 июня, 2001).

В 1956 году состоялось знакомство Туве с Тууликки Пиетиля (Тuulikki Pietila 18.02.1917 — 23.02.2009), которая стала верной спутницей жизни Туве. Она была художником-графиком, профессором . Её личность вдохновила характер Туу-Тикки из повести Trollvinter (Волшебная зима).

Много лет тёплые месяцы в году Туве и Тууликки проводили в домике на собственном острове Клувхар в 80 километрах от Хельсинки. Там же жила их чёрная кошка по имени Псипси. В 1995 году Туве и Тууликки принимают решение больше не ездить на остров из за проблем со здоровьем. Янссон передаёт остров в дар государству.

Сейчас в доме Туве и Тууликки обустроен их музей, который каждое лето открыт для посещения туристами.

Во время своей длительной карьеры в качестве художника, Янссон получила ряд наград. В 1963, 1971 и 1982 году она была удостоена финской государственной премии по литературе, и в 1993 году первой премии Suomi.

Шведская академия удостоила ее премии дважды, она получила медаль Pro Finlandia, и была назначена почетным профессором в университете Або.

Янссон иллюстрировала переводы изданий Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес » и «Охота на Снарка», а так же книгу и Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит».

В этой категории книг пока нет.

Источник: http://xn--80adcefpbn1a9bkb.xn--p1ai/authors/authors_ya/yansson_t/

Ссылка на основную публикацию