Виктор гюго — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Виктора Гюго

Опубликовано: 20.04.2016 — 20:07

Виктор Мари Гюго (Victor Marie Hugo, 28 февраля 1802 – 22 мая 1885) – французский поэт, писатель и драматург. С 1841 года является почетным членом Французской академии. Гюго считают одним из талантливейших людей своего времени, а также одной из наиболее значимых фигур французского романтизма.

Детство

Виктор Гюго родился 28 февраля во французском городишке Бензасон. Его отец служил в наполеоновской армии, а мать преподавала музыку в одной из школ города. Помимо Виктора, в семье было еще два брата – Абель и Евгений, который впоследствии также пошли по стопам отца и были убиты в одном из сражений.

Из-за того, что отцу Виктора приходилось часто уезжать в командировки, семья переезжала с места на место раз в несколько недель. Так, мальчик и его старшие братья практически с самого рождения путешествовали по Италии, крупным городам Франции, были на Корсике, Эльбе и во многих местах, где на тот момент проходили службу военные армии Наполеона.

Многие библиографы считают, что постоянные поездки лишь сломали судьбу маленького Виктора, однако сам писатель нередко упоминал о том, что именно путешествия позволяли ему смотреть на жизнь неоднообразно, учиться подмечать мельчайшие детали и впоследствии сравнивать их в своих произведениях.

С 1813 года Виктор вместе с матерью переезжает в Париж. На тот момент у матери был бурный роман с генералом Лагори, который согласился перевезти возлюбленную и её отпрыска поближе к себе. Так, Виктор был оторван от остальных братьев, которые остались с отцом, и перевезен в Париж, где он начал образование.

Юность и начало писательской карьеры

По заверениям многих библиографов, мать Виктора никогда не была влюблена в Лагори и согласилась выйти за него замуж только ради сына. Женщина понимала, что, оказавшись рядом с отцом-военным, который был обычным солдатом, сын рано или поздно примкнет к армии, а значит, навсегда сломает свою судьбу и карьеру.

Она не могла выносить того, что муж «отобрал» у неё двух других сыновей, поэтому, познакомившись с Лагори, она решает хотя бы попытаться спасти судьбу Виктора. Так, будущий писатель и драматург оказывается в столице Франции.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

В 1814 году, благодаря связям и авторитету генерала Лагори, Гюго принимают в Лицей Людовика Великого. Именно здесь проявляется его талант к созданию уникальных произведений.

Гюго создает такие трагедии, как «Yrtatine», «Athelie ou les scandinaves» и «Louis de Castro», но поскольку Виктор не был уверен в своём таланте, произведения достигли публикации лишь спустя несколько месяцев после создания.

Впервые же заявить о себе он решает на лицейском конкурсе на лучшее стихотворение – специально для мероприятия написано «Les avantages des études». К слову, Виктор получает заветный приз, после чего участвует в еще двух конкурсных мероприятиях, на которых также одерживает победу.

В 1823 году выходит первое полноценное произведение Виктора Гюго под названием «Ган Исландец». Несмотря на то что сам автор уверен, что его творение будет оценено публикой, оно получает лишь несколько положительных отзывов.

С основной же критикой по этому произведению выступает Шарль Нодье, с которым Гюго впоследствии станет лучшими друзьями вплоть до 1830 года, когда литературный критик начнет позволять себе чрезмерно резкие негативные отзывы о произведениях товарища.

Виктора Гюго называют одной из ключевых личностей романтизма отнюдь не случайно. Этому способствовал выход в свет в 1827 году произведения «Кромвель», где автор открыто выступает в поддержку французского революционера Франсуа-Жозефа Тальма.

Однако признание и положительные отзывы произведение получает даже не за революционный настрой драматурга, а скорее, за то, что автор отошел от классических канонов единства места и времени. На тот момент это был единственный подобный прецедент, поэтому «Кромвель» стал поводом для дебатов и ожесточенных дискуссий не только многих литературных критиков, но и даже других писателей.

Работа в театре

С 1830 года Виктор Гюго работает преимущественно в театре. Этому периоду принадлежат такие работы автора, как «Лучи и тени», «Внутренние голоса» и несколько других пьес, которые практически сразу же показываются широкой публике.

За год до этого Гюго создает пьесу «Эрнани», которую ему удается поставить на сцене с помощью одного из влиятельных друзей.

Сюжет и общая картина произведения вновь становятся причиной для баталий между критиками, ведь Гюго напрочь изменяет каноны и смешивает так называемое классическое (по его мнению, старое) искусство с новым. Результат практически полностью отвергается как критиками, так и самими актерами.

Но находится и сторонник Гюго – Теофиль Готье, который выступает за новизну в искусстве и добивается того, что «Эрнани» ставят в еще нескольких городских театрах.

Личная жизнь

Осенью 1822 года Виктор Гюго знакомится со своей первой и единственной любовью – француженкой Адель Фуше. В отличие от писателя, Адель происходит из аристократической семьи, которая была вынуждена скрываться некоторое время в связи с подозрением в убийстве одного из королей. Тем не менее предков Фуше оправдали, после чего аристократам полностью возвратили их привилегии в обществе.

В этом же году пара тайно поженилась. В браке родилось пять детей: Франсуа-Виктор, Леопольдина, Адель, Леопольд и Шарль. Семья всегда являлась для Гюго опорой и поддержкой. Он всегда стремился к близким и до последней минуты с нежностью вспоминал все моменты, проведенные вместе с родными для него людьми.

Источник: http://stories-of-success.ru/viktora-gyugo

Жюльетта Друэ и Виктор Гюго: лучший из браков

Удивительная  история любви французского писателя Виктора Гюго,  к  актрисе Жюльетте  Друэ, пожертвовавшей ради своего возлюбленного всем, чего ей удалось достичь в жизни,  потрясает воображение. 

Виктор-Мари Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, в семье капитана из Лотарингии. С рождения  воспитанием Виктора занималась мать Софи Требуше. В силу своего властного и волевого характера она  не позволяла сыну никаких вольностей. Романтичная натура будущего поэта жаждала любви, но строгая мать наотрез запретила юноше видеться со своей первой любовью Адель Фуше.

Только после кончины матери отец положил конец страданиям к тому времени уже 19-летнего юноши,  разрешив ему общение с возлюбленной. На это время пришлось становление  Гюго как поэта.

Первый сборник стихов Гюго очень понравился королю Людовику XVIII. Он  назначил молодому поэту пенсию в размере 1200 франков в год, которая оказалась очень кстати: 12 октября 1822 года Адель и Виктор обвенчались в парижской церкви Сен-Сюльпис.

Их супружеская жизнь была счастливой. Любящая жена подарила Виктору пятерых детей, а  сам Гюго добился признания не только как романист, но и как драматург. Его пьесы имели успех и ставились на лучших сценах Франции. Он  стал известен и богат.

Конец благополучной семейной жизни положила  встреча тридцатилетнего Виктора с молодой актрисой Жюльеттой Друэ в одном из парижских театров на репетиции  его пьесы «Лукреция Борджиа»,  в которой  Жюльетта  исполняла небольшую, но яркую роль.

Мадемуазель  Друэ  слыла одной из  самых красивых и ярких женщин Парижа. Несмотря на молодость ( на момент их встречи актрисе было всего двадцать шесть лет), вышедшая из простонародья Жюльетта была искушённой куртизанкой.

Умная и свободолюбивая девушка вела роскошную жизнь и скупала драгоценности и дорогие наряды за счет своих многочисленных любовников. Она наслаждалась  посещением ресторанов и светских раутов, постоянно доказывая, что девушка из низов тоже может стать образованной и достичь признания в свете.

Жюльетта  влюбилась в  Виктора без памяти. А он, проживший долгие одиннадцать лет с неискушенной в  любовных делах Аделью,   даже предположить не мог, что внезапная  любовь к Жюльетте  перевернет всю его жизнь, превратив застенчивого и робкого юношу в уверенного и самодостаточного мужчину.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Данте и Беатриче: любовь сквозь века

Их любовная связь, длившаяся в течение  долгих пятидесяти  лет,  выдержала множество взлетов и падений,  доставила радость трепетной любви и  пережила огорчения мимолетных измен Виктора.

  Жюльетта  преподала Гюго уроки настоящей любви и страсти.

Она так  завладела его сердцем, что много лет спустя он признался ей, что отмечает два дня рождения:  26 февраля 1802 года, когда он появился на свет и  16 февраля 1833 – день первой встречи с возлюбленной.

Через год их бурного романа вышла повесть Гюго «Клод Ге» с посвящением Жюльетте: «Моему ангелу, у которого растут крылья», написал Виктор на титульном листе произведения. Их роман получил огласку,  и друзья уговаривали писателя положить конец любовным похождениям с ветреной актрисой.

На это Гюго отвечал, что не собирается разрывать любовные отношения, благодаря которым он «стал намного лучше, чем во времена своей непорочности».

А его возлюбленная, покинув сцену, и отказавшись от многочисленных поклонников и светских развлечений, нашла уединение в маленьком доме на улице Сент-Анастаз.

Пожертвовав  карьерой актрисы, Жюльетта Друэ теперь полностью принадлежала Виктору Гюго. Она была его тенью, ангелом-хранителем и рабыней одновременно, беспрекословно выполняя любые пожелания возлюбленного.  Жюльетта вела личный архив Гюго, переписывала его рукописи и последовала за писателем на остров Гернси, когда Виктор был изгнан из Франции.

Ревнивый возлюбленный стал настоящим тираном. Гюго запретил Жюльетте одной выходить из дома, и она порой по несколько дней ждала его прихода после многочисленных любовных похождений на стороне.

Жюльетта насчитала, что только за год  Виктор менял в среднем около 200 любовниц. Но, пережив очередной роман, Гюго снова и снова возвращался к своей Жюльетте.

А она, как бы искупая свою далеко не праведную прошлую жизнь, терпела, прощала и любила.

Виктор Гюго  посвятил своей возлюбленной  знаменитый сборник  «Песни сумерек». Он признался, что  любовь к Жюльетте важнее всего на свете, даже Бога, дочери и славы. И только она является его «истинной женой», достойной  самых нежных чувств.

Его же законная супруга Адель перед смертью даже попросила прощения у Жюльетты  Друэ. После ее смерти в 1868 году Жюльетта наконец-то воссоединилась со своим возлюбленным и не расставалась с ним до самой смерти. Она  покинула  мир 11 мая 1883 года, оставив  полного отчаяния Виктора в  огромном и пустом доме.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Эдит Пиаф: «Я не жалею ни о чем…»

Он не нашел сил  проводить ее в последний путь. Жизнь потеряла всякий  смысл. Виктор Гюго умер от инфаркта  22 мая 1885 года, в день именин своей Жюльетты.

Их переписка, насчитывающая около 15 тысяч писем от Гюго и 17 тысяч от Жюльетты, полна нежности, трепетности и большой  любви. А перед смертью в своем последнем посланием к возлюбленной  Виктор Гюго, как бы прося прощения за причиненное ей зло,  преподнёс Жюльетте свою фотографию с надписью: «50 лет любви. Это лучший из браков».

Источник: https://personallife.ru/love-story/zhyuletta-drue-i-viktor-gyugo-luchshij-iz-brakov/

Семья Виктора Гюго

ОТЕЦ Джозеф Леопольд Гюго . Генерал Армии Наполеона. Умер в 54 года, когда Виктору было 27 лет. Причина смерти — закупорка кровяного сосуда в голове, кровоизлияние в мозг.

МАТЬСофи Требушет (графиня  Гюго). Прожила 49 лет , Виктору было 19 лет когда умерла мать. Смерть от переутомления и простуды.

БРАТ Абель Джозеф Гюго. Военный. С братом Виктором имел напряжённые отношения. Был женат на Джули  и имел два сына, Леопольда и Джозефа. Джозеф Гюго (племянник Виктора) стал иезуитским монахом и священником) . Умер Абель в 56 лет, когда Виктору было 53 года.
БРАТ — Эжен Гюго. Дворянин. Писатель . Умер скоропостижно в 36 лет,  перед смертю лечился от шизофрении. Умер когда Виктору было 35 лет.ДЯДЯ  -Жозеф Луи Гюго. Фельдмаршал. Мэр города Тюль. Умер в 76 лет, когда Виктору было 52 года.
ЖЕНА — Адель Фуше. Дочь секретаря Парижского Суда Пьера Фуше. Родители Виктора были против этой свадьбы , как считалось с внезрачной простолюдинкой.  Умерла в 64 года от инсульта, когда Виктору было 66 лет.
Полное имя  == ДОЧЬ — Леопольдина Гюго. Поэтэсса и писательница. Погибла в 19 лет вместе со своим 26 летним супругом Чарльзом перевернулись на реке Сена с лодки и утонули. Погребены в одном гробу. Виктор потерял дочь в возрасте 41 год.

СЫН — Чарльз Гюго. Писатель, журналист и экстрасенс. Был судим за политические идеи.  Единственный из пяти детей Виктора, кто после себя оставил потомство, подарив Виктору двух внуков Георга и Жана. Умер от инсульта в 44 года. Виктору было 69 лет.

СЫН — Франсуа Виктор Гюго. Виктор похоронил своего четвертого ребёнка из пяти. Писатель, Переводчик и журналист . Умер в 45 лет, когда Виктору был 71 год.ДОЧЬ — Адель Гюго. Пятый ребёнок Виктора и единственный переживший отца. Когда утонула её старшая сестра Леопольдина, Адель была 13 летней девочкой и эта смерть повлияла на психику. В 42 летнем возрасте помешалась рассудком и до 84 лет жила в доме для душевно больных. С рождения была красавица с большим музыкальным даром, играла на пианино..ВНУК  -Георг Виктор Гюго. Писатель и художник. Умер от воспаления лёгких.

ПРАВНУК — Жан Гюго. Художник. Был очень верующим католиком, ежедневно посещал мессы в костёле.  Прожил 89 лет и умер в 1984 году.

  • СЕГОДНЯ ГОД НАЗАД КАТАЛОНИЯ ОБЪЯВИЛА О НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ ИСПАНИИ. ИСТОРИЯ КАТАЛОНИИ, ЖИЗНЬ И ЗАКОНЫ ПРОШЛЫХ ВЕКОВ Каталония восходит ко…
  • Картофель — первоначально было растением Американского континента, впервые привезен был в Европу по завоевании Перу испанцами, которые…
  • ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ ИЗ ЖИЗНИ: В биографической графе ОБРАЗОВАНИЕ, стоит: == Духовная академия Эчмиадзина==, но в графе ВЕРОИСПОВЕДАНИЕ, указано…

Источник: https://filaretuos.livejournal.com/403292.html

Чужая семья – потемки: Родители и дети Виктора Гюго

Автор: Дарья Пащенко

Перефразируя пословицу, можно сказать, что «чужая семья – потемки». Истории известных родов лишь подтверждают это правило. Например, брату Виктора Гюго врачи поставили диагноз «приобретенный идиотизм», сам писатель любил работать в весьма фривольном виде, а его дочь сошла с ума из-за безответной любви.

Родители писателя

Виктор Гюго был младшим из трех сыновей в семье Жозефа Леопольда Сигисбера Гюго и его супруги Софи Требюше. Ребенок родился настолько слабым и болезненным, что родители даже не смели надеяться, что Виктор выживет и, более того, вырастет крепким и здоровым.

Поговаривали, что новорожденный был «не больше столового ножа». Тем не менее, третий ребенок супружеской четы дожил до глубоких седин и в веках прославил фамилию Гюго.

Более того, их средний сын Эжен, на которого возлагались едва ли не самые большие надежды, последние дни жизни провел в психиатрической больнице с диагнозом «приобретенный идиотизм».

Отец писателя служил в наполеоновской армии. Известно, что незадолго до рождения сына Виктора он был направлен в Безансон, где и появился на свет третий наследник. Мать литератора, Софи Требюше, была дочерью судовладельца из Нанта.

Семья Гюго долгие годы жила в пути: военная карьера Леопольда не была возможна без многочисленных переездов. Марсель, Корсика, Эльба, Мадрид… Города, страны и острова сменялись перед глазами Гюго и его братьев как картинки в калейдоскопе.

Читайте также:  Elina nechaeva - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Чета Гюго отличалась крайней бережливостью, подчас даже переходящей в скупость. Именно от родителей Виктор унаследовал привычку фиксировать на бумаге все ежедневные расходы, даже самые мелкие и, казалось бы, совершенно незначительные. «Яблоко — 1 су», — выводил он в записной книжке.

Виктор Гюго в молодости

Брак родителей французского прозаика сложно назвать счастливым. Одной из главных причин их ссор, в итоге приведших к разводу, стали политические взгляды супругов. Софи считала себя роялисткой, Леопольд же, выходец из крестьянской семьи, поддерживал революционеров.

При этом сложилось так, что именно жена чаще заводила разговоры о судьбе страны и высоких материях. Мужу больше была интересна телесная сторона супружеских отношений, Софи же относилась к этому вопросу довольно холодно.

За разногласиями последовали измены и неминуемое расставание.

Странности Гюго

Помимо страсти к скрупулезному подсчету доходов и расходов, у Виктора Гюго была по меньшей мере еще одна интересная привычка, куда более удивительная. Современники не без смущения отмечали, что писатель предпочитает заниматься литературной работой без одежды.

Эта привычка, как выяснилось, вовсе не была блажью или фетишем прозаика. Оказалось, подобный метод помогал Гюго соблюдать намеченные сроки сдачи произведений.

Все началось с того, что как-то раз писатель с трудом успевал в положенное время выполнить обязательства договора, заключенного с одним издательством.

Тогда Гюго попросил слугу спрятать всю его одежду и не возвращать ее до тех пор, пока произведение не будет написано.

Отсутствие одежды не оставило писателю выбора. Теперь он не мог отвлекаться на пешие прогулки и посиделки у приятелей. Все время, свободное от сна и приемов пищи, Гюго проводил с пером в руках, и в итоге работа была сдана в установленный срок.

Вероятно, под формулировкой «без одежды» все же имелось в виду то, что литератор работал не в костюме Адама, а в неглиже — легкой домашней одежде.

Безумная Адель

У Виктора Гюго и его жены Адель Фуше было пятеро детей. Писателю была уготовлена страшная участь: он стал свидетелем смерти четверых из них. Первый ребенок, Леопольд, и вовсе умер во младенчестве. Пережила отца только младшая дочь, которая, как и мать, носила имя Адель. Однако история ее жизни оказалась едва ли не самой трагической.

Адель Гюго

Адель была очаровательной девушкой, творческой натурой. Дочь писателя прекрасно играла на фортепиано и подавала большие надежды. Однако судьба оказалась жестока к ней.

Когда Адели было всего 13 лет, она столкнулась с первым серьезным потрясением в своей жизни: погибла ее старшая сестра Леопольдина, которой на момент смерти не исполнилось и двадцати лет.

Вторым событием, повлиявшим на психической здоровье девушки, стало ее знакомство с одним британским офицером. Адель без памяти влюбилась в обаятельного молодого человека, однако он не ответил ей взаимностью.

Тогда Адель выдумала красивую историю любви, в которую сама и поверила. Она тайно всюду следовала за понравившемся ей офицером, писала родным письма о помолвке и беременности, которых на самом деле не было. В конце концов Адель, как и ее дядя, стала пациенткой психиатрической лечебницы. «Синдромом Адели» до сих пор зачастую называют самые яркие случаи безответной любви.

Источник: https://www.livelib.ru/articles/post/28384-chuzhaya-semya-potemki-roditeli-i-deti-viktora-gyugo

Виктор Гюго — биография, личная жизнь, фото

Виктор Гюго – французский писатель, поэт, драматург, политик, иллюстратор и мемуарист. Является одной из ключевых фигур французского романтизма.

Наиболее известными романами в биографии Гюго являются «Отверженные», «Собор Парижской Богоматери» и «Человек, который смеётся».

Предлагаем вашему вниманию краткую биографию Виктора Гюго.

Биография Гюго

Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 г. в городе Безансоне на востоке Франции. Он рос в богатой семье, жившей в трехэтажном особняке.

Его отец, Леопольд Сигисбер Гюго, был генералом в армии Наполеона. Мать, Софи Требюше, являлась дочерью судовладельца.

Кроме Виктора, в семье Гюго родилось еще два мальчика.

Детство и юность

В детстве будущий писатель был очень слабым и болезненным ребенком. В связи с тем, что отец был военнослужащим, семейству приходилось часто менять место жительства.

Виктор Гюго в юности

За время переездов им удалось пожить на Корсике, в Италии, Испании и разных французских городах. Все эти путешествия оставили в душе маленького Виктора яркие впечатления.

Вскоре между родителями Виктора Гюго начали возникать частые скандалы, вызванные политическими разногласиями.

Софи была ярой сторонницей Бурбонов, в то время как Леопольд оставался преданным Наполеону Бонапарту.

Со временем жена начала изменять мужу с генералом Лагори. Супруги стали все реже общаться и в итоге решили вообще расстаться.

Виктор остался жить с матерью, а два его брата Абель и Эжен – с отцом.

Интересен факт, что позже Софи неоднократно пыталась наладить отношения с бывшим супругом, однако тот не простил ей прежних обид.

Творческая биография Гюго

В ранние годы биографии Виктору Гюго нравились точные науки, однако наибольший интерес у него вызывала литература.

В детстве он прочел множество классических произведений, а также увлекался древней и современной поэзией.

В скором времени, учась в Лицее Людовика Великого, он сочинил несколько стихотворений. Одновременно с этим он писал пьесы, по мотивам которых потом делали разные школьные постановки.

Когда Гюго исполнилось 14 лет, он начал переводить труды древнеримского поэта Вергилия. Однако позже юноша решил сжечь переводы, поскольку считал, что они были далеки от совершенства.

В 1819 г. им были написаны поэмы «Введенские девы» и «На восстановление статуи Генриха 4», за которые Гюго удостоился сразу 2-х премий на конкурсе «Jeux Floraux».

Судьи были поражены тем, насколько «взрослыми» были произведения начинающего писателя.

https://www.youtube.com/watch?v=pIFjASUAy7Y

В 17-летнем возрасте Виктор совместно с братом Абелем начинает издавать журнал «Литературный консерватор». Спустя 2 года он публикует сборник «Оды», принесший ему определенную популярность в обществе.

Многие критики пророчили молодому и талантливому поэту большое будущее.

Виктор Гюго в 1853 году

Произведения Гюго

Источник: https://realigro.net/viktor-gugo-biografiia-lichnaia-jizn-foto/

Женщины Виктора Гюго

Категория: события и личности Опубликовано 11.10.2011 21:16 Просмотров: 6913

…Акушерка промолчала, но, если бы спросили ее мнение, она не замедлила бы сообщить, что ребенок не доживет до утра. Из всех младенцев, появившихся с ее помощью на свет божий, этот был самым хилым. Тощее синеватое тельце, непропорциональные руки и ноги, к тому же — уродливо большая голова… Короче, не жилец. Да и не плачет уже, просто пищит, издавая тихие, едва слышные звуки.

Роды прошли тяжело, и Софи Гюго, мать младенца, забылась тревожным сном. И только один человек в доме был твердо уверен: этот ребенок будет жить! Будет, потому, что он — особенный. Трудно, конечно, было бы четко определить, что такого особенного в новорожденном, но он — знал. Этим человеком был отец. Прогнозы акушерки не оправдались.

Младенец пережил не только тяжелую ночь, но и остался в мире еще на множество тяжелых ночей. Отец был прав. Ребенок действительно был особенный.

Впоследствии, рассказывая о своем детстве, Виктор Гюго подчеркивал один факт (этот факт он узнал от отца): он был зачат во время прогулки в горы, на самой высокой горе Донон, самой высшей вершине Вогезов, среди облаков. На вершине — значит, над всем миром.

Виктор Гюго родился 26 февраля 1802 года в Безансоне, и факт зачатия оставался самым значительным фактом его детства. Все остальное было весьма печально. Виктор был третьим сыном военного Леопольда Гюго и Софи Требюше. Два брата — Абель и Эжен были здоровыми, жизнерадостными детьми.

Третий же, Виктор, самый слабый и болезненный из всех, всегда оставался задумчивым и печальным. Может быть, потому, что в семье никогда не было мира. Трудно было представить более не похожих людей, чем супруги Гюго. Очень скоро мать, Софи, безумно влюбилась в офицера по фамилии Лагори и вместе с детьми уехала от мужа.

Фактически родители расстались из-за этой любви, хотя впоследствии Софи не раз сожалела о своем решении. Леопольд Гюго сделал блестящую карьеру, он стал состоятельным человеком. Не раз Софи делала попытки к примирению, возила к отцу детей, но было поздно. Отец не мог простить давнюю обиду, к тому же у него появилась любимая женщина.

Все эти тягостные детские впечатления, постоянные семейные свары и ссоры наложили свой отпечаток на характер Виктора, превратив его в довольно вредного, честолюбивого юношу с неустойчивой психикой. Юность же его прошла под знаком тяжелейшего бракоразводного процесса, который устроили его родители.

Любовник матери, Лагори, был убит по политическим мотивам. Леопольд Гюго не принял жену назад, и она принялась судиться, требуя значительную часть его состояния. В ответ муж возбудил бракоразводный процесс.

Когда Виктор переживал первую поэтическую славу и свою первую юношескую любовь (ею была девица Адель Фуше, типичный продукт воспитания буржуазного века), родителей, наконец, развели. Старший брат, Абель, стал военным. Эжен и Виктор решили избрать литературное поприще — они стали поэтами.

Глупое, конечно, выражение «стать поэтом», ведь талант либо есть, либо его нет. Талант был у Виктора. А Эжен «пытался стать» и потому не мог ничего простить своему брату — ни любви Адели, ни удачной строки. После смерти матери у Виктора произошло неожиданное примирение с отцом. Именно отец способствовал тому, что Адель и Виктор смогли наконец пожениться.

Адель Фуше представляла собой маленькую мещанку без бурных порывов страсти. Подлинные ее слова, обращенные к мужу, звучали так: «Признаюсь тебе, твой ум и талант, который, возможно, есть у тебя, не производят на меня ни малейшего впечатления».

Адель никогда не читала ни единой строки, написанной мужем — ее это не интересовало. Они поженились 12 октября 1822 года — Виктору и Адели было по 20 лет. Их первый ребенок умер. Второй — дочь Леопольдина — выжила. Дидина (так называли девочку в семье) стала любимицей Виктора и на всю жизнь.

Супружеская жизнь дала крен — в точности повторилась история родителей Виктора. Адель не терпела плотских отношений с мужем, ее это раздражало. Она желала бы целиком и полностью обходиться без секса. Виктор же обладал бурным темпераментом и… несокрушимым здоровьем (и куда только делся хилый младенец?).

Женившись девственником, он ничего не знал о женщинах, ничего не умел, но, общаясь в богемной среде, он приобрел интерес к интимной стороне жизни. Но история его родителей повторилась не только в этом.
Адель влюбилась в друга Гюго поэта Сент-Бева. У нее не было решительного характера Софи.

Она не отважилась уйти к любовнику, а продолжала медленно «вытягивать жилы» и у того, и у другого. К тому же после выхода в свет романа «Собор парижской богоматери» Виктор Гюго стал знаменитым. От такого мужа так просто не уходят. А что же муж? Он, разумеется, страдал.

Страдал страшно, когда разочарование, трагедия фактически разрушили этот брак. Он принялся бросаться «во все тяжкие» — в мимолетные любовные приключения, которые заканчивались ничем….

И вот однажды… Надо сказать, что физических отношений с Аделью у него уже не было. Во-первых, Адель их не терпела. Во-вторых, не хотела иметь больше детей (а детей родилось четверо — две дочери и два сына), в-третьих, время от времени спала с любимым Сент-Бевом. Со временем отношения Виктора и Адели стали дружескими и вошли в спокойное, мирное русло.

И вот однажды в театре на репетиции одной из своих пьес, он познакомился с блестящей красавицей Жюльеттой Друэ. Ей было 26 лет. Она была ослепительной красавицей и абсолютно никудышной актрисой. У нее была незаконнорожденная дочь Клер. Жюльетта вела жизнь светской куртизанки и была содержанкой русского князя Анатолия Демидова.

Демидов снимал ей роскошную квартиру, всегда богато одаривал туалетами и подарками. Связь Жюльетты с Виктором Гюго началась 17 февраля 1833 года. Гюго был 31 год. Безумно влюбившись, Виктор заставил ее порвать с Демидовым, со своим прошлым и со сценой. Жюльетта, которая испытывала к нему не меньшую страсть, покорилась, и мгновенно стала очень бедной.

Денег ей Гюго не давал. Несмотря на большие заработки, у него было своеобразное отношение в деньгам. На материальную помощь красавице не приходилось рассчитывать.

В январе 1834 года она заложила в ломбард… «4 дюжины батистовых сорочек, 3 дюжины сорочек с кружевами, 25 платьев, 30 юбок, 23 пеньюара, кашемировую накидку с оборками, шубу из русских соболей, шаль из индийского кашемира» и т. д. — то есть всю свою одежду. Ту красоту, в которой когда-то сверкая, она проходила по блестящим залам….

Она стала носить только грубые поношенные платья из холста, как самые бедные женщины из народа. Когда Жюльетта вздумала признаться своему любовнику, что умирает от нищеты, экономный буржуа возмутился и принялся отчитывать ее… за расточительность! Несмотря на то, что пьесы Гюго с успехом шли в театрах, он пальцем о палец не ударил, чтобы помочь Жюльетте получить роль.

Если Александр Дюма помогал своим любовницам, то Гюго этого не делал. Наконец, Жюльетту окончательно уволили из театра. Когда же ее выгнали из квартиры и кредиторы описали всю ее обстановку, Жюльетта стала думать о самоубийстве. Чтобы утешить подругу, Гюго отправился вместе с ней путешествовать по Франции.

Когда же они вернулись, для Жюльетты началась особенная жизнь! Гюго снял ей крошечную комнатушку, красавица Жюльетта должна была отказаться от кокетства, роскоши и новых вещей.

Выходить на улицу можно было только с любовником, а без него, одной — запрещено! Каждый месяц он выдавал ей на расходы ничтожную сумму в 800 франков и требовал письменного отчета о каждом потраченном франке. Из этих денег она была обязана платить за комнату и за пансион, где обучалась ее дочка. На жизнь ничего не оставалось.

В комнате нечем было топить. Каждый вечер она была обязана записывать свои расходы за день, которые «ее повелитель» тщательно проверял. Ела она только молоко, сыр и яйца.

В день ей было разрешено съесть только одно яблоко! Покупать новые платья и белье, Гюго ей категорически запрещал! Ей приходилось переделывать старые платья — рваные и в заплатах. Гюго требовал отчета по пустякам: по какому праву куплена новая коробка зубного порошка, откуда взялся новый передник.

Читайте также:  Андрей (андреа) пежич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В свободные часы она переписывала его рукописи и чинила одежду. Иногда Жюльетта неделями не выходила на улицу, ждала любовника, который про нее забывал, и томилась, как в клетке. Зная все о Жюльетте, Адель ее ненавидела. Так шли годы. Единственной наградой были путешествия, которые они совершали каждое лето.

Гюго же принялся делать политическую карьеру: пытался вступить в академию, подлизывался к политикам. Сопровождая его с визитами, Жюльетта ждала на улице или в карете. От такой жизни Жюльетта превратилась в уродину, поседела, постарела — и влечение Гюго к ней исчезло. Даже ее собачья преданность стала его раздражать.

На горизонте появилась новая любовница — светская замужняя дама Леони д’Онэ. Кроме постоянных, были и любовницы на один раз. Для приема таких дам он обустроил в своем доме кабинет с отдельным входом. Сколько их входило в тайные двери, не знал никто.

Леони, по мужу Биар, была официально замужем.

Утром 5 июля 1845 года по прошению мужа Огюста Биара полицейский комиссар квартала Вандом заставил открыть дверь уютной квартирки на улице Сен-Рок и арестовал во время прелюбодеяния Виктора Гюго и Леони Биар. В то время адюльтер преследовался по закону. Виктор Гюго сослался на закон о неприкосновенности пэра, и комиссар его отпустил.

Леони же была арестована и посажена в тюрьму Сен-Лазар. Любовницу можно было либо выкупить, либо освободить, использовав связи пэра, но Виктор Гюго этого не сделал.

Он даже не попытался хоть как-то помочь женщине, с которой несколько часов назад занимался любовью! Зная, что подругу повезли в тюрьму, где она будет находиться в одной камере с воровками, проститутками, убийцами, он преспокойно отправился домой. Скандал был страшный. Гюго укрылся у Жюльетты, которая ничего не знала, так как не выходила из дома.

Леони провела в тюрьме месяц (согласитесь, слишком много за короткие мгновения любви!), потом, по настоянию мужа, ее перевели в монастырь августинок на три месяца. За это время супругов Биар официально развели. Выйдя из монастыря, Леони простила своего любовника, и их связь возобновилась. Впрочем, ненадолго.

Гюго забросил литературную карьеру ради государственной. Он мечтал сменить пост пэра на пост министра. Но тут на него обрушилось страшное горе — смерть обожаемой дочери Леопольдины. Катаясь вместе с мужем на яхте, они попали в шторм и утонули. Эта трагедия подкосила силы Гюго.

Но в это же время он неожиданно сблизился с Жюльеттой — она тоже потеряла дочь. Ее единственная дочь Клер умерла от болезни. Впрочем, с Жюльеттой он и не расставался — никогда.
В парламенте Гюго не пользовался успехом. Он заучивал речи, а не импровизировал, и не мог приспособиться к реакции аудитории.

Предполагая, что в каком-то месте его прервут, он ожидал этого момента, а если этого не происходило, терял равновесие и как бы падал в пустоту.

В результате стал человеком совсем не влиятельным, доказав лишний раз: какая нелепость, когда писатель занимается не своим делом, а, к примеру, политикой, в которой он ничего не понимает!

Во время парламентских исканий у Гюго было целых три «жены»! В этом его даже упрекали оппоненты. Адель, Жюльетта и Леони — все они жили близко друг к другу. В 1845 году Гюго разрешил (наконец!) Жюльетте одной выходить на улицу! Леони и Адель подружились и быстро сплотились против Жюльетты. Кстати, совершенно зря. У писателя появилось множество других любовниц.

Певичка Жозефина Фавиль, Роже де Женет, воровка Элен Госен, поэтесса Луиза Колле, Натали Рену, авантюристка Лаура Депре, актриса «Комеди Франсез» Сильвани Плесси, виконтесса Лаура дю Валлон, куртизанки Эсфирь Гимон, Рашель и Нитуш. Самый разнообразный круг! Наконец, не выдержав, Леони решила нанести удар и послала Жюльетте пакет с письмами Гюго, адресованными ей, Леони.

Жюльетта едва не умерла от горя. Она поставила писателя перед выбором: либо она, либо Леони. Разумеется, Гюго выбрал Жюльетту. Рассвирепев, он окончательно порвал с Леони. Примирение с Жюльеттой, конечно же, состоялось. Она его простила (а разве могло быть иначе?).

В изгнание по политическим мотивам Жюльетта отправилась вместе с ним, что привело в состояние бешенства Адель. «Семейство» переехало на остров Гернси, и Гюго построилтам большой дом. Именно с острова Гернси и уехала его дочь Адель — за военным, который и знать ее не хотел. Гюго стал беспокоиться о душевном состоянии дочери.

В его семье были случаи сумасшествия: родной брат Виктора, Эжен, сошел с ума, был помещен в лечебницу и умер там же. Теперь Гюго предстояло убедиться в том, что и его дочь сходит с ума. Адель жила странными фантазиями. Помешательство ее было тихим.

И, когда посторонние люди вернули ее в дом отца с Карибских островов (ее привезла темнокожая миссионерка), несчастную пришлось поместить в сумасшедший дом. В нормальное состояние его дочь так никогда уже и не вернулась.

На фоне личной трагедии Гюго переживал огромный успех романа «Отверженные» — романа, который он писал в полном одиночестве, а материал для него собирал 30 лет. Его сыновья вернулись в Париж. А в жизни 67-летнего Гюго появилась очередная любовница-горничная, 33-летняя Тереза Бикар.

Любовные утехи с Жюльеттой (превратившейся в седую старуху) давно были в прошлом, но любовники все равно оставались неразлучны. В Париже (в последние годы супруги жили раздельно, Адель винила мужа в том, что произошло с дочерью) умерла жена, Адель. Виктор горько ее оплакивал.

Но это не помешало ему переживать очередной роман — с молодой вдовой Мари Мерсье, которой было всего 18 лет. Гюго был в восторге от такой победы! Изменившись в старости, он даже купил Мари мастерскую модистки в Париже. В дневнике о свиданиях с Мари писал на испанском, опасаясь ревности Жюльетты. Вместе с семьей сына Шарля вернулся в Париж, и…стал любовником Сары Бернар, тогда — начинающей актрисы. Сара была безумно влюблена и хотела родить от него ребенка. Но увы…. Любовник был слишком стар. После Сары Бернар в его жизнь вошла очередная пассия — Жюдит Готье, светская дама, любительница модных салонов и замужняя женщина.

В марте 1872 года Жюльетта взяла к себе в дом красивую белошвейку Бланш Ланвен. Гюго влюбился. Ему было 70, ей — 22. Назревал скандал, который мог повредить не на шутку.

В Париже, разумеется, были и другие: Жюдит Готье, Сара Бернар, Джейн Эйслер, Эжени Гино, Зели Роббер, Альбертина Серан. Но влюблен Гюго был в Бланш Ланвен, которая оставалась в Гернси. Он дал ей новое имя — Альба (простонародное Бланш было не очень романтичным).

Разгневанная Жюльетта выгнала девушку, и та уехала в Париж. Гюго отправился в Париж следом за ней — вместе с Жюльеттой. Гюго снял Бланш квартиру на улице Турнель и каждое утро после завтрака отправлялся к ней на омнибусе. Гюго осуждал себя за эту позднюю и позорную страсть.

Жюльетта наняла частного сыщика и раскрыла его похождения. Гюго обещал порвать с Бланш, но обещания своего не сдержал.

К тому времени два его сына были уже мертвы. Он жил вместе с семьей сына Шарля — невесткой и двумя внуками. Невестка Алиса вышла замуж второй раз. Гюго не возражал — наоборот, даже дал ей большое приданое. Он обожал своих внуков Жоржа и Жанну, и написал поэтический сборник «Искусство быть дедом».

Преклонение перед детьми не положило конец любовным приключениям похотливого старика. Наоборот. Ему исполнилось 75 лет, и он стал злоупотреблять своей свободой. Жюльетта постоянно рылась в его вещах, все время следила и устраивала жуткие сцены.

Невестка Алиса вместе с новым мужем и Жюльеттой запугали Бланш, сказав, что она может убить старика, он умрет в ее объятиях и она будет отвечать за убийство. Они заставили ее выйти замуж за владельца книжной лавки. Брак оказался несчастливым, и судьба Бланш сложилась весьма печально.

Она пыталась увидеться с Гюго, но страдающий склерозом старик о ней забыл. Окончательно и навсегда.

Жюльетта умерла от рака кишечника в возрасте 77 лет. За несколько лет до ее смерти Гюго подарил Жюльетте часы с надписью «50 лет любви — самое счастливое из супружеств». Это было чистой правдой. Вместе с ним Жюльетта прожила более 50 лет. После смерти верной подруги Гюго не изменил своим привычкам.

В записной книжке, начатой в январе 1885 года, он еще отметил восемь любовных свиданий (и это в 83 года!). Последнее из них состоялось в конце апреля 1885 года. Умер он 22 мая 1885 года от воспаления легких. Похоронен в Пантеоне в Париже.
Нет писателя более противоречивого, чем Виктор Гюго.

Нравственность его произведений каким-то странным образом сочетается с удивительной безнравственностью писателя. В произведениях его больше сентиментальности, но меньше — подлинного величия.

И совсем мало понимания человеческой души (этим как раз может похвастать другой классик французской литературы, стоящий на несколько голов выше Гюго, — Ги де Мопассан).

Но почему-то до сих пор сердца людей продолжает волновать сентиментальная история об уродливом горбуне Квазимодо и девушке-цыганке с козочкой, которая произошла у стен древнейшего и прекраснейшего собора. Современность немыслима без этой истории — какой бы она ни была! Ее перечитывают, о ней спорят, по ней ставят популярные мюзиклы. Интересно — почему?

http://valyakodola.ucoz.ru/publ/shhob_urok_buv_cikavishim/cikave_pro_pismennikiv/zhinki_viktora_gjugo/40-1-0-135

Коментарии:

Источник: http://retro.cc/sobytiya-i-lichnosti/136.html

Гюго, Виктор Мари

(1802-1885) великий французский прозаик, поэт и драматург

Его творчество простирается почти на три четверти XIX века, а влияние на развитие французской литературы колоссально. Место Виктора Гюго во французской литературе можно сопоставить с тем, которое занимает А.С.Пушкин в русской литературе.

Виктор Мари Гюго — автор романов «Собор Парижской богоматери» (1831), «Отверженные» (1862), «Человек, который смеется» (1869), «Труженики моря» (1866), «Девяносто третий год» (1874). Его наиболее известные пьесы — «Эрнани» (1829), «Рюи Блаз» (1838), «Король забавляется» (1832).

Однако для Франции он был и остается великим поэтом. Гюго опубликовал множество поэтических сборников, среди них: «Восточные мотивы», «Возмездие», «Созерцание», «Легенды веков», «Мрачные годы» и другие.

Виктор Гюго родился в Безансоне. Его отец, сын столяра, сделал блестящую карьеру в армии Наполеона и имел звание бригадного генерала. Мать, образованная и энергичная женщина, посвятившая большую часть своей жизни воспитанию детей, происходила из семьи судовладельцев и разделяла монархические взгляды. Семья Гюго много путешествовала, следуя за отцом-военным.

В 1811 году она переехала в Мадрид, где Гюго-старший занимал важный пост при испанском дворе. Природа Испании, облик городов, национальные обычаи, учеба в духовном колледже оставили в сознании юного Виктора образ страны, еще не вышедшей из Средневековья. Пребывание Виктора Гюго в Испании было кратким.

В 1812 году с началом крушения наполеоновской империи семья спешно вернулась в Париж.

Виктор и его братья получили домашнее воспитание. Они выучили греческий и латинский языки и в раннем возрасте прочли сочинения великих писателей и философов XVII и XVIII веков.

Виктор отказался поступить в Политехническую школу, на чем настаивал его отец, и решил полностью посвятить себя литературе. Ему было 15 лет, когда его поэма была отмечена Академией изящной словесности.

В следующем году две его поэмы были отмечены тулузской академией. В 1822 году Виктор Гюго опубликовал свой первый поэтический сборник.

В 1825 году, в возрасте 23 лет, он стал кавалером ордена Почетного легиона — высшей награды Франции.

Первые произведения Виктор  Гюго были написаны под влиянием монархических взглядов его матери. Но вскоре он отказывается от этих идей и примыкает вместе с другими передовыми людьми Франции к либерально-демократической и республиканской оппозиции. В 1826 г.

Гюго публикует роман «Бюг-Жаргаль», где с сочувствием изображает восстание негров против французских колонизаторов в 1791 г.

Негритянский вождь Бюг-Жаргаль в романе Виктора Мари Гюго — благородный бунтарь, защищающий слабых от несправедливости и восставший против жестокости.

Виктор Гюго — основатель и руководитель французского революционного романтизма. Он был романтиком с начала своей литературной карьеры и оставался им до конца жизни.

В 1827 году Гюго объединяет вокруг себя поэтов и писателей-романтиков; его салон посещают Альфред де Виньи, Шарль Сент-Бёв, Александр Дюма-отец, Проспер Мериме, художник Эжен Делакруа и композитор Гектор Берлиоз.

Принципы нового романтического искусства Гюго изложил в предисловии к драме «Кромвель» (1827) и в трактате «Вильям Шекспир» (1864). Он утверждал, что литература должна изображать современную жизнь, полную конфликтов и контрастов.

В ней существуют одновременно добро и зло, красота и уродство, трагедия и комедия, возвышенное и низменное. Чтобы искусство было более правдивым, писатель должен хорошо изучить и показать нравы и обычаи описываемых народов, стран и исторических эпох.

Писатель должен выбирать из жизни наиболее яркие, неповторимые, исключительные образы и явления для изображения характерных особенностей эпохи. Герои произведений Гюго — это простые люди, выходцы из низших слоев общества, часто отверженные, но обладающие сильным, волевым характером, благородные и добрые.

В 1831 г. был опубликован роман «Собор Парижской богоматери», в котором автор выступил с антиклерикальных позиций. Само здание собора служило для Виктора Гюго мрачным символом католицизма.

В 1846 г. писатель был назначен пэром Франции и стал членом парламента. Он голосует за отмену смертной казни, за отделение школьного образования от церкви, за свободу печати. После государственного переворота 2 декабря 1851 г. он был вынужден покинуть Францию. Его ссылка продолжалась 19 лет.

Сначала он жил в Брюсселе, а затем на островах Джерси и Гернси в Ла-Манше.

В ссылке Гюго пишет несколько сборников стихов, а также романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869) и знаменитый памфлет «Наполеон Малый», направленный против императора Наполеона III.

В 1850—1860-е годы Виктор Мари Гюго становится одним из самых популярных писателей Европы.

Когда началась франко-прусская война (1870), он вернулся во Францию и находился в Париже во время его блокады. После поражения Франции в войне писатель уезжает сначала в Бельгию, а затем в свое имение на острове Гернси.

Гюго не воспринял идей Парижской Коммуны (1871), но принял активное участие в спасении коммунаров, предоставив убежище в своем доме в Брюсселе эмигрировавшим коммунарам после их поражения.

Такая общественная активность писателя привела к его высылке из Бельгии.

По возвращении в Париж Виктор Гюго публикует роман «Девяносто третий год» (1874) и сборники стихов «Легенда веков», «Искусство быть дедом». Он писал до конца своих дней, и сборник стихов «Вся лира» вышел уже после его смерти.

Виктор Мари Гюго умер в мае 1885 года. Его прах покоится в Париже в Пантеоне.

Читайте также:  Валентина шендрикова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: http://biografiivsem.ru/gyugo-viktor-mari

Виктор Мари Гюго

Раннее детство Гюго протекает в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803—1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж.

Путешествия оставили глубокое впечатление в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. В 1813 году мать Гюго, Софи Требюше, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

С 1814 по 1818 учится в лицее «Людовика Великого». В 14 лет начинает творить.

Пишет свои неопубликованные трагедии: «Yrtatine» и «Athelie ou les scandinaves», драму «Louis de Castro», переводит Вергилия, в 15 лет уже получает почетный отзыв на конкурсе Академии за стихотворение «Les avantages des ?tudes», в 1819 — две премии на конкурсе «Jeux Floraux» за поэмы «Vierges de Verdun» и «R?tablissement de la statue de Henri III», положившие начало его «Легенде веков», затем печатает ультрароялистическую сатиру «Телеграф», впервые обратившую на него внимание читателей. В 1819—1821 издает «Conservateur litt?raire», литературнoe приложение к роялистическому католическому журналу «Le conservateur». Заполняя сам под различными псевдонимами свое издание, Гюго опубликовал там «Оду на смерть герцога Беррийского», надолго установившую за ним репутацию монархиста.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей:

  • Леопольд (1823—1823)
  • Леопольдина (1824—1843)
  • Шарль (1826—1871)
  • Франсуа-Виктор (1828—1873)
  • Адель (1830—1915).

В 1841 году Гюго избран во Французскую академию, в 1845 году получил звание пэра. В 1848 году избран в Национальное собрание. Гюго был противником государственного переворота 1851 года и после провозглашения Наполеона III императором находился в изгнании. В 1870 году вернулся во Францию, а в 1876 году был избран сенатором.

Произведения

Как и на многих молодых писателей его эпохи, на Гюго большое влияние оказал Франсуа Шатобриан, известная фигура в литературном течении романтизма и выдающаяся фигура Франции начала XIX века.

В молодости Гюго решил быть «Шатобрианом или никем», и что его жизнь должна соответствовать жизни его предшественника.

Как и Шатобриан, Гюго будет содействовать развитию романтизма, будет иметь весомое место в политике как лидер республиканизма, и будет сослан в ссылку благодаря своим политическим позициям.

Рано зародившаяся страсть и красноречие ранних работ Гюго принесли ему успех и славу на ранних годах его жизни. Его первый поэтический сборник «Оды и разные стихи» (Odes et po?sies diverses) был опубликован в 1822 году, когда Гюго было только 20 лет.

Королем Людовиком XVIII было пожаловано ежегодное денежное содержание для писателя. Хотя стихами Гюго восхищались из-за их спонтанного пыла и беглости, за этим собранием сочинений последовало собрание «Оды и баллады» — Odes et Ballades, написанное в 1826 году, через четыре года после первого триумфа.

Odes et Ballades представило Гюго как великолепного поэта, настоящего мастера лирики и песни.

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы «Последний день приговорённого к смерти» была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах.

Повесть Le Dernier jour d’un condamn? (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834 и впоследствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

«Человек, который смеётся» (фр. L'Homme qui rit) — один из самых известных романов Виктора Гюго, написанный в 60-х годах XIX века. Точкой отсчета в сюжете романа является 29 января 1690 года, когда в Портленде при таинственных обстоятельствах оказывается брошен ребенок.

Последние годы

Гюго умер 22 мая 1885 года в возрасте 83 лет. После пышных национальных похорон его прах был помещён в Пантеоне.

Интересные факты

  • «Гюго» — один из соционических типов в соционике.

Сочинения

Поэзия

  • Оды и поэтические опыты (Odes et po?sies diverses, 1822).
  • Оды (Odes, 1823).
  • Новые оды (Nouvelles Odes, 1824).
  • Оды и баллады (Odes et Ballades, 1826).
  • Восточные мотивы (Les Orientales, 1829).
  • Осенние листья (Les Feuilles d’automne, 1831).

  • Песни сумерек (Les Chants du cr?puscule, 1835).
  • Внутренние голоса (Les Voix int?rieures, 1837).
  • Лучи и тени (Les Rayons et les ombres, 1840).
  • Возмездие (Les Ch?timents, 1853).
  • Созерцания (Les Contemplations, 1856).

  • Песни улиц и лесов (Les Chansons des rues et des bois, 1865).
  • Грозный год (L’Ann?e terrible, 1872).
  • Искусство быть дедом (L’Art d'?tre grand-p?re, 1877).
  • Папа (Le Pape, 1878).
  • Революция (L'?ne, 1880).

  • Четыре ветра духа (Les Quatres vents de l’esprit, 1881).
  • Легенда веков (La L?gende des si?cles, 1859, 1877, 1883).
  • Конец Сатаны (La fin de Satan, 1886).
  • Бог (Dieu, 1891).
  • Все струны лиры (Toute la lyre, 1888, 1893).

  • Мрачные годы (Les ann?es funestes, 1898).
  • Последний сноп (Derni?re Gerbe, 1902, 1941).
  • Океан (Oc?an. Tas de pierres, 1942).

Драматургия

  • Кромвель (Cromwell, 1827).
  • Эми Робсарт (Amy Robsart, 1828, опубликована 1889).
  • Марион Делорм (Marion Delorme, 1831).
  • Король забавляется (Le Roi s’amuse, 1832).
  • Лукреция Борджиа (Lucr?ce Borgia, 1833).

  • Мария Тюдор (Marie Tudor, 1833).
  • Анджело, тиран Падуанский (Angelo, tyran de Padoue, 1835).
  • Рюи Блаз (Ruy Blas, 1838).
  • Бургграфы (Les Burgraves, 1843).
  • Торквемада (Torquemada, 1882).
  • Свободный театр.

    Малые пьесы и фрагменты (Th??tre en libert?, 1886).

Романы

  • Ган Исландец (Han d’Islande, 1823).
  • Бюг-Жаргаль (Bug-Jargal, 1826)
  • Последний день приговорённого к смерти (Le Dernier jour d’un condamn?, 1829).
  • Собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris, 1831).

  • Клод Ге (Claude Gueux, 1834).
  • Отверженные (Les Mis?rables, 1862).
  • Труженики моря (Les Travailleurs de la Mer, 1866).
  • Человек, который смеётся (L’Homme qui rit, 1869).

  • Девяносто третий год (Quatrevingt-treize, 1874).

Публицистика и эссе

  • Этюд о Мирабо (?tude sur Mirabeau, 1834).
  • Литературные и философские опыты (Litt?rature et philosophie m?l?es, 1834)
  • Рейн. Письма к другу (Le Rhin, 1842).
  • Наполеон Малый (Napol?on le Petit, 1852).
  • Письма Луи Бонапарту (Lettres ? Louis Bonaparte, 1855).

  • Вильям Шекспир (William Shakespeare, 1864).
  • Париж (Paris-Guide, 1867).
  • Голос с Гернси (La voix de Guernsey, 1867).
  • До изгнания (Avant l’exil, 1875).
  • Во время изгнания (Pendant l’exil, 1875).
  • После изгнания (Depuis l’exil, 1876, 1889).

  • История одного преступления (Histoire d’un crime, 1877—1878).
  • Фанатики и религия (Religions et religion, 1880).
  • Мой сын (Mes Fils, 1874).
  • Архипелаг Ла Манш (L’Archipel de la Manche, 1883).
  • Что я видел (Choses vues, 1887, 1900).
  • Альпы и Пиренеи (Alpes et Pyr?n?es, 1890).

  • Франция и Бельгия (France et Belgique, 1892).
  • Послесловие к моей жизни (Post-scriptum de ma vie, 1901).

Избранная библиография

Собрания сочинений

  • ?uvres compl?tes de Victor Hugo, ?dition d?finitive d’apr?s les manuscrits originaux — ?dition ne varietur, 48 vv., 1880—1889
  • Собрание сочинений: В 15 т. — М.: Гослитиздат, 1953—1956.
  • Собрание сочинений: В 10 т. — М.

    : Правда, 1972.

  • Собрание сочинений: В 6 т. — М.: Правда, 1988.
  • Собрание сочинений: В 6 т. — Тула: Сантакс, 1993.
  • Собрание сочинений: В 4 т. — М.: Литература, 2001.
  • Собрание сочинений: В 14 т. — М.: Терра, 2001—2003.

Литература о Гюго

  • Брахман С. Р. «Отверженные» Виктора Гюго. — М.: Худ. литер., 1968. — (Массовая ист.-лит. б-ка)
  • Евнина Е. М. Виктор Гюго. — М.: Наука, 1976. — (Из истории мировой культуры)
  • Карельский А. В. Гюго // История всемирной литературы. Т. 6. М.: Наука, 1989.
  • Луков В. А. Гюго // Зарубежные писатели: Библиографический словарь. М.: Просвещение, 1997.

  • Мешкова И. В. Творчество Виктора Гюго. — Кн. 1 (1815—1824). — Саратов: Изд. Сар. ун-та, 1971.
  • Минина Т. Н. Роман «Девяносто третий год»: Пробл. революции в творчестве Виктора Гюго. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1978.
  • Моруа А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго. — Многочисленные издания.
  • Муравьёва Н. И. Гюго. — 2-е изд. — М.: Мол. гвардия, 1961. — (ЖЗЛ).

  • Сафронова Н. Н. Виктор Гюго. — Биография писателя. Москва «Просвещение». 1989.
  • Трескунов М. С. В. Гюго. — Л.: Просвещение, 1969. — (Б-ка словесника)
  • Трескунов М. С. Виктор Гюго: Очерк творчества. — Изд. 2-е, доп. — М.: Гослитиздат, 1961.
  • Трескунов М. С. Роман Виктора Гюго «Девяносто третий год». — М.: Худ. лит., 1981. — (Массовая ист.-лит.

    б-ка)

  • Hugo Ad?le. Victor Hugo Racont? par un T?moin de sa Vie, avec des Oeuvres In?dites, entre autres un Drame en Trois Actes: I?ez de Castro, 1863
  • Josephson Matthew. Victor Hugo, a Realistic Biography, 1942
  • Maurois Andr?. Olympio: La vie de Victor Hugo, 1954
  • Pironu? Georges.

    Victor Hugo romancier; ou, Les Dessus de l’inconnu, 1964

  • Houston John P. Victor Hugo, 1975
  • Chauvel A.D. & Forestier M. Extraordinary House of Victor Hugo in Guernsey, 1975
  • Richardson Joanna. Victor Hugo, 1976
  • Brombert Victor. Victor Hugo and the Visionary Novel, 1984
  • Ubersfeld Anne. Paroles de Hugo, 1985
  • Guerlac Suzanne.

    The Impresonal Sublime, 1990

  • Bloom Harold, ed. Victor Hugo, 1991
  • Grossman Kathryn M. «Les Miserables»: Conversion, Revolution, Redemption, 1996
  • Robb Graham. Victor Hugo: A Biography, 1998
  • Frey John A. Victor Hugo Encyclopedia, 1998
  • Halsall Albert W. Victor Hugo and the Romantic Drama, 1998
  • Hovasse Jean-Marc. Victor Hugo.

    Avant l’exil 1802—1851, 2002

  • Kahn Jean-Fran?ois. Victor Hugo, un r?volutionnaire, 2002
  • Martin Feller, Der Dichter in der Politik. Victor Hugo und der deutsch-franz?sische Krieg von 1870/71. Untersuchungen zum franz?sischen Deutschlandbild und zu Hugos Rezeption in Deutschland. Marburg 1988.

  • Tonazzi Pascal, Floril?ge de Notre-Dame de Paris (anthologie), Editions Arl?a, Paris, 2007, ISBN 2-86959-795-9
  • Hovasse Jean-Marc, Victor Hugo II : 1851—1864, Fayard, Paris, 2008

Память

  • Дом-музей Виктора Гюго в Париже.
  • Памятник в Сорбонне работы Лорана Маркеста.
  • Дом-музей Виктора Гюго в Люксембурге. Бюст Гюго, созданный Роденом.
  • Памятник Гюго в Эрмитаже. Автор — Лоран Маркест.

    Дар мэрии Парижа Москве.

  • Улица Виктора Гюго в Твери, утверждена решение Тверской городской думы 20 сентября 2011 года.
  • В честь Гюго назван кратер на Меркурии.

Гюго причислен к лику святых во вьетнамской религии Каодай.

Произведения Гюго в других видах искусства

Экранизации и фильмы по мотивам произведений

  • Quasimodo d’El Paris (1999) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les mis?rables (1998) (novel)
  • The Hunchback of Notre Dame (1996) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Les mis?rables (1995) (novel)
  • Mest shuta (1993) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les mis?rables (1988) (novel)
  • D?as dif?ciles (1987) (novel)
  • La conscience (1987) (short story)
  • Le dernier jour d’un condamn? (1985) (novel «Le dernier jour d’un condamn?»)

  • Les mis?rables (1982) (novel)
  • Rigoletto (1982) (play «Le roi s’amuse»)
  • Kozete (1977) (novel «Les Mis?rables»)
  • Le scomunicate di San Valentino (1974) (loosely inspired by a drama by)
  • Sefiller (1967) (novel «Les Mis?rables»)
  • L’uomo che ride (1966) (novel «L’Homme qui rit») (uncredited in italian version)
  • Jean Valjean (1961) (novel «Les Mis?rables»)
  • Les mis?rables (1958) (novel)
  • La d?route (1957) (story)
  • Nanbanji no semushi-otoko (1957) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Notre Dame de Paris (1956) (novel)
  • Sea Devils (1953) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • La Gioconda (1953) (novel «Angelo, tyran de Padoue»)
  • Les miserables (1952) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to jiyu no hata (1950) (novel)
  • Re mizeraburu: kami to akuma (1950) (novel)
  • Ruy Blas (1948) (play)
  • I miserabili (1948) (novel «Les Mis?rables»)
  • Il tiranno di Padova (1946) (story)
  • Rigoletto (1946) (novel)
  • El rey se divierte (1944/I) (play)
  • El boassa (1944) (novel «Les Mis?rables»)
  • Los miserables (1943) (novel)
  • Il re si diverte (1941) (play)
  • The Hunchback of Notre Dame (1939) (novel)
  • Les pauvres gens (1938) (writer)
  • Gavrosh (1937) (novel «Les Mis?rables»)
  • Toilers of the Sea (1936) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Les mis?rables (1935) (novel)
  • Les mis?rables (1934) (novel)
  • Jean Valjean (1931) (novel «Les Mis?rables»)
  • Aa mujo: Kohen (1929) (novel)
  • Aa mujo: Zempen (1929) (novel)
  • The Bishop’s Candlesticks (1929) (novel «Les Mis?rables»)
  • The Man Who Laughs (1928) (novel «L’Homme Qui Rit»)
  • Rigoletto (1927) (play «Le Roi s’Amuse»)
  • Les mis?rables (1925) (novel)
  • The Spanish Dancer (1923) (novella)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/I) (novel «Notre-Dame de Paris»)
  • Toilers of the Sea (1923) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Aa muj? — Dai nihen: Shich? no maki (1923) (story)
  • Aa muj? — Dai ippen: H?r? no maki (1923) (story)
  • The Hunchback of Notre Dame (1923/II) (novel)
  • Tense Moments with Great Authors (1922) (novel «Les Mis?rables») (segment «Miserables, Les»)
  • Tense Moments from Great Plays (1922) (novel «Notre Dame de Paris») (segment «Esmeralda»)
  • Esmeralda (1922) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Das grinsende Gesicht (1921) (novel «L’homme e qui rit»)
  • Der rote Henker (1920) (novel)
  • Quatre-vingt-treize (1920) (novel)
  • The Toilers (1919) (novel «Les Travailleurs de la mer»)
  • Marion de Lorme (1918) (play)
  • Les travailleurs de la mer (1918) (novel)
  • Der K?nig am?siert sich (1918) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Les mis?rables (1917) (novel)
  • Marie Tudor (1917) (play)
  • The Darling of Paris (1917) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Don Caesar de Bazan (1915) (novel «Ruy Blas»)
  • The Bishop’s Candlesticks (1913) (novel «Les Mis?rables»)
  • Les mis?rables — ?poque 4: Cosette et Marius (1913) (novel)
  • Les mis?rables — ?poque 3: Cosette (1913) (novel)
  • Les mis?rables — ?poque 2: Fantine (1913) (novel)
  • Les mis?rables — ?poque 1: Jean Valjean (1913) (novel)
  • La tragedia di Pulcinella (1913) (play)
  • Marion de Lorme (1912) (writer)
  • Ruy-Blas (1912) (play)
  • Notre-Dame de Paris (1911) (novel «Notre Dame de Paris»)
  • Ernani (1911) (writer)
  • Hugo the Hunchback (1910) (novel)
  • Hernani (1910) (writer)
  • Les mis?rables (1909) (novel)
  • Rigoletto (1909/I) (writer)
  • Les mis?rables (Part III) (1909) (novel «Les Mis?rables»)
  • Le roi s’amuse (1909) (play)
  • Les miserables (Part II) (1909) (novel)
  • Les Miserables (Part I) (1909) (novel «Les Mis?rables»)
  • The Duke’s Jester or A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • A Fool’s Revenge (1909) (novel «Le Roi s’Amuse»)
  • Ruy Blas (1909) (play)
  • Rigoletto (1909/II) (play)
  • Esmeralda (1905) (novel «Notre Dame de Paris»)

Музыкальный театр

  • 1836 — «Эсмеральда» (опера), композитор Л. Бертен
  • 1839 — «Эсмеральда» (балет), композитор Ц. Пуни
  • 1839 — «Эсмеральда» (опера), композитор А. Даргомыжский
  • 1876 — «Анджело» (опера), композитор Ц.Кюи
  • 1851 — «Риголетто» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1844 — «Эрнани» (опера), композитор Дж. Верди
  • 1880 — «Джоконда» (опера), композитор А. Понкьелли
  • 1914 — «Нотр-Дам» (балет), композитор Ф. Шмидт

Источник: http://people-archive.ru/character/viktor-mari-gugo

Ссылка на основную публикацию