Зураб церетели – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Зураб Церетели – биография, информация, личная жизнь

Зураб Константинович Церетели (груз. ზურაბ წერეთელი). Родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Советский и российский живописец, скульптор, дизайнер, педагог, профессор. Президент Российской академии художеств с 1997 года.

Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1979). Герой Социалистического Труда (1990). Народный художник СССР (1980). Лауреат Ленинской премии (1976), двух Государственных премий СССР (1970, 1982) и Государственной премии России (1996).

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси в грузинской семье.

Отец – Константин Георгиевич (1903-2002), известен в Грузии как инженер-строитель, происходит из старинного грузинского княжеского рода Церетели.

Мать – Тамара Семёновна Нижарадзе (1910-1991), также представительница княжеского рода. Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе.

В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники – Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие.

Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.

Окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Грузии и Литве.

В 1988 году избран действительным членом (академиком) АХ СССР.

С 1997 года является Президентом Российской академии художеств.

В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.

Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно) и др.

Как художник-монументалист оформил ряд крупных учреждений, таких как Ленинский мемориал в Ульяновске, гостиничный комплекс в Измайлово, курортный городок в Адлере, парк «Ривьера» в Сочи, Дворец профсоюзов в Тбилиси, Новая сцена Большого театра в Москве и др.

; как скульптор создал множество монументов, среди них «Дружба навеки» в Москве, «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, «Рождение Нового Человека» в Севилье, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне, Памятник Зое Космодемьянской в Рузе и др.

Известные работы Зураба Церетели

Памятник Петру I в Москве был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном в развилке Москвы-реки и Водоотводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М.

Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничивающие высоту памятника 17 метрами.

Есть версия, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента.

Храм Христа Спасителя строился под руководством Церетели. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена подземная парковка.

Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить: монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783-1983) присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей – «Шашлык» (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части – известный поэт Андрей Вознесенский); монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке; монумент «Разрушить стену недоверия» (Лондон, Великобритания); 6-метровый Памятник Петру Первому в Петербурге; бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция); скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания); «Рождение Нового мира», памятник Колумбу в Пуэрто-Рико (2016); Памятник Иоанну Павлу Второму (Франция).

Автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в курортном комплексе в Пицунде (1967), в курортном городке ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973; Ленинская премия 1976 года), в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте (1978), в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве (1980).

Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (открыт 1995), а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе в оформлении Манежной площади. Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом. Не все реально воздвигнуты.

11 сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели – дар американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.

Монумент представляет собой 30-метровую бронзовую плиту с узким продолговатым сквозным отверстием, напоминающим разлом, внутри которого свисает гигантская зеркальная капля, отлитая из обломков расплавленных во время теракта стальных балок башен-близнецов.

Изначально автор собирался подарить его Нью-Йорку. Но власти города видеть его у себя не пожелали. Тогда Церетели предпринял попытки установить памятник на другом берегу Гудзона – напротив места трагедии – в Джерси-сити.

Но и тут, муниципалитет отказался от дара, заявив, что большинство жителей не хотят видеть эту слезу, а в местной прессе будущий шедевр и вовсе окрестили «вульвой».

Тем не менее, Церетели удалось найти для своего монумента Байонн – местечко в устье реки Гудзон, на заброшенном пирсе бывшей военной базы, где до сих пор красуются таблички: «Осторожно, зараженное место!». 175-тонная бронзовая плита возвышается на берегу Гудзона напротив национального символа Америки – статуи Свободы и места, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра.

В 2009 году на Соловках Церетели планировал установить 100-метровую статую Иисуса Христа, что вызвало аргументированные возражения у руководства Соловецкого музея-заповедника.

В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров – увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже.

В 2012 году в курортном французском городе Сен-Жиль-Круа-де-Ви Церетели открыл скульптурную композицию, посвященную Марине Цветаевой. Памятник является частью диптиха – другой частью которого является памятник Борису Пастернаку. Этот памятник установлен в Мучкапе – районном центре Тамбовской области.

В 2013 году в Рузе был установлен памятник Зое Космодемьянской работы Церетели.

В 2015 году в Ялте открылся памятник Сталину, Рузвельту и Черчиллю, по мотивам Ялтинской конференции.

Скульптурная композиция «Воин-лыжник». Установлена в парке «Патриот» в 2017 году.

В 2017 году в Москве, в Петроверигском переулке, Церетели изготовил Аллею правителей, состоящую из бюстов всех правителей России.

В 2017 году в городе Апатиты установлен Памятник Пушкину в сквере имени Пушкина.

Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона. В начале июня того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта». З. Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.

11 марта 2014 года подпись Зураба Церетели появилась под обращением деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. На следующий день, однако, помощник Церетели заявил в интервью грузинскому телевидению, что на самом деле Церетели письма не подписывал.

Зураб Церетели

Личная жизнь Зураба Церетели:

Женат. Супруга – княжна Инесса Александровна Андроникашвили.

Дочь – Елена (Лика) (1959 г.р.), искусствовед.

Внуки: Василий (род. 1978), Зураб (род. 1987), Виктория (род. 2000). Правнуки: Александр (род. 2003), Николай (род. 2005), Филипп (род. 2008), Мария Изабелла (род. 2009).

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Tsereteli.php

Зураб Церетели (скульптор) биография, фото, новости 2018

Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного времени Константин Иванович трудился в Народном Комиссариате Грузии в должности главного технического инспектора.

После отец Церетели был назначен главным горным инспектором республик Закавказья. Церетели-старший принимал участие в Великой Отечественной войне. За отличную службу был награжден орденами, медалями и благодарностями. Но из-за ранения его уволили в запас в звании полковника.

Церетели Константин Иванович после войны принимал участие в восстановлении разрушенных объектов. В это же время он преподавал в Политехническом институте в Тбилиси.

Мать Зураба – Нижарадзе Тамара Семеновна происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию своих детей, как это принято на Кавказе.

Зураб рос в обстановке художественного творчества. Его дядя, брат матери – Георгий Нижарадзе – известный художник-живописец, постоянно брал племянника к себе в дом.

Здесь Георгий познакомил мальчика Зураба с деятелями культуры, грузинскими художниками: Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с таким контингентом людей не прошло для Зураба Церетели бесследно.

На уроках в школе юный Зураб много рисовал. Во многих его работах уже тогда зародилось ощущение принадлежности к истории, к жизни страны. Часто на летние каникулы Церетели уезжал в Западную Грузию к своей бабушке, она жила в селе Губи.

Здесь будущий художник увидел народную культуру, красоту бытовых предметов, разнообразие природы. Только в Губи Зураб чувствовал себя свободным без городской суеты. Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества.

Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал.

Часто вместе со своими однокурсниками, которые в будущем стали известными художниками: Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки, Зураб путешествовал по Грузии.

В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты.

Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли. Таким образом, Церетели обошел привлекавшие художников места: Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия.

Все это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

После института Зураб устроился на работу в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков.

Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве.

В 60-е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси.

Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре.

Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист.

Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России.

Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии.

Знаменитой работой стало мозаичное панно «Человек, труд – смысл и красота бытия», расположенное на фасаде Дворца культуры профсоюзов. После появилось декоративное оформление ресторана в Тбилиси «Арагви». Эта работа была отмечена Государственной премией.

Зураб Церетели принимал участие в оформлении курорта «Боржоми» . В 70х годах скульптор участвовал в создании парка Победы в Тбилиси, его работа «Знамена» вывешена в парке на облицованной стене. Зураб Константинович так же работал в Адлере над монументальным комплексом.

Художник применял новую технику работы по металлу. Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния.

По новой технологии были сделаны работы: монумент в Абаши, композиция «Колхида», «Человек и солнце», «Узы дружбы». Зураб Церетели принимал участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве. Скульптор широко известен за границей.

Он был лично знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Политики и деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них.

Церетели работал в разных странах мира. Он оформил интерьер здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Огромное панно «Москва-столица, моя Москв» из нержавеющей стали украшает посольский зал в Токио. В США успех работ Церетели был огромен. Творец работал преподавателем на факультете искусств.

За преподавательскую работу Церетели Церетели в Москве создал монументальные произведения.

Он принимал участие в реставрации Храма Христа Спасителя.

По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.

Скульптор удостоен большого количества наград и званий. Художник является Героем Социалистического труда. Зураб Константинович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1,2,3 степени. Ему был вручен орден «Дружбы народов». Церетели является народным художником РФ, народным художником СССР, народным художником Грузинской ССР. Зурабу Константиновичу вручили «Государственную премию РФ», «Ленинскую премию». Художник является кавалером ордена «Почетного легиона», офицером ордена «Искусств и литературы». Церетели имеет в своей копилке медаль «Во славу Осетии», знак отличия «За заслуги перед Москвой». Церетели Зураб Константинович в браке с Инессой Александровной Андроникашвили. У супругов есть дочь Елена. Также художник счастливый дедушка. У него два внука: Василий и Зураб. Внучка Виктория.

Источник: https://uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-zurab-cereteli.html

Зураб Церетели: биография

Зураб Церетели родился в Тбилиси 4 января 1934 года. Его отец был инженером-строителем, мать традиционно для грузин занималась домом и детьми. Зураб с детства находился среди талантливых людей, увлеченных живописью.

Он был частым гостем в доме дяди – Георгия Нижарадзе. Здесь мальчик познакомился с грузинскими художниками, эти встречи помогли определиться с призванием.

После окончания школы перед ним не стояла дилемма выбора жизненного пути.

Зураб поступил в Тбилисскую Академию художеств. После ее окончания последовали заметные работы в роли художника-монументалиста. Год учебы, проведенный во Франции, дал ему новые знания об искусстве и знакомство с культовыми личностями. Он общался с классиками живописи – Пикассо и Шагалом. В 1980 художника привлекли к оформлению Олимпиады и гостиничного комплекса «Измайлово».

В своем творчестве мастер отдает предпочтение созданию монументальных произведений. В разных странах мира установлены его грандиозные скульптуры и памятники из металла. Среди наиболее известных работ: св.

Георгий Победоносец в Тбилиси, памятник Петру I и монумент «Дружба народов» в Москве. В память о жертвах терактов он создал монументы в Нью-Джерси и Беслане. Скульптор руководил восстановлением разрушенного Храма Христа Спасителя в Москве.

Творческие успехи Зураба Константиновича Церетели оценены орденами и званиями. Он Президент Российской академии художеств.

Церетели – основатель Московского музея современного искусства. В основу экспозиции положена его личная коллекция картин. Музей представляет российских и зарубежных художников, в основном авангардистов XX и XXI вв.

С 2009 года для посещений открыт Музей-мастерская художника. Экспозиция, размещенная на тех этажах московского особняка, рассказывает о творческом пути мастера. Одно из детищ академика – Музейно-выставочный комплекс.

В галерее Церетели представлены все жанры современной живописи, скульптуры и дизайна.

Миранда Миранишвили, Зураб Церетели и Софико ШеварднадзеЗураб ЦеретелиЗураб Церетели: «У меня просьба: все остальные работы, которые есть, чтобы на следующей выставке они тоже были показаны»Зураб и Василий ЦеретелиЗураб Церетели пригласил своего друга маэстро Пьера Кардена в ресторан-бутик «Колонна»Художник и скульптор Зураб ЦеретелиЗураб Церетели

Личная жизнь Зураба Церетели

Со своей женой Инессой Андроникашвили художник познакомился в академии художеств (1952). Молодые люди принадлежали к княжеским родам и увлекались искусством. Они расписались через 6 лет после окончания учебы. В семье родилась одна дочь Елена. В 1998 году супруга скульптора умерла. В большой семье Церетели три внука и три правнука.

Последние новости о Зурабе Церетели

Масштабы творческих замыслов скульптора всегда поражали общественность. В 2016 году Зураб Константинович предложил в дар Санкт-Петербургу 80-метровую статую Христа. Горожане и представители РПЦ попросили не устанавливать памятник, не вписывающийся в архитектурный облик города.

В мае 2017 в Москве открылась «Аллея правителей». Композиция из 33 бюстов представляет историю правителей государства от древних времен до первой революции. Не только молодежи, но и старшему поколению будет интересно посмотреть на исторических личностей, собранных в одном месте.

Источник: http://www.woman.ru/articles/tag/zurab-cereteli/

Зурабу Церетели 83 года: чем гениальный скульптор прославился в мире?

4 января выдающемуся грузинскому и российскому живописцу, известному скульптору и педагогу Зурабу Константиновичу Церетели исполняется 83 года.

Sputnik Грузия вспоминает, чем прославился в мире этот талантливый человек. 

Зураб Церетели родился в грузинской семье, в Тбилиси. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) — известный в Грузии инженер-строитель, происходил из старинного грузинского рода Церетели. Мать — Тамара Семеновна Нижарадзе (1910—1991), также представительница княжеского рода. 

© photo: Sputnik / Александр Макаров

Зураб Церетели

Исключительное влияние на молодого Зураба оказал его родной дядя по матери — живописец Георгий Нижарадзе, в доме которого часто бывали самые именитые грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие. Именно они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши и показали ему удивительный мир живописи. 

© photo: Sputnik / РИА Новости

Советский живописец Давид Несторович Какабадзе

Выпускник живописного факультета Тбилисской академии художеств, Церетели сначала работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии, а потом, в 1964 году, обучался во Франции. Именно здесь молодой Зураб общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

© photo: Sputnik / РИА Новости

Художник Пабло Пикассо

С конца 1960-х годов Церетели окончательно решил посвятить себя монументальному искусству и начал активно работать в этой области. Сегодня его скульптурные произведения помимо Грузии и России, находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Беларуси, Литве и многих других странах.

В 1988 году Зураб Церетели был избран действительным членом Академии художеств СССР. С 1997 же года он является Президентом Российской академии художеств. В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было предоставлено российское гражданство.

© photo: Sputnik / Владимир Федоренко

Президент Российской академии художеств Зураб Церетели

Церетели также является директором Московского музея современного искусства и директором Галереи искусств Церетели.

В феврале 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почетного легиона. А в июне того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую “Медаль Почёта”.

Так Зураб Церетели стал первым грузинским и российским художником, удостоенным такой награды.

Зураб Церетели — президент Российской академии художеств, а также лауреат всех возможных премий и званий. Наиболее известные его работы — памятник Петру Великому, Иоанну Павлу II, монументы “Дружба навеки” и “Добро побеждает Зло”. 

© photo: Sputnik / Игорь Михалев

Монумент Зураба Церетели “Добро побеждает Зло” перед зданием ООН в Нью-Йорке

Церетели – автор одной из самых больших статуй Иисуса Христа в мире (80 метров). О статуе известно, что в 2013 году она была отлита именно в городе на Неве, на заводе “Монументскульптура”.

Однако места памятнику пока до сих пор не нашли – рассматривались варианты установления памятника в Санкт-Петербурге, Сочи, Ростове и Ленинградской области.

Как признался маэстро, создание фигуры Христа являлось его давней мечтой и едва ли не главным итогом его творческого пути.

Наряду с бесспорными заслугами Церетели, скульптора часто и много критикуют за его гигантоманию, обвиняют в “монополизации” монументальных проектов в Москве, а также в диспропорциональности и в общем безвкусии. 

© photo: Sputnik / Антон Денисов

Памятник Петру I в Москве

В декабре 2016 года в Санкт-Петербурге открыли памятник Шота Руставели, автору знаменитой поэмы “Витязь в тигровой шкуре”, которую еще называют “грузинской Библией”. Поэт изображен в полный рост и держит в руках свой самый известный труд, который занял место в перечне мировых литературных шедевров.

Автору монумента Зурабу Церетели удалось передать в памятнике атмосферу эпохи XII столетия: это был золотой век грузинского государства, расцвет культуры и письменности. В Петербурге имя Руставели теперь увековечено дважды — памятник поэту установлен на улице, которой 50 лет назад было присвоено его имя.

© Администрация Санкт-Петербурга

Памятник Шота Руставели в Санкт-Петербурге

В Тбилиси на главной площади столицы стоит 40-метровый памятник Святому Георгию Победоносцу, созданный Зурабом Церетели. Именно эту 27-тонную скульптуру в последние годы столичные власти традиционно стали превращать в новогоднюю елку. Кстати, эта новогодне украшенная скульптура-елка не раз попадала в рейтинги стран с самыми необыкновенными и красивыми новогодними деревьями. 

© Sputnik / Levan Avlabreli

Новогодние украшения на Площади свободы

Интересный факт – Зураб Константинович фигурирует в качестве неутомимого жизнерадостного художника-скульптора Звиада Цуриндели в романе писателя Сергея Соколкина “Русская чурка”.

Но прежде всего Зураб Церетели — художник. Его живописные полотна – это истинные оды колориту, красоте натуры человека и природе. Церетели очень любит рисовать подсолнухи, портреты случайных и неслучайных людей, а также неожиданные и всегда важные сюжеты из жизни. Вечным же вдохновением творчества Церетели, разумеется, была и остается Грузия и ее неповторимая, богатая и красочная культура.

Источник: https://sputnik-georgia.ru/reviews/20170104/234438457/Zurabu-Cereteli-83-goda-chem-proslavilsja-genialnyj-skulptor-v-mire.html

Зураб Церетели: биография, лучшие работы, скандалы

Зураб Церетели – один из наиболее известных советских деятелей искусства, а ныне президент Академии художеств России.

Талантливый и творческий Зураб Церетели смог себя проявить практически во всех сферах современного искусства – автору принадлежат картины, фрески, мозаики, барельефы, скульптуры, монументы и другие работы.

Однако с особым вдохновением метр создает памятники монументального искусства, вкладывая в них свой талант, переживания и душу.

Несмотря на успешную карьеру и огромную популярность скульптора-монументалиста, до сих пор его работы вызывают неоднозначную реакцию не только у обычных людей, но и у искусствоведов, художественных критиков и коллег по творческому цеху. В чем же заключается гениальность и неоднозначность персоны Зураба Церетели разберемся в этой статье.

Биография Зураба Церетели

Зураб Константинович Церетели родился 4 января 1934 г. в столице Грузии. И отец, и мать будущего скульптора принадлежали к известным в Грузии княжеским родам, поэтому семья Церетели принадлежала к грузинской элите. Отец Зураба Церетели Константин Георгиевич был успешным инженером строителем.

Мать будущего деятеля искусства Тамара Семёновна Нижарадзе – посвящала себя семье и детям. На выбор профессионального и творческого пути будущего мэтра ключевое влияние оказал Георгий Нижарадзе – брат Тамары Семеновны и известный грузинский живописец.

В доме Георгия Нижарадзе, где проводил много времени Зураб, собиралась грузинская творческая элита Д. Какабадзе, С. Кобуладзе, У. Джапаридзе и др. Именно они вовлекли юношу в мир живописи и искусства, обучили его основам рисования и создания скульптур, вдохновили на творческое развитие.

Гениальный скульптор окончил Академию художеств в Тбилиси, однако его карьерный путь начался с работы в Институте истории, археологии и этнографии Грузии. В 1964 г. Зураб Церетели проходил повышение квалификации во Франции, где познакомился с творчеством выдающихся живописцев эпохи П. Пикассо и М. Шагалом.

В конце 60-х годов скульптор принял решение развиваться в сфере монументального и скульптурного искусства, после чего были созданы сотни широко известных памятников, скульптур, стел, монументов, статуй, бюстов, установленных по всему миру.

За профессиональные и личностные заслуги скульптор удостоен рядом наград и званий: Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, лауреат Ленинской премии, Государственных премий СССР, Государственной премии России, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», кавалер ордена Почётного легиона.

С 1997 года и по сегодняшний день Зураб Церетели возглавляет Российскую академию художеств. В 2003 г. за профессиональные достижения и заслуги перед Россией Зураб Церетели получил российское гражданство.

Успешен гениальный скульптор и в семейной жизни. Зураб Церетели женат на Инессе Александровне Андроникашвили и имеет дочь Елену, которая подарила ему троих внуков. А в начале 2000-х годов чета Церетели пополнилась четырьмя правнуками.

Источник: http://www.GessoStar.ru/zurab-cereteli/

Василий Церетели: «У деда я учился любви и всепрощению»

Елена Грибкова

30 июня 2015 17:00

Знаменитый скульптор глазами его внука — исполнительного директора Московского музея современного искусства, интеллектуала, человека мира и отца четверых детей.

Мне казалось, что такие положительные герои, как Василий, — скучные ребята, но я ошибалась.

Вообще редкий случай, когда интервьюируемый, сидя перед тобой и разговаривая, рисует, и не смешные рожицы или какую-то ерунду, а прямо психоделические абрисы, создание которых в какой-то мере даже отвлекает от беседы. Но это точно то, что зовется атмосферой.

Жаль, что эти художества после нашего часового общения полетели в корзину и их нельзя приложить к интервью. Но мне показалось: что бы Василий ни рисовал, у него всегда получался профиль супруги, сидящей в соседнем кабинете. Хотя, возможно, это лишь моя фантазия.

Василий, со стороны создается ощущение, что ваш знаменитый дед, Зураб Константинович, это тот человек, который полностью структурировал вашу жизнь. Так ли это?
Василий:
«Ну, с дедушкой я фактически вырос. Именно он меня воспитывал с довольно раннего возраста.

Так получилось, что я жил с ним и с бабушкой Инессой, поскольку мама защищала диплом, потом была занята с моим младшим братом, с сестрой… Зураб относился ко мне как к сыну, очень многое дал.

Я все время ездил с ним по мастерским, заводам, встречам международного уровня, на которых работал переводчиком… Дедушка постоянно мотивировал меня рисовать, и в Тбилиси я ходил на подготовительные курсы, чтобы поступить в Академию художеств.

Читайте также:  Златко далич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И что характерно, он всегда относился ко мне как к взрослому человеку. А бабушка, потомственная княжна, прививала основы правильного поведения, умение себя вести в обществе, вежливость, уважение к старшим.

Благодаря Зурабу я оказался в подростковом возрасте в школе при ООН, где учились в основном дети дипломатов, сотрудников посольств. Просто он там устанавливал скульптуру, я, как обычно, переводил — и на меня обратили внимание. В Тбилиси в тот период как раз было крайне неспокойно».

Характером вы с дедом схожи?
Василий:
«Трудно сказать. Зураб невероятно трудолюбив. Спит мало, утро начинает со штанги и сразу за работу. Причем всегда пребывает в хорошем настроении.

Бабушка его великолепно дополняет: она любит гостей, всегда накрывает невероятные столы… Они с радостью помогают другим. Такие люди, с открытой душой. Этому всему я у них учился. Особенно любви и всепрощению. Я поражался, как дедушка тут же забывает зло, ему причиненное.

Он отметает негатив и каждый день начинает с солнечного, чистого листа. Уверен, в этом его счастье».

К Зурабу Церетели всегда было неоднозначное отношение. Много критики в его адрес звучало. Его обвиняли в отсутствии вкуса, в гигантомании… Как он реагировал на такие вещи?
Василий:
«Он следует своим путем, а в России традиционно не любят успешных людей.

К сожалению, им начинают дико завидовать и вставлять палки в колеса. Ценить и превозносить талантливых писателей, актеров, режиссеров, художников начинают только после смерти. Зураб — уникальный скульптор-монументалист, поэтому в зависимости от пространства он воплощает свои идеи.

У него есть как большие творения, так и маленькие. А также живопись, графика, плюс множество других форматов — от керамики, мозаики до эмали. Даже ювелирные изделия имеются.

Благо на сегодняшний день художник — это тот человек, который имеет возможность работать с разными материалами и в разном русле».

Зураб Константинович встречался с такими мастерами, как Сальвадор Дали, Марк Шагал, Пабло Пикассо… Он что-то рассказывал о них?
Василий:
«У моей бабушки тетя жила во Франции, и в 1964 году она пригласила ее с мужем в Париж, в гости. Но разрешение выехать получил только Зураб.

Конечно, он окунулся в тамошнюю жизнь, и эта атмосфера на него сильно повлияла. Этот поворотный момент наглядно можно проследить по его работам 1968 года. Конечно, он был в абсолютнейшем восторге от Пикассо. Шагал написал восторженный отклик на творчество дедушки.

А с Дали он встречался уже позже, в Нью-Йорке, и запомнил их беседу, когда Дали жаловался, что критики и пресса перестали его ругать. Зураб сначала даже не понял, что тот имеет в виду, ведь в эпоху советской власти подобное, наоборот, говорило бы о признании.

Но тут он столкнулся с фактом, что пиар, реклама любого рода плохой не бывает».

А у вас были столь значительные встречи?
Василий:
«Опять-таки благодаря дедушке я познакомился с патриархом Алексием, Иосифом Давыдовичем Кобзоном, Андреем Дмитриевичем Дементьевым, Борисом Асафовичем Мессерером, четой Клинтон…»

До четырнадцати лет вы были жителем Тбилиси. Чем запомнился этот город?
Василий:
«В основном вспоминается колорит Тбилиси, особенно Тбилисоба (день города), который отмечался по-особому ярко и празднично. Но особое удовольствие было поехать на летние каникулы в Абхазию. Озеро Рица, пещеры со сталактитами и сталагмитами…».

Традиции хлебосольного грузинского дома вы привезли в Москву?
Василий:
«У дедушки до сих пор открытый дом, где гостям предлагают именно грузинские блюда. У нас с женой такого нет.

В принципе мы обычно едим где-то в ресторане. Я крайне редко, по случаю, могу пожарить шашлык. А дома у нас большое хозяйство.

Все-таки пятеро детей, три собаки — два мопса, Бентли и Битл, и йоркширский терьер Ровер, множество рабочих забот — некогда». (Улыбается.)

Так вы собачник?
Василий:
«Я вырос среди больших собак, кавказских овчарок. У нас их было то девять, то четырнадцать».

Насколько я знаю, у вас трое сыновей и дочь, верно?
Василий:
«Да, но с нами живет еще и мой племянник. А что касается детей, то у них маленькая разница в возрасте, Александру — одиннадцать лет, Николаю — девять, Филиппу — семь, Империи — четыре года».

Вы авторитетный отец?
Василий:
«Что вы имеете в виду? Обычный. Своим детям я друг, меня никто не боится, у нас доверительное общение. Я с большим удовольствием смотрю, как иногда по вечерам они с мамой включают панк-рок и все вместе танцуют. Правда, я им не составляю компанию, любуюсь со стороны». (Улыбается.)

Все равно мне кажется, вы строгий. Наверняка в путешествиях первым делом не на шопинг идете, а достопримечательности смотреть. Я заблуждаюсь?
Василий:
«Нет. Даже если я где-то в короткой поездке, обязательно захожу в музей. Или иду на блошиный рынок, где чаще не покупаю, а фотографирую, стараясь сохранить ауру этого места».

А что в вашем понимании означает воспитание чувств, вкуса?
Василий:
«Дети должны все видеть, приобретать навыки, вроде знания четырех языков — испанского, английского, французского, русского, как в нашем случае, а потом пусть сами себе дорогу прокладывают».

Подождите, а как же грузинский язык?
Василий:
«Дома мы говорим в основном на английском, реже на русском. Вот когда ребята подрастут, будут ездить в Грузию, тогда и выучат грузинский».

Вы изначально видели себя многодетным отцом?
Василий:
«Вообще я хотел классически двоих детей, но вышло больше, и я счастлив. (Улыбается.) Дети — это прекрасно. Жалею только о том, что не хватает времени на общение с ними.

Мне импонирует, что они у меня неравнодушны к спорту — это заслуга моей супруги, в прошлом титулованной гимнастки. Ребята увлечены современными танцами, карате, футболом. Естественно, рисовать им тоже нравится. Александра, допустим, тянет к каким-то архитектурным формам, Николай явно отличается математическим складом ума.

Но, полагаю, в дальнейшем это все будет вопрос развития. Дети сами должны выбрать себе профессию, я не хочу их искусственно направлять в определенное русло. Лично я решил стать художником только в выпускном классе. До этого рисовал в свое удовольствие.

Кроме этого на карате ходил, в театральный кружок, с азартом фотографировал, проявлял снимки… В творческой среде рос, одним словом, и выбор был непростым».

Вы в Америке учились в престижном университете Parson School of Design, а затем окончили School of Visual Art. Детям тоже будете рекомендовать зарубежные вузы?
Василий:
«Совсем необязательно. У нас замечательное образование. Сыновья ходят в московскую школу, а что будет дальше — посмотрим.

Просто моя биография так сложилась, что я учился за границей. В обоих моих университетах были интересные программы, но первый я не окончил, потому что перешел туда, где более развернуто преподавалось то, что мне было нужно. Меня там подкупали основательный подход, возможность попробовать все и выбрать то, что ближе.

Я осваивал камнерезание, дерево, печать, офорты, гравюры, рекламную фотографию, киноролики, историю искусств, французскую литературу, менеджмент музейного дела. Вся палитра была выложена передо мной, с любой можно было реализовывать идеи. Еще я с наслаждением ходил по музеям, выставкам, галереям и каждую неделю писал заданные отчеты, такие визуальные анализы.

Художнику же надо обязательно вырабатывать собственный этический взгляд. Я был среди тех студентов, которые специально старались заработать большое количество баллов, чтобы легче получить диплом и закончить с отличием.

В Москве же, возглавив музей, я со временем понял, что имеет смысл продолжить обучение, и пошел получать степень EMBA в московской школе управления в Сколкове. EMBA важно получать именно в той стране, где ты собираешься жить и работать».

Это правда, что вы предпочитаете арт-хаус и восточных режиссеров кино?
Василий:
«Нет, я не против посмотреть как захватывающую продукцию Голливуда, так и европейских мэтров. Но, безусловно, мне очень понравились нашумевшие картины отечественных режиссеров, вроде „Левиафана“ Андрея Звягинцева или „Четыре“ Ильи Хржановского».

Свою жену, испанку Киру Сакарельо, вы встретили в семнадцать лет, она занималась английским языком с вашим младшим братом. Получается, женились на своей первой любви?
Василий:
«Наверное, да. (Улыбается.) Мы женаты с 2001 года, а вместе уже двадцать лет. Венчались в храме, построенном дедушкой на Поклонной горе… Знаете, национальность вообще ни при чем.

В жизни ведь просто выбираешь человека, с которым хочешь быть вместе, и не смотришь на детали. Кира — это такая яркая вспышка! У нее была потрясающая мама, англичанка и преподаватель английского языка, а папа — испанец, капитан военно-морского флота.

Понятно, что на мою семью она изначально произвела впечатление… Она говорит на шести языках, дипломов имеет больше, чем я, не говоря уже об энергии.

Она закончила экономический факультет Мадридского университета, потом училась в университете в Нью-Йорке, затем окончила школу дизайна, там же, в Америке, организовала свою компанию, была успешным художником-модельером, она владела двумя магазинами одежды в крупных торговых центрах, участвовала в Неделях моды, позже, как и я, пошла учиться в Сколково… Другое дело, что с появлением второго и третьего ребенка Кира по собственному желанию больше сосредоточилась на семье. Сейчас прежде всего она мама и жена, но и, конечно, мой друг и помощник, начальник отдела развития нашего музея. Ее опыт, знания, способности невероятно ценны тут. Супруга меня поддерживает в административных делах и вдохновляет на творчество, которому, увы, приходится отводить чуть меньше времени».

Двадцать лет вы вместе, это целая история. Знаете удачный рецепт долгого союза?
Василий:
«Любить друг друга, уважать, понимать, разговаривать, все проблемы решать сообща. Я не скажу ничего удивительного. Расходятся те пары, которые не желают вместе преодолевать неминуемые трудности».

Вы были комиссаром русского павильона на Венецианской биеннале, инициировали проект, с которого начался арт-центр «Винзавод», придумывали концептуальные видеоинсталляции, устраиваете выставки, обновляете экспозиции в своем музее… Что у вас сейчас на повестке дня?
Василий:
«Во всех своих поездках я не расстаюсь с фотоаппаратом, снимаю, методично все складываю на жесткий диск, и все снимки ждут своего часа. Нет времени их отсмотреть и отредактировать. Живопись я тоже пока забросил, оставил лишь рисунок. Могу на досуге что-то набросать карандашом… Все-таки главное мое детище — это музей, которым я живу. Недавно у нас открылась экспозиция „Музей с предсказаниями“, которая рассказывает о пятнадцатилетней его истории, о коллекциях. Мы делаем в год более шестидесяти выставок. Плюс добавляем образовательные программы для детей, для взрослых. А в будущем я мечтаю о новом, оснащенном по последнему слову техники здании для музея».

Большинство тех, кто ратует за традиционное искусство, отвергают современные формы, считая все это бессмысленным эпатажем, выкрутасами… Вы полагаете, эти люди не умеют считывать визуальный язык, им надо развивать вкус на вернисажах?
Василий:
«Определенно надо уметь видеть.

Но для этого стоит приложить усилия, а люди так устроены: им сложно признать, что где-то они недостаточно информированы. Поэтому им легче ориентироваться на какое-то свое представление еще школьного образца и сразу отвергнуть непонятное, непривычное, нежели уделить ему должное внимание. Возьмите сложные голландские натюрморты.

Их распознавать нужно, как кроссворд, — это великая наука. Отчего на холсте те или иные фрукты, что они обозначают… А иконы?! Если не знаешь, что это за святые, какой сюжет изображен на полотне, понять его невозможно. Это вопрос образования. Авангарду уже сто лет, „Черный квадрат“ Малевича стал брендом, а есть ведь люди, которые до сих пор его активно отрицают.

Здорово, что современное искусство многообразно: есть как реализм, так и абстракционизм — и можно приблизиться к этим интересным сферам».

Вы неплохо говорите, вам надо преподавать…
Василий:
«Не люблю выступать перед публикой. Волнуюсь. Видимо, боюсь аудитории. Наверное, я не совсем правильный грузин — петь не умею, тосты говорить тоже. За столом тихо сижу». (Улыбается.)

Зато вы общественный деятель и почетный член всевозможных советов и жюри. Вам по душе такая насыщенная жизнь?
Василий:
«У меня безумный график, но если предлагают участвовать в том проекте, где я реально могу принести пользу, никогда не отказываюсь».

Раньше в свободное время вы плавали, увлекались конным спортом, большим теннисом, горными лыжами…
Василий:
«Все растерял. (Улыбается.) Это в Тбилиси я ходил на ипподром, позже регулярно поднимался в горы, посещал корт, а теперь ушел из большого спорта и погрузился в искусство».

интервью, никита михалков, зураб церетели

Источник: https://www.womanhit.ru/atmosfera/662060-vasiliy-tsereteli-u-deda-yauchilsya-lyubvi-ivseproscheniyu-.html

Зураб Церетели

Родился Зураб Константинович Церетели в семье известного грузинского инженера-строителя. Церетели Константин Иванович – отец Зураба получил профессию горный инженер в Политехническом институте. До начала военного времени Константин Иванович трудился в Народном Комиссариате Грузии в должности главного технического инспектора.

После отец Церетели был назначен главным горным инспектором республик Закавказья. Церетели-старший принимал участие в Великой Отечественной войне. За отличную службу был награжден орденами, медалями и благодарностями. Но из-за ранения его уволили в запас в звании полковника.

Церетели Константин Иванович после войны принимал участие в восстановлении разрушенных объектов. В это же время он преподавал в Политехническом институте в Тбилиси.

Мать Зураба – Нижарадзе Тамара Семеновна происходила из княжеского рода. Всю свою жизнь она посвятила воспитанию своих детей, как это принято на Кавказе.

Зураб рос в обстановке художественного творчества. Его дядя, брат матери – Георгий Нижарадзе – известный художник-живописец, постоянно брал племянника к себе в дом.

Здесь Георгий познакомил мальчика Зураба с деятелями культуры, грузинскими художниками: Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе, Аполлон Кутателадзе, Чико Казбеги, Дурсун Имнашвили. Общение с таким контингентом людей не прошло для Зураба Церетели бесследно.

Зураб Церетели – гениальный скульпторНа уроках в школе юный Зураб много рисовал. Во многих его работах уже тогда зародилось ощущение принадлежности к истории, к жизни страны. Часто на летние каникулы Церетели уезжал в Западную Грузию к своей бабушке, она жила в селе Губи. Здесь будущий художник увидел народную культуру, красоту бытовых предметов, разнообразие природы. Только в Губи Зураб чувствовал себя свободным без городской суеты. Его поражало разнообразие красок, какие невозможно было увидеть в Тбилиси. Все это образовало для художника фундамент творчества.

Академия художеств

Зураб Константинович Церетели еще в детстве понял, какую профессию ему выбрать. Он поступил в Тбилисскую академию художеств. Во время учебы в вузе молодой человек много работал. Часто вместе со своими однокурсниками, которые в будущем стали известными художниками: Тенгизом Мирзашвили, Гиви Кешелава, Котэ Челидзе, Нели Кенделаки, Зураб путешествовал по Грузии.

В свободное время Зураб Церетели посещал музеи, где изучал представленные экспонаты. Он много странствовал по, познавал новое, много ездил на лошадях, ходил пешком. Церетели, чтобы ближе познать природу, слушал журчание горных рек, запоминал запах земли.

Таким образом, Церетели обошел привлекавшие художников места: Кахетия, Имеретия, Тушетия, Сванетия, Рача, Хевсуретия, Абхазия, Аджария, Гурия.

Зураб Церетели за работойВсе это сыграло важную роль в становлении Зураба Константиновича как художника. В 1958 году художник окончил академию художеств. Его дипломной работой была «Песнь о Тбилиси». Но до защиты она не была допущена из-за «элементов условности». Церетели пришлось поменять тему диплома, и за пару недель написал новую картину «Портрет спортсмена». Работа получила высокую оценку.

Первая работа

После института Зураб устроился на работу в Институт истории и этнографии Академии наук Грузии. В круг его обязанностей входило участие в археологических экспедициях, подготовка иллюстративной части научных исследований к публикации. Первые годы работы были для Зураба Церетели временем совершенствования профессиональных навыков.

Зураб Константинович постепенно стал участвовать в различных выставках, где представлял свои работы. Большой успех художник Церетели имел на выставке «На страже мира», проходившей в Москве. В 60е годы Зураб Церетели быстро занял позиции в советском искусстве. Как-то архитектор Шота Каландаришвили дал задание Зурабу, расписать детский кинотеатр в Тбилиси.

Художник прочувствовал детскую фантазию, где присутствуют сказки, выдумки, но роспись не была выполнена в натуре. Зурабом интересовались архитекторы, которые работали над созданием крупного курортного комплекса в Пицунде. Именно Церетели был приглашен в качестве главного художника этого уникального объекта. В этой работе он предстал как художник-монументалист.

Все Зураба Церетели в Пицунде стали новым шагом в развитии монументального искусства России.

Знаменитые работы

Далее следовали крупные мозаичные работы художника Церетели во многих районах Грузии. Знаменитой работой стало мозаичное панно «Человек, труд – смысл и красота бытия», расположенное на фасаде Дворца культуры профсоюзов. После появилось декоративное оформление ресторана в Тбилиси «Арагви». Эта работа была отмечена Государственной премией.

Зураб Церетели принимал участие в оформлении курорта «Боржоми» . В 70х годах скульптор участвовал в создании парка Победы в Тбилиси, его работа «Знамена» вывешена в парке на облицованной стене. Зураб Константинович так же работал в Адлере над монументальным комплексом. Художник применял новую технику работы по металлу.

Он разработал приемы, позволяющие создавать крупные рельефы. Церетели рисовал на листовой меди рельеф, после выколачивал его, а затем все фигуры вырезал и выдвигал вперед. Рельеф был крупным и хорошо воспринимался с большого расстояния.

Зураб Церетели и его творчествоПо новой технологии были сделаны работы: монумент в Абаши, композиция «Колхида», «Человек и солнце», «Узы дружбы». Зураб Церетели принимал участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве. Скульптор широко известен за границей.

Он был лично знаком с Марком Шагалом, Пабло Пикассо, Давидом Сикейросом, встречался с Робертом Раушенбергом, Кэндзо Тангэ и многими другими известными художниками и архитекторами XX века. Политики и деятели культуры, приезжавшие из различных стран мира, посещали его мастерские и продолжают бывать в них. Церетели работал в разных странах мира.

Он оформил интерьер здания представительства СССР при ООН в Нью-Йорке. Огромное панно «Москва-столица, моя Москв» из нержавеющей стали украшает посольский зал в Токио. В США успех работ Церетели был огромен. Творец работал преподавателем на факультете искусств. За преподавательскую работу Церетели Церетели в Москве создал монументальные произведения.

Он принимал участие в реставрации Храма Христа Спасителя. По мнению представителей Русской Православной Церкви, Зураб Церетели блестяще выполнил все стоявшие перед ним задачи, и внешний вид воссозданных им элементов художественного убранства храма соответствует старым.

Награды

Скульптор удостоен большого количества наград и званий. Художник является Героем Социалистического труда. Зураб Константинович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» 1,2,3 степени. Ему был вручен орден «Дружбы народов».

Церетели является народным художником РФ, народным художником СССР, народным художником Грузинской ССР. Зурабу Константиновичу вручили «Государственную премию РФ», «Ленинскую премию». Художник является кавалером ордена «Почетного легиона», офицером ордена «Искусств и литературы».

Церетели имеет в своей копилке медаль «Во славу Осетии», знак отличия «За заслуги перед Москвой».

Личная жизнь

Церетели Зураб Константинович в браке с Инессой Александровной Андроникашвили. У супругов есть дочь Елена. Также художник счастливый дедушка. У него два внука: Василий и Зураб. Внучка Виктория.

Источник: http://book-face.ru/personage/zurab-cereteli

Зураб Церетели

Зураб Церетели родился 4 января 1934 года в Тбилиси. Его отец Константин Георгиевич (1903—2002) известен в Грузии как инженер-строитель. Мать — Тамара Семёновна Нижарадзе (1910—1991), представительница княжеского рода.

Заметное влияние на юного Зураба оказал брат его матери живописец Георгий Нижарадзе. В его доме, где мальчик проводил значительную часть своего времени, постоянно бывали грузинские художники — Давид Какабадзе, Серго Кобуладзе, Уча Джапаридзе и многие другие.

Они стали первыми учителями увлекавшегося изобразительным искусством юноши.

Зураб Церетели окончил живописный факультет Тбилисской академии художеств, работал в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Грузии.

В 1964 году обучался во Франции, где общался с выдающимися художниками Пабло Пикассо и Марком Шагалом.

С конца 1960-х годов начал активно работать в области монументального искусства. Помимо России, его скульптурные произведения находятся в Бразилии, Великобритании, Испании, США, Франции, Японии, Грузии и Литве.

В 2003 году за особые заслуги Зураба Церетели перед Российской Федерацией президентом России Владимиром Путиным ему было дано российское гражданство.

Зураб Церетели — Президент Российской академии художеств, директор Московского музея современного искусства, директор Галереи искусств Церетели. Заслуженный художник Грузии, народный художник СССР (1980), действительный член Российской АХ СССР (1992; действительный член АХ СССР с 1988). Ленинская премия (1976), Государственная премия СССР (1970, 1982).

В середине февраля 2010 года Зураб Церетели был удостоен звания Кавалера ордена Почётного легиона. В начале июня того же года Национальное общество искусств США присудило ему золотую «Медаль Почёта». З. Церетели стал первым российским художником, удостоенным такой награды.

Творчество

Памятник Петру I

Памятник был воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у слияния Москва-реки и Обводного канала. Общая высота памятника составляет 98 метров. По словам галериста и члена Общественной палаты М. Гельмана, Церетели при установке памятника «сжульничал», подделав документы градостроительного совета, ограничавающие высоту памятника 17 метрами.

Существует мнение, что данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место.

О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили Азов, Приднестровье, Петрозаводск, Воронеж, Иваново, Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин.

Храм Христа Спасителя

Под руководством Церетели осуществлялось строительство Храма Христа Спасителя. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом Господним была размещена подземная парковка .

Другие работы

Среди наиболее известных монументальных работ Церетели следует выделить:

  • бронзовую скульптуру «Рождение Нового Человека» (Париж, Франция);
  • монумент «Дружба навеки» в честь двухсотлетия (1783—1983) присоединения Грузии к России, сразу после установки получивший ироничное прозвище среди москвичей — «Шашлык» (Тишинская площадь в Москве, автор архитектурной части известный поэт Андрей Вознесенский);
  • монумент «Добро побеждает Зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке;
  • скульптурную композицию «Рождение Нового Человека» (Севилья, Испания).

Он автор монументально-декоративных произведений (панно, мозаики, витражи, декоративно-игровые скульптуры) в курортном комплексе в Пицунде (1967), в курортном городке ВЦСПС в Адлере (Сочи) (1973), в гостиничном комплексе «Ялта-Интурист» в Ялте (1978), в гостиничном комплексе «Измайлово» в Москве (1980)

Церетели участвовал в сооружении мемориального комплекса на Поклонной горе в Москве (открыт 1995), а также в ряде других архитектурно-монументальных проектов в Москве конца XX века, в том числе оформление Манежной площади. Зураб Церетели создал ряд памятников деятелям прошлого и прижизненных скульптурных портретов современников, многие из которых были подарены Церетели различным городам в РФ и за рубежом. Не все реально воздвигнуты.

11 сентября 2006 года в США был открыт монумент «Слеза скорби» работы Зураба Церетели — дар россиян американскому народу в знак памяти жертв терактов 11 сентября.

175-тонная бронзовая плита возвышается на берегу Гудзона напротив национального символа Америки — статуи Свободы и места, где стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра.

В 2009 году на Соловках Церетели планировал установить 100-метровую статую Иисуса Христа, что вызвало аргументированные возражения у руководства Соловецкого музея-заповедника.

В 2009 году в Баден-Бадене был установлен медный заяц ростом более трех метров — увеличенная в 30 раз копия серебряного зайца работы Фаберже.

Московский музей современного искусства

З. Церетели является основателем Московского музея современного искусства. Музею принадлежит здание на улице Петровка, 25, Ермолаевском переулке, 17 и Тверском бульваре, 9. В октябре 2010 года стало известно еще об одном здании музея — в Волковом переулке, которое, по некоторым данным, находится в частной собственности Церетели.

По этому адресу находится особняк Платона Зубова, внука полководца Александра Суворова. Он построен в 1846 году из дерева на подклете каменного дома рубежа XVIII—XIX веков и представляет собой один из немногих сохранившихся образцов исторической застройки Пресненского района.

Несмотря на ценность особняка, к зданию сооружена самовольная пристройка, искажающая исторический вид здания.

Персональные выставки

  • 2009 — «Сто работ из Парижа». Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Семья

Супруга — княжна Инесса Александровна Андроникашвили. Дочь — Елена. Внуки: Василий, Зураб, Виктория.

Оценки деятельности

Творчество Церетели, пользующееся значительной поддержкой государственных властей в России (прежде всего в Москве) и отчасти за границей, вызывает неоднозначные, часто отрицательные оценки художественной критики и общественности; ему предъявляются упрёки в фактической «монополизации» монументальных проектов в Москве, нарушении стилистического единства столицы, гигантомании, диспропорциональности и в общем безвкусии. Церетели называют одним из выразителей «лужковского стиля» в изобразительном искусстве .

Деятельность Зураба Церетели на посту президента Российской академии художеств также подвергается критике, прежде всего за продвижение в действительные члены и члены-корреспонденты Академии своих близких родственников.

Приверженность Церетели к так называемому «лужковскому стилю», в которой его часто обвиняли стала наиболее очевидной[кому?] после отставки Ю. М. Лужкова с поста мэра г. Москвы в сентябре 2010 года. Всего лишь через несколько дней после этого события исполняющий обязанности мэра Москвы В. И.

Ресин внёс предложение о демонтаже московского памятника Петру Первому работы Церетели, вызвавшее широкую поддержку в различных социальных и культурных кругах столицы. Тем не менее по состоянию на 18 ноября 2010 вопрос о переносе памятника закрыт, поскольку идея переноса «не нашла поддержки общественного мнения».

Профессиональными скульпторами[кем?] и архитекторами[кем?] творческие способности Церетели оцениваются не выходящими за пределы обыкновенного художника-оформителя.

Награды

  • Народный художник Грузинской ССР (1978 год)
  • Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 30 декабря 2003 года) — за большой личный вклад в развитие изобразительного искусства, многолетнюю плодотворную деятельность в интересах города и москвичей
  • Медаль «Во славу Осетии» (Северная Осетия, 2010 год)
  • Орден имени Ахмата Кадырова (Чечня, 2005 год) — за личный вклад в увековечение памяти первого президента Чеченской Республики, Героя России Ахмат-Хаджи Кадырова, деятельность, способствующую укреплению мира, дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (4 января 2006) — за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства
  • Ленинская премия (1976 год) — за пространственно-декоративное решение детской зоны курортного городка в Адлере (1973)
  • Офицер ордена Искусств и литературы (Франция, 2005)
  • Героя Социалистического труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот» (11 ноября 1990 года) — за большой личный вклад в развитие советского изобразительного искусства и плодотворную общественную деятельность
  • Государственная премия СССР (1970 год) — за мозаичные композиции Ленинского мемориала в Ульяновске (1969) и во Дворце профсоюзов Тбилиси (1969—1970)
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (26 июля 2010) — за выдающийся вклад в развитие изобразительного искусства и многолетнюю творческую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (29 апреля 1996) — за большой личный вклад в создание и успешное завершение комплекса работ памятника Победы на Поклонной горе
  • Орден Дружбы народов (1994 год)
  • Государственная премия СССР (1982 год) — за участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве (1980)
  • Кавалер ордена Почётного легиона (Франция, 2010)
  • Медаль «Астана» (Казахстан, 11 декабря 1998 года).
  • Народный художник Российской Федерации (4 января 1994 года) — за большие заслуги в области изобразительного искусства
  • Народный художник СССР (1980 год)
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (21 июня 1996) — за мемориальный комплекс «Памятник Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов» на Поклонной горе в г. Москве

Источник: http://people-archive.ru/character/zurab-cereteli

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
";
Ссылка на основную публикацию