Борис эйфман – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Борис Эйфман

Борис Эйфман – знаменитый советский и российский хореограф, Народный артист России, многогранный постановщик классических и академических спектаклей, а также настоящий новатор в балетном искусстве. Знаменитого балетмейстера даже называют основателем современного русского балета.

Борис родился в Алтайском крае, в поселке Рубцовск, куда во время Великой Отечественной войны был отправлен отец артиста, Янкель Эйфман.

Как талантливый профессиональный инженер Янкель Эйфман участвовал в строительстве завода по производству танковых двигателей. Пригодились там и знания матери будущего хореографа, Клары Курис, врача по образованию.

Также у Бориса есть родной брат Леонид, который, повзрослев, иммигрировал в Калифорнию.

Хореограф Борис Эйфман

Когда Боре было 5 лет, семья вернулась в родную Бессарабию, точнее в столицу Молдавии, Кишинев.

Там мальчик учился в средней школе, позднее начал работать, а старшие классы параллельно оканчивал на вечернем отделении. В подростковом возрасте Эйфман заинтересовался танцами, что и предопределило дальнейшую биографию творческого юноши.

Борис стал посещать балетную студию при Дворце пионеров, которой руководила заслуженный педагог Рашель Бромберг.

Затем юноша поступил на впервые организованный факультет хореографии при Кишиневском музыкальном училище и уже в 17 лет получил в детской студии место преподавателя.

Проработав в Молдавии, Эйфман отправился в Северную столицу и поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова на хореографическое отделение.

С тех пор город на Неве стал для Бориса Янкелевича родным.

Балет

Дипломированным балетмейстером Борис Эйфман стал в 1972 году, но еще за два года до того артист сделал первые профессиональные постановки на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде. Дебютными постановками стали классические спектакли «Жизни навстречу», «Гаянэ», «Блестящий дивертисмент» и другие.

Борис Эйфман в молодости

После окончания консерватории хореограф стал постановщиком Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени Кирова, где впервые поставил балет «Русская симфония». Параллельно молодой человек преподавал в Академии русского балета имени Вагановой.

Всесоюзная слава пришла к Борису Эйфману после того, как артист взялся поставить сложнейший спектакль «Жар-птица» на музыку композитора Игоря Стравинского и успешно реализовал задуманное. С этим балетом хореограф гастролировал и по Советскому Союзу, и по другим странам. Спектакль произвел фурор среди японской публики.

Борис Эйфман, Арам Ильич Хачатурян и Александр Дмитриев

Но вряд ли Эйфман стал бы культовой личностью, если бы ограничивался стандартным классическим подходом к балетному искусству. Борис Янкелевич в душе всегда оставался новатором. Артист придумал снимать фильмы-балеты на манер фильмов-спектаклей. Но главное достижение Эйфмана – создание собственного театра «Новый балет» в 1977 году.

Для СССР авторский театр являлся совершенно уникальным явлением. Тем более что хореограф не ограничивался академическими элементами в своих постановках. Собственная сцена открыла артисту путь к еще более экспериментальному подходу в творчестве. Например, Эйфман первым предложил публике “беспуантовый балет”, танцевальные рок-спектакли, детские постановки под аккомпанемент современной музыки.

Борис Эйфман на репетиции

Этим театром Народный артист руководит до сих пор. Правда, с 1990 года детище Эйфмана носит иное название – Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана.

Под новым названием артист также продолжал экспериментировать с постановками. Например, в 1998 году Борис Эйфман поставил «Мой Иерусалим», в котором наряду с этно-композициями и религиозной музыкой использует партии на техно-музыку, написанную знаменитыми в этой области коллективами Future Sound of London, Wahnfried и Reload.

Борис Эйфман

В 2015 году у театра появился официальный сайт, где размещена информация о труппе и репертуаре, фотографии и новости театра, а также контактная информация.

Личная жизнь

Когда Борис Эйфман был молод, артисту приписывали огромное количество романов со знаменитыми женщинами. Ничего удивительного в этом нет: артист долгое время вел холостяцкий образ жизни, при этом являясь импозантным, привлекательным и к тому же успешным человеком. Самые громкие романтические отношения у хореографа были с красавицей-актрисой Анастасией Вертинской.

Борис Эйфман и Валентина Морозова

Но женился Борис Эйфман гораздо позже и на другой женщине. Супругой хореографа стала балерина Валентина Морозова.

Артисты долгое время работали вместе, да и сегодня Валентина Николаевна оказывает мужу неоценимую помощь, только уже не как танцовщица, а как педагог хореографии.

Борис и Валентина были уже в зрелом возрасте, когда решились стать родителями: в 1995 году на свет появился сын Александр.

Борис Эйфман сейчас

22 июля 2016 года Россия отметила юбилей, посвященный 70-летию знаменитого советского и российского хореографа, Народного артиста Бориса Эйфмана. Через пять дней после собственного юбилея Борис Эйфман получил государственную награду Орден Почета с формулировкой «За большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность».

Хореограф Борис Эйфман

Следующий год также оказался для артиста праздничным. В 2017 году 40-летний юбилей отмечало детище артиста – Театр балета Бориса Эйфмана. В течение всего года в театре проводились мероприятия, посвященные этому событию.

Труппа подготовила праздничную программу и гастролировала с этим специальным концертом. Две недели артисты театра Эйфмана выступали на исторической сцене Большого театра, давали концерты в городах России, но этим праздничные гастроли не ограничились. Труппа также дала концерты в Северной Америке и Китае.

Борис Эйфман

Запланированных концертов и мероприятий оказалось так много, что организаторы продолжили радовать зрителей специальной программой и в 2018 году.

Финальный спектакль-концерт юбилейной программы «Вчера, сегодня, завтра» Борис Эйфман назначил на 13 февраля 2018 года.

Как завершение цикла гастролей местом действия выбран родной Санкт-Петербург, а сцену предоставляет Александринский театр.

Темой этого выступления стала связь времен, поэтому роли в концерте достались актерам труппы разных лет – и нынешним звездам театра, и даже ученикам Академии танца, где преподает Эйфман.

Проекты

  • 1980 — «Поединок»
  • 1981 — «Покорение стихии»
  • 1982 — «Безумный день, или Женитьба Фигаро»
  • 1984 — «Двенадцатая ночь, или Что угодно»
  • 1986 — «Интриги любви»
  • 1987 — «Мастер и Маргарита»
  • 1990 — «Человеческие страсти»
  • 1994 — «Дон Кихот, или Фантазии безумца»
  • 1997 — «Красная Жизель»
  • 1998 — «Мой Иерусалим»
  • 1999 — «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»)
  • 2001 — «Дон Жуан, или Страсти по Мольеру»
  • 2005 — «Анна Каренина»
  • 2009 — «Онегин»
  • 2013 — «По ту сторону греха»
  • 2017 – «Вчера, сегодня, завтра»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/2740-boris-ejfman.html

Борис Эйфман: театры и балет Эйфмана

Бориса Эйфмана называют хореографом-философом, балетмейстером-психоаналитиком и «театральным волшебником». Персонажей своих спектаклей Эйфман считает «спутниками своей жизни». Он стремится открыть неизвестное в известных героях — и делает это с помощью балетного искусства.

«Мои первые спектакли»

Борис Эйфман родился в 1946 году в семье инженера Янкеля Эйфмана. Первый хореографический номер он написал в 13 лет. Мальчик завел тетрадь под названием «Мои первые спектакли». На первой странице значилось: «Я начинаю эти заметки для того, чтобы в будущем помочь специалистам разобраться в истоках моего творчества».

В 1960 году он поступил на хореографическое отделение Кишиневского музыкального училища. Вскоре Эйфман уже руководил хореографической студией во Дворце пионеров. Он вспоминал: «В шестнадцать лет я уже начал сочинять балеты, точнее, сцены. Но сцены были драматические.

Помню, я сочинил маленький балетик на тему фильма «Путевка в жизнь» с Жаровым в главной роли».

После окончания в 1972 году Ленинградской консерватории балетмейстер несколько лет работал в Ленинградском академическом хореографическом училище имени Агриппины Вагановой (сегодня — Академия русского балета имени Вагановой).

Эйфман преподавал, ставил студенческие балеты и параллельно работал над спектаклями для Театра оперы и балета имени Кирова (сегодня — Мариинский театр). Самыми популярными в те годы стали балеты «Гаянэ» (1972) на музыку Арама Хачатуряна и «Жар-птица» (1975) на музыку Игоря Стравинского.

«Жар-птицу» после премьеры в Ленинграде показали на гастролях в Москве и Японии. Борис Эйфман стал балетмейстером, известным всему миру.

Новый балет

В 1977 году Борис Эйфман организовал «Новый балет» (сегодня — Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана) — первый в Советском Союзе авторский театр современной хореографии.

Коллектив Эйфмана поначалу был совсем небольшим. У театра не было ни своей сцены, ни постоянных помещений для репетиций и хранения реквизита. Однако первая же программа имела у зрителей огромный успех. Среди его постановок были «Только любовь» (музыка Родиона Щедрина), «Вечное движение» (музыка Арама Хачатуряна), «Под покровом ночи» (музыка Белы Бартока).

В СССР в те годы западная музыка была под негласным запретом. А Бориса Эйфмана вдохновляло творчество западных музыкантов.

Он создал спектакль «Искушение» на музыку Рика Уэйкмана, участника британской рок-группы Yes; балет «Бумеранг», основанный на творчестве Джона Маклафлина — британского гитариста, играющего джаз-фьюжн.

После этой постановки о балетмейстере написала газета «Нью-Йорк таймс». Публикация называлась «Борис Эйфман — человек, который осмелился».

О том, как появилась идея спектакля «Двухголосие», Борис Эйфман вспоминал: «Я услышал музыку, которая меня провоцировала на сочинение хореографии. У меня за душой не было ничего оппозиционного, только любовь к этой музыке и желание поставить на нее балет».

«Двухголосие» советская критика объявила диссидентским, об авторе писали, что он бросил вызов власти. Эйфман даже всерьез задумался о том, чтобы эмигрировать из СССР.
«Я и вправду ощущал свою инородность, будто у меня временный вид на жительство.

Ощущение было, что не сегодня — завтра всё прикроют», — говорил Борис Эйфман.

В 1987 году Борис Эйфман решил поставить «Мастера и Маргариту» по роману Михаила Булгакова в своей трактовке. Хореограф создал балет, в котором показал разрушительное влияние тоталитарной системы на личность.

Тогда он думал, что эта постановка станет последней, и ожидал чего угодно — негодования критиков, травли в прессе. Но и критики, и зрители приняли постановку с восторгом, назвав ее искусством обновленной России.

В конце 1980-х годов театр Эйфмана впервые выехал на гастроли — в Нью-Йорк. Позже эти поездки стали ежегодными. Сегодня театр известен в странах Северной и Южной Америки, Европы и Азии. Эйфман создал более 40 балетных постановок разных жанров. Среди них — спектакли по мотивам русских классиков, сказки, рок-балеты.

Чайковский, Пушкин, Фицджеральд

Борис Эйфман называет свои спектакли «психологическим балетом». В 1993 году на сцене театра Санкт-Петербургской консерватории прошла премьера балета «Чайковский».

Композитор в постановке Бориса Эйфмана — это человек внутренних противоречий, он находится в постоянном поиске себя.

Отзывы зрителей и критиков после премьеры были противоречивы: одни посчитали, что Борис Эйфман показал сложнейший духовный мир гения, другие — что он исказил биографию великого композитора.

В 2009 году вышел спектакль Бориса Эйфмана «Евгений Онегин. Online». Хореограф и ранее обращался к произведениям русских классиков. Он говорил, что спектакль завершил трилогию, предыдущими частями которой были «Анна Каренина» по роману Льва Толстого и «Чайка» по Чехову.

«Энциклопедия русской жизни» на музыку Петра Чайковского и советского рок-композитора Александра Ситковецкого — это авторская интерпретация пушкинского сюжета. Второе действие спектакля происходит в современной России. Муж Татьяны — генерал — становится современным олигархом.

А Татьяна отвергает ухаживания Онегина, опасаясь власти влиятельного мужа.

В 2015 году Борис Эйфман поставил спектакль «Up & Down» по роману Фрэнсиса Фицджеральда «Ночь нежна». После премьеры о Борисе Эйфмане заговорили как о хореографе-психоаналитике.

Балетмейстер так объяснил название постановки: «Движение вверх героини и вниз героя выражает философию спектакля. Артисты постоянно делают движения вверх и вниз». По сюжету талантливый врач-психиатр теряет свое «я», разрушая собственную карьеру и личную жизнь.

Борис Эйфман говорил о идее Фицджеральда: «В этом романе есть главная тема — служение своему дару, что не у всех получается».

Сегодня хореограф преподает в Академии танца, открытой в Санкт-Петербурге по его инициативе в 2013 году и остается художественным руководителем Государственного академического театра балета Бориса Эйфмана.

Источник: https://www.culture.ru/materials/126574/baletnaya-vselennaya-borisa-eifmana

Борис Эйфман: «Я победил свою алчность» – МК Санкт-Петербург

Почему знаменитый хореограф не пытается копировать успешных коллег

Читайте также:  Чарльз мэнсон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

07.08.2014 в 17:00, просмотров: 5432

Кто-то в восторге от балета Бориса Эйфмана, кто-то считает его постановки слишком трудными для понимания. Действительно, «Братьев Карамазовых», «Анну Каренину» или жизнь Родена, рассказанные в танце, сможет переварить не каждый.

«Блуждающий хореограф» – так между собой окрестили Эйфмана коллеги журналисты. Ведь его театр, хотя существует ужа почти 40 лет, не имеет своего собственного здания.

Зато в Европе и Америке маэстро рукоплещут — даже если политическая ситуация накалена до предела.

«Почувствовали негативное отношение к стране»

 – Расскажите о гастролях театра по Европе. Как вас принимали?

 – Мы приехали в Лондон как раз в момент присоединения Крыма, и почувствовали негативное отношение к нашей стране. Были разговоры на тему: «Зачем у нас опять эти русские со своим балетом?». А в конце гастролей нам стоя кричали: «Браво!».

Искусство растопило политический лед. Я считаю, что сегодня государство должно активнее применять дипломатию искусства. Раньше, во времена эпохи СССР, власть знала, как это делать.

И во времена обострения холодной войны посылало на Запад советский балет.

– Вы уезжали из Лондона победителями?

– Мы давали пять спектаклей, и все вечера были аншлаги и восторженный прием зала. Балетное искусство в очередной раз доказало свое умение преодолевать политическую вражду и объединять людские сердца. В июне и июле я работал с зарубежными труппами.

В неаполитанском театре Сан-Карло вместе с нашими солистами и итальянскими танцовщиками готовил премьеру «Реквиема». А недавно прилетел из Буэнос-Айреса, где переносил балет «Роден» на сцену театра Колон. И обе премьеры имели невероятный успех.

Я искренне рад тому, что зарубежная публика вновь убедилась: в России существует современное и конкурентоспособное искусство танца.

«Выдавил из себя раба»

– Говорят, что настоящее искусство может воспринять и понять любой, даже неподготовленный зритель. Это правда?

– По крайней мере, когда мы ездили в Африку и Азию с «Анной Карениной», там нас поняли. Танец — универсальный язык. Жесты, выражающие любовь, радость, боль, у всех народов одни.

После гастролей по Европе я не то что чувствую себя триумфатором, но радость и удовлетворение от победы есть.

Если бы последовал провал — я бы страдал, а так как был успех — я спокоен, значит, движемся в правильном направлении.

– Сейчас вы работаете над балетом по роману «Ночь нежна» Фрэнсиса Скотта Фицжеральда. Как вам пришла в голову мысль поставить на балетной сцене столь непростое произведение?

– Я давно увлекаюсь психологией, теорией Зигмунда Фрейда. В России всегда был психологический драматический театр, а балет во времена Чехова являлся декоративным искусством наслаждения красотой. В наших же спектаклях неизменно присутствует серьезная драматургия.

Меня упрекают в том, что я чрезмерно увлекаюсь литературой, да это так! Есть популярные хореографы, которые создают бессюжетные постановки. Полтора-два месяца репетиций – и все готово: успех, деньги! А у меня это мучительный процесс, и каждой постановке предшествует длинный «застольный период».

Я исписываю десятки тетрадей, находя для каждого образа свою психологическую концепцию. «Ночь нежна» – для меня странная история. С одной стороны, очень простая, а с другой — сложная и современная. Там есть мотив предательства своего таланта, своей личности ради финансового благополучия.

И молодой блестящий врач в конце концов превращается в сиделку при больной жене.

– Вы когда-нибудь испытывали искушение поменять творчество на финансовое благополучие, как герой книги «Ночь нежна»?

– Лет мне немало, я прожил большую и непростую жизнь. И, конечно, не всегда был тем, кем являюсь сейчас. Я каждый день «выдавливал из себя раба» и культивировал в себе все то, что делает нас достойными людьми.

Боролся со своими слабостями, искушениями, ленью. И с алчностью тоже, в широком ее понимании. Алчность это желание получить все и сразу. Это «все» вскоре ушло, и я счастлив, что смог себя сконструировать.

Я много времени уделяю творчеству, но до сих пор совершенствую себя.

– Каким именно образом?

– Заполняю свою жизнь творческими проектами, а на остальное остается все меньше и меньше времени. И все меньше хочется «остального».

– Почему вы пошли именно этим путем?

– Такова моя судьба: я все время находился как бы на обочине. Если бы сразу попал в Большой или Мариинский театры, возможно, и пошел по другому пути. Но я постоянно боролся за право быть художником и сталкивался с проблемами, о которых хореографы из крупных балетных компаний понятия не имеют.

Они не думают, где взять деньги, артистов, репетиционный зал, а я начинал с этих вопросов. Я всегда чувствовал ответственность за возглавляемый мною большой коллектив, поэтому старался делать успешные спектакли. Однако никогда не опускался до уровня «не искусства».

Я ставил балеты для себя, но в надежде, что меня поймут.

«Жена меня почти не видит 37 лет»»

– Вы часто погружены в высокие материи. А простые человеческие радости вам свойственны? В чем находите отдохновение?

– Скажу честно, я наслаждаюсь и отдыхаю в своей семье. У меня есть любимые жена и сын. И осознание того, что рядом близкие люди, дает мне большую радость.

– Как удалось вообще обрести семью при такой нагрузке?

– Это невероятное счастье. Бог всегда дает человеку шанс, но мы сами решаем, воспользоваться ли им. Когда я был молодой, много важного в жизни упускал, но в какой-то момент в голове «щелкнуло». Сын родился у меня в 49 лет, а жене Валентине в тот момент было 42, так что поверьте — это осознанное решение.

Мне повезло, что моя жена — моя прима-балерина, которая всегда была со мной. И только она могла меня понять и принять таким, какой я есть. Я ухожу из дома ранним утром, а прихожу в полночь. И так 37 лет подряд! Не каждая женщина выдержит такую жизнь. Только человек, который сам знает, что такое каторжный балетный труд, может быть рядом.

Так что моя семья — мир взаимопонимания.

– Ваш сын уже двинулся в сторону танцевального искусства?

– Нет, не двинулся. Он вообще очень не любит, когда я про него рассказываю. И старается не афишировать того, что его отец – Борис Эйфман. Хочет всего добиться сам.

«Наши спектакли отражаются на благосостоянии артистов»

– Вы можете назвать свою труппу второй семьей? Насколько вам близки эти люди?

– Со всеми разная степень близости. Скорей, это не семья, мы – единомышленники. Все разные, и объединяют нас не личные отношения. Многие режиссеры и хореографы как раз так и любят работать — приближают актеров. Это не мой стиль. Держу дистанцию, но артисты понимают, что я делаю все возможное для театра и что он — вся моя жизнь.

Если я поставлю хороший спектакль, это даст нам возможность всем вместе пользоваться плодами его востребованности. Соответственно, неуспех также отразится на труппе. Это тоже важный элемент сплачивания, потому что в Большом театре успешность спектакля на благосостоянии артистов никак не отражается. Большой был, есть и будет.

А здесь мы вместе творим свою историю. Артисты это ощущают.

– Приближается сорокалетие вашего театра, как мечтаете его отметить?

– У меня все слишком подчинено работе, не могу заранее думать о юбилеях. Надеюсь, что сорокалетие театра встретим в стенах Дворца танца.

– А что сейчас происходит с этим проектом?

– Все сложно, я занимаюсь этим уже 15 лет, и чего только не претерпел. Каких только не видел «химиков», доходило до невероятной коррупции. Сейчас ситуация кардинально поменялась, обрела конструктивные черты.

Уже утвержден проект, Дворцу танца отвели большую территорию: от проспекта Добролюбова до набережной Невы. Сейчас это объект федерального значения. Там будет не только Дворец, но и прекрасный парк, своя театральная площадь.

Кто-то сказал, что в России нужно жить очень долго, чтоб реализовать свои мечты. Если Бог даст – будет и на нашей улице праздник.

Источник: https://spb.mk.ru/articles/2014/08/07/boris-eyfman-ya-pobedil-svoyu-alchnost.html

Николай Цискаридзе: биография, личная жизнь, фото

Грузинские мужчины не просто любят танцевать – они это делают феноменально, не зря грузинские танцоры считаются одними из лучших в мире. Балет грузины обожают смотреть, но с большим «скрипом» отдают учиться мальчиков в балетную школу. Это считается, мягко говоря «странным», если юноша-грузин сам хочет посвятить себя балету.

«Ненормальный» ребенок, мечтающий о пуантах, он превратился в «особого» танцора.

Про Николая Цискаридзе распускают противоречивые слухи, им восхищаются и выискивают гнусные детали биографии, лезут в его личную жизнь.

А он, летавший в облаках в детских местах, парит сейчас над всей грязью, и единственная цель жизни, по его словам: «Даже если будут убивать, двигаться до тех пор, пока не закончится последняя роль».

Официальные данные

  • Место и дата рождения – Грузия (бывшая ГССР), Тбилиси, 1973 год, 31 декабря;
  • Родители – Максим Николаевич и Ламара Николаевна Цискаридзе;
  • Рост и вес – 183 см, около 58 кг;
  • Образование – высшее: Московская государственная академия хореографии (бывший МГХИ); Московская государственная юридическая академия;
  • Государственные награды – звание Народного артиста РФ; орден Дружбы;
  • Семейное положение – холост, детей нет.

Про детство и годы молодости Ники Цискаридзе

Совсем немного «не дотянул» мальчик, будущая звезда российского балета, до новогодних курантов, родился почти в полночь 31 декабря 73-го.

Отец Ники, Максим Николаевич (по некоторым сведениям Иосифович), был музыкантом, играл на скрипке. С матерью Николоза (полное имя Ники) он с рождения сына отношений не поддерживал, воспитывали ребенка Ламара Николаевна и бабушка.

Потом Никина мама вышла замуж, и к воспитанию мальчика присоединился отчим-армянин.

Ламара Николаевна весь день была на работе в школе (преподавала физику и математику), бабушка умерла, и пригласили няню-украинку.

С ней Ника в раннем детстве проводил почти все время, гулял, ходил на выставки, они читали вместе сказки.

На балет мальчика тоже водили, но чтобы отдать в балетную студию – ни-ни! По грузинскому менталитету мужчина в белом обтягивающем трико – мягко говоря «неправильно».

«Жизель» – первое, что Ника увидел из балетного репертуара, он тогда понял, что балет его судьба. Малыш уже представлял, как прыгает высоко, отталкиваясь грациозно ногами от сцены. В семье никто даже слушать не хотел о балетной студии – мальчика готовили в педагоги или в переводчики.

Про ноги – отдельная история, они у Ники были длинные и стройные, как у девочки. Его как-то послали за грузинским хлебом в булочную. Он шел домой и нес целую стопку «тонис пури» (по-грузински хлеб): лица не видно, только над хлебом возвышается кипа черных кудрявых волос. Идущая навстречу женщина восхитилась:

А ему было наплевать, кем его считают, он хотел танцевать! Какой силой воли надо обладать, чтобы в 11-летнем возрасте самостоятельно пойти в хореографическое училище и записаться на курсы? Дома был скандал – никакого балета, что скажут люди? Педагоги убеждали Ламару Цискаридзе, что ребенок – истинный самородок. Его приняли на первый курс несмотря на то, что он не подходил по возрасту.

Родной город был уже тогда для Цискаридзе тесен, и он в 1987-м едет в Москву (опять самостоятельно) и поступает в Московское хореографическое училище, попадает в класс к Пестову, талантливому балетному педагогу. Через пять лет Ника выпускается из училища лучшим в своем классе и сразу поступает в МГХИ. Еще не получив высшего образования, Николай приходит в Большой театр на пробы, и сразу его замечает Юрий Григорович.

Начало творческой карьеры, первые успехи

Даже очень талантливые новички, придя в Большой, долго могут прозябать на «задворках» кордебалета, но эта история – не про Цискаридзе. Уже в 1992-м он утвержден на роль конферансье в балете «Золотой век». Через год он танцует Дона Хуана в постановке «Любовь за любовь».

Читайте также:  Вуди аллен - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Потом были три партии в «Щелкунчике», «Спящей красавице», «Ромео и Джульетте». Сначала в «Щелкунчике» он танцевал французскую куклу, но в 1995-м ему доверили главную роль. Почти сразу предлагают танцевать в «Силифиде» (партия Джемса) и «Паганини» (главная одноименная роль).

В 2001-м в Большой театр приходит Ролан Пети, французский балетмейстер. Пети сразу обращает внимание на молодого танцора и отдает ему главную роль Германа в «Пиковой даме».

Успех постановки благодаря Цискаридзе был такой ошеломительный, что Пети предлагает Николаю самому выбрать следующую партию. Это становится Квазимодо, по решению Цискаридзе, в «Соборе парижской богоматери».

Ох, не случайно был выбран именно горбун: дома по-прежнему не понимали его выбора и осуждали. «Неправильный урод» хотел всем знакомым-тбилисцам и родственникам доказать: он не урод, а танцор от Бога!

Еще были роли в балетах «Лебединое озеро» (Злой гений), «Сон в летнюю ночь» (Тезей), множество партий в маленьких постановках. В 2000 году Цискаридзе принимают в Союз деятелей театров России. Год спустя его, как яркую и популярную личность, приглашают вести «Взгляд» на Первом канале, но этого не случилось из-за досадного события – Цискаридзе попал в аварию и получил серьезную травму.

Всемирное признание и настоящий успех

После выздоровления начинаются зарубежные гастроли. «Ла Скала», Национальный театр Токио, театр «Елисейские поля» во Франции – везде Цискаридзе своими танцами производил фурор и вызывал бурю восторга. Уже имея диплом о высшем художественном образовании, Николай начинает преподавать в Московской хореографической академии с 2004-го.

Наряду с крупными балетами, он танцует и в одноактных, и каждое выступление – восхищение зрителей и прекрасные отзывы в СМИ. В 2006-м в составе российском труппы едет в США, где открывается проект «Короли танца». Через два года – новое посещение Америки, программа «Звезды XXI века».

В балете мало быть пластичным и музыкальным – надо обладать еще многими другими качествами, чтобы превратиться в «звезду».

Цискаридзе как танцор уникален тем, что он владеет всеми техническими тонкостями классического балета, одновременно вкладывая в танец необыкновенную эмоциональность. Плюс – уникальная яркая внешность, идеальные пропорции фигуры.

В школе, кстати, учитель биологии ставил мальчика на стул, замерял его части тела и говорил: «Посмотрите, вот идеал, который воспевал Микеланджело!»

Сотрудничество с Пети продолжается: в 2009-м результатом совместного труда Пети и Николая стала постановка «Кармен. Соло». В том же году Борис Эйфман ставит «Падшего ангела», и нетрудно догадаться, кому он отдает первую партию.

Цискаридзе уже не оглядывается на Тбилиси, откуда сбежал в Москву. Родители не поняли – не страшно.

Семья стесняется вспоминать про «неправильного» родственника – наплевать! Он и имя давно себе поменял, переделал плебейское «Николоз» на русский вариант «Николай».

В 2011-м подходила к концу реконструкция Большого театра, и Цискаридзе высказал открыто то, что стеснялись (или боялись) озвучить многие работники коллектива – внутренний дизайн и отделка сцены не годится! «Убрали старинную лепнину и заменили ее дешевкой из папье-маше – зачем? Театр внутри теперь как турецкая гостиница, даже на пять звезд не тянет», – его слова.

Конфликт с руководством разгорался, и в 2013-м глава Большого Иксанов объявил: контракт с танцором и педагогом Цискаридзе продлен не будет. Узнав об этом, деятели культуры России отправили Путину письмо, в котором требовали снять Иксанова с должности и назначить главой театра Николая Цискаридзе. В страхе за свою должность Иксанов выдал танцору два «строгача»: нарушение трудовой дисциплины.

Не получилось стать руководителем Большого (контракт истек, Николай покидает театр) – не беда! В 2014-м Цискаридзе почти единогласно избирается ректором Академии русского балета имени Вагановой.

Он стал первым (и пока единственным) человеком, который стал ректором академии, не окончившим ее. В том же году Николай выпускается из Государственной юридической академии и получает звание магистра.

Цискаридзе – частый гость на ТВ, он участвует как в talk-show, так и в прицельно музыкальных проектах. В «Танцы со звездами» его неоднократно приглашали в жюри, он – постоянный ведущий проекта «Шедевры мирового музыкального театра».

Из-за фантомных болей (последствия аварии и растяжения ноги) Николай с 2013 года не выступает, но он руководит академией и преподает, его все равно считают неугасающей «звездой» российского балета. Он не устает повторять (и он прав!): «Большое театр – это обо мне. Будут писать первую, вторую или третью историю театра, и всегда в ней напишут про Цискаридзе».

Скандалы, связанные с именем Цискаридзе, интересные факты про него

Одновременно с нападками главы Большого театра в 2013-м случилась еще одна беда. Кроме Иксанова, Николай сильно не ладил в тот период с худруком Филиным. В том, что произошло с Филиным (ему плеснули в лицо кислотой), обвиняли и Цискаридзе: якобы Дмитриченко был простым исполнителем, а задумка «кислотной атаки» – дело рук Николая.

Даже под угрозой непродления контракта он стоял на своем и не изменил мнения об ущербности нового вида Большого. И это у него с детства, такое упрямство:

Источник: https://znamenitosti-life.ru/nikolaj-ciskaridze-biografiya-lichnaya-zhizn/

Борис Эйфман: «Балетный мир жесток, но не безумен»

19 февраля Санкт-Петербургский Академический театр балета под руководством Бориса Эйфмана представит на исторической сцене Большого театра спектакль «Роден».

Показ балета пройдет в рамках 19-го театрального фестиваля «Золотая Маска». Накануне визита в Москву петербургский корреспондент встретился с блистательным хореографом, балетмейстером, основателем современного русского балета, народным артистом России, лауреатом Государственной премии РФ Борисом Эйфманом.

На фото: Борис Эйфман

– Борис Яковлевич, чем интересен и важен февральский визит вашего театра в столицу?

– Для нас каждый приезд в Москву – ответственное и радостное событие. К сожалению, по ряду причин (прежде всего, финансовых), мы не имеем возможности часто выступать в столице.

Сцены, на которых мы могли бы показывать свои спектакли в Москве, перегружены собственным репертуаром, да и организация гастролей – очень дорогостоящий проект.

Но мы настойчиво ищем варианты, и вообще я не мыслю свою жизнь без встреч с московским зрителем, который знает и любит наше творчество уже на протяжении 35 лет.

Что касается самой премии «Золотая Маска», то, надеюсь, что спектакль «Роден» и работы наших артистов будут оценены по достоинству. Конечно, награды и звания не могут стать самоцелью в творческой жизни. Но, с другой стороны, мне очень важно, чтобы талант артистов нашего театра был замечен и отмечен.

– Вы уже не раз выступали на сцене Большого театра – и до ремонта, и теперь. Что вспоминается в связи с выходом на сцену Большого?

– Сложно выделить какое-то одно наше выступление в Большом театре. Сейчас в памяти свежи воспоминания о первых гастролях в 1998 году. Тогда сам факт появления в Большом нашего театра был сенсацией, так как прежде право доступа на эту прославленную сцену имели только труппы, аналогичные по государственному статусу Большому театру.

– Почему именно сегодня вы обратились к теме Родена? В этом больше закономерности, случайности или вашей интуиции?

– И то, и другое, и третье. Темы будущих спектаклей всегда сами приходят ко мне. Это можно назвать озарением, интуитивным видением.

И такие вспышки – столь же закономерны, сколь и случайны: я могу месяцами вынашивать замысел новой постановки, а потом, в итоге, решиться сочинять балет на совершенно иную тему.

Но, в любом случае, этому решению предшествует период накопления информации и мучительных раздумий. Мне всегда была интересна и близка личность Огюста Родена – великого художника, выражавшего и исследовавшего внутренний мир человека с помощью пластики.

То есть занимавшегося, по сути, той же работой, которой посвящена моя собственная жизнь. Жертвенный творческий труд скульптора, трагическая судьба Камиллы Клодель, ее драматичные отношения с Роденом – все это стало предметом моих размышлений.

– А любовь и страсть присутствует в вашем спектакле? Ведь Роден известен своей любвеобильностью, романами…

– Меня увлекла и необыкновенная история любви Огюста Родена и Камиллы Клодель (в свои 19 лет она была помощницей и любовницей скульптора. – Прим. Авт.). Это страсть, любовная история, которая дала миру великие шедевры, но это и ревность, которая уничтожила любовь.

15 лет Роден и Клодель составляли одно чувственное и творческое целое. Однако произошедший между ними разрыв нанес роковой удар по личности Камиллы: ее душу испепеляет патологическая ненависть к бывшему учителю и возлюбленному, укравшему, как она полагала, ее жизнь и дар.

Целых 30 лет провела она в клинике для умалишенных, где Камилла умерла в 1943 году, забытая и покинутая всеми.

Это история двух художников, которые любили друг друга, но не могли существовать вместе, потому что все-таки есть эгоизм художника, всепоглощающая страсть творца, которая стоит выше над всем земным, человеческим. И эта страсть убила не только любовь, но и уничтожила этих двух великих художников.

На фото: Борис Эйфман

– Расскажите о самом спектакле, чем он отличается от ваших предыдущих балетов, несколько слов и о его создателях, о солистах, которые выступят в Москве!

– Я всегда стремлюсь к тому, чтобы каждая моя работа была ярче и глубже предыдущей. Развивая возможности языка тела, с каждой постановкой приближаюсь к решению тех глобальных философских вопросов о человеке и его духовном мире, которые на протяжении десятилетий не перестают волновать меня.

В «Родене» с помощью инструментария психологического балета мы исследуем эмоциональную среду, окружавшую гения, и размышляем о трагизме его земного пути. Главные партии в спектакле – Родена и Камиллы Клодель – исполняют наши ведущие солисты Олег Габышев и Любовь Андреева, номинированные на «Золотую Маску» за лучшую мужскую и лучшую женскую роль в балете.

Это молодые, но уже абсолютно сформировавшиеся артисты, обладающие яркой индивидуальностью и превосходными исполнительскими данными.

– Извините за вопрос, но он, как говорится, витает в воздухе: почему в вашем театре самая главная (известная народу!) звезда – это Борис Эйфман, а не ваши солисты?

– Не уверен, что вообще стоит рассуждать о степени «звездности» – моей или моих артистов. Мы же не занимаемся шоу-бизнесом. И я, и мои танцовщики вместе делаем одно общее дело, разделяя все профессиональные трудности и радости. Да, наш театр сознании зрителя ассоциируется, прежде всего, со мной. Потому что этот театр – авторский.

Но, работая по 10 часов в день, я в последнюю очередь думаю о том, «звезда» я или какое-либо другое небесное тело. Меня волнует моя самореализация в искусстве, а не слава. Но в не меньшей степени я забочусь о творческой самореализации моих солистов. Не случайно почти все они – лауреаты премий «Золотая Маска» и «Золотой софит».

– Почему в ваших балетах редко участвуют приглашенные звезды? Можно ли рассчитывать увидеть в спектаклях вашего театра Диану Вишневу, Ульяну Лопаткину, Светлану Захарову и других звезд классического балета?

– Я всегда рад сотрудничеству с исполнителями такого уровня. Но, во-первых, это непросто осуществить организационно: у всех – постоянные гастроли, проекты. Во-вторых, я нацелен, прежде всего, на работу с собственной труппой, поскольку досконально знаю своих артистов, их психофизику и менталитет. Серьезные и глобальные творческие задачи могу решать только вместе с ними. 

– Как вы оцениваете ту черную полосу, в которую, похоже, сейчас попал Большой театр (затяжной ремонт, конфликты внутри коллектива, критика Николая Цискаридзе и письма в его защиту деятелей российской культуры, уход ведущих солистов Осиповой и Васильева, наконец, зверское нападение на Сергея Филина)? Это цепь случайностей, или что-то большее?

Читайте также:  Дарья макарова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– Я считаю, нужно ставить проблему шире и говорить о черной полосе, которая наступила в жизни всего человечества. Мы озлобились, погрузились в безумие. Сводки новостей все больше напоминают сценарий фильма ужасов.

Человечество утратило даже самые примитивные нравственные ограничители, скатилось к первобытному состоянию. У людей больше нет ни совести, ни страха греха. Сегодня нам всем нужно остановиться и задуматься о том, как мы живем и куда движемся.

А Сергею Филину я от всего сердца желаю скорейшего выздоровления…

На фото: Борис Эйфман

– После истории с Сергеем Филиным многие утверждают, что не случайно это произошло именно в мире балета… Скажите, балетный мир действительно так жесток, что именно здесь можно плескать кислотой в лицо недругу, или это может произойти в любом другом мире?

– Балетный мир жесток, но не безумен. Разум, как я говорил, скорее, утрачивает все человечество. То, что случилось с Филиным, к сожалению, может произойти с каждым, поскольку сегодня никто не защищен от мрака ненависти, окружающего нас. 

– А ведь и фильм «Черный лебедь» Даррена Аронофски пророчески говорил о «черной» стороне балетного мира… Вы видели этот фильм?

– Психологический триллер на тему балетного закулисья мне понравился именно своей агрессивной непримиримостью и художественной фантазией на тему «Лебединого озера». Никогда не думал, что реалии жизни окажутся куда более страшными.

– Вы – один из немногих серьезных хореографов, работавших с Анастасией Волочковой. Что скажете о том, что теперь она переквалифицировалась в звезду шоу-бизнеса, теперь чаще поет, чем танцует?

– Я не смею осуждать кого-либо за то, как он сам распоряжается своей судьбой. Я несу ответственность только за себя, за своих близких и собственный театр. Анастасия – талантливый и умный человек. Если она поступает так, как поступает, значит, считает это целесообразным.

– На выходе ваш новый спектакль, точней, новая редакцию вашего балета «Братья Карамазовы»? Это кризис новых идей или желание художника довести до совершенства свое произведение, пусть даже двадцать лет спустя?

– Никакого кризиса идей я не испытываю. Замыслы и энергия переполняют меня. Но любой спектакль – живое творение, существующее по особым законам. И обращаясь по прошествии лет к своим старым постановкам, нередко обнаруживаю в них ранее нереализованные идеи.

При этом мне очень сложно не поддаться соблазну усовершенствовать собственную работу, привнести в нее те мысли и опыт, которые были накоплены мною. Новый спектакль по роману «Братья Карамазовы» нельзя назвать редакцией нашей старой постановки 1995 года.

Это абсолютно оригинальная, самостоятельная работа – и на хореографическом, и на философско-содержательном уровне. Балет будет называться «По ту сторону греха».

В нем мы размышляем об истоках нравственного падения «семейки» Карамазовых, исследуем души главных героев во всей их сложной и трагической противоречивости. Премьера спектакля состоится 2 апреля в Петербурге. Надеемся, что и столичные зрители вскоре увидят этот балет.

– Приглашают ли вас ставить спектакли в Большом театре, в Мариинке, за рубежом? 

– Предложения от зарубежных театров поступают регулярно.

Но на практике такие проекты очень непросто реализовать: я нахожусь в постоянной напряженной работе со своей труппой и не могу ее бросать на длительный срок.

Сейчас, например, готовимся к выпуску премьеры, а параллельно я сочиняю новый балет. Разве можно, находясь в таком режиме, оставить все и улететь из Петербурга на несколько месяцев?

На фото: Борис Эйфман

– Вы только что открыли в Петербурге, на Петроградской стороне, Академию танца Бориса Эйфмана? Могут ли в ней учиться талантливые дети из Москвы, Московской области, из провинции? Что им для этого нужно сделать, в какие сроки?

– Академия танца начнет работу 1 сентября 2013 г. В ней смогут получить уникальное балетное образование одаренные дети со всей России – из столиц, из отдаленных регионов, откуда угодно. В данный момент идет активная работа по набору учеников. Мы принимаем в Академию детей 6,5-7 и 10-11 лет.

Для зачисления необходимо пройти несколько отборочных туров. О времени и месте проведения ближайших просмотров родители могут узнать по телефону 8-812-405-90-97.

Кроме инновационных программ профессионального обучения, мы видим своей целью дать детям-сиротам, детям из неблагополучных семей полноценное балетное образование.

– В мае маэстро Валерий Гергиев представит мир вторую сцену своего театра – масштабную Мариинку-2. А как продвигается идея строительство Дворца танца (Театра Эйфмана) на набережной Европы в Петербурге? Какие последние новости с вашей стройки века?

– Сейчас официальными лицами озвучена дата реализации проекта Дворца танца – 2015 год. У меня есть вера в то, что через несколько лет наш театр сможет жить и работать в новом суперсовременном здании.

Причем туда въедет не только наш коллектив, но еще и труппа классического балета, а также творческая лаборатория молодых хореографов, занимающаяся поиском новых хореографических идей.

Такой культурный объект не только Северной столице, но и стране необходим.

– Борис Яковлевич, несколько слов о вашей семье: чем занимается ваша жена, чего достиг ваш сын?

– Моя жена, народная артистка России Валентина Морозова, в прошлом – ведущая солистка нашего театра, ныне трудится в нем педагогом-репетитором, успешно передавая свой колоссальный сценический опыт молодым танцовщикам труппы.

Сын учится в Санкт-Петербургском государственном университете, на факультете свободных искусств и наук. Он не пошел по моим стопам, не приобщился к миру балета.

Но я не считаю это драмой нашей семьи: каждый должен заниматься только тем делом, к которому лежит душа.

Источник: http://vmdaily.ru

Источник: http://www.udance.com.ua/publ/boris_ehjfman_baletnyj_mir_zhestok_no_ne_bezumen/2-1-0-560

Борис Эйфман

Борис Эйфман родился 22 июля 1946 года в семье мобилизованного перед войной в Алтайский край из Бессарабии на строительство танкового завода инженера Янкеля Борисовича Эйфмана и врача Клары Марковны Курис.

В 1951 году семья вернулась в Кишинёв, где Борис Эйфман закончил вечернюю школу и занялся балетом в студии при Дворце пионеров.

В 1960 году поступил на впервые организованное в том году хореографическое отделение Кишинёвского музыкального училища по классу Рашель Иосифовны Бромберг, одновременно перенял у Бромберг руководство хореографической студией при Дворце Пионеров (1962—1966), в которой некогда начались и его занятия танцем. Окончил Кишинёвское музучилище в 1964 году, а в 1972 году — балетмейстерское отделение Ленинградской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.

Первые постановки Эйфман осуществил в 1970 году (балеты «Жизни навстречу» на музыку Д. Б. Кабалевского и «Икар» на музыку А. Чернова и В. Арзуманова), затем последовали «Блестящий дивертисмент» (1971) на музыку М. И. Глинки, «Фантазия» (1972) на музыку Антония Аренского, «Гаянэ» на музыку А. И. Хачатуряна (1972, дипломная работа), — на сцене Малого театра оперы и балета в Ленинграде.

С 1971 по 1977 год Эйфман работал балетмейстером в Ленинградском Академическом хореографическом училище имени А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета им. А. Я.

Вагановой) и продолжил постановки на сцене Ленинградского государственного академического Театра оперы и балета имени С. М. Кирова: «Русская симфония» (1973) на музыку В. Калинникова, «Встречи» (1975) на музыку Р. К. Щедрина, «Жар-птица» (1975) на музыку И. Ф.

 Стравинского, «Прерванная песня» (1976) на музыку И. Калныньша, «…Души прекрасные порывы» (1977) на музыку Р. Щедрина. Широкая известность пришла к Эйфману после успешной постановки спектакля «Жар-птица», который был также показан на гастролях в Москве и в Японии.

В эти же годы Эйфман стал автором фильмов-балетов «Вариации на тему рококо», «Икар», «Три сочинения», «Кровавое солнце» и «Блестящий дивертисмент».

Собственный театр

В 1977 году Эйфману удалось создать собственный театр «Новый балет» при Ленконцерте, который уже в 1990-е годы был переименован в Санкт-Петербургский государственный академический Театр балета под руководством Бориса Эйфмана, и которым он руководит по сей день.

Авторский театр даже несмотря на отсутствие постоянного помещения был для того времени в Советском Союзе явлением уникальным.

Уже в конце 1970-х годов с этой труппой Эйфманом были поставлены спектакли «Только любовь» на музыку Родиона Щедрина, «Искушение» по композициям группы Yes (главным образом Рика Уэйкмана), «Под покровом ночи» на музыку Белы Бартока, «Прерванная песня» на музыку И.

Калныньша, «Двухголосие» по ранним композициям группы Pink Floyd (главным образом за авторством Сида Баррета), «Жар-птица» (1978) на музыку И. Стравинского и «Вечное движение» (1979) на музыку А. Хачатуряна. Постановка балетных программ с комбинацией академической и беспуантовой хореографии и с использованием музыкальных композиций современного прогрессивного рока в те годы было также воспринято очевидным новаторством.

К концу 1980-х годов театр стал выезжать на гастроли в Нью-Йорк, которые со временем стали ежегодными. Репертуар театра отличался чрезвычайным жанровым разнообразием, включал спектакли по классическим произведениям русской литературы, детские спектакли и рок-балеты. Всего Эйфманом на сегодняшний день уже создано более 40 балетных постановок.

Среди них «Поединок» (1980) по рассказу А. И. Куприна на музыку А. Хачатуряна, «Покорение стихии» (1981) на музыку Д. Д. Шостаковича, «Автографы» (1981), «Игры» на музыку Антонио Вивальди, «Про и контра или Контрапункт» на музыку А. Г.

 Шнитке, «Реквием балерине» на музыку Бетховена, «Познание» (1981) на музыку Томазо Альбинони, «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (1982) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана, «Легенда» (1982) на музыку Т.

Когана, «Композиция» (1982) на музыку Антона Веберна, «Художник» (1983) на музыку Франца Шуберта, «Метаморфозы» (1983): «Ария» на музыку Эйтора Вила-Лобоса, «Прогулка или Рандеву» на музыку О. Николаи, «Тереза Ракен» по роману Эмиля Золя, «Предисловие к Гамлету» на музыку И.

Брамса, «Каприс» (1983) на музыку Гектора Берлиоза, «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1984) на музыку Гаетано Доницетти, «Поединок» (1986) по рассказу А. И. Куприна на музыку В. Гаврилина, «Интриги любви» (1986) на музыку Джоаккино Россини в обработке Т. Когана, «Мастер и Маргарита» (1987) на музыку А.

Петрова, «Пиноккио» (1989) на музыку Жака Оффенбаха, «Человеческие страсти» (1990) на музыку Х. Сарманто, «Убийцы» (1991) на музыку И. С. Баха, Густава Малера и А. Г. Шнитке, «Реквием» (1991) В. А. Моцарта (поставлен Эйфманом также в Национальном театре оперы и балета в Кишинёве в 2007 году), «Иллюзии» (1992) на музыку К.

Пети, «Бумеранг» по композициям Джона Маклафлина, «Идиот» по мотивам Ф. М. Достоевского на музыку Шестой симфонии П. И. Чайковского, «Чайковский» (1993), «Дон Кихот, или Фантазии безумца» (1994) на музыку Л. Минкуса, «Карамазовы» (1995) по роману Ф. М. Достоевского на музыку С. В. Рахманинова, Рихарда Вагнера и М. П. Мусоргского, «Красная Жизель» (1997) на музыку П. И.

 Чайковского, Жоржа Бизе и А. Г. Шнитке, «Мой Иерусалим» (1998) на техно-музыку групп: Wanfried, Future Sound of London, Reload (также использована религиозная музыка и этно-музыка), «Русский Гамлет» («Сын Екатерины Великой»), «Дон Жуан и Мольер», «КТО есть КТО» на музыку И. С. Баха и Четвёртой симфонии П. И. Чайковского, «Мусагет» к столетию Джорджа Баланчина, «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому (2005), «Чайка» по А. П. Чехову на музыку С. В. Рахманинова и А. Н. Скрябина (2007), «Евгений Онегин» на музыку П.И.Чайковского и А.Стиковетского (2009), «Роден» на музыку Равеля, Сен-Санса, Массне,(2011) и другие.

В 2012 году стал доверенным лицом кандидата в Президенты РФ Путина В.В., выставившего свою кандидатуру на третий президентский срок.

Награды

Лауреат Государственной премии России (1998), театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит» (1995, 1996, 1997, 2001, 2005), премий Союза театральных деятелей Российской Федерации «Золотая маска» (1996, 1999), премии «Триумф» (1996), премии «Benois De La Danse» в номинации «Лучший хореограф 2005 года» (2006). Награждён орденом искусств и литературы Франции (1999), орденом «Мира и Согласия» (Россия, 1998), «Командорским крестом ордена заслуги республики Польша» (2003), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003) и III степени (2007), заслуженный деятель Казахстана (2012).

  • 2011 — Премия правительства РФ в области культуры за балетную трилогию «Иное пространство слова» .

Источник: http://people-archive.ru/character/boris-eyfman

Ссылка на основную публикацию