Джон локк – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Джон Локк биография

Джон Локк был выдающимся философом и мыслителем эпохи Просвещения.

Джон Локк родился 29 августа 1632 г.

в крошечном коттедже у стен городской церкви Рингтона, неподалёку от Бристоля, в графстве Соммерсет, в семье Джона Локка и Агнессы Кин. Сына назвали в честь отца. Отец был государственным юристом и служил в Мировом суде в г.

Чью Магна. В начале Гражданской войны в Англии, Джон Локк-старший был капитаном кавалерии парламентского войска.

Мальчика крестили сразу же после рождения. Вслед за этим, семья Локков переезжает в торговый городок Пенсфорд, и юный Локк воспитывается в местной резиденции Тюдоров в Беллютоне. В 1647 г. Джон-младший поступает в престижную Вестминстерскую школу в Лондоне.

Образование ему оплачивает Александр Попэм – член Парламента и бывший командир его отца. После школы Локк поступает в колледж Крайст-Чёрч в Оксфорде.

Однако, не удовлетворившись существовавшей на тот момент учебной программой, он увлечённо изучает труды современных ему философов – как, например, Рене Декарта – и находит их куда более интересными, чем классические материалы, с которым знакомили его в колледже.

Друг по Вестминстерской школе, Ричард Лоуэр, открывает Локку мир медицины и экспериментальной философии, центрами которых, на тот момент, в Англии были другие университеты и Английское королевское общество, в которое, немного погодя, Локк и войдёт. В 1656 г. он защищает степень бакалавра, а в 1658 г. – степень магистра.

Во время учёбы в Оксфорде, Локк усиленно занимается медициной и работает с такими выдающимися учёными и мыслителями, как Роберт Бойл, Томас Уиллис, Роберт Хук и Ричард Лоуэр, и в 1674 г. становится бакалавром медицинских наук. В 1666 г. Локк знакомится с лордом Энтони Эшли Купером, первым графом Шафтсбери. Взгляды философа лорда поражают, и в дальнейшем Локк трудится при его дворе.

В 1667 г. Локк переезжает в резиденцию графа Шафтсбери в имении Эксетер в Лондоне, где назначается личным лекарем лорда Эшли. Он продолжает изучать медицину под руководством Томаса Сиденгама.

Именно Сиденгам оказывает решающее влияние на формирование взглядов Локка на натуральную философию, которые тот излагает в своём труде «Очерк о человеческом понимании». Настоящим испытанием для накопленных в области медицины знаний Локка становится фатальная печёночная инфекция, всерьёз угрожающая жизни графа Шафтсбери.

Выслушав мнения различных специалистов, Локк всеми силами старается уговорить графа на оперативное вмешательство для удаления опухоли, которое в те времена было процедурой весьма рискованной. Однако операцию граф Шафтсбери переживает успешно. С этих пор в жизни Локка наступает период расцвета. В 1671 г.

он занимает пост Секретаря Министерства по делам торговли и колоний и Секретаря Лордов-собственников Северной и Южной Каролины. Всеми силами Локк стремится сформировать собственное видение международной торговли и экономики.

Огромное влияние на политические взгляды Локка оказывает граф Шафтсбери, основатель Партии вигов. В 1672 г., когда Шафтсбери становится лордом-канцлером Великобритании, Локк оказывается вовлечённым в политическую жизнь страны. Однако в 1675 г.

правление Шафтсбери пало, а потому несколько лет Локк проведёт, скитаясь по Франции, где будет давать частные уроки, а после станет личным фельдшером Калеба Бэнкса. В 1679 г. он возвращается в Лондон.

К тому времени карьера графа Шафтсбери вновь идёт вверх, и он убеждает Локка написать текст «Двух трактатов о правлении». С точки зрения дня сегодняшнего, этот труд является типичным аргументом против абсолютной монархии, а также основой политической легитимизации трудового соглашения.

Его представления о естественных правах человека и правительственном строе произведут коренную революцию в истории Англии.

В 1683 г., из-за подозрений в участии в заговоре представителей партии вигов против короля Карла II (заговор имения Рай-Хаус), Локку пришлось бежать в Нидерланды. Истинных свидетельств того, что он являлся одним из идейных вдохновителей заговора, практически нет.

Большую часть своего пребывания в Нидерландах философ посвящает работе над книгами: он переписывает свой «Очерк о человеческом понимании» и составляет «Письмо о толерантности». На родину он вернётся лишь после Славной революции. В 1688 г. Локк сопровождает в Англию жену Вильгельма Оранского.

Вернувшись на родные земли, Локк публикует свои труды: «Очерк о человеческом понимании», «Два трактата о правлении» и «Письмо о толерантности» в том числе. Живёт Локк у своей близкой подруги, леди Машам, в её поместье в графстве Эссекс.

К этому времени он становится истинным героем для вигов и часто встречается с такими выдающимися личностями, как Джон Драйден и Исаак Ньютон.

Джон Локк умер 28 октября 1704 г. и был похоронен на церковном кладбище деревни Хай-Лавер к востоку от Харлоу в графстве Эссекс. За всю свою жизнь он ни разу не был женат.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/john-locke.html

Биография Джона Локка: мудрый учитель человечества

Опубликовано: 24.08.2013 – 18:26

Джон Локк (29 августа 1632 г., Рингтон — 28 октября 1704 г., Эссекс) — британский педагог и философ, влиятельный мыслитель эпохи Просвещения. Его идеи оказали большое влияние на развитие политической философии.

Жизненный путь

Будущий философ родился в семье адвоката. В 1646 г. он был зачислен в Вестминстерскую школу. Джон стал одним из лучших учеников этой школы. Затем он поступает в Оксфордский университет. В 1658 г. Локк становится магистром этого университета. Что происходило дальше?

1667 г. – стал домашним врачом и воспитателем сына лорда Эшли. В это же время он приобщился к политической деятельности. Так, по поручению графа Шефтсбери Локк участвует в составлении конституции для Каролины (Северная Америка).

1668 г. — становится членом Королевского общества. В область его интересов входили естествознание, педагогика, политика, медицина, экономика, свобода совести и проблема веротерпимости.

1671 г. — начинает исследовать познавательные способности человеческого разума. Трудом под названием «Опыт о человеческом разумении» он писал 16 лет.

1672-1679 гг. — получает видные должности в правительственных учреждениях Англии.

1683 г. – эмигрирует в Голландию.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

1688 г. – участвует в подготовке так называемой Славной революции, в результате которой Вильгельма III Оранского провозгласили королем Англии. Локк оказал большое идейное влияние на будущего короля.

1689 г. – после успеха Славной революции Локк возвращается на родину, где снова ведёт широкую литературную и научную деятельность.

1704 г. – умирает от астмы в особняке своей подруги леди Дэмерис Мэшем.

Философские взгляды

Локк оказал влияние на шотландских и французских мыслителей Просвещения, а также американских революционеров. Некоторые его идеи отражены в американской Декларации независимости.

Он первым из мыслителей пытался раскрыть личность через непрерывность сознания. Локк считал, что у человека нет врожденных идей, и знание определено лишь опытом, полученным через чувственное восприятие.

По мнению Локка, опыт состоит из единичных восприятий. Они в свою очередь делятся на ощущения и рефлексии. Идеи являются следствием абстрагирования восприятий. Джон Локк придерживался принципа эмпирии: первичность ощущений перед разумом.

Принципы мировоззрения Локка были следующими. Вечный и премудрый Бог создал мир, который отражает в себе его свойства. Мир является стройным космосом, где все существа действуют по своей природе и имеют определенное назначение. К примеру, назначение человека — прославление Бога и познание.

Что касается идей о нравственности, то Локк отмечает, что «человеку свойственно избегать страданий и искать счастья». Счастье, по его мнению, состоит во всем том, что удовлетворяет дух и нравится, а страдание, наоборот, беспокоит и мучит дух. Предпочитать кратковременное наслаждение наслаждению постоянному, значит быть врагом собственного счастья.

Педагогические идеи

Локк был уверен, что действия человека зависят от воспитания. Он считал, что воспитание должно вырабатывать характер, развивать волю, нравственно дисциплинировать. Цель воспитания — воспитать джентльмена, который сможет толково и предусмотрительно вести свои дела, при этом будет утончённым в обращении.

Локк не отделял обучение от воспитания физического и нравственного. Цель физического воспитания – образовать тело, послушное духу. Цель духовного воспитания – создать прямой дух, поступающий сообразно с достоинством разумного существа. Ученый считал, что детей нужно приучать к самовоздержанию, самонаблюдению и к победе над собой.

Воспитание джентльмена включает:

  • Физическое воспитание: развитие здорового тела, выработка настойчивости и мужества. Укрепление здоровья, строгий режим, простая пища, закаливание, упражнения, игры.
  • Умственное воспитание должно быть подчинено формированию образованного делового человека и развитию характера.
  • Религиозное воспитание должно направляться не на приучения к обрядам, а на формирование почтения и любви к Богу.
  • Нравственное воспитание, цель которого воспитывать способность идти наперекор своим склонностям, следуя советам разума. Не менее важна выработка изящных манер.
  • Трудовое воспитание должно помогать в овладении ремеслом.

В обучении нужно опираться на любознательность и интерес детей. Главные воспитательные средства – пример и среда. Положительные привычки можно воспитать кроткими внушениями и ласковыми словами. Физическое наказание допустимо только при дерзком и систематичном неповиновении.

Политические идеи

Локк отмечал, что право на собственность – это естественное право. Под собственностью он понимал свободу, жизнь и имущество.

Под свободой мыслитель понимал право на свободный труд, его результаты и на свободу передвижения. Он поясняет, что свобода существует только там, где каждый признан «владельцем собственной личности».

Локк отрицал любые отношение личной зависимости (крепостной и помещик, патрон и клиент). Также он отрицал деспотизм.

Джон Локк был сторонником теории общественного договора и конституционной монархии. Кроме того, он являлся теоретиком правового демократического государства и гражданского общества. Именно Локк предложил принцип разделения власти: на законодательную, федеративную и исполнительную.

Федеративная власть отвечала за дипломатические вопросы. Помимо этого Локк обосновал идею демократической революции. Он неоднократно отмечал, что народ имеет право на восстание против тирании. Локк стал основателем школы, целью которой было построение государства на основе личной свободы.

Также его считают основателем теории конституционализма.

Что касается отношений государства и религии, то ученый считал, что нельзя давать преимущество одной церкви. Более того он настаивал на полном отделении церкви от государства.

Среди сочинений Локка стоит выделить:

  • «Мысли о воспитании»;
  • «Предсмертная речь цензора»;
  • «Опыт веротерпимости»;
  • «Элементы натуральной философии»;
  • «Рассуждение о чудесах»;
  • «Опыт о человеческом разумении».

Интересные факты

Именем Локка назван ключевой персонаж телесериала «Остаться в живых».

Педагогические идеи мыслителя оказали существенное влияние на жизнь России середины 18 в.

Высказывания Джона Локка:

  • Нельзя никого заставить быть здоровым или богатым против его воли.
  • Настоящее мужество выражается в невозмутимом выполнении долга и в спокойном самообладании.
  • Чем раньше начать относиться к сыну как к мужчине, тем скорее он в него превратится.
  • Можно научиться многому, если браться за немногое.
  • Лучше правильно мыслить, чем много знать.

Источник: http://stories-of-success.ru/biografiya_dzhona_lokka_mudryi_uchitel_chelovechestva

ThePerson: Джон Локк, биография, история жизни, факты

Этот английский философ даже не подозревал, что его теория конституционализма вдохновит американских сепаратистов.

Французские просветители Монтескье и Руссо взяли на вооружение его принцип разделения властей, добавив к законодательной и исполнительной еще и судебную.

Джон Локк писал свои трактаты о правлении в оправдание королевской власти, но французы воспользовались  им для ниспровержения собственного короля.

Эмпиризм, который он проповедовал, есть протест против аристотелевской схоластики, которая, может быть и упражняла мозг, но ничего не давала развитию естественных наук. Таким образом, Джон Локк внес свой вклад в методику научного познания, где любой постулат нужно доказать опытным путем. «Чтобы я не написал, как только я узнаю, что это неправда, я немедленно брошу это в огонь».

Юные годы

Жизнь Джона Локка младшего началась незадолго до начала гражданской войны в Англии, вызванной революцией. Джон Локк старший был сельским адвокатом. Философ-эмпирик родился в пуританской семье 29 августа 1832 года.

Представители этой христианской секты в массовом порядке перемещались в заокеанские колонии, надеясь обрести там землю обетованную, но вот грянула революция. Множество пуритан-протестантов записалось в революционную армию Оливера Кромвеля. Некоторые из них сделали неплохую военную карьеру.

Таким был и отец Локка, закончивший свой путь воина в чине капитана парламентской кавалерии.

В 1846 году по протекции командира отца Джон поступает в лучшее учебное заведение Англии тех времен – Вестминстерскую школу. Учеба продолжилась в Оксфордском университете, куда лучший ученик школу поступает в 1652 году. Джон Локк становится бакалавром, а затем и магистром этого университета.

Лучшие ученики – первые предатели. Пресытившись схоластикой, Локк испытывает разочарование. Не здесь кроются настоящие знания. Он пробует себя в медицине, участвуя в экспериментах физика и богослова Роберта Бойля. Научных открытий Локк не сделал, но этих знаний хватило, чтобы заняться врачеванием.

В 1667 году его приглашают в качестве домашнего врача и воспитателя к сыну лорда Эшли. Будущий основатель партии вигов (сторонники конституционной монархии) был обязан Локку жизнью. Будущему графу Шефтсбери угрожало нагноение кисты.

Лорд Эшли замечает, что перед ним не только толковый врач, но и интересный собеседник, хотя и абсолютист. У лорда собирались умнейшие люди, общение с которыми оказалось для Локка вторым университетом. Здесь он знакомится с новейшими клиническими методами и становится философом.

Лорд Эшли делает политическую карьеру и тянет за собой способного протеже.

Лорд Эшли понимал, что процветание Англии зависит от торговли и религиозной терпимости. Пусть каждый верит, во что он хочет, участвуя в хозяйственной жизни страны.

Абсолютная монархия препятствует росту экономической инициативы граждан, а, значит, она должна быть ограничена.

Под влиянием его либеральных идей сформировалась философия Джона Локка, которая обосновывала зарождающийся в Англии порядок. В имении лорда Эшли он пишет свои «Послания о веротерпимости».

Читайте также:  Михаил саакашвили - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Это были веселые времена, поэтому Локк, нисколько не таясь, пишет проект конституции для провинции Каролина. Знал бы он, чем закончится эта игра в свободное волеизъявление граждан. В 1668 году Локк избран членом Королевского общества по развитию знаний о природе.

Сфера его интересов обширна: медицина, естествознание, политика, педагогика. Реставрация в Англии делает его изгнанником. Локк живет и работает с 1663 по 1689 год в Голландии, где вызревает Английская буржуазная революция.

Как известно, она закончилась воцарением нового, конституционного короля Вильгельма Оранского.

Основы правового государства

Локк не участвовал в заговоре, но его считают одним из основателей нового политического устройства Британии. Вернувшись на родину, он публикует «Два трактата о государственном правлении», оправдывая правление короля Вильгельма.

Его идея об общественном договоре ниспровергала католическую догму о богоизбранности монарха. Любой правитель сидит на троне постольку, поскольку этого хочет народ. С этим народом он заключает договор, обязуясь прислушиваться к его мнению, доносимому членами парламента.

Король не может творить, что ему заблагорассудится, ограничен в своих желаниях и действует в согласии с народными представителями. Сегодня нам это кажется банальным и понятным, но в конце XVII века все было совсем по-другому.

Петр Первый, посетивший Англию примерно в это время, так ничего и не понял в политическом устройстве этой страны. Его интересовали технические достижения запада, но никак не свобода и веротерпимость.

Люди имеют право на восстание, если король не выполняет условий заключенного с ним договора. «Два трактата», написанные еще в бытность философа в Англии, помогли его соотечественникам справиться с чрезмерным консерватизмом.

Свержение Стюартов и воцарение новой династии вполне соответствовало представлению о коронованном слуге народа. Говоря о веротерпимости (tolerantia, как это написано в оригинальном названии), он вовсе не проповедует абсолютную свободу. Католикам и атеистам нет места на английской земле.

Первые – предатели априори, поскольку их повелитель сидит в Ватикане, а слову безбожника нельзя верить. Предметом его размышлений были отношения церкви и государства.

Поскольку вера – личное дело каждого, никакая религиозная организация не должна претендовать на особую роль в государстве, на заботу о нравственности граждан и участие в образовании. Именно англиканцу Локку принадлежит авторство идеи об отделении церкви от государства.

Идеи Локка, так или иначе, растворены во всех современных конституциях, начиная с Декларации о независимости США.

Именно он постулировал права граждан, неприкосновенность частной собственности, свободу слова и вероисповедания, верховенство закона, суверенитет государства, священное право на жизнь и народное представительство.

Озирая далекое прошлое, Локк создает (вполне себе религиозную) концепцию о некоем золотом детстве человечества. В естественном состоянии царили свобода и равенство, а законы природы давали человеку мир и безопасность.

Жан-Жак Руссо, вдохновленный этой идеей, придумает миф о добром дикаре, носителе утраченных современным человеком добродетелей. Ученые-антропологи достаточно хорошо изучили нравы дикарей, ничего общего не имеющие с фантазиями Руссо. Однако и по сей день милые людоедские замашки африканских племен вызывает умиление.

Методы воспитания джентльмена

Младенец – чистый лист бумаги («tabula rasa», по выражению философа), на которой родители и педагоги пишут его судьбу. Подавляющее число людей стали такими, какими они есть, всецело благодаря воспитанию. Пример и среда, в которой растет дите, являются главным воспитательным средством. Интерес и любознательность детей лежит в основе правильного их развития.

Джон Локк формулирует принципы воспитания джентльмена, которые, в общем и целом, лежат в основе современной педагогики. В здоровом теле – здоровый дух, повторяет философ цитату из древних. Закаливание, строгий режим и физические упражнения помогают сформировать характер и полезные привычки.

С младых ногтей следует приучать ребенка к умственной деятельности, а религиозное воспитание способствует в нем формированию правильного мировоззрения. Нравственное воспитание приучает к самоограничению и уважению к ближнему своему, особенно, к старшим.

Трудовые навыки важны для представителей любого сословия, ведь высший смысл любого человека – приносить пользу обществу, в котором живешь. Освоение ремесел поможет избавиться от праздности, матери всех преступлений.

Локк отдает предпочтение «ненасильственным» методам укоренения знаний в головы юношей, советуя прибегать к розге в самых крайних случаях. Знания должны носить практический и полезный характер. Правописание, чтение, арифметика, география, история, геометрия, бухгалтерия и т.д.

Локк настаивал на внедрении в образование танцевальной культуры. Умение держаться в обществе и естественность движений также относится к добродетелям благородного человека, каковым является джентльмен.

Локк изрядно критиковал так называемое классическое образование, с его упором на древние языки и латинские изречения. Нация торговцев и завоевателей не сможет удержать подвластный им мир с помощью цитат из Горация и Августина.

Искусство фехтования и конной езды представляется философу более важным, чем богословие и музицирование.  Джон Локк – истинный сын своей прагматической нации.

В сухом остатке

Джон Локк был первым современным мыслителем. Взамен заоблачных высей схоластики он поставил утилитарность знаний. Иногда он перегибал палку, отвергая поэзию, музыку и богословие.

Впрочем, ни поэзии, ни музыке нельзя научиться в массовой школе. Богословие также является уделом избранных.

Задача образования – стать полезным своему обществу на том маленьком отрезке места и пространства, куда человек поставлен Божественного промыслом.

Его идеи растворены в нашем мире. Ценности европейской цивилизации, которые мы с гордостью противопоставляем другим цивилизациям, во многом сформулировал Джон Локк. Он был империалистом и до последнего дня был интеллектуальным лидером вигов.

Джон Локк – один из реформаторов денежной системы, которая, в конечном итоге, привела к могуществу доллара, ведь бывшая британская колония восприняла передовой опыт применения бумажных денег. В его эмпирической философии не было места догматике.

Этот здоровый прагматизм, иногда переходящий в беспринципность, англо-саксонское сообщество исповедует и по сей день.

Источник: http://ThePerson.pro/dzhon-lokk/

Краткая биография Джона Локка самое главное

Джон Локк известен в сегодняшние дни как знаменитый философ и выдающийся мыслитель эпохи просвещения.

29 августа 1632 года на свет появился Джон. Рожден он был в небольшом коттедже, расположившемся у самих стен церкви города Рингтон. Сын был назван в честь родного отца, который являлся государственным юристом и отдавал всего себя службе Мирному суду.

Мальчик был крещен сразу после рождения. Очень скоро все семейство перебирается в небольшой торговый городок под названием Пенсфорд. В 1647 году Джон становится учеником очень престижной школы в Лондоне. Его обучение оплачивает Александр Попэ, который являлся членом парламента, а в прошлом был командиром отца Джона.

По окончании обучения в школе Локк становится студентом Оксфордского университета. Учебная программа вовсе не впечатляла молодого человека, и он увлекся глобальным изучением трудов современных на тот момент философов, таких как Рене Декарт. У Локка был друг, с которым они вместе проходили обучение во Вестминстерской школе по имени Ричард Лоуэр.

Именно этот человек открыл перед Джоном великий мир медицины, а также экспериментальной философии.

В 1656 году Локк защищает одну из высших степеней и становится бакалавром, а спустя всего 2 года в 1658 году – магистром. В то время, пока парень проходил обучение в Оксфорде, он все силы отдавал на занятия медициной.

В это время он работает со многими известными личностями: Робертом Бойлом, Хуком, Лоурэном и Томасом Уиллисом. Уже в 1674 году он становится бакалавром в сфере медицины. В 1666 году происходит знакомство Локка с лордом Купером, который был первым графом Шафстбери.

Взгляды большого философского ума Джона сильно поразили лорда и в будущем, Локк работает при его дворе.

В 1667 году он перебирается в графство лорда, где становится его личным доктором. Но, он не оставляет науку и даже сейчас продолжает активно заниматься и изучать медицинскую деятельность. Руководителем Локка становится Томас Сиденгам.

Именно этот человек сильно повлиял на окончательные взгляды Джона относительно натуральной философии, которые можно узнать из трудов под названием «Очерк о человеческом понимании».

Большим испытанием для всех тех медицинских знаний, которые скопил для себя Локк, становится ничто иное, как инфицирование печени графа, серьезно угрожающее его жизни.

После того, как Джон узнал мнение большинства специалистов, он сразу начинает уговаривать графа на оперативное вмешательство, благодаря которому можно удалить опухоль. Ведь данная процедура в то время была сильно рискованной, но, к огромному счастью, граф успешно переживает операцию. С этого времени в жизни Локка наступил рассвет.

Джона Локка не стало 28 октября 1704 года. Стоит отметить, что этот великий человек за всю свою жизнь так ни разу и не женился.

Интересные факты и даты из жизни

← Конев Иван Степанович↑ БиографииРавель Морис →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/lokk-dzhon

Краткая биография Джона Локка

>> Все биографии >> Философы из Великобритании

Локк Джон (1632-1704 гг.)

Английский философ. Родился в семье мелкого землевладельца. Окончил Вестминстерскую школу и Оксфордский университет, где позже и преподавал. В1668 г избран в Лондонское Королевское общество, а годом раньше стал домашним врачом, а затем и личным секретарем лорда Эшли (графа Шефтсбери), благодаря которому и приобщился к активной политической жизни.

Интересы Локка, помимо философии, проявлялись в занятиях медициной, экспериментальной химией и метеорологией. В1683 г. был вынужден эмигрировать в Голландию, где сблизился с кругом Вильгельма Оранского и после его провозглашения королем Англии в 1689 г вернулся на родину.

Теория познания занимает у Локка центральное место. Он критикует картезианство и университетскую схоластическую философию. Свои основные взгляды в этой области он представил в произведении «Опыты о человеческом разуме».

В нем он отрицает существование «врожденных идей», а источником для всего знания признает исключительно внешний опыт, складывающийся из ощущений, и внутренний, формирующийся благодаря рефлексии.

Это знаменитое учение о «чистой доске», tabula rasa.

Фундамент знания составляют простые идеи, возбуждаемые в уме первичными качествами тел (протяженность, плотность, движение) и вторичными (цвет, звук, запах).

Из соединения, сопоставления и абстрагирования простых идей образуются сложные идеи (модусы, субстанции, отношения). Критерием истинности идей признается их ясность и отчетливость.

Само познание делится на интуитивное, демонстративное и сенситивное.

Государство Локк рассматривает как результат взаимного соглашения, но выдвигает на первый план не столько правовые, сколько морально-нравственные критерии поведения людей, понимая в качестве главного условия благополучного государства «власть морали и нравственности». Нормы морали являются тем фундаментом, на котором строятся человеческие взаимоотношения. Этому способствует то, что естественные влечения людей направлены именно в сторону добра.

Социально-политические взгляды Локка выражены в «Двух трактатах о государственном правлении», первый из которых посвящен критике божественной основы абсолютной королевской власти, а второй —развитию теории конституционной парламентской монархии.

Локк не признает абсолютной монистичной власти государства, доказывая необходимость ее разделения на законодательную, исполнительную и «федеративную» (занимающуюся внешними сношениями государства) и допуская право народа ниспровергать правительство.

В религиозных вопросах Локк стоит на позициях веротерпимости, лежащей в основе религиозной свободы. Хотя он и признает необходимость божественного откровения по причине конечности человеческого разума, но также у него присутствует склонность к деизму, которая заявляет себя в трактате «Разумность христианства».

Источник: http://citaty.su/biografiya-dzhona-lokka

Джон Локк

Джон Локк появился на свет в городе Рингтоне английского графства Сомерсет 29 августа 1632 года. Его отец, провинциальный адвокат, во время гражданской войны XVII века был капитаном кавалерии в армии Кромвеля. Благодаря заслугам старшего Локка перед парламентом пятнадцатилетнего Джона приняли в старейшее и лучшее на тот момент учебное заведение Англии – Вестминстерскую школу.

Любопытно, что в самый разгар революции в Ричард Базби, директор школы, продолжал энергично защищать идеи монархии – с поста его не сняли, видимо, по банальному недосмотру лидеров парламента. Роялистские настроения, царившие в Вестминстере, во многом определили мировоззрение Джона Локка.

В Вестминстере Джон был одним из лучших учеников. В 1852 году он окончил школу и поступил в Оксфордский университет (колледж Крайст-Черч), где тоже прекрасно учился. В 1856 году Локк получил степень бакалавра, а еще через два года стал магистром.

Сразу после защиты магистерской степени Джона избрали научным сотрудником, и он приступил к преподаванию аристотелевской философии в своем колледже. Правда, новый преподаватель довольно быстро разочаровался в своем предмете и обратил внимание на медицину.

В Оксфорде тогда проводил естественнонаучные опыты знаменитый в будущем физик Роберт Бойль, и Локк присоединился к нему и его ученикам. Но выдающихся способностей ни к медицине, ни к физике, ни к химии молодой магистр не проявил.

В 1660 году в Англии была восстановлена монархия, и на престол взошел Карл II. Реставрация королевской власти подразумевала изменения во внутренней и внешней политике страны. В одной из дипломатических миссий участвовал и Джон Локк, побывавший с поручением у бранденбургского курфюрста Фридриха-Вильгельма.

Вернувшись из Бранденбурга, он выяснил, что искомая степень доктора медицины ему недоступна. После отказа в степени Локк испытал горькое разочарование, но вскоре его жизнь круто изменилась – в 1666 году он познакомился с лордом Энтони Эшли Купером, человеком, который повлиял на всю дальнейшую жизнь Локка.

Лорд Эшли, видный политический деятель, был пэром и канцлером казначейства, а через год после знакомства с Локком стал одним из пятерых членов Тайного Совета, управлявшего государственной политикой.

Джон Локк, в юности разделявший абсолютистские взгляды философа Гоббса, к тридцати четырем годам уже склонялся к парламентскому идеализму, так что его видение государственного устройства совпадало с позицией лорда Эшли. Нашлось немало и других общих интересов, быстро превративших Локка и Эшли в близких друзей.

Читайте также:  Людмила нильская - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Через год Локк оставил преподавание и поселился в семье лорда Эшли в качестве советника, воспитателя детей и домашнего врача. Именно здесь он обрел свое настоящее призвание и превратился в философа.

Дискуссии с самим Эшли и его гостями, среди которых были лучшие умы Англии того времени, побудили его не только к размышлениям, но и к написанию первых набросков своего будущего шедевра, названного «Опыт о человеческом разумении».

В 1668 году Локк получил членство в Лондонском Королевском обществе, а благодаря лорду Эшли начал вращаться в сферах экономики и политики и получил опыт в сфере управления государством. Правда, карьера его напрямую зависела от карьеры лорда Эшли.

В 1672 году Эшли стал графом Шефтсбери и лордом-канцлером., а Джон Локк занимался теоретической разработкой его политической линии и сумел обосновать философию либерализма, которая четко выражала интересы едва зарождавшегося капитализма.

Эта философия, как показала история, имела буквально революционное будущее.

Политика Карла II вела к союзу с французским королем. Шефтсбери, настаивавший на выводе из Тайного совета герцога Йоркского, в 1673 году был снят со своего поста и превратился в вождя парламентской оппозиции.

Еще через два года его арестовали, а Джон Локк уехал во Францию и четыре года провел в Париже и Монпелье, выполняя поручения английской политической партии вигов.

В 1678 году Шефтсбери вышел из тюрьмы, мгновенно вернулся в политику и даже добился возвращения в Англию герцога Монмута, незаконного сына Карла II.  Через год он стал президентом Тайного совета и вызвал Локка в Англию.

Философ вновь занял должность в новом правительстве и вернулся к преподаванию в Оксфорде. Однако вскоре Шефтсбери обвинили в государственной измене, в 1681  году оправдали снова, но неугомонный лорд вновь примкнул к заговорщикам, пытавшимся посадить на престол Монмута. Заговор был открыт, и Шефтсбери бежал в Голландию, где в 1683 году умер.

Вслед за своим покровителем уехал в Голландию и Локк, естественно, тоже состоявший в списке «предателей». Здесь он занялся политикой вплотную, участвуя в подготовке очередной английской революции.

В 1685 году Карл II умер, и на престол взошел его брат Яков, которого англичане очень не любили.

Процарствовал он лишь три года – после переворота 1688 года английским королем стал правитель Голландии Вильгельм Оранский, женатый на Марии Стюарт, племяннице Карла II.

Джон Локк имел огромное влияние на Вильгельма Оранского и в его правительстве ценился не только как верный государственный деятель. Локк вел обширную научную работу и литературную деятельность.

Уже в 1689 году он опубликовал «Два трактата о государственном правлении» – классический труд, в котором изложена теория революционного либерализма.

Год спустя был издан «Опыт о человеческом разумении», в 1693 году увидели свет «Мысли о воспитании», а в 1695-м – трактат «Разумность христианства».

В 1691 году философ, почти всю жизнь страдавший от астмы, поселился в загородном имении леди Дэмерис Мэшем (графство Эссекс), супруги члена парламента.

Но расслабиться в домашнем уюте Локк себе не позволил: интеллектуальный лидер партии вигов, он был комиссаром по торговле и делам колоний, участником денежной реформы и одним из учредителей Английского Банка.

К философу постоянно обращались за советами многие парламентарии, а его идеи не только оказали большое влияние на развитие философской и государственной мысли в Европе, но и отразились в Декларации независимости Америки.

В 1700 году Локк оставил все должности и больше не выезжал из дома леди Мэшем. Здесь же 28 октября 1704 года он скончался от астмы.

Источник: http://people-archive.ru/character/dzhon-lokk

Локк джон

Локк джон (англ. John Locke) – английский фи­ло­соф и по­ли­тический мыс­ли­тель.

Вос­пи­ты­вал­ся в пу­ри­тан­ской се­мье юри­ста.

Учил­ся в Вест­мин­стер­ской шко­ле (1646-1652), в кол­лед­же Крайст-черч Окс­форд­ско­го универ­си­тета (1652-1656), где за­тем пре­по­да­вал греческий язык, ри­то­ри­ку и мо­раль­ную фи­ло­со­фию.

Од­но­вре­мен­но за­ни­мал­ся ес­те­ст­во­зна­ни­ем, по­мо­гал Р. Бой­лю в его хи­мических экс­пе­ри­мен­тах, про­во­дил ме­тео­ро­ло­гические на­блю­де­ния и изу­чал ме­ди­ци­ну.

В 1668 году из­бран чле­ном Лон­дон­ско­го ко­ро­лев­ско­го общества.

В 1667 году Локк ос­та­вил кол­ледж, став ком­пань­о­ном и до­маш­ним вра­чом лор­да Ан­то­ни Эш­ли Ку­пе­ра (бу­ду­ще­го 1-го гра­фа Шеф­тс­бе­ри), од­но­го из ли­де­ров оп­по­зиции ре­жи­му Рес­тав­ра­ции.

Ко­гда Ан­то­ни Эш­ли по­сле не­удав­ше­го­ся ан­ти­пра­ви­тельственного за­го­во­ра бе­жал в Гол­лан­дию, Локк так­же был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать (1683).

В Гол­лан­дии, где Локк сбли­зил­ся с кру­гом прин­ца Виль­гель­ма Оран­ско­го, он за­кон­чил ра­бо­ту над сво­им глав­ным фи­лософским сочинением «Опыт о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии» («An essay concerning human un­der­standing», 1690, русский перевод 1898, 1985), из­дал ано­ним­но «По­сла­ние о ве­ро­тер­пи­мо­сти» («Epistola de tolerantia», 1689, русский перевод 1988), под­го­то­вил фун­даментальный труд по по­ли­тической фи­ло­со­фии «Два трак­та­та о прав­ле­нии» («Two treatises of government», 1690, русский перевод 1988).

В «Опы­те о че­ло­ве­че­ском ра­зу­ме­нии», над ко­то­рым Локк ра­бо­тал около 20 лет, он из­ло­жил сис­те­му эм­пи­рической фи­ло­со­фии, од­ной из главных за­дач ко­то­рой бы­ло до­ка­зать не­ос­но­ва­тель­ность до­пу­ще­ния в по­зна­нии каких-либо умо­зри­тель­ных пред­по­сы­лок и вме­сте с тем не­воз­мож­ность ме­та­фи­зи­ки, за­ни­маю­щей­ся транс­цен­дент­ны­ми про­бле­ма­ми.

В свя­зи с этим Локк про­ти­вопос­та­вил свою кон­цеп­цию воз­зре­ни­ям кар­те­зи­ан­ст­ва, кем­бридж­ских пла­то­ни­ков и уни­вер­си­тет­ской схо­ла­стической фи­ло­со­фии. По Локку, не су­ще­ст­ву­ет ни­ка­ких вро­ж­дён­ных идей и прин­ци­пов – ни тео­ре­ти­че­ских, ни прак­ти­че­ских, вклю­чая идею Бо­га.

Всё че­ло­ве­че­ское зна­ние про­ис­те­ка­ет из чув­ст­вен­но­го опы­та – внеш­не­го (ощу­ще­ния) и внут­рен­не­го (реф­лек­сии).

В ос­но­ве зна­ния ле­жат про­стые идеи, чув­ст­вен­ные об­ра­зы, воз­бу­ж­дае­мые в уме различными ка­че­ст­ва­ми ве­щей – пер­вич­ны­ми, с ко­то­ры­ми эти идеи сход­ны (про­тя­жён­ность, фи­гу­ра, плот­ность, дви­же­ние), или вто­рич­ны­ми, с ко­то­ры­ми идеи не сход­ны (цвет, звук, за­пах, вкус).

По­сред­ст­вом при­су­щей уму спо­соб­но­сти со­еди­не­ния, со­пос­тав­ле­ния и аб­ст­ра­ги­ро­ва­ния из про­стых идей об­ра­зу­ют­ся слож­ные и об­щие идеи. Есть идеи яс­ные и смут­ные, ре­аль­ные и фан­та­сти­че­ские, аде­к­ват­ные сво­им про­об­ра­зам и не­аде­к­ват­ные.

По­зна­ние ис­тин­но, ес­ли идеи и их со­еди­не­ния или обо­зна­чаю­щие их зна­ки со­об­раз­ны обо­зна­чае­мым ими объ­ек­там. Зна­ние бы­ва­ет ин­туи­тив­ное (са­мо­оче­вид­ных ис­тин, на­ше­го собственного су­ще­ст­во­ва­ния), де­мон­ст­ра­тив­ное (по­ло­же­ний ма­те­ма­ти­ки, эти­ки, бы­тия Бо­га) и сен­си­тив­ное (су­ще­ст­во­ва­ния еди­нич­ных ве­щей). В «Опы­те…» рас­смат­ри­ва­ют­ся ос­но­ва­ния и сте­пе­ни ве­ро­ят­но­го зна­ния, а так­же при­ро­да и ос­но­ва­ния ве­ры, или мне­ния, при этом эпи­сте­мо­ло­гия Локка за­час­тую об­ре­та­ет чер­ты пси­хо­ло­гии соз­на­ния.

«По­сла­нию о ве­ро­тер­пи­мо­сти» пред­ше­ст­во­ва­ли ос­тав­шие­ся в ру­ко­пи­сях «Опыт о ве­ро­тер­пи­мо­сти» и «За­щи­та нон­кон­фор­миз­ма». В «По­сла­нии…» Локка вы­ска­зал взгляд на сво­бо­ду со­вес­ти как на не­отъ­ем­ле­мое пра­во ка­ж­до­го че­ло­ве­ка.

Пра­во вы­бо­ра и ис­по­ве­да­ния ре­ли­гии со­от­вет­ст­ву­ет ин­те­ре­сам и сво­бо­де лю­дей и по­это­му долж­но быть при­зна­но го­су­дар­ст­вом, юрис­дик­ция ко­то­ро­го про­сти­ра­ет­ся толь­ко на их гражданские пра­ва.

Сво­бо­да со­вес­ти от­ве­ча­ет и ин­те­ре­сам ис­тин­ной Церк­ви, ко­то­рая в сво­ей дея­тель­но­сти не мо­жет ру­ко­во­дство­вать­ся на­си­ли­ем.

Од­на­ко ве­ро­тер­пи­мость не мо­жет рас­про­стра­нять­ся на тех, кто всту­па­ет в про­ти­во­ре­чие с за­ко­на­ми го­су­дар­ст­ва и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми об­ще­ст­ва, кто сам не­тер­пим в во­про­сах ре­ли­гии или ис­поль­зу­ет её для по­лу­че­ния при­ви­ле­гий и кто во­об­ще от­ри­ца­ет су­ще­ст­во­ва­ние Бо­га. «По­сла­ние…» со­дер­жа­ло тре­бо­ва­ние пре­дос­тав­ле­ния ре­лиг. об­щи­нам рав­ных прав и от­де­ле­ния Церк­ви от го­су­дар­ст­ва.

В «Двух трак­та­тах о прав­ле­нии» впер­вые из­ло­же­на по­ли­тическая док­три­на ли­бе­ра­лиз­ма. 1-й трак­тат со­дер­жит оп­ро­вер­же­ние взгля­дов роя­ли­ста Р.

Фил­ме­ра: его пат­ри­ар­халь­но-аб­со­лю­ти­ст­ской кон­цеп­ции про­ис­хо­ж­де­ния вла­сти от вер­хов­ной вла­сти Ада­ма, по­лу­чен­ной им от Бо­га; 2-й – тео­рию про­ис­хо­ж­де­ния государственной вла­сти из об­ще­ст­вен­но­го до­го­во­ра.

Лю­ди, вна­ча­ле жив­шие в ес­те­ст­вен­ном со­стоя­нии, по со­гла­ше­нию объ­е­ди­ни­лись в не­ко­то­рое по­ли­тическое це­лое – го­су­дар­ст­во – для за­щи­ты сво­их не­от­чу­ж­дае­мых ес­тественных прав, дан­ных им За­ко­ном При­ро­ды, – прав на жизнь, лич­ную сво­бо­ду и соб­ст­вен­ность.

В ес­тественном со­стоя­нии лю­ди сво­бод­ны и рав­ны и все при­род­ные бла­га при­над­ле­жат им в рав­ной ме­ре. Но то, к че­му че­ло­век при­ло­жил свой труд, вы­хо­дит из все­об­ще­го дос­тоя­ния и ста­но­вит­ся его ча­ст­ной соб­ст­вен­но­стью.

Выс­шая за­ко­но­дательная власть в го­су­дар­ст­ве ус­та­нав­ли­ва­ет­ся на­ро­дом; она из­да­ёт за­ко­ны, на­прав­лен­ные на со­хра­не­ние об­ще­ст­ва в це­лом, на обес­пе­че­ние бла­га его чле­нов и за­щи­ту ка­ж­до­го от про­из­во­ла и на­си­лия со сто­ро­ны дру­гих. Ис­пол­нительная власть пре­тво­ря­ет за­ко­ны в жизнь и сле­дит за их ис­пол­не­ни­ем.

Фе­де­ра­тив­ная же власть осу­ще­ст­в­ля­ет внеш­ние сно­ше­ния, ре­ша­ет во­про­сы вой­ны и ми­ра, уча­стия в ме­ж­ду­народных коа­ли­ци­ях и сою­зах. Локк оп­ре­де­ля­ет взаи­мо­от­но­ше­ния этих вет­вей вла­сти в го­су­дар­ст­ве, слу­чаи воз­мож­ной узур­па­ции вла­сти, пре­вра­ще­ния её в ти­ра­нию, а так­же ус­ло­вия рас­па­да сис­те­мы прав­ле­ния. Пра­ви­тель­ст­во долж­но под­чи­нять­ся за­ко­ну, рав­но как и гра­ж­да­не, ибо имен­но за­кон ох­ра­ня­ет их пра­ва и сво­бо­ды. На­род ос­та­ёт­ся без­ус­лов­ным су­ве­ре­ном и име­ет пра­во не под­дер­жи­вать и да­же нис­про­вер­гать без­от­вет­ст­вен­ную власть, на­ру­шив­шую об­щественный до­го­вор.

Локк воз­вра­тил­ся на ро­ди­ну в 1689 году по­сле «Слав­ной ре­во­лю­ции» и ак­тив­но вклю­чил­ся в ра­бо­ту ад­ми­ни­ст­ра­ции но­во­го английского ко­ро­ля Виль­гель­ма III.

Про­дол­жая за­щи­щать свои взгля­ды на ре­ли­гию и Цер­ковь от кри­ти­ков, Локк опуб­ли­ко­вал вто­рое (1690) и третье (1692) по­сла­ния о ве­ро­тер­пи­мо­сти (чет­вёр­тое ос­та­лось не­за­кон­чен­ным), в 1695 году из­дал трак­тат «Ра­зум­ность хри­сти­ан­ст­ва, ка­ким оно пред­став­ле­но в Свя­щен­ном Пи­са­нии» («The reasonableness of Christianity, as delivered in the Scriptures»). В хри­сти­ан­ст­ве, ос­во­бо­ж­дён­ном от позд­ней­ших на­слое­ний, он ви­дит са­мое ра­зум­ное нрав­ст­вен­ное уче­ние. Де­лая ак­цент на един­ст­ве Бо­га, Локк не­яв­но опус­кал не­ко­то­рые дог­ма­ты, пре­ж­де все­го дог­мат Тро­ич­но­сти. Это не­ор­то­док­саль­ное со­чи­не­ние по­ло­жи­ло на­ча­ло двум но­вым те­че­ни­ям ре­лигиозной мыс­ли: ла­ти­ту­ди­на­риз­му – ши­ро­кой ве­ро­тер­пи­мо­сти, ко­то­рая на не­ко­то­рое вре­мя во­зоб­ла­да­ла в Анг­ли­кан­ской церк­ви, и английскому де­из­му.

Свои пе­да­го­гические взгля­ды Локк из­ло­жил в книге «Мыс­ли о вос­пи­та­нии» («Some thoughts concerning education», 1693, русский перевод 1759, 1939). В ней со­дер­жа­лись ре­ко­мен­да­ции, как вы­рас­тить из ре­бён­ка здо­ро­во­го те­лом и ду­хом бла­го­вос­питан­но­го джент­ль­ме­на, по­лез­но­го для сво­ей стра­ны гра­ж­да­ни­на.

Локк от­да­вал при­ори­тет фи­зическому и нрав­ст­вен­но­му вос­пи­та­нию пе­ред об­ра­зо­ва­ни­ем: ре­бён­ку сле­ду­ет да­вать лишь те зна­ния, ко­то­рые бу­дут по­лез­ны ему в по­сле­дую­щей жиз­ни и дея­тель­но­сти.

При этом вос­пи­та­ние и об­ра­зо­ва­ние долж­ны быть стро­го ин­ди­ви­ду­аль­ны и учи­ты­вать ес­тественные склон­но­сти и спо­соб­но­сти де­тей.

Локка за­ни­ма­ли так­же про­бле­мы эко­но­ми­ки и фи­нан­сов. Он опуб­ли­ко­вал со­об­ра­же­ния о пу­ти пре­одо­ле­ния ин­фля­ции, уча­ст­во­вал в про­ве­де­нии де­неж­ной ре­фор­мы и в уч­ре­ж­де­нии Бан­ка Анг­лии.

По­след­ний государственный пост, ко­то­рый он за­ни­мал, – упол­но­мо­чен­но­го по де­лам тор­гов­ли и ко­ло­ний.

Бо­лезнь лёг­ких по­бу­ди­ла его ос­та­вить Лон­дон и по­след­ние го­ды жиз­ни про­вес­ти в сель­ской ме­ст­но­сти (в местечке Отс), в усадь­бе сво­их дру­зей – суп­ру­гов Ма­шем.

Идеи Локка по­ло­жи­ли на­ча­ло идео­ло­гии Про­све­ще­ния, их влия­ние ис­пы­та­ли мн. мыс­ли­те­ли са­мой раз­ной фи­лософской ори­ен­та­ции. В Ве­ли­ко­бри­та­нии – А. Шеф­тс­бе­ри, Б. Ман­де­виль, Дж. То­ланд, А. Кол­линз, Д. Гарт­ли, Дж. При­стли, Дж. Берк­ли и Д. Юм; во Фран­ции – Воль­тер, Ж.Ж. Рус­со, Э.Б.

де Кон­диль­як, Ж.О. де Ла­мет­ри, К.А. Гель­ве­ций и Д. Дид­ро, в Северной Аме­ри­ке – С. Джон­сон и Дж. Эд­вардс. По­ли­тическая фи­ло­со­фия Локка по­лу­чи­ла раз­ви­тие у Ш. Л. Мон­тес­кьё и бы­ла вос­при­ня­та идео­ло­га­ми Вой­ны за не­за­ви­си­мость в Северной Аме­ри­ке 1775-1783 годов – Б. Франк­ли­ном, С. Адам­сом и Т.

Джеф­фер­со­ном.

Сочинения:

The works. L., 1812. Vol. 1-10;

Two trea­tises of government / A critical edition with an introduction and apparatus criticus by P. Las­lett. Camb., 1960;

A letter on toleration / Ed. by R. Klibansky. Oxf., 1968;

The correspondence. Oxf., 1976-1989. Vol. 1-8;

An essay concer­ning human understanding / Ed. by P. Nid­ditch. Oxf., 1979;

Сочинения: В 3 томах. М., 1985-1988;

Два трак­та­та о прав­ле­нии / Вступительная статья и примечания А.Л. Суб­бо­ти­на. М., 2009.

Литература

  • Gibson J. Locke’s theory of knowledge and its historical relations. Camb., 1917
  • Yolton J.W. J. Locke and the way of ideas. L., 1956
  • Bourne H.R. Fox. The life of J. Locke. L., 1876. Vol. 1-2
  • Нарский И.С. Философия Дж. Локка. М., 1960
  • J. Locke: problems and perspectives / Ed. J.W. Yolton. L., 1969
  • Aaron R.I. J. Locke. 3rd ed. Oxf., 1971
  • Gough J.W. J. Locke’s political philosophy. 2nd ed. Oxf., 1973
  • Cranston M. J. Locke: a biography. Oxf., 1985
  • Заиченко Г.А. Дж. Локк. М., 1988

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/lokk_locke_dzhon

Джон Локк – краткая биография

Джон Локк – английский философ, выдающийся мыслитель эпохи Просвещения, педагог, теоретик либерализма, представитель эмпиризма, человек, чьи идеи в значительной степени повлияли на развитие политической философии, эпистемологии, оказали определенное воздействие на формирование взглядов Руссо, Вольтера и других философов, американских революционеров.

Локк родился в западной Англии, неподалеку от Бристоля, в маленьком городке Рингтон 29 августа 1632 г., в семье чиновника-юриста. Родители-пуритане воспитывали сына в атмосфере строгого соблюдения религиозных правил. Рекомендация влиятельного знакомого его отца помогла Локку в 1646 г.

попасть в Вестминстерскую школу – самую престижную школу страны на то время, где он входил в число самых лучших учеников. В 1652 г. Джон продолжает образование в Крайст-Черч-колледже Оксфордского университета, где получает в 1656 г. степень бакалавра, а спустя еще три года – магистерскую степень.

Его талант и усердие были вознаграждены предложением остаться в учебном заведении и преподавать философию, древнегреческий язык. В эти годы его более аристотелевской философии заинтересовала медицина, изучению которой он отдал немало сил.

Тем не менее желанную степень доктора медицины ему получить не удалось.

Джону Локку было 34 года, когда судьба свела его с человеком, в огромной степени повлиявшим на всю его дальнейшую биографию, – лордом Эшли, впоследствии графом Шефтсбери. Сначала Локк в 1667 г.

находился при нем в качестве домашнего врача и воспитателя его сына, позднее служил секретарем, и это сподвигло его самого заняться политикой.

Читайте также:  ​мария киселёва - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Шефтсбери оказал ему огромную поддержку, введя его в политические и экономические круги, предоставив возможность самому принять участие в госуправлении. В 1668 г. Локк становится членом Лондонского Королевского общества, в следующем году входит в его Совет.

Не забывает он и о других видах деятельности: так, в 1671 г. у него возникает замысел работы, которой он посвятит 16 лет и которая станет главным в его философском наследии – «Опыт о человеческом разумении», посвященный изучению познавательного потенциала человека.

В 1672 и 1679 г. Локк служит в высших правительственных учреждениях на престижных должностях, но в то же время его продвижение в мире политики находилось в прямой зависимости от того, какие успехи делал его покровитель. Проблемы со здоровьем заставили Дж. Локка провести во Франции период с конца 1675 г. до середины 1679 г.

В 1683 г. он, следуя за графом Шефтсбери и опасаясь политического преследования, переезжает в Голландию. Там у него завязываются приятельские отношения с Вильгельмом Оранским; Локк оказывает на него заметное идейное влияние и становится участником подготовки переворота, в результате которого Вильгельм становится королем Англии.

Перемены позволяют Локку вернуться в 1689 г. в Англию. С 1691 г. его местом жительства становится Отс, поместье Мешэм, принадлежавшее его знакомой, супруге члена парламента: он принял ее приглашение поселиться в загородном доме, т.к. много лет страдал от астмы.

В эти годы Локк не только находится на правительственной службе, но и принимает участие в воспитании сына леди Мешэм, много сил отдает литературе и науке, заканчивает «Опыт о человеческом разуме», подготавливает к публикации задуманные ранее работы, среди которых «Два трактата о правлении», «Мысли о воспитании», «Разумность христианства». В 1700 г.

Локк принимает решение уйти со всех занимаемых должностей; 28 октября 1704 г. его не стало.

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_djon_lokk.html

Елизавета Литвинова – Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность

Здесь можно скачать бесплатно “Елизавета Литвинова – Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Публицистика, издательство ЖЗЛ от Павленкова3bd93a2a-1461-102c-96f3-af3a14b75ca4.

Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Джон Локк.

Его жизнь и философская деятельность” читать бесплатно онлайн.

Эти биографические очерки были изданы около ста лет назад отдельной книгой в серии «Жизнь замечательных людей», осуществленной Ф. Ф. Павленковым (1839—1900).

Написанные в новом для того времени жанре поэтической хроники и историко-культурного исследования, эти тексты сохраняют по сей день информационную и энергетико-психологическую ценность.

Писавшиеся «для простых людей», для российской провинции, сегодня они могут быть рекомендованы отнюдь не только библиофилам, но самой широкой читательской аудитории: и тем, кто совсем не искушен в истории и психологии великих людей, и тем, для кого эти предметы – профессия.

Е. Ф. Литвинова

Джон Локк. Его жизнь и философская деятельность

Биографический очерк Е. Ф. Литвиновой

С портретом Локка, гравированным в Лейпциге Геданом

Имя Локка настолько известно всем образованным людям, что нет необходимости обосновывать его право на наше внимание. Локк довершил переворот, начатый Бэконом, и его справедливо называют отцом эмпиризма, того мировоззрения и метода, которым мы обязаны всем нашим положительным знанием.

Это относится к содержанию философской деятельности Локка, но для нас имеет также огромное значение сама форма изложения его мыслей; своей простотою и ясностью оно доступно каждому мыслящему человеку.

Для понимания философии Локка нет необходимости знать философию вообще: она вполне самобытна и по содержанию, и по форме, в ней может почерпнуть мудрость человек всякой профессии. Мудрость же эта заключается в приобретении навыка в правильном и самобытном процессе мышления.

Такие философы, как Лейбниц, Кант и другие, требуют для изучения специальных знаний и много времени на предварительную подготовку. Локк же может и должен служить настольною книгой каждого обыкновенного человека.

В этом отношении его справедливо можно назвать философом-воспитателем, тем более, что вопросы воспитания и образования постоянно занимали его ум. Его педагогические взгляды чужды всякой рутины; они важны не только для родителей и воспитателей, но также способны возбудить общий интерес, потому что это – независимые взгляды на жизнь и ее задачи.

Сама жизнь Локка, на первый взгляд не отличающаяся ничем особенным, представляет много замечательного, если вглядеться в нее попристальнее. Это глубоко нравственная жизнь просвещенного, веротерпимого христианина и в то же время независимый жизненный путь вполне свободного человека. Такое редкое сочетание свободы с религиозностью составляет исключительную особенность Локка.

Роль внешних условий в жизни замечательных людей. – Особенности образа жизни Локка. – Главные черты истории Англии XVII века. – Влияние их на Локка. – Рождение Локка. – Воспитание. – Отношение к отцу.

 – Любовь к свободе и великодушие отца передаются сыну. – Оксфордский университет. – Отношение Локка к дипломатической карьере. – Локк из скромности отказывается занять видное место в духовной иерархии.

 – Занятие медициной и первое знакомство с лордом Ашли.

Некрасов справедливо говорит:

Кому судьба венец готовит, Того вопрос куда идти Не устрашит, не остановит.

Замечательные люди – сознательно или бессознательно – неуклонно выполняют свое назначение; поэтому между их жизнью и деятельностью устанавливается очевидная связь.

Внешние условия, бесспорно, также играют важную роль в их жизни, но эта роль отлична от той, которая принадлежит им в судьбе людей обыкновенных.

Различие это, впрочем, скорее количественное, чем качественное, а именно: в жизни великих людей отчетливее обнаруживаются те условия, которые преимущественно перед другими имеют решающее влияние на характер и деятельность человека, и это влияние, как бы оно ни видоизменялось множеством иных условий, всегда можно проследить, если внимательно изучить жизнь. Иногда эти условия заметить легко – так они преобладают; в других случаях их приходится отыскивать, чтобы взять как руководящую нить, прежде чем войти в лабиринт мелких событий жизни, запутанных и осложненных множеством влияний.

В жизни Локка, небогатой внешними событиями, эти условия нетрудно подметить. Мы сначала их выясним, а затем уже приступим к изложению фактической стороны его биографии. Эта жизнь имеет свои особенности, о которых нельзя не упомянуть.

Если мы проследим жизненный путь Локка, не осветив его предварительно, он покажется нам утомительным и скучным, как формулярный список, в котором слишком часто фигурирует частица «не». Нас поразит совершенное отсутствие личной жизни и всего, в чем особенно отчетливо проявляется характер.

Это удивит нас, особенно потому, что Локк представится нам не монахом, не кабинетным ученым, а, как и Бэкон, человеком вполне житейским, который любил и знал жизнь. Однако отсутствием личной жизни Локк превзошел даже Канта; у последнего не было семьи, но он все-таки под конец жизни владел маленьким домиком, имел своего слугу.

Локк же был бездомным в полном смысле этого слова; всю жизнь он без всякой внешней необходимости провел в чужом доме, вернее, в чужих домах.

Он жил, как птица небесная, которая не сеет, не жнет и не собирает в житницу, отдавался занятиям по влечению и не только не делал себе из них ремесла, но, как видно, никогда не стремился к какой-нибудь цельной определенной деятельности.

Его медицинская практика, педагогическая деятельность и государственная служба – все это носит какой-то отрывочный, случайный характер. Он лечит, когда кто-нибудь его заставит, он является государственным деятелем, когда представится возможность, никогда ее не добиваясь. Таким же характером отличается внешняя сторона его философской деятельности.

Мы увидим, что его знаменитое сочинение «Опыт исследования человеческого разума» происхождением своим обязано случаю. Из этого можно заключить, что фактическая сторона жизни Локка как будто противоречит тому, что мы говорили о жизни великих людей вообще; однако это только кажущееся противоречие.

Во всех поступках Локка просвечивает одно очень определенное отношение к жизни, сложившееся под влиянием религии. Он всегда смотрел на жизнь земную только как на приготовление к будущей жизни, не придавая ей никакого самостоятельного значения. Этому до известной степени содействовало его крайне слабое здоровье.

Люди болезненные иногда живут очень долго, но постоянно смотрят на себя как на гостей здесь на земле. Это сознание ведет иногда к прожиганию жизни, под влиянием мысли: день мой, час мой; чаще же влечет за собой набожность и презрение к радостям жизни. Очень может быть, что слабое здоровье Локка совершенно определило его отношение к жизни. В философии своей, как мы увидим, он стремился примирить интересы науки с требованиями религии. Это отняло у него чрезвычайно много времени и стоило много труда… Религии же обязан Локк полным отсутствием честолюбия, что открыло ему возможность служить только истине и благу человечества. Национальности и историческим условиям также принадлежит своя доля влияния в характере и в жизни Локка.

История Англии в период жизни Локка представляла много замечательного. условия, под влиянием которых совершалось его развитие нравственное и умственное, сложились в царствования Карла I, Карла II и Якова II. Это были условия, которые постепенно привели к революции 1688 года.

XVII столетие имеет такое же значение для Англии, как XVIII для Франции. Каждое государство, достигая известной зрелости, оказывает влияние на другие национальности, и влияние это тем сильнее, чем последние ближе к первому по своему развитию.

Влияние Англии отразилось непосредственно на Франции и через посредство Франции передалось другим нациям. Но независимо от всего этого история Англии в конце XVII столетия представляет много интересных и поучительных страниц для всякого, кто хочет уяснить себе связь между умственной и нравственной деятельностью человека.

Это было время, когда гений английского народа вырабатывал все свои особенности, в которых, однако, проявлялись общечеловеческие свойства.

В биографии Бэкона мы говорили о положении Англии в XVI столетии, когда основы политической и нравственной жизни только что нарождались. Отсутствие нравственного начала проявилось тогда во всей полноте в самом Бэконе.

Это было еще до борьбы света с тьмою, которая заняла весь XVII век и окончилась победою света… Борьба противоположных элементов нравственной природы человека воплощалась в борьбе двух крайних партий – прожигателей жизни и пуритан; они никогда не переставали враждовать между собою и смотрели на весь строй человеческой жизни с разных точек зрения и сквозь разные очки.

Серьезное для одного класса людей было смешным для другого. Удовольствия одного были мучениями другого. Суровому ригористу даже невинная игра воображения казалась преступлением. Ветреным и веселым натурам торжественность благочестивой братии доставляла обильный материал для насмешек.

Писатели также нападали на длинноволосых, гнусливых и плаксивых святош, которые давали детям своим имена из книги Неемии и считали безнравственным есть изюмную похлебку в праздник Рождества Христова.

Однако суровые, неотесанные «изуверы», послужившие двум поколениям мишенью многих шуток, наконец взялись за оружие и победили прожигателей жизни, в свою очередь улыбаясь только мрачно и злобно. Они жестоко мстили и считали свою месть Божьей карой. Театры были закрыты, актеры наказаны розгами. Печать подчинили строгой цензуре.

Это привело к лицемерию и к ложному благочестию; под личиной добродетели жили желания мести и разгула. Реставрация освободила общество от невыносимого ига; старая борьба началась с новым ожесточением.

Пуританин никогда не раскрывал рта без библейских выражений, в противоположность ему насмешливые джентльмены изобрели выражения: «накажи меня Бог», «побей меня Бог», «разрази меня Бог» и «будь я проклят Богом». Не удивительно, что литература, являясь всегда отражением жизни, также сделалась безнравственною; то же относится и к театру времен Карла II.

Артисты развращали зрителей, а зрители – артистов, требуя от них более и более пикантных острот… Раболепные судьи и шерифы в то бедственное время проливали кровь как воду, поэты же отпускали гнусные шутки по поводу вешания и т. д., даже женщины тогда совершенно лишены были сострадания.

Но в то время, когда все общество было погружено в тину мелких помыслов и мелких страстей, в области науки английский гений делал великий переворот и совершал необыкновенные подвиги человеческого ума. Маколей справедливо говорит, что Бэкон посеял хорошее семя на необработанной почве и в неблагоприятную пору.

Он не ждал скорой жатвы и в духовной своей торжественно завещал свою славу другому веку. Философия Бэкона медленно зрела в немногих светлых умах; она зрела среди мятежей, войны и разврата. В то время, когда обыкновенные люди боролись за господство и стремились поработить друг друга, от них отделилась немногочисленная группа мудрецов, которая, отвернувшись с ужасом от этой борьбы, предалась благороднейшей деятельности – изучению природы, лелея гордую мечту о власти человека над материей, завещанную Бэконом. Эти люди работали, писали, проповедовали, но долгое время никто не обращал на них внимания; пока шла борьба, всем было не до того. Когда же спокойствие восстановилось, все обратились к ним, потому что хотя они и не принимали участия в борьбе, но работали не в кельях, а на людях.

Источник: https://www.libfox.ru/653069-elizaveta-litvinova-dzhon-lokk-ego-zhizn-i-filosofskaya-deyatelnost.html

Ссылка на основную публикацию