Евгений дога — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Евгений Дога: Вся жизнь – это творчество и созидание

Евгений Дмитриевич Дога. Композитор. Народный артист СССР.

 С Вашей точки зрения, нужно ли детям, которые не станут профессиональными артистами, заниматься музыкой, театром?

Я думаю, что каждый человек должен чувствовать себя артистом. В нём уже самой природой заложен этот артистизм.

Он каждый день старается выглядеть лучше вчерашнего, одеваться красивее и привлекательнее других, чтобы быть замеченным, чтобы его оценили окружающие. Да и самому чувствовать себя чем-то особенным.

Он выходит из дома преисполненный собственного достоинства, выпрямившись и ступая твёрдым шагом, а то и кидая по сторонам любопытные взгляды с желанием получить чьё-то одобрение.

А посмотрите на женщин! Сколько времени они каждый день проводят у зеркала и наводят на себя «марафет», не говоря уже о различных масках, ваннах, фитнесах, тренажёрных залах.

Не каждый профессиональный артист, перед спектаклем в гримёрной, уделяет столько времени для создания внешнего образа своего героя, как эти обыкновенные женщины. Артист – это творец. Это не обязательно тот, кто будет сочинять музыку или стихи, писать картины или играть на скрипке. Если создал дом – он проявил себя творцом. Если создал семью – это тоже творчество, да ещё какое! Хотя оно и не входит в категорию творческих профессий.

Удивительно наблюдать за птичками, какие пируэты они выделывают вокруг своих подружек, и это тоже своего рода творчество. У артистов балета тоже творческая профессия, как и у гимнастов или фигуристов в катании на льду.

Выходит, что вся жизнь – это творчество и созидание, возрождение и появление чего-то нового. Я смотрю на цветы, как они распускаются почти на глазах: одни уже расцвели, у других только появляются почки, третьи долго сохраняют свой вид и дурманящий аромат чуть ли не на целый год.

Удивительна эта природа! Она вечная и в то же время новая и необыкновенная. Мы думаем, что только мы такие разумные. Вся природа такая, а мы ведь всего лишь производные этой природы. Этой Вселенской художницы.

Не случайно же в древней Греции, или древнем Риме почитали богинь красоты, любви, искусств.

Другой вопрос – среди этого большого творческого процесса природы и человека есть процесс индивидуальный. Он развивается, как мне кажется, по нескольким путям. Один, самый главный – первозданный, генетический. Родившись, а может быть, и при зачатии, человек получает программу своего развития, творчества.

А дальше мы, взрослые, должны направлять эту генетическую субстанцию в то русло, где она проявилась бы более свободно, где бы она развивалась в полную потенциальную силу.

Часто бывает, что сильный потенциальный заряд в человеке не находит поддержки, или его «накрывают колпаком», и он не получает своего естественного развития. И это, к сожалению, часто бывает. Особенно в самом раннем периоде жизни ребёнка.

Задача взрослых людей, мам и пап, тех, которые близки этому ребёнку, когда они передают его педагогам в школу, изучить своё чадо, подготовить его к начальной форме самостоятельной жизни без своих излишних домашних опекунских привычек.

А школе нужно разобраться, что там заложено в каждом пришедшем к ней ребёнке, индивидуально, а не оптом. Сколько угодно таких детей, которые не вписываются в общий стандарт и часто из-за этого страдают.

Девочка моего приятеля на год раньше закончила школу, благодаря своим способностям, в то время когда её сверстницы с трудом одолевали общий курс школьной программы. Такова вот эта природа. Всё в ней и просто, и сложно, и интересно. Зависит от того, как мы её захотим увидеть, а для этого нужно стараться её узнавать и изучить.

Начиная с нас — детей, взрослых, пожилых, всех, которые и составляют это понятие природа. А тут и генетическая ветвь ребёнка, среда его проживания, семья в которой он живёт, окружение.

И, конечно, нужен зоркий глаз, который бы сумел уследить за пристрастиями и увлечениями каждого ребёнка, чтобы можно было потом легче находить правильные подходы в развитии и воспитании каждого из них. Одни черты в ребёнке необходимо стимулировать, а другие, возможно, нужно деликатно убирать.

Повелительная форма воспитания чаще всего неэффективна, в школе особенно, ибо одарённые дети интуитивно чувствуют необходимость в свободе выбора той или иной формы понимания морали, долга, обязанностей.

Подавление в таких детях их индивидуальных качеств может погубить в них эту индивидуальность, привести к разочарованию и в итоге потерять всякий интерес не только к тому, что дала ему природа, но и ко всякой другой области человеческой деятельности.

Они становятся ординарными, ничем не примечательными, иногда даже очень порядочными гражданами, но не исключительными, как задумала их эта природа, их мамы и папы.

Я припоминаю своего учителя по виолончели Пабло Баччини, Павла Ивановича Бачинина, как мы его называли, от которого я ни разу не слышал повелительного наклонения: если ты не то, то будет сё, и т.д. Он своим образом действий имплантировался в меня, влюблял меня в музыку, в труд особенно.

Я уверен, что в каждом из нас заложена большая доля энергетики. Посмотрите на детей, которые бегают на детской площадке – какая там энергия у всех! Но она разного характера, разного проявления, разной направленности. Потенциал есть у каждого, но нужно дать ему направление.

Одно – это в сторону рационального развития, точных наук, различных формул, новых открытий, другое – в сторону эмоционального развития, т.е. гуманитарного, литература, музыка, живопись. На площадке вроде бы все одинаково бегают, у всех энергия, одинаково резвятся. Но если внимательно присмотреться, не всё так и одинаково.

Одни ищут баранку у игрушечного автомобиля, другие чего-то ищут в песке, ковыряясь в нём лопаткой, а третьим вообще ничего не интересно. Вот тут-то и нужно очень внимательно оценить качества каждого ребёнка, уважительно отнестись к его ещё совсем неосознанным действиям, его интуиции, его тяготению к той или иной форме игры, к той или иной форме его поведения.

И если мы взрослые убедились в присутствии у данного ребёнка каких-то специфических наклонностей, должны ему твёрдо подсказать, что бы тот напирал на музыку или математику, на астрономию или физкультуру. Это может стать его будущим, смыслом всей его жизни. И это будет приносить ему не только успех, но и радость. А труд, который приносит успех, всегда приносит и радость.

Если та или иная деятельность, то или иное занятие не приносит радость, не надо себя мучить. Лучше подыскать для себя чего-то другого, что будет приносить удовлетворение и успех. Надо стараться видеть своих детей больше с улыбками, нежели со слезами.

Чем ребёнок отличается от взрослого – он всё время открывает мир, и так как он для него совсем новый, он им всё время удивляется, восхищается , стремится распознать тайны этих своих открытий.

И кто знает, может быть какая-то маленькая деталь, мало значительная для взрослых, и зародит в ребёнке желание, страсть углубиться в неё настолько, что он захочет заглянуть в глубины мироздания, попытаться расшифровать потом свои ранние мотивы к этим устремлениям и найти скрытую ещё до него новую формулу естества. Ребёнок — это весна в его начинающейся жизни.

От того, как мы весной посадим зёрна в землю, как мы будем ухаживать за первыми их ростками, как мы будем возделывать грунт, будет зависеть и урожай.

А мы, родители, делаем всё, чтобы эти маленькие побеги, эти начинающие свой путь в жизни человечики стали полноценными и самодостаточными личностями, обогащающие этот мир своим новым его видением , своим стремлением к раскрытию его богатств на благо своего и грядущих поколений. Хотя человеческая душа так и осталась нераспознанной. А может и не стоит «лезть в неё». Ведь тайна и является основой поиска и открытий. Без неё не было бы любви, поэзии, музыки.

Вторая ступень – школа.

Я уже 16 лет председатель жюри движения Одарённые дети России, которым с любовью руководит Неонила Апатенко. Дети во всех регионах России занимаются у себя рисованием, музыкой, журналистикой, юристпруденцией. После тщательного отбора они приезжают в Москву, где проходит финальный отбор.

Какое оживление в холле школы имени Балакирева, где за столиками работают художники, потом их работы выставляются на специальные стенды, а в большом концертном зале играют и поют юные артисты. В другом конце здания оживлённо общаются юные журналисты, а то и будущие президенты! Это те, что наступают на пятки времени, наше продолжение.

Вершина этого движения — Колонный зал Дома Союзов, где в мае проходит награждение дипломами лауреатов по всем номинациям, а также им вручают ценные подарки. В зале и на сцене море радости, счастливых объятий и добрых напутствий. Несомненно, это остаётся на всю жизнь в памяти этих детей, да и их родителей тоже.

В Колонном зале в Москве прозвучало имя их ребёнка! Представляете?! А сколько радости доставит этот новый лауреат потом, когда придёт с этим красочным дипломом домой и будет подыскивать ему место на какой-нибудь стенке. Но грустная нота меня всё-таки гложет от того, что на этом всё и кончается.

Дальше, мне кажется, государство должно перенять эту эстафету развития и одарённых детей взять под свою опеку, создать им максимальные условия для их дальнейшего обучения. Особенно в сфере искусства, в которое во все времена вкладывали деньги, ибо оно не прибыльно, потому что относится оно к духовности, которую не замеришь аршином и не взвесишь килограммами.

Столько интересных детей, сколько интересных изобретений. Вспомните мосты, которые не знали, как перенести через реку, и школьник предложил решение – повернуть мосты вдоль реки, а не поперёк. Страна для нас это её люди. По ним судят и о стране.

С Вашей точки зрения, что даёт музыка детям?

Музыка даёт ребёнку возможность пофантазировать, строить на основе её звуков, её образов, её эмоционального заряда свой собственный мир ощущений, пробуждать в себе какие-то очаги, которые могли бы без воздействия музыки остаться нераспознанными.

Я говорил о потенциале вообще, который есть в какой-то мере у всех, но есть ещё что-то такое, что закладывается в ребёнке ещё при его рождении. Это, как я понимаю, называется интуицией. Искусство как раз и строится в основном на интуиции. А вот потом при помощи музыки человек пытается управлять этой энергетикой, этим чувством, которое называется интуицией.

Любая музыка, даже написанная тысячу лет тому назад, даёт возможность раскрытия в себе заложенного природой энергетического потенциала, порождает способность к размышлению и фантазии. Это и есть та духовная художественная пища, которая окрыляет, даёт свободу, делает человека почти невесомым, что ему хочется даже взлететь куда-то в другие миры.

Не случайно же ангелов рисуют с крылышками, особенно таких, которые держат в руках лиры. Художники воплощают в своих героях самих себя, вдохновенных, окрыленных , кисти с красками которых тоже уподобляются крылышкам и уносят своего творца в мир фантазий и совершенства.

Вызывает лишь сожаление, когда встречаются посредственные педагоги и пропускают в своих воспитанниках этот важнейший процесс раскрытия и становления личности. Им это просто недоступно и непонятно. Потому что он в них просто отсутствует.

Читайте также:  Грейс келли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Чаще всего это от того, что эти учителя сами в своё время недополучили нужных знаний, нужного воспитания, эстетического в особенности. Концертные залы, художественные музеи, классическая литература для них остались в стороне. А то и просто в другом направлении, ближе к «попсе» или к развлекательным центрам.

Расскажите о Вашей музыке для детей.

Для детей я написал довольно много музыки. Жаль лишь, что она мало известна, потому что не очень-то стремятся её разыскать и издавать, а с другой стороны, я и сам мало занимаюсь ею, её судьбой. Говорят, что для детей надо писать как для взрослых. Думаю, что всегда надо писать достойно и честно, будь-то для детей, или для взрослых.

Музыка, которая пишется композитором, должна нравиться потенциальному слушателю или исполнителю, должна вызывать в нём волнение, оживлять его эмоции, а может быть даже восторг, который потом передаётся окружающим, особенно слушателям в концертных залах. Это не борьба, как говорил К.Маркс. Это величайшее счастье и величайшее благо — творить красоту и украшать мир.

Особенно мир души. В момент написания музыки для детей надо самому становиться ребёнком. Да и становясь взрослым, человек не должен отказываться от «детскости», быть шаловливым, игривым, скидывать с себя маску важности и особой значимости. Я больше доверяю людям такого рода «несерьёзных» нежели тем, что напускают на себя какие-то дымы исключительности.

Это, скорее всего лишь маска, под которой скрывается посредственность, в лучшем случае.

Помню, что ещё будучи студентом консерватории, первый раз я написал «Новогоднюю песню» (De anul nou) на стихи нашего цымбалиста из оркестра радио Иона Гроссу. Была исполнена эта песня детским хором школы – интернат с оркестром радио и передана по радио.

О, какой праздник был для меня и ребят нашей комнаты в общежитии, когда первого января 1957 года рано утром прозвучала эта песня! Анонимно, правда, без объявления автора слов и музыки. Ну, прямо как сейчас у нас, повсеместно.

Позже мне очень понравилась поэзия прекрасного молдавского поэта Григория Виеру и я написал значительное число песен на его детские стихи, которые поются и сегодня. Особенно в детских садах.

Для детей издательством «Союз художников» в С-Петербурге изданы: «Зимняя тетрадь» и «Белая тетрадь на чёрном рояле» для фортепиано, «Скрипунеллы», скрипичные дуэты под аккомпанемент фортепиано для начинающих скрипачей, а также для юношества сборник из двух пьес «Баллада» и «Парафраз» и отдельно «Элегию» для скрипки и фортепиано.

Изданы также песенки «Кукушечка» (Сucu), «Мама»(Mama), «Мария Мирабелла»(Maria Mirabela), „Mingea” (Мячик ) „Puişorul” (Птенчик)„Ploiţa” (Дождик), „Cântec de leagăn”(Колыбельная) и другие на русском и румынском языках а также « Myteardrobsfall” на английском.

Недавно написаны мной три песни на стихи румынской поэтэссы Вероники Микле: Povestea crinului( Рассказ рябины), Povestea rozei(Рассказ розы), Povestea Lăcrămioarei( Рассказ подснежника). Довольно часто обращаются в разных местах (Чехии, Сербии, Украине, России) к музыке из киномюзикла «Мария Мирабелла» для сценической постановки.

Потом ещё много музыки было написано для молдавских мультфильмов и Одесской киностудии на сказочные сюжеты.

Писать для детей это огромное удовольствие для меня. Я как бы возвращаюсь в детство и живу в это время наряду с героями данного фильма. А возвращаясь в детство, пропуская его мир через мой зрелый разум и опыт, хочу жить красивее и как можно дольше.

Когда я писал музыку к «Марии, Мирабелле» от меня отошли всякие условности, что возрастные, что профессиональные или всякие другие, что могли сдерживать меня, сдерживать свободу изложения, поток фантазии. Собственно, как у детей, ибо они ещё не обременены условностями.

О, если бы могли мы подольше сохранять в себе «детскость», то кристально чистое отношение ко всему, что формирует наш окружающий мир, нас самих, ту непосредственность ко всему, к чему мы прикасаемся.

Мы бы продолжали, как в детские годы, радоваться каждому дню, каждому лучику солнца, каждой встрече с обитателями этого прекрасного мира, как мы называем их «братьями меньшими», с миром, который бы с каждым разом познавали и радовались ему, и не оставалось бы места невеждам и его разрушителям.

Вспоминается байка о том, как Бог и Пётр искали привратника для ворот Рая. После долгих безуспешных странствий, их ушам послышалось чьё-то пение. Пётр чуть было испугался. Тогда Бог сказал ему, что бы тот не боялся, ибо человек который поёт, это добрый человек.

Надеюсь, что наши современные дети будут петь красивые песни, несущие в себе тот эмоциональный элексир, тот энергетический заряд, который утверждает добро, любовь и красоту мира, и нашей жизни в нём. И, само собой разумеется, что песни эти, музыка вокруг наших ребят будет не созерцательной, со стороны, не только развлекательной и вечно праздной, а созидательной, креативной, той, что выходила бы на бескрайние просторы и обогащала окружающий мир. Да и самих его маленьких и юных обитателей. Всех нас.

Беседу вела Елена Крылова

Источник: http://art-inschool.ru/evgeniy-doga-vsya-zhizn-eto-tvorchestvo-i-sozidanie

Евгений Дога. Биография композитора

Дата рождения: 1 марта 1937 года

Место рождения: Мокра, Молдова

Евгений Дмитриевич Дога – молдавский композитор.

Евгений Дога был рожден в небольшом селе Мокра в Молдавии. Его отец погиб на войне, так что маленького Женю воспитывала мама. Уже в детстве Дога интересовался музыкой – наблюдал за работой оркестра в селе и пытался писать музыку.

В 1951 году поступает в музыкальное училище в Кишиневе, а закончив его, учится в консерватории. Его инструмент – виолончель.

В 1957-1962 работает в оркестре Молдавского радио и телевидения. Карьере музыканта помешал паралич левой руки, тогда Дога снова идет в консерваторию и изучает композицию.

1 января 1957 году Молдавия узнает его песни – он пишет детские песни и о любви для своей бывшей однокурсницы. Песни пользуются популярностью, и в 1963 году Дога пишет музыку для струнного квартета.

Закончив консерваторию, пишет учебник для студентов по теории музыки, а сам не пишет ничего.

В 1962-1967 работал преподавателем композиции в родном училище, а параллельно в другом музыкальном училище преподает теорию музыки. Также в эти годы работает музыкальным редактором в издательстве Книга Молдовы в Кишиневе.

С 1967 года начал писать музыку к фильмам. В основном все фильмы, снятые в 60-70 годы наМолдова-фильм имеют написанную Догой музыку.

В 1970 сотрудничает с режиссером Лотяну и пишет музыку для фильма Лаутары, Анна Павлова и другим, но самым известным и титулованным фильмом становится Табор уходит в небо.

Писал музыку для фильмов, выпускавшихся на студиях Молдова-фильм, Мосфильм, Азербайджанфильм, Укртелефильм и многих других советских студиях кино.

Еще один известный фильм, к которому Дога написал фильм – Мой ласковый и нежный зверь по Чехову и его вальс, который Дога написал за одну ночь – это получилась чистой воды импровизация. Этот вальс неоднократно использовали в своих целях различные организации: он звучал на открытии Олимпиады-80, Олимпиады-2014. А Рейган назвал это произведение вальсом века.

С 1972 году Дога выступает с концертами по всем городам мира.

С 2001 года возглавляет жюри Всероссийского движения Одаренные дети России. Он почетный член жюри многих музыкальных фестивалей.

На сегодняшний день живет в Москве и продолжает писать музыку.

В 2012 отметил свой юбилей и провел концерты в Москве и Кишиневе, в 2013 в Казахстане, в 2014 в Томске и Ставрополе.

Достижения Евгения Дога:

• Специальный сертификат Всемирной организации интеллектуальной собственности

• Награжден орденом Республики, Орденом Звезды Румынии, орденом Дружбы

• Кавалер ордена Данакер

• Командор ордена за верную службу

• Народный артист СССР

• Обладатель Государственной премии СССР

Даты из биографии Евгения Дога:

1 марта 1937 год – родился в Молдове

1951 год – поступил в музыкальное училище и консерваторию

1957-1962 – работает в оркестре

1963 год – дебют в музыке

1962-1967 – преподает

1967 – музыка к фильмам

2012 – отметил юбилей

Интересные факты Евгения Дога:

• Женат, имеет дочь Виорику и внука Доминика

• Образовал фонд помощи молодым музыкантам и свой музыкальный салон

• Написал музыку к более чем 200 фильмам

• Его именем названа музыкальная школа в Кишиневе

• Является членом союза композиторов и кинематографистов, членом академии наук в Молдове

Источник: https://cont.ws/post/743336

Биография — dogasfera

«Визитной карточкой» композитора стал его знаменитый вальс, написанный к кинофильму «Мой ласковый и нежный зверь» (1978).

Сегодня эта мелодия ежедневно звучит не только во дворцах бракосочетания, но и в подземных переходах, на станциях метро, ее часто используют хореографы для постановки балетных и танцевальных номеров, а также спортсмены, например, в фигурном катании.

Кстати, по частоте звучания в эфире и на концертных площадках этот вальс можно смело представлять в Книгу рекордов Гиннесса. Композитор Евгений Дога сочинил музыку более чем к 200 фильмам. Полный список фильмов представлен в разделе фильмография

МУЗЫКА К СПЕКТАКЛЯМ И РАДИОПОСТАНОВКАМ

Уже давно стала классикой музыка к фильму Иона Попеску-Гопо «Мария, Мирабелла». Но наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, радиопостановкам и детской аудитории.

10 лет длилось сотрудничество композитора с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом «Этот фантастический мир» по страницам произведение писателей-фантастов Р. Брэдбери, А.Толстого, Н. Хикмета и других.

 Е. Дога написал музыку к спектаклю «Земля» по пьесе И. Подоляну, «И под этим небом» по пьесе А. Бусуйок (театр «Национал») (1970); «Птицы нашей молодости» по пьесе И.

Друцэ (Московский Малый театр) (1972); «Святая святых» по пьесе И. Друцэ (Центральный театр Советской армии) (1976); «Обретение» по пьесе И.

Друцэ (Центральный театр Советской армии) (1983); к спектаклю «Зыковы» по пьесе М. Горького (1996)(филиал МХАТа) и другим пьесам.

 МУЗЫКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Серьезные темы, затронутые композитором в кино, отнюдь не мешают ему работать с детской аудиторией. Е. Дога написал множество детских песен и кантат. Это, в частности, кантата «Белая радуга» на стихи Э.

Лотяну (1984), «Гимн солнцу» — вокально-хореографическая сюита на стихи Г. Виеру (1984), кантата «Пусть будет мир» на стихи И. Подоляну (1987), песни «Дождик» на стихи Г. Виеру и «Дед Мороз» на стихи А.

Пэунеску (1993).

МУЗЫКА К ОЛИМПИЙСКИМ ИГРАМ

Значительным событием в жизни композитора стало написание музыки открытия и закрытия «Олимпиады-80» в Москве, а также первого балета «Lucifarul» в 1982 году, за который маэстро получил Государственную премию СССР. Жизнь не раз ставит перед ним самые разные задачи.

Читайте также:  Рада рай - биография знаменитости, личная жизнь, дети

 Национальная манера, стиль музыки, которую он создает весьма разнообразны: молдавская, цыганская, польская, русская, югославская, латино-американская, афганская, украинская и китайская. С китайским фольклором Е. Дога подробно познакомился, когда работал над фильмом «На муромской дорожке»(1993)режиссер Ф. Петрухин, создав для картины целый цикл музыки в китайском стиле.

А, работая с польскими режиссерами Б. Порембой и Мосляновичем, Евгений Дога постигал особенности польской музыки. В последнее время маэстро стал писать много музыки в стиле русских романсов прошлых времен.

При этом композитор не раз пользовался музыкальными архивами Лефортово, где хранятся уникальнейшие образцы произведений самых различных направлений, к которым десятилетиями не прикасалась рука человека.

Именно это облегчило работу композитора над фильмом о знаменитой русской певице Анастасии Вяльцевой и о народном поэте Алексее Кольцове.

Популярный песенник и кинокомпозитор Евгений Дога совершенно не вписывается в когорту «серьезных» мэтров, но написанные им симфония (1969), балеты «Luciafarul» и «Venancia» (1963,1973), четыре струнных квартета (1983, 1993), кантаты «Белая радуга» (на стихи Э. Лотяну), «Весна человечества» (на стихи А. Стрымбяну), «Человеческий голос» (на стихи Р.

Рождественского), «Сердце века» (на стихи И.Подоляну), два реквиема (1969 – без слов, 1994 на стихи А.Пушкина), две симфонические увертюры, реквием, 10 хоров а capella на стихи Е. Букова, два хора а capella на стихи М.Эминеску, а также множество пьес для скрипки, виолончели, флейты, аккордеона, фортепиано составляют солидный баланс «несерьезным» жанрам.

ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В 1994 году Е.Дога создал музыкальный памятник собаке. Пьеса «Джой», написанная для виолончели и фортепиано посвящена памяти его собаки — Джою, который трагически погиб от рук грабителей. Помимо прекрасной музыки Е.Дога создает литературные эссе, пишет прозаические зарисовки о природе, музыке, животных.

ЕВГЕНИЙ ДОГА – СОЧИНИТЕЛЬ СМЕШНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ

Не лишенный чувства юмора, маэстро является сочинителем веселых абракадабр, которые с легкостью придумывает сам. Эти смешные фразы уже не раз печатались на страницах московских и республиканских изданий, вызывая всеобщий восторг читателей.

С 1971 года и по сей день композитор Евгений Дога занимается свободным творчеством. В настоящий момент маэстро работает над концертной оперой «Диалоги любви» о М. Эминеску и В. Микле, которая будет поставлена на татарском языке и право на постановку этой оперы принадлежит Татарстану. Кроме того, Е.Дога частый гость и член жюри на различных музыкальных форумах и фестивалях.

 СЕМЬЯ

Судьба благоволит к композитору Евгению Доге и одной из примет этого — его прекрасная семья. Жена композитора — Наталья Павловна Дога является не только его «ангелом-хранителем», но и исследователем и бережным собирателем архива творчества маэстро.

А Дочь Виорика в своем имени несет два смысла — это в переводе с румынского и скрипочка и фиалочка. Но по музыкальной части она не пошла, зато с лихвой оправдала свое имя, став режиссером-документалистом в области экологии. И это не удивительно, ведь фиалка любит экологически чистую среду.

Каждый день музыкой маэстро Доги открывается один из телевизионных каналов на молдавском телевидении. В 2001 году его музыка впервые прозвучала для маленького человечка — внука композитора — Доминика-Димитриу Доги, который также родился весной.

В конце века в 2000 году Чешское телевидение решило снять 13 документальных фильмов под общим названием «Поэты эпохи» о выдающихся деятелях культуры 20-го столетия. В этом списке Е.Дога стал девятым.

Весной 2000 года чешский режиссер Юрий Вондрак снял о Евгении Доге фильм-репортаж, который длится всего 29 минут и фиксирует всего один день из жизни композитора. Получился блиц-портрет на рубеже веков.

Этот фильм, премьера которого состоялась зимой 2000 года в Брно и в Праге (Чехия) стала по сути первой документальной картиной о жизни и творчестве композитора Е.Доги.

Источник: https://sites.google.com/site/dogacfera/glavnaa-stranica-1/o-kompozitore/biografia

Дога Евгений Дмитриевич — Советский Композитор

Евгений Дога родился 1 марта 1937 года в селе Мокра Рыбницкого района. Мальчик рос без отца, так как тот не вернулся с фронта.

Вместе со сверстниками пропадал на улице, весной собирал нежные, кисловатые на вкус листья щавеля, из которого мама варила вкусный весенний борщ.

В послевоенные годы вместе с ягодами и изредка попадающимися шампиньонами это был один из доступных продуктов питания, спасающих семью от голода.

     Ярким воспоминанием детства стали выступления в их сельском клубе оркестра народной музыки и оркестра из Кишинева. Оркестр симфонической музыки был настолько большим, что не поместился на сцене.

Перед музыкантами стоял мужчина и угрожал им палочкой. Было удивительно, что оркестр играл, но никто не танцевал.

Дети подходили, украдкой дотрагивались до инструментов, которые казались им фантастической диковинкой из далекого и непонятного им мира.

     Вскоре этот мир войдет и в жизнь Жени, который в 1951 году после семилетки, без предварительной подготовки, поступит в музыкальное училище в Кишиневе учится игре на виолончели.

В 1955 году он закончит училище и поступит в консерваторию. С 1955 по 1960 учится и параллельно работает на Молдавском радио. Паралич руки ставит крест на карьере виолончелиста.

Дога снова поступает на 1-й курс консерватории и учится композиции еще 5 лет.

     Начинающий композитор втайне что-то сочиняет и записывает в тетрадь. Первое его произведение «Новогодняя песня» прозвучало по радио 1 января 1957 года на концерте оркестра под управлением Шико Аранова в исполнении детского хора. Вторая песня «Белый цветок сада» стала дебютом однокурсницы и будущей оперной примадонны Марии Биешу на молдавском ТВ.

     В консерватории он продолжает сочинять, изучает теорию музыки, проходит курс дирижирования.

С вокалом у Евгения не складывается, на первом же занятии его вокальные способности охарактеризовали, как природное безголосие.

Во время учебы он много работает, занимается оркестровкой произведений Хачатуряна, Шостаковича, Грига, Шуберта, молдавских композиторов, в том числе полупрофессиональных.

     В 1963-м пишет первый струнный квартет. На протяжении двух лет после консерватории дипломированный композитор ничего не сочиняет. В этот период он увлекается теорией музыки. Результатом увлечения становится учебник, по которому учились его студенты. В 1962-1967 годах он преподает композицию в родном училище и теорию музыки еще в одном учебном заведении.

     К композиции он вернулся под влиянием своих старших коллег, таких как Эмиль Лотяну, Ион Унгуряну и Георге Водэ. Композитор обращается к истокам народного мелоса и мелодии, испробовав до этого додекафонию и другие направления. Его притягивает серьезная, но доступная для широкого круга слушателей музыка.

     В его творческой карьере музыка самых разных жанров и стилей.

Евгений Дога – автор опер и балетов, симфонических поэм для хора и оркестра, музыкальных комедий, кантат для детских коллективов, увертюр, произведений для скрипки и фортепиано, струнных квартетов, сюит, вальсов, романсов и песенных композиций. Он пишет музыку для эстрады, театральных спектаклей, кино, сочиняет пьесы для разных музыкальных инструментов.

     С 1972 года гастролирует по стране и зарубежным странам. Его выступления встречают бурными аплодисментами на родине и за рубежом.

Произведения Евгения Доги исполняются многими выдающимися музыкантами, такими как Юрий Медяник и другие. Его музыка в репертуаре знаменитых коллективов под руководством известных дирижеров.

Его концерты проходят в лучших залах Москвы, Ленинграда, Кишинева, Бухареста и др.

     В копилке творчества Доги огромную нишу составляет музыка к фильмам, которую он начинает писать с 1967 года. В его творческой карьере насчитывается более двух сотен кинофильмов. Значительным событием стала работа над фильмом режиссера Э. Лотяну «Лаутары». Картина о молдавских музыкантах, музыка которых была знакома Евгению с детства, получила призы на разных фестивалях.

     Кинопроизведение «Мой белый город» стало завершающей ступенькой для выхода на большую сцену Софии Ротару. С ней она получила главный приз на болгарском конкурсе «Золотой Орфей» и выступила в финале «Песни года». Музыкальная композиция, написанная для фильма «Кишинев, Кишинев», стала официальным гимном молдавской столицы.

     Следующая выдающаяся работа – «Табор уходит в небо». Картина, рассказывающая о цыганской любви, также была награждена призами международных кинофестивалей.

     Знаменательным событием в карьере становится фильм все того же Лотяну «Анна Павлова». Потрясающая музыка к фильму о такой же потрясающей и удивительной судьбе легендарной русской балерины тронула души простых людей и получила высокую оценку профессионалов.

     Одной его замечательных работ в кино стала музыка к кинофильму «Мерседес уходит от погони». Огромное количество кинофильмов стало результатом его сотрудничества со многими киностудиями бывшего СССР, телевизионными и творческими студиями и объединениями, с Центральным ТВ Гостелерадио СССР, а также известными советскими кинорежиссерами.

     Благодаря вальсу, написанному Догой, фильм «Мой ласковый и нежный зверь» и ее создатели получили всемирную известность. Что удивительно, знаменитый вальс был импровизацией и создан композитором за одну ночь во время съемок, проходивших в усадьбе Валуево в Подмосковье.

     Вальс получил огромную популярность: звучал во время массового выступления гимнастов на Олимпиаде-80, на открытии Олимпиады-2014, используется хореографами и спортсменами в постановке балетных и танцевальных шоу, его исполняют профессиональные и уличные музыканты, под него танцуют молодожены в день своего бракосочетания. «Вальсом года» назвал его Рональд Рейган.

     Биография Доги наполнена событиями, связанными не только с музыкальной деятельностью, но и в общественной.

Он является членом Союза композиторов и кинематографистов Молдавской ССР и СССР, членом коллегии Министерства культуры Молдавии и Комитета по Ленинским и Государственным премиям.

Дважды был депутатом Верховного Совета Молдавской ССР и народным депутатом СССР, является членом Академии наук Молдовы.

Источник: https://ruspekh.ru/people/item/doga-evgenij-dmitrievich

Евгений Дога: Мы с супругой не вторгаемся в жизнь друг друга

Известный композитор из-за работы вынужден подолгу находиться вдали от второй половинки

Евгению ДОГЕ, автору знаменитого вальса к фильму «Мой ласковый и нежный зверь» (ЮНЕСКО причислил его к музыкальным шедеврам), 1 марта исполнилось 78.

Композитор, лауреат Госпремии СССР, народный артист и академик уже много лет живет в московском районе «Крылатское» в скромной типовой «однушке». А его жена — в просторном доме в самом центре Кишинева.

Почему — Евгений Дмитриевич рассказал в откровенном интервью.

— Вы сказали по телефону, что в свой день рождения улетаете в Сибирь к медведям. Пошутили?— Конечно, шутка. Я считаю день рождения таким же обычным днем, как все остальные. А после того как 1 марта умерла моя мама, я морального права не имею праздновать. Мне спокойно, если меня никто не дергает, хотя и волнуюсь, когда надолго остаюсь без внимания.

— У вас есть поклонницы, проверенные годами?

— Да. Это совершенно бескорыстные женщины, и они мне помогают во всем, даже в бытовых проблемах, по хозяйству.

В душе Евгений Дмитриевич вовсе не академик, а общительный и смешливый человек

— Бывали такие, которые влюблялись в вас по-настоящему?— Они меня мало интересовали. Это еще с юности повелось. Как только запахло где-то «амурами», я тут же ретировался. Жаль было отрываться от занятий музыкой. Так же и с дружбой. На все это нужно время.

Читайте также:  Александр коган - биография знаменитости, личная жизнь, дети

— Однако женились вы в 25 лет. По любви?

— Когда это я мог влюбиться, по-вашему, если все в три дня произошло? Нет, это другая история. Тут непонятно, что такое. У меня был расписан каждый час. То, что появилась Наташа, — судьба. Я увидел человека, которого мне не хватало и образ которого где-то в глубине души таился.

С дочкой Виорикой (1967 г.)

Агрессивные попытки любви

В июле 1962 года москвичка Наталья гостила в молдавской столице. Евгений Дога учился в Кишиневской консерватории, общежитие которой находилось во дворе именно того дома, где жила Наташина тетя. Хорошенькая студентка с длинной темно-русой косой и на высоких шпильках сразу привлекла внимание Жени.

Он предложил красавице прокатиться на купленном в рассрочку мотороллере, а уже через несколько дней они сыграли свадьбу.
— Откуда вы знали, что Наташа — тот человек, который вам нужен?
— На тот момент я не мог загадывать на перспективу. Хотя и о перспективе мы говорили: Наталья должна была выучить румынский и полностью вписаться в новые для нее условия.

И она это сделала. Потому что получила хорошее семейное воспитание.

Женя и Наташа сыграли свадьбу в Кишиневе (1962 г.)

— Ваша супруга рассказывала мне, что курсов румынского тогда не было и она учила язык по сказкам. А еще освоила местную кухню, образ жизни.

— Она сделала то, что полагается, когда хочешь, чтобы новая действительность не казалась чужой. Конечно, ей трудно было. Я сам с румынским языком соприкоснулся только в 20 лет.

Учиться начинал в украинской школе, а после семилетки получал знания на русском.

— У вас не было в юности несчастной любви, никаких расставаний, никакой битой посуды в прошлом?
— О, посуду я и сейчас часто бью. По неосторожности.

Я просто не вторгался в этот мир любви, не провоцировал его, поэтому ничего и не произошло. Знаю, сколько было провокаций, и они продолжаются до сих пор.

Были и очень агрессивные попытки, но какое я имею к этому отношение? В наш дом они не проникали. 

— Когда Наташа приедет к вам в Москву?— Ей трудно отрываться от дома. Там хозяйство, собака, кот, который недавно лишился лапы в очередной переделке за сферу влияния.

Композитор обожает зимние забавы

Развод — это стыд и позор

Дом, в котором живет семья композитора в Кишиневе, построен больше ста лет назад — в начале ХХ века. Парадный выход ведет на центральную улицу, а второй – во двор, где Наталья развела цветник и плодовый сад. Первыми там распускаются подснежники и фиалки.

Есть у Наташи шесть соток, где цветёт миндаль со своими сказочного цвета  лиловыми  цветочками и айва, которая дает великолепные плоды и разносит вокруг себя  дурманящий аромат. В доме многое сделано руками Евгения Доги.
— Считается, что настоящая жена художника должна раствориться в муже.

А как у вас с супругой?
— Мы абсолютно свободны и не вторгаемся в жизнь друг друга. Не думаю, что она знает все, что я пишу. И я не особенно этим делюсь. И вообще, как это можно — пересказывать любовь? А творчество — это любовь. Я не диктатор, а патриархальный семьянин.

Еще в юности мучил вопрос: как я буду обеспечивать близких? Ведь нужно всех одеть, накормить, нужно иметь дом. У нас, сельских ребят, другие нравы. У нас очень святы семейные узы. Сейчас такая жизнь — масса искушений. И сразу расторгают брак под воздействием этих поверхностных благ.

А я живу в одном браке всю жизнь и не уверен, что второй или третий был бы лучше. Для меня развод — стыд и позор.

Мэтр с семьёй: внуком Домиником, супругой Натальей Павловной и дочерью Виорикой

И неурядицы в семье тоже не делают чести. Я постарался, чтобы моя семья жила комфортно, не нуждалась ни в чем. Это не так легко дается, надо все время зарабатывать. Более того, я для себя ничего не оставляю. Вы, Наталья, знаете меня пятнадцать лет и видите, что в моей московской квартире с тех пор ничего не изменилось.

Конечно, мечта моя — жить всем вместе под одной крышей. Но увы…
— В результате у вас сложился гостевой брак: жена — в Кишиневе, вы — в Москве.— Откуда вы взяли это слово — «гостевой»? Все население планеты так живет.

А что, сидеть рядом, трепать друг другу нервы — это называется семья? Или сидеть лобызаться — это любовь? Понятие, отношение к ней, к великому сожалению, у большинства очень примитивное. А моряки — у них гостевой брак? Корабль ходит по морям, но у него есть порт приписки, куда он возвращается. Кишиневский дом — мой порт приписки.

И этот мой дом в Москве — тоже порт приписки, только духовной. Я живу, как хочу. Свободно. Наивное утверждение.

— Внук Доминик кем собирается стать?

— Пока трудно сказать. Ему в марте исполнится 14. Он очень вырос, уже выше меня ростом. Развивается в хорошую сторону: ему нравится астрономия. А там посмотрим.

— А ваша дочь Виорика, мама его, в Кишиневе работала на телевидении. Сейчас она с сыном живет в Бухаресте. Чем занимается?

— Целиком сыном. Ему надо получить хорошее образование, и мы так договорились, что я буду какое-то время поддерживать их материально, а Виорика будет присматривать за Домиником. У него переходный возраст, и нужно оградить мальчика от ненужных влияний.

На пикнике с Сергеем ШАКУРОВЫМ (Крым, 2002 г.)

Ион из устья Дуная   

— Евгений Дмитриевич, вы не только композитор, но и общественный деятель, педагог, председатель жюри различных фестивалей и конкурсов. Дел, наверное, очень много у вас?
— Я возглавляю жюри смотра-конкурса ветеранов труда и членов их семей седьмой год, музыкальную часть конкурса «Одаренные дети России» — уже 15 лет.

В этом году Олег Привалов затеял очень хороший детский фестиваль «Русская сказка», где я тоже председатель жюри. Недавно прошел мой концерт в Перми, а до этого я выступал в Томске и Красноярском крае. Я много езжу по России, публика везде разная, а принимают одинаково хорошо, и это приятно. И манит, конечно.

Меня спрашивают иногда: «А у вас есть романсы?» У меня есть и романсы, и песни на стихи поэтов Серебряного века, и много детских произведений. Кто их видел? Издают крошечным тиражом. Если музыка не звучит, значит, ее нет. Духовность нужно все время подпитывать, а она у нас сейчас на голодном пайке.

Я написал три балета, оперу, но судьба моих крупных сочинений такова, что они звучат только в моих авторских концертах.
— Надо себя продавать.
— Но я плохой торгаш. Для меня это унизительно. ИП? Это что такое? Как можно творца назвать индивидуальным предпринимателем? Это не базар, это духовный мир.

Но так пишут в деловых документах,  и приходится расписываться под этим! И оперу, и балет я наметил летом исполнять под открытым небом в Кишиневе перед центральным храмом. В прошлом году у меня проходили такие концерты в Яссах и в центре Бухареста в парке. Это действительно живое общение с публикой. Но это лишь мечты.

Видите, что стало сегодня с миром?!
— Как к вам приходит музыка? Вот, например, как пришел всеми любимый вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»?
— Зазвал я его! Жизнь сама по себе — большая программа, и если у человека ее нет, он будет вечно недоволен и чувствовать себя несостоявшимся.

Я уже четко знаю, что буду делать завтра, послезавтра… да когда угодно. Вопрос «быть или не быть?» у меня не стоит. Я должен увидеть свою оперу на сцене, должен увидеть внука взрослым и состоявшимся. И поэтому музыку я тоже программирую в своей голове. Ведь мозги, получив «заявку», начинают работать. Так и произошло с мелодией, о которой вы спросили.

Она появилась внезапно. На завтра уже была запланирована запись, первый день съемки, и тут сработала «заявка» — я получил этот вальс. Вулкан накапливает энергию сотни лет. Человек — то же самое. Только в меньших размерах.

Евгений ДОГА много гастролирует

— Что у вас нового еще?
— Исполнил свою давнюю мечту, открыл музыкальный салон дома в Кишиневе. У меня дома только кухня и спальня, а все остальное — музыка. Приглашаю я людей из духовного мира: музыкантов, артистов, писателей, детишек, студентов и просто друзей. И каждый раз приходится сожалеть, что наши молдавские правители не показывают зарубежным гостям такое, чего они наверняка не знают, и провожали бы их на свою родину не с бочоночками с вином, что по себе тоже хорошо, а с сувенирами куда более значимыми, духовными. Пусть идут в мой салон, чтобы посмотреть, как рождается музыка, как живет один из композиторов и уносят с собой диски, книги, фильмы. Одну комнату я сделал гостевой. Это каса маре. В каждом молдавском доме есть такая комната. Собственно, большая часть дома. Я ее представляю себе как комнату памяти мамы. В каса маре должен висеть на стене настоящий молдавский ковер: на черном фоне красные розы с зелеными листьями. Это потрясающее произведение искусства. Их теперь  перестали производить, а когда-то даже в Персии, в ковровой стране, молдавские ковры высоко ценились. И вдруг прошлым летом моя сестра Галина привозит мне такой ковер. Оказывается, мама тайком ткала ей в приданое. И мне нужно еще несколько подушек, как было у мамы. Это будет  уголок моего детства с портретами мамы и отца, старинной домашней атрибутикой типа колеса от бабушкиной прялки или медного самовара.
— Почему вас так тянет в детство?
— Нормальная человеческая тяга. Ещё  недавно целые поколения росли с сознанием, когда было нормой не знать, как звали бабушку или дедушку. А детство мое проглотила война и тяжелые испытания для семьи, овдовевшей матери после войны. Моя родословная уходит вглубь на триста с лишним лет. Некий Ион из устья Дуная со стадом овец шел по берегу Днестра на север в поисках пастбищ. И нашел это место, где источники целебные, и пастбища, и Днестр рядом. Он построил дом и церковь. И весь род потом были мастера, художники, писатели и даже был композитор. Это родословная со стороны мамы. Со стороны отца я почти ничего не знаю, к сожалению. Отца убили на войне. 

Источник: http://boshsoz.com/obshchestvo/33700-doga-s-zhenoj-zhivut-v-razny-x-stranax

Ссылка на основную публикацию