Геннадий рождественский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личная жизнь, Геннадий Рождественский его жена Виктория Постникова и дети

Геннадий Рождественский родился в 1931 году. Сейчас мало кто не знает (или хотя бы не слышал) это громкое имя.

Человек, который настолько любит свою работу, встречается очень редко, ведь такая преданность своему делу поражает.

Подумать только, более 60 лет он посвятил дирижерству! Как строилась его карьера? Была ли хоть капелька времени у Геннадия Рождественского на личную жизнь? Есть ли у Геннадия жена и дети?

Биографические данные

С самого детства мальчик рос творческим и интеллигентным, ведь с такими родителями иначе быть не могло. Мама – солистка радио и отец-дирижер с младенчества прививали маленького Гене любовь к искусству – учили ноты, пели песенки… Затем война, разруха, эвакуация.

«Самое большое впечатление детства», — признается Геннадий – «Это то, что хозяйка их съемной квартиры спрятала от фашистов пианино в земле, просто закопала его. По возвращению в город мы его откопали. И Кстати, оно до сих пор в рабочем состоянии».

В 1945 году по собственному желанию Гена пошел в музыкальную школу, затем поступил в консерваторию. Отец, конечно, времени зря не терял и учил сына дирижерскому искусству.

Именно благодаря ему Рождественский может управлять многочисленным оркестром абсолютно без помощи рук, одними лишь глазами.

Начало карьеры

Толчком к тому, чтобы посвятить себя дирижерству, стал один случай. В музыкальной школе, идя по коридору, он услышал, что учащимся сложно дается произведение. Он зашел в аудиторию, начал дирижировать и понял, что его помощь нужна им.

Это ощущение нужности и значимости захватило Геннадия. Именно в тот момент он понял, что значит слово «призвание» и какое оно в жизни у него.
Еще в консерватории он начал дирижировать, а всего лишь в 20 лет он стал балетным дирижером в Большом театре.

Дебютом стал балет «Спящая красавица».

Во времена правления партии Рождественский стал единственным, которому разрешили работать в Европе. В 1974 году он немного повздорил с руководством, так как на него пришло анонимное письмо с доносом, что он якобы потакает евреям.

Геннадий не стал ждать, когда его уволят, и сам написал заявление. Безработная жизнь его совсем не прельщала, но и тут ему улыбнулась удача.

На прогулке он встретил режиссера Покровского, который и пригласил его на репетицию одной из известных опер, а после и вовсе предложил сотрудничество в Театре камерной оперы.

На протяжении долгих лет он работал и снова в Большом театре, и в симфонических оркестрах, и даже сам создал свой собственный оркестр. На его счету более двух тысяч собственных сочинений, он объездил с концертами весь мир, а о премиях, званиях и наградах даже страшно говорить, ведь их просто невозможно сосчитать!

Рождественский особен тем, что исполняет не чужие композиции, делает это не так, как все, а особенно, по-другому. Его даже прозвали «музыкальным археологом» за то, что он любил исполнять не популярные композиции, а неизвестные шедевры и доносить их к публике. Более 150 композиций он исполнил первым в мире.

Геннадий Рождественский сейчас

В настоящее время дирижер не прекращает своей профессиональной деятельности, он развивается и растет. Он выпускает диски с симфониями разным композиторов, проводит авторские циклы, занимается педагогической деятельностью и иногда пишет книги.

Личная жизнь Геннадия Рождественского хоть и спокойна, но не менее счастлива – у Геннадия есть жена и ребенок. Жена, Виктория Постникова, также музыкант, она успешная пианистка. У нее огромный репертуар, она с легкостью сыграет все, что душа пожелает.

У пианистки это второй брак (первый муж – Владимир Спиваков). Виктория Постникова и Геннадий Рождественский очень любят друг друга и до сих пор, несмотря на возраст, трепетно относятся к своей второй половинке. Известная семья иногда радует зрителей совместными выступлениями со своим сыном скрипачом Александром.

Виктория признается, что выступать под руководством мужа безумно приятно и легко. Главным своим достоинством Геннадий считает то, что он ни разу за всю жизнь не изменял своих убеждений в художественной сфере. Это действительно редкость, когда человек не поддается влияниям извне, а слушает только себя и свое сердце.

Рождественский – гениальный человек. Он дирижировал в 37 странах, более 200 городах. На его счету сотни оркестров, неисчислимое количество концертов и выступлений.

Ни один из дирижеров не может похвастаться даже половиной из них. Геннадий заслуживает счастья.

В своей профессии он состоялся на двести процентов, поэтому остается ему пожелать, чтоб личная жизнь Геннадию Рождественскому приносила уют, взаимопонимание и поддержку.

Источник: https://starpri.ru/gennadij-rozhdestvenskij-lichnaya-zhizn/

Геннадий Рождественский

Дирижер, пианист и композитор Геннадий Рождественский больше 50 лет руководил отечественными и зарубежными коллективами, а также вел активную музыкально-просветительскую и педагогическую деятельность. Маэстро прожил яркую творческую жизнь, несмотря на сложные периоды в биографии.

Детство и юность

Геннадий Николаевич Рождественский появился на свет 4 мая 1931 года. Его отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мама Наталья Рождественская – солистка Всесоюзного радио. Родители с ранних лет приобщали мальчика к искусству, разучивая с ним ноты.

Геннадий Рождественский

Ярчайшими впечатлениями детства стало объявление о начале войны, эвакуация, а после – возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, где жила семья до войны, зарыла инструмент в землю, чтобы он не достался немцам. Как оказалось, пианино отлично сохранилось.

После великой Победы Геннадий учился в музыкальной школе имени Гнесиных, у самой Елены Гнесиной. После поступил в Московскую консерваторию к профессору Льву Оборину. В то же время отец помогал Геннадию совершенствовать навыки в дирижерском мастерстве. Николай Петрович научил сына управлять оркестром одними только глазами.

Геннадий Рождественский в молодости

К дирижированию Рождественского привёл случай в музыкальной школе. Идя по коридору, он услышал, как в классе разучивают секстет Чайковского.

Зайдя туда, юноша увидел, что у учеников возникли трудности. Он начал дирижировать и вдруг осознал, что помогает.

Ощущение этой помощи поглотило будущего маэстро, в тот момент он осознал, что профессия дирижера будет делом жизни.

Музыка

Ещё во времена обучения в консерватории Рождественский возглавлял студенческий оркестр, с которым много выступал на больших сценах.

В возрасте 20 лет Геннадий стажировался в Большом театре, где после жесткого отбора он занял пост балетного дирижера. Дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского, за 5 лет работы в Большом театре оркестр исполнил 40 опер и балетов.

Параллельно Рождественский возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Дирижер Геннадий Рождественский

Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который работал в Европе. В 70-х годах его выпустили с гастролями в Стокгольм, после чего маэстро получил приглашение возглавить Королевский филармонический оркестр Швеции.

Изначально Министерство культуры перечеркнуло мечты дирижера, но вскоре после предложения с официальным визитом в Швецию отправился председатель Совмина СССР. На приеме премьер-министр Швеции попросил отпустить Рождественского. По возвращении в Москву было отдано распоряжение выпустить дирижера. Такого никто не ожидал, больше того – случай стал прецедентом.

Геннадий Рождественский во главе оркестра

В 1974 году главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Николаевич ушел с должности. Причиной стало крайне негативное отношение к музыкантам еврейской национальности.

Когда началась волна эмиграции евреев в Израиль, 3 музыканта из оркестра вернулись на родину.

Тогда председатель Гостелерадио Сергей Лапин вызвал Рождественского в кабинет и склонял к тому, чтобы заменить евреев в коллективе на русских музыкантов.

У Лапина даже имелась цифра – 42 человека, которых нужно было уволить за нарушение дисциплины или погрешности в исполнении. Дирижер достойно держался во время аудиенции, а через 2 дня получил анонимку. Её автор говорил, что оркестр Рождественского – не музыкальная команда, а сионистский центр, где он «потакает жидам» и «пренебрегает русскими музыкантами».

Председатель Гостелерадио Сергей Лапин

Дабы не быть участником этих неприятных событий, Рождественский подал заявление на увольнение, которое через 2 недели было подписано Лапиным. Вскоре новое руководство «очистило» оркестр от лиц неугодной национальности.

Намечающиеся перспективы были не радужные, но случайная встреча с режиссером Борисом Покровским стала для маэстро знаменательной.

Оказалось, что режиссер в то время занимался подготовкой постановки оперы Шостаковича «Нос».

Покровский не отказал дирижеру в присутствии на репетиции, больше того – предложил совместный проект на сцене Театра камерной оперы. Постановка имела успех и резонанс в обществе.

Опера Дмитрий Шостаковича «Нос». Дирижер Геннадий Рождественский

После Рождественский на несколько лет стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре BBC. Также Геннадий возглавлял Венский симфонический оркестр, а позже создал оркестр Минкультуры СССР, руководя им до 1992 года.

За это время зрителям посчастливилось посмотреть уникальные концертные программы, сделаны коллекции записей выдающихся композиторов. Дирижер объехал с выступлениями весь мир, у него был удивительный репертуар из 2000 сочинений. Рождественский стал авторитетным дирижером мира. Под взмахи палочки Геннадия выступали знаменитые коллективы, а наградам, званиям и премиям нет счета.

Дирижер Геннадий Рождественский

Он исполнял только особенную музыку, не боялся осуждения и критики. Рождественский всегда выбирал у композиторов такие произведения, которые не играет никто другой: он доставал сокровища из музыкальных недр.

Именно по этой причине Геннадия Николаевича часто называли музыкальным археологом, ведь он не боялся приобщать зрителей к композиторам XX века: исполнил больше 150 произведений в первый раз. По мнению маэстро, призвание театров – воспитывать публику репертуаром, а не следовать её запросам.

Рождественский выпустил диски с записями симфоний композиторов. За многолетнюю службу маэстро не изменял художественным убеждениям своего сердца – этот критерий считался для Геннадия главным. Статистика творческой жизни дирижера зашкаливает, подобных достижений нет ни у кого. Геннадий – разносторонний человек, поэтому, помимо дирижерской деятельности, он успевал писать книги.

Личная жизнь

Первой женой Геннадия стала Нина Тимофеева, но брак с артисткой балета распался. Тем не менее, любовная история дирижера сложилась спокойно и счастливо с другой женщиной. Рождественский в 1969 году женился на Виктории Постниковой – популярной пианистке. Для женщины это второй брак, первым её мужем был Владимир Спиваков, Виктория ушла от него к Рождественскому.

Геннадий Рождественский и Нина Тимофеева

Дирижер принял и усыновил сына жены, Александра, от первого брака, который впоследствии стал скрипачом. Известное семейство раньше часто радовало зрителей совместными концертами. А сама Виктория не раз говорила о том, что выступление под руководством мужа проходит приятно и легко.

Геннадий Рождественский и Виктория Постникова

Геннадий Рождественский старше супруги на 13 лет, общие дети у них так и не появились.

Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что личная жизнь дирижера сложилась наилучшим образом, фото счастливой пары есть в Интернете.

Семья жила в мире и любви, даже несмотря на пожилой возраст, Виктория и Геннадий с нежностью относились друг к другу. Супруги редко давали интервью относительно взаимоотношений, поэтому подробности их семейной жизни неизвестны.

Смерть

Геннадий Рождественский скончался 16 июня 2018 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. Отпевание и кремация прошли 19 июня, а урну с прахом захоронили на Введенском кладбище, в могиле матери Рождественского.

Библиография

  • 1974 – «Дирижёрская аппликатура»
  • 1975 – «Мысли о музыке»
  • 1989 – «Преамбулы»
  • 2001 – «Треугольники»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/60180-gennadii-rozhdestvenskii.html

Геннадий Рождественский, дирижер и композитор: биография, личная жизнь, творчество :

Многие из нас любят красивую классическую музыку, которую исполняют талантливые музыканты со всех уголков света. Они создают настоящие произведения искусства благодаря виртуозной игре на музыкальных инструментах. Но мало кто задумывается над тем, что без одного человека всё это всё попросту было бы невозможно.

И этим человеком является дирижер. За всю историю человечества было немало поистине великих представителей этой профессии, сделавших неоценимый вклад в развитие музыки. Одним из таких людей является Геннадий Рождественский. Дирижер прославился на весь мир своими выступлениями, прошедшими во второй половине XX века.

Об этой выдающейся личности и пойдет речь в данной статье.

Детские годы

Рождественский Геннадий Николаевич появился на свет 4 мая 1931 года в Москве. Его будущая судьба, по сути, была предопределена уже тогда.

Всё дело в том, что его родителями были достаточно успешные музыканты: отец работал дирижером в местной консерватории, в то время как мать была известной певицей, прославившийся благодаря своим выступлениям на радио.

По понятным причинам родители ещё с ранних лет старались привить сыну любовь к искусству. И им это прекрасно удалось.

Но прежде чем начать свое полноценное обучение, Геннадий был вынужден пережить ужасы Второй мировой войны. После её окончания он нашёл сохранившееся после бомбежек пианино и начал учиться на нем играть. Достаточно быстро он смог добиться солидного прогресса.

У мальчика был явный талант, который нужно было раскрыть при помощи грамотного обучения. В итоге он попал к достаточно известным исполнителям, работающим в столице. Они обучили его всем азам игры на фортепьяно.

Параллельно с этим Рождественский внимательно следил за работой своего отца. Вскоре он изъявил желание обучиться мастерству дирижера, что очень сильно обрадовало отца. Он с удовольствием взялся за обучения сына, и это принесло свои плоды.

Читайте также:  Владислав жуковский - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Тогда они и представить себе не могли, что впоследствии на Геннадия обрушится такая слава.

Начало карьеры

Долгие годы обучения не прошли зря: за это время молодой дирижер успел добиться серьёзного успеха. Также он нередко давал выступления в местных небольших театрах. Впоследствии он получил постоянную работу.

Параллельно Геннадий Рождественский, биография которого была всегда насыщенной и интересной, продолжал обучение в аспирантуре, которую смог завершить лишь к концу пятидесятых годов.

К тому времени он уже дирижировал известные постановки Чайковского, благодаря которым имел возможность регулярно оттачивать свое мастерство. Впоследствии ему удалось попасть на радио и телевидение. Но настоящая слава пришла к нему позже…

Дальнейший успех

Всего за пять лет он успел дать великое множество поистине грандиозных выступлений, которые с легкостью собирали огромные залы в Большом театре. С каждым выходом на сцену становился всё более известной личностью Геннадий Рождественский. Творчество его обретало все новых поклонников. Его звали во многие города СССР, так что нередко герой нашей статьи был вынужден покидать Москву.

Он смог создать свой собственный, ни на что не похожий стиль, благодаря чему музыка звучала ещё более грациозно. Геннадий в достаточно молодом для дирижера возрасте смог стать настоящим мастером своего дела и восхитить куда более опытных и именитых товарищей по цеху. Но в первую очередь стоит отметить его неповторимую дирижерскую технику, которая многих поражает даже спустя столько лет.

Покорение Европы

Конечно же, зарубежные критики и организаторы выступлений не могли не заметить выдающегося таланта, которым обладал Геннадий Рождественский. Дирижер вскоре стал получать всё больше предложений, связанных с выступлением в западных странах.

Мало кому из советских деятелей искусства тех лет удавалось пробиться в Европу. В первую очередь это было связано с жесткими законами, введенными тогдашней властью. Мало кто из музыкантов или актёров тогда смог покинуть СССР.

А те, кому это в итоге удавалось, нередко обвинялись в измене Родине.

Однако значимость Рождественского для советской музыки была столь велика, что он без проблем смог “пробить окно в Европу” и серьёзно повлиять на распространение отечественной музыки в других странах мира. Первым серьёзным успехом для Геннадия стало посещение Швеции.

Именно там он дал грандиозное по своей масштабности выступление, которое в одночасье сделало советского дирижера звездой номер один. Спустя некоторое время ему поступило предложение не просто дать ещё одно выступление, но и возглавить величайший оркестр мира.

Такого подарка судьбы никто не ожидал, вот только советские политики, ответственные за культуру, достаточно долгое время не решались давать согласие.

В конце концов, они всё же дали добро Геннадию, так как прекрасно понимали, что это принесет серьёзную пользу всему СССР.

Проблемы с советской властью

И всё же проблем выдающемуся деятелю искусства избежать не удалось. Более того, его изгнали из московского оркестра и вынудили оставить работу дирижера внутри страны. Решение это было принято министром, занимающимся вопросами искусства. Тогда эта ситуация вызвала большой резонанс среди многочисленных поклонников творчества Геннадия Рождественского.

Когда казалось, что курьёзнее данная ситуация уже стать не может, власти стали обвинять Рождественского в том, что он является представителем еврейской национальности. В середине семидесятых по данной причине Советский Союз покинули многие музыканты. В итоге оркестр дирижера был полностью расформирован. Данный период нашей истории до сих пор вызывает много вопросов.

Очередной творческий подъем

Когда казалось, что карьере дирижера и музыканта окончательно пришёл конец, Геннадий встречает режиссёра Бориса Покровского, который долгое время вынашивал план поставить оперу Дмитрия Шостаковича “Нос”.

В итоге они приняли решение поработать над этим амбициозным проектом вместе. И кто бы мог подумать, что эта опера будет иметь такой огромный успех во всем мире! О ней писали как в отечественных изданиях, так и в Англии, Голландии и многих других европейских странах.

Покровскому и Рождественскому удалось создать настоящий шедевр.

Геннадий Рождественский: личная жизнь

Несмотря на насыщенную гастрольную деятельность и полное посвящение себя музыке, Геннадий всегда находил время для своей семьи. Без поддержки жены Виктории дирижеру вряд ли бы удалось стать столь успешным человеком.

Что самое интересное, она также является музыкантом и играет на пианино. Геннадий Рождественский, личная жизнь которого интересует многих его поклонников, – прекрасный муж и отец. Сын дирижера также пошёл по стопам родителей и посвятил свою жизнь музыке.

Нередко их всех можно встретить на одном выступлении.

Интересные факты

  • Однажды наш герой победил в творческом конкурсе, который проходил за рубежом. Тогда Геннадию было всего двадцать лет.
  • Будучи студентом, Геннадий Николаевич успел побывать на Берлинском фестивале.
  • Проходил стажировку в крупнейшем столичном театре.
  • Несмотря на звёздный статус, Рождественский Геннадий Николаевич нередко подвергался критике за то, что отходил от привычных музыкальных стандартов того времени.

Источник: https://www.syl.ru/article/291143/gennadiy-rojdestvenskiy-dirijer-i-kompozitor-biografiya-lichnaya-jizn-tvorchestvo

Геннадий Рождественский – биография и факты из жизни

Среди выдающихся дирижеров есть человек, которого называют гордостью мирового исполнительского искусства – это Геннадий Рождественский. Легендарная личность, по виражам жизни которой можно проследить историю культуры XX века, ведь за дирижерским пультом он стоит уже более 60 лет.

Сын музыкантов

Авторитетный дирижер Европы выступал практически со всеми известными симфоническими оркестрами мира. Имя Геннадия Рождественского символизирует безупречный вкус и твердость музыкальных убеждений. Мэтр гармонично сочетает в себе новаторский подход к музыкальному искусству и одновременно консерватизм.

Без сомнений, он – один из образованнейших людей ушедшего и нынешнего веков. Хотя он говорит, что ассоциирует себя с XX веком, но благодарен XXI-му за безграничное ощущение творческой свободы.

Только в наше время он может играть там, где хочет, когда хочет и какую хочет музыку, чего даже представить было невозможно в годы советского режима.

Геннадий Николаевич родился в семье столичной интеллигенции 4 мая 1931 года. Отец – знаменитый дирижер Николай Аносов, а мать – солистка Всесоюзного радио Наталья Рождественская. Родители с раннего детства приобщали сына к искусству, разучивая с ним ноты.

Самые яркие впечатления из детства – объявление о начале войны, эвакуация, возвращение и откапывание пианино, на котором он учился. Хозяйка квартиры, в которой жила семья, зарыла его в землю, чтобы инструмент не достался немцам.

Оказалось, что пианино сохранилось в земле и до сих пор стоит в той квартире.

Дело случая

В год Победы Геннадий отправился учиться в музыкальную школу имени Гнесиных, где занимался у самой Елены Гнесиной. Затем перешел в музыкальную школу при консерватории, откуда поступил в консерваторию к профессору Льву Оборину.

Тем временем отец продолжал совершенствовать навыки сына в дирижерском мастерстве. Николай Павлович научил Геннадия управлять оркестром без помощи рук.

Теперь дирижировать одними только глазами Рождественский учит студентов Московской консерватории.

Импульсом, который привел его к дирижированию, Геннадий Николаевич считает один случай, который произошел с ним в музыкальной школе. Он шел с занятий по коридору и в одном из кабинетов услышал звуки секстета Чайковского «Воспоминание о Флоренции».

Открыв дверь в класс, Рождественский увидел, что ученики испытывают трудности в разучивании этого произведения. Тогда он стал ими дирижировать и понял, что помогает им в исполнении. Ощущение этой помощи захватило будущего маэстро целиком.

В тот момент он понял, что профессия дирижера станет делом его жизни.

Геннадий Рождественский – дирижер Большого

Еще в годы учебы в консерватории Геннадий Николаевич возглавил студенческий оркестр, с которым активно начал выступать на больших сценах страны. Уже в 20 лет его взяли на стажировку в Большой театр, где после конкурсного отбора он занял пост балетного дирижера, которым проработал 9 лет.

Дебютировав балетом «Спящая красавица» Чайковского, Геннадий Рождественский продолжил восхождение на вершину дирижерского искусства участием в постановках «Конька-горбунка» и «Кармен-сюиты» Щедрина и Бизе, «Спартака» Хачатуряна, «Щелкунчика» Чайковского и «Войны и мира» Прокофьева.

За пять лет работы дирижером Большого театра оркестр исполнил почти 40 опер и балетов. Параллельно маэстро возглавлял Большой симфонический оркестр Всесоюзного радио и телевидения.

Окно в Европу

В эпоху, когда все искусство было под колпаком партии, Рождественскому удавалось пропагандировать произведения авангардистов, которых якобы не замечали «послушные» дирижеры.

При этом Геннадий Николаевич стал первым дирижером из СССР, который смог работать в странах Европы.

В 1972 году его выпустили на гастроли в Стокгольм, после которых мастер палочки и пульта получил приглашение от Королевского Филармонического оркестра Швеции возглавить его.

Естественно, Министерство культуры перечеркнуло все мечты Геннадия Рождественского о возможности доносить свое творчество до мирового слушателя и зрителя. Но вскоре в Швеции с официальным визитом побывал председатель Совмина СССР Алексей Косыгин.

На одном из приемов шведский премьер-министр попросил его отпустить Рождественского на работу в Швецию. Вернувшись в Москву, Косыгин дал министру Фурцевой распоряжение «выпустить» дирижера. Такого поворота событий никто не ожидал. Более того, этот случай стал прецедентом.

Теперь советским дирижерам трудно было отказать, если их приглашали к сотрудничеству оркестры с мировым именем.

Сионистский центр Геннадия Рождественского

В 1974 году в музыкальной жизни страны произошло из ряда вон выходящее событие – главный дирижер Большого симфонического оркестра Геннадий Рождественский ушел с занимаемой должности.

Причины такого решения следовало искать во властных кабинетах, в частности – председателя Гостелерадио Сергея Лапина.

Этот руководитель был одним из самых образованных и эрудированных людей среди чиновников того времени, но отличался крайне неприязненным отношением к людям еврейской национальности.

После начавшейся волны эмиграции евреев в Израиль трое музыкантов оркестра Рождественского уехали на историческую родину. Лапин вызвал к себе Геннадия Николаевича и долго склонял к тому, чтобы избавиться от всех евреев в его коллективе. У него даже была цифра – 42 человека. Их предлагалось уволить за нарушение дисциплины или огрехи в исполнительском мастерстве.

Маэстро достойно держался во время этой аудиенции, а через два дня получил от Лапина письмо с адресованной ему анонимкой на Рождественского. В ней автор доводил до сведения Лапина то, что оркестр – не музыкальный коллектив, а настоящий сионистский центр, где Геннадий Николаевич «потакает жидам» и пренебрегает русскими музыкантами.

Не желая участвовать в этих низменных играх, Рождественский подал заявление, которое Лапин через две недели подписал. А вскоре оркестр был очищен новым руководителем от лиц неугодной национальности.

В вихре творчества

Перспективы у Геннадия Николаевича намечались не совсем радужные, но тут снова случайность вмешалась в его судьбу. Прогуливаясь по улице, он встретил режиссера Бориса Покровского, который направлялся на репетицию.

Оказалось, что он готовил постановку оперы Шостаковича «Нос». Борис Александрович не отказал маэстро в присутствии на репетиции, после которой даже предложил совместную работу на сцене Театра камерной оперы.

Постановка имела небывалый успех и мощный резонанс в обществе.

А потом был период, когда Геннадий Николаевич несколько лет снова стал оперным дирижером Большого театра, работал приглашенным режиссером в симфоническом оркестре корпорации «Би-би-си», возглавлял Венский симфонический оркестр, а также создал оркестр Минкульта СССР, которым руководил до 1992 года.

сын Александр

За эти годы зрители увидели уникальные концертные программы, были сделаны целые коллекции записей выдающихся композиторов. Маэстро объездил с выступлениями весь мир и может гордиться своим удивительным репертуаром из более 2000 сочинений. Рождественский без преувеличения стал в ряд самых авторитетных дирижеров мира.

Берлинский филармонический оркестр, Стокгольмский Королевский оркестр, Королевский оркестр Амстердама, Лондонский Королевский филармонический оркестр, Токийский оркестр «Иомиури», симфонические оркестры Кливленда и Чикаго – это не полный список самых знаменитых коллективов, которые выступали под взмахи волшебной палочки Геннадия Рождественского. Его награды, премии и звания не поддаются счету.

Археолог в музыке

Он всегда исполнял лишь особенную музыку, не боясь осуждения или критики. Рождественский выбирает у композиторов то, что не играет никто другой, доставая для слушателей настоящие сокровища из музыкальных недр.

Возможно, именно за это в прессе его часто называют музыкальным археологом, который не побоялся приобщить публику к композиторам ХХ века и играть когда-то запрещенных авторов – Губайдулину, Шнитке и Денисова.

Маэстро Рождественский исполнил более 150 произведений впервые в мире.

с женой Викторией

Он считает, что театры должны воспитывать публику репертуаром, а не следовать ее запросам, как это происходит на его родине. К сожалению, там до сих пор прочно держится советский уровень управления и организации работы театров, поэтому на какие-то масштабные изменения рассчитывать не приходится.

В последний раз, когда Геннадий Николаевич работал в Большом театре, он наивно надеялся эту систему изменить. Но пробить в одиночку стену бюрократии и формализма ему было не под силу, поэтому он направил свою энергию на постановку оперы «Игрок» Прокофьева.

Но и на этом пути ему выставляли одни препятствия, подключив для травли оголтелых критиканов в прессе. С тех пор Геннадий Николаевич не лестно отзывается о журналистах, считая, что конструктивные отзывы о музыке могут давать лишь те люди, которые знают партитуру лучше, чем маэстро.

Как мы понимает, это просто невозможно.

Сейчас Геннадий Рождественский продолжает выпускать диски с записями симфоний разных композиторов, проводить авторские циклы, он пишет книги и не прекращает педагогической работы.

Кроме этого, иногда радует зрителей выступлениями со своим сыном – скрипачом Александром Рождественским, который продолжил знаменитую династию, и женой – известной пианисткой Викторией Постниковой.

Геннадий Николаевич счастлив, что за такую многолетнюю работу дирижером, вопреки всему, он ни разу не изменил собственным художественным убеждениям. Этот критерий творчества он считает для себя главным.

ФАКТЫ

Геннадий Рождественский говорит, что дирижер обязан быть диктатором, который ласково сможет убедить оркестрантов в правоте своей идеи и заставит поверить в замысел, придерживаясь генеральной линии, заложенной композитором.

***

Статистика его творческой жизни зашкаливает: только за последние тридцать лет он дирижировал более 2000 раз на сценах и в студиях; работал с более сотней оркестров; география гастролей насчитывает 37 стран и две сотни городов. Таких достижений нет ни у одного дирижера.

Источник: http://vmiremusiki.ru/gennadij-rozhdestvenskij.html

Геннадий Рождественский: дирижирование – темнейшее дело

4 мая 2016 года исполнилось 85 лет дирижеру Геннадию Рождественскому. Долго искала для него эпитет – великий? знаменитый? гениальный? но решила, что это имя само говорит за себя, без суперлативов. В честь юбиляра канал КУЛЬТУРА, кроме «исторического концерта» 1975 года с Пятой симфонией Сергея Прокофьева, показал два интереснейших фильма о дирижере.

О них у нас и пойдет речь.

Но прежде – два слова о Геннадии Рождественском. Родился в Москве в 1931 году. С родителями редкостно повезло. Отец – известный дирижер, работающий в Большом театре, – Николай Аносов, мать – сопрано Наталья Рождественская.

Повезло и с учителями, играть на фортепьяно мальчика учила сама Елена Гнесина, затем в Московской Консерватории – Лев Оборин, а оперно –симфоническому дирижированию юноша обучался в той же Консерватории у отца. Сработали ли гены, ученье ли было таким эффективным, или Геннадий был так талантлив, но уже в 1951 году, в возрасте 20 лет, молодой дирижер дебютировал в Большом театре.

Дирижировал балетом Чайковского «Спящая красавица». Чайковский – с тех ли пор? – один из его любимых композиторов, он записал все его симфонии. Но если кто-то думает, что музыкальные вкусы Геннадия Николавича традиционны и записывал он только самых играемых композиторов, он ошибается. Среди его дисков (а их больше 700) все симфонии Брукнера, Глазунова и Сибелиуса.

Из музыки ХХ века предпочитает Прокофьева и Шостаковича. У первого, помимо симфоний, записал все балеты, у второго, опять же, помимо симфоний, – все написанное для сцены. Геннадий Николаевич открыл музыку Шнитке, он играл таких не вписывающихся в общий ранжир композиторов, как Софья Губайдулина…

Можно сказать, что Геннадий Рождественский одинаково успешно выступает в двух лицах – как симфонический дирижер и дирижер театральный. Музыка – его главное дело и главное увлечение.

Мне кажется, что любовь к музыке и глубокое овладение профессией породили одно его несомненное свойство – умение мыслить. Он дирижер-философ, дирижер-мудрец. К таким я отношу более молодого Юрия Темирканова, также поражающего нетривиальностью и философичностью мышления.

В фильме Бруно Монсенджона «Дирижер или волшебник?» (2003 ) мы видим маэстро дирижирующего (Седьмая симфония Шостаковича, Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта») и размышляющего, слышим его мысли. То и другое увлекает.

Вот кое-что из мыслей:

– Отец Рихарда Штрауса сказал сыну, что по первым шагам дирижера в оркестровой яме оркестр уже знает, может он дирижировать или нет.

– Наиболее неприемлемая точка зрения, что нужно учить, как двигать руками. Нужно учить образному пониманию музыки, которое передается оркестру, а через оркестр – слушателям.

– Как дирижировать, если одно и то же играют разные инструменты? По-разному.

– У любого оркестранта, особенно у духовика-солиста, должно быть ощущение, что он – свободен. Не должно быть давления. Он должен быть согласен с тем, что ему предлагают.

– Я ни от кого ничего не требую, я требую от себя.

– Диктатура может быть глупой и разумной. Диктатура палки и диктатура, которая базируется на внушении музыканту , что идеи принадлежат ему, а дирижер только их подсказывает.

Так послушаешь, посмотришь – и возникает довольно банальная мысль, что дирижер, собственно говоря, – это «руководитель в миниатюре».

Бруно Монсенджон ввел в фильм кадр с регулировщиком движения.

Но, при видимой параллели, – тот и другой направляют и машут руками, – регулировщик и дирижер принадлежат к разным категориям.

Первый выполняет механическую работу, он мелкая пешка, от него не требуются творчество и талант.

А дирижер – может даже не двигать руками, как некогда Отто Клемперер, за него все сделает медленно опускающийся занавес – оркестр замедлит темп, поняв замысел своего «руководителя». А вот, скажем, «руководитель страны».

Не очень сейчас в моде идея диктатуры, но та, что устанавливается в «царстве» Геннадия Рождественского, вполне приемлема даже для демократически настроенных голов.

Во всяком случае, руководитель такого типа должен быть редким профессионалом, обладать огромными знаниями, умом, тактом и эмоциональностью – свойство, которого «большие руководители» подчас начисто лишены.

Насчет такта говорю не случайно. В фильме есть кадры репетиции молодого дирижера, стажирующегося у Рождественского.Способный, явно талантливый юноша быстро схватывает подсказки, но важно и то, в какой форме, как деликатно и точно они даются.

А говоря об эмоциональности, я имею в виду свежесть, незамыленность восприятия. Вот прокручиваются перед маэстро кадры 1991 года, его оркестр с ним, молодым, играет Увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта».

И дирижер переживает драму влюбленных как свою, даже комментирует в одном месте: «Не может оставить равнодушным такая мелодия никого!»

И если представить, сколько раз он репетировал и играл с разными оркестрами это место, то удивишься этой фразе невероятно. Он слышит, продолжает слышать красоту мелодии, он не стал функционером-регулировщиком…

 А то, что дирижирование – дело темное и даже темнейшее, а еще, по его определению, гипноз, мы понимаем по тому, как его слушается оркестр и как подвластны его движениям не только ритм и темп, но и выраженная в звучании «материя» – мысли и образы.

Второй фильм, показанный на КУЛЬТУРЕ, называется «Дирижер», он премьерный, сделан как раз к 85-летию маэстро режиссером Алексеем Бурыкиным.

Рождественский в нем предстает человеком с большим чувством юмора.

Вот несколько из рассказанных им историй.

На несколько двусмысленный вопрос, были ли оркестры, с которыми он не хотел репетировать, маэстро ответил, что таким был Чикагский симфонический оркестр.

Он не знал, что с ним делать на репетиции. Антракт, а уже все сделано. После антракта альтист просит повторить цифру 17.

Маэстро всполошился, заподозрив подвох-провокацию: значит, правильно предупреждали на Старой площади (там советские артисты получали инструкции по линии ЦК КПСС).

А альтист поясняет: «Мне непонятна функция фаготов». Дирижер ошарашен, а мы, услышавшие эту историю, задумываемся.

Кто там в Чикаго в оркестрантах? Профессора? Будущие дирижеры? Действительно, какое объемное мышление и непростые задачи у обычного музыканта оркестра!

И не следует ли переиначить для чикагских музыкантов поговорку о «солдатах»: «плох тот оркестрант, который не мечтает стать дирижером»?

Еще одна история, и тоже с намеком на Старую площадь, на которой когда-то располагался ЦК Компартии.

На репетиции «Спартака» в 1968 году в Большом театре дирижер вдруг потерял партитуру. Где она? Уж не в библиотеке ли Конгресса? О происках американцев говорили не только сейчас… Маэстро над этим потешается. Ситуацию разрядил библиотекарь дядя Коля, нашедший упавшую рукопись.

А вот самый, пожалуй, смешной эпизод. Арам Хачатурян, сидевший на репетициях, засыпАл дирижера записками с одним и тем же призывом: «Громче трубы!». Ему казалось, что и импортный барабан «там-там» играет как-то очень тихо.

Напрасно Рождественский уверял, что ударник играет на пределе возможного. Хачатурян просил, чтобы звук был «эпохальным». – Петя, – давай, – скомандовал дирижер.

Петя взял колотушку – все вокруг зажмурились – и дорогущий импортный там-там раскололся пополам.

 Фильм получился смешной, истории поведаны занятные, и Геннадий Николаевич, рассказывая их, выглядит как старый добродушный дедушка. Но вглядитесь пристальнее. Он преображается, когда стоит за пультом, его движения точны и стильны. Этот, на первый взгляд,  некрасивый, немножко смешной человек обладает притягательностью интеллигента-интеллектуала, а еще мага-волшебника.

 Недаром с ним любил и хотел работать Дмитрий Шостакович!

Недаром к нему, уже не слишком молодому, ушла молодая талантливая пианистка Виктория Постникова, ушла от красавца-ровесника, в те годы скрипача в зените славы Владимира Спивакова.

Вижу Викторию Валентиновну в обоих фильмах, она не на виду, но на своем рабочем месте, поодаль от мужа – его главный помощник и советчик. Сын Виктории Постниковой и Спивакова Александр стал сегодня большим скрипачом, он носит фамилию Рождественский.

А вообще далеко не все было весело в биографии музыканта. Он не был членом партии, не хотел подчиняться дуракам и невеждам, всегда был свободным человеком, что не слишком приветствуется во все времена.

Помню в 1970-е годы прогремело письмо дирижера Жюрайтиса, напечатанное в «Правде».

Дирижер Большого театра кипел праведным гневом против коллеги Рождественского, задумавшего с такими же, как он «оппортунистами», режиссером Любимовым и композитором Шнитке, осуществить в Парижской Гранд-Опера постановку «Пиковой дамы».

Нашла сейчас письмо Жюрайтиса в интернете, оно начинается так: «Готовится чудовищная акция! Ее жертва – шедевр гения русской музыки П. И. Чайковского…»

Усилиями партии, правительства, а также всей «прогрессивной общественности» во главе с Жюрайтисом, случайно увидевшим в Париже партитуру оперы с черновыми вставками Шнитке, премьеру удалось сорвать. Шнитке пишет, что не было ни одной репетиции, в другом месте написано, что письмо Жюрайтиса «выстрелило» накануне Генеральной…

Но, как известно, все хорошее рано или поздно прорвется. Премьера «Пиковой дамы» Рождественского- Шнитке-Любимова состоялась в 1990 году в Карлсруэ. В 1997 ее постановку осуществила российская «Новая опера».

Еще один печальный сюжет. Геннадий Рождественский в 1974 году вынужден был уйти с поста Главного дирижера оркестра Всесоюзного радио и телевидения (БСО).

Тогдашний руководитель этой корпорации Лапин в частном порядке попросил дирижера уволить из оркестра всех «лиц еврейской национальности», коих насчитывалось 42 человека.

Это было время, когда евреи массово уезжали в Израиль. Лапин предлагал Рождественскому принять «превентивные меры».

Геннадий Николаевич подал заявление об уходе по собственному желанию. На опустевшее место из оркестра народных инструментов пришел Владимир Федосеев, благополучно осуществивший акцию по вычищению евреев из БСО. При нем в оркестре остался один еврей, концертмейстер виолончелей.

Фильм «Дирижер» показывает Геннадия Рождественского сегодня. В свои 85 – он в работе. Рождественский ныне руководит Камерным музыкальным театром имени Бориса Покровского.

Когда Геннадий Рождественский лишился своего оркестра и работы, именно Борис Александрович предложил ему работу в своем театре. И я думаю, что эти два талантливых и новаторски мыслящих человека хорошо понимали друг друга.

Лучшего преемника Покровскому трудно было пожелать!

Все постановки Камерного музыкального театра Бориса Покровского, которые в свое время мне довелось видеть, а некоторые даже дважды, казались мне открытием, давали ощущение радости и новизны. Это были «Нос» Шостаковича, «Давайте создадим оперу» Бриттена, «Сокол» Бортнянского и многие другие.

 Сегодняшних работ Геннадия Рождественского не видела, но отрывки из оперы Римского-Корсакова «Сервилия», которую он  репетировал с  театром, прозвучали в фильме свежо и интересно.

А ведь опера классика русской музыки, поставленная в 1902 году в Мариинке, провалилась. Ее рукопись затерялась. Но чудо: Рождественский обнаружил рукопись оперы, написанную рукой Римского-Корсакова, в библиотеке Глазунова …

в Лондоне. Воистину – на ловца и зверь бежит.

Завидую тем, кто услышит эту оперу, поставленную Геннадием Рождественским, «одержимым носителем красоты, таящейся в музыке».

 Геннадий Рождественский. Дирижер или волшебник (2003)

Источник: https://www.chayka.org/blogs/irina-chaykovskaya/2016-05-12/gennadiy-rozhdestvenskiy-dirizhirovanie-temneyshee-delo

Биография дирижера Геннадия Рождественского

ТАСС-ДОСЬЕ. 16 июня 2018 года стало известно, что на 88-м году жизни скончался российский дирижер Геннадий Рождественский.

Геннадий Николаевич Рождественский родился 4 мая 1931 года в Москве в семье дирижера, профессора Московской консерватории Николая Павловича Аносова (1900-1962) и солистки Всесоюзного радио Натальи Петровны Рождественской (1900-1997).

С 1945 по 1947 год учился в Московской музыкальной школе им. Гнесиных (ныне – Московская средняя специальная музыкальная школа – колледж им. Гнесиных) по классу фортепиано у Елены Гнесиной.

В 1949 году окончил Центральную музыкальную школу при Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского как пианист. После этого поступил в Московскую консерваторию, где обучался по классу фортепиано у Льва Оборина. Параллельно учился по классу дирижирования под руководством отца. В 1954 году окончил консерваторию, в 1957 году – аспирантуру при ней.

В годы обучения в консерватории Геннадий Рождественский руководил студенческим оркестром, тогда же началась его гастрольная деятельность. В 1951 году оркестр под его управлением участвовал в III Фестивале молодежи и студентов (Берлин, ГДР), а в 1953 году стал победителем конкурса в рамках IV Фестиваля молодежи и студентов (Бухарест, Румыния).

В 1951-1960 годы был дирижером Государственного академического Большого театра (ГАБТ), руководил музыкальным сопровождением балетов “Бахчисарайский фонтан” Бориса Асафьева, “Лебединое озеро” Петра Чайковского, “Золушка” и “Сказ о каменном цветке” Сергея Прокофьева и др.

В 1965-1970 годы, занимая пост главного дирижера Большого театра, участвовал в постановках балетов “Щелкунчик” Петра Чайковского (1966), “Кармен-сюита” на музыку Жоржа Бизе и Родиона Щедрина (1967), “Спартак” Арама Хачатуряна (1968) и др., а также впервые на отечественной сцене поставил оперы “Человеческий голос” Франсиса Пуленка (1965) и “Сон в летнюю ночь” Бенджамина Бриттена (1965).

В 1961-1974 годы являлся главным дирижером и художественным руководителем Большого симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио.

В 1974-1985 годы занимал должность музыкального руководителя Московского камерного музыкального театра Бориса Покровского (ныне – Московский государственный академический Камерный музыкальный театр им. Б.А. Покровского).

Работу в СССР Геннадий Рождественский совмещал с дирижерской деятельностью в зарубежных странах. Разрешение на это он получил от председателя Совета министров Алексея Косыгина.

В 1974-1977 годы Рождественский работал дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма (Швеция), в 1978-1981 годы – главным дирижером симфонического оркестра вещательной корпорации Би-би-си (Лондон, Великобритания), в 1980-1982 годы руководил Венским симфоническим оркестром (Австрия).

Параллельно, в 1978-1982 годы дирижировал в ГАБТ, принимал участие в постановках оперных спектаклей “Катерина Измайлова” Дмитрия Шостаковича (1980) и “Обручение в монастыре” Сергея Прокофьева (1982).

В 1983-1991 годы возглавлял Государственный симфонический оркестр Министерства культуры СССР, объединенный по его инициативе с Государственным камерным хором под руководством Валерия Полянского в Симфоническую капеллу.

В 1991-1995 годы работал главным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма.

В сезоне 2000-2001 годов был художественным руководителем ГАБТ.

Геннадий Рождественский в разные годы сотрудничал с Берлинским филармоническим оркестром (Германия), Королевским оркестром Консертгебау (Амстердам, Нидерланды), симфоническими оркестрами Лондона, Чикаго (США), Токио (Япония), Исландским симфоническим оркестром и другими коллективами.

Вместе с различными оркестрами Рождественский записал более 700 пластинок и музыкальных дисков.

Дирижер внес заметный вклад в освоение творческого наследия Сергея Прокофьева, Игоря Стравинского и Дмитрия Шостаковича, стал первым в России и за рубежом исполнителем многих произведений Альфреда Шнитке. Кроме этого, он познакомил отечественную публику со многими неизвестными ей сочинениями Белы Бартока, Бенджамина Бриттена, Мориса Равеля, Леоша Яначека, Арнольда Шенберга и других композиторов.

Рождественский создал несколько музыкальных сочинений, среди которых наиболее известна оратория “Заповедное слово русскому народу”, написанная на слова Алексея Ремизова. Ее премьера состоялась в 2001 году в Большом зале Московской консерватории.

С 2012 года работал в качестве музыкального руководителя Московского государственного академического Камерного музыкального театра им. Б.А. Покровского. 15 апреля 2016 года на его сцене при участии Рождественского в качестве дирижера-постановщика состоялась премьера оперы Николая Римского-Корсакова “Сервилия”.

С 1974 года Рождественский преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, с 1976 года являлся профессором, а с 2001 года – заведующим кафедрой.

В июне 2017 года открыл цикл “Истории с оркестром” с Государственным академическим оркестром России им Светланова.

Народный артист СССР (1976). Герой Социалистического труда (1990). Лауреат Ленинской премии (1970) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Был награжден орденами Трудового Красного Знамени (1967, 1981) и “За заслуги перед Отечеством” IV (2001), III (2007), II (2011) и I (2017) степеней.

Кавалер орденов “Кирилл и Мефодий” (Болгария, 1972), Восходящего солнца (Япония, 2002). Офицер ордена Почетного легиона (Франция, 2003). Почетный командор ордена Британской империи (2014). Почетный член Шведской королевской академии (1975), почетный академик Британской Королевской академии музыки (1984). В 1969 г.

ему был вручен диплом Академии Шарля Кро (Париж, Франция) за исполнение всех симфоний Сергея Прокофьева.

Геннадий Рождественский – автор ряда сочинений по искусству дирижирования (“Дирижерская аппликатура”, 1974), эссе о музыке (“Мысли о музыке”, 1975, “Преамбулы”, 1989), аналитических работ об оркестровке, а также книг “Треугольники” (2001) и “Мозаика” (2010).

Был женат на пианистке Виктории Постниковой (род. в 1944 году).

Жизни и творчеству музыканта посвящены документальные фильмы Бруно Монсенжона “Геннадий Рождественский. Дирижер или волшебник?” (Франция – Германия – Австралия, 2003), Татьяны Андреевой “Геннадий Рождественский. Треугольники жизни” (Россия, 2011) и др.

Источник: https://tass.ru/info/5297410

Рождественский Роберт Иванович

поэт, автор песен; годы жизни: 20 июня 1932 – 19 августа 1994; место рождения: с. Косиха

А завтра наступит война…

Вряд ли найдется тот, кто не слышал знаменитую композицию «Мгновения» в исполнении Иосифа Кабзона, или «Огромное небо», которую поет Эдита Пьеха. Творчество великих эстрадных деятелей, которое оставило след в душе многих людей. Кто стоит за этими строками?

Это творчество идет от сердца, которое оказалось в эпицентре самых страшных и серьезных событий XX века. И это сердце билось в груди Роберта Рождественского. 

Отвечая на вопрос, где родился Роберт Рождественский, стоит упомянуть небольшой алтайский поселок Косиха. Папа, Станислав Петкевич родом из Польши, служил при гос.

управлении НКВД, настоящей фамилией Роберта Рождественского, является именно Петкевич. Мама, Вера Фёдорова руководила школой и получала медицинское образование. В день рождения Роберта Рождественского стояла теплая погода.

Национальность Роберта Рождественского – смесь польских и русских кровей.

До наступления войны, семья живет в Омске. В 1937 родители Роберта Рождественского решают развестись, он остается с мамой и бабушкой. По словам самого поэта, одним из самых сильных впечатлений детских лет является война.

Отца сразу же призывают на фронт, мама, к тому времени, квалифицированный медик тоже уходит служить. С этого момента берет начало творческая биография Роберта Рождественского.

Именно своим отцу и матери, ушедшим воевать, в 1941 юный Роберт Петкевич посвящает свое произведение «С винтовкой мой папа уходит в поход».

Его воспитатель относит стихотворение в местную газету, его публикуют и выплачивают гонорар 13 рублей. 

Всю сумму он сразу жертвует оборонному фонду. В 1943 бабушка умирает и за ним присматривает тетя. В 1944 мама возвращается и забирает ребенка к себе в часть. Но по дороге меняет решение и оставляет его в московском детском приемнике.

В 1945 она возвращается за ним, вместе с отчимом Иваном Ивановичем Рождественским, после родители меняют отчество и фамилию ребенка. Из-за службы отца, семья постоянно переезжает, Калининград, Вена, Ленинградская область.

В 1948 останавливаются в Карелии.

Студенческая пора и общество отважных поэтов

По своему собственному мнению, Роберт Иванович Рождественский был застенчивым подростком. Поэзия помогала ему раскрыть себя, достучаться до каждого. Когда он узнал про литературный институт в Москве, то четко понял свою будущую цель поступления.

В 1950 готовился упорно и долго, собрал все необходимые документы, но получил отказ. В этом же году происходит первая публикация молодого поэта, в журналах «На рубеже» «Новый свет». Он Поступает на истфак Петрозаводского университета. Активно занимается спортом: баскетбол, волейбол.

Понимает, что тяга к литературе не ослабла и в 1951 повторно подает документы в литинститут, теперь успешно. 

Этот год является знаменательным в биографии Роберта Рождественского, знакомство с выдающимися, но пока молодыми и совсем неизвестными людьми: Евгением Евтушенко, Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, чуть позже Булатом Окуджавой – их красиво назовут «золотой пятеркой». Именно в 1951 судьба преподносит, самый главный подарок, встречу с Аллой Киреевой, избранницей поэта. Два года спустя, Алла Киреева и Роберт Рождественский женятся.

В 1955 публикуется сборник «Флаги весны» и первая поэма «Моя любовь». Со временем, рождаются все новые публикации, на животрепещущие темы того времени, всего их более семидесяти.

Критика свободного слога, несломленный дух

В 1963 году в Кремле происходит вторая встреча Никиты Сергеевича Хрущева с представителями интеллигенции, на которой присутствуют многие представители искусства скульпторы, художники, поэты.

Событие это многим запомнилось благодаря небывалой критике руководителя страны в адрес творческих людей. Осуждению подвергается творчество Роберта Рождественского, Н.

Хрущев призывает его изменить взгляды, за его стихотворение «Да, мальчики», которое было ответом произведению «Нет, мальчики» Николая Грибачева. После этого о нем стараются забыть.

Но он продолжает писать, в 1965 выпускает сборник «Радиус действия». Годом позже получает премию «Золотой венец» в Македонии. Творческая биография Роберта Рождественского увенчана наградами.

Вместе с популярностью приходит внимание поклонниц. Какое-то время ходили слухи о близких отношениях Роберта Рождественского и Беллы Ахмадулиной. Но близкое окружение поэта считает их полнейшим бредом.

Случайных встреч и любовниц у Роберта Рождественского никогда не было.

Рождественского приглашают на 21 каннский кинофестиваль в качестве члена жюри в 1968 году, после этого он еще дважды принимает участие в судейской комиссии (1973, 1979)

На рубеже 70-90-ых годов его творчество тесно связано с эстрадой, он сотрудничает со многими композиторами и певцами, как результат множество песен, сделавших популярными кумиров нескольких поколений. Пишет слова песен к знаменитым фильмам: «Неуловимые мстители», «Семнадцать мгновений весны». Работает на телевидении.

В 1981 составляет сборник стихов Владимира Высоцкого «Нерв».

Вот пример поэзии Рождественского  (Красивая женщина – это профессия):

Красивая женщина – это профессия. И если она до сих пор не устроена, ее осуждают и каждая версия имеет своих безусловных сторонников. Ей, с самого детства вскормленной не баснями, остаться одною, а, значит, бессильною, намного страшнее, намного опаснее, чем если б она не считалась красивою. Пусть вдоволь листают романы прошедшие, пусть бредят дурнушки заезжими принцами.

А в редкой профессии сказочной женщины есть навыки, тайны, и строгие принципы. Идет она молча по улице трепетной, сидит как на троне с друзьями заклятыми. Приходится жить — ежедневно расстрелянной намеками, слухами, вздохами, взглядами. Подругам она улыбается весело. Подруги ответят и тут же обидятся…

Красивая женщина — это профессия,

А все остальное — сплошное любительство.

Личная жизнь поэта

После росписи в 1953 году образуется семья Роберта Рождественского и Аллы Киреевой. Жена Роберта Рождественского Алла Киреева, училась с ним на одной курсе. Впоследствии она станет уважаемым литературным критиком.

Но для него она всегда была прекрасной музой, путеводной звездой, что вела его к дому, куда бы не завела его дорога.

Более позднее творчество поэта меняет свой характер в сторону большей лиричности, нежности, во многом, благодаря жене Роберта Рождественского. 

Алла Киреева всегда была с ним, в яркие студенческие годы, в зените его славы, во времена невзгод и немилости партии, когда пришлось покинуть Москву, когда приходилось писать в стол. Она не оставила и верила в него, всегда. 

Личная жизнь Роберта Рождественского в прессе того времени не освещалась, культура была совершенной иной. О ее подробностях мы можем узнать из интервью его самого, современников и близкого окружения.

Золотая пятерка поэтов Шестидесятников состояла из 4 мужчин и 1 женщины, Беллы Ахмадулиной. И кулуарно в светской творческой среде обсуждались возможные отношения Беллы Ахмадулиной и Роберта рождественского.

Но вопреки всему они были хорошими друзьями и не более.

Многим жизнь публичного человека может показаться праздником: внимание поклонниц, публикации в различных изданиях, популярность. Но личная жизнь Роберта Рождественского была сосредоточена на его жене и детях.

Семейная крепость, наследие

Важное место в биографии Роберта Рождественского занимает семья. Свою жизнь он постоянно сравнивал с путешествием, и цель путешествия всегда вела к дому. Ни суровый быт студенческой жизни, ни звездная популярность и богатство не смогли разлучить Роберта Рождественского и Аллу Кирееву, их личная жизни принадлежала только им и детям.

Многие знают, сколько детей у Роберта Рождественского, в их семье засияло две ярких звезды Екатерина в 1957 и Ксения в 1970. Младшая дочь Роберта Рождественского окончила МГУ, занимается журналистикой, автор книги «Ключ от библиотеки Ивана Грозного», публикуется во многих уважаемых печатных и онлайн изданиях.

Екатерина Робертовна Рождественская, окончила МГИМО, прекрасно владеет английским и французским. Профессиональный фотограф, является редактором журнала «7 дней». После выпуска из университета занималась переводом зарубежной литературы, на ее счету более 10 адаптаций популярных произведений.

В своих воспоминаниях Екатерина Рождественская говорила, что дом их всегда был полон гостей, песен и смеха.

Несколько лет Екатерина Рождественская, со своим мужем Дмитрием Бирюковым жила в Индии, где у них появился на свет первенец Алексей.

После пожара в родительском доме 1998 году, в котором был уничтожен бесценный архив ее отца, Екатерина Робертовна Рождественская решает сменить профессиональный профиль и начинает заниматься фотографией.

Ей удается создать уникальную фото композицию «Частная коллекция».

Екатерина Робертовна Рождественская счастливая жена, гордая мама 3 сыновей, двое из них Алексей (1986) и Дмитрий (1989) застали деда живым, Данила родился в 2001, но все они чтят его память.

И дети и внуки Роберта Рождественского хорошо воспитаны, прекрасно образованы и гордо представляют его наследие.

Благодаря потомкам семья Роберта Рождественского и Аллы Киреевой будет расти, о них всегда будут помнить. 

Ушел из жизни, но не из сердец

Последние несколько лет жизни поэта наполнены борьбой с недугом. В 1990 у него обнаружили опухоль мозга. Благодаря мастерству французских нейрохирургов Роберту Ивановичу Рождественскому подарено еще несколько лет.

В теплый летний день 19 августа 1994, когда умер Роберт Рождественский светило солнце, наверное также тепло, как в тот день, когда он пришел в этот мир.

Поэзия Роберта Рождественского затронула жизни многих людей, призывал помнить о подвиге нашего народа и обращал внимание на красоту наших душ.

Память о поэте не стирается, не заросла народная тропа, на Переделкинском кладбище, где похоронен Роберт Рождественский, всегда чисто, а возле надгробия лежат свежие цветы.

Память о нем живет в сердцах нескольких поколений людей со всего мира.

Источник: http://biografiivsem.ru/rozhdestvenskiy-robert-ivanovich

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
";
Ссылка на основную публикацию