Группа «поющие гитары» — биография знаменитости, личная жизнь, дети

17 хитов Анатолия Васильева и группы «Поющие гитары»

mrvorchun

22 октября, 2013

20 октября родился знаменитый музыкант-виртуоз Анатолий Васильев, основатель и художественный руководитель легендарной вокально-инструментальной группы «Поющие гитары», которая была первым ВИА в истории России и дала толчок к образованию нового вокально-инструментального направления в музыкальном мире того времени.Идея создания родоначальника нового жанра в отечественной музыкальной культуре пришла Васильеву, выпускнику дирижерско-хорового отделения при Ленинградской консерватории, в 1966 году. Это было некое подражание Западу, но на советской эстраде и в российском коллективе. Основатель группы хотел показать достоинства поп-культуры того времени через игру советской группы.

Создатель и руководитель ВИА «Поющие гитары» Анатолий Васильев

Первый раз Анатолий Васильев взял в руки  электрогитару, работая в джаз-оркестре Виталия Понаровского.

Потом был длительный период работы гитаристом в популярном ансамбле «Дружба», запись музыки к фильму «Я шагаю по Москве» и стремление к созданию своего коллектива, который бы играл и пел одновременно.

Так возникла группа – пионер в новом музыкальном направлении.

ВИА «Поющие гитары»

В ансамбль «Поющие гитары» приглашались как профессиональные музыканты, так и самоучки. Группа дала «путевку в жизнь» таким известным артистам, как Ирина Понаровская, Юрий Антонов, Валентин Бадьяров, Альберт Асадуллин.

Основным репертуаром легендарного коллектива были рок-н-рольные и биг-битовые гитарные обработки известных в то время эстрадных мелодий, исполняемых группами «Битлз», «Шедоуз», «Тремелос», «Вентурес».

Кроме этого были русские народные песни, патриотические, песни популярных зарубежных исполнителей, переработанные, с аранжировкой Анатолия Васильева и текстом советских авторов.

ВИА «Поющие гитары»

Эта группа стала суперпопулярной настолько, что название для нее придумал народ. Сам коллектив еще никак не назывался и стоял вопрос о срочном выборе наименования ансамбля, а в народе их уже окрестили «поющие гитары», потому что они и играли и пели одновременно. Так название и осталось.

Удивительно, но огромную творческую деятельность создателя и руководителя «Поющих гитар» Анатолия Васильева государство никак не отметило – он не был удостоен ни одного почетного звания.

Однако огромная популярность группы, которая не снизилась и сегодня, компенсирует такую «забывчивость» властей и является наивысшей наградой замечательному музыканту Анатолию Васильеву. Предлагаем вспомнить самые знаменитые песни в исполнении легендарной группы «Поющие гитары».

Хит 70-х «Синяя песня» (сл. А.

Азизов) была переработкой музыкальной композиции One Way Ticket (To the Blues), исполненной известным американским пианистом и певцом Нилом Седакой в 1959 году. Интересно, что в его исполнении эта песня особо замечена не была, а вот в перепевке «Поющих гитар» стала суперпопулярной.

Песня «Нет тебя прекрасней» была написана Юрием Антоновым в то время, когда он входил в состав ВИА «Поющие гитары» и осталась подарком группе после его ухода из коллектива.

Также была популярна и музыкальная композиция «Сумерки», музыку к которой написал руководитель группы Анатолий Васильев, слова Кима Рыжова, исполняет Евгений Броневицкий (1970)

Еще один хит «Люди встречаются…» (2010 г. ВИА хит-парад) был обработкой венгерской песни Яноша Кооша, который исполнил Юрий Антонов, будучи в составе «Поющих гитар».

Песенка «Соловей» была обработкой чилийской народной песни. Слова к новой версии написал Я. Голяков (1972)

Музыкальная композиция «Апачи» была записана в 1960 году группой The Shadows, а в 1968 в обработке А. Васильева появилась в репертуаре «Поющих гитар».

«Песенка велосипедистов» гр. «Тремелос», записанная в 1968 году на слова П. Ватника, стала общенародным шлягером.

Известна и любима была песня «Карлсон» (Толстый Карлсон) на стихи И. Резника. («Поющие гитары» через 30 лет после образования)

Композиция «Воскресенье» («Самый лучший день») явилась переработкой Beautiful Sunday Daniel Boone

В музыкальном произведении М. Таривердиева «Ноктюрн», записанным «Поющими гитарами», прекрасно слышны красота голоса и отличные вокальные данные солистки того времени Елены Федоровой.
Песня «Ты уходишь, как поезд» (сл. Е. Евтушенко) и «Ноктюрн» были включены в вышедший в 1968 году фильм «Любить».

А музыкальная обработка А. Васильева мелодии The Shadows – Man Of Mystery, названная «Цыганочка», вошла в знаменитый фильм Глеба Панфилова «Начало».

Всенародным шлягером стала песня «Поющих гитар» под руководством А. Васильева «Неприметная красота», которую в ансамбле исполняла восходящая звезда эстрады Ирина Понаровская.

Визитной карточкой группы стала песня «Ленинград» в обработке А. Васильева, с которой знаменитый коллектив начинал свои выступления, и ей же заканчивал.

Таким же шлягером была знаменитая композиция «Если любишь ты», написанная Юрием Антоновым в период работы в группе. (исполняют «Пощие гитары», 2004 г.).

В 1974 году популярная группа записывает свой знаменитый реквием «Саласпилс», где автором слов стал известный поэт-песенник Яков Голиков, а исполнителями — Е. Броневицкий, А. Федоров, И. Понаровская.

Анатолий Васильев не только организовал суперпопулярную группу и руководил ею, делал становившиеся хитами аранжировки,но и первым в России поставил рок-оперу «Орфей и Эвридика», пригласив в качестве композитора А. Журбина. Правда, произведение именовалось зонг-оперой, так как в то время слово «рок» у чиновников СССР вызывал негативные эмоции.Эта опера имела ошеломляющий успех и занесена в Книгу рекордов Гиннесса, как произведение, сыгранное максимальное количество раз одним коллективом «Поющие гитары». На момент занесения в 2003 году группа исполняла мюзикл 2350-й раз! А исполнитель партии Харона Богдан Вивчаровский также был удостоен чести быть записанным в знаменитую Книгу, как певец, длительное время (более 30 лет) исполняющий одну роль. Другие исполнители: Альберт Асадуллин (Орфей), Ирина Понаровская (Эвридика), Ольга Левицкая (Фортуна).
Анатолий Васильев создал то, что не всегда удавалось, да и удается другим музыкантам. Имея отличный музыкальный вкус и мастерство, Анатолий Николаевич так подбирал репертуар своего ансамбля, что все его песни становились шлягерами, которые слушатели помнили, да и сейчас помнят, как любимые произведения.

Источник: https://mrvorchun.livejournal.com/4198701.html

Поющие Гитары

Первый в истории отечественной популярной музыки профессиональный коллектив, давший имя всему жанру ВИА и послуживший образцом для многочисленных последователей и эпигонов.

«ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» появились на свет в середине 60-х годов, когда Анатолий Васильев (выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, в прошлом известный джазмен, а в 1957-65 гитарист ансамбля «ДРУЖБА» под управлением Александра Броневицкого) решил реализовать свой интерес к поп-музыке и приблизить советскую эстраду к западным стандартам. Будущих участников группы он отбирал как среди выпускников музыкальных училищ, так и из числа самодеятельных музыкантов. Отказавшись — после недолгих колебаний — от использования традиционного эстрадного крунера Анатолия Королева, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» (Анатолий Васильев — гитара, вокал; Евгений Броневицкий, бас, вокал; Владимир Калинин — гитара, вокал; Лев Вильдавский, фортепиано; Галина Баранова — вокал и Сергей Лавровский — барабаны) опробовали свою программу на посетителях черноморских турбаз, а в ноябре 1966 официально представили ее на одной из наиболее популярных площадок города — в Механическом институте. Успех убедил молодых музыкантов, что они на верном пути.

Программа «ПОЮЩИХ ГИТАР» на этом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, в том числе Андрея Петрова, а также BEATLES и других звезд бит-музыки, а их сильными сторонами были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен.

Читайте также:  Юлия валеева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Следующие полтора года шло интенсивное формирование репертуара группы и ее состава: Галину Баранову сменили последовательно Татьяна Калинина и Елена Федорова, добавились второй клавишник Олег Мошкович и трубач Эдгар Бернштейн; из «ЛЕСНЫХ БРАТЬЕВ» в начале 1968 пришел певец Александр Федоров, место Вильдавского летом 1968 занял пианист и аранжировщик Альгис Паулавичус.

В 1968 московская фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку ансамбля — фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» предстали не столько как «поющие», сколько как «играющие»: ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере SHADOWS и VENTURES и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит Сумерки.

Летом 1969 место Мошковича (позже работал в ВИА «ВЕСЕЛЫЕ ГОЛОСА») занял клавишник и певец Юрий Антонов, песни которого (Для меня нет тебя прекрасней и др.) помогли «ПОЮЩИМ ГИТАРАМ» существенно обновить свой репертуар; вокальную группу пополнили Валерий Ступаченко и Богдан Вивчаровский (экс-«ДРУЖБА»).

Изменение политического и культурного климата в СССР на рубеже 60-70-х годов отразилось и на «ПОЮЩИХ ГИТАРАХ». Группа больше не записывалась и не выступала в столицах, месяцами гастролируя по провинции. Состав продолжал меняться: в 1970 «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» один за другим оставили Паулавичус, Антонов и Лавровский (последний организовал откровенно конформистский ВИА «КАЛИНКА»).

Тогда же в группе появился сильный клавишник Григорий Клеймиц, а из ВИА «РОВЕСНИКИ» пришла мощная ритм-секция (Юрий Иваненко — бас, и Юрий «Помидор» Соколов — барабаны).

В творческом отношении это был далеко не лучший период в их истории: единственным интересным номером в репертуаре группы стала кавер-версия песни Саласпилс самодеятельных «АРГОНАВТОВ» в интерпретации аранжировщика «ПОЮЩИХ ГИТАР» Эдуарда Кузинера.

В целом в этот период «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» все дальше отходили от первоначальной концепции — исполнять собственную или оригинально обработанную музыку.

Репертуар с течением времени заполнили конъюнктурные и безликие поделки многочисленных ремесленников от эстрады, стремившихся заработать на интересе молодежи к новому жанру.

В сущности, именно «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» дали образец того, как элементы рок- и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для сотен ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.

Сохраняя — чисто формально — внешние признаки рок-группы (инструментарий, состав, усиление звука, коллективный вокал, некоторые аранжировочные приемы), большинство ВИА едва ли представляло интерес с художественной точки зрения.

Стремясь уйти от рутины и собственных штампов, «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» в середине 70-х годов обратились к крупным формам, поставив вернувшие им успех первые в отечественной истории зонг-оперы «Орфей и Эвридика» (1975, музыка Алексея Журбина, либретто Юрия Димитрина) и «Фламандская легенда» (музыка Романа Гринблата, либретто Димитрина и Юлия Михайлова Кима). Для участия в театральных постановках состав группы был радикально обновлен: пришли вокалисты Альберт Асадуллин, Валерий Цакадзе и Ирина Понаровская, гитаристы Семен Шнейдер и Валерий Бровко, бас-гитарист Владимир Васильев и барабанщик Аркадий Герштейн. «Орфей и Эвридика» была записана на пластинку и вышла двойным альбомом (1980).

К началу 80-х годов популярность «ПОЮЩИХ ГИТАР» значительно упала.

Следующий театральный опыт (мюзикл «Скачки») оказался неудачным, уход ведущих исполнителей и хроническая текучесть состава пагубно отразились на художественном уровне спектаклей, попытка вернуться на сцену с песенной программой тоже не добавила группе популярности.

В начале 80-х свое детище покинул и сам Васильев. В 1986 ансамбль (уже с новым художественным руководителем А.

Федченко) поставил собственную версию рок-оперы Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского «Юнона и Авось», а в 1988 на базе «ПОЮЩИХ ГИТАР» был создан музыкальный театр «Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т. п.). Первым опытом в этом новом качестве стала русскоязычная версия рок-оперы Эндрю Ллойд-Уэббера и Тима Райса «Jesus Christ Superstar» (1989).

Многие участники группы позже добились индивидуального успеха как певцы, композиторы, аранжировщики и дирижеры (Ю. Антонов, А. Асадуллин, И. Понаровская, А. Паулавичус, Г. Клеймиц, В. Бровко и др.).

Весной 1997 «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» неожиданно для многих воссоединились и дали серию с воодушевлением принятых публикой концертов со своим репертуаром тридцатилетней давности.

Источник: http://facecollection.ru/people/pouschie-gitary

Виа «поющие гитары» отметил 50-летие в петербурге

Легендарному ВИА «Поющие гитары» исполнилось 50 лет. Участникам ансамбля не  пришлось собираться, как другим коллективам, для того, чтобы отметить юбилей разовой акцией, им не надо воссоединяться для этого — они и сегодня активно работают, гастролируют. На афишах у них по-прежнему пишут: «Живой звук». «Поющие» не поют «под фанеру».

В честь юбилея  знаменитому коллективу доверили произвести полуденный выстрел из пушки Петропавловской крепости (самая громкая визитная карточка Санкт-Петербурга, традиция, которой уже более 150 лет).

На фестиваль Джаз-Коктебель приехали музыканты из 15 стран

Концертный зал «Колизей Арена» на Невском проспекте был полон. «Нам 50, мы вместе!!!» — так назвали концерт. «Мы — «фантики», приехали из Москвы, у нас ведь не будет концерта наших любимых «Поющих гитар», — говорили в кулуарах фанаты.

— Спасибо, что вы помните и любите нас! — первым обратился к зрителям основатель ВИА Анатолий Васильев  — с экрана (он болен, находится дома, но весь концерт был на связи с товарищами). «Ура Васильеву!» — кричали из зала.

Первый в СССР профессиональный вокально-инструментальный ансамбль появился в Ленинграде в 1966 году. Родился под крылом «Ленконцерта». «ВИА из Ленинграда» — так называли их. Художественным руководителем стал Анатолий Васильев.

Выпускник дирижерско-хорового отделения Ленинградской консерватории, известный джазмен, в 1957-1965 годах — гитарист ансамбля «Дружба» под управлением Александра Броневицкого, решил приблизить советскую эстраду к западным стандартам.

Будущих участников «Поющих гитар» отбирал среди выпускников музыкальных училищ и из числа самодеятельных музыкантов. С ним были Евгений Броневицкий (младший брат Александра Броневицкого), Лев Вильдавский и Сергей Лавровский.

— В 1965 году мы с Анатолием Васильевым и Левой Вильдавским пошли на концерт итальянской группы Marino Marini. Вот тогда мы и загорелись, — рассказывал Евгений Броневицкий на «Деловом завтраке» в Северо-Западном филиале «Российской газеты». — Такого на советской эстраде не было — все играют на инструментах, да еще и поют… Первый концерт в ленинградском Военмехе в 1966 году.

Столько народу пришло! Как будто «Битлз» ждали. Мы не могли пройти в зал, пришлось через дворы проникать… Поем, и вдруг дым откуда-то пошел. Микрофоны отключились. Стали петь без них, один из нас — быстро за рояль. Зрители ропщут. Мы просим их подождать, пытаемся чинить. Настолько страшно было! «Всё, — решил я, — никаких «Поющих гитар»! Ухожу».

Короче, не получился концерт, народ разошелся… Вот такое начало!

Ведущий вечера, народный артист РФ Сергей Новожилов (он присоединился к ансамблю в 1968 году, как чтец, конферансье) объявил: «На сцене — первые участники ВИА «Поющие гитары»: Евгений Броневицкий, бас-гитара, Лев Вильдавский, клавишные (приехал на юбилей из Москвы), Галина Баранова — первая солистка, удивительный альт был у нее, Анатолий Васильев говорил о ней: «Певица с самым толстым голосом».

Читайте также:  Salvador dali - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В Петербурге прошел концерт в поддержку основателя «Поющих гитар»

— Как мы начинали? Собрались пять мальчиков и я, — рассказала  публике Галина Баранова. — Петь практически никто не умел, но все поверили Толе Васильеву, что мы должны создать вокально-инструментальный ансамбль. Начинали с нуля. Аппаратуры не было. Но столько энтузиазма! И поэтому все получилось.

— Первые гастроли были в Крыму. Никто нас тогда не знал. В Ялте стоял рекламный щит, на афише — почему-то цыганка и слова: «Выступает ансамбль цыган «Поющие гитары». А в зале какого-то совхоза было только три бабушки и столько же дедушек.

Как только мы запели, их как будто ветром сдуло… Зато директор совхоза подарил нам два ведра вина, гастроли запомнились! Тысячи разных случаев можно вспомнить, — поделился Лев Вильдавский.

А из зала  им кричали: «Спой, Лёвочка, что-нибудь!», «Спой, Галочка, пожалуйста!».

Затем на сцену вышло второе поколение «Поющих гитар». Василий Борисов (гитара, вокал, в ансамбле с 1971 до 1975 года и с 1997 года по сей день), Владимир Васильев (с 1974 года, клавишные, гитара, вокал, в музыкальной среде его зовут «Царь»), Юрий Иванов (гитара, флейта, 1974- 1976), Виталий Псарев (солист ВИА в 1975 году, ныне — заслуженный артист России).

В 1975 году ансамбль поставил зонг-оперу «Орфей и Эвридика» и в том же году прекратил свое существование как ВИА. Спектакль имел головокружительный успех и был сыгран около двух тысяч раз. Музыка Александра Журбина, либретто Юрия Димитрина.

После 22-летней паузы в 1997 году «Поющие гитары» возобновили концертную деятельность. Это было невероятное событие.

Пришли поздравить ансамбль композитор Олег Кваша и детский ансамбль «ХИТрюшки» (ребят называют крестниками «Поющих гитар»).

— В ДК Ленсовета в 1975 году я 18 раз посмотрел «Орфея и Эвридику». Мои кумиры — Альберт Асадуллин и Ирина Понаровская. И это определило мою творческую судьбу, — признался Олег Кваша.

Исполнили золотые хиты: «Песенка велосипедистов», «Люди встречаются»,  «Толстый Карлсон», «Для меня нет тебя прекрасней…», «Синий иней», «Неприметная красота», «Если выйдешь ты мне навстречу», «Воскресенье», «Соловей»,  «Цыганочка».  Всегда на ура принимают «Сумерки» («Словно сумерек наплыла тень…»), поет их Евгений Броневицкий. Эту песню в 1968 году Анатолий Васильев написал  на стихи Кима Рыжова. Одна из визитных карточек ВИА.

Павел Кашин провел концерт в одной из московских библиотек

Вспомнили тех, кто работал в «Поющих…». Среди них Юрий Антонов, Ирина Понаровская. Вспомнили ушедших из жизни: Сергей Лавровский, Григорий Клеймиц, Ольга Левицкая, Альгирдас Паулавичюс, Юрий Соколов («Помидор»), многие другие…

Александр Розенбаум и Альберт Асадуллин сейчас находятся на гастролях, поэтому прислали видеопоздравления.

— Кто в нашей стране не знает «Поющие гитары»? Ну разве только дети, — отметил Альберт Асадуллин, которого «Поющие» представили: «Наш первый Орфей».

— Мне посчастливилось работать в этом легендарном коллективе, — рассказал Розенбаум. — Вы, конечно, первые, родоначальники жанра. Песни ваши живут до сих пор. Потрясающие ребята! Любимые мои, гордость страны нашей.

Сегодняшний состав «Поющих гитар»

Евгений Броневицкий (с 1966 года, бас-гитара, вокал, аранжировка), Василий Борисов (с 1971 года, гитара, вокал), Владимир Васильев (с 1974 года, клавишные, гитара, вокал), Валерий Кочегуро (с 2003 года, соло-гитара, вокал), Милена Вавилова (с 2004 года, вокал), Аркадий Аладьин (с 2012 года, ударные).

Тем временем

В декабре группа отправляется в юбилейный тур. Посетят Сочи, Даугавпилс, Резекне, Смоленск, Кострому, Великий Новгород, Вологду, Череповец, Ярославль, Минск, Самару, Нижний Новгород, Казань, Чебоксары, Киров, Набережные Челны, Ижевск, Симферополь, Севастополь и другие города. В 2017 году выйдет книга о творчестве ансамбля «Поющие гитары».

Источник: https://rg.ru/2016/11/07/reg-szfo/via-poiushchie-gitary-otmetil-50-letie-v-peterburge.html

Виа поющие гитары

Вокально-инструментальный ансамбль «ПОЮЩИЕ ГИТАРЫ» — первый исполнитель биг-бит и рок-музыки на советской профессиональной сцене, ансамбль, давший название популярному песенному жанру «ВИА».

Основатель и руководитель коллектива — Анатолий Николаевич Васильев. Для того чтобы создать собственный музыкальный проект — эстрадный ансамбль типа популярного тогда итальянского вокально-инструментального квартета «Marino Marini», весной 1966 Васильев уходит из ансамбля «Дружба».

В ансамбль должны были войти две гитары, электроорган и ритм секция — бас-гитара и ударные. Будущих участников группы Васильев собирал из выпускников ленинградских музыкальных училищ и самодеятельных музыкантов. Но обстоятельства сложились так, что популярный эстрадный певец Анатолий Королев, которого А.

Васильев пригласил для участия в новом коллективе, в последний момент отказался уйти из ансамбля «Дружба». Тогда Васильев с остальными близкими ему по духу музыкантами уехал на берег Черного моря на турбазу.

Там, за стол и дом, они по вечерам играли на танцах для отдыхающих, а целые дни репетировали непривычную и по тем временам новую в нашей стране музыку с гитарным ритмом «биг-бит». Музыканты,молодые поклонники «Beatles», «Shadows» и «Ventures», учились слаженно петь и играть сложные гитарные партии.

5 ноября 1966 поющие гитаристы представили свою новую программу на одной из молодежных площадок Ленинграда — в Военно-механическом Институте. Сгоревшая во время выступления аппаратура, кричащий и гикающий молодняк… Кое-как концерт доиграли.

Однако свежесть аранжировок, звучание электрогитар, электрооргана, новизна репертуара были явным плюсом нового коллектива, и этот первый провал не разуверил музыкантов, показал, что они на верном пути.

Доработав программу и аппаратуру, новый коллектив, получивший как-то само собой, совершенно естественным путем название «Поющие гитары», сдал эту программу Художественному Совету и с декабря 1966 начал профессиональную работу в Ленконцерте.

Вот этот первый легендарный состав: Анатолий Васильев (соло-гитара), Владимир Калинин (аккомпанирующая гитара), Евгений Броневицкий (бас-гитара), Лев Вильдавский (фортепиано, электроорган), Олег Мошкович (фортепиано,эл.орган), Сергей Лавровский (ударные) и две певицы — Галя Баранова и Таня Калинина.

Позже на недолгое время в ансамбле появился Ю.Чванов, его сменил Вл.Рубин, тоже на очень короткий срок. В 1968 году в ансамбль пришел, по настойчивому приглашению Е.

Броневицкого из «Лесных братьев» Александр Федоров, пришел, чтобы остаться надолго и всерьез, чтобы составить с Евгением уникальный вокальный дуэт.

И еще через небольшой срок, в 1969 году, в коллективе появился еще один «звездный» участник, тоже надолго и всерьез, и тоже стал любимцем всей страны — это Валерий Ступаченко.

Программа «Поющих гитар» на том первом этапе состояла из инструментальных номеров и гитарных обработок популярных мелодий (Полюшко-поле, Тачанка и т. п.), сделанных Васильевым, песен разных авторов, а также песен «Beatles» и других хитов бит-музыки, а сильными сторонами ансамбля были эффектное вокальное многоголосие и остроумная театрализация многих песен.

Песни советских авторов: А.Островского, А.Колкера, М.Таривердиева, А.Бабаджаняна впервые зазвучали с эстрады в аранжировке для инструментального гитарного состава. Так советская песня на эстраде не исполнялась еще никогда.

Изменилось сценическое поведение артистов, мизансцены.

Привычное ансамблевое пение «плечом к плечу» с одним микрофоном сменилось свободной расстановкой участников — каждый имел свой микрофон, что придавало особую динамику исполнению.

Подбор молодежного репертуара составлял огромную проблему. Союз композиторов о зарождении нового эстрадного жанра в конце 60х мог и не подозревать.

Каким-то Постановлением количество авторских работ, то есть песен, написанных участниками ансамбля, для исполнения на концертах было ограничено. Музыкантам ансамбля приходилось адаптироваться — хитрить, делать свои аранжировки на песни советских композиторов, подправлять гармонию…

Читайте также:  Dakota fanning - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Рассказывают, что один композитор даже не узнал своих сочинений в исполнении «Поющих гитар», но остался вполне доволен — ребята сделали конфетку.

Музыкальные критики тоже оставались довольны, вот что писала «Музыкальная жизнь» в 1968 году:

Первые полтора года шло интенсивное формирование репертуара ВИА и его состава, росла его популярность, известность. Пришли А.Федоров, В.Ступаченко, появился свой профессиональный инженер — звукотехник, он же трубач, Эдгар Бернштейн.

В 1968 московская фирма «Мелодия» выпустила первую пластинку ансамбля — фактически первый артефакт отечественной бит-музыки, где «Поющие гитары» предстали не столько как «поющие», сколько как «играющие»: ее основу составили инструментальные пьесы Васильева в манере «Shadows» и «Ventures» и несколько вокальных номеров, в том числе их первый хит «Сумерки».

В 1969 из аккомпанирующего ансамбля Виктора Вуячича в «Поющие Гитары» пригласили клавишника и певца Юрия Антонова.

Антонов в близкой по духу среде музыкантов ансамбля быстро проявил себя как композитор — «О добрых молодцах», «Если ты любишь», «Стой, не стреляй солдат», «Аэропорт», «Стефания Сандрелли»,- эти песни сразу обрели всесоюзную известность. Первая работа Антонова в ансамбле как певца — это венгерская песня «Люди встречаются».

Но, к сожалению, уже в начале 1970 из-за проблем с руководством Ленконцерта Антонов вынужден был уйти из ансамбля. Последнюю свою песню,написанную в ансамле, Юрий Антонов на прощание подарил Евгению Броневицкому. Это был нотный листочек со строчкой мелодии и гармонией под нотами.

Евгению песня очень понравилась, на одном дыхании он сделал оркестровку, сочинил красивейшее гитарное соло… В песне было два куплета слов, третий дописал питерский гитарист Михаил Беляков. Так вышел национальный суперхит — «Нет тебя прекрасней», гениальная работа композитора Юрия Антонова.

C 70 года, с приходом в коллектив новых профессиональных музыкантов -Григория Клеймица, Юрия Соколова, Юрия Иваненко и Василия Борисова,- начался самый продуктивный период в работе ансамбля, продолжительные гастроли по стране и за рубежом, концерты в больших престижных залах Ленинграда и Москвы, записи на телевидении. Попытки давления и контроля за репертуаром продолжались. Одно время ансамблю запретили сольные выступления, понизили концертную ставку, филармонические чиновники боялись потерять кресло, но выступления ансамбля делали кассовый план, и это оправдывало для чиновников любой риск.

В сущности, тогда «Поющие гитары» дали образец того, как элементы рок — и поп-музыки могут быть использованы в аранжировках традиционного песенного материала. Коллектив создал универсальную формулу для тысяч советских ВИА, появившихся в конце 60-х и первой половине 70-х годов.

Весной 1975 года, когда «Поющие гитары» были на гребне популярности, Анатолий Васильев неожиданно решился на уникальный эксперимент. Рок-опера.

Коллектив был развернут на 180 градусов, начались репетиции, прогоны, тяжелейший для ансамбля период езды в незнаемое, ведь опыта подобных постановок в стране еще не существовало.

Не существовало и законченного варианта музыки спектакля, вокальные и инструментальные аранжировки делались буквально на ходу, неизбежные переделки и подгонки музыкального, сценического, постановочного материала, всю ту суматоху, суету и неразбериху, которые всегда сопутствуют новому делу, коллектив выносил стоически. И работал концерты, чтобы не умереть от голода.

Летом на сцене Оперной студии Ленинградской консерватории состоялась премьера рок-оперы «Орфей и Эвридика» с Ириной Понаровской и Альбертом Ассадулиным в главных ролях. Опера получила европейский диплом лучшего спектакля года. Но…

Такое изменение творческого направления ансамбля стало причиной прекращения концертной деятельности и скорого распада концертного коллектива и ухода всех его музыкантов.

Музыканты прежних, концертных «Поющих Гитар» стали покидать ставший для них чужим коллектив. Расходились кто куда. Ал.Федоров вместе с О.Левицкой и Вл.Васильевым пришли в группу к Стасу Намину, Е.Броневицкий — в анс.»Дружба», другие ушли в ресторанные ансамбли, предпочтя гастрольным неудобствам работу в родном городе.

Представления оперы были поставлены Ленконцертом на конвейер, за 5 лет — более 1000 представлений! Вслед за «Орфеем и Эвридикой» в 1979 году ставится авангард-опера «Фламандская легенда» (о Тиле Уленшпигеле), сложность музыкального восприятия сделала спектакль «не кассовым», в 1981 году он сошел со сцены. Театральный замах требовал новых опер — в 1982 году выпустили «Гонки», опера просуществовала 3 месяца, а сняли ее из идеологических соображений.

Самым последним в 1985 году свое детище покинул сам Анатолий Васильев. В 1986 коллектив ансамбля поставил свою версию рок-оперы «Юнона и Авось», а в 1988 году сам отказался от названия «Поющие Гитары», организационно переоформившись в Театр «Рок-Опера» с ориентацией на постановку крупных произведений (опер, мюзиклов и т.п.).

А что стало с «Поющими гитарами»?

В 1997 году произошло событие — через 30 лет участники ансамбля собрались для создания юбилейной программы. Зрительный зал Петербургского «Гигант-холла» не смог вместить всех желающих.

На аренду любой площадки нужны деньги, и немалые, но художественный руководитель «Гигант-Холла», народный артист России Григорий Баскин в течение многих лет в качестве ведущего колесил по стране с «Поющими Гитарами», поэтому вопрос с площадкой и рекламой решился как бы сам собой.

Григорий Клеймиц, восстановил десяток, наверное, самых больших хитов «Поющих Гитар». Сказать, что музыканты волновались, значит ничего не сказать. Ведь позади 22 года врозь, по существу, целая жизнь.

Но страхи оказались напрасными, вечер вылился в настоящий триумф, собрались, конечно, самые «бешеные» поклонники «Поющих Гитар», после этого успеха уже невозможно было разойтись снова по своим квартирам, местам работы, по своим углам. Стало ясно, что «Поющие Гитары»нужны людям, что у них есть любящий, «сумасшедший» зритель, что их помнят и со сцены не отпустят…

Так возникло решение о продолжении выступлений «Поющих гитар».

Весной 1997 ансамбль возродился и выступает с неизменным успехом, собирая полные залы в городах России, а также в ближнем и дальнем зарубежье.

Причём на концерты «Поющих» приходят не только те, для кого 'Песня о добрых молодцах» или «Толстый Карлсон, смешной чудак… » — воспоминание о далёкой молодости, но и совсем юные зрители.

Второе восхождение «Поющих» на эстрадный Олимп не было усыпано цветами. Начинать приходилось с маленьких площадок и не самых престижных залов. Но самое обидное, что труднее всего доказывать свою состоятельность не зрителям, а клеркам современного шоу-бизнеса. Несмотря на аншлаги и хвалебные рецензии, многие телепрограммы для ансамбля по-прежнему закрыты.

30 декабря 2002 ВИА «Поющие гитары» выступили в Андреевском зале Большого Кремлевского Дворца, где президент России В.В.Путин собрал на торжественный ужин весь цвет политических и культурных кругов страны… Но тем не менее на концерте «Песня года» страна опять не увидела «Поющих гитар», как впрочим, не увидила ни одного своего легендарного ВИА.

источник

Источник: https://s30133396333.mirtesen.ru/blog/43326710813

Ссылка на основную публикацию