Ибн сина (авиценна) – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Ибн Сина (Авиценна) биография кратко и интересные факты

Ибн Сина краткая биография и интересные факты из жизни средневекового персидского ученого, философа и врача, представителя восточного аристотелизма изложены в этой статье.

Авиценна краткая биография

Ибн Сина, латинизированное имя  которого Авиценна, родился в 980 году в селе Афтана. Свое первое образование он получил путем изучения богословия. Позже будущий ученый увлекся светскими науками – математикой, медициной и философией. Уже в возрасте 20 лет Авиценну знали как известного ученого.

После того как пали Сасниды в его родной стране, Ибн Сина путешествовал по дворам персидских князей, служа придворным лекарем. Он пользовался авторитетом среди европейских коллег-врачевателей.

Итогом его врачебной деятельности стала фундаментальная работа, энциклопедия по медицине в 5 томах — «Канон медицины».

Она вмиг стала популярной и переводилась на иностранные языки, на латыни он переиздавалась целых 30 раз.

Опасаясь стремительно развивающейся популярности Авиценны, мусульманские богословы все время пытались уличить его в атеизме и ереси. Кроме медицинского труда он писал естественно-научные и философские трактаты, стихи на фарси и на арабском языке. Основной темой его творчества были гимн просвещению, вечность материи, гимн науке.

Ибн Сина оказал огромное влияние на классическую иранскую, узбекскую, арабскую и еврейскую средневековую литературу. Самой знаменитой его повестью была повесть «Живой, сын Бодрствующего». Некоторые исследователи утверждают, что она влияла на создание Данте «Божественной комедии». Умер великий ученый в 1037 году.

Авиценна интересные факты

Родной язык Ибн Сины — фарси-дари. Это язык местных жителей Средней Азии. На нем философ и ученый писал газели – восточные четверостишья. Он говорил, что писал их для себя, для души.

Уже в возрасте 10 лет он понял, что в школе делать ему уже нечего. Авиценна полностью овладел арабским языком и фарси, грамматикой, стилистикой, поэтикой. Он обучался в гуманитарном классе. И это мальчик еще не начал изучать математику и медицину. А когда он приступил к их изучению, понял, что медицина – это легкая наука и что до 16 лет он освоит ее полностью.

В 10 лет мальчик знал священную книгу Коран наизусть.

Ибн Сина является создателем кружка, который назвал Академией Мамуна.

Авиценна  открыл процесс перегонки эфирных масел.

Был придворным врачом саманидских эмиров и дайлемитских султанов, некоторое время был визирем в Хамадане.

За свою жизнь он написал больше 450 книг. Из них 29 о науке, а вот остальные о философии и медицине. Но до наших дней дошли только 274 его трудов.

Источник: https://kratkoe.com/ibn-sina-avitsenna-biografiya-kratko-i-interesnyie-faktyi/

Авиценна биография

Авиценна (Ибн Сина) был одним из самых выдающихся философов «золотого века» ислама.

О ранних годах жизни Авиценны известно немного. О нём до нас дошла лишь скудная информация из автобиографического труда его ученика Джузьяни. И, поскольку других свидетельств не существует, все описания жизни Авиценны основываются на этой автобиографии.

Согласно ей, Авиценна родился около 980 г. н. э. в Афсане, деревушке неподалёку от Бухары, в семье Сетарег и Абдуллы. Мать его была уроженкой Бухары, отец же, почитаемый исмаилистский учёный, происходил из г. Балх в Афганистане.

Когда в семье появился Авиценна, отец его был управляющим в одном из поместий Мансура ибн Нуха из династии Саманидов.

Жадный до знаний, Авиценна обладал незаурядным умом и способностями к наукам. К десяти годам он знал наизусть Коран, а к четырнадцати превосходил своего учителя по элементарной логике. Мальчик искал новые знания, где и у кого только мог. Индийской арифметике он обучается у индуса-торговца, а позже углубляет свои знания по этому предмету с помощью бродячего философа.

После этого Авиценна усердно занимается самообразованием, читая труды эллинистических авторов. Он также изучает исламскую юриспруденцию и учение ханафистской школы.

И именно в это время он сталкивается со сложностями понимания работы Аристотеля по метафизике.

Юноша учит труд наизусть, но истинный смысл его так и остаётся непонятым, пока, в один прекрасный день, к Авиценне не приходит озарение.

В возрасте шестнадцати лет Авиценна сосредотачивает свои усилия на медицине. Этот предмет он изучает не только теоретически, но и активно занимается практикой. Ему удаётся обнаружить новые пути в лечении больных. По его словам, медицина куда проще, чем метафизика и математика.

В Бухаре с Авиценной происходит интересный случай, когда он вылечивает припадок султана, в то время как это оказалось не под силу всем придворным лекарям. Авиценна же с лёгкостью справляется с неведомой, но опасной болезнью.

За его успехи в медицине и удачное лечение эмира, Авиценне дают доступ в библиотеку династии Саманидов. Библиотека открывает перед ним дверь в удивительный мир наук и философии, предоставляя в его распоряжение труды выдающихся учёных и классиков.

Но длится это недолго: враги династии сжигают библиотеку дотла, обвиняя в этом трагическом происшествии Авиценну. Потрясённый таким поведением своих недругов, Авиценна оставляет науку и помогает своему отцу на поприще ведения хозяйства.

Писать Авиценна начинает в 21 год. Его многочисленные ранние работы посвящены вопросам логики, этики, метафизики и проч. Труды, в основном, были написаны на арабском и персидском языках.

После смерти отца и падения династии Саманидов в 1004 г., ему предлагают должность при дворе Махмуда из Газни. Но это предложение Авиценна не принимает, а вместо этого отправляется на запад, в Ургенч – город на территории современного Туркменистана.

Там он за гроши работает у местного визиря. Но денег на жизнь не хватает, и Авиценна перебирается с одного места на другое, от Нишапура до Мерва и до самых границ Хорасана.

После бесконечных странствий, он, наконец, встречает в Гордане, подле Каспийского моря, друга, который пускает его в свой дом и предлагает взять учеников, чтобы обучать их логике и астрономии. Самые известные работы Авиценны будут написаны именно в Гордане. С этим местом связан и один из самых значимых его трудов, «Канон врачебной науки».

Труд этот состоит из пяти томов, каждый из которых посвящён отдельным предметам. Авиценна уделяет внимание всему, от инфекционных заболеваний до венерических. Первый и второй тома книги посвящены физиологии, патологии и гигиене, третий и четвёртый – лечению заболеваний, а в пятом томе описываются составы и способы приготовления лекарств.

Снискав себе славу своими трудами, Авиценна, наконец, оседает в Рае – городе неподалёку от современного Тегерана. Номинальным правителем этих мест является Маджд Аддаула, сын последнего амира династии Бувайхид, а то время как фактически всем в государстве заправляет его мать, Сейеде Хатун.

Здесь Авиценна закончит около трёх десятков своих трудов. Однако его пребывание в этих местах вскоре подходит к концу, из-за ссоры между Мадждом Аддаулой и Шамсом аль-Даулой (его младшим братом).
Какое-то время Авиценна проводит в Казвине, но после отправляется на юг в Хамадан, которым правит Шамс аль-Даула. Там он становится фельдшером, дослужившись со временем до звания визиря.

Однако у Авиценны возникают разногласия с местным эмиром, и тот отдаёт приказ изгнать неугодного лекаря из провинции. Лишь после эпидемии, угрожавшей жизни многих, Авиценну восстановят в правах лечить других. Сорок дней своего изгнания лекарь проводит в доме шейха Ахмеда Фазеля.

После смерти эмира, Авиценна бросает пост визиря и скрывается в доме местного аптекаря, где принимается за написание новых трудов.

Он отправляет письмо Абу Яфару, управляющему городом Исфаханом, намереваясь послужить на благо местных жителей. Однако эта просьба обернётся серьёзной войной между новым эмиром Хамадана и правителями Исфахана. Авиценну заключают в крепость.

После окончания войны, Авиценна снова возвращается на службу к новому эмиру Хамадана, но вскоре, изменив внешность, сбегает из провинции.

Почти всю свою оставшуюся жизнь Авиценна проведёт при дворе Мухаммада ибн Рустама Душманзияра, правителя династии Какуидов. Он становится его придворным лекарем, и занимет пост главного советника по вопросам литературы и науки во время многочисленных военных кампаний.

Последние свои годы Авиценна посвящает изучению литературы и филологии. За всю свою жизнь Авиценна написал множество работ по философии, науке, медицине, астрологии, астрономии: “Kitab al-shif” («Книга лечения»), “Kitab al-najat” («Книга освобождения»), “Reslafieb alakam al-nojum”, «Канон врачебной науки» и проч.

Последний период жизни Авиценны омрачает хроническая болезнь, которая с годами становится только хуже. Сердце его остановилось в июне 1037 г. в священный месяц Рамадан. На тот момент ему исполнилось пятьдесят восемь лет.

Похоронили Авиценну в иранском городе Хамадан.

Этот персидский философ, представитель «золотого века» ислама, написал книгу «Канон врачебной науки».

Источник: https://obrazovaka.ru/avicenna.html

Бессмертный Авиценна, или Чем знаменит «метод Сина»?

Его жизнь, овеянная множеством легенд, описана не одним десятком исследователей. Благо, что в помощь им, предчувствуя такой интерес к собственной персоне, он без ложной скромности изложил свои первые тридцать лет в автобиографии, что было совсем не характерно для придворных ученых того времени, концентрировавших свои умения на жизнеописаниях монархов.

Уроженец священной Бухары и сын сборщика податей, а впоследствии визирь, государственный преступник и вечный скиталец является автором более 450 трудов, из которых до нас дошли лишь 274.

Хотя вечная слава Авиценне была бы гарантирована даже, если б сохранилось только одно его фундаментальное творение — «Канон врачебной науки», которое до XVII в. являлось основным медицинским руководством как на Востоке, так и на Западе.

Показательно то, что после изобретения в Европе печатного станка «Канон» напечатали сразу вслед за Библией.

Так или иначе, за неполные 57 лет Авиценна преуспел в 29 отраслях знания, а его вклад в развитие врачебной науки трудно переоценить. Недаром, согласно распространенной версии, термин «медицина» произошел от латинизированного «мадад Сина» (в переводе — исцеление от Сина) или от сокращенного «метод Сина».

Авиценна не оканчивал специализированных академий, но уже к семнадцати годам, благодаря практическому опыту, накопленному путем преодоления суровых средневековых запретов, стал личным врачом бухарского эмира и получил право пользоваться знаменитой дворцовой библиотекой. В 18 лет он переписывается с крупнейшими учеными Востока и дискутирует с ними по вопросам физики, философии и астрономии.

За 800 лет до открытия Луи Пастером вирусов-возбудителей Авиценна предположил, что некоторые лихорадочные заболевания вызываются «мельчайшими существами».

Он первый обратил внимание на заразность оспы, определил различие между холерой и чумой, ввёл термин эпилепсия, описал проказу и желтуху, проанализировал причины, симптомы и способы лечения менингита, язвы желудка и других, аргументировал гипотезу о том, что многие болезни возникают под влиянием негативных эмоций.

Ибн Сина разработал целое учение о диагностике по пульсу: «Пульс может быть волнообразный и веретенообразный, двухударный, долгий, дрожащий, короткий, малый, медленный, муравьиный, мягкий, напряженный нервный, низкий, пилообразный, полный, пустой».

На этот счет легенда гласит, что когда у бухарского купца тяжело заболела дочь, все врачи и табибы оказались бессильны, никто не мог понять причины болезни. Тогда купец пригласил Авиценну, который взял девушку за запястье и стал перечислять улицы Бухары. Затем попросил принести список имен тех, кто жил на определенной улице.

При упоминании одного из них лицо девушки порозовело. Так по пульсу ученый узнал имя возлюбленного, о котором она боялась рассказать отцу, так как он никогда не согласился бы на их брак. Именно эти переживания и привели её на грань смерти.

Купцу ничего не оставалось, как благословить влюбленных, а люди вновь восхитились талантом Авиценны.

Другое предание рассказывает о том, как ему удалось определить душевную причину телесного истощения одного юноши.

Произнося ряд слов, по изменению пульса он зафиксировал, какие из них провоцируют аффект, вызвавший заболевание.

Это был первый в истории случай психодиагностики, так как учение ибн Сина о воздействии аффективных состояний на глубинные органические процессы античность еще не знала.

Помимо этого Авиценна определял недуг по цвету кожи и мочи больного, прописывал лечение цветом в зависимости от характера заболевания и душевного состояния больных. В составленном атласе им описана зависимость между цветом, темпераментом и здоровьем человека.

Авиценна мог диагностировать и излечивать 2000 различных недугов. Сегодня известно около 5000 болезней, но современные врачи зачастую ограничиваются лечением их последствий, избавлением от симптомов. Применяемые медикаменты разрушают иммунитет и сопротивляемость организма.

Тогда как ибн Сина еще в средние века серьезно задумывался над восстановлением природного баланса.

Он утверждал, что внешне проявившаяся болезнь обязательно имеет внутренние причины, а симптомы свидетельствуют о действии собственных сил организма, проявляющих эти признаки, и искал способы их стимулирования к борьбе с недугом.

Большое внимание ибн Сина уделял физическим упражнениям, называя их самым главным условием здоровья. На следующее место он ставил режим питания и сна.

Он писал, что «основное в искусстве сохранения гармонии — это уравновешивание необходимых факторов: уравновешенность натуры; выбор пищи; очистка от излишков; сохранение телосложения; улучшение того, что вдыхается через нос; приспособление одежды; уравновешенность физического и душевного движения».

В Исфахане Авиценна основал обсерваторию и одним из первых доказал подвижность апогея Солнца. А для уточнения измерений применил оригинальный метод, который впоследствии стал известен как «принцип Нониуса» — по имени португальского ученого, заново открывшего этот метод только в XVI веке.

Читайте также:  Мария виноградова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Еще при жизни ибн Сина был удостоен таких высоких титулов, как Худжа-тул Хакк (доказательство или авторитет истины), Шейх-ур-Раис (глава мудрецов), Хаками бузург (великий исцелитель), Шараф-ул-Мулк (слава, гордость страны).

Авиценна умер в дороге, оставив завещание, в котором велел раздать все свое имущество бедным, а слуг отпустить на волю.

Люди отказывались верить тому, что врач, которому всегда удавалось справиться с болезнью и вернуть к жизни тех, кому уже не суждено оставаться на этом свете, не сумел вылечить самого себя.

Так родилась легенда о том, что ибн Сина приготовил сорок лекарств, которые должны были воскресить умершее тело, и велел ученику после смерти оживить его, применяя их в определенной последовательности. Вскоре ученый умер, и тот приступил к врачеванию.

Снадобья оказывали необычайное действие — тело становилось все более юным, казалось, учитель вот-вот проснется и заговорит. Это глубоко потрясло юношу. И только он стал подносить к телу сороковой бальзам, как из-за сильного волнения не смог удержать в руках сосуд с чудесным составом. Эликсир выскользнул из дрожащих рук и разбился…

И пусть Авиценна в своих рубаях признался в том, что так и не смог найти способ избежать смерти, его имя и слава о нем обрели бессмертие. Спустя 500 лет его труды изучали и цитировали Леонардо да Винчи и Андрей Везалий.

В фантастическом плане о нем упоминается в «Божественной комедии» Данте и «Валенсианских безумцах» Лопе де Вега. В его честь Карл Линней назвал род растений семейства Акантовые — Авиценния. Его именем названа малая планета 2755 Avicenna.

В 2006 году пик Ленина на Памире переименован в пик Абу Али ибн Сина.

Место захоронения Авиценны было известно всегда, и до сих пор к его могиле приходят толпы паломников, которые верят, что даже одно прикосновение к надгробию способно исцелить от любых болезней.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/biographies/articles/27391/

Великое слово и доброе дело Авиценны

Дорогие читатели, говоря с вами о здоровье, я часто обращаюсь к опыту авторитетных специалистов в области медицины.

Вот и сегодня хочется поделиться с вами интересными и полезными фактами из жизни величайшего средневекового целителя Авиценны.

Его полное имя, в адаптированной транскрипции с персидского языка, звучит так: Абу Али Хусейн ибн Абдуллах ибн аль-Хасан ибн Али ибн Сина. Хорошо известен он и под коротким вариантом восточного имени: Ибн Сина.

Для нас его наследие важно тем, что многие труды, а если точнее, то 274 из 450 написанных, дошли до наших дней. То есть об учении Авиценны мы знаем не из поздних пересказов, как это случилось с рядом более древних исследователей, а из первоисточника.

Медицина – метод Сина?

Нам он наиболее интересен именно как выдающийся исследователь, просветитель и практик в области охраны здоровья.

Но, как и многие его образованные современники, Ибн Сина был энциклопедистом, оставил нам глубокие мысли, научные труды в почти трех десятках разных областей познания. Это философия и музыка, астрономия и механика, химия и педагогика, ряд других наук.

Детство и юность гения

Авиценна прожил долгую по тогдашним меркам жизнь. Родился 16 августа 980 года в селении Афшана, что располагалось недалеко от Бухары. Окончил свой земной путь в 1037 году.

Бухара конца X и начала XI веков была оживленной столицей государства Саманидов. Роскошные мечети и величественные дворцы знати поражали приезжих, коих немало стекалось в этот богатый город.

Но Бухара притягивала не только аграриев, ремесленников, торговцев и путешественников, туда стремился и творческий люд: поэты и философы, архитекторы и музыканты.

Врачей она манила, прежде всего, уникальной дворцовой библиотекой, настоящей сокровищницей средневековых познаний.

Семья нашего героя вскоре после его рождения перебралась в столицу, поскольку его отец был достаточно солидным чиновником. Родители располагали средствами, чтобы дать детям серьезное образование. Авиценна был крайне любознательным отроком, в возрасте 10 лет завершил самостоятельное изучение Корана.

Затем отец пригласил домашнего учителя, он стал заниматься с юным воспитанником математикой и астрономией, философией и законоведением. Но очень скоро ученый старец осознал, что ученик превзошел его в знаниях, и отправился искать других подопечных. Авиценна снова принялся за самообразование.

В четырнадцать лет пришло увлечение медициной. Прочтя все имеющиеся на тот момент медицинские трактаты, Авиценна взялся за лечение больных, не боясь выбирать самые сложные случаи.

Видимо, он был знаком с авторитетным в то время врачом Абу Сахл Масихи, автором трактата «Эмия, или Книга ста глав», который стал самым популярным пособием для эскулапов той эпохи. А Масихи в свою очередь, опирался в своих изысканиях на труды Галена и Гиппократа, величайших врачей древности.

О Гиппократе я недавно рассказывала вам, дорогие мои читатели. Самые важные сведения об «отце медицины» можно найти в статье Гиппократ. Мифы и реалии великой судьбы.

Признание и научные изыскания

Звездный час будущего медицинского светила пришел, когда тяжело заболел Бухарский эмир. Придворные лекари признались, что не в силах помочь главе государства, и тогда к нему призвали Авиценну. 17-летний врачеватель провел успешную терапию, поставил эмира на ноги.

После чего Ибн Сина получил завидную должность личного врача правителя. Но главной наградой для пытливого юноши стало право пользования библиотекой дворца. «Передо мной открылись ворота в такие глубины знания, о которых я и не догадывался», — расскажет он позже в автобиографических записках.

Это было признание и редкий шанс на дальнейший профессиональный рост. К молодому целителю стали обращаться многочисленные ученики, среди которых были даже седобородые старцы.

Но, там, где признание и успех, всегда рядом гнездится черная зависть. Не избежал ее и Авиценна. А вскоре у недоброжелателей появился и веский аргумент для наветов. Во дворце случился пожар, сгубивший бесценные сокровища библиотеки. Виновниками вандализма были кочевники, захватившие на время Бухару, но у врагов Ибн Сины нашлась иная версия.

Юного врача обвинили в поджоге. Логика «обличителей» была убийственной: мол, коварный знахарь таким образом решил лишить своих потенциальных конкурентов возможности овладеть теми же знаниями, что получил он сам.

Беда не ходит одна. Тогда же у Авиценны умер отец. Он принял непростое решение, направился в Хорезм с торговым караваном. Хорезмшах оказался думающим правителем, давал в своем дворце приют выдающимся ученым и деятелям искусства того времени.

Тут Ибн Сина лично познакомился с Бируни и Масихи. Он уже был знаком с их сочинениями, переписывался с этими мыслителями и гуманистами, а теперь получил возможность живого общения.

Они смогли здесь заниматься любимыми науками, писать новые труды.

20-летний Авиценна имел в своем активе несколько написанных книг: по трактовке законов, толкованию этических норм, а также ряда медицинских справочников.

Ибн Сина (Авиценна) вместе с коллегами ставил химические опыты, занимался практикой по механике, астрономическими наблюдениями. И изучал особенности анатомии на трупах вместе с Масихи, хотя и тайно. Скрытность была обоснованной: в те времена вскрытие тел умерших в большинстве мусульманских стран (и даже на Западе) считалось серьезным преступлением, каравшимся смертной казнью.

Скитания и новые открытия

Слава о выдающихся ученых и их открытиях разнеслась по всему арабскому миру и соседним восточным странам. Их пригласил к себе правитель соседнего государства, известный своей жестокостью и коварством султан Махмуд Газневи. На словах он оказывал почтение мудрецам, а на деле, как было хорошо известно, свободомыслящим ученым при его дворе постоянно грозила смертельная опасность.

Потому-то Авиценна в сопровождении Масихи решил бежать подальше от опасного соседства. Но путь к спасению лежал через бесплодную пустыню Кара-Кум. Через пару дней пути их настигла песчаная буря. Путники остались без воды и пищи, да еще и заблудились.

Масихи был уже в преклонном возрасте, он погиб от истощения и обезвоживания. Авиценна чудом уцелел и сумел выбраться из песчаного плена. Но разгневанный султан Газневи потребовал найти беглеца и пообещал награду за его поимку, разослал по окрестным провинциям описание внешности бунтаря.

Авиценне несколько лет пришлось провести в постоянных скитаниях. Он менял внешность, назывался другим именем. Правда, оставалась неизменной главная примета: кормился он врачеванием и делал это весьма искусно.

Каким-то непостижимым образом он продолжал научные разработки и за годы странствий написал более десяти книг.

Наконец, ему посчастливилось обрести крышу над головой и длительный покой. В городке Гордан, что располагался близ Каспийского моря, он нашел настоящего друга. Тот приютил скитальца и позволил брать в дом учеников. Основными науками, которым теперь Авиценна обучает воспитанников, стали астрономия и логика.

Параллельно он занимается любимой медициной, здесь написаны около 30 солидных трактатов. В том числе, большая часть главного труда своей жизни — «Канона врачебной науки».

Но потом безмятежное существование ученого вновь омрачили распри соседствующих государей. Напомним, то были времена так называемой феодальной раздробленности. Небольшие государства создавались, рушились под натиском агрессивных соседей. Происходили бесконечные завоевания, территориальные слияния и распады. Заложниками этих «разборок» становились люди, особенно, такие заметные как наш герой.

Ибн Сина опять вынужден отправиться на поиски лучшей доли. На какое-то время он вновь оседает в Хамадане, где получает возможность заниматься врачебной практикой. И даже совершает карьерный взлет, дослужившись до должности визиря.

Но… Видимо, небеса не уготовали ему судьбу отрешенного от мира мыслителя. Вновь и вновь у свободолюбивого исследователя возникают разногласия с местными властителями. Не стану тут подробно пересказывать перипетии его новых испытаний.

Скажу лишь, что снова пришлось скрываться, переходить с места на место, становясь «яблоком раздора» между местными «восточными царьками». Авиценна был даже на некоторое время пленен и заключен в крепость.

Но и там он продолжал размышлять, анализировать, писать новые книги и совершенствовать созданные ранее.

«Канон врачебной науки»

Этот его пятитомный труд стал на несколько веков настольной книгой для врачей, настоящей медицинской энциклопедией. Причем, и на Востоке, и на Западе. С приходом технологии книгопечатания «Канон врачебной науки» многократно переиздается, по тиражу этот труд уступал лишь Библии.

Исследование состоит из пяти томов, в них тщательно описываются и анализируются самые разные болезни и методики их лечения, а также даются общие сведения о теле человека и науке сохранения здоровья.

Два первых тома «Канона» дают глубокие и обширные знания по вопросам физиологии, гигиены и вероятных патологий. В третьем и четвертом томе подробно расписан алгоритм лечения самых разных недугов.

Заключительный том содержит рецепты приготовления лекарств с детальным описанием состава и процедуры.

Интересно, что и во всевозможных травниках на Руси с давних времен мы находим упоминание имени «Ависен», в них приводятся его рецепты.

Новатор в науке целительства

Авиценну считают родоначальником диагностики по состоянию пульса. Он многое сделал для описания инфекционных болезней и пришел к невероятному для той эпохи выводу о том, что они вызываются патогенными микроорганизмами. Эту его гипотезу научно подтвердить удалось лишь 8 веков спустя, когда французский ученый Пастер лабораторным методом обнаружил эти «злонамеренные» вирусы.

Ибн Сина сделал ряд важных открытий в изучении строения и функций человеческого глаза. Дал немало педагогических советов. Он высказал и предположение о влиянии эмоционального состояния людей на течение болезни. «Нас трое: я, ты и твоя болезнь. Чью сторону ты примешь, тот и победит» — убеждал он пациентов.

Уже при жизни он был признан, обласкан, наделен высокими титулами. Его называли и «Гордостью страны», и «Лидером среди мудрецов», были и иные почетные наименования.

Ушел из жизни Авиценна в иранском Хамадане18 июня 1037 г. Его последней волей было отпустить на волю слуг и раздать все имущество бедным.

Литература, востребованная и сегодня

Немало ценного в трудах Авиценны находят современные врачи. Но не менее интересно его поэтическое наследие. Понимая необходимость популяризации науки о здоровье, средневековый гуманист сделал немало своеобразных рифмованных переложений своих исследований.

И они стали доступными, понятными самым обычным людям. Но, что самое удивительное, многие рекомендации великого врачевателя остаются актуальными и сегодня. Приведу для примера лишь несколько цитат из его поэмы о медицине «Урджуза».

Тем, кого эти строки заинтересуют, советую прочесть поэму полностью, там еще много весьма ценных советов.

Вот что пишет автор о глобальной миссии медицины:

Здоровье сохранять – задача медицины,
Болезней суть понять и устранить причины.

Далее он рассуждает и о влиянии, как бы мы сегодня сказали, экологических факторов: о важности чистоты воздуха и воды, о воздействии небесных светил на наше тело и душу, о важности учета климатических и чисто географических условий, и о многих других факторах и критериях здоровья. Вот как поэт описывает роль космоса в нашей повседневной жизни:

Восходят звезды и горят во мгле,
Лучи их ощутимы на земле.
И солнце, пробегая небесами,
В пути межзвездном зажигает пламя.
Ночной порой, настоянный на звездах,
Колеблется и остывает воздух.
Является зловещая звезда –
И гибнут люди, гибнут города.
Но если звезд благоприятен путь –
Вокруг покой и вольно дышит грудь.

Читайте также:  Пелин карахан - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сегодня весьма актуальными стали сердечнососудистые проблемы. Мы много говорим о слабости сосудов, ищем всевозможные препараты для укрепления их тонуса. Взгляните, что на этот счет говаривал величайший лекарь Средневековья! Может, есть смысл прислушаться?

На всех лекарствах, должных расширять
Сосуды, есть особая печать,
И действуют они, как нож хирурга,
В сосудах пробки растворяя бурно.
В лекарствах тех в избытке теплота:
Средь них чеснок, лук, желчи кислота.

А сколько копий сломано по поводу важности полноценного сна! Параллельно идут дискуссии специалистов по красоте и диетологов, можно ли позволять себе вечерние трапезы. Медийные личности наперебой хвастаются по телевизору и в иных СМИ, что волевыми усилиями запретили себе есть после шести вечера. А глаза при этом голодные и печальные…

А наш сегодняшний герой Авиценна против такого самоистязания. Во всем нужна мера, уверен он. И в продолжительности сна, и в питании. Чревоугодие столь же опасно и противоестественно, как и самоистязание «веригами» голодания. Так что легкие вечерние перекусы давно «амнистированы» очень авторитетным профессионалом, имейте это в виду!

Спишь очень иного – духу повредишь,
Иссякнут силы, если мало спишь.
С пустым желудком спать – одно мученье,
Вмиг одолеет головокруженье.
Спи с головой приподнятой всегда,
Чтоб хорошо усвоилась еда.

Напоследок хочется процитировать другого восточного мудреца, философа и поэта Фирдоуси. Мне кажется, это достойный эпилог к нашему разговору о великом враче и мыслителе Авиценне.

Всё в мире покроется пылью забвения!
Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья:
Лишь дело героя да речь мудреца
Столетья пройдут, не изведав конца.
И солнце, и бури — всё выдержит смело
Высокое слово и доброе дело…

Я благодарю читателя моего блога Любовь Миронову за помощь в подготовке материала.

И для тех, кто хочет узнать об Авиценне еще больше, предлагаю посмотреть видео материал. О нем рассказывает историк Наталия Басовская.

Сырные булочки к завтраку от Гордона Рамзи или НЕбезумное чаепитие с Алисой в Стране чудесРепешок – огромная сила в скромной травкеВосток о здоровье, гармонии души и тела и позитивном настроеИсландский мох. Лечебные свойства. Применение. РецептыАнис – ароматные семена с лечебными свойствамиДевясил – девять целебных сил

Источник: https://irinazaytseva.ru/avicenna.html

Ибн Сина – краткая биография

Ибн Сина Абу Али Хусейн ибн Абдаллах, известный также как Авиценна (это его латинизированное имя) – прославленный арабский врач, философ, последователь Аристотеля, ученый-энциклопедист – родился в селе Афтана неподалеку от Бухары 16 августа 980 г. Жизненный путь Авиценны известен достаточно хорошо, поскольку он сам описал первые 30 лет жизни в автобиографии, затем его дело было продолжено учеником.

Невероятная одаренность Хусейна была заметна уже в детстве. К 10 годам он мог читать наизусть Коран. Отец-чиновник дал ему начальное образование, после чего Ибн Сину отправили в школу для изучения мусульманского законоведения. Несмотря на то, что он был самым юным, к нему, 12-летнему подростку, не считали зазорным обращаться за советом самые старшие.

Немного позднее Хусейн обратился к изучению светских наук: философии, медицины, литературы, математики, истории, астрономии и т.д. И если раньше он занимался с учителями, то с 14-летнего возраста перешел к самостоятельным занятиям.

В 20 лет он считался известным ученым, а как врач прославился еще раньше: уже в 16 лет получил приглашение от эмира Бухары выступить в роли его лекаря.

Когда Бухара была взята тюрками и династия Саманидов пала, в 1002 г. состоялся переезд Ибн Сины в Гургандж, столицу Хорезма, где ему дали прозвище «князь врачей». Перелом в биографии Авиценны произошел в 1008 г.

: знаменитый целитель ответил отказом на приглашение султана Махмуда Газневи служить ему, после чего ему пришлось сменить спокойную благополучную жизнь на многолетние скитания по Табаристану и Хорасану, служить придворным лекарем различных персидских князей.

На протяжении 1015-1023 гг. местом его жительства был Хамадан. Авиценна не только занимался своей непосредственной деятельностью, наукой, но и активно участвовал в политической жизни эмирата, в государственных делах.

Благодарный пациент – эмир Шамс ад-Давла – даже сделал его своим визирем, отчего на Ибн Сину ополчились некоторые влиятельные военные.

Они требовали у эмира умертвить врача, но тот ограничился его изгнанием, хотя скоро из-за болезни вынужден был в спешном порядке разыскивать и дать министерскую должность.

Эмир Ала ад-Давл был повелителем Авиценны последние 14 лет его жизни (1023-1037); знаменитый целитель был не только главным врачом, но и советником, ездил вместе с эмиром в военные походы. В Исфахане его занятия науками всячески поощрялись.

Наследие Авиценны включало более 450 сочинений, посвященных 29 областям научных знаний, среди которых философия, геология, история, грамматика, поэтика, химия и др.

До нашего времени сохранилось лишь немногим менее 300 трудов.

При жизни Ибн Сина не раз выслушивал обвинение богословов в атеизме и еретических мыслях, однако это не могло затмить огромного влияния, которое оказывали его трактаты на умы современников.

Главным философским сочинением Авиценны считается «Книга исцеления», состоящая из разделов, посвященных физике, метафизике, математике и логике. Долгие годы он работал над «Каноном медицины» – медицинской энциклопедией из 5 частей, которая принесла ему мировую славу.

В этом труде им были систематизированы теория и практика врачей Средней Азии, Индии, Греции, Рима; в течение нескольких веков на Востоке и на европейском континенте врачи должны были изучать его в обязательном порядке.

Классическая иранская литература ощутила существенное влияние литературного творчества Авиценны.

Талантливый врач, ученый умер 18 июня 1037 г. от тяжелого заболевания желудочно-кишечного тракта, с которым ему справиться не удалось. Согласно завещанию, его имущество предназначалось бедным, а все рабы должны были быть отпущены. Сначала Ибн Сину похоронили возле городской стены Хамадана, а менее чем через год останки были захоронены в Исфахане, мавзолее эмира.

Источник: http://www.wisdoms.ru/biografiya_avicenna.html

Авиценна (Ибн Сина)

(Абу Али Хусейн Ибн Абдалах Ибн Сина)

(980-1037) великий среднеазиатский врачеватель

Свыше тысячи лет назад в Бухаре жил гениальный человек по имени Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Более знакомо всем его латинизированное произношение – Авиценна.

Кто он был, Ибн Сина? Врачи говорят, что он великий врач. Математики считают его известным астрономом и математиком. Литераторы добавляют, что Ибн Сина к тому же поэт и писатель. Но это еще не все.

Геологи утверждают, что он теоретик геологии. Музыканты считают его теоретиком музыки, а философы – великим мыслителем. И все они будут правы.

Кто же он – вечный скиталец, главный министр, визирь, арестант, брошенный в заключение?

Почему через сто с небольшим лет после его смерти по приказу религиозных фанатиков сжигали философские книги Ибн Сины? А еще через несколько сотен лет в Европе после изобретения печатного станка сразу после Библии напечатали огромные пять томов «Канона врачебной науки». И автор их – Авиценна.

Мусульманские библиотеки бережно хранят его книги, и редким людям разрешено прикасаться к ним. О многих книгах мы знаем лишь понаслышке. Переписчики старательно копировали сочинения Ибн Сины. На печатных станках их множили в разных странах Европы, переводили на разные языки.

Великий мыслитель Авиценна начал писать философские трактаты и стихи еще в Бухаре, где, как предполагают, он родился, и продолжил свое творчество в Западном Иране. Он внес огромный вклад в развитие философии, социологии, литературоведения, поэзии, естествознания, медицины.

У Ибн Сины врагов было гораздо больше, чем доброжелателей и покровителей.

Спасаясь от гнева султана Махмуда и от недремлющего ока его челяди, Авиценна был вынужден, как он уклончиво пишет, «в силу необходимости» бесконечно скитаться, переходя из одного города в другой и из страны в страну. Но везде его ожидали новые превратности судьбы.

Его не раз бросали в темницу и грозили мечом палача. Он скрывался, бродил по пустыне, сидел в заточении, участвовал в походах, занимался государственными делами, снова скрывался, но всегда работал, писал.

Власть разума придавала его произведениям тот пленительный оттенок «жизнерадостного свободомыслия», который так высоко ценится читателями в передовых мыслителях Востока.

Авиценна первым, за шесть веков до Декарта, записал в «Ишарат»: «Я мыслю, и это значит, что я существую».

И этот культ разума, объективно противостоящий всесилию ислама, был проявлением прогрессивной тенденции в сложном мировоззрении Ибн Сины.

Он изучал античную философию по произведениям, которые дошли до того времени в сирийских и арабских переводах, и первого среди философов – Аристотеля. Ибн Сина многое воспринял и из передовой арабской мысли.

Он поддерживал связь и переписывался по научным вопросам со своим современником, гениальным ученым из Хорезма аль-Бируни. Авиценна был человеком высокообразованным. Он сказал новое слово во всех областях, которыми занимался.

За что же его травили при жизни? Прежде всего за то, что он признавал извечность мира, отрицал божественный промысел и все объяснял естественными причинами. Наконец, Авиценна доказывал бессмертие души и отрицал возможность телесного воскрешения. Ученый считал, что мир по своей сущности материален и вечен.

Загробную жизнь он признавал только в чисто духовном смысле. Вселенную же представлял себе как иерархическую цепь, начиная с царства минералов и кончая человеком. Теория универсалий Ибн Сины впоследствии была принята европейской схоластикой.

Нельзя не признать, что обвинители Ибн Сины сумели разобраться и в его иносказаниях, и в его противоречиях.

Он признавал существование бога как первичной абстрактной субстанции, которая хотя и не сотворила мира, но сделала возможным его наличие, бытие. Авиценна верил в Аллаха и не мог в свой век не верить в него.

Но он превратил Аллаха в такую опустошенную абстракцию, которая только существует, но не действует, поскольку извечный мир развивается по своим законам.

Великий ученый спешил сделать как можно больше. Когда ему предложили государственную должность, он, как визирь, посоветовал правителю провести некоторые реформы.

Во-первых, он предложил освободить от налогов крестьян, которые совсем обнищали. Во-вторых, необходимо было, по его мнению, сократить войско вдвое, а освободившихся воинов направить на строительство каналов. И, в-третьих, заложить первые медресе (школы) и дом исцеления (имеется в виду больница).

Но из этого ничего путного не получилось, и Авиценна только вызвал раздражение у придворных. Единственным его занятием была работа.

Главный свой труд «Канон врачебной науки» Авиценна закончил незадолго до смерти.

Пройдет больше восьмисот лет, и только тогда великий Луи Пастер подтвердит гипотезу Ибн Сины о вирусах – невидимых возбудителях болезней, которые живут не только в воде, но и в воздухе.

Ибн Сина первый создал учение о пульсе, разделил такие болезни, как чума, холера, описал проказу, желтуху и сибирскую язву, первым в мире описал строение мышц глаза. Тогда он еще не знал, что его «Канон» вскоре станет медицинской энциклопедией во всех странах мира.

Ибн Сина написал поэму «Урджуза», сутью которой стала медицина. «Она составлена в простом изложении, понятными стихами, так, чтобы было нетрудно ее читать», – писал он в предисловии. По этой поэме даже школьник мог изучать медицину. Он написал также книгу по языкознанию. Она называлась «Язык арабов». Современники говорили, что подобной книги в области языка еще никто не писал.

В последние годы жизни здоровье Ибн Сины ослабело. Когда-то он написал книгу о желудочных коликах. Теперь он сам страдал от этой болезни. Ученый был настолько слаб, что уже не мог принимать лекарства. «Управитель, управляющий мною, бессилен управлять, и ныне бесполезно лечение», – сказал он самому себе.

Ибн Сина умер в полном сознании, и последними словами его были:

От праха черного и до небесных тел Я тайны разглядел мудрейших слов и дел. Коварства я избег, распутал все узлы, Лишь узел смерти я распутать не сумел.

Источник: http://biografiivsem.ru/avitsenna-ibn-sina

Ибн Сина (Авиценна): король медицины

Одним из величайших учёных в истории исламского мира признан врач, философ и поэт Абу Али Хусейн ибн Сина (Абугалисина), в западном мире более известный как Авиценна.

Его считают одним из наиболее авторитетных учёных своего времени не только на мусульманском Востоке, но и во всём мире.

Детство и юность

Ибн Сина родился в 980 году (по Хиджре) в селении Ашфана, расположенном в 30 км от Бухары. С юных лет он удивлял своим талантом и уникальными способностями. В возрасте 10 лет Авиценна уже стал хафизом Священного Корана.

Кроме того, он активно изучал и светские науки, такие как философия, астрономия, литература. Но более всего Ибн Сина преуспел в медицине, которую осваивал самостоятельно. Когда Авиценне исполнилось 16 лет он стал личным лекарем эмира Бухары Нуха ибн Мансура.

Тогда юноша получил доступ к местной библиотеке, в которой активно занялся изучением медицины.

Вклад Авиценны в медицину

Многие труды Ибн Сины о признаках различных заболеваний пережили многие столетия и остаются актуальными и в наши дни. В частности, он рассматривал симптом заболевания в комплексе с другими проявлениями болезней.

Читайте также:  Ксения лаврова-глинка - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Изучение всех имеющихся симптомов, как полагал учёный, способствует определению верного диагноза и назначению лечебных процедур.

К тому же Авиценна разделил все кровеносные сосуды в теле человека на пульсирующие (то есть артерии) и находящиеся в покое (вены).

В своём труде «Канон врачебной науки» он описал более 700 лекарственных веществ, рассмотрев их общие и целебные свойства. Около 150 растений, описанных им, применяются и в современной медицине.

Также в наиболее известном своём трактате описывает признаки и процедуру лечения рака. Кроме того, Ибн Сина приводит симптомы вывихов, ожогов и мелких ранений, а также способы вправления суставов, которые в западной медицине именуют «методом Авиценны».

Именно он вывел различия между холерой и чумой, а также описал проказу.

Работа «Канон врачебной науки» снискала для Ибн Сины мировую известность. Она отличается простотой описания болезней, а также способов их лечения.

Большое внимание Авиценна уделял и профилактике болезней. Именно поэтому он призывал к соблюдению правил личной гигиены, которые прописаны в его труде «О гигиене».

Для поддержания чистоты своего тела Ибн Сина настаивал на необходимости регулярно совершать омовение и остерегаться прикосновения к грязным предметам. В целях профилактики болезней он также рекомендовал постоянно заниматься физкультурой, называя её важнейшим условием здоровья тела.

Ибн Сина описал физические упражнения для людей разных возрастов. Немаловажную роль для укрепления здоровья он отводил режиму питания и сна.

Психология Авиценны

Большую роль учёный сыграл и в развитии психологической науки. Основная идея его воззрений – утверждение о зависимости психологии человека от устройства его тела. Авиценна выделил 4 основных типа характера человека: горячий, холодный, сухой и влажный. Эти виды в современной психологии соответствуют темпераментам.

Изучению эмоций также отводится немаловажная роль в трудах Ибн Сины. Их он рассматривал как оживляющие душу механизмы, оказывающие влияние на тело человека. Эмоции, по его мнению, способны оказывать влияние на индивида, вызывая определённые изменения.

Именно Авиценна первым описал метод психодиагностики, характеризующийся учащением пульса при воздействии внешних факторов. Он провёл и первые эксперименты по психологии эмоций. Суть опыта состояла в том, чтобы кормить двух баранов одинаковой пищей. Но один из них питался в обычных условиях, а возле другого привязывали волка.

В результате эксперимента второй баран похудел и умер. Именно этот опыт стал подтверждением влияния эмоций на организм человека.

Ибн Сина и литература

Многие свои произведения, среди которых «Газели», «Касыды», «Бейты», «Поэма о медицине», Авиценна писал четверостишиями и рубаи. В «Газелях» он пишет:

Примечательно, что в конце этого произведения встречается фраза «уединись, как Бу Али», под которым автор подразумевает Али ибн Абу Талиба (р.а.) – зятя Пророка Мухаммада (с.г.в.) и четвёртого праведного халифа. Тем самым Авиценна призывает последовать примеру великого сподвижника Посланника Аллаха (с.г.в.).

Труды Ибн Сины оказали большое влияние на развитие арабской и персидской литературы. Известный поэт Омар Хайям даже называл Авиценну своим учителем.

Политическая философия

Избрание правителя в мусульманской общине после смерти Пророка Мухаммада (с.г.в.) раскололо умму на суннитов и шиитов. Довольно-таки долгое время этот вопрос был «ахиллесовой пятой» в Арабском халифате и часто приводил к конфликтам. И Ибн Сина не мог его обойти стороной.

По мнению величайшего мыслителя, избрание правителя в мусульманском мире должно стать результатом компромисса между авторитетными людьми.

Как считал учёный, властитель должен обладать следующими качествами: храбрость, наличие организаторских способностей, знание религиозных канонов, справедливость.

Если существующий правитель обладает всеми указанными качествами, то подданным следует ему беспрекословно подчиняться, а если же он им не соответствует или нарушает их, то данная обязанность снимается с людей.

Авиценна писал, что общество – это совокупность людей, имеющих свои уникальные особенности и умения. Любое общество нуждается в сотрудничестве, в противном случае оно может увязнуть в смутах и нестабильности.

Для того чтобы социум развивался, он нуждается в надёжном владыке, который должен блюсти интересы всех слоёв населения и обладать должным авторитетом.

Если же обществу удастся прийти к компромиссу и избрать правителя, соответствующего всем необходимым качествам, то тогда, как утверждал Авиценна, оно будет свободным от смут и мятежей.

Вклад Ибн Сины в мировую науку трудно переоценить, так как его труды, написанные 1000 лет назад, остаются актуальными и в наши дни. Знаменитый учёный стал неотъемлемой частью Золотого века исламской мысли, который подарил миру множество великих умов.

Источник: https://www.islam.global/obshchestvo/nauka/ibn-sina-avitsenna-korol-meditsiny/

Ибн Сина (Авиценна)

Король медицины родился в селе Афшан (современный Узбекистан) 16 августа 980 года.

Вот как он сам пишет:

«Отец мой был из Балха и приехал оттуда в Бухару во дни правления саманида Нуха ибн Мансура и занялся там работой в диване. Ему предоставили управление Хармайсаном, центром одного из бюликов в окрестностях Бухары. Из Афшаны, одного из ближайших селений, он взял себе в жены мою мать по имени Ситара. Там же и родились сначала я, а затем мой брат»

В десять лет выучил наизусть весь Коран. Первым его учителем был его отец, от которого он получил великолепное домашнее образование.

Отец занимал должность чиновника по экономической части и был образованным человеком, что способствовало занятию учебой Ибн Синой с ранних лет. Затем его отдали в медресе.

Юный возраст не помешал процессу обучения, Ибн Сина оказался самым одаренным в школе. Позднее он напишет:

«К десяти годам я изучил Коран и литературную науку и делал такие успехи, что все поражались»

К нему прислушивались не только сверстники, но и учителя.

В то время в Бухаре жил ученый по имени Абу Абдаллах Натили. У него Ибн Сина учился астрономии, геометрии, философии, географии и музыке.

В 994 году он начал учить юриспруденцию у ученого Исмаил аль-Захида.

Потом он начал изучать медицину у талантливого и известного врача Абу-Мансура Камари.

Его успехи были настолько впечатляющие, что имя Ибн Сины уже в подростковом возрасте опережало его самого, ибо в возрасте 16-18 лет он был приглашён во дворец Бухары в качестве лекаря самим эмиром.

В трудах он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приёмам лечения, которые нельзя найти в книгах». Эмир Нух ибн Мансур сильно заболел, и никто из известных врачей не смог помочь ему. Ибн Сина вылечил эмира.

Вот как он сам пишет об этом:

«Однажды эмир заболел, и врачи не могли определить его болезнь. Имя мое было им известно, и они рассказали эмиру обо мне и попросили вызвать меня. Я явился и участвовал вместе с ними в лечении и отличился на этой службе ему»

В награду он получил разрешение на посещение библиотеки дворца. Так как эта библиотека была самой большой и богатой на Ближнем Востоке, это позволило Ибн Сине обогатить свои знания.

Стоит отметить, что Ибн Сина переписывался с Аль Бируни, крупным ученым и мыслителем конца 10 — середины 11 века, который был одним из тех, кто обладал знаниями всех наук того времени, и знаниями относительно «Книги о небе».

Ибн Сина любил учиться настолько, что мало спал и постоянно занимался наукой. В свой биографии он пишет, как ночью включал светильник и погружался в чтение, и так продолжалось пока сон не овладевал им.

Жизнь

В 1008 году судьба распорядилась по своему: он стал скитальцем вплоть до 1015 годов, когда приехал жить в Хамадане.

За свои способности эмир Хамадана Шамс ад-Давл продвигал его по службе, сделав его визирем. В результате Ибн Сина нажил себе завистников, которые с помощью интриг вынудили эмира, изгнать его. Это была плата за активную политическую деятельность. Но не прошло и года, как эмир сильно заболел. Зная, что кроме Ибн Сины нет лучшего врача, разыскал его и вернул во дворец.

Только после этого в свои последние почти полтора десятка жизни с 1023 года до 1037 года, он обрел спокойствие и начал уделять больше времени науке. В этот период он заканчивает главный труд своей жизни – «Канон врачебной науки», который столетиями вплоть до 17 века считался главным медицинским источником.

Всю свою жизнь он исследовал мир и все что вокруг. Изучал как можно больше предметов и наук, чтобы обладать широким кругозором.

Литература, физика, медицина, астрономия, математика — вот неполный перечень областей, в которых он имел серьёзные знания.

Не стоит забывать его познания в религии, ведь Ибн Сина с юношеского возраста удивлял учителей своей феноменальной памятью и сообразительностью.

Жизнь Ибн Сины оборвалась в возрасте 57 лет в 1037 году, 18 июня. Следуя всю жизнь по пути поиска знаний и науки, он так и не смог найти излечение от желудочно-кишечных болезней.

После себя он оставил бесценные для человечества труды и завещание, по которому все его имущество раздали бедным. Сначала он был похоронен в Хамадане, но через некоторое время останки были перенесены в мавзолей эмира (Исфахан).

Его дело продолжили его ученики, благодаря которым мы знаем часть его биографии, в частности ал-Джузджани написал некоторые факты из жизни Ибн Сины.

 

Наследие Ибн Сины

Ибн Сина после себя оставил много трудов, около 450 сочинений. До нас сохранилось лишь чуть больше половины его сочинений (300). Но точно не известно, сколько на самом деле у него было трудов.

Ведь через 100 с лишним лет после его смерти в 1150 году, по приказу багдадского халифа Аль-Муктафи II Лиамриллаhа были сожжены все работы Ибн Сины по философии. Причина сожжения была очевидной. Ибн Сина писал об острых религиозных и политических темах, чем и вызвал подобные действия со стороны властей.

Его идеи порицали и опровергали Мухаммад Аль-Газали, Мухаммад Шахрастани и Фахруддин Рази. Его сочинения оказывали гипнотические влияние на людей. Видимо, некоторые не были готовы принять его рассуждения и считали их опасными для общества.

Но, как-бы то ни было, мир так и не увидит в полной мере его философию. Несмотря на это, другие сочинения Ибн Сины сохранились, и их с почтением изучали богословы.

Научные работы Ибн Сины затрагивали не мало областей: математика, физика, астрономия, химия, филология, философия, теология, геология, история, медицина, грамматика, литература, музыка и т. д.

Конечно же, главный его труд это “Канон медицины” — энциклопедия по медицине, ставшая источником медицинских знаний на пол-тысячелетия во всех европейских университетах.

Наиболее известные книги Ибн Сины: Канон врачебной науки (Аль-Канун фиттибб), Лекарственные средства («Ал-Адвият ал калбия»), Книга исцеления (Китаб аш-шифа), Свод науки о музыке, Книга спасения, Книга знания.

Результаты его трудов по литературе оказали влияние на Омара Хаяма, который назвал его своим учителем.

Несмотря на то, что его философия приводит некоторых читателей в замешательство, в жизни он был человеком верующим и богобоязненным.

По физике Ибн Сина изучал свет и утверждал, что у света есть скорость: «…учитывая восприятие света из-за эмиссии своего рода частиц источником света, скорость света должна быть конечной». По механике изучал теорию движения.

По астрономии оспаривал возможность предсказывания по звездам, а также сконструировал наблюдательный инструмент и изучал движение звезд. По химии изобрел способ перегонки эфирных масел, опроверг идею о трансмутации металлов.

Канон медицины

Канон медицины (Китаб ал-Канун фиттибб) — главный его труд. Это энциклопедия в области медицины раннего средневековья. Он переработал античные знания (Греция и Рим) и практическую медицину Средней Азии и Индии с арабскими достижениями, где теоретически разложил основы врачебного дела.

В книге он рассматривает причины и симптомы болезней, а также правильное питание, инфекции, кровь, желчь, лимфу и т.д. Канон состоит из пяти книг: фармакология, сердце, печень, мозг и зрение. В нем описаны 2600 лекарственных средств. Написан был примерно в 1020 году, хотя, точно не известно. По этому труду велось преподавание в университетах Европы до 17 века.

Когда книгопечатание было на заре распространения, Канон был одним из самых печатаемых книг.

Отрывки из трудов по литературе

Рубаи и бейты Ибн Сины, обрели популярность по всему миру. Их переводят, читают и цитируют.

Море слов сокровенного смысла полно,Этот смысл я читать научился давно.Но когда размышляю о тайнах Вселенной,Понимаю, что мне их прочесть не дано.Спокойно зажил бы, отраду обретя,О, если бы познать, кто я! Хотя бы разПостигнуть, для чего скитаюсь я сейчас?А нет — заплакал бы я тысячами глаз.

С ослами будь ослом — не обнажай свой лик!Ослейшего спроси — он скажет «Я велик!»А если у кого ослиных нет ушей,Тот для ословства — явный еретик!Заклинаю тебя, небо, бога ради, дай ответ:Ты вращаешься, но есть ли в этом смысл какой иль нет?Я в темницу заточен был наветчикам в угоду.И в раздумье погружен, как мне выйти на свободу.По ушедшей молодости траур я ношу теперь.

Почему же ночь приходит в чёрном, не познав потерь?Когда умрём, то все до одного

Познаем, что не знаем ничего.

Источник: https://islam-afisha.ru/peoples/ibn-sina-avicenna

Ссылка на основную публикацию