Илья репин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Илья Репин — биография, личная жизнь, фото

Илья Репин – выдающийся русский художник-живописец. Он был мастером бытовых сцен, умевшим с невероятной точностью передавать настроения своих героев.

За свою жизнь ему удалось создать целую галерею портретов современников. Также кисти Репина принадлежит множество исторических персонажей. Илья Репин является одним из ярчайших представителей русского реализма.

В краткой биографии Репина мы расскажем про самые интересные и значимые события в жизни этого великого художника.

К слову сказать, вам может быть интересна статья «Проклятии Репина», где мы приводим загадочные, роковые и почти мистические совпадения из жизни художника.

Итак, перед вами краткая биография Ильи Репина.

Биография Репина

Илья Ефимович Репин родился 24 июля 1844 г. в Харьковской губернии. Все свое детство он провел в небольшом городе Чугуеве.

Его отец, Ефим Васильевич, был отставным солдатом. Мать, Татьяна Степановна, являлась грамотной и мудрой женщиной.

Детство и юность

В детстве Ильи Репина мать самостоятельно учила детей грамоте, а также часто читала им вслух произведения Пушкина, Лермонтова и Жуковского.

Более того, эта удивительная женщина организовала небольшую школу, которую посещали и крестьянские ребята, и взрослые.

Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. Но все это было на плечах матери будущего гения.

Отец и мать Ильи Репина

Вообще семья Репиных была набожной: там часто читали Библию и прочие священные книги. Поскольку семья была небогатой, матери нередко приходилось шить шубы на продажу.

Однажды в гости к Репиным пришел двоюродный брат Ильи, Трофим Чаплыгин. Он принес с собой акварельные краски и кисти. Это стало отправной точкой в творческой биографии Репина.

Автопортрет 19-летнего Репина, 1863 г.

Дело в том, что когда маленький Илюша попробовал ими рисовать, он пришел в настоящий восторг. После этого любовь к рисованию осталась у него на всю жизнь.

В 1855 г., когда Репину исполнилось 11 лет, родители отправили его учиться в топографическую школу, которую вскоре закрыли. После этого Илья начал трудиться в иконописной мастерской.

Он делал хорошие успехи в написании образов, в результате чего о его таланте узнали не только в Чугуеве, но и за его пределами.

Достигнув 16-летнего возраста, Илья получил предложение на работу в иконописной артели за 25 рублей в месяц.

Интересно, что артельщикам приходилось вести кочевой образ жизни, выполняя заказы то в одном, то в другом городе.

Живопись

В 1863 г. Илья Репин отправляется в Петербург, чтобы показать руководству Академии художеств свои работы. Однако там его рисунки подвергли резкой критике. В частности, юноше сказали, что он не владеет тушевкой и плохо создает тени.

Все это очень огорчило Репина, но не отбило у него желания продолжать заниматься творчеством. В скором времени он начал посещать вечернюю художественную школу.

Илья Репин в молодости

Там он зарекомендовал себя как самого одаренного и преуспевающего художника.

Через год в биографии Ильи Репина произошло важное событие: он поступил в Академию.

Интересно, что его обучение согласился оплачивать один благотворитель Федор Прянишников. Годы, проведенные в Академии, сделали из Репина высококлассного художника.

Позже Илье удалось познакомиться с Иваном Крамским, которого он считал своим учителем. В скором времени Репин был удостоен медали за картину «Воскрешение дочери Иаира».

В 1868 г., находясь на берегу Невы, Илья Ефимович увидел бурлаков, тянущих за собой судно. Это событие оставило неизгладимый след в его душе. В результате, через 2 года им было написано знаменитое полотно «Бурлаки на Волге».

Картина была прекрасно принята искусствоведами, которые восхищались тем, насколько точно Репин смог передать эмоции каждого персонажа. После этого художник стал популярен не только в Петербурге, но и в Москве.

Картина «Воскрешение дочери Иаира» И. Е. Репин, 1871 г.

В 1873 г. Илья Ефимович посетил несколько европейских государств. Интересен факт, что в Париже он познакомился со знаменитым импрессионистом Эдуардом Мане.

Однако его мало привлекал модный в то время импрессионизм. Репин наоборот предпочитал писать картины в стиле реализма. Вскоре он представил свою новую работу «Садко», за которую был удостоен академического звания.

После этого путешествия Илья Репин начал жить в Москве. Именно там он написал знаменитую картину «Царевна Софья». Для того, чтобы как можно лучше изобразить Софию, он перечитал множество документов о ней.

Изначально полотно не было оценено по достоинству, и только Крамской увидел в нем настоящий шедевр. После этого Репин представил несколько своих работ на библейские сюжеты.

В 1885 г. из-под его кисти вышла известная картина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», показанная позже на выставке передвижников. Она получила множество положительных отзывов и сегодня считается одной из лучших работ Ильи Репина.

Картина «Бурлаки на Волге», И. Е. Репин, 1870-1873 гг.

Три года спустя мастер представил свой новый шедевр «Не ждали», на котором ему удалось необычайно точно отобразить эмоции каждого героя. Интересен факт, что художник неоднократно переписывал выражение лица неожиданного гостя, стремясь достичь наилучшего результата.

Стоит заметить, что параллельно с этим Илья Репин написал множество полотен, на которых изображались деревенские пейзажи и домашняя утварь.

Следующая картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» принесла художнику еще большую славу. Для ее написания Илья Ефимович перечитал множество литературы о казаках и Запорожской Сечи, в том числе и «Тараса Бульбу» Николая Гоголя.

В этот период биографии Репин считался одним из самых талантливых живописцев, благодаря чему он неоднократно писал картины для Александра 3.

Интересен факт, что лучший портрет писателя Ивана Тургенева и работающего Льва Толстого на пашне написал именно Репин. В конце данной статьи имеется ссылка на все картины Репина, где вы сможете найти и эти две картины.

В конце жизни Илья Репин жил и творил в финской Куоккале в усадьбе Пенаты. И хотя он сильно тосковал по Родине, он все же предпочел остаться жить в Финляндии.

Незадолго до своей кончины у художника отнялась правая рука, в результате чего ему пришлось работать левой. Однако в скором времени перестала работать и она.

Личная жизнь

Илья Репин был дважды женат. Его первой супругой была Вера Алексеевна Шевцова, с которой он прожил 15 лет. За эти годы у них родились три девочки и один мальчик.

Репин с женой и детьми, 1883 г.

Второй раз Илья Ефимович женился на Наталье Нордман, которая ради художника ушла из семьи. Именно к ней в Пенаты он отправился в начале 1900-х годов. В 1914 г. Наталья умерла от туберкулеза.

Смерть

В конце жизни Илья Репин превратился в слабого и нуждающегося в заботе старика. С ним постоянно находились его дети, которые поочередно дежурили у его постели.

Илья Ефимович Репин умер 29 сентября 1930 г. в возрасте 86 лет и был похоронен в парке своей усадьбы «Пенаты».

Интересен факт, что в 1948 г. Куоккала была переименована в честь Ильи Репина, где он жил и работал последние 30 лет своей жизни.

На сегодняшний день поселок Репино – это внутригородское муниципальное образование в составе Курортного района города федерального значения Санкт-Петербурга.

Все самые популярные картины Репина смотрите здесь.

Фото Репина

В конце можете посмотреть несколько интересных фотографий из жизни великого художника. К сожалению, их крайне мало, в то время как другие современники Репина обладают гораздо большим количеством фотопортретов.

Илья Репин в своей мастерской в усадьбе «Пенаты» (поселок Куоккала), 1914 г.Федор Шаляпин в гостях у РепинаСлева направо: Максим Горький и его жена актриса Андреева, Л.

Яковлева (секретарь Стасова), художественный критик Владимир Стасов, Илья Репин и его вторая жена Нордман-СевероваХудожественный критик Владимир Стасов и писатель Максим Горький в гостях у Репина

Если вам понравилась краткая биография Репина – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам нравятся биографии известных людей вообще, и интересные истории из их жизни в частности – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

Источник: http://interesnyefakty.org/ilya-repin/

Илья Репин: биография, картины, музеи, личная жизнь художника

Илья Репин увлекся рисованием в раннем детстве, он учился на топографа и был подмастерьем у иконописцев. В Академию художеств Репин поступил лишь со второго раза, но потом вернулся туда уже преподавать. А картины ему заказывали известные петербургские аристократы и даже император Александр III.

Топограф, иконописец, студент Академии художеств

Илья Репин родился в 1844 году в Чугуеве, недалеко от Харькова. Его отец, Ефим Репин, вместе со старшим сыном перегонял табуны лошадей на продажу. Мать, Татьяна Бочарова, занималась воспитанием собственных детей и организовала небольшую школу, где крестьяне и их дети учили чистописание, арифметику и Закон Божий.

Рисовать будущий художник начал рано. Краски в дом Репиных принес его двоюродный брат Трофим Чаплыгин, и с тех пор мальчик не расставался с акварелью.

Когда Илье Репину было 11 лет, его отправили в школу топографов — в Чугуеве была востребована эта специальность. Но мальчик проучился там только два года, потом школу закрыли.

Он устроился подмастерьем в иконописную мастерскую к представителю художественной династии, мастеру Ивану Бунакову.

Репин вспоминал о нем: «Мой учитель, Иван Михайлович Бунаков, был превосходный портретист, это был очень талантливый живописец».

Талант юного ученика быстро заметили: в 16 лет Репин уже уехал работать с кочевой артелью иконописцев. Спустя несколько лет молодой художник решил отправиться в Санкт-Петербург — учиться живописи. Он собрал все заработанные деньги и уехал поступать в Академию художеств.

Первые вступительные испытания в Академию художеств Репин провалил. Однако в родной город он не вернулся. Начинающий художник стал слушателем подготовительной вечерней школы, а позже вновь пришел на испытания в Академию. И поступил.

За восемь лет учебы он познакомился со многими представителями творческой элиты Северной столицы: Репин близко общался с художниками Иваном Крамским, которого он в мемуарах называл своим учителем, и Василием Поленовым, а также критиком Василием Стасовым.

Жанровые и исторические полотна Ильи Репина

Однако молодой живописец жил в бедности. Он подрабатывал, продавая свои картины.

Одно из жанровых полотен — на нем Репин изобразил студента, наблюдающего в окно за девушкой, — купили за довольно крупную сумму.

Художник вспоминал: «Такого счастья я, кажется, не испытывал за всю свою жизнь!» Кроме жанровых картин Репин создавал и портреты. В 1869 году он написал Веру Шевцову, которая через три года стала его женой.

За свою дипломную работу — картину на библейский мотив «Воскрешение дочери Иаира» — Репин получил Большую золотую медаль и возможность поехать в Европу, чтобы изучать западноевропейское искусство.

К тому времени как Репин окончил Академию, он был уже довольно известным художником и получил свой первый крупный заказ. Александр Пороховщиков, владелец гостиницы «Славянский базар», предложил ему написать «Собрание русских, польских и чешских композиторов» для украшения ресторана.

Сумма гонорара — 1500 рублей — на тот момент показалась Репину огромной. В работе художнику помогал Василий Стасов: он собирал нужные для работы архивные материалы. Публике картина понравилась. А вот Иван Тургенев остался ею недоволен. В письме Стасову он язвительно назвал картину «винегретом живых и мертвых».

В 1873 году Илья Репин закончил полотно «Бурлаки на Волге», над которым работал несколько лет.

Вскоре художник отправился в пенсионерскую поездку от Академии. В письме Стасову он жаловался: «Галерей множество, но… не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей».

Вернувшись в Россию, Репин собрал свой «большой запас художественного добра», переехал из Чугуева в Москву и вступил в Товарищество передвижников.

В Москве Репин познакомился со Львом Толстым, закончил картину «Крестный ход в Курской губернии», написал (со второй попытки) портрет Тургенева и подготовил к поступлению в Академию художеств никому не известного юношу по имени Валентин Серов. Однако Москва вскоре надоела художнику, и он решил вновь переехать в Петербург.

За это время художник написал несколько работ, которые стали классикой русского искусства.

Однажды он посетил концерт Римского-Корсакова и загорелся желанием «в живописи изобразить что-нибудь подобное по силе его музыке».

В 1885 году на выставке передвижников художник представил хрестоматийное полотно «Иван Грозный убивает своего сына». В тот же период он написал полотно «Не ждали», портреты Льва Толстого и Павла Третьякова.

В 1892 году в Академии художеств прошла выставка Ильи Репина и Ивана Шишкина. Ее гости увидели картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» — над ней Репин работал 11 лет. Полотно приобрел император Александр III — цена в 35 тысяч рублей оказалась велика даже для Павла Третьякова.

В 1894 году Репин вернулся в Академию художеств — на этот раз в роли преподавателя. Он преподавал там 13 лет — до 1907 года.

Куоккалла — родные «Пенаты»

Пока Илья Репин работал в Академии художеств, он успел еще раз побывать в Италии, выполнить несколько масштабных заказов императора (в том числе, «Юбилейное заседание Государственного совета») и второй раз жениться — на писательнице Наталье Нордман.

Читайте также:  Франсуа вийон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Роман развивался стремительно: они познакомились в начале 1900 года, и той же осенью Репин перебрался к Нордман в имение под Петербургом в поселке Куоккала.

Корней Чуковский вспоминал о порядках в доме Репиных: жена художника была вегетарианкой, выступала против ношения мехов и в любой мороз ходила в тоненьком пальто. Вегетарианцем стал и сам Репин. По их дому были развешаны таблички: «Не ждите прислуги — ее нет», «Прислуга — позор человечества».

Однако несмотря на эти экстравагантные правила, в доме Репина и Нордман бывали поэты, писатели и художники. Репин встречал их по средам. Для гостей готовили стол, ухаживали за ними супруги сами.

Все эти годы Наталья Нордман собирала газетные вырезки — все, в которых упоминался ее муж. А Репин начал писать мемуары.

В 1918 году Куоккала оказалась на территории Финляндии. Несмотря на хорошие отношения с финскими художниками, Репин подумывал о переезде в СССР. К живописцу приезжал сначала Корней Чуковский, а в 1926-м — целая делегация во главе Исааком Бродским, учеником художника.

По поручению Анатолия Луначарского Репина приглашали вернуться на родину. Но к тому времени здоровье Репина ухудшилось, и он решил «родные Пенаты» не покидать.

Художник скончался 29 сентября 1930 года в возрасте 86 лет, успев написать прощальное письмо своим друзьям и близким.

Источник: https://www.culture.ru/persons/8244/ilya-repin

Биография Ильи Репина

Опубликовано: 16.12.2017 — 20:23

Илья Ефимович Репин (1844-1930) — один из самых известных русских художников, профессор Академии художеств, основатель русского реализма в живописи. Он имеет украинское происхождение, родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 5 августа 1844 года.

Мотивы, связанные с родной страной, нередко появлялись в его творчестве. С юного возраста живописец оттачивал свое мастерство, прикладывал все усилия для повышения творческих навыков. Позднее он начал делиться своими знаниями и опытом.

Благодаря этому талантливому педагогу мир увидел таких творцов, как Кустодиев, Серов, Куликов и Грабарь.

Тяга к искусству

Трудно было предсказать, что обычный мальчик из семьи военного поселенца может стать величайшим живописцем. Лишь его мать, Татьяна Степановна, вовремя заметила талант сына, когда тот помогал ей украшать яйца перед Пасхой.

Однако у родителей не было денег на уроки рисования, поэтому Илюшу отдали в школу топографии. Вскоре после этого учебное заведение закрыли, и школьник пошел в мастерскую к иконописцу Бунакову.

Благодаря ему уже в 15 лет Репин начал участвовать в росписи церквей, приобрел множество полезных навыков в своем деле.

С 1859 по 1863 гг. Илья ездил по городам и селам, украшая церкви и получая за это незначительное финансовое вознаграждение.

Вскоре он накопил сто рублей и отправился в Петербург поступать в художественную школу. С 1864 он учился в заведении, принадлежащем Обществу поощрения художеств.

После его окончания юноша со второй попытки смог стать студентом Академии художеств. Наставником Репина был И. Н. Крамской.

За восемь лет художник успел завоевать уважение преподавателей и однокурсников, позднее Илья даже начал руководить собственной мастерской в академии. Также он получил несколько золотых медалей. К примеру, в 1869 его наградили за рисунок «Иов и его друзья».

В 1870, за год до окончания академии, он начал работать над первым масштабным холстом под названием «Бурлаки на Волге».

Картина была написана по заказу князя Владимира во время путешествия по Волге, она произвела фурор в международном сообществе. В 1872 появилось еще одно произведение искусства «Воскрешение дочери Иаира», также принесшее автору медаль.

Его Репин представил в качестве дипломной работы, и ее признали лучшей за все время существования академии.

Частые переезды

После окончания Академии художеств юноша получил деньги для совершенствования своего мастерства за границей. В 1872 он приобрел имение в Витебской губернии, а потом отправился в путешествие по Европе.

За три года он объездил Францию, Испанию и Италию, познакомился с величайшими живописцами из разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», которая принесла ему должность академика.

Там же он встретил своего кумира — художника Мане.

Репин стал известным в 1872 благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». На ней было 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

В 1874 Илья Ефимович вошел в сообщество передвижников, регулярно выставлял свои творения на их выставках.

После возвращения из Франции живописец навестил родной Чугуев, а потом обосновался в Москве. Там он написал известную картину «Царевна Софья», много времени уделял преподаванию. Также в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эту работу высоко оценили критики.

В 1893 художник стал членом Петербуржской Академии художеств. До 1900 он жил в этом замечательном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. В их числе «Иван Грозный и его сын», «Не ждали», «Запорожцы» и «Юбилейное заседание Государственного совета» (заказ Александра III).

После Октябрьской революции родной поселок Репина оказался в составе Финляндии. В 1918 живописца лишили права посещать Россию из-за войны. В 1926 он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Художник провел в Финляндии последние годы, он умер 29 сентября 1930. До последнего дня Илья Ефимович трудился, оставался в бодром расположении духа.

Личная жизнь

Со своей первой супругой Репин познакомился еще в 1869 году. Тогда он только начинал увлекаться портретами. Вера Шевцова, сестра его друга, была первой натурщицей для художника. Через три года они поженились. В браке родились дочери Вера, Надежда и Татьяна, а также сын Юрий. После 15 лет совместной жизни супруги решили развестись.

Второй женой Репина стала Наталья Нордман. Вместе они жили в Пенатах (Финляндия). Женщину многие не любили, особенно часто ее критиковал друг художника Корней Чуковский. В 1914 она умерла, а Илья так и не смог жениться снова.

Источник: http://stories-of-success.ru/ili-repina

Репин Илья Ефимович — картины, биография, творчество художника

Художник, чья фамилия постоянно на слуху благодаря картине, которую он… не написал. Великий представитель русского реализма в живописи… страстно увлекавшийся другими творческими методами.

Классик, снискавший прижизненную славу в СССР, но закончивший жизненный путь в буржуазной Финляндии и… на территории Санкт-Петербурга одновременно.

Творец, оставивший множество гениальных полотен, и… находивший время для множества других занятий — от преподавания и мемуаристики с публицистикой до насыщенной личной жизни и постоянных приемов гостей.

Догадались, о ком речь? Да, этот художник — Репин Илья Ефимович. Кто не знает его картин «Бурлаки на Волге», «Запорожцы», «Не ждали», «Лев Толстой на пашне», «Иван Грозный убивает сына», и кто не произносил в непростой ситуации «картина Репина «Приплыли»»! Так что вполне естественный интерес потомков вызывает краткая биография Ильи Репина, которую я с удовольствием изложу.

Биография художника Ильи Репина

Детство и юность

Родился Илья Ефимович 5 августа (24 июля ст.ст.) 1844 года. Родной город живописца — Чугуев Харьковской губернии. Отец, Ефим Васильевич — отставной военный, торговавший лошадьми, пригоняя табуны с Донщины.

Мать, Татьяна Степановна, шила и продавала шубы, много занималась образованием собственных детей, да еще и организовала для горожан всех возрастов маленькую школу, где преподавались Закон Божий, арифметика и грамота.

Дар художника у Илюши проявился благодаря двоюродному брату Трофиму, принесшему в дом Репиных акварельные краски и раскрасившему арбуз на странице детской азбуки. Увидев «ожившую» ягоду, словно по волшебству ставшую сочной и яркой, мальчик так увлекся рисованием, что маме стоило труда уговорить его отложить кисточку и покушать.

В возрасте 11 лет Илья начал учебу в школе топографов, считавшейся в Чугуеве престижной, но спустя два года закрывшейся.

Не растерявшись, отрок нашел первое применение таланту в иконописной мастерской местного художника Ивана Бунакова.

А в шестнадцать лет вступил во взрослую жизнь — расстался с родительской семьей и первым наставником, получив приглашение в артель кочевых богомазов с месячным жалованием 25 рублей.

Летом 1863 года Илья оказался неподалеку от города Острогожска Воронежской губернии, где родился знаменитый Иван Крамской. Местные жители поведали артельщикам о земляке, к тому моменту семь лет как уехавшему в Санкт-Петербург и поступившему в Академию художеств. Услыхав эту историю, юный Репин скопил немного денег и по примеру Крамского подался в столицу.

Первые достижения

Первая попытка юноши попасть в Академию была провальной, но он не сплоховал — снял комнатушку в мансарде и пошел в рисовальную школу, где вскоре стал лучшим учеником. Со второго раза Илья сдал экзамен, а плату за его учебу внес известный благотворитель Федор Прянишников.

Написанные в годы обучения первые картины Ильи Репина были удостоены нескольких наград вплоть до большой золотой медали за «Воскрешение дочери Иаира» (1871). Это полотно и принесло молодому живописцу первую славу, докатившуюся до Москвы.

Как результат владелец гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков именно Репину заказал картину с изображением знаменитых славянских композиторов.

После многих лет нужды гонорар в 1500 рублей показался художнику огромным, и к 1872 году он блестяще справился с заказом.

Параллельно молодой мастер кисти продолжал работу над первым из самых значительных полотен — «Бурлаки на Волге».

Замысел картины возник в конце 1860-х во время работы над этюдами на Неве, когда Репина поразил контраст между беззаботно гуляющей по берегу публикой и изможденными людьми, тянущими баржи на лямках.

В 1870 году он совершил путешествие по Волге, где сделал множество эскизов и зарисовок, включая «совершеннейшего бурлака», списанного с волжанина по фамилии Канин и впоследствии изображенного на картине в первой тройке.

Завершенные в 1873 году «Бурлаки» произвели фурор как в России, так и далеко за рубежом, покорив публику горячей искренностью автора, тщательной прорисовкой персонажей и ассоциациями группы обездоленных бурлаков с процессией проклятых из дантовской «Божественной комедии».

Из Петербурга в Москву — через Париж и Чугуев

Вместе с большой золотой медалью за «Воскрешение дочери Иаира» Репин получил право на творческую «командировку» за границу. В вояж по Европе он отправился уже с первой женой Верой Алексеевной, когда и «Бурлаки на Волге» увидели свет, и дочка немножко подросла.

Супруги посетили Вену, Венецию, Неаполь, Рим и Флоренцию, после чего на три года поселились в Париже, сняв квартиру и мастерскую. «Во французской стороне» Илья Ефимович тесно познакомился с работами импрессионистов, под влиянием которых позднее написал «Искушение», «Тайную вечерю» и ряд других картин.

Непосредственно в Париже в 1876 году Репин создал необычное полотно «Садко», беспощадно раскритикованное искусствоведами, зато принесшее автору звание академика.

Вернувшись на родину, чета Репиных неполный год прожила в Чугуеве. Малороссийские (украинские) мотивы обогатили творчество живописца, включая знаменитых «Запорожцев» (1891), сочиняющих жестко-юморной ответ на ультиматум турецкого султана.

Из родной Харьковской губернии Илья Ефимович с семьей и огромным грузом «художественного добра» переехал в Москву, где вступил в славное Товарищество передвижников.

Московский период начался с неоднозначно воспринятой критиками исторической картины «Царевна Софья», после которой Репин создал множество портретов выдающихся современников (композитора Мусоргского, писателей Толстого и Тургенева, мецената Третьякова и др.

), начал писать шедевральный «Крестный ход в Курской губернии» (1883), сделал наброски «Ивана Грозного», «Запорожцев» и других известных полотен.

Тем временем в семье Репиных появилось четверо родных детей (три дочери и сын) и поселившийся в доме наставника юный Валентин Серов, благодаря покровительству Ильи Ефимовича ставший видным художником-портретистом. Сам Репин охотно писал портреты близких, а наилучшим из них я считаю изображение старшей дочери Веры Ильиничны «Осенний букет».

Снова в Северной столице

Почувствовав, что Москва стала утомлять его, художник с семьей и огромным багажом переехал обратно в Санкт-Петербург, где жил с 1882 по 1900 год. Здесь вышли из-под кисти великие произведения Репина Ильи Ефимовича— историческое полотно «Иван Грозный и сын его Иван» и картина возвращения из ссылки революционера-разночинца «Не ждали».

Название последней спустя много лет помогло родиться выражению «Картина Репина «Приплыли»». Основная версия его происхождения — посетители Сумского художественного музея по ошибке отнесли к работам Ильи Ефимовича висевшее рядом с ними произведение Льва Соловьева под оригинальным названием «Монахи. Не туда заехали». А картиной «Приплыли» окрестили по ассоциации с «Не ждали»!

Куоккала — Репино

С 1900-го и до кончины 29 сентября 1930 года Репин жил в имении Пенаты в Куоккале, которая в 1918-м стала территорией Финляндии, а после Второй мировой отошла к СССР.

Вопреки стараниям советского руководства, при жизни великий живописец не вернулся в Россию, не желая оставлять насиженное место в преклонном возрасте.

Зато теперь экс-Куоккала называется Репино и входит в состав города Санкт-Петербурга.

Илья Ефимович был женат дважды. Вера Алексеевна ушла от знаменитого мужа, не выдержав тягот «салонной жизни» и повышенного внимания к нему поклонниц. Детей чета поделила поровну: старшие Вера и Надежда — мужу, младшие Юрий и Татьяна — жене.

Вторая супруга — писательница Наталья Нордман-Северова, к которой Репин и переехал в Пенаты. Заболев туберкулезом, Наталья Борисовна оставила имение мужу, отказалась от его денег и уехала лечиться в Швейцарию, где скончалась в 1914 году.

Читайте также:  Илья алексеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Их общая дочь прожила на этом свете две недели.

Илья Ефимович продолжал работать до самой смерти в возрасте 86 лет, даже после того, как его перестала слушаться правая рука. Живописец научился писать левой рукой и картины, и письма, которые в последние годы стали для него последним способом общения с друзьями, находящимися в СССР.

Музеи Репина, кроме Пенат, находятся в Самарской области, г. Чугуеве и под Витебском.

Картины Ильи Репина

Бурлаки на ВолгеНе ждалиЗапорожцыПортрет императора Николая IIСадкоИскушениеДуэльОсенний букетТайная вечеря

Источник: http://surzhyk.org/repin-ilya-efimovich/

И.Е. Репин: родословная гения

Репин один из немногих русских художников оставивших после себя прекрасные мемуары.

В книге  «Далекое близкое» Илья Ефимович рассказывает о своей семье, с большой любовью художник вспоминает мать и отца, старшую сестру Устю, дядей, двоюродных сестер и братьев по материнской линии Бочаровых, чугуевских друзей и знакомых.

Яркие эмоциональные картинки раскрывают перед нами мир детства и юности художника. При этом Илья Ефимович до конца своих дней не знал точной даты рождения матери, происхождения своей фамилии, ошибочно отрицал свои казачьи корни.

Восстановить подробности генеалогии рода великого художника помогли бесстрастные свидетели – архивные дела из фондов украинских и российских архивов.

Представители отцовского рода Репиных впервые в чугуевских документах упоминаются  в конце 18 века. Материнский род Бочаровых имеет более глубокие местные корни, но большая распространенность фамилии усложняет выявление прямых предков.

Оба деда – Репин Василий Ефимович и Бочаров Степан Васильевич — были казаками прославленного на всю Россию Чугуевского казачьего полка. Степан Бочаров участвовал в русско-турецкой войне 1787-1791 и во 2-м Персидском походе 1796 года.

Жизнь чугуевцев в 18 века была подобна укладу казачьих станиц.

Собственно и сам чугуевский полк  вел свое начало от переселенных сюда Петром Первым в ходе реформы армии 1700-м году донских казаков и калмыков.

Несмотря на то, что служба их была регулярной, то есть оплачиваемой государством, им были пожалованы многие привилегии и вольности. Почти полтора столетия спустя  сам Репин заметил эту родственность:

 «Кстати, о казаках. В Чугуеве  стоят донские, и для меня  теперь  ясно  как  божий  день, что чугуевцы с ними родные  братья: язык, привычки, песни, типы – словом, это  те же  казаки; да  и  давно  ли  чугуевцы  перестали  быть  казаками?!»

            Особенности чугуевского наречия, воспроизведенные в воспоминаниях художника подтверждают эту догадку.

В архивных записях бабушка Анастасия Титовна Репина (в девичестве Костромытина) упоминается как  казачка или казачиха. До недавно было известно только её прозвище – Репиха. Будучи уже вдовой в почтенном возрасте она исполняла роль главы семейства.

«В украинском военном поселении, в городе Чугуеве, в пригородной слободе Осиновке, на улице Калмыцкой наш дом считался богатым. Хлебопашеством Репины не занимались, а состояли на положении торговцев и промышленников. У нас был постоялый двор.

Домом правила бабушка. Широко замотанная черным платком, из-под которого виден был только бледный крупный нос, она с раннего утра уже ворчала и бранилась с работниками и работницами, переворачивая кадки и громадные чугуны, проветривавшиеся на дворе.

Отец мой, билетный солдат, с дядей Иваней занимались торговлей лошадьми и в хозяйство не мешались».

Многие факты из воспоминаний Репина говорят о том, что семьи его предков, как и многие чугуевцы, придерживались старообрядческой веры. Воспитание детей в таких семьях основывались на крепких нравственных традициях: духовной порядочности, трудолюбия и телесной чистоплотности.

Введение военного поселения в Чугуеве в 1817 году коренным образом изменила жизнь местного населения. Чрезмерная регламентация жизни воспринималась как унижения достоинства казаков. Звание военных поселян, которые стали носить с того времени все чугуевцы считалось презренным.

            В семье деда-Репина было 5 дочерей и 3 сына, старший из которых Ефим стал отцом художника. В юности Илья исполнил портреты всех ближайших родственников. К сожалению, их местонахождение неизвестно.

В конце 2010 года совершенно неожиданно в Финляндии на аукционе был продан портрет тёти Марфы Васильевны, по мужу Радовой, которая была к тому же его крестной матерью художника.

Портрет её мужа мастера серебряных дел Радова  Ивана Федоровича был написан Репиным в 1876 и находится сегодня в собрании …… под названием « Мужик с дурным глазом».

            Портрет двоюродной сестры– Олимпиады Васильевны Борисовой – монахини Николаевского женского монастыря был написан в 1887 году. По её просьбе художник исполнил для монастыря одну из известнейших своих работ  «Николай Мирликийский спасает от смерти трех невинно осужденных». Удалось установить, что Олимпиада была дочерью тети Татьяны Васильевны Репиной (в замужестве Борисовой).

            Нельзя сказать, что Илью Ефимовича связывала со всеми родственниками по отцовской линии трепетная дружба, но он не оставлял их вниманием и вплоть до революции помогал материально как сестре-монахине, так и одинокой престарелой тете – Прасковье Васильевне.

            У  деда художника по матери — Бочарова Степана Васильевича и его жены Пелагеи Минаевны было 2 сына и 4 дочери, одна из которых Татьяна стала матерью художника. Родственники матери занимают в воспоминаниях Ильи особое место. Эту семью отличали очень теплые отношения. Старшие братья были талантливыми людьми.

Со временем Дмитрий дослужился до звания майора кирасирского полка. Он показывали хорошие результаты в учебе и был зачислен для обучения в экспериментальную школу по методу английского педагога Ланкастера. Обучение не только предметам, но и азам методики преподавания позволило ему дать домашнее образование своей сестре Татьяне.

«Маменька рассказывала, что дядя Митя выучил ее грамоте; другие две сестры ее, Груша и Параня, были неграмотны, а маменька с дядей Митей вместе учила все его уроки; они оба проявили большую охоту к чтению, и брат Митя приносил ей книги из библиотеки кантонистов. Особенно они зачитывались Жуковским, и маменька многие из его поэм знала наизусть, например “Громобоя” и др.

И часто по вечерам, когда дядя до приезда своей семьи пил с нами чай, они с маменькой вспоминали свое детство со всеми подробностями.

А когда приходил дядя Федя, то непременно появлялся графинчик водочки; дяденька Федя быстро поддавался чувствительности и начинал всхлипывать, а тетя Груня сейчас же затягивала какую-нибудь старинную песенку, и вся родня скоро была в родственных слезах восторга и пела хором. С особенным чувством серьезности запевалась одна протяжная песня:

Ты взойди, солнце, над горою,

Над высокою, над крутою, над крутою…»

Надо сказать, что первым домашним учителем будущего великого художника была его мама, хорошо освоившая науку брата.

            Две младшие сестры Татьяны Степановны не были столь талантливы. Прасковья умерла молодой, оставив после себя сироту-сына Трофима  Чаплыгина. Одинокая Агрофена (тётя Груша) была доброй тетей Илье и приемной матерью Трофиму.

            Двоюродный брат Репина Трофим Петрович Чаплыгин был близким другом детства. Именно с ним  Илья Ефимович связывал свое первое увлечение рисованием.

«Красок  я еще никогда не видал и с нетерпением ждал, когда Трофим будет рисовать красками  Он взял чистую тарелку, вывернул кисточку из бумажки, поставил стакан с водою на стол, и мы взяли устину азбуку, чтобы ее некрашеные картинки он мог раскрашивать красками Первая картинка — арбуз — вдруг на наших глазах превратилась в живую; то, что было обозначено на ней едва черной чертой, Трофим крыл зелеными полосками, и арбуз зарябил нам в глаза живым цветом; мы рты разинули. Но вот было чудо, когда срезанную половину второго арбузика Трофим раскрасил красной краской живо и сочно, что нам захотелось даже есть арбуз; и когда красная краска высохла, он тонкой кисточкой сделал по красной мякоти кое-где черные семечки, — чудо! чудо!

Быстро пролетали эти дни праздников с Тронькой. Мы никуда не выходили и ничего не видели, кроме наших раскрашенных картинок, и я даже стал плакать, когда объявили, что Троньке пора домой.

Чтобы меня утешить, Трофим оставил мне свои краски, и с этих пор я так в них впился, в свои красочки, прильнув к столу, что меня едва отрывали для обеда и срамили, что я совсем сделался мокрый, как мышь, от усердия и одурел со своими красочками за эти дни.»

            Работа научных сотрудников чугуевского музея в архивах позволила восстановить родословную семьи Чаплыгиных до шести поколений. Современные представители этой ветви родственников Репина живут и работают в Санкт-Петербурге.

            В семье Ефима Васильевича и Татьяны Степановны Репиных, по воспоминаниям художника, кроме него было ещё трое детей – Устя, Иван и Василий. Как удалось установить по церковным метрическим книгам: ещё трое сыновей, рожденные до появления на свет Ильи, умерли младенцами.  Старшая сестра Устинья была ближайшим другом и советчиком маленького Ильи.

Горе от её смерти в 15 лет художник помнил всю жизнь. Картина «Воскрешение дочери Иаира» принесшая Репину большую золотую медаль в Академии художеств, была написана под впечатлением этих воспоминаний. Младший брат Иванечка был болезненным и также умер в детстве.

Брат Василий, проявивший талант в музыке, сделал хорошую карьеру музыканта – окончил консерваторию и играл в Мариининском театре в Санкт-Петербурге.

            Илья Ефимович Репин стал главой собственной семьи в возрасте 28 лет. Молодой Репин учился в Академии художеств, когда подружился с сыном известного архитектора Алексея Шевцова. В их доме он познакомился со своей будущей женой,  Верой Алексеевной Шевцовой.

11 февраля 1872 года  молодые обвенчались.

Поздней осенью она разрешилась первенцем – дочерью, названной в ее честь Верой, через два года, тоже осенью, в Париже родилась Надя, позже в молодой семье появились Юрий и Татьяна, получившая своё имя в честь бабушки – нежно любимой маменьки Татьяны Степановны.

К сожалению, прожив в браке 15 лет супруги развелись. В 1900 году Илья Ефимович связал свою жизнь, без оформления официальных отношений, с другой женщиной – Натальей Борисовной Нордман. Переехал в поселок Куоккала в Финляндии, где построил дом по собственному проекту. 14 лет совместной жизни также  закончились разъездом и смертью Нордман от болезни.

            Старшая дочери Вера и Надя собственных семей  и детей не имели. Сын Юра стал художником,  женился и жил недалеко от отца в поселке Куоккала. Два его сына Дмитрий и Георгий, последние из носителей фамилии Репин в этой ветке родословной,  наследников после себя не оставили.

            Татьяна Ильинична после окончания гимназии училась на Бестужевских курсах. В апреле 1901 года она выходит замуж за военного, поручика Язева. Молодые покидают Петербург и отправляются к месту службы мужа.

Вскоре они возвращаются, так как Николай Геннадьевич решает поступать в Инженерную академию. 22 марта 1902 года в молодой семье появляется первый ребенок, девочка, ей дают имя Татьяна. Вторая дочь Любочка умерла младенцем.

Вскоре супруги расстались.

            В 1892 году, еще до семейных разладов, Илья Ефимович купил имение в Здравнево под Витебском, в современной Белоруссии. Здесь семья проводила много времени вместе.

Для двух Татьян – дочери и внучки художника- этот дом стал родным на многие годы. 12   трудных послереволюционных лет прожили они в Здравнево. Сыграли свадьбу младшей Тасеньки, здесь родились ее четверо детей, правнуки великого художника: Валентин, Кирилл, Галина, Роман.

Осенью 1918 года в помещении теперь уже бывшей репинской дачи по просьбе местных крестьян и по разрешению властей открылась школа для  детей.

Учились в школе дети из окрестных деревень общей численностью до 60-75 человек, классы располагались в бывших спальнях домочадцев.

Преподавали здесь трое: Татьяна Ильинична, ее дочь Татьяна Николаевна и Иван Дмитриевич Дьяконов, будущий муж младшей Татьяны.

Илья Ефимович неоднократно обращался с письмами в разные инстанции и, в частности, в отдел музеев, прося бережного отношения к дому, полного художественных произведений самого мастера и его сына Юрия, известного к тому времени художника, просил защиты и опеки для своих близких. Прошения с просьбой дать охранное удостверение дому оставались безответными.

Впоследствии, после отъезда семьи здание репинской дачи было продано на дрова. С домочадцами же власти становились все непримиримее. Начинались годы раскулачивания, годы попрания всех  прав и достоинств человека. В год 80-летия художника Татьяне Ильиничне удается побывать у отца теперь уже за границей.

Вместе с собой она берет в поездку внука, первенца своей Татьяны Валентина. 

Уже в 1923 году Татьяна-старшая по состоянию здоровья  перестает преподавать в школе. Над Татьяной Николаевной  так же нависает угроза увольнения – ей ставят в вину посещение церкви. На семью льются ложные донесения. Нависает угроза раскулачивания и отправки в Сибирь.

В постоянной переписке с родными в Пенатах Татьяна Ильинична рассказывала о происходящих событиях, просила отца его содействия. В это время спасение семьи внучки художника и самой Татьяны Ильиничны было только в одном – выезде из страны.

Читайте также:  Олдос хаксли - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Так, летом 1930 года,  сначала после многочисленных просьб самого Репина, личной переписки с Ворошиловым  и другими высокопоставленными лицами и, наконец, после телеграммы сестры Веры «Приезжай скорее – папа очень болен» получено необходимое разрешение и семья Репиных-Язевых-Дьяконовых перезжает в Финляндию.

Илья Ефимович болел, болел смертельно, и вскоре, в сентябре 1930 года его не стало. Так семья осталась без самого главного человека, главного заступника и кормильца.

Надо было жить дальше…

Через полгода семью постигло новое несчастье – умерла Надежда Ильинична, средняя дочь художника.

Оставшееся наследство, а это были полотна мастера, разделили между детьми и чтобы выручить деньги, устраивали выставки-продажи.

Татьяна Ильинична вместе с семьей дочери решают перехать во Францию. Там, с 1918 года живет ее подруга детства и юности Лидия Кузнецова, по мужу Карсавина, жена известного религиозного философа Льва Платоновича Карсавина. Какое-то время семья жила в их доме.

На вырученные от продажи нескольких завещанных картин деньги семья смогла купить деревенскую ферму недалеко от Бордо и вскоре переехала туда на постоянное место жительство.

Пахали на коровах, выращивали пшеницу, занимались разведением домашней птицы, работали день и ночь.

В семье уже было пятеро детей, самый младший родился во Франции и назвали его Иваном. Старшие дети пошли во французскую школу и вскоре, как все дети, свободно говорили на чужом языке. А вот дома был только русский.

Вскоре случилось новое горе. Заразившись в школе, от инфекционного заболевания умирает старший сын Татьяны Николаевны Валентин.

Несмотря на скромность доходов, родители прикладывают все силы для обучения детей. Старший, Кирилл, поступает в техническую школу и впоследствии становится инженером. Становится инженером и Роман.

https://www.youtube.com/watch?v=8BB9t6wwsa0

Последние годы своей жизни супруги Дьяконовы провели в другой части Франции. Старший сын Кирилл поселяется недалеко от города Сент-Этьен,  на юго-востоке Франции в 60 км от Лиона. Вскоре он покупает небольшой домик для своих родителей и они вместе с Галиной переезжают на новое место. К этому времени Иван Дмитриевич был уже парализован, все четверо детей оказывали посильную помощь родителям.

Многочисленные потомки Ильи Ефимовича Репина все живут во Франции, они все имеют французское гражданство и носят фамилию Дьяконофф.
В семье у старшего Кирилла четверо детей. Их имена имеют аналоги в двух языках: Иван, Надин – Надежда, Мишель – Михаил, Серж – Сергей.

Бучастая Светлана Ивановна, директор  ХММ И.Е. Репина

Источник: http://www.repin.in.ua/ru/articles/ie-repin-rodoslovnaya-geniya

Илья Репин биография

Илья Ефимович Репин – величайший русский художник, профессор, а потом и академик русской Академии художеств, создатель русского реализма в живописи, педагог, из-под «крыла» которого «вылетели» такие художники, как Б. Кустодиев, И. Грабарь, И. Куликов, В. Серов. Биография Репина уникальна. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь.

Согласно краткой биографии Репина Ильи Ефимовича, родился будущий художник в 1844 году в Чугуево (Харьковская губерния). Отец художника был «билетным солдатом», мать, Татьяна Степановна, происходила из хорошей семьи и была отлично образована.

Интересно, что Репин до конца жизни старался сохранить связь с «малой Родиной», и украинские мотивы часто появлялись в его работах.

Страсть к живописи обнаружилась у Репина рано, и в 1855 году его отдали в школу типографов, но в 1857 школу закрыли, и Репин отправился учеником в иконописную мастерскую. Он быстро стал лучшим и в 16 лет начал работать самостоятельно, поступив в артель, которая занималась строительством и реставрацией храмов.

В 1863 году Репин решил отправиться в Петербург и поступить в Академию художеств. Поступил  не сразу, а после курса обучения в вечерней художественной школе. Но с 1863 года он стал учеником Академии (до 1871 года), и учеником не последний. Его приблизили к себе И. Крамской и В. Поленов.

За 8 лет он успел получить несколько наград, в том числе и большую золотую медаль Академии.

В 1870 году Репин начинает работу над первой своей большой картиной «Бурлаки на Волге». Это произведение произвело фурор в международном художественном сообществе.

С 1873 по 1876  год Репин жил за границей, объездил всю Испанию, Италию и поселился во Франции, в Париже, где познакомился с местными импрессионистами, особенно полюбив Мане. Именно в Париже он написал картину «Садко», за которую получил звание академика и из-за которой на него обрушился шквал критики.

С 1877 по 1882 год художник жил в Москве и был активным членом Товарищества передвижников. Именно в это время он пишет картину «Царевна Софья» и начинает работу с самым выдающимся своим учеником В. Серовым.  В это же время художником был написан портрет М. Мусоргского, который буквально через несколько дней скончался. Эта работа вызвала восторг у критиков.

С 1883 по 1900 год художник живет в Петербурге. Здесь он пишет самые выдающиеся свои работы: «Иван Грозный и его сын Иван», «Не ждали», «Запорожцы…», «Юбилейное заседание Государственного совета» (по заказу Александра III).

На какое-то время, попав под влияние А. Бенуа и С. Дягелева, Репин становится членом «Мира искусства». С 1894 года он преподает в Академии Художеств. Со своими учениками иллюстрирует множество произведений, например, Н. Лескова, Н.

Некрасова.

Первой женой художника была сестра его друга Вера Шевцова.  Брак не был удачный, и через 15 лет супруги развелись, «поделив» детей: старших забрал отец, а младшие остались с матерью. Репин очень любил детей, часто рисовал семейные портреты.

Второй женой художника стала Наталья Нордман, с которой он стал жить в Пенатах (Куоккала), в Финляндии. Брак был удачным, хотя Нордман и слыла «чудачкой». Особенно нелестно отзывался о ней К. Чуковский (писатель был большим другом художника и даже отсоветовал ему переезжать в СССР в 1925 году).

Овдовев в 1914 году, Репин больше не женился.

Художник скончался в 1930 году в Пенатах. Похоронен там же. До конца жизни он сохранял ясность ума и старался работать.

  • Интересно, что для картины «Царевна Софья» жена художника Вера своими руками сшила платье, ориентируясь на наряды, принесенные из Оружейной палаты.
  • Художник два раза брался за написание портрета И. Тургенева (по просьбе друга, галериста П. Третьякова) и оба раза неудачно. Он до конца жизни считал, что портрет писателя – худшая его работа.
  • Художника связывала крепкая дружба с писателем Л. Толстым. Он написал около 10 портретов и картин с его участием. Самая знаменитая – «Лев Толстой на пашне».

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/alpha/r/repin-ilya-repin-ilya

Репин Илья биография

Илья Ефимович Репин родился 5 августа 1844 года в небольшом Украинском городе Чугуеве. Отец его был отставным военным, последним его поселением и стала Украина. Илья рано получил первые уроки рисования. Сначала он учился в местной школе военных топографов, а так же учился на частных занятиях у иконописца И.М.Бунакова.

Уже в этом возрасте, с 1859 года Репин писал иконы на заказ.<\p>

В 1863 году в возрасте 12 лет Илья Репин перебирается в Петербург. Первым этапом была школа Общества поощрения художников, где он брал уроки у самого Крамского И.Н. Ну а в 1894 году Репин поступает в Академию художеств.

Первое время приходилось тяжело, денег едва хватало на еду. Зато показатели в Академии Репина были очень даже успешными. Практически во всех дисциплинах он был первым. В этот период Илья Репин поддерживает отношения с Крамским, который учил его пониманию искусства.

На ряду с «программными» обязательными работами, Репин начинает рисовать в бытовом жанре, пишет портреты своей матери и брата.

В 1971 году за картину «Воскрешение дочери Иаира» Репину вручают золотую медаль и право пенсионной поездки за границу. В этом же году он оканчивает Академию.

До отъезда за границу Репин создает одно из прославивших его произведений — «Бурлаки на Волге». Работал он над ней не малых 3 года. Этот труд оправдал вложенные усилия. Писал с натуры, ездил с другом художником Федором Васильевым на Волгу и делал многочисленные зарисовки.

Наконец, в мае 1873 года Репин уезжает в Европу. Он побывал в Вене, в Италии, в Париже. В Париже он решил остановиться, начал работать. Здесь Репин создает картины «Парижское кафе» и «Садко».

Репину нравилось в Париже, он вдохновлял его на новую манеру письма. Чем удивлял своего друга Крамского, который поражался некой «вольности» письма Репина. Но Илья не собирался отступать от начатого.

Ему было интересно попробовать все.

В 1876 году Репин возвращается в Петербург. Появлется картина «На дерновой скамье», на которой он изобрзил свою жену Репину Веру Алексеевну и близких родственников. В картине видны черты импрессионизма.

В этом же году осенью Илья Репин отправился на родину в Чугуев. Там он проживает год, после чего едет в Москву.

Вступает в момоновский кружок, который был в то время центральным местом русской художественной общности.

В 1882 году художник переезжает в С.Петербург. С этого момента начинается очень плодотворный этап в жизни, в это время Репин пишет самые свои знаменитые работы. Он вступает в Товарищество передвижных художественных выставок. Это была очень влиятельная в русской живописи организация.

Появляется картина «Крестный ход в Курской губернии». Масса народа, все лица прописаны настолько четко и реалистично, что кажется, будто художнк со всеми встречался в жизни. В процессе работы над этой крупной картиной появляются «Мужичок из робких», «Мужик с дурным глазом».

Оказало влияние на творчество Репина русско-турецкая война. Под этим впечатлением он пишет «Проводы новобранца». Это не банальное изображение батальных сцен. Репин подошел к проблеме через изображение крестьянской жизни.

Не оставили равнодушным его и революционные события. Многие его знакомые, в том числе художники-передвижники были вовлечены в действия. Картину Репина «Арест пропагандиста» не хотели допускать к показу.

Дошло до того, что самого Царя уведомили о данной работе. Но все обошлось, выставка состоялась. В продолжении темы появляется «Отказ от исповеди».

Репин написал ее после того, как прочитал поэму Николая Минского «Последняя исповедь».

Самым сильным по своей революционной направленности стало произведение того времени «Не ждали». На картине изображен революционер, вернувшийся домой из ссылки. Когда ее выставили на показ, картина преобрела невероятный успех, публика приняла восторженно.

Репин работал преимцщественно в историческо-бытовом жанре. Но критики счтали, что исторический жанр — совершенно не его стихия. Художник, как обычно, не собирался отступать.

В следующих картинах «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Царена Софья в Новодевичьем монастыре» и «Иван Грозный и сын его Иван» большое внимание уделялось мельчайшим деталям, все было прорисовано очень конкретно.

Но не смотря на всю историчность работ, перед взором они представали как вполне реальные объекты. Создавалось впечатление, что событие происходит перед твоими глазами и ты — непосредственный наблюдатель.

На создание картин у Репина уходило много времени, несколько лет. Лишь портреты он рисовал с легкой руки. Их он так же создал не мало. Очень любил рисовать Л.Н.Толстого («Л.Н. Толстой на отдыхе в лесу», «Л.Н. Толстой босой»), даже вылепил его бюст.

Последние годы жизни Репин провел на усадьбе Пинаты на берегу Финского залива поселка Куоккала. До последнего своего дня художник не выпускал кисть из рук. Из Пенат он продолжает отслеживать судьбу России, участвует в революционных протестах 1905 года. В это период он сближается с Горьким А.М.

Появляется картина «М.Горький читает в Пенатах свою драму «Дети солнца»».

Оставаясь поддержателем определенного стиля в письме, Репин все же вносит и современные нотки в свое творчество. Об этом свидетельствует его картина «Какой простор!».

В начавшийся период революционных движений Репин приходит к переосмыслению своей жизни. Эти душевные метания сразу видны в его последующих работах — «Самосожжения Гоголя», работы, посвященные Пушкину.

Репин писал: «Два типа гениев различаем мы в искусствах всякой эпохи.

Первый гений — новатор… Второй гений — завершитель всесторонне использованного направления; натура многообъемлющая, способная выразить, в возможной полноте своего искусства, свое время; к оценке его накопляется большая подготовка — он ясен. Он заканчивает эпоху до полной невозможности продолжать работать в том же роде после него«.

В последние годы Репин создает свою самую религиозную картину «Голгофа», в которой четко прослеживается трагизм художника. Илья Репин успевает поработать педагогом Академии художеств (ректор) и руководителем собственной мастерской.

В 1930 году 29 сентября художник скончался, оставив после себя наследие не только в виде работ, но и ту идеологию, которую Репин нес в массы.

Источник: https://art-on-web.ru/repin/biography

Ссылка на основную публикацию