Николай черкасов – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Николай Черкасов: биография, фильмы, фотографии, личная жизнь актера

27 июля 1903 — 14 сентября 1966,

Высокий (1,98 метра), статный, красивый — ему просто на роду было написано играть царей, полководцев, рыцарей. И их в творческой биографии актера Николая Черкасова немало.

Достаточно сказать, что одного лишь «рыцаря печального образа» Дон Кихота он сыграл в своей жизни целых пять раз.

Он буквально сроднился с этим персонажем, настолько близким ему, что даже последними словами актера перед уходом из жизни были: «Слушай меня, Санчо, внимательно и не перебивай…»

Со своим первым Дон Кихотом Николай Черкасов встретился на сцене петроградского Мариинского театра. Вообще, в его жизни было четыре театральных Дон Кихота и один кинематографический. В 1919 году 16-летний Николай поступил в Мариинский на должность мимиста. И это было для него величайшим счастьем, так как театр этот он боготворил.

«Мариинский театр, самые очертания этого здания, его оркестр, его сцена, его голубой зал, затянутый бархатом, сверкающий позолотой, — все это представлялось самым заветным кладезем искусства, недоступным, недосягаемым, сладчайшим плодом, существующим лишь для избранных», — вспоминал актер впоследствии.

В балете «Дон Кихот» Черкасов дублировал актера, исполнявшего партию рыцаря из Ламанчи в сцене с ветряными мельницами.

В 1923 году Николай Черкасов был принят одновременно в Институт сценических искусств и Институт экранного искусства. Он выбрал первый, по окончании которого стал артистом Театра юного зрителя.

В кино актер дебютировал в 1927 году, сыграв циркового клоуна в картине «Его превосходительство». Настоящая популярность пришла к нему в 1936 году, после того, как все увидели его в образе профессора Жака Паганеля в картине «Дети капитана Гранта».

Ну а вскоре пришла для Черкасова пора царей, князей, баронов. Начал он с царевича — в фильме «Петр Первый» сыграл царевича Алексея. В 1938 году вышел «Александр Невский», где Черкасов исполнил роль князя Александра Невского.

В 1942 году в картине «Его зовут Сухэ-Батор» актер появился в образе барона фон Унгерн-Штернберга.

В 1944 году Сергей Эйзенштейн пригласил Николая Черкасова на роль царя Ивана Грозного в свою знаменитую картину «Иван Грозный».

Вообще, Николай Черкасов был из породы тех актеров, которые отдаются своей работе полностью. Роль захватывала его целиком, он жил ей, думал, созидал, творил, искал. В 1957 году он в очередной и уже в последний раз сыграл Дон Кихота в фильме «Дон Кихот».

Его партнером по фильму был Юрий Толубеев, он играл верного оруженосца — рыцаря Санчо Пансу. Вот что вспоминал актер о работе с Черкасовым: «Он был великий труженик. Помню съемки у Козинцева. Это был пятый Дон-Кихот в творческой биографии Черкасова.

Казалось, можно быть уверенным в себе, можно позволить себе расслабиться — выручит профессиональная память. Но Черкасов искал новые краски в знакомом образе. Он стремился придать ему трагическое звучание… Съемки фильма проходили в Крыму, но не на побережье, а посреди раскаленного пыльного плато.

Солнце палило, как на экваторе, но оператору не хватало света, и целый ряд огромных пылающих дигов окружал съемочную площадку. Каюсь, в такой обстановке думалось об одном: скорее отсняться — и в спасительную прохладу тента, под вентилятор.

Но Черкасов надевал на себя металлические, обжигающие тело доспехи и дубль за дублем искал нового, не похожего ни на своих прежних, ни на каких других трагического Дон-Кихота. Он просто не умел работать вполсилы, увлеченный постоянным поиском».

Николая Константиновича Черкасова не стало 14 сентября 1966 года. Похоронен актер в Санкт-Петербурге, в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

Художественный руководитель

Источник: https://www.culture.ru/persons/1541/nikolai-cherkasov

КиноАрхив – Черкасов Николай Константинович

  Досье:Николай Константинович ЧЕРКАСОВ14(27).07.1903. – 14.09.1966.Советский актёр театраи кино.Народный артист СССР (1947).Лауреат Ленинской премии (1964).Пятикратный лауреат Сталинской премии(1941, 1946, 1950, 1951 — дважды).Избранная фильмография:«Поэт и царь» (1927)«Родной брат» (1928)«Мой сын» (1928)«По ту сторону» (1930)«Всадники ветра» (1930)«Встречный» (1932)«Первая любовь» (1934)«Кто твой друг» (1934)«Люблю ли тебя?» (1934)«Наследный принц Республики» (1934)«Горячие денёчки» (1935)«Подруги» (1935)«Депутат Балтики» (1936)«Дети капитана Гранта»  (1936)«Остров сокровищ» (1937) «За Советскую Родину» (1937)«Пётр Первый» (1937-1938)«Александр Невский» (1938)«Друзья» (1938)«Человек с ружьем» (1938)«Ленин в 1918 году» (1939)«Его зовут Сухэ – Батор» (1942)«Оборона Царицына» (1942)«Иван Грозный» (1944-1945)«Во имя жизни» (1946)«Весна» (1947)«Новый дом» (1947)«Академик Иван Павлов» (1949)«Александр Попов» (1949)«Сталинградская битва» (1949)«Счастливого плаванья» (1949)«Мусоргский» (1950)«Римский-Корсаков» (1952)«Дон Кихот» (1957)«Все остается людям» (1963)

Николай Черкасов родился 14(27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего. Отец – Константин Александрович Черкасов, мать – Анна Андриановна. В 1912 году мальчик пошел учиться в гимназию №10.

Первый спектакль, который Николай увидел в своей жизни, был «Руслан и Людмила» в Мариинском театре. Тогда он еще учился в начальных классах гимназии. По словам самого Черкасова, впечатление у него осталось волшебное.

Летом 1917 года его внезапно захватила музыка. Интерес к ней у мальчика был настолько силен, что он в одиночку посещал концерты графа Шереметева, ходил на утренники в филармонию и даже ездил в Павловск, где обычно выступали известные музыканты. Его кумиром стал Фёдор Иванович Шаляпин. В 1919 году закончил Петроградскую трудовую школу и подал заявление в Военно-медицинскую академию.

Но в душе он сомневался в своем выборе. И Черкасов поступает в студию мимистов, руководимую А. Кларком. Проучившись там всего лишь несколько недель, 16-летний Черкасов был зачислен мимистом в Петроградский (Мариинский) академический театр оперы и балета. С 1920 года начал танцевать в спектаклях Студии молодого балета.

Николай Черкасов в молодости

Осенью 1923 года подал заявление в Институт сценических искусств и одновременно с этим в Институт экранного искусства. Талантливого юношу приняли сразу в оба заведения. Окончив Институт сценических искусств (1926). В 1925 году, случайно посмотрев в кинотеатре фильм о приключениях комиков Пата и Паташона, Черкасов и его однокурсник Г. Гуревич решили воссоздать этот номер собственными силами.

И вскоре этот номер способствовал зачислению Черкасова в Ленинградский театр юных зрителей.

В 1926-1929 годах Черкасов выступал на сцене Свободного театра совместно с Петром Берёзовым и Борисом Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторён в «Концерте на экране» (1940). В 1927 году снялся в своем первом фильме. Это была картина «Поэт и царь». В марте 1929 года актёру предложили перейти из ТЮЗа в театр «Мюзик-холл».

Летом 1929 года он познакомился с юной актрисой Ниной Николаевной Вейтбрехт, которая вскоре стала его женой. В октябре 1930 года умер отец Черкасова.

В те дни актёр был в Москве (он уже работал в Московском мюзик-холле), но на похороны отца сумел приехать. Мать с женой просили его не уезжать, но он был связан работой и бросать её не собирался.

Однако весной 1931 года у него родилась дочка, Черкасов вернулся в Ленинград окончательно и поступил на работу в только что созданный театр «Комедия».

Николай Черкасов с женой

С 1933 года – актер Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина. Кроме работы в театре, Черкасов довольно активно снимался и в кино. И настоящая слава пришла к актёру благодаря кино.

Летом 1939 года в семье Черкасовых умерла новорожденная дочь. В начале 1941 года на свет появился мальчик, которого назвали Андреем.

А затем началась война, которая отняла у них старшую дочь – в 1942 году она погибла в ленинградской блокаде вместе с дедушкой – тестем Черкасова.

В фильме «Дети капитана Гранта» (1936)

Член ВКП(б) с 1940 года.В первые месяцы войны Черкасов попал в числе других эвакуированных жителей Ленинграда в Новосибирск. Там он создал концертную бригаду артистов Театра имени А.С.Пушкина и отправилась с гастролями на корабли Балтийского флота.

В апреле 1943 года актёра вызвали в Алма-Ату для съемок в фильме «Иван Грозный». 26 февраля 1947 года за исполнение главной роли в фильме, Черкасову было присвоено звание Народного артиста СССР. Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова.

В составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев после этого, судьба вновь забросила его в эту страну на съемки в фильме «Весна» Григория Александрова.

На рубеже 1940-1950-х годов (когда на 16 советских киностудиях снималось всего 10-15 картин в год) Черкасов без дела не сидел.

 В фильме «Пётр Первый» (1937)

Правда и фильмы, в которых он снимался, были в основном историко-биографические. В 1950 году за роль Левашова в картине «Счастливого плаванья» Черкасову была присуждена пятая по счету (последняя в его карьере) Сталинская премия. Загруженность Черкасова в кино в те годы была достаточно высокой. 

В фильме «Александр Невский» (1938)

А ещё актёр занимался и общественной деятельностью как член Советского комитета защиты мира. В этом качестве он тогда объездил чуть ли не полмира. В 1952 году увидела свет книга Черкасова «Записки советского актёра», которая имела большой успех у читателей.

Поучив гонорар за неё, актер наконец сумел купить себе сборный щитовой дом и построил дачу на Карельском перешейке в поселке Комарово. В марте 1956 года Черкасов снимается в главной роли фильма Григория Козинцева «Дон Кихот». Эта роль многое значила для него, так как он уже пять лет нигде не снимался.

За исполнение роли Черкасову была присуждена премия «Лучшему актёру».

В фильме «Иван Грозный» (1944-1945)

к тому времени здоровье актера заметно ухудшилось. У него обострилась хроническая эмфизема лёгких, которая преследовала его с 1945 года. Пошаливало сердце. С 1964 года актёр ежегодно вынужден был ложиться в больницу. Этим не преминули воспользоваться недоброжелатели. В июне 1964 года (после того как Черкасову присудили Ленинскую премию за последний фильм) его внезапно уволили из театра.

В фильме «Дон Кихот» (1957)

В театр пришло распоряжение сократить актерские кадры. И тогда директор театра решил «сократить» в первую очередь жен актеров, и Нина Черкасова была в их числе. Черкасов сказал, чтобы сократили его, написал заявление, и его уволили.

Для артиста это было сильным ударом. Он вновь слёг. Несмотря на удары судьбы и ухудшающееся здоровье, актёр не сдавался. В 1965 году он съездил в свою последнюю загранкомандировку – в Лондон.

В мае 1966 года нашел в себе силы провести отчётно-выборную конференцию Ленинградского отделения ВТО.

Однако здоровье катастрофически ухудшалось. В августе 1966 года его вновь положили в больницу, и которой он уже не вышел. 14 октября Николай Константинович скончался на 64-м году жизни.

Когда ушел из жизни великий актёр, один из его учеников сказал, что он умер не от сердечной недостаточности, а от недостаточной сердечности.

Похоронен актёр в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры в Ленинграде.

27 июля 1970 года имя Н.К.Черкасова было присвоено одной из улиц в Ленинграде. Николай Черкасов – единственный актёр, чьё лицо запечатлено на ордене.

Сталин лично выбрал и утвердил портрет Черкасова для одной и высших наград – советского ордена Александра Невского.

 В марте 1975 года на могиле актёра в Некрополе Мастеров Искусств Тихвинского кладбища Александро-Невской Лавры, был открыт памятник работы скульптора М.К.Аникушина

Памятник на могиле Николая Черкасова

Личная жизнь Николая Черкасова: Жена – Черкасова-Вейтбрехт Нина Николаевна (1907-1980), актриса. Сын – Андрей (1941 г.р.)

Источник: http://kinofan.ucoz.club/index/cherkasov_nikolaj_konstantinovich/0-111

Николай Черкасов (Nikolay Cherkasov): фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель

Николай Константинович родился 27 июля 1903 года в Петербурге. Папа трудился железнодорожником, мама сидела дома с детьми. У Николая есть младший брат Константин. В гимназию любимого первенца вместо семи лет отдали в девять. Будущего актера не считали задирой, хотя и в обиду он себя не давал, что в итоге привело к четверке по поведению.

Во время учебы в младших классах Николай первый раз посетил Мариинский театр, где показывали постановку «Руслана и Людмилы». О том, чтобы выбрать профессию актера, школьник еще не размышлял. С лета 1917-го Черкасов начинает увлекаться музыкой, смотрит выступления знаменитостей в Павловске. Особенно Николаю нравилось творчество Федора Шаляпина.

Спустя пару лет Черкасов, выпускник Петроградской трудовой школы, подает документы в Военно-медицинскую академию. Однако от карьеры в медицине быстро отказывается, увидев, как на улице человек случайно попадает под трамвай.

Черкасов уходит из академии и познает пантомиму под руководством А. Кларка. Через небольшой промежуток времени талантливого парня зачисляют в академический театр оперы и балета.

Черкасова приглашают в балетные постановки, включая знаменитое «Лебединое озеро».

Осенью 1923 года Николай становится студентом Института сценических искусств. С товарищем Г. Гуревичем создает пародию «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Творческий эксперимент нравится зрителям. Черкасова зачисляют в Ленинградский ТЮЗ, где в числе прочих он получает главную роль в спектакле «Дон Кихот».

Кинодебют Черкасова связан с перевоплощением в парикмахера Шарля из драмы «Поэт и царь» (1927). Позже Николай признается, что его удивила собственная внешность с телеэкрана, актер подумал о невозможности дальнейшей кинокарьеры. Сформированное мнение оказалось ошибочным, последовали ленты «Его превосходительство», «Мой сын», «Луна слева».

В 1929 году устраивается в «Мюзик-холл», а также знакомится с будущей невестой Ниной Вейтбрехт.

Весной 1931-го супруги впервые стали родителями, а Черкасов становится актером театра «Комедия», труппа которого не гастролирует по стране. В образе постового милиционера Николай предстает в фильме «Встречный».

Неоднозначную реакцию критиков поначалу вызывал переход актера в Ленинградский академический театр имени Пушкина.

Читайте также:  Неслихан атагюль - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дальнейшее развитие советского кинематографа приносит Черкасову все больше ролей и, следовательно, народного признания.

За «Горячими денечками» 1934 года ждет роль профессора Паганеля в «Детях капитана Гранта», после которой Черкасов не успевает отвечать на поступающие предложения и получать награды.

За царевича Алексея в «Петре Первом» становится кавалером ордена Ленина и ордена Трудового Красного знамени. Звание заслуженного артиста РСФСР получает за «Депутата Балтики», а за «Александра Невского» ему присуждают госпремию.

Незадолго до военных действий супруги переживают страшную беду – умирает маленькая дочка. В 1941 году Черкасовы снова стали родителями, у них появился сын Андрей, но радость омрачает новая трагедия, старшая дочь погибает с дедом в блокадном Ленинграде. Черкасов оказывается в эвакуации в Новосибирске. Весной 1943-го актер принимает приглашение С. Эйзенштейна и играет в «Иване Грозном».

В 50-х годах перевоплощается в Горького в фильме «Академик Иван Павлов», в Маяковского в картине «Они знали Маяковского». Успех Черкасову принес выпуск биографических «Записок советского актера», опубликованных в 1952 году. В 1957 году Черкасова признают лучшим в Статфорде (в фестивальной программе участвовал «Дон Кихот»).

Проблемы со здоровьем начинаются с приходом 1960-х, обостряются заболевания легких, шалит сердце. Николая Константиновича не стало 14 сентября 1966 года. Позже в Ленинграде назовут улицу в его честь.

Источник: https://www.ivi.ru/person/nikolay-cherkasov-8074

Черкасов николай константинович – актеры

«ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ»

Русский актер театра и кино. Среди ролей: Петр Первый (“Петр Первый”), Иван Грозный (“Великий государь”), Мичурин (“Жизнь в цвету”), Хлудов (“Бег”), Осип (“Ревизор”) и др. Снимался в фильмах: “Депутат Балтики”, “Петр Первый”, “Александр Невский”, “Иван Грозный”, “Дон Кихот”, “Все остается людям” и др.

Николай Константинович Черкасов родился 27 июля 1903 года в Петербурге, в семье железнодорожного служащего Константина Александровича Черкасова. С детства Коля был увлечен музыкой.

По вечерам мать, Анна Андриановна, играла на рояле. Отец водил его в оперу и на симфонические концерты. Еще подростком Черкасов услышал Ф.И.

Шаляпина – и образ Бориса Годунова остро и сильно запечатлелся в его сознании.

В 1919 году Николай вышел на сцену Мариинского театра – в качестве статиста он появлялся в нескольких картинах спектакля “Борис Годунов”, в котором блистал Шаляпин.

Черкасов подал заявление в Военно-медицинскую академию и одновременно поступил на курсы мимистов при Мариинском театре. Семье жилось трудно, и надо было искать возможность приработка. В качестве пианиста Николай играет на молодежных вечеринках, участвует в спектаклях Большого Драматического театра.

23 июля 1919 года Черкасов получил первый театральный контракт: он был принят мимистом третьей категории в Мариинский театр. Молодой артист исполнял эпизодические роли, его также занимали в балетах – сначала в массовых сценах, а затем в отдельных эпизодах.

В 1920 году Черкасов был также включен в состав Студии молодого балета. Вначале он играл характерные мимические роли в классических балетах – например, отца Колэна в “Тщетной предосторожности”, брамина в “Баядерке”, злого гения в “Лебедином озере” Чайковского, наконец, Дон Кихота в одноименном балете.

Затем начал выступать в комических характерных танцах. Балетмейстеры отмечали его несомненный талант. В “Фее кукол” Черкасов исполнял негритянскую пляску и всегда бисировал ее по требованию зрителей. В печати появились лестные отзывы.

После “Двенадцатой ночи” его отметили как “вполне готового актера-эксцентрика с большой техникой”.

Осенью 1923 года Черкасов поступил в Ленинградский институт сценических искусств, на драматическое отделение. Чуть позже студенты поставили веселый пародийный номер “Танцевальное трио – Пат, Паташон и Чарли Чаплин”. Чарли Чаплина изображал Петр Березов, Паташона – Борис Чирков, а роль Пата досталась Николаю Черкасову.

Трио получало множество приглашений и чуть ли не ежедневно появлялось на различных клубных вечерах, а затем и на профессиональной эстраде, – иногда по три-четыре раза в день.

Нина Николаевна Вейтбрехт, студентка отделения истории искусств, впервые увидела Черкасова именно в образе долговязого Пата во время выступления в Саду отдыха. Через несколько дней они познакомились на студенческой вечеринке. “Как вы непохожи на вашего Пата!” – удивилась девушка.

Черкасов улыбнулся в ответ: “Если бы вы знали, сколько времени я трачу, чтобы быть похожим на него!” В ноябре 1930 года они поженились, а следующей весной в семье родилась дочка.

По словам самого Черкасова, его путь как профессионального актера драмы начался на сцене ленинградского Театра юных зрителей. К тому времени у Черкасова сложилась репутация актера-эксцентрика, он уже сыграл несколько эпизодических киноролей – парикмахера Шарля в немом фильме “Поэт и царь” (1927), клоуна в “Его превосходительстве”, Пата в “Моем сыне”.

«ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ»

Огромное впечатление на него произвела книга К.С. Станиславского “Моя жизнь в искусстве”, которая бесконечно обогатила его, опрокинула многие его представления. Бессменный руководитель ТЮЗа Александр Александрович Брянцев сразу же дал Черкасову главную роль в новой постановке – в “Дон Кихоте” (1926).

В марте 1929 года актеру предложили перейти из ТЮЗа в театр “Мюзик-холл”. После недолгих колебаний Черкасов согласился. Одной из причин такого решения была материальная.

После смерти отца Черкасов помогал матери, сестре, продолжал заботиться о собственной семье. В “Мюзик-холле” платили все-таки вдвое больше, чем в ТЮЗе.

Но вскоре он понял, что не мыслит свое существование без драматического театра и кино.

Весной 1931 года Черкасов переходит в Ленинградский театр “Комедия”. Как драматический актер, он сыграет в нескольких пьесах классического и современного репертуара.

Его первая относительно большая работа в звуковом кино – роль Коли Лошака в фильме “Горячие денечки” Зархи – изобиловала смешными подробностями, забавными трюками.

Режиссер Вайншток предложил ему сняться в “Детях капитана Гранта”. Неутомимого путешественника, географа Паганеля Черкасов играл с радостью, поскольку с детства любил этого героя Жюля Верна. В фильме он исполнил знаменитую песенку Паганеля “Капитан, капитан, – улыбнитесь!..”

В 1934 году Черкасов поступает в труппу Ленинградского академического театра драмы имени А.С. Пушкина. Его первая роль Сенечки Перчаткина в водевиле В. Шкваркина “Чужой ребенок” строилась на одной эксцентрике.

Но уже в следующем спектакле “Вершины счастья” по пьесе Дос Пассоса он убедительно сыграл сыщика Айка Ауэрбаха.

Среди его последующих ролей: монах Варлаам (“Борис Годунов”), Осип (“Ревизор”), Крогстедт (“Нора”), Буланов (“Лес”)…

Черкасов давно мечтал о роли Петра I. И когда на студии “Ленфильм” собирались экранизировать роман А.Н. Толстого “Петр Первый”, он обратился со своим предложением к руководителям киностудии. В ответ постановщик фильма режиссер В.М.

Петров воскликнул: “Ряшку для этого нужно иметь!”, и предложил Черкасову сыграть главного противника петровских преобразований, царевича Алексея. Выбор Петрова был неожидан и для окружающих и для самого актера.

Но, поразмыслив, Черкасов согласился.

Прочитав сценарий, Черкасов засел за книги. Он внимательно изучал огромные фолианты, углублялся в исторические исследования, долго рассматривал старинные гравюры и портреты петровских времен.

Создавая образ царевича Алексея, Черкасов видел в нем человека, не лишенного характера, активных волевых черт. При просмотре отснятого материала будущего фильма А.Н. Толстой отметил верность и, главным образом, полноту характеристики Алексея.

Это было высшей похвалой для молодого актера.

Когда начались съемки второй серии фильма, Черкасову предложили роль Петра I в спектакле Театра им. А.С. Пушкина. “По вечерам я играл в театре Петра I, а по утрам снимался в роли царевича Алексея, так что товарищи мои надо мной подтрунивали, сложив шутливое двустишие: “С утра и до утра – то Алексея, то Петра”, – вспоминал Черкасов.

В перерыве между съемками режиссеры Зархи и Хейфиц вручили ему сценарий нового фильма “Беспокойная старость”. Быстро прочитав его, Черкасов решил сделать все возможное и невозможное, чтобы получить роль профессора Полежаева, хотя тому по сценарию было семьдесят пять лет, а ему лишь тридцать два.

«ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ»

Первая проба на роль ученого получилась неудачной. Черкасов добился повторных проб и был утвержден на роль.

Образ профессора Полежаева был навеян образом великого ученого К.А. Тимирязева. Черкасов изучал его биографию, знакомился с его статьями и письмами, стремясь понять его внутренний мир, его психологию.

Николай Константинович вспоминал: “Играя Полежаева как мудрого старика, человека с глубоким, ясным умом и несколько “беспокойным” характером, я вместе с тем старался раскрыть его необычайную душевную молодость, показать его несвободным от чисто юношеских и даже эксцентрических повадок…

Постепенно я настолько сжился с образом профессора Полежаева, что естественно, непринужденно мог показать его в любой ситуации – показать, например, как он занимается гимнастикой или танцует мазурку в день своих именин, как ищет завалившуюся за шкаф книгу, как беседует с дворником у ворот своего дома”.

Премьера “Депутата Балтики” состоялась 1 января 1937 года в Ленинградском Доме кино и вызвала бурю восторга. Черкасов опроверг все сомнения и недоумения. Его профессор стал классической ролью отечественного кино. На Международной выставке в Париже фильм был удостоен “Гран при”.

1 декабря 1938 года на экраны вышла картина С. Эйзенштейна “Александр Невский” с Черкасовым в главной роли. И вновь о работе актера заговорили как об открытии, созвучном времени. Черкасову удалось раскрыть все богатство характера легендарного полководца – сложного, сильного, волевого, вобравшего в себя лучшие черты могучего русского народа.

В апреле следующего года зрители увидели еще один фильм с его участием – “Ленин в 1918 году”. Черкасов создал достоверный образ писателя Алексея Максимовича Горького. Роль небольшая, но запоминающаяся.

Летом в семье Николая Константиновича случилось горе – умерла новорожденная дочь. Чтобы приглушить боль, Черкасовы отправляются в гастрольную поездку на Дальний Восток. Задушевные встречи со зрителями, а главное – забота, внимание, любовь мужа помогли Нине Николаевне пережить трагедию.

В начале 1941 года в семье родился сын Андрей. В августе Академический театр драмы эвакуировался в Новосибирск, вместе с ним уехали Черкасов, его жена и сынишка. Старшая дочь осталась в Ленинграде (она погибнет во время блокады вместе с тестем Черкасова).

На новом месте Николай Константинович создал концертную бригаду из артистов своего театра и поехал с гастролями на корабли Балтийского флота. Через несколько месяцев в Новосибирск из Алма-Аты, где работала Центральная объединенная киностудия, пришло письмо от Эйзенштейна. Режиссер предложил Черкасову роль Ивана Грозного.

Съемки начались в 1943 году. Черкасов видел в своем герое прежде всего гениального государственного деятеля, полководца.

“Мужественный, величавый, волевой образ Ивана Грозного, бесстрашного в борьбе за высшие интересы государства, насыщенный сложным психологическим содержанием, поставленный в острые по своему драматизму положения, в ситуации подлинного трагического характера, с первых же дней работы над ролью поглотил все мое внимание и силы”, – писал актер.

28 октября 1944 года состоялся просмотр первой серии фильма на большом художественном совете. Сталин остался ею доволен.

На волне успеха киногруппа Эйзенштейна приступила к работе над продолжением картины. Но судьба ее оказалась печальной.

Во время приема в Кремле 25 февраля 1947 года Сталин сказал Эйзенштейну и Черкасову, что излишняя торопливость в таком деле не нужна и очень важно, чтобы картина была сделана в стиле эпохи, в соответствии с исторической правдой.

«ЧЕРКАСОВ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ»

На следующий день после беседы в Кремле Н. Черкасову было присвоено звание народного артиста СССР. С. Эйзенштейн же через несколько месяцев умер, что не позволило переделать картину.

Весной 1946 года состоялась первая заграничная поездка Черкасова – в составе делегации деятелей советской кинематографии он вылетел в Чехословакию на фестиваль советских фильмов. Через несколько месяцев режиссер Григорий Александров предложил ему роль Громова в картине “Весна” (1947).

Во время съемок Николай Черкасов вместе с Григорием Александровым и актрисой Любовью Орловой попал в серьезную аварию.

Несколько дней он провел в пражской больнице Однажды в его палату заглянула старушка и спросила с улыбкой: “Не здесь ли лежит профессор Полежаев?” Посетительница протянула актеру букет цветов, к которому был привязан небольшой пряник в форме сердца. Николай Константинович был очень тронут таким вниманием…

На рубеже 1940-1950-х годов Черкасов снимался в основном в историко-биографических картинах: “Адмирал Нахимов” (1946), “Пирогов” (1947), “Академик Иван Павлов”, “Александр Попов”, “Счастливого плавания” (все – 1949), “Мусоргский”, “Жуковский” (оба – 1950), “Белинский” (1951), “Римский-Корсаков” (1953), “Они знали Маяковского” (1955). Герои Черкасова никогда не были похожи один на другого, так же как и не были похожи на самого актера, – и в этом великое искусство Черкасова, искусство перевоплощения.

В трех фильмах – “Александр Попов”, “Счастливого плавания” и “Мусоргский” он исполнял главные роли.

“Играя роль Попова, – писал Черкасов, – я прежде всего стремился показать человека ясного светлого ума и сильного, зоркого научного предвидения – светоча технического мышления, подарившего человечеству гениальное открытие и утвердившего приоритет нашей отечественной науки”.

За роль воспитателя суворовцев Левашова из “Счастливого плавания” Черкасову была присуждена пятая по счету Сталинская премия (1950).

Источник: http://the100.ru/actors/nikolai-konstantinovich-cherkasov.html

Николай Черкасов

Никола́й Константи́нович Черка́сов (1903—1966), выдающийся советский актёр театра и кино. Народный артист СССР (1947). Лауреат Ленинской (1964) и пяти Сталинских премий (1941, 1946, 1950, 1951 — дважды). Член ВКП(б) с 1940 года.
Биография

Читайте также:  Михаил стогниенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Николай Черкасов родился 14 (27) июля 1903 года в Санкт-Петербурге в семье железнодорожного служащего.

Окончил Институт сценических искусств (1926).

С 1919 — артист-мимист Петроградского Мариинского театра оперы и балета, Большого драматического театра и других театров, в 1926—1929 — актёр Ленинградского ТЮЗа, в 1929—1931 — артист Ленинградского и Московского мюзик-холлов, в 1931—1933 — Ленинградского передвижного театра «Комедия», в 1933—1965 — Ленинградского академического театра драмы им. А. С. Пушкина.

В 1926—1929 годах Черкасов выступал на сцене Свободного театра совместно с Петром Берёзовым и Борисом Чирковым в популярном эстрадном номере «Пат, Паташон и Чарли Чаплин», который был использован в фильме «Мой сын» (1928), а потом повторён в «Концерте на экране» (1940).

Умер Николай Черкасов 14 сентября 1966 года. Похоронен в Ленинграде в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской Лавры.
Общественная и государственная деятельность

* Депутат ВС РСФСР 1—2 созывов. * Депутат ВС СССР 3—4 созывов (1950—1958) * Председатель Ленинградского отделения ВТО (с 1948 года).

* Член Советского комитета защиты мира (с 1949).

Творчество Роли в театре и на эстраде Даты Спектакль Характеристика спектакля Роль 1920-1922 (возможно, 1922—1925) Петроградская студия молодого балета «Лебединое озеро» Балет Петра Ильича Чайковского Злой гений «Тщетная предосторожность» отец Колэн «Баядерка» Балет Людвига Минкуса брамин «Тайна клада» Отто, богатый жених Дон Кихот Балет композитора Л. Ф.

Минкуса Дон Кихот «Фея кукол» Негритянская пляска «Неудачные похождения мистера Хьюза» Агитбалет Джек («красный дьявол») 1920-1922 (возможно, с 1923) Театрально-исследовательская лаборатория (Экспериментальный ансамбль) Института истории искусств.

(Неизвестная пантомима под музыку Легара) Папуас «Шарф Коломбины» Пантомима Дирижёр танцев «Бык на крыше» Пантомима Полисмен 1923—1927 Институт сценических искусств «Наследники Рабурдэна» Комедия Э. Золя. Мастерская С. Э. Радлова. Режиссёры С. Радлов и Б. Петровых Рабурдэн 1925 «Двенадцатая ночь» Пьеса У. Шекспира. Мастерская С. Э.

Радлова Сэр Эндрю 1925 «Копилка» Пьеса Э. М. Лабиша и Марк-Мишеля. Мастерская С. Э. Радлова. Полицейский 1925 «Соломенная шляпка» Водевиль Э. М. Лабиша. Мастерская С. Э. Радлова. 1926 «На бойком месте» Пьеса А. Н. Островского. Мастерская В. Максимова. Дипломный спектакль. Миловидов 1926 «Как важно быть серьёзным» Пьеса О. Уайлда. Дипломный спектакль.

Алджернон «Чан-Хайтан» («Меловой круг»). Пьеса Клабунда Секретарь суда Чао август 1926 — сентябрь 1929 Ленинградский ТЮЗ 1926 «Похождения Тома Сойера» Инсценировка по роману Марка Твена «Приключения Тома Сойера» Шериф 1926, с 24 декабря «Дон Кихот» Пьеса А. Я. Бруштейн и Б. В. Зона по роману Сервантеса. Постановка Б. В. Зона Дон Кихот 1927 «Разбойники» Драма Ф. Шиллера.

Режиссёр Е. Г. Гаккель Старик Моор 1927 «Хижина дяди Тома» Инсценировка по роману Г. Бичер-Стоу. Режиссёр Б. В. Зон Судья «Тиль Уленшпигель» Инсценировка Е. Г. Гаккеля по роману Ш. де Костера Инквизитор «Проделки Скапена» Пьеса Мольера Сильвестр 1928 «Плоды просвещения» Пьеса Л. Н. Толстого Звездинцев 1929 «Ундервуд» Пьеса Е. Л. Шварца[8]. Режиссёры А. А. Брянцев и Б. В.

Зон Крошкин 1932 Дон Кихот (без возвращения в труппу) 1926—1929 Свободный театр 1926—1929 «Пат, Паташон и Чарли Чаплин» Пат 1927—28 Передвижной Театр новой оперетты (бывший «Комсоглаз») 1927- «В трех соснах» Пьеса Л. С. Любашевского. Композитор Ю. А. Зандер. Режиссёр Е. Г. Гаккель.

композитор Звонарев сентябрь 1929 — весна 1931 Ленинградский мюзик-холл и Московский мюзик-холл 1929 «Одиссея» Обозрение Гомера в обработке Николая Эрдмана и Владимира Масса. Музыка И. О. Дунаевского. Одиссей 1929—1930 «Аттракционы в действии» Обозрение Пат (номер «Пат, Паташон и Чарли Чаплин») «С неба свалились» Обозрение. Режиссёры А. Феон и К.

Голейзовский «Шестая мира» Обозрение. Автор А. Равич, режиссёры — Н. Горчаков и М. Яншин Сыщик 1930—1931 Цирки Москвы и Поволжья (Казани, Куйбышева, Саратова, Волгограда и других городов) «Пат, Паташон и Чарли Чаплин» Пат 1931 (или 1932) — 1933 Ленинградский передвижной театр «Комедия» «Женитьба Труадека» Пьеса Ж. Ромена Мируэт «Люди и свиньи» Комедия А. Б.

Мариенгофа комсомолец Кудряшов «Миллион Антониев» Пьеса В. Градова, В. Орлова. Режиссёр Б. М. Дмоховский Байуотерс, авантюрист «Театр Клары Газуль» Пьеса П. Мериме 1) Монах-инквизитор Антонио — «Женщина-дьявол» 2) Перуанский вице-король — «Карета святых даров» 3) дон Пабло — «Рай и ад» 1933—1965 Ленинградский академический театр драмы им. А. С.

Пушкина 1933 «Дон Кихот» По роману Сервантеса Дон Кихот 1934 «Чужой ребенок» Пьеса В. В. Шкваркина Сенечка Перчаткин 1934 «Вершины счастья» Пьеса Дж. Р. Дос Пассоса. Режиссёр В. П. Кожич Айк Ауэрбах 1934 (премьера 13 ноября) «Борис Годунов» Трагедия А. С. Пушкина. Режиссёр Б. М. Сушкевич Варлаам 1935 «Мольба о жизни» Пьеса Ж. Деваля. Режиссёр В. П.

Кожич Морис Массруб 1935—1936 «Нора» По пьесе Г. Ибсена «Кукольный дом» Режиссёр Б. А. Бабочкин Крогстад 1935—1936 «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя. Режиссёр Б. М. Сушкевич Осип 1935—1936 «Лес» Пьеса А. Н. Островского. Режиссёр В. П. Кожич Буланов 1937, март «Банкир» Комедия А. Е. Корнейчука Бесштанько (председатель колхоза) 1937, осень — зима «На берегу Невы» Пьеса К. А.

Тренёва Буранов 1938, апрель «Петр I» Пьеса А. Н. Толстого (третья редакция). Режиссёр Б. М. Сушкевич Петр I 1939 «Ленин» Пьеса А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой, другое название — «Грозовой год». Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон. Горький 1940 «Лгун» Комедия К. Гольдони. Режиссёр В. В. Люце Лелио 1941 (до 7 июля) «Дон Кихот» Пьеса М. А. Булгакова. Режиссёры А. Н.

Даусон и В. П. Кожич Дон Кихот 1942 «Накануне» Пьеса А. Н. Афиногенова Андрей Завьялов, ученый-агроном 1942 «Фронт» Пьеса А. Е. Корнейчука Остапенко (гвардии сержант) 1945 «Великий государь» Пьеса В. А. Соловьёва. Режиссёр Л. С. Вивьен Иван Грозный 1946 «Жизнь в цвету» Пьеса А. П. Довженко. Режиссёр Л. С. Вивьен. Мичурин 1948—1949 «Борис Годунов» Трагедия А. С. Пушкина.

Режиссёр Л. С. Вивьен Варлаам 1952—1953 «Ревизор» Комедия Н. В. Гоголя. Режиссёр Л. С. Вивьен Осип 1952—1953 «Гражданин Франции» Пьеса Д. Я. Храбровицкого Дюмон-Тери 1954 «Они знали Маяковского» Пьеса В. А. Катаняна. Режиссёр Б. М. Дмоховский Маяковский 1957 «Грозовой год» Пьеса А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой Максим Горький 1958 «Бег» Пьеса М. А.

Булгакова Хлудов 1959 «Все остается людям» Пьеса С. И. Алешина. Режиссёры Л. С. Вивьен и А. Н. Даусон. Художник А. Ф. Босулаев академик Дронов 1962 «Маленькие трагедии» Цикл А. С. Пушкина (поставлен без «Пира во время чумы»). Режиссёр Л. С. Вивьен. Художник А. Ф. Босулаев Барон (Филипп) — трагедия «Скупой рыцарь» 1941, июль-август Театр народного ополчения (агитвзвод Ленинградской армии народного ополчения)

1941 «Прямой наводкой» Монолог профессора Полежаева или монолог Александра Невского

В 1919-1922 — статист, потом артист-мимист государственных театров Петрограда.

Играл в массовке и эпизодические роли в спектаклях петроградского Мариинского театра (после переименования — Государственного академического театра оперы и балета, ГАТОБа) и Большого драматического театра, в организованных Мариинским театром массовых зрелищах — «Интернационал» (1919) «Мистерия освобожденного труда» (1 мая 1920 года), «К мировой коммуне» (19 июля 1920 года), «Взятие Зимнего дворца» (8 ноября 1920 года). Фильмография Год Фильм Роль 1927 Его превосходительство Длинный клоун в цирке 1927 Поэт и царь (Царь и поэт) Шарль, парикмахер 1928 Родной брат Эпизод 1928 Луна слева Калугин 1928 Мой сын Пат 1930 По ту сторону Эпизод 1930 Всадники ветра Комсомолец 1932 Счастье (Арестант N1105, Ветер с Востока) Агент полиции 1932 Встречный Постовой милиционер 1934 Первая любовь Депутат сейма 1934 Кто твой друг Милиционер 1934 Люблю ли тебя? Студент 1934 Наследный принц Республики Официант 1935 Горячие денёчки Колька Лошак 1935 Граница Гайдуль 1935 Женитьба Яна Кнукке Ганс Пфааль (сумасшедший офицер, капитан) 1935 Подруги Белый офицер 1936 Депутат Балтики Профессор Дмитрий Илларионович Полежаев 1936 Дети капитана Гранта Жак Паганель 1937 Остров сокровищ Билли Бонс 1937 За Советскую Родину Командующий фронтом 1937-38 Пётр Первый царевич Алексей 1938 Александр Невский Князь Александр Невский 1938 Друзья Осетин Бета 1938 Человек с ружьём белый генерал 1939 Ленин в 1918 году Горький 1939 Минин и Пожарский Эпизод (по другим данным, в списке получивших Сталинскую премию I степени за этот фильм Н. П. Черкасов (Сергеев)). 1940 Шестьдесят дней (Командиры запаса) Евгений Петрович Антонов (профессор) 1940 «Концерт на экране» 1) Конферанс. 2) Варлаам в номере «Борис Годунов». 3) Пат в номере «Чарли Чаплин, Пат и Паташон» 1942 Его зовут Сухэ-Батор Барон фон Унгерн-Штернберг 1942 Оборона Царицына Крестьянин-ходок 1944-45 Иван Грозный Царь Иван Грозный 1946 Во имя жизни Сторож Лукич 1947 Весна Режиссёр Аркадий Громов 1947 Новый дом Костоусов 1947 Пирогов Откупщик Лядов 1949 Академик Иван Павлов Максим Горький 1949 Александр Попов Александр Степанович Попов (изобретатель радио) 1949 Сталинградская битва Президент Франклин Рузвельт 1949 Счастливого плавания! капитан Левашёв (Левашов) 1950 Мусоргский Стасов, критик 1952 Римский-Корсаков Стасов, критик 1957 Дон Кихот Дон Кихот 1963 Всё остается людям Фёдор Алексеевич Дронов (академик) 1965 Третья молодость (СССР/Франция) Гедеонов Телефильмы (игровые) 1955 Они знали Маяковского Владимир Маяковский 1962 Шумят пороги Уэйкенго капитан Стенсон 1966 Маленькие трагедии (телеспектакль) Документальные кинофильмы 1948 Памяти С. Эйзенштейна 1957 Отблески Канн (фр. «Reflets de Cannes»). Эпизод, датированный 6 мая 1957 (телевизионный) 1959 Актёр Николай Черкасов (телевизионный, сборная программа) 1965 Страницы большой дружбы Текст за кадром Киноматериалы, использованные в фильмах 1943 Битва за Россию (англ. The Battle of Russia) Александр Невский — фрагменты фильма «Александр Невский» 1963 Мелодии Дунаевского («Мелодии Дунаевского (киномонография)») 1946—1988 Иван Грозный. 3-я серия. (Фрагменты). Иван Грозный 1998 Искренне ваш, Георгий Вицин… (телевизионный)

2004 Божественная Гликерия

Примечание. Роль в эпизоде «Бесценная голова» в «Боевом киносборнике № 10», скорее всего, играл не Н. К. Черкасов, а Н. П. Черкасов. В фильме 1943 года «Дорога к звёздам» определенно играл Н. П. Черкасов, а не Н. К. Черкасов.
Признание и награды

Николай Черкасов — народный артист СССР, лауреат пяти Сталинских премий, Ленинской премии, премий на фестивалях, кавалер пяти орденов и нескольких медалей.

Звания Год Звание 1937 Заслуженный артист РСФСР 1939, 11 марта Народный артист РСФСР 1947, 26 февраля Народный артист СССР Ордена Дата Награда Формулировка 1938, 23 марта Орден Трудового Красного Знамени За участие в создании фильма Пётр Первый (I серия) 1939, 1 февраля Орден Ленина За исполнение ролей в фильмах « Пётр Первый», «Александр Невский» и «Ленин в 1918 году». 1950, март Орден Ленина В связи с 30-летием советского кино. 1963 Орден Трудового Красного Знамени За большие заслуги в развитии искусства театра и кино и в связи с 60-летием со дня рождения. Премии Год Премия Отмеченная заслуга 1941 Сталинская премия I степени «Александр Невский» 1946 Сталинская премия I степени «Иван Грозный», 1 серия 1950 Сталинская премия III степени «Счастливого плавания!» 1951 Сталинская премия I степени «Мусоргский» 1951 Сталинская премия II степени «Александр Попов» 1958 Премия лучшему актёру на Международном кинофестивале в Стратфорде Фильм «Дон Кихот» 1958 Премия «Лучшему актёру» на Международном кинофестивале в Канаде (Ванкувер) За исполнение роли Дон Кихота(по другим данным, премия режиссёру). 1964 год Премия «Призы актёрам» Всесоюзного кинофестиваля За лучшее исполнение мужской роли (фильм «Всё остается людям»).

1964 Ленинская премия За исполнение роли Фёдора Дронова в фильме «Всё остается людям».

Источник: http://BestActor.ru/cherkasov-nikolajj

«Любимый актер Сталина»

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь»: быть любимцем Сталина прежде всего испытание и даже трагедия, в особенности, если речь идет о гениальном актере – таком, как Николай Черкасов.

Лев Лурье: Наш герой, великий русский актер Николай Константинович Черкасов, родился в 1903 году, в девятое лето благополучного царствования государя императора Николая Второго. Год рождения в русской истории определяет очень многое.

Черкасов вступает в творческую зрелость в тот момент, когда появляется звуковое кино, и, следовательно, он становится одним из первых и одним из лучших русских киноартистов.

Большую часть своей жизни он должен был прожить при Иосифе Сталине, это был великий артист сталинского времени.

Николай Черкасов – коренной петербуржец, из семьи потомственных железнодорожных служащих. Его становление как актера происходит в начале 20-х в голодном, но живущем интенсивной художественной жизнью Петрограде.

С мая 1919 года он статист в Мариинском театре. Одновременно он танцует в студии молодого балета и Экспериментальном ансамбле при Институте Истории искусств. В 1923 году Черкасов поступает в Институт сценических искусств. Выбор сделан.

Этот выбор – профессия театрального актера.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: В анкете, которую нужно было заполнить при поступлении в театральный институт, был такой вопрос: «Как часто вы посещаете театр?». Он ответил: «С семи лет». Действительно, он играл на рояле, он пел, он был очень пластичен.

В студенческие годы Черкасов вместе со своими однокурсниками придумывает эстрадный номер «Чарли Чаплин, Пат и Паташон». Этот танец стал популярен на долгие годы и сделал Черкасова известным зрителю. Он артист-эксцентрик. Таким его видят режиссеры ТЮЗа, мюзик-холла, передвижного театра «Комедия», где он играет с середины 20-х.

Лев Лурье: Советский театр начала 20-х похож скорее не на драматическое искусство, а на искусство цирковое или эстрадное.

В 1925 году здесь, на арене Ленинградского цирка, состоялся выпускной спектакль театрального института – «Двенадцатая ночь» Шекспира. По ходу действия герой Черкасова должен глотать шпагу. Вообще, артист 20-х годов должен уметь все.

Эта необычайная цирковая выучка пригодилась артистам Ленинграда в 30-е годы, когда в их жизнь войдет кинематограф.

Читайте также:  Венедикт ерофеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Олег Ковалов, кинорежиссер: В 20-ые годы была целая плеяда театральных актеров, которые оперировали интересными условных приемах. Черкасов был человеком, который эту школу в себе нес – школу цирка, пантомимы, варьете. В то время не считалось зазорным, если актер блистательно танцует на эстраде, водит мотоцикл, ездит верхом.

С 1933 года Николай Черкасов – артист Александринского театра, где, кроме него, играют Меркурьев, Симонов, Борисов. Именно они составили первое поколение актеров советского звукового кино.

Тогда же на Западе начинали Жан Габен, Кларк Гейбл, Марлен Дитрих – ярчайшие звезды мирового кинематографа.

У Черкасова были все шансы стать одним из них, вписать свое имя в историю не только советского, но и всемирного киноискусства.

Олег Ковалов, кинорежиссер: Габен играл молодого обреченного романтика 30-х годов, надежного мужчину, прошедшего войну. Он везде был как бы одинаковый, на самом деле, это была лирическая тема актера. У Черкасова же не было лирической темы, вот в чем был парадокс. Он мог лишь делать образ из приемов.

Лев Лурье: Александринка в 1933 году называлась Государственный академический театр драмы. Здесь Николай Черкасов будет работать до 1964 года. Он будет гримироваться в таких гримерках.

Александринский театр был театром актерским еще со времен Савиной, Юрьева, Варламова. Режиссер просто расставлял мизансцены, его и называли расставляющим.

Он говорил: «Вы стоите здесь, вы стоите здесь, а вы мечетесь между этими двумя героями». В этот театр ходили на актера.

В 30-ые годы Черкасов блистает одновременно на сцене Александринского театра и в кино. Театр – официальное место службы. Кино дает возможность полнее реализоваться и забирает основные силы. Впервые он обращает на себя внимание, сыграв Кольку Лошака в «Горячих денечках».

Настоящую же славу и звание заслуженного артиста РСФСР приносит роль профессора Полежаева в «Депутате Балтики». Черкасов становится востребован – настолько, что одновременно играет Петра в театральной постановке «Петра Первого» и царевича Алексея в киноверсии, поставленной режиссером Петровым.

Популярная шутка того времени – «От утра и до утра то Алексея, то Петра».

Лев Лурье: Новая жизнь артиста Николая Черкасова началась в 1938 году, когда на экраны страны выходит фильм «Александр Невский», где Черкасов играет главную роль. Александр Невский – святой русской православной церкви, основатель той линии династии Рюриковичей, которые возглавляли Москву, предок Ивана Грозного.

Александр Невский извлечен по велению Сталина из пантеона монархических князей, князей-символов. Советский Союз намеревается двигаться на Запад. Александр Невский в исполнении Черкасова произносит знаменитую евангельскую максиму: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет».

С этого момента Черкасов – имперский актер, устами которого говорит Сталин.

«Александр Невский» ставится Сергеем Эйзенштейном. Великий режиссер находит актера, которого сам может сделать великим. Именно после съемок у Эйзенштейна Черкасов окончательно приобретает статус советского актера №1.

Наум Клейман, историк кино: Эйзенштейн, получив в свои руки такого разнообразного актера, подметил одну поразительную особенность – сочетание в нем двух противоположных качеств: эксцентриады и трагизма.

То, что он сочетал в себе трагедийный дар и умение быть не просто смешным, но и эксцентричным, было близко Эйзенштейну, потому что Эйзенштейн был трагический клоун.

В «Александре Невском» ему пришлось уйти от этой эксцентриады: предстояло сделать житие.

Черкасов становится символом сталинского кинематографа, за что ему придется расплачиваться всю оставшуюся жизнь. «Александр Невский» меняет актерскую и человеческую судьбу Черкасова.

Теперь он государственный актер, отныне он играет только положительных персонажей исторического значения, его главное и единственное амплуа – резонер. Он народный артист, орденоносец, депутат Верховного Совета.

Живет Черкасов в обкомовском доме на Кировском, возле Ленфильма, а во дворе стоит собственный автомобиль, чрезвычайная редкость для того времени.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: Судя по его дневнику приемов, он за 1939 год принял 2220 человек, то есть рассмотрел 2500 жалоб. Ему стоило лишь позвонить, и моментально все вопросы решались.

Галина Карелина, народная артистка России: Я знаю, что он делал квартиры нашим актерам, например, Вере Николаевне Вельяминовой.

Наум Клейман, историк кино: Черкасов вошел в роль депутата Верховного совета и орденоносца. Видно, что он эту роль воспринимал серьезно. Для него не было сомнений в том, что он не просто там любимец публики, у него еще есть миссия.

В 1943 году в Алма-Ате Сергей Эйзенштейн начинает снимать «Ивана Грозного». Это важнейший государственный заказ.

Фильм, как считал Сталин, должен продемонстрировать всем – вождь такой страны, как Россия, не может не быть жестоким.

Тиран льет кровь подданных не ради садистского удовольствия, а исключительно для народного блага. Изобразить такого образцового тирана предстоит Николаю Черкасову.

Олег Ковалов, кинорежиссер: Мне нравится в «Иване Грозном», то, что у Черкасова бешеные, страшные глаза. Когда загорается экран, появляется человек на экране, фокус нашего внимания – его глаза, у великих актеров поразительные глаза. Глаза загораются дьявольским блеском, появляется нечто сатанинское в образе грозного царя.

У Эйзенштейна свое, отличное от сталинского, понимание исторического феномена тирании и свой взгляд на фигуру Грозного. В его фильме происходит знаменательная эволюция – Иван приобретает черты мрачного параноика, и из житийного героя превращается в монстра, сошедшего со страниц шекспировских хроник.

Наум Клейман, историк кино: Эйзенштейн не хотел идеализировать Ивана, чего ждал Сталин, он хотел показать те трагические противоречия самодержца, которые влекут его к падению, вместе с ним и всю страну. Главная идея – показать пагубность самодержавия. Было важно подчеркнуть, что Иван Грозный – это падший ангел.

Сталин посмотрел вторую серию «Ивана Грозного», и фильм ему не понравился. 26 февраля 1947 года он вызывает для беседы в Кремль режиссера Сергея Эйзенштейна и исполнителя главной роли Николая Черкасова.

Лев Лурье: Сталин заявил, что главная ошибка Ивана Грозного была не в жестокости, а в том, что он был недостаточно жесток. Он не сумел ликвидировать пять боярских семейств. Если бы он эти пять семейств уничтожил, то на Руси не было бы Смутного времени. Ивашка недорубал.

Опричники, вызывающие ассоциации со служащими НКВД, тоже не понравились Сталину. Он сказал: «Опричники у вас показаны неправильно. Во время пляски опричники похожи на каннибалов и напоминают каких-то финикийцев и вавилонцев. Опричнина была прогрессивной королевской конницей, а у вас опричники показаны как фашиствующие ку-клукс-клановцы».

Эти мысли Сталина имели установочное значение. Донести их до зрителя нужно было Николаю Черкасову.

Николай Черкасов пишет книгу «Записки советского актера», которая становится основополагающим документом для историков и искусствоведов.

Наум Клейман, историк кино: Я знаю, что ему было в какой-то момент стыдно за то, что он написал в книге «Записки советского актера». Ее написал не он, а один журналист сочинил эту книгу от имени Черкасова.

Сталин требует переработать вторую серию «Ивана Грозного», но Эйзенштейн этого сделать так и не успеет. Он умирает 11 февраля 1948 года – прямое следствие кремлевского разговора. Со смертью Эйзенштейна «сиротеет» и артист Черкасов. Отныне ему суждено играть лишь роли ходульных исторических героев. Второго Эйзенштейна в судьбе Черкасова не появится.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: После того, как он снялся в «Иване Грозном» и в «Александре Невском», он играл огромное количество проходных ролей: Попов, Мусоргский, Стасов. Оказывается, было негласное указание не давать ему характерных ролей.

Олег Ковалов, кинорежиссер: Очень мало было сильных режиссеров, которые давали бы ему интересные образные задания. С одной стороны, в этом большое актерское счастье Чекрасова, он сыграл несколько ролей в фильмах, которые вошли в историю кинематографа. С другой стороны, это актерская драма.

В 1953 году умирает Сталин. Три года спустя на ХХ съезде партии Хрущев читает свой знаменитый доклад о культе личности и его последствиях. В этих условиях закрепившаяся за Черкасовым репутация любимого актера Сталина становится непреодолимым препятствием на пути дальнейшего развития кинокарьеры. С таким клеймом жить тяжело – не то, чтобы в кино сниматься.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: Для него было два удара: один в 1953 году, другой в 1956 году. Я помню, как для него это было тяжело. Он замыкался, ни с кем не разговаривал.

У Черкасова остается театр. По актерскому составу театр драмы имени Пушкина не имеет равных в стране. Актеры здесь подобраны сплошь великие. Главный же режиссер, Леонид Вивьен, человек старой формации. Он опытен и профессионален, но игр с идеологией не любит и вообще предпочитает не рисковать, а именно этого требует время.

Лев Лурье: Кризис Академического театра драмы имени Пушкина выходит на поверхность в 1956 году. В это время в Театр комедии возвращается Николай Акимов, в БДТ приходит Георгий Александрович Товстоногов.

В Пушкинском же театре все остается по-прежнему.

Несмотря на то, что в этом театре играют лучшие актеры тогдашнего Ленинграда – Меркурьев, Толубеев, Борисов – лишние билеты здесь, в Екатерининском садике, перед фасадом Александринского театра, спрашивают на спектакли Большого Драматического.

Вера Сомина, историк театра: Александринский театр всегда был театром императорским, казенным, государственным. Это много раз пытались изменить, но ничего не получалось.

Александр Чепуров, руководитель творческого отдела Мариинского театра: Актеры Александринского театра побоялись диктатора, поэтому Товстоногов не стал главным режиссером Александринки. Поработав с Товстоноговым, они поняли, что этот режиссер будет все определять и попросили его не делать главным режиссером театра.

Черкасов перестает быть интересным для нового зрителя. Его роли не обещают неожиданности. В 1958 году, устав от отсутствия режиссерских предложений, Черкасов выбирает себе роль сам. Это Хлудов в пьесе Булгакова «Бег». Даже Черкасову пробить постановку очень тяжело. Драматургия Булгакова с 1930-х под запретом.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: Побить «Бег» было невероятно сложно. Я помню, как он все время говорил: «Я тащил баржу против течения. Все мне мешали, никто не помогал».

Когда уже был готов спектакль, пришло новое запрещение. Тогда отец изобрел замечательных ход, он сказал: «Замечательно, давайте спросим рабочих Кировского завода, как им спектакль».

Пригласили рабочих, им, конечно, понравилось, ведь играет любимый актер. После этого уже ничего было не сделать.

Александр Чепуров, руководитель творческого отдела Мариинского театра: Когда я увидел кинозапись фрагмента из «Бега», где Черкасов исполнял роль Хлудова, я был потрясен. Это была настолько острая, гротескная, почти фарсовая роль.

Галина Карелина, народная артистка России: Это был потрясающий спектакль. Я никогда не забуду эту сцену, в которой он десять минут сидит спиной к залу, и по одной спине можно было понять, что творится с героем. Как это можно было сделать? Только будучи гением.

В 1957 году, за год до постановки на сцене Пушкинского театра булгаковского «Бега», на экраны страны выходит «Дон Кихот» Григория Козинцева. Рыцаря печального образа играет Николай Черкасов. Это последние крупные роли в театре и кино.

Будет еще профессор Дронов во «Все остается людям» – роль, за которую Черкасов получит очередную и, как окажется, последнюю свою Ленинскую премию. Пьеса Алешина – откровенно бросовый литературный материал, но Черкасов вытягивает своей игрой даже ее.

Это был закат карьеры актера, которого просто списали со счетов.

Лев Лурье: В 1964 году у семьи Черкасовых начинаются неожиданные неприятности: в Пушкинском театре сокращение. Сократить собираются как раз Нину Николаевну Черкасову. Черкасов возмущен, он ходит по инстанциям, доказывает, что его жена прекрасная актриса и может еще играть. Но начальство не соглашается.

Тогда Черкасов ставит ультиматум – если уволят жену, то пусть сокращают и его. Конечно, он думает, что это заставит руководство пойти на компромисс. Но главный режиссер Леонид Вивьен и директор по фамилии Колобашкин подписывают заявление Черкасова об уходе. Так в 1964 году Черкасов перестает быть артистом Пушкинского театра.

Андрей Черкасов, сын Николая Черкасова: Это было очень некрасиво, потому что он очень много сделал для театра. Он был болен, ему было тяжело играть, но в свое время именно он добился для Александринки статуса академического театра.

Когда у него был разговор со Сталиным, вождь его спросил: «Сколько вы получаете?». Сталин счел сумму недостаточной и велел повысить Черкасову зарплату. Но Черкасов ему возразил, сказал, что не может один получать больше, потому что работает в коллективе.

Тогда возникла система академических театров и были повышены ставки.

Лев Лурье: После смерти Сталина прошло много лет, но когда режиссер смотрел на Черкасова, он видел прежде всего Ивана Грозного и Александра Невского.

Эта маска государственного героя, человека, с помощью которого государство объясняло подданным, что хорошо в истории, а что нет, была уже от него неотделима.

Никто не мог себе представить, что его можно занять в ролях комических, характерных, гротесковых, которые на самом деле ему блестяще удавались. Черкасов навсегда остался в обыденном сознании государственным актером.

Источник: https://www.5-tv.ru/programs/broadcast/517/

Ссылка на основную публикацию