Родион щедрин – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Родион Щедрин – биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Родион Константинович Щедрин. Родился 16 декабря 1932 года в Москве. Советский и российский композитор и пианист, педагог. Народный артист СССР (1981). Лауреат Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии РФ (1992).

Родион Щедрин родился 16 декабря 1932 года в Москве.

Отец – Константин Михайлович Щедрин (1894-1955), родом из Тульской губернии, композитор, музыкант-теоретик, педагог, музыкальный деятель. Был наделен редкостными музыкальными способностями, а именно – удивительной музыкальной памятью: запоминал музыку с одного раза.

Мать – Конкордия Ивановна Щедрина (урождённая Иванова) (1908-1999), экономист.

С ранних лет занимался музыкой, его первым педагогом стал отец.

С 1941 года занимался в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. Брал частные уроки игры на фортепиано у М. Л. Гехтман.

Во время Великой Отечественной войны семья Щедриных была эвакуирована в Куйбышев (ныне Самара). В этот же город был эвакуирован и Д.

Шостакович, завершивший в нём свою знаменитую Седьмую симфонию – юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции под управлением С. Самосуда.

Дмитрий Шостакович и отец Родиона вели работу в Союзе композиторов, первый – как председатель, второй – как ответственный секретарь. Шостакович заботливо помогал семье Щедриных в трудных бытовых и иных обстоятельствах.

В 1944-1950 годах учился в Московском хоровом училище под руководством А.В. Свешникова.

В 1950-1955 годах учился в МГК имени П.И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю.А. Шапорина) и фортепиано (класс Я.В. Флиера). В 1959 году там же окончил аспирантуру (рук. Ю.А. Шапорин).

В 1965-1969 годах – преподаватель композиции в Московской консерватории. Среди его учеников – О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев. Щедрин прекратил работу в консерватории, войдя в конфликт с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета.

Родион Щедрин в молодости

В 1968 году он отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию.

В 1973 году Щедрин избирается на должность председателя правления Союза композиторов РСФСР.

На этом посту он проработал до 1990 года, добровольно его покинув, после чего был оставлен в роли почётного председателя СК России.

То, что во главе огромной российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль.

Оказывал большую помощь композиторам, музыковедам, дирижёрам и др. «Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», – писал о нём в 2002 году Владимир Спиваков в буклете музыкального фестиваля, состоявшегося по случаю 70-летия композитора.

Родион Щедрин имеет литовское гражданство, поскольку в пору восстановления независимости Литвы литовское гражданство в виде исключения получило немало жителей других стран, в том числе России.

Это, в основном, были видные деятели общественной жизни, культуры, искусства, а также спортсмены и предприниматели.

Знаменитая пара Майя Плисецкая – Родион Щедрин в 1991 году первыми из россиян получили литовские паспорта.

Имеет многочисленные награды и звания:

– Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (3 декабря 2007 года) – за выдающийся вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность; – Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (2 декабря 2002 года) – за большой вклад в развитие музыкального искусства; – Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 декабря 2012) – за большой вклад в развитие отечественной музыкальной культуры и многолетнюю творческую деятельность; – Орден Ленина (16 декабря 1982 года); – Орден Трудового Красного Знамени (1971); – Орден «Знак Почета» (27 октября 1967 года); – Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1992 года (25 декабря 1992 года) – за хоровую музыку «Запечатлённый ангел» по Н. Лескову; – Ленинская премия (1984 год) – за оперу «Мёртвые души» (1977), поэму для хора «Казнь Пугачёва» (1981), «Торжественную увертюру» для симфонического оркестра; – Государственная премия СССР (1972 год) – за ораторию «Ленин в сердце народном» и оперу «Не только любовь»; – Заслуженный деятель искусств РСФСР (1970); – Народный артист РСФСР (1976); – Народный артист СССР (1981); – Премия имени Д. Д. Шостаковича (Россия, 1992); – Премия Crystal Award Всемирного экономического форума (Давос, 1995); – Член-корреспондент Баварской академии изящных искусств (1976); – Почётный член Общества Ф. Листа (США, 1979); – Почётный член Академии изящных искусств ГДР (1982); – Почётный член Международного Музыкального совета при ЮНЕСКО (1985); – Член Берлинской Академии искусств (1989); – Почётный профессор Московской консерватории (1997); – Почётный профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова (2005); – Почётный профессор МГУ им. М. В. Ломоносова (2007); – Почётный профессор Пекинской консерватории (2008); – Приз «Золотой диск» фирмы «Мелодия»; – Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее сочинение в современной академической музыке» за Concerto cantabile (1997); – Композитор года Питтсбургского симфонического оркестра (2002); – Немецкая музыкальная премия «Echo Klassik 2008» – за оперу «Боярыня Морозова» (2008); – Премия «Овация» (2008); – Золотая медаль Министерства культуры Армении (2008); – Российская Национальная театральная премия «Золотая маска» – за оперу «Очарованный странник» (2009); – Номинант GRAMMY в номинации «Лучшее произведение современного композитора в области академической музыки» за оперу «Очарованный странник» (2009); – Кавалер ордена Св. Анны 3-й степени (12 февраля 2010); – Премия города Москвы – за создание русской хоровой оперы «Боярыня Морозова» (2012); – Почётная премия РАО «За вклад в развитие науки, культуры и искусства»;

– Международная премия за развитие и укрепление гуманитарных связей в странах Балтийского региона «Балтийская звезда» (Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ, Союз театральных деятелей РФ, комитет по культуре правительства Санкт-Петербурга, 2013).

Родион Щедрин и Владимир Путин

В честь Родиона Щедрина астроном Крымской Астрофизической Обсерватории Людмила Карачкина назвала открытый ею 20 октября 1982 г. астероид (4625) Shchedrin. Астероид 4626 назван ею в честь Майи Плисецкой.

М.Л. Ростропович о Р.К. Щедрине: «Его гениальное ощущение оркестрового звучания сказалось не только в очень популярных Первом концерте для оркестра “Озорные частушки” и “Кармен-сюите”. Королём современного оркестра называют его профессионалы, имея в виду максимальную звуковую выразительность при максимальной концентрации и экономии средств.

Его произведения играют лучшие исполнители мира, такие как Л. Маазель, С. Озава, М. Янсонс, О. Мустонен, М. Венгеров. Особенно я ценю его неприятие компромиссов даже в очень трудное для русской музыки время.

Он всегда был новатором в музыке и не опасался публично демонстрировать свою полную поддержку любым отклонениям от “официального советского музыкального курса”».

А.А. Вознесенский о Р.К. Щедрине: «Однажды Гия Канчели, композитор в бархатной темно-синей тужурке и с такими же бархатными глазами, после премьеры, на которую он приехал из Германии, говорил мне о Родионе Щедрине: “Это большой композитор, может быть, крупнейший в мире сейчас”. Привыкнув к ревнивому лепету моих коллег, я был поражен. Щедрин – большое “Щ” русской музыки.

Такой буквы нет ни в одном алфавите – ни в английском, ни в немецком. Беспощадная новая его музыка – мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шенберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях XX века. Щедрин же прыгнул с нами физически в XXI век. Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ! Ещё, Щедрин, ещё!».

Родион Щедрин в программе Познер

Личная жизнь Родиона Щедрина:

Жена – Майя Михайловна Плисецкая (1925-2015), прима-балерина Большого театра России, Народная артистка СССР.

Познакомились в 1955 году в гостях у их общей знакомой Лили Брик. Ему было 22 года, ей – 29. Они сразу понравились друг другу, но по воле судьбы встречаться начали только спустя три года.

В 1958 году Большой театр заказал у Родиона Щедрина музыку к балету «Конек-Горбунок», а для того, чтобы проникнуться атмосферой, молодой композитор решил походить на балетные репетиции. Там он во второй раз увидил Майю за работой и влюбился.

Балерина ответила взаимностью. Разница в возрасте не стала для них препятствием.

Щедрин ради карьеры своей жены отказался от мечты стать отцом. Плисецкая не хотела оставлять карьеру даже на год, а еще боялась потерять форму и не вернуться на сцену после декрета. Родион не настаивал. Майя была его музой. Он посвятил жене множество своих произведений и даже написал книгу «Автобиографические записи».

Родион Щедрин и Майя Плисецкая

Их любовь разлучила только смерть. 2 мая 2015 года на 89-м году жизни Майя Плисецкая умерла от сердечного приступа в Мюнхене, где они с Щедриным снимали дом, чтобы она могла лечиться у лучших немецких специалистов.

После смерти Майи Плисецкой (2 мая 2015 года) было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён воедино с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

Фильмография Родиона Щедрина:

1970 – Композитор Родион Щедрин (документальный) 2008 – Формула счастья Саулюса Сондецкиса (документальный) 2008 – Евгений Светланов. Воспоминание… (документальный)

2012 – Андрис Лиепа. Трудно быть Принцем (документальный) – композитор

Работы Родиона Щедрина в кино как композитора:

1955 – Петушок – золотой гребешок (анимационный) 1955 – Они знали Маяковского (фильм-спектакль) 1956 – Колобок (анимационный) 1957 – Коммунист 1957 – Высота 1959 – Люди на мосту 1960 – Нормандия-Неман (Normandie-Niemen) 1961 – Сказка о Коньке-Горбунке 1961 – А если это любовь? 1962 – Баня (анимационный) 1967 – Анна Каренина 1969 – Сюжет для небольшого рассказа (Lika, le grand amour de Tchekov) 1969 – Балерина (фильм-спектакль) 1970 – Самый главный (анимационный) – “Озорные частушки” (нет в титрах) 1970 – Озорные частушки (короткометражный) 1973 – Озорные частушки (короткометражный) 1974 – Анна Каренина (фильм-спектакль) 1982 – Чайка (фильм-спектакль) 1984 – Над нами не каплет (анимационный) – “Озорные частушки” (нет в титрах) 1986 – Дама с собачкой (фильм-спектакль)

1990 – Прости, народ православный!

Работы Родиона Щедрина в театре как композитора:

1954 – Они знали Маяковского (Александринский театр, Ленинград) 1956 – Первая симфония (Театр ленинского комсомола) 1957 – Мистерия-буфф (Московский театр сатиры) 1959 – Дамоклов меч (Московский театр сатиры) 1961 – Гроза (Малый театр) 1962 – Баня

1965 – Теркин на том свете (Московский театр сатиры)

Библиография Родиона Щедрина:

2002 – Монологи разных лет
2008 – Автобиографические записи

Балеты Родиона Щедрина:

1960 – Конёк-Горбунок (по одноимённой сказке П. П. Ершова) 1967 – Кармен-сюита (транскрипция фрагментов оперы Ж. Бизе «Кармен») 1972 – Анна Каренина (лирические сцены по роману «Анна Каренина» Л. Н. Толстого) 1980 – Чайка (по мотивам одноимённой пьесы А. П. Чехова)

1985 – Дама с собачкой (по одноимённому рассказу А. П. Чехова)

Оперы Родиона Щедрина:

1961 – Не только любовь (по мотивам рассказов С. П. Антонова, либретто В. А. Катаняна) 1977 – Мёртвые души (по роману «Мёртвые души» Н. В. Гоголя, либретто Р. Щедрина) 1992 – Лолита (по одноимённому роману В. В. Набокова, либретто Р. Щедрина) 2002 – Очарованный странник (по одноимённой повести Н.С. Лескова, либретто Р.

Щедрина) 2006 – Боярыня Морозова (русская хоровая опера для 4 солистов, смешанного хора, трубы, литавр и ударных, либретто Р. Щедрина по мотивам «Жития протопопа Аввакума» и «Жития боярыни Морозовой») 2013 – Левша» (Сказ о тульском косом Левше, опера в 2 действиях по одноимённой повести Н. С. Лескова, либретто Р.

Щедрина)

2015 – Рождественская сказка» (опера-феерия в 2 частях по мотивам сказки Божены Немцовой «О двенадцати месяцах» в переводе Н. С. Лескова и русских народных сказок, либретто Р. Щедрина)

Симфонии Родиона Щедрина:

1958 – Первая симфония. Для большого симфонического оркестра. В трех частях 1965 – Вторая симфония (25 прелюдий). Для большого симфонического оркестра. В пяти частях

2000 – Третья симфония «Лица русских сказок». Symhonie concertante. Для симфонического оркестра. В пяти частях

Концерты для оркестра Родиона Щедрина:

1963 – Озорные частушки 1968 – Звоны 1989 – Старинная музыка российских провинциальных цирков 1989 – Хороводы

1998 – Четыре русских песни

Концерты для солирующих инструментов с оркестром Родиона Щедрина:

1954 – Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. В четырёх частях 1966 – Концерт № 2 для фортепиано с оркестром. В трех частях 1973 – Концерт № 3 для фортепиано с оркестром. «Вариации и тема» 1991 – Концерт № 4 для фортепиано с оркестром.

«Диезные тональности», в 2-х частях 1993 – Концерт для трубы с оркестром в трех частях 1994 – Концерт для виолончели с оркестром. Sotto voce concerto. В четырёх частях 1997 – Концерт для скрипки и струнного оркестра. Concerto cantabile.

В трех частях 1997 – Концерт для альта и струнного оркестра с арфой. Concerto dolce 1999 – Концерт № 5 для фортепиано с оркестром. В трех частях 2001 – Parabola Concertante. Для виолончели соло, струнного оркестра и литавр 2003 – Концерт № 6 для фортепиано и струнных.

Читайте также:  Сергей игнашевич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Concerto lontano 2004 – Концерт для скрипки, трубы и струнного оркестра. Concerto parlando 2009 – Концерт для гобоя с оркестром

2010 – Двойной концерт «Романтическое приношение» (Romantic offering). Для фортепиано, виолончели и оркестра

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Schedrin-Rodion.php

Пируэты любви Майи Плисецкой

Первый мужчина легендарной балерины повесился в туалете, а воздыхатель-дипломат развлекался с ней в лесу

Великая Майя ПЛИСЕЦКАЯ, о кончине которой сейчас скорбит весь мир, царствовала на сцене 60 лет (из них полвека – в Большом театре). Супруг, знаменитый композитор Родион ЩЕДРИН, посвящал ей балеты и всю жизнь подпитывал своей любовью. Однако были и другие мужчины, которым посчастливилось завоевать сердце блистательной танцовщицы.

– Майя всегда себя чувствовала совершенно отдельной персоной, – говорит балерина Ксения Рябинкина, мать актера Евгения Стычкина. – Считала, что все правила, жизненные и человеческие, ей не подходят. Она любила мужчин, у нее было много романов… Это ее жизнь!

Богиня танца до 90 не дожила несколько месяцев. Про своё долголетие в искусстве Майя Михайловна говорила: «Вот стоит большой букет роз: одна головка опустилась, вторая, третья, четвертая… А последняя продолжает держаться!»

Слава

Невероятной влюбчи-востью Майя отличалась с ранней юности. Ее первым мужчиной стал коллега по Большому театру Вячеслав Голубин. Он оказался одним из немногих избранников балерины, кто был ее старше. Но всего на два года.

Со Славой Плисецкая не только партнерствовала в «Лебедином озере», но и подрабатывала в концертах на других сценах.На одной из репетиций на гастролях в Праге в 1947-м балерина случайно заехала Славе локтем в нос. Танцовщика госпитализировали с открытым переломом и вскоре отправили в Москву.

Выступить перед чешскими зрителями ему тогда не довелось. С тех пор Голубин не вставал в пару с Плисецкой, а их романтические отношения сошли на нет.

– Голубин был моей первой любовью, – писала балерина в автобиографической книге «Я, Майя Плисецкая». – Слава хорошо начинал, вел несколько балетов. Но стал пить, и это сломало ему карьеру и жизнь. 30-летним он наложил на себя руки, повесившись на водопроводной трубе унитаза в туалете своей квартиры.

Майя ПЛИСЕЦКАЯ

Эсфендьяр

Не скрывала Плисецкая и своего романа с танцовщиком из кордебалета Эсфендьяром Кашани. Красавец с иранскими корнями разбил не одно женское сердце. Майя обратила внимание на Эсфендьяра в тренировочном классе.

Он тоже увлекся эффектной примой и вскоре стал регулярно принимать Плисецкую у себя в коммуналке на Шаболовке.Балерина прикатывала туда на черном лимузине, за рулем которого сидел ее личный шофер. По тем временам, а дело было в послевоенном 49-м, это было невероятным шиком.

У соседей юноши (он был моложе нашей героини на пять лет) появилось много поводов для сплетен.

Майя познакомила Кашани с родственниками и подружилась с его мамой. Дело шло к свадьбе, но Плисецкая неожиданно порвала отношения с персом, даже не объяснив ему своего решения. Позже – в середине 70-х – Эсфендьяр покинул Большой и ушел работать с тренером по фигурному катанию Татьяной Тарасовой.

Источник: http://boshsoz.com/obshchestvo/34452-lyubovniki-maji-plisetskoj

Родион Щедрин: биография, личная жизнь и творчество композитора :

Крупнейший советский композитор Щедрин Родион Константинович считается одним из самым удачливых из своих современников, и не только потому, что послушать его произведения по сей день приходит многотысячная армия слушателей, но и потому, что он был женат на самой легендарной из балерин своего времени – невероятной красавице Майе Плисецкой. Далее в статье читайте о жизни и деятельности Родиона Щедрина. Кратко мы также расскажем об истории любви этой красивой, и не менее талантливой пары. Кстати, они оба носили звание Народного артиста СССР. Для творческих людей советского периода это считалось наиболее почетным званием.

Родион Щедрин: биография, родословная

Родился будущий композитор в середине декабря 1932 года, в столице нашей страны. Его отец – Константин Михайлович, был музыкальным деятелем – теоретиком и педагогом. А вот мама – Конкордия Ивановна не имела к музыке никакого отношения.

Дед Родиона по отцу был православным священником в Тульской губернии, в местечке Алексино. Тропинка, которая вела к той церкви, где он проводил службу, была окрещена прихожанами «щедринкой».

Одним словом, отец композитора, Константин, все свое детство провел в маленьком провинциальном городке Алексино. Он обладал редкостными музыкальными данными, абсолютным слухом, мог запомнить музыку с одного прослушивания. Однажды в Алексино приехала актриса В. Н.

Пашенная, она заметила талант мальчика и отправила его за свой счет в Москву, на учебу в консерваторию.

Детство Р. Щедрина

Родившись в семье музыкального теоретика, Родин Щедрин с самого раннего детства был окружен музыкой. Его отец и дяди виртуозно владели игрой на музыкальных инструментах и часто давали домашние концерты. В 1941 году, несмотря на то, что страна находилась в состоянии войны, мальчика отдали в Центральную музыкальную школу при консерватории г. Москвы.

Кроме этого, он начал брать частные уроки по игре на фортепиано у М. Л. Гехтман. Однако вскоре школа была вынужденно закрыта, а семья Щедриных отправилась в эвакуацию в Куйбышев – город, который имел строго засекреченное значение, поскольку там был построен огромный тайный бункер для вождя и членов ЦК.

Сюда для завершения работы над Седьмой симфонией приехал Дмитрий Шостакович, который в то время был председателем Союза композиторов СССР, а отец был ответственным секретарем Союза. В Самару были также переброшены многие деятели культуры, в том числе труппа большого театра. Мальчику часто приходилось находиться на репетициях оркестра Шостаковича.

В 1943 году у них появилась возможность вернуться в Москву и Родион Щедрин, биография которого представлена в этой статье, вновь стал посещать Центральную музыкальную школу. Однако у него самого на свой счет были совершенно другие планы. Он считал, что не должен заниматься пустым делом – изучением гамм, а должен защищать Родину.

11-летним мальчишкой он дважды убегал на фронт, и ему однажды даже удалось дойти до Кронштадта. Родители решили не заставлять сына учиться в музыкальной школе, а определили его в Нахимовское морское училище, которое находилось в Ленинграде.

В то время казалось, что мечта отца видеть своего сына музыкантом провалилась, но позже произошли события, которые предопределили его дальнейшую судьбу и изменили жизнь Родиона Щедрина невероятным образом.

Путь в мир музыки. Музыкальное образование

В начале 1945 годов в Союзе открылось Московское хоровое училище, куда брали одних мальчиков. Его основателем и директором был известный хормейстер А. Свешников.

Он пригласил в свое учебное заведение Константина Михайловича Щедрина преподавать музыкально-теоретические предметы, а также историю музыки.

А тот, в свою очередь, решил привести сюда учиться своего Родю, у которого, как и у отца, был идеальный музыкальный слух и неплохой голос. К этому времени он уже не учился в Нахимовке.

Становление в качестве композитора

С первых же дней учебы в училище хоровое пение захватило Р. Щедрина. Позже первые его произведения были связаны именно с хором. Кстати, уже во время учебы в училище многие из воспитанников делали опыты в музыкальной композиции, а их директор давал юным композиторам возможность сразу же исполнять сочиненные ими произведения.

В 1947 даже был проведен конкурс будущих композиторов, причем председателем жюри был сам Арам Ильич Хачатурян. И вот победителем конкурса стал Родион Щедрин – композитор хоть и совсем юный, но, безусловно, талантливый.

К великому счастью многих студентов училища, для них организовывались встречи с великими отечественными композиторами: Шостаковичем, Хачатуряном, Флиером, Гинзбургом, Рихтером, Гилельсом, И. Козловским и др. Кроме этого, в училище особое внимание обращалось на владение студентами игры на фортепиано.

К окончанию учебного заведения, Родион мог бы соперничать с именитыми пианистами. Его педагог считал его невероятно одаренным юношей и стал готовить его к поступлению в консерваторию.

Еще одна ступень к успеху преодолена

В 1950 году Родион Щедрин поступил в Московскую консерваторию, причем сразу на два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Его учителем стал профессор Яков Владимирович Флиер.

Юноша так увлеченно занимался игрой на любимом инструменте, что даже подумывал уйти с композиторского факультета, однако его педагог не одобрял этого решения юноши. За период учебы он получил огромный запас знаний, а также развил свой музыкальный вкус.

В композиторском же классе его учителем был Юрий Александрович Шапорин. Здесь царила прекрасная атмосфера. От него студенты учились не только профессиональным навыкам, но и приобретали множество знаний обо всем.

Шапорин был настоящим эрудитом, интересным рассказчиком и острословом и просто очень душевным человеком. Он рассказывал ребятам подробности знакомства и общения с такими великими личностями, как Блок, Толстой, Горький, Бенуа, Петров-Водкин и т. д.

Творчество Родиона Щедрина: ранний период

К великому удивлению многих преподавателей, Родиона Щедрина – сына музыкального теоретика – стала интересовать русская фольклорная музыка, элементы которой он использовал в своих произведениях.

Он органично синтезировал различные отрывки из народных песен и частушек, в результате чего у него получалась весьма своеобразная и очень красочная музыка.

Родион Щедрин участвовал в фольклорных экспедициях, записывал на магнитофон народные песни, которые с удовольствием для него исполняли сельские жители. Особенно нравились Щедрину частушки, и он любовь к ним пронес через всю свою жизнь.

Кстати, Первый концерт для оркестра, который он написал в 1963 году, был назван «Озорные частушки». А через 33 года, в 1999 году, он представил ценителям его искусства его новый вариант – «Частушки», сольный концерт для фортепиано.

Одобрение “верхов”

Первый концерт для фортепиано, созданный студентом консерватории Родионом Щедриным в 1954 году, по счастливому стечению обстоятельств был включен в концертную программу одного из пленумов ЦК КПСС.

Его виртуозно исполнил сам автор, а вскоре получил письмо о том, что его приняли в члены Союза композиторов. Для студента 4-го курса это было невероятной удачей.

После окончания консерватории он поступил в аспирантуру по композиции, а его руководителем стал Ю. Шапорин.

Щедрин Родион: личная жизнь

В 1958 году в жизни молодого композитора началась романтическая полоса. Он познакомился с известной балериной, примой Большого театра Майей Плисецкой. А случилось это вот как.

Родион был вхож в круг знакомых Лилии Брик, музы Владимира Маяковского, и был частым посетителем ее знаменитых вечеров.

Кстати, он писал музыку для пьесы “Они знали Маяковского”, автором которой являлся муж Лилии – писатель и литературовед Василий Абгарович Катанян.

Однажды хозяева дома дали Родиону Константиновичу прослушать запись, сделанную на магнитофонной пленке, где Майя Плисецкая пела мелодию балета «Золушка» (Прокофьева). Композитор был просто изумлен: он знал Майю как талантливую балерину, но то, что она умеет так правильно и точно воспроизводить сложнейшие мелодии, даже не мог предположить.

Ее нежный голос запал ему в душу, и вот однажды он получил приглашение от Лилии на вечер, который она устраивала в честь приезда в Россию Жерара Филиппа. Среди приглашенных была также Плисецкая. Родион Щедрин, конечно же, при первом же удобном случае познакомился с ней.

В этот день он играл на фортепьяно только для нее, хотя в будуаре собрался весь московский бомонд. Затем он вызвался развести ее и других почетных гостей на своем авто по домам. В конце поездки в автомобиле остались только он и Майя. Некоторое время они беседовали о том о сем.

Затем, прощаясь, она попросила его записать для нее ноты мелодии из фильма “Огни рампы”. Он с радостью взялся сделать это для нее, ведь благодаря этому он должен был еще раз встретиться с ней.

Начало отношений

Двух талантливых людей окончательно сблизил балет «Конек-Горбунок», написанный Щедриным и включенный в репертуар Большого театра. Он приходил на репетиции не только для того, чтобы руководить оркестром, но и посмотреть на Майю. Будучи известной балериной, она часто бывала на гастролях по миру, поэтому постоянно находилась под пристальным наблюдением КГБ.

Заметив интерес Щедрина к ней, друзья из верхов предупредили его об этом, однако ему было все равно, и он продолжал всюду следовать за ней. В том же 1958 году они стали жить вместе, но не зарегистрировали отношения. Затем они провели поистине райское лето в Доме отдыха творчества Композиторов в Сортавале, на Ладожском озере.

Продолжением свадебного месяца стало путешествие из Москвы в Сочи на автомобиле Щедрина. Однако в Сочи их ждало разочарование. Согласно советскому закону, незарегистрированным парам не предоставлялись совместные номера. По возращении в Москву Родион Щедрин решил узаконить свои отношения с Майей. Это был настоящий брак по искусству, который сохранился на всю жизнь.

Брак Плисецкой и Щедрина был зарегистрирован в Москве 2 октября 1958 года.

Творчество зрелого композитора

Большинство балетов Щедрина были связаны с его супругой, Майей Плисецкой. Так, в “Коньке-Горбунке” балерина исполняла партию “Царь-Девицы”.

К окончанию аспирантуры в 1959 году Щедриным были созданы следующие произведения: несколько фортепианных сочинений, хоры, Первая симфония, «Веселый марш монтажников-высотников» – песня из кинофильма «Высота» и т. д.

В 60-х было создал самое исполняемое сочинение, которое создал Родион Щедрин – “Кармен сюита”. К этому периоду также относится написанная им первая опера «Не только любовь» (он посвятил ее Плисецкой).

Были созданы концерты для оркестра – “Звоны” и “Озорные частушки”, а также две крупные оратории «Ленин в сердце народном» и «Поэтория» и, пожалуй, самое масштабное из его произведение для фортепиано – 24 прелюдии и фуги, которые входили во Второй концерт для фортепиано. Параллельно с сочинительством он преподавал в Консерватории.

70-е

В новом десятилетии Щедрин Родион Константинович стал работать над оперой «Евгений Онегин», которая была предназначена для Большого театра. Затем в творчестве Р.К.Щедрина приходит полоса сатиры и юмора. Именно к этому периоду «Озорные частушки» и «Бюрократиада».

В академических кругах “Частушки” не особо были приняты, зато их очень полюбил народ. Это произведение пришлось ко вкусу американскому дирижеру композитору Л. Бернстайну.

Среди известных произведений, написанных им в 70-х, были либретто для сценических произведений: опер – «Мертвые души», «Лолита», балетов – “Дама с собачкой”, «Чайка», “Анна Каренина”, которые он посвящает своей супруге.

80-е

В 1981 году Щедрин создает шесть хоров на стихи Алескадра Сергеевича Пушкина, «Казнь Пугачева », «Тетрадь для юношества», а также 15 пьес для фортепиано, «Концертино» и др. Середина 80-х ознаменовалась для него созданием произведений, посвященных юбилею его кумира, 300-летию И. С. Баха.

Его произведение для органа, шлейт, фаготов и тромбонов «Музыкальное приношение» поразило всех масштабностью. Создавалось такое впечатление, что он возвел своеобразный памятник памяти великого композитора. Компактная версия «Приношения» стала часто звучать в Рижском Домском соборе.

Другим сочинением Щедрина, которое он также посвятил 300-летию Баха, была сольная соната для скрипки “Эхо” (1984 г.). Ее стали исполнять такие именитые скрипачи, как У. Хёльшер, М. Венгеров, С. Стадлер и др.

В том же году Р.Щедрин написал пьесу «Автопортрет» для симфонического оркестра.

Перестройка

С началом этого процесса перед творческой интеллигенцией были открыты новые возможности: теперь они могли иметь зарубежные контракты. В 1988 году в Массачусетсе состоялся совместный советско-американский фестиваль под названием «Делаем музыку вместе». В Штаты отправилась большая делегация из СССР.

В фестивале приняли участие А. Шнитке, Г. Канчели, С. Губайдулина, В. Лаурушас. В. А. Петров, и др. Это музыкальное широкомасштабное мероприятие имело громадный художественный и политический резонанс. Далее композитору стало намного легче работать, творить свободную музыку.

Об этом свидетельствуют его произведения, созданные в 90-х и в новом тысячелетии.

Политика

Во второй половине 80-х Родион Щедрин решил заняться политикой, и в 1989 году он был избран депутатом Верховного Совета СССР. Он входил в группу, членами которого были Сахаров, Ельцин, Старовойтова, Гдлян, Попов и др. Все чаще между Щедриным и Горбачевым возникали перепалки. Композитор выступал за реабилитацию Галины Вишневской и М.

Ростроповича. В 1987 году, в связи с 1000-летием принятия крещения, он написал грандиозное произведение «Стихира на тысячелетие крещения Руси». Для него, внука священника, данная тема была особенно близка. Для первого исполнения композитор послал это произведение Ростроповичу, в Штаты.

Таким образом, премьера состоялась в Кеннеди-Центре в Вашингтоне.

Прощание с музой

С 1991 года супруги Щедрин-Плисецкая поселились в Мюнхене. Здесь они занимались свободным творчеством. Это была прекрасная пара, которая уже давно стала одним целым. Вместе они прожили 57 лет. Майи не стало в мае 2015 года.

Для ее супруга это было страшной потерей, особенно с учетом того, что ничто не предвещало ее кончины. За месяц до этого они приехали в Россию на премьеру его “Левши”. Всемирно известная балерина чувствовала себя прекрасно и до утра сидела рядом с мужем во время премьерного банкета.

Родион Щедрин после смерти Плисецкой сообщил о том, что они вместе составили завещание, в котором записана их последняя воля. Похорон ни у нее, ни у него не должно быть. Они желают, чтобы их тела были кремированы, пепел смешан друг с другом, а затем развеян над Россией.

Как понимаете, это должно быть тогда, когда произойдет смерть Родиона Щедрина. А пока урна с ее прахом хранится в доме композитора. Дай бог ему долгих лет жизни!

Источник: https://www.syl.ru/article/287876/new_rodion-schedrin-biografiya-lichnaya-jizn-i-tvorchestvo-kompozitora

Биография Родиона Щедрина

Опубликовано: 06.05.2017 – 18:28

Щедрин Родион Константинович (р. 1932) – русский пианист и композитор, музыкальный педагог.

Написал 5 балетов, 3 симфонии, 14 концертов, 7 опер, множество вокальных, камерных, инструментальных, хоровых и программных музыкальных произведений. Писал музыку к спектаклям в театре и к кинофильмам.

За свои творческие достижения награждался Государственной премией СССР (1972), Ленинской премией (1984), Государственной премией РФ (1992).

Музыкальная родословная

Родион появился на свет в Москве 16 декабря 1932 года.

Его дедушка, Щедрин Михаил Михайлович, в начале XX века в небольшом городе Алексине в Тульской области служил настоятелем в главном городском храме – Успенском соборе.

До сих пор в Алексине помнят этого доброго священника и его замечательную супругу Елизавету Николаевну, которую горожане тогда ласково называли «матушка Щедрина». У них родилось восемь талантливых сыновей. Храм располагался на улице Радбужской, а неподалёку находился дом, где проживало семейство Щедриных.

Между домом священника и храмом была протоптана тропинка, которую местные жители прозвали «щедринкой». Она сохранилась до сих пор, и носит такое же название.

Детские воспоминания Родиона связаны с городом Алексиным, там он проводил каждое лето. Он помнит, как при одном только упоминании этого города светлело лицо его отца и дядюшек, ведь там, на берегу Оки, они прожили лучшие свои годы.

Отец Родиона рано ушёл из жизни, в 1955 году, ему было всего 60 лет. После его смерти Родион со своим дядей Евгением Михайловичем Щедриным ездил на машине в Алексин.

Там они гуляли по Радбужской улице, шагали по тропинке-«щедринке», посещали на кладбище могилы дедушки с бабушкой, были в доме Щедриных и ходили в сосновый бор.

Родион никогда не прерывал связь с городом своего детства. Даже когда не мог поехать туда сам, то через Щедрину Дину Алексеевну, вдову своего дяди Александра Михайловича обязательно передавал для музея подарки.

В начале ХХ века музыкальные и талантливые братья Щедрины организовали в Алексине семейный оркестр, они устраивали в городе благотворительные выступления.

С 1994 года в Алексинском городском музее в память о братьях проводятся Щедринские вечера.

Старшие дети в семье церковного настоятеля Щедрина успели отучиться в духовной семинарии в городе Туле. Младшие, в том числе и отец Родиона, после революции уже не могли обучаться в ВУЗе, потому что были детьми священника.

Отец Родиона, Щедрин Константин Михайлович, родился в 1894 году. Волею случая ему всё-таки удалось получить высшее образование в Московской консерватории. В Алексин на лето приезжали артисты Малого театра, репетировали, давали спектакли. Одну молодую актрису, Веру Пашенную, заинтересовали братья из семейного оркестра Щедриных.

Она была поражена оркестровками, которые они выполняли для сложных произведений Рахманинова, Скрябина, Чайковского. Женщина узнала, что в семье священника нет денег для того, чтобы дать образование сыну Константину.

По окончании летнего сезона в Алексине, она забрала юношу с собой в Москву и помогла ему там устроиться в консерваторию.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

По окончании учёбы отец Родиона остался жить в Москве. Он занимался преподавательской деятельностью в музыкальных московских школах, давал уроки по классу фортепиано и по теории музыки. С 1935 года он работал в Московской консерватории, где на национальном отделении преподавал историю музыки.

Мама будущего композитора, Конкордия Ивановна Щедрина (девичья фамилия Иванова), 1908 года рождения, была сотрудницей Большого театра, трудилась на должности старшего экономиста. Профессиональным музыкантом она не была, но очень любила музыку и прекрасно играла на фортепиано.

При такой творческой родословной у Родиона Щедрина не было другого жизненного пути, кроме музыкального.

Детство

Первые уроки музыки Родион получил от отца. Константин Михайлович имел абсолютный слух и удивительную редкую музыкальную способность – «магнитофонную» память, то есть запоминал звуки с одного раза.

Практически с самого рождения Родион был окружён музыкой. Он слушал, как играет на скрипке отец.

Часто в их доме собирались дяди Родиона, виртуозно игравшие на различных музыкальных инструментах, и давали настоящие домашние концерты.

В 1941 году Родион начал обучение в Центральной музыкальной школе-десятилетке при Московской консерватории. Помимо этого мальчик ещё посещал частные занятия у пианистки и преподавателя музыки Марии Лазаревны Гехтман, где учился игре на фортепиано.

Но вскоре началась война, Щедрины были эвакуированы в Куйбышев. Сюда же в эвакуацию приехал известный советский композитор Дмитрий Шостакович, который как раз завершал там работу над Седьмой симфонией. Юному Родиону тогда посчастливилось увидеть генеральную репетицию оркестра, которым управлял знаменитый советский дирижёр С. А. Самосуд. В 1943 году семья Щедриных возвратилась в Москву.

Родители отправили Родиона продолжать обучение в музыкальной школе. Но одиннадцатилетний мальчик посчитал для себя недопустимым изучать гаммы, когда требовалось защищать Родину. Дважды он предпринял попытки убежать на фронт, один раз ему удалось добраться до самого Кронштадта. Тогда отец решил, что исправить поведение сына поможет жёсткая дисциплина и отдал его в нахимовское училище.

Музыкальное образование

Но видно Родиону всё-таки на роду было написано стать не военным, а музыкантом. В 1944 году в Москве открылось хоровое училище, которое возглавил дирижёр А. В. Свешников. В качестве педагога пригласили Щедрина Константина Михайловича преподавать историю и теорию музыки. И тогда он обратился к руководству училища с просьбой – зачислить в хор мальчиков сына Родиона.

Решение отца оказалось правильным, с первых же дней хоровое пение захватило юного Щедрина, как будто разбудило где-то в глубине внутренние струны. С хором были связаны и его первые опыты в написании музыки.

Очень часто по вечерам в училище приезжали выступать знаменитости – Хачатурян, Флиер, Шостакович, Гилельс, Козловский, Рихтер.

В 1947 году они организовали композиторский конкурс среди учащихся, и Родион Щедрин стал победителем.

К окончанию хорового училища уже никто из педагогов не сомневался в одарённости Щедрина, парня стали готовить для поступления в консерваторию.

В 1950 году Родион стал студентом Московской государственной консерватории имени Чайковского, причём обучался одновременно на двух факультетах – фортепианном и теоретико-композиторском.

По классу фортепиано Родион учился у педагога, Народного артиста СССР Флиера Якова Владимировича. Позднее композитор признавался, что обучение у Флиера было одной из главных его жизненных удач.

Преподаватель не только научил его владеть фортепиано, но и открыл юному Щедрину закономерности и смысл музыкального искусства.

По классу композиции Родион обучался ещё у одного прекрасного педагога, композитора и дирижёра Юрия Александровича Шапорина.

В 1955 году Щедрин с отличием окончил консерваторию, после чего ещё четыре года посвятил аспирантуре под руководством Шапорина.

Творчество

Будучи студентом Щедрин сочинил Первый концерт для фортепиано, который во время пленума ЦК КПСС был введён в концертную программу. Музыкальное произведение виртуозно исполнял сам автор, после чего был принят в Союз композиторов Советского Союза. Это произведение звучало на Всемирном фестивале молодёжи и студентов, который проводился в 1955 году в Варшаве, Родион получил за него премию.

Следующее его сочинение – балет «Конёк-Горбунок», его поставили в Большом театре в 1960 году. Слушатели сразу обратили внимание на это произведение и по достоинству его оценили, стало понятно, что в мире музыки появилась новая творческая своеобразная личность. Помимо этого Щедриным было написано ещё четыре балета:

  • «Кармен-сюита» (1967);
  • «Анна Каренина» (1972);
  • «Чайка» (1980);
  • «Дама с собачкой» (1985).

Ещё в консерватории многие преподаватели удивлялись тому, что сын музыкального теоретика Родион Щедрин всё чаще стал интересоваться народным фольклором. И это был не праздный интерес, частушки, народные песни и кантилены он использовал в своих произведениях. Композитор хотел думать и творить музыку на родном языке.

Родион ездил в фольклорные экспедиции, где деревенские жители с удовольствием и азартом исполняли народные песни, а он записывал их на магнитофон. Особенно сильно он увлекался частушками, даже его Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, имел название «Озорные частушки».

В 1961 году Щедрин сочинил свою первую оперу «Не только любовь», она раскрыла уже зрелый талант музыканта. За свою творческую деятельность Родион Константинович написал ещё шесть опер:

  • 1977 – «Мёртвые души»;
  • 1992 – «Лолита»;
  • 2002 – «Очарованный странник»;
  • 2006 – «Боярыня Морозова»;
  • 2013 – «Левша»;
  • 2015 – «Рождественская сказка».

В 1987 году Щедрин сочинил музыкальный шедевр – «Стихиру на тысячелетие крещения Руси». Эта тема имела для него особенное значение, ведь дедушка Родиона был священником. Премьера произведения состоялась в США в Кеннеди-центре.

Много композиций писал Родион Константинович для театральных постановок и кино. Его музыка звучит в таких известных фильмах:

  • «Высота»;
  • «Коммунист»;
  • «Люди на мосту»;
  • «Нормандия – Неман»;
  • «А если это любовь?»;
  • «Анна Каренина»;
  • «Сюжет для небольшого рассказа».
Читайте также:  Александр лымарев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Щедриным была написана музыка для следующих спектаклей:

  • «Они знали Маяковского»;
  • «Первая симфония»;
  • «Мистерия-буфф»;
  • «Дамоклов меч»;
  • «Гроза»;
  • «Баня»;
  • «Тёркин на том свете».

Даже в мультипликационных фильмах можно послушать музыкальные произведения Родиона Константиновича:

  • «Петушок – Золотой гребешок»;
  • «Колобок»;
  • «Баня».

За творческие достижения Щедрина неоднократно премировали и удостаивали самых высоких правительственных и государственных наград – Орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV степеней, Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта».

Родион Константинович имеет звание почётного профессора консерваторий в Москве, Санкт-Петербурге, Пекине, а также МГУ имени Ломоносова. В 1970 году Щедрину присвоили звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР, в 1976 году – Народного артиста РСФСР, в 1981 году – Народного артиста Советского Союза.

Любовь всей его жизни

В 1958 году Родион познакомился с женщиной, которая стала единственной любовью всей его жизни.

Как-то раз ему довелось побывать на одной из вечеринок, которые устраивала муза знаменитого Маяковского Лиля Брик. В это время он как раз трудился над музыкой к пьесе «Они знали Маяковского».

Здесь и состоялось его знакомство с примой Большого театра, знаменитой балериной, потрясающе красивой женщиной Майей Плисецкой.

После вечеринки Щедрин вызвался развести гостей по домам на своём автомобиле. Последней он отвозил Майю, они долгое время сидели в машине и разговаривали. А потом она попросила его написать ей ноты музыки из кинофильма «Огни рампы». Родион с радостью согласился, ведь так у него был повод ещё раз повидаться с Плисецкой.

Окончательно их сблизил написанный Щедриным балет «Конёк-Горбунок». Майя исполняла главную партию, Родион приходил на репетиции в Большой театр. Вскоре они стали вместе жить, отношения свои сначала не регистрировали.

Как только у них появилось свободное время, Майя и Родион отправились в медовый месяц на Ладожское озеро. Они провели здесь почти целое лето, которое потом называли райским. А оттуда рванули на автомобиле в Сочи.

А вот тут произошёл казус, так как супруги не были официально расписаны, сотрудники гостиницы не разрешили им поселиться в одном номере. И тогда Щедрин сделал Плисецкой предложение.

Когда они вернулись домой в Москву, то пошли в ЗАГС и зарегистрировали свой брак. Это было 2 октября 1958 года. Супруги прожили вместе 57 лет. Потрясающая пара, которая по-настоящему стала единым целым.

В мае 2015 года Плисецкая умерла. Для Щедрина это было страшным ударом, тем более что ничего не предвещало трагедии. У неё внезапно случился обширный инфаркт миокарда.

С 1991 года Родион и Майя проживали в Мюнхене. Они составили совместное завещание, после смерти обоих супругов кремировать их тела, соединить прах и развеять над Россией.

Урна с прахом Майи пока хранится в доме Родиона Щедрина…

Источник: http://stories-of-success.ru/rodiona-shchedrina

Мемория. Родион Щедрин – ПОЛИТ.РУ

16 декабря 1932 года родился композитор Родион Щедрин

Личное дело

Родион Константинович Щедрин (84 года) родился в Москве в семье композитора и педагога Константина Михайловича Щедрина. Его мать, Конкордия Ивановна, работала экономистом.

Первые уроки музыки маленькому Родиону дал его отец. Музыка окружала его с детства: он слышал игру отца на скрипке, иногда отец с братьями составляли инструментальное трио.

В 1941 году был отдан в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории. Однако учебе помешала война.

В октябре 1941 года семья Щедриных была эвакуирована в Самару. В этот же город был эвакуирован и Дмитрий Шостакович, завершивший там свою знаменитую Седьмую симфонию; юному Родиону довелось услышать её на генеральной репетиции.

После возвращения из эвакуации Родион продолжил своё музыкальное образование в Московском хоровом училище, возглавляемом А. В. Свешниковым.

В 1950 году поступил в Московскую Консерваторию имени П. И. Чайковского, которую с отличием окончил по двум специальностям: композиции (класс Ю. А. Шапорина) и фортепиано (класс Я. В.

Флиера) в 1955 году. В том же году написал балет «Конек Горбунок» и начал сотрудничать с киностудиями. Сначала – с Союзмультфильмом.

Написал музыку к мультфильмам  «Петушок — Золотой гребешок» (1955) и «Колобок» (1956).

В 1957 году написал музыку к фильму «Высота» режиссёра А. Зархи, в том числе  песню «Марш монтажников» («Не кочегары мы, не плотники»), в одночасье прославившую своего создателя. Через год написал музыку к фильму «Коммунист» Ю. Райзмана. В том же 1958 году закончил свою Первую симфонию для большого симфонического оркестра.

В 1959 году окончил аспирантуру при Консерватории. По окончании аспирантуры Щедрин имел в своем творческом активе балет, фортепианные сочинения, хоры,

В последующие годы написал музыку для фильмов «Нормандия — Неман»  (1960), «А если это любовь?» (1961), мультфильма «Баня» (1962), для театральных постановок.

В 60-е годы композитор впервые написал оперу «Не только любовь» (1961), начал серию концертов для оркестра «Озорные частушки» (1963) и «Звоны»(1968), сочинил оратории «Поэтория» (на стихи поэта Андрея Вознесенского, 1968) и «Ленин в сердце народном» (1969), 24 прелюдии и фуги, а также создал свое самое исполняемое сочинение – балет «Кармен сюиту» (1967).

В 1965—1969 годах был преподавателем композиции в Московской консерватории. Среди его учеников — О. Галахов, Б. Гецелев, Г. Минчев.

В 1968 году Щедрин отказался подписать письмо в поддержку вступления войск стран Варшавского договора в Чехословакию. В результате конфликта с партийными деятелями теоретико-композиторского факультета прекратил работу в консерватории.

В 1973 году Щедрин был избран председателем правления Союза композиторов РСФСР. На этом посту он проработал до 1990 года.

По мнению современников, то, что во главе российской композиторской организации столько лет стоял серьёзный композитор новаторской направленности, сыграло чрезвычайно прогрессивную роль. Велика была и его личная помощь композиторам и музыкантам.

«Долгое время Щедрин возглавлял Союз композиторов России, и мало кто знает, скольким молодым талантам отверженным, гонимым властью, помог этот человек», — написал о нём в 2002 году всемирно знаменитый скрипач и дирижёр Владимир Спиваков.

Значительной вехой в творчестве Щедрина стала опера «Мертвые души» по произведению Николая Гоголя (1976) на либретто самого композитора.

Автор ввел в произведение новшество, заменив скрипки оркестра камерным (вторым) хором, а также  разделил сцену на две параллельные, а саму оперу – на две автономно идущие оперы – народную и профессиональную.

Эта параллельная драматургия спектакля, впервые поставленного в Большом театре в 1977 году режиссером Борисом Покровским, составляла смысловую концепцию произведения: противопоставление Руси народной и  помещиков.

В 1980-е годы Щедрин написал балеты «Чайка» (1979) и «Дама с собачкой» (1985), «Автопортрет» для симфонического оркестра (1984).

К 1000-летию принятия христианства на Руси создал произведения «Стихира на тысячелетие крещения Руси» (1987) и «Запечатленный ангел» (1988) – хоровая музыка по произведению писателя Николая Лескова на канонические церковно славянские тексты для смешанного хора а сарреllа со свирелью (флейтой).

В 1981 году Родиону Щедрину  было присвоено звание народного артиста СССР.

В 80-х годах Щедрин с женой проводили много времени за границей. Сначала в Риме, потом – в Мадриде. В 1991 году перебрались в немецкий Мюнхен.

Среди самых значительных произведений  композитора 1990-х годов – опера «Лолита» по одноименному роману Владимира Набокова (1994), поставленная в Шведской королевской опере в Стокгольме.

В 2002 году в нью-йоркском концертном зале  «Карнеги холл « состоялась премьера симфонических этюдов для оркестра «Диалоги с Шостаковичем». В декабре того же года в Линкольн центре в Нью Йорке прошла мировая премьера оперы Щедрина «Очарованный странник» по повести Николая Лескова.

Для XIV Международного конкурса им. П.И. Чайковского в 2011 году по предложению оргкомитета композитором была создана виртуозная концертная пьеса для фортепиано «Чайковский этюд», ставшая обязательной в качестве современного произведения.

В настоящее время композитор живет и работает в Мюнхене.

Чем знаменит

С Майей Плисецкой. 2009

Родион Щедрин — признанный классик современной музыки и один из самых востребованных и знаменитых в мировом масштабе российских композиторов. Он дважды номинировался на престижнейшую музыкальную премию Грэмми, его музыку охотно исполняют лучшие солисты и коллективы мира.

Щедрин является автором 7 опер, 5 балетов, 3 симфоний, 14 концертов, многочисленных произведений камерной, инструментальной, вокальной, хоровой и программной музыки, а также музыки к кино и театральным постановкам.

О чем надо знать

Родион Щедрин более полувека состоял в браке с одной из величайших балерин XX века Майи Плисецкой, которой посветил многие свои произведения. Они познакомились в доме Лили Брик в 1955 году на одном из приёмов, устроенном в честь приезда в Москву Жерара Филипа. Ему было 22, ей – 29 лет.

Мимолётная встреча спустя три года переросла в настоящую любовь. Они начали встречаться, вместе провели отпуск в Карелии. А осенью 1958 года поженились. Вместе супруги прожили 57 лет. Детей у них не было. Плисецкая не захотела рисковать фигурой и, соответственно, карьерой балерины.

«Он удержал меня на плаву. Он писал мне балеты. Он дарил идеи. Он вдохновлял. Это уникально. Это редкость. Потому что он редкий. Он уникальный. Я таких людей, как он, просто не знаю. Таких целостных, таких самостоятельных по мысли, таких талантливых, даже гениальных.

Я восхищаюсь мужем всю жизнь. Он меня ни разу ни в чем не разочаровал. Может, именно поэтому наш брак продолжается так долго», – говорила о муже Плисецкая. Всю жизнь Щедрин каждый день дарил ей цветы. Балерине нравилось, когда ее называли «мадам Щедрин»: «Я обожаю, когда меня так называют. Не только не обижаюсь, но с радостью откликаюсь. Мне нравится быть его мадам».

Майя Плисецкая умерла 2 мая 2015 года в Германии на 90-м году жизни от тяжелого сердечного приступа. После ее смерти было оглашено завещание, согласно которому её прах будет соединён с прахом Родиона Щедрина после его смерти и развеян над Россией.

В конце ноября 2016 года на улице Большая Дмитровка в Москве был установлен  памятник Майе Плисецкой. Высота памятника, созданного Виктором Митрошиным, составляет 9 метров. Он изображает балерину в роли Кармен. Инициатором создания памятника выступил Родион Щедрин.

Прямая речь

О жене: «Я не знаю, сколько Господь отпустит нам еще жизни на этой волшебной земле. Но я безмерно благодарен Небу и Судьбе, связавшим наши с ней жизни воедино. Мы познали Счастье. Мы познали Любовь. Мы познали Нежность».

О жизни: «Жизнь очень короткая. Хотя она у меня уже и длинная, но вместе с тем короткая. Не теряйте ни дня, ни часа, даже ни минуты, люди, это важно об этом помнить».

Пианист, профессор Московской консерватории  Сергей Доренский о Щедрине: «Его музыка вечна, популярность её будет со временем только возрастать. Большие личности всегда задают тон времени.

Новое не всегда удобно для современников, что закономерно. Для меня Родион фигура знаковая, Он великий композитор. Время его настоящего полного признания ещё впереди.

Я уверен, что его будут играть всегда и везде».

Поэт Андрей Вознесенский о Родионе Щедрине: «Щедрин – большое «Щ» русской музыки. Такой буквы нет ни в одном алфавите: ни в английском, ни в немецком.

Беспощадна новая его музыка – мощная, щемящая, прищуренная от боли или от смеха. Великие Шостакович, Шёнберг, Шнитке, Штокхаузен работали в реалиях ХХ века. Щедрин же прыгнул с нами физически в ХХI век.

Какой надо иметь талантиЩЕ, чтобы из нашего дерьма и ужаса создать сокровиЩЕ!

Ещё, Щедрин, ещё!».

7 фактов о Родионе Щедрине

  • Щедрин не только писал музыку, но и сам ее исполнял. Композиторской работе неизменно сопутствовали его выступления на концертной эстраде как исполнителя своих сочинений — пианиста, а с начала восьмидесятых годов и как органиста.
  • Свою знаменитую «Кармен-сюиту» Щедрин создал за 20 дней. После премьеры министр культуры Фурцева заявила: «Это большая творческая неудача, товарищи, сплошная эротика!».  После обещаний эротические поддержки отменить, балет разрешили. Но танец Плисецкой, полный страсти и внутренней свободы, все равно потряс советскую публику.
  • Щедрин является автором книг: «Монологи разных лет» (2002) и «Автобиографические записи» (2008).
  • Имеет литовское гражданство. Родион Щедрин и Майя Плисецкая первыми из россиян в 1991 году получили паспорта Литвы, куда много лет ездили на дачу.
  • В честь Родиона Щедрина назван астероид 4625 Shchedrin. Астероид 4626 назван в честь Майи Плисецкой.
  • Композитор является лауреатом Ленинской премии (1984), Государственной премии СССР (1972) и Государственной премии России (1992), Премии имени Д.Д. Шостаковича (1992), Премии Crystal Award Всемирного экономического форума (1995), Российской Национальной театральной премии «Золотая Маска» (2009). Дважды номинировался на премию GRAMMY.
  • Щедрин награжден орденами Ленина (1982), Трудового Красного Знамени (1971), «Знак Почета» (1967),  «За заслуги перед Отечеством» III, II и IV степени (2002, 2007, 2012), а также

Материалы о Родионе Щедрине

К 80-летию Родиона Щедрина. Передача Первого канала

Биография Родиона Щедрина на сайте РИА Новости

История любви: Майя Плисецкая и Родион Щедрин

Статья о Родионе Щедрине в русской Википедии

Источник: http://polit.ru/news/2016/12/16/schedrin/

"; cachedBlocksArray[72475] = "
"; cachedBlocksArray[72474] = "
"; cachedBlocksArray[72473] = "
";
Ссылка на основную публикацию