Salvador dali — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сальвадор Дали — биография, информация, личная жизнь

Сальвадор Дали (полное имя — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Пуболь; кат. Salvador Domènec Felip Jacint Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; исп.

Salvador Domingo Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí y de Púbol). Родился 11 мая 1904 года в Фигерасе — умер 23 января 1989 года в Фигерасе. Испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель.

Один из самых известных представителей сюрреализма.

Работал над фильмами: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый». Автор книг «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» (1942), «Дневник одного гения» (1952-1963), Oui: The Paranoid-Critical Revolution (1927-33) и эссе «Трагический миф Анжелюса Милле».

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе, провинция Жирона, в семье зажиточного нотариуса.

По национальности был каталонцем, воспринимал себя в этом качестве и настаивал на этой своей особенности. Имел сестру и старшего брата (12 октября 1901 — 1 августа 1903), который умер от менингита.

Позднее в возрасте 5 лет, на его могиле, родители сказали Сальвадору, что он — реинкарнация своего старшего брата.

В детстве Дали был сообразительным, но заносчивым и неуправляемым ребёнком.

Однажды он даже затеял скандал на торговой площади ради леденца, вокруг собралась толпа и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить-таки непослушному мальчику данную сладость. Он добивался своего капризами и симуляцией, всегда стремился выделиться и привлечь к себе внимание.

Многочисленные комплексы и фобии мешали ему включиться в обычную школьную жизнь, завести с детьми обычные связи дружбы и симпатии.

Но, как и любой человек, испытывая сенсорный голод, он искал эмоциональный контакт с детьми любыми способами, стараясь вжиться в их коллектив если не в роли товарища, то в любой другой роли, а точнее той единственной, на которую был способен — в роли эпатажного и непослушного ребёнка, странного, чудаковатого, всегда поступающего вопреки чужим мнениям.

Проигрывая в школьных азартных играх, он вёл себя так, будто выиграл, и торжествовал. Иногда без причины затевал драки.

Частично комплексы, приведшие ко всему этому, были вызваны и самими одноклассниками: они относились к «странному» ребёнку довольно нетерпимо, использовали его страх перед кузнечиками, подсовывали ему за шиворот этих насекомых, чем доводили Сальвадора до истерики, о чём он позднее поведал в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим».

Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 год воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. Одним из друзей детства был будущий футболист ФК «Барселона» Хосеп Самитьер. В 1916 году, с семьей Рамона Пишó, отправился на каникулы в город Кадакéс, где познакомился с современным искусством.

В 1921 году поступает в Академию Сан-Фернандо. Рисунок, представленный им ещё абитуриентом, был высоко оценён преподавателями, но не принят из-за малых размеров. Сальвадору Дали дали 3 дня на изготовление нового рисунка.

Однако юноша не спешил с работой, чем очень беспокоил своего отца, который и без того за долгие годы натерпелся его причуд. В конце концов юный Дали сообщил, что рисунок готов, но он даже меньше предыдущего, и это стало для отца ударом.

Однако преподаватели в силу чрезвычайно высокого мастерства сделали исключение и приняли молодого эксцентрика в академию.

В этом же году умирает мать Сальвадора Дали, что становится для него трагедией.

В 1922 году переезжает в «Резиденцию» (исп. Residencia de Estudiantes) (студенческое общежитие в Мадриде для одаренных молодых людей) и начинает учёбу. В те годы все отмечают его щёгольство. В это время он знакомится с Луисом Бунюэлем, Федерико Гарсиа Лоркой, Педро Гарфиасом. С увлечением читает работы Фрейда.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям.

В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пабло Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Жоана Миро. В 1929 г.

участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс».

Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Сблизившись с Сальвадором, Гала, однако, продолжает встречаться со своим мужем, заводит попутные отношения с другими поэтами и художниками, что в то время казалось приемлемым в тех богемных кругах, где вращались Дали, Элюар и Гала. Понимая, что фактически увёл у друга жену, Сальвадор в качестве «компенсации» пишет его портрет.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В это же время происходит разрыв с отцом.

Неприязнь семьи художника к Гале, связанные с этим конфликты, скандалы, а также надпись, сделанная Дали на одном из холстов — «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери» — привели к тому, что отец проклял сына и выставил его из дома.

Провокационные, эпатажные и, казалось бы, ужасные поступки художника далеко не всегда стоило понимать буквально и всерьёз: вероятно, он не хотел оскорбить свою мать и даже не представлял, к чему это приведёт, возможно, он жаждал испытать серию чувств и переживаний, которые стимулировал у себя таким кощунственным, на первый взгляд, поступком. Но отец, огорчённый давней смертью жены, которую любил и память о которой бережно хранил, не выдержал выходок сына, ставших для него последней каплей. В отместку негодующий Сальвадор Дали послал отцу в конверте свою сперму с гневным письмом: «Это всё, что я тебе должен». Позднее, в книге «Дневник одного гения» художник, будучи уже пожилым человеком, хорошо отзывается об отце, признаёт, что тот сильно любил его и терпел доставляемые сыном страдания.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

После прихода к власти Каудильо Фрáнко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы.

В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

Сальвадор был практически аполитичен, и даже его монархистские взгляды следует понимать сюрреалистически, то есть не всерьёз, равно как и постоянно рекламируемую им сексуальную страсть к Гитлеру.

Он жил сюрреалистически, его высказывания и работы имели более широкий и глубокий смысл, нежели интересы конкретных политических партий.

Так, в 1933 году он пишет картину Загадка Вильгельма Телля, где изображает швейцарского фольклорного героя в образе Ленина с огромной ягодицей.

Дали переосмыслил швейцарский миф по Фрейду: Телль стал жестоким отцом, который желает убить своего ребёнка. Наслоились личные воспоминания Дали, порвавшего со своим отцом.

Ленин же воспринимался коммунистически настроенными сюрреалистами как духовный, идейный отец. На картине изображено недовольство властным родителем, шаг на пути к формированию зрелой личности.

Но сюрреалисты поняли рисунок буквально, как карикатуру на Ленина, и некоторые из них даже пытались уничтожить полотно.

В 1937 году художник посещает Италию и остаётся в восторге от произведений Ренессанса. В его собственных работах начинает доминировать правильность человеческих пропорций и другие черты академизма.

Невзирая на отход от сюрреализма, его картины по-прежнему наполнены сюрреалистическими фантазиями.

Позднее Дали (в лучших традициях своего самомнения и эпатажности) приписывает себе спасение искусства от модернистской деградации, с чем связывает своё собственное имя («Salvador» в переводе с испанского означает «Спаситель»).

В 1939 году Андре Бретон, насмехаясь над Дали и коммерческой составляющей его творчества (каковой, впрочем, Бретон и сам не был чужд), придумал ему прозвище-анаграмму: «Avida Dollars» (что по-латыни не совсем точно, но узнаваемо значит «алчный до долларов»). Шутка Бретона мгновенно приобрела огромную популярность, но не повредила коммерческому успеху Дали, который намного превосходил коммерческий успех Бретона.

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали».

Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. Он сотрудничает с Уолтом Диснеем.

Тот предлагает Дали испытать свой талант в кино — искусстве, которое в то время было овеяно ореолом волшебства, чудес и широких возможностей.

Но предложенный Сальвадором проект сюрреалистического мультфильма Destino был признан коммерчески нецелесообразным, и работа над ним была прекращена. Дали работает с режиссёром Альфредом Хичкоком и рисует декорации для сцены сна из фильма «Заворожённый». Однако сцена вошла в фильм очень урезанной — опять же из коммерческих соображений.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1965 году приезжает в Париж и вновь, как почти 40 лет назад, покоряет его своими работами, выставками и эпатажными поступками. Снимает причудливые короткометражные фильмы, делает сюрреалистические фотографии.

В фильмах он использует в основном эффекты обратного просмотра, но умело подобранные объекты съёмки (льющаяся вода, мяч, скачущий по ступенькам), интересные комментарии, таинственная атмосфера, созданная актёрской игрой художника, делает фильмы необычными образцами арт-хауса.

Дали снимается в рекламах, причём даже в подобной коммерческой деятельности не упускает возможности для самовыражения.

Телезрителям надолго запомнилась реклама шоколада, в которой художник откусывает кусочек плитки, после чего у него от эйфорического восторга закручиваются усы, и он восклицает, что сошёл с ума от этого шоколада.

Его отношения с Галой достаточно сложны. С одной стороны она с самого начала их отношений продвигала его, находила покупателей его картин, убедила его писать работы, более понятные массовому зрителю (разительна перемена в его живописи на рубеже 20-30-х гг.), делила вместе с ним и роскошь, и нужду.

Когда не было заказа на картины, Гала заставляла мужа разрабатывать товарные бренды, костюмы: её сильная, решительная натура была очень нужна слабовольному художнику. Гала наводила порядок в его мастерской, терпеливо складывала холсты, краски, сувениры, которые Дали бессмысленно разбрасывал, ища нужную вещь.

С другой стороны она постоянно имела отношения на стороне, в поздние годы супруги нередко ссорились, любовь Дали была скорее дикой страстью, а любовь Галы не была лишена расчёта, с которым она «вышла замуж за гения».

В 1968 году Дали покупает для Галы замок в деревне Пуболь, в котором она жила отдельно от мужа, и который он сам мог посещать лишь по письменному разрешению супруги. В 1981 году у Дали развивается болезнь Паркинсона. В 1982 году умирает Гала.

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию.

Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»).

Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать.

Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека.

Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался.

После смерти Галы Сальвадор переезжает в Пуболь, но в 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери.

С тяжёлыми ожогами Дали был доставлен в больницу, но выжил. До этого случая, возможно, Сальвадор планировал, чтоб его похоронили рядом с Галой, и даже приготовил место в склепе в замке.

Однако после пожара он покинул замок и переехал в театр-музей, где он оставался до конца своих дней.

Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 года от сердечного приступа.

Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка.

Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди, поэтому тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в городе Фигерас.

Наиболее известные произведения Сальвадора Дали:

Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920-1921) Портрет Луиса Буньюэля (1924) Плоть на камнях (1926) Приспособление и рука (1927) Незримый человек (1929) Просвещённые удовольствия (1929) Портрет Поля Элюара (1929) Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) Великий мастурбатор (1929) Вильгельм Телль (1930) Постоянство памяти (1931) Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле (1931) Параноические превращения лица Гала (1932) Ретроспективный бюст женщины (1933) Загадка Вильгельма Телля (1933) Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934-1935) Женщина с головой из роз (1935) Податливое сооружение с варёными бобами: предчувствие гражданской войны (1936) Венера Милосская с ящиками (1936) Жираф в огне (1936-1937) Антропоморфный шкафчик (1936) Телефон — омар (1936) Солнечный столик (1936) Метаморфозы Нарцисса (1936-1937) Загадка Гитлера (1937) Лебеди, отражающиеся в слонах (1937) Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря (1938) Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938) Поэзия Америки (1943) Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения (1944) Искушение святого Антония (1946) Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950) Взрыв головы Рафаэля (1951) Христос Святого Иоанна Креста (1951) Галатея со сферами (1952) Распятие или Гиперкубическое тело (1954) Corpus hypercubus Колосс Родосский (1954) Содомское самоудовлетворение невинной девы (1954) Тайная вечеря (1955) Гвадалупская Богоматерь (1959) Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба (1958-1959) Вселенский собор (1960)

Читайте также:  Юрий быков - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Портрет Авраама Линкольна (1976).

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Dali.php

Биография Сальвадора Дали

Опубликовано: 30.07.2016 — 17:35

Сальвадор Дали (1904─1989) – великий испанский художник и скульптор, писатель, график, режиссёр. Один из самых ярких и талантливых представителей сюрреалистического направления в живописи.

Рождение и семья

В северо-восточной части Испании, неподалёку от Барселоны, есть небольшой городок Фигерас. В самом начале ХХ века, 11 мая 1904 года, в этом местечке появился на свет будущий гений – Сальвадор Дали. Семья его на тот момент состояла лишь из родителей – отца дона Сальвадора Дали-и-Куси и матери доньи Филипы Доменеч. Позже у Сальвадора появилась сестрёнка Анна-Мария.

До этого в семье был уже один сын, но он умер от менингита в 1903 году, немного не дожив до двух лет.

Когда будущему художнику было всего 5 лет, во время посещения могилы брата родители имели неосторожность сказать, что Сальвадор – его реинкарнация.

С этого момента у Дали появилась навязчивая идея, что родители любят вовсе не его, а старшего умершего брата в лице Сальвадора. Идеи подобного рода будут свойственны гению всю жизнь.

Но родители на самом деле очень любили и Сальвадора, и его младшую сестру. Семья была среднего достатка, папа – зажиточный государственный нотариус, мама занималась хозяйством и воспитанием детей. Отец был атеистом, мать же, наоборот, ─ непоколебимая католичка, благодаря её настоянию дети регулярно посещали церковь.

Детские и школьные годы

Отец с матерью дали детям самое достойное образование, на которое только были способны, учитывая своё материальное положение. В 1910 году мальчика отдали в начальную школу «Непорочного Зачатия» Христианских братьев.

Дали рос очень умным ребёнком, но по непонятным причинам сам утверждал обратное. Он был неуправляемый и заносчивый. Однажды, будучи с матерью на торговой площади, Сальвадор устроил целую истерику из-за леденца.

Лавка со сладостями закрылась на время сиесты, но мальчик так орал, что проходившие мимо полицейские упросили хозяина-торговца открыть лавку и продать ребёнку злосчастный леденец.

Сальвадор добивался своего любыми методами: капризничал, симулировал, привлекал к себе внимание посторонних.

Из-за такого характера в школе подружиться с ребятами у Дали не получалось. К тому же вести обычную школьную жизнь ему мешали всяческие фобии и комплексы. Ещё со школьной скамьи у него стало проявляться какое-то раздвоение личности.

Он играл с ребятами в азартные игры, но когда проигрывал, вёл себя, как победитель. Так и не смог он найти общие грани с одноклассниками и завести симпатию или дружбу хотя бы с одним из них. Странный, чудаковатый ребёнок вызывал у ребятни соответствующую реакцию.

Когда дети узнали, что Дали до ужаса боится кузнечиков, они стали ловить этих насекомых и кидать ему за шиворот. У него начинались дикие истерики, что детей забавляло.

Одним единственным ребёнком, с кем у Сальвадора сложились хоть какие-то похожие на человеческие отношения, был будущий футболист «Барселоны» Хосеп Самитьер.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Обучение живописи

Талант в рисовании проявился у него с ранних лет, в школьных учебниках и тетрадях на полях он часто рисовал карикатуры, чтобы рассмешить маленькую сестру. Друг семьи Рамон Пишо был художником-импрессионистом, он заметил способности мальчика и помог ему развиваться в этом направлении.

В местечке Кадакесе у моря семья Дали имела небольшой домик. Здесь в 1916 году прошли каникулы будущего художника. Ему нравилось общаться с низшими слоями общества, он подолгу разговаривал с местными рабочими и рыбаками, жадно изучал суеверия и мифологию своего народа. Быть может, уже тогда в его творческий талант вплетались мистические темы.

Параллельно с получением обычного образования мальчика записали в муниципальную художественную школу, где он учился изобразительному искусству. Окончив здесь обучение, он поступил в Академию братьев ордена маристов в Фигерасе, где испанский художник Нуньес обучал Дали методам оригинальной гравюры.

В 1921 году в семье случилась трагедия: от рака умерла мама.

Мадрид

После смерти матери Дали принял решение уехать в Мадрид. Он уговорил отца отпустить его и оказать помощь в поступлении в Академию изящных искусств.

В 1922 году Сальвадор Дали подготовил для вступительных экзаменов рисунок, который оказался слишком мал. Смотритель из Академии сказал об этом отцу Дали, а тот, уже устав от причуд сына, по-хорошему попросил его перерисовать.

Времени оставалось три дня, но Сальвадор не торопился писать, чем доводил отца до белого каления. В день экзамена юноша сообщил отцу, что рисунок он сделал, только ещё меньше предыдущего, для родителя такой вызов стал сильным ударом.

Но комиссия рассмотрела в работе Дали высокое мастерство и приняла его в Академию.

Он начал учёбу в Мадриде и поселился в студенческом общежитии для одарённых молодых людей. Наряду с учёбой Дали сильно увлекался работами Фрейда, щеголял в обществе, заводил новые полезные знакомства.

Сальвадор много писал в это время, вносил в свои картины новые течения: кубизм и дадаизм.

Но в 1926 году, несмотря на талант, Сальвадора выгнали из Академии за отвратительное высокомерное и пренебрежительное отношение к педагогам. В этом же году он уехал в Париж.

Творческий путь

Во французской столице Дали познакомился с Пабло Пикассо. Под его влиянием создал ряд картин, которые приняли участие в выставках и принесли художнику популярность.

Сальвадор писал в стиле сюрреализма. В его картинах переплетались мифы с реальностью, немалый отпечаток на его творчество наложило глубокое изучение психологии по Фрейду.

В 1937 году художник побывал в Италии, его привели в восторг произведения Ренессанса, после этого в его собственных картинах даже появились правильные человеческие пропорции, но всё равно с сюрреалистическими фантазиями.

В начале Второй мировой войны Сальвадор уехал в США, где прожил до 1948 года. В Америке у него открылся ещё и писательский талант, в 1942 году увидела свет его автобиография «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Знакомство с Уолтом Диснеем принесло Дали ещё и опыт работы в кино. Режиссёр Альфред Хичкок снимал фильм «Заворожённый», а Сальвадор писал декорации к нему.

Вернувшись в Испанию, художник много работал и, как прежде, покорял весь мир своими работами, выставками и эпатажными выходками.

В 1969 году Дали увлёкся скульптурой, среди самых известных его работ:

  • «Гала в окне»;
  • «Сидячий Дон-Кихот»;
  • «Космический слон»;
  • «Лошадь со всадником спотыкаясь».

Невероятная история любви

Знаменитой музой и супругой Сальвадора Дали стала Елена Дьяконова, всему миру известная под именем Гала.

Они встретились летом 1929 года, на тот момент Елена была замужем за французским поэтом Полем Элюаром и одновременно имела любовника Марка Эрнста. Женщина была слишком любвеобильна, она просто обожала секс, не могла без него существовать.

Гала была старше Дали на 10 лет. На момент знакомства он был молодым начинающим художником, приехавшим из провинциального городка, а Гала опытная и умудрённая, самоуверенная и утончённая, вращающаяся с высших кругах общества. Он был сражён её красотой.

Нельзя сказать, что Гала обладала красотой в привычном смысле этого слова, она, как магнит, притягивала к себе мужчин, они становились как будто заколдованными и теряли от этой женщины голову.

Гала и Дали стали близки, но это не помешало женщине продолжать отношения с мужем, попутно ещё заводить любовников, в то время в богемных кругах это считалось нормальным.

Но в конце концов она бросила своего супруга и в 1930 году переехала к Дали, она сказала ему тогда: «Мой мальчик, мы не расстанемся никогда». Она не только удовлетворяла его сексуальные фантазии, Гала стала для Сальвадора всем: патронессой, деловым менеджером, организатором.

Именно Гала сделала художника знаменитым на весь мир, она пустила в ход все свои связи, устраивала выставки, носила его работы ценителям. А он творил с таким рвением, что ещё не была закончена одна картина, а уже просилась на холст другая. Свою музу, которая так вдохновляла его, Дали рисовал постоянно. Теперь его картины подписывались двойным именем Гала — Сальвадор Дали.

Супруг Поль Элюар до последних дней писал ей любовные письма, полные нежности. И только после его смерти в 1952 году Гала и Сальвадор поженились.

Когда Дали стал терять интерес к картинам, Гала подкинула ему новую идею создания дизайнерской мебели. Богачи всего мира готовы были отдать любые деньги за диваны в форме женских губ, слонов на тоненьких ножках или за причудливые часы со странным циферблатом. Также Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки карамели «Чупа-Чупс».

Их отношения для обычного мира казались странными, для них двоих это было нормально. Женщина меняла любовников, как перчатки, Дали постоянно развлекался в компаниях юных девиц, спуская на них кучу денег. В 1965 году у Сальвадора появилась вторая муза – Аманда Лир, 19-летняя модель и певица.

Но единственной женщиной, которой он полностью подчинялся, так и осталась Гала. Если бы не она, мир мог никогда не узнать великого гения Сальвадора Дали. Сначала она вдохнула в молодого неуверенного художника веру в себя, потом полностью раскрыла весь масштаб его таланта: сделала из Дали кумира планеты, при этом постоянно оберегала и защищала. А он преклонялся перед ней.

Их удивительные отношения длились 53 года. Гала умерла в 1982 году в возрасте 88 лет. Её тело забальзамировали, надели красное платье и уложили в гроб со стеклянной крышкой. В их замке Пуболе она ещё при жизни обустроила склеп для них двоих, там женщину и похоронили.

Последние годы жизни и смерть гения

Дали пережил супругу на 7 лет. После смерти Гала у него была жуткая депрессия, при этом стремительно развивалась болезнь Паркинсона. Он провёл последние годы в затворничестве в замке Пуболе, где под стеклянной крышкой лежала женщина всей его жизни.

Немного писал, но картины были очень просты, и сквозь них повсюду проходила тонкая ниточка скорби.

Со временем он перестал писать, говорить, а потом и двигаться. Старик обезумел, ухаживать за ним практически было невозможно, он кусал медсестёр, бросал в них, что попадалось под руку, кричал.

Он умер 23 января 1989 года. Напоследок эпатировал весь мир своим завещанием – похоронить себя не рядом с любимой женщиной; он просил, чтобы по его могиле ходили люди. В городке Фигерас есть театр-музей Дали, в одной из комнат под полом замуровано его тело…

Источник: http://stories-of-success.ru/salvadora-dali

Сальвадор Дали: биография, дата рождения, личная жизнь, музы, картины, дата и причина смерти :

Биография Сальвадора Дали, его характер и темперамент оказались настолько неординарным явлением для 20-го века, что личность художника превзошла его же творчество. Все — от формы усов до самой сложной его картины — являлось частью огромного вымысла, которым сам Дали окружил свою жизнь. Личная жизнь, биография Сальвадора Дали и интересные факты о нем — далее в этой статье.

Ранние годы

Сальвадор Доменек Фелип Жасинт, маркиз де Дали де Пу́боль, более известный под именем Сальвадор Дали, родился 11 мая 1904 года в каталонском городе Фигерасе.

Его родители — нотариус Сальвадор Дали Кузи и Фелипа Доменек Форрес. За девять месяцев до его рождения, не дожив и до двух лет, умер его старший брат, также названный Сальвадором.

Четырьмя годами позже у Дали появилась младшая сестра Анна-Мария.

Уже в детстве юноша выделялся своей эксцентричностью. Он рос капризным и избалованным, а склонность скрывать истинные чувства за экстравагантным поведением стала своеобразным барьером между правдой и вымыслом, сопровождавшим Сальвадора всю дальнейшую жизнь.

В 1921 году, когда будущему художнику было 17, умерла его горячо любимая мама, а отец женился на ее сестре. В краткой биографии Сальвадора Дали именно этот момент следует назвать началом ссор с семьей, за которыми последовало полнейшее отречение сына от отца.

В 1922 году Дали переехал в Мадрид и поступил в Королевскую академию изящных искусств в Сан-Фернандо. Тогда в его поведении чередовались то юношеский анархизм, то замашки изящного денди.

Читайте также:  Антон шипулин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В академии он познакомился с двумя талантливыми юношами: Федерико Гарсиа Лоркой и Луисом Бунюэлем. Как следует из биографии Сальвадора Дали, эти два юноши являются важными героями.

Вместе с новыми приятелями начинающий художник увлекся трудами Фрейда и психоанализом.

В становлении Дали как гения сюрреализма большую роль сыграло влияние импрессионизма и кубизма, хотя по-началу ему было проще следовать классической живописи.

Первой настоящей выставкой биографы художника Сальвадора Дали называют ту, которая состоялась в Барселоне в 1925 году (хотя он уже выставлял свои ранние работы в местном театре в возрасте 14 лет).

Картины произвели настоящий фурор, сделав имя художника знаменитым на территории Испании.

Дебют в кино

Дали не спешил завоевывать Париж, стараясь подготовить свои лучшие работы для французской выставки. Однако его парижский дебют оказался неожиданным и поистине эффектным — ведь начинающий гений начал с кино.

Первым фильмом в карьере Сальвадора Дали стала авангардистская лента «Андалузский пес», снятая вместе с Луисом Бунюэлем. Это был бессюжетный цикл сюрреалистических образов и сцен, не поддающихся логическому объяснению. Сам Сальвадор Дали, в написанной им самим биографии, назвал свой кинодебют «сновидением, записанным на пленку».

Короткометражный фильм «Андалузский пес», в котором художник выступил режиссером и актером, можно посмотреть ниже.

Первый успех

Несколько месяцев спустя в парижской галерее Камиля состоялся дебют Дали и в качестве живописца. Молодой художник прокладывал себе путь в Париже с удивительной быстротой и расчетливостью — например, он заручился поддержкой виконта Шарля де Ноая, купившего его картину «Мрачная игра». Вот как объяснял художник выбор своего пути к успеху много лет спустя:

Успех Дали был огромным. Художник обращался к классической живописи — от Бронзино до Сурбарана, от Вермеера до Веласкеса, преследуя двойную цель: продемонстрировать свое отличие от «современников», а также заставить неискушенного зрителя забыть о привычном восприятии образов и оценить искусство за рамками того, что до сих пор вызывало восхищение.

Гала

Невозможно говорить о творчестве и краткой биографии Сальвадора Дали без знакомства читателя с главной музой художника, его неповторимой Галой Галадриэль. В 1929 году Сальвадор пропустил открытие своей большой выставки в галерее Гоэманса. Причиной послужила обуявшая его всепоглощающая страсть.

Тем летом к нему в гости приехали художник Рене Магритт, поэт Поль Элюар и его жена Елена, которую все называли Гала (ударение на последний слог). Буквально с первого взгляда эта женщина пленила Дали. Несмотря на разницу в возрасте — Гала была почти на 11 лет старше Сальвадора — чувства между ними вспыхнули настолько сильные, что она решилась уйти от мужа.

Вместо того чтобы явиться на выставку в Париже, пара, забыв обо всем, уехала в небольшой городок Ситжес неподалеку от Барселоны. Влюбленные сняли свой первый дом в пригороде Кадакеса и с тех пор оставались неразлучны. Гала оказалась очень деловой женщиной, с талантами к стратегии и организации чего бы то ни было.

Она сразу же взяла на себя всю деловую часть жизни своего нового избранника. Гала и Дали стали мужем и женой в 1934 году.

Гала не скрывала от супруга свои многочисленные внебрачные связи. Он никогда не возражал, а наоборот — поощрял их, стараясь удовлетворить любую прихоть боготворимой им женщины.

Время шедевров

В своей биографии Сальвадор Дали о фильмах, созданных с Бунюэлем, говорил следующее: «Посмотрите на творчество Луиса Бунюэля с Дали, и без Дали. Теперь понимаете, кто здесь настоящий гений?» В 1930 году вышел еще один фильм, созданный в их соавторстве, — «Золотой век», считающийся стилистическим продолжением культового «Андалузского пса».

В то же время на двух персональных выставках были выставлены работы, ставшие первыми шедеврами в живописной биографии Сальвадора Дали — картины «Постоянство памяти» и «Частичное помрачение». В невероятно тщательном, блестящем и точном исполнении прослеживалось влияние итальянца Кирико и американца Танги.

В этот период Дали отшлифовывал свой метод создания картин, который он сам называл параноидально-критическим. Художник объяснял его как не поддающийся словесному определению метод, основанный на незнакомых ассоциациях знакомых образов.

Король эпатажа

На публике сюрреалист Дали поддерживал образ харизматичной и эпатажной личности. Именно в этот период художник отпустил усы, впоследствии ставшие его визитной карточкой — с 1940 года он носил их изогнутыми вверх, сделавшись звездой журнальных обложек.

Он не переставал удивлять мир своими провокационными манерами и неординарным поведением, выражая их в том числе и на холстах. Чего только стоит иронический образ Ленина и композиция о Гитлере, навевающая чувство плохого предзнаменования.

Автор показал исторические фигуры в виде нейтральных двухмерных изображений, тем самым выразив свое полное безразличие к общепринятой морали. Впоследствии этот подход усовершенствовал американский художник Энди Уорхолл.

В 1936 году на Международной сюрреалистической выставке в Лондоне Дали предстал в водолазном скафандре, а позируя известному фотографу Сесилу Битону для журнала Vogue, он надел на Гала фехтовальную маску.

Дали открывается Америке

В 1936 году творчество и биография Сальвадора Дали стали известны за пределами Европы. В 1936 году в Нью-Йоркском музее современного искусства было представлено несколько картин художника — впервые на территории США.

В американском обществе, благосклонном к щегольству и шику, эксцентричность Дали пришлась к месту, и уже в 1939 году на Всемирной выставке в Нью-Йорке Дали представил целый собственный павильон под названием «Сон Венеры».

Тем временем в Испании разразилась Гражданская война, на которой погиб лучший друг юности Сальвадора Федерико Гарсиа Лорка. За этим последовало вторжение Германии во Францию, и Сальвадору пришлось остаться в Нью-Йорке вплоть до 1948 года.

В Штатах у испанского гения появилось много поклонников. Так, в 1941 году Нью-Йоркский музей современного искусства организовал его персональную выставку в восьми крупных городах США. В то же время Сальвадор продолжил изучать традиционную живопись, нарочито искажая в своих работах идеи античного искусства.

То, что поначалу было в жизни Сальвадора Дали способом самоутверждения в мире искусства, теперь превратилось в культурный феномен. Лицо с закрученными усами не сходило со страниц модных журналов, а в 1942 году художник выпустил «Тайную жизнь Дали, рассказанную им самим».

Эта книга с «биографией» Сальвадора Дали явила собой один сплошной вымысел автора, однако разошлась огромным тиражом. В тот же период он написал либретто и создал эскизы костюмов и декораций к двум балетам Леонида Мясина — «Вакханки» и «Лабиринт».

Также Дали разработал эскизы украшений для Фулько ди Вердуды и его ювелирного бутика на Пятой авеню, проиллюстрировал «Дон Кихота» Сервантеса и придумал декорации к сценам кошмаров в фильме Хичкока «Завороженный».

Вместе с фотографом Филиппом Халсманом, родоначальником фотографического сюрреализма, художник создал серию виртуозных снимков, по сей день являющихся классикой художественной фотографии. Ниже представлена одна из этих совместных фоторабот — «Дали Атомикус».

В 1954 году Халсман выпустил книгу под названием «Усы Дали», в которую вошли уникальные фотографии харизматичного испанца и его знаменитых усов.

Коммерческий гений

С 50-х годов Дали стал использовать живопись лишь как инструмент для саморекламы. Слава и коммерческий успех заботили его гораздо больше творчества. В этот период он увлекся религиозными сюжетами, отнесясь к святым образам с тем же цинизмом и самолюбованием, с которыми ранее воздавал должное Гитлеру и Ленину.

Как гласит краткая биография Сальвадора Дали, последним большим проектом было строительство монументального «памятника» самому себе. Он писал:

Музей был построен в Фигерасе, на руинах городского театра, разрушенного в ходе гражданской войны. Именно здесь 14-летний Дали впервые представил публике свои живописные произведения. В архитектурных и оформительских решениях этого проекта воплотились самые экстравагантные идеи художника.

Начиная с 1970 года Дали потратил целое десятилетие на создание своего музея. Завершить дело самостоятельно ему помешала болезнь Паркинсона, проявившаяся в начале 80-х годов. Ниже представлено фото этого фантастического музея, ставшего самым грандиозным творением в жизни Сальвадора Дали.

Кончина

Великий мастер сюрреализма умер 23 января 1989 года, в возрасте 84 лет. Его похоронили в склепе под музеем в Фигерасе, согласно его завещанию.

«Постоянство памяти»

Это полотно, репродукция которого уже представлена в статье выше, является самым известным произведением в творческой биографии Сальвадора Дали.

Образы плавящихся, растекающихся часов написаны с необычайной тщательностью. Неизбежную «текучесть» времени подчеркивают не только часы, но и муравьи — символ разложения.

Картина «Постоянство памяти» написана в 1931 году и, по словам самого художника, вдохновлена «супермягкостью» плавленого сыра.

«Сон»

Эта картина, написанная в 1937 году, является второй по узнаваемости работой великого живописца. Сам Дали объяснял, что «Сон» явился его попыткой справиться с переживаниями, вызванными гражданской войной в Испании. На ней некая форма человеческого сна представлена в виде чудовища на костылях, несущего в себе боль и переживания, скрытые в глубинах человеческого сознания.

«Галатея со сферами»

Это великолепное произведение, написанное в 1952 году, относится к более позднему периоду творчества живописца. Дали изобразил свою любимую Гала в образе Рафаэлевской мадонны, состоящую из множества космических сфер. Здесь в очередной раз раскрылась любимая художникам тема разложения на атомы, взрыва совершенно неожиданного предмета.

Сюрреалистическая полемика

Интересной в биографии Сальвадора Дали является история его исключения из группы сюрреалистов. В 1929 году в рядах приверженцев сюрреализма произошел раскол. Две образовавшиеся в итоге группы были возглавлены художниками Андре Бретоном и Жоржем Батаем.

В начале 1934 года Дали, причисленный после раскола к первой группе, ощутил на себе всю силу осуждения Бретона и его сторонников. Будучи поклонником коммунистических идей, Бретон был возмущен образом обнаженного Ленина в картине испанца «загадка Вильгельма Телля».

К тому же ему не нравилось увлечение Сальвадора образом Гитлера.

Группа устроила разбирательство, на которое Дали явился в теплой одежде и с термометром во рту.

Под предлогом, что у него жар, художник начал раздеваться и в полуголом виде заявил, что имеет право на любой творческий эксперимент, так как суть сюрреализма и есть полная свобода.

Он признался Бретону, известному гомофобу, что если бы хоть на минуту мечтал заняться с ним любовью, то не преминул бы изобразить это в самых мельчайших подробностях. Так эпатажный провокатор обескуражил самих провокаторов.

Дали подозревал, что на самом деле Бретона раздражали успех и признание, которыми испанский художник пользовался в США, оставляя других сюрреалистов в своей тени. Правильно будет сказать, что сюрреализм до Дали и сюрреализм после Дали — это совершенно разные понятия. «Сюрреализм — это я», — заявил художник и навсегда покинул группу Андре Бретона.

Дизайнерское наследие Дали

Интересным фактом в биографии Сальвадора Дали является его абсолютно новаторский подход к дизайну всего, что его окружало. Мастер эффектно применил свой талант составителя неожиданных визуальных обстановок, когда увлекся созданием предметов мебели и интерьера.

Его дизайнерский дебют состоялся в середине тридцатых годов с инсталляцией «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты».

Облик голливудской звезды «вписан» в интерьер: на полу стоит диван в форме губ и камин в форме носа; на стене висят две картины — глаза актрисы; обрамляет композицию штора в виде ниспадающих волос. Немного позже известный дизайнер Жан-Мишель Франк воплотил эту идею в жизнь, создав настоящий диван в виде губ Мэй Уэст.

Тогда, в 30-х, такое решение казалось невероятным авангардом, но уже в начале 70-х подобная обстановка была модным писком стиля хай-тек. На фото ниже представлена репродукция картины Дали рядом с ее воплощением Жана-Мишеля Франка.

Впоследствии использование губ и носа в дизайне еще раз эксплуатировалось художником — при создании флакона его авторской туалетной воды. К созданию собственной линии духов его подтолкнула Гала, обожавшая парфюмерию.

Она же и научила мужа разбираться в запахах.

Полотно «Явление лица Афродиты Книдской» стало основой для создания авторского флакона в виде фрагмента лица богини красоты и любви, а репродукция картины была напечатана на каждой коробочке «сюрреалистических духов».

Как уже упоминалось выше, Сальвадор Дали разрабатывал ювелирные украшения. В 1941 году он подготовил серию из 22 предметов для американского миллионера Камминса Катервуда, а еще создал эскизы пяти изысканных украшений для нью-йоркского ювелира Фулько ди Вердуры. В 1941 году эта коллекция была представлена на персональной выставке Дали в Музее современного искусства в Нью-Йорке.

В 1969 году художник создал свое самое массовое творение — красочный логотип для леденцов «Чупа Чупс», которые выпускала фабрика каталонца Эрика Берната. Художник предложил форму цветка наподобие маргаритки, выкрасил его в яркие желтые и красные оттенки — цвета Каталонии, а название разместил в центре сверху, а не сбоку, чтобы сделать его более заметным.

Экстравагантные финансовые потребности вынуждали художника браться за самые разные коммерческие проекты — так он разработал дизайн бутылок для итальянского ликера Rosso Antico Buton и принял участие в рекламах шоколада Lanvin и немнущихся рубашек.

Читайте также:  Freddie highmore - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Библиография

За свою жизнь художник выпустил две псевдобиографии. Одна из них — «Тайная жизнь Сальвадора Дали» — уже была упомянута выше. Вторая — «Дневник одного гения» — вышла в свет 20 лет спустя. В 1973 году Дали создал уникальную книгу, обозначенную как «поваренная» — «Обеды Гала».

Рецепты в этом произведении такие же сюрреалистические, как и все творчество мастера — среди них, например, «телячьи котлеты, фаршированные улитками», «тосты из авокадо» и «пирожки с начинкой из молодых лягушек». Но главную ценность произведения представляют не сами рецепты (хотя и они тоже), а иллюстрации к ним, выполненные, разумеется самим автором.

Их настолько много, что книгу можно считать скорее живописным альбомом, а не сборником рецептов. Иллюстрации вообще занимали отдельное место в творчестве Сальвадора Дали — помимо упомянутых выше иллюстраций к «Дон Кихоту», в 60-х годах он проиллюстрировал Библию, «Божественную комедию» Данте и «Алису в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.

Книги с этими рисунками являют собой подлинную ценность для коллекционеров живописи.

Источник: https://www.syl.ru/article/425948/salvador-dali-biografiya-data-rojdeniya-lichnaya-jizn-muzyi-kartinyi-data-i-prichina-smerti

Сальвадор Дали и Гала: праздник длиной в жизнь

Редко какой женщине удается стать для мужа одновременно матерью, любовницей и другом. А ей блестяще удалось проделать это дважды!

Елена Дьяконова знала, что делала, когда взяла себе имя Гала, что в переводе с французского означает «праздник». Праздник, увлекший в омут безумной страсти не одного гения…

Вот юному Сальвадору шесть лет. Он похож на Маленького принца из сказки Экзюпери. Большие грустные глаза, пепельные локоны, странная блуждающая улыбка.

Все знакомые его родителей говорят: «О, это совершенно необыкновенный ребенок: не шалит, как его сверстники, может подолгу бродить в одиночестве и думать о чем-то своем. Очень застенчив.

А недавно, представьте себе, влюбился и уверяет, что это на всю жизнь!»

А было так. Кто-то из взрослых подарил мальчику авторучку: в стеклянном шарике ее оправы можно было увидеть красивую даму с развевающимися волосами. Подобно Снежной Королеве она мчалась в санях по ослепительно белому снегу, и звездная пыль оседала на ее прелестной шубке… Ручка стала главным сокровищем мальчика. «Вырастет — забудет», — отмахнулись взрослые. Но он не забыл.

Богиня Кадакеса

Сентябрь 1929 года. Небольшой каталонский поселок Кадакес, что в нескольких километрах от Порт-Аьигата. Здесь живет начинающий художник Сальвадор Дали, известный своими странными картинами и пристрастием к философии Ницше. Ему 25 лет, но он все еще девственник и даже более того — панически боится женщин.

Соседи поговаривают, что молодой человек «с большими странностями», болезненно застенчив, то засмеется невпопад, то заплачет, боясь в одиночку перейти улицу.

Он очень худ, носит длинные, закрученные вверх усы, смазывает волосы бриолином на манер танцоров аргентинского танго, одевается в шелковые рубашки диких расцветок, дополняя наряд уродливыми сандалетами и браслетами из фальшивого жемчуга…

Той осенью Дали пригласил к себе погостить художника Магрита с женой Жоржет и супругов Элюар.

Он уже предвкушал, как шокирует гостей, выйдя к ним, благоухая «ароматом козла», для чего еще с утра заготовил «духи» из клея, сваренного из рыбьих голов, козлиного помета и нескольких капель лавандового масла.

Но неожиданно из окна он увидел молодую женщину, с интересом рассматривавшую его жилище. Она была в белом платье, а ее черные как смоль волосы развевались по ветру. Он тут же вспомнил авторучку из детства и поразился сходству двух женщин. Неужели это Она?..

Он быстро смыл с себя козлиный «аромат», надел ярко-оранжевую рубашку и, заложив за ухо цветок герани, выбежал навстречу гостям. «Знакомьтесь, Дали, — произнес Поль Элюар, показывая на женщину в белом.

— Это моя жена Гала, она из России, и я много рассказывал ей о ваших интересных работах». «Из России. Там много снега… Дама в санях», — лихорадочно пронеслось в голове художника.

Вместо того чтобы пожать женщине руку, он лишь глупо захихикал, пританцовывая вокруг нее…

С той минуты Дали потерял покой — он влюбился до безумия. «Тело у нее было нежное, как у ребенка, — напишет он много лет спустя в своей книге «Тайная жизнь».

– Линия плеч почти совершенной округлости, а мышцы талии, внешне хрупкой, были атлетически напряжены, как у подростка. Зато изгиб поясницы был поистине женственным.

Грациозное сочетание стройного энергичного троса, осиной талии и нежных бедер делало ее еще более желанной». Дали не мог больше работать, его неодолимо влекло к этой женщине.

Она поощряла его неумелые ухаживания, несмотря на присутствие мужа. Все чаще они уходили далеко в горы гулять вдвоем. Он называл ее богиней. Однажды, стоя на краю глубокого ущелья, Дали внезапно набросился на нее и начал душить.

«Что ты хочешь от меня, отвечай?! Что ты хочешь, чтобы я с тобой сделал?!» — исступленно кричал он, все туже сжимая пальцы на ее шее. — «Взорвите меня», — неотрывно глядя в глаза, прохрипела ему в ответ женщина.

И потрясенный Дали вдруг почувствовал, что он мужчина…

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Ольга Книппер и Антон Чехов

Femme fatale

Но кто же была эта незнакомка? О, эта женщина умела создать вокруг себя ореол загадочности из ничего! Бывшая русская подданная, Елена Дьяконова терпеть не могла свое имя и с юности просила называть себя Гала, с ударением на втором слоге.

Находясь на лечении в одном из швейцарских санаториев, она разбила сердце начинающему французскому поэту Эжену Гренделю. Он скоропалительно женился на ней вопреки воле родителей, считавших брак с «какой-то русской девочкой» полнейшим мезальянсом.

Но девочка обладала поистине фантастическим даром: у нее было чувство на талант. И неизвестно, узнал бы мир великого поэта Поля Элюара, если бы не его женитьба. Молодая жена придумала ему звучный псевдоним, вдохновила на цикл стихотворений и, поселившись в Париже, быстро обрела полезные связи в мире искусства.

Она жаждала не только славы для мужа, но и денег. В своем дневнике того периода Гала откровенно формулирует планы на будущее: «Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями». И очень скоро к огромной старинной кровати, единственному подарку родителей Поля на свадьбу, добавятся шикарный особняк, куча нарядов и драгоценностей.

По воспоминаниям современников, Гала не была красива, но было в ней что-то притягательное, что всегда отличает «роковую женщину» от простой светской красотки. Добавьте к этому безукоризненный стиль и уверенность в своих чарах.

Когда Гала появлялась в каком-нибудь артистическом салоне в костюме от Шанель и с неизменной колодой карт в сумочке (она любила предсказывать будущее и выдавала себя за медиума), взгляды всех мужчин были обращены только к ней. Не устоял перед «колдовской славянкой» и немецкий художник Макс Эрнст. Ратуя за свободную любовь, Гала не считала нужным скрывать роман от мужа. Вскоре это уже был «любовный треугольник».

Ко времени первой встречи с Сальвадором Дали, Гала было 36 лет, а брак с Элюаром давно стал чистой формальностью…

«Сюрреализм — это я!»

В 1934 году Гала разведется с Полем Элюаром, но из жалости к нему официально оформит свои отношения с Дали только после смерти поэта. (Последний, к слову сказать, до конца своих дней надеялся, что Гала вернется к нему, и был готов ей простить все что угодно.)

А пока они с Сальвадором поселяются в Париже, и Гала приступает к главному делу своей жизни — созданию «бренда Дали». Она сразу интуитивно почувствовала масштаб его дарования и поняла, что он несравненно выше дарования Элюара.

Что касается художника, то можно было решить, что это Гала «взорвала его»: она не только открыла ему прелести плотской любви, но и дала мощный заряд вдохновения.<\p>

Отныне Дали пишет фантастические картины одну за другой, подписывая их двойным именем «Гала-Сальвадор Дали», как будто речь идет об одном лице. Она внушила ему, что он гений.

«Скоро вы будете таким, каким я хочу вас видеть, мой мальчик», — говорила Гала. И он, как ребенок, верил каждому ее слову.

Гала оградила Дали от всего, что мешало ему работать, взвалив на свои плечи и быт, и продюсерские функции. Она предлагала работы мужа галереям, уговаривала своих богатых приятелей (а среди них были такие знаменитости, как Стравинский, Дягилев, Хичкок, Дисней, Арагон) вкладывать деньги в творчество Дали.

Результат не заставил себя долго ждать. К Сальвадору еще не пришла всемирная слава, а он уже получил чек на 29 тысяч франков за еще не написанную картину. А к его жене — титул главной Музы.

С этого момента супруги начинают буквально купаться в роскоши и не устают поражать публику эксцентрическими выходками. О Дали говорят, что он извращенец, шизофреник и капрофаг. Его знаменитые усы и выпученные безумные глаза знает весь мир. О Гала в прессе не перестают злобно судачить: «Семейная пара Гала-Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Мата Хари: 4 правила любви

Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума». Но влюбленным нет до этого никакого дела!

Дали без устали рисует свою Гала то в образе Богоматери, то Елены Прекрасной, а то и… женщины с отбивными на спине. Когда спрос на его живопись начал падать, Гала тут же подбросила ему идею создавать дизайнерские вещички, и «далимания» повторилась с новой силой: богачи со всего мира принялись раскупать странные часы, слонов на длинных ногах и красные диваны в форме губ.

Теперь уже не было нужды убеждать Дали в его гениальности, потому что он как никогда верил в себя. Верил настолько, что даже рассорился со своим другом Бретоном и другими сюрреалистами, безапелляционно заявив однажды: «Сюрреализм -это Я!»

«Видишь, я не плачу»

Несмотря на то, что всю жизнь Дали называл свою жену не иначе как «божественной», она все-таки была земной женщиной. А еще никому из простых смертных не удавалось избежать старости. После 70-ти Гала начала безудержно стареть.

Пришла очередь пластических операций, новомодных витаминов, бесконечных диет и молодых любовников в большом количестве. Одним из них был певец Джефф Фенхольт, исполнявший главную роль в рок-опере «Иисус Христос — суперзвезда».

«Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь», — уверяла она, впервые затащив молодого красавца в свою постель.

Отвечая на недвусмысленные вопросы журналистов, Дали придерживался той же «легенды»: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает». Но что он чувствовал на самом деле? Этого не знал никто.

Наконец, Гала попросила Дали купить для нее средневековый замок в Пуболе, где устраивала настоящие оргии, а мужа принимала лишь изредка, посылая заранее приглашение в надушенном конверте…

Все закончилось в 1982 году, когда Гала сломала шейку бедра при падении. Вскоре она умерла. В последние дни в клинике старая женщина, страдающая от сильной боли, покинутая всеми молодыми любовниками, была на грани безумия и все время старалась спрятать деньги под матрас…

Сальвадор Дали надел на покойную жену ее самое красивое алое шелковое платье, большие солнцезащитные очки и, усадив как живую на заднее сиденье «кадиллака», повез к месту последнего приюта — в их семейный склеп в Пуболе.

Забальзамированное тело Гала положили в гроб с прозрачной крышкой и тихо похоронили.

Дали не пришел на погребение, а лишь несколько часов спустя заглянул в склеп, чтобы произнести всего одну фразу: «Видишь, я не плачу»…

Очевидцы говорили, что с уходом Гала не стало и прежнего Дали. Он больше не писал, мог подолгу не есть, часами громко кричал, плевал в медсестер и царапал им ногтями лицо. Безумие окончательно овладело его разумом. Его нечленораздельное мычание никто не понимал.

Он пережил Гала почти на семь лет, но это была уже не жизнь, а медленное угасание. Гала-концерт кончился, огонь вдохновения погас, и художник погрузился в серые будни, которые больше всего не любил в жизни. Он мог часами сидеть в столовой замка, в которой все ставни на окнах в любое время дня были плотно закрыты…

Согласно завещанию Сальвадора Дали не похоронили, а выставили забальзамированное тело под «геодезическим куполом» в фамильном склепе подле Гала.

А чуть поодаль установили желтую лодку, носящую имя жены художника. В свое время Дали привез ее из Кадакеса, где он впервые встретил свою «черноволосую даму из детства» и был так сюрреалистически счастлив.

Источник: «Интервью» апрель 2010

Дали. Моя жена, обнаженная, смотрит на собственное тело. 1945Дали. Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече.1933

Источник: https://personallife.ru/love-story/dali-i-gala/

Ссылка на основную публикацию