Сократ – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Краткая биография Сократа самое главное

Трудно найти современного человека, который за всю свою жизнь ни разу не слышал имя Сократ. Действительно, этот древнегреческий философ запомнился и вошел в память многим умам как современности, так и других периодов истории человечества. Родился Сократ в семье скульптора приблизительно в 469 году до нашей эры.

Основными идеалами философии Сократа была мораль, вера в добро и зло. В своих идеях он пытался описать взаимовлияние добра и зла и конечную победу добра как символа процветания государства и общества.

При разговоре или беседе он стремился дать наиболее точное определение термина при помощи разговора с собеседником. Больше всего его интересовали темы любви, вечной жизни человеческой души. Очень интересовала тема настоящей истины, как ее достичь и как не упустить.

Человеческая красота тоже его интересовала, он интересовался как внутренней красотой человека, так и внешней.

Сократ основал философскую диалектику (способ поиска истины и правды при помощи общения и беседы с личностью или группой лиц, отстаивающей какие либо интересы).

Он один из первых стал анализировать и разбираться с такой сложной темой, как проблема человеческого мышления и сознания. Его очень интересовало то, как человек получает свою правду и на чем он основывается, веря в нее.

После Сократа многие философы пытались разобраться в сущности человеческого мышления и истины, но далеко уйти от сократовских доводов так и не сумели.

Сократ пытался раскрыть сущность всех несправедливых политических режимов, среди которых была демократия. Таким образом он нажил себе очень много врагов.  Он был настоящим борцом за справедливость. Враги обвинили его в отрицании государственной религии и он вынужден был выпить яд, хотя друзья предлагали ему спастись бегством.

Идеи и мысли Сократа не были написаны им при жизни. За него это сделали потомки. Его мысли увековечили Платон и Ксенофонтом. Учение Сократа было очень инновационным по тем временам, общество было не готово к таким мыслям, идеям и мнениям, которые высказывал Сократ.

По стопам философа шли и многие философы средних веков, нового времени и новейшей истории.

Благодаря тому, что Сократ когда то высказал свои мысли появились его сторонники и противники, которые составили костяк современной философии, они развивали мыль великого философа и соглашались с ней или же отвергали ее, приводя в свою пользу более достоверные аргументы.

Сократ оставил после себя много афоризмов и высказываний, оформив таким образов древнюю литературу.

Без древнегреческого философа трудно представить современную философскую школу, ведь без его идей все то, что существовало веками рухнет и перестанет быть значимом, а вместе с тем рухнет современная модель общества и человечество вернется к своему началу.

Сократ, без сомнения, оставил след во всей философии, он сражался за свои идеи и умер от того, что когда то высказывал свои идеи. Философ погиб не от того, что говорил ложь, а от того, что общество, в котором он жил, прибывало в неведенье и в неправде.

Для детей достижения

Биография Сократа о главном

Сократ был выдающимся философом, занимающимся вопросами этики и эпистемологии. Родился он в 469 году до нашей эры.

Его родители были простыми людьми. Отец Софроникс был простым ваятелем, а  мать Фенарета – повитухой. У Сократа был еше старший брат, ставший наследником всего отцовского имущества. Но и будущий философ не остался в нищете.

За всю свою сознательную жизнь Сократ получил огромное количество образований в разных сферах науки, так как являлся активным Афинским деятелем.

Его философия не имела типичного на те времена направления об изучении вопросов мироздания или глубокое изучение природы. Сократ старался уделять как можно больше внимание человеческому естеству, его личности.

Все его мысли были выражены в виде бесед. Именно он является первооснователем диалектической методики.

Трижды за всю свою сознательную жизнь Сократ принимал активное участие в военных действиях. Он был мужественным и отважным воином.

Особенно его храбрость проявила себя в тот день, когда им же был спасен военачальник Алкивиад.

Но этот подвиг немного погодя поставили в вину великого философа, так как, придя к власти, Алкивиад установил диктатуру, которая заменила любимую всеми греками демократию.

Уже, будучи пожилого возраста, Сократ связал свою судьбу с Ксантиппией, которая подарила супругу троих сыновей.

Если верить слухам, то великого ума своего мужа она не ценила, да и вовсе обладала достаточно вздорным нравом.

Это и не удивительно, так как отец семейства совершенно не уделял внимания своим родным, никаким образом не участвовал в их жизни, не приносил средства на существование и никак не помогал им.

О том, как именно погиб великий мыслитель современному человеку известно из трудов его многочисленных учеников. Известно только то, что умер он в 399 году до нашей эры.

Для детей достижения

Интересные факты и даты из жизни

← Лжедмитрий I↑ БиографииЛеопольдовна Анна →

Источник: https://uchim-klass.ru/biografiya/sokrat

Аристотель Онассис: биография, власть, деньги и женщины

Приветствую постоянных и новых читателей! В статье «Аристотель Онассис: биография, власть, деньги и женщины» — о жизни знаменитого греческого миллиардера.

Аристотель Сократ Онассис

20 января 1906 года в семье банкира и табачного дилера родился сын Аристотель. Семья жила в греческом городе Смирне (ныне Измир). В 1922 году турецкие войска захватили город и подожгли его. Затем последовала резня греческого населения. Семейству Онассиса удалось бежать в Грецию.

У родственников Аристотеля были интересные имена:

  • Мать – Пенелопа
  • Отец – Сократ
  • Дядя – Гомер
  • Сестра — Артемида

Аристо мечтал разбогатеть, но реализовать свою мечту можно было только за океаном. Вскоре родители отправили сына в Аргентину. Там он получает аргентинский вид на жительство. Ему приходилось работать за гроши телефонистом и посыльным в отеле.

В Буэнос-Айресе девятнадцатилетний предприниматель открывает небольшую табачную лавку, вложив 50 000$. Половина этой суммы была взята взаймы. Табак присылал отец. Сигареты «Primeros» и «Osman» произвели ошеломительный успех. К 1929 году талантливый бизнесмен заработал свой первый миллион.

После мирового экономического кризиса на этот миллион он приобрел шесть океанских танкеров у обанкротившихся хозяев. Стоимость шести танкеров была 150 миллионов долларов, Аристотель заплатил всего 120 000 долларов!

Аристотель Сократ Онассис в 1932 году

Личная жизнь олигарха

Аристо потерял свою невинность уже в 12 лет, переспав с учительницей. Он освоил уроки любви лучше французского языка, который она преподавала. Позже, с компанией старшеклассников он посещал портовые бордели.

Ловелас Онассис «коллекционировал» знаменитых красавиц. Олигарх «Казанова», имея рост 1,65 м, переспал со всеми голливудскими звездами. В его постель не попала лишь Грета Гарбо, отказав ему.

Первая из подруг молодого предпринимателя — Ингеборга Дедихен, наследница судостроительного бизнеса. Она помогла Аристотелю создать первый танкер. Пара какое-то время жила вместе, но из-за ревности Онассиса и постоянных скандалов они расстались.

Тина Леванос

Аристотель Онассис с женой Тиной Ливанос и их детьми — Кристиной и Александром

В 1946-м Аристотель женился на Тине Леванос, дочери корабельного магната. У супругов родились дети — Александр и Кристина. Спустя двадцать лет, Онассис подал на развод. На его жизненном пути появилась оперная дива — гречанка Мария Каллас.

Мария и Жаклин

Мария Каллас и Жаклин Кеннеди

Аристо и Мария прожили в Париже девять счастливых лет. Интересен факт, что Каллас забеременела в 43 года, но Аристотель настоял на аборте. Любящая Мария мечтала о браке, но он предал ее, женившись на Жаклин Кеннеди, вдове президента США. На нервной почве Каллас потеряла голос, узнав о свадьбе из газет.

Вскоре влюбленность и страсть между супругами расстаяла, как туман. Брак стал формальным. Жаклин тратила миллионы на дорогие наряды от кутюр и предметы искусства, постоянно находясь в Нью-Йорке. Аристо вернулся к Марии, но она не смогла простить.

15 марта 1975 Онассис скончался в парижской клинике от бронхиальной пневмонии. Знаменитый олигарх похоронен на личном острове Скорпиос в Греции. Мария Каллас пережила Аристо всего на 1,5 года.

Аристотель Онассис провел последние годы жизни в море, на борту любимой яхты «Кристина». На яхте бывали Уинстон Черчилль, Джон Кеннеди. Грейс Келли, Фрэнк Синатра.

Большие деньги не сделали счастливым ни самого Аристотеля, ни его детей. Его сын погиб, а дочь умерла от наркотической передозировки. Внучка — Афина Руссель (дочь Кристины) стала единственной наследницей. Жаклин получила от Кристины 26 миллионов долларов.

Яхта «Кристина», названная в честь дочери

Империя Онассиса

Этого человека многие называли «хамелеоном» — юристы, любовницы, партнеры, политики и злейшие враги. Они посещали его многочисленные роскошные виллы в разных концах земного шара.

Он умел быть обаятельным светским человеком. Умел быть и жестоким, ни перед чем не останавливающимся противником и фанатичным соперником для конкурентов. Он был энергичным консультантом по финансовым спекуляциям, безошибочно определявшим течения, благоприятные для вложения средств.

Одним из самых одиозных утверждений в его многогранной деятельности было признание в том, что он никогда не интересовался политикой.

В то же время самые впечатляющие удачи, принесшие ему миллионы долларов, связаны именно с политическими событиями. Это Арабо-израильский конфликт, государственный переворот греческих полковников, реализация плана Маршалла в Германии.

Грек по национальности и гражданин Аргентины, Онассис был самой загадочной и непредсказуемой фигурой прошлого столетия. Для него не было преград в бизнесе и не существовало соперников на любовном фронте.

Все это обеспечивалось с помощью тайной дипломатии, с использованием возможностей юридического крючкотворства в разных странах мира. Одной из действенных сил в делах миллионера была, конечно, американская мафия, включавшаяся в действия греческой диаспоры, когда речь шла о больших барышах.

Эти легионы, могли исполнить все возможное за деньги и все невозможное за очень большие деньги. Таких «невозможных сражений» в бизнесе Онассиса было много. Империя Онасисса была построена на авантюризме, умении заводить нужные знакомства и договариваться с нужными людьми.

Видео

В этом видео интересная и дополнительная информация «Аристотель Онассис: биография»

Дорогие читатели, поделитесь статьей «Аристотель Онассис: биография, власть, деньги и женщины» в социальных сетях. Заходите на сайт, впереди много историй!

МирТесен

Источник: https://damy-gospoda.ru/aristotel-onassis-biografiya/

Сократ – самый знаменитый мудрец древности

Именно ему приписывается фраза «Я знаю, что ничего не знаю», которая сама по себе является философским трактатом в сжатой форме.

Ведь, получается, уже в античности вызревала мысль о многомерности мира и ограниченности любого знания, актуальная по сей день.

Сократу суждено было отдать жизнь за свои взгляды, от которых он не отрекся до последнего вздоха – как и многие мудрецы, он намного опередил свое время.

Никаких трудов Сократа до нас не дошло, и это объясняется его принципиальной позицией – именно в устной форме рождается истина, а письменная речь способствует созданию шаблонов мышления и нарушает принцип текучести и непосредственности мысли.

Именно поэтому фигура древнего мудреца обросла легендами, и все, что мы знаем о философе, – это восприятие со стороны недругов и учеников либо просто современников. Очень много о Сократе писал Платон, его ученик и последователь, яркий представитель идеалистической философии.

После знаменитого суда над Сократом были созданы многочисленные «Апологии», среди которых особенно значимы работы за авторством не только Платона, но и Ксенофонта. Сократа упоминает Аристотель в своей «Метафизике».

Судя по всему, философу удалось оказать огромное влияние на современников: желание говорить о высших вопросах бытия с абсолютно любым человеком, установка на диалог, открытость мышления, преклонение перед знанием и одновременно ощущение невозможности его достичь, непритязательность внешней жизни и даже яркая внешность сделали его знаковой фигурой.

К 423 году до н. э. Сократ становится настолько знаменит, что его образ воссоздается в комедиях Аристофана и Амейпсия. Но истинные почитатели к нему шли за мудростью и за тем, чтобы научиться мыслить, его диалоги завораживали и на время устраняли социальные различия. А Сократ охотно вступал в разговоры где угодно: на площадях, в садах, на улицах – в любом месте.

Основные факты биографии Сократа

Годы жизни Сократа ориентировочно определяются периодом с 469 по 399 до н.э. Он родился в Афинах, в Древней Греции, в семье, по всей видимости, зажиточного гражданина Софроникса, занимавшегося либо скульптурой, либо ремеслом каменотеса. Мать Сократа звали Фенаретой.

В просвещенную эпоху Перикла Сократ общался со многими интеллектуалами – музыкантом Дамоном, ученым Архелаем, софистом Протагором, с философом Анаксагором.

Он дружил с политиками Фераменом, Хармидом, Критием и Алкивиадом, что впоследствии сослужило ему дурную службу, скомпрометировав на суде.

Зенон Элейский обучал Сократа диалектике, Продик учил софистике, Сократ принимал также участие в диспутах с Горгием, Фрасимахом и Антифонтом. Сократ участвовал в Пелопонесской войне, однако военное дело оказалось ему абсолютно чуждо.

Уже в зрелом возрасте Сократ женился на Ксантиппе, которая была, может быть, не менее знаменита – своей сварливостью. От этого брака (вероятно, второго у Сократа) родилось трое детей.

Особенности мировоззрения Сократа

Речь не о какой-то устоявшейся философской системе, а именно о совокупности идей, ставших основой восприятия мира и образа жизни Сократа.

  • Сократ считал, что только в диалоге может родиться истина. Он очень мудро полагал, что он ничего не знает о мире, и, чтобы узнать, вступал в диалог с самыми разными людьми. Такой способ получения знания Сократ называл «майевтикой», сравнивая познание с акушерским делом и считая, что в диалоге рождается подлинное знание. Основные методы ведения диалога Сократа – парадоксальность, умелое приведение к противоречию, ироничность. Любая законченная и четко артикулированная мысль казалась неполным, очень ограниченным, если не нелепым знанием, а то, что эта мысль, как правило, высказывалась собеседником Сократа, добавляло остроты диалогам и сводилась к ощущению несовершенства человеческого знания по сравнению со вселенской мудростью и многомерностью. Вот эта способность не принимать на веру ни единый догмат, стремление избавить свое мышление от шаблонов и стереотипов делают Сократа удивительно современным и сейчас.
  • Добро и знание – незыблемые ценности сократовского мира. Философ считал, например, что невозможно быть благочестивым, не представляя, что это означает. Корень всех зол – неведение, ошибка рассуждения, и если ее прояснить, то душа вновь придет в гармонию и любовь к миру восторжествует. По Сократу, добродетель – это состояние разума.
  • Принцип познания «от малого к большему». Сократ одним из первых обратился к миру абстракций (что высмеивал Аристофан в комедии «Облака»), а основанием для размышлений о категориях добра и зла, о знании, как раз и были примеры из окружающей действительности.
  • Неприятие предшествующих натурфилософских учений, пытавшихся объяснить происхождение мира. Споры с софистами. Сократ считал, что именно морально-этическая проблематика должна выходить на первый план в философских системах, потому что именно этот аспект влияет на повседневную жизнь, а потому является наиболее важным. Сократ стремился выявить ясное этическое представление в каждом конкретном случае и у каждого конкретного человека, считая это залогом гармоничной жизни. «Знание – польза – удовольствие» – вот триада, ставшая основой антропологии Сократа.

Этика Сократа

  • Высшей формой добродетели Сократ считал знание, и в этом смысле выступал как последовательный рационалист. Чаще всего Сократ рассуждал о сущности любви и дружбы. При этом любовь была неотделима от знания – только любя человека, можно постоянно желать узнать его лучше, не теряя расположения и симпатии к нему. Это и есть залог гармонии – каждая душа априори является доброй.
  • Кроме того, Сократ был одним из первых, кто превозносил ценность внутреннего знания, называя это «демоном-покровителем» человека, к голосу которого следует прислушаться (здесь нет никакой мистики, «демон», по Сократу, – это смесь совести, разума, морально-этического чувства). Именно этот постулат впоследствии и стал причиной для обвинения Сократа в неблагочестии. Интересно, что по прошествии многих веков и Ницше воспринимал Сократа чуть ли как не отрицающего этические каноны.
  • Еще одной «крамолой» Сократа стало сомнение в том, что опыт жизни молодое поколение должно получать, смиренно слушая старших и у них учась добродетели. Это «взрывало» устоявшуюся традицию воспитания в Древней Греции. Настоящее благочестие Сократ видел в самопознании и духовном совершенствовании, о чем и гласит приписываемая ему максима «Познай самого себя». При этом, по Сократу, человек, поступающий дурно, скорее всего, просто не знает, что такое добро, либо все равно творит добро.
  • Говоря о государстве, Сократ подчеркивал, что у власти должны быть только самые лучшие представители общества, высоконравственные и живущие по принципу добра. Легко представить, как критически Сократ воспринимал действующую власть и как неугоден поэтому оказался.

Судьба Сократа

Его жизнь была свободной и яркой – слишком много внимания привлекал к себе «неудобный», независимый, свободный от материального мира словоохотливый чудак, оказавший влияние на целые поколения греков. В 399 до н.э. афинский суд вынес Сократу приговор по обвинению в отступлении от принятой государством религии, в подрыве устоев государства и дурном влиянии на молодое поколение.

Единомышленники Сократа пытались спасти его, организовав побег из тюрьмы, но Сократ отказался. Он выпил цикуту, в качестве признания приговора, и через несколько минут умер, оставаясь в сознании.

Этот пример несгибаемой воли и абсолютной последовательности, бесстрашия и внутренней силы стал неотъемлемой частью мифа о Сократе, который и в 21 веке вызывает живой интерес к личности античного мудреца.

Источник: http://www.calculator888.ru/blog/biografiya/sokrat.html

Сократ — биография, философия

Сократ (469-399 гг. до н. э.), рассматриваемый многими как основатель западной философии, является самым образцовым и самым странным из греческих философов.

Он вырос в золотой век Афин Перикла, служил солдатом, но стал самым известным оратором.

Его стиль обучения — увековеченный как метод Сократа — включал не передачу знаний, а постановку вопроса и только в следствии диалога между индивидами можно прийти к пониманию.

Он сам ничего не писал, поэтому все, что известно о нем, фильтруется через сочинения нескольких современников и последователей, прежде всего, его ученика Платона. Его обвинили в развращении молодежи Афин и приговорили к смертной казни. Решив не убегать, он провел последние дни в компании своих друзей, прежде чем выпить чашу ядовитого болиголова.

Ранние годы

Сократ родился и жил почти всю свою жизнь в Афинах. Его отец Софрониск был каменщиком, а его мать Фенарета была акушеркой. В молодости он проявлял интерес к обучению. Платон описывает, как он охотно приобретает сочинения ведущего современного философа Анаксагора и говорит, что он учил риторику у Аспазии, талантливой любовницы великого афинского лидера Перикла.

Хотя он никогда не отвергал стандартного афинского взгляда на религию, убеждения Сократа были нонконформистскими. Он часто ссылался на Бога, а не на богов, и сообщал, что руководствуется внутренним божественным голосом.

У его семьи, по-видимому, были средства , необходимые для того, чтобы начать карьеру Сократа в качестве гоплита (пехотинца). Будучи пехотинцем, Сократ проявил большую физическую выносливость и мужество, спасая будущего афинского вождя Алкивиада во время осады Потидеи в 432 г. до н.э.

В течение 420-х годов Сократ был участником нескольких сражений в Пелопоннесской войне, но также провел достаточно времени в Афинах, для того чтобы стать известным и любимым среди молодежи города.

В 423 году он был представлен широкой публике как карикатура в пьесе Аристофана «Облака», которая изображала его как неопрятного шутника, философия которого заключалась в обучении риторическим трюкам.

Философия как жизнь

Несмотря на то, что многие критические высказывания Аристофана кажутся несправедливыми, Сократ в Афинах представлял собой странный образ, который соединял босоногого, длинноволосого и немытого человека и невероятно утонченные стандарты красоты. Это не помогло, так как он был во всех отношениях физически уродлив, с перевернутым носом и выпученными глазами. Несмотря на свой интеллект и связи, он отверг славу и власть, к которым, как ожидали, должны были стремиться афиняне.

Его образ жизни — и, наконец, его смерть — воплощали его дух, ставя под сомнение каждое предположение о добродетели, мудрости и хорошей жизни. Два его младших ученика, историк Ксенофонт и философ Платон, записали самые важные рассказы о жизни и философии Сократа.

В более поздних работах Платона Сократ говорит то, что, по-видимому, в основном является идеями Платона, но в более ранних диалогах, которые, по мнению историков, являются наиболее точным изображением, — Сократ редко раскрывает какие-либо свои взгляды, поскольку он блестяще помогает своим собеседникам анализировать свои мысли и мотивы.

Одним из величайших парадоксов, которые Сократ помог исследовать своим ученикам, была возможность совершать ошибка, в тот момент, когда они действительно знали, что делают ошибку.

Таким образом, развитие личной этики — это вопрос овладения тем, что он назвал «искусством измерения», исправлением искажений, искажающих анализ выгод и издержек.

Сократ был также глубоко заинтересован в понимании границ человеческого знания.

Когда однажды друг Сократа Херефон посетил оракула в Дельфах, чтобы узнать у Аполлона ответ на вопрос: «Кто мудрее Сократа?» пифия ответила: «На свете нет человека мудрее Сократа»!

А Сократ говорил: «Я знаю лишь то, что ничего не знаю…» Многим известна эта фраза, однако мало кто помнит её продолжение:

Сократ единственный, кто был готов к признанию собственного невежества.

Политика и идеальная смерть

Сократ избегал участия в политике, хотя у него были сторонники в ожесточенной борьбе за власть после окончания Пелопоннесской войны. В 406 г.  до н. э.

он был призван служить в афинскую армию, и он стал единственным противником незаконного предложения о том, чтобы группа лучших Афинских генералов вернулась с битвы со Спартой в качестве мертвецов (генералы были казнены после собрания Сократа ).

Три года спустя, когда тираническое афинское правительство приказало Сократу принять участие в аресте и казни Леона Саламиса, он отказался , применив так называемый « акт гражданского неповиновения», о котором Мартин Лютер Кинг рассказал в своем «Письме из тюрьмы Бирмингема».

Тираны были вынуждены покинуть власть, прежде чем они смогли наказать Сократа, но в 399 году ему было предъявлено обвинение в том, что он не удостоил вниманием афинских богов и развратил молодых.

Хотя некоторые историки предполагают, что за судом могут быть политические махинации, он был осужден из-за его мыслей и учения. Платон рассказывает о том, что он показывает свою добродетель перед присяжными, но спокойно принимает их вердикт.

Его казнь была отложена на 30 дней из-за религиозного праздника, во время которого безумные друзья философа безуспешно пытались убедить его убежать из Афин.

В свой последний день, говорит Платон, он «казался счастливым в манере и словах, когда он умер благородно и без страха».

Он выпил чашу заваренного болиголова, который его палач вручил ему, походил, пока его ноги не онемели, а затем лег, окруженный своими друзьями, и ждал, когда яд достигнет его сердца.

Сократическое направление

Сократ был уникален среди великих философов из-за того, что он изображается и запоминается как квази-святой или религиозный деятель. Действительно, почти каждая школа древнегреческой и римской философии, от скептиков до стоиков до циников, желала видеть его как своего сторонника (только эпикурийцы не приняли его, называя его «афинский шут»).

Сократ и его последователи расширили цель философии, пытаясь понять внешний мир и пытаясь разглядеть свои внутренние ценности.

Его страсть к определениям и вопросам вдохновила на развитие формальной логики и систематической этики со времен Аристотеля через эпоху Возрождения и в современную эпоху.

Более того, жизнь Сократа стала образцом сложности и важности жизни (и, если необходимо, смерти) в соответствии с хорошо изученными убеждениями.

В своей автобиографии 1791 года Бенджамин Франклин соединил это понятие к одной строке: «Смирение: подражать Иисусу и Сократу»

Источник: http://history-doc.ru/sokrat-biografiya-filosofiya/

СОКРАТ

Источник: http://gumfak.ru/filos_html/sokrat/sok08.shtml

Глава IX. Жизнь и приключения Сократа

Который никому не давал покоя

За 470 лет до Рождества Христова в Афинах в семье скульптора Софрониска и повитухи Фенареты родился мальчик, который прожил странную и удивительную жизнь, закончил которую по собственной воле, так как не мог отступить от принципов, которым был верен в любых ситуациях. Его звали Сократ. Он стал одним из самых знаменитых людей за всю историю человечества, оказав  громадное   влияние на ход мировой истории, чем может похвастаться не каждый великий полководец или политик.

То что Сократ был философом, знает всякий. Но дело в том, что он в определенной мере был первым философом. Его предшественников интересовало устройство окружающего мира и Вселенной. А Сократ стал изучать внутренний мир человека.

Он был очень неудобным для многих человеком. Сократ ходил по улицам и донимал прохожих. Ему ничего не стоило подойти к самодовольному богачу и публично  доказать его глупость и невежество.  Он проделывал это множество раз и по этой причине имел кучу врагов. Но в целом  его уличные беседы имели педагогический характер. Он таким способом учил своих последователей.

Традиция диалога вошла в привычку греков еще со времен Пифагора, который не написал ни одной книги, ограничиваясь беседами с немногими учениками. Греки вообще не слишком высоко ставили книжный  текст. Ученик Сократа Платон объяснял это так. Книга похожа на  мраморную статую. Издали она кажется живой, но когда задашь ей вопрос, она ничего не ответит.

  А вот диалог может открыть истину во всех ее деталях.

Сократ

Признаюсь, что некоторые беседы Сократа, записанные Платоном в его «сократовских диалогах» при первом знакомстве, а это было в середине 60-х годов прошлого века,  вызвали у меня, мягко выражаясь, непонимание.

Вот, например, в беседе с уличным мальчишкой Сократ доказывает ученикам свою теорию о том, что человек вовсе не учится новым знаниям, а просто вспоминает то, что уже заложено природой или Богами в его разум.

Сократ спрашивает мнение  ребенка по поводу соотношения сторон треугольника, нарисованного на песке, и когда тот, просто рассуждая логически, выводит известную теорему, Сократ  считает, что его теория подтверждена. Я счел тогда и доказательство и саму теорию Сократа неубедительными.

Но прошло много лет и на русский язык были переведены работы великого американского лингвиста и математика Ноама Хомского.

Его теория трансформационной или генерирующей грамматики считается в США общепризнанной, а по показателю цитирования Хомский входит в первую десятку ученых всех времен, вместе с Платоном и Марксом. Так вот согласно теории Хомского   способность человека к речи является  генетически запрограммированной.

Сократ, хоть и не с буквальной точностью, но все же подметил это  две с половиной тысячи лет назад.

Сократ никогда не отступал от той линии поведения, которую считал единственно верной. Он храбро сражался в рядах афинской армии, проявляя личную храбрость.

Во время сражения со спартанцами его воспитанник Алкивиад, командовавший армией афинян, был ранен и к нему уже бежали враги, чтобы прикончить  полководца. Тогда Сократ, несмотря на преклонный возраст, бросился на врагов и размахивая дубинкой, разогнал спартанскую фалангу.

Ни один спартанец не посмел ему помешать, чтобы не покрыть себя вечным позором, убив или ранив  пожилого мудреца.

Когда Алкивиад осыпал его благодарностями и предложил всяческие блага, Сократ совершенно равнодушно сказал, что просто выполнял свой долг и так на его месте поступил бы каждый благородный человек.

В личной жизни Сократ был образцовым семьянином. От жены Ксантиппы у него было трое сыновей. Сократ вел аскетический образ жизни, закаляя свой организм порой даже сверх разумной меры, как казалось окружающим.

Его часто могли видеть стоящим многие часы в абсолютной неподвижности в легкой одежде на холодном ветру. С помощью физический упражнений, схожих с китайской методикой «цигун» Сократ закалял своё тело для того, чтобы укрепиться против страданий.

Он часто оставался в одном и том же положении, от зари до зари, «неподвижный и прямой как ствол дерева».

Во время эпидемии чумы Сократ не заболел благодаря своей закалке и здоровому образу жизни.

Необычная жизнь Сократа, скитавшегося по улицам и подворотням, отвергавшего роскошь и сладострастие, изумляла многих выдающихся людей всех времен.

« Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина?» — удивленно восклицал  Фридрих Ницше.

«Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом» — сказал как-то Стив Джобс.

Почему? —  спросите вы. Все просто — Стив Джобс увидел в Сократе родственную душу.

Сравним их высказывания.

«Голод — лучшая приправа к пище».

Сократ.

«Оставайтесь голодными. Оставайтесь безрассудными».

Стив Джобс.

«Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет».

Сократ.

Смерть — причина перемен. Она очищает старое, чтобы открыть дорогу новому».

Стив Джобс.

… Спасение Алкивиада дорого обошлось Сократу. Алкивиада обвинили в проигрыше сражения, он был вынужден бежать из Афин и стал строить интриги против своего родного города.

Решив сорвать злость на его воспитателе, афиняне обвинили его в неуважении к богам и приговорили к смерти. У Сократа была масса возможностей покинуть город, все были бы этому только рады.

Но он остался и фактически добровольно принял смерть, выпив чашу яда.

Умирал он мужественно, так же как и жил. Дадим слово Платону:

«Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лег на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лег, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет.

После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдет…Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился.

Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза».

Владимир ПРОХВАТИЛОВ

Источник: https://nvdaily.ru/info/16044.html

Краткая биография Сократа. Цитаты Сократа

Сократ самый знаменитый философ античности. Он был родоначальником диалектики. Исследователи и историки называют его первым философом в современном понимании. Родился в Афинах, в обычной семье. Известна лишь приблизительная дата рождения, это по некоторым оценкам 469 г.

до н.э. Его отец работал скульптором, а мать была повитухой. Он не был единственным ребенком в семье, помимо него был еще его старший брат по матери Патрокл. В отличие от многих других ученых того времени, он почти никогда не путешествовал и надолго не покидал Афин.

Будучи молодым, он посетил только Дельфы, Коринф и остров Самос. Принял участие в нескольких сражениях, где проявил себя смелым и бесстрашным воином.

Примечательно, что когда Афины отступали, Сократ отступал спиной вперед, что бы быть все время лицом к врагу и не показывать ему свою спину.

Он был целостной и последовательной личностью. Его современники отмечали в нем гармонию между физическим и духовным здоровьем. Он был убежден, что добродетели можно и нужно в себе воспитывать, а от пороков следует избавляться. Его учение впервые делает разворот от внешнего мира к внутреннему миру человека.

Согласно его философии в каждом индивидууме есть что-то доброе, нужно его только найти, и, отталкиваясь от него развивать в себе добродетели. Он считал, что главным в жизни являются, не материальные блага, а возвышенные этические чувства.

Множество раз он призывал богатых граждан Афин опомниться и стыдил их за стремление к богатству и личной наживе.

В те времена, греческая философская мысль уже стала сдвигать с Олимпа древнегреческих богов. Суть его учения о Боге сводилась к тому, что Бог это источник добродетели и созидательной силы человеческого разума и поступков.

Нужно, прежде всего, познать самого себя, научиться слушать свой внутренний голос, который он называл божественным проявлением.

Он утверждал, что именно из внутреннего источника силы черпает вдохновение для своих речей и философских бесед.

Лекции и выступления Сократа собирали огромное количество слушателей, к нему тянулась молодежь, жаждущая знаний. К нему домой приходили побеседовать многие ученые, видные политики и влиятельные граждане не только Афин, но и других городов. Он был очень известен и популярен для своего времени и это ни могло не вызвать зависть у его противников.

Это привело к тому, что против него в суде были выдвинуты обвинения в неуважении к богам, которое он выказывал, веруя в единственного Бога. И в развращении умов молодежи, которым он проповедовал свою философию. На протяжении всего судебного процесса он ни разу не отказался от своих слов и продолжал философствовать и выступать перед публикой.

И объяснял это тем, что Всевышний наделил его определенным даром, и он не может от этого отречься. Суд приговорил его к смертной казни, но из-за предстоящих празднеств, приговор был отложен на месяц. Все это время, он провел в заключении, и каждый день проводил в беседах со своими учениками и друзьями. В назначенный день, в 399 г. до н.э.

, он в присутствии учеников, рассказывая им о единстве жизни и смерти, принял яд, выпив чашу цикуты до дна.

  • 0 0 Не делай частых и долгих посещений к одним и тем же лицам: ведь от всего бывает пресыщение.
  • 0 0 Настоящему мастеру слова следует не с пустяками возиться и не то внушать слушателям, что им бесполезно, а то, что и их избавит от бедности, и другим принесёт великие блага.
  • 0 0 Люди плачут над вымыслами поэтов, а на подлинные страдания взирают спокойно и равнодушно.
  • 0 0 К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.
  • 0 0 Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своём деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.
  • 0 0 Если нельзя не говорить о том, что раньше сказали другие, то следует попытаться сказать это лучше них.
  • 0 0 Друзья при счастливых обстоятельствах должны являться лишь по приглашению, а в несчастьях — без приглашения, сами по себе.
  • 0 0 Доверенные тебе тайны храни с большею тщательностью, нежели порученное тебе имущество, так как честные люди должны являться людьми, имеющими характер надежнее самой клятвы.
  • 0 0 Принимайся говорить в двух случаях: или когда предмет своей речи обдумал ты ясно, или когда сказать о чём-нибудь необходимо; потому что только в этих двух случаях речь лучше молчании, а в остальных случаях гораздо лучше молчать, чем говорить.
  • 0 0 Одна из первых обязанностей дружбы состоит в том, чтобы предупреждать просьбы друзей.
  • 0 0 Не думай, что сделавши что-либо нехорошее, ты можешь скрыться, так как, скрывшись от других, ты не скроешься от своей совести.
  • 0 0 Ученость — это сладкий плод горького корня.
  • 0 0 Не скоро становись другом, а сделавшись раз, старайся им оставаться, потому что одинаково постыдно не иметь ни одного друга и менять многих друзей.
  • 0 0 Единственная истинная мудрость — в осознании, что мы по сути ничего не знаем.
  • 0 0 Кто мудр, тот и добр.
  • 0 0 Заговори, чтобы я тебя увидел.
  • 0 0 Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь.
  • 0 0 Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни.
  • 0 0 Мудрость — это знать, насколько мало мы знаем.
  • 0 0 Вопросы о явлениях природы либо не доступны человеческому разуму, либо не имеют отношения к жизни людей.
  • 0 0 Молодым людям следует почаще смотреться в зеркало: красивым — чтобы не срамить своей красоты, безобразным — чтобы воспитанием скрасить безобразие.
  • 0 0 Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.
  • 0 0 Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.
  • 0 0 Жизнь тела есть зло и ложь. И потому уничтожение этой жизни тела есть благо, и мы должны желать его.
  • 0 0 Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.
  • 0 0 Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.
  • 0 0 Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.
  • 0 0 Лучший брак: когда женщина слепая, а муж глухой.
  • 0 0 Зависть – это язва души.
  • 0 0 Мудрость – царица неба и земли.
  • 0 0 Я не афинянин, не грек, я гражданин мира.
  • 0 0 Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.
  • 0 0 Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.
  • 0 0 Смерть — это величайшая иллюзия человечества. Когда мы живём — её ещё нет, когда мы умерли — её уже нет.
  • 0 0 Красота — это королева, которая правит очень недолго.
  • 0 0 Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
  • 0 0 Знание не есть ум.
  • 0 0 Жизнь без испытаний – это не жизнь.
  • 0 0 Будь таким, каким хочешь казаться.
  • 0 0 Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.
  • 0 0 Каков человек, такова его речь.
  • 0 0 Однажды, даже получив пинок, Сократ и это стерпел, а когда кто-то подивился, он ответил: «Если бы меня лягнул осел, разве стал бы я подавать на него в суд?»
  • 0 0 Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних.
  • 0 0 Высшая мудрость — различать добро и зло.
  • 0 0 В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.
  • 0 0 Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, и чтобы тебе не остаться вовсе без друзей, потому что, как только они заметят твою неблагодарность к родителям, никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит благодарность.
  • 0 0 Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.
  • 0 0 Есть только одно благо — знание и только одно зло — невежество.
    (Существует лишь одно добро — знание. Существует лишь одно зло — невежество.)
  • 0 0 Невозможно жить лучше, чем проводя жизнь в стремлении стать совершеннее.
  • 0 0 Ничто не способно повредить доброму человеку, ни в жизни, ни после смерти.
  • 0 0 Завоевывай себе друзей не пустой лестью, а искренними словами любви.
  • 0 0 Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум.
  • 0 0 Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.
  • 0 0 Лучше подвергаться несправедливости, чем самим совершать её.
  • 0 0 Здоровье — не всё, но всё без здоровья ничто.
  • 0 0 Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.
    (Захочешь — найдешь время, не захочешь — найдешь причину.)
  • 0 0 Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.
  • 0 0 Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.
  • 0 0 Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.
  • 0 0 Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.
  • 0 0 Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие.
  • 0 0 Бедный человек не тот, у которого нет ни гроша в кармане, а тот, у которого нет мечты.
  • 0 0 Женишься ты или нет — все равно раскаешься.
  • 0 0 Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.
  • 0 0 Природа наделила нас двумя глазами, двумя ушами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.
  • 0 0 Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, сколько он имеет друзей, — настолько они не в цене.
  • 0 0 Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.
  • 0 0 Люди, от природы немощные телесно, благодаря упражнениям становятся крепче силачей.
  • 0 0 Голод — лучшая приправа к пище.
  • 0 0 Хорошее начало не мелочь, хоть начинается с мелочи.
  • 0 0 У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя.
  • 0 0 Брак, если уж говорить правду, зло, но зло необходимое.
  • 0 0 Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчёркивает.
  • 0 0 Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.
  • 0 0 Только тупые люди ищут смысл во всём.
  • 0 0 Сильные страсти часто порождают смертельную ненависть.
  • 0 0 Почему люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают всё же плохо?
  • 0 0 В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить.
  • 0 0 Женись несмотря ни на что. Если попадётся хорошая жена, будешь счастливым, а если плохая — станешь философом.
  • 0 0 Сколько же есть вещей, без которых можно жить!
  • 0 0 Я ем, чтобы жить. А некоторые живут, чтобы есть.
  • 0 0 Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.
  • 0 0 Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого.
  • 0 0 Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.

Источник: http://littleowl.ru/biography/Sokrat.php

Ссылка на основную публикацию


На вопрос о том, следует ли жениться или нет, Сократ, говорят, ответил: «Как бы ни поступил, все равно будешь раскаиваться». Сам он обзаводиться семьей не спешил и вступил в брак, когда ему было далеко за сорок.

Это произошло, видимо, в 20-е годы, скорей всего, после окончания «Архидамовой войны». Ко времени казни Сократа старший из трех его сыновей, Лампрокл, был подростком, а двое младших, Софрониск и Менексен,— малолетками.

Менее определенны сведения о жене Сократа. Платон и Ксенофонт упоминают лишь о Ксантиппе как его супруге, тогда как, по Аристотелю, у Сократа было две жены: первая — Ксантиппа, мать старшего сына Лампрокла, и вторая жена — Мирто, мать Софрониска и Менексена, Сообщение Аристотеля явно расходится с платоновским рассказом о том, что в тюрьме Сократа навещала Ксантиппа с ребенком на руках.

Есть еще версия, по которой первой женой была Мирто, а не Ксантиппа. Диоген Лаэртский упоминает также источники, согласно которым у Сократа якобы было одновременно две жены.

Объясняется это, дескать, тем, что ввиду ощутимой из-за долгой войны нехватки мужского населения афиняне приняли на народном собрании решение, позволявшее иметь законных детей не только от официальной супруги, но и от фактической жены, сожительницы. Нет единства и в сообщениях о том, какая же из двух жен была официальной.

Кроме того, остается открытым вопрос, было ли вообще упомянутое решение действительно принято афинским народным собранием или оно является лишь последующей выдумкой, подводящей своеобразную правовую базу под версию о двух женах Сократа.

В разного рода сведениях о семейной жизни Сократа чаще всего именно Ксантиппа фигурирует в роли его жены, причем — весьма сварливой и докучливой. По поводу многочисленных анекдотов о ее скандальном характере остается, видимо, согласиться с тем, что дыма без огня не бывает.

Во всех рассказах, касающихся семейных неурядиц и стычек, Сократ держится подчеркнуто терпимо и миролюбиво. Наскоки Ксантиппы он встречает с иронией и шуткой. Когда однажды под конец брани Ксантиппа окатила своего мужа водой, он, обращаясь к зрителям этой сцены, лишь заметил: «Разве я не говорил, что вслед за громом Ксантиппы следует дождь?!»

Как-то раз вздорная горячность Ксантиппы прорвалась на рынке. Чем-то, видимо, недовольная, она вцепилась в плащ Сократа. Знакомые и зеваки, сбежавшиеся на шум, подзадоривали его дать надлежащий отпор своей несдержанной супруге. На это Сократ ответил: «Ну, да, клянусь Зевсом! А вы, разделившись на партии, будете сопровождать наш кулачный бой криками: браво Сократ, браво Ксантиппа!»

Сократа не раз спрашивали, как это случилось, что он выбрал такую тяжелую по нраву жену. «Обхождение со строптивой женщиной,— оправдывал Сократ свой выбор,— схоже с укрощением непослушной лошади. И подобно тому, как справившись с такой лошадью, легко справиться и с прочими, научившись обхождению с Ксантиппой, я хорошо лажу и с другими людьми».

По этому же поводу между Алкивиадом и Сократом случился такой разговор.

— Как все же несносна сварливая Ксантиппа! — заметил как-то Алкивиад.

— Я уже к этому давно привык, как к беспрерывному шуму колеса,— ответил Сократ. — Но и ты ведь, кажется, смирился с шумом своих гусей…

— Да, но они приносят мне яйца и детенышей.

— А мне Ксантиппа — детей,— парировал Сократ.

Видимо, Ксантиппа была все же не только сварливой. Надо думать, ей приходилось туго, если вспомнить о бедственном материальном положении семьи и крайнем безразличии ее супруга к этой стороне жизни.

Как большое несчастье восприняла она несправедливое осуждение Сократа и часто с детьми навещала его в тюрьме. Как-то она горестно заметила ему: «Ты умираешь несправедливо».

На это Сократ иронично заметил: «Разве ты хочешь, чтобы я умер справедливо?!»

О Мирто, второй героине семейного романа Сократа, сохранилось гораздо меньше сведений и анекдотов. Она была дочерью известного афинского государственного деятеля Аристида, прозванного Справедливым. Отец ее был подвергнут остракизму и умер в крайней бедности. Сократ же якобы из уважения к памяти Аристида женился на его дочери, не имевшей никакого приданого и оказавшейся в трудном положении.

Сохранился анекдот, идущий от Аристоксена, о том, что Мирто и Ксантиппа обычно после долгой взаимной перебранки сообща набрасывались на Сократа, который до этого с интересом нейтрального зрителя следил за происходящим.

Обстановка в семье осложнялась и от частых ссор между Ксантиппой и Лампроклом, старшим из детей, В ответ на отцовские увещевания и призывы уважать мать, Лампрокл отозвался о ней так: «Никакой человек не в состоянии перенести ее дурного характера… Клянусь Зевсом, она говорит такое, что человек не желал бы слышать и за целую жизнь» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, II, II, 7). И отцу, видимо, не раз приходилось терпеливо наставлять сына на путь истинный.

Единственная просьба, с которой Сократ обратился к своим судьям, касалась его детей. «…

Если, афиняне,— говорил он,— вам будет казаться, что мои сыновья, повзрослев, станут заботиться о деньгах или еще о чем-нибудь больше, чем о добродетели, воздайте им за это, донимая их тем же самым, чем я вас донимал; и если они, но представляя собой ничего, будут много о себе думать, укоряйте их так же, как я вас укорял, за то, что они не заботятся о должном и много воображают о себе, тогда как сами ничего не стоят. Если вы станете делать это, то воздадите по заслугам и мне, и моим сыновьям» (Платон. Апология Сократа, 41 е).

Семья Сократа была, по афинским стандартам, крайне бедной. Получив в наследство от отца небольшой дом и, видимо, кое-какое иное имущество, Сократ был далек от мысли об улучшении своего материального положения.

Все имущество Сократа, согласно Ксенофонту, оценивалось в 5 мин. Это была очень скромная сумма, уступавшая, скажем, существовавшей цене на хорошего раба. У того же Ксенофонта говорится, что один из рабов стоит примерно мину, другой и полмины не стоит, третий 5 мин, а иной и 10. А порядочная лошадь, например, стоила 12 мин.

Софист Антифон, стремясь уязвить Сократа в присутствии его слушателей, сказал ему: «Ты живешь так, что подобным образом не стал бы жить ни один раб у своего господина; пищу и питье ты употребляешь бедные, а одежду носишь не только бедную, но одну и ту же и летом, и зимой; всегда ты без обуви и без хитона» (Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, 1, VI, 2).

Подобные выпады Сократ парировал тем, что счастье не в неге и роскоши, что страсть к наживе и обогащению совращает людей с пути добродетелей и ведет к нравственной порче. Человек, полагал Сократ, должен приучить себя довольствоваться малым, нуждаться как можно в меньшем, подражая высокому примеру богов, которые вообще ни в чем не нуждаются.

Сократ отвергал излишества и роскошь в одежде, пище, обстановке и т. п. Часто любил он в этой связи повторять слова: «Серебряные сосуды и пурпурные одежды для театра хороши, а в жизни ненадежны».

Сообщают, что Аполлодор предложил Сократу перед смертью надеть более подходящую к случаю дорогую одежду. «Как? — спросил Сократ. — Выходит, моя собственная одежда была достаточно хороша, чтобы в ней жить, но не годится, чтобы в ней умереть?»

Мало сказать, что Сократ не гнался за богатством, почестями, чувственными наслаждениями,— он их отвергал принципиально. Стиль его жизни был частью его философии. Это был не просто образ жизни философа, но, насколько подобное вообще практически возможно, по преимуществу философский образ жизни.

Поглощенность Сократа своим высшим призванием искателя истины не оставляла времени и энергии для иных забот. «…Не было у меня, — признается он на суде,— досуга заняться каким-нибудь достойным упоминания делом, общественным или домашним; так и дошел я до крайней бедности из-за служения богу» (Платон. Апология Сократа, 23 с).

Всегда босой, в старом плаще — в таком своем постоянном наряде он шагнул с улиц и площадей Афин в долгую историю. Этот наряд был столь обычен для Сократа, что его восторженный слушатель Аристодем, увидев его однажды в сандалиях, был весьма удивлен. Выяснилось, что Сократ «вырядился» на пир к поэту Агафону по случаю его победы в афинском театре.

Сократ, однако, не делал из нужды добродетель. Не был он и аскетом. Воздержанность, которую он рассматривал в качестве важнейшей добродетели, сродни умеренности, традиционно восхвалявшейся греческими мудрецами задолго до него.

Ему казалось смешным ребячеством, что его юный почитатель Аристодем, подражая ему, тоже стал ходить босиком.

Когда же Сократ увидел, что его слушатель Антисфен, глава будущей кинической (цинической) школы, щеголяет своим рваным плащом, он едко заметил: «Антисфен, сквозь дыру твоего плаща проглядывает твое тщеславие». Замечание Сократа оказалось пророческим.

В дальнейшем киники в своем пренебрежении к общепринятому вообще впали в опрощение. Но их подражание Сократу было во многом внешним. Можно сказать, что все движение киников вышло из старого плаща Сократа и идеализировало его босые ноги.

Состоятельные друзья и поклонники Сократа не раз предлагали ему свои средства и услуги, от которых он твердо отказывался.

Диоген Лаэртский со ссылкой на мемуары Памфилия сообщает, что Алкивиад выразил готовность подарить Сократу большой земельный участок под строительство дома. Сократ от подарка отказался.

«Это,— отшутился Сократ,— так же смешно, как если бы я нуждался в башмаках, а ты предложил мне кожу на обувь».

По сведениям древних авторов, Сократ не принял ни подношений ряда правителей, ни приглашений посетить их страну. Такие предложения, как сообщают, исходили от македонского царя Архелая, а также от правителей Фессалии и Лариссы. Приглашение со стороны Архелая кажется весьма вероятным. Архелай, правивший Македонией в 419—399 гг.

до н. э., остро переживал культурную отсталость своей страны по сравнению с соседней Грецией и стремился привлечь в свою новую столицу Пеллу эллинские знаменитости. Его предложение приняли, в частности, Агафон, Еврипид, Зевксис, Тимофей Милетский, Херил Самосский и другие. Но для Сократа подобный шаг совершенно исключался.

В конце жизни, в связи с привлечением его к уголовной ответственности и осуждением к смерти, перед Сократом в обостренной форме встала коллизия между долгом перед семьей и детьми и этической ответственностью за свой философский образ жизни.

Как и прежде, этический долг в нем взял верх над семейными чувствами. На суд он явился, вопреки тогдашнему обыкновению, без жены и детей, не желая представить их в виде аргумента для смягчения приговора.

А в тюрьме он не поддался уговорам своего друга Критона, который советовал бежать, чтобы не оставить трех своих сыновей беспомощными сиротами. «Это,— упрекал Сократа Критон,— и твоя вина, если они будут жить как придется; а им, конечно, предстоит испытать все, что выпадает обычно сиротам на их сиротскую долю.

Или вовсе не нужно заводить детей, или уж надо вместе с ними переносить все невзгоды, кормить и воспитывать их, а ты, по-моему, выбираешь самое легкое» (Платон. Критон, 45).

Сократу было, конечно, неприятно выслушивать подобные упреки от близкого и преданного человека. Но и согласиться с его соображениями он не мог. Семья — семьей, а истина — истиной. Ни дети, ни жизнь, ни что-нибудь еще, заметил Сократ Критону, не выше справедливости.

https://www.youtube.com/watch?v=DXRGc9AFnEo

После казни Сократа его друзья и ученики, судя по сохранившимся сведениям, оказывали его семье помощь и поддержку.

В одном из так называемых писем сократиков (а именно—в 21-м письме) Эсхин сообщает Ксантиппе, что друзья Сократа шлют ей из Мегар через Эфрона 6 мер ячменной муки, 8 драхм денег и новую одежду, с тем чтобы она не испытывала зимой никакой нужды.

Эсхин, кроме того, приглашал Ксантиппу с детьми в Мегары, где временно, после казни Сократа, обосновались его ученики. Утешая Ксантиппу, автор письма советует ей отклонять чужую помощь, поскольку поддержка семьи Сократа — исключительная привилегия друзей казненного философа.

О дальнейшей судьбе сыновей Сократа ничего не известно. Они тихо вошли в историю, ничем это дело со своей стороны, как говорится, не оправдав. Впрочем, им хватало и отцовской славы.



Вернуться на предыдущую страницу