Василий кандинский – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Василий Кандинский: реальная жизнь великого абстракциониста

16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский – всемирно известный русский художник и сильнейший теоретик абстракционизма.

К 30-ти годам он отказался от перспективной карьеры юриста и начал брать уроки рисунка и живописи, чтобы потом возглавить авангард Европейского абстракционизма.

Был гоним как в России, так и в Германии, но продолжал развивать своё видение абстракционизма как «конкретного искусства».

Василий Кандинский. От юриста к художнику

Василий Кандинский родился 16 декабря 1866 года в Москве в семье успешного коммерсанта. Когда Василию было пять, семья переехала в Одессу. Мальчик хорошо учился, посещал уроки музыки и живописи.

В 1886 году по воле родителей Василий поступил в Московский университет на юридический факультет и блестяще его окончил. В 1893-м стал доцентом и начал преподавать.

Но, однажды посетив выставку французских импрессионистов в Москве, его так потрясла работа Клода Моне «Стога сена», что перспективный в 1996-м Василий Кандинский отказался от места профессора юриспруденции Дерптсокого университета и отправился в Мюнхен – эпицентр европейского искусства. 

Василий Кандинский. Мюнхен – становление и творческие поиски

Прибыв в Мюнхен, 30-летний Кандинский опять приступил к учёбе – брал уроки у югославского художника Антона Ажбе.

В 1900-м году – со второй попытки поступил в Мюнхенскую академию художеств.

Студент делал успехи, и даже опережал учителя по смелости использования цвета, за что тот «наказывал» его годом чёрно-белой гаммы, дабы цвета не отвлекали молодого художника от изучения формы как таковой.

Василий Кандинский. “Ахтырка. Тёмное озеро”. 1901

Перемены коснулись и личной жизни художника. Он расстался с первой женой Анной Чемякиной и завязал отношения с молодой художницей Габриэль Мюнтер, с которой они вместе путешествовали по Европе, занимались живописью, участвовали в выставках.

Василий Кандинский. «Фаланга», «Синий всадник» и другие творческие объединения

Будучи личностью гиперактивной и находясь в постоянном поиске, Кандинский один за другим создавал художественные объединения. Ещё в 1901-м году он основал в Мюнхене художественное объединение «Фаланга», при котором функционировала Школа, в которой сам же он и преподавал. Выставки участников «Фаланги» проходят трижды в год на протяжении четырёх лет.

В 1909-м Кандинский вместе с коллегами создал «Новое объединение художников». Параллельно сотрудничал с Московским товариществом художников, участвовал в выставках «Бубнового валета». В 1911-м году вместе с художником Францем Марком организовал группу «Синий всадник», акцентом творчества которой было «выявление ассоциативных свойств цвета, линии и композиции».

Василий Кандинский. Обратно в Россию и новая любовь

Начало Первой мировой войны вынудило Кандинского, как гражданина России, вернуться на родину. Подруга Габриэль остаётся в Мюнхене.

Но спустя год с небольшим 50-летний художник знакомится по телефону с 17-летней высокообразованной дочерью русского генерала Ниной Андреевской. Влюбляется сначала в её голос, а после встречи – они уже не могут расстаться, женятся в 1917-м году.

Вопреки осуждению окружения, Нина оставалась верной женой Кандинского почти 30 лет, до самой его смерти. Их единственный сын Всеволод умер ещё в детстве.

Василий Кандинский. “Смутное”. 1917

До 1921-го года супруги пытались жить в новой стране.

Кандинский даже работал в Наркомпросе, участвовал в организации двадцати провинциальных музеев, разрабатывает особые учебные планы для Института художественной культуры и Высших художественно-технических мастерских, соответственно со своей теорией живописи. Но давление системы становилось всё сильнее, нападки коллег – всё агрессивнее, и Кандинские решили переехать из Москвы в Берлин.

Василий Кандинский. Берлин и «Баухаус»

После переезда в Германию в 1921 году, Василия Кандинского приглашают преподавать в передовую по тем временам Высшую школу строительства и художественного конструирования – Баухаус, где Кандинский возглавляет мастерскую настенной живописи.

Василий Кандинский. “Секущая линия”. 1923

Но усиление правых партий привело к закрытию Баухауса. Повторная попытка открыть его в Дессау натолкнулась на масштабную кампанию национал-социалистов, что привело к окончательному закрытию школы в 1932-м году. Вместе с картинами других художников, работы Кандинского были уничтожены борцами против «дегенеративного искусства».

Василий Кандинский. “Решительный розовый”. 1932

Василий Кандинский. Последние годы в Париже

Спасаясь от нацистских гонений, супруги Кандинские переехали во Францию и селятся в новом доме в предместье Парижа – Нейи-сюр-Сен.

Вписаться в парижский культурный контекст оказалось непросто – абстрактная живопись там воспринималась холодно, особенно иностранная.

Поэтому Кандинские уединяются в новом доме, художник много и вдохновенно работает, называя этот период своего творчества «поистине живописной сказкой».

Умер Василий Кандинский в 1944 году, похоронен на кладбище Нейи.

В 2007-м году в России была учреждена ежегодная Премия Кандинского, которую присуждают художникам, которые своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.

Василий Кандинский. “Три звезды”. 1942

По материалам http://www.wassilykandinsky.ru/

Источник: http://2queens.ru/Articles/Dom-Hudozhnikov-Sovremennost/Vasilij-Kandinskij-realnaya-zhizn-velikogo-abstrakcionista.aspx?ID=3135

Василий Кандинский: жизнь и творчество художника

«Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных… между собою создать новый мир, который зовется произведением».

В.В. Кандинский

СОДЕРЖАНИЕ

Великий русский живописец Василий Кандинский родился в 1866 году в Москве. Во всем мире знают Кандинского как одного из основоположников абстракционизма. В детстве живописец много путешествовал с родителями по России и странам Европы. В 1871 году семья переехала на постоянное место жительства в Одессу, здесь Василий получил художественное и музыкальное образование.

Василий Кандинский учился в университете на юриста, но вынужден был на время прервать обучение в связи с ухудшением здоровья.

Заниматься живописью Кандинский решил относительно поздно – на тот момент начинающему художнику было уже 30 лет. В 1896 году Кандинский переезжает в Мюнхен, и вплоть до 1914 года Германия стала его второй родиной.

Сегодня туристы, заказывающие в Мюнхен туры, имеют редкий шанс посетить места, где когда-то жил и работал великий мастер абстракции.

Творчество Василия Кандинского

Родившийся в обеспеченной семье с богатыми культурными традициями, Кандинский получил великолепное образование — родители видели своего наследника блестящим юристом. Но в 30 лет он почувствовал, что должен искать себя в живописи и отправился в Германию, славящуюся своими художественными школами.

Горный пейзаж с церковьюЖелезная дорогаСтрашный суд

Активная творческая деятельность, организующее начало всегда делали Кандинского центром притяжения всего интеллектуального, неспокойного, ищущего, что было в мире искусства того времени. Так, уже в 1901 г.

он основывает в Мюнхене художественное объединение «Фаланга» и организует при нем школу, в которой сам же и преподает. За четыре года Кандинский устраивает двенадцать выставок состоящих в «Фаланге» живописцев.

В 1909 году он, вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими, основывает «Новое объединение художников, Мюнхен» и берет на себя председательство. Кредо общества: «Каждый из участников не только знает, как сказать, но знает и что сказать». С 1900 г.

Кандинский участвует в выставках Московского товарищества художников, а в 1910 и 1912 г. в выставках художественного объединения «Бубновый валет». Также, он публикует художественно-критические «Письма из Мюнхена» в журналах «Мир искусства» и «Аполлон» (1902, 1909).

В1911 году Кандинский вместе со своим другом, художником Францем Марком, организовывает группу «Синий всадник». По словам самого художника, «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, «югендстиль» и теософия Рудольфа Штайнера».

«Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы, — писал М.К. Лакост.

Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании. Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения.

Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910).

Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год — от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как «Дома в Мурнау на Обермаркт» (1908), до хаотического этюда под названием «Ущелье» (1914) и беспокойных композиций в серии панно «Времена года» в музее Гуггенхейма («Осень»). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных «Крестоносцах» (1903) и в такой абстрактной работе, как «Композиция VII», 1913, несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там — раскрепощенное движение».

«Синий всадник», написанный им в 1903 году, отражает пограничное состояние художника.

Картина представляет собой переход от реализма к новому направлению в живописи и, можно сказать, открывает цикл абстрактных работ Кандинского.

Художник не рисовал, а «думал» на холсте: его полотна — отражение мыслей. Ярких, как это бывает у всех неординарных личностей, и кажущихся хаотичными, как это свойственно работам гениям.

 Живопись Кандинского последних лет Баухауса пронизана легкостью и странным юмором, которые вновь проявятся в его поздних парижских работах.

К ним, например, можно отнести картину «Причудливое», 1930, навевающую космически — египетские ассоциации и наполненную сказочными символическими образами в духе Пауля Клее, художника, с которым Кандинский дружен в эти годы.

Около 1931 года разворачивается масштабная кампания национал-социалистов против Баухауса, которая приводит к его закрытию в 1932 году. Кандинский с женой эмигрируют во Францию, где селятся в новом доме в парижском предместье Нейи-сюр-Сен.

 Парижская художественная среда на появление Кандинского реагирует сдержанно. Причины тому — ее обособленность от иностранных коллег и отсутствие признания абстрактной живописи как таковой. В результате художник живет и работает уединенно, ограничиваясь общением лишь со старыми друзьями.

В это время происходит последнее преобразование его живописной системы. Теперь Кандинский не использует сочетания основных цветов, а работает с неяркими, рафинированными, тончайшими цветовыми нюансами.

Одновременно, он дополняет и усложняет репертуар форм: на первый план выходят новые, биоморфные элементы, которые непринужденно чувствуют себя в пространстве картины, словно плавая по всей поверхности холста.

Картины Кандинского этого периода далеки от ощущения «холодной романтики», в них кипит и бурлит жизнь. Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой».

В последующие военные годы из-за нехватки материалов форматы картин становятся все меньше, вплоть до того момента, когда художник вынужден довольствоваться работой гуашью на картонах небольшого формата. И вновь он сталкивается в неприятием публикой и коллегами своего искусства. И вновь развивает и совершенствует свою теорию базу:

Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир.

Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».

  Кандинский до самого конца не усомнился в своем «внутреннем мире», мире образов, где абстракция не была самоцелью, а язык форм «мертворожденным»; они возникали из воли к содержательности и жизненности.

Интересные факты о художнике

Британские ученые нашли наконец объяснение того, почему картины основоположника абстракционизма Василия Кандинского производят впечатление не на всех зрителей.

Нейрофизиологи убеждены: Кандинский писал свои полотна в расчете на тех, у кого созерцание порождает и звуковые ассоциации.

Синестетов, то есть людей, способных «видеть звуки» и «слышать живопись», насчитывается сегодня, по данным исследователей, не более 250 млн. человек. Однако ученые выяснили, что в первые месяцы жизни все мы синестеты.

По его словам, лишь 1–2% из нас могут считать себя синестетами, но каждый человек подсознательно склонен связывать музыку и живопись и воспринимать их слитно, а не раздельно. Как сообщает Газета.Ru, чтобы проверить свою теорию, д-р Уорд поставил серию экспериментов, в которых шести синестетам предлагалось описать свое видение музыки, исполняемой Новым Лондонским оркестром.

Другая контрольная группа состояла из шести нормальных людей. Художник-аниматор Сэм Мур создал для них динамические изображения, связанные с проигрываемой музыкой. Эти фильмы – как знаменитая «Фантазия» Уолта Диснея – комбинировали музыку и рисованные образы.

После эксперимента с контрольными группами фильмы продемонстрировали посетителям Музея науки в Лондоне, попросив отобрать изо всех изображений те, которые лучше всего соответствуют музыке.

Подавляющее большинство выбрали именно те изображения, на которые обратили свой благосклонный взгляд синестеты.

Библиография

Альбомы, каталоги, монографии, сборники статей

  • Сарабьянов Дмитрий, Автономова Наталия. Василий Кандинский. — М.: Галарт, 1994. — 238 с. — 5000 экз. — ISBN 5-269-00880-7.
  • Альтхаус Карин, Хоберг Аннегрет, Автономова Наталия. Кандинский и «Синий всадник». — М.: Министерство культуры Российской Федерации, Издательство Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, СканРус, 2013. — 160 с. — ISBN 978-5-4350-0011-5.
Читайте также:  Татьяна абрамова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Статьи

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6

Источник: https://allpainters.ru/kandinskij-vasilij.html

Кандинский Василий Васильевич: картины и биография

Василий Кандинский появился на свет в 1866 году в купеческой семье. С 1871 года Кандинские проживают в Одессе. Именно в этом приморском городе будущий живописец получил гимназическое образование.

С 1885 по 1893 Василий Васильевич учился на юрфаке Московского университета и в итоге успешно закончил его.

Незадолго до получения диплома случилось еще одно важное событие в судьбе Кандинского — он создал свою семью, его женой стала Анна Чемякина (по факту являвшаяся Василию Васильевичу двоюродной сестрой).

После выпуска Кандинский стал преподавателем на том же юрфаке. Три года спустя будущему художнику предложили должность профессора, однако он уже решил бросить научную деятельность и плотно заняться живописью. Имеются сведения, что значительное влияние на него оказала выставка импрессионистов, состоявшаяся в Москве в 1895 году.

В 1896 году Кандинский прибыл в Мюнхен и стал обучаться здесь живописи — поначалу в студии Антона Ашбе, а далее у Франца фон Штука. Мюнхен станет для художника местом проживания вплоть до Первой мировой.

В 1901 году Василий Васильевич создает свое творческое объединение «Фаланга». Кроме того, в 1910 и 1912 годах он также участвует в выставках небезызвестной группы художников «Бубновый валет». Приблизительно в это же время он разрабатывает инновационную концепцию «ритмического» применения цвета на полотне.

Насыщенным для художника был и 1911 год. В этом году он организовывает индивидуальную выставку «Синий всадник». А еще в 1911 году Кандинский выпускает сочинение «О духовном в искусстве», защищающее и обосновывающее абстракционизм.

Когда начинается Первая Мировая, художник возвращается в Российскую империю. Здесь у него появляется новая любовь и муза — молодая (моложе Кандинского чуть ли не на тридцать лет) Нина Андреевская.

Деятельность Кандинского в России после двух революций 1917 года была весьма разнообразна. Среди прочего, он участвует в формировании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук (РАХН), а после становится вице-президентом этой академии.

В декабре 1921 года Василий Васильевич выехал в Германию, где занялся организацией берлинского филиала РАХН — очередной резкий поворот в карьере и биографии. Здесь (а также в Баухаузе — школе архитектуры) Василий Кандинский достаточно долго преподавал живопись и стал весьма известным апологетом абстрактного искусства.

Абстракционист стал обладателем немецкого гражданства в 1928 году, однако после прихода Гитлера к власти и прекращения существования «Баухауза» перебрался в Париж. Умер великий художник в декабре 1944 года от кровоизлияния в мозг.

Кандинский создал и достаточно хорошо проработал теорию о ключевых цветовых контрастах. И в целом его творческий путь был таким: от импрессионизма он сдвигался все дальше и дальше в сторону полной абстракции. В числе особо значимых картин художника — «Капризный», «Композиция VII» (именно она представлена ниже) , «Синее небо».

И даже в старости, после переезда во Францию, Василий Васильевич продолжал активно работать и ставить цветовые эксперименты на полотнах. К данному периоду относятся работы «Конгломерат», «Фрагменты», «Три колонны», «Пестрый ансамбль». Последнее полотно под названием «Сдержанный порыв» Кандинский закончил в июле 1944 года.

Стоит добавить, что нынешняя стоимость некоторых картин Василия Кандинского действительно поражает воображение. Так, допустим, летом 2017 года на аукционе «Сотбис» его «Картина с белыми линиями» была куплена за 42 миллиона долларов!

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-957253-kandinskiy-vasiliy-vasilevich-kartiny-i-biografiya-

Семь фактов о Василии Кандинском

Юрист по образованию, стать художником Василий Кандинский решил в 30 лет. Шёл 1895 год, и в Москве проходила выставка импрессионистов.

Одной из экспонируемых картин был «Стог сена» Клода Моне, который-то и потряс Кандинского до глубины души: о том, что изображено на полотне, будущий реформатор художественного языка догадался лишь после прочтения названия работы.

Воодушевлённый и заражённый новыми идеями, он отправился в Мюнхен — один из центров европейского искусства того времени.

Оказавшись в Европе, Кандинский познакомился с Алексеем Явленским, Иваном Билибиным, Кузьмой Петровом-Водкиным, Игорем Грабарем. Первые навыки в построении композиции, работе с формой и цветом он получил в частной студии Антона Ажбе, после этого учился в Мюнхенской академии художеств.

Несколько раз он участвовал в выставках общества «Бубновый валет», а в 1909 году вместе с Францем Марком основал знаменитое общество «Синий всадник», целью которого было освободить искусство от строгого академизма.

Название союза Кандинский объяснял так: «Мы оба любили синий, Марк — лошадей, я — всадников…»

Вернувшийся на родину Кандинский Октябрьскую революцию поначалу принял восторженно: в первое время большевики активно поддерживали левые течения в искусстве.

Художник даже пробовал сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему — потомку дворян и космополиту — не по пути с пролетарской диктатурой.

В 1921 году он вернулся в Германию, а в 1933 эмигрировал по Францию, где и провёл остаток жизни.

Первым нефигуративным произведением Кандинского, положившим начало целому направлению в искусстве, стала акварель «Без названия», созданная в 1910 году. Сегодня она хранится в парижском Центре Помпиду.

Кандинский был синестетиком: цвета ассоциировались у него с совершенно конкретными звуками.

Так, он говорил, что «синий цвет, представленный музыкально, похож на виолончель, делаясь темнее, он напоминает звуки контрабаса, а в самой глубокой и торжественной форме — низкие звуки органа», красный «звучит как труба или как удары литавр», а белый «действует на психику человека как великое безмолвие, соответствующее в музыкальном отношении паузам». Возможно, именно благодаря этому дару Кандинскому удавалось сочинять настоящие цветовые симфонии.

Картину «Без названия» мы уже вспоминали, но укажем ещё несколько полотен, без которых немыслимо ни творчество Кандинского, ни абстракционизм в целом.

«Композицию VI» живописец изначально хотел назвать «Потоп», и, возможно, в некоторых формах действительно угадываются очертания обломков корабля и тонущих предметов. Впоследствии художник говорил, что неправильно было задавать работе конкретный мотив, ведь внешнее всё равно растворилось во внутреннем.

«Композицию VII» многие специалисты считают пиком творчества Кандинского. В водовороте образов переплетаются сразу несколько тем — от воскрешения из мёртвых до Судного дня.

«Композиция VIII» заметно отличается от предыдущих работ художника со схожими названиями, ведь в ней он впервые обратился к чётким геометрическим формам. Кстати, именно при описании этой картины Кандинский сравнивал цвета со звуками. Эти полотна — конечно, лишь вершина творческого айсберга мастера.

Живописец хотел, чтобы у каждого зрителя возникали свои ассоциации с тем или иным произведением (отсюда и такие «безликие» названия). Однако если вам не удаётся абстрагироваться от академических догм, с лёгкостью окунуться в океан линий и пятен и найти «собственного» Кандинского, почитайте его программный труд «О духовном в искусстве». В нём — ключ к пониманию языка форм и красок.

Надоело ходить на мероприятия одному?
Ищи человека, с которым тебе будет интересно

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/all/list/sem-faktov-o-vasilii-kandinskom/

Василий Кандинский: картины, биография, разбор работ, личная жизнь художника

«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».

Художник на фоне картины «Маленькие радости».

1913 год

16 декабря (4-го по старому стилю) 1866 года родился Василий Кандинский — художник, теоретик искусства, основоположник абстракционизма, человек, перевернувший привычные представления о живописи, который вписал свое имя в мировую историю искусства. Его картины находятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие стоит на аукционах миллионы долларов…

Начало пути. От науки — к живописи. 1866–1895

Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Одессу. Здесь Василий получил не только классическое гимназическое образование, но и частным образом обучался музыке и живописи.

Родители видели сына юристом, и он не ослушался их. Более того, он поступил и блестяще закончил юридический факультет МГУ. Женился, остепенился, занимался наукой.

В 1893 году стал преподавателем родного факультета, а три года спустя 30-летнему Кандинскому Дерптский университет в Тарту предложил место профессора юриспруденции, но молодой ученый отказался.

Он уже решил оставить науку ради живописи…

Становление художника. 1896–1911

К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. .

Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру… В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского.

И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе.

Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.

В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.

Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриеле Мюнтер, его второй женой.

С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.

«Синий всадник». 1911–1914

Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители — друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк.

Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера», — писал живописец.

Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» — первый труд художника, посвященный абстракции.

Кандинский и революция. 1914–1921

С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.

Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход. Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник. .

Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.

Баухаус. 1922–1932

Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.

В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них…»

В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус — и чета Кандинских переехала во Францию.

Парижские годы. 1933–1944

Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее.

Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир.

Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».

Кандинский и музыка

Василий Кандинский был сторонником теории взаимодействия и объединения различных видов искусства. Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену. Даже названия его работ звучали по-музыкальному — «композиции» и «импровизации».

Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.

В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.

Читайте также:  Максим онищенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Источник: https://www.culture.ru/materials/74060/konkretnoe-iskusstvo-kandinskogo

Василий Кандинский

Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.

Василий Васильевич Кандинский, русский художник, который стоял у истоков возникновения абстракционизма в современном изобразительном искусстве. Он был одним из создателей и идейных вдохновителей мюнхенской группы художников Der Blaue Reiter.

Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Его бабушка была монгольской княжной, а отец был родом из сибирского города Кяхта. Родители Кандинского очень любили путешествовать, поэтому ещё в детстве Василий побывал в Венеции, Риме, Флоренции, на Кавказе, в Крыму. В 1871 году родители переехали в Одессу, где Василий закончил школу.

Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели. Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.

В 1886 году Кандинский поступил в МГУ, где изучал право и экономику. В 1889 году Кандинский с университетской экспедицией ездил в Вологду, где был поражен нереалистичным русским народным творчеством, сохранившимся в отдаленных деревнях. В том же году он посетил Париж. К 1893 году, когда он получил докторскую степень, Кандинский утратил интерес к социальным наукам.

Закончив Университет, Кандинский работал в фотографической мастерской московского издательского общества. К 1896 году он столкнулся с необходимостью выбирать свой путь в жизни.

Тогда ему предложили место профессора юриспруденции в Университете Тарту в Эстонии, в то время проходил процесс русификации.

Он отказался от профессорской должности и уехал в Германию, где собирался учиться рисованию, чтобы стать настоящим художником.

Два года он учился у Антона Азбэ, затем год работал самостоятельно, а затем поступил в академию изобразительных искусств в Мюнхене, в класс Франца фон Штука. В 1900 Кандинский получил диплом этой академии. Первые выставки картин Кандинского проходили в рамках академических показов по всей Европе.

В 1903 году в Москве прошла первая личная вставка Кандинского, а через два года это повторилось в Польше.

В 1902 году Кандинский познакомился с Габриэль Мюнтер, с которой в 1909 году переехал в домик вблизи Баварии. Этот период творчества Кандинского характеризовался формирование собственного уникального стиля в искусстве – чистейшего абстракционизма.

С началом I мировой войны в 1914 году, Кандинский порвал отношения с Мюнтер и через Швейцарию, Италию и Балканы вернулся на родину. В 1917 году Кандинский женился на Нине Алексеевской, с которой познакомился в 1916 году. Они поселились в Москве, где Василий Кандинский собирался погрузиться в русскую жизнь.

Революцию Кандинский принял весьма воодушевлено, поскольку первые заявления советских лидеров показывали их лояльность к абстракциониста. В 1918 году он стал профессором Московской академии Изобразительных Искусств.

В 1919 году Кандинский создал институт Художественной культуры и приложил много усилий, чтобы открыть 22 музея по всей стране. В 1920 году Кандинский был уже профессором МГУ, и в том же прошла его личная выставка в Москве.

В 1921 году власти решили продвигать новое направление в искусстве – соцреализм, поэтому абстракционизму не осталось места в СССР. В том году Кандинский и уехал в Берлин.

Когда в 1922 году ему предложили место в Баухаузской школе в Веймаре, он с радостью согласился. В 1925 году школа переехала в Дассау, где он вел свободное, не прикладное искусство.

В 1928 году он получил гражданство Германии, однако с приходом к власти нацистов в 1933 году он переехал в Париж, поскольку они закрыли школу. Последние 11 лет жизни Кандинский провел в пригороде Парижа.

В 1939 году Кандинский стал гражданином Франции.

13 декабря 1944 года Василий Кандинский умер в Нюлли-сюр-Сен во Франции.

Источник: http://facecollection.ru/people/vasiliy-kandinskiy

Интересные факты из жизни Василия Кандинского

Василий Кандинский прославился как один из первых экспериментаторов в области абстрактного искусства. Известен он и как теоретик искусства, чьи работы оказали влияние на живопись двадцатого века.

Преподававший экономику и право, Кандинский отказался от карьеры для того, чтобы заниматься искусством. В 1910-х годах он совершил прорыв, который сделал его одной из ведущих фигур мировой живописи.

Предлагаем ознакомиться с интересными фактами из его жизни.

Родители Василия развелись, когда ему не было и пяти лет

Василий Кандинский родился в декабре 1866 года в Москве. Он был единственным ребенком купца Василия Кандинского и его жены Лидии Тихеевой. В 1871 году они переехали в Одессу, и тогда же родители художника разошлись. Старшая сестра его матери, Елизавета Тихеева, воспитывала маленького Василия. В Одессе Василий учился в художественном училище имени Грекова.

Кандинский преподавал право

Помимо занятия живописью, он увлекался игрой на фортепиано и виолончели и даже участвовал в любительских исполнениях.

Еще в подростковом возрасте ему нравилось изучать цвета, он считал, что каждый цвет наполнен собственной таинственной жизнью.

Тем не менее Василий окончил в 1892 году Московский университет, чтобы работать юристом, а через год стал преподавать здесь же право. Впрочем, уже в 1896 году он ушел с этой работы.

Кандинский отказался от карьеры преподавателя, чтобы заниматься искусством

У него было предложение стать профессором в эстонском Тартуском университете, но Василий уехал в Мюнхен для изучения искусства. Сам Кандинский впоследствии говорил, что два момента повлияли на его жизнь более всего: выставка импрессионистов, в том числе Клода Моне, и опера Вагнера “Лоэнгрин”.

Кандинский был основателем и ведущим членом общества “Голубой всадник”

В Мюнхене Василий стал членом авангардистских художественных кругов. В 1909 году он стал одним из организаторов Мюнхенской ассоциации художников.

Когда правила стали слишком строгими, Кандинский и единомышленники создали свою группу, которой дали красивое название Der Blaue Reiter (“Голубой всадник”). Общество привлекало ведущих художников-экспрессионистов, организовало выставки и выпустило альманах.

Общество существовало с 1911 по 1914 год и исчезло с началом Первой мировой войны. Работы его членов считаются предтечами авангардного искусства двадцатого века.

Акварель “Без названия” положила начало абстракционизму

Акварель была создана в 1910 году, она стала первым произведением Кандинского, которое положило начало абстракционизму. Эта работа хранится в Центре Помпиду, в Париже.

Источник: http://www.rusday.com/articles_new/2018-05-14/8257/

Василий Кандинский

Родился в Москве, получил основное музыкальное и художественное образование в Одессе, когда семья переехала туда в 1871 году. Родители предполагали для сына профессию юриста, Василий Васильевич блестяще окончил Юридический факультет Московского государственного университета.

В 1896 знаменитый Дерптский университет в Тарту предлагает место профессора, но Кандинский отказывается. Так, по ряду причин в 30 лет он решил стать художником; это произошло под влиянием выставки импрессионистов в Москве в 1895 году и картины «Стога сена» Клода Моне.

В 1896 году он переезжает в Мюнхен, где знакомится с немецкими экспрессионистами. После начала Первой мировой войны возвращается в Москву, но, не согласный с отношением к искусству в Советской России, в 1921 году вновь уезжает в Германию.

После закрытия Баухауса нацистами переезжает с женой во Францию, в 1939 году получает французское гражданство.

Биография

Кандинский происходил из семьи нерчинских купцов, потомков каторжан. Его прабабушка была тунгусской княжной Гантимуровой, а отец был представителем древнего забайкальского (Кяхта) рода Кандинских, выводящих себя из фамилии князей мансийского Кондинского княжества.

Василий Кандинский родился 16 декабря (4 декабря ст. ст.) 1866 г. в Москве, в семье коммерсанта Василия Сильвестровича Кандинского (1832—1926). В детские годы путешествовал с родителями по странам Европы и по России. В 1871 семья осела в Одессе, здесь будущий художник закончил гимназию, получает также художественное и музыкальное образование.

В 1885-93 (с перерывом в 1889-91) учился на юридическом факультете Московского университета, где занимался на кафедре политической экономии и статистики под руководством профессора А. И. Чупрова, изучая экономику и право. В 1889 г.

прервал учебу по состоянию здоровья, и с 28 мая (9 июня) по 3 (17 июля)совершил этнографическую экспедициию по северным уездам Вологодской губернии.

В 1893 г. В.Кандинский окончил юридический факультет. В (1895—1896) трудился художественным директором типографии «Товарищества И. Н. Кушнерёва и К°», на Пименовской улице, в Москве.

Карьеру художника Кандинский выбрал сравнительно поздно — в возрасте 30 лет. В 1896 г. он обосновался в Мюнхене и затем оставался в Германии до 1914 г. В Мюнхене знакомится с русскими художниками: А. Г. Явленским, М. В. Верёвкиной, В. Г. Бехтеевым, Д. Н. Кардовским, М. В. Добужинским, И. Я. Билибиным, К. С. Петровым-Водкиным, И. Э. Грабарем.

С 1897 г. обучался живописи в частной студии А. Ашбе.

В 1900 г. поступил в Мюнхенскую Академию художеств, где обучался у Франца фон Штука. С 1901 г. Кандинский создал художественное объединение «Фаланга», организовал при нём школу, в которой сам же и преподавал.

С 1900 г. Кандинский много путешествует, посетив Северную Африку, Италию, Францию; наездами бывает в Одессе и Москве. Участвовал в выставках Московского товарищества художников.

В 1910 и 1912 г. также участвовал в выставках художественного объединения «Бубновый валет». В эти годы он вырабатывает новаторскую концепцию «ритмического» использования цвета в живописи.

В 1909 г. Кандинский организовал «Новое мюнхенское художественное объединение», в 1911 — альманах и группу «Синий всадник», членами которой стали известные художники-экспрессионисты, Франц Марк, Алексей Явленский, Марианна Верёвкина а также Пауль Клее. Тогда же у него прошла первая персональная выставка.

В 1914 г. художник вернулся в Москву. В последующие годы работал над реалистическими и полуабстрактными полотнами, в основном пейзажами.

После революции 1917 г. Кандинский активно занимался общественной работой.

В 1918 г. он участвовал в организации охраны памятников, создании Музея живописной культуры и Российской академии художественных наук, преподавал во ВХУТЕМАСе и издал свою автобиографическую книгу «Ступени» (М., 1918).

В 1918—1919 г. он был членом художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса, в 1919—1921 г.

 — председателем Всероссийской закупочной комиссии, учёным консультантом и заведующим репродукционной мастерской, почётным профессором Московского университета. Кандинский также был избран вице-президентом РАХН.

Продолжал он и писать — в этот период, в частности, созданы декоративные композиции на стекле «Амазонка» (1918) и «Амазонка в горах» (1919).

В декабре 1921 г. Кандинский выехал для организации отделения РАХН в Берлин. Участвовал в Первой выставке русского искусства в Германии. В Россию он уже не вернулся.

В Берлине Василий Кандинский начал преподавать живопись и стал видным теоретиком школы «Баухауз». Вскоре Кандинский получил всемирное признание как один из лидеров абстрактного искусства.

В 1928 г. художник принял немецкое гражданство, но когда в 1933 г. к власти пришли нацисты, эмигрировал во Францию.

С 1933 по 1944 г. он жил в Париже, активно участвуя в интернациональном художественном процессе.

В 1939 году Василий Кандинский принял французское гражданство. Умер Кандинский 13 декабря 1944 года в парижском пригороде Нёйи-сюр-Сен. Похоронен на Новом кладбище Нёйи, расположенном в коммунах Пюто и Нантер под Парижем.

Лучшие годы

Расцвет творчества художника приходится на годы, когда он преподавал на летних курсах при мюнхенской художественной школе (M?nchner Malschule Phalanx), выезжавшей в городок Кальмюнц (Kallm?nz), расположенной в живописной местности при слиянии Фильса и Нааба.

В обиходе этот городок носит название «Жемчужины Оберпфальца» Здесь 35-летний Кандинский близко сошёлся с Габриэлой Мюнтер (Gabriele M?nter), 26-летней слушательницей школы. Однако он не оформил брака, хотя в 1911 году развёлся со своей женой Ниной.

После начала мировой войны они расстались в связи с отъездом Кандинского в Россию, но в 1915 году снова провели вместе три месяца в Стокгольме. К этому времени Габриэла стала уже настоящей художницей, хотя её манера отличалась от стиля Кандинского.

В годы нацизма его работы были отнесены к категории «дегенеративного искусства» и нигде не выставлялись. Однако некоторые из них были сохранены Габриэлой, жившей постоянно в Мурнау на Штаффельзее в доме, в котором они проживали с Василием. Она там же и скончалась в 1962 году.

Наиболее известные работы

  • «Колебание»
  • «Композиция»
  • «Москва»
  • «Восток».

Сочинения

  • В. В. Кандинский (текст художника), М., 1918;
  • ?ber das Geistige in der Kunst, M?nch., 1912 (на рус. яз. частично, в кн.: Труды Всероссийского съезда художников в Петрограде. Декабрь 1911 — январь 1912, т. 1, [П., 1914], с. 47-76);
  • Кандинский В. Избранные труды по теории искусства в 2 томах / Ред. коллегия и сост. Б.Автономова, Д. В. Сарабьянов, В. С. Турчин (2001, тираж 1300 экз., доп. тираж 1000 экз.)
Читайте также:  Лжедмитрий первый - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Память

  • В 2007 году в России учреждена ежегодная Премия Кандинского. Главный критерий выбора победителей — то, насколько тот или иной художник своими новейшими работами повлиял на ситуацию в современном российском искусстве.

Библиография

  • Рейнгардт Л. Абстракционизм, в кн.: Модернизм. Анализ и критика основных направлений, М., 1969, с. 101-11.
  • Grohmann W. Wassily Kandinsky. Life and work, N. Y., 1958.
  • Baedecker. Deutschland. Verlag Karl Baedeker. 2002. — ISBN 3-8297-1004-6

Источник: http://people-archive.ru/character/vasiliy-kandinskiy

Кандинский Василий Васильевич

Другие известные живописцы

Василий Васильевич Кандинский родился в Москве 16 декабря 1866 года. В 1871 году семья перебралась в Одессу, где его отец управлял чайной фабрикой. Уже с десяти лет Василий занимался рисунком с частным преподавателем. Кроме того, мальчик учился игре на фортепиано и виолончели. 

В 1886 году Василий едет в Москву, где поступает на юридический факультет Московского университета. Окончив обучение через шесть лет, он женится на своей кузине Анне Чимякиной. В 1893 году он становится доцентом юридического факультета Московского университета. 

Стать художником Кандинский решился довольно поздно. В 1895 году на проходящей в Москве выставке французских импрессионистов он открывает для себя живопись Моне. В том же году принимает на себя художественное руководство типографией. 

В 1896 году Кандинский решает оставить многообещающую деятельность юриста и стать художником. Он отправляется в Мюнхен, где записывается в школу Антона Ажбе. Однако весьма скоро школа перестала удовлетворять его потребностям. Позднее художник напишет «Нередко я уступал искушению прогулять занятие и отправиться с этюдником в Швабинг, Энглишер-Гартен или парки на Изаре». 

В 1900 году, после неудачной попытки предыдущего года, Кандинский был принят в Мюнхенскую академию, в живописный класс Франца Штука. Штук был знаменит, он считался «первым рисовальщиком Германии».

Рисунки молодого художника были признаны им «выразительными», он посоветовал «сначала писать в черно-белых тонах, чтобы изучать только форму».

Новый учитель помог преодолеть Василию «нервозность» – это «вредное следствие неспособности завершить картину». 

Вскоре Кандинский уже сам становится учителем с 1902 года он преподает в художественной школе, тесно связанной с художественной группой «Фаланга», которую сам основал годом ранее. На дебютной выставке «Фаланги» Кандинский впервые показал свои работы. Но ни они, ни полотна Моне, Синьяка и Валлотона в Баварии не встретили понимания. 

С той поры Кандинский регулярно участвовал в выставках берлинского «Сецессиона», а с 1904 года и парижского «Осеннего Салона». В том же году «Фаланга» распалась, но через пять лет Кандинский вместе с Явленским, Канольдтом, Кубином, Мюнтер и другими основал «Новое объединение художников, Мюнхен» (МКУМ) и взял на себя председательство. 

1904 год – время появления в Москве его альбома «Стихотворения без слов» с двенадцатью ксилографиями. Его первая большая картина – «Пестрая жизнь» датирована 1907 годом. 

С 1908 года Кандинский живет в основном в Мюнхене. Окончательно он привязался к Баварии, открыв для себя деревушку Мурнау, с прекрасным озером и очаровательными альпийскими лугами. К тому времени относится начало его дружбы с художником Явленским и Марианной Веревкиной. В следующем году художник купил себе в Мурнау дом. 

«Амазонка». 1911. Азербайджанский музей искусств, Баку

1911 год стал для Кандинского годом расставаний он развелся с Анной Чимякиной, покинул группу МКУМ. После этого вместе с Ф. Марком было организовано новое и рискованное предприятие – объединение «Синий всадник».

Обе организованные ими выставки – 1911 года в галерее Танхойзер и 1912 года в галерее Гольц в Мюнхене – стали историческими событиями. В вышедшем тогда альманахе «Синий всадник» развивались мысли об искусстве и сопоставлялись образцы разных эпох и форм. В то время Кандинский отдает дань литературной деятельности.

Выходят книги «О духовном в искусстве» (1912) и мемуары «Оглядываясь назад» (1913), сборник стихов «Звуки» (1913) с 55 черно-белыми и цветными литографиями. 

Ни в какое другое время живопись Кандинского не развивалась так стремительно, как в мюнхенские годы. Порою нелегко бывает понять, почему основатель абстрактной живописи вначале избирал сюжеты, типичные для бидермейера – веера, кринолины, всадники.

Стиль его ранних произведений не назовешь ни условным, ни манерным, но в них еще ничего не предвещало радикального обновления живописи. Впрочем, как известно, лишь немногим художникам бывает дано одновременно проявлять оригинальность в форме и в содержании.

Сначала Кандинскому было важно испытать собственные возможности выражения.

Хотя «Вечеру» (1904-1905) нельзя отказать в своеобразии, однако трудно себе представить, что создал ее тот самый художник, который через пять-шесть лет произведет на свет первое в истории искусства абстрактное произведение (1910).

Какая великая творческая сила должна была действовать в Кандинском! Какая стремительная эволюция с 1908 по 1914 год от пейзажных картин, хотя и дерзких уже по цвету и форме, но все еще верных наблюдениям натуры, как Мурнау-Обермаркт (1908), до хаотического Этюда под названием Ущелье (1914) и беспокойных композиций в серии панно Времена года в музее Гуггенхейма (Осень). Было бы затруднительно угадать руку одного и того же художника в еще вполне предметных Крестоносцах (1903) и в такой абстрактной работе, как Композиция VII (1-й эскиз, 1913), несмотря на общую им динамику. Тут скованный порыв, там – раскрепощенное движение». 

«Последовательность», 1935 год

«Сражение» – таков был подзаголовок одной из картин Кандинского плодотворного мюнхенского периода, который завершился с началом Первой мировой войны.

Кандинский окружным путем добирался до России с августа до конца 1914 года. 22 декабря он оказался, наконец, в Москве. Следующие семь лет художник провел в России среди неурядиц войны и революции.

Лишь в конце 1916 года он побывал с выставками в Швеции. 

В феврале 1917 года Кандинский женится на Нине Андриевской, которая была верна ему в трудные времена, а после его смерти неустанно заботилась о его наследии. 

В 1917 году Кандинский создает три программных произведения «Синий гребень», «Смутное», «Сумеречное», годом ранее им была написана картина «Красная площадь».

Все произведения, созданные Кандинским в 1916-1917 годах, как «предметные», так и абстрактные, отличает динамичность, активность композиционного построения. Создается ощущение сильной концентрации всех сил в центре полотна.

Особую роль в работах этого времени играют линейный и цветовой ритм. 

История жизни Василия Васильевича Кандинского

С ноября 1917 до июля 1919 года, в течение полутора лет, Кандинский не написал ни одной картины маслом. Помимо дефицита материалов это было вызвано еще и тем, что исполнение официальных обязанностей требовало от художников много сил и времени.

В июне 1918 года он занял пост в Наркомпросе, осенью стал профессором Государственных свободных художественных мастерских (ГСХМ). С 1918 по 1921 год в качестве руководителя Государственной закупочной комиссии участвовал в организации 22 провинциальных музеев.

В 1921 году Кандинский был назначен вице-президентом «Академии художественных наук» (РАХН). И это далеко не полный перечень дел и обязанностей художника в то время. 

«Синий всадник», 1903 год

Но с 1921 года в России начался процесс ликвидации авангарда, и когда «искусство умерло», Кандинскому было уже нечего делать в Москве.

В конце декабря того же года Василий Васильевич в сопровождении жены отправился в Берлин, взяв с собой только 14 картин. В Берлине его ждал неприятный сюрприз почти все 150 картин, которые он передал в 1914 году галерее В.

Штурм, были проданы, а в результате инфляции вся выручка стала равна почти нулю. 

В июне 1922 года Кандинский перебрался в Веймар и приступил к преподаванию в знаменитом Баухаузе. Собравшиеся тут люди хотели совместным трудом преобразовать окружающую человека среду согласно эстетическим и функциональным принципам.

Было основано «Общество Кандинского», где платя взносы, каждый его член получал право на одну акварель в год. В 1924 году, основав группу «Синяя четверка», Кандинский вместе с Клее, Фейнингером и Явленским получил возможность выставляться в США.

Так понемногу он стал известен на американском художественном рынке, где впоследствии имел большой успех. Но большинство выставок художника проходило тогда в Европе. 

«Пляжные корзины в Голландии», 1904 год

После закрытия Баухауза в конце 1924 года переезжает в город Дессау. Уже в декабре 1926 года были торжественно открыты новые здания, в одном из которых Кандинский стал руководить мастерской свободной живописи. В Дессау к художнику вернулась творческая сила мюнхенского периода.

Постепенно менялся и стиль, что особенно явно видно на примере треугольника, важной для того периода фигуры. В «Мягкое жестко» он еще выглядит скорее как плоский, тогда как в других картинах этого периода определяется одним лишь линейным контуром и производит впечатление легкости.

 

В «Посвящается Громанну» (1926) и «Вспышке» (1927) Кандинский применил технику, эффект которой проявляется как раз в геометрических композициях. Цвет фигур стал варьироваться в зависимости от фона. Соответственно цветовой тон и насыщенность цвета стали меняться в тех местах, где фигуры пересекаются друг с другом. 

«Осень в Мурнау», 1908 год

Во всех картинах двадцатых годов доминирует круг. Порой он даже вытесняет все другие формы, как в знаменитой картине «Несколько кругов» (1926), которая вызывает ассоциацию с полетом пестрых мыльных пузырей.

В картине «Раскачивание» (1925) контуры одних кругов ясно очерчены, другие – напротив, растекаются или окружены тусклым свечением. Можно еще назвать такие полотна, как «Круги в круге» (1923), «Интимное известие» (Овал № 1,1925) и «Без названия» (Овал № 2, 1925).

Свое внимание к кругу Кандинский объяснял так «Сегодня я люблю круг, как раньше любил, например, коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня».

В круге он находил «связь с космическим», восхищался «напряжением, несущим в себе бесчисленные напряжения», при этом он испытывал «сильное чувство внутренней силы круга». 

Картины Кандинского все чаще выставляются каждый год между 1927-м и 1932-м в разных странах открывалось от пяти до пятнадцати выставок с его произведениями. В 1930 году состоялась первая персональная выставка художника в парижской галерее «Зак», а на следующий год – другая, в «Галери де Франс». 

«Ахтырка. Красная церковь», 1908 год

С приходом к власти нацистов Кандинский покинул Германию, гражданство которой получил в 1928 году. Теперь он направился во Францию. Там он остался до конца своих дней, поселившись в Нейи под Парижем. В 1939 году он примет французское подданство.

Несмотря на преклонный возраст, его творческая сила не иссякла. Он не сдался, хотя теперь снова был один, снова трудился в уединении собственной мастерской. К тому же в те годы в европейском искусстве господствовал возрожденный реализм.

Из-за чего Кандинскому и другим нефигуративным художникам приходилось нелегко. 

«Каждый за себя» – такое многозначительное название было дано Кандинским одной из первых написанных им в Париже работ. Самая же первая из них – акварель – была названа не менее характерно «Старт». День художника по-прежнему строго упорядочен. В его расписание включена даже пятнадцатиминутная прогулка в Булонском лесу или по берегу Сены. 

«Гора», 1909 год

Парижское время – самый спорный период в творчестве Кандинского. Творчество этого периода, получившего наименование «синтетического», отмечено отпечатком воздействия сюрреалистической живописи «Разные части», «Вокруг круга» (обе 1940), «Разнообразные действия»(1941).

Графически строгое образотворчество сменилось в его картинах мотивами барочной полноты, выглядящими так, будто они уже утратили всякую связь со структурой, которая долгое время лежала под поверхностью, будучи знакома лишь художнику; и только силой творческого акта стала видна также другим.

Всплыли своеобразные фигуры, которые так и хочется назвать существами. Художник не предпринимал ничего, чтобы смягчить эффект причудливо-нелепого. Напротив, чем абсурднее в этих картинах фигуры, тем очевиднее решимость прорисовать их до последней детали; чем изощреннее формы, тем ярче краски.

Ни разу прежде не виданные, но почему-то все же привычные фигуры появляются в двух разных конфигурациях то это замкнутая в себе композиция, то беспорядочное нагромождение самых несходных форм, рассеянных по всему полотну.

Однако исполнение отличается такой ясностью, что не оставляет места ни одной случайной детали союз точности и воображения! 

«Квадраты с концентрическими кругами», 1913 год

Сам художник назвал этот период творчества «поистине живописной сказкой». 

В 1944 году Кандинский тяжело заболел, и 13 декабря его не стало. 

Источник: https://tunnel.ru/post-kandinskijj-vasilijj-vasilevich

Ссылка на основную публикацию