Владислав крапивин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Владислав Петрович Крапивин

  • Биография
  • Книги в каталоге
  • Лучшие цитаты

Дата рождения: 14.10.1938

Известный советский, затем российский детско-юношеский писатель, поэт, драматург, сценарист, педагог.

Крапивин Владислав Петрович родился и вырос на берегах р.Туры, в Тюмени, в семье педагогов. В 1956 году окончил школу, приехал в Свердловск и поступил в Уральский государственный университет им. А.М.Горького на отделение (в дальнейшем — факультет) журналистики.

В марте 1961 года защитил диплом на тему “Очерк и рассказ в газете и журнале” и поступил на работу в газету “Вечерний Свердловск”.

В том же году Владислав Крапивин создал в городе Свердловске детский внешкольный отряд “Каравелла”, где ребята стали заниматься, журналистикой, парусным делом, спортивным фехтованием и съемками фильмов.

В 1965 году шефство над «Каравеллой» взял журнал «Пионер», а Владислав Петрович оставался его руководителем более 30-ти лет.

Сегодня этот отряд называется «Пресс-центр и флотилия “Каравелла”, каждое лето проводится парусная практика на яхтах, построенных ребятами, круглый год идет корреспондентская работа, устраиваются спортивные соревнования, снимаются фильмы. В 1962 г. перешел в журнал “Уральский следопыт”, где состоял сначала литсотрудником, а затем заведующим отделом. К 1962 году относятся и первая публикация крупной прозы писателя – книга Рейс «Ориона». Эта и несколько последующих книг привлекли внимание к начинающему писателю.

В 1964 году Владислав Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР, через год книгу В.Крапивина “Звезды под дождем” выпустило центральное издательство “Детская литература”. С того момента он стал постоянным автором этого ведущего детского издательства и сотрудничает с ним до сих пор.

В том же году Владислав Крапивин женился и в этом браке состоит до сих пор (двое сыновей, внуки). С 1964 по 1991 год (до момента, когда журнал сильно сократил объем и перестал печатать крупную прозу) В.Крапивин был одним из ведущих авторов “Пионера” — главного журнала в детской литературе той поры.

Кроме того, часто публиковался в других журналах (в частности, в “Урале” и — особенно много — в «Уральском следопыте»). В 1965 году писатель окончательно оставляет журналистику и с тех пор занимается литературным трудом. Книги Крапивина пользуются неизменной популярностью у детей и взрослых.

Писатель – лауреат многочисленных литературных премий и официальных наград за литературную и педагогическую деятельность. Часть произведений Владислава Крапивина были экранизированы и показывались по Центральному телевидению. Нескольких премий был удостоен фильм «Колыбельная для брата» по сценарию Владислава Крапивина и Станислава Фурина.

В 90-х – 2000-х годах вышло несколько собраний сочинений писателя. В 2007 году В.П.Крапивин вернулся на жительство в Тюмень — по приглашению Тюменского госуниверситета и губернатора Тюменской области.

Интересные факты из жизни

Писатель Сергей Лукьяненко признался, что его повести «Пристань жёлтых кораблей», «Рыцари сорока островов» и «Мальчик и тьма» написаны под влиянием творчества Владислава Петровича. В то же время в повести «Царь, царевич, король, королевич» (1994) Лукьяненко фактически пародирует и творчество Крапивина, и даже его образ.

Награды писателя

Государственные наградыМедаль “За доблестный труд (1970)Орден Трудового Красного Знамени (1984)Орден Дружбы народов (1989)Орден Почета (2010)

Литературные премии

Великое Кольцо (1981)

Аэлита (1983)

Зиланткон (1998)Литературная премия губернатора Свердловской области (1999)Литературная премия «Малая Урания» (2001)

Российская литературная премия имени А. Грина (2001)

Сигма-Ф (2002)Литературная премии имени разведчика Н. И. Кузнецова (2003)Премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003)

Орден «Рыцарь фантастики» имени И. Халымбаджи (2003)

Премия «Большой Роскон» (2006)

Прочие награды и звания

Премия Ленинского комсомола (1974)Звание Отличника народного просвещения РСФСР (1980)Знак А.Гайдара ЦК ВЛКСМ (1983)Нагрудный знак “Отличник погранвойск” II степени.Медаль «300-летие Российского флота»Почетный знак администрации Севастополя «За заслуги перед городом» (2010)Почетный гражданин города Екатеринбурга

Библиография

Творческое наследие Владислава Крапивина очень обширно и включает помимо художественной прозы, также стихи, пьесы, эссе, очерки и статьи. Полная библиография на официальном сайте писателя. Далее приводится список произведений в жанре крупной прозы.

Циклы произведений

Острова и капитаны
Хронометр (Остров Святой Елены) (1987)
Граната (Остров капитана Гая) (1988)Наследники (Путь в архипелаге) (1989)

Паруса «Эспады»

Мальчик со шпагой (1975)
Бронзовый мальчик (1994)
Рыжее знамя упрямства (2006)

Великий Кристалл

Голубятня на желтой поляне (1985)Кораблики, или «Помоги мне в пути…» (1993)

Сказки капитанов

Портфель капитана Румба (1991)

Безлюдные пространства

Бабушкин внук и его братья (1997)
Лужайки, где пляшут скворечники (2000)
Топот шахматных лошадок (2005)
Ампула Грина (2006)

Стальной волосок

Бриг «Артемида» (2008)
Гваделорка (2009)

Сказки Севки Глущенко

Трофейная банка, разбитая на дуэли (2008)
Журавлёнок и молнии (1983)
Фрегат «Звенящий» (1997)
Давно закончилась осада… (2001)
Семь фунтов брамсельного ветра (2003)
Стража Лопухастых островов (2003)
Прохождение Венеры по диску солнца (2005)
Стеклянные тайны Симки Зуйка (Воздух той давней ночи; Стеклянные сказки Симки Зуйка) (2005)
Тополята (2011)

Экранизации произведений, театральные постановки

Наиболее известные экранизации:
Колыбельная для брата (СССР, 1982) реж. Виктор Волков
Трое с площади Карронад (Россия, 2008) реж. Виктор Волков
Легенда острова Двид (Россия, 2010) реж. Анарио Мамедов

Полный список на Кинопоиске.

Официальный сайт писателя: http://www.rusf.ru/vk/

  • Биография
  • Книги в каталоге
  • Лучшие цитаты

Паруса «Эспады». Мальчик со шпагой

Дагги-Тиц

Под созвездием Ориона

Владислав Крапивин — все книги автора в каталоге

  • 3+«Детство — это как сказка, которую каждый раз можно рассказывать по-новому. Главное в нём всё равно всегда остаётся: радость открытия мира, радость ребячьей дружбы и ощущение свежести и синевы.»
  • 3+«Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.»
  • 3+««И учись летать высоко и смело. Ты сумеешь. Если тяжело будет — выдержишь, если больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. Самое трудное знаешь, что? Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое. И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь думать: а ведь, наверно, они и в самом деле правы. Может случиться, что правы. Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай по-своему. Не оправдывай себя чужими правильными словами.»»

Владислав Крапивин — все цитаты автора

Рипли, Александра (Ripley , Alexandra)

Лукьяненко, Сергей Васильевич

Сабитова, Дина

Олкотт, Луиза Мэй (Alcott, Louisa May)

Источник: https://bookmix.ru/authors/index.phtml?id=389

Владислав Петрович Крапивин

Владислав Петрович Крапивин родился 14 октября 1938 года на берегах р. Туры в Тюмени в семье педагогов Петра Федоровича и Ольги Петровны Крапивиных. Закончил факультет журналистики Уральского государственного университета. Ещё во время учёбы был принят на работу в газету «Вечерний Свердловск», несколько лет работал в журнале «Уральский следопыт».

В 1961 году Владислав Крапивин создал детский отряд «Каравелла» (в 1965 году над отрядом взял шефство журнал «Пионер»). Профиль отряда — журналистика, морское дело, фехтование.

Отряд существует до настоящего времени, ранее имел статус пионерской дружины, пресс-центра и парусной флотилии журнала «Пионер».

Владислав Петрович руководил отрядом более тридцати лет, в настоящее время во главе «Каравеллы» молодые выпускники отряда.

С 1965 года занимается творческим трудом. Первая книга — «Рейс „Ориона“» вышла в 1962 году в свердловском издательстве.

В 1964 году Крапивин был принят в члены СП СССР.

В 1982 по повести «Колыбельная для брата» на ЦКДЮФ имени Горького был снят одноимённый фильм, удостоенный нескольких премий в 1982—1984 годах.

С 2007 года Владислав Крапивин проживает в городе Тюмень. Владислав Петрович избран профессором Тюменского государственного университета, ведёт в университете школу литературного мастерства.

В 2008 году по повести «Трое с площади Карронад» (1979) был снят телевизионный четырёхсерийный минисериал, являющийся на данный момент лучшей экранизацией произведения Крапивина по мнению самого автора.

В 2010 году вышел фильм «Легенда острова Двид» по мотивам произведения «Дети синего фламинго». Однако сам Владислав Петрович отозвался о фильме скептически, раскритиковав несколько ключевых моментов.

Также является автором сценария первого полнометражного фильма, снятого в городе Тюмени, «Бегство рогатых викингов» (Реж. Илья Белостоцкий). На данный момент материалы кинокартины полностью отсняты, ведется монтаж и озвучивание.

Фильм планировали выпустить уже в 2011 году, причем с выходом на большие экраны. Однако ряд трудностей заставляет отложить официальный релиз на неопределенное время.

В январе прошла демонстрация отснятых материалов в Губернаторском зале библиотеки ТюмГУ с присутствием телевидения и прессы.

За долгую творческую деятельность было выпущено более 200 изданий книг Крапивина на разных языках мира; на его слова также написана песня для исполнения хором.

К 15 июня 2011 года в Тюмени приурочено открытие музея-выставки в честь Владислава Крапивина, функционирующего на постоянной основе. Экспозиция и предметный ряд будут состоять из вещей из жизни и творчества писателя. Музей расположится в Литературно-Краеведческом центре по улице Первомайской.

Семья

С 1964 года женат на Ирине Васильевне Крапивиной. Старший сын Павел и внуки Дарья и Пётр живут в Екатеринбурге. Младший сын Алексей — в Санкт-Петербурге.

Награды

  • орден Трудового Красного Знамени (1984)
  • орден Дружбы народов (1989)
  • орден Почёта (2009).
  • медали
  • отличник народного просвещения РСФСР (1980)
  • знак ЦК ВЛКСМ имени А. Гайдара (1983)
  • премия Ленинского комсомола (1974) — за создание высокохудожественных произведений и большую работу по коммунистическому воспитанию пионеров и школьников
  • премия «Аэлита» (1983)
  • литературная премия губернатора Свердловской области (1999)
  • премия имени Александра Грина (2001)
  • литературная премия «Малая Урания» (2001)
  • литературная премия имени разведчика Николая Кузнецова (2003)
  • литературная премия имени Д. Н. Мамина-Сибиряка (2003)
  • премия «Большой Роскон» (2006)
  • орден рыцарей фантастики (2003)
  • почётный знак «За заслуги перед Севастополем» (2010).
  • Почётный гражданин города Екатеринбурга.

Библиография

Рассказы

Рассказы из студенческих тетрадей

  • Страна Синей Чайки (неоконченная повесть)
  • Камень с морского берега
  • Четыреста шагов
  • Бабочка
  • Победитель
  • Экспедиция движется дальше
  • Зелёная монета
  • Овод
  • Светлый день
  • Восьмая звезда
  • Медленный вальс
  • Галинка
  • Имени погибших
  • Похлёбка с укропом

Ранние рассказы из газет и журналов

  • Прачка. 1959 г.
  • Табакерка (оригинальное название: „Табакерка из бухты Порт — Джексон“). 1959 г.
  • Письмо Северной королевы. 1959 г.
  • Здесь сражались красногвардейцы (оригинальное название: „Надпись на брандмауэре“). 1959 г.
  • Тепло с севера (оригинальное название: „Рик — лайка с Ямала“). 1960 г.
  • Вспомните „Эдельвейс“. 1961 г.
  • Рукавицы. 1961 г.
  • Риск. 1962 г.

Ранние рассказы

  • Рейс „Ориона“. 1960 г.
  • Планшет. 1960 г.
  • Костёр. 1960 г.
  • Снежная обсерватория. 1959 г.
  • Самый младший. 1961 г.
  • Трое с барабаном. 1961 г.
  • Минное заграждение. 1960 г.
  • Настоящее. 1960 г.
  • Крепость в переулке. 1963 г.

Рассказы 1960—1963 гг.

  • Почему такое имя?
  • Айсберги проплывают рядом
  • Минута солнца
  • Рубикон
  • Подкова
  • Звёзды пахнут полынью
  • Крылья

Повесть в рассказах. 1962—1964 гг.

  • Зелёная грива
  • Алька ищет друга
  • Короткое счастье
  • Подарок
  • Капли скачут по асфальту
  • Обида
  • Плюшевый заяц
  • Путешествие к Белому Гиганту
  • Соринка
  • Город весенних птиц
  • Большое полосатое чудовище
  • Ночные поезда

Рассказы разных лет

  • Гвозди 1971 г.
  • Генка и первый „А“
  • Капитаны не смотрят назад 1963 г.
  • Львы приходят на дорогу 1964 г.
  • Такая была планета 1965 г.
  • Путешественники не плачут 1967 г.
  • Победители 1976 г.

Документальные рассказы.

  • Сигнал горниста. 1971 г.
  • Красный кливер. 1971 г.
  • Штурман Коноплёв. 1971 г.
  • Воробьиная ночь. 1971 г.
  • Альфа Большой Медведицы. 1971 г.
  • Первый шаг. 1976 г.
  • След Каравеллы. 1963, 1978 гг. (в первом варианте: „Тень Каравеллы“).

Романы и повести

  • Белый Щенок ищет хозяина. Повесть. 1962 г.
  • Палочки для Васькиного барабана. Маленькая повесть. 1963 г.
  • Звёзды под дождем. Повесть 1964 г.
  • Оруженосец Кашка. Повесть. 1965 г.
  • Та сторона, где ветер. Повесть. 1964—1966 гг.
    • Часть первая. Август — месяц ветров. 1964 г.
    • Часть вторая. Люди с фрегата „Африка“. 1966 г.
  • Валькины друзья и паруса. Повесть. 1966 г.
  • Лерка. (в журнальном варианте: Озерный царь). Повесть. 1968 г.
  • Тень каравеллы. Повесть. 1968—1970 гг.
    • Часть первая. Тень Каравеллы. 1968 г.
    • Часть вторая. По колено в траве. 1970 г.
  • Паруса «Эспады». Трилогия.
    • Мальчик со шпагой. Роман. 1972—1974 гг.
      • Часть первая. Всадники на станции Роса. 1972 г.
      • Часть вторая. Звездный час Серёжи Каховского. 1973 г.
      • Часть третья. Флаг-капитаны. 1974 г.
    • Бронзовый мальчик. Роман. 1992 г.
    • Рыжее знамя упрямства. Роман. 2005 г.
  • Алые перья стрел. Трилогия. В соавторстве с С. П. Крапивиным. 1971—1975 гг.
    • Алые перья стрел. Повесть.
    • Каникулы Вершинина-младшего. Повесть.
    • Шесть лет спустя. Повесть.
  • Болтик. Повесть. 1976 г.
  • Колыбельная для брата. Повесть. 1978 г.
  • Трое с площади Карронад. Повесть. 1979 г.
  • Журавлёнок и молнии. Роман. 1981 г.
  • Сказки Севки Глущенко. Повесть. 1982 г.

  • Мушкетёр и фея и другие истории из жизни Джонни Воробьева. Цикл повестей. 1969—1985 гг.
    • Бегство рогатых викингов. 1969 г.
    • След крокодила. 1975 г.
    • Мушкетёр и фея. 1975 г.
    • Шлем витязя. 1980 г.
    • Тайна пирамид. 1985 г.
  • Острова и капитаны. Роман в трех книгах. 1984—1987 гг.
    • Книга первая. Хронометр (Остров Святой Елены)
    • Книга вторая. Граната (Остров капитана Гая)
    • Книга третья. Наследники (Путь в архипелаге)
  • «Синий город на Садовой». Повесть. 1991 г.
  • Бабушкин внук и его братья. Роман. 1996 г.
  • «Тридцать три — нос утри…». Повесть. 1997 г.
  • Рассекающий пенные гребни. Повесть. 1998 г.

  • Дело о ртутной бомбе. Повесть. 1999 г.
  • Давно закончилась осада…. Роман. 2000 г.
  • Семь фунтов брамсельного ветра. Роман. 2000 — 2003 г.
  • Битанго. Истории о друзьях и о себе. 1979—2000 гг.
    • Книга первая. Шестая Бастионная. Рассказы и повести об улицах детства.
      • Сентябрьское утро. Рассказ. 1979—1982 гг., включает ранее написанный рассказ «Флаг отхода»
      • Далеко-далеко от моря… Рассказ. 1984 г.
      • Алька. Рассказ. 1981 г.
      • Бастионы и форты. Рассказ. 1985 г.
      • Стрела от детского арбалета. Рассказ. 1978—1982 гг.
      • Путешествие по старым тетрадям. Рассказ. 1984 г., включает ранее написанный рассказ «Мальчик и солнце»
      • Остров Привидения. Рассказ. 1981 г.
      • Вечерние игры. Рассказ. 1983 г.
      • Мокрые цветы. Маленькая повесть. 1984—1985 гг.
    • Сандалик, или Путь к Девятому бастиону. Повесть. 1984 г.
    • Книга вторая. Золотое колечко на границе тьмы.
      • «Пошёл, все наверх!»…. Повесть. 1992 г.
      • Клад на Смоленской улице. Повесть. 1994 г.
      • Мой друг Форик…. Повесть. 1995 г.
      • Босиком по Африке. Повесть. 1993 г.
      • Битанго. Повесть. 1994 г.
      • Золотое колечко на границе тьмы. Повесть. 1994 г.
      • Заяц Митька. Повесть. 1996 г.
      • Однажды играли…. Повесть. 1998 г.
      • Под созвездием Ориона. Повесть. 1999 г.
      • След ребячьей сандалии. Повесть. 2000 г.
      • Белые башни Города. Рассказ. 2001 г.
      • Ржавчина от старых якорей. Повесть. 2002 г.
      • Трое в «копейке», не считая зайца Митьки. Повесть. В соавторстве с Сергеем Аксененко и Александром Керданом. 2001 г.
      • Непроливашка. Повесть. 2002 г.
      • Дагги-Тиц. Повесть
  • Стальной волосок. Трилогия.
    • Бриг «Артемида». Роман, 2008
    • Гваделорка. Роман, август 2008
    • Бабочка на штанге. Роман, май 2009
  • Тополята. Роман. 2010
  • Прыгалка. Повесть. 2010
  • Мраморный кролик. Повесть, январь 2011
  • Пироскаф «Дед Мазай». Роман, июль 2011
Читайте также:  Келли рорбах - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Фантастические романы и повести

  • Страна Синей Чайки. Повесть из цикла «Восьмая звезда». 1957 г.
  • Я иду встречать брата. Маленькая повесть. 1961 г.
  • В ночь большого прилива. Трилогия.
    • Далекие горнисты. Рассказ. 1969 г.
    • В ночь большого прилива. Повесть. 1977 г.
    • Вечный жемчуг. Повесть. 1977 г.
  • Голубятня на жёлтой поляне. Роман-трилогия. 1982—1983 гг.
    • Книга первая. Голубятня в Орехове.
    • Книга вторая. Праздник лета в Старогорске.
    • Книга третья. Мальчик и ящерка.
  • Оранжевый портрет с крапинками. Повесть. 1985 г.
  • В глубине Великого Кристалла. Повести.

    1988—1991 гг.

    • Выстрел с монитора. 1988 г.
    • Гуси-гуси, га-га-га… 1988 г.
    • Застава на Якорном Поле. 1988 г.
    • Крик петуха. 1989 г.
    • Белый шарик матроса Вильсона. 1989 г.
    • Лоцман. 1990 г.
    • Сказки о рыбаках и рыбках. (другое название: «Лунная рыбка»). 1991 г.
  • Помоги мне в пути. (Кораблики). Роман. 1993 г.
  • Самолет по имени Серёжка. Повесть. 1994 г.
  • Взрыв Генерального штаба. Повесть. 1996 г.
  • Мальчик девочку искал…. Повесть. 2000 г.
  • Синий треугольник. Почти фантастическая повесть. 2001 г.
  • Колесо Перепелкина. Повесть. 2001 г.

  • Стража Лопухастых островов. Роман-сказка. 2002 г.
  • Нарисованные герои. «Лоскутная» повесть. 2003 г.
  • Прохождение Венеры по диску солнца. Роман. 2004 г.
  • Топот шахматных лошадок. Роман. 2005 г.
  • Ампула Грина. Повесть. 2007 г.
  • Бабочка на штанге. Повесть 2009 год.
  • Тополята.

    Роман 2010

  • Пироскаф «Дед Мазай». Роман-сказка 2011 год.

Сказки о парусах и крыльях

  • Фрегат «Звенящий». Рассказ об устройстве парусного корабля и плаваниях под парусами. (Книга для школьников, интересующихся морским делом). Роман-справочник. 1997 г.
  • Лётчик для Особых Поручений. Повесть. 1972 г.
  • Ковёр-самолёт. Повесть. 1975 г.
  • Дети Синего Фламинго. Повесть. 1980 г.
  • Тополиная рубашка. Повесть из цикла «Шестая бастионная». 1984 г.
  • Старый дом. Рассказ. 1970 г.
  • Баркентина с именем звезды. Маленькая повесть. 1970 г.
  • Возвращение клипера «Кречет». Повесть. 1983 г.
  • Портфель капитана Румба. Морской роман-сказка для детей школьного, послешкольного и пенсионного возраста. 1990 г.
  • «Я больше не буду» или Пистолет капитана Сундуккера. Повесть. 1995 г.
  • «Чоки-чок» или Рыцарь Прозрачного Кота. (Приключения в стране, которая рядом.) Повесть. 1992 г.
  • Серебристое дерево с поющим котом. Повесть. 1992 г.
  • Дырчатая Луна. Повесть. 1993 г.
  • Самолёт по имени Серёжка. Повесть. 1993 г.
  • Лето кончится не скоро. Повесть. 1994 г.
  • Взрыв Генерального штаба. Повесть. 1996 г.
  • Полосатый жираф Алик. (другое название: «Трава для астероидов») Межзвёздная повесть. 1998 г.
  • Лужайки, где пляшут скворечники. Роман Безлюдных Пространств. 1998 г.
  • Топот шахматных лошадок. Роман. 2005 г.
  • Ампула Грина. Повесть. 2007 г.

Книги В. Крапивина и отряда «Каравелла»

  • Чем крепче ветер. 1972 г.
  • Море в конце переулка. 1976 г.
  • Барабанщики, вперёд! 1986 г.
  • Здравствуй, отряд! 1986 г.
  • Непридуманные герои: перекличка времён и событий. 2005 г.

Экранизации

Фильмы

  • 1974 — Валькины паруса
  • 1974 — Оруженосец Кашка — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
  • 1974 — Всадники на станции Роса — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
  • 1975 — Мальчик со шпагой — Центральное телевидение, телестудия Орленок, считается утраченным примерно с 1990 г.
  • 1978 — Та сторона, где ветер
  • 1982 — Колыбельная для брата
  • 1986 — Удивительная находка, или Самые обыкновенные чудеса
  • 2001 — Ещё одна сказка о золушке
  • 2003 — Планета
  • 2005 — Мушкетер и фея
  • 2007 — Владислав Крапивин: Мастер снов
  • 2008 — Трое с площади Карронад
  • 2010 — Легенда острова Двид (экранизация произведения «Дети Синего Фламинго»)
  • 2011 — Бегство рогатых викингов. Из цикла «Приключения Джонни Воробьева».

Телеспектакли

Включены в раздел Фильмы.

Известные телеспектакли по произведениям В. Крапивина являются фильмами с точки зрения технологии съемки и построения мизансцен.

Это не записи спектакля, а телефильмы: съемка ведётся однокамерным методом, отдельными сценами с последующим монтажом и озвучкой; декорации не театральные, а полноценные, есть сцены натурной съемки, причём не просто вставки, а действие полностью происходит вне помещения студии.

«Фильмом-спектаклем» подобные кино- и телефильмы называют только потому, что снимаются не на основе киносценария, а на основе пьесы, это чисто художественные тонкости, и фильмы-спектакли относятся к фильмам, а не к записям театральных постановок (записи театральных постановок — это зафиксированные на носителе в чистом виде спектакли, которые снимаются в режиме реального времени, а не отдельными дублями, в театральных, а не киностудийных декорациях, без монтажа крупных планов, а только за счет переключения камер при многокамерной съёмке непосредственно во время диалога актёров). А разница между телефильмом и кинофильмом заключается в том, что в телефильме преимущественно используются крупные и средние планы, так как мелкие детали в телевидении передаются плохо. Также применяется специфическая экспозиция и цветоустановка с учётом светотехнических и колорометрических особенностей сквозного (от мишени передающей трубки камеры до люминофора кинескопа включительно) телевизионного тракта. Таким образом, различие между телефильмом и кинофильмом чисто техническое, и телефильмы относят к жанру кинематографа, а не драматургии. Следует также отметить, что сам Владислав Крапивин относится к экранизации своих произведений довольно настороженно, о чём он написал в своей повести «Заяц Митька».

Интересные факты

Источник: http://people-archive.ru/character/vladislav-petrovich-krapivin

Поэты классики

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи? Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической…

Истинным назначением литературы считается преодоление разделительной грани между разумом и чувствами человека.

Предназначение поэзии, в свою очередь, кроется в фундаментальном концепте возвращения истинного, непосредственного восприятия мира.

Ценность стихов, в конечном счете, состоит в отражении характерных переживаний читателя и образа самого поэта с его непростым внутренним миром. Следовательно, весь рифмованный мир необычайно разнообразен и многогранен.

В течение нескольких тысячелетий стихи, как удивительное пространство ярких образов и рифм, сопутствуют жизни человека. Говоря слегка стереотипно, поэзия осуществляет огромное влияние на человечество, или же, более современно, поэзия социально значима.

В чем же ее суть и зачем людям вообще так необходимы стихи?

Стих — это особый вид самореализации человека, четко выраженный душевный язык, элементарное, структурированное олицетворение ловкости управления словами, выражение внутреннего настроя в ритмической форме во внешний мир.

Для поэтов, людей глубоко чувственных и зависящих от состояния эмоционального всплеска, стихи являются одним из главнейших жизненных сенсов. Поэтому творя, они склонны выражать накопленные мысли и эмоции.

Из-за чего любая нехватка вдохновения, или так называемый «творческий кризис», считается практически непреодолимой проблемой, напрямую зависящий от продуктов их собственной поэтической творческой деятельности.

Для более продуктивного развития интеллектуальных способностей ребенка, большинство специалистов советуют совместное чтение и заучивание стихотворений всевозможной тематики и объема.

Такие занятия безусловно улучшат как взаимоотношение детишек с матерью-педагогом, так и будут способствовать развитию аппарата воображения, речи и памяти малыша. К тому же ребенок, скорее всего, заинтересуется возможностью сочинять собственные стихи.

Это важно, так как с помощью поэзии, при условии наличия таланта и большой тяги к делу, стихи могут стать истинной отдушиной или будущим призванием ребенка. В свою очередь, у взрослых под влиянием силы стихов открывается новое “видение”.

Во взрослом мире стихотворениям свойственно пробуждать души, чувства и разум, позволяющим иначе переоценить суть проблем современности.

В целом, стихотворения пособничают переживанию тех или иных импульсов, воодушевляют языковой, словесной шалостью и авторского видения поэта. В созвучии с мелодией, стихи обретают форму песни. Кроме этого, стихи — отличный способ самопрезентации.

Таким образом, стих универсальная величина, необходимая социуму. Она будет репродуцировать новые и устаревшие стихи. Пока новейшие стихотворения репрезентируют общественные ориентиры принципиальные жизненные идеалы, старые будут просто перечитываться.

Наиболее удачными в мировом значении признаны стихи русских поэтов классиков. Русские поэты, сочетая особую тонкость и ранимость своих произведений, детализировано описывают нашу реальность с «натуры». Русское стихотворное наследие считается величайшим богатством нашей культуры и достоянием мировой литературы.

Стихи русских поэтов проникнуты «русским духом», а их словесная палитра раскрывает потрясающий потенциал могущества русского языка. Поэтому русские поэты классики стихотворений.

Наиболее продуктивными, яркими и запоминающимися стали русские поэты 19 века. Поэзия «серебристов» творилась в атмосфере всеобщего культурного подъема, что переживала Россия на меже конца 19-го и начале 20-го веков.

При этом, «серебряный век» русской поэтической мысли знаменуется бурным разочарованием и тотальным ощущением грядущих исторических перемен.

Следовательно, общая сумбурность времени совершенно нормально реагировала на одновременное появление на литературной сцене таких талантов как Александр Блок, Владимир Маяковский, Александр Белый, Владислав Ходасевич и многих других. Это было уникально. Особенно по части любовной поэтики.

Во все времена любовь, дарящая лирическое настроение, вдохновляла поэтов на поэтическое выражение своих чувств.

В наши дни красивые стихи о любви также в цене — стихи любимому или любимой посвящают практически все современные авторы. Такие стихи полны откровенным сладострастием и романтическим томлением.

Стихи востребованных ныне поэтов, как классиков, так и современников, обладают неимоверной ритмикой и однозначно «цепляют» любого, кому все же попадают в руки.

К сожалению, сегодня спрос на литературные произведения не столь велик, но это не означает, что литература, и в частности поэзия, вовсе переживает застой.

Просто теперь они пишутся по-другому, соответственно и читаются по-другому.

Эта форма словесного самовыражения, согласно тенденциям мировой культуры, приобретает экранный характер и презентует себя «в живую» лишь в рамках литературных фестивалей и авторских читок.

Некоторое время назад, полагалось, что «конец» русской поэзии настал с уходом Анны Ахматовой и Иосифа Бродского.

Однако поэтический Олим не остался пустовать — в последнее время лаврами всеобщего признания и славы стали пользоваться такие поэты как: Вера Полозкова, Ес Сой, Гера Шипов, Андрей Орловский, Белинда Наизусть, Леона Вишневская и Ах Астахова.

Стихи про время в котором мы живем с их пера выходят колко и правдиво, отчетливо передавая специфику и эмоциональный надрыв времени.

Сегодня довольно-таки модно быть поэтический развитым. Для этого не обязательно знать все стихи наизусть, достаточно хотя бы умения ориентироваться и разбираться в их многообразии, а также авторстве.

Существует огромное множество литературных порталов и сайтов, которые фокусируются на презентации коллекций стихотворений всех времен и тематик. Эти ресурсы предназначены как для истинных ценителей красоты слова, так и для начинающих открывать мир поэтического опыта человечества.

В любом случае персонально отобранные стихи девушке, матери или другу, произведут впечатление и улучшат вашу репутацию.

Читайте, пишите, любите!

Источник: http://worldpoesy.com/?country=ru&objectType=biography&id=f06g8p1s4qaa8jdl

Владислав Крапивин вернулся жить в Екатеринбург. Интервью «на чемоданах»

https://www.znak.

com/2013-10-12/vladislav_krapivin_vernulsya_zhit_v_ekaterinburg_intervyu_na_chemodanah

Книги уральского писателя Владислава Крапивина пользовались успехом у нескольких поколений советских и российских школьников, но особенно важными они стали для подростков 1975-1985 годов рождения.

У ослабевшего государства не хватало сил заниматься воспитанием, а начавшиеся в конце 1980-х перемены и вовсе перемешали моральные ориентиры, изменив привычные координаты «хорошо» и «плохо».

Когда подростки перестали носить пионерские галстуки, стоящие вдалеке от государственной идеологии книги Крапивина оказались важным «спасательным средством»: учили защищать правду, не бояться разоблачать ложь, драться за свои права, вступаться за слабых. Сегодня читавшие Крапивина стали 30-40 летним россиянами, которые не забыли эти правила и во взрослой жизни.

С 2007 года Крапивин, долгие годы живший и работавший в Свердловске-Екатеринбурге, переехал в Тюмень, где прошло его детство. Тюменские власти дали писателю большую квартиру в центре города, помогли с местом в университете. О том, что Екатеринбург покинул один из лучших его жителей, большинство горожан тогда узнало постфактум, когда оставалось только вздыхать и беспомощно разводить руками.

Спустя еще шесть лет, в конце 2013-го, 75-летний писатель возвращается в Екатеринбург. Крапивин делает это по сугубо бытовым причинам, но нам переезд показался важным символом: человек, который научил многих из нас пониманию свободы, правды и справедливости, возвращается в город, где в последнее время люди все чаще доказывают свою приверженность этим понятиям.

Узнав о планах писателя, редакция Znak.com вызвалась помочь с переездом, грузчиками и транспортом. Заодно мы съездили в Тюмень, чтобы поговорить с Владиславом Петровичем «на чемоданах» — за час до выезда по направлению в Екатеринбург.

В Тюмени пожилой классик детской литературы получил то, чего не мог добиться в Свердловской области: внимание властей. Его огромная квартира находится в хорошем доме в центре города.

Подъезд облицован мрамором, во дворе припаркованы престижные иномарки. Сам Крапивин при этом живет просто, большая часть перевозимого скарба – библиотека и архив писателя.

Их помогают перетаскивать в грузовики выпускники и члены «крапивинских» клубов «Каравелла» и «Камелот».

— Я согласился на эту авантюру только при одном условии, — смеется Крапивин. – Что я буду лежать на диване и мне ничего не придется делать.

Диваны, впрочем, уже разобраны и переносятся в грузовики, поэтому писатель садится в глубокое кресло.

— Владислав Петрович, боюсь сказать что-нибудь слишком пафосное, но все же хочу от лица ваших екатеринбургских читателей извиниться за то, что мы в 2007 году вас так легко отпустили в Тюмень. Очень рад, что вы возвращаетесь. Интересно, с каким чувством вы это делаете и почему решили переехать обратно в Екатеринбург?

— Возраст, здоровье. Захотелось быть поближе к детям и внукам. Тут нет каких-то социальных или других причин, каких-то конфликтов, сложностей в отношениях. Просто соскучился по ребятам, по внукам, по своим парусам. Здесь стало тяжело: квартира большущая, мы с женой вдвоем, друзей почти не осталось. Жена стала настаивать: ведь в городе ребята, внук родился. И стали собираться понемножку.

— Вы за эти годы ездили в Екатеринбург?

— Конечно. По делам отрядам, на юбилеи «Каравеллы», на вручение литературных премий. Приходилось ездить, и немало.

— Вернувшись, будете заниматься «Каравеллой»?

— Насчет «заниматься» — не знаю, но бывать там безусловно буду.

— В Тюмени нет мест, где можно ходить под парусом?

— Река моя любимая, хорошая, по ней даже теплоходы ходят. Но для парусов она не готова. На Андреевском озере есть отряд «Камелот», он чем-то похож на «Каравеллу», они наши друзья.

У них есть яхты и прочее, но это все-таки далеко до меня, туда мотаться. Кстати, они же в свое время помогали разгружаться, когда я приезжал сюда.

Хорошие ребята: принимали участие в съемках фильма «Бегство рогатых викингов», которые я тут затеял. Изображали тех самых викингов.

— Где вы будете жить в Екатеринбурге?

— Там очень хорошая квартира, прямо над яхт-клубом, на улице Фролова. Говорят, вид из окна прямо на пруд, на воду, на мачты, на паруса. Чуть ли не Севастополь. А здесь – громадная квартира. Пока дети и внуки были тут, было хорошо. А теперь мы вдвоем в этом громадном, как стадион, жилище. Даже на то, чтобы его содержать в порядке, уходит множество сил.

— Раньше в Екатеринбурге, в Свердловске, вы где жили?

— В центре, на разных квартирах, но нам постоянно не хватало места. У семейства есть свойство разрастаться, а у квартир такого свойства нет. Появлялись дети и внуки, новые семьи. Я отправился на прием к г-ну Чернецкому, спросил: не могли бы вы помочь человеку, который 50 лет помогал городу? Он говорит: «Ну как же, мы не выделяем не оплаченное жилье».

Я набрался наглости и говорю: «Оплатите!». Он: «Ну как, откуда?». Это было перед Новым годом. Я поздравил Чернецкого с праздником, поблагодарил его, вышел на крыльцо мэрии и позвонил сюда, в Тюмень знакомым: «Все, ребята, перетаскивайте меня». Они меня перевезли лихо, потому что университет и город дали мне вот эту квартиру.

Сам губернатор Якушев подмахнул приказ.

— Губернатор и университет вас теперь легко отпускают или уговаривали остаться?

— Уговаривали, конечно. Тут ведь у меня литературная школа…

— Кстати, есть надежда, что такая школа будет и в Екатеринбурге, что вы сможете заниматься с начинающими писателями?

— Если это кому-то будет надо. Здесь это оказалось надо, и школа получилась. Вот, кстати, Миша, ее нынешний руководитель (Миша заходит в комнату и уносит замотанный в одеяло телевизор – прим.). Тут школа остается, писатели подхватывают эстафету. Есть такой Сергей Козлов, автор хороших детских книг, кстати, лауреат моей премии. Мне так неловко все время говорить «моя премия»…

— Вы современную литературу читаете?

— Совершенно не читаю. Вспоминаю интервью Андрея Битова – видел пару лет назад в «Литературной газете». Его спрашивают, как вы относитесь к Шолохову? Он говорит — да я его не читал. Вот и я так же.

Я пробовал читать, но все это оказалось за кругом моих интересов. Все это какие-то потуги на современную философию, какое-то самокопание… Мне все это не интересно. Впрочем, детскую литературу читаю, конечно.

Послезавтра как раз вручение крапивинской премии, есть очень интересные вещи.

— А детскую зарубежную литературу читаете? Вы читали серию о Гарри Поттере? Насколько Гарри Поттер похож на крапивинских героев?

— Абсолютно не похож! Я читал «Гарри Поттера». Первые три тома я читал с интересом, потом стало скучно. Я не буду спорить: хорошая книга, интересная, нужная ребятам. Первый том я читал так, как будто снова стал подростком.

Я просто не понял искусственного ажиотажа, который создали вокруг нее торговцы… Что еще? Мне очень понравилась книга Кэтрин Патерсон «Мост в Терабитию».

Бывают интересные вещи, но в целом, мне кажется, детская литература за рубежом какая-то более камерная, она меньше касается социальных проблем, даже взаимоотношений детского сообщества со взрослым. А вспомните хорошие детские книги, в них очень много «взрослых» проблем.

Вот «Том Сойер» Марка Твена: как там много про социальные условия, про политику, про взаимоотношения в обществе, про борьбу с неграми. Все это – про взрослый мир.

— Да, мне кажется, вы всегда как раз разговаривали с детским и подростковым читателем по-взрослому, не делая скидки на возраст.

— Может быть, только опуская какие-то натуралистические детали. А о проблемах, конечно, нужно говорить всерьез.

— Принято считать, что ваши книги воспитали несколько поколений российских и советских детей. Бывает так, что вы видите в жизни какой-то поступок и думаете: «Да вот это же совершенно “крапивинская ” история, “крапивинские ” люди»?

— Насчет поколений – не соглашусь. Во-первых, воспитывал не только я. Во-вторых, выросли целые поколения, которые даже не слышали про мои книги, и там много хороших людей. А поступки – конечно, бывают.

Особенно интересно, когда дети сопротивляются проявлениям «взрослой» жизни, например, — чиновничьему беспределу. Бывает, что дети протестуют против закрытия детских площадок.

У нас вот тут была история, когда вместо детской площадки сделали автомобильную стоянку.

В то же время, я не сторонник таких мер, которые показаны в фильме Астрахана «Деточки». Меня это покоробило. Я понимаю: это крик души, это предупреждение взрослому сообществу, но все-таки это жутко, если дети начнут заниматься самосудом и браться за убийство виновников. И пусть те заслужили месть, но страшно, когда дети идут на такое.

— Я читал ваше недавнее интервью в «Афише», оно делалось в период уличных протестов в крупных городах. Его делал Лев Данилкин, и мне показалось, что он все время провоцировал вас как-то поддержать эти протесты: ну еще бы, ведь вы научили детей сопротивляться несправедливости. И вот, эти дети выросли и вышли на площади.

— Я показывал детей, которые протестуют только в тех случаях, когда их до этого доводят, вынуждают. Они никогда не ищут врагов сами по себе. Есть такие характеры, которым обязательно надо с кем-то воевать. Мои герои не ищут врагов первыми, они защищаются.

Вспомните «Мальчика со шпагой» — они же никогда не кидались первыми в драку. Они подымались только тогда, когда на них нападали, их вынуждали. Так же в одной из последних моих книг, она называется «Тополята». Это книга о ребятах, которые защищали от вырубки тополиную аллею, посаженную ветеранами войны.

Не трогали бы аллею – они бы не поднимались…

— Это очень важные истории для гражданского общества. В Екатеринбурге сейчас недели не проходит, чтобы горожане не попытались остановить очередную вырубку или снос какого-нибудь старинного дома.

— Ну и в Тюмени также: в начале улицы Ленина была прекрасная спортивная студенческая площадка. Глядь – уже автостоянка. Тихо так, при том, что газеты только и говорят о благоустройстве.

Сейчас, говорят, возле Сельхозакадемии последние деревья вырубили. Зачем? Тоже ради какой-то строительной площадки или стоянки, точно уже не помню. И понятно, что ребята поднимаются против таких вещей.

Но воевать нужно не ради войны.

— Вы следите за тем, как меняется школьное образование?

— Ой. Не сыпьте крупную соль на открытую рану.

— Как вы сейчас работаете? От руки, на компьютере, на печатной машинке?

— На компьютере. Я до поры плохо дружил с современной техникой, но однажды почувствовал, что ко мне вернулся детский ревматизм военного времени, руки стали распухать и перестали держать карандаш. А я никогда не печатал на машинке.

И вот, стал пробовать на клавиатуре. Сначала написал статью, понял: получается. Первой книгой, написанной на компьютере, стала сказка «Мальчик девочку искал».

Конечно, в смысле правки и редактуры это гораздо удобнее, чем зачеркивать и переписывать.

— Сам характер текста как-то меняется, другой получается текст?

— Нет, абсолютно тот же самый.

— Вас сейчас много издают?

— Одно время тормознули. У меня были сложные отношения с московским издательством «ЭКСМО». Оно без видимых причин затормозило выпуск последнего тома моего собрания сочинений. Я сказал им все, что про них думаю, и какое-то время меня не печатали. Потом со мной вошел в контакт московский издательский дом Мещерякова.

Выпустили с ними одну книжку, другую, а потом подписали контракт на 50 книг на пять лет. И издательство «Детская литература» встряхнулось, несколько книг запланировало. В Киеве издательство «СТ-Друк» запланировало небольшую серию в 11 книг, при этом самые новые. Москва больше старые книги издает, а Украина – последние.

— Когда вам было проще работать с издательствами, в советское время или теперь, при рыночных отношениях?

— Как ни странно, тогда было проще. Но это, наверное, в силу субъективных причин. Я начинал еще совсем молодым, пришел в издательство «Детгиз». Говорю: может быть, вы посмотрите мою рукопись? Редактором была Лайна Ричардовна Баруздина, жена известного писателя Сергея Баруздина.

Она говорит: «Я посмотрю, завтра зайдите». А ведь тогда рукописи рассматривали месяцами. Я удивился: «Прямо завтра?». – «Да, прямо завтра». Прихожу на следующий день, мне говорят: мы вставили в план на этот год вашу книжку.

И с тех пор пошло, я как-то быстро стал своим человеком и печатался до тех пор, пока не началась Перестройка.

— Вас цензурировали когда-нибудь?

— Нет, в советские времена к детской литературе относились как к чему-то несерьезному, не считали нужным сильно вчитываться и придираться. Помню только один случай. Началась борьба с алкоголизмом. Мне говорят: вот у вас там в фантастической повести есть робот Ерема. Он у вас курит.

Как-то нехорошо: у нас борьба с алкоголизмом, курением, книжка – для детей, а работ курит. Конечно, можно было заупрямиться и поругаться, но мне не хотелось, люди были хорошие. И мы лишили робота Ерему этого порока. В одном из изданий робот не курит.

Но в других я все восстановил, и он снова задымил.

— Сейчас у Еремы есть шанс снова перестать курить: детям опять запрещают смотреть на пороки. Появились значки «12+», «16+»…

— Это один из признаков всеобщего идиотизма. Сели дети перед телевизором, и вдруг появился значок «16+». «Идите, дети, в другую комнату!». (Смеется).

— А мультимедийные форматы издания ваших книг вам нравятся? Аудиокниги, например.

— Все время натыкаюсь на свои аудиокниги, при этом не всегда соблюдено авторское право. Где-то по своей инициативе ребята постарались. При этом хорошо делают, хорошо читают. Я думаю – ну и ради бога, пусть делают. Я никогда не запрещал использовать свои книги для этой цели: пусть читают, если нравится.

— Многим екатеринбуржцам было бы интересно с вами общаться. Вы будете вести публичную жизнь, встречаться с читателями, выступать где-то — в том же университете?

— Постараюсь, только нужно немного времени прийти в себя после переезда, обустроиться на новом месте.

Источник: https://www.znak.com/2013-10-12/vladislav_krapivin_vernulsya_zhit_v_ekaterinburg_intervyu_na_chemodanah

Владислав Крапивин: работа должна быть любимой

Непросто было собрать вместе все большое семейство Крапивиных… Это интервью готовилось год – но зато мы смогли пообщаться с внуками писателя Дашей и Петром, их мамой Ларисой, бабушкой Ириной Васильевной и, конечно, со знаменитым командором «Каравеллы», автором замечательных детских книг Владиславом Петровичем Крапивиным. 

Инна Бартош 

Диспуты, яхты и любовь

Корни вашего «семейного дерева» – Владислав Петрович и Ирина Васильевна…

Лариса Крапивина: Они уже 50 лет женаты. Решив быть рядом и в радости, и в горес- ти, Ирина Васильевна по сути выбрала такую профессию – «спутница жизни». Она очень открытый человек, хорошо чувствует Владислава Петровича, и когда видит, что у него идет эмоциональный перегруз, берет удар на себя.

Это такой боец невидимого фронта – обеспечивает тыл, всегда в тени, но не будь ее – не было бы и великого писателя. Все экономические проблемы, бытовые вопросы, воспитание детей и внуков – это все всегда решала матушка.

Она сама творческий человек, учительница начальных классов, рисует, поет, лепит дымковскую игрушку. 

Ирина Васильевна, как вы познакомились с мужем?

И.В.: Я училась в педучилище, была комсоргом. У нас был диспут о любви и дружбе, на который пришел журналист Крапивин. Обсуждали с жаром, я тоже решительно высказывалась. Потом куратор нашей группы сказала, что я очень журналисту понравилась и он хотел бы у меня взять подробное интервью.

Мы же были наивные, открытые… Потом мы ходили в кино, филармонию, оперный театр. Его всегда интересно было слушать, что-то с ним обсуждать. Он был очень… окрыленный. Не захочешь, да замечтаешь. Мы говорили о музыке, о звездах. Слушал мои детские стихи, даже хвалил. Было в нем что-то такое захватывающее, романтичное.

Невозможно было не влюбиться. 

А вы, Лариса, как стали Крапивиной?

– В начале 80-х, когда мне было около 13 лет, я пришла в отряд. Мы писали заметки, строили яхты… Тогда как раз по чертежам В. Крапивина сделали уникальную для России серию яхт для подростков. Назвали класс – «штурман». Аналогов в мире нет.

Все остальные яхты такого класса предполагают 1-2 места, а на наших могут брать на борт до пяти ребят. Основная задача этой затеи была сплочение экипажа, взаимодействие в команде. Ребята и взрослые все лодки строили своими силами. В 1981 году построили экспериментальную яхту «Экватор» всего за месяц.

В августе спустили на воду – и поняли, что она очень легко управляема, маневренна и к уральским ветрам легко адаптируется. Поэтому запустили серию и построили за зиму восемь «штурманов». Для меня это было на уровне фантастики.

Да и в принципе мало кто верил, что возможно все это сделать – построить, экипировать, сшить паруса… На постройке трудился весь состав отряда, и сам командор тоже. А когда мечта стала реальностью – это был настоящий прорыв в развитии «Каравеллы».

Мне было очень интересно общаться со всей семьей Крапивиных, в том числе с Павлом, он был в нашем отряде. Мы дружили, а когда стали старше, появились более глубокие чувства. Став взрослыми, мы поженились. 

Ключевые моменты

Что стало крутой переменой в жизни каждого из вашей семьи?

И.В.: Мне был 21 год, я пришла в школу работать и получила первый в своей жизни первый класс. Это незабываемо. 44 человека, дети русских, татар, башкир, марийцев… Я такого не ожидала.

Некоторые даже по-русски плохо говорили, понимали смысл сказанного только после нескольких повторений. Я рассказывала им про дружбу, читали книги, учили много стихов. Все время рисовала картинки, чтобы им было понятнее. И мы смогли пройти эти незабываемые три года вместе.

И к концу начальной школы дети прекрасно общались, дружили, много знали. Этот класс научил меня многому.

Владислав Петрович: Для меня важным событием стал момент, когда я получил членский билет Союза писателей и ощутил себя литератором. Внутри появилось осознание: я профессионал, это признано людьми. Ощущаешь огромную ответственность за то, что твои книги читают сотни, миллионы людей. И твои герои могут им как-то помочь.

Лариса: А для меня переломным моментом была автомобильная авария в мае 2007 года, когда мы слетели с трассы Тюмень – Екатеринбург. К счастью, остались живы. После этого пришло понимание, что не нужно торопиться и увеличивать скорость. В неспешном движении жизни есть своя красота и мудрость.

Дарья Крапивина: Моей крутой переменой стал переезд в Тюмень вмес- те с дедушкой и бабушкой, я там год проучилась в Тюменском университете. Мама, папа, брат были за 350 км, я очень скучала.

В результате вернулась в Екатеринбург, закончила филологический факультет Уральского университета. А в 2014 году вышла замуж.

Когда начинаешь жить отдельно от родителей, очень начинаешь ценить семейные отношения.

Петр Крапивин: Когда мне было 12, я как рулевой стал абсолютным победителем гонок на первенстве флотилии, а потом выиграл еще и первенство города. Это незабываемое ощущение восторга, – мы с экипажем смогли использовать все преимущества, ходовые качества разных лодок, возможности нашего самообладания и терпения.

Один день гонялись вообще в полный штиль, но все равно выиграли все ходки. А когда меня как рулевого-победителя под аплодисменты ликующего народа кинули в воду (это такая традиция в «Каравелле»), было ощущение полета и счастья. А еще одна крутая перемена произошла в школе – в 7 классе я победил в муниципальном туре олимпиады по астрономии. Тогда я понял, что космос зовет.

И надо больше заниматься наукой, серьезнее учиться. 

Как вычислить ветер

Лариса, вы видите в своих детях черты, унаследованные от Владислава Петровича?

– С Дашей сразу все было понятно, – она всегда рифмовала слова и в пять лет получила всероссийскую награду «Призвание» в конкурсе юных поэтов. Победителей там выбирали анонимно, – никто не знал, что Даша связана с Крапивиным. На очный тур мы буквально заскочили проездом в «Артек». Тогда казалось, что такие вещи могут «израстись».

Но сейчас она пишет уже целые поэмы – видимо, это ее призвание. У нее выходят сборники, раскраски со стихами, готовится к выходу книга детских стихов, иллюстрации к которой сделала Евгения Ивановна Стерлигова.

Дашины стихи для детей в той же стилистике, что и стихи Маршака и Барто, – очень емкие, выдающие зарисовку, показывающие мироощущение ребенка.

А еще Даша фактически Петю вынянчила, часто с ним оставалась, возилась, много фотографировала брата, одевая его то Робин Гудом, то ковбоем. Для Петра сестра – безоговорочный авторитет, особенно когда дело касается литературы.

И она им, математиком-технарем, восхищается: «Ну ты, Петька, мегамозг, как ты это придумал?». Для нее математика – непростой предмет. В детстве, когда она решала задачи, допустим, про зайцев, всегда представляла задачу, а не решала ее, – это совсем другое мировосприятие.

Рассказывала нам, какие это были зайцы: белые, мохнатые, сидят на зеленой поляне, над ними сияет солнце… Поэтому в пятом классе мы перевели ее в школу с сильным гуманитарным циклом.

Сейчас Даше 24, она преподает в «Каравелле» танцы, этикет, творческую мас- терскую альманаха «Синий краб», программу «Музыка ветра», ведет с ребятами занятия по развитию литературного мастерства.

А Петру 16, он школу обожает – сориентирован на учебу, изучает альтернативную энергию и хочет создавать солнечные электростанции. В этом году он стал победителем всероссийского конкурса для талантливых детей «Лифт в будущее» и летом съездил на две научные школы, которые проходили в Уфе и в Москве. Больше он увлечен разными научными теориями, проектами.

Он тоже сочиняет, но его стихи мальчиковские – про родину, про город, про прадедов. Ему важно не эмоциональное, как Даше, а социальное. В рамках отряда он прошел все стадии – от барабанщика до командира экипажа. Выигрывает все гонки, вычисляя логически и тактически верный маршрут.

Для меня было удивительно, когда я увидела, что сын через интернет закачал в телефон карту озера, где идут гонки, и векторными стрелками обозначил направление ветра – просчитывает, как угол атаки ветра может воздействовать на парус и как благодаря этому может идти лодка. Я не знала, что такое вообще возможно.

На любой лодке Петя сразу уходит в резкий отрыв, и догнать его невозможно. Это вам не просто «поймал ветер и пошел». Это физика! 

Даша, Петр, сталкиваетесь ли вы с особым отношением окружающих из-за вашей фамилии?

Даша: Да, но незнакомым восторженным людям я стараюсь сразу сказать, что про Крапивина лучше разговаривать напрямую с ним. А если человек хочет познакомиться со мной и он мне тоже интересен, тогда мы начинаем общаться.

Петр: Иногда ребята в школе просят взять автограф у дедушки или спрашивают мое мнение о некоторых героях его произведений. Не более. 

Каждому возрасту – свои задачи

Что вы получили «по наследству» от дедушки? Речь не о вещах, конечно…

Даша: Отличную родословную. Уверенность в завтрашнем дне: всегда есть ощущение, что у тебя хороший тыл – семья, которая поможет. Понимание, что не надо бояться заниматься творческими профессиями, что нужно работать там, где тебе интересно. Если работа приносит удовлетворение, это важнее, чем прибыль.

Петр: Большое культурное наследие. Испытываю удовольствие, когда читаю книги деда, в них зашифровано его мнение о проблемах человечества. Вот этому взгляду глобального масштаба и ненавязчивому предъявлению его людям очень хочу научиться. 

Даша, вы Крапивина, вы работаете в «Каравелле», – в общем-то понятно, как сложится ваша профессиональная судьба… Эта предопределенность не давит?

Даша: Раньше очень давила, хотелось вырваться из-под ее гнета. Но сейчас к этому отношусь спокойно. Когда вышла замуж, поняла, что зависимости нет. Могу заниматься еще массой разных интересных дел. Сейчас получаю большое удовольствие от деятельности в отряде, вижу результаты в творческих работах ребят, а еще греет понимание, что занимаюсь полезным семейным делом. 

Что дает «Каравелла» своим курсантам?

Лариса: Мне в детстве давала ощущение безопасности и комфорта, понимание, что тебе не надо ни с кем конкурировать. Да, ты никогда не догонишь того, кто тебя старше на два года, но следом за тобой идут младшие ребята, – придет время, ты станешь старшим, а они займут твое место. Система карьерного роста в «Каравелле» выстроена очень грамотно.

Командирский возраст начинается с 12 лет, до этого дети на этапе матросской жизни впитывают идеи и ценности отряда. Им надо дать такую работу, чтобы они не «борзели», не надоедали старшим, но понимали свою важную миссию. И тогда не возникает никакого напряжения.

У младших есть отряд барабанщиков – туда берут самых-самых лучших, они и есть потенциальные лидеры.

Владислав Крапивин: Пока человек живет, развивается, у него периодически происходят какие-то проблемы. И важно, чтобы он был готов их преодолевать, не пасовал перед трудностями, был научен защищать свои принципы. И знал, что или кто его поддерживает. 

В шквал не до дискуссий

Какие дети занимаются в «Каравелле»?

Лариса: Когда дети приходят в отряд, они – самые обычные ребята среднешкольного возраста из разных семей. Спустя месяц-полтора родители уже замечают изменения… Здесь влияют заданные понятные нормы отношений: никаких кличек, выровнены социально-статусные различия, ориентация на здоровый образ жизни, запрещены вульгаризмы и мат…

Записываем детей к себе мы лишь один день в году – в первое воскресенье октября. В течение года ребята изучают морское дело, фехтование, журналистику, кино-, фотосъемку, историю флота, историю организации, танцы, этикет, а летом выходят на практику на воде, которая длится около полутора месяцев. А затем встречают гостей.

В июле к нам приезжают на обучающие сборы ребята со всей России. 

Как сочетать внутреннюю свободу и готовность подчиниться приказу?

Владислав Крапивин: В отряде любой приказ можно обсудить, задать свои вопросы. Но дисциплина, подчинение общему уставу, законам товарищества были всегда. Иначе все бы рассыпалось.

Ребята понимали эти требования и принимали необходимость взаимного подчинения. На яхте в экстремальной обстановке со шквальным ветром просто не до дискуссий.

Но потом, если матрос считает, что командир был неправ или высказывал свои требования излишне эмоционально, он может попросить собрать Совет для обсуждения этого.

Лариса: Внутренняя свобода вообще свойственна человеку. Особенно в детстве. Задача отряда – как раз научить сочетать свою свободу со свободой других людей, сделать ее осознанной. 

Для Крапивиных «Каравелла» – это работа или служение?

Лариса: Для меня отряд – больше, чем работа. Это образ жизни. Это состояние души… Пространство, которое объединяет множество очень разных людей. Чистая энергия. Во время общих сборов ты утром приходишь в «Каравеллу», а потом вдруг понимаешь, что уже вечер, а ты не заметил, как пролетели все эти часы.

Владислав Крапивин: Любая работа должна быть любимой, интересной, захватывающей. Когда ты отдаешь силы какой-то идее и это приносит пользу не только тебе, но и людям, тогда и есть смысл в работе. А если такого ощущения нет, тогда не нужно этим заниматься.

Источник: http://semyarf.com/interview/vladislav-krapivin-rabota-dolzhna-byt-lyubimoy/

Ссылка на основную публикацию