Юрий кузьменков — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Юрий Кузьменков: «Актер – это диагноз»

22 января 2008

Меньше чем через месяц Юрию Кузьменкову исполняется 67 лет, но, несмотря на преклонный возраст, он не прекращает играть в театре и кино.

Одна из последних ролей актера – в сериале «Женщина без прошлого», стартовавшем на канале «Россия» в середине января 2008-го. Наш разговор со звездой советского кино состоялся в Красной Поляне, где еще недавно проходили съемки теленовеллы.

В своем зеленом пальто и кепке, больше напоминающей романтический бархатный берет, Кузьменков был похож на доброго и немного грустного сказочника.

Деликатность в общении, галантность, умение рассказывать смешные и печальные истории так, что обычный разговор превращается в маленькое представление, работают на тот же образ — ничуть не наигранный. 

***

Творческая биография Юрия Александровича сложилась довольно удачно: масса ролей в кино и всенародная любовь — тому подтверждение. На сегодняшний день ему есть что рассказать и о чем вспомнить.

— Я ведь очень много снимался, со всеми гениями — с Герасимовым, Завадским, Марецкой, Орловой, Райзманом, Мордвиновым, Раневской, Леоновым, Евстигнеевым, — вспоминает Юрий Александрович. — С кем я только не пересекался в путях своих творческих… Очень смешные все.

Однако в настоящий момент к своей профессии Кузьменков относится с изрядной долей скепсиса, утверждая, что восторженное восприятие осталось в далекой юности.

— Вы знаете, наше ремесло самое легкое – это ж не цемент грузить! Сейчас вот все артисты детей своих в артисты пускают. Династии целые появляются. Не люблю я эту семейственность в искусстве, не верю в такие традиции, в продолжение рода, считаю кощунством. Есть ведь одно «но»: никто никогда не доходит до самой глубины этой профессии. В том числе и я. Сниматься может каждый, и каждому могут народного артиста присудить, любой девочке. А я своей профессией занимаюсь 40 лет, и то познать ее не могу. К глубине разве что Симонов, Мордвинов максимально приближались, и то не до конца. А достигнуть ее нельзя – чтобы это сделать, надо умереть в кадре. Актер – это ведь диагноз, а не проторенный путь по стопам родителей. Почему в сталевары не идут? В кондитеры?

— А вы сами тогда почему актером стали?

— А у меня мама – парикмахер, отец – рабочий на производстве, мастер. Я же в другую сторону подался, я же не смог парикмахером. Случайно, в общем, все получилось. Я нервно подвижный человек, нелегкими моя жизнь и юность были. Я сначала ПТУ закончил, работал на заводе. Правда, с 7 класса занимался в художественных кружках, в самодеятельности. И только в 20 лет я решил, что это, может быть, мое, и я ушел. Но я-то поступал без всяких связей. И меня принял не кто-нибудь, а Завадский. А Завадский – это ученик Станиславского! Другое дело, что не он лично меня учил, а его ученики, актеры театра. Хотя тот же Мордвинов и Марецкая с нами занимались.

— Ваш сын куда стопы направил?

— А куда сам захотел мой Степан Юрьич, туда и направил.

— И даже не порывался в актеры податься?

— Нет. Его мать, конечно, хотела продолжить семейную традицию. Но мы с ним решили по-другому. Он захотел в юридический, сам поступил в МГУ, бесплатно. И это моя гордость. Окончил, стал юристом-международником, дипломатом. И не жалеет. В МИДе работает. Сейчас ему тридцать шесть. Еще у меня две внучки, 11 и 7 лет, внуку 3 года. Жена тоже актриса была, мы с ней вместе учились у Завадского. Но потом сложились так обстоятельства, что-то не срослось, кто-то не оценил, кто-то не увидел, а в этой профессии это запросто может быть. К кому-то не пошла – с кем-то чай вместе пить, ну… вы догадываетесь, как это бывает. Выбрала меня.

— В сериале «Женщина без прошлого» вы играете народного целителя, живущего вдали от людей. Как вы думаете, почему ваш герой стал тем, кем он стал? Почему вообще люди становятся отшельниками? Откуда к ним приходит ясновидение?

— Думаю, без личной трагедии тут не обошлось. Допустим, он очень любил одну женщину, но что-то случилось такое, что он с ней расстался. И впал в тяжелое психологическое состояние, ушел от людей. Долгое время жил совсем один.

А потом, как человек верующий, стал помогать другим, чтобы им было легче… На пустом месте ничего не рождается. Когда живешь долго один, думаешь, размышляешь, сопоставляешь факты, тогда ясновидение приходит. Очень четко можешь понять другого человека.

 Мой герой по словам, по поступкам судит о людях и не ошибается в них. Хотелось, чтобы в Деде это просмотрелось.

— Вам самому такое поведение свойственно? Никогда не хотелось уйти от людей, отгородиться от жизни, от проблем? — В общем-то да. Не зря, наверное, я живу сейчас в деревне — правда, недалеко от Москвы — в 5 километрах. Уже 5 лет. У меня свой дом. Хозяйства, конечно, никакого нет, да и не может быть.

Живем с женой – в этом году будет 45 лет, как мы женаты. Я никогда не собирался разводиться – это не значит, что никогда у меня не было чего-то, предположим…. каких-то историй… Совсем не значит. Это значит, что семья для меня была главенствующим. Так что, видите, с Дедом я где-то совпадаю.

Только я более нервный, менее углубленный, поэтому, может, я меньше разбираюсь в людях.

— Работа в театре и кино, наверное, как нельзя лучше способствует пониманию человеческой природы?

— Ну конечно: в процессе оттачиваешь такую наблюдательность, разные характеры примеряешь на себя…

Я вот уже несколько десятилетий играю в Театре Моссовета — столько ролей было! Сейчас участвую, к примеру, в гротесковой комедии «Мужчина по выходным», играю в «Фоме Опискине» Ежевикина, отца Настеньки, в «Сирано де Бержераке» — Рагно, кондитера и актера, влюбленного в Сирано — и это трогательно даже, прекрасная роль. Работаю всю жизнь на одной сцене, хоть и рыпался, конечно, уйти. Но за 45 лет настолько я прирос всем мясом, всеми костями к этому театру, что когда я отрываю себя от этого, душа моя все равно там остается, только без костей, без мяса. Поэтому тело бренное просится обратно, и меня что-то возвращает назад. Я, конечно, и сам много сделал такого, чтобы мне помогали уходить. Я очень старался нарушать законы…

— Интересно, что же вы такого натворили?

— Не очень хочется об этом говорить. Давайте лучше про кино расскажу. У меня ведь 120 ролей. «Минута молчания», «Большая перемена», «Вас вызывает Таймыр», «Служили два товарища»… Народ так просто не проведешь: он что-то помнит, что-то нет.

 Люди могут увидеть актера в маленькой роли, и все фильмы забыть, а отмечать только какой-то один — «По семейным обстоятельствам», например.

Или вот в «Ширли-Мырли» — уж на что маленькая роль, с козой, я ради денег ее и делал — правда, сделал ярко — а народ помнит.

— Как говорится, нет маленьких ролей…

— Это от слабости так говорится. Хороший артист растет на больших ролях. Хороший писатель пишет не статьи, а книги. Все остальное – от лукавого.

— А вам в жизни хватило больших ролей?

— Сейчас я уже так не ощущаю, что не было больших ролей. И потом, я верующий человек, я думаю, наверное, так Богом было суждено, раз такой вышел мне расклад. Ну я же более-менее известный, у меня своя ниша. Стремиться еще к большему – хорошее дело.

Но я предпочитаю точечные застройки грандиозному строительству. Надо размышлять, все время думать, оценивать адекватно – себя особенно: чего ты там понастроил. Переоценка своих возможностей, как и недооценка, ведет к колоссальным психологическим катастрофам…

Думаю, по отношению к себе я честен.

Хлобыстова Людмила, RUTV.ru

Источник: http://russia.tv/article/show/article_id/10130/brand_id/16566/type_id/3

Юрий Кузьменков — 25 Апреля 2013 — Сайт ПАМЯТИ УШЕДШИХ..

Кузьменков Юрий Александрович

«Вас вызывает Таймыр» (1970)
(16.02.1941 — 11.09.2011)

Заслуженный артист России

Юрий Александрович родился 16 февраля 1941 года в Москве. После школы окончил ПТУ и работал на заводе, играл в самодеятельном театре. В 1964 г. окончил Театральную студию Театра имени Моссовета (руководитель — Ю. А. Завадский).

С 1964 года — актер театра имени Моссовета.

За 40 лет на этой сцене он сыграл Василия Тёркина и Скотинина в «Страстях по Митрофану», героев классических и современных, персонажей российской и западной драматургии.

Он одинаково великолепен в комедийных и драматических образах, его манере свойственны точная и колоритная характерность, социальная узнаваемость и юмор, присущий только ему одному.

Сын Степан — дипломат, живёт в Америке, четыре года служил при российской миссии в ООН.

У Юрия Александровича — две внучки и внук. В детстве Юрий Александрович был хулиганом, но родителей побаивался.

Жили в милицейском городке, сейчас это московский район Щукино, а в те годы была деревня – протекала малюсенькая речка, стояли бараки, жители разводили кур, свиней.

В 6–ом классе мальчиков объединили с девочками, до этого обучение было раздельным. Юрий понял, что добиться успеха у слабого пола сможет только благодаря блестящим знаниям (шикарные кудри отец срезал за непослушание).

Читайте также:  Маргарита назарова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как-то очень быстро он всю свою юную энергию направил на овладение точными науками и стал отличником. Юрий Кузьменков о себе: «Я с седьмого класса читал «Демона», со мной занимался актер театра Моссовета, правда потом он оказался шумовиком, но это не важно, он ведь видел, как играют настоящие артисты.

Поэтому к окончанию школы я хотел идти поступать не в театральный институт, а сразу в театр. Иного мнения был мой папа, он решил, что артист – это не профессия, и что я

должен окончить строительный институт. Ослушаться я не мог, но не сумел пройти по баллам. Тогда отец попросту отдал меня в ПТУ учиться на слесаря-инструментальщика.

Но мои мечты на этом не закончились – уже работая на заводе, я играл в самодеятельном театре, причем мне доставались все главные роли, кроме меня никто не хотел учить большие тексты.

После очередного спектакля в заводской многотиражной газете вышла замечательная статья обо мне, она начиналась словами: «Если бы мы не знали Юру Кузьменкова, как хорошего производственника и замечательного человека, мы бы подумали, что он до этой роли лет семь отсидел».

Я скупил экземпляров сто этой газеты, раздал всем друзьям и родственникам, мол, смотрите, какой талант вы гробите.

И с этой же газетой все-таки направился поступать в театр. Конечно, моя наглость и самоуверенность произвели неизгладимое впечатление на директора, но не на столько, чтобы принять меня сразу артистом. По счастью, театр Моссовета в тот год набирал учеников в студию – такая добрая традиция готовить для себя кадры, и я довольно легко был в нее принят».

В 1964 году Кузьменков окончил Театральную студию Театра имени Моссовета (руководитель — Ю.А. Завадский) и был принят в труппу театра имени Моссовета.

О своей учебе актер вспоминает: «… я сам на себя удивлялся, я как сумасшедший стал «грызть гранит науки», меня так увлекло обучение, что я первые два года ни о чем другом и думать не мог. И однажды одна замечательная актриса, мой педагог сказала: «У вас, Кузьменков, лапотный реализм». Я покраснел, обиделся… и только спустя время я понял, какой же комплимент она мне сделала!

Это же значит, что у меня врожденный талант, что в моей игре нет притворства. И когда я увидел, что в овладении профессией я лидер, что мне легко удаются этюды, над которыми другие мучаются, вот тогда я расслабился, тогда появилось все, что душе угодно: и веселое время провождение, и однокурсницы, и любовь – все сполна.

» После 40 с лишним лет в Театре Моссовета Юрий Александрович стал играть и в Театре Российской армии, где ему сразу предложили пьесу Островского, и в антрепризе.

В кино Юрий Александрович начал сниматься ещё будучи студентом.

До 90-х годов актёр практически не знал творческих простоев: «Наш дом» (пассажир с чемоданом), «Журналист» (конферансье), «День приезда — день отъезда» (Андрей), «Минута молчанья» (старшина Бокарев), «Степан Жихарь» (Степан Жихарь), «Бой после Победы» (Лапин), «Доверие» (Андрей Тимонин), «Потому что люблю» (Анатолий Жук), «Я, Шаповалов Т.П.

» (замполит), «Несовершеннолетние» (отец Альки), «Любовь моя вечная» (Иван Русов), «Мужские портреты» (Парфёнов), «Заложница» (инструктор).

Лучшие свои роли сыграл в фильмах Алексея Коренева «Вас вызывает Таймыр» (Дюжиков), «Три дня в Москве» (Иволгин) и «Большая перемена» (Федоскин). Снимался в кино- и телефильмах: «По семейным обстоятельствам», «Любить человека»,

«Западня» (1966)

«Сто грамм для храбрости», «Василий Тёркин», «Осень», «Ширли-мырли», «Заложница», «На углу у Патриарших-2». Актёр нередко играл военных. Его герои всегда прямолинейны и напористы, с богатым чувством юмора и непоколебимой самоуверенностью. У Кузьменкова было много фильмов романтического настроя, но его героям чаще доставались страдания – ведь тогда в кино было время души, а не тела. На счету актера более 70-ти ролей в кино.

Юрий Кузьменков: «На втором курсе – поступил в 61-м году, а в 63-м мы всем курсом гуляли мою свадьбу, прямо в театре (жена — актриса Галина Ванюшкина). Все были уверены, что наша семья временная. Мы и правда первые семь лет вели весьма активный образ жизни за пределами брака: и я и моя супруга – оба молодые, съёмки, творческие поездки, длительные разлуки, такие семейные отношения не тяготили ни меня, ни её. Но к тридцати годам мы решили поставить точку – либо расставаться, либо строить нормальную семью. Тогда у нас с Галиной и появился сын – Степан Юрьевич, сейчас он дипломат, вместе с женой и двумя дочками живет в Америке.

     <\p>

Так вот, когда родился ребенок, тем более, мужского рода, я себе сказал: «При всей твоей многогранной любвеобильности ты в ответе на этой земле за свое дите, и как бы твои глазки не горели на сторону, ты не имеешь права оставить семью».» Юрий Кузьменков о своей жене: «Мы с ней почти одногодки, но она до сих пор ревнует, другое дело, что все больше я начинаю ценить семейный уют, и все чаще думать, как все-таки быстро время пролетело…»

Супруги, которые очень долго живут друг с другом, очень боятся друг друга потерять не оттого, что они слабые или любовь очень сильная, а оттого, что любовь уже перешла в другое, более ценное качество. МОСКВА, 2011, 11 сен. — РИА Новости. Ведущий актёр Театра имени Моссовета Юрий Кузьменков скончался в воскресенье утром на 71-м году жизни, сообщил РИА Новости руководитель пресс-службы театра.«Юрий Александрович умер на подмосковной даче, приблизительно в 07.30. Актёру стало плохо с сердцем, жена вызвала «скорую помощь», но медики уже ничем не смогли помочь», — сказал собеседник агентства. В последние годы актер активно снимался в телевизионных сериалах («Брежнев», «Солдаты», «Бомбила») и продолжал выходить на сцену в театре». Похоронен Юрий Александрович Кузьменков 14 сентября, на 2 участке Жабкинского кладбища (деревня Жабкино, Ленинский район, Московская область). Когда видишь Юрия Александровича на экране, невольно начинаешь улыбаться. В нём столько обаяния и, конечно, таланта! Такие яркие, узнаваемые народом Актёры не уходят навсегда. Юрий Кузьменков останется в нашей памяти в непревзойдённых созданных им персонажах Вани Федоскина, Василия Тёркина, Фронтовика, попутчика-моряка, водопроводчика и просто пастуха… Талантливый, щедро одарённый, нетерпимый к лжи, лицемерию и властолюбию Юрий Александрович запомнился в каждом эпизоде самобытно цельно, верно. СВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ!

Источник: http://zobxan.narod.ru/news/kuzmenkov/2013-04-25-5

Юрий Кузьменков: Я настоящий жеребец

Один из первых фильмов – «Служили два товарища» – сразу же принес молодому актеру Юрию Кузьменкову признание. Ему повезло сниматься с такими артистами, как Ролан Быков и Олег Янковский. Но настоящей звездой его сделала роль порядочного Вани во всенародно любимом фильме «Большая перемена».

Именно его герою принадлежит фраза, которую впоследствии взяли на вооружение мужчины: «Я хочу рассказать вам про свой богатый внутренний мир». Его Ваня – работящий парень, который готов в лепешку разбиться ради красавицы Полины. Но, как это часто бывает, она влюбляется в странного и неуклюжего учителя.

16 февраля прекрасному актеру Юрию Кузьменкову исполнилось 70 лет.

— Юрий Александрович, актеры обычно любят шумно отмечать свои юбилеи. Вы тоже накрыли в честь праздника широкий стол?

– Нет, я не из их числа. Посидели с коллегами, а потом с супругой поехали домой, там нас уже ждали сын с невесткой и внуки. Они для меня самые главные люди на всем белом свете.

– Фаина Раневская говорила: «Никого нельзя допускать в сердце. Думать надо только о себе…»

– В этом я не соглашусь с великой актрисой. Да знаете, Фаина Георгиевна вообще была очень закрытым человеком. За этой показной бравадой, едкими словами прятала свое глубочайшее одиночество. В этом мы с ней были похожи. Только она скрывалась за язвительными фразочками, а я за алкоголем.

Я ведь в молодости очень сильно пил. Сейчас потребляю гораздо меньше спиртного. Да и возраст уже не тот. Иногда пил от тоски, а в другой раз от бравады. Сыграю что-нибудь и думаю: мол, вот какой я актер великий, как я сыграл! Ходил гордый, грудь колесом! Да и завистники наливали рюмочку-другую.

Нашептывали слова приятные, науськивали.

– Против чего они вас науськивали? Чтобы вы из семьи ушли, работу бросили?

– А зачем мне было куда-то уходить? Бросить жену и ребенка? У меня и в мыслях никогда такого не было. Нет, эти гады хотели меня с пути сбить, чтобы себе дорожку расчистить и вперед выбиться.

– Такое предательство людям все равно аукнется…

– Больше всего в жизни ненавижу предателей! Если человек изменит своему слову или делу, которому был раньше предан, – всё! Я от него отвернусь. В 90-е годы я увидел, как один почитаемый мною актер сжег перед Белым домом свой партбилет. После такого предательства этот человек для меня перестал существовать, хотя раньше я был готов на него молиться.

Еще не люблю людей, которые свои гаденькие дела прикрывают благими намерениями. Когда я приходил в театр немного нетрезвым, находились паразиты, которые сразу же бежали к начальству докладывать, что Кузьменков пьяным явился.

А когда я спрашивал у одного из них, что же ты, собака такая, делаешь, он выпучивал глаза и говорил: «Я же тебя спасаю!» Спасает он, как же…

– Ваша жена, наверное, здорово намучилась с вами в молодости…

Читайте также:  Павел лунгин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

– Жена моя Галина Николаевна – золото! Такую терпеливую еще поискать надо. Не знаю, за какие заслуги она мне досталась. Многое она со мной вытерпела, ой, многое. С Галей я познакомился еще в театральной студии при Театре Моссовета. Она тоже хотела быть актрисой, подавала большие надежды.

Однажды после дипломного спектакля ее даже поцеловала сама Любовь Орлова – настолько великой актрисе понравилась ее игра. Гале попался никудышный партнер, и пришлось ей одной вытягивать весь спектакль. Она справилась. Потом к ней за кулисы зашла Орлова, которая сидела в комиссии.

Невысокого роста, всегда элегантно одетая, в дорогом пальто, она подошла к Гале, сказала «Молодец!» и поцеловала в лоб.

– Чем занимается ваш сын Степан?

– Он не стал актером. Конечно, мать хотела, чтобы Степа пошел по нашим стопам. Но мой Степан Юрьевич парень упрямый. Пришел он ко мне однажды и сказал: «Знаешь, пап, не хочу я быть актером». Я понял, что уговаривать его бесполезно.

Степан поступил на юридический факультет МГИМО, потом его выбрали для работы в ООН. Жена у него просто чудо. Аллочка – настоящая хранительница очага, прекрасная хозяйка, заботливая мама.

Сейчас они живут в Женеве, у них трое детей – мои внучки Настя и Соня и внучок Федор, который родился в Америке.

– Ну, если сын дипломат, то в политике вы точно разбираетесь…

– Да не лезу я в это! До сих пор остался верен идеалам коммунизма, которые основаны на христианских заповедях: не убей, не укради. Партбилет у меня сохранился. А вступать в новые партии, чтобы на меня обратили внимание или помогли материально, я не собираюсь.

– Наверное, развал СССР стал для вас настоящим ударом…

– Это было тяжелое время. Не понимаю, почему в нашей стране все делается через зад. Горбачева я считаю предателем. Будь он трижды… Старое мы разрушили быстро, а вот нового ничего так до сих пор и не построили.

– Многие актеры в те годы были на грани нищеты и зарабатывали деньги кто как мог…

– Ничего такого я не делал, с протянутой рукой не стоял. Ставил спектакли, снимался в кино. Часто просто ради гонорара, а не потому, что роль была какая-то высокохудожественная. И я не стыжусь этого. Мне же надо было семью кормить.

– На роль преданного Вани вы тоже сначала ради гонорара согласились?

– Нет, в «Большую перемену» меня позвал режиссер фильма Алексей Коренев. До этого я у него снялся в картине «Вас вызывает Таймыр». Понятно, что никакого кастинга я не проходил. Пришел, и сразу меня утвердили. А вот с актрисой на роль Полины пришлось помучиться.

Сначала хотели пригласить Наталью Гундареву. Как мне потом рассказывали, она спросила у Коренева: «Вы видели мой зад?» и отказалась сниматься. Да и правильно. В кадре она выглядела старше меня и Кононова, и наш любовный треугольник смотрелся бы смешно.

Поэтому когда на пробы пришла Гвоздикова, ее сразу утвердили.

– Как и Кононова на роль Нестора Петровича?

– Его кандидатура тоже прошла без проблем. Хотя я очень хотел сыграть учителя. Но Коренев сказала мне: «Ты свое лицо видел? Какой ты учитель? Ты – Ваня!» И все-таки, мне кажется, Кононов не засверкал в этой роли, не смог он ее вытянуть.

Он должен был быть ярким, чтобы все остальные актеры вращались вокруг него, как планеты вокруг Солнца. А он этого не сделал. Вот Збруев, сыгравший роль Ганжи, сдюжил.

На съемках Кононов был слишком зажат, словно закрытый на все замочки, сложный был человек.

– С коллегами по «Большой перемене» потом встречались?

– Мы редко виделись. А вот пару недель назад встретил Сашу Збруева, так расцеловались мы с ним, как родные.

– Говорят, у Збруева характер не сахар…

– Сашка – нормальный парень! А вот я другой. Я настоящий жеребец. Гордый, свободолюбивый. Никогда не буду идти вместе со всеми в одной упряжке. Всегда выбираю свой путь и не сворачиваю с него.

Марина Бойченко.

Источник: https://sobesednik.ru/interview/yurii-kuzmenkov-ya-nastoyashchii-zherebets

Вдова Юрия Кузьменкова Галина: «Увидев, что муж перевернул бутылку с водой, я стала возмущаться, а..

Девять дней назад ушел из жизни известный российский актер

Еще в июне Юрий Кузьменков снимался в главной роли в картине Владимира Кудряшова «На отдых». В прошлом году актер отпраздновал 70-летие, был полон творческих планов. Он уже давно научился жить со своей страшной болезнью — диабетом. Тем более, что рядом всегда была жена Галина Ванюшкина, следившая за его питанием.

Популярный актер до последних дней выходил на сцену родного Театра имени Моссовета. Его любил зритель и помнил роли в «Большой перемене», «Вас вызывает Таймыр», «По семейным обстоятельствам», «Любить человека»… Ради Кузьменкова отказалась от актерской карьеры его жена. А накануне смерти Юрий Александрович с Галиной Николаевной съездили в гости к сыну и его семье в Швейцарию. Будто прощаясь…

«В день свадьбы мы чуть не разошлись»

— Галина Николаевна, вы с супругом были легендами среди актеров. Почти 50 лет вместе!

*Ради мужа Галина Николаевна оставила театр, полностью посвятив себя семье

— До полувека каких-то двух лет не дотянули. И правда, семейное счастье среди нас, актеров, выпадает редко. Как мы продержались? Наверное, всему «виной» любовь Юры и моя мудрость. Хотя последняя, понятно, возникла только с возрастом. По молодости мы оба были веселые, строптивые.

В день свадьбы чуть не разошлись! Да просто дурака валяли. Свадьба у нас была театральная. Сыграли ее в помещении Театра имени Моссовета. Там мы и учились, и работали вместе, и поженились с Юрой. Гуляли весело, шумно. В какой-то момент я заметила, что Юра кокетничает с одной из актрис.

Ревность во мне взыграла. Мы вылетели с Юрой, ссорясь, из театра, стали кричать, что сейчас бросим кольца и всем расскажем, что расстаемся. Потом, как это бывает у влюбленных, стали извиняться друг перед другом, обнялись, поцеловались.

В общем, все это было больше похоже на какой-то спектакль.

— Вы сразу заприметили красавца Юрия Кузьменкова?

 — На него трудно было не обратить внимание. Среди студентов студии при Театре имени Моссовета он выделялся веселым нравом, копной золотых волос, бархатным голосом. Но все-таки первым на меня обратил внимание он. У меня в то время были кавалеры и вне театра, но никаких серьезных отношений.

Замуж я не собиралась, а Юра чуть ли не с первых наших встреч стал твердить: «Ты все равно будешь моей женой». А ведь я никогда не считалась красавицей. Как говорила Раневская, была чертовски мила. Мне говорили, что я чем-то похожа на Хитяеву и пророчили звездную карьеру в кино. Но… Судьба распорядилась иначе. Юра очень скоро отбил меня у всех женихов.

Все знали, что я девушка Юрия Кузьменкова, а он страшно ревнивый.

— Бывали скандалы на этой почве?

 — Юра заводился с пол-оборота. Не дай Бог, кто-то оказывал мне знак внимания. В молодости, еще до поступления в театральный, Юра занимался боксом. Бывало, пускал в ход и кулаки, когда хотел расправиться с моими поклонниками. Я знала эту черту его характера и старалась не давать повода для ревности.

Правда, однажды мы серьезно повздорили. Это была история, связанная с руководителем нашего театра Юрием Завадским. Я была уже замужем, и вдруг Юрий Александрович стал обращать на меня особое внимание. Он вообще очень любил женщин.

Я была молодая, ничего не боялась и однажды, придя в кабинет к Завадскому, с порога заявила: «Юрий Александрович, зачем я вам нужна? Я ведь некрасивая, у вас есть любимицы и получше». Он опешил и ничего мне тогда не ответил. Но знаки внимания оказывать не перестал.

И когда это перешло все границы, я ответила ему в резкой форме, попросту говоря, послала. После этого находиться в театре уже не могла, мне пришлось уйти…

«Когда мы были у сына в Швейцарии, муж взял меня за руку и вдруг сказал: «Мне так плохо, наверное, скоро умру»

— Что говорил Кузьменков?

 — Конечно, он догадался, что ситуация вышла из-под контроля. Сказал: «Решай сама, ты у меня умница». Юра не мог понять поведения Завадского, несмотря на то, что сам мог флиртовать. Но никогда не переступал черту, был очень порядочным человеком. Потом я пожалела, что ушла из театра, но поступить иначе не могла. А Юра служил в театре до последнего дня.

— Но так и не дослужился до звания народного артиста. Почему?

*Староста класса Ваня Федоскин (Юрий Кузьменков) и Нелли Леднева (Светлана Крючкова). Кадр из фильма «Большая перемена»

Читайте также:  Ксения (оксана) жданова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

 — Я сама не раз задавала себе этот вопрос. Несколько лет назад директор Моссовета выдвигал Юру на это звание. Даже собрали документы, послали их в министерство, но… Они по каким-то причинам затерялись. Обидно. Правда, Юра особого значения этому не придавал или делал вид, что ему все равно. Хотя я знаю, в глубине души он очень переживал.

Муж был из тех, кто хоть и заводится быстро, тут же забывает обиды. Юра мог вспылить на ровном месте. Спасало то, что он никогда не держал зла даже на своих врагов. Впрочем, Юре никогда не нравилось слово «враги». Он говорил: «У меня лишь завистники».

Помню, когда наш сын Степан решил стать дипломатом, Юра первый его поддержал, сказав, что в театральный мир лучше не соваться.

— Ваш сын сейчас живет и работает в Швейцарии.

 — Да, мы были у него в гостях практически накануне Юрочкиной смерти. Муж будто предчувствовал, что уходит, и хотел последний раз повидать сына и внука. Вспоминая, что с ним происходило во время нашей поездки, понимаю, что Юра чувствовал приближение смерти.

Ему уже было сложно ходить, мужа долгие годы мучил диабет.

Помню, за неделю до смерти он взял меня за руку, заглянул в глаза и сказал: «Мать, мне так плохо, наверное, скоро умру…» Я даже не успела ему ответить, как он ласково молвил: «Какая же ты у меня красивая…» Представляете, и это после 50 лет совместной жизни.

— Истинная любовь.

 — Наверное. Однажды, я уже не помню, почему, вдруг сказала: «Вот я умру, а ты останешься сам. Потом найдешь себе молоденькую. Так сейчас все делают…» Юра как сверкнет глазами, как заорет: «Охренела ты, что ли? (Он был страшным матерщинником). Кроме тебя, мне никто не нужен. Это же давно понятно!» Видите, а судьба распорядилась иначе. Юрочка ушел буквально в одночасье. В течение суток…

— Это случилось на даче под Москвой?

 — Да, это место он любил больше всего на свете. Там же, в селе Жабкино, его и похоронили. Когда были в Женеве, Юрочка все время повторял: «Как мне хочется домой, в Жабкино». Место и правда замечательное. Последнее время застроили все коттеджами, а у нас с Юрой домик скромный, двухэтажный. Начинали мы семейную жизнь вообще без жилья.

Семь лет снимали квартиру, пока Юра не стал прилично зарабатывать. У нас появилась однокомнатная квартира, потом обменяли ее на двухкомнатную. И все время откладывали деньги на дом. Очень хотелось жить поближе к земле. Друзья однажды показали нам место в селе Жабкино. Юра полюбил его сразу же. Он никогда не хотел жить в театральном коттеджном поселке.

А теперь… Не знаю, что я буду делать в доме сама.

— Правда, что много лет назад цыганка нагадала вам смерть мужа?

 — Было такое. В Свердловске, нынешнем Екатеринбурге, куда мы вместе с театром поехали на гастроли.

Вечером я вышла из гостиницы купить что-то в магазине, вдруг на улице меня за руку хватает цыганка и начинает что-то лопотать.

Я отмахиваюсь от нее, ухожу, а она вслед кричит: «Ты напрасно убегаешь!» — «Да что ты можешь сказать? У меня все нормально!» — «В 40 лет у тебя умрет муж и начнутся проблемы с работой». Я плюнула тогда и побежала дальше.

Историю эту вспомнила лишь, когда мне стукнуло 40 лет, и Юрочка был на грани жизни и смерти. 10 января того года он называет своим вторым днем рождения. Я с маленьким Степаном отдыхала под Москвой. Муж должен был приехать за нами на машине и забрать домой.

Жду-жду, а его все нет, а ведь он очень пунктуальный человек. Стала волноваться, и вдруг ко мне подходят двое незнакомцев, протягивают записку и говорят: «Это от вашего мужа. Только не волнуйтесь. Он жив, но попал в аварию».

Господи, где я только нашла силы, чтобы с маленькими сыном и вещами доехать до больницы, которая находилась в 11 километрах от дома отдыха. Примчалась в больницу, а Юра сидит в приемном отделении.

Левая сторона лица — сплошная рана… Был сильный гололед, машину занесло, несколько раз перевернуло. Это чудо, что он выжил.

— Лицо для артиста — чуть ли не самое главное в жизни.

 — В том-то и дело. Оно у Юры так распухло, что я с трудом узнала супруга. Пришлось срочно ехать в Москву, где ему каким-то чудесным образом таки соединили раздробленную челюсть. Шесть месяцев Юра носил специальную шину, к счастью, не осталось ни одного шрама. Вся эта история, закончившаяся вроде бы хорошо, обернулась проблемой.

Режиссеры стали забывать о Кузьменкове, а кто-то даже распустил слух по киностудии, что он умер. Поэтому, когда через восемь месяцев Юра уже смог вернуться к профессии, его никто не ждал. Естественно, от пережитого стресса он запил. «Я никому не нужен! Почему я не умер?» — стенал Юра и хватался за бутылку. Слава Богу, обошлись без докторов.

Помог театр, где ему стали предлагать роли, потом пошли предложения и в кино.

«Юра наотрез отказался ехать в больницу. Наверное, чувствовал, что это конец и не хотел покидать дом»

— Несмотря на тяжелую болезнь, Юрий Александрович снимался до последних дней.

 — Дома до сих пор лежат сценарии, не прочитанные мужем. В день его смерти в театре должен был идти спектакль «Превышение властью», где Юра играл вместе с Ирочкой Муравьевой. В суматохе съемок, бывало, даже забывал название картины, над которой работал.

Хотя фильмы, сделавшие его известным (особенно «Большую перемену»), называл любимыми. Вспоминал, что именно Алексей Коренев, режиссер «Большой перемены», дал ему дорогу в жизнь. Сначала Коренев снял Юру в картине «Вас вызывает Таймыр», потом была роль Вани Федоскина в «Большой перемене».

Юра очень хотел сыграть главного героя, но Алексей сказал: «Понимаешь, Юрочка, мне нужно, чтобы он был слабенький, недоделанный. А ты на себя, блин, посмотри! Ты же герой из героев!» Ой, если бы не эта проклятая болезнь, Юрочка мог бы еще долго работать.

Последнее время, видимо, боли так его «достали», что он даже не хотел лишний раз вставать. 

— Юрий Александрович не хотел ложиться в больницу?

 — Юра и больницы — вещи несовместимые. Мужу стало плохо за день до смерти, в полвосьмого утра. Внезапно муж стал жаловаться: «Галя, Галя, нога страшно болит, дай натереть чем-то». Я ему: «Юрочка, милый, врач же говорил, что нельзя тереть больное место». А он капризничает: «Все равно дай, не могу терпеть». Через час нога отнялась.

Еще через какое-то время перестала двигаться и вторая. Я вызвала «скорую». Врачи настаивали, чтобы забрать Юру в больницу. А он уперся: «Не поеду и все». Пришлось подписывать отказ. Он все время умолял: «Сделайте мне какой-нибудь обезболивающий укол». Я уже не выдерживала, кричать стала: «Юра, пойми, это так серьезно, давай поедем в больницу».

Буквально на коленях стояла. Муж ни в какую.

Днем вроде боль стала стихать. После обеда я пошла отдохнуть в комнату, Юра оставался на первом этаже в гостиной. Спускаюсь, вижу — супруг лежит на диване, рядом валяется лампа и бутылка воды, разлившаяся по паркету. Я даже возмутилась, что устала уже убирать.

А Юра: «Извини, Галочка, я воду искал». — «Так она же у тебя под рукой стоит!» Он обреченно отвечает: «Не вижу я ничего, мать». Господи, у меня слезы ручьем, кричу: «Посмотри на меня, Юра, я же рядом с тобой стою!» И так страшно стало, что делать? Опять вызвала скорую.

Врачи приехали и сказали, что нужно срочно в больницу. А Юра резко им: «Нет, не хочу об этом и слушать». Сейчас думаю, он, наверное, чувствовал, что уходит и не хотел уезжать из дома.

Врачи оставили его, взяв обещание, что на следующий день утром мы уедем в больницу в Москву.

— Как вы вынесли все это?

 — Казалось, силы меня покидают. Слезы градом лились, я обнимала его, понимая, что теряю. А Юра неловко гладил меня по голове и искал руками мое лицо. В 12 часов ночи сказал: «Галочка, пойди отдохни, и я посплю. Хочу побыть один». Я только дошла до кровати и будто провалилась в сон.

Проснулась в восемь утра, вышла на кухню, смотрю, а на полу лежит Юра, абсолютно голый. Я как заору: «Что ты делаешь?» А он: «Не стал тебя будить, приполз сюда из комнаты. Помидорчик хочу…» Я засуетилась, подняла его, усадила на табуретку, говорю: «Дорогой, я сейчас тебя одену».

Помчалась в комнату за майкой, слышу, он что-то бормочет, я подлетаю к нему, а он медленно-медленно опускает голову на стол и обмякает. Я ему: «Юра, Юра!» И понимаю, что он ушел (рыдает).

За несколько дней до смерти он сказал: «Не дай Бог, чтобы я был прикован к кровати, не хочу быть инвалидом, с которым тебе придется мучиться…» Исполнилось его желание.

Источник: https://fakty.ua/140359-vdova-yuriya-kuzmenkova-galina-uvidev-chto-muzh-perevernul-butylku-s-vodoj-ya-stala-vozmucshatsya-a-yura-obrechenno-govorit-ne-vizhu-ya-nichego-mat-on-oslep-za-den-do-smerti

Ссылка на основную публикацию