Анатолий кузнецов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Анатолий Кузнецов

Анатолий Кузнецов – советский и российский актёр театра и кино, получивший в 1979 году звание народного артиста РСФСР. Анатолий Борисович снялся в более чем ста фильмах, но у большинства любителей кино он ассоциируется с ролью красноармейца Сухова в популярном истерне «Белое солнце пустыни».

Актер Анатолий Кузнецов

Анатолий родился в Москве в 1930 году.

Его отец Борис Сергеевич Кузнецов был известным в свое время певцом, работавшим в Большом театре и выступавшим в составе джаз-бенда Виктора Крушевицкого.

Мама Евдокия Давыдовна также имела артистические склонности, но профессионально на сцене не реализовалась. Двоюродный брат Михаил Кузнецов — актер, весьма востребованный в 50-70-х годах.

Родители с раннего детства стали прививать сыну любовь к искусству. Сначала Толик занимался музыкой в школе, а когда проявил свои певческие способности, был переведен на вокальное отделение Центральной московской музыкальной школы, считавшейся лучшей в стране.

Анатолий Кузнецов в молодости

Для продолжения образования юноша поступил в музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова, которое ему не довелось окончить. Одним из обязательных предметов в училище было сценическое мастерство, необходимое будущим певцам не меньше, чем будущим актерам.

Преподаватель Нина Осиповна Смирнова, которая ранее сотрудничала со студией Станиславского, обратила внимание, что у студента Кузнецова природный талант к драматическому искусству, более того, по манере поведения на сцене Анатолий был гораздо ближе к театру, нежели к академическому вокалу. Именно она посоветовала молодому человеку поменять выбранную профессию.

Анатолий Кузнецов

Следующим летом Анатолий Кузнецов пробует поступить сразу в два театральных вуза и к своему удивлению успешно сдает экзамены в оба. Посоветовавшись со специалистами, Кузнецов выбирает школу-студию МХАТ, в которой учился у Александра Карева до 1955 года. После окончания школы МХАТа вошел в труппу Театра-студии киноактёра.

Фильмы

Приключенческий фильм «Опасные тропы» стал дебютом для студента-третьекурсника Анатолия Кузнецова, который сыграл там молодого учёного Николая Жёлудева. В конце 50-х годов он стал сниматься очень активно и появился в таких фильмах как «Гость с Кубани», «К Чёрному морю», «Случай на шахте восемь», «Дайте жалобную книгу» и многих других.

Анатолий Кузнецов в фильме «Опасные тропы»

В 1969 году вышел ироничный фильм-боевик «Белое солнце пустыни».

Роль возвращающегося домой красноармейца Фёдора Сухова в исполнении Анатолия Кузнецова принесла актеру всесоюзную славу, а сам персонаж стал в стране практически культовым героем.

Через 14 лет актер вернется к этой роли, когда сыграет Сухова в детском фильме «Приключения Петрова и Васечкина».

Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»

Всего в карьере Кузнецова около 100 ролей в фильмах как отечественного, так и зарубежного производства.

Вызывали огромный интерес у зрителя военная драма «Горячий снег», киноэпопея «Битва за Москву», исторический детектив «Турецкий гамбит» и многие другие. Но сам Анатолий Борисович считал своей лучшей работой роль крестьянина в чехословацкой социальной драме «Гордубал».

Эту картину советскому зрителю не демонстрировали, поэтому Кузнецов за свой счет нанял переводчика, самостоятельно озвучил и показал фильм знакомым.

Анатолий Кузнецов в фильме «Горячий снег»

Как ни странно, но несмотря на великолепные вокальные данные и практически профессиональное образование, в кинофильмах песни в исполнении Анатолия Кузнецова звучали крайне редко, а точнее – всего дважды. Первый раз в производственной драме «Случай на шахте восемь» и много лет спустя в военном фильме болгарского производства «Братушка», в котором за роль солдата Алеся Казанока актер был удостоен Серебряной медали имени Александра Довженко.

Также Кузнецов озвучил множество фильмов. Причем, он не только дублировал на русский язык иностранные картины, но и становился голосом для актеров прибалтийских, среднеазиатских и кавказских союзных республик, в чьей речи слышался недопустимый советской цензурой акцент.

Личная жизнь

В студенческие годы Анатолий Кузнецов на одной из киношных вечеринок Галины Волчек познакомился с Александрой Ляпидевской, которая училась на режиссерском факультете ВГИКа и была дочерью легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза Анатолия Ляпидевского.

Анатолий Кузнецов с женой

Супруги долгое время не имели детей, и лишь когда обоим было уже за 40 лет, у них родилась дочь Ирина. Кинематограф не заразил Иру так, как ее родителей, и она стала искусствоведом, окончив МГУ по соответствующей специальности. Анатолий и Александра Кузнецовы прожили вместе очень дружной семьей, успев отметить серебряную и золотую свадьбу.

Смерть

В последние годы жизни Анатолий Кузнецов очень сильно болел. Он пережил тяжелый инфаркт, а позднее врачи диагностировали у него рак.

Могила Анатолия Кузнецова

Долгие месяцы актер провел в больнице, перенес множество операций, но онкология сделала свое злое дело. 7 марта 2014 года Анатолий Кузнецов скончался и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Фильмография

  • 1957 — «Случай на шахте восемь»
  • 1958 — «На дорогах войны»
  • 1962 — «Как я был самостоятельным»
  • 1964 — «Дайте жалобную книгу»
  • 1969 — «Белое солнце пустыни»
  • 1972 — «Горячий снег»
  • 1976 — «Братушка»
  • 1980 — «Гордубал»
  • 1985 — «Пять минут страха»
  • 2006 — «Последний приказ генерала»
  • 2012 — «Мосгаз»

Фото

Источник: https://24smi.org/celebrity/1716-anatolij-kuznecov.html

Анатолий Кузнецов: биография, семья, дети

Анатолий Кузнецов — российский киноактер, обладатель званий «Народный артист России» и «Народный артист РСФСР», множества наград за заслуг в области киноискусства. За долгие 60 лет в биографии Анатолия Борисовича собралось 111 ролей.

Широкую известность актер приобрел благодаря роли товарища Сухова, любимого героя миллионов любителей хорошего кино.

Также известен по кинофильмам: «Дайте жалобную книгу», «Братушка», «Приключения Петрова и Васечкина», «На углу, у Патриарших», «Турецкий гамбит», «Мосгаз».

Биография

Анатолий Борисович родился 31 декабря 1930 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец был знаменитым, оперным исполнителем. Анатолий унаследовал хороший слух и голос от отца, и поэтому родители определили его в музыкальное училище на отделение вокала. Он так бы там и учился, но сильный актерский талант в юноше обнаружила преподаватель актерского мастерства.

По ее совету, он в 1951 году подал документы в театральные учебные заведения, Щепкинское училище и МХАТ – его согласились принять оба учебных заведения.

Но по совету своего родственника Михаила Кузнецова, уже известного тогда актера театра и кино, сыгравшего солдата в сказке «Марья Искусница», Анатолий выбрал МХАТ.

В 1955 году актер окончил учебу во МХАТе, к тому времени он уже активно снимался.

Анатолий Кузнецов в молодости

Интересно! Личная жизнь актера Александра Яценко

Кинокарьера Анатолия Кузнецова

Дебютным фильмом актера стали «Опасные тропы», они вышли на советские экраны в 1954 году, в нем Кузнецов очень талантливо вжился в роль и отлично сыграл молодого ученого.

В 1955 вышли еще два фильма с участием актера «Гость с Кубани» и «За витриной универмага». В шестидесятые актер очень много снимается, наиболее заметные работы того периода киноленты: «Друг мой, Колька!» — 1961 г.

, «Дайте жалобную книгу» — 1964 г., «Бабье царство» — 1967 г., «Освобождение» — 1968 г.

Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»

Настоящий успех и любовь не одного поколения зрителей пришли к нему в 1970-м, когда показали фильм, ставший в последствии культовым, «Белое солнце пустыни». Федор Сухов стал народным героем на территории всего СССР. Мало кто знает, что Кузнецов мог бы и не стать товарищем Суховым, и кто знает, каким бы тогда получился фильм.

Кадр из фильма «Частное лицо»

Сначала на эту роль был утвержден Георгий Юматов, который не смог явиться на площадку в назначенный день съемок, потому что накануне подрался и подпортил себе лицо. Чтобы не срывать съемки картины, режиссер на роль красноармейца Сухова позвал Кузнецова. Тот не стал срывать обиду на режиссере, в тот же день приехал на съемки и идеально отработал.

Кадр из фильма «Мосгаз»

В 70-ые годы Анатолий Кузнецов находился на пике популярности, его приглашали в интересные международные проекты, он работал в странах советского зарубежья — Болгарии, Чехословакии, Демократической республике Германии, Югославии. В этот период вышли замечательные картины актера:

  • «Украденный поезд» (1971 год),
  • «Как песня» (1973 год),
  • «Братушка» (1975 год),
  • «Один сребреник» (1976 год),
  • «Гордубал» (1979 год).

Карьера на телевидении

Анатолий Борисович много работал на телевидении, например, участвовал в съемках программы «Белый попугай». Иногда актер играл в театральных постановках, лучшей своей театральной работой актер считал роль в «Семейном уик-энде». Это спектакль-антреприза.

Актер в последние годы жизни

Среди последних работ актера кинокритики выделяют — «Турецкий гамбит» 2005 года, «День Победы» 2006 года, «Участок» 2006 года, «Старики» 2010 года, «Мосгаз» 2012 года.

Последняя его роль была в сериале «Палач».

Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская

Источник: https://showbiz-life.ru/lichnaya-jizn-anatolij-kuznecov/

Анатолий Кузнецов: фото, биография, личная жизнь, фильмография актера и лучшие роли :

Этот человек принадлежал к той когорте актеров, без которого невозможно представить советское, а потом и российское кино. У него есть звания и награды за заслуги в области киноискусства.

За 60 лет работы на съемочных площадках он снялся в 111 кинокартинах, сыграл много интересных ролей. И все равно для миллионов телезрителей уже почти пять десятилетий он так и остался товарищем Суховым.

Знакомимся: тот самый, легендарный Анатолий Кузнецов.

Детские годы

Маленький Толя появился на свет в преддверии нового, 1931 года — 31 декабря (в некоторых источниках — 30-го) 1930 года в интеллигентной московской семье. Его папа, хоть и получил профессию бухгалтера, был знаменитым оперным исполнителем.

У мамы, как говорил потом Кузнецов, был врожденный актерский талант, который она так и не смогла профессионально реализовать. Мама работала медсестрой. Борис Кузнецов (отец) в военное время работал во фронтовых ансамблях. А Толик с мамой были в Куйбышеве — в эвакуации.

Именно там будущий актер научился вязать варежки для советских солдат.

После окончания войны старший Кузнецов стал частью оперной труппы Большого театра и решил серьезно заниматься музыкальным образованием сына. От отца мальчик унаследовал хороший слух и голос, поэтому родители отдали его в музыкальное училище на отделение вокала.

Студенчество

Так бы и продолжал учебу Анатолий Кузнецов. Биография его круто изменилась благодаря преподавательнице сценического мастерства, разглядевшей в молодом человеке замечательные актерские способности и посоветовавшей не растерять их.

Именно воспользовавшись ее советом, в 1951 году будущий актер подает документы в «Щуку» и МХАТ, успешно пройдя все туры в оба учебных заведения. Прислушавшись к словам своего родственника — двоюродного брата Михаила Кузнецова — он выбирает МХАТ.

Его однокурсниками были Ирина Скобцева, Леонид Броневой, Галина Волчек и другие. Кстати, Анатолию так и не пришлось применять свои вокальные данные. В кино он спел всего в двух картинах — «Братушка» и «Случай на шахте».

Позже Кузнецов говорил, что просить больше вокальных партий ему мешала собственная самокритичность.

Первые роли

А вот внешние данные и сценическое обаяние привели к тому, что будучи студентом третьего курса, Анатолий Кузнецов снялся в картине «Опасные тропы». Роль была небольшой, слов маловато, но именно это и положило начало кинематографической карьере Кузнецова. И это было на фоне того, что все знали о рекомендации для мхатовцев не сниматься в кино.

Но все прошло более чем успешно и молодого актера пригласили на следующие съемки — фильмов «Гость с Кубани», «За витриной универмага», «Повесть о молодоженах», «Дайте жалобную книгу»… Он снимался так много, что пришлось отменять распределение в областной драматический театр.

Актер Анатолий Кузнецов на тот момент одновременно участвовал в съемках в трех фильмах.

Режиссеров в начале карьеры Кузнецова привлекали в нем славянская внешность, голубые глаза, открытая улыбка. Молодой человек был идеальным кандидатом на роли «хороших парней».

Да и режиссерское время было сразу же сэкономлено, ведь не нужно было доказывать, почему по такому пареньку вздыхают, тоскуют, почему за ним идут.

Много из того, что появилось у Кузнецова спустя десятилетие — в шестидесятых годах, было прямым продолжением сделанного им раньше, в пятидесятых.

Тот самый Сухов

Сам Анатолий Кузнецов был уверен, что поворотной для него была роль Леньки Незваного в картине «Ждите писем». После этой роли можно было заметить, что даже внешний облик актера претерпел некоторые изменения — на лице уже не было нейтрального обаяния киногероя, да и в плечах он как бы стал шире. Теперь в нем проявились собственные неповторимые черты.

Анатолий Кузнецов, фильмы которого смотрит уже несколько поколений телезрителей, прочно утвердился в амплуа положительного героя. С годами образы молодых пареньков сменились ролями военных. Поначалу актер был доволен, но со временем решил выйти за рамки привычного амплуа.

Он даже отказался от предложения сниматься в картине самого Рязанова. Режиссер предлагал актеру одну из ролей в фильме «Берегись автомобиля». Поводом для отказа послужило разногласие: Анатолий Борисович хотел сыграть Деточкина, а Эльдар Рязанов видел его в образе Подберезовикова.

Но судьбы распорядилась иначе – роль военного стала для Кузнецова звездной.

На роль Сухова пробовалось тогда много актеров. К финалу дошло двое — Георгий Юматов и Анатолий Кузнецов. Утвердили первого, но тот накануне ввязался в драку и «остался без лица». Переносить работу было невозможно из-за дороговизны процесса. Мотыль позвонил Кузнецову. Тот все бросил и приехал на съемки.

Без Кузнецова фильм «Белое солнце пустыни» стал бы подобием лихого вестерна. Возможно, даже касса сезона была бы сорвана. Но никогда бы эта картина не стала настолько любимой у разновозрастных зрителей, не порождала бы желание смотреть ее без конца. Актер убедительно показал, что он может играть стиль.

О личном..

Со своей единственной супругой Кузнецов познакомился еще будучи студентом. Тогда они попали в гости к сокурснице — Галине Волчек. Этот брак был очень счастливым. В 1974 году у Анатолия Кузнецова и Александры Ляпидевской родилась дочка Ирина, которая впоследствии подарила родителям внука.

Супруги прожили долгую жизнь, вплоть до 7 марта 2014 года, когда Кузнецов ушел из жизни. Его вдова уверена, до фактического самоубийства ее мужа довели недобросовестные врачи. Клиника была номенклатурной, оборудование – достаточно хорошим, но врачи…

У Кузнецова был обычный полип, который можно было удалить, сделав щадящую операцию, но доктора уверили пожилого актера, что у него рак. Ему сделали достаточно серьезную операцию, провели курс лучевой терапии, после чего здоровье было сильно подорвано. И только после полного обследования в Боткинской больнице выяснилось, что это не онкология. Но времени и здоровья уже не было…

В тот день, 7 марта, он отправил жену оплатить коммунальные услуги. А сам выпил несколько таблеток микардиса. У него очень сильно понизилось давление. Ослабело сердце. Александра провела с мужем несколько часов, а потом уехала домой. Вечером Анатолия Кузнецова не стало…

Читайте также:  Адриана чечик - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Первый тезка

Говоря об Анатолии Борисовиче Кузнецове, которого знают миллионы телезрителей разного возраста, нельзя не вспомнить о его почти полном тезке. Кузнецов Анатолий Иванович тоже был актером. Его, к сожалению, знают намного меньше. Он был артистом только одного театра — «Нового», который в 1953 году переименовали в Ленинградский театр им. Ленсовета.

Здесь он сумел раскрыться и как актер, и как режиссер, поставив много великолепных спектаклей. Практически во всех играла его жена — Вера Кузнецова. Эту удивительно талантливую актрису с неимоверно добрыми глазами знают по ролям в «Двух капитанах» (1976 г.

) — Нина Капитоновна, «Кортике» — Мария Гавриловна Терентьева, «Большой семье» — Агафья Карповна Журбина.

Супруги прожили вместе 27 лет, до самой смерти Анатолия Ивановича. В семье родилось двое сыновей — Всеволод и Юрий.

Его последней работой в кино стала небольшая роль директора обувного магазина в популярной комедии «Мы с вами где-то встречались…», в которой блистал знаменитый Аркадий Райкин. Анатолий Иванович умер очень рано, всего в 49 лет, оставив потомкам много разноплановых ролей в театре и кино.

Второй тезка

Был и еще один почти полный тезка — писатель Анатолий Кузнецов. «Бабий Яр» — его роман-документ — в шестидесятых стал, пожалуй, одним из наиболее крупных событий в советской литературе. В основе романа — записи, который будущий писатель вел еще с детства, запоминая и стараясь законспектировать все то, что происходил с ним в оккупированном Киеве.

Но если в шестидесятых роман издали в довольно сокращенном виде — цензура вырезала много, то в 1991-м, когда отмечался полувековой юбилей тех страшных событий, «Бабий Яр» впервые был издан в СССР в полном виде.

Вот так, три Анатолия Кузнецова, три совершенно разных человека, три судьбы. Объединяет их одно: все они талантливы и неповторимы.

Источник: https://www.syl.ru/article/382738/anatoliy-kuznetsov-foto-biografiya-lichnaya-jizn-filmografiya-aktera-i-luchshie-roli

Анатолий Кузнецов, жена

У Народного артиста РСФСР Анатолия Кузнецова в творческом активе был не один десяток интересных ролей, но запомнился он российским кинозрителям больше всего – одной, единственной.

Легендарный товарищ Сухов из первого советского боевика «Белое солнце пустыни», снятого Владимиром Мотылём стал одним из самых любимых народных киногероев и его фразы разошлись на цитаты среди каждого поколения соотечественников.

Удивительное «попадание» замечательного актёра в этот образ стало одним из самых счастливых успехов в его карьере. Жена Анатолия Кузнецов Александра Анатольевна разделяла со своим супругом все его заботы и радости долгие годы.

С дочерью знаменитого лётчика, Героя Советского Союза №1 Анатолия Ляпидевского, Кузнецов познакомился на одной из творческих вечеринок в её квартире сокурсницы Галины Волчек. Девушка сразу произвела на актёра большое впечатление.

Воспитанная, интеллигентная и красивая, Александра, или Аля, как её называли в своём кругу, тоже обратила внимание на привлекательного улыбчивого начинающего актёра, успевшего не однажды сняться в кино. После ещё нескольких подобных встреч молодые люди решили пожениться.

Злые языки обвиняли Анатолия в том, что он пошёл на брак с богатой девушкой, чтобы улучшить своё материальное положение, но спустя время, стало ясно, что молодожёны живут в полном согласии и любви, сплетней заметно поубавилось.

Аля окончила режиссёрский факультет ВГИКа и стала работать документалистом на киностудии имени Горького.

В 1974 году у супругов Кузнецовых родилась дочь Ирина. Ребёнка молодые родители долго ждали и старались обеспечить всеми благами современной жизни. Их семья была образцом счастливого брака и многие завидовали Кузнецову.

Однажды Александре даже предложил оставить мужа и перейти к нему писатель Юрий Нагибин, у которого неважно складывалась жизнь с Беллой Ахмадулиной. Аля, конечно, отказалась. Карьера Анатолия Борисовича складывалась очень удачно, в семье тоже всё шло великолепно.

Со своей женой он благополучно прожил много лет: отметил Золотую свадьбу и надеялся дожить до 60-летия семейной жизни, но не получилось. После его смерти в 2014 году, Александра Анатольевна долго не могла смириться со своей потерей.

После смерти мужа у неё произошёл конфликт с дочерью, который как будто, предвидел муж: Кузнецов беспокоился, что станет с женой после его кончины, вспомнив о жёстком характере Ирины.

Ссора произошла из-за того, что новый муж Ирины, Сандро Андроникашвили развесил в их общей квартире абстрактные картины своей матери, заменив хорошие полотна старых художников, которые Александра Анатольевна собирала годами. Дочь приняла сторону мужа и они вдвоём вынудили 84-летнюю женщину переехать в загородный дом.

Весь 2016 год Александра Анатольевна провела там, в одиночестве. Ирина требует извинений от жены Анатолия Кузнецова перед зятем и только при этом условии согласна позволить ей вернуться в её же собственную квартиру, где всё нажито отцом и матерью.

Источник: http://ego-zhena.ru/blog/anatolij_kuznecov_zhena/2017-02-22-244

Анатолий Кузнецов (актер) — биография, информация, личная жизнь, фото, видео

Анатолий Борисович Кузнецов. Родился 31 декабря 1930 года в Москве — умер 7 марта 2014 года в Москве. Советский и российский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1979).

Анатолий Кузнецов родился в семье певца Бориса Сергеевича Кузнецова.

Мать — Кузнецова Евдокия (Дина) Давыдовна.

Является двоюродным братом актёра Михаила Артемьевича Кузнецова.

В детстве и юношестве учился в музыкальной школе, а затем выдержал экзамены в Музыкальное училище имени Ипполитова-Иванова на вокальный факультет. В училище Анатолий обратил на себя внимание педагога по актерскому мастерству, которая посоветовала Кузнецову поступить в театральное училище.

Следуя ее рекомендации, Кузнецов подал документы сразу в два вуза — в Щукинское училище и Школу-студию МХАТ, и был принят в оба, однако по совету двоюродного брата Михаила, известного артиста кино, он остановил свой выбор на Школе-студии МХАТ.

В 1951 году перешёл в Школу-студию им. В. И. Немировича-Данченко при МХАТ, которую окончил в 1955 году, мастерская Александра Карева и Николая Дорохина.

Впервые на экране Анатолий Кузнецов появился, будучи студентом третьего курса — в фильме «Опасные тропы» он сыграл молодого учёного Николая Жёлудева.

С 1958 года он — актёр Театра-студии киноактёра.

Анатолий Кузнецов стал активно сниматься в кино во второй половине 1950-х годов — в течение нескольких лет сыграл в таких фильмах, как «Гость с Кубани», «За витриной универмага», «К Чёрному морю», «Повесть о молодожёнах» и др.

Его дальнейшая творческая жизнь сложилась в большей степени в кинематографе. За годы работы в кино Кузнецов сыграл около 100 ролей.

Прославила его роль красноармейца Фёдора Сухова, которая была сыграна им в 1969 году в фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни».

Примечательно, что попал на эту роль Кузнецов не сразу: уже пройдя все пробы, он упал и сломал ногу, после чего роль передали Георгию Юматову.

Однако тот, выпив, в ходе съёмок устроил драку, в которой ему разбили лицо — тогда режиссёр фильма выслал Кузнецову телеграмму с просьбой вернуться на роль.

Фильм завоевал у зрителей огромную популярность, а красноармеец Фёдор Сухов в исполнении Анатолия Кузнецова стал в Советском Союзе культовой фигурой.

Анатолий Кузнецов в фильме «Белое солнце пустыни»

Позже сыграл камео своего легендарного персонажа в кинокомедии «Приключения Петрова и Васечкина».

Всего за свою карьеру Кузнецов сыграл более 100 ролей в кино, в том числе — в таких картинах, как «Друг мой, Колька!», «Освобождение», «Горячий снег», «Битва за Москву», «На углу, у Патриарших», «Участок», «Турецкий гамбит», «Мосгаз».

Анатолий Кузнецов в фильме «В зоне особого внимания»

Анатолий Кузнецов в фильме «Частное лицо»

Анатолий Кузнецов в фильме «Мосгаз»

Никогда не порывал актер и связи с театром. В разное время он принимал участие в спектаклях «Светлые души» по рассказам Василия Шукшина, «Суровое поле» по повести Анатолия Калинина, а также в антрепризном спектакле «Семейный уикенд» («Антреприза АРТ-центр»).

Анатолий Кузнецов имел целый ряд наград и званий: Народный артист РСФСР (1979), лауреат Госпремии России в области литературы и искусства 1997 г.

за исполнение главной роли в художественном фильме «Белое солнце пустыни».

Актер награжден орденом Почета (1996), орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2000), украинским орденом «Золотая фортуна» III степени, Серебряной медалью имени Александра Довженко.

Участвовал в программе «Белый попугай».

Скончался 7 марта 2014 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Анатолий Кузнецов (Пусть говорят, 13.03.2014)

Личная жизнь Анатолия Кузнецова:

Был женат на Александре Анатольевне Ляпидевской, дочери легендарного полярного летчика, Героя Советского Союза № 1 А. В. Ляпидевского.

Супруга Анатолия Кузнецова по образованию режиссер, окончила ВГИК.

Он познакомился с ней ещё в студенческие годы, будучи в гостях у сокурсницы Галины Волчек. Брак оказался долговечным, супруги жили дружно и очень любили друг друга. В 1974 году у них родилась дочь Ирина (окончила факультет истории искусств МГУ, имеет сына).

Анатолий Кузнецов и Александра Ляпидевская

Похороны Анатолия Кузнецова

Вдова Анатолия Кузнецова уверена, что в его смерти виноваты врачи, которые довели актера фактически до самоубийства.

Она рассказывала: «Лечили Толю в самой известной номенклатурной клинике, в которую мужа из-за доброго отношения прикрепил Борис Ельцин. Там действительно хорошая аппаратура, но врачи… Я считаю, Толю погубили. У него был полип, который, как потом выяснилось, можно было удалить с помощью щадящей операции. Но Толе объявили, что это рак.

В результате, вместо эндоскопической, сделали серьезную операцию, которая привела к тяжелым последствиям. Потом был курс лучевой терапии, начались проблемы с почками, скакало давление. Толя сильно похудел. Его мучили страшные боли. Без препаратов он не мог уснуть. Несколько лет он жил со стомой кишечника. Это была не жизнь, а мучение.

Я уговаривала его ехать лечиться в Швейцарию, в Германию. Он ни в какую. Сказал, что у него уже нет сил. А потом мы попали в Боткинскую больницу. Там мужу провели комплексное обследование, оказалось, что никакого рака у Толи нет. Но время и здоровье уже были потеряны…

За два с лишним года лечения, он измучился, он не мог больше терпеть страдания. К нему стали приходить мрачные мысли. Однажды он сказал: «Мне бы пистолет, чтобы мои мучения закончились». Может быть, он вспоминал одну из своих любимых ролей в замечательном фильме «Берега в тумане».

Там он играл полковника царской армии, бежавшего из большевистской России. В конце фильма его герой стреляется…

Толя лежал в институте Проктологии. Я почти все время находилась рядом с ним. В тот день 7 марта прошлого года он отправил меня оплатить коммуналку, мол, чтобы не было задолженностей. И пока меня не было, выпил несколько таблеток микардиса. Это средство для понижения давления, которое в большой дозе смертельно опасно.

Он все продумал, сделал так, чтобы меня рядом не было. Когда я пришла к нему в палату, мне сказали: «Анатолий Борисович в реанимации. Ему стало плохо». Но все-таки к нему пустили. «Аля, вместо одной таблетки я выпил несколько», — признался он мне. Давление упало до 44 на 17. Ослабло сердце. Я сидела рядом с мужем несколько часов, потом ушла домой. Вечером Толи не стало.

Никто в больнице мне не выразил соболезнования.

Я думаю, Толя сознательно выпил лекарства. Он не хотел больше жить. После его смерти я, конечно, не стала никуда жаловаться. Какой смысл с врачами судиться, если Толю все равно не вернуть».

Тайна смерти Анатолия Кузнецова (Прямой эфир, 18.03.2015)

Фильмография Анатолия Кузнецова:

1954 — Опасные тропы — Василий Жёлудев 1955 — Гость с Кубани — Коля Воробцов 1955 — За витриной универмага — влюблённый лейтенант милиции 1956 — Путешествие в молодость — В. А.

Петров, инженер 1957 — Случай на шахте восемь — Володя Батанин 1957 — К Чёрному морю — Николай Кукушкин 1958 — На дорогах войны — военный кинооператор Владимир Сушков 1959 — Повесть о молодожёнах — Володя Солодухин 1959 — Фуртуна (Албания, СССР) — майор Андреев 1960 — Ждите писем — шофёр Лёнька Незванный 1960 — Яша Топорков 1960 — Айна 1961 — Друг мой, Колька! — пионервожатый Сергей Руденко 1961 — Музыка Верди 1962 — Остров Ольховый — Сергей Петрович Березин 1962 — Как я был самостоятельным — Виктор Журавлёв 1963 — Утренние поезда — Павел 1964 — Дайте жалобную книгу — Иван Ильич Кондаков 1965 — Пакет — комиссар красного отряда Белопольский 1965 — Совесть — Мартьянов 1967 — Бабье царство — Жан Петриченков 1967 — Весна на Одере — майор Лубенцов 1968 — Встречи на рассвете — парторг Сергей Сергеевич Волков 1968 — Освобождение — командир авиаполка Георгий Нефёдович Захаров 1969 — Белое солнце пустыни — красноармеец Фёдор Сухов 1970 — На пути к Ленину — секретарь укома 1970 — Мой нулевой час (нем. Meine Stunde Null, СССР, ГДР) — старший лейтенант Горнин 1971 — Украденный поезд (Болгария) — генерал Пётр Петрович 1971 — Возвращение катера — Рощин 1971 — Люди на Ниле (СССР, Египет) — переводчик 1972 — Горячий снег — дивизионный комиссар Виталий Исаевич Веснин 1973 — И на Тихом океане… — руководитель подполья, большевик, Илья Герасимович Пеклеванов 1973 — Как песня (Болгария) — русский офицер 1973 — Жизнь на грешной земле — Павел Демидов 1976 — Жить по-своему — Василий Балышев 1976 — Единственная дорога (СССР, Югославия) — Сергеев 1976 — По секрету всему свету — лесничий 1976 — Братушка (СССР, Болгария) — Алесь Казанок 1976 — Один сребреник (Чехословакия) — Лацо Татар 1977 — Право первой подписи — замминистра Савельев 1977 — Хомут для Маркиза — Игнат Костыря, отец Родиона 1977 — Инкогнито из Петербурга — Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья 1977 — В зоне особого внимания — начальник контрразведки «Северных» майор Геннадий Семёнович Морошкин 1977 — Птицы на снегу — отец 1978 — Последний шанс — директор ПТУ Кирилл Дмитриевич 1978 — Голубка — Рябинин 1978 — Дети как дети — Сергей Андреевич Колобов 1979 — Вторая весна — Михаил Иванович Нестеров 1979 — Родное дело — Грачёв 1980 — Гордубал (ЧССР) — Юрай Гордубал 1980 — Частное лицо — полковник милиции Евгений Александрович Лукьянов 1981 — Школа — Чубук 1981 — Полоса везения (киноальманах «Молодость», выпуск № 5) — заместитель директора института 1981 — Ответный ход — подполковник Морошкин 1981 — Его отпуск — бригадир наладчиков Александр Макарыч Кораблёв 1982 — Случай в квадрате 36-80 — генерал-майор авиации Георгий Васильевич Павлов 1983 — Комета — сторож Василий Петрович Кучкин 1983 — Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные — Красноармеец Сухов 1983 — Высокая проба — начальник литейного цеха Сергей Ильин 1984 — Медный ангел — Иван Петрович Курмаев, советский инженер 1984 — Песочные часы — Степан Гребенцов 1984 — Репортаж с линии огня — член Военного совета 1985 — На том берегу свобода (Болгария, Чехословакия) — командир партизанского отряда Алексей Максимович Смирнов 1985 — Битва за Москву — офицер 172-й стрелковой дивизии (нет в титрах) 1985 — Пять минут страха — полковник милиции Игорь Васильевич Корнилов 1985 — Берега в тумане (СССР, Болгария) — полковник Сергей Егорьев 1986 — Была не была — Юрий, дядя Серова 1987 — Без солнца — Михаил Иванович Костылёв, содержатель ночлежки 1988 — Радости земные — Василий Лемехов в зрелом возрасте 1989 — Шакалы — депутат 1990 — Русская рулетка — Фёдор Андреевич 1990 — Система «Ниппель» — Лазарь Фомич Бамбук 1990 — Динозавры XX века — следователь, полковник Крючков 1991 — Гений — Валентин Смирнов, отец Насти 1991 — Летучий голландец — директор ресторана Матвей Фомич 1992 — Ключ — следователь Николай Петрович Яценко 1992 — Трактористы 2 — председатель колхоза Кирилл Петрович 1993 — Раскол — министр Плеве 1993 — Стамбульский транзит — Николай Евгеьевич 1993 — Уснувший пассажир — Александр Иванович Смирнов, следователь по особо важным делам 1995 — За что? (польск. Zа со?; Россия, Польша) — Иван Гаврилович, комендант 1995 — На углу, у Патриарших — подполковник Виталий Петрович Беляков 1995 — Ширли-мырли — батюшка 1998 — Райское яблочко — Игорь Игоревич 2001 — Остановка по требованию 2 — Виталий Маркович 2002 — Раскалённая суббота — олигарх Борис Семёнович 2002 — Кодекс чести — генерал-лейтенант в отставке Лазарев 2003 — Участок — Стасов 2003 — Операция «Цвет нации» — генерал 2004 — Кавалеры Морской Звезды — адмирал Говорков 2004 — Евлампия Романова 2 — Олег Рябов, генерал в отставке 2004 — Богатство — приамурский генерал-губернатор Андреев 2005 — Турецкий гамбит — генерал Ганецкий 2006 — Никто не знает про секс — дед Егора 2006 — Заколдованный участок — Стасов-старший 2006 — Последний приказ генерала — Георгий Данилович Платонов, генерал в отставке 2006 — День Победы — Андрей Николенко в старости 2008 — Трое с площади Карронад — Игорь Борисович, директор «Винджаммера» 2008 — Беркут 2008 — Пуля-дура: Возвращение агента — пожилой москвич 2009 — И была война — Клепиков 2011 — Аферистка — Глеб Крылов 2011 — Немец — Сергей Сергеевич Тихонов, ветеран спецслужб 2012 — Мосгаз — Анатолий Тимофеев, генерал в отставке

Читайте также:  Фредди меркьюри​ - биография знаменитости, личная жизнь, дети

2014 — Палач

Озвучание фильмов Анатолия Кузнецова:

2003 Чёрная метка — Гейдар Алиев (роль Тадеуша Хука) 1997 Дон Кихот возвращается 1987 Смертельное оружие — Роджер Мертаф (роль Дэнни Гловера) 1985 Победа — Андрей Андреевич Громыко (роль Виктора Ильичёва) 1984 Европейская история — Гамелин (роль Станислава Микульского) 1977 Подарки по телефону — Арнольд Петерсон (роль Стасиса Пятронайтиса) 1977 Легенда о динозавре 1977 Вооружен и очень опасен — Джек Хэмлин (роль Мирча Верою) 1975 Вендетта по-корсикански 1971 Держись за облака — Перцель (роль Ивана Дарваша) 1971 Девушка из камеры № 25 — Голицын (роль Анатолия Ромашина) 1971 Горячие тропы — Рахимов (роль Ходжадурды Нарлиева) 1970 Семь дней Туйзу Таави — председатель колхоза (роль Хейно Мандри) 1969 Золото Маккенны — Колорадо (роль Омара Шарифа) 1968 Один шанс из тысячи — капитан Мигунько (роль Анатолия Солоницына) 1968 День совы — капитан Беллоди (роль Франко Неро) 1967 Он пошёл один — Поль 1966 Следствие продолжается — Азимов (роль Гасана Мамедова) 1966 Крылья песни — Мусса (роль Ануарбека Молдабекова) 1966 Встреча с прошлым 1964 Итальянец в Варшаве 1964 Закон и кулак — Анджей Кёниг (роль Густава Холоубека) 1964 Буря над Азией — подпоручик Федотов (роль Валерия Косенкова) 1963 Состязание — Мамет-яр-хан (роль Артыка Джаллыева) 1963 Клеопатра — Марк Антоний (роль Ричарда Бартона) 1963 Белый караван — Гела Ахлаури (Имеда Кахиани) 1962 Дьявол и десять заповедей 1961 Прекрасная американка — Марсель (роль Робера Дери) 1960 Парни музкоманды — Цолак Дарбинян (роль Левона Тухикяна) 1960 Об этом говорит вся махалля — Умар (роль Хамзы Умарова)

1958 Повесть о латышском стрелке — Янис Пиларс (роль Эдуарда Павулса)

Озвучивание мультфильмов Анатолия Кузнецова:

1977 — Полигон 1980 — Солдатская сказка — Солдат

2005 — Басни для зайцев — читает текст

Источник: http://stuki-druki.com/authors/Kuznecov-Anatoliy-akter.php

Анатолий КУЗНЕЦОВ

Анатолий Кузнецов родился 31 декабря 1930 года в Москве (семья Кузнецовых проживала в коммунальной квартире в Медовом переулке). Его отец — Борис Кузнецов — был певцом и работал в джазе Кнушевицкого, затем — на радио и в хоре Большого театра.

По стопам своего родителя решил пойти и Анатолий: после окончания десятилетки в 1948 году, он поступил на вокальное отделение училища имени Ипполитова-Иванова. Однако проучился там немного и вскоре решил сменить профессию. Побудили его поступить подобным образом два человека.

Первым была педагог училища по сценическому мастерству Нина Осиповна Смирнова, которая часто ему повторяла: «Толя, голос может пропасть, поэтому поступай лучше в театральное».

Вторым человеком был известный актер Михаил Кузнецов (двоюродный брат нашего героя по отцу), который часто бывал в их доме и очень увлеченно рассказывал Анатолию о мире кинематографа. В конце концов летом 1951 года наш герой решил бросить музыкальный вуз и отправился поступать на актера.

Поступал он в два театральных заведения одновременно: в театральное училище имени Щукина и Школу-студию при МХАТе. Причем, в «Щуке» его сразу раскусили, сказали: «Мы знаем, что ты, кроме нас, сдаешь экзамены и в студию МХАТа. Но поскольку аттестат ты сдаешь нам, а копию — туда, мы считаем, что ты поступаешь только к нам».

Самое удивительное, но Кузнецова приняли в оба вуза, и перед ним встал непростой вопрос: какое заведение выбрать? В течение нескольких дней он ломал голову над этой проблемой, пока все тот же двоюродный брат Михаил Кузнецов не заявил: «Толя, надо продолжать наши традиции. Поэтому иди во МХАТ».

Закончив Школу-студию в 1955 году (дипломный спектакль — тургеневский «Нахлебник», где он играл Кузовкина), Кузнецов должен был отправиться в прославленный Ярославский драматический театр имени Ф. Волкова.

Однако актером театра он так и не стал — еще на третьем курсе студии его увлек кинематограф. Его первое появление на экране произошло в фильме «Опасные тропы» (1954), в котором он сыграл молодого ученого Василия Желудева, разоблачающего матерого диверсанта.

Фильм занял в прокате 9-е место, собрав на своих просмотрах 29,25 млн. зрителей.

Затем последовали роли в фильмах: «Гость с Кубани», «За витриной универмага» (1955). В 1956 году Кузнецов умудрился сняться сразу в трех картинах: «Путешествие в молодость», «К Черному морю» и «Случай на шахте восемь». Последнюю картину (ее снял В. Басов) критика затем оценила как лучшую работу Кузнецова за три года его пребывания в кино.

Стоит отметить, что во время съемок этой картины в личной жизни нашего героя произошли изменения: он женился. Случилось это следующим образом.

Еще будучи студентом Школы-студии он познакомился в одной из молодежных компаний (на квартире у Галины Волчек) с девушкой по имени Александра. Как оказалось, она была дочерью легендарного летчика Анатолия Ляпидевского, того самого, который спасал челюскинцев и получил за это Звезду Героя Советского Союза.

Однако нашего героя это высокое родство совершенно не смутило и, когда судьба в очередной раз свела их с Александрой в доме общей знакомой, он стал настойчиво за ней ухаживать. Так продолжалось в течение нескольких лет.

В 1956 году, когда Кузнецов уехал на съемки в Киев, он звонил Александре в Москву практически каждый день и исподволь готовил ее к решающему шагу. Наконец в один из тех дней он неожиданно приехал в Москву и прямиком явился в дом к невесте. «Собирай вещи, Александра, — заявил он невесте, едва перешагнул порог ее дома.

 — Я снял для нас в Киеве комнату, поэтому к экзаменам в институт ты будешь готовиться там». — «Но как же родители?» — спросила в ответ Александра.

На счастье молодых, родители в тот момент были дома и находились в соседней комнате. Кузнецов решительно шагнул в их обитель и сообщил им, что они с Алиной собираются пожениться.

Несмотря на то, что их отношения длились уже продолжительное время и родители Александры хорошо знали нашего героя, однако это заявление все равно оказалось для них полной неожиданностью.

Мать девушки даже собиралась отказать молодому человеку, так как Александре в скором времени предстояло поступать в институт (во ВГИК). Однако отец девушки оказался на редкость выдержанным человеком (все-таки летчик!) и дал свое добро на эту женитьбу.

Между тем карьера Кузнецова в кино продолжала успешно развиваться. В конце 50-х на его творческом счету появилось еще три фильма: «На дорогах войны» (1958), «Повесть о молодоженах» (1959) и «Ждите писем» (1960). Последняя картина (ее снял Ю. Карасик) была наиболее удачной работой актера: в ней он сыграл шофера Леньку. Как писала затем критик Н.

Зеленько: «Ленька самоуверен, неотразимо хорош собой и весело-нахален. Любит острить, все время чуть-чуть «работает на зрителя», устраивает розыгрыши, сохраняя при этом абсолютную серьезность. Актеру Ленька явно нравился, но относился он к нему беспристрастно: не скрывал ни Ленькиной душевной неразвитости, ни его хамства.

Диалектику такого характера Кузнецов играл темпераментно, ярко, заразительно».

Буквально через год после этой роли в творческом активе актера появилась еще одна значительная работа: роль шофера Руденко в фильме Алексея Салтыкова и Александра Митты «Друг мой, Колька». В прокате 1961 года фильм занял 19-е место, собрав на своих сеансах 23,8 млн. зрителей. По мнению большинства критиков, этот фильм стал одним из лучших в советском кинематографе 60-х годов.

После этой картины предложений сниматься в других фильмах у нашего героя заметно прибавилось, однако он в большинстве своем отвечал отказом.

Дело в том, что это были сплошь роли «розовых» героев, играть которых Кузнецову было уже неинтересно. Ему хотелось попробовать себя в отрицательной роли, и в 1962 году такая возможность ему представилась.

В фильме Фрунзе Довлатяна «Утренние поезда» он сыграл роль Павла, человека бездуховного и циничного.

И все же ролей, подобных этой, в биографии Кузнецова было значительно меньше, чем ролей положительных. В 60-е годы последние следовали у актера одна за другой. Назову лишь некоторые из этих фильмов: «Как я стал самостоятельным» (1963), «Дайте жалобную книгу» (1965), «Весна на Одере» (1968).

Этих ролей могло быть значительно больше, если бы сам актер порой не отказывался от них. Причем это были роли и фильмы, которые затем попадали в сокровищницу советского кино. О каких фильмах идет речь? Например, картина Михаила Ершова «Родная кровь», где нашему герою предлагали сыграть главную роль. Он отказался и роль досталась Е.

Матвееву. Или фильм А. Салтыкова «Председатель», где Кузнецов должен был сыграть роль брата главного героя (ее потом сыграл И. Лапиков). Или рязановский «Берегись автомобиля», где Анатолию Кузнецову была предложена роль следователя Подберезовикова. «Опять праведника играть! Скука!» — подумал про себя наш герой и отказался.

А затем смотрел картину и думал — что ж я сделал! Но было поздно.

И все же следует отметить, что главную роль в своей жизни Кузнецов все-таки не пропустил. Речь идет о фильме Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». И ведь попал наш герой на роль красноармейца Федора Сухова совершенно случайно. Первоначально на нее претендовал не менее популярный актер Георгий Юматов.

Однако он влип в какую-то историю, сняться не смог, и съемочная группа стала искать другого актера. А соседом по дому одного из сценаристов картины, Валентина Ежова, был именно наш герой. И однажды они встретились во дворе и Ежов предложил Кузнецову почитать сценарий.

Тот прочитал и тут же дал свое согласие на съемки, хотя и был в то время болен.

Фильм «Белое солнце пустыни» вышел на экраны страны в апреле 1970 года и имел огромный успех у зрителей. Как писала все та же Н. Зеленько: «Кузнецов оказался одним из немногих актеров современного кино, способных возродить сказочную традицию, вернуть ей черты подлинно народные.

Сколько уже мы видели добрых и лукавых солдатских лиц, выгоревших гимнастерок и аккуратных скаток через плечо. И как часто выглядели они похожими друг на друга. Но возник в знойном мареве пустыни Сухов-Кузнецов, и выгоревшая гимнастерка его воспринимается как неповторимый подлинник. Пустыня обжита Суховым по-хозяйски, по-крестьянски домовито, как собственное поле…

Роль Федора Сухова сделала Кузнецова суперпопулярным актером. Его и до этого прекрасно знали зрители, но то, что началось в 1970 году, когда картина вышла на широкий экран, было неописуемо. У актера появились миллионы новых поклонниц, которые буквально забрасывали его любовными письмами.

Читайте также:  Николай сличенко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Тогда даже случилась забавная история. Некий артист, внешне похожий на Кузнецова (кстати, приятель нашего героя), разъезжал по городам Союза и, выдавая себя за известного артиста, влюблял в себя женщин.

И вот однажды на имя настоящего актера Анатолия Кузнецова из глубинки приходит письмо: «Здравствуй, дорогой мой Толик. Я согласна с твоим предложением. Скоро приеду к тебе. Вот продам шифоньер — и приеду. Денег на первое время нам с тобой хватит».

К большому счастью нашего героя, на конверте был штамп города, в котором он никогда в жизни до этого не бывал. А так мало ли какие мысли могли прийти в голову его родственникам.

Благодаря этому фильму Кузнецов стал чаще бывать за рубежом. В одной Африке он объездил девять стран, был в Мексике, Японии. И везде «Белое солнце пустыни» пользовалось большим успехом у зрителей.

Благодаря этой картине нашего героя стали приглашать в свои работы и зарубежные режиссеры. Правда, в основном это были коллеги по социалистическому лагерю.

Кузнецов тогда снялся в советско-болгарском фильме «Братушка» (1976), советско-чехословацких: «Один сребреник» (1976) и «Гордубал» (1979). Последнюю картину сам актер считает одной из лучших в своем послужном списке.

Стоит отметить, что в 70-е годы актер снимался не менее активно, чем в прошлые десятилетия.

На его счету тогда появились роли в фильмах: «Украденный поезд» (1971), «Люди на Ниле» (1972), «Горячий снег», «Жизнь на грешной земле», «И на Тихом океане» (все — «1973), «Единственная дорога» (1976), «Жить по-своему», «Хомут для Маркиза» (оба — 1977), «В зоне особого внимания» (1978), «Ответный ход» (1981) и др.

Ролей могло быть и больше, если бы сам актер от некоторых из них не отказался добровольно. Причем в двух случаях он отказал такому мэтру, как Э. Рязанов. В первом случае тот предложил ему роль следователя прокуратуры в фильме «Старики-разбойники» (ее затем сыграл Г. Бурков), во втором — роль председателя гаражного кооператива в фильме «Гараж» (ее сыграл В. Гафт).

Отказался наш герой и от роли секретаря парткома в фильме С. Микаэляна «Премия» (ее сыграл О. Янковский). Короче, будь Кузнецов чуть попроницательнее, в его творческом активе было бы гораздо больше интересных ролей.

Хотя по большому счету можно уверенно заявить, что одна роль Федора Сухова стоит сотни других ролей.

Как признался однажды нашему герою актер Леонид Марков: «Я был бы счастлив, если бы у меня была хоть одна картина, которая помнится всю жизнь».

Что касается личной жизни нашего героя, то и здесь все было нормально.

Его супруга Александра Анатольевна с успехом закончила ВГИК (режиссерский факультет) и была принята на Киностудию имени Горького: снимала там научно-популярные фильмы.

Но когда в 1974 году на свет появилась дочь Ирина, режиссуру пришлось оставить. (В последующем Ирина Кузнецова окончит МГУ, получит профессию искусствоведа.)

В 1979 году Анатолию Кузнецову присвоили звание народного артиста РСФСР.

В 80-е годы Кузнецов снялся еще в добром десятке картин самых разных жанров. Он играл в боевике В. Дормана «Медный ангел» (1984, роль инженера Курмаева, вставшего на борьбу с наркоторговцами), в фильме Ю. Карасика «Берега в тумане» (1985, роль белогвардейского полковника Сергея Егорьева) и др.

В начале 90-х семья Кузнецовых наконец-то заимела свою собственную дачу. Причем им повезло: начав строить ее в 1990 году, они как раз успели уложиться перед взлетом инфляции в январе 1992 года.

В одном из последних интервью (май 1997 года) газете «Московский комсомолец» Анатолий Кузнецов заявил: «Сейчас я стал более энергичным, чем раньше. Ведь было как — тебя не приглашают, ты сам не проявляешь инициативы, ждешь роль. Теперь я бы себе этого не позволил. Понахальнее надо быть…

Следующая глава

Источник: https://biography.wikireading.ru/83718

Анатолий Кузнецов: фильмография, биография и семья актера

Он искренне хотел стать певцом. Для этого поступил в музыкальное училище на вокальное отделение. Прошел год, затем второй. И только благодаря счастливейшей случайности мир музыки потерял никому не известный голос, а мир кинематографический приобрел свою будущую звезду – товарища Сухова. Именно под этой фамилий всем известен и так любим актер Анатолий Кузнецов.

Выбор профессии

Анатолий Борисович родился в Москве в последний день 1930 года – 31 декабря. В то время Кузнецовы ютились в коммуналке, расположенной в Медовом переулке. Глава семейства был профессиональным певцом, работал и в джазе, и на радио, и в опере. Так что всем казалось, что и путь Кузнецова-младшего уже предопределен: ведь мальчик любит музыку, и у него есть неплохие вокальные данные.

В общем, так и случилось: окончив 10 классов, Анатолий Кузнецов решает связать свою жизнь с музыкой и поступает в музыкальное училище. А потом произошло то, что сам артист в шутку назвал «совращением» с пути истинного.

Сначала его педагог, преподававшая сценическое мастерство, видимо, заметив у студента способности к перевоплощению, стала постоянно говорить Анатолию, что голос – штука хрупкая, часто исчезающая, поэтому Нина Осиповна настоятельно советовала ему театральную карьеру.

Точку в «совращении» поставил двоюродный брат, к тому времени уже известный артист Михаил Кузнецов. И вот в 1951 году Анатолий Кузнецов решается стать актером.

Путь к кинематографу

Для того чтобы поступление в театральный вуз было гарантировано, Кузнецов подает документы сразу в два: так что пришлось потом сдавать экзамены и в Щукинском училище, и школе-студии МХАТа.

Результат оказался потрясающим: он оказался в числе зачисленных в обоих учебных заведениях. И опять помощь в выборе оказал Михаил, приведя брату главный довод – продолжение семейной традиции.

Так во МХАТе началась биография Анатолия Кузнецова как артиста.

Дипломный спектакль по тургеневскому «Нахлебнику» (персонаж Кузовкин) состоялся в 1955 году. По распределению молодого актера ждал замечательный Ярославский драмтеатр имени Волкова, но так и не дождался.

Оказывается, еще учась в школе-студии, увлекся кинематографом Анатолий Кузнецов. Фильмография его начинается с 1954 года, когда он дебютировал в художественной ленте «Опасные тропы». В этой картине Кузнецов сыграл положительного героя.

Это была история о том, как молодой ученый Василий Желудев разоблачил опытного диверсанта.

Кузнецов Анатолий: семья

В год окончания МХАТовской студии наш герой снялся сразу в двух фильмах, а на следующий год он работал уже сразу в трех картинах. Среди них «Случай на шахте восемь» (режиссер Владимир Басов).

В это же времябиография Анатолия Кузнецова пополнилась одним важным фактом – женитьбой. С Александрой он познакомился еще студентом на одной из вечеринок у Галины Волчек.

Тот факт, что девушка – дочь легендарного летчика Ляпидевского, того самого, который участвовал в спасении челюскинцев, за что был удостоен звания Героя Советского Союза, нисколько не остановил Анатолия.

Он настойчиво ухаживал на протяжении нескольких лет.

Уезжая на съемки, он старался звонить Саше практически ежедневно. Оставалось сделать решающий шаг. Однажды, совершенно неожиданно приехав в Москву из Киева, Анатолий Борисович первым делом появился у Александры и с порога предложил ей ехать с ним.

Девушка только и смогла прошептать испуганно что-то насчет родителей, которые находятся в соседней комнате.

Но Кузнецов решительно заявил о своем намерении жениться и им, на что мама Александры заявила, что дочь должна в скором времени поступать на учебу, а отец дал согласие на брак. И свадьба состоялась.

Александра Анатольевна благополучно поступила и окончила режиссерский факультет ВГИКа, снимала научно-популярное кино и верно ждала из творческих командировок мужа. Но пройдет несколько лет, и появится в интервью больной вопрос, которого будет избегать Анатолий Кузнецов (актер), – дети.

Наконец, в 1974 году жена подарила ему дочь Ирину. Повод для неприятной темы исчез сам по себе. Любимая наследница выросла, окончила Московский университет, а посвятила свою жизнь Ирина Кузнецова искусству.

Эти разные, разные роли

Съемок было много. В пятидесятых в девяти картинах сыграл Анатолий Кузнецов. Фильмография же шестидесятых уже насчитывает 14 работ.

  • В 1960 году он появился на экранах шофером Ленькой в «Ждите писем». По мнению критиков, это была одна из самых его удачных ролей того времени.
  • В этом же году в «Фортуне» создал образ Андреева.
  • В 1961-м Кузнецов предстал перед зрителями пионервожатым Сереем Руденко («Друг мой, Колька!»).
  • В 1962 году он снялся сразу в двух картинах: «Остров Ольховый» и «Как я был самостоятельным».
  • В 1963-м появился и отрицательный герой Павел из «Утренних поездов».
  • 1964 год ознаменовался комедией «Дайте жалобную книгу», где герою Ивану Ильичу Кондакову пришлось остаться без невесты.
  • В 1965-м вышли «Пакет» и «Совесть».
  • В 1967-м – «Бабье царство» с Жаном Петриченко и «Весна на Одере» с майором Лубенцовым.
  • 1968 год подарил «Встречи на рассвете» и легендарное «Освобождение».
  • А в 1969 родился шедевр, и через несколько месяцев мир узнал о новой кинематографической легенде — «Белое солнце пустыни».

Товарищ Сухов

Картина выходит в прокат в 1970 году. Без этой главной роли биография Анатолия Кузнецова как артиста могла быть совершенно другой. Но случилось то, что случилось. Именно с этого фильма и до сих пор он для миллионов зрителей остается нестареющим товарищем Суховым.

Этот солдат, возникший среди пустыни, стоивший, по словам его товарища, целой роты, с первой секунды располагает к себе. Его хозяйская хватка русского мужика видна во всем — как в быту, так и в бою. Федор Сухов воспринимается как подлинный человек, поэтому его имя перешло к артисту.

Небывалую популярность артист Кузнецов Анатолий принял с достоинством. Не расшатали его семейных убеждений и письма от десятков тысяч поклонниц. Даже к таким казусам, как история (кстати, совершенно подлинная) о его двойнике, разъезжающем по городам и весям, вызвала у него только улыбку и извиняющееся пожатие плечами.

За рубежом

Лента «Белое солнце пустыни» как будто приоткрыла железный занавес, таким неподдельным был интерес зарубежных зрителей к ней. А вместе с фильмом часто ездил по странам и наш герой. Как признавался сам артист, ему было интересно смотреть на себя, разговаривающего то на французском, то на японском, то на испанском языках.

Десять африканских стран посетил Анатолий Кузнецов, не считая Европы, даже в Мексике и Японии побывал. И почему-то образ Федора Сухова воспринимался всеми народами очень близко к сердцу. Видимо, его мужская харизма стала интернациональной.

А в одной из восточных стран случилась анекдотическая ситуация. Перед показом широкой аудитории с фильмом познакомились люди из государственных структур. Один из них картиной остался недоволен. Как это так может быть: у него в гареме лишь две жены, а у какого-то советского солдата их целых девять.

И еще один аспект в актерскую жизнь Кузнецова добавил Сухов. Артиста пригласили сниматься зарубежные режиссеры. Результатом этого сотрудничества стали три картины: в 1976 году советско-болгарский «Братушка» и советско-чехословацкий «Один сребреник», в 1979 году – «Гордубал».

Роли, которые прошли мимо

У Анатолия Борисовича никогда не было недостатка в предложениях принять участие в той или иной картине. Но вот сам он порой отказывался от работ, о чем потом очень жалел. Главная роль в картине М. Ершова «Родная кровь» досталась Евгению Матвееву, а в фильме «Председатель» вместо него сыграл Иван Лапиков.

Самой обидной из потерь был Максим Подберезовиков, следователь из «Берегись автомобиля». Сначала этот образ показался Кузнецову приторно положительным и скучным. Но когда фильм вышел на экраны, уже при первом просмотре сердце артиста сжалось от обиды на себя за невнимательное прочтение сценария.

Все сторицей чуть позже окупилось в «Белом солнце пустыни». Но именно здесь-то Анатолий Кузнецов был случаен.

На роль Сухова был утвержден Георгий Юматов, которому непредвиденные обстоятельства не позволили принять участие в съемках, и тогда все кинулись искать нового претендента.

Один из сценаристов жил рядом с Кузнецовым и, случайно встретив Анатолия, предложил ему роль. И попал в яблочко.

А еще была потеря следователя (воплотил Георгий Бурков) из «Стариков-разбойников», мимо прошла и работа в знаменитом рязановском «Гараже» (председатель гаражного кооператива). Отказался Кузнецов и от съемок в «Премии» у С. Микаэляна, эта роль досталась Олегу Янковскому. Но все же в жизни нашего героя уже случился Сухов в фильме, о котором мечтает каждый артист.

Долгая жизнь в кино

Несмотря на отказы от некоторых ролей, Анатолий Кузнецов, фильмографиякоторогоежегодно увеличивалась на десяток-другой картин, был всегда востребованным. Семидесятые годы ознаменовались 22 работами. Среди них:

  • рабочий из «На пути к Ленину»;
  • генерал из «Украденного поезда»;
  • Рощин из «Возвращения катера»;
  • Веснин из «Горячего снега»;
  • Ляпкин-Тяпкин из «Инкогнито из Петербурга»;
  • Рябинин из «Голубки»;
  • и еще полтора десятка не менее запоминающихся ролей.

Начиная с 80-х, Анатолий Борисович Кузнецов снялся в полусотне художественных фильмов. Одними своими работами остался доволен, другими – не очень. Он ушел из жизни 7 марта 2014 года, всеми любимым и почитаемым актером кино.

Награды и звания

  • В 1979 году Анатолий Кузнецов получил звание Народного артиста РСФСР.
  • Спустя почти 20 лет (только в 1998 году) за воплощение Сухова награжден Государственной премией России.
  • Имеет ордена: Почета и «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

Источник: http://fb.ru/article/139450/anatoliy-kuznetsov-filmografiya-biografiya-i-semya-aktera

Ссылка на основную публикацию