Давид самойлов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Давид самойлов — о странностях любви …-

ДАВИД САМОЙЛОВ _ О СТРАННОСТЯХ ЛЮБВИ _

Давид Самойлов_ О странностях любви _ «Трудно любить принцесс — ужасно мучительный процесс». Эту маленькую эпиграмму Михаил Светлов посвятил Давиду Самойлову, а точнее — не только ему, а одному эпизоду, который состоялся в ресторане Центрального дома литераторов.

Там сидел сам Светлов, сидел Давид Самойлов, сидел Борис Грибанов — приятель Самойлова, и пришла Светлана Аллилуева. В конце 50-х годов у поэта Давида Самойлова и дочери Сталина был роман, о котором шумела и шепталась вся Москва.

Светлана устроила Давиду скандал, после чего довольно быстро ушла. Вот Светлов и произнёс эту эпиграмму.

Не только принцессы были в донжуанском списке Давида Самойлова, он был достаточно велик, сам он неоднократно признавался в своих дневниках: я всегда был влюблён, я не мог не любить, я любил, но боялся обязанностей, которые накладывает любовь, я на самом деле только влюблялся, но не любил.

Очень трудно разобраться в этих, не всегда логичных построениях, которые посвящал Давид Самойлов любви. В стихах это тоже есть:

    Любить не умею, любить не желаю,Я глохну, немею и зренье теряю,И роли своей я уже не играю,Любить не умею, я умираю.

Наверное, он умел любить, если оставил после себя столько воспоминаний. Достаточно скупых, ведь Давид Самойлов ушёл из жизни не так давно, это 1990 год. Ещё публика не успела пойти вразнос и выдумать достаточное количество сплетен, тем не менее любовная жизнь Давида Самойлова занимает многих и многие об этом пишут, многие об этом говорят.

Поразительно как человек, родившийся в 1920 году сумел ставить по себе такой яркий свет именно в любовных историях. Казалось бы жизнь не предоставила ему такой возможности: голодное детство, юность, на которую пала война, потом послевоенные годы. Действительно, Давид Самойлов любил с детства, со школы, он влюблялся всю жизнь.

Дезик, как называли его друзья, всегда находился в состоянии влюблённости. Сын его Александр настаивает на том, что он любил не столько конкретных женщин, столько ипостаси женщин в каждой из них. Некрасивых женщин назвал красавицами, но его первая жена Ольга Фагельсон была одной из самых красивых женщин Москвы.

Кстати, он был женат, когда у него происходил роман со Светланой Аллилуевой, особенно заметный роман, потому что дочь Сталина — заметная фигура, потому что её романы были действительно на слуху и на прицеле у общества.Как получилось, что дочь Сталина и поэт Давид Самойлов, который никогда не стремился быть среди высших? Это Москва и это было достаточно случайно.

Дочь Микояна занималась литературой, как профессионал, её опекал друг Самойлова. И вот, в доме Микояна происходило торжество, друг Самойлова туда пошёл, он пишет: к нам заявился Дэзик и мы взяли его с собой. 

Так Дэзик попал на день рожденье или празднование, и там он повстречал Светлану Аллилуеву. Там они сразу понравились друг другу и, как пишет мемуарист:

    «О, ужас, через 15 минут эта пара уже сидела и целовалась взасос».

Надо сказать, что мемуары эти довольно разухабистые, беззастенчивые, но всё это остаётся на совесть воспоминателя. Светлане было всё равно, к Микояну она относилась без всякого почтения, Сталина уже не было вживых в то время, она привыкла относиться к подчинённым своего отца как к холопам. А Дэзик был поэтом, он был свободен, ему было всё равно.

На следующее утро, после вечеринки, Самойлов пришёл к Борису Грибанову, автору мемуаров, и сказал: «Боря, мы его отымели». Было употреблено более грубое слово, но фраза была построена именно так. На что Грибанов сказал: но это ты же был с ней. Самойлов ответил: я сделал это от своего и от твоего имени. В принципе можно даже поверить этой фразе.

 Здесь, в Одессе, жил человек, чья подруга работала в одной из высших комсомольских организаций и в самый интимный момент он требовал от неё, чтобы она кричала: Вася имеет комсомол. Очевидно, эта форма была достаточно расхожей для советского человека, который недолюбливал власть. для Самойлова история со Светланой Аллилуевой этим не кончилась. Это был бурный, страстный, тяжёлый роман.

Она очень хотела, чтобы он на ней женился, но он уже был женат и вообще он очень не любил, когда женщины его связывали, он очень не любил брать на себя какие-то обязательства. Свобода — это было главное для него. Конечно, жениться он не хотел. Она ему устраивала скандалы. Они встречались в дачных домиках под Москвой, отголоски этого романа сохранились в мемуарах Грибанова.

Он говорит, что Светлана, едва переступив порог, тут же сбрасывала с себя всю одежду. Потом роман стал остывать.Есть в дневниках Самойлова такое воспоминание: он тяжело переживал её трагедию, она всё время требовала от него быть то ли господином, то ли рабом, а этого он в любви категорически не хотел и не признавал.

Он понимал, что она несёт крест своего одиночества и говорил, что ему душно и трудно в атмосфере её индивидуальности, в атмосфере её характера.Постепенно эта связь сошла на нет, закончившись далеко не так трагически, как закончилась история той же Светланы Аллилуевой с Каплером.

Грибанов пишет, что Самойлов не выдержал однажды и поинтересовался не пыталась ли Аллилуева спасти Каплера из лагеря? Она ему ответила, что как только она заговорила с отцом об Алексее Каплере, сосланным в лагерь из-за того, что он посмел влюбиться в дочь генералиссимуса, то она получила тяжёлую пощёчину, а Каплер был переведён в лагерь более строгого режима.

 Пути Самойлова и Аллилуевой разошлись. Правда, когда появились её мемуары за границей, она упомянула его имя. Это было чревато неприятностями, но в конечном счёте обошлось. Удивительно, Самойлов умудрился жить в советское время, уходя от советских неприятностей, от того строя жизни, тех иерархий, которые был вовлечён хотя бы будучи членом союза писателей.

Жизнь обрушила на него все невзгоды, которыми был чреват весь XX век, и тем не менее, его спасал счастливый характер и везение.Итак, после войны, его первый брак. Одна из самых красивых московских женщин. Брак, как часто водится у поэтов, безбытный. Брак, который подарил сына Александра. Александр очень тяжело переживал отношения родителей, он всё время боялся, что они разойдутся.

Ему не так важно было, что его отец поэт, писатель. Он предчувствовал трагедию этого развода. Как пишет сын, после того, как они разошлись, она по-прежнему была красива, но блеск в глазах её угас. Друзья, у них их было много, пошли за Самойловым, а не за ней. И получилось так, что он после 40 — поэт, движущийся к славе, а она увядающая красавица.

Красавиц было много в жизни Самойлова.

    «У зим бывают имена, Одна из них звалась НатальейИ было в ней мерцанье, тайна,И холод, и голубизна.Еленою звалась зимаИ Марфою, и Катериной.И я порою зимней, длиннойВлюблялся и сходил с ума.И были дни, и падал снег,Как тёплый пух зимы туманной.А эту зиму звали Анной,Она была прекрасней всех».

Друг Самойлова, поэт Юрий Левитанский, пошутил по этому поводу, написал коротюсенькую эпиграмму: «А эту Зину звали Анной». И действительно, в конце концов за своё донжуанство уже в последние годы жизни Самойлов расплатился. Он снова был женат и к тому времени жил в Пярну. Это удивительный поступок для писателя, живущего в Москве.

Вся советская иерархия направлена на то, чтобы человек стремился жить в Москве, особенно если он человек искусства. И тут Самойлов совершает такой неожиданный жест — он разворачивается и уезжает из Москвы в какой-то маленький эстонский городок.

Благодаря ему Пярну становится форпостом русской культуры в Эстонии, и Пярну становится местом паломничества, а Самойлов одним из интереснейших центров культурной жизни.

Там, в Пярну, он живёт уже с последней своей женой Галиной Медведевой и там он мучается ужасной ревностью, не потому, что жена ему изменила, он даже в это не верит, а она просто изменила интерес. Он мучается от того, что он не главный в её жизни, она любит не его соперника, а она любит свою страсть. Для Самойлова это трагедия.

Он наверняка предвидел это в своих стихах, когда писал поэму «Старый Дон Жуан». Когда он просил: «Господи, убей сначала наши страсти, наши жажды, неужели смерти мало, что ты нас караешь дважды?». До самого последнего дня Самойлов остался неугомонным, вечно влюблённым, вечно ревнующим, вечно поэтом. 

Много разного сказано о его последних годах, о том, что он потяжелел, погрузнел, сильнее полюбил свою славу, чем следовало бы.

Мало найдётся примеров в ХХ веке в отечественной культуре поэтов, которые сохранили бы такую лёгкость и такую молодость, какую сохранил Самойлов до конца своих дней.

Об этом мы можем судить не по мемуарам, не по воспоминаниям, а по его стихам, которые очень созвучны со стихотворением, с которым Самойлов входил в большую поэзию.

    Сороковые, роковые,Свинцовые, пороховые…Война гуляет по России,А мы такие молодые!

* * *Соври, что любишь! Если ложьДобра, то будь благословенна!Неужто лучше ржавый ножИ перерезанная вена?Да! Притворись! Мне правду знатьНевыносимо, невозможно.Лелей неправды благодать,Как в колыбели, осторожно.

* * *Возвращаюсь к тебе, дорогая,К твоим милым и легким словам.На пороге, меня обнимая,Дашь ты волю свободным слезам.

— Ах,— ты скажешь,— как времени многоМиновало! Какие дела!Неужели так долго дорога,Милый мой, тебя к дому вела!Не отвечу, к тебе припадая,Ибо правды тебе не скажу.Возвращаюсь к тебе, дорогая,У тебя на пороге лежу.

.

Источник: https://subscribe.ru/group/moi-goda-moe-bogatstvo/8338440/

Самойлов Давид Самуилович

Самойлов (настоящая фамилия — Кауфман) Давид Самуилович (1920 — 1990), поэт. Родился 1 июня в Москве в семье военного врача, который оказал на него большое влияние, много занимался его образованием. Стихи начал писать рано, но поэтом себя долго не считал.

В 1938 окончил с отличием школу и без экзаменов поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), собираясь специализироваться по французской литературе. В те годы там преподавал весь цвет филологической науки.

Тогда же познакомился с Сельвинским, который определил его в поэтический семинар при Гослитиздате, ходил в Литературный институт на семинары Асеева, Луговского. В 1941 окончил ИФЛИ, тогда же публикует свои первые стихи.

Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца — по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт. После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание — старший сержант.

В конце ноября 1945 с эшелоном демобилизованных вернулся в Москву. Решает жить литературным трудом, то есть перебивается случайными заказами, подрабатывает на радио, пишет песни, литературные композиции.

Только в 1958 выходит первая книга стихов «Ближние страны». С этого времени регулярно появляются его поэтические сборники: «Второй перевал» (1963); «Дни» (1970); «Перебирая наши даты…». Д.Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в «Современнике», писал песни для спектаклей и кинофильмов.

В 1970-е вышли сборники «Волна и камень», «Весть»; в 1981 — «Залив».

С 1976 жил в городе Пярну, много переводил с польского, чешского, венгерского и языков народов СССР. Д.Самойлов умер 23 марта 1990 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Самойлов Давид (настоящее имя Давид Самуилович Кауфман) [1.6.1920, Москва — 23.2.1990, Таллин; похоронен в эстонском городе Пярну на Лесном кладбище] — поэт.

Читайте также:  Лучано паваротти - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1938-41 учился в ИФЛИ. Участник Великой Отечественной войны. Печататься начал в 1941: в журнале «Октябрь» (№3) в подборке «Поэзия студентов Москвы», организованной И.Сельвинским, было опубликовано под его настоящей фамилией (псевдоним в память об отце появился после войны) стихотворение «Охота на мамонта».

Первый сборник стихов «Ближние страны» вышел в 1958. За ним последовали: «Второй перевал» (1963), «Дни» (1970), «Равноденствие» (1972), «Волна и камень» (1974), «Весть» (1978), «Избранное» (1980), «Залив», «Улица Тооминга», «Линии руки» (все — 1981), «Времена.

Книга поэм» (1983), «Стихотворения» (1985), «Беатриче» и «Горсть» (1989), двухтомник «Избранные произведения» (1989) и др.

Поэтическое мировосприятие и стиль Самойлова, основанные на глубоком чувстве истории и преемственности культурных традиций, являются в основном реалистическими, с некоторой долей фантастического романтизма, родственными главным образом гармоническому мировосприятию и стилю Пушкина и Ахматовой.

Самойлов и современность воспринимает как историю. Он не идет по горячим следам событий и тем более не стремится опередить время; ему «обычно необходим хронологический разрыв, и значительный, между впечатлением и его поэтическим воплощением» (Боевский С.— С.

69) для того, чтобы субъективно воспринятое и пережитое несколько отстранилось, обрело внутренний строй и внешнюю рельефность, свойства исторического объекта.

Именно потребность во временной дистанции объясняет, почему первая книга поэта вышла только 13 лет спустя после войны, почему проходят годы между появлением его первой и второй, второй и третьей книг, почему, наконец, Самойлов количеству опубликованных произведений предпочитает их качество.

Ключевым, заглавным стихотворением поэта, его художественным паролем стало стихотворение «Сороковые», которым открывалась книга «Второй перевал»: «Сороковые, роковые, / Военные и фронтовые, / Где извещенья похоронные / И перестуки эшелонные. / Гудят накатанные рельсы. / Просторно. Холодно. Высоко.

/ И погорельцы, погорельцы / Кочуют с запада к востоку…» Рок, неотвратимая судьба, несущая гибель человеку,— важнейший атрибут трагедии. Панорама трагических «сороковых, роковых» дана Самойловым в движении, ход которого, слышится в рокочущем перестуке вагонных колес, выразительно переданном в звуковой инструментовке стиха.

Три безличных предложения: «Просторно. Холодно. Высоко» — говорят о том, что происходящее трагическое событие, при всех своих неисчислимых утратах и бедах, относится к числу высоких трагедий, т. е. поэт косвенно, иносказательно дает понять, что идет война великая, освободительная.

По контрасту с высоким, трагическим, движущимся историческим событием себя поэт рисует в статике и с бытовыми, будничными подробностями: «А это я на полустанке / В своей замурзанной ушанке, / Где звездочка не уставная, / А вырезанная из банки. / Да, это я на белом свете, / Худой, веселый и задорный.

/ И у меня табак в кисете, / И у меня мундштук наборный. / И я с девчонкой балагурю, / И больше нужного хромаю, / И пайку надвое ломаю, / И все на свете понимаю». В отличие от трагического фона, настроение молодого бойца, только что выписавшегося из госпиталя и ждущего, вероятно, новой отправки на фронт, непринужденно и жизнерадостно.

Герой противостоит смерти своей физической молодостью, своим юношеским жизнелюбием, которые в данном случае приобретают бытийный характер. Такое мировосприятие в общих чертах сохранится и в последующем творчестве поэта.

С первых же шагов поэзии Самойлов обращается и к более отдаленному историческому прошлому России, причем это национальное прошлое олицетворяется для него не столько именами царей и политических деятелей, сколько именами любимых поэтов: Державина, Батюшкова, Пушкина, Дельвига, Блока.

Еще в первой книге поэта критика отметила глубокое постижение духа и смысла исторического прошлого в небольшом цикле «Стихи о царе Иване». В книге «Дни» появляются шедевры исторической поэзии Самойлова: стихотворение «Пестель, Поэт и Анна» и «Блок. 1917».

В первом из них, давая выразительную характеристику Пестелю и Пушкину, Самойлов показал различие в восприятии и постижении жизни политиком и поэтом: Пестель, считающий, по словам Пушкина, что любовь «полезна лишь для граждан умноженья», постигает жизнь разумом, а Пушкин — сердцем, и его восприятие оказывается полнее, богаче и глубже, чем у однолинейного политика Пестеля.

В стихотворении «Блок. 1917» Самойлов достаточно верно передал восприятие событий 1917 автором гениальной и пророческой поэмы «Двенадцать». Воспринимая революцию, Блок, по словам Самойлова «видел ангела, звезду, / Он слышал флейту, и на льду / Невы он видел полынью / Рождественской купелью».

Однако в отличие от евангельского Рождества революционное рождество 1917 оказалось странным и ледяным, и эта странность заключалась главным образом в том, что теперь евангельские ясли оказались пустыми.

Если говорить языком блоковской поэмы, то это значит, что свобода пришла «без креста», а революционное рождество — без Христа, и в этом один из источников трагедии революционного народа. Революционное рождество с пустыми яслями, без Христа, духовно неполноценно и чревато трагическими последствиями.

Стихотворение Самойлова заканчивается картиной, изображающей, как метель заносит рождественскую купель революции: «На город с юга шла метель. / Замолкли ангел и свирель. / Снег запорашивал купель. / И все в снегу затмилось…»

Со временем, кроме исторической поэзии, в творчестве Самойлова все большую роль начинает играть лирика пейзажная, медитативная, философская и любовная. Незадолго до смерти поэт предается размышлениям о любви в цикле «Беатриче», изданном сначала отдельно (Таллин, 1989), а затем вошедшем в книгу стихов «Горсть» (1989).

Лирика Самойлова в своем развитии постоянно тяготела, с одной стороны, к медитативности, а с другой — к повествовательности. Тяготение к повествовательности объясняет, почему поэт на протяжении всей своей творческой жизни плодотворно работал в жанре драматической поэмы. Поэмы С.

связаны в основном с излюбленными им историческими темами: недавней истории — войне и послевоенному времени посвящены поэмы «Ближние страны», «Чайная», «Снегопад» и «Юлий Кломпус», послепетровским временам — «Сухое пламя» и «Сон о Ганнибале», эпохе Александра I и декабристов — «Струфиан».

Неопределенны по времени действия «Цыгановы», «Последние каникулы» и «Старый Дон-Жуан».

Весьма интересна по содержанию и по форме эпико-буколическая поэма, или, по-другому, эпическая идиллия «Цыгановы», в которой Самойлов попытался показать бытийные основы крестьянской жизни и положительные стороны русского национального характера.

Большое место в творчестве Самойлова принадлежит переводам из польской, сербской, украинской, литовской, латвийской, эстонской, болгарской поэзии, из произведений Л.Арагона, Г.Аполлинера, Брехта, Ф.Г.Лорки, Н.Хикмета и др. поэтов. Небольшая часть переводов Самойлова вошла в его сборник «Поэты-современники» (1963), вышедший в серии «Мастера поэтического перевода».

Немалый интерес представляет проза поэта, составившая книгу «Памятные записки» (1995). Здесь дан богатый автобиографический материал, осмысление литературной жизни, в особенности той, участником которой был сам Самойлов.

Среди воспоминаний о молодых поэтах фронтового поколения выделяется очерк «Друг и соперник», посвященный Б.Слуцкому. Содержательны заметки об А.Ахматовой, Б.Пастернаке, П.Антокольском, И.Эренбурге, Н.Заболоцком, М.Петровых, Вс.Иванове, А.

Солженицыне и др. писателях.

М.Ф.Пьяных

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П — Я. с.263-265.

Далее читайте:

Юрий ПАВЛОВ. Давид Самойлов: жизненные «слабости» и творчество. (Глава из кн.: Юрий Павлов. Человек и время в поэзии, прозе, публицистике ХХ — XXI веков. М., 2011).

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Избранное / вступ. статья С.Чупринина. М., 1980;

Книга о русской рифме. 2-е изд., доп. М., 1982;

Стихотворения. М., 1985;

Избранные произведения: в 2 т. / вступ. статья И.Шайтанова. М., 1989;

Возвращение: поэма // Октябрь. 1989. №5;

Из дневника // Литературное обозрение. 1990. №11;

Из литературного наследия // Октябрь. 1991. №9;

В кругу себя: Пародии, эпиграммы, посвящения, мистификации. М.; Вильнюс, 1993;

Памятные записки. М., 1995;

Перебирая наши даты. М., 2000.

Литература:

Сидоров. Е. Смысл и форма: О стихах Давида Самойлова // День поэзии. 1971. М., 1971;

Мусатов В. Стихотворение Д.Самойлова «Пестель, Поэт и Анна» // Анализ отдельного художественного произведения. Л., 1976;

Руднев В. Четырехстопный ямб Давида Самойлова // Материалы республиканской конференции. Тарту, 1977. (Русская филология);

Дыханова Б. Пушкиниана Д.Самойлова // Подъем. 1981. №6;

Боевский В. Давид Самойлов: Поэт и его поколение. М., 1986;

Истогина А.Д.Самойлов. «Горсть»: Стихи // Литературное обозрение. 1990. №8;

Графов Э. Проза жизни Давида Самойлова // Известия. 1995. 7 июля. №124.

Источник: http://www.hrono.ru/biograf/bio_s/samoilov.php

Самойлов, Давид

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Самойлов.

Дави́д Само́йлов (авторский псевдоним, наст. имя — Дави́д Самуи́лович Ка́уфман; 1 июня 1920, Москва — 23 февраля 1990, Таллин) — русский советский поэт, переводчик. Давид Самойлов — поэт фронтового поколения. Как и многие его сверстники, ушёл со студенческой скамьи на фронт.

Биография

Родился в еврейской семье. Отец — известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман; мать — Цецилия Израилевна Кауфман (1895—1986).

В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале финской войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья. В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт — рыть окопы под Вязьмой.

На трудовом фронте Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое он не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе ст. Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

После выздоровления, с марта 1944 года продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, награждён орденом Красной Звезды и медалью «За боевые заслуги».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и др.

C 1974 года жил в Пярну (Эстонская ССР), по адресу ул. Тооминга, д. 4. Некоторое время был близко знаком со Светланой Аллилуевой.

Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

Творчество

Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Затем появились поэтические сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год), «Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами» (1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на исторические сюжеты.

В стихах Самойлова «за простотой семантики и синтаксиса, за ориентацией на русскую классику, кроется трагическое мироощущение поэта, его стремление к справедливости и человеческой свободе».

Одно из первых публичных выступлений Д. С. Самойлова перед большой аудиторией состоялось в Центральном лектории Харькова в 1960 году. Организатором этого выступления был друг поэта, харьковский литературовед Л. Я. Лившиц.

Является автором стихотворения «Песенка гусара» («Когда мы были на войне…»), на которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х. «Гусарская песенка» Самойлова-Столярова стала в начале 21 века очень популярной среди казаков Кубани.[источник не указан 523 дня]

Выпустил юмористический прозаический сборник «В кругу себя». Писал работы по стихосложению.

Семья

Давид Самуилович жил здесь в 1922—1966 (Москва, Борьбы пл. 15/1)

Был женат на Ольге Фогельсон, дочери известного советского кардиолога Л. И. Фогельсона. Их сын — Александр Давыдов — тоже литератор (публицист и прозаик).

Позднее был женат на Галине Ивановне Медведевой, у них родилось трое детей — Варвара, Пётр и Павел.

Награды

  • Орден Красной Звезды (1945)
  • Медаль «За боевые заслуги» (1944).
  • Государственная премия СССР (1988 год)

Сочинения

Сборники стихов

  • Ближние страны, 1958
  • Второй перевал, 1963
  • Слонёнок пошёл учиться, 1967 (для детей)
  • Дни, 1970
  • Равноденствие, 1972
  • Волна и камень, 1974
  • Весть, 1978
  • Залив, 1981
  • Линии руки, 1981
  • Времена, 1983
  • Стихотворения, 1985
  • Горсть, 1989
  • Снегопад: Московские стихи, 1990

Издания

  • Избранное. — М.: Художественная литература, 1980.

Источник: http://aforizmu.net/biography/David%20Samojlov

Мемория. Давид Самойлов — ПОЛИТ.РУ

1 июня 1920 года родился Давид Кауфман, известный как Давид (для друзей — Дэзик) Самойлов, советский поэт, фронтовик.

Читайте также:  Михаил владимиров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Личное дело

Давид Самуилович Кауфман (авторский псевдоним — Давид Самойлов), (1920-1990) родился в Москве в еврейской интеллигентной семье. В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ. В начале войны Самойлов хотел уйти на фронт добровольцем, но не был мобилизован по состоянию здоровья.

Был сначала мобилизован на трудовой фронт, а в 1942 попал на Волховский фронт, был ранен в руку, заканчивал войну в 3-й отдельной Моторазведроте Разведывательного отдела штаба 1 Белорусского фронта. За мужество и героизм, проявленные в годы Великой Отечественной войны, награжден орденом Красной звезды и медалью «За боевые заслуги».

В 1976 году Самойлов поселился в эстонском приморском городе Пярну. Умер в 1990-м в Таллинне.

Чем знаменит

Один из наиболее известных и официально признанных советских лирических поэтов. Главные темы его лирики – война, любовь, смысл жизни, отчасти исторические фигуры русской истории (Анна Ярославна, Софья Палеолог, сподвижник Петра Великого князь Меньшиков). Писал и детские стихи. Автор тринадцати поэтических сборников.

О чем надо знать

Самойлов не был диссидентом, однако КГБ постоянно приглядывал за ним. Он не был философом, по словам его сына, не любил копаться в себе и заглядывать себе в душу. Однако, Самойлов очень интересовался историей.

Прямая речь

«Главное, что открыла мне война, – это ощущение народа… У нас было все время ощущение среды, даже поколения. Даже термин у нас бытовал до войны: «поколение 40-го года»».

Как это было! Как совпало —

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

 6 фактов о Давиде Самойлове

  • Первая поэтическая публикация Самойлова появилась в журнале «Октябрь», № 3 за 1941 год благодаря его учителюИлье Сельвинскому (стихотворение «Охота на мамонта» за подписью Давид Кауфман).
  • На фронте Самойлов был разведчиком и писал сатирические стихи про Гитлера для гарнизонной газеты за подписью «Семен Шило».
  • В 1943 году поэт был ранен; жизнь ему спас друг, алтайский крестьянин С.А. Косов, о котором Самойлов в 1946 году написал стихотворение «Семен Андреич».
  • В середине 1950-х гг. у Самойлова был роман со Светланой Алилуевой, дочерью Сталина, которая хотела довести дело до свадьбы, однако Самойлов уклонился.
  • В подмосковной Опалихе Самойлова навещал Генрих Бёлль.
  • Незадолго до смерти Самойлов стал лауреатом Государственной премии СССР (1988).
  • Самойлов был автором знаменитой детской сказки «Слоненок-турист», по которой в 1992 г. был снят анимационный фильм.

Статья о Давине Самойлове в Википедии

Давид Самойлов в Библиотеке Мошкова

Сайт о Давиде Самойлове

Интервью Давида Самойлова

«Собрание стихотворений в чтении автора № 1»

Статья о Давиде Самолове в Еврейской энциклопедии

Давид Самойлов на сайте «Русская поэзия»

Источник: http://polit.ru/news/2014/06/01/samoilov/

Жена Александра Самойлова — фото, биография, возраст, дети

Александр Самойлов является сыном Владимира Яковлевича Самойлова, народного артиста СССР. Александр Самойлов еще с самой юности решил пойти по стопам своего отца. Выучившись на специальность «актерское мастерство», стал одним из лучших актеров кино и театра.

Актер стал знаменитым благодаря сериалам и фильмам. За всю театральную карьеру Самойлов стал настоящим мастером перевоплощений на театральной сцене и съемочной площадке.

За достижение высокого профессионализма в театральном искусстве актеру дали звание «Заслуженный артист Российской Федерации» в 1997 году.

На фото: Александр Самойлов со своим отцом

Стоит отметить, что у Самойлова насыщенная и бурная жизнь не только в плане профессиональной сферы, но и на личном фронте. Словом, Самойлов имеет яркую биографию. Актер очень долгое время не мог найти свою вторую половинку. Зачастую отношения заканчивались тем, что его отвергали девушки.

Ярким примером тому служит роман с заслуженной артисткой СССР Натальей Варлей. Эти отношения для Александра стали настоящим ударом. Наталья Варлей предпочла себе другого спутника жизни. Прошло не так много времени с момента расставания с Варлей, как уже Александр Самойлов нашел себе другую девушку. Звали ее Натальей. Именно она стала его первой женой.

Жена Александра Самойлова по профессии была филологом.

Жена Александра Самойлова фото

В брачном союзе Александра Самойлова и его жены Натальи родился сын. Однако ребенок не смог спасти семью от раскола. В этой паре очень часто возникали ссоры, скандалы. Александр с женой очень часто не могли поделить что-то. После каждого скандала обязательно были примирения. Все попытки сохранить семью были тщетными. Вскоре у жены Самойлова появился любовник.

Известен один занимательный случай. После одной творческой встречи Александр вернулся в нетрезвом состоянии. Жена увидев в каком он был состоянии вызвала для него бригаду из психиатрической больницы.

Она требовала, чтобы ее и их ребенка оградили от мужа-дебошира. В одном из интервью российской прессе Александр Самойлов поведал о том, что его определили в одну из самых худших психиатрических больниц Москвы.

Он был очень возмущен выходкой своей жены.

Также, известно, что актер проходил обследование в центре психического здоровья. Доктора центра пришли к такому заключению, что у Александра нет никаких психических отклонений, он абсолютно здоров.

После прохождения всех медицинских обследований актер вернулся домой, где его ждали неприятные известия. Оказалось, что дома его никто не ждет, и его жена забеременела вторым ребенком от своего любовника.

По иронии судьбы вторую жену Самойлова тоже звали Натальей. Она работала театральных реквизитором. В их брачном союзе родились дети — Светлана и Надежда. Счастье семьи длилось не долго. У Надежды обнаружили порок сердца.

Как девочку не лечили, спасти так и не удалось. После такой трагедии брак начал трещать по швам. Александр Самойлов с женой развелись. Стоит отметить, что дочь Светлана решила тоже идти по стопам. Светлана стала актрисой.

Дочь Самойлова снялась в фильме своей родной тети, Валерии Гай Германики.

Третьей супругой Александра Владимировича стала девушка по имени Ирина Аверина. Она тоже имела страсть к театральному искусству и стала актрисой, пусть не с такой известностью как у Александра.

Жена актера Александра Самойлова является актрисой областного театра. В семье Ирины и Александра родилось трое детей, сыновья — Аркадий, Константин, Владимир.

 Фото жены Александра Самойлова представлено далее.

Ирина подарила Александру домашний уют и душевное тепло. Обеспечила ему надежный тыл. Дети этой пары занимаются рок-н-роллом и достигают успехов в танцевальной сфере.

Возможно интересно: Жены Олега Ефремова.

Источник: http://muzh-zhena.ru/blog/zhena-aleksandra-samojlova-foto-biografiya-lichnaya-zhizn

Давид Самойлов

Из книги судеб. Давид Самуилович Самойлов (настоящая фамилия – Кауфман), поэт, переводчик, теоретик стиха. Родился 1 июня 1920 года в Москве в еврейской семье.

Отец – известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892–1957); мать – Цецилия Израилевна Кауфман (1895–1986). Отец оказал на него большое влияние, много занимался его образованием.

Стихи начал писать рано, но поэтом себя долго не считал.

В 1938 окончил с отличием школу и без экзаменов поступил в ИФЛИ (Институт философии, литературы и истории), собираясь специализироваться по французской литературе. В те годы там преподавал весь цвет филологической науки.

Тогда же познакомился с Сельвинским, который определил его в поэтический семинар при Гослитиздате, ходил в Литературный институт на семинары Асеева, Луговского. В 1941 окончил ИФЛИ, тогда же публикует свои первые стихи.

      

Через несколько дней после начала войны уходит добровольцем сначала на оборонные работы на Смоленщине, затем зачислен курсантом Гомельского военно-пехотного училища, где был только два месяца – по тревоге были подняты и отправлены на Волховский фронт.

После тяжелого ранения пять месяцев провел в госпиталях, затем снова возвращается на фронт, находится в моторазведроте. Последнее звание – старший сержант. В конце ноября 1945 года с эшелоном демобилизованных вернулся в Москву.

Решает жить литературным трудом, то есть перебивается случайными заказами, подрабатывает на радио, пишет песни.

Только в 1958 выходит первая книга стихов «Ближние страны», через пять лет, в 1963 – «Второй перевал». Давид Самойлов участвовал в создании нескольких спектаклей в Театре на Таганке, в «Современнике», писал песни для спектаклей и кинофильмов.

В 1970-е годы вышли поэтические сборники «Дни», «Равноденствие», «Волна и камень», «Весть»; в 1980-е – «Залив», «Времена», «Голоса за холмами», «Горсть». Писал стихи для детей (книги «Светофор», «Слонёнок пошёл учиться»). В 1973 году вышла «Книга о русской рифме», переизданная в 1982.

С 1946 года был женат на искусствоведе Ольге Лазаревне Фогельсон (1924–1977), дочери известного советского кардиолога Л. И. Фогельсона. Их сын – Александр Давыдов, писатель и переводчик. Позднее был женат на Галине Ивановне Медведевой, у них родилось трое детей – Варвара, Пётр и Павел.

С 1976 жил в городе Пярну, много переводил с польского, чешского, венгерского и языков народов СССР. Давид Самойлов скончался 23 февраля 1990 года в Таллине, на юбилейном вечере Бориса Пастернака, едва завершив свою речь.

Зиновий Гердт, на своём юбилейном вечере читал стихи Давида Самойлова, которые невозможно было слушать равнодушно:

О, как я поздно понял,

Зачем я существую,

Зачем гоняет сердце

По жилам кровь живую,

И что порой напрасно

Давал страстям улечься,

И что нельзя беречься,

И что нельзя беречься…

Поэт о себе: «Я 1920 года рождения. Москвич. Мне повезло в товарищах и учителях. Друзьями моей поэтической юности были Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Глазков, Сергей Наровчатов, Борис Слуцкий.

Учителями нашими – Тихонов, Сельвинский, Асеев, Луговской, Антокольский. Видел Пастернака. Встречался с Ахматовой и Заболоцким. Не раз беседовал с Мартыновым и Тарковским. Дружил с Марией Петровых. Поэтическая школа была строгая.

Воевал. Тяжело ранен». 

О поэте

Когда я думаю, что немало художников размышляли о смерти, предчувствовали её, даже пророчили себе – я сразу вспоминаю своего любимого поэта Давида Самойлова. Давид размышлял о смерти лет, наверное, с пятидесяти.

Как мы подшучивали (разумеется, ласково): Давид уже который год прощается с жизнью. Но у него это было не кокетство и не спекуляция, а это были глубокие размышления.

При всём при этом колоссальное жизнелюбие во всём, что он думал, писал, делал, говорил – в том, как он жил…

Юлий Ким, 1991

М. Петровых

Д. С.

Взгляни – два дерева растут

Из корня одного.

Судьба ль, случайность ли, но тут

И без родства – родство.

Когда зимой шумит метель,

Когда мороз суров, –

Берёзу охраняет ель

От гибельных ветров.

А в зной, когда трава горит

И хвое впору тлеть, –

Берёза тенью одарит,

Поможет уцелеть.

Некровные растут не врозь,

Их близость – навсегда.

А у людей – всё вкривь, да вкось,

И горько от стыда.

1962

Е. Евтушенко

Дезик

Стал я знаменитым ещё в детях.

Напускал величие на лобик,

а вдали, в тени Самойлов Дезик

что-то там выпиливал, как лобзик.

Дорожил он этой тёплой тенью,

и она им тоже дорожила,

и в него, как в мудрое растенье,

непоспешность вечности вложила.

Мы его встречали пьяноватым

С разными приятелями оплечь,

Только никогда не теневатым:

Свет, пожалуй, лишь в тени накопишь.

Наша знать эстрадная России

важно, снисходительно кивала

на сороковые-роковые,

и на что-то про царя Ивана.

Мы не допускали в себе дерзкость

и подумать, что он пишет лучше.

Думали мы: Дезик – это Дезик.

Ключ мы сами, Дезик – это ключик.

Но теперь мы поняли хоть что-то,

становясь, надеюсь, глубже, чище –

ведь порой огромные ворота

открывает ключик, не ключище.

И читаю я «Волну и камень»,

там, где мудрость выше поколенья.

Ощущаю и вину, и пламень,

позабытый пламень поклоненья.

И себя я чувствую так странно,

будто сдохла слава, как волчица.

Мне писать стихи, пожалуй, рано,

но пора писать стихи учиться.

Стихотворение, напечатано в журнале «Аврора», № 2, 1975 г.

«Всё разрешено»

Одно из горчайших стихотворений русской поэзии написано в 1968:

Вот и всё. Смежили очи гении.

И когда померкли небеса,

Словно в опустевшем помещении

Стали слышны наши голоса.

Тянем, тянем слово залежалое,

Говорим и вяло и темно.

Как нас чествуют и как нас жалуют!

Нету их. И всё разрешено.

Странно… Последняя из «смеживших очи», Анна Ахматова, всего несколькими годами ранее написала, вспоминая своё триумфальное начало: «Эти бедные стихи пустейшей девочки почему-то перепечатываются в тринадцатый раз… Сама девочка (насколько я помню) не предрекала им такой судьбы и прятала под диванные подушки номера журналов, где они впервые были напечатаны, – чтобы не расстраиваться».

Поэтам не всегда можно верить. Особенно, когда они занимаются самобичеванием. Как Ахматова или Самойлов.

Читайте также:  Денис никифоров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

И всё же: что было «разрешено» после смерти великих? Кто тянул «залежалое слово», говорил «вяло и темно»? Слуцкий? Винокуров? Левитанский? Сам Самойлов? Старшие: Тарковский, Петровых, Липкин? Младшие: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина? Тогдашние молодые: Чухонцев, Кушнер, Бродский? Почему сегодня, спустя полвека, те годы кажутся временем поэтического рассвета, а Давид Самойлов – одним из самых ярких его представителей? Может быть, именно потому, что поэт безжалостно, очевидно несправедливо, судил себя, свой замечательный, редкий талант. Потому, что ни в какую не желал размениваться на сиюминутность. Потому, что неторопливо, тщательно, любовно «выращивал» свой штучный, неповторимый стих, «прореживал кроны», чистил до зеркального блеска каждое слово.

Давиду Самойлову «выпало счастье быть русским поэтом» – и с честью пронести это звание через всю жизнь. А нам «выпало счастье» быть его читателями. В другом веке, через много лет после ухода Давида Самуиловича. Но его отнюдь не залежалое слово оказалось источником мощного, упругого, радостного света, неподвластного темноте и вялости:

Моё единственное достояние –

Русская речь.

Нет ничего дороже,

Чем фраза,

Так облачающая мысль,

Как будто это

Одно и то же.

Борис Суслович

май 2017

Иллюстрации:

фото Д. С. Самойлова разных лет, фото вместе с сыном Александром,

фото со второй женой, Г. И. Медведевой, и сыновьями Петром и Павлом, обложки некоторых книг, могила поэта на Лесном кладбище в Пярну. Из свободных источников в интернете.

Подборки стихотворений

Источник: https://45parallel.net/david_samoylov/

Биография Давида Самойлова. Творческое наследие поэта

Давид Самойлов родился 1 июня 1920 года в Москве. Маму звали Цецилия Израилевна. Отец Самуил Абрамович Кауфман работал главным венерологом Московской области, участвовал в Первой мировой и Гражданской войне; в Великую Отечественную работал в тыловом госпитале.

Воспоминания из детства

Образы родителей будущим поэтом будут ярко описаны в стихотворениях «Двор моего детства» и «Выезд», а детские воспоминания автор правдиво запечатлел в автобиографических произведениях «Дом», «Сны об отце», «Квартира», «Из дневника восьмого класса».

Биография Давида Самойлова – талантливого поэта вполне обыденна. Родился… Учился… Сочинял… С поэзией Давид подружился с детских лет, большое влияние на его становление как человека творческого оказал исторический романист и по совместительству друг семьи Василий Ян.

Годы военные

В Финскую войну Самойлов Давид Самуилович, биография которого всегда была связана с поэзией, хотел попасть на фронт добровольцем, но не прошел по состоянию здоровья. В Великую Отечественную войну в ряды защитников Родины не прошел по возрасту: был направлен под Вязьму рыть окопы.

В первые военные месяцы поэт записал в тетрадь неопубликованные и важные для себя произведения (около тридцати стихотворений, три поэтических перевода и одну комедию). В те времена Давид заболел и был эвакуирован в Ашхабад, где начал обучение в вечернем педагогическом институте.

После этого было Гомельское военно пехотное училище, в котором Давид, пробыв пару месяцев, был отправлен под Тихвин, на Волховский фронт. Впоследствии автор писал, что война ему открыла главное ощущение народа.

Дошел до Берлина

Биография Давида Самойлова имеет факт ранения, полученного в 1943 году. Спасением жизни писатель обязан своему другу – алтайскому крестьянину С. А. Косову, которому впоследствии было посвящено стихотворение «Семен Андреич».

После выписки из госпиталя вернулся на фронт. Будучи разведчиком, в составе Первого Белорусского фронта освобождал Германию, Польшу, дошел до Берлина. Важнейшие этапы биографии поколения военных лет Давид Самойлов подчеркнул в поэме «Ближние страны.

Записки в стихах».

В годы войны Давид Самойлович Самойлов, биография которого вызывает искренний интерес у поклонников его творчества, поэтических строк не сочинял, не считая стихотворений про Фому Смыслова, удачливого солдата, и поэтической сатиры на Гитлера, публиковавшихся в гарнизонной газете под псевдонимом Семен Шило.

Первое произведение, изданное в журнале «Знамя» после войны (в 1948 году), «Стихи о новом городе». Регулярно публикации его произведений в периодической печати стали появляться в прессе начиная с 1955 года. До этого периода Самойлов работал в качестве профессионального переводчика и сценариста на радио.

Творчество Самойлова

Биография Давида Самойлова всегда была связана с творчеством.

В 1958 году опубликована дебютная поэтическая книга «Ближние страны», ключевыми героями которой являлся фронтовик в произведениях «Жаль мне тех, кто умирает дома…», «Семен Андреич» и ребенок в произведениях «Золушка», «Сказка», «Цирк», «Стихи о царе Иване».

В этом поэтическом цикле гармонично соединились жизненный опыт поэта и исторический опыт России с его традициями пушкинского историзма.

Тема истории и роли человека в ней продолжилась в драматических сценах «Сухое пламя» (1963 год) и стихотворении «Пестель, поэт и Анна», написанном в 1965 году. Исторические эпохи перекликаются в изданной в 1972 году поэме «Последние каникулы», повествующей о путешествии главного героя вместе со скульптором XVI века Сквошем Витом по Польше и Германии разных исторических периодов.

Известность Давида Самойлова

Имя Самойлова широкому кругу читателей стало известно после публикации в 1970 году поэтического сборника «Дни», лучшие стихотворения автора были объединены в книге «Равноденствие».

Давид Самойлов, биография, стихи которого интересны нынешнему поколению, не принимал участие в официозной писательской жизни, что ни в коей мере не изолировало его от жизни общественной, ведь и круг общения, и круг занятий Самойлова был достаточно широк.

В 1967 году писатель поселился близ Москвы, в деревне Опалиха. Биография Давида Самойлова связана со многими известными именами: Юлием Кимом, Юрием Левитанским, Зиновием Гердтом, Булатом Окуджавой, Фазилем Искандером, с которыми поэт поддерживал тесную дружбу.

Разносторонность Давида Самойлова

Болезнь глаз не мешала его работе в историческом архиве, написанию произведения о 1917 годе. В 1973 году Самойлов опубликовал «Книгу о русской рифме», в 1974 году свет увидела книга «Волна и камень», названная критиками самой пушкинской – по поэтическому мироощущению и частоте упоминаний о великом поэте.

Давид Самуилович активно и в больших объемах переводил стихи болгарских, испанских, армянских, немецких, литовских, польских, турецких, французских, сербских, эстонских поэтов, принимал участие в создании ряда спектаклей в Театре на Таганке, Театре имени Ермоловой, «Современнике», писал для театра и кино песни. В 1988 году стал лауреатом Государственной премии Советского Союза.

Эстонский период жизни писателя

Поэт Давид Самойлов, биография которого связана с военным временем, в жизни был легким и общительным человеком.В 1976 году поселился на улице Тооминга, в эстонском приморском городке под названием Пярну, который он очень любил. Красота приморского парка, запутанные старинные улочки, невероятной красоты залив вдохновляли поэта на творчество.

Именно в Эстонии – стране, где автор чувствовал себя легко и спокойно, вышло шесть его поэтических сборников, один из которых был издан на эстонском языке. Поэт часто посещал местную гимназию и соседние школы, любил беседовать с учителями и учениками о русской литературе, читал вслух свои произведения.

Общение было неформальным и оставляло всегда глубокое впечатление в сердцах молодого поколения.

Самойлов никогда не ставил к своим стихам даты. В 1962 году начал вести дневник; записи из него послужили основой для прозы, опубликованной отдельной книгой «Памятные записки» после его смерти, в 1995 году. Искрометный блистательный юмор поэта породил многочисленные эпиграммы, пародии, шутливый эпистолярный роман.

Вклад в литературу: Давид Самойлов

Смерть настигла писателя в Пярну 23 февраля 1990 года, там же он был похоронен. О Давиде Самуиловиче Самойлове в 2010 году была снята документальная кинокартина «Мальчики державы».

Давид Самойлов считается одним из лучших представителей поэзии двадцатого века с большим запасом творческого синтеза глубокой культуры, присутствием свежести мысли, гармонично сочетающейся с элегантным юмором.

Его поэтическое мировосприятие основано на глубоком чувстве истории и культурных традициях, современность автором также воспринимается как история.

Только он ее обдумывает, проживает, выдерживает некоторое время (порой даже несколько лет) для того, чтобы субъективное мнение и пережитое время несколько отстранилось назад и событие приобрело свойства исторического объекта, внешнюю рельефность и внутренний строй.

Именно этим можно объяснить, что первая книга поэта впервые была опубликована через целых тринадцать лет с момента окончания войны. Между появлениями остальных книг также проходят годы, подтверждая, что Давид Самойлов количеству опубликованного материала предпочитал его качество.

Источник: https://autogear.ru/article/221/799/biografiya-davida-samoylova-tvorcheskoe-nasledie-poeta/

Биография Давида Самойлова. Творческое наследие поэта

Биография Давида Самойлова несет на себе четкий отпечаток исторического периода, в котором пришлось жить поэту.

Ребенок из интеллигентной семьи, где отец был ведущим специалистом в одной из отраслей медицины по фамилии Кауфман, чутко реагировал на все проявления окружающей действительности. Москва, именно здесь родился Давид, изначально принимала в свое лоно представителей разных народов.

Не то чтобы это место было плавильным котлом, как выражаются американские социологи. Просто каждый попавший сюда человек принимался без неприязни, хотя город никогда слезам не верил.

По жизни карьера Давида могла сложиться в рамках действующих семейных традиций. Профессия врача пользуется уважением всегда и везде. Однако, окончив школу в 1938 году, он поступает в МИФИЛ – институт философии, истории и литературы.

Классическое для интеллигента образование требовало от студента гибкости ума и образности мышления. Череда военных конфликтов и начавшаяся война с фашистами нарушила творческие планы многих мастеров пера.

Самойлов хотел пойти добровольцем еще на Финскую, но его почему-то не призвали – всему приходит свой черед.  

Многие советские писатели ушли на фронт когда грянула Великая война. Ушли «не долюбив, не докурив последней папиросы». Нашлось место в строю и Давиду Самойлову. За четыре долгих года на войне ему досталось испытаний, горести и славы.

Высоких чинов поэт не добился. Да и не стремился к этому. Он, как умел, сражался за свою землю, за своих родных и близких.

Медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и орден «Красной звезды», да нашивки за тяжелые ранения украшали грудь фронтовика, когда он воротился домой.     

Переход к мирной жизни тоже требует усилий и подготовки. Самойлов хорошо знал, как живет боец в окопах, но и в тылу бывало не легче. И все-таки созидание всегда имеет приоритет перед разрушением. Талантливый литературовед работает в разных направлениях и жанрах.

Занимается переводами и пишет киносценарии. Фильм «Про кота…», снятый в 1985 году, полюбился не только ребятишкам, но и взрослым зрителям. Придирчивые критики отмечают, стихи Давид Самойлов пишет изящно, глубоко и просто.

Творческая работа доставляет ему подлинное удовольствие.  

Наглядным подтверждением таким выводам служит стихотворение «Выезд». По сути, это воспоминания о детстве. «Папа молод, и мать молода… И пролетка легка и крылата… И мы едем не знаю куда». Но не только детские впечатления всплывают в памяти.

Война пробивается сквозь пласты накопленных впечатлений и форматируется в четкие строки. «Сороковые, роковые… Свинцовые, пороховые… Война гуляет по России… А мы такие молодые». Эти и подобные ритмы задевают скрытые струны в душе, до которых вообще невозможно докопаться.

Политических тем поэт избегал. 

Давид Самойлов жил скромно. Можно сказать, замкнуто, не стремился к светским раутам и тусовкам. Личная жизнь поначалу складывалась неудачно. И только вторая жена создала соответствующую атмосферу в доме.

«Говорят Беатриче была горожанка… Некрасивая, толстая, злая. Но упала любовь на сурового Данта, как на камень серьга золотая». Так мог написать только любящий муж. Наследие Самойлова осмыслено и понято еще не полностью.

У потомков есть время понять и поучиться у скромного и великого поэта, жившего в 20-м веке.      

Источники:

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-958176-biografiya-davida-samoylova-tvorcheskoe-nasledie-poeta-

Ссылка на основную публикацию