Эгон шиле — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Эгона Шиле многие современники рассматривали как

Биография • Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение.

Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в 1905 он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.

Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения.

• В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт. Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств.

Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант? ” “Да” — ответил Климт.

“Даже слишком много!” Густав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом.

Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток. В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg

• В 1909 он оставил Академию, В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, , что его студия была наводнена ими: “ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное. ” Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии,

Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились. . .

Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловатый лоб прорезали горизонтальные линии.

• Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри. .

Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось. ”

• В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин.

Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца • Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован.

Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. Художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей.

Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков. В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника преступление. Это должно убить прорастающую жизнь. ”

В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.

Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.

” Самовлюбленность Шиле, эксгибиционизм и мания преследования могут быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Святого Себастьяна.

• По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49 -ой выставке Сецессиона.

Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. . Эдит заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.

Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.

Анализ творчества • Шиле- прирожденный график. Это ясно с первого взгляда на его работы.

Отсутствие светотеневой моделировки формы, напряженный колорит, живая нервно трепещущая линия, акцент на выразительном контуре – все это, является чертами его запоминающейся авторской техники.

Даже в его работах маслом нет ощущения этого живописного материала, они скорее похожи на его работы смесью акварели и мягкого материала. Это не живопись, а точнее сказать раскрашенный рисунок.

• В ранних работах Эгона чувствуется влияние Густава Климта. Это особенно заметно в тех работах, где выразительность строится на экспериментах сочетания фактур. • Шиле Климт

• Свои неповторимые художественные образы Эгон создавал благодаря таким графическим средствам выразительности как линия и пятно. • Линия вибрирует, изменяет толщину, она свободна искажать, обострять характер формы. Зачастую линия доминирует над пятном, которое несет чисто декоративную функцию. Хотя есть работы где пятно играет самостоятельную формообразующую ритмическую роль.

• Работы Эгона Шиле графичны и поэтому в них играет немаловажную роль ритм. Примером разрешения такой задачи могу послужить работы с изображением двух людей. В них художник выстраивает ритм цветовых пятен с помощью фрагментов оголенных тел, чулков, юбок, волос в их сложном и плотном переплетении.

• Человеческие тела лишены плавной обтекаемости форм и гармонической эстетики. Линия их контура угловата и подчинена нервному ритму. Нередко они вырываются за пределы формата картины или лишены конечностей. Будто художник, спеша ухватить острую выразительность жеста, душевное состояние человека, смело отбрасывает все незначительное.

• В позах натурщиков чувствуется некая неудовлетворенность, желание выразить внутренний надрыв. И при этом явственно ощущается увлеченность художника формой, сложносплетением тел, рук, ног.

• Образы Шиле приковывают взгляд напряженностью движений. Особенно острой выразительностью обладают руки. Жесты застывших рук много говорят о том, кем он мнит себя человек по отношению к окружающему миру.

Список используемых материалов • Биография художника подготовлена по материалам Edward Lucie-Smith, «Lives of the Great 20 th-Century Artists» перевод с английского Менингитмэн. • Автор статьи « Анализ творчества» Шестова Ю. С.

РЕФЕРАТ По курсу «История и теория художественного образования Руководитель Вотякова В. П. Выполнила ст. гр. А 331 Шестова Ю. С. В рамках курса «Мультимедиа и редакционно-издательские системы» Руководитель Вотяков Е. И.

Источник: http://present5.com/biografiya-egona-shile-mnogie-sovremenniki-rassmatrivali-kak/

Искусство между нормой и патологией

03.03.2017 00:01:00

В венской Альбертине открылась ретроспектива Эгона Шиле

Эгон Шиле. Лежащая обнаженная. 1917 год. Изображение с сайта www.albertina.at

В венской Альбертине открылась выставка графики Эгона Шиле – первая экспозиция из большого списка проектов, посвященных творчеству австрийского экспрессиониста. В 2018 году исполнится 100 лет со дня его смерти, и Альбертина, которая хранит крупнейшее собрание работ Шиле, уже сегодня начала готовиться к этой дате.

Художник прожил всего 28 лет, и если бы не эпидемия испанки, трагически унесшая не только его жизнь, но и жизни миллионов других людей в Европе, и без того масштабное наследие Шиле сегодня могло бы быть в десятки раз больше. Однако и за 10 лет плодотворной работы он успел создать 330 полотен и 2,5 тысячи рисунков, не считая альбомов.

На открывшейся выставке – всего 160 экспонатов, зато самых лучших и знаменитых.

Шиле известен прежде всего как великолепный рисовальщик: в отличие от Густава Климта, который рассматривал свои рисунки в качестве подготовительных материалов для живописных работ, Шиле сделал рисунок – в первую очередь человеческой модели – самостоятельным и полноценным произведением искусства. 

Впрочем, при жизни самого художника настолько знаменитыми его рисунки не были – слава пришла к нему несколько десятилетий спустя, благодаря стараниям влиятельного искусствоведа Отто Бенеша, чей отец коллекционер Генрих Бенеш был одним из покровителей Шиле, а также основателя венского Leopold Museum Рудольфа Леопольда, в середине XX века купившего значительный корпус работ Шиле. Молодого художника рано заметила звезда австрийской арт-сцены начала ХХ века Густав Климт, однако это не избавило Шиле от бедности, отчасти ставшей вынужденной причиной создания его откровенной графики. Шиле много рисовал детей и снабжал этими эротическими рисунками распространителей и коллекционеров порнографии, которых в то время в Вене было предостаточно. В 1912 году его даже арестовали, обвиняя в растлении несовершеннолетних –  продержали в тюрьме 20 суток, изъяли и уничтожили более сотни его работ. Однако после этого карьера художника пошла вверх – Шиле участвовал в выставках в разных странах, а незадолго до смерти о нем заговорили как о новом лидере австрийского искусства – в 1918 году на 49-й выставке Венского Сецессиона его пригласили участвовать в качестве главного художника (плакат к этой выставке, созданный Шиле, – также в экспозиции).

В своем проекте Альбертина пытается оценить положение Шиле на современной ему арт-сцене, увидеть соотношение между общественной и личной жизнью художника. Обычно Шиле рассматривают как одного из героев венской художественной и интеллектуальной элиты рубежа веков.

Однако выставка в Альбертине выдвигает на первое место главную тему его творчества – экзистенциальное одиночество человека.

Выставку сопровождают большие фотографии того времени, которые создают острый контраст между интимной графикой художника и обществом, реальностью окружавшего его мира.

Эгон Шиле. Две сидящие девочки. 1911 год.Изображение с сайта www.albertina.at

Экспозиция открывается ранними работами Шиле, например, «Автопортретом» 1906 года –  в этих академических рисунках виден большой потенциал рисовальщика, однако нет и намека на тот особый стиль, который появится всего три года спустя.

Уже к 1909-му Шиле нащупывает особую работу линии, резко порывая с академической традицией, а в 1910-м создает несколько своих хрестоматийных работ. В это время Шиле создает новую эстетику безобразного, воспринимаемую радикальной сегодня не меньше, чем тогда.

Его невротические образы резко контрастируют с идеалом красоты, распространяемым художниками Сецессиона. 

Шиле фактически снимает границу между красотой и уродством, нормой и патологией. Его главными героями становятся болезненные человеческие существа, выдернутые из осязаемого пространства, общества, морали. Подчеркивание одиночества, беспризорности человека и отказ от ложного стыда становятся эстетическими принципами художника. 

Среди рисунков этого времени на выставке есть любопытный карандашный набросок самого художника за работой: обнаженная модель стоит очень близко к нему,  известно также, что Шиле работал очень быстро, создавая свои эскизы за считаные минуты.

Автопортреты художника разнообразны – от ломаных и уродливых, вызывающих у зрителя как минимум гнев, если не отвращение из-за напряженных неудобных поз и внутреннего драматизма, до формальных и вполне общественных.

Его графика часто является настоящей провокацией, однако эротический характер носят лишь женские образы, которые обращены в большей степени в сторону частной жизни. Мужские портреты – наоборот, отражают общественную сторону жизни художника, как портрет художника Макса Опенгеймера 1910 года.

Однако почти всегда его герои оказываются в абстрактном пространстве. В экспозиции есть рисунки, изображающие не людей, а предметы – корабли, стулья, цветы, и они особенно подчеркивают стилизацию, используемую Шиле.

Рисунки без фона, выделение предметов из пространственно-временного контекста делает их вечными символами. Скрученная растрепанная линия Шиле – одно из самых больших достижений художника – узнаваема в любом предмете.

Линия видна не только на уровне формы, но и на уровне передачи эмоции, энергии. 

Часть работ, представленных сегодня в Альбертине, приедет в Москву в октябре на выставку в ГМИИ им. Пушкина.

В отличие от венской ретроспективы московская выставка обещает показать параллели между графикой Густава Климта и Эгона Шиле, которого современники часто воспринимали как наследника старшего мастера.

Однако вряд ли в московской экспозиции будет представлен такой большой корпус частной графики Шиле, той самой, которую он сам не мог и представить в публичной экспозиции. Так что посмотреть всю ретроспективу имеет смысл в Вене, где она продлится до середины июня.    

Источник: http://www.ng.ru/antrakt/2017-03-03/9_582_shile.html

Биография Эгона Шиле

artofhistorian

Биография Эгона Шиле.

Родился Эгон Шиле 12 июня 1890 г. в небольшом городе Туллн, на Дунае. Впрочем, городом это место можно было назвать с большой натяжкой, скорее это был поселок, выросший вокруг крупного железнодорожного узла.

Читайте также:  Филипп бальзано - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отец Эгона — Адольф Шиле, австриец, долгое время живший в Вене, работал служащим на железной дороге. Мать Шиле — чешка из Богемии.

О самых ранних, детских годах художника мало что известно. Можно лишь предположить, что прошли они вполне благополучно. Его мать вспоминает: «Когда ему было семь лет, он целыми днями сидел на подоконнике и рисовал в большой тетради перроны, семафоры… « К сожалению, эти ценные тетради сгорели в печи, так как родители не одобряли увлечений сына.

Отец, человек благородный, с традиционными принципами, надеялся, что Эгон сделает карьеру инженера железных дорог. Но мальчик не выказывал ни малейшего желания учиться.

Он предпочитал рисовать и предаваться мечтаниям о далёких странах, в которые его мог бы увезти один из этих завораживающих поездов.

Будучи учеником лицея в Клостернеубурге, который он посещает с 1900 года, Эгон обратил на себя внимание преподавателя рисования, который открыл перед ним мир искусства, а особенно Венского сецессиона. Поощрённый таким образом, Эгон Шиле решил посвятить себя живописи.

Ещё одной рано проявившейся чертой был плохо контролируемый интерес к сексуальности. В переходном возрасте окружение Шиле стало замечать его довольно странную привязанность к его младшей сестре Герде, бывшей явно чем-то иным, чем просто опека и любовь старшего брата.

Часто они уединялись, обсуждали довольно откровенные для детей темы. Сейчас уже нельзя сказать, что это было: просто детская игра в отношения, или действительно имел место инцест. Есть и версия, что «инцест» был лишь плодом болезненного воображения отца – Адольфа Шиле.

Во всяком случае, уже тогда у Эгона сформировалось довольно странное отношение к сексу, состоящее одновременно из интереса и глубокого стеснения.

В 15 лет Эгон переживает один из самых тяжелых периодов в жизни, событие, к которому он еще не раз будет возвращаться в своих воспоминаниях и с которым так и не сможет примириться.

Умирает, долгое время страдавший от сифилиса отец, Адольф Шиле. Причем умирает он, впадая в безумие, вызванное поражением инфекцией головного мозга. Что именно происходило с ним в последние месяцы жизни, мы можем лишь предполагать.

Психозы, возникающие при нейросифилисе, обычно проявляются нелепым поведением больных, резким снижением памяти и интеллекта, довольно быстро стирается личность больного.

Мать Шиле мало сочувствовала больному мужу и п о его смерти не была сломлена горем, продолжая вести вполне обычную жизнь. Эгон же расценил такое поведение матери как предательство памяти отца и даже личную обиду. С этого момента семья фактически распалась. Об этой ситуации он позже напишет следующие, довольно эгоистичные слова:

«Моя мать страшная женщина она не понимает и не очень-то любит меня. Если бы она меня и вправду любила, то могла бы и пожертвовать чем-нибудь…».

Покойному отцу Эгон адресует куда более лестные строки, но все равно, пишет больше о себе, чем о нем.

«Я не знаю, есть ли вообще кто-либо еще, кто вспоминает моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю, кто еще в состоянии понять, зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль Я верю в бессмертие всех созданий почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне».

В 16 лет Шиле поступает в венскую школу искусств и ремесел, начинает посещать художественные курсы Христиана Грайпенкерла, художника, специалиста в портретной и исторической живописи.

Этот преподаватель стремился приучить студентов к классической манере рисования. Шиле вспоминал позже, что всякая попытка проявлять собственный стиль и манеру пресекались Грайпенкерлом мгновенно.

Консервативный преподаватель ставил ему исключительно тройки и относился к замкнутому и довольно самовлюблённому юноше снисходительно.

В 18 лет он встретил Густава Климта. Еще в училище Шиле был знаком с его работами, которым активно пытался подражать.

Густав Климт, уже состоявшийся художник, сразу проникся симпатией к молодому рисовальщику и стал оказывать ему протекцию. Это, в прочем было не удивительно. Во-первых, Климт вообще отличался широтой души и стремлением поддерживать молодых художников. Во-вторых, в Шиле Климт видел наследника своего стиля и взглядов на живопись.

В Вене Эгон Шиле арендует небольшое помещение под студию. Деньги он зарабатывает оформлением открыток, а так же делая рисунки порнографического содержания, которые распространяет через уличных торговцев. Данный вид заработка не был чем-то из ряда вон выходящим.

Спрос на порнографию в Вене был огромным и почти каждый начинающий художник зарабатывал подобным образом.

В случае Шиле примечательно другое: его открытки изобиловали образами малолетних девиц, а в его студии постоянно жило одновременно несколько беспризорных девочек, работавших в качестве натурщиц.

Все они спали и ели прямо в помещении студии, тут же мылись, кто как переодевались и позировали. Эгону самому тогда было только 18, но его моделям иногда не было и 13 лет. Даже на друзей-художников образ жизни Шиле производил неоднозначное впечатление и заставлял подозревать во многих грехах.

Достоверных свидетельств сексуальных связей Шиле с его юными натурщицами, впрочем, не обнаружилось.

Работы Эгона Шиле и сейчас можно назвать несколько вызывающими, при жизни художника они и вовсе производили скандальный и взрывной эффект. Главной целью художника было добиться яркого эмоционального ответа у зрителя.

Провокационный эротизм у Шиле дополнялся стремлением к искаженным, неестественным формам, формам как будто подчёркнуто уродливым.

В своих рисунках Шиле применял принципы, которые в последующем лягут в основу экспрессионизма. В этих рисунках очень много самого художника, его сиюминутного внутреннего состояния. Рисовал он жадно, быстро, без наброска, стремясь враз выплеснуть внутреннее напряжение.

Творчество Шиле носило для него самого глубоко психотерапевтический смысл. В своём творческом поиске Шиле активно использовал психоанализ, заинтересовавший художника сразу после знакомства с идеями Фрейда, популярными среди венской богемы того времени.

Эгон Шиле»Заходящее солнце»1913Размеры: 90×90.5 см Масло, Холст

Когда Шиле исполняется 21 год, он знакомится и мгновенно влюбляется в модель Валли Нойзель. Ко всем окружающим, кроме Валли и Климта Шиле начинает в те годы испытывать неприязнь. Всюду ему мерещатся завистники, лжецы, вредители для его жизни и карьеры. Он стремится уехать из Вены куда-нибудь в глушь. Валери и Эгон вскоре решаются уехать подальше от привычного венского окружения.

Они отправляются в город Крумлов, родину матери Шиле. Дополнительным мотивом послужило и желание Шиле организовать собственную большую студию, что в имперской столице было финансово невозможно.

Чешская провинция встретила двух представителей Австрийской богемы недобро. То ли из личной неприязни, то ли из-за нелюбви к «австриякам», местные постоянно устраивали паре какие-то козни. Впрочем, может просто уже вкусивший столичной жизни, нарциссичный Шиле не смог сам сговориться с провинциалами.

Эти обстоятельства заставляют влюбленных скоро сменить место пребывания, они перебираются в город Нойленгбах, пригород Вены. За время своего путешествия Шиле ведёт дневник, где довольно удачно упражняется в поэзии.

Содержание его стихов, в целом, соответствует сути его живописи.

Их главный герой — молодой, излишне мечтательный человек, глядящий на мир сквозь призму своих полярных эмоций и желаний, рассуждающий только большими категориями.

Эгон Шиле»Мост», 1913Размеры: 89.7×90.5 см Масло, Холст

Успех в живописи не приносил Эгону Шиле финансовой стабильности. В обществе он всегда стремился выглядеть элегантно и эффектно, в повседневности же ему приходилось довольствоваться малым.

Постепенно Шиле обживается в Вене: к 1914 году с помощью все того же Климта, организована новая студия. Теперь Шиле окружен действительно большим числом натурщиц и, зная его натуру, Валли часто проявляет ревность. Их отношения трещат по швам. Эгон, при этом, не намерен расставаться.

Вскоре Валли узнает, что её возлюбленный всерьез увлечен девушкой по имени Эдит, много моложе него и еще другой, родной сестрой ой самой Эдит, Аделью. Уже вовсе потерявший связь с реальностью Шиле предлагает им всем жить с ним посменно.

В итоге, самые продолжительные отношения в жизни Шиле прерываются: Валли уходит и в каком-то трагическом порыве записывается медсестрой на фронт. Вскоре она погибнет. Внешняя печаль о судьбе Валли не мешает Эгону жениться на Эдит. Семейного счастья ему изведать не удается. Спустя три дня после свадьбы, Шиле призван на военную службу.

В армии Эгон Шиле скорее играет роль, чем по-настоящему служит. Правительство Австрии активно рисует его известным столичным интеллектуалом, который в тяжёлый для страны момент не гнушается военной службы. Шиле с этой ролью легко справляется.

Эгон Шиле»Четыре дерева»1917, 110.5×141 см Масло, Холст

Вернувшись с военной службы, он организует масштабную выставку, обречённую из-за раскрученности имени художника военной пропагандой, на успех. Примерно в это же время умирает Густав Климт. Шиле, расстроенная смертью кумира публика принимает на ура. Его признают полноправным наследником Климта. За этим приходит и долгожданный достаток.

Шиле покупает в дом, куда переезжает со своей женой Эдит, та ждёт ребенка. Несколько месяцев спустя они оба, сначала Эдит, а затем и сам Эгон Шиле, умрут от испанки, эпидемии гриппа унёсшей тогда ещё 2000000 жизней. Художник был опустошен потерей любимой и слёг с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.

Источник: https://artofhistorian.livejournal.com/54984.html

Эгон Шиле — жизнь как эксцесс

Эгон Шиле — жизнь как эксцесс

«Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились… Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорелым, безбородым, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами.

Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии, что придавало его лицу трагическое выражение, казалось его все время грызет изнутри неизбывная тоска. Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства».

Артур Ресслер, критик-искусствовед 

Эгон Шиле — один из лучших мастеров австрийского модерна. Его живопись и графика, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком, достигая драматического эротизма, непосредственно предвосхищают экспрессионизм.

Художник прожил недолгую жизнь – всего 28 лет, но, несмотря на это, его творческое наследие очень велико. Его стиль отличается остротой и нервозностью, поэтому многие искусствоведы говорят о нем как о представителе экспрессионизма, хотя к этому художественному направлению Шиле никогда формально не принадлежал.

Экспрессивность, присущая художнику, выражена прежде всего в цвете, а точнее в контрастном сопоставлении цветов. 

Одна из самых главных тем творчества Шиле – его автопортреты. Он вкладывал в них весь свой талант и душу.

Скрупулезно изучая каждую клеточку своего тела, смотря на себя как бы со стороны, передавал не внешние качества, а то, что было спрятано внутри. Эмоции, сокровенное, подсознательное, общечеловеческое.

Он часто настолько откровенно изображал себя обнаженным, рассматривающим свое худое тело, что шокировал этим зрителей. 

Художественный язык Эгона Шиле отличается своей ясностью, логичностью. Его линии очень четки и максимально достоверно передают черты человеческого тела. Эти линии заставляют своего зрителя вглядываться в картину, изучать ее, а не довольствоваться первым полученным впечатлением. Таким образом зритель вступает в своеобразный сговор с картиной и художником.

Биография

Творческая карьера, как и земная жизнь Эгона Шиле, признанного мастера европейского модерна, была короткой, но плодотворной, а также богатой на яркие и неординарные события.

Будущая знаменитость австрийского искусства появилась на свет 12 июня 1890, в Австрии, в городе Тульн-на-Дунае.

Отношения в семье были своеобразные, далекие от пуританской морали, что во многом повлияло на формирование характера Шиле, тяжелого и часто непредсказуемого. 

Венская школа изобразительных искусств, в которую Шиле поступил в 1906, ненадолго приняла его в свои ряды, т. к. преподаватели не пожелали связываться с проблемным учеником, но зато это не помешало юноше успешно выдержать экзамен и пополнить ряды Академии художеств.

В следующем году состоялось знакомство с Климтом, который находит рисунки Шиле талантливыми, и будущий мэтр живописи опекает молодое дарование, покровительствуя ему как в карьерных, так и обыденных вопросах.

Именно под влиянием наставника подопечный увлекся эротической тематикой. 

Закономерно, что с неординарностью характера Шиле, он не мог не проникнуться идеями немецкого югендстиля или австрийского сецессиона, и ранние пейзажи и портреты отмечены влиянием этих направлений.

Уже в 1908 творческая биография молодого художника ознаменована первой выставкой в Клостернойбурге (не без участия Климта), он выполняет несколько заказов для объединения, связанного с движением Сецессион.

В 1909 работы Шиле выставляются в Вене в Художественной галерее, причем соседствуют они с работами покровителя, а также Мунка, Ван Гога, Матисса.

В этом же году он покидает Академию, а профессор Грипенкерль согласился подписать ему диплом, запретив строптивому ученику называть имя своего преподавателя. Богатый на события год ознаменован и созданием «Группы нового искусства», организованной совместно с друзьями по Академии.

В снятой квартире, Шиле устраивает художественную студию, причем в ней постоянно снуют уличные подростки, и обитатели «приюта» зачастую выступают в роли моделей.

Художник, почти в совершенстве овладевший рисунком, в основном, работает с обнаженной плотью, и его эротическая «продукция» пользуется небывалым спросом.

Кроме изображения моделей, Шиле создает много автопортретов, рисуя также и свое тело, которое ему очень нравилось. В его работах ощущается острота и нервное напряжение. 

На протяжении 1911-1912 гг. основные события в жизни художника вращаются вокруг сексуальной сферы: после выставки в Мюнхене у Ганса Глотца, он в компании юной модели Валери Нойзель покидает столицу, и проживает сначала в провинциальных городках Чехии и Австрии, а в Нойленгбахе попадает на три недели в тюрьму.

Читайте также:  Елизавета ii - биография знаменитости, личная жизнь, дети

К этому привели внебрачное проживание с юной девицей, постоянное общество молодых парней переходного возраста и, в довершение, вызывающий эротизм его рисунков, найденных при обыске, которые для полиции показались всего лишь порнографией.

Неординарный круг общения Шиле не одобрялся его друзьями, но именно в этой среде он находит подпитку, позволявшую развивать в картинах радикальный экспрессионизм.

В этот период кроме темы ню, Шиле обращается к сюжетам городской жизни, и работает над циклом «Умерший город». В ряде картин затрагивается и тема смерти, для развития которой он использует символизм.

После 1912 пришло время популярности, и до 1916 художник постоянно выставляется в крупнейших городах Европы.

Свобода высказывания прочно укореняется в произведениях Шиле, он развивает эротическую линию, «унаследованную» от Климта, при этом углубляет тематику, предельно наполняя работы экспрессией, а также «выпускает на волю» собственные комплексы – следствие влияния психоанализа Фрейда.

В 1915 Шиле решается на брак, история которого полностью в духе его жизни и творчества, а начинался он со знакомства с сестрами Хармс, молоденькими школьницами. Через четыре дня после свадьбы художник призывается в армию, но война не стала для него серьезным испытанием, и не повлияла на творческое совершенствование. Наступило некоторое сглаживание эротизма картин этого периода. 

В 1918, после смерти Климта, Шилле заслуженно занял ключевые позиции на вершинах художественного Олимпа Австрии, о чем свидетельствует присвоение ему почетного звания лидера венского авангарда, его имя неразрывно связано с развитием экспрессионизма в этой стране, хотя формально он не принадлежал к этому направлению. 

Умер Эгон Шиле 31 октября 1918 в Вене, в возрасте 28 лет, на пике творческой карьеры, с грандиозными планами, воплощение которых прославило бы не только австрийское искусство. В письме к матери жены он написал, что ее дочь почти обречена и, наверное, скоро умрет, но сам задержался в этом мире всего лишь на три дня дольше супруги.

Милен Фармер в одной из самых своих известных песен «Je te rends ton amour» упоминает имя художника: 

«Et je reprends mon amour, 

Redeviens le contour, 
De mon seul maitre: Egon Shiele» 

И я беру обратно мою любовь, 

Снова становлюсь наброском 
моего единственного учителя Эгона Шиле.

Источник: https://8-poster.ru/onenews/1468

Эгон Шиле: жизнь и творчество художника

Эгон Шиле (12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.

Содержание

Мать Эгона Шиле — чешка родом из южной Богемии, г. Чешский Крумлов. Отец — венец, служащий на железной дороге, умер от сифилиса в 1905, юноша воспитывался в семье дяди, Леопольда Чихачека.

В 1906 он поступил в Венскую школу искусств и ремесел, затем перешел в Академию изобразительного искусства. С 1907 нашел наставника и покровителя в лице Густава Климта.

В 1908 состоялась первая выставка его работ в городке Клостернойбург под Веной, где Шиле раньше учился в школе.

В 1909 Климт пригласил Шиле участвовать в выставке в Художественной галерее Вены, где рядом с ним, кроме работ самого Климта, висели полотна Ван Гога, Эдварда Мунка и др.

В 1911 подругой и моделью Шиле стала одна из моделей и возлюбленных Климта, Валери Нойзель.

Пара сбежала от венской богемной жизни в Чешский Крумлов, затем в городок Нойленгбах, где в 1912 Шиле был арестован по обвинению в соблазнении несовершеннолетней.

При обыске полиция обнаружила у него несколько десятков откровенных рисунков, которые были объявлены порнографическими. Художника приговорили к кратковременному тюремному заключению.

В 1912—1916 Шиле широко и успешно выставляется — его работы экспонированы в Вене, Будапеште, Мюнхене, Праге, Гамбурге, Штутгарте, Цюрихе, Хагене, Дрездене, Берлине, Риме, Кёльне, Брюсселе, Париже.

В 1917 он вернулся в Вену. После смерти Климта весной 1918 Шиле выдвинулся на роль крупнейшего художника Австрии.

Через три дня после смерти беременной жены Эдит он умер от эпидемии испанки, унесшей жизни десятков миллионов людей в Европе.

Творчество Шиле

Среди работ Шиле преобладают портреты и, после знакомства с творчеством Ван Гога в 1913, пейзажи.

Живопись и графика Эгона Шиле, отмеченная нервными цветовыми контрастами, изощренно-гибким рисунком и драматическим эротизмом, являет смесь модерна и экспрессионизма.

Находясь под сильным влиянием психоанализа Зигмунда Фрейда, Шиле в своем творчестве давал волю собственным комплексам и сомнениям.

Landscape in Lower AustriaStanding Woman in RedFemale Nude

Художественная карьера Эгона Шиле была короткой, но плодотворной, а многие произведения носили откровенно сексуальный характер. Это послужило даже причиной тюремного заключения художника за «создание аморальных рисунков».

Эгон Шиле — уникальный художник. Ему удалось создать уникальную для эпохи «модерн» эстетику (хотя, некоторые работы напоминают Климта). Творчество Шиле замешано на насилии, чувстве фрустрации. Эмоции плещут через край. Под унылым фронтоном повседневной жизни художник обнаруживает мир острых углов и острых тем.

В качестве женщин-моделей Шиле использовал в основном проституток.

Шиле умер совсем молодым от гриппа, в тот момент, когда его творчество получило признание.

Интересные факты из жизни художника

С детства Шиле тянуло рисовать. Бывало, возьмет бумагу, карандаш, и ну рисовать.

В подростковом возрасте был пойман за изображением своей младшей сестры. Закрылся с сестренкой в комнате, заставил её раздеться и начал рисовать.

Мать (отец как раз в том году умер) отдала сына в Венскую школу искусств и ремесел. Затем Эгон перешел в Венскую Академию изящных искусств.

Альбер Парис фон Гютерсло, молодой художник, который был современником Шиле, вспоминал, что его студия, была наводнена такими девицами: «Они спали, укрывались от избиений, причиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… Подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось, что они живут по своему усмотрению».

Однажды его рисунки попались на глаза одному состоятельному человеку. Человек решил, что рисунки Шиле – бизнес. Он начал скупать его рисунки и поставлять их коллекционерам порнографии, которых в то время в Вене было множество. Часть денег от реализации рисунков, разумеется, доставалась автору – Шиле. Но самому Эгону было не важно от кого деньги, возможно он об этом вообще не задумывался.

С этого времени Шиле стал очарован не только девочками-подростками, но и самим собой. «Да, да, меня оценили», — так и крутилось в его голове, — «Да, да, мои работы оценили, я нужен людям», — говорил он знакомым. В этот период Шиле один за другим создает собственные портреты. Автопортреты. Для истории. «Человек, которого оценили».

В письмах своей матери Шиле писал о себе: «Все красивые и благородные качества объединены во мне … Я плод, который оставит вечную жизнь…».

Студия Шиле росла. Девочки-подростки из неблагополучных семей Вены знали, что найдут тут приют, сбежав от родителей. А Шиле знал, что рисунки с обнаженными девочками принесут лишний доход. Вот студия и росла.

Соседи, конечно, в конце концов обратили внимание на странного художника. И заявили в полицию. Мол, в квартире скопище молодых несовершеннолетних девиц, ходят все голые или полуголые, иногда в таком виде появляются на балконе.

Шиле успел переехать сначала в Прагу, а затем в городок Нойленгбах. Но и там продолжил свою работу, снова организовав «студию юных натурщиц».

Находясь в заключении, он сделал несколько автопортретов, сопровождаемых подписями полными жалости к себе: «Я не чувствую себя наказанным, скорее очищенным», «Ограничить художника – это преступление». Шиле делал очень «морализаторские» и «жалостливые» подписи к своим автопортретам: «Я пытаюсь разобраться в себе, но меня осуждают».

Отбыв короткое (21 день) тюремное заключение, Эгон Шиле женился. Избранницу звали Эдит. Вскоре выяснилось, что Эдит беременна. Ждали рождения ребенка. Эгон начинает рисовать обнаженную беременную жену. На картинах появляется и еще не рожденный ребенок. Но жена умирает…

Сегодня в наследие художника входят около 300 картин и несколько тысяч рисунков.

Библиография

  • Comini A. Egon Schiele’s portraits. Berkeley: University of California Press, 1974.
  • Sabarsky S. Egon Schiele. New York: Rizzoli, 1985
  • Nebehay C.M. Egon Schiele sketchbooks. New York: Rizzoli, 1989
  • Kallir J. Egon Schiele, the complete works. New York: H.N. Abrams, 1990
  • Werkner P. Egon Schiele: art, sexuality, and Viennese modernism. Palo Alto: Society for the Promotion of Science and Scholarship, 1994.
  • Leopold R. Egon Schiele: landscapes. Munich; New York: Prestel, 2004
  • Kuhl I. Egon Schiele. München: Prestel, 2006
  • Die Tafelrunde: Egon Schiele und sein Kreis/ Tobias G. Natter, Thomas Trummer (Hrsg). Köln: DuMont, 2006
  • Иван Чечот. Эгон Шиле. Заметки в кабинете

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: , ru.

wikipedia.org, smallbay.ru,

Эгон Шиле: картины художника

Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Эгон Шиле: жизнь и творчество художника

Проголосуйте

Источник: https://allpainters.ru/shile-jegon.html

Эгон Шиле. У него было много таланта, но мало времени

Эгон Шиле. Автопортрет с цветами-фонариками. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

В детстве Эгон Шиле много рисовал. В основном железную дорогу, поезда, семафоры. Так как это было единственной достопримечательностью маленького городка.

Жаль, но эти рисунки Эгона Шиле не сохранились. Родители не одобряли увлечение отпрыска. Зачем сохранять детские, хоть и весьма талантливые рисунки, если в будущем мальчик станет железнодорожным инженером?

Семья

К отцу Эгон был очень привязан, а вот с матерью дружбы не сложилось. Он даже написал картину «Умирающая мать», хотя мать была в это время живее всех живых.

Эгон Шиле. Умирающая мать. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Commons.m.wikimedia.org

Мальчик очень переживал, когда Адольф Эгон, его отец, стал постепенно сходить с ума и был вынужден отправиться в лечебницу, где вскоре умер.

С сестрой у будущего художника также были близкие отношения. Мало того, что она могла часами позировать старшему брату, так исследователи подозревают их ещё и в кровосмесительной связи.

Эгон Шиле. Портрет Гертруды Шиле, сестры художника. 1909 г. Частная коллекция, Грац. Theredlist.com

Влияние других художников

В 1906 году после препирательств с семьёй, Эгон всё-таки ступает на путь художественного ремесла. Он поступает в Венскую школу, а после переводится в Академию искусства. Там он знакомится с Густавом Климтом.

Эгон Шиле. Климт в синем халате. 1913 г. Частная коллекция. Commons.m.wikimedia.org

Именно Климт, когда-то констатировавший, что в юноше «даже слишком много таланта», ввёл его в общество венских художников, познакомил с меценатами и покупал его первые картины.

Чем же приглянулся мэтру 17-летний парень? Достаточно взглянуть на его первые работы, например, «Гавань в Триесте».

Эгон Шиле. Гавань в Триесте. 1907 г. Художественный музей в Граце, Австрия. Artchive.ru

Чёткая линия, смелый цвет, нервная манера. Однозначно талантливо.

Конечно, Шиле многое перенимает у Климта. Это видно по ранним работам, до выработки собственного стиля. Достаточно сравнить «Данаю» одного и второго.

Слева: Эгон Шиле. Даная. 1909 г. Частная коллекция. Справа: Густав Климт. Даная. 1907-1908 гг. Музей Леопольда, Вена

А ещё в работах Шиле есть и влияние Оскара Кокошки, ещё одного австрийского экспрессиониста. Сравните вот эти их работы.

Слева: Эгон Шиле. Любовники. 1917 г. Галерея Бельведер, Вена. Справа: Оскар Кокошка. Невеста ветра. 1914 г. Художественная галерея Базеля

Несмотря на схожесть композиций, разница все же существенная. Кокошка больше про эфемерность и потусторонность. Шиле – про реальную страсть, отчаянную и некрасивую.

«Порнограф из Вены»

Именно так называется роман Люиса Крофтса, посвящённый художнику. Он был написан уже после его смерти.

Шиле любил обнажённую натуру и с маниакальным трепетом рисовал её снова и снова.

Посмотрите на следующие работы.

Слева: Сидящая Обнаженная, опершись на локти. 1914 г. Музей Альбертина, Вена. Справа: Танцор. 1913 г. Музей Леопольда, Вена

Эстетичны ли они?

Нет, они мягко говоря малопривлекательны. Они костлявы и чрезмерно откровенны. Но именно безобразное, как считал Шиле, играет роль усилителя красоты и жизни.

В 1909 году мастер обустраивает небольшую студию, куда приходят бедные несовершеннолетние девушки, чтобы позировать Эгону.

Откровенные картины в жанре ню стали основным заработком художника – их раскупали распространители порнографии.

Однако это сыграло с художником и злую шутку – многие в художественном обществе открыто отвернулись от художника. Шиле усматривал в этом только неприкрытую зависть.

Вообще, Шиле очень любил себя. Говорящей будет следующая цитата из письма к матери: «Насколько же вы должны быть рады, что родили меня».

Художник много рисовал своих автопортретов, в том числе и весьма откровенных. Экспрессивный рисунок, ломаные линии, искажённые черты. Многие автопортреты мало похожи на реального Шиле.

Автопортрет и фото 1913 года.

Экспрессивные города в исполнении Шиле

Человек был главной моделью Эгона Шиле. Но ещё он писал провинциальные городки. Может ли дом быть экспрессивным, эмоциональным? У Шиле может. Взять хотя бы его работу “Дома с пестрым бельём”.

Эгон Шиле. Дома с пестрым бельём. 1917 г. Частная коллекция. Melanous.org

Они веселы, задорны, хоть уже и в возрасте. А ещё с ярко выраженной индивидуальностью. Да, это описание … домов.

Шиле мог наделить характером и городской пейзаж. Разноцветное белье, каждая черепица своего оттенка, кривые балкончики.

«Всё, что живо – мертво»

Тема смерти – ещё один лейтмотив творчества Эгона Шиле. Красота становится особенно яркой, когда гибель близка.

Также мастера волновало соседство рождения и умирания. Чтобы почувствовать всю драматургию этой близости, он добился разрешения посещать гинекологические клиники, где в то время при родах часто умирали и дети, и женщины.

Читайте также:  Эллен помпео - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Размышлением на эту тема стала картина «Мать и дитя».

Эгон Шиле. Мать и дитя. 1910 г. Музей Леопольда, Вена. Theartstack.com

Считается, что именно эта работа знаменует начало нового оригинального стиля Шиле. В его работах совсем мало останется Климтовского.

Неожиданный финал

Самыми лучшими работами Шиле признаны картины, где моделью автора была Валери Нойзель. Вот ее знаменитый портрет. Причём один из немногих, который подходит для просмотра тех, кому нет ещё 16.

Эгон Шиле. Валери Нойзель. 1912 г. Музей Леопольда, Вена. Wikipedia.org

Натурщицу Эгон «позаимствовал» у Климта. И та быстро стала его музой и любовницей. Портреты Валери смелы, бесстыдны и…лиричны. Неожиданное сочетание.

Эгон Шиле. Женщина, сидящая с согнутым коленом. 1917 г. Национальная галерея в Праге. Artchive.ru

Но перед своей мобилизацией Шиле порвал с любовницей, чтобы жениться на соседке – Эдит Хармс.

Валери в отчаянии пошла работать в Крастный Крест. Там она заболела скарлатиной и умерла в 1917 году. Спустя 2 года после расставания с Шиле.

Когда Эгон узнал о ее смерти, он поменял название картины “Мужчина и девушка”. На ней они изображены вместе с Валери в момент расставания.

Новое название “Смерть и девушка” красноречиво говорит о том, что Шиле чувствовал свою вину перед бывшей любовницей.

Эгон Шиле. Смерть и девушка. 1915 г. Музей Леопольда, Вена. Wikiart.org

Но и с женой Шиле насладиться счастьем так и не успел – она умерла беременной от испанки. Известно, что Эгон, не слишком щедрый на чувства, тяжело переживал потерю. Но недолго.

Всего через три дня та же самая испанка оборвала и его жизнь. Ему было всего 28 лет.

Незадолго до смерти Шиле написал картину “Семья”. На ней – он, его жена и их нерожденный ребёнок. Возможно, он предствувтсвовал их скорую гибель и запечатлел то, чего никогда не будет.

Эгон Шиле. Семья. 1917 г. Дворец Бельведер, Вена. Wikiart.org

Какой трагический и несвоевременный финал! Незадолго до этого умирает Климт, и Шиле занимает освободившееся место лидера венского авангарда.

Будущее сулило большие перспективы. Но не случилось. Художнику, который обладал “слишком большим талантом”, не хватило времени…

И в заключении

Шиле всегда узнаваем – это неестественные позы, анатомические подробности, истерическая линия. Он бесстыден, но философски понятен. Его герои некрасивы, но вызывают яркие эмоции у зрителя.

Человек стал его главным героем. А трагизм, смерть, эротизм – основой сюжета.

Ощутив на себе влияние Фрейда, Шиле сам стал вдохновителем таких художников как Фрэнсис Бэкон и Люсьен Фрейд.

Шиле оставил поразительное число своих работ, доказав своим примером, что 28 лет – это и слишком мало, и слишком много.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Источник: https://arts-dnevnik.ru/egon-shile/

Шиле Эгон (1890-1918)

Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.

Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.

Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца. В 1913 он писал сводному брату:  “Я не знаю, есть ли кто — либо еще вообще, кто помнит моего благородного отца с такой печалью. Я не знаю кто еще в состоянии понять зачем я посещаю места, где он был и где я могу почувствовать боль…

Я верю в бессмертие всех созданий… почему в моей живописи столько скорби и тому подобных вещей? Потому что это продолжает жить во мне.”  Он невзлюбил свою мать поскольку считал, что она не носила достаточного траура по отцу: “Моя мать очень странная женщина…. Она совершенно не понимает меня и не сильно любит меня также.

Если бы она любила меня или понимала, то она была бы готова хоть чем-то пожертвовать ради этого.”

 В течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице.

В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе. В 1906 Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Климт.

Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков. “В них есть талант?” “Да” — ответил Климт.

“Даже слишком много!” Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом.

Шиле делал случайные работы для них с 1908 вперед — он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток. В 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg. 

 В 1909 он оставил Академию, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию.

В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими: “ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”
  Уже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт. Автор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом: “Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились… Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами. Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри…. Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.”    В течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями. Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования — например, он написал в письме от 1910: “Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”   В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности. Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться. В то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами: “я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника — преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.” Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере.   В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы. Тем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913: “Все красивые и благородные качества были объединены во мне …, я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.” Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна. Год 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена. Последняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето — без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917. Шиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла.   Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии. Наконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” — склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.

  Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.

В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию.

Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла. Шиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей.

Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены. 

Рубрика: изобразительное искусство, художник, биография

Источник: https://www.art-spb.ru/article/147

Ссылка на основную публикацию