Екатерина райкина – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Дети Аркадия Райкина

Дети Аркадия Райкина – дочь Екатерина и сын Константин редко видели родителей, которые были постоянно заняты, то на концертах, то на гастролях.

Старшая дочь Екатерина родилась за три года до войны, в 1938 году, и с этого момента почти не видели ни отца, ни маму, которые часто выступали с фронтовыми концертами, а потом ее отправили в эвакуацию в Ташкент, и их разлука затянулась до самого конца войны.

Но и тогда маленькая Катя прожила с ними всего год, когда они поехали работать в Сочи и взяли дочку с собой, а потом она вернулась в Ленинград к бабушке, матери Аркадия Исааковича.

На фото — Константин Райкин

В 1950 году родился младший из детей Аркадия Райкина – сын Константин. Разница в возрасте со старшей сестрой у него составила двенадцать лет, и он был очень желанным ребенком.

Родители возлагали на него большие надежды. Дети Аркадия Райкина пошли по стопам родителей и стали актерами.

Константин в пятилетнем возрасте уже выделялся особым талантом на праздниках Корнея Чуковского, а сам писатель называл его юным гением.

Екатерина Райкина в семнадцать лет поступила в театральное училище при Театре им. Вахтангова, а впервые на подмостки этого театра она вышла в двенадцать лет, сыграв Козетту в спектакле «Отверженные».

Она никогда, в отличие от Константина, не работала в театре отца, хотя, в одном спектаклей и начала играть, и даже получила похвалу от режиссера, но потом тяжело заболела и после этого решила больше не продолжать работу в этом театра.

На фото — Екатерина Райкина

Константин Райкин руководит театром «Сатирикон», и почти вся его жизнь занята работой. С сестрой они общаются очень редко, а когда знакомые сообщили ему, что Екатерина живет на одну пенсию, стал помогать ей деньгами, перечисляя каждый месяц определенную сумму. С некоторых пор Екатерина Аркадьевна работала в Фонде им. Аркадия Райкина, созданном при «Сатириконе».

У дочери Аркадия Райкина, которая была замужем три раза – за Михаилом Державиным, Юрием Яковлевым и актером театра им. Вахтангова Владимиром Ковалем есть один сын Алексей – от Юрия Яковлева и внучка Лиза. В начале своей карьеры Алексей тоже был актером, но потом ушел из профессии и занялся бизнесом.

У Константина тоже было три брака – и сейчас он живет со своей третьей супругой Еленой Бутенко. Его дочь Полина после окончания Высшего театрального училища им. Щукина работает в театре им. Станиславского, а также сотрудничает с театром своего отца «Сатирикон».

Возможно, вам также будет интересно: Ирина Роднина, дети и Дарья Жукова, дети

Источник: http://bez-makiyazha.ru/publ/deti_znamenitostej/arkadij_rajkin_deti/12-1-0-2752

Жена Аркадия Райкина – фото, биография, личная жизнь, дети

Аркадий Райкин являлся одним из патриархов в истории отечественного театра и юмора. Он до сих пор считается учителем и наставником большинства юмористов. Его неповторимая уникальная харизма, что характерно людям его профессии, не оставляла равнодушными множество женщин. Среди них оказалась и жена Аркадия Райкина, Руфина Марковна.

Жена Аркадия Райкина — фото

Юный Аркадий уже в школьные годы увлекался актерским мастерством и посещал различные театральные кружки. И вот в одном из них Райкин и повстречал будущую жену, красивую девочку в красном берете.

Однако юношеская робость не позволила подойти и познакомиться к объекту симпатий юного мальчика и Руфина так и осталась бы только в  фантазиях Аркадия, если бы не второй шанс выпавший Райкину уже в студенчестве.

Аркадий вновь встретил уже повзрослевшую молодую красотку и пригласил ее сразу в кино.

Как гласит совместная биография супругов, Райкин сразу же после киносеанса сделал девушке предложение, на что объект влюбленности пообещала подумать, но после все-таки согласилась на этот серьезный шаг. Но сыграть свадьбу получилось не сразу.

Причиною тому было предвзятое отношение родителей невесты к Аркадию Райкину. Отец Руфи, как серьезный ленинградский врач, не хотел видеть свою дочь в компании юмориста.

Уж слишком серьезно отличался этот типаж от того мужчины, с которым хотелось связать судьбу Руфины. Строгому отцу даже приходилось увозить на какое-то время будущую невесту на дачу, дабы оградить ее от встреч с не понравившимся ему кавалером. Но любви, как говориться, преграды не страшны, если она настоящая. И родители Руфи сдались – в 1935 году свадьба Аркадия Райкина таки состоялась.

Жена Райкина, Руфина Марковна Иоффе, работала в театре миниатюр под чутким руководством своего мужа, руководителем которого тот в свою очередь и являлся. Псевдоним у артистки был Рома (родители по странной прихоти в детстве называли по-домашнему девочку Ромой, так как ждали рождения мальчика). Кроме театра девушка много выступала на фронте, за что и была награждена соответствующей медалью.

Аркадий Райкин и его жена, как и большинство советских новобрачных того времени решила пожить у родителей. Райкин с женой перебрались в родительский дом Руфи. И это оказалось не самым удачным решением – теща тиранила давшего слабину Аркадия, навязывая свои жизненные принципы и видение ихней совместной жизни.

Райкин, не сумевший дать должного отпора, и корректно поставить пожилую женщину на свое место, начал попросту задерживаться на репетициях и посвящать работе все больше времени. В итоге всех этих мытарств Аркадий слег в больницу с сердечным приступом.

Как известно напряженная личная жизнь – негативно сказываеться на здоровье, даже в молодом возрасте.

Однако после рождения в 1939-м году дочери Кати, молодые решаются на переезд к родителям Райкина, чтобы оградить ребенка от той отрицательной атмосферы, царившей в их прошлом пристанище. А после и вовсе Аркадий Райкин с женой получил отдельную комнату в коммунальной квартире, что по тем временам неслыханная радость для молодых.

Как и водиться у всех мэтров сцены, Райкина окружали множество женщин. И по словам его современников – многим Аркадий отвечал и взаимностью. Слухи о его бесконечных интригах, действительных и выдуманных доходили до жены артиста, чем угнетали ее нежное, любящее наивное сердце.

Одна из таких интрижек Райкина чуть не развалила их брак, однако девушка проявила мудрость и простила неверного супруга. А после того, как жена Аркадия Райкина подарила ему в 1950-м сына Константина, их отношения вновь укрепились.

Очевидно, что дети в таких ситуациях могут благотворно влиять на обстановку в семье.

Следует отметить, что сам Брежнев пытался ухаживать за женой Аркадия однако, будучи женщиной твердых принципов, Руфи Марковна ему отказала. Да и вообще, Руфи хранила верность артисту на протяжении всего замужества.

Возможно интересно: Муж Екатерины Райкиной.

Источник: http://muzh-zhena.ru/blog/zhena-arkadiya-rajkina-foto-biografiya-lichnaya-zhizn-deti

Биография Константина Райкина

Знаменитый советский артист Аркадий Райкин был женат лишь однажды. В браке с актрисой Руфиной Марковной у них родилось двое детей – Екатерина и Константин. Их сын пошел по стопам отца и добился большого успеха на сцене театра и в кино.

Детство

Костя родился через пять лет после окончания Второй мировой войны. Это произошло 8 июля 1950г. в Санкт-Петербурге, который тогда назывался Ленинградом. Мальчик редко видел отца, тот постоянно был в разъездах, зарабатывал на жизнь в театре. Несмотря на это, их семья была очень крепкой и дружной. Они все вместе переезжали из одного города в другой.

Константин Райкин  в молодости

Когда Райкины бывали в Москве, то часто оставляли маленького Костю бабушке. Также воспитанием мальчика занималась нянечка, которая в силу своего невежества часто обращала внимание людей на фамилию Кости и гордо сообщала всем, что отец мальчика – Аркадий Райкин. Константин этого стеснялся, чувствовал себя неловко, он никогда не хотел пользоваться именем отца.

Райкин с малых лет любил искусство, всегда отличался особым артистизмом. Ему нравились точные науки, поэтому он пошел учиться в ленинградскую школу с физико-математическим уклоном, где был прилежным учеником. На досуге он любил ходить в городской зоопарк, ухаживал за животными, выполнял грязную работу.

После окончания школы он даже хотел поступить на биологический факультет. Но внутри себя Костя чувствовал стремление к творчеству, его привлекал театр. Ему всегда хотелось выйти из тени известного отца и доказать остальным, что он не просто сын знаменитого актера.

Театральное училище

Поступить в Щукинское училище тогда было нелегко, конкурс был огромным. Костя решил придумать оригинальное выступление, и на первом туре он сразил экзаменаторов наповал. Райкин изображал животных, пел, танцевал и выразительно читал стихи.

После такого успеха он с легкостью прошел еще два тура и сдал все необходимые экзамены. Родители были безумно рады этому, ведь они всегда хотели, чтобы их сын стал артистом.

Конечно, Костю обвиняли в том, что он воспользовался своей громкой фамилией. Но уже вскоре Райкин доказал обратное. Тогда его педагогом был Владимир Этуш, который через много лет рассказывал о Константине как о работоспособном и талантливом студенте, отличавшимся своей дисциплинированностью.

Райкин не пропустил ни одной репетиции, ни разу не опоздал, он быстро всему учился и везде успевал.

Костя помогал создавать костюмы, наносить грим, сам устанавливал декорации, много времени работал с ролями. В это время он показал себя не только как талантливый актер и прилежный студент, но и как хороший организатор, умеющий руководить трудовым процессом.

Все это было ему по душе, он жил театром, ведь Райкин знал его изнутри с самого детства. В 1971 году он получил диплом училища и сразу же стал работать на сцене «Современника».

Театральная жизнь

Десять лет отдал Райкин театру, который основал Олег Табаков вместе с другими молодыми актерами. За эти годы его стиль стал узнаваем, Константин полюбился зрителю. Сбылась его мечта – своими собственными усилиями он нашел дорогу к славе, обрел независимость и призвание.

В «Современнике» артист сыграл немалое количество ролей. Его видели в спектаклях «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину, «И пойду! И пойду!» по Достоевскому, «Двенадцатая ночь» Шекспира. Он сыграл Гамлета в «Этюды по Гамлету», Бутона в «Кабала Святош», Гнома в «Белоснежка и семь гномов».

В 1981 году он стал играть в театре миниатюр, где руководителем был его отец. Тогда театр находился в Ленинграде, но уже в следующем году переехал в Москву, а в 1987 году получил название «Сатирикон». В это же время умер отец Константина.

Главной целью Райкина-младшего стало воздвижение семейного театра, создание репертуара. В 1995 году он сыграл Грегора Замза в картине «Превращение». За эту роль Союз деятелей театра вручил ему премию «Золотая маска». Следующие премии он получил за роли в спектаклях «Контрабас» и «Король Лир».

Константин Райкин выступает в театре

Райкин сам играл на сцене, а также был режиссером и художественным руководителем. Он поставил такие спектакли как «Маугли», «Квартет», «Ромео и Джульетта». Эти постановки произвели на зрителей огромное впечатление, поразили своей оригинальностью.

Работа в кино

Впервые Райкин появился на экранах в 19 лет. Он сыграл в картине Игоря Масленникова «Завтра, третьего апреля». Художественный фильм был снят на киностудии Ленфильм. Уже более серьезная работа ждала его в спектакле «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», показанном по телевизору в 1971 году.

Большая популярность пришла к нему после ленты «Свой среди чужих, чужой среди своих», которую снял Никита Михалков. Затем Костя сыграл главную роль в комедии «Труфальдо из Бергамо». Актер снялся в картине «Тень, или Может быть, все обойдется», сериале «Неудача Пуаро».

После девяностых годов Райкин стал больше посвящать себя съемкам в телеспектаклях. В 2006 году он сам стал снимать документальные фильмы о знаменитостях. Среди известных личностей Олег Табаков, Василий Чапаев, Корней Чуковский. Актер снял фильм и про себя.

За свою жизнь Константин получил около 17 различных наград в сфере искусства. В 1993 году он стал Народным артистом, в 1999 году получил премии Станиславского и деловых кругов России «Кумир». Через два года артист был удостоен ордена третьей степени за заслуги перед Родиной, а в 2011 году он получил премию Г. Товстоногова за особый вклад в искусство.

Семья

Райкин — младший за свою жизнь был женат три раза. Когда ему было 27 лет, он расписался с Еленой Курицыной. Она училась в театральном училище в студии О.Табакова, ей было на тот момент 19 лет. Они скрывали свои отношения. Молодые люди тихо поженились и громко развелись, их брак просуществовал три года.

Отношения закончились скандалом и долгим бракоразводным процессом. Причиной расставания стали постоянные романы супруга, которые Курицына терпеть не стала.

Елена вскоре снова вышла замуж, родила ребенка и уехала жить в Штаты, а Константин встретил свою давнюю любовь – Алагез Салахову. Она была дочерью знаменитого художника и на момент встречи с Райкиным состояла в браке. Это не смутило артиста, он добился того, что Алагез развелась и стала его женой.

Алагез Салахова — вторая жена Райкина

Однажды Константин пришел домой, молча собрал вещи и ушел. Супруга была в недоумении, не могла ничего понять. Оказалось, Райкин начал встречаться с журналисткой Татьяной Веденеевой. Супруги развелись, Салахова очень сильно переживала это расставание.

Третьей женой артиста стала Елена Бутенко. В 1988 году у них родилась дочь, которую назвали Полиной.

Константин Райкин и Елена Бутенко с дочерью Полиной

Повзрослев, девочка стала актрисой. Сегодня она работает в Московском Академическом театре и периодически играет в кинофильмах. Райкин по сей день женат на Елене.

Константин предпочитает спокойный отдых и все свободное время посвящает любимому делу. Он часто отдыхает на даче и гуляет со своими домашними питомцами.

Более десяти лет Райкин работает в Художественном театре им. Чехова, воспитывает новое поколение артистов. Театр он считает своим домом и семьей. Здесь прошла вся его жизнь, Райкин развивался и рос на сцене. Сегодня он передает свой сценический опыт молодым студентам МХАТа и актерам «Сатирикона».

Источник: https://star-magazine.ru/konstantin-rajkin/

Дочь Таира Салахова, экс-супруга Константина Райкина: “После развода я долго болела”

Дочь знаменитого азербайджанского художника Таира Салахова была замужем, но это не остудило пыл Константина Райкина.

Если обратиться к биографии Константина РАЙКИНА, во всех источниках говорится, что актер и режиссер был женат на известной художнице Алагез САЛАХОВОЙ, а сегодня счастлив в браке с актрисой Еленой БУТЕНКО, родившей ему дочь Полину. Однако в жизни звезды была еще одна женщина, которую совершенно незаслуженно упускают из вида: именно она и являлась первой супругой звезды.

https://www.youtube.com/watch?v=MOXdj79lp5E

О существовании неизвестной общественности супруги проговорился сам Константин Райкин, рассказавший в интервью украинской газете, что его первой женой являлась студентка Театральной школы Табакова. Их брак длился три года.

“Развод был мучительный”, – поделился Константин Аркадьевич.
Как оказалось, даже среди коллег и друзей артиста мало кто знал об этой девушке. А те, кто был в курсе, не слишком охотно делились информацией – все потому, что история вышла не слишком красивая.

– Я не назову вам имя первой жены Кости, потому что не могу, – с извиняющимися нотками в голосе ответила нам интеллигентнейшая Алагез Салахова, экс-супруга Райкина.

– Я рассказала как-то журналистам о наших с ним отношениях, а потом мне пришлось звонить Косте и извиняться. Написали правду, но были там такие мелочи…

Райкин замечательный, талантливый! (Далее последовал набор эпитетов, превозносящих особый шарм, харизматичность и прочие достойные качества худрука театра “Сатирикон”.)

Продолжая расследование, мы уловили некую закономерность: все дамы, когда-либо имевшие дело с Константином Аркадьевичем, могли бы составить неплохой хор, поскольку в один голос нахваливали его мужские качества и талант.

А вот о первой его жене никто слыхом не слыхивал: даже в Студии Олега Табакова, где когда-то училась девушка, разводили руками! Решив было, что бессмысленно гоняться за фантомом, мы неожиданно наткнулись на след в ГИТИСе.

В стенах этого института зародился роман преподавателя Константина Райкина и студентки Елены Курицыной.

В 1979 году Райкин, будучи еще женат на Курицыной, встретил свою давнюю любовь – Алагез Салахову. Ее бабушка жила по соседству с отцом Кости – Аркадием Райкиным. Подзабытые чувства вспыхнули с новой силой.

Правда, дочь знаменитого художника Таира Салахова была замужем, но это не остудило пыл Константина. Увы, их брак тоже распался. Артист закрутил роман с телеведущей Татьяной Веденеевой.

Как рассказала Алагез в интервью “Экспресс газете”: “Я была дома, он пришел, собрал чемодан. Были слезы, я задыхалась, не могла понять, в чем дело. После развода я долго болела”.
Третий брак с актрисой Еленой Бутенко для Райкина оказался счастливым.

Как говорится, он встретил свою судьбу. У них родилась дочь Полина, которая продолжила актерскую династию.

Она никогда не давала интервью – считала это для себя ненужным. Глядя на эту красивую, тихую, скромную женщину, даже и не скажешь, что когда-то в ее жизни кипели нешуточные страсти.

После нанесенной ей Константином РАЙКИНЫМ обиды Алагез САЛАХОВА больше не решилась выйти замуж.

Они в разводе уже более 20 лет, но она по-прежнему с теплотой отзывается о бывшем супруге, не обвиняя его ни в чем (интервью было взято в 2007 году).

– Вы помните, как познакомились с Райкиным?

– Наши родители дружили. У моей бабушки – Тамары Ханум – была квартира на улице Горького (Тверской), где мы с сестрой и родились. Наш дом был потрясающий, сколько выдающихся людей приходило в гости! И Райкины – Аркадий Исаакович с Руфь Марковной, и Рина Зеленая, и Иван Козловский. С Костей мы познакомились школьниками: мне было 14 лет, ему – 17.

– Это была ваша первая влюбленность?

– Скорее, детское увлечение. Мы были в Прибалтике, в Дзинтари, и пришли к Райкиным, они отдыхали в санатории Совмина. Там я впервые увидела Костю. Мне он сразу понравился.

– У вас была красивая свадьба, платье с фатой?

– Нет, ведь для нас обоих это не первый брак. На мне был наряд малинового цвета, а Костя – в белом костюме. Очень душевно отметили событие у нас дома.

– Почему же вы не поженились раньше?

– Я уехала в Азербайджан, там влюбилась, вышла замуж, родила сына. Костя тоже женился.

– И когда же ваш роман начался по новой?

– Это был 1979 год, Костя где-то встретил мою сестру Айдан, и она пригласила его к нам. На тот момент мои отношения с мужем дали трещину, у него появилась другая женщина, и я ушла. Мы стали с Костей общаться, он сказал, что не женат.

– Райкин – маленького роста, совсем не красавец. Что вас в нем привлекло?

– Для меня внешность мужчины никогда не имела значения. Костя был очаровательным во всем, в общении. И, конечно, он очень талантлив.

– Каким он был в быту?

– Как большинство творческих людей, домашними делами он не занимался вообще, все было на мне. Костя абсолютно не жадный, мог последнее отдать. В то время он начал собирать духи, тогда в продаже ничего не было, один одеколон на всю Москву. Был очень этим занятием увлечен.

– Почему вы не родили Косте ребенка? Ходили даже разговоры, что он вообще не может иметь детей?
– Мы просто хотели какой-то период пожить для себя. К тому же, у меня рос сын. Они до сих пор общаются, если сын приходит в театр, всегда подходит к Косте.

– Куда же подевалась ваша огромная любовь? – В том, что мы разошлись, моей вины нет. Наверное, его нынешняя супруга смогла устроить жизнь так, что ему с ней комфортно.

– Говорили, что он ушел к актрисе Елене Бутенко, так как она забеременела?

– Это неправда, мы развелись совсем из-за другой женщины.

– Он так сильно влюбился?

– Да, и я ничего не могла поделать. Плакала, до конца не верила, что он может уйти. Было очень больно. После развода я долго болела.

– Разводу предшествовали конфликты?

– Нет, мы с Костей никогда не скандалили, не ругались. Бывало, повышали тон, расходились по разным комнатам, но не более того. Я сама родилась в творческой семье, мне был понятен образ жизни этих людей, “поцелованных Богом”. Когда мы расстались, то не сразу сказали об этом родителям. Его мама только что перенесла инсульт, и Аркадий Исаакович тоже болел. Узнав о разводе, и они, и моя мама безумно переживали.

– Неужели Руфь Марковна, такая мудрая женщина, которая сама столько лет удерживала семейную лодку, не смогла повлиять на сына? – Райкин-старший никогда не уходил от жены. У него был один характер, у Кости – совсем другой. Наверное, она более мудрая женщина, чем я. Она была фактически главой театра, его мозгом.

– Национальный момент не сыграл роли в разводе?

– В советские годы никто вообще не думал о том, чтобы выбирать себе пару по национальности. В первую очередь смотрели, что за человек перед тобой. В доме у Аркадия Исааковича вообще не было такого, чтобы по определенным дням посещали синагогу.

– Вы помните день, когда Константин ушел из семьи?

– Очень отчетливо. Я была дома, он пришел, собрал чемодан. Были слезы, я задыхалась, не могла понять, в чем дело. Мне казалось, что это ошибка, что он вернется. Но сказать ему, что он влюбился не в того человека, я не решилась. Подумала, может, та женщина ему более интересна, чем я. В тот период меня очень поддержали друзья. Конечно, все его осуждали за некрасивый поступок. Но мне от этого легче не стало.

– Вы знали, к кому он ушел?
– Да, но не хочу об этом говорить. Мне тогда казалось, что это временное увлечение, я не могла подумать, что он решится на развод.

– Вы не пытались поговорить с разлучницей? – Никогда в жизни! Зачем?! Этим я только поставила бы себя в дурацкое положение, кроме того, ничего бы это не изменило.

– С женщиной, ради которой он вас оставил, Райкин ведь долго не жил?

– Да, но когда уходил, то, наверное, был уверен, что это – на всю жизнь.

– Она актриса, работала в его театре?

– Да, актриса, но вместе они не работали. Она и сегодня довольно известная, иногда я ее встречаю, но не хочу о ней даже думать.

(Из осведомленных источников нам стало известно, что женщина, уведшая Константина Райкина из семьи, – это известная актриса и телеведущая Татьяна Веденеева. – В.Р. )

– А до развода не случалось, чтобы он при вас приударил за другой? – Было. Я в таких ситуациях просто уходила, и все. Многие женщины были в Костю влюблены, чуть ли не весь театр. Помню такой случай. Из гостей он пошел провожать женщину. А я одна поехала домой. Лежала в постели и думала: если вернется через час – хорошо, если придет ночью, слава богу, а что делать, если не вернется до утра? Поверить в сказку, что встретил по дороге друга? Собрать его вещи и выгнать, либо самой уйти? Я предпочитала верить во все, что он мне говорил.

– Может, будь у вас другая реакция, он бы и не ушел?

– Если он принимал решение, ничего нельзя было изменить. Костя – сильный человек, и бороться с его чувствами было невозможно. У меня же вообще по жизни покладистый характер.

– Когда вы встретились после развода?

– На похоронах Аркадия Райкина. На поминки я осталась только в театре, домой к ним уже не решилась поехать.

– Константин вам финансово помогает?

– Нет. Меня поддерживает первый муж, мы с ним дружим, у нас же сын. Он мне очень помог материально, когда я недавно болела.

– Сейчас вы с Райкиным общаетесь?

– Редко, вот недавно была в Баку и там встретила Костю, он летел на гастроли, мы очень мило общались.

ДОСЬЕ

* Художница Алагез САЛАХОВА родилась в Москве в 1953 году. * Ее отец – вице-президент Международной федерации художников при ЮНЕСКО, вице-президент Российской академии художеств, народный художник СССР, России и Азербайджана Таир Салахов, бабушка – знаменитая певица, танцовщица, народная артистка СССР Тамар Ханум, сестра – член комиссии Общественной палаты по вопросам культуры, художница Айдан Салахова.

* Имеет свой продюсерский центр “Алагез”.

Источник: www.eg.ru

Читайте Trend в Telegram. Только самые интересные и важные новости.

Источник: https://www.trend.az/life/interview/1896552.html

Екатерина Райкина: Костя появился на свет благодаря любовнице отца!

В нынешнем году гениальному Аркадию Райкину исполнилось бы 100 лет. В преддверии юбилея на разговор согласилась его дочь – актриса Екатериной Райкина. Она впервые раскрыла интимные секреты отца и рассказала о непростых отношениях со своими знаменитыми мужьями – Юрием Яковлевым и Михаилом Державиным.

– Екатерина Аркадьевна, вы много лет служили в Театре имени Вахтангова. Но почему часто оказывались невостребованной на сцене?
– Такова уж моя судьба. Было обидно и больно, что режиссеры будто не замечают меня. Я плакала, сходила с ума, на нервной почве отнимались ноги. На какое-то время я даже уходила из театра.

Но всю жизнь любила родные подмостки, ведь пришла туда еще подростком. Когда мне было 12, в Ленинград приехал на гастроли Вахтанговский театр. В пьесе «Отверженные» Козетту должна была играть московская девочка, но родители не пустили ее в Питер. Через друга нашей семьи Николая Акимова меня пригласили на эту роль.

С тех пор я не мыслила себя без театра, актеров, которые позже приняли в свой коллектив.

Екатерина Аркадьевна, вспоминая прошлое, наслаждается настоящим

– В отличие от брата Кости вы никогда не работали с отцом.
– Театр, который создал мой папа, скорее был предназначен для одного актера – его самого. Куда уж мне было лезть? Тем более, я постоянно переживала, что отец в этом плане не думает о маме. Она же могла сыграть интересные роли, сама писала блестящие монологи, но постоянно находилась в тени мужа.

Добрая, щедрая, сердечная, мудрая, к тому же блестящая актриса, но папа даже не помог ей получить звания. Стеснялся, считал, что неприлично посылать представления в министерство на свою жену. Ей было очень обидно, хотя никогда ничего не высказывала. Быть женой Райкина очень сложно – женщина должна всю себя отдать любимому. Вот мама и отдавала. Они прожили вместе более 50 лет.

– В свое время ходили слухи, что, если бы не родился ваш брат Костя, Аркадий Исаакович ушел бы к другой женщине…
– У родителей был замечательный брак, но бабы буквально липли к отцу. Если он уезжал на гастроли без мамы, то дамочки не давали ему прохода.

Романы, конечно, у Аркадия Исааковича были, но мама его обожала и не представляла своей жизни без него. Мудрая женщина, она, например, простила отцу отношения с одной актрисой Театра Вахтангова. Причем эта история продолжалась и тогда, когда мама носила под сердцем Костика. Любовница отца была очень красивой в жизни, но талантами не блистала.

Злющая такая, с противным голосом, ставила перед собой единственную задачу – «схватить» папу. Мама очень страдала, ей же все доносили.

Из-за страсти к Райкиной Яковлев бросил беременную жену, медсестру Киру Мачульскую

– Как звали эту женщину?
– Я бы не хотела произносить вслух ее имя. При желании вы легко ее можете вычислить.

(Наведя справки, мы узнали, что любовницей Райкина была актриса Антонина Гунченко)
– Как отец с ней познакомился?
– Их первая встреча произошла в Москве на каком-то банкете. Не думаю, что папа ее любил. Тут во главе угла стоял секс.

Хотя ко мне эта женщина относилась с невероятной нежностью, особенно когда я пришла в театр. Старалась приблизиться, подружиться. Но я держала дистанцию, помня, что она пыталась разрушить нашу семью.

В театре мне потом рассказывали, как в свое время эта дама брызгала слюной: «Если бы не этот жиденок – имея в виду родившегося Костю, – он был бы мой!» – имея в виду папу.

Представляете, «жиденок»! Как будто папа был другим! Не уверена, что у нее могло получиться увести Аркадия Исааковича, ведь мамина любовь к отцу перевешивала. Ну, царство небесное этой даме, ее уже нет на свете. Кстати, у нее самой была семья: дочь, муж – актер Максим Греков. Он страшно умер: поехал на гастроли в Свердловск, где искупался в озере. В это время там произошел атомный взрыв, который потом скрывали. В результате Греков заболел и быстро скончался.

В Юрмале Рацкин ностальгировал о детстве (на фото с супругой и детьми, начало 80-х)

Цветные сны

– Ваш отец был состоятельным человеком?
– Как сказать. Например, он всю жизнь мечтал побывать в Америке, показать там свое искусство. Папу каждый год приглашали американские импресарио, но в органах госбезопасности упорно отвечали, что он на других гастролях или болен.

Впрочем, единственный раз ему все-таки позволили выехать в США, но 90 процентов от гонорара забрали в пользу государства. Подобную экспроприацию однажды пытались осуществить и в 1985 году в Болгарии на моих глазах. Папа тогда себя плохо чувствовал, лежал в отеле. Вечером к нему пришел человек из посольства с маленьким сейфом в виде чемоданчика.

Выпив чаю, он сказал: «Простите меня, Аркадий Исаакович, вы же знаете, зачем я пришел? Вы посольству должны». На что папа резко ответил, что никому ничего не должен. Получается, первый раз в жизни, когда в СССР уже началась перестройка, отец решился не делиться со страной честно заработанными деньгами. Всю жизнь он получал гроши, постоянно недоплачивали.

Потом, когда этот человек из посольства ушел, папа мне об этом подробно рассказал.

Между любовницей Антониной Гунченко…

…и сыном Костей Аркадий Исаакович сделал выбор в пользу второго


– Давайте поговорим о вашем брате Константине. Аркадий Исаакович, по-моему, сына боготворил? – При папиной жизни брат делал большие успехи. Когда вышел фильм «Труффальдино из Бергамо» у нас еще не было цветного телевизора.

Костя его купил, поставил и ушел. Вначале шла какая-то скучная передача, папа лег на диван и уснул. Я его разбудила, когда началась картина. «Катя, цветной телевизор – это чудо! – не мог нарадоваться отец. – Представляешь, под него видишь цветные сны».

Фильм с Костей ему очень понравился.

– Косте в начале карьеры пришлось нелегко?
– Совершенно верно. Таланты папы и Кости разные. Жаль только, что супруга брата, Лена Бутенко, мало играет в театре.

Думаю, ей обидно, но Костя, как и папа, придерживается мнения, что неудобно помогать жене. Зато их дочка Полина уже играет в «Сатириконе», хотя до сих пор состоит в штате Театра Станиславского.

Костя пытается ее перетянуть к себе, считает, что ей плохо в том театре – портится вкус, приходится подбирать огрызки. Осколки в волосах

– У родителей был единственный брак. А вы побывали замужем трижды.
– Актриса должна уметь любить. Меня это прекрасное чувство не обошло стороной, так что грех жаловаться.
– Все ваши мужья были писаными красавцами.

Для вас в мужчине так важна внешность?
– Не сказала бы, просто так получилось. Я рано вышла замуж – в 19 лет. Вообще родители всех моих супругов любили. Хотя папа немного ревновал, но это было от сердца.

– Брак с Михаилом Державиным считаете ошибкой юности?
– Вовсе нет, я его очень любила. Мы поженились на третьем курсе института, но потом я пришла в театр, увидела Юру Яковлева и потеряла голову. Я никогда не жалела, что ради Юры оставила Мишу.

Ведь с Яковлевым у нас родился Леша. В семье сына растет прелестная дочка Лиза, моя внучка.

Полина, дочь актёров Константина Райкина и Елены Бутенко, пошла по родительским стопам

– Почему сына не назвали Аркадием, в честь дедушки?
– Так решил Юра. Предложил назвать Алексеем в честь своего погибшего на войне дяди. У евреев не принято называть в честь живых. Когда сын пошел получать паспорт, он у меня спросил: «Мама, какую национальность писать?» – «Русский», – ответила я.

В нашей стране это было очень важно, чтобы не возникало никаких преград.
– Почему вы расстались с Яковлевым?
– По примеру своей мамы я могла простить мужу любой недостаток, кроме пьянства. Мой отец совсем не пил, а вот у Юры была такая проблема.

Однажды то, что Яковлев выпил и сел за руль, едва не стоило нам жизни. В мае 1961 года, когда была на четвертом месяце беременности, мы ехали из Москвы в Ленинград на гастроли. Я и моя подруга уселись сзади в «Москвиче». Юра утолил жажду пивом и через некоторое время заснул за рулем. В итоге мы оказались в канаве.

Спасло, что рядом не было высокой насыпи, навстречу никто не ехал и рядом не стояло никаких столбов. Вылетели из машины вместе с чемоданами. Сзади ехало какое-то авто. Те, кто в нем сидел, увидели нашу аварию и вызвали перевозку трупов. Они и предположить не могли, что мы остались живы.

Когда приехала труповозка, вышел мужик в грязном халате и спросил: «Ну и где покойники?» Я, сидя на пригорке, ответила: «Это мы!»

Вторая супруга подарила Алексею Яковлеву чудесную дочку Лизоньку

– Ужас! – Когда мы все-таки добрались до Ленинграда, позвонила моя мама и сказала: «Мне приснился страшный сон, что вы погибли в автомобильной катастрофе». Врач, когда я пришла к нему на осмотр, сказал, что произошло чудо.

Ведь я была вся в синяках, в волосах застряли мелкие осколки стекла, но все остальное оказалось целым. После аварии мы даже сыграли спектакль, Юра вышел на сцену с трещиной в лопатке. Увы, Яковлев так и не понял, что пьянство мешает нормальной жизни и работе.

Мы разошлись, когда нашему ребенку было всего три годика.

– Ради сына не хотели сохранить семью?

– Когда уходит любовь, маленький человек это чувствует, и его душу калечит фальшь. Поэтому надо разойтись, но не терять отношений, как это получилось у нас с Юрой. Оба родителя должны понимать, что нельзя лишать ребенка общения ни с мамой, ни с отцом. Лично я пришла к этому не сразу. Бывают обиженные друг на друга родители, в которых играют мерзкие черты – жестокость и желание отомстить. Когда 18-летний Леша уже учился в Щукинском, Юре сказали: «Приди посмотри, у тебя чудесный наследник». И он пришел. И спустя 15 лет после разлуки снова познакомился с сыном, и они заново стали строить отношения.

– Ваш третий муж Владимир Коваль тоже выпивал, как и Яковлев?

– С ним все оказалось сложней – не сошлись характерами. Мы играли в одном театре, он прекрасный актер. И до сих пор официально женаты, но уже лет 15 вместе не живем. Хотя нормально общаемся, каждый день созваниваемся. Если нет звонка, начинаю нервничать, ведь возраст уже немолодой.

Лилия Амарфий, звезда московской оперетты, ушла из жизни в сентябре прошлого года в 60 лет

Взрослый сын

– Ваш сын Алексей Яковлев ушел из актерской профессии?
– Да. После Щуки он работал в Театре Ермоловой. Им был доволен главный режиссер Володя Андреев. У Алексея было много интересных ролей. Но потом получилось так, что актеры стали подписывать письма, желая привести в театр Валерия Фокина.

За отставку Андреева подписался и Леша. Но когда Фокин пришел, он привел свою команду. Леша сразу покинул театр. И тут появился Саша Пономарев, прелестный человек, талантливый актер и режиссер, и они создали с сыном театр «Чет-нечет», который развалился из-за отсутствия денег. Сейчас сын работает риэлтором.

– С первой женой сына – королевой оперетты Лилией Амарфий, которая недавно скончалась, вы дружили? – Очень! Так жалко, невозможно поверить в ее смерть. Ей было 60 лет, она на 12 лет старше Леши, но меня не волновала их разница в возрасте. Помню, пришла на ее юбилей в Дом актера.

Лилия любила театр, свою профессию, прекрасно пела и танцевала, могла бы сделать карьеру на Бродвее. У Амарфий от первого брака остался сын Саша. Леша его воспитывал как родного, ведь своих детей с Лилией у них завести не получилось. Сейчас Александр уже взрослый. У него скоро родится второй ребенок.

Если будет девочка, уверена, назовут в честь бабушки – Лилией.

Источник: http://uduba.com/4614144/ekaterina-raykina-kostya-poyavilsya-na-svet-blagodarya-lyubovnitse-ottsa

Райкин Аркадий Исаакович — биография актера, личная жизнь, фильмы, спектакли, фото. Артист театра и кино

Его называли русским Чарли Чаплином и чародеем пантомимы. В памяти поклонников Аркадий Райкин остался неповторимым мастером сценического перевоплощения, а темы его сатирических моноспектаклей остаются актуальными и сегодня.

Увлечение театром: детство и юность Аркадия Райкина

Аркадий Райкин. Фотография: photochronograph.ru

Будущий артист эстрады и кино Аркадий Райкин родился в Риге в семье портового бракера строительного леса и акушерки. Он был первым ребенком, позже у него появились сестры Белла и Софья и брат Максим.

Во время Первой мировой войны семья бежала в город Рыбинск Ярославской области. Отец устроился на новую работу, а Аркадий Райкин ходил в еврейскую религиозную начальную школу.

Во время учебы он занимался в драмкружке, а однажды вместе с родителями побывал на концерте Федора Шаляпина. Позднее, прихватив младших сестер, он уже сам пробивался на спектакли.

А в девять лет впервые выступил на сцене, правда пока непрофессиональной, — в драмкружке.

Летом 1922 года Райкины переехали в Петроград на улицу Рубинштейна. Будущий артист продолжал ходить на спектакли, часто бывал в Александрийском театре, занимался в школьном драмкружке и рисовал.

В 13 лет мальчик серьезно заболел: после затяжной простуды у него началась ангина, которая дала осложнение на сердце. Райкину диагностировали ревматизм и ревмокардит, которые приковали его к постели на девять месяцев.

После болезни он буквально заново учился ходить.

Юный мастер пантомимы

После школы Райкин хотел поступить в Ленинградский техникум сценических искусств, который позже стал Театральным институтом, но для этого нужно было иметь год рабочего стажа. В 1929 году он устроился лаборантом на Охтинский химический завод, а в следующем году его уже приняли в техникум. Родители были против этого решения, и Райкин ушел из дома в общежитие.

Аркадий Райкин поступил на режиссерско-актерский курс театрального режиссера Владимира Соловьева, который в 1910-х годах работал с Всеволодом Мейерхольдом.

В это же время Райкин увлекся пантомимой. В институте не было специального курса — шла только биомеханика с элементами пантомимы, которую вела старшая дочь Мейерхольда Ирина.

Райкин стал брать частные уроки сценического движения у лучшего мима-эксцентрика Серебряного века — композитора и шансонье Михаила Савоярова. Увлечение начинающего актера поддержал и Соловьев.

Этюд с воображаемой кошкой, который подготовил Райкин на первом курсе, сразу же перекочевал в репертуар Дома искусств, где выступали студенты.

Уже в следующем году Владимир Соловьев дал Райкину роль глухонемого слуги Веспоне в спектакле «Служанка-госпожа» по опере итальянского композитора Джованни Перголези, полностью основанную на пантомиме. Целых три сезона спектакль имел оглушительный успех, а этот опыт пригодился Райкину в дипломной работе. Он исполнял роль плутоватого слуги Маскариля в «Смешных жеманницах» Мольера.

Студенческие годы подарили Райкину и счастье в личной жизни. В 1934 году он познакомился с Руфью Иоффе, тоже артисткой. Через год они поженились.

Советский Чарли Чаплин

В 1935 году Аркадий Райкин окончил Техникум сценических искусств и по распределению попал в Ленинградский театр рабочей молодежи. Но вскоре перешел в будущий Ленсовет, тогда еще Новый театр.

В 1938 году он выступил как конферансье: заменил в ленинградском Саду отдыха заболевшего артиста. Привлекал молодого Райкина и кинематограф. Он снялся в двух фильмах — «Огненные годы» Владимира Корш-Саблина и «Доктор Калюжный» Эраста Гарина.

На экраны обе картины вышли в 1939 году, но особого успеха не имели.

Аркадий Райкин полностью сосредоточился на эстраде. Он постоянно выступал в домах культуры, дворцах пионеров, вел конферанс. К 1939 году у артиста было два авторских танцевально-мимических номера — «Чаплин» и «Мишка».

Он продемонстрировал их на Первом Всесоюзном конкурсе артистов эстрады в Москве и заработал первое признание аудитории и звание лауреата второй премии конкурса.

Почти сразу Райкина пригласили в труппу нового Ленинградского театра эстрады и миниатюр, а через три года артист стал его руководителем.

Во время Великой Отечественной войны Райкин сочинял сатирические миниатюры. Коллектив его театра выступал для солдат на полевых аэродромах, артиллерийских позициях, палубах боевых кораблей, за что в 1945 году артиста наградили орденом Отечественной войны Второй степени.

Театр Аркадия Райкина

Послевоенные выступления Аркадия Райкина на радио и телевидении, а также роли в кино публика принимала более чем благосклонно. Зрители оценили талант артиста в картине Михаила Калатозова «Валерий Чкалов» и фильме Михаила Слуцкого «Концерт фронту», в которых он снялся еще во время войны. Позднее вышли еще две ленты с его участием — «Мы с вами где-то встречались» и «Концерт артистов».

В Театре миниатюр тоже все шло хорошо. Вместе с сатириком Владимиром Поляковым Райкин создал новые театральные программы — «На чашку чая», «Не проходите мимо», «Откровенно говоря…» и спектакли «Приходите, побеседуем», «Любовь и коварство».

Театр миниатюр под управлением Аркадия Райкина был одним из самых любимых у зрителей тех лет. На его сцене выступали признанные артисты эпохи: Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Александр Менакер, Вениамин Нечаев, Эдуард Хиль, Мария Пархоменко.

Райкин приглашал и новых звезд, талантливых актеров молодежного театра «Парнас-2» из Одессы: Михаила Жванецкого, Романа Карцева, Виктора Ильченко, Людмилу Гвоздикову.

К этому времени Райкин уже не работал с драматургом Поляковым, но в театре по-прежнему ставили спектакли «Человек-невидимка», «Белые ночи», «Любовь и три апельсина».

В 1961 году Райкин сыграл первую интермедию Жванецкого «Разговор по поводу». Через три года они вместе создали новую театральную программу «Светофор», где сатирик исполнил знаменитые миниатюры «Авас», «Дефицит», «Век техники», «В греческом зале».

Монологи Райкина были остро сатирическими, но оставались корректными по отношению к власти. Жестко, но интеллигентно он высмеивал пороки людей и «издержки» политической системы: дефицит, бюрократию, блат. Несмотря на беспощадность образов, фельетоны Аркадия Райкина всегда нравились публике.

Всемирная известность Аркадия Райкина

В 1968 году, после 33 лет работы на сцене, Аркадию Райкину присвоили звание народного артиста СССР. Но в начале 1970-х судьба сыграла с артистом злую шутку.

Очередной спектакль «Плюс-минус» по текстам Леонида Лиходеева и Михаила Жванецкого зрители, как всегда, приняли восторженно. Однако в правительственных кругах он вызвал резкую критику, и спектакль грозились закрыть.

Райкину советовали уйти из профессии, запретили выступать в Москве и Ленинграде. Шумиха вокруг спектакля стоила артисту здоровья — у него случился инфаркт.

Несмотря на эти перипетии, народная любовь к творчеству Райкина не угасла. Не забывали о советском артисте и иностранные поклонники. О гастролях Театра Райкина писала польская, болгарская, немецкая и даже японская пресса. В Англии и Чехии создали фильмы, посвященные советскому юмористу.

В 1980 году Райкину вручили Ленинскую премию, а через год он стал Героем Социалистического Труда. Тем не менее отношения артиста с властями Ленинграда ухудшались. Он обратился к генеральному секретарю СССР Леониду Брежневу с просьбой перебраться в Москву вместе с театром. Генсек разрешил переезд.

В столице театр переименовали в Государственный театр миниатюр, которому в апреле 1987 года дали имя «Сатирикон». Почти сразу после переезда здесь поставили новый спектакль «Лица», позднее — «Мир дому твоему» по тексту сатирика Семена Альтова. Но Райкина покидали силы: он часто болел, терял память. Последние его гастроли прошли в Америке в сентябре 1987 года.

В ноябре этого же года Райкина положили в Кунцевскую больницу. Он шел на поправку, готовился к выписке, планировал программу на предстоящее 50-летие театра. Но 17 декабря 1987 года Аркадий Райкин ушел из жизни. Артиста похоронили на Новодевичьем кладбище Москвы.

Источник: https://www.culture.ru/persons/6916/arkadii-raikin

Тихий гений – МК

24.10.2001 в 00:00, просмотров: 7804

Читайте также:  Илья захаров - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Чем отличается гений от таланта? Наверное, тем, что первый — это творец, по законам которого добровольно живут тысячи и миллионы. Но творить собственный мир могут режиссеры, художники, композиторы… А артисты? Они лишь таланты или талантища, представляющие чужие миры.

Аркадий Райкин — тот редкий артист, который может смело быть причислен к гениям. Он не писал себе текстов, от которых в истерике заходилась публика, но все говорили: “Как сказал Райкин…” Не сговариваясь, считали, что и “в Греческом зале”, и “если меня прислонить к стенке”, “вкус спесфический”, “пускай все будет, но пусть чего-то не хватает” и прочее артист придумал сам.

Причем артист — отпадный красавец, украсивший бы своим лицом не один голливудский шедевр. А не комедиант со смешной, комичной внешностью. Если верить Станиславскому — гении рождаются раз в сто лет. Сегодня Аркадию Райкину исполнилось бы 90.

РАЙКИН — может быть, самая загадочная звезда в нашем искусстве.

Во всяком случае, он до сих пор не подходит ни под какие стандарты и как будто самим собой опровергает все, что делал. Он был неотразимый красавец, а на сцене изображал смешное, как нелепый комик. Мужской шарм придавал этому комизму особый вкус. Со сцены он говорил такие смелые слова, от которых многие вжимались в кресла в ожидании расправы над артистом.

А вне сцены он производил впечатление тихого человека, который способен произвести шум, только топоча домашними туфлями. И, наконец, он был блестящим, успешным, хорошо оплачиваемым артистом, но при этом никогда не был балагуром, дежурным тамадой любой компании.

Он не устанавливал дистанции с коллегами, с другими людьми, но отчего-то само собой складывалось, что был Он — и были все остальные. Он не рассказывал баек, и байки не сопровождают его после смерти. Странное дело, но его энергетика — тихого гения — с годами струит печальный свет.

СЛУХИ ПРО РАЙКИНА Имя любой легенды, согласно всем легендарным законам, было окутано слухами. Еще при жизни артиста по стране ходили слухи — один нелепее другого. Попробуем их развеять. Итак:

Слух №1

Райкин — это псевдоним. А настоящая фамилия артиста — Штипельман .

Райкин — родовая фамилия. Этот слух, распространяемый на полном серьезе, принадлежит коллеге Райкина по сатирическому цеху Аркадию Хайту, ныне покойному.

Слух №2

Райкин состоял в сионистской организации, для которой он зарабатывал деньги.

Аркадий Райкин не состоял ни в какой организации, ни в одной партии, тем более в коммунистической. В Театре миниатюр, которым он руководил, не было даже партийной организации и был всего один коммунист — артист Минкович.

Слух №3

С целью поддержки сионистской организации Аркадий Райкин переправлял в Израиль бриллианты в золотом гробу собственной матери.

Мать Аркадия Райкина — Елизавета Борисовна — скончалась в 1965 году в возрасте 87 лет и похоронена в Санкт-Петербурге, на Преображенском кладбище.

Слух №4

Вся семья Райкина, его ближайшие родственники эмигрировали в Америку, Израиль, Канаду.

Лишь одна родная сестра Аркадия Райкина — Софья Исааковна — в середине 80-х переехала на ПМЖ в США. Троюродный брат, известный отоларинголог Ленинграда Рафаил Райкин , жил в Израиле. Остальные — дети, родная сестра, семья брата, скончавшегося два года назад, продолжают жить и работать в Москве и Санкт-Петербурге.

Слух №5

Райкин имел несколько квартир, машину, огромную дачу.

Долгое время, будучи известным артистом, Аркадий Райкин жил в коммунальной квартире на Греческой улице в Ленинграде. Позднее получил четырехкомнатную квартиру на Кировском проспекте.

Когда переехал в Москву, ленинградские власти квартиру отобрали, а московские дали в Благовещенском переулке. Его возила служебная машина.

Дачи у него никогда не было, он снимал многие годы дачу для своей семьи.

Слух №6

Все потомки Райкина пошли по актерской линии.

Пожалуй, это единственный слух, во многом соответствующий действительности. Его собственные дети — Екатерина и Константин — стали артистами. Единственный внук Алексей Яковлев начинал как артист, но затем ушел в бизнес. Внучка Полина — учащаяся школы — танцует в ансамбле “Тодес” и пробует себя на сцене и в кино.

Внучатый племянник Андрей пошел по музыкальной линии, студент консерваторского училища.Гений за сценойОн выходил, нет, скорее выбегал на сцену легкой походкой, откидывал красивую голову с седой прядью и начинал… Таким он остался в памяти. А каким он был за кадром? Об этом немного знали только самые близкие люди.

Немного, потому что и для них он оставался загадкой.

Так, даже дома его крайне редко видели в пижаме, халате или, упаси боже, в спортивных трико с отвисшими коленями. Всегда в костюмах, в крайнем случае в элегантных свитерах. Вообще одежде придавал очень серьезное значение. Когда хорошие вещи были в дефиците и не было возможности привозить их из-за границы, Райкин шил костюмы только у лучших мастеров Москвы и Риги.

Цвета предпочитал яркие: ослепительно-белый, ярко-синий. Однажды он шел по Минску в элегантнейшем белом костюме. Навстречу — человек в зеленой шляпе. Увидев белое явление и не узнав артиста, протянул:

— Во пижон.

Райкин, ни слова не говоря, подошел к человеку, взялся за поля шляпы и надвинул ее ему на уши.

Одежда была пунктиком Райкина.

— Обычно перед спектаклем после второго звонка, когда мы, артисты, стояли за кулисами, к нам подходил Аркадий и желал ни пуха ни пера, — вспоминал родной брат Райкина Макс Райкин , работавший с ним много лет в театре. — Мы тоже желали ему ни пуха, и спектакль начинался. Но иногда он выкидывал фортели.

Вдруг не появлялся даже после третьего звонка, мы дергались: не случилось ли что? Но неожиданно, перед тем как открывался занавес, он буквально влетал на сцену в шикарнейшем костюме. Мы шалели, и было видно, что ему этот прикол доставил удовольствие. Он проделывал это всегда — и когда ему было 30, и 40, и 50 лет.

Даже тогда, когда стукнуло 75 и он тяжело болел.

Говорят, что даже за грибами Райкин отправлялся в костюме. Кирзовые сапоги и телогрейка даже в лесу, где нет публики, были явно не для него.

Грибы, пожалуй, единственная слабость Райкина, которую с большой натяжкой можно было назвать хобби. Во всяком случае, это ему доставляло удовольствие, он разбирался в грибах, любил их собирать. Когда ему однажды на гастролях на Волге, в специальном рыбном хозяйстве предложили удочку, он, постояв с ней десять минут, бросил ее со словами: “Какое скучное занятие”.

Особых пристрастий в еде не имел. В алкоголе — тем более.

В общем, за кулисами он был скучным человеком. А те из приходящих, кто наблюдал его дома, удивлялись тихости и замкнутости. Говорил тоже тихо. И преображался в привычный образ, когда читал участникам спектакля пьесу.

Алла Коженкова , театральный художник, оформившая последний спектакль Аркадия Райкина “Мир дому твоему”:

— Он был так тих, что казался немощен. Но вот он начал читать мне пьесу, и я просто сошла с ума. Он прыгал, бегал на четвереньках, как собачка, пищал. Он работал за женщин, мужчин, животных. “Где публика? — думала я. — Почему я единственный свидетель этого спектакля?”

“Мир дому твоему” — единственный спектакль Райкина, где вместо привычных кепки, дерева и лавки была декорация, детально воспроизводившая его московскую квартиру — стол, антикварный буфет, кресло, зеркала.

— Все это невозможно было сделать в мастерских — было бы видно, что подделка, и мы с Аркадием Исааковичем ездили по комиссионкам. Как только он заходил в магазин, начинался спектакль.

Однажды, увидев живого Райкина, директор магазина — здоровенный дядька — остолбенел и от неожиданности сказал глупость: “Первый раз в жизни вижу вас так близко”.

— “И я первый раз в жизни вижу вас так близко”, — ответил Райкин.

Именно в такой домашней декорации этого спектакля в 1987 году и хоронили Райкина.Райкину давали на чайОднажды в гостинице “Астория” Райкин с писателями Массом и Червинским обсуждали спектакль “Любовь и три апельсина”. Райкин должен был играть несколько ролей. В это время вошел официант, и хитрый Масс, известный шутник, спросил:

— Аркадий, а вы могли бы сыграть официанта?

— Конечно.

— Нет, не на сцене, а в жизни, — пошутил Масс.

— Конечно, смог бы, — пошутил Райкин.

Надел пиджак, перекинул через локоть салфетку, расчесал волосы на прямой пробор, выпустил на лоб черный чубчик и стал рассматривать себя в зеркало. Но тут его охватила неуверенность. Все молча смотрели на него, и он понял, что отступать поздно. В сопровождении настоящего официанта вошел в номер, где расхаживал здоровый человек восточного типа.

— Что будете заказывать? — обмирая, спросил Райкин.

— Простите, дорогой, но вам никто не говорил, что вы поразительно похожи на…

— Да говорили, говорили. Меня здесь все так и называют.

Человек смотрел в упор и недоверчиво:

— Но голос, голос! Скажите, дорогой, а вы сами его видели?

— Нет, на сцене не видел никогда. Нет никакой возможности.

— Обязательно посмотрите, обязательно!

Потом Райкин принес заказанный обед, и восточный человек снова завел свою песню:

— И черные волосы, и седая прядь, и голос у него такой своеобразный…

Райкин молчал как партизан. Не найдя сочувствия, лицо кавказской национальности свирепо принялось за бифштекс, и Райкин с облегчением приготовился уйти.

— Дорогой, давай рассчитаемся.

Он рассчитался, дал на чай и добавил:

— Тебе еще на два билета хватит. Обязательно пойди посмотри. Просто со стула упадешь, когда его увидишь.Артисты из горкома партииВ 1964 году театр Райкина привез в Москву новый спектакль “Плюс — минус”.

Люди стояли ночами в очереди за билетами, хотя афиш в городе не было. Однако через неделю Райкину позвонил администратор Театра эстрады и сказал, что поступило распоряжение билеты на спектакль больше не продавать.

— Горком партии запретил. Я не могу их ослушаться. Вам надо срочно туда сходить, чтобы разрешили.

И Райкин, как школьник, отправился по инстанциям. Его встретили с распростертыми объятиями: “Какими судьбами, Аркадий Исаакович?” Вежливо выслушали и отправили в другой кабинет, где повторилось то же самое с той разницей, что вежливо предложили чай-кофе.

Райкин прошел ряд кабинетов, но правды не нашел. Вернулся домой, измученный опустился в кресло и, обхватив голову руками, сказал жене:

— Мы думаем, что мы с тобой артисты. Ошибочка. Вот там артисты — это настоящие артисты!Ай, молодца!В конце 50-х театр Райкина приехал в Польшу на гастроли.

В Лигнице, где в штабе советской группы войск артисты должны были в шефском порядке отыграть несколько спектаклей, их поселили в здании бывшего гестапо, в котором в те годы располагалось общежитие военнослужащих. В каждой комнате было по шесть коек с суконными одеялами, сломанные стулья, шкафы. Вода шла только два раза в сутки.

В грязных туалетах можно было играть только “Бурю” Шекспира. Когда один артист открыл в туалете окно, чтобы проветрить помещение, раздался крик офицера: “Закрой окно! Стрелять буду!”

Райкин был взбешен, его в таком состоянии никто не видел. Он вызвал к себе директора Григория Тихантовского, говорил с ним, как рассказывают очевидцы, на повышенных тонах. Но в конце концов потерял самообладание и дал ему в ухо.

Это был первый и последний раз, когда все видели дерущегося Райкина.У Зощенко другая фамилияВ 1946 году вышло судьбоносное постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград”, сломавших судьбы Зощенко, Ахматовой и писателя с меньшим именем — Хазина.

Последний в то время написал сатирические стихи “Новые похождения Евгения Онегина”, которые Райкин взял в свою новую программу. Естественно, что после постановления ни о каком “Евгении Онегине” не могло быть и речи.

Для Хазина наступили черные дни, семья жила только на скромную зарплату его жены — актрисы Театра комедии.

Тогда Райкин взял произведение Хазина и на свой страх и риск поставил его в программу под другой фамилией. Подставное лицо заключило с театром договор, получило деньги и отдало их гонимому писателю.

Такой же трюк был проделан с миниатюрой Зощенко.Милиция снимает шляпуИзвестный режиссер Георгий Товстоногов ехал по Москве на автомобиле.

Художница, которая его везла, нарушила правила, и гаишник приказал ей прижаться к тротуару.

— Сиди, я разберусь, — сказал режиссер и уверенной походкой направился к милиционеру.

Художница видела, как известный мастер что-то объяснял человеку со свистком, но тот был невозмутим. Тогда она подошла к милиционеру:

— Понимаете, мы спешим в театр Райкина, вот мои документы.

— Вы работаете в театре Райкина? Неужели? В самом театре? А как себя чувствует Аркадий Исаакович?

И стал подробно расспрашивать о здоровье артиста, передавать приветы с выражением любви от всей милицейской массы. Потом взял под козырек и отпустил машину. Всю дорогу Товстоногов молчал.

Члены ЦК отдыхалиКогда МХАТ отмечал свой юбилей, была следующая мизансцена: артисты театра сидели на сцене и принимали поздравления с корзинами цветов от различных организаций. Знатные люди выходили, читали приветственные адреса, коллеги пели и шутили для мхатовцев.

Те же, сидя, благородно взирали на подношения и капустные номера. Но когда на сцену вышел Райкин, весь МХАТ как по команде встал, как будто юбилей был не у Художественного театра, а у Райкина.

Министр культуры Екатерина Фурцева, сидевшая в зале, произнесла в шоке:

— Как же так? Когда вышел на сцену представитель ЦК, артисты слушали его сидя, а вышел Райкин, и все встали. Кто велел?

Ну как объяснить чиновнику, что “велел” — не тот глагол для любви и сердца. Его действительно любили и продолжают любить, и любовь эта особенная — благоговейная, с дистанцией и добровольной позицией снизу вверх. Так смотрят восторженно только на звезду, масштаб которой даже со временем не определим и вряд ли когда-нибудь будет измерен.

Источник: https://www.mk.ru/editions/daily/article/2001/10/24/102593-tihiy-geniy.html

Ссылка на основную публикацию