Евгений крылатов – биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Евгения Крылатова

Опубликовано: 30.10.2017 – 21:32

Крылатов Евгений Павлович (р. 1934) – российский композитор, написавший музыку более чем к 140 мультфильмам и кинофильмам. Входит в состав Союза кинематографистов, Союза композиторов и Союза театральных деятелей.

За свои творческие достижения был награждён Государственной премией СССР в 1982 году и премией Президента РФ в 2014 году.

Самые известные его песни звучат в мультфильмах «Умка», «Верните Рекса», «Зима в Простоквашино» и кинофильмах «И это всё о нём», «Приключения Электроника», «С любимыми не расставайтесь», «Чародеи», «Гостья из будущего», «Не ходите, девки, замуж».

Детство

Евгений появился на свет в городе Лысьва Пермского края 23 февраля 1934 года. Ему и самому удивительно, откуда проявился такой талант к сочинению музыки, ведь в роду Крылатовых творческих личностей не было.

Семья, где родился будущий композитор, относилась к рабочему классу. Дедушка всю жизнь трудился сталеваром. Папа, Павел Евгеньевич Крылатов, 1908 года рождения, работал мастером на заводе. Мама, Зоя Николаевна Крылатова, 1912 года рождения, в четырнадцатилетнем возрасте пришла из деревни в город и устроилась рабочей на завод.

Быть может, такая тяга к искусству передалась Евгению от прадеда по линии отца, который жил при церкви и пел на клиросе. Хотя в какой-то определённой степени музыку в семье Крылатовых любили все.

Мама была верующим человеком и по вечерам, укладывая спать маленького Женю, читала ему нараспев молитвы и притчи, пела народные песни. А отец вообще был человеком уникальным, на свою первую зарплату он купил скрипку и нанял преподавателя, который обучал его игре на инструменте.

А на последние деньги отец мог пойти и купить пластинки Бетховена или Шопена, которые потом ставил слушать маленькому сыну.

Когда Евгению исполнилось два годика, семья уехала из Лысьвы в рабочий пригород Перми – Мотовилиху. Родители устроились на завод и им дали две комнаты в коммунальной квартире. В длинном коридоре находилось радио, которое работало сутками напролёт.

Как только из чёрного репродуктора начинали передавать народную либо классическую музыку, или замечательные песни того времени, маленький Женя приходил в большой восторг и «дирижировал» ручонками.

Неоднократно наблюдая за этим, мама решила отвести сына в фортепианный кружок при заводском доме пионеров.

На следующий год мальчик уже поступил в первый класс детской музыкальной школы. Инструмента дома не было, и обучаться приходилось по самоучителю со специальным вкладышем, на котором была нарисована клавиатура. Так Женя учился игре на фортепиано, однако от бумажной клавиатуры достичь больших результатов не получалось.

Спустя какое-то время, заметив сильное увлечение мальчика музыкой, местное управление культуры выделило семье Крылатовых напрокат чёрный допотопный рояль, который занял целиком одну из комнат в коммуналке. Так началась жизнь Евгения в искусстве, и родились его первые музыкальные композиции.

ТЕСТ: Сможете ли вы добиться успеха?

Пройдите этот тест и узнайте сможете ли вы добиться успеха.

Начать тест

Образование

После окончания школы Крылатов поступил в Пермское музыкальное училище. Директором там был замечательный скрипач Митрополов Н. А. Именно благодаря ему Евгений впервые побывал в Москве.

Он отправил Крылатова с ещё одним студентом в столицу на смотр молодых музыкантов.

Это мероприятие проводила Московская консерватория, там Евгению дал рекомендацию для дальнейшего поступления на композиторское отделение профессор Шапорин.

Также среди преподавателей училища Женя высоко ценил прекрасную пианистку и композитора И. П. Гладкову. Она занималась большой музыкально-просветительской деятельностью, являлась организатором целых концертных циклов по произведениям знаменитых композиторов. Например, её ученики при полных залах играли цикл «Все сонаты Бетховена».

В 1953 году Крылатов отправился в столицу, но на вступительных экзаменах сразу же провалил теорию, потому что в Перми гармонию и сольфеджио им не преподавали.

И только благодаря удивительному человеку – директору консерватории Александру Свешникову – Евгений поступил. Свешников с понятием отнёсся к провинциальному талантливому пареньку и разрешил ему сдавать экзамены дальше.

Женя поступил сразу на два отделения – у профессора М. И.Чулаки обучался по классу сочинения, у В. Н. Натансона по классу фортепиано.

В это время в консерватории учился весь цвет того поколения – Ю. Саульский, Р. Щедрин, А. Пахмутова, А. Эшпай. На одном курсе с Крылатовым обучались Эдуард Лазарев, Алемдар Караманов, Альфред Шнитке. Эта четвёрка очень сдружилась между собой.

Среди ребят только Шнитке был москвичом, остальные иногородние жили в общежитии.

Но мама Альфреда, замечательная, гостеприимная и добрая женщина Мария Иосифовна, на протяжении всех лет учёбы по праздникам устраивала хлебосольные приёмы и откармливала бедных полуголодных студентов.

Дипломными работами Крылатова были такие произведения, как:

  • «Памирское каприччио»;
  • концерт для фортепиано;
  • балет «Цветик-семицветик» (в 1965 году его поставили на сцене Большого театра, постановка шла в течение пяти лет).

Творчество

Окончив консерваторию, Крылатов начал активное сотрудничество с драматическими театрами, написал музыку к следующим постановкам:

  • «Ревизор» (Рижский театр русской драмы);
  • «Недоросль» и «Горе от ума» (Малый театр);
  • «Ромео и Джульетта» (ТЮЗ).

Евгений писал также симфоническую, эстрадную, камерную музыку, но известность пришла к нему в кинематографе. Практически каждый день носил он свои музыкальные сочинения на радио, телевидение, предлагал режиссёрам.

Пробиваться пришлось трудно и долго, словно цветку сквозь асфальт. Помог другу композитор Александр Зацепин, он рекомендовал Крылатова на киностудию документальных фильмов.

Евгений начал работать на киностудии в конце 1960-х годов и написал музыку более чем к двадцати документальным фильмам.

Позже Зацепин помог Крылатову пробиться и на студию «Союзмультфильм». И, наконец, родилась мелодия, с которой началась настоящая творческая карьера композитора. Это была «Колыбельная медведицы» из мультипликационного фильма «Умка». Скоро этой мелодии исполнится полвека, а её до сих пор поют бабушки и мамы, укладывая спать малышей.

С 1970 года началась успешная работа Крылатова в кино. Первые песни, которые принесли ему известность, прозвучали в фильмах:

  • «Мой папа – капитан»;
  • «О любви»;
  • «Кочующий фронт»;
  • «Достояние Республики»;
  • «Ищу человека».

Особенной популярностью до сих пор пользуется песня «Лесной олень» из кинофильма «Ох уж эта Настя».

Каждый композитор сочиняет музыку по-своему. У Крылатова никогда мелодии не рождались просто так, из ничего. Он пишет песни только на готовые стихи. Кино свело Евгения со многими замечательными поэтами: Б. Ахмадулиной, Р. Рождественским, Е. Евтушенко, Л.

Дербенёвым. Особенно плодотворной была работа с поэтом-песенником Юрием Энтиным. Это любимый поэт Крылатова, его прекрасные стихи вдохновляют, музыка пишется легко и быстро. Их связывает не только творческий процесс, но и долгая, крепкая, мужская дружба.

По словам Евгения Павловича, музыка может как убить кино, так и поднять его на непостижимую высоту. Его песни не убили ни одного фильма, а, наоборот, принесли всенародную любовь. Он очень гордится тем, что спустя десятилетия слышит, когда люди поют его песни в караоке или его мелодия звучит у кого-то с мобильного телефона.

Крылатов написал музыку к таким знаменитым советским фильмам, как:

  • «Не болит голова у дятла»;
  • «Русалочка»;
  • «Риск – благородное дело»;
  • «Конец императора тайги»;
  • «Гонка с преследованием»;
  • «Право на выстрел»;
  • «Приказано взять живым»;
  • «Лиловый шар»;
  • «Акселератка»;
  • «Раз на раз не приходится».

Особенно его удивляет путь песни «Прекрасное далёко» из кинофильма «Гостья из будущего». Прошло тридцать лет, а она, как будто хит, написанный вчера. Сейчас её поют взрослые и дети, исполнители и ансамбли разных направлений и стилей. Когда режиссёр Павел Арсенов начинал работу над фильмом, писать музыку сразу пригласил Крылатова.

Но у Евгения Павловича была сложная ситуация в семье, связанная с болезнью жены. Он хотел отказаться, но режиссёр уговорил композитора не уходить из картины. Крылатов работал как в тумане, но ситуацию спас Юрий Энтин. Он написал замечательные стихи, и сама собой на них легла мелодия.

Получилась финальная песня «Прекрасное далёко», ставшая всенародной любимицей.

Народными хитами стали и песни из кинофильма «Чародеи»:

  • «Только сердцу не прикажешь»;
  • «Загадка женщины»;
  • «Ведьма-речка»;
  • «Три белых коня»;
  • «Песенка о снежинке»;
  • «Говорят, а ты не верь»;
  • «Песенка про костюмчик».

Крылатова часто называют детским композитором, ведь он написал огромное количество мелодий к мультикам и детским фильмам. Несколько поколений детворы выросло на его песнях.

Кто не знает, «Кабы не было зимы» и «А я всё чаще замечаю» из мультфильма «Зима в Простоквашино».

А песни из кинофильма «Приключения Электроника» знают наизусть и нынешнее поколение, и их родители, которые в 1980-х годах были первыми зрителями замечательной картины:

  • «Мы маленькие дети»;
  • «Ты – человек»;
  • «До чего дошёл прогресс»;
  • «Бьют часы на старой башне»;
  • «Это знает всякий»;
  • «Песня игрушек»;
  • «Это что же такое».

Ну, а знаменитые «Крылатые качели» стали визитной карточкой композитора.

В 1994 году за свои творческие достижения Евгений Крылатов был удостоен звания Народного артиста РФ.

Личная жизнь

Знакомство с будущей супругой произошло на третьем курсе консерватории благодаря дружбе Евгения с Алемдаром Карамановым. Крылатов зашёл в общежитие проведать друга, Алемдар был нездоров, и его как раз навестила родная сестра Севиль. Невероятная красавица училась в МГУ на юридическом факультете. Папа Карамановых был турок по происхождению, поэтому детям дали такие восточные имена.

Это была любовь с первого взгляда, Женя увидел девушку и потерял голову. 7 января 1957 года, на Рождество Христово, они расписались. Крылатов привёз молодую жену в плохонькую съёмную квартирку, вечером к ним заехали Алемдар Караманов, Альфред Шнитке и ещё одна девушка – подружка Севиль. Выпили на всех бутылку шампанского, это и была их свадьба.

Вместе супруги прошли через все тягости судьбы. После окончания консерватории у молодожёнов не было ни жилья в столице, ни московской прописки. Они либо снимали какие-то крошечные комнаты, либо обременяли своих знакомых.

В 1958 году у них родился сын Павел. Первое время его забрала к себе мама Крылатова, потому что очень трудно было с маленьким ребёнком скитаться по съёмным квартирам с печным отоплением и удобствами на улице.

Потом мама нашла какую-то дальнюю знакомую женщину, которая жила в Вешняках Московской области. За ежемесячную плату в десять рублей, она согласилась прописать у себя Евгения.

А вскоре вышел указ о расширении Москвы, так Крылатов стал москвичом с пропиской, но без жилплощади.

В 1965 году Евгений и Севиль ожидали рождения второго ребёнка. К этому событию незабываемый подарок сделал им композитор Тихон Хренников – помог получить квартиру в столице.

Когда Крылатов с женой первый раз вошли в свою собственную квартиру в Тушино, то постелили на пол газету, легли и долго лежали, обнявшись и нюхая запах свежего лака на паркетном полу.

Родившаяся чуть позже дочь Мария уже приехала в настоящую родительскую квартиру, а не в какой-то съёмный уголок.

Севиль Сабитовна Крылатова, хоть и имела диплом юриста, всю свою жизнь посвятила любимому мужу. Она занималась домом и воспитанием детей. Потрясающая хозяйка, в их семейном гнёздышке всегда был идеальный порядок, Севиль превосходно готовила. Совсем немного жена композитора не дожила до шестидесятилетия совместной жизни, в 2014 году она умерла. Вместе супруги прожили пятьдесят семь лет.

После смерти любимой супруги одиночество Евгения Павловича скрашивает кошка Миля, где бы не находился хозяин, рыжая пушистая подруга всегда рядом.

Если композитор работает за письменным столом, Миля приходит и бесцеремонно укладывается на ноты, приходится ласково отодвигать её на подоконник. Любимое место Мили, конечно же, рояль, это её трофей, инструмент весь исцарапан.

Когда Крылатов работает за роялем, кошка обязательно лежит или сидит сверху.

Старший сын Павел также связал свою жизнь с кино, пишет сценарии к фильмам («Поворот ключа», «Бабник»). Младшая дочь Маша тоже продолжила семейную традицию и окончила Московскую консерваторию. Она занимается изучением христианства, является автором сборника «Ключи от царства».

Источник: http://stories-of-success.ru/evgeniya-krylatova

Евгений Крылатов

Писать для кино композитор Евгений Крылатов начал, когда ему уже исполнилось тридцать. Однако на сегодняшний день количество фильмов, в которых звучат его песни, перевалило за сто пятьдесят…

Музыке учился по самоучителю

— СНАЧАЛА мы жили в небольшом городке Лысьва Пермской области, — рассказывает композитор. — Затем переехали в Пермь. Отец, простой рабочий, замечательно играл на скрипке, любил классическую музыку, слушал Бетховена, Шопена.

Меня рано отдали в фортепианный кружок Дома пионеров, потом — в музыкальную школу, а после седьмого класса я поступил в музыкальное училище. Никакого инструмента у нас, конечно же, не было. Мне купили самоучитель со специальным вкладышем, где была нарисована клавиатура, по ней я и учился играть.

Понятно, это давало не очень большие результаты, но через какое-то время местное управление культуры предоставило мне во временное пользование допотопный черный рояль, который целиком занимал одну из двух комнат нашей коммунальной квартиры. А в 1953 году я отправился покорять Москву, решив учиться только в столичной консерватории.

Мне помогли очень хорошие люди. Директором музыкального училища в Перми был замечательный музыкант, скрипач Николай Александрович Митрополов. Он отправил нас с другом на смотр молодых музыкантов, который проводила Московская консерватория, а там нам дали рекомендацию для поступления на композиторское отделение.

Но, представьте, на вступительных экзаменах мы сразу же провалили теорию. Ведь в Перми сольфеджио и гармонию просто не преподавали! Спасибо директору консерватории Александру Свешникову. Удивительный, должен сказать, человек! Он разрешил нам сдавать дальше.

У нас была очень сильная группа. Алемдар Караманов, Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев, на старших курсах в то время учились Родион Щедрин, Андрей Эшпай, Александра Пахмутова, Юрий Саульский… Консерватория давала фундаментальное академическое образование.

Думаю, это мне было необходимо. Какие-то песни я писал еще будучи студентом, относил их на радио, но это были безликие однодневки. Своей первой настоящей песней считаю «Колыбельную Медведицы» из мультфильма «Умка», от нее и веду отсчет.

Специально в песенном жанре я не работал, просто писал музыку к кинофильмам (например, «Достояние республики», «Ох, уж эта Настя!», «И это все о нем…»). Однако в общей сложности набирается более ста песен.

«Крылатые качели» из «Приключений Электроника» стали моей визитной карточкой, очень популярны песни из фильмов «Чародеи» и «Гостья из будущего».

А в современных фильмах песни почти не звучат. Да и снимают сейчас в основном боевики, какие-то уголовные картины, там особо не запоешь — разве только под гитару.

Вдохновения не жду

КОГДА пишу музыку, не жду никакого вдохновения.

В кино я проработал всю жизнь, а это фактически производство, которое связано определенными сроками, обязательствами, разве можно ждать, когда тебя посетит озарение? Я должен сесть за рояль и выдать свою продукцию — мелодию. И никого не интересует, есть ли у меня настроение, желание писать музыку или нет. Я часто цитирую Чайковского, который говорил, что вдохновение не посещает ленивых.

Источник: http://facecollection.ru/people/evgeniy-krylatov

Дети Евгения Крылатова

Композитор Евгений Крылатов родился 23 февраля 1934 года в Пермской области, городке Лысьва. Его родители работали на заводе, в связи с чем спустя два года после появления ребенка семейство перебралось в Мотовилиху. Это был пригород рабочих неподалеку от Перми.

Родители очень любили и понимали музыку: папа играл на скрипке, а мама неплохо пела. Во время семейных посиделок с друзьями они любили продемонстрировать свои таланты и порадовать гостей. Помимо этого отец будущего композитора самостоятельно освоил рояль. Для сына родители олицетворяли духовность.

Дети Евгения Крылатова также имеют непосредственное отношение к искусству и являются очень творческими личностями.

Тяга к музыке у Евгения давала о себе знать еще в очень раннем возрасте. Мальчишка мог часами слушать патифон и не отходить от него.

Уже в восьмилетнем возрасте мальчишка попросил, чтобы родители записали его на фортепианный кружок.

Собственного инструмента в семье тогда не было, но продуманный мальчишка вырезал из самоучителя схему клавиатуры и «играл» некоторое время на ней. Спустя некоторый период времени он уже сам мог писать небольшие пьески.

На фото: Евгений Крылатов

Евгений стал выпускником Мотовилихинской музыкальной школы, после чего решил продолжить музыкальное образование и отправился поступать в Пермское музыкальное училище.

Там он попал в руки очень хорошего педагога и с удовольствием продолжал совершенствовать свое мастерство. В четырнадцатилетнем возрасте у него уже появился первый рояль.

Директор училища отправил талантливого студента на смотр в Москву, после чего его рекомендовали для поступления в консерваторию.

В консерватории юноша выбрал для изучения сразу два факультета: класс сочинения и класс фортепиано. Педагоги попались просто замечательные, учеба шла в радость. Смущало только то, что парень оказался оторванным от дома, без необходимой материальной базы. Однако это было не так уж и страшно, по сравнению с тем шквалом положительных эмоций, который приносила учеба.

За годы своего творчества Евгений создал большое количество музыкальных произведений в разных жанрах. Однако наибольший успех принесла именно музыка, написанная для кинематографа.

В отечественных мультфильмах также звучали его мелодии, ставшие впоследствии знаменитыми на всю страну.

Крылатов стал одним из самых востребованных и популярных композиторов, его творчество имело неимоверный успех.

За время своей творческой карьеры Крылатову удалось поработать со многими известными поэтами, которые со временем стали лучшими представителями своей эпохи. Рабочий процесс не останавливался ни на миг, особую роль в нем играли произведения, написанные для детей. Сам Евгений ставил их на отдельную ступень и признавал, что именно они играют для него особую роль.

Во время обучения на третьем курсе консерватории Крылатов познакомился со своей будущей женой. Ею оказалась девушка с редким именем Севиль. Она была сестрой очень талантливого композитора Алемдара Караманова.

Однажды Евгений пришел в общежитие и увидел Севиль, влюбившись в нее с первого взгляда и определив свою судьбу. По образованию она юрист, однако всю свою жизнь предпочла посвятить семье.

Девушка оказалась превосходной хозяйкой, вкусно готовила и поддерживала идеальный порядок в доме.

У Евгения и Севиль родилось двое детей. Старший сын Павел не пошел по стопам отца и посвятил себя профессии сценариста. На этом поприще парень достиг не меньшего успеха, чем отец в музыке.

Сейчас у него уже есть взрослая дочка, которая обучается на философском факультете. А вот младшая дочь Евгения Крылатова Мария решила продолжить семейное дело и окончила консерваторию. Правда она не стала композитором или музыкантом.

Девушка больше ударилась в религиозную тематику и даже выпустила собственную книгу.

Евгений всегда старался быть для своих детей не просто отцом, но еще и другом. Он очень уважает не только их, но и сделанный ими жизненный выбор. Сейчас композитор живет и работает в Москве. Он очень счастлив и считает, что прожил жизнь очень удачно.

Ему удалось сохранить еще и хорошую физическую форму, что дает возможность и в настоящее время гастролировать с концертами по стране и оставаться востребованным артистом. Его знают и любят миллионы поклонников не только в родной стране, но и за рубежом.

Источник: http://tizer42.ru/publ/deti_znamenitostej/deti_evgenija_krylatova/9-1-0-99

Евгений Крылатов: Больше всего я люблю музыку

В начале марта прошлого года, когда две огромных плотных реки участников шествия-митинга в защиту детей, жертв западной ювеналки, сомкнулись на Новопушкинской площади, над людским морем родниковой чистотой зазвенело “Прекрасное далёко”.

Песни этого композитора давно выплеснулись за рамки фильмов и социальных границ. Его имя в последние годы не звучало в телевизионных прайм-тайм-передачах и почти не появлялось на страницах бумажных СМИ. А народ пел, исполнял, переписывал его хиты, уже вошедшие в сокровищницу музыки.

Евгений Павлович, Россия начинает вспоминать имя человека, записавшего музыку ее души. Откуда истоки вашего таланта? Откуда родниковость и хрустальность ваших мелодий?

Евгений Крылатов: Птица не знает, почему она поет именно так. И я не знаю, откуда. Хотя, конечно, все идет из детства – от маминых глаз, улыбки, от ее чистого голоса.

Она любила петь?

15 крылатых фраз из культовых мультфильмов Александра Татарского

Евгений Крылатов: Очень. Она была из простой крестьянской семьи и знала огромное количество пословиц, поговорок, прибауток, пела удивительные, редкие крестьянские песни.

Но и мой отец очень любил музыку. Я родился в небольшом городке Лысьва на пермской земле. Отец именно там рано пошел работать и на первую зарплату купил себе… скрипку. Позже, уже в Перми, у нас в доме по-прежнему не было мебели, но было много только появившихся тогда пластинок с классической музыкой. И еще у нас был длиннющий рояль-прямострунка XVIII века…

В маленьком городе?! А играл на нем уже будущий композитор?

Евгений Крылатов: Да, на “черном крокодиле” играл уже я. Это было логическое развитие событий: “дирижирование” малыша перед черной тарелкой репродуктора, подпевание маме, музыкальный кружок (раньше, чем образовательная школа) при Доме пионеров в Мотовилихе, районе Перми, музыкальная школа – с упражнениями дома на бумажной клавиатуре, вырезанной из “Самоучителя игры на фортепиано”.

“Черного крокодила” в те очень тяжелые годы нам дало напрокат местное управление культуры. Позже маме удалось выменять-купить небольшой рояль у женщины, эвакуированной из Ленинграда.

Вам везло на педагогов-профессионалов в детстве и в юности? Талант талантом, но ему нужна огранка…

Евгений Крылатов: Промысел был милостив ко мне. Когда я учился в Пермском музучилище, из другого города приехала преподаватель Ирина Гладкова, сама замечательный композитор и чудесный человек. Благодаря ее занятиям со мной и моим другом Сашей Немтиным (абсолютно бесплатным, кстати, занятиям), моя судьба сильно изменилась.

Мультфильм “Пластилиновая ворона” отмечает 30-летний юбилей

В 1953 году Московская консерватория устроила отборочный смотр сочиняющих студентов из провинциальных музучилищ. Отправили нас с Александром Немтиным.

А через какое-то время в Пермь пришло письмо, подписанное знаменитым композитором профессором Юрием Шапориным, тогда деканом отделения классической музыки, с рекомендацией для поступления в Московскую консерваторию.

Я учился на двух факультетах – по классу фортепиано у известного профессора Владимира Натансона и по классу сочинения у профессора Михаила Чулаки. Михаил Иванович – выдающийся общественно-музыкальный деятель и замечательный человек.

Он растил из нас творцов-профессионалов, но при этом не только показывал, “где легато, где фермата”, а был нам еще и отцом. Заботился о бытовой стороне нашей жизни, помогал советами и даже финансово.

Для меня это было большой поддержкой, еще и потому, что я рано женился.

Женились вы, насколько известно, на красавице Севиль, сестре вашего однокурсника Алемдара Караманова…

Евгений Крылатов: О, она была поразительно красива! Да она и сейчас красива. Мы вместе 57 лет! В первые годы нашей жизни нам почти негде и не на что было жить, но она, молодая женщина, не обращала на это внимания.

Я до сих пор благодарен ей за это. У нее твердый характер, который не раз помогал и мне. Севиль Сабитовна сыграла большую роль в становлении меня как художника.

Такой жены – преданной, верной, любящей, заботливой плюс великолепной хозяйки – просто не найти.

Ее брат Алемдар был непререкаемым авторитетом, лидером нашей композиторской группы. Мы понимали, что рядом с нами – звезда мировой величины. Со мной учились Альфред Шнитке, Эдуард Лазарев. В это же время студентами консерватории были Щедрин, Пахмутова, Саульский, Рыбников, Денисов, Губайдуллина, Эшпай.

Блестящие имена! Кстати, музыку каких композиторов – отечественных и зарубежных – вы особенно цените?

Евгений Крылатов: Очень многих. Из русских – на первом месте Чайковский, Рахманинов, ранний Скрябин. Из современных – Шостакович, Прокофьев, Хачатурян, Геннадий Гладков, Рыбников, грандиозный композитор Караманов…

Из западных трудно перечислить – Бах, Моцарт, Бетховен, Шуман, Шопен. На самом деле я больше всех других занятий люблю музыку! И, прежде всего, романтическую.

Это чувствуется. Хотя ваше творчество чего только не вместило! Балет “Цветик-семицветик”, который пять лет шел на сцене Большого театра. Музыка к театральным спектаклям, поставленным на лучших площадках Советского Союза…

Читайте также:  Луи де фюнес - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Евгений Крылатов: Самая любимая – к спектаклю “Ромео и Джульетта” в МТЮЗе…

А еще музыка к документальным картинам. Мультики, чудесный “Умка”!

Евгений Крылатов: По сути, с музыки к этому мультфильму и начались известные теперь многим мелодии к мульт- и кинофильмам. Моя музыка звучит в 43 мультфильмах. Правда, помню я только “Умку”, “Дед Мороз и лето”, “Простоквашино”.

Говорят, когда худсовет Киностудии детских и юношеских фильмов им. Горького обсуждал в 1971 году готовый к показу фильм “Достояние республики”, редактор сказала: “Покажите мне этого композитора. По такой музыке надо учить студентов, как сочинять: это же хрестоматия”. Это правда?

Евгений Крылатов: Да, мне рассказали об этом: я не ходил на худсоветы, очень волновался. С кинофильмов “О любви” (1970), “Достояние республики” (1971), “Ох, уж эта Настя” (1971) началось мое сотрудничество с кинематографом. Итог – музыка более чем к 140 фильмам, художественным и документальным, и мультфильмам.

Но моя самая любимая работа в кино – мелодии российско-болгарского фильма “Русалочка” (1976). И очень радостно, что почти все мои слушатели, как выяснилось, относятся к ним так же тепло. В “Гостевой книге” сайта www.krylatov.ru есть записи вроде той, что оставила девушка из Уссурийска: “У меня всегда слезы ручьем бегут под вашу мелодию из фильма “Русалочка”.

Признаюсь, что ежедневно в течение многих лет появляющиеся в “Гостевой” безыскусные послания из разных концов бывшего Союза стали нектаром для моей души. В условиях равнодушия СМИ проявление этой всенародной трогательной любви воскрешает. Разве не чудо, что многие мои песни в народе популярнее моей фамилии!

Самые “народные”, конечно, – “Крылатые качели” (“Приключения Электроника”, 1979) и “Прекрасное далёко” (“Гостья из будущего”, 1984)?

Евгений Крылатов: “Прекрасное далёко” проникло во все социальные группы. По свидетельству YouTube, песню поют маленькие дети и дородные матроны, молодежь в ночных дискотеках и компании в подъездах, поп-рок-группы а-ля рюс и прихожане католической церкви…

А “Крылатые качели” – моя визитная карточка.

Когда мы записали песню, режиссер картины “Приключения Электроника” Константин Бромберг, очень музыкальный человек, ожидая чего-то другого, расстроился: “Да, песня не получилась…” Я говорю: “Может, в детских хорах ее будут петь”. Он в сердцах говорит: “Надо, чтобы в ресторанах пели”. Прошло тридцать лет. Песню поют в ресторанах, на фестивалях, поют китайцы в Китае на почти чистом русском языке…

Конечно, в том, что многие из написанных мною песен “пошли” в народ, огромная заслуга и поэтов, подаривших им стихи. Я очень ценю доверие ко мне Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадуллиной, Игоря Шаферана, Леонида Дербенева. И, конечно, моего самого верного соавтора, поэта Юрия Энтина. Этот человек создал свой мир, открытый детям.

А вы, Евгений Павлович, – маэстро от Бога (цитирую вашу “Гостевую”). Но что случилось в России с нашей любимой детской песней? Куда она исчезла и как ее вернуть?

Евгений Крылатов: Высокий уровень детской песни задали композиторы Гладков, Шаинский, Рыбников, Минков, и мне удалось немножко на этой ниве поработать. Эта песня почти неразрывно была связана с детскими мультфильмами и кино. Отсутствие государственного интереса и денег погубило фильмы, а с ними исчезла и хорошая песня.

Сегодня в России огромное количество детских хоров, ансамблей, солистов. Проводятся фестивали. При этом тексты песен, как правило, пишут руководители этих коллективов. Но вы же согласитесь, что с Евтушенко и Энтиным они конкурировать не в состоянии? Да и целью текстов и исполнителей, к сожалению, часто становится подражание взрослым.

Детской аудитории, конечно, не хватает песен, созвучных детской душе. Думаю, дети и сейчас остаются такими же, какими были раньше. Романтичными, жаждущими хорошей мелодии и сильных образов, а не перепевания взрослых шлягеров.

Детские песни должны создаваться, пока существуют дети и детство! Создаваться профессионалами, прежде всего. Даже если это “неинтересно” с прагматической стороны. Это задача государства, гражданского и культурного сообщества.

Возвращаясь к вашему замечательному юбилею, скажите, пожалуйста, вы довольны тем, что создано за эти годы?

Евгений Крылатов: Жизнь все-таки прекрасна.

Молодой человек из провинции (в те годы и в такой профессиональной области это было особенно трудно) получил замечательное образование… Всю жизнь я трудился, памятуя о словах Чайковского: “Вдохновение не посещает ленивых”.

Но время от времени чувствовал, что еще и Кто-то незримый заботится обо мне. Судя по записям в моей “Гостевой книге”, смею надеяться, моя творческая судьба сложилась, а музыка, написанная мною, не канула в Лету.

Несмотря на все свои ошибки, жизнь старался прожить честно. Не святой я человек, но сознательно ни у кого ничего не взял; ничего, что взял, не вернул бы. У меня верная жена, имя которой означает “любимая”, и замечательные дети Павел и Мария – необычные, но тоже нашедшие себя.

Я люблю свою Родину и, если удастся еще послужить ей, буду рад этой милости ко мне.

От редакции

Е.П. Крылатов – член Союзов композиторов, кинематографистов и театральных деятелей, лауреат Государственной премии СССР (1982), лауреат премии Ленинского комсомола (1984), народный артист России (1994).

Две мечты композитора Крылатова

• Провести в Кремлевском дворце съездов концерт “Композитор Крылатов – детям России”
• Создать на основе музыки к фильму “Русалочка” новое произведение для сцены

Из “Гостевой” на сайте www.krylatov.ru:

Источник: https://rg.ru/2014/02/23/krylatov-site.html

Евгений КРЫЛАТОВ:

– Евгений Павлович, вас в детстве считали вундеркиндом?– Нет, тогда даже слова такого в ходу не было. Но тягу к музыке ощущал сильнейшую. На стене висел черный репродуктор, он постоянно работал, а тогда по радио часто передавали симфонические концерты.

Мама рассказывала, что я мог часами слушать музыку как завороженный, концерты из репродуктора приводили меня в сильнейшее возбуждение, я пел, размахивал руками – дирижировал. В музыкальную школу поступил на год раньше, чем в школу общеобразовательную. Лет в девять сочинил две музыкальные пьески.

Конечно, я среди сверстников был нетипичен. В бойкие игры не играл, сказалась нужда во время войны: у меня обнаружились проблемы с легкими, до туберкулеза, к счастью, не дошло. Был худенький, хорошенький, воспитанный, нравился взрослым. К тому же играл Шопена и читал запоем.

– То есть песенника в себе вы распознали не сразу?

– Мой инкубационный период длился очень долго. Раскрыться помог кинематограф, но до этого было еще ой как далеко. Я в Москве оказался почти случайно. Московская консерватория устроила слет студентов музыкальных училищ, замеченных в сочинительстве, меня и отправили. Это было зимой. А в мае шла подготовка к выпускным экзаменам, я думал, куда поступать, причем мама мечтала, чтобы я стал врачом или агрономом… И вдруг приходит письмо-рекомендация за подписью известного композитора Юрия Шапорина. Это письмо все и определило. И я стал студентом Московской консерватории.

– Самое время вспомнить о сокурсниках, о студенческой жизни.

– В то время на разных курсах учились Щедрин, Пахмутова, Саульский, Рыбников, Денисов, Губайдуллина, Эшпай. Наша композиторская группа состояла из четырех человек. Мы дружили, вместе отмечали какие-то праздники, когда заводились деньжата, ходили в знаменитый ресторан «Арагви». У каждого из нас было прозвище, немного стиляжье: Альфреда Шнитке мы звали Альф, Эдуарда Лазарева – Эдл, Алемдара Караманова – Дарик. Меня же звали Джиппи. Мы любили собираться дома у Альфреда, там всегда встречали тепло и гостеприимно. С Альфредом было весело, он на любую шутку тут же откликался, смеялся до колик. Его мама устраивала нам роскошные, по тем меркам, приемы… Но вот Алемдара мы все ценили особо, уже тогда было понятно, что он достигнет мирового признания. Он был феноменально одарен, обладал абсолютным слухом, был блестящим пианистом. Дарик был необычайно харизматичен, мы дружили, я восхищался им, он в моей жизни значил так много, что в конце концов мы стали родственниками – я женился на его сестре. А потом была аспирантура, но диплом я смог получить лишь два года спустя.

– Почему?

– Распределили в Самарканд, пианистом. Я уперся: мы ждали ребенка. Началась демагогия: вы комсомолец, вас учили, а в Москве своих хватает… В общем, я не подписал лист распределения, а мне не выдали диплом. Помог мой педагог, профессор Михаил Иванович Чулаки, он понимал, что, уехав из Москвы, я не смогу реализоваться. Мне дали академический отпуск на год. Так что я оканчивал консерваторию уже с другим курсом, а председателем экзаменационной комиссии в тот раз был Дмитрий Шостакович. И в дипломе у меня стоит подпись Шостаковича… Я интуитивно чувствовал, что мой путь связан с литературой, с изображением, что я не композитор в чистом виде, как Альфред или Алемдар, я прикладной композитор.

– Но Альфред Шнитке тоже писал для кинематографа и даже считался модным композитором…

– Ну да, и Стравинского тоже можно назвать прикладным композитором, за его балеты… Но мне не хватало какого-то щелчка… Я писал музыку для спектаклей, мучительно бился, искал свой путь. Были постановки в Театре Гоголя, Театре Пушкина. Когда я достиг некоторой известности, сделал два спектакля в Малом театре, потом в Большом театре пять сезонов держался мой балет «Цветик-семицветик», музыка навеяна Прокофьевым. Конечно, то, что балет поставили, – заслуга моего учителя, директора Большого театра Михаила Чулаки. Другое дело – балет был достоин того, чтобы его исполняли. Я написал музыку к двум десяткам спектаклей, самая любимая – к постановке «Ромео и Джульетта». Но до песен было еще далеко, о них я в ту пору и не помышлял… У меня в памяти много критических моментов, рассказывать об этом не хочется, если коротко – ощущение стены. Поскольку я по характеру не боец, я говорил себе: «Значит, не судьба». Но в момент полного отчаяния появлялся кто-то вроде ангела-хранителя и открывал мне дверь. Одним из таких хранителей я считаю моего большого друга Александра Зацепина. Мы с юности дружим. Он как-то легко вошел в сотрудничество с «Мосфильмом» и киностудией имени Горького, работал и в документальном кино, и в мультипликации, и для эстрады. И по-товарищески стал меня тянуть за собой. Он привел меня к режиссерам мультфильма «Умка», там восемь минут музыки, и объявил: «Ребята, это мой друг, как хотите, будем писать вместе». Режиссеры, конечно, страшно расстроились – что в коротком мультфильме делать двум композиторам? Но неудобно было отказать. А Саша помаячил и исчез. Предоставил площадку мне. И я написал, наверное, помните: «Ложкой снег мешая, ночь идет большая…»

– Как не помнить! Главный мультфильм детства!

– Так я нашел себя, свою дорогу. Никто не предполагал, что песни из «Умки» уйдут в народ и полюбятся. И уж тем более я, это ведь практически первые мои песни. А потом Саша Зацепин ввел меня и в документальное кино.

– Вы живете в уникальном доме, здесь на каждом подъезде таблички с именами великих советских композиторов…

– С этим домом у меня связаны просто мистические пересечения. Начать с того, что декан факультета композиторов Юрий Шапорин, рекомендовавший меня в консерваторию, занимал квартиру в третьем подъезде. Здесь жили Хренников, Шостакович, Хачатурян, Людмила Лядова, Меерович, Глиер… Сейчас Союз композиторов находится в здании на Огарева. А в годы моей молодости он располагался здесь, на улице Чаянова, занимал первый этаж. Тут я живу последние три года. Отсюда начиналась моя московская творческая жизнь – 26 января 1961 года меня приняли в Союз композиторов. Здесь был кабинет Тихона Хренникова, когда он возглавлял союз, музыкальный фонд, бюро пропаганды, ресторан, в который мы заглядывали по каким-то особым случаям, маленький концертный зал. Это здание было музыкальным гнездом для всех нас в самом общем смысле. И спасибо судьбе, что последняя глава моей повести будет рассказана в доме, с которым связано столько юношеских надежд.

– Советское кино представить без ваших песен невозможно, а вы ощущали себя звездой?

– Как-то сразу началась работа. Одновременно вышли три прекрасных фильма с моими песнями: «О любви», «Достояние республики», «Ох уж эта Настя!». Произошел тот самый прорыв, о котором я молил судьбу. Начиная с 1971 года меня стали постоянно приглашать в кино, я написал песни для ста пятидесяти фильмов. Тяжелым периодом были 90-е годы, когда казалось, что поколению «стариков» пришел творческий конец. Теперь, конечно, кино делает поколение внуков. Последняя моя работа – «Три женщины Достоевского» Евгения Ташкова, скромная по средствами картина, но, по-моему, очень интересная, режиссер-то именитый… Я вообще благодарен кинематографу за то, что он подарил встречи с самыми яркими людьми. И в этом смысле да, ощущение большой судьбы возникло, когда я осознал, из каких социальных глубин меня вытащила жизнь и в какой круг общения ввела. Я знак равенства с этими величинами не ставлю, что касается моего личного творчества, скажу честно: я никогда к нему не относился с пафосом. Я труженик, для меня сочинение музыки имеет чисто функциональное, производственное значение. Мне нравится формула Чайковского: вдохновение не посещает ленивых. По ней и живу. В кино ведь все нужно вчера, все время гонка, сделал – сдал, а хит это или не хит, об этом не думаешь. Я вам вообще скажу: моя самооценка как кинокомпозитора сильно возросла лишь недавно.

– Вот как? И с чем это связано?

– С одним неожиданным и трогательным открытием. Я где-то прочел, что англичане пришли к занятному выводу: если человек после шестидесяти лет осваивает компьютер, он тем самым продлевает свою жизнь. Наверное, это как-то объясняется психологически, появляется какая-то новая мотивация. И несколько лет назад я открыл для себя фантастический мир – виртуальное пространство. Купил iPad и теперь постоянно, говоря молодежным сленгом, зависаю в Сети. Так вот меня удивило, сколько в Интернете откликов на мои песни. Я действительно не представлял себе такую огромную аудиторию… Теперь на своем сайте регулярно вступаю в переписку с посетителями форума. Конечно, я по-прежнему отношусь к себе с известной долей юмора, и когда мне пишут: «Вы гений», отвечаю: «Я не гений, я Евгений…» Но не скрою, мне приятно. И возможность общаться с таким количеством незнакомых доброжелательных людей для меня стала откровением.

– Для слушателей тандем Энтин – Крылатов неразделим. С Юрием Энтиным взаимопонимание возникло сразу?

– Как раз нет. Между первой песней из «Умки» и второй песней из фильма «Ох уж эта Настя!» прошли годы. И вот мне предложили написать музыку к стихам «Лесной олень» Юрия Энтина, уже очень известного поэта. Юра приехал ко мне (тогда еще в Тушино) прослушать музыку. А он откровенный, как ребенок, всегда прямо говорит, что думает. И я получил… Я напел, он послушал, помрачнел. И заявил, что так старомодно уже никто не пишет. Я был в ужасе. Он ушел. Я очень расстроился. Приезжаю на студию. А режиссер картины Юрий Победоносцев был лет шестидесяти. Сейчас-то он для меня молодой человек, а тогда казался старичком, хоть и довольно бодрым. Режиссер бежит по коридору мне навстречу и кричит: «Ну как, как?» Я выдавил из себя, что Энтин просил меня еще над песней поработать. Победоносцев попросил: «Сыграйте!» Я сыграл. Он как закричит на всю студию: «Гениально!» И я подумал, что если современному человеку не нравится, а пожилой в восторге, то мне конец.

– Но это действительно хит на все времена!

– Арбитром стала Аида Ведищева, она жила недалеко от дома Союза композиторов. Аида спела «Колыбельную» в «Умке», принесла мне успех, и я ей верил безоговорочно. И она уверенно объявила, что «Олень» станет шлягером. «А Юра Энтин?» – спросил я. «Он ничего не понимает», – заявила Аида.

– Удивительно, конечно, как могут не сходиться мнения…

– Юра со мной долго не общался. Но потом мы с ним написали столько всего, что он действительно стал очень важным человеком в моей творческой судьбе. Однажды в ответ на чью-то шутку о том, что я не очень хорошо разбираюсь в поэзии, Юра ответил: «Зато он всегда знает, что именно из поэзии ему нужно для песен». Юра, конечно, крупный, уникальный поэт, он создал свой поэтический мир. Так писать для детей у нас в стране никто не мог, ему нет равных и сегодня. У нас с ним случилось притяжение противоположностей. Правда, когда мы познакомились, его стезей считались каламбур, остроумие, шутка. Лирика в нем пряталась где-то глубоко, он ее не признавал, стыдился. А какие авторы у него были! Один Гладков с его «Бременскими музыкантами» чего стоил! И вот, начиная с «Лесного оленя», я потихоньку стал вытягивать из Юрия лирическую поэзию. И он признает: в этом смысле мы нашли друг друга. Я открыл в нем этот клапан.

– И напоследок о планах. Нет ли у вас мысли написать что-то для театра?

– Так получилось, что в свое время меня полностью захватило кино, и театру я недодал, на мой взгляд. Мечта театральная, конечно, есть. Из всего своего творческого багажа я особо выделяю работу над советско-болгарским фильмом «Русалочка». Там интерпретация истории более широкая, чем обычно, и я, изучая Интернет, понял, что музыка для «Русалочки» любима до сих пор. Так вот теперь хочу написать балет или мюзикл по этому фильму.

Источник: http://www.ug.ru/archive/54711

Евгений Крылатов: “Если нет желания что-то сделать во имя любви, жизнь становится бессмысленной”

«ФАКТЫ» продолжают публикацию анкет известных людей, согласившихся поделиться с читателями своими самыми сокровенными мыслями

— Как вы сами представились бы нашим читателям?

— Композитор Евгений Крылатов. Думаю, читателям известны песни «Крылатые качели», «Прекрасное далеко», «Лесной олень», «Кабы не было зимы», «Три белых коня», «Колыбельная Медведицы» («Ложкой снег мешая…»), «Песенка о шпаге» («Шпаги звон, как звон бокала»)… Я написал музыку более чем к ста фильмам: «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Достояние республики»…

— Ваш любимый цвет, запах, продукт, напиток?

— Мой любимый цвет — цвет неба, очень спокойный серо-голубой. Запах нравится травы, деревьев после дождя. Что касается еды, раньше любил пельмени. Сейчас стараюсь есть немного. Больше всего нравятся фрукты: абрикосы, персики, груши… Из напитков предпочитаю воду и зеленый чай.

— Чем для вас пахнет детство?

— Мамой. Я считаю, что детство, первые шаги каждого из нас зависят от мамы.

— Счастье — это… что? Вы счастливый человек?

— В общечеловеческом смысле — это любовь, мир и чтобы люди не убивали друг друга. Нет ничего дороже жизни человека! А в личном смысле? Для каждого человека здесь много компонентов. Полного счастья не бывает. Счастлив ли человек, зависит от его отношения к жизни.

Есть люди, которые бесконечно несчастны, потому что они так думают. А есть люди, которые все, что им судьба посылает, принимают и смиряются, стараясь не падать духом и не терять свои человеческие качества.

Счастливый ли я человек? Считаю, что да. Во-первых, сложилась моя творческая жизнь — я смог себя реализовать. Во-вторых, у меня семья хорошая. В-третьих, мне пошел 81-й год, я еще в полной форме — работаю, сочиняю, двигаюсь… И это тоже счастье.

— В чем вам видится смысл жизни?

— Прожить ее честно, порядочно, не переступая через нравственные постулаты.

— Что такое любовь?

— Думаю, любовь — главное чувство. Человек, который не чувствует любви, несчастный. Если нет желания что-то сделать во имя любви, жизнь становится бессмысленной.

— Вы хорошо помните самый счастливый день своей жизни? А самый непростой?

— Были периоды счастья. Например, когда женился, рождение ребенка… Это и творческое счастье: когда поступил в московскую консерваторию, когда создавал песни, которые нравились людям. А самым трагическим в моей жизни было, когда внезапно умерла моя мама.

— Чего вы ни за что не сможете простить другим людям?

— Убийства и предательства. Есть черта, переступив которую, человек уже не может называться человеком. Все остальное можно простить, тем более если человек совершил проступок не со зла, а в силу обстоятельств, неосознанно, не подумав. Другое дело, что есть люди, которые потеряли мое доверие.

— Что-то может довести вас до слез?

— Я очень плакал, когда умерла моя мама, хотя стал уже взрослым — мне было 33 года. И вообще я очень сентиментален. К примеру, не могу смотреть сцены в фильме, где мать встречается с сыном после долгой разлуки.

— Какими качествами нужно обладать, чтобы добиться успеха?

— Вы знаете, это вопрос непростой и неоднозначный. По-разному бывает. Есть человек-боец. Он видит преграду и думает, как ее преодолеть или обойти. У меня по-другому.

Когда передо мной препятствие, стена, я себе говорю: «Значит, не судьба». И всегда, поверьте мне, вдруг появляется какой-то человек, с которым я раньше не общался, и эту проблему решает.

Это удивительно — будто ангел-хранитель надо мной.

— Есть у вас личная формула успеха?

— Вы знаете, личной формулы у меня нет. Как писал Лев Толстой, делай что должно и будь что будет. Я живу по этой формуле. Я никогда не думаю, будет успех или нет, я делаю работу.

— Какую роль в вашей жизни играют деньги?

— Деньги необходимы, чтобы содержать семью, помогать детям, но для меня они не самоцель. В большом количестве их у меня не было.

— Что для вас означает быть свободным?

— Главное — внутренняя свобода. Важно не гнаться ни за чем, а довольствоваться тем, что есть. Самое главное, чтобы были здоровье и чистая совесть.

— Испытываете ли вы страх перед смертью?

— Вы знаете, нет — это неизбежно. Боюсь самого процесса, который может быть тяжелым и мучительным.

— Что вы станете делать, узнав о том, что вам осталось прожить ровно семь дней?

— Постарался бы все свои дела привести в порядок, дал бы какие-то советы и напутствия своим детям.

— Вы никогда не задумывались над тем, есть ли жизнь после смерти?

— Знаете, хотелось бы, чтобы была.

— Что вы вкладываете в понятие добра и зла?

— Самое большое зло — посягать на жизнь человека. Ничего страшнее не может быть. А добро — это спасение и защита человеческой жизни.

— Вас часто предавали?

— Нет. В этом смысле я счастливый человек.

— Что вам помогало преодолеть периоды полного отчаяния?

— Ответственность перед семьей.

— Что в жизни вам представляется самым непростым?

— Самое сложное в жизни — это отношения с людьми, особенно, как ни странно, — с близкими.

— Существует ли Бог?

— Думаю, что да.

— Случались в вашей жизни чудеса?

— Было много чудес. Считаю, самое большое — то, что мне, родившемуся в маленьком городе в рабочей семье, Господь дал возможность заниматься творческой работой. Ведь большинство моих коллег — москвичи, из интеллигентных образованных семей, у них была совсем иная стартовая площадка.

— Сколько времени вы смогли бы прожить на необитаемом острове и что взяли бы с собой?

— Сколько прожил бы там, не знаю. Вообще, я одиночества не боюсь. А взял бы с собой ноутбук для связи с родными и какой-нибудь клавишный инструмент.

— В какую эпоху вам хотелось бы жить и с кем из представителей той эпохи пообщаться?

— Надо жить в то время, когда ты родился. Думаю, современный человек не мог бы в другую эпоху жить. Мы очень изменились, к каким-то вещам не то что привыкли — срослись с ними. Я не хотел бы менять эпоху, а жил бы в этой как можно дольше, потому что о прошлом мы знаем, а о будущем нам ничего неизвестно. А пообщаться интересно было бы с Чеховым и Рахманиновым. Они для меня образцы духовности.

— Как вы считаете, красота действительно может спасти мир?

— Не уверен. Боюсь, если человечество не остановится в агрессии, оно уничтожит и мир, и красоту. Так что не красота спасет мир, а мир должен спасать красоту.

Беседовала Ольга СМЕТАНСКАЯ, «ФАКТЫ»

Фото в заголовке с сайта alevkuz.livejournal.com

Источник: https://fakty.ua/196740-evgenij-krylatov-esli-net-zhelaniya-chto-to-sdelat-vo-imya-lyubvi-zhizn-stanovitsya-bessmyslennoj

Ссылка на основную публикацию